Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Администрация президента Р. Хейса и политическая борьба в США в 1877-1881 годах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Историография проблемы. В зарубежной историографии, прежде всего, американской, правомерно выделить несколько периодов в изучении обозначенной темы. Периодизация связана с изменением подходов в рамках исторической науки в США. Первый — охватывает время на рубеже XIX—XX вв. Тогда на переднем плане стояла политическая история. Второй период вбирает в себя, в основном, 20−30-е гг. прошлого столетия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Избрание Р. Хейса президентом и политика «умиротворения» страны
    • 1. 1. Общественно-политическая обстановка в США в середине 1870-х годов и борьба за президентский пост
    • 1. 2. Формирование администрации
    • 1. 3. Усилия по обеспечению политического единства страны
  • Глава 2. Реформаторство Р. Хейса в социально-политической и экономической сферах
    • 2. 1. Попытки реформирования системы государственного управления
    • 2. 2. Негритянская политика администрации и реакция чернокожего населения
    • 2. 3. Правительство США и индейцы
    • 2. 4. Деятельность американских властей в области экономики

Администрация президента Р. Хейса и политическая борьба в США в 1877-1881 годах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Обозначенная нами тема вписывается в интересный и драматичный период американской истории. Постепенно уходила в прошлое старая Америка с традиционными социальными и экономическими структурами, страна рабов и рабовладельцев, непримиримых противоречий, вызвавших Гражданскую войну. Ей на смену приходила во многом новая страна с бурно развивавшейся промышленностью, мощными компаниями, с большим богатством на одном полюсе жизни общества, с растущим недовольством, социально-психологическим дискомфортом, протестами — на другом.

В этих непростых условиях президенту Хейсу и его администрации приходилось отвечать на вызовы двоякого рода. Следовало примирить еще враждебные друг другу регионы, погасить расовые конфликты, даже усилившиеся в 70-е г. Одновременно новые реалии социально-экономического развития с большей остротой ставили вопросы монетарной политики и таможенных тарифов. Нужно было сдерживать амбиции монополий, не считавшихся ни с интересами простых людей, ни с нуждами государства.

Все эти задачи следовало решить в условиях противодействия вновь активизировавшейся демократической партии, а также в борьбе с сильной группировкой столвартов в рядах самих республиканцев, тяготевших к курсу прежней администрации У. Гранта.

В отечественной историографии до последнего двадцатилетия «позолоченным веком» в США в конкретно-историческом плане практически не занимались. И в наши дни об администрации Хейса в России знают мало. В американской науке исследования о ней в недостаточной мере сопровождаются обобщениями, вписыванием в длительную историческую перспективу. Отсюда — научная актуальность поставленной в диссертации проблемы.

Объект исследованиясостояние и развитие американского государства и общества в 70- нач. 80-х гг. XIX в.

Предмет изучения — деятельность администрации Хейса и партийно-политическая борьба в США в этот период.

Хронологические рамки диссертации определены временем функционирования администрации Хейса, периодом его президентства — 18 771 881 гг. Пришлось выйти за эти рамки при обращении к общественно-политической ситуации середины 70-х г. XIX в. и выборам 1876 г.

Историография проблемы. В зарубежной историографии, прежде всего, американской, правомерно выделить несколько периодов в изучении обозначенной темы. Периодизация связана с изменением подходов в рамках исторической науки в США. Первый — охватывает время на рубеже XIX—XX вв. Тогда на переднем плане стояла политическая история. Второй период вбирает в себя, в основном, 20−30-е гг. прошлого столетия. Несомненным лидером тогда являлась прогрессистская историография, рассматривавшая американскую историю сквозь призму экономической и социальной проблематики. Третий период охватывает несколько десятилетий после Второй мировой войны. То было время синтеза в изучении деятельности девятнадцатого президента и его администрации. И, наконец, четвертый период, связанный с последним двадцатилетием. Он характеризуется более глубоким обращением к отдельным аспектам общественной жизни той поры, особенно к проблемам экономической истории: биметаллизму, тарифам, банковской деятельности.

Работы на рубеже Х1Х-ХХ вв. положили начало историографии темы. Одной из таких — стала вышедшая в 1892 г. книга «История президентских выборов» Е. Стенвуда1. В ней затрагивались и события 1876 г., когда большой, по мнению автора, политический опыт Хейса позволил ему победить на конвенте республиканской партии. В дальнейшем борьба республиканской администрации с демократами «подготовила основу для победы без особых усилий» на выборах 1880 г.

Известный ученый той поры Генри Адаме, занимаясь политической историей, обращался, в частности, к теме коррупции2. В этой связи он позитивно оценивал борьбу Хейса с системой распределения должностей.

В 1916 г. вышел исторический очерк Дж. Барджеса «Администрация президента Хейса"3. Автор писал о реализме Хейса в реформировании государственной службы и высоко квалифицировал монетарную политику властей. В денежном вопросе он ставил президента выше министра финансов Дж. Шермана. Здесь историк грешил против истины: ситуация была противоположной. В целом он идеализировал администрацию, называл ее выдающейся, и то время в истории страны, когда «многое было сделано или направлено на верный путь».

Некоторые работы конца XIXначала XX вв. носили обличительный характер. Книга Г. Маерса «История Таммани-Холл» разоблачала деятельность партийных машин в жизни страны4. Автор приводил факты коррупции, взяточничества, криминала, связанные с политическим боссизмом.

1 Stanwood E. A history of presidential elections. N. Y., 1892.

2Adams H. The Degradation of the Democratic Dogma, (reprint 1919) Whitefish,.

2004.

3 Burdgess J. W. The administration of president Hayes. N.Y., 1916.

4 Myers G. The History of Tammany Hall. N. Y., 1901.

В следующий период лидер прогрессистов Ч. Бирд считал, что во второй половине XIX в. политические проблемы определялись экономикой, а если узко, то действиями монополий5. По его мнению, крупные компании разрабатывали централизованную систему государственного регулирования, которая заменила бы «анархию» в налогообложении штатов6. Этим и были продиктованы основные преобразования в финансовой сфере. Сложности же правления администрации Р. Хейса состояли «в невозможности вернуться в прошлое и неопределенности будущего», то есть в проблеме переходного периода от Реконструкции к «позолоченному веку"7.

В центре исследования М. Джозефсона «Бароны-разбойники: «Капиталисты Великой Америки в 1861—1901 гг.» — монополии. Автор критически оценивал буржуазный реформизм республиканской и демократической пар 8 тий США как слабое противодействие монополиям .

Редактор первого сборника «Писем и дневниковых записей Р.Б. Хейса», вышедшего в 1922 г., Ч. Уильяме написал на основе изученных документов монографию о президенте9. Он сравнивал правление У. Гранта и Р. Хейса, отдавая предпочтение последнему. Касаясь его экономической деятельности, Ч. Уильяме подчеркивал, что страна продолжала бы испытывать последствия кризиса 1873 г., если бы не закон об ограничении чеканки серебряной монеты10.

Третий период характеризовался известными успехами в изучении биографии Р. Хейса. В начале 70-х гг. XX в. вышла в свет книга главы исто.

5Beard Ch. О., Beard M. R. History of the United States. N.Y., 1931.

6 Ibid. P.316.

7Ibid. P.391.

8 Josephson M. The Robber Barons: The Great America Capitalists 1861−1901. New Jersey, 2011 (reprint 1934).P. 217, 224, 444.

9 Williams Ch. R. The life of Rutherford Birchard Hayes. Columbus, 1928. V.2.

10 Ibid. P. 127. рической ассоциации родного штата президента Огайо К. Девисон. Правда, историк больше уделила внимание допрезидентскому периоду жизни Хейса, о событиях же 1877−1881 гг. сказала немного11. К. Девисон создала «Центр Хейса», издававший ежеквартальный журнал.

Серьезное исследование о Хейсе написал А. Хугенбум. Деятельность его администрации он оценивает высоко, но не без критики. Так, курс на умиротворение Юга признается «провальным», ибо не решил задачу сохранения избирательных прав афроамериканцев.

Ученого волновала проблема реформирования системы государственного управления. Об этом свидетельствует его «История движения за реформу гражданской службы в 1865—1883 годах"12. А. Хугенбум считал, что «реформированию государственной службы помешали объективные условия политической системы», вынуждавшие администрацию поступиться принципами ради конъюнктурных выгод, победы на промежуточных выборах, со.

13 хранению единства в партии .

Историк положительно оценивал действия администрации в экономике.

Введение

взаимного обмена золота на бумажные деньги укрепило финансовую систему. В целом же «политический гений президента проявился в умеренности, соединении старых ценностей с новыми веяниями, сочетаю.

