Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Традиции исихазма в русской средневековой культуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учение о божественных энергиях можно считать учением об иконах, так как догмат иконопочитания гласит, что художник может перевести на язык форм, линий, красок результат божественного действия в человеке. В учении о Фаворском свете речь идет об обожении человека Это пересекается с понятием об обожествлении образа Иконность или, несколько иначе, иконичность творения есть реализация замысла Божия… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. С
  • Глава. L Исихазм, как социо-культурное явление
    • 1. Исихазм как предмет историко-культурного знания. С
    • 2. Духовные предшественники Григория Паламы. Социально-культурные предпосылки формирования исихазма. Его расцвет. С
    • 3. Основные идеи исихастов. С
    • 4. Особенности русского исихазма. С
  • Глава II. Исихазм и русская художественная культура
    • 1. Эстетика исихазма. С
    • 2. Реализация исихастских идей в творчестве Феофана Грека, Андрея
  • Рублева и Дионисия. С
    • 3. Рецепция исихастских идей в русской культуре XVII- XX вв. С

Традиции исихазма в русской средневековой культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учение исихастов со времени своего появления прочно утвердилось в качестве классической страницы православной духовной культуры. Открытие исихазма стало достоянием нашей эпохи. В наши дни можно наблюдать оживление интереса к мистической традиции, о чем свидетельствует появление большого количества научной и духовной литературы, касающейся данной тематики. Неисчерпаемая глубина этой проблемы и ее важность для современного человека позволяет ожидать сохранения устойчивого интереса к исихазму на все более глубоких уровнях восприятия и осмысления реальности. Немалую роль его изучение играет и для философской антропологии, психологии, религии, культурологии и для современной гуманитарной науки в целом. В соответствии с этим, мы предпринимаем очередную попытку исследования разнообразных форм внутреннего опыта, который был приобретен в процессе развития цивилизации. Это содействует постижению значительной роли духовных практик. В отечественном религиоведении и культурологии наряду с основательно разработанными разделами, посвященными исихастскому учению и деятельности исихастов, имеются также недостаточно изученные темы, вполне заслуживающие того, чтобы стать предметом особого исследования. Одной из таких тем является «Традиции исихазма в русской средневековой культуре».

Актуальность историко-философского рассмотрения этой проблемы может быть подчеркнута следующим обстоятельством: вопрос о соотношении Палеологовского Ренессанса в Византии и искусства Феофана Грека и преп. Андрея Рублева на Руси и по сей день является предметом научных исследований и ученых споров. Поэтому необходимо всестороннее изучение и памятников искусства и литературных произведений этого времени для понимания их истинного смысла. Мы должны осуществить опыт «неопатристического синтеза», выражаясь словами Г. В. Флоровского, применительно к конкретной сфере исихастской традиции. Отвечая на вопросы окружающей действительности, мы должны сделать попытку умозрительно, а может быть даже и духовно приобщиться к традиции, чтобы почерпнуть то положительное, что было выработано подвижниками-исихастами.

В советскую эпоху, изучение, и, тем более само существование традиции были осложнено в России и сосредотачивались, главным образом, за рубежом. После долгого перерыва исихазм возрождается заново. Нашей первоочередной задачей было предоставить всесторонний, систематический свод данных о традиции на современном языке: войти в ее мир и ее строй, представить ее принципы, понятия, установки, раскрыть ее проблематику, указать, по возможности полней, корпус первоисточников и иные материалы.

Проблема влияния исихазма на русскую иконопись Х1У-ХУ вв. породила большое количество разногласий и споров, как среди философов, так и среди искусствоведов. Эта тема очень многогранна. Она затрагивает такие области научной мысли, как философия, искусство, история, и конечно, непосредственно связана с богословием. Этим, собственно, обусловлено многообразие подходов к данной проблеме — по-разному ее рассматривают церковные и светские авторы, в разных местах ставят акценты.

