Активизация экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: выделены этапы становления и эволюционирования проблемы активизации экономического образования младших школьников в России: 1) начало XX в. — 60-е гг. XX в. (средства активизации: активно-трудовой метод, учебно-ролевые игры) — 2) 60-е гг. XX в. — 90-е гг. XX в. (средства активизации: изменение приоритетов в содержании экономического… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические предпосылки проблемы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе
- 1. 1. Состояние и развитие проблемы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе в педагогической теории и на практике
- 1. 2. Система активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе
- 1. 3. Методика реализации системы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе
- Выводы по первой главе
- Глава II. Опытно-экспериментальная работа по активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе
- 2. 1. Цель, задачи и организация опытно-экспериментальной работы по активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе
- 2. 2. Внедрение системы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе и методики ее реализации
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе
- Выводы по второй главе
Активизация экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Проблема повышения качества образования имеет фундаментальное значение в педагогике. Ее актуальность очевидна и на современном этапе деятельности общеобразовательных учреждений, когда Россия переходит на новые образовательные стандарты второго поколения. Социально-экономические преобразования в стране привели к изменению уровня жизни людей, что повлекло необходимость адаптации личности к современным рыночным условиям, подготовки грамотных специалистов в различных областях, занимающих активную позицию в решении своих профессиональных задач.
Это повлекло за собой возникновение проблемы поиска эффективного решения задач повышения качества экономического образования учащихся как одного из ведущих направлений совершенствования российского образования, отраженной во всех нормативно-правовых документах Российской Федерации. В Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования сказано, что одним из главных результатов освоения общего образования является метапредметный результат: «освоение способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, для достижения современного качества общего образования необходимо «усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, — экономики, права.». В большей степени, на наш взгляд, данные положения касаются учащихся младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте у ребенка закладывается основа для дальнейшего экономического образования в среднем и старшем звене общеобразовательной школы.
В контексте решения проблемы экономического образования младших школьников речь идет о первом уровне — экономической подготовке всех учащихся, где перед учителем встает задача передачи им базовых знаний о личной, семейной экономике, подготовки к производственно-экономической деятельности в условиях разных видов собственности, многообразия форм организации труда, ознакомления с основами социально-экономической защиты молодежи в условиях формирующихся рыночных отношений, т. е. формирования основы для подготовки поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений. Однако само по себе наличие базовых экономических знаний не является залогом формирования экономически грамотной личности. Только активная позиция младших школьников в процессе экономического образования дает возможность выбора каждому учащемуся индивидуальной траектории своего развития, области для самореализации, что обеспечивается прочными экономическими знаниями, умениями и навыками и обусловливает полноценную жизнедеятельность в современных рыночных условиях.
Одним из способов повышения качества экономического образования младших школьников является его активизация. Однако на сегодняшний день в современной теории и практике экономического образования в начальной школе уделяется недостаточное внимание вопросам активизации данного процесса. Применяемые современными педагогами методы, формы и средства обучения не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к процессу активизации экономического образования младших школьников, в связи с чем необходимо использовать такое сочетание форм, методов и средств, которое обеспечивало бы активизацию экономического образования младших школьников.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Анализ научно-педагогической литературы показал, что к настоящему времени накоплен определенный опыт осуществления экономического образования младших школьников, а также активизации данного процесса. И. И. Бецким, Дж. Дыои, Я. А. Коменским, Г. Кершенштейнером, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и другими была заложена необходимая основа для дальнейшего развития экономического образования учащихся различных возрастных групп: обучение детей раннего возраста основам ремесла и ведения домашнего хозяйства с использованием в качестве средств активизации данного процесса наглядных пособий, детского общественно-полезного труда и учебно-ролевых игр.
В советский период П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и другие расширили содержание и методы экономического образования в соответствии с требованиями марксистко-ленинской идеологии: изучение политэкономии с использованием в качестве основного средства активизации учащихся организацию общественно полезного труда учащихся.
А.Ф. Аменд, Ю. К. Бабанский, Ю. К. Васильев, И. А. Сасова, Н.П. Ряби-нина и другие предлагали активизировать процесс экономического образования за счет перенесения акцента в содержании экономического образования с организации трудовой деятельности на соблюдение режима экономии во всех сферах деятельности учащихся.
Л.П. Буева, С. Г. Струмилин разработали социологические аспекты экономического образованияЛ.И. Божович, В. А. Крутецкий, А. Н. Леонтьев и другие определили психологические механизмы формирования экономической грамотностиГ.С. Глейзерман, А. Г. Здравомыслов, В. П. Тугаринов и другие разработали философские аспекты данной проблемы.
На рубеже XX—XXI вв. И. В. Ермаковой, Е. Н. Землянской, Л.М. Клари-ной, И. А. Сасовой, Т. В. Смирновой и другими было определено содержание экономического образования младших школьников в условиях рыночной экономики, а также разработаны варианты экономических игр, обеспечивающих активизацию деятельности младших школьников на уроке.
Однако, несмотря на широкий спектр педагогических исследований в области содержательного наполения и активизации экономического образования младших школьников, неразработанными остались вопросы использования современных форм, методов и средств активизации. Учитывая сказанное, мы определили основную идею нашего исследования: не отрицая сложившиеся традиции экономического образования младших школьников, разработать такую систему, которая обеспечит активизацию данного процесса и тем самым повысит качество экономического образования учащихся младшего школьного возраста.