14 щих в разумной пропорции высокие идеалы и прагматизм" .

В середине XX в. последователь историков-бурбонов Юга с их расовыми предрассудками, профессор университета Южной Каролины Э. Коул-тер считал, что афроамериканцы в XIX в. не обладали ни знаниями, ни необ.

11 Davison К. Е. The presidency of Rutherford В. Hayes. Westport, 1972.

12 Hoogenboom A. A. Outlawing the spoils. A history of the Civil service reform movement 1865−1883. Urbana, 1961.

13Ibid. P. 144.

14Ibid. P. 226. ходимым уровнем культуры для выполнения государственных обязанностей, поэтому их уход с политической арены был вполне предсказуем15. А постоянные конфликты между белыми и черными только убеждали политиков в необходимости закончить Реконструкцию и вывести войска с Юга в 1877 г.

Крупным сегментом общественной жизни последней трети XIX в. являлась индейская политика. Английский исследователь С. Болт считал период после гражданской войны и до 20-х г. XX в. пиком политики ассимиляции индейцев. Ученый акцентировал внимание на участии религиозных обществ и инициативных граждан в программе окультуривания коренных жителей. Неизбежным событием он называл факт передачи бюро по делам индейцев министерству внутренних дел, так как общество было против большой армии, а военное ведомство понимало необходимость перейти к несиловым методам решения проблемы аборигенов16.

По мнению Ч. Хофлина, одним из противников гуманной политики был генерал Г. Кастер. В своем психобиографическом исследовании автор показал, как безрассудная отвага и безапелляционная вера в удачу привел генерала Кастера к трагичному финалу: смерти и истреблению его отряда индейцами. При этом автор, вопреки принятому мнению, говорил о высоких.

17 интеллектуальных способностях военного, отрицал его недальновидность .

Для современного, четвертого периода в зарубежной историографии избранной темы характерно углубленное изучение важнейших направлений политики американских властей: экономического, негритянского, индейского, реформы государственной службы. Биографии Хейса и его ближайших.

15Coulter E.M. Blackout of the honest government. Boston, 1952.

16 Bolt C. American Indian policy and American reform. L., 1990.

17Hofling Ch. K. Custer and the Little Big Horn: A Psychobiographical Inquiry. Detroit, 198l.P. 84. соратников по правительству появляются редко, но содержат значимую информацию и завершаются интересными выводами.

В новой объемной биографической работе «Рутефорд Б. Хейс. Воин и президент», вышедшей в 1995 г., Ари Хугенбум проследил жизненный путь президента от рождения до смерти18. Материал, в отличие от исследования, опубликованного в 1988 г., сгруппирован не по тематическому, а по хронологическому принципу. Здесь ученый подчеркивал, что «монетарная проблема, а не реформа гражданской службы, была важной для Р. Б. Хейса в 1878 году». В работе А. Хугенбума стремление к объективности в описании социально-политических процессов сочетается с тонким психологизмом биографа.

Г. Трефус в 1998 г. представил биографию одного из ярких лидеров либерального движения в США К. Шурца. Политик не был рожден в Америке, но смог занять пост сенатора, а затем и министра внутренних дел. Г. Трефус пишет, что национальность Шурца постоянно вспоминали в конгрессе, например, приписывали ему «стремление навязать прусские порядки американскому государству». Ученый показал единство взглядов Шурца и Хейса.

19 TT на проблему реформирования гражданской службы. По сути, стратегию преобразований разработал К. Шурц, а президент лишь старался реализовать положения либеральной программы20.

Историк признает, с одной стороны, значительные усилия министра внутренних дел в реформировании бюро по делам индейцев, с другой, — говорит о допущенных ошибках. При этом биограф убежден, что министр «ясно продемонстрировал конгрессу» опасность передачи бюро военному мини.

18Hoogenboom A. A. Rutherford В. Hayes: warrior and president. Kansas, 1995.

19Trefousse H. L. Carl Schurz, a biography. N.Y. 1998.

20 Ibid. P.242. стерству. Благодаря личному участию К. Шурца индейская политика стала более гуманной.

По мнению Г. Трефуса, четырехлетняя служба в администрации Р. Хейса являлась для министра лишь маленьким шагом к более высокой целиутверждению идеалов гуманизма, признанию ценности человеческих прав вне зависимости от цвета кожи и национальности.

В конце XX в. ученые все чаще обращались к экономическим вопросам: проблеме биметаллизма, истории банковской системы. Стивен Ретив книге «Серебро и золото: политическая экономия международных монетарных конференций» пишет о соотношении серебра и золота в обращении, одном из главных вопросов после Гражданской войны. Его решение было тесно связано с международной финансовой системой. Америка настойчиво пробовала установить биметаллизм, несмотря на возражения европейских 21 стран .

Английский исследователь Г. Риттер в книге «Золотые жуки» и «зеленые спины"рассматривал политическую борьбу между сторонниками золотого стандарта и «дешевых» бумажных денег. Последних, он представлял как антимонополистические силы в экономике. Ученый говорил о республиканцах как о сторонниках золотого стандарта, о демократах как о приверженцах инфляционных «мягких» денеггринбеков. Резкие акценты исследователя не всегда оправданы, ведь внутри партий существовали разные взгляды на ре.

22 шение монетарной проблемы .

Представитель австрийской экономической школы Мюрей Ротбард анализирует развитие американской банковской системы. По мнению учено.

21 Steven P. Reti. Silver and gold: the political economy of International Monetary Conferences. Santa Barbara, 1998.

22RitterG. Goldbugsandgreenbacks. L., 1999. го, во второй половине XIX в. она приобрела иерархичный характер. Именно в это время контроль за банковской системой получили финансисты УоллСтрита. Они управляли процессами индустриализации, стояли за плечами.

23 промышленных магнатов, способствовали монополизации рынка .

B. Купер в труде «Консервативный режим: Южная Каролина в 18 771 890 годах», появившимся в 2005 г., рассмотрел правление консервативных демократов в одном из штатов «глубокого» Юга. По его убеждению, за четырнадцать лет правления лидеры штата восстановили довоенную систему, где «экономика находилась в руках белых южан, а воспитание было пропитано идеалами прошлого». В правление администрации 1877−1881 гг. консерваторы на словах поддержали южную политику Р. Хейса, а в действительности же они ограничили избирательные права негров24.

Насилию как одному из политических инструментов в подавлении активности негров уделяли внимание разные авторы. Историки С. Толней и Э. Бек, приходили к выводу, что линчевание, террор американских негров, поддерживали систему расовой сегрегации на Юге. По мнению ученых, бо.

25 лее полувека продолжалось «легализованное расовое насилие» .

C. Буданский в исследовании, опубликованном в 2008 г., приводил данные о терроре против афроамериканского населения Юга. Ученый говорил о почти трех тысячах убитых чернокожих во время Реконструкции. Республиканцы же постоянно размахивали «окровавленной рубашкой»: твердили о южной угрозе, о призыве демократов к мятежу. Такая тактика способст.

23Ротбард М. История денежного обращения и банковского дела в США: от колониального периода до второй мировой войны. Челябинск, 2009.

24 Cooper W. J. The Conservative Regime: South Carolina, 1877−1890. Columbia,.

2005.

25Tolnay S. E., Beck E. M. A festival of violence: an analysis of Southern lynch-ings, 1882−1930. Champaign, 1995. вовала удержанию и привлечению избирателей, и создавала образ партии стабильности и порядка26.

Яркий эпизод смерти генерала Г. Кастера по-прежнему привлекал внимание историков. Дж. Велч, П. Стеклер в труде, появившемся в 2007 г., пришли к выводу, что смерть генерала Кастера вызвала истерию в обществе, а затем «зачистку» федеральной армией Великих равнин от коренного населения, привела к продолжению политики переселения индейцев в резервации27.

В целом, американские историки немало сделали в исследовании личности Р. Хейса и курса его администрации. Достигнуты существенные успехи в изучении таких сторон политики властей в 1877—1881 гг., как умиротворение Юга, реформирование государственной службы, мероприятий социально-экономического характера. И все же следует высказать и критические замечания. Политика Хейса недостаточно вписана в контекст партийно-политической борьбы тех лет, а деятельность администрации в историческую перспективу последней четверти XIX в.

В свою очередь, отечественную историографию избранной нами темы можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и современный, охватывающий последнее двадцатилетие.

В начале XX в. появился ряд общих работ по истории США. Г. Мюн-стерберга «Американцы», П. Мижуева «История великой американской демократии», С. Ф. Фортунатова «История Соединенных Штатов», М. Я. Острогорского «Демократия и политические партии. Соединенные Штаты Аме.

