Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этническое самосознание в полиэтнической среде: На материале Саратовской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сегодняшней этнополитическои ситуации часто доминируют деструктивные тенденции. Для понимания механизмов регулирования межнациональных взаимоотношений особую значимость приобретает рассмотрение этнического самосознания как интерсубъективного феномена, являющегося одной из важнейших характеристик этносоциальной ситуации. Изучение процессов формирования самосознания в различных этнических… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ стр
  • ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ В СФЕРЕ 15−96 МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    • 1. Понятие «этнос» и «нация»: специфика и эволюция со- 15−41 держания в мировом обществознании
    • 3. Роль этнического самосознания в системе регулирова- 77−96 ния межнациональных отношений
  • ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКОГО 97−154 САМОСОЗНАНИЯ В ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ (на примере Саратовской области)
    • 1. Анализ социально-демографической ситуации в регио- 97−109 не
    • 2. Социологический анализ этнического самосознания в 110−131 иноэтничной среде (на материале саратовского региона)
    • 3. Проблемы управления в сфере межнациональных от- 132−154 ношений
    • 2. Этническое самосознание: понятие и генезис

Этническое самосознание в полиэтнической среде: На материале Саратовской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современная этнополитическая ситуация в России подтверждает известный постулат: межнациональные отношения сложны и одновременно тонки и хрупки, а потому сравнительно легко могут быть разрушены. События последнего времени убедительно свидетельствуют о том, что сфера межнациональных отношений оказывается наиболее чувствительной к происходящим политическим и экономическим изменениям, особенно радикального характера.

Итогом осуществляемых в стране реформ явился, говоря словами С. Кара-Мурзы, «цивилизационный слом», который был осуществлен посредством реализации концепции «шоковой терапии» в экономике и концепции «атомиза-ции» людей в социальной, политической и духовной жизни.1 Все это привело к трансформации системы общественных отношений, в том числе и отношений межнациональных.

Всплеск национальных чувств, окончательный развал советской империи явились симптомами «возвращения к этничности». В периоды социальных потрясений и кризисов общественное поведение людей прямо и непосредственно детерминируется самыми фундаментальными причинами, представлениями и ценностями, укорененными в архетипических глубинах сознания. В обществе, охваченном аномией и глобальными противоречиями, социально-политическим противоборством возрастает значение аскрептивных параметров, определяющих положение индивида. Вследствие того, что прежние политические, правовые, идеологические и экономические регуляторы межгрупповых, межнациональных отношений подвергаются разрушению и девальвации, а новые складываются не сразу на первое место выступает регулятор, данный людям от рождения — этнический, и прежде всего архетипы и структуры этнического самосознания.

1 Кара-Мурза С. Цивилизационный слом. П Наш современник. 1993. № 8 С. 157.

Процесс усиления значения этнического фактора совпал с рядом кардинальных изменений в социальной, политической и экономической жизни. «Национальный вопрос» приобрел ярко выраженное политическое звучание. В этих условиях этничность оказалась вовлеченной в сферу практической политики. Фактически ее политизация означает превращение этнического фактора в мощный инструмент борьбы за власть. Этот процесс, как показывает исторический опыт, всегда происходит в контексте системного кризиса. Национальная идея, будучи взята на вооружение национальными элитами, все чаще на практике превращается в национализм и сепаратизм, противопоставляется тенденции к межнациональной интеграции. «Реальным становится обострение социально-политических конфликтов самых различных видов, которое может привести к смене власти в различных сценарных вариантах: перехода ее к умеренным, возможно религиозным группам, так и к экстремистским националистическим лидерам как с федералистскими, так и с сепаратистскими намерениями». 1.

На наш взгляд, при сложившейся этнополитической ситуации, характеризующейся социокультурной трансформацией, происходит размывание прежних основ самоидентификации. Резкое разрушение старой макроидентичности «советский народ» и слабая оформленность новой привели к возрастанию роли этнического фактора, который дает ближайшую возможность ощутить принадлежность к социальной общности.

Бурный рост самосознания в условиях ослабления традиционных этнических черт и практически не сформированных этнонациональных интересов могут значительно усилить эмоциональный фон социальных отношений и детерминировать их направленность в сторону межэтнического взаимодействия или конфликта. Такая ситуация является живительной для манипулирования обостренными национальными чувствами, почвой для навязывания этническим общностям интересов отнюдь не этнического, а узкогруппового политического, экономического и идеологического характера.

1 Предвечный Г. П. Основные условия и факторы, формирующие состояние напряженности на Северном Кавказе. // Межнациональные отношения сегодня. Ростовна — Дону. 1994. С. 96.

По мнению П. Сорокина, «наши национальные вопросы» составляют одну из глав общего учения о правовом неравенстве членов одного и того же государства". «Национальный вопрос» трактуется им как «социальный», т. е. возникающий в результате каких-либо сдвигов или деформаций в социальной, политической, экономической жизни, влекущий за собой дискомфорт или ущемление прав по «национальному признаку». 1 Сфера межнационального взаимодействия вплетена в ткань социальных процессов, в современных условиях любой общественно значимый вопрос в многонациональном государстве может приобрести национальную окраску и рассматриваться с точки зрения национальных интересов и потребностей, т. е. национальный вопрос в равной мере является и социальным, и политическим. к/ и.