В ходе анализа современного состояния активизации экономического образования было выявлено, что в образовательном процессе начальной школы сложилась ситуация, характеризующаяся противоречиями между: социально обусловленными требованиями к обеспечению активизации экономического образования младших школьников и практическим отсутствием ее проявления в деятельности учащихся младшего школьного возрастанеобходимостью научно-теоретического обоснования процесса активизации экономического образования младших школьников и отсутствием системы форм, методов и средств, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к процессу активизации экономического образования в начальной школепрактической заинтересованностью в методическом сопровождении процесса активизации и отсутствием спроектированной методики реализации системы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе.
На основании вышеизложенного была сформулирована проблема нашего исследования, заключающаяся в поиске ответа на вопрос, каким может быть научно-теоретическое и методическое обеспечение процесса активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе.
Учитывая актуальность проблемы, ее недостаточную теоретическую и практическую разработанность, нами была определена тема исследования -«Активизация экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе».
Цель диссертационного исследования — разработать и экспериментальным путем проверить систему активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе и методику ее реализации.
Объект исследования — экономическое образование младших школьников.
Предмет исследования — научно-педагогическое обеспечение активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе.
Гипотеза исследования. Активизация экономического образования младших школьников будет реализована более эффективно, если:
— в качестве методологической основы для построения системы будут использованы системный, деятельностный и интегративный теоретико-методологические подходы;
— на основе данных подходов будет обоснована и внедрена система активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе, состоящая из совокупности взаимообусловленных компонентов: целевого, содержательного, организационно-деятельностного и диагностико-коррекционного;
— для эффективной реализации системы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе будет разработана и использована методика, представляющая собой совокупность принципов, форм, методов и приемов.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:
1) выявить и проанализировать состояние проблемы активизации экономического образования младших школьников в педагогической теории и практике;
2) спроектировать систему активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе;
3) разработать методику реализации системы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе;
4) экспериментальным путем проверить эффективность системы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе и методики ее реализации.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теория систем (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.) — системный подход в образовании (В.П. Беспалько, Ю.А. Ко-наржевский, Н. В. Кузьмина и др.) — теория деятельностного подхода (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — теория интегративного подхода (К.И. Базуров, B.C. Безрукова, А. П. Лиферова, Н. М. Яковлева и др.) — теория активизации (Ю.К. Бабанский, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.) — учения о ценностных ориентациях личности (С.Ф. Анисимов, Г. Я. Головных, О. Г. Дробницкий и др.) — теория экономического образования (А.Ф. Аменд, Ю. К. Васильев, В. А. Поляков, И. А. Сасова, Н. П. Рябинина, В. К. Розов, Л. Е. Эпштейн и др.) — теории педагогического эксперимента (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, B.C. Лазарев, Дж. Стэнли, Е. В. Яковлев и др.) — теория отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.).
В ходе исследования нами применялись такие методы, как: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследованияанализ нормативных документовобобщение опыта педагогической деятельности общеобразовательных учрежденийанализ, обобщение и систематизация результатов эксперимента), эмпирические (прямое и косвенное наблюдение, экспертная оценка, самооценка, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент) и методы математической статистики.
Исследование проводилось на базе начальной школы МОУ СОШ № 112 г. Челябинска, начальной школы МОУ СОШ № 130 г. Челябинска, начальной школы МОУ гимназии № 23 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 120 младших школьников в возрасте 6−9 лет.
Основные этапы исследования.
Первый этап (2006 — 2007 гг.) — теоретико-аналитический — включал анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и диссертационных исследований по проблеме активизации экономического образования младших школьниковизучение практики активизации экономического образования младших школьников в образовательных школахопределение ключевых позиций и терминологического поля исследования. Экспериментальная часть включала подготовку и проведение констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (2007 — 2008 гг.) — экспериментальный — включал обоснование выбора теоретико-методологических подходовразработку системы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе и методики ее реализации. Экспериментальная часть включала апробацию разработанной системы и методики ее реализации, проверку полученных выводов, осуществление коррекционных мероприятий, оценку итогов опытно-экспериментальной работы.
Третий этап (2008 г.) — обобщающий — включал обобщение, систематизацию и описание полученных результатов исследования, уточнение выводов, оформление результатов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что: предложена инновационная форма активизации экономического образования младших школьников — занятие на сюжетно-ситуативной основе, суть которого заключается в создании на основе исследовательского и социально-исторического принципов детерминированной последовательности развивающихся экономических событий, максимально приближенных к реальным жизненным обстоятельствамспроектирована система активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе, состоящая из совокупности взаимообусловленных компонентов (целевой, содержательный, ор-ганизационно-деятельностный, диагностико-коррекционный), существенным отличием которой является опора на деятельностную парадигму, реализуемую с использованием занятий на сюжетно-ситуативной основеразработана методика реализации системы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе, представляющая собой совокупность принципов, форм, методов и приемов, существенным отличием которой является интегративное использование методов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: выделены этапы становления и эволюционирования проблемы активизации экономического образования младших школьников в России: 1) начало XX в. — 60-е гг. XX в. (средства активизации: активно-трудовой метод, учебно-ролевые игры) — 2) 60-е гг. XX в. — 90-е гг. XX в. (средства активизации: изменение приоритетов в содержании экономического образования, стимулирование самостоятельно-поисковой деятельности учащихся) — 3) 90-е гг. XX в. — 2006 г. (средства активизации: экономические игры, межпредметная интеграция, творческие задания, сказочные сюжеты) — уточнено понятие «активизация экономического образования младших школьников», которое понимается нами как мобилизация интеллектуальных, волевых и нравственных сил младших школьников в ходе усвоения экономических знаний и умений и формирования экономических качеств личности с целью интенсификации и повышения эффективности процесса экономического образованияопределены критерии оценивания уровня активизации экономического образования младших школьников: экономическая обученность, организованность, рациональностьрасширен терминологический аппарат проблемы за счет введения авторской трактовки понятия «занятие на сюжетно-ситуативной основе», которое мы понимаем как целенаправленную деятельность учителя и учащихся по созданию на основе исследовательского и социально-исторического принципов детерминированной последовательности развивающихся экономических событий, являющихся отражением реальных жизненных обстоятельств.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: внедрены в образовательную деятельность школы система активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе и методика ее реализации, отвечающие требованиям Государственных образовательных стандартов второго поколенияопределены критерии, показатели и диагностический инструментарий оценивания достигнутого младшими школьниками уровня активизации экономического образованияразработано программно-методическое обеспечение дисциплины «Экономика» для начальной школы (1−3 года обучения), которое может быть использовано учителями при осуществлении активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе.
