Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система работы по формированию словарного запаса у глубоко умственно отсталых детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Качественный анализ словарного запаса глубоко умственно отсталых учеников также показал его своеобразие. Исследование разговорной речи школьников дало основание говорить о том, что словарь имбецилов пополняется, в основном, словами из тех групп слов, с которыми они больше всего встречаются в быту или в процессе учебной деятельности. В связи с этим встал вопрос о целенаправленном обучении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей в специальной литературе
  • Глава II. Особенности словарного запаса глубоко умственно отсталых детей
  • ПЛ. Методика экспериментального исследования
  • П. 2. Характеристика словарного запаса глубоко умственно отсталых детей
  • П. 2.1. Объём словарного запаса
  • П. 2.2. Данные качественного анализа
  • Глава III. Словарная работа в условиях специально направленного обучения глубоко умственно отсталых детей
  • Ш. 1. Анализ программы экспериментального обучения
  • Ш. 2. Организация и методика проведения специальных занятий
  • Ш. З. Организация единого речевого режима в школе
  • Ш. 4. Результаты экспериментального обучения

Система работы по формированию словарного запаса у глубоко умственно отсталых детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кощунистичеекая партия и Советское правительство постоянно проявляют заботу о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии, Уже с первых шагов Советской власти забота об аномальных детях выдвигается как важная государственная задача.

В решениях ХХУ, ХХУ1 съездов партии, в ряде правительственных документов, специальных постановлениях Министерств просвещения, здравоохранения и социального обеспечения СССР определены меры специальной помощи этим детям. Наряду с вопросами предупреждения аномального развития детей, поднимаются вопросы изучения этих детей, определения возможностей их развития, коррекции и компенсации дефекта.

Дети с глубокой степенью умственной отсталости являются наиболее сложной группой аномальных детей в плане определения прогноза их развития.

Изучение возможностей развития имбецилов имеет большую социальную и теоретическую значимость. Специфическая выраженность дефекта у этих детей давно привлекла к себе внимание врачей, педагогов.психологов. Оказание помощи глубоко умственно отсталым детям помогает адаптироваться им в жизни, стать людьми^ какой-то степени обслуживающих себя самостоятельно. При этом освобождаются родители, которые обычно вынуждены постоянно опекать уже взрослых своих детей. Даже незначительное продвижение имбецилов в овладении элементарными знаниями и умениями, трудовыми операциями помогает в некоторой мере понять возможности человеческого разума, узнать механизмы и пути его развития^ также определить особые методы и приёмы коррекции глубоко умственно отсталых детей.

У шбецшюв на фоне глубокого нарушения всей познавательной деятельности особенно отчётливо выступает общее недоразвитие речи. У многих детей речи нет совсем, для общения они пользуются жестами"У других есть лепетная речь. Некоторые владеют элементарным словарным запасом, у большинства отсутствует фразовая речь.

Как показывает практика работы с имбецилами и специальные исследования (Г.Я.Трошин, 1915;А. Н. Граборов, 1925;Л.С.Выгот-ский, 1932; Л. В. Занков, 1935 -М.С.Певзнер, 1955;Г.М.Дш>нев, 1959; С. С. Ляпидевский, 1959,1973; В .Я.Василев екая, 1960;А. Р. Лурия, 1960, 1969;Г. В. Сухарева, 1965;А. Р. Маллер, 1974) возможности глубоко умственно отсталых детей в овладении речью весьма ограничены. В то же время в ходе специального обучения глубоко умственно отсталые дети продвигаются в своём развитии. У многих развивается память. Они запоминают значительное количество слов, начинают пользоваться речью как средством общения (В.Я.Василев-екая, 1960;С. Д. Забрамная, 1971;И. М. Соловьёв и В. А. Сумарокова, 1973;М. И. Кузьмицкая, 1974;А. Р. Маллер, 1974, и др.).