В сегодняшней этнополитическои ситуации часто доминируют деструктивные тенденции. Для понимания механизмов регулирования межнациональных взаимоотношений особую значимость приобретает рассмотрение этнического самосознания как интерсубъективного феномена, являющегося одной из важнейших характеристик этносоциальной ситуации. Изучение процессов формирования самосознания в различных этнических группах, выявление его уровня и характерных форм проявления необходимо для своевременного выявления конструктивно-объединяющих и деструктивных тенденций и выработки рекомендаций для официальных институтов власти и государственного управления. Именно в рамках самосознания зарождаются ощущения национальной неполноценности и чувства национального превосходства, формируются национальные интересы, которые постепенно оформляются в политические пристрастия, детерминирующие собой определенные стратегии национально-группового поведения.

Актуальность, научно-теоретическая и научно-практическая значимость исследования определяется необходимостью всестороннего изучения динамики самосознания в различных этнических группах. Проблема самоопределения индивида и групп является одной из центральных для формирования и станов.

1 Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. — М., 1992. С. 249−250 ления личности и групповых образований, их взаимоотношений и взаимодействий. Она напрямую связана с проблемой формирования гражданского общества и с вопросами осуществления национальной политики, с идеологическим обеспечением властных структур. В конечном счете, этническое самосознание лежит в определенном смысле в основе стабильности функционирования полиэтнического общества и государства.

Степень научной разработанности. Проблема развития этнического самосознания, этноса четко прослеживается в социологических, социально-политических, исторических, психологических и философских трудах как отечественных, так и зарубежных ученых. В зависимости от поставленных целей и теоретико-методологических подходов, проблема этнического самосознания получала то или иное звучание. Выделение этнического самосознания как объекта изучения в первую очередь связано с антропологией, этнографией и этнопсихологией.

Предтечей современных подходов к изучению этнического самосознания является психология народов В. Вундта. Для понимания феномена этнического самосознания интерес представляет теория модальной или базовой личности (Инкельс А., Д. Левинсон, Кардинер А.), «групповой психологии» 3. Фрейда, необихевиористская концепция фрустрации и агрессии, когнитивистская ориентации в социальной психологии, согласно которой межгрупповая дискриминация, в том числе и в сфере межнационального взаимодействия, связана с рядом когнитивных процессов и обусловлена ими.

Особое значение имеет изучение этнических стереотипов и социальных установок в сфере межнациональных отношений, так как именно стереотипы и установки являются важнейшими элементами в структуре этнического самосознания, непосредственно детерминирующими характер межэтнического восприятия и взаимодействия.

Изучение этнического самосознания неразрывно связано с разработкой общетеоретических вопросов этнологии, с проблемой теории этноса и этногенеза (Гумилев Л.Н., Бромлей Ю.В.). Значительное влияние на развитие этнологической теории, освещение зарубежного опыта оказали Козлов В. И., Крюков М. В., Тишков В. А., Токарев С. А., и др.

Актуальность проблемы этнического самосознания, его роль в регуляции межэтнических взаимодействий, а так же их влияние на изменение и трансформацию самосознания обусловило не ослабевающий исследовательский интерес. Понятие «этническое самосознание» вошло в обиход советской этнологии с конца 40-х годов (П. Кушнер, Н. Чебоксаров, В. Козлов), и уже в шестидесятые годы представление об этническом сознании как важнейшем компоненте этноса получило широкое распространение.

Необходимо отметить, что при изучении этнической реальности долгое время господствовал идеологический принцип об исчезновении проблем в сфере межнациональных взаимодействий с ликвидацией классовых антагонизмов, основной исследовательской установкой было мнение о якобы бесконфликтности советского общества, о безусловном приоритете интернационального над национальным, о формировании новой исторической общности — советский народ.

В конце 70-хначале 80-х появился ряд интегративных исследований, положивших начало комплексному изучению проблем межнационального взаимодействия1. Этносоциальные исследования в основном были направлены на изучение этнических процессов в различных социальных группах, связи традиционных форм культуры и быта с социальными условиями, различия в уровне культуры этносоциальных групп городского и сельского населения. Но при этом в стороне оставались, такие социальные процессы как миграция, уровень социальной напряженности, конфликтности межнациональных отноше.

1 Этнические стереотипы поведения. М., 1985; Этнические процессы в современном мире, М., 1987; Взаимосвязь социальных и этнических факторов в современной и традиционной культуре. М., 1983; Изучение преемственности этнокультурных процессов. М., 1980; Национальная культура и общество. М., 1977; Опыт этносо-циологического исследования образа жизни. М., 1980; Этнокультурная динамика в центре и на перифирии этнического ареала. М., 1986; Социально-культурный облик советских наций. М., 1986; Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде. М. 1989; Старовойтова Г. В. Этническая группа в современном советском городе. Л., 1986; Этнокультурные процессы: методы исторического и синхронного изучения. М., 1982; Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973; Дробижева Л. М., Кондратьев B.C. Сусоколов A.A. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1986; Козлов В. И. Этнос и культура. К проблеме соотношения национального и интернационального в этнографическом изучении культуры. // СЭ, 1979, № 3- Арутюнов С. А. Народы и культура, развитие и взаимодействие. М., 1989 ний, динамика этнического самосознания.

