Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Изобразительное искусство как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования подтверждается их соответствием методологическим положениям философии, социологии, эстетики, искусствоведения, педагогики и психологии об эстетических ценностях и роли искусства в формировании ценностных ориентации личностио содержании эстетических идеалов мужчины и женщины в произведениях искусства разных эпох, о ценности семьи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
    • 1. 1. Культурологический аспект полоролевого воспитания детей дошкольного возраста
    • 1. 2. Отражение мужского и женского образов в произведениях изобразительного искусства
    • 1. 3. Эстетическое восприятие художественного образа изобразительного искусства детьми старшего дошкольного возраста
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
  • ЭСТЕТИЗАЦИИ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
    • 2. 1. Анализ состояния практики полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства (констатирующий эксперимент)
    • 2. 2. Обоснование экспериментальной программы эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства
    • 2. 3. Формирование эстетического отношения к образам мужчины и женщины у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства (формирующий эксперимент)
    • 2. 4. Динамика сформированное&trade- полоролевой эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста под влиянием художественных образов изобразительного искусства (контрольный эксперимент)

Изобразительное искусство как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства является важной проблемой в теории и практике дошкольного образования. Значимость индивидуально-личностного развития человека, одной из характеристик которого является пол, сегодня не вызывает сомнения (В.П. Багрунов, А. И. Белкин, A.A. Бодалев, Т. Я. Титаренко и др.). Установление личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя и воспитуемого требует учета особенностей полового развития ребенка на нейрофизиологическом, личностном и межличностном уровнях (B.C. Мерлин, М. В. Колясникова и др.). Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для интенсивного протекания процессов половой дифференциации, идентификации и становления полоролевых стереотипов, в ходе которых формируются фемининные и маскулинные качества (Е.Д. Еремеева, В. Е. Каган, Д. В. Колесов, Н.В. Плисен-ко, Т. П. Хризман и др.).

Освоение социального опыта фемининности и маскулинности зависит от условий полоролевого воспитания, осуществляющегося в процессе полороле-вой социализации. Факторами полоролевой социализации являются семья, детский сад, школа, сверстники и культура народа (В.В. Абраменкова, И. С. Кон, В. С. Мухина, Т. А. Репина, А. Г. Хрипкова и др.).

В теории изучались многие вопросы полоролевого воспитания. Исследовалась психологическая природа полоролевого воспитания, связанная с процессами половой идентификации (И.С. Кон, Н. В. Плисенко и др.), половой дифференциации (В.В. Абраменкова, Я. JI. Коломинский и др.), становления полового самосознания в условиях группы сверстников (О. В. Прозу ментик, Т. А. Репина, И. В. Тельнюк и др.), под влиянием социума (Л.С. Выготский, А. Г. Хрипкова и др.), на уровне бессознательного (3. Фрейд) и др.

Исследовались педагогические условия воспитания мальчиков и девочек в семье и детском саду, взаимосвязь полоролевого, социального, нравственного воспитания в развитии личности ребенка, разнообразные формы, методы и средства полоролевого воспитания (Л.А. Арутюнова, J1.B. Грабаров-ская, JI.B. Градусова, Е. К. Кудрявцева, Н. К. Дедовских, И. И. Лунин, М.А. Рад-зивилова, Л. И. Столярчук Н.Е. Татаринцева и др.). Однако актуальными и недостаточно решенными остаются вопросы поиска эффективных путей поло-ролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства. Вместе с тем, именно изобразительное искусство, оперируя художественными образами, обладает широкими возможностями эстетического воздействия на полоролевое сознание ребенка. Являясь одним из наиболее эффективных средств передачи духовных ценностей, оно возвышенно и утонченно отражает мир взаимоотношений женщины и мужчины. (A.B. Бакушинский, Л. С. Выготский, В. А. Езикеева, Н. М. Зубарева, Е. А. Игнатьева, Р. Г. Казакова, B.C. Мухина, Е. А. Флерина и др.). Мы полагаем, что акцент на возвышенные чувства, сконцентрированные в художественных образах изобразительного искусства наиболее убедителен для детей, чем реальные человеческие отношения, которые иногда не соответствуют нравственно-эстетическим требованиям общества.

Исследователи в области нравственного воспитания рассматривали проблему ценностного отношения к людям (P.C. Буре, С. А. Козлова, Л. Ф. Островская, C.B. Петерина, В. А. Сухомлинский и др.). Приобщение детей к произведениям искусства изучалось в рамках эстетического воспитания (Н.С. Александрова, H.A. Ветлугина, М. В. Грибанова, О. П. Радынова, Р. Г. Казакова, P.M. Чумичева и др.). Однако взаимосвязь полоролевого, нравственного и эстетического воспитания с ориентацией на идеальные образы мужчины, женщины и семьи как духовные ценности, отраженные в изобразительном искусстве, не являлись объектами исследования в теории и практике дошкольного образования.