Однако не все дети-имбецилы достаточно успешно овладевают речью. У многих из них очень медленно накапливается и активизируется словарь. Немаловажное значение при этом имеют условия обучения, специальные методы и приёмы. Наибольшую эффективность обучения имбецилов многие исследователи обнаруживают в условиях организации игровой и других видов деятельности (Г. М. Дгльнев, 1960; Л. А. Жидкова, 1960; М. Ф. Попадич, 1967; А. В. Погол сов, 1969; М. И. Кузьмицкая, 1970; А. А. Ватажина, 1973; Н. Н. Камеристо-ва и В. И. Липакова, 1982;А. Р. Маллер, 1974;Я.Г.К}цилевич, 1974; Г. М. Лямина, 1975, и др.).

В своём исследовании мы опирались на положение Л. С. Выготского о том, что «глубоко отсталый ребёнок, овладевающий зачатками мышления, человеческой речью, примитивными формами труда — этот ребёнок должен и может получить от воспитателя нечто качественно иное, чем просто фонд автоматических навыков» (Л, С. ч.

Выготский, 1932, с.8).Овладение глубоко умственно отсталыми детьми словарным составом мы рассматриваем как «процесс, в результате которого происходит развитие значений» (А.Р.Лурия и ч.

А#Н.Леонтьев, 1956, с. 18).Овладение имбецилом словом, обобщением, заключённом в значении слова является шагом в формировании у них понятийного мышления. Трудность овладения глубоко умственно отсталыми детьми словарным составом заставляет обратить особое внимание на проведение коррекционной работы по обогащению и активизации у них словаря, служащего средством общения и обобщения.

В процессе экспериментального исследования был изучен объём словаря детей-имбецилов разных возрастных групп, показано продвижение их в овладении словами обиходного значения, выявлен характер тех групп слов, которыми глубоко умственно отсталые дети овладевают в какой-то степени при общении со взрослыми и сверстниками в условиях окружающей среды или только в процессе обучения. Полученные данные позволили наметить эффективные пути развития речи имбецилов.

В диссертации представлена система коррекционной работы с глубоко умственно отсталыми школьниками, основным направлением которой является комплексное обучение. Определён минимум слов обиходного значения, распределённых по годам обучения, разработана программа развития речи имбецилов по 5 темам на основных предметах, способствующих их социальной адаптации, предложены методы и приёмы по развитию коммуникативной функции речи имбецилов.

Показано, что при создании оптимальных условий обучения эффективность усвоения слов обиходного значения значительно выше, чем в обычных условиях, успешнее осуществляется овладение речью как средством общения и орудием мышления, что подтверждает теоретическую и практическую значимость проведенного исследования.

Общая гипотеза исследования состояла в том, что глубоко умственно отсталым детям свойственен не только незначительный объём словаря, но и его качественное своеобразие. Количество и качество речевой продукции имбецилов зависит не только от степени нарушения интеллекта, но и в значительной мере от условий, в которых осуществляется их обучение и воспитание, от характера и целенаправленности коррекционного воздействия. Мы предполагали, что при создании оптимальных условий обучения имбецилы мо-1ут овладеть необходимым минимумом слов.

На защиту выносятся следующие положения:

I.Ограниченный объём словаря глубоко умственно отсталых детей и его качественное своеобразие, вследствие чего общение с ними затруднено, обусловливают необходимость их систематического и целенаправленного обучения.

2.Одним из показателей уровня речевого развития глубоко умственно отсталых детей является овладение обиходной лексикой с учётом не только конечных результатов обучения, но и промежуточных поэтапных показателей.

3.Эффективность овладения словарём глубоко умственно отсталыми детьми зависит от создания специальных условий обучения, которые включают определение объёма практически значимых слов, разработку целенаправленной программы обучения и методаческих рекомендаций.

4.Организация обучения, основанная на принципах практической и коррекционной направленности работы по развитию речи имбецилов, её комплексный характер способствуют относительно успешной социальной адаптации глубоко умственно отсталых детей в условиях окружающей среды.

— 8.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование подтвердило имеющиеся в специальной психологической и методической литературе данные о возможностях глубоко умственно отсталых детей овладеть минимальным словарным запасом, необходимым для общения в условиях окружающей среды.

Работа над словарём имбецилов рассматривалась нами как один из этапов формирования коммуникативной функции речи. Адаптация лиц с глубокой степенью умственной отсталости без овладения ими минимальным запасом слов обиходного значения, необходимым для речевого общения, весьма затруднена.