В отечественной науке традиционным было изучение национального самосознания, так в работах Ю. В. Арутюняна, М. С. Джунусова, JI.M. Дробиже-вой и других, в его содержание включались чувства, идеи, взгляды, связанные с самоопределением, сознанием своего места среди других национальных общностей, национальные стереотипы, представления.

Вопрос о природе самосознания и его истоках в культурно-исторической концепции JI.C. Выготского рассматривается через влияние социокультурной среды на структуру, тип самосознания, характер его развития. Г. Г. Шпет говорит об этническом сознании членов социальной группы, связывая его формирование с приобщением человека к культурным ценностям через адекватное отношение к ним. По мнению А. Р. Лурии, в процессе развития самосознания «наиболее важным представляется тот факт, что этот не исчерпывается только перемещением содержания сознания и раскрытием сознательного анализа иных сфер жизни — сфер социального опыта и отношения к себе самому как участнику общественной жизни.

В конце 80-х — начале 90-х годов этнонациональные вопросы приобрели глобальное звучание, этносоциальная теория и практика получила новое развитие, появляется комплекс социально-психологических исследований, способствующих изучению межнациональной напряженности и динамики этнического самосознания. В этом плане необходимо отметить работы JI.M. Дробиже-вой, B.C. Агеева, З. В. Сикевича, В. Н. Иванова, А. О. Бороноева, А.Г. Здравомы-слова, работы саратовской научной школы в области этносоциологии и этно-конфликтологии (Ярской В.Н., Замогильного С. И., Козина Н. Г., Кочеткова А. Н., Ососкова A.C., Великого П. П., Сафроновой ТА., Муталимова М. Э., Константиновой JI.B. и др.).

В современной зарубежной социальной психологии принадлежность к той или иной этнической общности изучается, как правило, с позиций 2-х концепций: 1) теории социальной идентичности (Г. Тэджфела и Дж. Тернера) — 2) модели двух измерений идентичности Дж. Берри.

В целом, можно выделить несколько подходов к изучению этнического самосознания: психологический, в центре которого личность, одной из составляющей структуры которой является этническая идентичность, этносоциологи-ческий, в рамках которого этническая идентичность рассматривается в контексте изучения этнической общности.

С одной стороны, самосознание — это осознание и оценка человеком самого себя как субъекта познавательной, нравственной, религиозной, эстетической, политической и т. д. деятельности, главными функциями которого являются самопознание и саморегуляция человека.

С другой — понятие самосознание относится к социальным группам, на уровне теоретического мышления оно принимает форму рефлексии. Самосознание появляется с развитием языка, форм общения и предметной деятельности человека и принимает облик родового и группового сознания. Этническое сознание как определенный слой общественного сознания, который в рамках обыденного опыта, закрепленного в традициях и обычаях, включает в себя непосредственное отражение практической деятельности, мораль и нормы, представление о своей этнической принадлежности в некоторой шкале, соотносящей данный этнос с другими.

Несмотря на многочисленные исследования по данной проблеме до сих не выработано единой концептуальной основы, недостаточно изучены динамические аспекты этнического самосознания, особенности его формирования в условиях трансформации и влияние на характер межнациональных отношений.

На наш взгляд, при анализе процессов формирования этнического самосознания необходимо отчетливо представлять многоуровневый характер этого явления, требующий междисциплинарного подхода, учитывать его экономический, политический, этнокультурный, социально-психологический аспекты, причем рассмотрение каждого из этих вопросов должно осуществляться не изолировано друг от друга, а в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, то есть путем системного анализа предмета исследования. В данном феномене как бы скрещивается и социологическое, и психологическое, и политологическое видение единой проблемы. Принципиальным методологическим требованием осуществления этносоциологических исследований является комплексный подход, всестороннее и целостное рассмотрение проблемы.

Цель и задачи исследования

Исходя из актуальности проблемы автор поставил целью диссертационной работы на основе комплексного анализа исследовать социологические аспекты динамики самосознания этнических групп в полиэтничной среде.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

— анализ теоретико-методологических подходов к изучению этнической реальности, взаимосвязи и специфики понятий «этнос» и «нация», рассмотрение этнического пространства как динамического поля;

— рассмотрение этнического самосознания как одного из главных условий формирования и функционирования этноса, являющего важнейшим фактором сохранения его статуса в полиэтничной среде, особенностей формирования и сохранения этнического самосознания в условиях трансформации сознания и кризиса идентичности;

— определение основных форм проявления этнического самосознания, изучение взаимосвязи формирования и форм проявления этнического самосознания с социально-демографическими и миграционными процессами;

— социологический анализ состояния самосознания этнических групп, наиболее представленных в национальной структуре Саратовской области, в условиях иноэтничной среды, сравнительный анализ уровня и форм проявления этнического самосознания выделенных групп;

— изучение характера межнациональных отношений, оценка уровня напряженности этносоциальной ситуации в регионеанализ роли органов государственного и муниципального управления, общественных объединений в решении межнациональных противоречий на уровне региона. Объектом исследования являются этносы России и этнические группы Саратовской области.

Предмет исследования — уровень развития и состояние самосознания этнических групп, наиболее представленных в национальной структуре Саратовской области, в условиях полиэтничной среды, особенности его проявления и влияние на характер межнациональных отношений.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили труды отечественных и зарубежных ученых в области философии, социальной психологии, социологии, политологии, этнографии и антропологии. Характер диссертационного исследования обусловил необходимость использования междисциплинарного подхода к изучению этнического самосознания.