Теоретический анализ исследований показал, что ребенок старшего дошкольного возраста способен воспринимать образ человека в изобразительном искусстве и отражать его в продуктивных видах деятельности. При этом предпочтение детьми отдается выбору не столько пейзажных, сколько жанровых образов, т. е. внимание детей привлекают социальные темы (JT.A. Андреев, H.H. Волков, Л. С. Выготский, М. В. Грибанова, В. С. Мухина, Т. С. Комарова, В. А. Разумный, P.M. Чумичева и др.). Однако, восприятие социального содержания в художественных образах мужчины, женщины и семьи с позиции эстетического идеала исследователями не рассматривалось. Поэтому мы считаем проблему полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства актуальной.

Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью решения проблемы полоролевого воспитания детей в практике дошкольного образования и недостаточной теоретической разработанностью ее в аспекте интегрирования эстетического, социально-нравственного и полоролевого воспитания с ориентацией детей на эстетические идеалы мужчины и женщины, отраженные в произведениях изобразительного искусства. Влияние художественных образов на полоролевое развитие детей не являлось предметом изучения. Это послужило основанием для формулировки проблемы исследованиякаковы педагогические условия эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объектом исследования выступает процесс полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства в системе нравственно-эстетического дошкольного образования.

Предметом исследования являются педагогические условия эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства предполагает его эстетизацию, понимаемую нами как процесс формирования эстетического отношения к идеальным художественным образам мужчины и женщины, выраженным в произведениях изобразительного искусства и соотносимым с реальной действительностью. Эффективность протекания этого процесса будет зависеть от следующих условий:

— отбора культуросообразного содержания эстетических идеалов мужчины, женщины, создаваемого посредством художественных образов произведений изобразительного искусства разных эпох;

— разработки интегративной технологии, обеспечивающей формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического интереса, эстетических представлений, эстетических чувств и эстетической оценки по отношению к художественным образам;

— создания социокультурной эстетической среды посредством произведений скульптуры, графики, живописи, фотографии и искусства дизайна, необходимых для усвоения и присвоения детьми личностно-дифференцированного эстетического опыта социальных отношений.

Задачи исследования:

1. Уточнить понятие «эстетизация полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста», теоретически обосновать значение и культурологическую модель становления эстетических идеалов мужчины и женщины посредством художественных образов произведений изобразительного искусства.

2. Выявить педагогические условия эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства.

3. Экспериментально проверить эффективность выделенных педагогических условий.

Методологической основой исследования явились:

— положения философии и эстетики об эстетических ценностях и роли искусства в формировании ценностных ориентаций личности (Ю.Б. Борев, М. С. Каган, М. Ф. Овсянников, А. Г. Спиркин, Л. Н. Столович и др.);

— искусствоведческие исследования о содержании эстетических идеалов мужчины и женщины в произведениях искусства разных эпох (И.А. Башинская, A.B. Быстрое, J1.B. Ворошихина, A.A. Гастев, В. Д. Дажина, С. М. Даниель, В. Я. Канатуш, С. Ф. Карп. Ю. Д. Колпинский и др.);

— социологические исследования о ценности семьи и выполняемых в ней социально-половых ролей мужчины и женщины (И.В. Бестужев-Лада, В. В. Бойко, Л. Н. Захарова, H.A. Рюриков, А. К. Юрциня и др.);

— психолого-педагогические исследования о понимании художественного образа произведений искусства как культуросообразного педагогического средства, обеспечивающего освоение детьми социального опыта и постижение культурно-исторической ценности человека, а также эстетического отношения к окружающей действительности (H.A. Ветлугина, Л. С. Выготский, М. В. Грибанова, Р. Г. Казакова, Т. С. Комарова, B.C. Мухина, А. Ж. Овчинникова, Е. А. Флерина, P.M. Чумичева и др.);

— психолого-педагогические исследования о личности человека как интегральной индивидуальности и высшей ценности общества (Л.И. Божович, В. А. Караковский, B.C. Мерлин и др.);

— психолого-педагогические исследования о сущности понятия полоролевого воспитания (В.Е. Каган, Д. В. Колесов, И. С. Кон, Н. К. Ледовских, А. С. Макаренко, Л. В. Пименова, М. А. Радзивилова, Л. И. Столярчук и др.) — о половой идентификации и дифференциации, обеспечивающих усвоение детьми старшего дошкольного возраста диалектических категорий мужественности и женственности (В.В. Абраменкова, Л. С. Выготский, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. Г. Кукулите, Н. В. Плисенко, З. Фрейд и др.).

Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы педагогического исследования: теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияотбор и оценка педагогической значимости произведений искусства, изучение и анализ программ обучения и воспитанияанкетирование и тестирование педагогов и родителей дошкольного учрежденияизучение и анализ педагогической документацииизучение предметно — развивающей среды дошкольного учрежденияанализ детских рисунковбеседы с детьмипедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) — методы математической обработки данных.

Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольных учреждений № 155, № 165 «Незнайка», № 196, № 197 «Центр развития ребенка — М. Монтессори», № 227 «Сказка» (г. Киров) — № 19 «Василек» (г.Инта республики Коми) — № 60 (г. Березники Пермской области) в период с 1996 — 2001 гг. Всего под наблюдением находилось 200 детей, 522 родителя. 120 педагогов.

Исследование проводилось в три этапа:

I этап (1996 — 1997гг.) — поисково-теоретический. В этот период осуществлялось изучение и проводился анализ философской, социологической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования. Определялись методологический аппарат и методика исследования. Уточнялось содержание понятий «полоролевое воспитание», «полороле-вая эстетическая воспитанность», «эстетизация полоролевого воспитания», «культурологическая модель становления эстетических идеалов мужчины и женщины». Разрабатывалась методика изучения особенностей эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства в практике работы дошкольных учреждений.

II этап (1997 — 2000 гг.) — поисково-экспериментальный. На этом этапе изучались особенности эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства в практике работы дошкольных образовательных учреждений через проведение и обработку данных педагогического эксперимента. Осуществлялись поиск и разработка экспериментальной программы и эффективной технологии эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства, содержания социокультурной эстетической среды.

III этап (2000;2001 гг.) — заключительно — обобщающий. Он включал обработку и анализ результатов проведенного исследования, уточнение теоретических положении, разработку методических рекомендаций по созданию условий эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства, формулирование выводов и заключения.

Теоретическая значимость состоит в том, что:

— расширено имеющееся понятие полоролевого воспитания детей дошкольного возраста в культурологическом аспекте;

— теоретически обосновано значение и содержание эстетических идеалов мужчины, женщины, семьи, отраженных в художественных образах произведений изобразительного искусства, для эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста;

— выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства: отбор культуросообразного содержания эстетических идеалов мужчины, женщиныразработка интегратив-ной технологиисоздания социокультурной эстетической среды;

— разработаны уровни, критерии и показатели полоролевой эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;

— разработано содержание социокультурной эстетической среды дошкольного учреждения.

Научная новизна заключается:

— в раскрытии понятия эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возрастав раскрытии сущности культурологической модели становления эстетических идеалов мужчины и женщины посредством художественных образов произведений изобразительного искусства.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что:

— содержащиеся в нем теоретические положения и выводы отражены в научно-методических рекомендациях по созданию социокультурной эстетической среды посредством изобразительного искусства;

— разработана и апробирована в широкой практике экспериментальная программа эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста «Красота. Мужественность. Женственность» и интегративная технология ее реализациирезультаты исследования используются в практике работы дошкольных образовательных учреждений и начальных школ, в преподавании курса «Полоролевая социализация старших дошкольников» на факультетах дошкольной педагогики и психологии, в педагогических колледжах и системе повышения квалификации педагогов.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования подтверждается их соответствием методологическим положениям философии, социологии, эстетики, искусствоведения, педагогики и психологии об эстетических ценностях и роли искусства в формировании ценностных ориентации личностио содержании эстетических идеалов мужчины и женщины в произведениях искусства разных эпох, о ценности семьи и выполняемых в ней социально-половых ролей мужчины и женщиныо понимании художественного образа произведений искусства как культуросообразного педагогического средства, а также эстетического отношения к окружающей действительностио личности человека как интегральной индивидуальности и высшей ценности обществао половой идентификации и дифференциацииприменением форм и методов, адекватных цели и задачам исследованияположительными результатами экспериментального исследования и их воспроизводимостью в дошкольных образовательных учреждениях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ВГПУ, кафедры методики дошкольного и начального обучения педагогического факультета ВГПУ, аспирантских объединениях ВГПУ, кафедры эстетического воспитания МПГУ. Результаты исследования использовались при проведении семинаров в дошкольных образовательных учреждениях г. Кирова (№№ 155, 196, 197, 227) — ИПКУ г. КироваИУУ г. Перми, в дошкольном учреждении №.

60 и ГОРУНО г. Березники Пермской области, а также спецкурса «Полороле-вая социализация старших дошкольников» в ВГПУ. Материалы исследования были представлены на научно-практических конференциях МПГУ (г. Москва, 1998, 1999, 2000, 2001гг), РПГУ (г. Санкт-Петербург, 1997, 2000гг), по педагогике ненасилия (г.Санкт-Петербург, 1998, 2000, 2001 гг) — БГПУ (г. Барнаул, 1999 г) — ВГПУ (г. Киров, 1998, 1999гг), ПГПУ (г.Пермь, 1996гг) — ШГПУ (г. Шуя, 1999).