Характер употребляемых в речи слов разной меры обобщённости, обозначающих абстрактные и отвлечённые понятия, в определённой мере характеризуют интеллект ребёнка, а способность овладеть этими словами подтверждает возможность его развития.

Всестороннее изучение словаря глубоко умственно отсталых детей показало, что они владеют малым объёмом словарного запаса. Данные изучения словаря имбецилов младшего возраста позволяют говорить, что спонтанно словарь у них почти не развивается. В процессе общения в их речи чаще всего появляются слова или их заменители (ав, ам и другие), которыми дети выражают свои сиюминутные желания. Часто они пользуются жестами. В большинстве своём имбецилы старшего возраста не владеют тем минимумом слов, который необходим для элементарного общения в быту. В то же время исследование показало положительную динамику обогащения и развития словаря имбецилов под влиянием обучения.

Использованный в эксперименте в качестве контрольного периода один учебный год показал незначительное в целом продвижение имбецилов в овладении словарём. Словарь у них накалливается медленно"постепенно от одной возрастной группы к другой. Значительное увеличение объёма словаря наблюдается, главным образом, к старшей возрастной группе.

Качественный анализ словарного запаса глубоко умственно отсталых учеников также показал его своеобразие. Исследование разговорной речи школьников дало основание говорить о том, что словарь имбецилов пополняется, в основном, словами из тех групп слов, с которыми они больше всего встречаются в быту или в процессе учебной деятельности. В связи с этим встал вопрос о целенаправленном обучении имбецилов с целью развития их речи, главным образом, за счёт обогащения словаря этих детей словами обиходного значения, необходимыми для общения в условиях окружающей среды.

Разработанная нами система обучения прежде всего основывается на принципах практической и коррекционной значимости работы над развитием речи глубоко умственно отсталых детей. В процессе обучения предусматривалось постепенное из года в год накопление словаря имбецилов словами различных смысловых групп. Комплексный подход в обучении обеспечивался введением новых слов не на одном, а на всех занятиях в учебное и внеучеб-ное время. Прежде всего, был определён круг слов по 5 темам, связанными с ближайшим окружением детей и имеющим больщую практическую значимость и важность для организации их общения, слова распределены по годам обучения. Разработана программа обучения по основным учебным предметам, направленная, главным образом, на подготовку имбецилов к жизни в условиях окружающей среды. Предложены организационные формы, методы и приёмы обучения, специфичные для каждого типа учебных занятий, внеклассных мероприятий.

— 104.

Большое значение придавалось подбору речевого материала для занятий, с целью развития речи глубоко умственно отсталых детей. Слова вводились в речь, закреплялись, автоматизировались в процессе учебной, трудовой и игровой деятельности.

