Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования воспитательной системы профильного лагеря

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современное российское общество нуждается в таких качествах личности, как духовность, стремление делать добро, профессиональная компетентность, предприимчивость, упорство в достижении цели, гражданская' ответственность. В этой связи остро встают проблемы личностно ориентированного подхода к воспитанию человека, выявления закономерностей, принципов, методов, направленных на формирование творческой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы организации активного отдыха детей в профильном лагере
    • 1. 1. Проблемы и перспективы развития профильных лагерей на современном этапе модернизации образования
    • 1. 2. Теоретические основы организации воспитательного процесса в профильном лагере
    • 1. 3. Методология организации воспит ьного процесса в профильном лагере
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. Практико-ориентированное моделирование профильного лагеря старшеклассников
    • 2. 1. Концептуальные основы профильного лагеря — сборов творческой молодежи Смоленской области
    • 2. 2. Реализация комплексной педагогической программы подготовки кадрового потенциала для профильных лагерей
  • Школа вожатого"
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию кадрового потенциала профильных лагерей
  • Выводы по главе 2

Педагогические условия формирования воспитательной системы профильного лагеря (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важной составляющей изменения российского общества является модернизация системы образования. Состояние современной системы образования в России определяется развитием её парадигмы, основой которой являются положения личностно-ориентированной педагогики, принципы вариативности, демократические нормы организации деятельности образовательных учреждений. В процессе развития новые сложные формы педагогической деятельности, действительно гуманистические идеалы и ценности, обеспечение творческого развития личности ребенка и его самоопределения нашли отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании».

Современное российское общество нуждается в таких качествах личности, как духовность, стремление делать добро, профессиональная компетентность, предприимчивость, упорство в достижении цели, гражданская' ответственность. В этой связи остро встают проблемы личностно ориентированного подхода к воспитанию человека, выявления закономерностей, принципов, методов, направленных на формирование творческой самоопределяющейся личности. Одной из приоритетных задач педагогической науки в настоящее время является выстраивание качественно новых отношений между личностью и обществом, поиск наиболее оптимальных путей воспитания, образования, развития ребенка и подростка, его социализация.

В связи с переоценкой основных научно-теоретических положений, заложенных в концепциях образования, стала очевидной необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, до-суговой деятельности. В этом ряду достаточно рельефно просматривается неизбежность принципиально нового подхода к системе организации свободного времени детей и подростков в каникулярное время. Этот обобщенный современными исследователями вывод свидетельствует об актуальной потребности государства в отборе научно обоснованных средств обеспечения системы летнего отдыха, оздоровления и развития детей и подростков в контексте непрерывного образования.

Воспитательный процесс, направленный на обеспечение полноценного отдыха детей и подростков в период летних каникул, сохраняя взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от них.

Педагогика каникул" сегодня по праву рассматривается как самостоятельная отрасль практической педагогики благодаря ресурсности условий летнего лагеря для построения эффективных воспитательных систем, создающих широкие возможности для социализации и всестороннего развития современных подростков и молодежи в целом.

Гуманистический взгляд на систему воспитания в детском оздоровительном лагере связан с созданием условий для саморазвития личностных качеств растущего человека. В конце 90-х годов XX века заявил о себе гуманистический подход в системе воспитания, и за прошедшее десятилетие именно он определяет отбор приемов. и средств воспитательного процесса в детских оздоровительных лагерях. Тем не менее, практика традиционного проведения летних оздоровительных, смен показываем, что в наиболее благоприятный для отдыха и развития период — каникулы — ребенок часто попадает в своеобразные «тиски» педагогических воздействий организаторов — взрослых, которые жестко регламентируют степень проявления детских способностей и творчества.

Характеризуя современные тенденции развития системы летнего отдыха и оздоровления, можно отметить значительный рост числа профильных и специализированных лагерей, авторских лагерей, лагерей семейного типановой волны летних учреждений системы дополнительного образования, деятельность которых базируется на принципах гуманистической ненасильственной педагогики и нацелена на максимальное раскрытие и развитие способностей ребенка в ходе организации его активного летнего отдыха.

Общественно-педагогическое движение авторских и профильных лагерей стало социокультурным явлением и начало свой отсчет с 70-х: годов прошлого века, во Владимирской, Воронежской, Калужской, Костромской, Курской, Ярославской областях. В начале 90-х годов отмечается всплеск новых инициатив и идей по организации и проведению профильных лагерей и смен. Данное явление во многом связано с инициативами молодежи в рамках ВЛКСМ по созданию школ комсомольского и пионерского актива. Кузницей кадров и идей для областных и краевых школ актива стали лагеря «Орленок» и «Артек».

Диапазон профильных и авторских лагерей, уже сегодня успешно работающих по всей России, достаточно широк, и с каждым годом он пополняется все новыми и новыми инновационными разработками творческих авторских' групп [146]. Программы деятельности профильных лагерей отражают различные структурные организации и подходы к управлению воспитательными системами в условиях летнего лагеря.

Эффективность любой воспитательной системы, в том числе и воспитательной системы летнего лагеря, определяется рядом факторов, важнейшим из которых является личность воспитателя. Ни программа, ни инновационные технологии сами по себе не являются гарантией успешного педагогического результата. Определяющее значение в эффективности воспитания как процесса передачи ценностной информации воспитаннику имеет личность воспитателя, а в летнем лагере — вожатого. Наука констатирует объективную истину: личность воспитателя — это если не решающее, то, по крайней мере, важнейшее условие эффективного воспитания. Практика на каждом шагу подтверждает это заключение.

Специфика деятельности вожатого (статус, временный характер работы с детьми) определяет особенности его профессиональной позиции. Отметим, что вожатый проводит в общении с детьми 15−16 часов в день, что превышает недельную норму общения школьников с классным руководителем, с другими взрослыми, и это чрезвычайно важно для подросткового возраста. В исследованиях В. П. Ижицкого и А. Г. Кирпичника [114, 127] доказана важность и возможность создания положительной модели поведения во временном коллективе лагеря, которым чаще всего становится педагогический коллектив. Многолетние наблюдения показывают, что между подростками и педагогами (вожатыми) чаще всего складываются отношения взаимного доверия, поддержки, взаимопонимания, быстро устанавливаются деловые и межличностные контакты, чего, к сожалению, нельзя сказать об отношениях в школе между учителями и учениками.