Положения, выносимые на защиту:

1. Эстетизация полоролевого воспитания, понимаемая нами как процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения (эстетического интереса, эстетических представлений, эстетических чувств и эстетической оценки) к идеальным художественным образам мужчины, женщины, семьи, выраженным в произведениях изобразительного искусства и соотносимым с реальной действительностью.

2. Культурологическая модель становления эстетических идеалов мужчины и женщины, раскрывающая эстетическую ценность выполняемых ими социально-половых ролей в семье и обществе, отраженную в художественных образах портретной и жанровой живописи, скульптуры, графики, фотографии и дизайна разных эпох и народов.

3. Педагогические условия эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства, включающие отбор культуросообразного содержания эстетических идеалов мужчины, женщины, семьиразработку интегративной технологиисоздание социокультурной эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении.

4. Экспериментальная программа эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста «Красота. Мужественность. Женственность».

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие личности ребенка является актуальной целью дошкольного образования в настоящее время. Одной из главных задач в реализации данной цели выступает воспитание нравственной личности. Бесспорно, что пол является характеристикой личности ребенка. Воспитание детей в соответствии с их полом рассматривается в современных исследованиях в рамках нравственного воспитания личности.

Полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста является понятием сравнительно новым. Предпосылками его появления служат такие смыслы, как дифференциация обучения и воспитания детей в соответствии с их полом и половое воспитание вообще. Если первое понимание заслуживало пристального внимания ученых и практиков в дореволюционный период развития российского общества, то второе имело место начала XX столетия до 1990 годов.

Историко-педагогический аспект проблемы показал, что полоролевое воспитание на современном этапе понимается как синтез двух предыдущих и трактуется учеными как целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на овладение детьми полоролевым репертуаром, навыками полоролево-го поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующей позитивной полоролевой социализации. Цели, средства, методы и формы полоролевого воспитания претерпевали изменения не только на протяжении столетий, но и в зависимости от культуры народа.

Культурологический подход позволил сформулировать понятие «эстетизация полоролевого воспитания», понимаемое нами как процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения (эстетического интереса, эстетических представлений, эстетических чувств и эстетической оценки) к идеальным художественным образам мужчины, женщины, семьи, выраженным в произведениях изобразительного искусства и соотносимым с реальной действительностью.

Культурологическая модель становления эстетических идеалов мужчины и женщины раскрывается через эстетическую ценность выполняемых ими социально-половых ролей в семье и обществе, отраженную в собирательных художественных образах изобразительного искусства. Именно изобразительное искусство доказало свою возможность содействовать развитию когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личности каждого ребенка.

Наиболее близок для эстетического восприятия детей дошкольного возраста художественный образ, отраженный в портретной и жанровой живописи, графике, скульптуре, фотографии и дизайне разных эпох. Изобразительное искусство в рамках эстетизации полоролевого воспитания служит источником познания образа и средством дифференцированных видов деятельности мальчиков и девочек, способствующих их реализации в определенной социально-половой роли.

Нами выявлены педагогические условия эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства, включающие:

— отбор культуросообразного содержания эстетических идеалов мужчины, женщины, семьи, создаваемого посредством художественных образов произведений изобразительного искусства разных эпох;

— разработку интегративной технологии, обеспечивающей формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического интереса, эстетических представлений, эстетических чувств и эстетической оценки по отношению к художественным образам;

— создание социокультурной эстетической среды посредством произведений скульптуры, графики, живописи, фотографии и искусства дизайна.

Экспериментальная работа подтвердила эффективность выявленных педагогических условий, необходимых для эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства.

Реализация культуросообразного содержания идеальных образов мужчины, женщины, семьи, отраженного в программе эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста «Красота. Мужественность. Женственность» вызвала у детей стремление к эстетическому идеалу, выражению эстетического отношения как к художественному образу, так и в реальной действительности к окружающим людям, сравнивая их внешние и внутренние качества с какими — либо художественными образами произведений изобразительного искусства.

Созданная нами интегративная технология полоролевого воспитания позволила обеспечить повышение уровня сформированности полоролевой эстетической воспитанности детей. Наиболее эффективными способами эстетизации полоролевого воспитания оказались интегрированные занятия искусствоведческого характера, экскурсии в музей, а также сюжетно-дидактические и дидактические игры на материале изобразительного искусства для индивидуальной и подгрупповой работы. Развлекательно-познавательные игры и конкурсы с детьми, проведенные совместно с родителями, позволили объединить их интересы к искусству и к себе, обогатить содержание образов, вызвать желание развивать в себе качества мужественности и женственности в соответствии с социально-половой ролью. У детей сформировался устойчивый интерес к художественным образам мужчины и женщины, желание соотносить эти образы с реальными людьми. Выбранная нами система методов положительно повлияла на овладение языком жестов и мимики, необходимым для выражения эстетических чувств к образу мужчины и женщины в изобразительном искусстве и жизни. Наиболее яркие позитивные изменения выразились в развитии детских суждений по отношению к художественным образам мужчины и женщины: от обыденных высказываний к эстетической оценке.