26Budiansky S. The bloody shirt: terror after Appomattox. N.Y. 2008. P. 234.

27Welch J., Stekler P. Killing Custer: The Battle of Little Bighorn and the Fate of the Plains Indians. N.Y., 2007. рики"28. Интерес авторов вызывали выборы 1876 г., конец Реконструкции, умиротворение Юга.

Любопытны суждения П. Мижуева об экономической политике администрации Р. Хейса. Он акцентировал внимание на увеличении доходов правительства и уменьшении расходов. Ученый прямо связывал рост поступлений от таможенных сборов с переходом к золотому стандарту.

Особое значение имел классический труд М. Я. Острогорского — одного из создателей социологии политических партий. Он остановился на партийно-политической системе — эволюции кокусов, политических конвентов, партийных машинах, боссизме.

М. Я. Острогорский называл Р. Хейса неизвестным кандидатом в президенты, «темной лошадкой» в политике. Попытки же главы государства реформировать гражданскую службу, по сути, признавались ученым бесполезными. Исследователь считал, что босс Р. Конклинг «парализовал усилия по либерализации общественных служб». М. Я. Острогорский показал Р. Б. Хейса слабым президентом, который уступил партийной машине и под ее давлением делал «одно хорошее назначение на два плохих».

Советская историография следовала марксистско-ленинской идеологии. Партии и отдельных политиков ученые характеризовали с классовых позиций. Президентов «позолоченного века» историки обычно называли агентами монополистического капитала.

В. И. Лан в книге «Классы и партии в САСШ» видел в партиях проводников решений узкого класса правящей верхушки, «крупного капитала. промышленников и банкиров». Автор подробно писал о злоупотребле.

28Мюнстерберг Г. Американцы. Т. 2, М., 1906. Мижуев П. История великой американской демократии. Спб., 1906. Фортунатов С. Ф. История Соединенных Штатов. М., 1916. Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. Соединенные Штаты Америки. М., 1930. ниях, махинациях и коррупции, других отрицательных явлениях в политической жизни США. Такая трактовка общественных институтов должна была подвести читателя к мысли о неизбежном, скором крахе двухпартийной сис.

29 темы .

В 50-е г. во время «оттепели» вульгаризированные оценки немного отступили, но прежние клише в работах историков еще сохранились. И здесь вышел общий труд Л. И. Зубока «Очерки по истории США (1877−1918)». Ученый критиковал половинчатость мер администрации в 1877—1881 гг. в реформировании гражданской службы. В отношении индейской проблемы исследователь считал, что быстрое освоение западных земель привело к полному вытеснению коренного населения с территории штатов и их разграблению. Отмечая эти моменты, Л. И. Зубок все же воздерживался от крайне резких оценок политики Р. Хейса30.

При рассмотрении американского общества внимание советских ученых притягивала проблема негритянского населения. Р. Ф. Иванов в работе «Борьба негров за землю и свободу на Юге США (1865—1877)» писал, что конец Реконструкции стал началом ликвидации избирательных прав, возрождения расового террора как инструмента удержания политической власти в руках белых южан. Оценки деятельности правительства Хейса в негритянском вопросе были категоричными и не вполне справедливыми. По его словам, администрация президента совершила предательство афроамериканцев, з 1 пойдя на сговор с экс-конфедератами .

В «Очерках новой и новейшей истории США» время правления Р. Хейса увязывали с началом перехода страны к империализму. Здесь акценти.

29 Лан В. И. Классы и партии в САСШ. М., 1932.

30 Зубок Л. М. Очерки истории США (1877−1918). М., 1956.

31Иванов Р. Ф. Борьба негров за землю и свободу на Юге США (1865—1877). М., 1958. ровалось внимание на огромных масштабах коррупции, сращивании капитала и власти. На Юге же «бесцеремонно лишалось политических и гражданских свобод негритянское население». Авторы называли Хейса «ставленником влиятельных групп капиталистов». Таким образом «Очерки» выдержаны.

32 в традиционном разоблачительном ключе .

Л. В. Байбакова в статье «Негритянский вопрос в политике республиканской партии США (конец 70-х— начало 80-х годов XIX века)» рассматривает фракционную борьбу в республиканской партии по «южному вопросу"33. Он вызывал ожесточенные споры и «не укладывался в общую схему консенсуса» партий. Исследователь указывает на ведущую роль крупного промышленного капитала, который постоянно требовал отказаться от радикальной Реконструкции, ради «стабильных отношений с Югом, необходимых для проведения экономических операций». Выразителем надежд промышленников стала фракция либералов или «независимых» в республиканской партии. Разочарования в старых методах взаимоотношений с Югом «привели большую часть республиканской партии к мысли о необходимости использовать миротворческие средства». Одним из сторонников этой идеи являлся и президент Р. Хейс.

Г. Г. Бовт в диссертационном исследовании указывал на феномен бос-сизма в политической системе. Ученый считает, что стремления правительства не привели к существенным результатам, не затронули основ системы, произошло лишь перераспределение доходов партии, «удельный вес взносов чиновников в их финансировании неуклонно сокращался за счет подачек большого бизнеса, а работа в качестве партийных функционеров переклады.

32 Очерки новой и новейшей истории США. М., 1960.

33Байбакова Л. В. Негритянский вопрос в политике республиканской партии США (конец 70-х— начало 80-х годов XIX века) // Новая и новейшая история. 1982. № 6. валась с федеральных служащих на представителей других категорий насе.

34 ления" .

Традиционные взгляды на Р. Хейса и решение социально-политических проблем интересующего нас периода развернуты во втором томе капитальной «Истории США», где соответствующий материал излагал известный американист Г. П. Куропятник. Для советского историка глава государстваставленник монополий, «душитель» рабочего класса, и поэтому «слабый» президент. Рассмотрение негритянского и индейского приводили автора к выводу о расистской, по сути, политике правительства35.

Значительно обогатила отечественную американистику, созданная в 1977 г. при историческом факультете МГУ лаборатория по изучению истории США. В 1981 г. под редакцией руководителя лаборатории и заведующего кафедрой новой и новейшей истории Московского университета Н. В. Сивачева вышел коллективный труд «Политические партии США в новое время». Здесь речь шла о реформировании государственной службы. Предполагалось, что «ничего существенного» не было в этом направлении сделано в 1877—1881 гг. Указывалось, что Р. Хейс, как и Дж. Гарфилд, после избрания забывали об обещаниях либералам, «независимым» и ограничивались «лишь голословными призывами о необходимости реформировать государ

36 ственныи аппарат" .

В коллективной работе «Принципы функционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции», опубликованной иссле.

34Бовт Г. Г. Проблема боссизма и партийно-политическая борьба по вопросу реформы гражданской службы в США (конец 60-х — начало 80-х годов XIX в.).// Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1985.

35 История США (1877−1918). М., 1985. Т.2.

Политические партии США в новое время. / Под ред. Н. В. Сивачева. М., 1981. дователями из упомянутой лаборатории, об избранном нами периоде пишет Л. В. Байбакова. Она указывает на большую роль партийных машин в последней трети XIX в. Те «выполняли важную функцию по подавлению социальной активности масс в рамках двухпартийной системы». Усиление же влияния политических организаций трудящихся побудило республиканцев к поиску новых союзников. При этом ставка делалась на белых собственников.

Юга, что нашло отражение в платформе 1876 года .

В советской историографии имело место обращение к обозначенной в диссертации проблематике, но «разоблачительная» риторика и недостаток конкретных исследований мешали адекватным оценкам. Ситуация стала определенно меняться в современный период.

В конце XX в. вышла работа Л. В. Байбаковой «Двухпартийная система США в период «позолоченного века"38. Исследовательница справедливо пишет, что «обострение социальных конфликтов с начала кризиса 1873 года ускорило поворот партий вправо». Стремление к единству Севера и Юга все больше охватывало разные слои населения, а выразителем этих идей стал Р. Хейс, поэтому в начале правления он занимал прочные позиции в партии. Но политика «умиротворения» Юга «тяжело отразилась на положении южного крыла республиканцев», восемьдесят процентов которых составляли негры. Автор обнаруживает скорое разочарование в политике Хейса, провал республиканской стратегии в решении «южного вопроса».

Л. В. Байбакова продолжала исследовать процессы политической жизни США и в начале XXI в. опубликовала капитальный труд «Двухпартийная система в период вступления США в индустриальное общество (последняя.

Принципы функционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции. В 2 ч. М: 1988;1989. Ч. 1.