Источниковую базу составили законодательные и нормативные акты федеральных и региональных органов власти, публикации в научной и периодической печати.

Эмпирической базой выдвинутых теоретических положений послужили данные статистики, социологических исследований, в том числе и проведенных с участием автора.

Научная новизна диссертационного исследования связана с самой постановкой проблемы, недостаточно разработанной в отечественной литературе.

— Впервые сделана попытка исследования этнического самосознания как целостной динамической структуры, тесно связанной как с биологическим, так и ссоциальным контекстом жизни, отмечен многоуровневый характер этого явления, требующего междисциплинарного подхода при изучении.

— Проанализированы особенности этнического самосознания в условиях трансформации, а также влияние иноэтничного фона на его структуру, выделены формы выражения этнического самосознания.

— Изучены локально-специфические особенности динамики этнического самосознания в условиях иноэтничной среды. В результате сравнительного анализа уровня этнического самосознания различных национальных групп, населяющих Саратовскую область, предложено типологическое выделение нескольких групп этносов, представленных наиболее широко в национальной структуре области.

— Обоснована необходимость информационно-аналитического и социологического обеспечения органов государственной службы и местного самоуправления, впервые на уровне диссертации даны практические рекомендации для органов государственного и муниципального управления в полиэтнической среде (на примере Саратовской области).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этническая реальность представляет собой динамическое поле, в котором логика коллективного действия и индивидуального взаимодействия образует сложные сети, субъект этих взаимодействий предстает в многообразии своих модусов.

2. В условиях кризиса и в обществе, и в сознание именно этническое самосознание выполняет чрезвычайно важную защитную функцию и становится фундаментом всех остальных значимых идентификацией. Этническое самосознание является индикатором, по которому можно судить о степени общности той или иной этнической группы, ее социальном самочувствии, в тоже время оно представляет индикатор этносоциальной напряженности.

3. Этническое самосознание выступает в качестве интерсубъективного феномена, являющегося одной из важнейших характеристик этносоциальной ситуации, и включает в себя как собственно биоприродные компоненты (игру кровей), так сложную систему мотиваций, целей, культурных установок, социальных стереотипов.

4. Формы проявления этнического самосознания могут изменяться от этноцентризма, национализма, стремления к этдоминирования до этнонигилизма. Отношение к своему и к другим этносам, особенность осознания причастности к этнической группе, аффективная сторона которого привносит неадекватность соотнесения в сторону как гиперболизации, так и литотизации, существенно влияет на эмоциональный фон межнационального взаимодействия в регионе.

5. Разработаны принципы постоянно действующего информационного обеспечения органов государственной службы и местного самоуправления по проблемам межнациональных отношений.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в исследовании актуальной проблемы современной этнополитической ситуации Российской Федерации. Выдвигаемые положения являются одной из предпосылок концептуального подхода к пониманию особенностей формирования этнического самосознания в полиэтнической среде, форм его проявления и функционирования в условиях трансформации общества и изменения значимости традиционных ценностей и ориентаций. Материалы диссертационного исследования углубляют представление об этнической реальности как сложном динамическом пространстве, в котором важным фактором непосредственно влияющим на этносоциальную ситуацию является этническое самосознание.

Результаты диссертационного исследования и рекомендации могут быть использованы работниками органов государственного и муниципального управления, национально-культурными автономиями и объединениями, а также для подготовки специалистов в высших учебных заведениях, в обучении управленцев различных уровней в центрах профессиональной подготовки и переподготовки.

Апробация работы. Практические рекомендации и предложения, содержащиеся в диссертации, сформулированы на основе анализа результатов социологических исследований, в которых автор принимал непосредственное участие («Мониторинг социально-экономического самочувствия населения», «Этносоциальная ситуация в Поволжском регионе», «Ценностные ориентации и установки молодежи Саратовской области» и др.).

Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на международных, межрегиональных, межвузовских научно-практических конференциях, а также в федеральных программах «Механизмы устойчивого функционирования государственной службы», «Организация госслужбы в полиэтничном регионе».

Основное содержание диссертации раскрыто автором в следующих печатных работах:

1. Состояние межнациональных отношений// Труды молодых ученых Поволжской академии государственной службы. Саратов, 1996. Вып.З. С. 156−160.

2. Этническое самосознание молодежи (социологический аспект)// Молодежь на пороге XXI века. Тезисы докладов. Саратов, 1998. С.234−235.

3. Национальное самосознание и факторы этнической идентификации.// Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Саратов 1998. Часть 2. С.42−45.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный в рамках диссертационного исследования теоретико-практический анализ сложной совокупности факторов, влияющих на формирование и формы проявления этнического самосознания позволяет сделать следующие выводы:

В теоретико — методологическом отношении при всем множестве подходов к изучению этнической реальности и феномена этнического самосознания не выработано единой концептуальной основы, несмотря на длительную историю и традиции изучения. Этническое самосознание и его составляющие рассматривались чаще всего в аспекте этнографии, этнопсихологии, нежели с точки зрения этносоциологии. В условиях переходного периода, характеризующегося трансформацией и изменением значимости традиционных систем ценностей и ориентаций, на первый план в регуляции межгрупповых отношений выдвигается этнический фактор. Анализ этносоциальной ситуации требует комплексного подхода к рассмотрению этнических процессов в взаимосвязи с социальными, экономическими, культурными факторами, с одной стороны социальной обусловленности этнических процессов, с другой — социальных проблем связанных с этнической спецификой. Этническая реальность представляет собой динамическое поле, в котором логика коллективного действия и индивидуального взаимодействия образует сложные сети, субъект этих взаимодействий предстает в многообразии своих модусов, в том числе в актах его коллективного творения в форме надындивидуальных структур.