Выводы и рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы в практике активизации экономического образования учащихся начальной школы.
Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивается методологией исходных теоретических положений, ретроспективным анализом и использованием современных достижений психолого-педагогической науки, выбором и реализацией комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, воспроизводимостью его результатов и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, проверкой результатов исследования экспертами на различных этапах опытно-экспериментальной работы, количественным и качественным анализом, подтверждением выдвинутой гипотезы исследования его результатами, обработкой результатов опытно-экспериментальной работы методами математической статистики с использованием вычислительной техники.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством: участия в работе научно-практических конференций «Эколого-экономическое образование: проблемы и перспективы развития» (Челябинск, Челябинский государственный педагогический университет, 2006, 2007), «Региональная социальная политика — основа повышения качества жизни населения (Южно-Уральский социальный форум)» (Челябинск, Челябинский государственный университет, 2006), «Воспитание в начальной школе: проблемы и пути их решения» (Челябинск, Челябинский государственный педагогический университет, 2007), «Формирование профессиональной компетентности будущего педагога в условиях модернизации образования» (Самара, Самарский государственный педагогический университет, 2007), «Теория и практика обучения, воспитания, развития дошкольников и младших школьников в условиях личностно-ориентированной модели общеобразовательной школы» (Коломна, Коломенский государственный педагогический университет, 2007), «Образование в период детства: традиции, реальность, инновации» (Шадринск, Шадринский государственный педагогический университет, 2007) — участия в заседаниях методических объединений учителей начальных классов и проведения открытых занятий для учителей МОУ СОШ № 112, МОУ СОШ № 130, МОУ гимназии № 23 г. Челябинскаработы на заседаниях кафедры педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университетапубликации основных результатов исследования в научных периодических печатных изданиях Россииучастия по проблеме исследования в конкурсах грантов 2007, 2008 гг. для студентов, аспирантов, молодых ученых вузов Челябинской области по «Программе поддержки научного творчества молодежи в вузах Челябинской области» Министерства образования РФ и Администрации Челябинской области.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Занятия на сюжетно-ситуативной основе, под которыми мы понимаем целенаправленную деятельность учителя и учащихся по созданию на основе исследовательского и социально-исторического принципов детерминированной последовательности развивающихся экономических событий, являющихся отражением реальных жизненных обстоятельств, более эффективно способствуют активизации процесса формирования экономических знаний и умений и экономических качеств личности у младших школьников.
2. Система активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе, состоящая из совокупности взаимообусловленных компонентов (целевой, содержательный, организационно-деятельностный, диагностико-коррекционный), особенностью которой является опора на деятельностную парадигму, реализуемую с использованием занятий на сюжетно-ситуативной основе. Использование системы обеспечивает необходимый научно-теоретический уровень процесса активизации экономического образования в начальной школе.
3. Методика, представляющая собой совокупность принципов, форм, методов и приемов реализации системы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе, существенным отличием которой является интегративное использование методов. Данная методика обеспечивает поэтапное формирование у ребенка экономических знаний, умений, экономических качеств личности в условиях активизации процесса экономического образования.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Текст изложен на 180 страницах, содержит 20 таблиц, 9 рисунков.
Выводы по второй главе.
1. На основании анализа общей и специальной литературы по педагогике нами были определены основные особенности организации и проведения опытно-экспериментальной работы. Это позволило нам сформулировать цель, задачи и гипотезу опытно-экспериментальной работы и на основе этого разработать программу эксперимента, а также критерии и показатели активизации младших школьников. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы по выделенным критериям (экономическая обученность, организованность и рациональность) экспертами была проведена диагностика уровня активизации младших школьников 1-х классов МОУ.
СОШ № 112 г. Челябинска. Полученные данные подтвердили актуальность проблемы нашего исследования, показав недостаточный уровень активизации младших школьников.