Как показали данные формирующего эксперимента глубоко умственно отсталые школьники имеют определённые возможности в плане овладения словарём обиходного значения. В результате специальной работы словарь учеников значительно обогатился. Положительная динамика развития словарного запаса отмечается как от младшего к старшему возрасту, так и в каждой возрастной группе в течение одного учебного года. Пополнение словаря имбецилов, в основном, словами обиходного значения, введение их в активную речевую деятельность способствовало развитию их речи как средства общения, а обогащение словаря словами различных смысловых групп — развитию обобщающей функции речи, мышления, что явилось основным содержанием коррекционного обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Марко К."Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В 2-х томах.- М.: Педагогика, 1978.- 543 с.
  2. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981, с. 60.
  3. В.И. О воспитании и образовании (сборник), издание 2-е.- М.: Просвещение, 1970.- 679 с.
  4. Д.И. Микроцефалка Мащута.- М.: I9II.- 39 с.б.Азбукин Д. И. Умственная отсталость и внутренняя секреция.
  5. В сб. статей: Умственно отсталые дети и их воспитание/Под ред. С. С. Тизанова, Л. В. Занкова.- М.: 1928, с.126−131.
  6. Аз0укин Д. И. Клиника олигофрений.- М.:Учпедгиз, 1936.- 128 с.
  7. В. Идиотия и тупоумие.- Спб, 1880.- 451 с.
  8. С.Ш. Использование трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы в качестве основы развития их речи: Автореф.канд.дис.- М., 1963.
  9. Э.Бельом Г. Первая критика интеллектуалистической концепции в учении о слабоумии.- В кн.: Замокий Х. С. История олигофренопедагогики. М.: Просвещение, 1980, с. 29.
  10. Ю.Боскис P.M. О развитии словесной речи глухонемого ребёнка.- М.: Учпедгиз, 1939.- 84 с.
  11. П.Бровер A.B. Вопросы обучения детей с глубокой олигофренией.- В кн.: Доклады АПН РСФСР, 1958, Л 2, с. 125−128.
  12. Д. Развитие учреждений для глубоко умственно отсталых во второй половине XIX века. 1894.
  13. В.Я. Педагогическое изучение глубоко отсталых детей.- В сб.: Обучение и воспитание умственно отсталых детей/Под ред.Г. М. Дульнева, М. И. Кузьмицкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960, с.67−75.
  14. В.Я. Понимание учебного материала учащимися- 106 вспомогательной школы.- М.: Изд-во АПН РСФСР, i960.- 117 с.
  15. A.A. Трудовое обучение умственно отсталых подростков в детских домах.- В сб.: Обучение и воспитание умственно отсталых детей/Под ред.Г. М. Дульнева.М.И.Кузьмиц-кой. М.: Изд-во АПН РСФСР, i960, с.76−81.
  16. А.А., Зелингер И. И. Пособие по воспитанию и обучению глубоко умственно отсталых детей в детских домах Министерства социального обеспечения РСФСР.- М.:1962.- 188 с.
  17. A.A., Коган В. М. Принципы трудового обучения глубоко отсталых детей.- В кн.: Вопросы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. М.: 1974, с.11−16.
  18. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии.Изд. 2-е, испр. и допол.- М.: Просвещение, 1973.- 175 с.
  19. Вопросы воспитания нормального и дефективного ребёнка/Йод ред.А. С. Грибоедова и др.- М.: Государственное изд-во, 1924.- 232 с.
  20. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения.- М.: Учпедгиз, 1935.- 135 с.
  21. I.C. Избранные психологические исследования.- 1 М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 519 с.
  22. Выготский Л, С. Мышление и речь.- М.: Педагогика, 1982, собр.соч., т. 2.
  23. Л.С. Проблема умственной отсталости.- В сб.: Умственно отсталый ребёнок. М.: Педагогика АПН СССР, 1983, с.231−256.
  24. Л.С. Предисловие к книге Е.К.Грачёвой «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребёнка».- М.: Педагогика АПН СССР, 1983, с.222−230.- 107
  25. A.JI. Некоторые особенности высшей нервной деятельности при олигофрении в степени имбецильности.- В кн.: Доклады АПН РСФСР. М.: I960. JS I, c. III-115.
  26. М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей.- Дефектология, 1973, В 6, с. 14−16.
  27. М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников.- М.: Учпедгиз, 1947.- 134 с.