На сегодняшний день профессии «вожатый» не дает ни одно образовательное учреждение страны, в лучшем случае студенты проходят одно-, двухнедельную подготовку в летнем инструктивном лагере.

В этой связи мы рассматриваем несоответствие уровней теоретической и практической готовности педагогов к эффективной деятельности в системе летнего отдыха, оздоровления и развития детей как одну из проблем оптимизации воспитательного процесса современного профильного лагеря. Сложившаяся практика не обеспечивает высокого уровня теоретико-педагогического мышления кадрового корпуса детских оздоровительных лагерей:

Практика подготовки квалифицированного кадрового потенциала для работы в профильных лагерях требует конкретных и точных рекомендаций по организации соответствующего образовательного процесса в «Школе молодого вожатого». Однако большая часть рассмотренных нами пособий, изданных в помощь организатору «Школы вожатых», представляет собой методические и информационные бюллетени, рассказывающие об основных составляющих и содержательном наполнении работы вожатого.

Программа подготовки кадров/для. профильного лагеря есть комплекс педагогических и организационных средств и условий, обеспечивающих теоретическую и практическую готовность педагогов-организаторов к реализации программы профильного лагеря. Между тем отсутствуют исследования, в которых дается комплексное описание системного, целенаправленного обеспечения проектирования и функционирования субъектов подготовки специалистов в области организации активного летнего отдыха детей и подростков.

Таким образом, становятся очевидными противоречия между:

— ожиданиями социума, связанными с работой профильного лагеря, и тем результатом, который воспитательная система способна сегодня дать;

— потребностью педагогов в теоретической базе по организации воспитательной системы профильных лагерей и недостаточной разработанностью концептуальных решений;

— опытом педагогической работы в летних лагерях и необходимостью действий сегодня исходя из личностно-ориентированного подхода к воспитательной системе профильных лагерей.

Исходя из этого сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия для обеспечения процесса успешного формирования личностно-ориентированной воспитательной системы профильного лагеря.

Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретико-методологическая и методическая разработанность определили тему настоящего исследования — «Педагогические условия формирования воспитательной системы лагеря».

Объект исследования: профильный лагерь старшеклассников как воспитательная система.

Предмет исследования: педагогические условия формирования воспитательной системы профильного лагеря.

Цель исследования: определение и научное обоснование комплекса педагогических условий-, обеспечивающих формирование и функционирование воспитательной системы профильного лагеря. Гипотеза исследования: процесс формирования воспитательной системы профильного лагеря будет эффективен, если: '.

1) формирование воспитательной системы профильного лагеря станет органичным единством теоретического и практического компонентов, отражающих моделируемое воспитательное пространство и специфику программно-методического обеспечения конкретной профильной смены;

2) образовательная среда, обеспечивающая результативную работу воспитательной системы профильного лагеря, становится результатом совместной деятельности воспитывающих и воспитываемых;

3) ведущими формами и методами педагогического взаимодействия станут такие, которые обеспечат включение воспитанников в реальную практическую деятельность, ситуационно моделирующую формат профильного лагеря;

4) содержание профессиональной подготовки кадрового потенциала будет учитывать этапность и логику профильной смены.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические и методологические изыскания по проблеме, определить сущность, специфику и проблемное поле современного профильного лагеря как воспитательной системы.

2. Определить методологические подходы к вопросам организации воспитательной системы профильного лагеря.

3. С учетом опыта организации работы пионерских лагерей и летних детских центров создать и апробировать воспитательные технологии профильного лагеря в условиях реформирования системы летнего отдыха.;

4. Разработать и экспериментально проверить концептуальные положения и технологию профессиональной подготовки вожатого в системе лич-ностно ориентированного профильного лагеря.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— личностно-деятельностный подход (Е.В. Бондаревская, В.П. Бес-палько, Л. И. Божович, А. И: Донцов, И. Б. Котова и др.);

— теория влияния среды на развитие коллектива (Т.С. Буторина, JI.C. Выготский, А. Г. Козлова, Т. В. Лодкина, Л. Н. Седова, В. И. Слободчиков, А. Н. Тубельский, И. С. Якиманская и др.);

— теория о целостном педагогическом процессе (И.Ф. Исаев, Б. Т. Лихачев, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин и др.);

— концептуальные основы педагогической технологии (А.В. Кан.

Калик, Т. В. Машарова, А. В. Мудрик, Н. Е. Щуркова и др.) — - теория коллектива (А.С. Макаренко, О. С. Гаманин, В. Ф. Матвеев, К. Флопель, А. И. Донцов, Р. Л. Кричевский, Р.С. Немов);

— воспитательная система (К.А. Караковский, Л. И. Новикова, H. J1. Селиванова, Е.И. Соколова).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы был использован комплекс взаимно дополняющих друг друга методов: теоретических — анализ научной литературы, моделированиеэмпирических — анализ документации, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, ранжирование, анализ педагогической деятельности вожатыхэкспериментальных — опытно-экспериментальная работа, включающая диагностический и формирующий этапыстатистических — количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования, и их обработка.

Этапы исследования:

1 этап — поисково-теоретический (1999 — 2001 гг.) — ознакомление с теорией и практикой организации активного отдыха детей и подростков в летнем лагере. Накопление личного опыта работы в качестве комиссара и старшего комиссара сборов творческой молодежи Смоленской области. Определение темы исследования, выявление противоречий, разработка подходов к профессиональной подготовке кадрового потенциала профильного лагеря.

2 этап — теоретико-экспериментальный (2001 — 2003 гг.) — теоретическое обоснование предмета исследования, обобщение накопленного опыта. Определение цели исследования, формирование рабочей гипотезы, уточнение задач, разработка концептуальной модели «Школы вожатого» профильного лагеря, экспериментальная проверка создаваемой системы.

3 этап — завершающий, описательно-итоговый (2003 — 2005 гг.) — анализ, обобщение и теоретическое обоснование итогов эксперимента. Оформление результатов исследования.

Экспериментальная база исследования: «Школа вожатых» Смоленского областного педагогического отряда «Крылатый» (г. Смоленск), ."Школа вожатых" (г. Киров), подготовка кураторов для работы Всероссийского студенческого лагеря-семинара «РОСТ» (г. Нижний Новгород), «Школа подготовки вожатых» Ямало-Ненецкого автономного округа (гг. Салехард, Надым), «Школа для начинающих вожатых» Ханты-Мансийского автором, но го округа (гг. Ханты-Мансийск, Мегион), экспериментальная площадка подготовки вожатых для профильных смен в лагере труда и отдыха «ЯМАЛ» (г. Китен, Республика Болгария), Международная европейская встреча организаторов детского отдыха «Европа — наш общий дом» (г. Китен, Республика Болгария).

Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна:

— определен педагогический аспект развивающей системы в воспитательной концепции профильного лагеря;

— выявлены оптимальные педагогические условия формирования воспитательной системы профильного лагеря;

— обоснована модель целенаправленного формирования вожатого в педагогическом коллективе;

— показана специфика подготовки вожатых для профильных лагерей.

Теоретическое значение исследования:

• — осуществлен анализ понятия «профильный лагерь» как динамично развивающееся социально-педагогическое явление, принципы и технология воспитательной работы в нем;

— раскрыты принципы построения деятельности профильных лагерей, исходящие из ведущих потребностей детей и особенностей культуры детства;

— выявлены концептуальные основы профильного лагеря — сборов творческой молодежи Смоленской области, приемлемые для формирования воспитательных систем лагерей различного типа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения и выводы носят практико-ориентированный характер и могут быть положены в основу организации личностно ориентированного процесса воспитания в профильных лагерях. Разработанные методические пособия «По Мосту Дружбы: Сборник сценариев и методических разработок творческих мастерских педагогического отряда «Крылатый», «Сборы творческой молодёжи «Дорогою добра-2001»: Итоговые учебно-методические материалы педотряда «Крылатый», «Вперед, новая смена! (Хрестоматия участника областных сборов творческой молодежи)», «Дорогою добра: Учебно-методическое пособие и рабочая тетрадь для организаторов и участников областных сборов творческой молодежи», «Крылатый» зовет: Сборник сценариев и методических разработок творческих мастерских педотряда «Крылатый» могут быть использованы с целью написания научно-методических рекомендаций для развития «Школы вожатых». Достоверность и надежность полученных результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных параметров работыиспользованием комплекса методов, адекватных задачам исследованиярепрезентативностью экспериментальной выборкиопытной проверкой гипотезы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профильный лагерь — это специфическая воспитательная система, представляющая собой сложное социально-педагогическое явление, которое выражается в степени мобилизационной готовности педагогов реализовать общие цели деятельности, вожатого в рамках проблемного поля современного лагеря и достигается на основе психологической совместимости, взаимной согласованности и общности педагогических позиций, признания приоритета общечеловеческих ценностей при их непротиворечивом толковании, ориентации на пролонгированные и глубокие межличностные отношения в условиях временного детского коллектива.

2. Организация воспитательной системы профильного лагеря успешно осуществляется путем выявления конкретных проблем в функционировании педагогического отряда, опоры на предшествующий опыт, существующие традиции и включения в данный процесс основных субъектов педагогической среды. При построении моделей воспитательных систем профильных лагерей целесообразно учитывать теоретико-методологический, психолого-педагогический и технологический компоненты программы Смоленских сборов творческой молодежи.

3. В качестве оптимальных условий успешности воспитательных технологий профильного лагеря выступают следующие:

— ориентация творческого лагеря на создание развивающей среды, обеспечивающей возможность творческого самоопределения и самореализации участников профильного лагеря;

— оздоровление и социальная значимость деятельности в рамках лагеря;

— наличие развитой организационно-управленческой структуры и перспективной коллективно разработанной модели развития профильного лагеря, отвечающей общим и индивидуальным интересам участников профильной смены;

— достижение ценностно-ориентационной общности всех участников лагеря в логике культивирования значимости личного вклада каждого из них в процесс успешного проведения лагеря;

— научно-методическое обеспечение воспитательной деятельности вожатых и их личного роста.

4. Главными факторами успешности профессиональной подготовки кадрового потенциала профильного лагеря, являются: создание благоприятной образовательно-развивающей среды, открывающей возможности творческой реализации вожатых, их. сотворчества в общем ценностно-смысловом пространстве деятельности, что обеспечит непрерывное субъектно-субъектное взаимодействие всех участников профильного лагеря.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях (научных статьях, тезисах, выступлениях). Они обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских, межрегиональных и областных научно-практических конференциях: «Подростки XXI века» (Смоленск, 2004) — «Социально-психологические проблемы ментальности» (Смоленск, 2004) — «Развитие способностей у школьников ориентироваться в окружающей действительности» (Новосибирск, 2005). В качестве участника научной группы опубликовано «Фундаментальное исследование педагогических, социально — психологических и личностных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение молодежи в педагогической деятельности» (Смоленск, 2005). Также итоги исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Смоленского государственного педагогического университета. Материалы исследования внедрены в реализацию подготовки вожатых в городах Смоленск, Киров, Нижний Новгород, Мегион, Ханты-Мансийск (ХМАО), Салехард, Надым (ЯНАО), Китен (Болгария).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по главе 2.

Включение в описание комплексной педагогической программы подготовки кадрового потенциала для профильных лагерей «Школа вожатого» теоретико-методологического, психологического и социального блоков имеет своей целью не только научную, но и практическую подготовку кадрового состава, передачу опыта от старшего поколения комиссаров молодому, за счет чего создается преемственная система кадрового обновления педагогического отряда, идейного обогащения и развития-программы профильного лагеря.

Мы считаем, что деятельность в рамках комплексной педагогической программы подготовки кадрового потенциала для профильных лагерей «Школа вожатого» должна включать в себя множество компонентов, обеспечивающих успешность данной работы. Включение таких блоков, как теоретико-методологический, профессионально значимый, психолого-педагогический, нормативно-ценностный и концептуальный, в процесс подготовки педагогического состава является важным вкладом на пути развития профессионально подготовленного и обученного вожатого.

Разрабатывая основные идеи, подходы к организации процесса подготовки вожатого, мы исходили не только из теоретических положений, полученных в ходе исследований, но и из реальных возможностей и проблем современного профильного лагеря, накопленного нами шестнадцатилетнего опыта работы в профильных лагерях. Исходя из этого, в своей работе мы учли все структурные компоненты, которые необходимы для подготовки и формирования профессиональной базы кадров, работающих в профильных лагерях.

Данная модель «Школы вожатого» является результатом многолетнего исследовательского и творческого поиска путей оптимизации системы подготовки кадрового резерва лагеря. Ее содержательное и организационное построение остается открытым для дальнейшего совершенствования в соответствии со стратегическими задачами развития профильных лагерей на современном этапе модернизации системы организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков.

