Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гендерные особенности социальных установок современной российской молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тендерные исследования в социологии также получили импульс к развитию в XX веке. Дифференцирование социальных ролей женщин и мужчин, обусловленные социальными, культурными и психологическими аспектами, разрабатывали Ш. Ортнер, Г. Рабин, А. Рич, Р. Уигер и др. В результате разделения понятий биологического и социального пола возникло понятие «гендер». Важным результатом этих исследований… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретико-методологические основы изучения тендерных особенностей социальных установок молодежи
    • 1. 1. Проблема тендера вциологичих концепциях молодежи
    • 1. 2. Концептуальные овыциального коруирования тендера в молодежнойеде
  • Глава II. Социологический анализ тендерной специфики социальных установок современной российской молодец
    • 2. 1. Учет тендерного фактора при анализе положения и социальных ановок молодежи ввременной Рии
    • 2. 2. Тендерные ановки в молодежнойеде
    • 2. 3. Формирование ов гендероориентированной молодежной политики ициальной работымолодежью

Гендерные особенности социальных установок современной российской молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования тендерной специфики социальных установок современной российской молодежи обусловлена по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых, исследование социальных установок приобретает особое значение в условиях глобальных социальных перемен, когда трансформации в различных сферах общественной жизни влияют не только на макросоциальные процессы, но и сказываются на индивидуальной жизни людей, изменяют ценности, нормы, культуру. Во-вторых, изучение данной проблематики важно в ситуации, когда в обществе декларативно признается тендерное равенство, но на практике существует тендерная асимметрия общесоциальных и семейных ролей и формируется противоречивый набор тендерных норм, стереотипов, правил поведения.

В современном российском обществе остро обозначилась проблема участия молодежи в общественном воспроизводстве. Молодежь как специфическая социально-демографическая группа, несет в себе множество противоречий. В качестве главного противоречия выступает сочетание инновационного потенциала и консервативности в молодежной среде, оно не может не отразиться на ее социальных установках.

Изучение тендерных особенностей социальных установок молодежи, дает возможность глубже проникнуть в структуры ее ценностного пространства, расширить научные знания о данном возрастном периоде жизни человека. Такие исследования имеют особую значимость, поскольку молодежная группа через несколько лет будет определять характер социальных отношений в нашей стране, и от этого в значительной степени зависит ее развитие.

Актуальность данного исследования обусловлена не только современными реалиями, но и тем обстоятельством, что в отечественной социологии тендерная специфика социальных установок молодежи изучалась недостаточно.

Степень разработанности проблемы. Изучение социальных установок имеет в социологии давнюю традицию. У. Томас и Ф. Знанецкий впервые ввели понятие социальных установок (аттитюдов). В рамках социальной психологии эту проблематику изучали Г. Олпорт, М. Смит, К. Ховланд и др. Вопросы устойчивости установок, механизмов их формирования и изменения рассматривали в своих работах Э. Катц, П. Лазарсфельд, Р. Мертон и др. В отечественной науке теоретическими разработками аттитюдов занимались А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов и др.

В социологии специально исследовались вопросы измерения установок личности, группы, общества (Г.С.Батыгин, Л. Гутман, И. Ф. Девятко, Р. Ликерт, Н. Рокич, Ю.Н.Толстова). Разработан ряд методических приемов, как правило, основанных на принципе сравнительного суждения респондента (Л.Терстоун).

В российской науке обсуждается вопрос о возможностях применения качественной методологии (глубинных интервью, нарративов, наблюдений) для изучения установок личности. Теоретические подходы и образцы применения такой методологии представлены в работах В. В. Воронкова, Н. Н. Козловой, М. М. Малышевой, Е. Ю. Мещеркиной, В. В. Семеновой и др.