2. На формирующем этапе эксперимента нами было осуществлено внедрение в образовательный процесс младших школьников экспериментальных групп системы и методики по следующей схеме: ЭГ-1 — система активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе и методика ее реализацииЭГ-2 — система активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе без внедрения методикиКГ-1 — отдельные элементы системы и методикиКГ-2 — отдельные элементы системы без внедрения методики. Это позволило нам активизировать процесс экономического образования, повысить активность личностной позиции учащихся в усвоении экономических знаний, умений и навыков. Проведенная экспертами повторная диагностика по выделенным на констатирующем этапе критериям показала наличие положительной динамики в уровнях активизации младших школьников. По результатам первого года обучения количество учащихся с уровнем несамостоятельной активизации в ЭГ-1 снизилось на 24%, а число учащихся с уровнем творческой активизации увеличилось на 16%. После второго года обучения с использованием системы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе число младших школьников с уровнем несамостоятельной активизации уменьшилось на 20% в ЭГ-1 и 8,7% в ЭГ-2, а число младших школьников с уровнем творческой активизации увеличилось на 20% в ЭГ-1 и 8,7% в ЭГ-2, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
3. Разработанная и реализованная посредством внедрения методики система активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе показала свою эффективность в решении проблемы диссертационного исследования. На обобщающем этапе опытно-экспериментальной работы это было доказано результатами, полученными экспертами по окончании формирующего этапа эксперимента. За период проведения исследования с использованием в начальном звене общеобразовательной школы системы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе число учащихся с уровнем несамостоятельной активизации снизилось с 76% до 32% в ЭГ-1 и с 78,4% до 56,5% в ЭГ-2, а число учащихся с уровнем творческой активизации увеличилось с 0% до 36% в ЭГ-1 и с 0% до 13,1% в ЭГ-2. На основании данных, полученных экспертами, нами был сформулирован окончательный вывод о том, что целенаправленная работа по активизации экономического образования младших школьников более эффективна при комплексном использовании в образовательном процессе системы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе и методики ее реализации, разработанных с опорой на системный, деятельностный и интегративный подходы. На практике это позволяет учителю качественно формировать активную личность младшего школьника, способную самостоятельно и грамотно принимать участие в социально-экономической жизни семьи и общества.
Заключение
.
В условиях нынешних социально-экономических отношений, сложившихся в современном обществе, возрастающие требования к уровню подготовки выпускников общеобразовательных школ повышают значимость социально-экономического образования учащихся всех ступеней общего образования. Особое место в этом процессе занимает повышение эффективности экономического образования учащихся младшего школьного возраста в связи с тем, что данная образовательная ступень призвана обеспечить формирование у младших школьников базового уровня теоретических и практических знаний, на основе которых будет строиться их дальнейшее экономической образование. Это обусловливает высокую степень актуальности проблемы разрешения противоречия между социальным заказом на осуществление активизации и недостаточной разработанностью форм, методов и средств активизации экономического образования младших школьников.
Проведенное нами исследование позволило изучить проблему активизации экономического образования младших школьников. Было выявлено, что педагогическая теория предлагает использовать различные подходы к ее решению, предоставляя на выбор учителю широкий спектр экономических программ разной содержательной направленности, ролевых и дидактических экономических игр. Анализ психолого-педагогической и методической литературы’по проблеме исследования позволил установить также, что, наряду с этим, в теории и практике экономического образования младших школьников проблема активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе оставалась не изученной до сегодняшнего дня. Между тем, успешность решения исследуемой проблемы мы видим именно в использовании занятий па сюжетно-ситуативной основе с целыо эффективного осуществления активизации экономического образования младших школьников.
J tfi l/ч it.
Выбор данной формы стал возможен благодаря использованию нами системного, деятельностного и интегративного подходов, опора на которые позволила адаптировать сложный теоретический экономический материал к особенностям восприятия, внимания и памяти младших школьников, подобрать из широкого спектра форм, методов и средств экономического образования такие, которые наибольшим образом будут способствовать установлению прочных связей теоретических и практических экономических знаний с другими общеобразовательными дисциплинами и реальной повседневной жизныо младших школьников, формированию у учащихся теоретически обоснованной экономически целесообразной системы способов экономической деятельности, основанной на творческом преобразовании окружающей действительности при решении экономических задач, спроектировать систему активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе и т. п.
В настоящем диссертационном исследовании, учитывая опыт предыдущих исследователей, адаптируя его для решения вопросов активизации экономического образования младших школьников в современной образовательной ситуации в стране, нами была сделана попытка разработать, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить систему активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе и методику ее реализации, базу которой составили выбранные нами системный, интегративный и деятельностный подходы. Отличительной особенностью разработанной нами системы явилось использование новой для современного образовательного процесса формы организации экономического образования учащихся младшего школьного возраста — занятий на сюжетно-ситуативной основе.
Для реализации заявленной цели исследования и подтверждения выдвинутой гипотезы нами был произведен анализ обширного теоретического и практического материала по данной проблеме, в результате которого удалось решить первую задачу нашего исследования — выявить и проанализировать состояние проблемы, — подготовив тем самым необходимую базу для реализации второй и третьей задач — разработки системы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе и методики ее реализации. Подробная программа эксперимента позволила на практике целенаправленно, последовательно и логично применить основные положения разработанной системы и с помощью соответствующего диагностического инструментария проверить ее эффективность для решения обозначенной проблемы.
Нами было доказано, что использование системы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе и методики ее реализации прзволяет повысить уровень активизации младших школьников, эффективнее формировать экономически грамотную личность младшего школьника, способную активно участвовать в социально-экономической жизни семьи и общества.
По результатам проведенного исследования нами были подготовлены и опубликованы методические пособия для учителей начальных классов, содержащие конкретные рекомендации по практическому использованию системы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе и методики ее реализации.