Результаты исследований по представленной работе подтверждают тот факт, что комплексная педагогическая программа подготовки кадрового потенциала для профильных лагерей «Школа вожатого» соединяет в себе все необходимые концептуальные и содержательные компоненты, которые эффективно влияют на личность вожатого, а полученные знания обеспечивают ему необходимые ресурсы для профессиональной и качественной работы.

Комплексная педагогическая программа подготовки кадрового потенциала для профильных лагерей «Школа вожатого» является важным началом в развитии системы обучения педагогических коллективов России.

Заключение

.

Делая вывод по проделанной нами работе и проведя анализ исследования, можно констатировать, что проблема педагогических условий профильного лагеря как воспитательной системы является актуальной, поскольку обусловлена требованиями современного общества к развитию гуманистической парадигмы воспитания, к подготовке профессиональных вожатых, обладающих качествами творческой личности и умеющих работать в коллективе профильного лагеря. .

Постановка и исследование проблемы педагогических условий построения воспитательной системы профильного лагеря обусловлены потребностями современной ситуации, сложившейся в системе летнего отдыха. Характер взаимодействия субъектов процесса имеет решающее значение при достижении поставленных целей.

Образовательно-развивающая среда профильного лагеря, как особым образом организованное социальное и образовательное пространство, создает условия для саморазвития, самореализации и самосовершенствования личности и вожатого, и в целом педагогического коллектива, и каждого участника профильной смены.

При всем весомом значении проведенных ранее исследований различных аспектов педагогических условий формирования воспитательной системы профильного лагеря, недостаточно рассмотрен аспект фактора образовательно-развивающей среды, создание которой позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия их формирования.

Учитывая то обстоятельство, что профильный лагерь как социальный институт живет по законам системно-функциональной достаточности и находится в непосредственной связи с теми изменениями, которые происходят в обществе и, безусловно, влияют на этот институт, возникла необходимость моделирования процесса подготовки кадрового потенциала профильного лагеря. в условиях образовательно-развивающей среды системы летнего отдыха.

Профильный лагерь представляет собой сложное социально-психологическое и профессионально-педагогическое явление, которое выражается в степени мобилизационной готовности вожатых реализовать общие цели деятельности профильного лагеря. Она достигается благодаря психологической совместимости, взаимной согласованности и общности педагогической позиции, признанию приоритета педагогических ценностей при их непротиворечивом толковании, ориентации на пролонгированные и глубокие межличностные отношения в педагогической деятельности, выступающей в качестве ведущей сферы личностной самореализации педагогов.

В своей работе мы доказали, что процесс подготовки вожатого к работе в профильном лагере будет успешным, если образовательная среда,., в которой находится вожатый, будет оказывать комплексное воздействие на его личность, и затрагивать различные аспекты развития и формирования профессионального работника профильной смены. Это воздействие будет вестись на основе традиций и опыта, накопленного в рамках рассматриваемой воспитательной системы предшествующими поколениями. Ведущими формами и методами подготовки вожатого станут такие, которые обеспечат включение воспитанников в реальную практическую деятельность, ситуационно моделирующую формат профильного лагеря.

Данные проведенного исследования свидетельствуют, что общепедагогические особенности подготовки кадрового потенциала тесно коррелируют с характеристиками образовательно-развивающей среды системы, которая является основным ее фактором.

Сравнительный анализ диагностики на разных этапах опытно-экспериментальной работы подтверждает эффективность подготовки кадрового потенциала в системе профильного лагеря по программе «Школа вожатого».

Анализ литературы и опытно-экспериментальной работы показал, что оптимальными педагогическими условиями подготовки кадрового потенциала профильного лагеря являются:

— ориентация лагеря на создание развивающей образовательной и творческой среды, обеспечивающей возможность творческой самореализации вожатых в их деятельностиналичие развитой организационно-управленческой структуры и перспективной коллективно выработанной целевой модели развития профильного лагеря, отвечающей индивидуальным интересам и коллективным стремлениям коллектива педагогического отряда;

— достижение ценностно-ориентационной общности педагогического коллектива в логике культивирования ценности личного вклада вожатого в процесс обучения участников профильного лагеря;

— научно-методическое обеспечение деятельности вожатых и их творческого развития.

Наше исследование позволяет утверждать, что вожатыми переосмысливается их роль в формировании и развитии воспитательной системы профильного лагеряотмечается новый уровень осознания ценностей участниками и их родителямискладываются более доверительные взаимоотношения между всеми членами педагогического коллектива (команда управления, вожатые, участники, родители) — создаются возможности для личностного роста. Таким образом, в ходе исследования были решены его задачи, полученные выводы и результаты подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.