Современная социология располагает богатой теоретико-методологической базой в области изучения молодежи и ее проблем. Наиболее активно теории молодежи стали развиваться в XX веке, когда молодежь актуализировалась как социальный феномен. Выделяется по крайней мере три концептуальных направления: психофизиологическое (К.Абрахам, В. Гоффман, А. Залкинд, Г. С. Холл, З. Фрейд и др.) — молодежь как феномен культуры (М. Мид, Т. Парсонс, Э. Шпрангер, Ш. Эйзенштадт и др.) — молодежь как социальная функция (Л.С. Выготский, И. М. Ильинский, И. С. Кон, К. Маннхейм, Ф. Малер, Г. Шельски и др.).

Особо следует отметить развитие молодежной проблематики в российской социологии 70−90-х годов, связанное с широкой практикой эмпирических исследований (Б.Г.Ананьев, И. М. Ильинский, С. Н. Иконникова, И. С. Кон, В. Ф. Левичева, В. Т. Лисовский, М. Н. Руткевич, Б. А. Ручкин, В. И. Чупров, А. И. Шендрик и др.). Важными для диссертационного исследования были позиции ряда современных российских ювенологов (Ю.Р.Вишневского, Л. А. Гегель, Е. А. Гришиной, Ю. А. Зубок, А. И. Ковалевой, В. А. Лукова, В. А. Родионова и др.). Их исследования социального статуса данной социально-демографической группы, эволюции ценностной сферы молодого поколения оказали существенное влияние на развитие социологии молодежи и содержат важные аргументы для выявления тендерной специфики социальных установок.

Подробный анализ социальных установок молодежи в зависимости от регионального, стратового и иных факторов представлен в ряде коллективных монографий последних лет, подготовленных учеными Московской гуманитарно-социальной академии и Центра социологии молодежи ИСПИ РАН.

Тендерные исследования в социологии также получили импульс к развитию в XX веке. Дифференцирование социальных ролей женщин и мужчин, обусловленные социальными, культурными и психологическими аспектами, разрабатывали Ш. Ортнер, Г. Рабин, А. Рич, Р. Уигер и др. В результате разделения понятий биологического и социального пола возникло понятие «гендер». Важным результатом этих исследований представляется вывод, что тендер не является монолитной категорией, которая делает всех мужчин и женщин одинаковыми. Тендер выступает как система, создающая различия в положении женщин и мужчин в обществе через отношения власти и подчинения.

Выделяются три направления в тендерной теории: традиционно-философское, где тендерное неравенство редко признается заслуживающим вниманияфеминизм, где ставится проблема тендерного угнетения женщин и их борьбы за свои правагинекоцентризм, где тендерное неравенство признается важной культурной проблемой, которую можно решить созданием параллельной женской культуры.

В России научные работы по тендерной тематике стали появляться в начале 90-х годов (С.Айвазова, О. М. Вовченко, О. Воронина, Т. Ю. Забелина, Е. А. Здравомыслова, Г. Г. Силласте, А. Темкина и др.). Определенное распространение получает в России теория социального конструирования тендера, в основе которой лежат: концепция социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана и теория тендерной социализации (теория половых ролей), представленная в работах Р. Бейлса, М. Комаровски, Т.Парсонса.

Несмотря на достаточно обширную базу идей и концепций, тендерная теория имеет мало точек соприкосновения с теориями молодежи.

Анализ теоретических концепций и других научных разработок позволяет утверждать, что для решения поставленной исследовательской проблемы имеются определенные теоретико-методологические предпосылки и эмпирические данные, позволяющие провести социологический анализ социальных установок современной российской молодежи с учетом тендерного фактора.

Объектом исследования являются социальные установки молодых женщин и молодых мужчин в возрасте с 14 до 30 лет.

Предметом исследования стали тендерные особенности социальных установок молодежи в современной России.

Цель исследования: выявить тендерные особенности социальных установок современной российской молодежи. Прикладная цель: разработать рекомендации по формированию гендероориентированной молодежной политики и социальной работы с молодежью.