Что касается нашей проблемы, мы не можем прийти к однозначным бесспорным выводам в силу различных причин, таких, как, например, разница в подходах — светском и религиозном, разница в восприятии художественных произведений, их спорная датировка, принадлежность кисти того или иного автора, противоречивость самого святоотеческого предания и произведений исихастов. Основной целью данной работы является культурно-философское исследование феномена исихазма в широком культурном контексте того времени соотносительно с актуальными проблемами современной культурологии и философской антропологии.

Достижение основной цели исследования разворачивается посредством постановки и решения серии следующих задач: 1. Рассмотрение исихастской традиции, как предмета историко-культурного знания- 2. Изучение оригинальных творений теоретиков и практиков исихастской традиции, созданных на протяжении её тысячелетнего существования- 3. Сравнительный анализ философско-богословской дискуссии исихастов и их оппонентов- 4. Восстановление экзистенциального и социо-культурного контекста этих взглядов- 5. Определение места исихастской традиции в художественной культуре средневековой Руси. 6. Обоснование актуальности исихастских взглядов для современной культурологии и философской антропологии.

Методологически диссертационное исследование исихазма в контексте русской культуры связано с попыткой герменевтической реконструкции и обобщения духовно-теоретического опыта православного исихазма на основании анализа текстов его главных представителей, в первую очередь — св. Григория Паламы, а также всестороннего анализа культурной ситуации исследуемой эпохи и осмысления проблем взаимопроникновения основных идей доктрины исихазма и окружающей его культурно-исторической среды.

Новизна работы следует из постановки и решения проблем, связанных с экспликацией воззрений исихазма в контексте его культурной среды в соотношении с актуальной тематикой современной философской мысли, что открывает новые перспективы в сфере изучения глубинных экзистенциальных переживаний человеческой личности в их абсолютном и культурологическом аспектах.

Теоретическая значимость предлагаемой работы связана с ее отношением к разряду фундаментальных вопросов религиозной и философской антропологии, теологии и культурологии. Раскрытие антропологической модели поздневизантийского исихазма во всем ее культурологическом значении способствует более глубокому осмыслению поставленных проблем в системе современного философского и богословского знания о человеческой личности. Материалы диссертации могут быть использованы в исследованиях по средневековой и современной философии культуры, а также на лекционных и практических занятиях по культурологии, мировой художественной культуре, отечественной истории.

На защиту выносятся следующие положения:

1.В современной науке история изучения исихазма рассматривается как многогранный научный феномен.

2.Рассматривается социально-политическая и культурная ситуация в Византии в ХГУ-ХУ вв., в контексте которой имеет место традиция исихазмапроводится анализ учения исихастов и их противников, включающего в себя изучения антропологических, онтологических и гносеологических воззрений представителей исихазма, философско-богословских воззрений главы исихастов — св. Григория Паламы и его идейных противников.

Главными идеями исихазма являются: воззрение на человека как образ и подобие Божие, в рамках которого ставится и решается вопрос творчествапрактика аскезы как средство достижения теозиса (обожения) — конечного предназначения человеческой личностиучение о психофизическом единстве, предполагающее взаимосвязь и взаимодополнение тела и души.

3.Современная реконструкция исихасгских взглядов включает в себя: анализ и переосмысление духовного опыта прошлого, сопоставления его с достижениями современной философии.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка литературы.

Заключение

.

История изучения исихазма в классической и современной литературе рассматривается как процесс познания интеллектуального и духовного опыта подвижников. Исихазм предстает перед нами в как многогранный культурный феномен.

Мистико-аскетическая традиция сложилась в 1У-У1 вв. Первыми исихастам мы можем считать палестинских и сирийских анахоретов. Христианские мыслители, начиная с Оригена, использовали философиею Платона, чтобы говорить о Христе. Происходил процесс обособления и.

407 П. А. Флоренский. А Столп и утверждение истины. С 310. одновременно сближения платоновской философии и христианского богословия, который завершился поглощением платонизма христианством.