Проведенное исследование не исчерпывает все аспекты изучаемой проблемы. Перспективы ее дальнейшего изучения могут быть связаны с исследованием в большей степени микрои макросреды, в том числе образовательного пространства региона, ее роли в совершенствовании деятельности профильного лагеря и дальнейшем развитии педагогического коллектива, с формированием умений каждой личности успешно сотрудничать в рамках предлагаемых обстоятельств профильного лагеря и педагогического коллектива.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамова J1.3. К проблеме определения сущности эстетической культуры и противоречий ее формирования // Труды Всероссийской научно-практической конференции. — М., 2002. — С.2−5.
  2. В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждений дополнительного образования как средство его развития: Дис. .канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997. — С.54−58.
  3. А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985.-212 с.
  4. Ю.П. Искусство любить детей. М.: Молодая гвардия, 1987.-174 с.
  5. Е.Г. Развитие законодательства о социальном обеспечении детей / Всесоюзный юридический заочный институт // Труды. Т. 50: Правовые проблемы регулирования труда в свете решений XXV съезда КПСС. -М., 1977.— С.316−320.
  6. Э.М. Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе. -М., 1983. 64 с.
  7. Г. К. Лидерство: социально-политические и психологические аспекты. Политика: проблемы теории и практики. — М, 1995. 261 с.
  8. Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. 2000. — № 2. — С.11−16.
  9. А.Г. Факторы и барьеры творческого саморазвития учреждения дополнительного образования. Дис.. канд. пед. наук. — Казань, 1997.- 159 с.
  10. Ю.Анисимов М. С., Турсунов А. И. Современные тенденции интеграции наук // Вопросы философии. 1981. — № 3. — С.57−67.
  11. П.Анохина Н. В. Программно-методическое обеспечение дополнительного образования: проблемы гуманизации дополнительного образования детей и формирование нравственных отношений в семье. М.: Мир Книги,.1995.-231 с.
  12. H.JI. Дополнительное образование как. социологическая проблема. Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. — 162 с.
  13. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. — № 9. — С.6−8.
  14. Н.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. — М: Политиздат, 1981. С.52−53.
  15. С.П., Коморин С. В. Триста творческих конкурсов. Кострома: МЦ «Вариант», 2002. — 112 с.
  16. JI.B., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие-Ярославль: Изд-во ЛГПУ, 1997.-380 с.
  17. В.П. Личностно-ориентированное воспитание в условиях, летнего лагеря: Сборник материалов научно-практической конференции «Образование и творчество». М., 1998. — 110 с.
  18. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие. Екатеринбург, 1996, 132 с.
  19. В.В. Воспитание познавательной, творческой и общественной активности подростков во внешкольных учреждениях: Методические рекомендации. — Орел, 1998. 20 с.
  20. Н., Чупаева К. Игра? Не столько. (Об интегрированном подходе к военно-патриотическому воспитанию) // Воспитание школьников. -2002.-№ 7.-С. 20.
  21. В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1998. -С.31−82.
  22. В.П. Реформируется ли образование? // Мир образования. 1995. — С. 11−15.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1998. Киев: Высшая школа, 1987. — 210с.
  24. Ю. Защита прав несовершеннолетних // Российская юстиция. 1997. — № 1. — С. 32−34.
  25. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979.
  26. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М., 1973. 192 с.
  27. Л.С., Галенко В. П., Минкин А. В. Введение в менеджмент: Учебное пособие. СПб.: Изд-во УЭФ СПб., 1994. — 432 с.
  28. М. Игра: Гражданин своего Отечества // Курьер Карелии. 2002. — 10 декабря. — С.З.
  29. Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности. М: Молодая гвардия, 1997. — 329 с.
  30. С.Р. Пока сердца для чести живы. — М.: Знание, 1990.-78 с.
  31. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  32. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.: Изд. Ленинградского университета, 1970. 135 с.
  33. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968. С.39−123.
  34. В.Г. Выбор профессии. М.: Педагогика, 1989. — 128 с.
  35. Е.В. Воспитание как возрождение Гражданина, человека Культуры и Нравственности (исходные посылки поиска подхода к воспитанию). Ростов-на-Дону. 1993. — С. 19−28.
  36. Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону. 1997. — С. 11−15.
  37. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках смыслов / Под ред. член-корр. РАО Бондаревской Е. В. Ростов-на-Дону, 1995: -С.23 -24.
  38. В.Г. Социальная служба: состояние, и тенденции развития // Педагогика. 1992. — № 2. — С.20.
  39. . Использование трудового потенциала России в условиях перехода к рыночной экономике // Общество и экономика. — 1999. — № 12. -С.100−106.
  40. А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей // Внешкольник. — 1996. — № 1. — С.2−5.
  41. А.В. О субъекте мышления и творчества // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. -С.45−49.
  42. Г. П. Свободное время: за и против подростков // Воспитание школьников. 1997. -№ 1. — С. 17−21.
  43. В помощь педагогу-организатору летнего отдыха детей и подростков. Ижевск, 2000. — 49 с.
  44. В помощь студентам-вожатым, проходящим педпрактику в летних пионерских лагерях: Методическое пособие. Рязань: Рязанский педагогический институт, 1974. — 114 с.
  45. А.П. Современные стратегии образования // Педагогика. -1997. -№ 2. — С.З.
  46. Т.В. Обучение универсальная технология управления персоналом // Справочник по управлению персоналом.- 2002.- № 10.- С. 91−94.
  47. В.А. Развитие творческого потенциала учащихся художественно-гуманитарной гимназии в процессе изобразительной деятельности: Дис. канд. пед.наук. Саранск, 1997. — С.16−21, 117−121.
  48. П. Искусство менеджмента: Новые идеи для мира хаотических перемен / Пер. с англ. М.: Новости, 1993. — 128 с.
  49. М.А. Призвание: Книга для учителя / Из опыта работы народного учителя СССР Г. Д. Лавровой. М.: Просвещение, 1989. — 94 с.
  50. В.Р. Менеджмент для всех. М.: Юрист, 1994. — 109 с:
  51. Ветер перемен: Учебно-методическое пособие для организаторов и участников областных сборов творческой молодежи / Под ред. канд. пед. наук Н. П. Сенченкова, Ю. А. Глебова и М. В. Леоненкова. Смоленск: КДМ-СГПУ. 2002. — 172 с.
  52. Г. К. Социально-педагогические условия совершенствования управления учреждениями дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук. М, 1998. — 173 с.