Обобщение и систематизация результатов проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Актуальность исследования обусловлена: необходимостью целенаправленной активизации экономического образования младших школьников с учетом современных требований к уровню подготовки учащихсянедостаточным уровнем научно-теоретического обоснования проблемы активизации экономического образования младших школьниковотсутствием методического сопровождения процесса активизации экономического образования младших школьников средствами занятий на сюжетно-ситуативной основе.
2. Историография проблемы включает три этапа: 1) начало XX в. — 60-е гг. XX в. — активизация экономического образования младших школьников средствами активно-трудового метода и учебно-ролевых игр- 2) 60-е гг. XX в. — 90-е гг. XX в. — активизация экономического образования младших школьников средствами изменения приоритетов в содержании экономического образования и стимулирования самостоятельно-поисковой деятельности учащихся- 3) 90-е гг. XX в. — 2006 г. — активизация экономического образования младших школьников с использованием экономических игр, межпредметной интеграции, творческих заданий, сказочных сюжетов.
3. Понятие «активизация экономического образования младших школьников» уточнено и включает мобилизацию интеллектуальных, волевых и нравственных сил младших школьников в ходе усвоения экономических знаний и умений и формирование экономических качеств личности с целыо интенсификации и повышения эффективности процесса экономического образования.
4. Введенное понятие «занятие на сюжетно-ситуативной основе» предлагается трактовать как целенаправленную деятельность учителя и учащихся по созданию на основе исследовательского и социально-исторического принципов детерминированной последовательности развивающихся экономических событий, являющихся отражением реальных жизненных обстоятельств.
5. На основе системного, деятельностного и интегративного подходов спроектирована система активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе, состоящая из совокупности взаимообусловленных компонентов (целевой, содержательный, организаци-онно-деятельностный, диагностико-коррекционный), существенным отличием которой является опора на деятельностную парадигму, реализуемую с использованием занятий на сюжетно-ситуативной основе.
6. Разработана методика реализации системы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе, представляющая собой совокупность принципов, форм, методов и приемов, существенным отличием которой является интегративное использование методов.
7. Организованный в рамках исследования эксперимент показал наличие существенной положительной динамики уровня активизации у детей, обучавшихся с использованием системы активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе и методики ее реализации.
Проведенное нами исследование показало значимость полученных результатов, однако оно не исчерпывает всех аспектов содержания рассматриваемой проблемы. Ее дальнейшее развитие и обогащение может быть осуществлено по таким направлениям, как выявление комплекса необходимых условий для активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе, разработка поэтапного мониторинга уровня экономической грамотности младших школьников и др.
Список литературы
- Аверьянов, А.Н. Системное познание мира. Методические проблемы / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
- Азимов, Л.Б. Уроки экономики в школе: активные формы преподавания / Л. Б. Азимов, Е. В. Журавская. М.: Аспект-пресс, 1995. — 75 с.
- Активизация познавательной деятельности младших школьников / М. П. Осипова, В. Н. Медведская, Е. Н. Кушнерук и др.- под ред. М. П. Осиповой, Н. И. Качановской. Мн.: Нар. асвета, 1987. — 111 с.
- Активность школьников в процессе воспитания и обучения: сб. ст. -Пермь: Б.и., 1971.-257 с.
- Активные методы обучения в акмеологии: сб. науч. тр. /Отв. ред. Р.Ф.Жуков- СПбГИЭА. СПб: Б.и., 1996. — 116 с.
- Алферова, M. J1. Формирование экономической культуры младших школьников в процессе дополнительного образования: дис.. канд. пед. наук / M. J1. Алферова. Челябинск, 1999. — 167 с.
- Аменд, А.Ф. Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе / А. Ф. Аменд. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1975.-229 с.
- Аменд, А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников / А. Ф. Аменд. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1988. -71 с.
- Аменд, А.Ф. Экономическое воспитание учащихся начальных классов: метод. Рекоменд. / А. Ф. Аменд. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. инта, 1981.-70 с.
- Ю.Анисимов, С. Ф. Мораль и поведение / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1985. — 155 с.
- П.Арефьев, О. Н. Системы образования зарубежных стран: национальные особенности и направления развития: учеб. пособие / О. Н. Арефьев, Г. Д. Бухарова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. — 357 с.
- Аристотель. Сочинения в 4-х томах / Ред. В. Ф. Асмус. Т 2. — М.: Мысль, 1976.-688 с.
- З.Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
- Бадмаев, Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения / Б.Ц. Бадма-ев. М.: Владос, 1998. — 271 с.
- Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. -М.: Знание, 1987.-80 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
- Базуров, К.И. Интегративный подход к педагогическому процессу: теоретические и прикладные аспекты в контексте этнопедагогических особенностей: монография / К. И. Базуров. Майкоп: Адыгея, РИИП Адыгея, 2002.- 111 с.
- Бароненко, А.С. Педагогические условия развития познавательной активности учащихся выпускных классов средней школы в учебном процессе: дис.. канд. пед. наук / А. С. Бароненко. Челябинск, 1993. — 272 с.
- Безрукова, B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизм реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск: СИПИ, 1990. — 188 с.
- Беликов, В.А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности: методическое пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений / В. А. Беликов, Н. Г. Кривощапова, JI.A. Савинков. М.: Владос, 2006. — 394 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
- Блауберг, И.В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. -М.: Знание, 1969. 48 с.
- Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973.-271 с.
- Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения / Сост. Блонская Н. И., Сергеева А. Д. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 695 с.
- Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Н.А. Менчин-ская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-347 с.