Для понимания механизмов регулирования межнациональных взаимоотношений особую значимость приобретает рассмотрение этнического самосознания как интерсубъективного феномена, включающего в себя как собственно биоприродные компоненты (игру кровей), так сложную систему мотиваций, целей, культурных установок, социальных стереотипов. Формы проявления этнического самосознания зависят от особенностей и своеобразия этносоциальной ситуации в регионе, в тоже время они непосредственно влияют на характер межнациональных отношений. Формы проявления этнического самосознания могут изменяться от этноцентиризма, национализма, стремления к этдоминирования до этнонигилизма, ориентацией на другой этнос и полной ассимиляции с ним. Структура этнических процессов в полиэтничной среде сложна и не сводится только к ассимиляции.

В работе подчеркивается необходимость разработки механизмов управления в условиях полиэтнической среды и технологий диагностики этносоциальной ситуации в регионе. В связи с разграничением полномочий между федеральным центром и субъектами федерации, закономерно увеличение роли муниципальных властей в управлении этносоциальной ситуацией, так именно на местном уровне разрешимо большинство межэтнических проблем. Необходимы условием и требованием времени является:

1. обучение государственных и муниципальных служащих, которые помимо высокой профессиональной квалификации должны обладать определенными умениями и навыками работы с представителями различных национальностей, с учетом имеющегося опыта в других странах мира;

2. организация информационного обеспечения государственной и муниципальной службы, использование социологической теории и эмпирических исследовании в управлении. Фактором, существенно повышающим качество и результативность управленческих решений, является постоянное отслеживание динамики этносоциальных процессов, социальной дифференциации и миграционных потоков, в этой связи необходимый механизм представляет использование социологических методов изучения социальных процессов, в том числе и в сфере межнациональных отношений.

Особое внимание в диссертации уделено локально-специфическим особенностям самосознания этнических групп в Саратовской области, так как в условиях полиэтнической среды тенденции развития и формы проявления этнического самосознания во многом предопределены региональной спецификой.

Анализ социально-демографической ситуацию в Саратовской области позволяет сделать вывод о том, что в области наблюдаются те же тенденции социально-демографических процессов как и в России в целом. Естественное движение населения характеризуется убылью населения, миграционный процесс в определенной степени сглаживает отрицательное сальдо естественного прироста. Увеличение миграционного потока в Саратовскую область не привносит существенные изменения в национальный состав области, но несет в себе определенный заряд социальной напряженности, который прежде всего связан с увеличением нагрузки на социально-экономическую сферу региона. Перед региональными структурами власти территорий, особенно полиэтничных, всегда стоит проблема оптимального управления межэтническими процессами, процессами миграции, так как именно они во многом определяют стабильность этносоциальной ситуации в регионе.

В этносоциальном пространстве области четко фиксируется различные тенденции развития этнических групп, населяющих регион. В целом же этносоциальную ситуацию в Поволжском регионе можно охарактеризовать как в определенной степени конфликтную. Несмотря на то, что межнациональные проблемы не проявляются в острых формах, существует определенная установка населения рассматривать конфликт как способ борьбы за национальные интересы, остаются распространенными негативные этнические стереотипы и предубеждения, особенно среди русских, что вызывает особую тревогу. Преобладающим уровнем функционирования национальных проблем остается уровень самосознания, этнонациональный негативизм находит свое выражение скорее в мыслях, на уровне сознания, чем в конкретных действиях и поступках.

Сфера межнационального взаимодействия представляет собой сложное социальное пространство, в котором особым образом преломляются социальные, экономические и политические реалии, в межнациональных проблемах фокусируется весь спектр проблем, который лежит за рамками собственно этнического. Управление и регулирование в сфере межнационального взаимодействия характеризуется высокой степенью сложности и социальной значимости. Рост самосознания в условиях ослабления традиционных этнических черт и практически не сформировавшихся национальных интересов является живительной почвой для манипулирования обостренными национальными чувствами. Государственное управление и регулирование в сфере межнационального взаимодействия должно ориентироваться на диагностику этносоциальной ситуации в регионах, учитывать реально существующие проблемы и стереотипы восприятия тех или иных национальных групп, выявлять очаги напряженности и противоречий в их взаимоотношениях с тем, чтобы предупреждать и предотвращать их перерастание в насильственные конфликты. Для этого необходима координация работы всех ветвей власти по данным вопросам (органов государственной власти, местного самоуправления и общественных форм самоуправления). В последнее время деятельность НКА и других форм национально-культурного самоопределения существенно влияет на развитие этнического самосознания и степень этнических групп, на этносоциальную ситуацию в целом. Для повышения эффективности выполнения органами государственного и муниципального управления своих задач и функций в полиэтнической среде, координации деятельности органов государственного, муниципального управления и национально-культурных организаций с учетом степени их воздействия на этнические группы даны практические рекомендации.