38Байбакова Л. В. Двухпартийная система США в период «позолоченного века». М., 1996. треть XIX в.)"39. Здесь показано сближение партий по южному вопросу в избирательной кампании 1876 г. Политики решили предоставить право местного самоуправления южанам, при этом расовая проблема замалчивалась партиями. «Компромисс 1876 года» свидетельствовал о появлении «целостной, внутренне единослаженно функционирующей двухпартийной системы», которая заняла «правый фланг политического спектра». Республиканский либеральный план возрождения Юга, где главная роль отводилась образованию, был отвергнут диксикратами. На передние позиции вышли экономические проблемы развития региона, права негров же ограничивались многочисленными поправками к конституциям штатов.

Ученый положительно характеризует экономические акции администрации Р. Хейса. Правительству удалось ликвидировать дефицит государственного бюджета. Исследовательница приходит к выводу, что в последней трети XIX в. «кредитно-денежная политика становилась признанным инструментом стабилизации экономики» вопреки классической либеральной доктрине невмешательства.

Э. А. Иванян в учебном издании «История США» конспективно изложил основные направления внутренней политики Р. Хейса. Ключевыми событиями в 1877—1881 гг. он назвал вывод войск с Юга, железнодорожную забастовку 1877 г. и принятие закона Блэнда-Эллисона. Оценка правления Хейса выглядит двойственной. Автор отмечал, что глава государства «выполнил многие свои обещания», но одновременно он считал решения прези.

40 дента противоречивыми .

39Байбакова Л. В. Двухпартийная система в период вступления США в индустриальное общество (последняя треть XIX в.). М., 2002.

40Иванян Э. А. История США. М., 2006.

Ю. А. Саломатин пишет об индустриализации. Он отмечает, что усложнение экономической жизни требовало адекватного регулирования на всех уровнях. Между тем, вмешательство государства было скромным. Что касается монетаристской проблемы, то денежный вопрос воспринимался большими слоями населения упрощенно эмоционально41. В период кризиса такое восприятие усиливалось и влияло на действия политиков, препятствуя.

42 закреплению монометаллизма .

Значимыми являются труды В. В. Согрина. Нами использовались как его общие работы по истории США, так и статьи, посвященные проблемам XIX в.

Самым консервативным и противоречивым периодом в истории США ученый считает 1870−1920 гг.43 В это время различия между партиями стираются, а власть находится в руках узкого класса элиты, пополняемой нуворишами. Завершение Реконструкции, по мнению ученого, стало возможным благодаря ликвидации опасности реставрации рабовладельческого строя на Юге и гарантированному утверждению либерально-капиталистического миропорядка44. Исследователь называет период 1870—1920 гг. американским термидором, но не считает его контрреволюцией, так как он не отменил структурных социально-экономических и политических сдвигов революционного времени, а подчинил их интересам тех элит, которые возвысились благодаря революции.

41Саломатин А. Ю. Рождение индустриальной экономики в США // Вопросы истории. № 3. 1998. С. 114.

42Саломатин А. Ю. Монетаристская проблема в США в последней четверти XIX в. // Вопросы истории. № 11−12. 2001. С. 119.

43Согрин В. В. Важные аспекты изучения истории США XIX века // Новая и новейшая история. 2006.№ 5.

44Согрин В. В. Политическая история США ХУП-ХХ вв. М., 2003.

При определенных успехах, достигнутых на современном этапе в отечественной историографии, в ее рамках еще не появилось специальное исследование о президентстве Р. Хейса. Данная диссертация является попыткой в какой-то мере заполнить пробел.

Цель работыраскрыть содержание и результаты деятельности администрации Р. Хейса в контексте партийно-политического противоборства второй половины 70-х — нач. 80-х гг. XIX в.

Это достигается решением следующих задач:

— выявить расстановку политических сил накануне выборов 1876 г.;

— объяснить мотивы политики умиротворения Юга и причины ее неудач;

— охарактеризовать курс президента Хейса на реформирование государственной службы в свете противостояния внутри республиканской партии;

— показать столкновение различных подходов американской элиты в отношении афроамериканцев и индейцев;

— определить особенности экономической политики администрации.

Хейса.

Источниковая база. При исследовании проблемы использовались разнообразные источники, которые сгруппированы следующим образом:

Официальные документы представлены сборниками государственных актов45, документами административных органов, материалами дебатов в конгрессе США46. Они дают возможность выявить партийные позиции по тому или иному вопросу и даже воззрения отдельных группировок в рамках каждой партии.

45 The Statutes at Large. W., 1877−1882.

46 Annual report of the Secretary of the Interior. W., 1876−1881. 44 — 46 Congress.

Реформы активно обсуждались в стенах конгресса, что отражено в разнообразных материалах: дебатах, резолюциях, постановлениях, отчетах комитетов сената и палаты представителей47. Важными официальными документами являются регулярные доклады министров перед конгрессом. При сравнении материалов военного ведомства и министерства внутренних дел обнаруживается более гуманный и конструктивный подход гражданских чиновников в отношении индейцев.

Статистические сборники показывают демографическое состояние, хозяйственно-экономическую деятельность государства48. Каждый из них проливает свет на различные стороны функционирования общества. Если один сборник касается народонаселения, то другой — демонстрирует в цифрах развитие страны. В изучении экономических проблем особое место занимает доклад на основе переписи 1880 г. В нем приводятся данные о налогообложении штатов, структуре долга государства и местных органов управления49. Отметим электронное издание университета Виргинии: по настраиваемым критериям можно отследить несколько статистических показателей50.

Документы политических партий и массовых общественных организаций представлены прежде всего дебатами национальных конвентов51. Они.

47 The Miscellaneous documents of the Senate of the United States. W., 18 761 881. The Executive documents of the House of Representatives. W., 1876−1881.

48 Historical census statistics on population totals by race, 1790 to 1990. W., 2002. Historical statistics of the United States, Colonial times to 1957. W., 1960.

49 Report on valuation, taxation, and public indebtedness in the United States as returned at the tenth census (June 1,1880).W., 1884.

50 Historical Census Browser. From the University of Virginia, Geospatial and Statistical Data Center. Charlottesville (VA), 2004.: [сайт]. [2004]. URL: http://fisher.lib.virginia.edu/collections/stats/histcensus/index.html.

51 Official proceedings of the National Democratic Convention. St. Louis, 1876. The campaign text book. Why the people want a change. N.Y., 1877. нередко свидетельствуют о высоком накале страстей и внутрипартийном противостоянии. Так на конвенте 1876 г. видна активная борьба между фракциями «стойких», «полукровок» и либералов за возможность баллотировать своего кандидата в президенты США.

Материалы личного характера. Пять томов дневников и писем Р.

Хейса позволяют проследить его взгляды в период с 1834—1893 гг. Деловая переписка президента представлена в сборниках документов53.

Личные бумаги лидеров фракций столвартов54, умеренных55, либералов56 позволяют лучше понять внутрипартийные противоречия. Министр финансов Дж. Шерман на страницах дневника высказывался по экономическим проблемам развития государства57. Для работы важна частная переписка политических лидеров. С большой откровенностью они делились своими.

58 переживаниями с родственниками и соратниками .

Публицистика. Сочинения, опубликованные видными деятелями американской политики и фигурами второго плана позволяют понять положение дел в той или иной сфере. Влиянию католичества на развитие государства.

52 Diary and letters of Rutherford Birchard Hayes. Nineteenth president of the United States. Columbus, 1922.

53 Letters and messages of Rutherford B. Hayes, president of the United States, together with letter of Acceptance and inaugural address. W., 1881- Rutherford B. Hayes, president of the United States, together with letter of Acceptance and inaugural address. W., 1881. Messages and papers of Rutherford B. Hayes. A compilation of the messages and papers of the presidents. W., 1897. V.10.

54 Piatt T. C. The autobiography of Thomas Collier Piatt. N.Y., 1910. The Life and Letters of Roscoe Conkling: Orator, Statesman, Advocate. N.Y., 1889.

55 Blaine J. G. Twenty years of Congress: from Lincoln to Garfield. V. 2. Norwich, 1886. Hoar G. F. Autobiography of seventy years. N. Y., 1903. V.2.

56 The reminiscences of Carl Schurz. N.Y., 1907. V.4.

57 Sherman John. Recollections of forty years in the House, Senate and Cabinet. V.2.N.Y, 1895.

58 The Sherman letters. Correspondence between general and senator Sherman from 1837 to 1891. N.Y., 1894. Speeches, correspondence and political papers of Carl Schurz. N.Y., 1913.V.2. посвящена книга министра военно-морских сил Р. Томпсона59. Здесь он выступил против вмешательства римской церкви в правительственные дела. О негритянской проблеме говорили публицисты Юга Дж. Ролле60 и А. Торге61. Они, с одной стороны, признавали общую отсталость негров, с другой, — призывали к совместному с Севером мирному решению социально-экономических проблем. Отношению индейцев и общества уделяет внимание комиссар по делам индейцев во время первой администрации У. Гранта Ф. Уолкер62. Американцы нередко высказывались по индейской проблеме. Так.