Эстетизация социокультурной среды посредством произведений скульптуры, графики, живописи, фотографии и дизайна положительно способствовала проявлению эстетического отношения к образам мужчины и женщины, усвоению и присвоению детьми личностно-дифференцированного эстетического опыта социальных отношений в игровой, познавательно-речевой и изобразительной деятельности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Нами сформулированы показатели полоролевой эстетической воспитанности, выраженные в сформированное&tradeдетского эстетического отношения (эстетический интерес, эстетические представления, эстетические чувства, эстетическая оценка) к идеальным художественным образам мужчины и женщины, выраженным в произведениях изобразительного искусства и соотносимым с реальной действительностью.

Изобразительное искусство повлияло на становление у детей полоролевых стереотипов мужественности и женственности, выраженных в эстетических идеалах, а также на формирование эстетического отношения к ним, проявившееся в половой идентификации и дифференциации каждого ребенка в познавательной, игровой и изобразительной видах деятельности.

Данная работа не исчерпывает возможности решения проблемы эстетизации полоролевого воспитания. Перспективы исследования мы видим в подготовке специалистов и разработке путей взаимодействия с родителями по проблеме использования синтеза искусств как средства эстетизации полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абраменкова В, В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000. — 416 с.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  3. Александрова Н С. Детское эстетическое отношение к дымковской игрушке. Киров, ВГПУ, 1997. 67 с.
  4. Александрова Т А. Дочки-матери. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  5. Ю. Е. Волович A.C. Проблемы усвоения ролей женщины и мужчины // Вопросы психологии, 1991, — № 4. — С. 74−82.
  6. Ш. А. Главное достоинство женщины // Семья и школа, -1986, — № 2.- С. 26.
  7. .Г. Психология чувственного познания. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 486 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
  9. Л.А. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981. 193 с.
  10. Ю.Антонов А. Три модели будущего //Семья и школа, 1998, — № 1. — С. 28.
  11. Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становлении ролевой структуры молодой семьи: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1992.-23 с.
  12. Е.А. Что должны знать родители по половому воспитанию // Родителям о воспитании. М: Просвещение,!957. — С. 283−309.
  13. З.Арутюнова Л. А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 189с.
  14. T.B. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребёнка младшего школьного возраста. Автореф. канд. псих. наук. -1990." 19 с.
  15. C.B. Профессионально этическая подготовка учителя к формированию полоролевого поведения школьников: Дис.. канд. пед. наук. -М, 1997.- 193 с.
  16. Баку шине кий A.B. О задачах и методах художественного воспитания // Искусство в трудовой школе. М.: Новая Москва, 1926, С. 3 -12.
  17. И.А. Образ в изобразительном искусстве: Законы восприятия живописи, скульптуры, графики. СПб.: Знание, 1992. 193 с.
  18. А.П. Эстетика и современность. — М.: Политиздат, 1963. с. 184.
  19. А.И. Формирование личности при смене пола.// Психология личности. Тексты М.: Медицина, 1982. — С. 48.
  20. . Живописцы итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1965. — 301 с.
  21. Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью. М.: Мысль, 1988. -301с.
  22. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета канонические. М.: Российское Библейское Общество, 1994. — 1236 с.
  23. Благонадежина JIJB. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие. // Вопросы психологии, 1968, — № 4, — С. 96 104.
  24. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.: ЛГУ, 1970. 135 с.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  26. В.В. Если ты мать и жена. М.: Советская Россия, 1991. — 160с.
  27. Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  28. А.И. Эмоции, чувства, отношения. //Вопросы психологии, 1966. -№ 1- С. 141−151.
  29. Н.Ф. Художественное восприятие. М.: Знание, 1989 — 64 с.
  30. A.B. Русская мать. М.: Советская Россия, 1979. — 190 с.
  31. В.В. Содержание и форма в искусстве. —М.: Искусство, 1956. — 370 с.
  32. Великая Отечественная война в произведениях советских художников. -М.: Советский художник, 1979. 188 с.
  33. Величие здравого смысла. Человек эпохи просвещения /Сост. С. Ф. Карп. М.: Просвещение, 1992. — 287 с.
  34. JI.A. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. — 365 с.