В соответствии с этими целями ставятся следующие задачи исследования: обобщить и систематизировать теоретико-методологические подходы к изучению молодежи и ее социальных установокобосновать возможности применения теории социального конструирования тендера к исследованиям социальных установок молодежипроизвести тендерный анализ положения молодежи и ее социальных установок в современном российском обществеразработать модель тендерных установок молодежипредложить подходы к разработке гендероориентированной молодежной политики и социальной работы с молодежью.

Теоретико-методологической основой диссертации выступают социологические концепции молодежи, теоретические разработки в области тендерной проблематики и социальных установок.

В изучении тендерных особенностей социальных установок молодежи диссертант опирается на концепции А. Г. Здравомыслова и В. А. Ядова, которые связывали понятие установки с ценностными ориентациями, и теорию установки Д. Н. Узнадзе, также подходы, представленные в работах И. А. Суриной.

В формировании концепции социального конструирования тендера в молодежной среде автор применяет концепцию П. Бергера и Т. Лукмана, которые определили социальный характер конструирования реальности, а также на разработки В. И. Ковалевой и В. А. Лукова, развивших этот подход в молодежных исследованиях, и теорию социального конструирования детства С. Н. Щегловой.

В построении авторской модели структуры тендерных социальных установок молодежи используются подходы, предложенные М.Смитом.

Гипотеза исследования состоит в следующем предположении:

Существуют тендерные особенности социальных установок молодежи, которые имеют своей основой как традиционные тендерные (полоролевые) стереотипы, так и новые эгалитарные ориентации.

Эмпирическую базу работы составили:

1.Социологический мониторинг проблем учащейся молодежи, проводимый кафедрой социологии МГСА (при участии автора):

Молодежь — 1999″ (выборка многоступенчатая: квотно-гнездовая, общий объем выборки 613 чел., метод сбора информации — анкетирование);

Молодежь — 2000″ (выборка многоступенчатая: квотно-гнездовая, общий объем выборки 762 чел., метод сбора информации — анкетирование);

2."Молодые женщины в политике (на примере выборов в Государственную думу 1999 г.)" (контент-анализ прессы, списков кандидатов и результатов выборов).

3 ."Гендерные аспекты социальной работы" (качественный анализ учебных пособий для социальных работников, рекомендованных по учебному курсу «Теория и методы социальной работы»).

4."Поведенческие аспекты тендерных установок молодежи" (выборка целевая, общий объем выборки 56 чел., метод — неформализованное фокусированное лейтмотивное интервью).

5."Гендерный фактор в молодежной политике" (экспертный опрос, выборка целевая, объем выборки 17 чел.).

В качестве дополнительных источников информации использовались материалы государственной и ведомственной статистики и государственных докладов о положении молодежи в Российской Федерации (1993;2000 гг.).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

Обоснована необходимость применения тендерной теории к исследованиям молодежи и разработаны концептуальные основы социального конструирования тендера в молодежной среде. В связи с этим рассмотрены три составляющих элемента тендера: тендерные установки, гендерная идентичность и тендерные роли. Выделены основные агенты социального конструирования тендера (средства массовой информации, группы сверстников, значимые взрослые, сексуальные и семейные партнеры, система образовательных учреждений, коллектив на работе и в образовательных учреждениях, родители), основные способы и механизмы этого процесса (подражание, ресоциализация, адаптация, институционализация) и его характер (целенаправленный и спонтанный, неосознанный).

2.Разработана модель тендерных социальных установок молодежи, состоящая из когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов. На основе применения данной модели в эмпирическом исследовании проанализированы социальные установки современной российской молодежи в репродуктивной сфере, сфере занятости, в политической деятельности.