  28. М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1965.- 272 с.
  29. М. Ф. Дйтметова С.Ш. Использование трудовой деятельности в работе над развитием речи учащихся.Meтоди-ческое письмо.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 20 с.
  30. А.Н. Группа глубоко отсталых и работа с ней.-Вопросы.дефектологии, 1930,№ 5(II), с.16−20.ч ". ,
  31. А.Н. Вспомогательная школа.- Л.: ГИС, 1925.- 368 с.
  32. А.Н. Очерки по олигофренопедагогике.- М.: Учпедгиз, 1961, с. I7I-I84.
  33. Граборов А.Н."Кузьмина Н.Ф., Новик В. М. Олигофренопедагогика. Учебное пособие для пединститутов.- М.: Учпедгиз, 1941.- 231 с.
  34. Е.К. Беседы с сёстрами-нянями о воспитании и развитии детей-идиотов и эпилептиков.- Спб.: тип.М. П. Фроловой, 1902.- 81 о.
  35. Е.К. Руководство по занятию с отсталыми детьми и идиотами.- Спб.: 1907.- 251 с.
  36. . Ненормальные дети.Воспитание их дома и в школе. Перевод с немецкого Г. И. Россолимо.- М.: 1909.- 371 с.
  37. Дефективные дети и школа/Йод ред.В. П. Кащенко.- М.: 1932.- 275 с.
  38. A.B. Воспитание глубоко умственно отсталых детей в семье.- В кн.: Вопросы изучения и обучения глубоко умственно отсталых учащихся вспомогательной школы.-М.: 1976, с.64−66.
  39. Г. М. О воспроизведении вновь усвоенных слов учащимися вспомогательной школы.- М.: Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 19, с. 87−103.
  40. Дульнев Г. М^Об усвоении учащимися вспомогательной школы словарного состава родного языка.- В сб.: Учебно-воспитательная работа в специальных школах. М.: Учпедгиз, 1952, вып.4,с.49−58.
  41. Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.- М.: Педагогика, 1969.- 216 с.
  42. Л.А. Из опыта обучения глубоко отсталых детей во вспомогательной школе.- В сб.: Обучение и воспитание умственно отсталых детей/Под ред.Г. М. Дульнева, М. И*Кузьмиц-кой. М.: Изд-во АПН РСФСР, i960, с. 116−330.
  43. Н.И. Интеллект, язык, речь.- В кн.: Нарушение речи у- 109 дошкольников. М.: Просвещение, 1972, с.9−31.
  44. A.B., Зинченко В. П., Эльконин Д. Б. Развитие мышления.- В кн.: Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов/Йод ред.A.B.Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964, с.183−246.
  45. H.H. Изучение развития и опыт коррекции речи у детей с болезнью Дауна.- В кн.: Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. М.: 1974, с.218−219.
  46. О.Г. Роль практической деятельности в развитии психики глубоко умственно отсталых детей.- В сб.: Тезисы докладов У1 научной сессии по дефектологии. М.: 1971, с.227−228.
  47. В.П., Мурашов Г. В. Исключительные дети.- М.: Изд-во Работник просвещения, 1926.- 55 о.
  48. П.И. Отсталые и ненормальные дети.- Слб.: 1911.- 173 с.
  49. B.C. Материалы по изучению свободной социальной жизни глубоко отсталых детей.- Вопросы дефектологии, 1929, i? 6, с.30−39.
  50. М.И. К вопросу о социальной и трудовой реабилитации детей и подростков с глубокими поражениями центральной нервной системы.- В кн.: Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. М.: 1974, с.93−94.- III
  51. М.И., Маллер А. Р., Цикото Г. В. Экспериментальное обучение глубоко умственно отсталых детей в условиях вспомогательной школы.- Дефектология, 1976,№ 6,с.26−30.
  52. В.И. Нарушения речи у детей с умственной отсталостью в степени имбецильности и направления логопедической работы: Автореф.дис.канд. педагогических наук. Л., 1981.
  53. В.И. Особенности высшей нервной деятельности де-.тей-олигофренов разных клинических групп.- В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребёнка. М.: 1958, т. П, с.390−435.
  54. В.И. Особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов.- В сб.: Умственно отсталый ребёнок/Под ред.А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960, с. 113−151.
  55. В.И. Обучение умственно отсталых детей в США и некоторые направления исследований в области умственной отсталости.- Специальная школа. М.: Учпедгиз, 1967, Вып.6, с.110−122.
  56. В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей.- Дефектология, 1971,}? 6, с. 15.
  57. В.И. Генетические корни мышления и речи в свете развития психолингвистических способностей у аномальных- 112 детей.- В кн.: Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду психологов СССР. М.: 1977, с. 134.