X. Джексон опубликовала ряд писем к министерству внутренних дел, а затем на их основе книгу64. Она настаивала на гуманизации индейской политики правительства.

Специальные избирательные материалы представлены выборной публицистикой65. Имеются соответствующие материалы 1876 и 1880 гг. Все предвыборные биографии кандидатов в президенты рисуют идеальный образ.

66 гражданина и военного, преданного интересам страны .

59 Thompson R.W. The papacy and the civil power. N.Y., 1876.

60 Ralls J. R. The Negro problem. An Essay on the industrial, political and moral aspects of the negro race in the southern state. Atlanta, 1877.

61 Tourgee A. W. A Fool’s Errand. N. Y. 1879.

62 Walker F. A. The Indian Question. Boston, 1874.

63 Jackson H. H. The Indian reform letters of Helen Hunt Jackson, 1879−1885. Norman, 1998.

64 Jackson H. H. A Century of Dishonor. N. Y., 1881.

65 Garfield and Arthur republican campaign song book 1880. N.Y., 1880. Hinsdale B. A. The Republican text-book for the campaign of 1880. A full history of general James A. Garfield’s public life. N.Y., 1880.

66 Howard J.Q. The life, public services and select speeches of Rutherford B. Hayes. Cincinnati, 1876- Howells W. D. Sketch of the life and character of Rutherford B. Hayes, also a historical sketch of William A. Wheeler. N.Y., 1876- Branson S.A. John Sherman: what he has done, being a history of the life and public services of the hon. John Sherman. Secretary of the treasure of the US. Columbus, 1880.

Пресса. Весомый по значимости источник представлен национальными изданиями общегосударственного и регионального масштабов. Американская пресса выражала мнения, как консервативных слоев общества67, так и либеральных68. Официальное политическое издание «Республика» анализировало текущие политические события с точки зрения борьбы демократической и республиканской партий, отдавая предпочтение последней69. Нами использовалась также периодическая печать штатов Северо-Востока, Сред.

70 него Запада, Запада, Юга .

Среди авторитетных экономических изданий отметим нью-йоркское «Коммерческая и финансовая хроника и торговый журнал Ханта» и лондонское «Журнал банкиров. Вестник рынка денег и коммерческое обозрение». Их аналитические статьи, а также периодический обзор рынков с выраженной позицией финансовой элиты помогли в понимании процессов хозяйственной жизни71. Либеральное российское издание «Вестник Европы» в ука.

72 занный период опубликовало несколько очерков о США .

67 New York Times. 1874−1893.

68 Harper’s New Monthly Magazine. 1875−1881- Nation. 1877−1881- Scribner’s monthly. 1876−1881- The Atlantic Monthly. 1877−1881- The North American Review. 1877−1881.

69 The Republic: A Monthly magazine, devoted to the dissemination of political information. 1877−1881.

70 Birmingham Iron Age. 1877−1881- Brooklyn Daily Eagle. 1877−1881- Burlington Daily Hawk-Eye. 1877−1881- Chester Daily Times. 1877−1881- Chicago Tribune. 1877−1881- Daily Alta California. 1877−1881- Hartford Courant. l877−1881- Liberty Tribune. 1877−1881- Morning Oregonian. 1877−1881- New York Truth Seeker. l877−1881- Springfield Republican. 1877−1881- The Daily Inter.

Ocean. 1877−1881- The Ohio Democrat. l877−1881.

71 The Commercial and Financial Chronicle and Hunt’s merchant’s magazine. N. Y. 1876−1881. The Bankers' Magazine. Journal of the money market and Commercial Digest. L., 1877−1881.

72 Миропольский Be. Очерки столицы и правительства Соединенных Штатов Америки. Из наблюдений русского путешественника в 1878 г. // Вестник Европы. Т. 5−7. Декабрь 1879.

Методология исследования. Работа основывается на принципах историзма, научной объективности и системности. Первый означает рассмотрение исторических фактов и явлений в контексте определенного времени и в развитии. Принцип объективности предполагает непредвзятый и критический анализ широкой источниковой базы. Принцип системности в данном конкретном случае заключается в стремлении раскрыть во взаимосвязи различные аспекты деятельности администрации Хейса. Он требует также охарактеризовать в совокупности отдельные элементы политической борьбы как между двумя ведущими партиями, так и внутри каждой из них, прежде всего, республиканской.

Научная новизна диссертации. Новизна работы состоит в системном подходе к предлагаемой проблематике. Представлена картина партийно-политической борьбы в США во второй половине 70-х — начале 80-х гг. XIX в. При этом особое внимание уделено внутрипартийному противостоянию в стане республиканцев.

Диссертация является первым в отечественной историографии специальным исследованием администрации Хейса и ее политики. Изучены и осмыслены различные стороны политической активности президентской власти. Показано, какие пределы реформаторским усилиям Хейса ставила ситуация в общественной жизни, расклад политических сил в стране и конгрессе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Администрация Р. Хейса представляла собой команду единомышленников, думавшую и действовавшую в либерально-реформаторском ключе.

2. Политика силового давления на Юг себя исчерпала. Был взят курс на «местное самоуправление» для южных штатов при сохранении надзора со стороны федеральной исполнительной власти. Он встретил сильное сопротивление как южных демократов, так и столвартов в рамках республиканской партии. И все же страна, пусть и с трудностями, преодолевала раскол.

3. Реформа гражданской службы имела целью улучшение системы управления и борьбу с коррупцией. Предусмотренные меры вступали, однако, в противоречие с интересами самой правящей элиты, партийных боссов. В таких условиях перемены не могли быть масштабными, но президенту удалось добиться реформирования нью-йоркской таможни, через которую проходили товары на огромные суммы.

4. Улучшение межрасовых отношений Р. Хейс связывал с приобщением чернокожего населения к образованию. Но в краткосрочной перспективе негритянская политика администрации не была эффективной. Политическое и экономическое давление белых южан нередко подталкивало афроа-мериканцев к исходу из родных мест.

5. В отношении индейцев «зачистка» территорий Великих равнин, осуществляемая военным ведомством, сочеталась с курсом на окультуривание, проводимым министерством внутренних дел. В целом, умеренно-либеральное реформаторство Р. Хейса стало для краснокожих более мягкой политикой, чем та, которую проводил прежде У. Грант.

6. В экономической сфере администрация держалась взвешенной политики. Рассматривалась возможность сокращения высоких таможенных тарифов, оспариваемых демократами. Власти добились снижения государственного долга. Государство с помощью центральных нью-йоркских банков эффективно воздействовало на рынок.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее фактический материал, обобщения и выводы могут быть использованы для дальнейших исследований по истории США последней четверти XIX века. Результаты работы должны также помочь при подготовке страноведческого курса по американской истории, спецкурсов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в шести публикациях общим объемом 2,9 печатных листа. Они излагались в докладах на трех конференциях в Санкт-Петербурге в 2008;2010 гг.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (семи параграфов) заключения и библиографии.

Заключение

.

К президентским выборам 1876 г. республиканская партия подошла ослабленной как внешними, так и внутрипартийными проблемами. Радикализм периода Реконструкции все меньше устраивал общество. Неэффективность системы управления, скандалы, злоупотребления, масштабная коррупция явившихся с Севера на Юг политиков-янкивсе это требовало срочных перемен. Деловые круги надеялись на скорейшее включение прежде мятежных территорий в национальную экономику. Но этого нельзя было сделать без участия элит Юга — в прошлом плантаторов и конфедератов. К действиям подталкивало обострение расового вопроса: кровавые конфликты между белыми и неграми случались нередко. В повестку дня республиканской партии стали задачи либерального реформирования.

На конвенте республиканцев Р. Хейс казался «темной лошадкой». Но будущий глава государства обладал качествами, способными привлечь избирателя. Генерал, ветеран войны, опытный политик на уровне штата, он не был замешан в аферах.

Во время избирательной кампании партии дали похожее видение перемен. Они делали шаги навстречу друг другу. Республиканцы обещали ввести местное самоуправление в южных штатах. В свою очередь демократы признали политические достижения Реконструкции.

В ходе выборов 1876 г. общество поддержало демократическую партию. Но республиканцы контролировали административный аппарат. В специально созданной арбитражной комиссии они имели преимущество и присудили спорные голоса Р. Хейсу. Победа ему досталась не только благодаря административному ресурсу, но и тайным договоренностям между группой республиканцев и демократов в отеле Уомли Хауз.