  35. H.A. Формирование у детей 5−6 лет понимания композиции произведений живописи. Автореферат дис.. канд. пед. наук. — JL, 1990. -19с.
  36. H.A. Воспитание эстетического отношения ребенк к окружающему // Основы дошкольной педагогики / Под ред. A.B. Запорожца, Т. А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. — С. 193−200.
  37. М. Нет места лучше для полового воспитания, чем родной дом: Письма родителям. Иркутск, 1990. 114 с.
  38. Г. М. Казакова Т.Г. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм // Дошкольное воспитание, 1984, — № 6 — С. 46−50.
  39. H.H. Восприятие произведений живописи и скульптуры // Художественное восприятие. Л.:1971. — С. 281 — 298.
  40. Л. В. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду (с элементами регионального компонента) Пермь, ПГПУ, 1997, — 179 с.
  41. Л.Н. и др. Русская живопись XVIII века. — М.: Искусство, 1989. 201 с.
  42. Л.С. Психология искусства. / Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 344 с.
  43. П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий. «Доклады на совещании по вопросам психологии личности». М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. С. 8 -19.
  44. A.A. Леонардо да Винчи. М.: Молодая гвардия, 1984. — 210 с.
  45. Героини войны. Очерки о женщинах героях Советского Союза. -М.:Политиздат, 1963. — 198 с.
  46. К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: Искусство, 1970. — 519 с.
  47. Л.В. Педагогические условия развития образа «Я» ребенка старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. Ростов — на -Дону, 1996, — 190 с.
  48. Л.В. Педагогические особенности нравственного воспитания мальчиков дошкольного возраста в сюжетно ролевых играх героической тематики: Автореф. диссерт. канд. пед. наук. — М., 1990. — 17 с.
  49. Л.В. О женственности, рыцарстве и, конечно, о любви //Воспитание школьников, 1970. — № 3. — с.31−36.
  50. М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста (на материале изобразительного искусства): Дис.. канд. пед. наук. Пермь, 1999. 169 с.
  51. И.И. Художественный образ как система. Одесса, 1980, — 28 с.
  52. Е.С. Проблемы эстетического воспитания и современность. М.: Советский художник, 1963. — С. 61.
  53. Л.М. Эстетическое воспитание и творческая активность личности. М.: Просвещение, 1983. С. 14, 46.
  54. В.Д. Рафаель и его время // Искусство, — 1983, № 7. — С. 21.
  55. С.М. Искусство видеть. Ярославль, Искусство, 1990. — 220 с.
  56. Т.Л. Педагогические условия формирования художественного образа в рисунках детей шестого года жизни: Дис. .канд. пед. наук. -Самара, 1997.-140 с.
  57. Дик И. Растёт в доме мужчина. М.: Знание, 1967. — 91с.
  58. H.A. Художественный образ как форма отражения действительности. М.: Искусство, 1954. — 63 с.
  59. А.Б. Беседы о половом воспитании. М.: Знание, 1982 — 96с.
  60. Н. Постигая художественный образ //Дошкольное воспитание, -1997,-№ 3,-С. 92−95.
  61. В.Н. Психология семьи. М.: «КСП», 1996. — 160С.
  62. Запорожец, А В. Восприятие и действие. -М., 1967 с.
  63. А.И. Психологические особенности восприятия роли родителей //Вопросы психологии, 1982. — № 1. — С. 59−69.
  64. Л.Н. Растут в семье мама и папа. М.: Московский рабочий, 1978, — 160с.
  65. Зеньковский В В. Психология детства. М.: Академия, 1996. — 374с.
  66. В. Русская женщина и эпоха «Домостроя» //Общественные науки и современность, 1995, — № 3 — С. 161 -173.
  67. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. Л.: Медицина, 1988. — 160с.
  68. М.С. Начала эстетики. М.: Искусство, 1964. 210 с.
  69. Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. М.: МГ ПИ, 1985. 71 с.
  70. Р. Г. Белякова Л.Г. Детская одаренность. М.: Mill У, 1998.- 93 с.
  71. А. Л. Художественный образ и реальность. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1985. — 120 с.
  72. В.Я. Библейские женщины. Кобрин: ХБМ «Еммануил», 1995. -304 с.
  73. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Новая школа, 1993. — 80 с.
  74. Н.М. Эстетический опыт человека. М.: Просвещение, 1988.-216с.
  75. Д.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. — М.: Педагогика, 1978. 224с.
  76. C.B. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987. — 159с.
  77. С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Изд. Центр «Академия», 1998. — 160 с.
  78. Я.Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии, 1985. — № 3. С.165−171.
  79. Ю.Д. Образ человека в искусстве Возрождения. М.: Искусство, 1968.-250 с.
  80. М. В. Психологическое строение пола как характеристика личности старших дошкольников: Дис.. канд. псих. наук. М., 1999. -152 с.
  81. Т.С. Дети в мире творчества М.: Мнемозина, 1995.- 160с.
  82. Т.С., Антонова A.B., Зацепина М. Б. Красота. Радость. Творче-сто. Программа эстетического воспитания детей 2−7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