3 .Выявлены тендерные особенности социальных установок современной российской молодежи. Установлено, что в молодежной среде наблюдается воспроизводство тендерных стереотипов (в репродуктивной сфере — предпочтения рождения детей мужского полав сфере занятости и политики — ориентация на поддержание тендерной асимметрии, когда предполагается, что, женщина, прежде всего, занимается семьей, детьми, домашним хозяйством, т. е. приватной сферой, а мужчина — общественной). Зафиксированы эгалитарные установки в молодежной среде (осознание возможностей равноправных отношений во всех сферах жизнедеятельности молодых людейположительная оценка инноваций в тендерных отношенияхвозникновение новых норм поведения в семьях, в молодежных группах, в трудовых коллективах). Показано, что эти установки интенсивнее проявляются у молодых женщин, чем у молодых мужчин.

4.Сформирована система социальных показателей, позволяющих оценить положение и социальные установки молодежи с учетом тендерного фактора. Система включает в себя как объективные так и субъективные показатели.

5 .Разработаны рекомендации по формированию гендероориентированной молодежной политики и работы с молодежью (внедрение в социальные программы мер по защите специфических интересов молодежи разного полаприменение специальных социальных технологий по вовлечению молодых женщин в различные общественные сферыформирование специализированных программ поддержки занятости, обучения и переобучения молодых женщинподдержка общественных организаций в проведении конкурсов проектов программ для молодых женщин и молодых мужчинорганизация семинаров для лидеров общественных организаций по обучению основам гендероориентированной работы с молодежьюсоздание системы пропаганды, направленной на преодоление тендерных стереотипов и создание позитивного общественного мнения об эгалитарных отношениях в обществе, а также поддержание института отцовства в России).

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования имеют практическое значение для организаций, занимающихся тендерными проблемами, государственных социальных служб для молодежи. Ряд положений и выводов диссертационного исследования может быть использован в формировании гендероориентированной государственной молодежной политики и работы с молодежью.

Результаты исследования могут применяться в учебном процессе, в преподавании учебных курсов «Социология», «Социология молодежи», «Социология семьи», «Социология социальной работы», «Феминология», «Гендерология».

Апробация исследования. Основные положения данного диссертационного исследования были представлены на Международной молодежной научной конференции «XXV Гагаринские чтения» (Москва, апрель 2000 г.). Выводы исследования докладывались на заседании кафедры социологии, на научно-практическом семинаре аспирантов (Москва, май 2000 г.). Основные идеи работы изложены в четырех публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Завершая наше исследование подведем основные итоги диссертационного исследования.

Тендерные особенности социальных установок современной российской молодежи недостаточно исследованы российским авторами, хотя, эта тема безусловно актуальна. Существует мировая тенденция повышения внимания к тендерным проблемам.

Многие зарубежные ученые спорят о социальных ролях женщин и мужчин в обществе, их положении, возможностях решения тендерных проблем и путях преодоления тендерного неравенства. Созданы международные правовые акты, регулирующие отношения между женщинами и мужчинами практически во всех сферах общественной жизни.

В России в свою очередь ведется отдельное изучение молодежных и тендерных проблем. Многие отечественные ученые посвятили свои работы этой тематике. Но российские тендерные исследования практически не имеют пересечения с исследованиями молодежи.

На наш взгляд невозможно решить проблемы общества, не учитывая интересов всех его членов. Создание в России антидискриминационного законодательства, отвечающего международным стандартам по правам человека, формирование адекватной гендероориентированной государственной молодежной политики и становление социальной работы с молодежью поможет преодолеть тендерные проблемы, решение которых в молодежной среде невозможно без их научного осмысления. Поэтому развитие тендерных теорий молодежи необходимо в России.

Эта работа посвящена анализу тендерных особенностей социальных установок современной российской молодежи.

Первая глава имеет теоретическую направленность. В ней раскрыты ключевые понятия, рассмотрены основные социологические концепции молодежи с выделением в них тендерной составляющей, а также, основные тендерные концепции, представленые в виде трех групп на основании рассмотрения в них проблемы тендерного неравенства.