- Божович, Jl.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Бо-жович.-М.: Просвещение, 1968.-464 с.
- Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17 00 сл. — М.: ООО «Русские словари»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003.-957 с.
- Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2000. — 1536 с.
- Бражник, Е.И. Экономическое образование — это больше чем экономические знания /Е.И. Бражник // Экономическое образование. 2001. — № 1. — С. 22−29.
- Бурдакова, Н. С учетом интегрированного подхода. Система экономического образования школьников / Н. Бурдакова, Л. Фуксон // Образование и рынок. 1998. — № 34. — С. 30−35.
- Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В. Васильев // Народное образование. 2000. — № 9. — С. 13−17.
- Васильев, Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся / Ю. К. Васильев.-М.:Б.и., 1983.-93 с.
- Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.- под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
- Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 2007.-368 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний: мл.кл.шк. / Г. И. Минская, ред. Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
- Воловичева, Л.А. Элемента экономического образования на уроках математики / Л. А. Воловичева // Начальная школа. 2003. — № 6. — С. 45.
- Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Начальная школа. — М.: Ин-т общеобр. школы РАО, 1993. — 138 с.
- ЗБ.Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М.: Смысл: Эксмо, 2006. — 135 с.
- Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. СПб., 1766.- 13 с.
- Горчинская, А.А. Становление и развитие проблемы активизации экономического образования младших школьников в педагогической теории и практике: лекция / А. А. Горчинская. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. — 50 с.
- Горчинская, А.А. Экономика: сборник заданий для проведения уроков в начальной школе. Первый год обучения / А. А. Горчинская. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. — 82 с.
- Грохольская, О.Г. Становление и развитие экономического образования в российской общеобразовательной школе (1917 1997): дис.. д-ра пед. наук / О. Г. Грохольская. — М., 1997. — 322 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИН-ТОР, 1996.-544 с.
- Дидактический материал для учителей начальных классов по воспитанию экономической культуры младшего школьника на уроках русского языка / Сост. Е. В. Савина. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. — 53 с.
- Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. М.: Наука, 1977.-333 с.
- Духавнева, А.В. История зарубежной педагогики и философия образования / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 480 с.
- Дыои, Дж. Школа будущего /Дж. Дьюи, Э. Дьюи. М.: Б.и., 1922.
- Жураковский, Г. Е. Очерки по истории античной педагогики / Г. Е. Жура-ковский. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 510 с.
- Ильин. Е.П. Психология воли / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 280 с.
- Исследования по общей теории систем: сб. пер. / В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М.: Прогресс, 1969. — 520 с.
- История педагогики: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. М. В. Шабаевой. -М.: Просвещение, 1981.-367 с.
- Камински, X. Цели и содержание экономического образования в школе / X. Камински // Школьн. экон. журн. 1998. — № 1. — С. 18−26.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990.- 140 с.
- Кларина, JI.M. Экономика и экология для малышей / JI.M. Кларина. М.: Вита-Пресс, 1995. — 144 с.
- Колюжная, О.В. Экономика в начальной школе / О. В. Колюжная // Начальная школа. 2004. — № 11. — С. 98.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж., Песталоцци И.: Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1987. -416 с.
- Коменский Я.А./Чечель И.Д. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. — 223 с.
- Конаржевский, Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе / Ю. А. Конаржевский. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 135 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Наука и школа.-2003.-№ 1.-С. 3−19.
- Концепция социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе // Вестник ЧГГТУ. Серия 6. Личность. Труд. Экономика. Образование. 1998. — № 2 — С. 29−66.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования- под ред. A.M. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. — 39 с.
- Красновский, А.А. Ян Амос Коменский/А.А. Красновский — М.: Учпедгиз, 1953. 323 с.
- Краснова, Н.Н. Игра как средство активизации экономического образования младших школьников: дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Краснова. Челябинск, 2006. — 187 с.
- Крупская, Н.К. Вопросы обучения без отрыва от производства: сб. статей и речей / Н. К. Крупская. М.: Учпедгиз, 1960. — 252 с.
- Крупская, Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении / Сост. Ф. С. Озерская. М.: Просвещение, 1982. — 223 с.
- Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников: кн. для учителей и кл. рук. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. — 302 с.
- Кузьмин, Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России / Н. Н. Кузьмин. Ю.-Уральск, 1971. — 48 с.
- Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов / А. Н. Леонтьев. М.: Академия: Смысл, 2004. — 304 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
- Лиферов, А.П. Глобальное образование путь к интеграции мирового образовательного пространства / А. П. Лиферов. — М.: Пед. поиск, 1997. -106 с.
- Лукьянова, М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика / М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. -М.: ТЦ Сфера, 2004. 208 с.
- Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания / А. С. Макаренко. — М.: Учпедгиз, 1963. 140 с.
- Макаренко, А.С. Трудовое воспитание / А. С. Макаренко. Минск: Нар. асвета, 1977. — 256 с.
- Мардахаев, JI.B. Словарь по социальной педагогике / JI.B. Мардахаев. — М.: Академа, 2002. 56 с.
- Марру, А.И. История воспитания в античности: (Греция)/А.И. Марру. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1998. 425 с.
- Моторина, JI.H. Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами межпредметной интеграции: дис.. канд. пед. наук / JI.H. Моторина. Майкоп, 2004. — 185 с.
- Муртазин, Г. М. Активные формы и методы обучения биологии / Г. М. Муртазин. -М.: Просвещение, 1989. 191 с.
- Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: сб. док.(1917−1973 гг.)/А.А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов М.: Педагогика, 1974. — 559 с.
- Нейман, Д. Теория игр и экономическое поведение / Д. Нейман, О. Мор-генштерн. М.: Наука, 1970. — 707 с.
- Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет / Н. И. Непомнящая. М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
- Низамов, Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р. А. Низамов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. — 302 с.
- Нуртдинова, А.А. Роль и значение экономической подготовки младших школьников / А. А. Нуртдинова // Сборник статей преподавателей и студентов факультета подготовки учителей начальных классов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1996. — Вып. 2, Ч. 2. — С. 42−48.
- Образование в XXI веке: проблемы и поиски их решения: учеб. пособие / под ред. А. Ф. Аменда, В. В. Латюшина. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2003.-517 с.
- Организация общественно полезного, производительного труда школьников / Сост. И. А. Сасова. М.: Педагогика, 1989. — 157 с.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост. Е. С. Рапацевич. -Мн.: «Соверм. слово», 2005. 720 с.
- Педагогика: учебник для вузов / Ред. П. И. Пидкасистый. — М.: Пед. о-во России, 2004. 604 с.
- Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ», 2004.-336 с.
- Петкевич, Ф.Л. Формирование экономического мышления учащихся начальных классов по системе развивающего обучения: науч.-метод, пособие для учителя начальных классов / Ф. Л. Петкевич. Тюмень: Вектор-бук, 1993.-74 с.
- Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/ А. И. Пискунов М.:Просвещение, 1981.- 528 с.
- Плетнева, О. Экономика в начальной школе / О. Плетнева // Народное образование. 2005. — № 10.-С. 178−181.
- Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. М.: Высш. образование, 2006. — 540 с.
- Подмазенко, А.А. Экономическая культура, или Что нужно знать школьнику по экономике (2-й кл.) / А. А. Подмазенко. Самара: Самарский ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, 1997.- 180 с.
- Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М.: Высш. шк., 2004. — 512 с.
- Поляков, В.А. Непрерывное экономическое образование молодежи / В. А. Поляков, И. А. Сасова // Педагогика. 1994. — № 4.
- Полякова, Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т. С. Полякова. М.: Педагогика, 1983. — 129 с.
- Попова, Е.В. Нравственно-экономическая воспитанность младших школьников: монография / Е. В. Попова. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002.- 155 с.
- Прутченков, А.С. Игровая технология и ее педагогические возможности / А. С. Прутченков // Школьный экономический журнал. 1997. — № 1. -С. 31−40.
- Равичев, С.А. Комплект материалов по проверке знаний учащихся в рамках «Минимума содержания по экономике» / С. А. Равичев // Экономика в школе. 2000. — № 3. — С. 4−12- № 4. — С. 11−23- 2001. — № 1. — С. 8−16- № 2.-С. 11−17.
- Равичев, С.А. Педагогические основы мониторинга экономических знаний учащихся: дис.. канд. пед. наук / С. А. Равичев. М., 1997. -161 с.
- Райзберг, Б.А. Деловые игры и практикумы для начальной школы / Б. А. Райзберг. М.: Рассиана: Ось-89, 1995. — 79 с.
- Райзберг, Б.А. Экспериментальный учебные программы изучения экономики в начальных, средних и старших классах / Б. А. Райзберг, А. С. Прутченков. -М.: Изд-во «Приор», 1994. 101 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 е., Т.1, — А — М, — 1993.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 672 е., Т.2. — М — Я, — 1999.
- Российская Федерация. Законы. Об образовании: Закон Российской Федерации. 3-е изд. -М.: ИНФА, 2001. — 52 с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -СПб: Питер, 2003. 713 с.
- Рыбакова, Н.В. Обучение общению на сюжетно-ситуативной основе детей 6−7 лет: дис.. канд. пед. наук/Н.В. Рыбакова. СПб, 1995. — 165 с.
- Рябинина, Н.П. Организация экономического воспитания учащихся в условиях учебно-производственного комбината: метод, реком. / Н. П. Рябинина. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ин-та, 1981. 19 с.
- Савина, Е.В. Формирование базисных элементов экономической культуры младших школьников в учебном процессе: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Савина. Челябинск, 1999. — 158 с.
- Сагатовский, В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода // Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. -366 с.
- Сасова, И.А. Социально-экономическое образование и воспитание учащихся / И. А. Сасова // Народное образование. 2001. — № 10. — С. 165 171.
- Сасова, И.А. Экономика для младших школьников. 1 класс: пособие для учителя / И. А. Сасова, И. И. Нагуманова. — М.: Вита-Пресс, 2000. -56 с.
- Сасова, И.А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / И. А. Сасова, А.Ф. Аменд- под ред. В. К. Розова. — М.: Просвещение, 1988. 192 с.
- Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений / Сост. Б. И. Мишин, JI.H. Поташева. -М.: Вита-Пресс, 2006. 240 с.
- Сергеева, Т.Е. Экономическое образование младших школьников: учеб. пособие / Т. Е. Сергеева. Орск: Изд-во Орск. гуманитарно-технического ин-та, 1999. — 83 с.
- Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. — Курган: Зауралье, 1997. — 461 с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2004. — 350 с.
- Симоненко, В.Д. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства / В. Д. Симоненко, Н. В. Фомин. Брянск: Издательство Брянского педагогического университета, 1997. — 319 с.