Предтечами св. Григория Паламы, систематизировавшего и окончательно сформулировавшего основные идеи исихастов, несомненно, можно считать таких подвижников, как Ориген и Евагрий (несмотря на их осуждение официальной церковью), а также Антоний Великий, Макарий Египетский, каппадокийские отцы, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Григорий Синаит, Симеон Новый Богослов. Основываясь на личном духовном опыте, они в своих произведениях затронули такие аспекты мистической практики, как очищение сердца — средоточия духовной жизни человека- «сведение» ума в сердценепрестанная молитвавидение нетварного Фаворского света и «обожение». Победа святителя Григория Паламы, отстаивавшего положение о нетварной природе Фаворского света, в споре с Варлаамом калабрийским, поставила Григория в ряд наиболее значительных апологетов православия и принесла ему известность учителя исихазма.

Эпоха XIIIначала XV вв. является завершающим в культурном аспекте этапом и важной вехой в жизни Византийской империи. Это время расцвета исихазма, который охватил тогда весь православный Восток. Мистика исихазма, включавшая в себя непрерывную молитву и созерцание нетварного света, оказала большое воздействие на искусство Византии XIV века и способствовала его расцвету. Уже представители раннего христианствасвятые отцы церкви немало внимания уделяли проблеме творчества, рассматривая художественное творчество как подобие божественному творчеству, а Бога нередко именовали Художником. Экзистенциальную природу человека составляет потребность в творчестве, деятельная способность к переустройству мироздания, формирование сферы духовных ценностей.

Св. Григорий Палама развивал святоотеческое учение о Боге-Творце. Наряду с этим данный вопрос стал важнейшей составляющей его антропологии, в котором слились воедино учение о человеке с учением о Боге. Точка зрения Паламы основывается на принципах святоотеческой концепции «синергии» — взаимодействия божественной благодати и свободной воли человека.

Учение о божественных энергиях можно считать учением об иконах, так как догмат иконопочитания гласит, что художник может перевести на язык форм, линий, красок результат божественного действия в человеке. В учении о Фаворском свете речь идет об обожении человека Это пересекается с понятием об обожествлении образа Иконность или, несколько иначе, иконичность творения есть реализация замысла Божия о мире и о человеке. По мнению святых отцов, аскеза — это тоже творчество, но творчество наивысшего, горнего порядка Оно несет в мир позитивную преобразующую энергию. Особенность мистико-аскетического творчества заключается в том, что его субъект и объект совпадают. Поэтому уподобление происходит здесь наиболее глубокое. Согласно учению св. Григория Паламы, утраченное подобие Божие достигается действием божественной благодати и нашим прорывом к ней, в синергии, то есть в творчестве. В исихастской традиции огромная роль отводится историческому воплощению, которое сделало реальным богоподобие человека.

Учение Паламы давало византийским, а вслед за ними русским богословам «теоретическое» основание для решения вопроса, что можно и чего нельзя изображать на иконах. В мистическом смысле икона — это раскрытие и проявление внутренней энергии и любви того, кто изображен на ней, и, отчасти, того, кто ее сотворил. Икона — средство духовного общения всех, кто устремлен к Богу, это искренний диалог, тайна, которая постигается посредством неустанной молитвы и внутреннего созерцания. Стоит отметить, что во время иконоборческих споров именно мистики-аскеты были самыми стойкими апологетами икон. Теологические дебаты Х1У-ХУ вв. продемонстрировали, что искусство обязано содействовать утверждению веры.

Русская культура являет собой один го наиболее значительных типов средневековой культуры, и немаловажным фактором является то, что она зиждется на византийской традиции. На материале святоотеческой литературы нами была сделана попытка выявить степень влияния исихастского мировоззрения на развитие русской художественной культуры. Русскими исихастами можно по праву назвать Преподобного Сергия Радонежского и Нила Сорского. Сергий Радонежский возродил созерцательное монашество на Руси. Он интересовался учением Григория Паламы об общей благодати Пресвятой Троицы. Но учение исихастов стало лишь одним го исходных положений богословия Преподобного Сергия. Сфера его личного богословского постижения тайны Св. Троицы — это христианская мораль в ее соотнесенности с основами веры.