  58. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии).- М.: Педагогика, 1978.- 224 с.
  59. А.Р. Речь и интеллект в развитии ребёнка.- М.: 1926.- 259 с.
  60. А.Р. Роль слова в формировании временных связей у человека.- Вопросы психологии, 1955,№ I, с.78−85.
  61. А.Р. Сознательное действие, его происховдение и мозговая организация.- Вопросы психологии, 1969,№ 5,с.13−29.
  62. А.Р. «Леонтьев А.Н. Психологические воззрения Л. С. Выготского. Предисловие к кн.: Л. С. Выготский.Избранные психологические исследования.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  63. Лурия А.Р., 10дович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов.- М.: 1956.- 211 с.
  64. Лурия А.Р., Виноградова 0.С."Мещеряков А. И. Особенности словесных связей у детей-олигофренов.- В сб.: Умственно отсталый ребёнок/Под ред.А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960, с.170−194.
  65. Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребёнка в семье.- М.: Педагогика, 1972, — 53 с.
  66. Лурье Н.Б., 3абрамная С. Д. Некоторые особенности поведения и деятельности детей с болезнью Дауна при выполнении ими отдельных практических заданий.-Дефектология, 1971, Ы, с.30−36.
  67. Н.Б. «Певзнер М.С. Об одном из путей коррекционно-воспитательной работы с детьми-олигофренами с грубым недоразвитием личности.- В кн.: Доклады АПН РСФСР. 1959,$ I, с.74−78.
  68. Г. М. Формирование речевой деятельности.- Дошкольное- 113 воспитание, 1975,№ 9,с.49−55.
  69. С.С. Основы невропатологии. М.: Учпедгиз, 1959, — 262 с.
  70. А.Р. Выполнение практического задания глубоко умственно отсталыми детьми.- Дефектология, 1972, Л I, с.30−33.
  71. А.Р. О понимании и употреблении предлогов глубоко умственно отсталыми детьми.- Дефектология, 1973,$ 3,
  72. А.р. Понимание и устное изложение текстов глубоко умственно отсталыми детьми.- В кн.: Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью.- М.: 1976, с.168−175.
  73. А.Р. Пути улучшения устной речи детей-имбецилов.
  74. В кн.: Вопросы изучения и обучения глубоко умственно отсталых учащихся вспомогательной школы. М.: 1976, с. 14−21.
  75. А.Р. Некоторые особенности личностных качеств глубоко умственно отсталых подростков.- В кн.: Изучение личности аномального ребёнка (тезисы докладов конференции). М.: 1977,0.19.
  76. ЭО.Маллер А. Р. Развитие устной речи глубоко отсталых детей в процессе трудового обучения.- В кн.: Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе.-М.: 1977.с.85−89.
  77. E.H. Нарушение регулирующей роли речи у глубоко умственно отсталых детей.- В сб.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребёнка/ Под ред.А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, Т.П. с.267−294.- 114
  78. Методическое пособие по воспитанию и обучению детей с глубокой умственной отсталостью в возрасте от 4 до 10 лет/Под ред.М. И. Кузьмицкой, А, А.Ватахиной.- М.: 1971.- 78 с.
  79. М. Дом ребёнка.- За друга, 1913.- 339 с.
  80. Н.Г. Развитие понимания смысловой стороны речи у аномальных детей дошкольного возраста.- В сб.: Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. М.: АПН СССР НИИ дефектологии, 1982.
  81. Нарушение речи у дошкольников/Йод ред.Р.А.Беловой-Давид.-М.: Просвещение, 1972.- 232 с.
  82. Ненормальные дети в семье и школе/Под ред.A.C.Грибоедова. M. s 1914.- 184.
  83. Нервные болезни/Под ред.Г. И. Россолимо. М.: 1924.- 40 с.
  84. Ф.М. История воспитания и обучения умственно отсталых детей.- М.: Учпедгиз, 1939.- 163.
  85. Обучение общеобразовательным предметам умственно отсталыхдетей в домах-интернатах/Под ред.А. А. Вата?иной, М.И.Кузь-мицкой. М.:1970, — 87 с. 1000 работе с глубоко отсталыми детьми во вспомогательнойшколе (программно-методические указания).- М.: 1951.- 24 с.
  86. Организация воспитательной работы с умственно отсталыми детьми в домах-интернатах/Под ред.А. А. Ватажиной. M. s 1969.- 115.
  87. Организация трудового обучения умственно отсталых детей в детских домах Министерства социального обеспечения РСФСР.- М.: i960.- 19 с.