На формирование и развитие всей системы общественных отношений и отдельного человека в полиэтничном государстве существенное влияние оказывает этническое самосознание, роль чувства сопричастности возрастает. По своей сути проблемы межнациональных отношений как в регионе, так и в.

Росси в целом, состоят из комплекса, выходящего за рамки собственно этнического.

Недостаточное изучение роли этнического фактора, влияния этнического самосознания на характер межнациональных отношений в теории и практике управления является одной из причин непредсказуемого роста напряженности в сфере межнациональных взаимодействий. Опыт последних лет убедительно свидетельствует о том, что реформирование экономической, политической и других сфер общества невозможно без учета этнического фактора, специфики этнического самосознания, этнокультурного многообразия и конфессиональных различий, так как именно этничность является наиболее чувствительной к переменам, особенно радикального характера.

Стабильность в сфере межнациональных отношений как на федеральном, так и на региональном и местном уровне во многом зависит от гибкости и динамичности проводимой национальной политики, способности своевременно реагировать на запросы как этнических групп, так и населения в целом, так как по своей природе межнациональные отношения отличаются особой сложностью переплетения собственно этнического, социально-экономического, духовного, политического, культурного и других аспектов развития общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
  2. В.К. Специфика деятельности муниципальных служащих в поли-этничном муниципальном образовании (зарубежный опыт и региональные возможности). //Федеральная программа «Организация госслужбы в полиэт-ничной среде». Саратов, 1998.
  3. А.Р. Проблема насилия в межнациональных конфликтах // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып.З.М., 1993.
  4. Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ. -Ежегодник. М., 1994.
  5. Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
  6. Ю.В., Дробижева JI.M. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984.
  7. С.А. Народы и культура, развитие и взаимодействие. М., 1989 .
  8. С.А., Чебоксаров H.H. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества. В кн.: Расы и народы. М. 1972, вып. 2
  9. А.Ю., Вилке, А .Я. Антиобщественные проявления в молодежной среде: опыт регионального прогноза // Социологические исследования. № 4, 1990
  10. А. К. Этнические стереотипы поведения // Общественные науки и современность. № 2, 1986.
  11. А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения. М., 1985
  12. В., Леванов Е. Принципы и направления миграционной политики // Вынужденная миграция: причины, состояние, перспективы, миграционная политика. М., 1993.
  13. А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. Киев, 1978.
  14. А.О. Национальные отношения и этническая психология // Перестройка общественных отношений и личность. Л., 1988.
  15. А.О. Основы этнической психологии. Спб., 1991
  16. Ю.М. Эротика-смерть-табу: трагедия человеческого сознания. М., 1996.
  17. Ю.М. Этнос, нация, государство. // Полис № 5−6, 1992.
  18. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.
  19. Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.
  20. В. Г. Россия до Петра Великого // Русская идея. М., 1992.
  21. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
  22. С.Н. Размышления о национальности. Соч. в 2-х томах. Т.2. М., 1993.
  23. С.Н. Споры о судьбах России. Новосибирск, 1991.
  24. Н. Судьба России. М., 1990.
  25. Т.Ю. Социология национальных отношений // Социологические исследования. 1994. — № 5
  26. В. Прелюдии. Философские статьи и речи. Спб., 1904.
  27. Л.В. Собр. Соч.: В 6 т. Т.1−4. М., 1981−1984.
  28. Взаимосвязь социальных и этнических факторов в современной и традиционной культуре. М., 1983.
  29. Г. Т., Гилязитдинов Д. М., Латыпова Ф. Б. Этническая стратификация и ее влияние на межнациональные отношения. Уфа, 1994.
  30. Э. Нации и национализм. М., 1991.
  31. И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
  32. Гегель. Соч. М.-Л., 1935, Т. 8.
  33. Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. № 8−9, 1994
  34. М.Н. Национальный вопрос: предпосылка перестройки// Социология перестройки. М., 1990.
  35. Л.Н., Иванов К. П. Этнические процессы: два подхода к изучению// Социологические исследования. № 1, 1992
  36. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
  37. И.Б. Введение в писхологию. М., 1994.
  38. С.М. Национальная самоидентификация: состояние, тенденции и пути гуманизации (на материалах Бурятской ССР) Автореф. Дисс.канд. соц. наук. М., 1992.
  39. И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: Очерк истории и теории. М., 1993.
  40. Л.М., Кондратьев B.C., Сусоколов A.A. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1986.
  41. М.С. Принципы обновленной концепции национальной политики// Социально-политические науки.-1991. № 1.
  42. M.B. О национально-территориальной, национально-государственной и национально-культурной автономии // Социологические исследования. 1993., № 9.
  43. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.46.3инченко В. П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии. 1996, № 5.
  44. А. Факторы национальных конфликтов // Вынужденная миграция: причины, состояние, перспективы, миграционная политика., М., 1993.