Нил Сорский на основании изучения трудов святых отцов детально разработал систему скитского жительства и построил монастырь, уклад жизни которого соответствовал состоянию исихастского безмолвия и созерцания.

В иконописи исихастские идеи воплотили такие известнейшие иконописцы, как Феофан Грек, Андрей Рублев, и, в определенном смысле, Дионисий. Образы Феофана Грека характеризуются удивительной внутренней сосредоточенностью, отрешенностью, замкнутостью и утонченным психологизмом. Аскет предстает перед Богом один на один. Палитра мастера сдержанная — всего две краски — охра и белила, общая цветовая гамма — аскетически монохромная — темная, коричневая. Это действительно напоминает учение исихастов. На многих иконах присутствуют вспышки света — божественные энергии. Мастер создает образ, исполненный божественной радости, которая постигается через мистические откровения.

Творчество Андрея Рублева, отличается высоким гуманизмом, интересом к человеку, к его внутреннему миру. Как инок Андрей Рублев, Троицкой лавры, он, очевидно, принимал участие в тех умозрительных беседах, которые вели последователи преподобного Сергия. И мастер должен был знать, что образ Троицы толковался византийскими теологами не только как изображение триединого божества и прообраз Евхаристии, но и как символ веры, надежды и любви. Рублевская «Троица» излучает свет, спокойствие, сосредоточенность. Свет, приходящий в мир, и есть любовь, преображающая мир.

Ангелы Андрея Рублева представляются нам бестелесными возвышенными существами. Но духовное не преобладает над телесным, они составляют единое целое. Здесь видение Рублева как раз находится в рамках антропологических взглядов Паламы. Творчество Рублева визуально подтверждает центральное положение исихазма о непознаваемости сущности Бога, который дан человеку в божественных энергиях. Он сумел воплотить образ Бога непосредственно, как материальную реальность.

Дионисий скорее был исихастом более по традиции, нежели по законам своего творчества. В его искусстве очень своеобразно переплетаются различные идейные веяния его времени. Но и он, подобно Андрею Рублеву, стремился передать в своем творчестве силу мудрости, доброту, смирение. Все это в какой-то мере сближает его с Рублевым, который творил непосредственно под влиянием исихазма Дионисий, же, работал по заказам монастырей, продолжавших сергиевскую традицию, а также хорошо был знаком с известными подвижниками. Глубокая просветленная мудрость, сила божественного Логоса, пронизывают ферапонтовские росписи. Вспоминается идея Софии, которая, на наш взгляд, сполна отразилась в творчестве Дионисия.