  83. Кон И. С. Психология половых различий //Вопросы психологии, 1981,-№ 2. — С.47- 48.
  84. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. — 336 с.
  85. E.H. Формирование представлений о художественном образе у младших школьников в художественном музее: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1987.- 116 с.
  86. В.И. Что такое художественный образ. М.: Советский художник, 1961.-62 с.
  87. Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI XVII столетиях. — М.: Республика, 1992. — 301 с.
  88. Краткий словарь по эстетике / Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. -223 с.
  89. A.C. Воспитание в семье будущих супругов и родителей. -Минск, 1990. -21с.
  90. Н. И. Логика красоты. Мн.: Наука и техника, 1965. — С.29 -36 — 39.
  91. Т.Г. Развитие проблемы половой дифференциации в отечественной и зарубежной детской психологии: Дис.. канд. псих. наук. М., 1993, — 160 с.
  92. B.C. Психология. М.: АГАР, 1997. 304 с.
  93. H.A. Детям о книжной графике. СПб.: Акцидент, 1997.-190 с.
  94. Е.А. Педагогические особенности нравственного воспитания девочек старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. М., 1992.-187 с.
  95. Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х- начало XX века). М.: Изд. Дом «Форум», 1998. 584 с.
  96. Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 185 с.
  97. Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. — 208 с.
  98. Г. И. Психология восприятия объемных форм. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 135 с.
  99. .Т. Воспитание у школьников эстетического отношения к действительности: Дис.. докт. пед. наук, Т. 1. Вологда, 1968. — 240 с.
  100. М.В. О половом воспитании детей и подростков. М.: Педагогика, 1989. — 90 с.
  101. И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка: Дис.. канд. псих. наук. Л., 1987. — 165 с.
  102. A.C. Половое воспитание. Собр.соч. в 7 т. Т. IV. М.: АПН, 1957. -406 -416 с.
  103. Марксистко-ленинская эстетика / Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Высшая школа, 1983. — 544 с.
  104. A.M. Мужчинам до 16 лет. Ижевск, Удмуртия, 1992 — 342 с.
  105. Е.Д., И В. Гребенников. Семья и воспитание дошкольников. М.: Знание, 1987. 48 с.
  106. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. К проблеме общего и социального в художественной одаренности человека //Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988. — С. 307, 320.
  107. Мелик Пашаев A.A. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Дис.. докт. псих. наук. — М., 1994. — 380 с.
  108. Д.А. Русские женщины нового времени: Биографические очерки из русской истории // Москва, 1995, — № 6. — С.181 — 188.
  109. О.С. Как воспитывали русского дворянина. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1995. — 269 с.
  110. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240 с.
  111. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. 255 с.
  112. .М. Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопросы психологии, 1991, — № 3, — С.9−16.
  113. Образ современника. Советский живописный портрет 1917−1976 гг. -М.: Советский художник, 1978. 204с.
  114. А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников. М.: Наука, 1997. — 105 с.
  115. О.Н. Специфика эстетического восприятия.-М.: Просвещение, 1975.-224с.
  116. Ю. М. Половое развитие и воспитание. М.: Просвещение, 1993. — 239с.
  117. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512 с.
  118. Л.В. К постановке проблемы социализации ребенка дошкольного возраста //Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду Пермь: ПГПИ, 1993.- С. 4951.
  119. Jl. В. Концептуальные основы полового воспитания дошкольников //Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. Тезисы научно-практической конференции. Пермь: ПГПУ, 1996. -С. 83−85.
  120. Г. В. Человек и окружающий его мир в современной советской живописи. М.: Знание, 1980. 180 с.
  121. Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте: Дис.. канд. псих. наук. М., 1984. — 173 с.
  122. И.П. Педагогика : 100 вопросов 100 ответов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 368 с.
  123. H.H. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  124. Половозрастное воспитание учащихся. Основы сексологии. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1996. — 106 с.
  125. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы // Вечное слово, 2001, — № 3. — С. 2 — 8.
  126. О.В. Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте: Дис.. канд. псих. наук. М., 1999. — 161 с.
  127. Психология. Словарь /Под ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г. — М.: Политиздат, 1990. 494с.