  53. И. П. Много ли в школе талантов. М.: Знание, 1989. — 78 с.
  54. К.Н. Основные педагогические проблемы организаций летней работы с детьми: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1966. — 19 с.
  55. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя-практика / Пер. с англ. 2-е изд., перераб. — М.: Дело-Лтд., 1994. — 98 с.
  56. . В.З. и др. Учебно-воспитательный комплекс: опыт, проблемы, перспективы. -М.: Советская педагогика, 1989. С.51−57.
  57. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. -479 с.
  58. О.С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерских лагерях: из опыта работы Всероссийского п/л «Орленок». -М.: Педагогика, 1982. — 96 с.
  59. В.Н. Управление персоналом на ранних этапах развития организации. М.: Молодая гвардия, 2003. — С.49−59.
  60. Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. -М.: Мысль, 1996.-45 с.
  61. О.С., Матвеев В. Ф. Пионерское лето в вопросах и ответах. М.: Молодая гвардия, 1984. — 127 с.
  62. . Вечерний огонек. — ВДЦ «Орленок», 1975. 63 с.
  63. В.П. Краткий курс менеджмента. Самара: Книжное издательство, 1992.-83 с.
  64. Е.С. Кадровый резерв как эффективная система. Часть 1 // Справочник по управлению персоналом. 2002. —№ 11. — С.51−60.
  65. Городецкая И: К. Международная защита прав и интересов детей. — М.: Международные отношения, 1973. 112 с.
  66. Е.Н. Подбор сотрудников на вакантные должности // Справочник по управлению персоналом. 2002. — № 9. — С.44−56.
  67. Н.С., Наумова Е. А. Модель учреждения дополнительного образования в современных условиях: проблемы, идеи, практика // Внешкольник. № 9. — 1997. — С.29−31.
  68. A.JI. К проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии. № 4. — 1991. — С.82−92.
  69. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 105 с.
  70. B.C. Культура педагогического общения: Книга для учителя: -М.: Просвещение, 1990. 134 с.
  71. Д.Н. Педагогические основы формирования системы дополнительного образования в современных общеобразовательных учреждениях: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1998.-С.50−62, 126−174.
  72. Гуревич И: Родители и дети (с приложением постановлений действующего законодательства, определяющих взаимные отношения родителей и детей).-2-е изд.-СПб.: Издание Я. Канторовича, 1899.— 211с.
  73. А.Х. Физическо-оздоровительные лагеря. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 142 с.
  74. Л.Д., Завельский Ю. В., Пикалова Г. В. Организация воспитательной работы в школе. М., Педагогический поиск, 1996. — 79с.
  75. Д., Брэгдон А. Аэробика для ума. М.: Эксмо, 2003. — 352 с.
  76. Г. А. Единство человека и природы как философская проблема. М., 1986. — С 8−14.
  77. Н.Б. Развитие, творческого потенциала учащихся в условиях системы дополнительного образования. Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2000. — С.26−96.
  78. Держите курс на Детство. Ижевск, 2002. — 123 с.
  79. Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формирования личности школьника // Материалы научно-практической конференции 10−22 октября 1981 г. Липецк, 1983.- 175 с.
  80. Дип С., Сесмен Л. Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам / Пер. с англ. -М: Вече-Персей-АСТ, 1995. 174 с.
  81. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.:.МГУ, 1979. — 128 с.
  82. А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. М.: МГУ, 1984. — 208 с.
  83. А.И. Самовоспитание личности: философско-эстетические проблемы исследования. М.: Политиздат, 1984. — 285 с.
  84. О.В. Психологические особенности и анализ формирования Я-концепции ребенка. Смоленск: СГУ, 2003. — 28 с.
  85. Дополнительное образование детей: сборник нормативных документов (1991−1993). / Сост. А. К. Бруднов. М.: Академия, 19.96. — .4. 1. -224 с.
  86. Дорогою добра: Учебно-методическое пособие и рабочая тетрадь для организаторов и участников областных сборов творческой молодежи / Под ред. канд. пед. наук Н. П. Сенченкова и Ю. А. Глебова. Смоленск: КДМ-СГПУ, 2001.-232 с.
  87. А. Проблемные ситуации в работе с персоналом // Управление персоналом. 2000. — С.56.
  88. Е.В. Урок вне расписания (О воспитании подрастающего поколения). Алма-Ата: Казахстан, 1990. — 132 с.
  89. П.Ф. Как выйти в лидеры. Практика и принципы. — М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1992. —^06 с.
  90. Дряханов П: В. Воспитательные процессы. // Справочник по управлению персоналом. 2000. — № 3. — С. 56−76.
  91. B.C., Макаревич В. Н. Игровые методы в прикладной теории управления / Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. -М: МГУ, 1993. -174 с.
  92. М.Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск: ЧелГУ, 1996. — 341 с.
  93. А.А., Зайцев Н. И., Машненков В. В. Культура как, способ реализации творческих возможностей человека // Введение в культурологию. М.: Владос, 1996. — 398 с.
  94. Е.Б., Николаева Л. А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. М., 1996.— 51 с.
  95. А.П. Управление • персоналом: Учебное пособие. 2-е изд. — Н. Новгород: НИМБ, 2000. — Ч. 2. — 350с.
  96. Елисеева- А. В. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников: Дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1996. -С.58−112.
  97. В.А. Улица подросток — воспитание. — М.: Просвещение, 1991.-158 с.
  98. . Е.В. (Спирина)> Организационно-педагогические условия социализации ребенка, во временном внешкольном объединении. Дис.. канд. пед. наук. Ярославль. 1995 — 169 с.
  99. О.В. Психологические особенности и анализ формирования Я-концепции ребенка. Смоленск: СГУ, 2003. — 28 с.
  100. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой.-М., 1991.-251 с.
  101. Занковский.А. Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Д. И. Фельдштейна и др. М.: Флинта: МПСИ, 2000. — 647 с.
  102. Закон Российской Федерации «Об образовании». -М., 1992.
  103. М.Е. Мы все удивительны: о первом Международном-фестивале детского фольклорного творчества в «Артеке». — Киев: Молодь, 1989. — 188 с.
  104. Защитить права детей // Журнал российского права. № 7. — 1998. -С.12−14.
  105. В.И. Как оценить эффективность и действенность управления школой // Менеджмент в управлении школой. М., 1992. — 72 с.
  106. Ш. Зверева В. И: Организационно-педагогическая-деятельность руководителя школы. -М.: Новая школа, 1997. 320 с.
  107. А.В. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1999. — С.4−9.
  108. И. П. Методика коммунарского воспитания. М.: Знание, 1986.-93 с.
  109. В.П., Кирпичник А. Г. Летние объединения старшеклассников. М.: Москва, 1984. — 141 с.