- Симоненко, В.Д. Основы домашней экономики / В. Д. Симоненко. -Брянск: Б.и., 1995.-190 с.
- Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986.- 150 с.
- Сластенин, В.А. Доминанта деятельности / В. А. Сластенин // Народное образование. 1998. — № 9. — С. 41−42.
- Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / В. П. Каширин. М.: Академия, 2001. — 479 с.
- Словарь сочетаемости слов русского языка / Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина- П. Н. Денисов, Н. К. Зеленова, Е. М. Кочнева и др.- под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. 3-е изд., испр. — М.: Астрель: ACT, 2005. -811 с.
- Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков- под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
- Словарь синонимов русского языка: В 2 тт. / ред.А. П. Евгеньева. — М.: Наука, 1970. 680 е., Т.1. — А-Н.
- Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности / Л. П. Буева, Б. К. Лебедев, Э. М. Скачев, ред. Л.П. Буе-ва. М.: Наука, 1983. — 231 с.
- Стригина, О.М. Педагогические условия формирования у младших школьников основ экономической культуры: дис.. канд. пед. наук / О. М. Стригина. Кострома, 1999. — 156 с.
- Струмилин, С.Г. Избранные произведения: Воспоминания и публицистика / С. Г. Струмилин. М.: Наука, 1968. — 480 с.
- Ступина, Е. Экономика с первого класса / Е. Ступина, А. Ступин // Народное образование. 2004. — № 10.-С. 192−196.
- Сухомлинский, В.А. Письма к сыну / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1979. — 96 с.
- Сухомлинский, В.А. «Не только разумом, но и сердцем.»: сб. ст. и фрагм. из работ /В.А. Сухомлинский.-М.: Мол. гвардия, 1990. 141 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пис-кунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
- Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения /Под ред. Г. Н. Скляревской. СПб.: Изд-во «Фолио-Пресс», 1998.— 700 с.
- Травин, Е.Н. Уроки экономики в школе: пособие для учителей экономики и естествознания / Е. Н. Травин. — Ярославль: Академия Холдинг, 2003.- 160 с.
- Тугаринов, В.П. Природа, цивилизация, человек / В. П. Тугаринов. JL: ЛГУ, 1978.-128 с.
- Тюмасева, З.И. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны / З. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов, Н. П. Щербак. СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
- Устав воспитания двухсот благородных девиц // Указ Екатерины II Сенату о штатных расписаниях архиерейских домов и монастырей. — СПб., 1764.-с.
- Учреждение императорского Воспитательного дома для приносных детей и госпиталя для бедных родильниц в столичном городе Москве. -СПб., 1767.-4.1.-23 с.
- Ушинский К.Д. Собр. Соч. М.- Л., 1948. — Т.2.
- Фирсова, М. Экономическое образование как фактор интеллектуального развития младших школьников / М. Фирсова // Экономика в школе. -2002.-№ 4.-С. 115−120.
- Хайкин, В.Л. Активность (характеристики и развитие) / В. Л. Хайкин. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: МОДЭК, 2000. 444 с.
- Харламов, И.Ф. Активизация учения школьников: Дидактические очерки / И. Ф. Харламов. Мн.: Нар. асвета, 1970. — 158 с.
- Хегенхан, Б. Теории научения / Б. Хегенхан, М. Олсон. СПб.: Питер, 2004.-474 с.
- Хрестоматия по истории педагогики. Минск, 1971. — 500 с.
- Хридина, Н.Н. Понятийно-терминологический словарь: Управление образованием как социальной системой / Н. Н. Хридина. Екатеринбург: Уральское изд-во, 2003. — 384 с.
- Чернер, С.Л. Азбука экономики: сб. дидактических материалов для нач. шк. / С. Л. Чернер, Н. И. Нагуманова, М. Н. Чуйкова. М.: ВИГМА, 1997. -70 с.
- Чернышев, Б.П. Экономические потребности советского общества и задачи школы // Вопросы экономического образования и воспитания: сб. ст., ред. Эпштейн Л. Е. Челябинск: Б.и., 1973. — С. 12−21.
- Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982.-209 с.
- Шамова, Т.И. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление / Т. И. Шамова, Г. Н. Шибанова. М.: ЦГЛ, 2005. — 200 с.
- Шацкий, С.Т. Опыт педагога / С. Т. Шацкий. — М.: Прогресс, 1981. -342 с.
- Шпак, А.Г. Организация экономического образования и воспитания учащихся / А. Г. Шпак. Киев: Рад. школа, 1987. — 128 с.
- Шумакова, О.А. Экономическая подготовка младших школьников в системе развивающего обучения: дис.. канд. пед. наук / О. А. Шумакова. -Челябинск, 1999.- 160 с.
- Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 146 с.
- Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: избр. психол. труды / Ред. Д. И. Фельдштейн. И.: Академия, 1997. — 414 с.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под. ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999. — 440 с. — Т. 2.
- Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологический аспекты построения / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 239 с.
- Яковлева, Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем: дис.. д-ра пед. наук / Н. О. Яковлева. Челябинск, 2003. — 355 с.
- Яковлева, Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 126 с.
- Altbach P. G., Comparative Education / P. Altbach, F. Amove, G. Kelly, 1982. pp. 469−484,
- Amove, R. Comparative Educational and World Systems Analysis / R. Amove // Comparative Education, № 24−1, 1984.
- Read, D.A. Humanistic Education Source Book / D.A. Read, B.S. Sidney, N.Y.: Prentice Hall, 1975.-241 p.