  128. Н.Л. Русская женщина в семье и обществе Х-ХХ веках: этапы истории //Этнографическое обозрение,-1994,-№ 5. СЗ-15.
  129. М.А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 23 с.
  130. И. Художественный образ // Философская энциклопедия. -М.: Сов. Энциклопедия: в 5 т. Т. 5. — С. 452−455.
  131. О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000. — 80 с.
  132. Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте /Под ред. A.B. Запорожца. -М.: Просвещение, 1966. 174 с.
  133. В.А. Художественный образ форма отражения действительности: Автореф. дис. .фил. наук. -М.: 1952. — 18 с.
  134. Н.Е. Проблема мальчиков и девочек в воспитании. -М.: 1929. -60с.
  135. В.К. Формирование эстетических представлений и понятий младших школьников: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1969. 290 с.
  136. Ребенок в мире культуры /Под ред. P.M. Чумичевой. Ставрополь: Ставропольсервисшкол а, 1998. — 558 с.
  137. Т.А. Анализ теории полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии, 1987, — № 2. — С. 158−165.
  138. Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч, 1998, -№ 6, — С.3−5.
  139. М.М. Вопрос о совместном обучении в свете современной педагогики. -М., 1912.- 43с.
  140. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
  141. H.A. По закону Тезея // Новый мир, 1986, -№ 7, — С. 186.
  142. Н.П., Ветлутина H.A., Езикеева В. А. Карпинская Н.С. Художественное воспитание в детском саду М.:Просвещение, 1957. — 151 с.
  143. Сексуальное развитие и половое воспитание детей. Спецкурс /Сост. Э. К. Суслова. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1994. -80 с.
  144. В.А. Художественный образ в искусстве. М.: Знание, 1961.-28 с.
  145. И.Ф. Природа художественного образа. М.: Знание, 1982.-64 с.
  146. А.Г. Основы философии. М.: Политиздат, 1988. — 592 с.
  147. Л.Н. Предмет эстетики. М.: Искусство, 1961 .-113с.
  148. Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972.-271 с.
  149. Jl.И. Теория и практика воспитания школьников в процессе полоролевой социализации: Дис. докт. пед. наук. М., 1998. — 399 с.
  150. H. Н. Пути создания художественного образа (Роль воображения в художественном творчестве). М.: Знание, 1984. — 64 с.
  151. В.А. Родительская педагогика. М.: Знание, 1978. — 96 с.
  152. Л.Г. Половая социализация ребенка в семье и школе. Экспериментальные программы. СПб., 1992. — 48 с.
  153. Н.Е. Педагогические условия воспитания основ полороле-вого поведения детей младшего дошкольного возраста: Дис. .канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999. — 163 с.
  154. И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5−6 лет в условиях детского сада: Дис.. канд. пед. наук, — СПб., 1999. 188с.
  155. .М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. 1947. Вып. 11. -С.7−26.
  156. Т. Ознакомление дошкольников со скульптурой // Дошкольное воспитание, 1986. — № 3. — С. 18−20.
  157. B.C. О природе образа.- М.: Высшая школа, 1963. 122 с.
  158. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
  159. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В. Н. Шацкой. М.: АПН РСФСР, 1961 — 335 с.
  160. Фрейд 3. Табу девственности. Очерки по психологии сексуальности. -М.: Прометей, 1990. 32с.
  161. Т.А. Полоролевое самосознание учителя как условие успешности его воспитательной деятельности: Авто реф. канд. пед. наук. Тюмень, 1998.-22 с.
  162. Т. Детский сад: проблема полового воспитания. //Дошкольное воспитание, 1993. — № 11. — С. 79 — 81.
  163. Н.Б. и др. Лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1978. -143 с.
  164. И.Л. Растет дочка, растет сын. М.: Педагогика, 1991. -238 с.
  165. Хрипкова А. Г, Колесов A.B. Мужчины и женщины. // Семья и школа, -1979.-№ 8.-С.
  166. P.M. Ознакомление с социальной значимостью содержания жанровой живописи детей дошкольного возраста (шестой год жизни): Дис.. канд. пед. наук. М., 1985. — 223 с.
  167. P.M. Дошкольникам о живописи. М.: Просвещение, 1992. — 126 с.
  168. Энциклопедия живописи. М.: ACT, 1997. 799 с.
  169. Элиягу Ки- Тов. Ты и твой дом. Киев, Шамшир, 1985. — 84с.
  170. А.Г. Эстетическое чувство и произведения искусства. М.: Мысль, 1969.-183 с.
  171. А.К. Социальный образ жизни и развития женщины // Научный комсомолец. 1978. — № 5. — С.57.
  172. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-327 с.
  173. Е.Г. Эстетика.-М.: Гардарики, 1999. 464 с.
  174. H.A. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Просвещение, 1976. 295 с.
  175. О.В. Советская скульптура: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1988. 224 с.
  176. Katz P.A. The development of Female Identity. Sex Roles, v.5, No.2. 1979. -155−179 p.
  177. Lukacs G. Beitrage zur Geschichte der Aesthetik. Berlin, Aufbau-Verl. 1964.-438 p.
Заполнить форму текущей работой