  110. Игротека. Кострома, 1997. — 44 с.
  111. Игры на каждый день (для организации досуга в летних оздоровительных центрах). Хабаровск, 2000. — 98 с.
  112. Изучение мотивации поведения детей и подростков: Сб. статей / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. М.: Педагогика, 1972. -351 с.
  113. Информационный сборник нормативных актов и методических материалов по работе с молодежью / Сост. А. В. Астафьев, А. Д. Басалаева, Т. А. Котова, Е. И. Корявец. Великий Новгород, 2000. — 110 с.
  114. Каникулы без скуки / Ред.-сост. Л. И. Жук. Минск: Красико-Принт, 2003. — 128 с.
  115. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1979. — 286 с.
  116. С.П. Общая теория роста человечества. М.: Наука, 1999.-С.9−31.
  117. С.П., Курдюмов С. П., Малинцкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. -М.: Наука, 1997. С.7−12.
  118. В.А. Пути повышения воспитательного потенциала массовой школы//Педагогика. — № 11. — 1991. -С. 58−61.
  119. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание . Воспитание! -М.: Новая школа, 1996. С.10−25.
  120. А. К. Создание системы оценки надежности персонала // Консультант директора. — 2003. — № 15. С.16−19.
  121. А.Я. Управление персоналом: Регламентация труда: Учеб. пособие. -М.: Экзамен, 2000. 576 с.
  122. А.Г. Летние объединения старшеклассников. М.: Знание, 1984.-80 с.
  123. В.И. Мотивы поведения и деятельности / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Наука, 1988.- 191 с.
  124. И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Книга для учителя / Сост. и авт. вступ. ст. В. М. Коротов. М.: Просвещение, 1987. -159 с.
  125. О. Разработка эффективных формул стимулирования персонала // Консультант директора. № 19. — 2001. — С.28−35.
  126. Е. А. Управление как система. Управление персоналом. М.: Просвещение, 1987. — С.34−36.
  127. Комиссары нашего детства (сборник) М.: Молодая гвардия, 1989. -237 с.
  128. Вспомогайка (сборник материалов в помощь руководителям детских организаций, старшим вожатым, организаторам летнего отдыха). Курский союз детских, пионерских организаций, 2002. — 60 с.
  129. В.Н. Разговор по душам (О воспитании подростков). -Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1987. 78 с.
  130. Конфликтология (хрестоматия) / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М.: МПСИ- Воронеж: Модэк, 2002. 302 с.
  131. Ю.А. Физическое воспитание в спортивно-оздоровительных лагерях. Киев: Здоровье, 1988. — 134 с.
  132. И.М. Зимние пионерские лагеря. М.: Молодая гвардия, 1986.- 143 с.. .
  133. Л.А. Управленческая оценка кадрового резерва // Справочник по управлению персоналом. 2002. — № 11. — С.60−72.
  134. Ю.Л. Игротехническая культура: эффект шагреневой кожи. М., 1993. — 96 с.
  135. Г. А. Возраст раздумий и тревог (О воспитании подростков). Саратов: Приволжское книжное издательство, 1988. — 109 с.
  136. Д. Н. Военно-спортивные лагеря. М.: Изд-во ДОСААФ, 1973.-57 с.
  137. И.В. Первая смена: записки вожатого М.: Молодая гвардия, 1973. — 64 с.
  138. Г., Доннелл С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2 т. М.: Прогресс, 1981.
  139. .В. Ситуационно-ролевая игра как средство общепедагогической подготовки будущего учителя: Дис.. канд пед. наук. — М.:1999.-186 с.
  140. Л.А. Каникулы пора спортивная. — Киев: Вища школа, 1981.- 184 с.
  141. Лето. Лидер. Виктория: Сборник материалов в помощь организаторам профильных лагерей для подростков и молодежи. Смоленск: КДМ, 2001.-130 с.
  142. К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000.-200 с.
  143. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1997.230 с.
  144. Лидер Дона: Из опыта работы областного лагеря актива детских и молодежных общественных объединений (1997−2001). Ростов-на-Дону, 2001.-120 с.
  145. Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. — М.: Академия, 2003.
  146. А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива. М., 1988.
  147. В.Н. Групповая работа как метод конструктивной теории управления. М., 1993. — 70 с.
  148. А.С. Педагогическая поэма / Пед. соч. в 8 т. — М.: Педагогика, 1984. Т. 3. — 70 с.
  149. А.С. Книга для родителей. М., 1973. — 573 с.
  150. С.П. Управление персоналом (Второй этап) // Горный журнал. 2002. — № 6. — Спецвыпуск. — С.52.
  151. Д. 21 неопровержимый закон лидерства / Пер. с англ. Е. Г. Гендель. 2-е изд. — Мн.: ООО «Попурри», 2002. — 288 с.
  152. Д. 21 обязательное качество лидера / Пер. с англ. Е. Г. Гендель.-Мн.: ООО «Попурри», 2002. 176 с.. .
  153. Д. Позиция победителя / Пер. с англ. Л. А. Бабук. 2-е изд. — Мн.: ООО «Попурри», 2002. — 192 с.
  154. Л.И. Человековедение (программа и методические материалы) М.: ТОО «Интел Тех», 1993. — 208 с.
  155. Е.Д. Организационная культура: зарубежный опыт // ЭКО. -№ 11.- 2002. С. 113−129.
  156. В. О стратегическом управлении // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 5. — С.99−105.
  157. Т.В. Педагогические теории, системы и . технологии обучения. Учебное пособие. 2-е изд. — Киров: ВГПУ, 1997. — 204 с.
  158. Мечта, творчество, вдохновение (Из опыта работы загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» ГОУ «СПб ГДТЮ»). — СПб., 2000.-180 с.
  159. Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Книга для учителя: -М.: Просвещение, 1991. 189 с.
  160. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для пед. вузов. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Академия, 2000. — 200 с.
  161. Настольная книга вожатого (методические рекомендации организаторам летнего отдыха детей и подростков). Уфа, 2000. — 150 с.
  162. Р.С. Путь к коллективу: книга для учителей о психологии ученического коллектива. -М.: Педагогика, 1988. 144 с.
  163. Нифантьева JL Кинерма территория открытий: заметки начальника лагеря «Память и время» / Подгот. Н. Бычкова // Курьер Карелии. -2002.-С.4−7.
  164. Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. -М., 1978.- 179 с.
  165. Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул. -М: Инноватор, 1998. 222 с.
  166. Т. Тенденции.и перспективы развития управления персоналом // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 6. — С.95−100.
  167. Новое поколение. XXI век: Учебно-методическое пособие для организаторов и участников областных сборов творческой молодежи / Под ред. канд. пед. наук Н. П. Сенченкова. Смоленск: КДМ-СГПУ, 2000. — 228 с.
  168. Организация летнего отдыха детей и подростков: Сб. нормативных документов / Сост. С.В.Барканов- М. И. Журавлев. 3-е изд., доп. и изм. — М., 2001. — 190 с.
  169. Отрядному вожатому. ВДЦ «Орленок», 1994. — 100 с.