  88. ЮЗ.Осокина Л. И., К}цилевич Я. Г. Работа по развитию речи детей-имбецилов.- Дефектология, 1978,№ 4,с.43−47.
  89. ПМ.Певзнер М. С. Клиническая характеристика учащихся вспомо- 115 гательных школ, — В сб.: Книга для учителей вспомогательной школы/Под ред.Г. М. Дульнева, А. Р, Лурия. М.: Учпедгиз, 1955, с.39−54.
  90. М.С. Дети, подлежащие направлению во вспомогательную школу.- В сб.: Принципы отбора во вспомогательную школу/Под ред.Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956, с.55−121.
  91. Юб.Певзнер М. С. Дети-олигофрены.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 486 с.
  92. М.С. Клиническая характеристика умственно отсталых детей.Дети-олигофрены.- В сб.: Умственно отсталый ребёнок/Под ред.А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960, с.26−76.
  93. Ю8.Певзнер М. С. Краткая клиническая характеристика глубоко умственно отсталых детей.- В сб.: Обучение и воспитание умственно отсталых детей/Под ред.Г. М. Дульнева, М.И.Еузь~ мицкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960, с.29−39.
  94. Певзнер М. С. Дубовский В, И. Динамика развития детей-олигофренов.- M.: 1963.- 224 с.
  95. НО.Певзнер М. С., Петрова В. Г. Анализ умственной отсталостис разных точек зрения (реферат книги «Умственная отсталость». Сб. под ред. A.M. Кларк, А. Д. Кларк «Лондон, 1958). -Специальная школа, 1967, вып.4,с.II6-I26 и вып.5,с. 135−145.
  96. Ш. Певзнер М. С., Явкин В. М. К вопросу клинической характеристики глубоких форм олигофрении.- В кн.: Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. M.: 1974, с.74−76.
  97. В.Г. О влиянии первого воспроизведения на точность дальнейших пересказов умственно отсталых школьни-116 ков.~ В сб.: Труды второй научной сессии по дефектологии. М.: Изд-во АПН РО$СР, 1959, с.100−106.
  98. В.Г. О некоторых особенностях актуализации знаний при решении грамматической задачи учащимися вспомогательной школы.- В сб.: Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961,0.115−133.
  99. В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов.- М.: Просвещение, 1968.- 158 с.
  100. В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы.- М.: Педагогика, 1977.- 198 о.
  101. Пб.Погосов Н. В. Трудовое воспитание и обучение глубоко отсталых детей в условиях детских домов Министерства социального обеспечения: Автореф.канд.дис.- М., 1969.
  102. П8.Полонская P.M. Воспитание первоначальных навыков самообслуживания у детей-имбецилов младшего возраста.- Специальная школа, 1961,* 5, с.48−51.
  103. ПЭ.Полосатов Б. Г. Опыт трудового обучения подростков-имбеци-лов.- В кн.: Вопросы изучения и обучения глубоко умственно отсталых учащихся вспомогательной школы. M.: 1976, с.738−743.
  104. М.Ф. Труд как коррекционное средство воспитания имбецилов: Автореф.канд.дис.-М., 1967.
  105. Н.П., Постовская М. П. Положения о вспомогательной школе, разработанные Московскими педагогами и врачами.- I9I4, c.304−307.
  106. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей.-М.: 1976.
  107. А.И. Из практики воспитания имбецилов в условиях школы-интерната по материалам 55 детского дома в Ленинграде.- Вопросы дефектологии, 1928,№ 4, с.68−81.
  108. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада/Под ред. Д. А. Сохина.- М.: Просвещение, 1979,2-е изд.-* 223 с.
  109. Г. И. Второй съезд русских деятелей по технического и профессиональному образованию.С 28/ХП 1895 г. по 5/1 1896 г. «г.Петербург, с. 252.
  110. С.Я. О воспитании привычек умственно отсталых детей.- Специальная школа, I960,$ 4, с.57−65.
  111. Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей.- Спб.: 1903.- 319 с.
  112. О.Л. Из опыта работы вспомогательной школы с глубоко умственно отсталыми подростками.- Дефектология, 1973, J& 3, с.55−58.
  113. О.Л. Некоторые вопросы воспитания и обучения детей-имбецилов в ГДР.- В кн.: Вопросы изучения и обучения глубоко умственно отсталых учащихся вспомогательной школы. М.: 1976,0.57−63.
  114. О.Л., Борцова A.C. Мобилизация компенсаторных возможностей глубоко умственно отсталых детей в процессе обучения.- В сб.: Тезисы докладов Ш Всесоюзных педагогических чтений. М.: 1973, с.172−173.