В нашем исследовании также присутствует анализ нескольких, из числа первых, работ по тендерным проблемам. Это работы М. Мид, Г. Рабин, Р. Унтер, А. Рич и т. д. Освещены теоретические подходы к формированию концепции социального конструирования тендера в молодежной среде.

Вторая глава посвящена социологическому анализу тендерной специфики социальных установок современной российской молодежи.

В ней произведен анализ положения и тендерных установок молодежи в репродуктивной сфере и сфере занятости, а также, проблема участия молодых российских в политике и доказана необходимость формирования гендероориентированной государственной молодежной политики и работы с молодежью в России.

Исследование учета тендерного фактора при анализе положения молодежи произведено посредством изучения материалов государственной и ведомственной статистики: Российского статистического ежегодника 1999 г., Государственных докладов «Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика» с 1994 по 2000 гг., Государственного доклада Правительству Российской Федерации «Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения» 2000 г.

Вопрос тендерных установок в молодежной среде освещен с использованием результатов всероссийских мониторингов «Молодежь России», проводимых НИЦ при ИМ с 1993 по 1998 гг, анкетных опросов «Молодежь-99» и «Молодежь-2000», проведеных НИЦ при ИМ среди учащейся молодежи Москвы и Московской области (включая проведенную диссертантом создание и обработку ряда вопросов), а также, проведения неформализованного фокусированного лейтмотивного интервью молодых женщин и мужчин от 24 до 30 лет.

Изучение проблемы участия молодых российских женщин в политике произведено с помощью контент-анализа всех номеров Российской газеты с 1 октября по 31 декабря 1999 года.

Особое место во второй главе занимает обоснования необходимости создания в России гендероориентированной государственной молодежной политики и работы с молодежью, которое было основано на результатах экспертного опроса работников и лидеров общественных организаций, государственных молодежных органов, социальных служб для молодежи, ученых, исследователей молодежных проблем.

В диссертационной работе были выполнены поставленные цели и задачи: обобщены и систематизированны теоретико-методологические подходы к изучению молодежи, проанализированны методологические основы тендерных исследований молодежи, обоснованы возможности применения теории социального конструирования тендера к исследованиям молодежи, произведен тендерный анализ положения молодежи в современной России, рассмотрены тендерные особенности социальных установок в молодежной среде, разработаны рекомендации по формированию гендероориентированной государственной молодежной политики и работы с молодежью.

При изучении молодежи в современной социологической литературе используется множество подходов: стратификационный, где молодежь рассматривается как социально-демографическая группа, институционально-функциональный подход, где молодежь — социальный институт, культурологический, с помощью которого исследуется специфический образ жизни молодежи, ресурсный подход, в котором молодые считаются потенциалом социального развития общества, тезаурусный, раскрывающий всю уникальность «жизненных миров» молодежи и т. д. Тендерный подход к изучению молодежи в российской социологической литературе на сегодняшний день не выделяется.

На наш взгляд дальнейшая разработка проблемы тендерной специфики социальных установок молодежи имеет широкое исследовательское поле. Изучение данных аспектов может развиваться в следующих направлениях:

1. Тендерные установки молодежи: национальный аспект.

2. Социальные установки молодых жителей города и села: тендерный аспект.

3. Религиозные факторы формирования социальных установок молодежи.

4. Тендерные отношения в молодежных неформальных объединениях.

5. Культурная обусловленность тендерных установок молодежи.

6. Развитие личности и тендерные установки.

7. Тендерные установки молодежи в разных социальных стратах.

8. Роль образования в формировании социальных установок молодежи.

9. Работа молодых людей на руководящих должностях: тендерный аспект.

10. Тендерные установки молодежи и продвижение по службе.

11. Разница в заработной плате молодых людей: тендерный аспект.

12. Тендерный аспект молодежной безработицы.

13. Социальные установки молодежи и тендерная обусловленность выбора профессии.

14. Социальные установки молодежи на участие в политической жизни: тендерный аспект.