Если считать выборы средством легитимации власти, то позиции республиканцев сделались уязвимыми. Решение арбитражной комиссии подвергалось демократами сомнению. Впоследствии они часто обращались к теме мошенничества на выборах, чем докучали Хейсу и его администрации.

Новый президент создал хорошую, работоспособную и устойчивую администрацию, где главные роли играли Дж. Шерман и К. Шурц. Кабинет сплоченно работал все четыре года, избежал обвинений в махинациях и коррупции.

Важнейшей целью правительства стало закрепление единства страны, разделенной Гражданской войной. Президент сознательно шел на умиротворение Юга. В спорных случаях он соглашался с утверждением на должность губернаторов — демократов. Глава государства вывел войска из южных штатов.

Со своей стороны, южане хотели обрести местное самоуправление без всяких оговорок. Они стремились переписать избирательные законы, ограничить надзорные функции федеральной власти. Выборы 1878 г. в конгресс показали, что им удалось вытеснить афроамериканцев из политики. К середине 1879 г. администрация отказалась от компромисса с демократами по южному вопросу.

Курс президента Р. Хейса на политическое единство не достиг части поставленных задач. Но, в общем, страна продвигалась по пути преодоления раскола.

Реформирование государственной службы уже давно назрело. Оно целило в коррупцию, принявшую огромные масштабы при администрации.

Гранта. Хейс предпринял настойчивые попытки отойти от традиции «дележа добычи». Он хотел ослабить влияние партийных боссов на назначение чи, Л ^1-г/ч л/чттгт/т ТГЛТГЛП ГТ/ЛГГЛТТТТТТТк"-ТГ Г" Д/ЛТТ ТТ 1ЛЛЛТТ.

НОВНИКОВ, отказаться их Практики внсисиил ДСИС1 ии^лсдпдшп о 4^лд ликанцев. Но его попытки поставить заслон политической коррупции встретили сильное сопротивление со стороны однопартийцев — столвартов, переросшее в острейший конфликт. И все же Хейс добился некоторых, хотя и ограниченных успехов. В частности, удалось реформировать нью-йоркскую таможню.

В негритянском вопросе Хейс ориентировался на достижения Гражданской войны и Реконструкции. Но его попытки создать на местах коалицию южных республиканцев и демократов, чтобы обеспечить политические права афроамериканцев, окончились неудачей. Президент и администрация ожидали в будущем интеграции негров в американское общество посредством образования. Такую позицию разделяли интеллигенция, либералы Севера.

Но южные штаты погрязли в долгах. В подобных условиях расходы на создание системы всеобщего образования казались рядовым белым налогоплательщикам чрезмерными. Поэтому идея расширения сети школ не поддерживалась ими.

Крайне негативным фактором в межрасовых отношениях являлся расизм. Экономическое и политическое давление не столь уж редко сопровождалось насилием. Это вызывало у части афроамериканцев настроения отчаяния. Такие чувства подталкивали к исходу из родных мест.

Опыт прежних лет показал: армия не способна разрешить проблему коренного населения Северной Америки. Передача индейцев в ведение министерства внутренних дел позволила избежать реализации жесткого курса военных по отношению к краснокожим. Сам президент высказывался за необходимость перехода последних от общинной к частной собственности на землю, от кочевого к оседлому спосооу жизни, ооучения за государственный счет, предоставление гражданских прав.

Либеральная элита подталкивала правительство к реформам, христианизации племен. Это отражало настроения и взгляды населения Северо-Востока. Фермеры Запад и Юга, напротив, решительно выступили за изъятие земель краснокожих. Продолжалось переселение индейцев в резервации. Курс властей являлся неким компромиссом между Северо-Востоком США, с одной стороны, Западом и Югом, — с другой. Окультуривание коренных жителей сочеталось с экспроприацией их земель. И все же государству удалось избежать больших жертв среди индейцев и даже усилить гуманистическое начало в своей политики.

В сфере экономики правительство в 1877—1881 гг. не поддерживало ни протекционистов, ни фритредеров. Споры вокруг тарифа не утихали. Протекционисты успешно лоббировали интересы промышленности в конгрессе, поэтому законодатели не поддержали закон Вуда, направленный на снижение ставок. Высокие расходы федерального правительства, выплата пенсий были естественными преградами уменьшения тарифа. Администрация Р. Хейса провела реструктуризацию долга, сократив процентные выплаты. Благодаря этому казначейство сумело увеличить таможенные поступления.

Строительство трансконтинентальных дорог способствовало развитию внутреннего рынка. Железнодорожная забастовка 1877 г. подтолкнула правительство к мерам, направленным на ограничение корпораций. Государство несколько усилило надзор за железными дорогами.

Глава исполнительной власти выступал против попыток вернутся к децентрализованной банковской системе. Администрация защищала монопольное положение центральных ныоиоркских ианков. v^ их помощью, государство эффективно воздействовало на рынок.

Министерство финансов успешно реализовало переход к свободному обмену гринбеков на золото. Президент и министр Дж. Шерман благоразумно установили на минимуме чеканку серебряной монеты и не позволили усилиться инфляционным процессам в экономике. Мероприятия администрации способствовали стабильности, послужили основой для успешного развития производства в 80-е гг. XIX в.

Правительству пришлось проводить реформаторский курс в сложных общественно-политических условиях. Его усилия подрывались и демократами — диксикратами, и радикалами внутри самой республиканской партии. Но либералы реформаторы добились известных успехов в сплочении страны, в экономической политике. Это, как и линия Хейса в отношении негров и индейцев, имело позитивное значение в долгосрочной исторической перспективе.

Р. Хейс не изменял идеям, в которые верил. До конца своих дней он возглавлял филантропическое объединение методистской церкви, распространявшей знания среди негров. Двенадцать тысяч томов из личного собрания главы государства стали основой книжного фонда библиотеки имени Р. Б. Хейса. Ее открытие в 1916 г. натолкнуло на мысль о создании системы учреждений в память о каждом из президентов.

Американцы бережно сохраняют память о Р. Хейсе. В штате Огайо в городе Фримонт находится дом-музей президента, который ежегодно посещают сотни жителей США. Центр Р. Б. Хейса совместно с историческим обществом Огайо регулярно проводит мероприятия, посвященные событиям второй половины XIX в. Р. Хейс и его жена Л. Уэбб запечатлены на золотой V. &bdquo-ттт — — «/ч тттттт тт / т-г ТТЛ ЛГПГТ /ЧТЛП ТТ ЛТТТТТ Т^Г Т» О т" 1″ ЧТ.