  45. Т.Ю., Котов А. П. и др. Социально-политические конфликты в сфере межнациональных отношений и пути их разрешения: (концепция исследовательского проекта). М., 1990.
  46. В.Н. Межнациональные конфликты: социопсихологический аспект // Социологические исследования. 1992, № 4.
  47. Иванов В. Н Межнациональная напряженность в региональном аспекте // Социологические исследования. 1993, № 7.
  48. Иванов В. Н Межнациональные отношения в России // Социологические исследования. 1994, № 6.
  49. Иванов В. Н Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы // Социально-политический журнал. 1993, № 4.
  50. Иванов В. Н, Котов А. П., Ладодо И. В. Состояние межнациональных отношений в регионах Российской Федерации (по результатам социологических исследований). М., 1994.
  51. А.Б., Плема С. А., Некоторые аспекты этнического и политического сознания городских жителей Дона // Социологичесике исследования. 1992, № 6.
  52. В. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ 1917—1996 гг.. Сыктывкар, 1996
  53. A.A. Узбекистан: этносоциальные проблемы переходного периода // Социологические исследования. 1992, № 8.
  54. М.В. Национальный вопрос в социологии Питирима Сорокина (до-зарубежный период) // Национальные процессы в СССР в условиях перестройки. М., 1990.
  55. История буржуазной социологии XIX начала XX века. — М., 1979.
  56. История философии. Запад Россия — Восток. 41. МД995.
  57. Изучение преемственности этнокультурных процессов. М., 1980.
  58. Исследования по общей этнографии. М., 1979.
  59. К. О русском национальном характере. М., 1994.
  60. Э.Ф. Проблемные суждения экспертов в исследовании национальных отношений // Социологические исследования. 1991, № 2.
  61. Е. И. Социальная структура и национальное самосознание (На материалах Карельской АССР) // Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1993.
  62. М. Э. Поведенческие индикаторы этнокультурных ориентаций у горожан//Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.
  63. В. Б. Социальная дистанция в межнациональном общении// Социологические исследования. 1989. -12.
  64. С. Г. Нации как государственные институты // Философские науки. -1990. -1 8.
  65. . «Национальный интерес» как консервативная утопия// Свободная мысль.- 1996.- № 3.
  66. Н.Г. Бегство от России. Саратов, 1996.
  67. В.И. Этнос и культура. К проблеме соотношения национального и интернационального в этнографическом изучении культуры. // СЭ, 1979, № 3.
  68. А. Нации в истории и современности. М., 1978.
  69. Контитуция Российской Федерации. М. 1993.
  70. Кон И.С. К проблеме национального характера.// История и психология. М., 1971.
  71. М.В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность// Расы и народы. М., 1989.
  72. Н.Д. Национальная структура советского общества и основные тенденции ее развития. Автореф. Дисс. .канд. филос. наук. Л., 1988.
  73. К.А. Темпоральные аспекты этногенеза. Диссерт. на соиск. ученой степени канд. философских наук. Саратов, 1993.83 .Краткий психологический словарь. М., 1985.
  74. Краткий словарь по социологии., М., 1988.
  75. Кузнецов И. М, Об обыденных этнокультурных психологических представлениях. СЭ, 1983, № 2.
  76. Культура и самосознание русских и немцев в Поволжье. Саратов., 1994.
  77. S. Castles. Multikulturalismus als Gesellschaftskonzept der australische Weg. In: Die multikulturelle Herausforderung: Menschen bber Grenzen, Grenzen bber Menschen. Mbnchen, Beck, 1995.
  78. Г. Психологические законы и психология народов и масс. С.-Пб., 1896.
  79. Е. Перспективы миграционных процессов, вызванных обострением межнациональных отношений. Рост национального самосознания как причина внутренней миграции // Вынужденная миграция: причины, перспективы, миграционная политика. М., 1993.
  80. И.Т. Теоретические и методологичекие проблемы социальной психологии. М., 1975.
  81. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.
  82. Малахов В Война культур или Интеллектуалы на границах// «Октябрь», 1997.
  83. Дж. Стюарт. Представительное правление. С.-Пб., 1897.
  84. А. О дискурсивной природе национализмов. М., 1997.
  85. А. Социодинамика культуры. М., 1973.
  86. В. Психология межнациональных отношений и воздействие на нее средствами массовой информации // Роль средств массовой информации в совершенствовании межнациональных отношений. № 1.М., 1989.
  87. М.Э. Этническое самосознание (принципы исследования). Саратов, 1996.
  88. Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Саратов, 1998.
  89. Межнациональные отношения. Термины и определения: Словарь справочник. // Отв. редактор профессор Ю. И. Римаренко. Киев, 1991.
  90. Национальная политика России: история и современность. М., 1997.
  91. Национальная культура и общество. М., 1977.
  92. ЮЗ.Ососков A.C. Культурное и национальное самосознание русских и немцев Поволжья// Культура и самосознание русских и немцев в Поволжье. Саратов, 1994.
  93. Ю4.0пыт этносоциологического исследования образа жизни. М., 1980.
  94. Платон. Государство // Сочинения в 3-х т. М., 1971. Т.З. 4.1.
  95. Юб.Петренко В. Ф., Алиева JI. А. Исследование этнических стереотипов с использованием методики «множественных идентификаций"// Психологический журнал Т. 8. 1987,1 6.
  96. А. С. Феномен общения с точки зрения этнопсихологии (к постановке проблемы) //' Советская этнография. 1987, № 3.
  97. К. Открытое общество и его враги. -Т. 1−2. М., 1992.
  98. П. Русская правда. М.,
  99. ПО.Проблемы управления в сфере межнациональных отношений. Саратов, 1998.
  100. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