  115. Слама-Казаку Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей.- Вопросы психологии, 1961,$ 2, с. 18.- 118
  116. З.Н. Понимание и употребление прилагательных учащимися вспомогательной школы и развитие их речи в связи с изучением данной грамматической категории: Автореф.канд.дис.- М., 1964.
  117. Н.Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре.- В сб.: Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1982.
  118. В. Психология идиотов и имбецилов. 1896.
  119. И.М. Мышление умственно отсталых школьников при решении арифметических задач.- В сб.: Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953, с.2−72.
  120. И.М. Познавательная деятельность при решении арифметических задач глухими и слабослышащими школьниками.- В сб.: О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей/Под ред.И. М. Соловьёва. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962,0.26−157.
  121. И.М., Сумарокова В. А. Память и её избирательность у умственно отсталых детей.- Дефектология, 1973,№ I, с.6−15.
  122. В.А. Опыт работы в группе семейного воспитания.- В кн.: Тезисы докладов Ш Всесоюзных педагогических чтений. М.: 1973, с. 173−174.
  123. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.-М.: Учпедгиз, 1965, т. Ш, с. 12−34, 335.
  124. Санте де Санктис. Развитие психолого-педагогического и социологического направлений в изучении слабоумия.
  125. В кн.: История олигофренопедагогики. М.: Просвещение, — 119 1980,с.44. Автор Х. С. Замский.
  126. Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и аномальных детей.- Спб.: 1915, тЛ, — 959 с.
  127. К.Д. Собрание сочинений.- М-Л.: 1948, т.2.
  128. М.П. Усвоение учащимися вспомогательной школы предложного управления.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.100 с.
  129. ., Бонкур П. Воспитание ненормальных детей.Перевод под ред.В. Е. Йгнатьева.- М.: Космос, 1911.- 160 с.
  130. Г. В. 0 семейном воспитании умственно отсталого ребёнка раннего возраста.-Дефектология, 1970,$ I, с.78−83.
  131. Г. В. О возможностях умственного развития детей-имбецилов.- В сб.: Тезисы докладов к Ш Международному конгрессу Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости (Гаага, 4−12 сентября 1973).- М.: 1973, с.72−73.
  132. Цикото Г. В. Коррекционная работа с детьми-имбецилами младшего возраста.- В кн.: Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М.: 1976,0.158−167.
  133. Г. В. Особенности учебно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми в начальных классах.-В кн.: Вопросы изучения и обучения глубоко умственно отсталых учащихся вспомогательной школы. М.: 1976,0.51−56.
  134. М.К. К соотношению экспрессивной и импрессивной речи у слабослышащих учащихся.- В кн.: Словарная работа в школе слабослышащих / Под ред.К. Г. Коровина. М.: 1979,0.5−7.
  135. Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы.- В сб.: Психологическая наука в COOP. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960, c.482−5II.
  136. Шиф Ж.И. О трудностях дифференциации падежных форм у глухонемых школьников.- В сб.: Учебно-воспитательная работа в школах для глухонемых и вспомогательных школах. М.: Учпедгиз, 1948,№ П-12,0.42−55.
  137. Шиф Ж. И. Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками.- М.: Учпедгиз, 1954.- 168 с.
  138. Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М.:
  139. Изд-во АПН РСФСР, 1958.- 115 с. 154. Эскироль Ж. О душевных болезнях. 1838.
  140. К)цилевич Я. Г. Возможности трудовой подготовки глубоко отсталых детей.- Дефектология, 1974,$ 3, с.46−48.
  141. Mahoney G., Glover A., Finger I. Relationship «between language and sensorimotor development of Down syndrome and nonretarded children.- Am. J.Msnt.Defic., 1981, v.86,p.21−27.
  142. Petersen G.A., Sherrod K.B. Relationship of maternal language to language deve lopment and language delay of children.-Am. J.Mmt.Defic., 1982, v.86,N 4, p.391~398.
  143. Poulton K.T., Algozzine B. Manual Cammuication and Jfental Retardation: A Review of Research and Implications-.- Am. J. №nt.Defic., 1980, v.85,N 2, p.145−152.
Заполнить форму текущей работой