Монете И Оронзивии медали ниминалим один доллар, ихчслапспдшл о ат 2011 г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Вестник Европы. 1876−1881.
  2. Инаугурационные речи президентов США от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша 1789−2001 гг.: с ист. комментарием: пер. с англ. / общ. ред. и коммент. Э. А. Иваняна. М.: Стратегия, 2001. 509 с.
  3. U. S. Congress. Congressional Record. 44th 46th Congress. W.: Government Printing Office (Далее- GPO), 1876−1881.
  4. Annual report of the Commissioner of Indian affairs to the Secretary of the Interior. W.: GPO, 1876−1881.
  5. Annual report of the Secretary of the Interior on the operations of the department. W.: GPO, 1876−1881.
  6. Arguments and speeches of William Maxwell Evarts. /ed. Evarts S. N.Y.: The Macmillan Company, 1919. Y.3. 486 p.
  7. Biographical directory of the United States Congress 1774−2005. W.: GPO, 2005. 2225 p.
  8. Birmingham Iron Age. 1877−1881.
  9. Blaine J. G. Twenty years of Congress: from Lincoln to Garfield. V. 2. Norwich, Conn.: The Henry Bill Publishing Co, 1886. 779 p.
  10. Bronson S. A. John Sherman: what he has done, being a history of the life and public services of the hon. John Sherman. Secretary of the treasure of the US. Columbus: H. W. Derby & CO., 1880. 272 p.11 .Brooklyn Daily Eagle. 1877−1881.
  11. Burlington Daily Hawk-Eye. 1877−1881.
  12. Chester Daily Times. 1877−1881. M. Chicago Tribune. 1877−1881.
  13. Chronological List of Speeches and Messages by President Rutherford B. Hayes.1841−1892.: сайт. [2005]. URL: http://www.rbhayes.org/hayes/collections/display.asp?id=692&subj=collections.
  14. Civil-Service act, rules and regulations. 16 January 1883. W.: GPO, 1883. 18 p.
  15. E. В. Boots and Saddles. N.Y.: Harpers & Bros., 1885. 307 p.
  16. Custer G. A. My Life on the Plains: Or, Personal Experiences with Indians. N.Y.: Sheldon and company, 1874. 253 p.
  17. Daily Alta California. 1877−1881.
  18. Diary and letters of Rutherford Birchard Hayes. Nineteenth president of the United States / ed. Williams Ch. R. Columbus: The Ohio state archeological and historical society, 1922. V.5.
  19. Documentary History of Reconstruction / ed. W.L. Fleming. Cleveland: The Arthur H. Clark Company, 1906. 542 p.
  20. Douglass F. Southern Questions. 1879. 56 p.
  21. Garfield and Arthur republican campaign song book 1880 /compiler Syke L. F. N.Y.: Republican Central Campaign Club, 1880. 52 p.
  22. Harper’s New Monthly Magazine. 1875−1881.
  23. Hartford Courant. 1877−1881.
  24. Hinsdale B. A. The Republican text-book for the campaign of 1880. A full history of general James A. Garfield’s public life. N.Y.: D. Appleton and Company, 1880. 235 p.
  25. Historical Census Browser. From the University of Virginia, Geospatial and Statistical Data Center. Charlottesville (VA), 2004.: сайт. [2004]. URL: http://fisher.lib.virginia.edu/collections/stats/histcensus/index.html.
  26. Historical statistics of the United States, Colonial times to 1957. W.: GPO, 1960.814 p.
  27. Hoar G. F. Autobiography of seventy years. N.Y.: Charles Scribner’s sons, 1903. V.2. 458 p., 516 p.
  28. Howard J.Q. The life, public services and select speeches of Rutherford B. Hayes. Cincinnati: Robert Clarke & CO. 1876. 254 p.
  29. Howells Wm. D. Sketch of the life and character of Rutherford B. Hayes also a historical sketch of William A. Wheeler. N.Y.: Hurd and Houghton, 1876. 258 p.
  30. Jackson H. H. The Indian reform letters of Helen Hunt Jackson, 1879−1885. Norman: University of Oklahoma Press, 1998. 372 p.
  31. Jackson H. H. A Century of Dishonor. N. Y.: Happer & Brothers, Franklin Square, 1881. 492 p.
  32. Letters and messages of Rutherford B. Hayes, president of the United States, together with letter of Acceptance and inaugural address. W., 1879. 164 p.
  33. Letters and messages of Rutherford B. Hayes. Rutherford B. Hayes, president of the United States, together with letter of Acceptance and inaugural address. W.: GOP, 1881.380 p.
  34. Liberty Tribune. 1877−1881.
  35. Manypenny G. W. Our Indian Wards. Cincinnati: Robert Clarke & Co., 1880. 473 P
  36. Messages and papers of Rutherford B. Hayes. A compilation of the messages and papers of the presidents. W., 1897. V.10. 4625 p.
  37. Morning Oregonian. 1877−1881.41.Nation. 1877−1881.
  38. New York Times. 1874−1893.43 .New York Truth Seeker. 1877−1881.
  39. Nordhoff Ch. The Cotton states in the spring and summer of 1875. N.Y.: D. Appleton & Co., 1876. 122 p.
  40. Notes of a conference between the Committee on banking and currency of the Hon. John Sherman, Secretary of the Treasure, April 1st and 4th, 1878. W.: GPO, 1878. 88 p.
  41. Ralls J. R. The Negro problem. An Essay on the industrial, political and moral aspects of the negro race in the southern state. Atlanta: James P. Harrison & Co., Printers and Binders, 1877. 128 p.
  42. Report on valuation, taxation, and public indebtedness in the United States as returned at the tenth census (June 1, 1880). W.: GOP, 1884. 1001 p.
  43. Schurz Carl. The reminiscences of Carl Schurz. N.Y.: Doubleday, Page and Co, 1907. V.4. 612 p.
  44. Scribner’s monthly. 1876−1881.
  45. Sherman J. Recollections of forty years in the House, Senate and Cabinet. V.2. N.Y.: The Werner Co., 1895. 720 p., 737 p.
  46. Sherman J. Selected speeches and reports on finance and taxation, from 1859 to 1878. N.Y.: D. Appleton and Co., 1879. 664 p.
  47. Speech of Hon. John Sherman, Secretary of the Treasure delivered at Toledo, Monday, August 26, 1878. W.: National republican printing house, 1878. 28 p.
  48. Speech of R. W. Thompson, of Indiana, on the slavery question: Delivered in the House of Representatives, January 25, 1849. W., 1849. 22 p.
  49. Speeches, correspondence and political papers of Carl Schurz./ ed. Bancroft F. N.Y.: G.P. Putnam’s sons, 1913. V.2. 559 p.
  50. Springfield Republican. 1877−1881.
  51. The Atlantic Monthly. 1877−1881.
  52. The autobiography of Thomas Collier Piatt. / compl. and ed. L. J. Lang. N.Y.: B.W. Dodge & Company, 1910. 590 p.
  53. The Bankers' Magazine. Journal of the money market and Commercial Digest. L., 1877−1881.
  54. The campaign text book. Why the people want a change. The Republican Party reviewed: Its Sins of Commission and Omission. A summary of the leading events in our history under republican administration. N.Y., 1877. 780 p.
  55. The Cipher Dispatches. New York Tribune. Extra No. 44. November 12, 1878. N. Y.: New York Tribune, 1879. 44 p.
  56. The Commercial and Financial Chronicle and Hunt’s merchant’s magazine. N. Y. 1876−1881.
  57. The Daily Inter Ocean. 1877−1881.
  58. The Executive documents of the House of Representatives. W.: GPO, 1876−1881.
  59. The Life and Letters of Roscoe Conkling: Orator, Statesman, Advocate. / compl. and ed. A. R. Conkling. N.Y.: Charles L. Webster & Company, 1889. 774 p.
  60. The Miscellaneous documents of the Senate of the United States. W.: GPO, 18 761 881.
  61. The North American Review. 1877−1881.
  62. The Ohio Democrat. 1877−1881.
  63. The Reconstruction Era: Primary documents on Events from 1865 to 1877. / ed. Dickerson D. L. Westport: Greenwood Press, 2003. 432 p.
  64. The Republic: A Monthly magazine, devoted to the dissemination of political information. 1877−1881.
  65. The Sherman letters. Correspondence between general and senator Sherman from 1837 to 1891 / ed. Sherman R.T. N.Y.: Charles Scribner’s sons, 1894. 441 p.
  66. The Statutes at Large. W.: GPO, 1877−1882.
  67. The Writings and Speeches of Samuel J. Tilden. / ed. John Bigelow. N.Y.: Harper and brothers, 1885. V. 2. 627 p., 614 p.
  68. Thompson R. W. The papacy and the civil power. N.Y.: Harpers & Brothers, Publishers, 1876. 769 p.
  69. Tourgee A. W. A Fool’s Errand. A Novel of the South During Reconstruction. N. Y.: Ford, Howard, & Hulbert, 1879. 403 p.
  70. Walker F. A. The Indian Question. Boston: James R. Osgood and Company, 1874. 278 p.
  71. Л. В. Двухпартийная система в период вступления США в индустриальное общество (последняя треть XIX в.). М.: МАКС Пресс. 2002. 436 с.
  72. Л. В. Двухпартийная система США в период «позолоченного века». М.: МГУ, 1996. 149 с.
  73. Л.В. Негритянский вопрос в политике республиканской партии США (конец 70-х— начало 80-х годов XIX века) // Новая и новейшая история. 1982. № 6. С. 79−91.