  170. А.Д. Когда подросток исключен из школы // Российская юстиция. -№ 1. 1999. — С. 49- 50.
  171. Педагогика временного детского коллектива: Учебное пособие // Под ред. Э. В. Марзоевой, С. А. Горбачева. Владивосток: Детский центр «Орленок», 2004. — 248 с.
  172. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива.-М.: Просвещение, 1929.- Вып.Т.- Т.2.
  173. Л. Юнги поднимают паруса (О работе профильного лагеря «Юнги») // Молодежная газета Карелии. 2002. — 25−31 июля. — С.З.
  174. В.Н., Ломтев С. П. Вопросы повышения эффективности правового воспитания школьников // Проблемы предупреждения правонарушений учащихся общеобразовательных школ. М., 1990. — С.39- 48
  175. По Мосту Дружбы: Сборник сценариев и методических разработок творческих мастерских педагогического отряда «Крылатый» / Под ред. Н. П. Сенченкова, канд. пед. наук. Смоленск: СГПУ, 2004. — 248 с.
  176. Поговорим по душам: Сборник сценариев. — Тюмень, 2002. 48 с.
  177. К. Дети в летнем лагере: Занятия в дождливую погоду / Пер. с чешского О. А. Суворовой. М.: Профиздат, 1991. — 152 с.
  178. Правовая и социальная защита семьи и несовершеннолетних. Учебное пособие. Ч. I. Воронеж: ВИ МВД России, 2000. — 204 с.
  179. В.П. Подбор персонала для организации: Учеб. для вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. — 206 с.
  180. Н.Ф. Практикум по кадровому менеджменту: Учеб. пособие. -М.: Финансы и статистика, 1999. — 160с.
  181. К.Д. Эмоционально-нравственное воспитание пионеров. — JL: Экономика, 1980. 249 с.
  182. И.В. Управление персоналом: Конспект лекций. СПб: Издательство Михайлова В. А., 2001. — 34с.
  183. Е.М., Кузнецов Л. В., Несмеянова М. И. Государственная политика в интересах детей // Социс, 1998 110 с.
  184. Салют, «Орленок»! Или путешествие в педагогику боевой, звонкой, многокрасочной пионерской жизни / Автор-составитель В. Яковлев. -М.: Молодая гвардия, 1987. 159 с.
  185. Л.С. Формирование социального опыта у подростков в педагогической системе. ВДЦ «Орленок». Дис.. канд. пед. наук. — Ярославль, 1999.-183 с.
  186. Сборник методических рекомендаций для педагогов. — Ижевск, 2000.-16 с.
  187. Сборы творческой молодёжи «Дорогою добра-2001»: Итоговые учебно-методические материалы педотряда «Крылатый» / Под ред. канд. пед. наук Н. П. Сенченкова и Ю. А. Глебова. Смоленск: КДМ-СГПУ, 2002. — 172 с.
  188. Н.П., Гарзанов А. Г., Вперед, новая смена! (Хрестоматия участника областных сборов творческой молодежи). Изд. 2-е, доп. -Смоленск: КДМ-СГПУ, 1999. — 244 с.
  189. Д. Практическая психология для подростков, или как найти свое место в жизни. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. — 288 с.
  190. Современный менеджмент: принципы и правила / Под ред.
  191. B.И.Данилова-Данильяна. Н. Новгород, 1992. — 364 с.
  192. Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. -Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. 116с.
  193. Способ реализации творческих возможностей. человека // Введение в культурологию. М.: Владос, 1996. — 128 с.• 200. Судаков К. Б. Новые подходы к оптимизации управленческой деятельности // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 2. — С.116−120-
  194. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. — 272 с.
  195. М.Е. Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря. Москва, 1999. — 193 с.
  196. В.М., Карнаух И. И. Практическая психология управления. М.: АСТ-Пресс-Книга, 2003. — 3.04 с.
  197. ., Шеелён.Ф. М. Личность лидера / Пер. с англ. Е. Г. Гендель. Мн.: ООО «Попурри», 2002. — 288 с.
  198. Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла: Как побороть в себе управленческий психоз и найти простой ключ к успеху / Пер. с англ. М.: Автор, 1993.-271 с.
  199. Н. Управление // Консультант директора. 2002. — № 13.1. C.2−16.
  200. Г. П. Представления старшеклассников о ценностях // Педагогика. 1995.-№ 5. — С.45−48.
  201. Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова. М., 1975. — С.77−78.
  202. К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. — М., 1988.
  203. Управление это наука и искусство. — М.: Республика, 1992.197 с.
  204. Е. А. Формирование кадрового резерва компании в кризисный период // Справочник по управлению персоналом. 2002. — № 9. -С.70−84.
  205. Э.А. Профессия —менеджер. -М.: Экономика, 1992. 147 с.
  206. А. Общее и промышленное управление / Пер. с фр. М.: Контроллинг, 1992. — 92 с.
  207. Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия Холдинг, 2000.-224 с.
  208. Л. Фактор эффективности совместной деятельности // Проблемы теории и практики управления. 2002. — 163 е.
  209. К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе: Сборник упражнений / Пер. с нем. М.: Генезис, 2003. — 160 с.
  210. К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / Пер. с нем. М.: Генезис, 2003. — 400 с.
  211. К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения / Пер. с нем. М.: Генезис, 2003. — 336 с.
  212. И.И. Игра как средство формирования личности ребенка: Дис.. канд пед. наук. -М.: Москва, 1987. 165 с.
  213. Д. Управляй или подчиняйся! Проверенная техника эффективного менеджмента: Пособие для школ бизнеса / Пер. с англ. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1992. — 159 с.
  214. Хочу быть лидером (учебно-методическое издание). — Нижний Новгород, 2000. 94 с.
  215. Г. П. «Слушайте все!» М.: Молодая гвардия, 1986. —125 с.
  216. Чтобы увидеть радугу. (из опыта реализации педагогических программ в условиях детского оздоровительного лагеря). Ижевск, 2001.— 64 с.
  217. В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание? М.: Знание, 1990. -15 с.
  218. В.Н. Конфликты в трудовых коллективах: Спецкурс. -М.: МГУ, 1992.-48 с.
  219. И.П. Формирование инновационной кадровой политики: роль личности // Справочник по управлению персоналом-2002- № 9 — С.21−43.
  220. С.А. Лето (вопросы-ответы, подсказки-советы). — М., 1993.-145 с.
  221. И. Харизма руководителя и управленческие архетипы // Проблемы теории и практики управления 2001. — № 4. — С. 102−106.
  222. Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса // Классное руководство. 2001. — № 8. — С.38−47.
  223. Д.Б. Основания экспериментальной и прикладной психологии развития. Рига-Москва, 1999. — 144 с.
  224. И.М. Педагогика лета. Библиотека организатора летнего отдыха детей: В 4 кн. Кн. 4. — Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ. -2002.-93 с.
  225. И.С. Принцип активности в педагогической технологии.-М., 1989.
  226. СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА «КРЫЛАТЫЙ»
Заполнить форму текущей работой