Традиция исихазма продолжает жить и сегодня, базируясь на обширном опыте христианских подвижников, состоящем из различных подходов, практик, включающих в себя главные стороны человеческой деятельности. Исихастская антропология подчиняется единой концепции. В последние десятилетия сформировались новые подходы к древней традиции, были предприняты попытки включить ее в современный духовной, культурный и научный контекст, что должно помочь современному человеку в осмыслении существующей реальности и поиске новых ресурсов в своей интеллектуальной и духовной природе. Несомненно, исихастская традиция приобретала роль питающего истока духовной жизни, способной к созданию ее новых форм. Чтобы остаться живой и действенной в современном мире, она должна быть детально осмыслена и прочувствована, и данная диссертация должна служить приближению к этой цели.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Григорий Синаит, Главы о заповедях. Добротолюбие, Т. 5 М., 1900.
  2. Григорий Панама. Триады в защиту священнобетмолвствующих. М, 1995.
  3. Григорий Палама, св. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания. // Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Нзд.2-е, М, 1900.
  4. Григорий Палама, св. О молитве и чистоте сердца, — три главы. // Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Изд.2-е, М, 1900.
  5. Григорий Палама, св. О священно-безмолствуюпщх. // Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Изд.2-е, М., 1900.
  6. Диадох Фотикийский. // Добротолюбие. Т.2. Троице-Сергиева Лавра, 1992.
  7. Добротолюбие. изд. 2-е, М., 1900.
  8. Евагрий. Об осьми помыслах. Добротолюбие., изд. 2-е, М., 1900.
  9. Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. М. 1991. 182.
  10. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Аскетические опыты, М., 1993.
  11. Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев Посад. 1894,
  12. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. 1993
  13. Каллист, патр. Житие преп. Григория Синаита. Записки историко-филологического факультета -Петербургского унта, XXXV, 1896.
  14. Максим Исповедник. Главы о любви.// Творения. Т. 1. М1993.
  15. Откровенные рассказы странника отцу своему, М, 2000,
  16. Памятники древнерусской письменности и искусства. Спб, 1885,
  17. Предание и Устав Нила Сорского. СПб., 1912 // ПДПИ. Т. 179.
  18. Софроний CaxqjOB. Старец Силуан. М. 1991.
  19. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад 1917.
  20. Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 1. Троице-Сергиева Лавра, 1993,
  21. Слово, приписываемое преподобному Симеону Новому Богослову. М, 1892,
  22. Софроний (Сахаров), архимандрит. Старец Силуан, — Эссекс: 1990. 1, 26, Эпиктет Беседы в 4-х книгах, П 8,1−2 // А, Ф, Лосев. Эллинистически-римская эстетика 1-П вв. н.э. М. 1979. 326. Монографии и научные статьи.
  23. С. Предв^)ительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.
  24. МБ. Феофан Грек и учение исихастов. 'Бизантийский временник", 3 т.ЗЗ. М., 1972.
  25. М.В. Андрей Рублев. М., 1959.
  26. М.В. Краски древнерусской иконописи. М., 1975.
  27. Антология мировой философии в 4-х томах. Т. 1,4.II, М, 1969.
  28. М.В. Древнерусская иконопись. М., 1974.
  29. М.В., Родникова И. С. Псковская икона ХШ — XVI веков. Л., 1990.
  30. Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи. Л., 1987.
  31. Н. Настольная книга для священнослужителей. Киев. 1915.
  32. Ф.И. «Обпще понятия о русской иконописи» М., 1866.
  33. Ф.И. «Исторические очерки русской словесности и искусства» СПб., 1861. Т. 1−2.
  34. В.В. Из истории византийской эстетики. «Византийский временник». Т.37. М, 1976,
  35. В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.
  36. В.В. 2000 лет христианской культуры. М-СПб., 1999.
  37. Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М., 1974.
  38. Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.
  39. Г. К. Искусство мыслить в камне. М., 1990.
  40. Василий (Кривошеий). Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы. // Seminarimn Kondakovianum. 1936.
  41. Г. И. О понятиях «школа» и «письмо» в живописи Древней Руси.//Искусство- 1972. N6.
  42. Г. И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976.
  43. Г. И. История опфытия и изучения русской средневековой живописи. ХГХ век. М., 1986.
  44. Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.