  74. Г. Г. Проблема боссизма и партийно-политическая борьба по вопросу реформы гражданской службы в США (конец 60-х начало 80-х годов XIX в.).// Автореферат на соискание ученой степени кандидата историческихнаук. М., 1985.22 с.
  75. Л. М. Очерки истории США (1877−1918). М.: Гос. изд-во полит, литры, 1956. 590 с.
  76. Р. Ф. Борьба негров за землю и свободу на Юге США (1865−1877 гг.). М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. 322 с.
  77. Э. А. История США. М.: Дрофа, 2006. 571 с.
  78. История США (1877−1918): В 4-х т. М.: Наука, 1985. Т. 2. 598 с.
  79. Лан В. И. Классы и партии в США. Очерки по экономической и политической истории США. М.: Соцэкгиз, 1937 (2-ое изд.). 635 с.
  80. Э. В. Кланиские движения в США в период Реконструкции Юга (1865−1877 гг.). Ростов: Изд-во Ростовского университета, 1977. 191 с.
  81. А. В. Конец «индейской территории» в США // Вопросы истории (Далее- ВИ). № 5. 1984. С.184−189.
  82. П. История великой американской демократии. Спб.: Брокгауз-Ефрон, 1906. 276 с.
  83. М. Я. Демократия и политические партии. Соединенные Штаты Америки, /пер. с фр. Демьяновой А. М. М.: Изд.-во Коммунистической академии, 1930. 375 с.
  84. Очерки новой и новейшей истории США / под ред. Севостьянова Г. Н. Т. 1. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. 632 с.
  85. Политические партии США в новое время. / Под ред. Н. В. Сивачева. М.?Изд-во Московского университета, 1981. 263 с.
  86. Принципы функционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции. В 2 ч. М.:Изд-во Московского университета, 19 881 989. Ч. 1.286 с.
  87. М. История денежного обращения и банковского дела в США: от колониального периода до второй мировой войны. Челябинск: Социум, 2009. 548 с.
  88. А. Ю. Монетаристская проблема в США в последней четверти XIX в. // ВИ. № 11−12. 2001. С. 114−121.
  89. А. Ю. Рождение индустриальной экономики в США // ВИ. № 3. 1998. С. 104−106.
  90. Североамериканские индейцы / пер. с англ. Аврниевой Ю. П. М.: Прогресс. 1978. 496 с.
  91. В. В. Крупный бизнес в США от «Позолоченного века» до «Прогрессивной эры» (1870−1910-е годы) // Новая и новейшая история. (Далее1. ННИ) 2010. № 6. С. 38−59.
  92. В.В. Важные аспекты изучения истории США XIX века //¦ ННИ.2006. № 5. С. 24−40.
  93. В.В. Политическая история США XVII—XX вв.. М.: Весь мир, 2003. 389 с.
  94. Тен В. А. Иммиграционная политика США в XVII—XX вв. М.: Диалог МГУ, 1998. 138 с.
  95. С. Ф. История Соединенных Штатов. М.: Изд-во при историко-философском факультете московских высших женских курсов, 1916.
  96. З.С. Плавильный котел? Парадигма этнического развития в США. М.: ИВИ РАН, 2000. 164 с.
  97. Barnett L. Touched by fire: the life, death, and mythic afterlife of George Armstrong. Nebraska: University of Nebraska, 2006. 540 p.
  98. Before the Rhetorical Presidency / ed. Medhurst M. J. Dallas: Texas A&M University Press, 2008. 356 p.
  99. Bolt C. American Indian policy and American reform: case studies of the campaign to assimilate the American Indians. L.: Routledge, 1990. 438 p.
  100. Budiansky S. The bloody shirt: terror after Appomattox. N.Y.: Viking, 2008. 3221. P
  101. Burch P. H. Elites in American History. The Civil War to the New Deal. N.Y.: Holmes & Meier Publishers, 1981. 469 p.
  102. Burdgess J. W. The administration of president Hayes. N. Y.: Charles Scribner’s sons, 1916. 181 p.
  103. Cary L. L. The Custer Conspiracy. Bloomington: Author House, 2009. 240 p.
  104. Case D.S., Voluck D.A. Alaska Natives and American Laws. Fairbanks: University of Alaska Press, 2002. 600 p.
  105. Cooper W. J. The Conservative Regime: South Carolina, 1877−1890. Columbia: University of South Carolina Press, 2005. 239 p.
  106. Coulter E.M. Blackout of the honest government. // Reconstruction in the South / ed. Edwin C. Rozwenc. V. 18. Boston: Heath, 1952. P. 92- 109.
  107. Davison K.E. The Search for the Hayes Administration // The Hayes Historical Journal. V. 2. No. 2. Fall. 1978.: сайт. [2005]. URL: http://www.rbhayes.org/hayes/content/files/HayesHistoricalJournal/searchhay esadministration.htm.
  108. Debo A. A history of the Indians of the United States. Norton: University of Oklahoma Press, 1970. 450 p.
  109. Deloria V., Lytle С. M. American Indians, American Justice. Austin: University of Texas Press, 1992. 262 p.
  110. Grantham D. W. The Life and Death of the Solid South: A Political History. Lexington: University Press of Kentucky, 1992. 272 p.
  111. Hagan W. T. The Indian Rights Association: the Herbert Welsh years, 18 821 904. Tucson: University of Arizona Press, 1985. 301 p.
  112. Heier V. A. Little Bighorn. San Francisco: Arcadia Publishing, 2009. 128 p.
  113. Hofling Ch. K. Custer and the Little Big Horn: A Psychobiographical Inquiry. Detroit: Wayne State University Press, 1981. 132 p.
  114. Hofstadter R. The age of reform. N. Y.: Knopf, 1955. 328 p.
  115. Hoogenboom A. A. Outlawing the spoils. A history of the Civil service reform movement 1865−1883. Urbana: University of Illinois Press, 1961. 306 p.
  116. Hoogenboom A. A. Rutherford B. Hayes: Warrior and President. Lawrence: University Press of Kansas, 1995. 626 p.
  117. Hoogenboom A. A. The presidency of Rutherford B. Hayes. Lawrence: University Press of Kansas, 1988. 278 p.
  118. House A. V. President Hayes' Selection of David M. Key for Postmaster General // The Journal of Southern History. V. 4. No. 1. Feb. 1938. P. 87−93.
  119. Hoxie F. E. A final promise: the campaign to assimilate the Indians, 1880−1920. Lincoln: University of Nebraska Press, 2001. 350 p.
  120. D. 1876 Presidential Election Results.: сайт. [1999]. URL: http://uselectionatlas.org/USPRESIDENT/GENERAL/pel876.
  121. Makin J. H., Ornstein N. J. Debt and taxes. W.: American Enterprise Institute, 1994.337 р.
  122. Moon-Ho Jung. Coolies and cane: race, labor, and sugar in the age of emancipation. Baltimore: The John Hopkins University Press, 2006. 275 p.
  123. Myers G. The History of Tammany Hall. N. Y.: New York Boni & Liveright, 1901. 446 p.
  124. Myers M. G. A Financial History of the United States. N. Y.: Columbia University Press, 1970. 451 p.
  125. National Governors Association.: сайт. [2011]. URL: http://www.nga.org.
  126. Perman M. Pursuit of Unity: A Political History of the American South. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2010. 390 p.
  127. Ritter G. Goldbugs and greenbacks. L.: Cambridge University Press, 1999. 318 p.
  128. Robinson Ella. The Indian International Fair //Chronicles of Oklahoma. V. 17. No. 4. December, 1939. P. 413−417.
  129. Schmitz N. White Robe’s dilemma: tribal history in American literature. Amherst: University of Massachusetts Press, 2001. 181 p.
  130. Shores V. L. The Hayes-Conkling Controversy. Northampton: Department of history of Smith college, 1919. 82 p.
  131. Smith Page. The rise of industrial America. V. 6. N.Y.: McGraw-Hill, 1984. 9651. P
  132. Stanwood E. A history of presidential election. N.Y.: Houghton Mifflin Co., 1892. 452 p.
  133. Steven P. Reti. Silver and gold: the political economy of International Monetary Conferences. Santa Barbara: Greenwood Publishing Group, 1998. 214 p.
  134. Taft J. General Custer: From the Civil War to Big Horn. Chambersburg: Webster’s Digital Services, 2011. 242 p.
  135. The Indian International Fair.: сайт. [2002]. URL: http://digital.library.okstate.edU/encyclopedia/entries/I/IN028.html.
  136. Tolnay S. E., Beck E. M. A festival of violence: an analysis of Southern lynch-ings, 1882−1930. Urbana: University of Illinois Press, 1995. 297 p.
  137. Trefousse H. L. Carl Schurz, a biography. N.Y.: Fordham University Press, 1998.386 р.
  138. U.S. Treasury FAQs: Legal Tender Status of currency.: сайт. [2010]. URL: http://www.treasury.goV/education/faq/currency/legal-tender.html#q2.
  139. Waldman C. Who was who in Native American History. N.Y.: Facts on File, 1990.410 р.
  140. Warren L. S. Buffalo Bill’s America: William Cody and the Wild West Show. N.Y.: Vintage Books, 2005. 672 p.
  141. Welch J., Stekler P. Killing Custer: The Battle of Little Bighorn and the Fate of the Plains Indians. N.Y.: W. W. Norton & Co Inc., 2007. 320 p.
  142. West E. The Last Indian War: The Nez Perce Story. Oxford: Oxford University Press, 2009. 432 p.
  143. Williams Ch. R. The life of Rutherford Birchard Hayes. Columbus: The Ohio state archeological and historical society, 1928. V.2. 550 p.
Заполнить форму текущей работой