  101. Г. П. Основные условия и факторы, формирующие состояние напряженности на Северном Кавказе. // Межнациональные отношения сегодня. Ростов-на-Дону Донецк, 1994
  102. .Ф. Социальная психология и история. М., 1966.
  103. Park R.E. Rase and Culture.-Glencoe, I 11.: The Free Press, 1950.115.50/50: опыт словаря нового мышления. М., 1989.
  104. Пб.Роль средств массовой информации в совершенствовании межнациональных отношений. -Ч. 1−2.- М., 1989.
  105. В. Социокультурный и этнокультурный подходы к проблемам преобразования Европы. // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. Спб., 1995.
  106. В. О. Социально-политическая ситуация и общественное мнение (Россия, середина 1992 г.) // Социологические исследования № 11, 1992.
  107. И9.Рукавишников В. О. Социология переходного периода // Социологические исследования № 6, 1994.
  108. В. О., Иванов В. Н. и др. Социальная напряженность: диагноз и прогноз // Социологические исследования.,-1992.,-№ 3.
  109. М.Н. Социальная поляризация // Социологические исследования., -1992.,-№ 9.
  110. Э. Собр. соч.: В 12-ти т. Киев, 1902, Т. 5.
  111. Рабочая книга социолога. М., 1976.
  112. М.В., Чупров В. И. Экономический статус в молодежной среде // Социологические исследования.-1992., № 7.
  113. Т. А. Этнометодология и проблемы управле-ния//Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе., Саратов, 1998.
  114. P. X. От национального самосознания к гражданскому действию // Массовое сознание и массовые действия. М., 1994.
  115. Дж., Ингер Дж. М. Социология расовых и этнических отношений // Социология сегодня: Проблемы и перспективы. М., 1965.
  116. З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996.
  117. Г. У. О методических проблемах этнопсихологического исследования // Психологический журнал. Т. 13. 1992, № 4.
  118. Вл. Россия глазами русского. Спб., 1991.
  119. П. Система социологии. Т. 2. Социальная аналитика. Ч .2. Сыктывкар, 1992.
  120. П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
  121. П. О русской нации. Россия и Америка. Теория национального вопроса. М., 1994.
  122. Социологические теории национализма. // Научно-аналитический обзор. М., 1991.
  123. Г. В. К исследованию этнопсихологии городских жителей // Советская этнография. 1976, № 3.
  124. Г. В. Этническая группа в современном советском городе: социологические очерки. Л., 1987.
  125. Е. Н. Межнациональные столкновения и терроризм позиции конфликтологического подхода // Массовое сознание и массовые действия. М., 1994.
  126. А. А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. *20. М., 1990.
  127. И.В. Марксизм и национальный вопрос. М., 1953.
  128. Н.Г. Этничность в процессе социальных изменений. // Социально-политический журнал. 1996, № 1.
  129. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов на — Дону, 1997.
  130. Социально-культурный облик советских наций. М., 1986.
  131. Т.В. Этничность и общество: поиск концептуальных решений.// В сб.: Этнология в США и Канаде.
  132. Э. В. Этнонация: миф или реальность? // Социс. 1998. № 6.
  133. В. А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993, № 4.
  134. В. А. Этнический конфликт в контексте обществоведческих теорий // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 2. М., 1992.
  135. В. А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. — № 1−2.
  136. В. А. О нации и национализме //Свободная мысль. М., 1996. № 3.
  137. В.А. Очерки теории этничности. М., 1995.
  138. В.А. Что есть Россия? // Вопросы философии. 1995, № 2.
  139. А. В. Влияние миграции на этнонациональную структуру // Социологические исследования. 1992, № 7.
  140. С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  141. В. П. Психология межнациональных отношений // Вестник ЛГУ. -Сер.б. История КПСС, научный коммунизм, философия, право. -1989, № 3.
  142. В. П., Филиппов А. С. Этнические стереотипы // Этническая психология: (Этнические процессы и образ жизни людей). М., 1984
  143. C.B. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения. // Мировая экономика и международное положение. 1993, № 1
  144. В. Основы социологии. М., 1997.
  145. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
  146. А. С. Применение экспертных оценок для прогнозирования этнических процессов // Этнокультурные процессы: методы исторического и синхронного изучения. М., 1982.
  147. А.Ф. Ясность, беспокойство и рефлексия: к социологической характеристике современности.// Вопросы философии. 1998, № 8.
  148. У. Этнические конфликты и вмешательство: некоторые международные аспекты // Кентавр. 1992. Март-апрель.
  149. Фрейд 3. Я и Оно. Избранное. М., 1989.
  150. М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.
  151. О. И. Социальная структура: иллюзии и реальность // Социология перестройки. М., 1990.
  152. П. Социология социальных изменений., М, 1996.
  153. Р. Национальная проблема. Спб., 1909.
  154. Г. Г. Введение в этническую психологию. Спб, 1996.
  155. Этнические проблемы развития национальных отношений. Владикавказ, 1992.
  156. Этнология в США и Канаде. М., 1989. 169. Этнические стереотипы поведения. М., 1985. 170. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.
  157. Этнокультурная динамика в центре и на периферии этнического ареала. М., 1986.
  158. Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде. М., 1989.
  159. Этнокультурные процессы: методы исторического и синхронного изучения. М., 1982.
Заполнить форму текущей работой