  45. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра, изд. 2-е, М. 1909.
  46. И.Е. Фрески Ферапонтова монастьфя. М., 1970.
  47. Н.А. «Троица» Андрея Рублева. М., 1983.
  48. Н. А. Андрей Рублев и художники его круга М., 1972.
  49. Дионисий и искусство Москвы XV — XVI столетий. Каталог выставки. Л., 1981.
  50. Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968.
  51. Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968.
  52. Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежапщх к ней княжеств. XIV — XVI вв. М., 1970.
  53. И.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека. М 1975.
  54. Н. А. и Лурье Я- Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XV века М—Л., 1955.
  55. Киприан /Керн/. Антропология св. Григория Паламы Пфиж, 1950.
  56. Клибанов, А И. Реформационные движения в России в XIV— первой половины XVI в., М, 1960.
  57. А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.
  58. А.И. Встречи и переписка с Н.П. Сидоровым. // Записки отдела рукописей Государственной библиотеки им. Ленина М., 1977. Вьш. 38.
  59. Лаз^ев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978.
  60. В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.
  61. Лаз^ев В. Н. Феофан Грек и его школа М, 1961.
  62. В.Н. Русскаясредневековаяживопись. М. 1970.
  63. Лаз^ев В. Н. Искусство Новгорода М. 1947.
  64. Лаз^ев В. Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века/Авт. вступ.статьииред. Г. И. Вздорнов. М, 1983.
  65. Д.С. Сергий Радонежский и Франциск Ассизский. Наука и религия. № 1.1992.
  66. Д.С. Русское искусство от древности до авангарда М., 1992.
  67. В. Д. Иконографический канон и стиль палеологовской живописи. Автореферат кандидатской диссертации. Л., 1965.
  68. А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
  69. Н.О. Свобода воли. Избранное. М 1991.
  70. В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. 1Сиев. I99I.
  71. В.Н. Отрицательное богословие в учении Дионисия Ареопагита Prague, 1929.
  72. Мак^юв Д. И. Антропология и космология Григория Паламы. С-Пб. 2003.
  73. М. Творения преп. Максима Исповедника 1993.
  74. И.П. Византийский гуманизм XIV—^XV вв. Л., 1976.
  75. .В., Пуришев Б. И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIY -ХУШ вв. М.-Л. 1941.
  76. И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в Х1Ч в./Я'ОДРЛ. Т. 24 Л., 1974.
  77. И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Спб., 1997.
  78. И. Византийское богословие. М., 2001.
  79. Н.Е. Искусство Московской Руси 2-й пол. XV — XVQ вв. М, 1965.
  80. Откровенные рассказы странника отцу своему. М, 2000.
  81. . О.С. Отблески зфистианского Востока на Руси. Псковское искусство. Milano, 1993.
  82. О.С. Аскеза и преображение. La Cfsa di Matriona 1996.
  83. B.A. Мировоззрение Андрея Рублева М., 1974.
  84. Г. М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV В.//ГОДРЛ. Т ХХП1. Л., 1968.
  85. .В. Иконография как средство передачи философских представлений. М., 1985.
  86. Н.Н. Иконология. М., 1990.
  87. И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века Учебное пособие к спецкурсу. М., 1993
  88. Э.С. Московская икона XIV — XVII веков. Л., 1988.
  89. Н.С. Древние жития щ) еподобного Сергия Радонежского М, 1892.
  90. Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. М., 1916.
  91. . З.В. Византийская культура. М., 1988.
  92. Успенский Л. А. Богословие иконы. М, 1996.
  93. П.А. Иконостас // Избранные труды по искусству. М, 1996.
  94. . П.А. Обратная перспектива. СПб., 1993.
  95. П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914.
  96. Г. П. Святые древней Руси. Париж. 1931
  97. Г. В. Восточные отцы ГУ века Париж. 1913.
  98. Г. В. Пути русского богословия. Киев. 1991.
  99. С. Синергия. Проблемы Аскетики и мистики православия. М, 1995. Аналитический слов^ь исихастской антропологии.
  100. А., прот. Исторический путь Православия. М., 1993,
  101. И. Исихазм и восточноевропейское возрождение. Богословские труды. В. 29. М, 1989.
  102. И.К. Богословие иконы. М., 1994.
  103. Batschmann О. Beitrage zu einem Ubergang von der Ikonologie zu kunstgeschichlier Henneneutic // IkonograpMe und Ikonologie. Koln, 1979.
  104. MeyendorfF J. Introduction й 1'etude de Gregoire Palamas. Paris, 1959.
  105. MeyendorfF J. St Gr^ gorie Palamas et mystique orthodoxe. Paris. 1959.
Заполнить форму текущей работой