15. Тендерный анализ членства в молодежных общественных организациях.

16. Присутствие молодежи во властных структурах: тендерный аспект.

17. Социальные установки и молодежная преступность.

18. Состояние здоровья молодежи: тендерный аспект.

19. Тендерные факторы ущемления прав молодежи.

20. Тендерные отношения и служба в армии.

21. Влияние тендерных установок молодежи на занятие научной деятельностью.

22. Влияние тендерных установок молодежи на занятие предпринимательской деятельностью.

23. Тендерные факторы организации досуга молодежи.

24. Взаимосвязь тендерных установок и ценностных ориентаций молодежи.

25. Самоубийства в молодежной среде: тендерный аспект.

26. Социальные установки молодежи на создание семьи: тендерный аспект.

27. Тендерные отношения в молодой семье.

28. Тендерные установки молодых супругов как причина разводов.

29. Сексуальные отношения в молодежной среде: тендерный аспект.

30. Материальное положение молодежи: тендерный аспект.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Книги, монографии, статьи.
  2. Р. Чаша и клинок Пер. с англ. — М.-«Древо жизни», 1993,"с. 190.
  3. C.B. Государственная поддержка молодежных организаций: Мировой опыт//Мо л одежная политика. 1995 г ?76−78.
  4. C.B. и др. Общественные работы в системе государственного регулирования труда и занятости молодежи.'М.: Социум, 1999.
  5. Аналитический выпуск № 15"-Федеральное собрание РФ, 1996.
  6. Г. М. Социальная психология.-М., 1988. с. 354.
  7. Г. М., Богомолова H.H., Петровская JI.A. Современная социальная психология на Западе. М.: Изд-во МГУ, 1978.
  8. И., Голубкова Н., Новикова Л. Молодежная субкультура: Нормы и система ценностей// Социс, 1989, № 4.
  9. Антология социальной работы: В 5 т. / Ин-т психосоциальной работы- Сост. М. В. Фирсов.- М.: Сварог НВФ СПТ, 1994.
  10. А.И., Медков В. М. Социология семьигМ, 1996.
  11. Ю.Антонян Ю. М. и др. Опасные девицы (о несовершеннолетних преступниках) //Социс, 1991, № 7.
  12. И.Апарина A.B. Проблемы социально-правовой защиты детей и молодежи в современных условияхлМ., 1998.
  13. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Универс, 1993.
  14. М.Ю., Здравомыслова О. М. Российская семья на европейском фоне. -М., 1998.
  15. Н.Афиногенова Е. А. Жизненные приоритеты и ценности молодых //США: Экономика, политика, идеология. 1994, № 1.
  16. Г. Р. Социальная дифференциация общества и интересов// Социс, 1997, № 8.
  17. П.И. Молодежная политика и становление нового поколения//Молодежная политика. 1995, № 96−100.
  18. Е.С. Идеологическое воспитание молодежи в США. -Свердловск, 1989.18 .Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей социально-психологические особенности. — М. 1993.
  19. А. Женщина и социализм. Пер. с нем. 4.1. Спб., 1909.
  20. Безопасность женщин-/ Вестник женского информационно-образовательного проекта. 1996, № 7.
  21. П. Общество в человеке.// Социологический журнал. 1995, № 2.
  22. П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: Пер. с англ. под ред. Г. С. Батыгина. М.: Аспект — Пресс, 1996. — 168 с.
  23. П.Л., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: Пер. с англ. М.: Медиум, 1995. — 323 с.
  24. Бестужев-Л ад, а И. В. Молодость и зрелость. М., 1984.
  25. Бестужев-Лада И.В., Башмаков В. И. Социальные проблемы молодежи. -М., 1982.
  26. Н., Ожегов Ю., Шереги Ф. Политическая культура и молодежь. -М., 1982.
  27. Н.М. Социология молодежи: достижения и проблемы// Социс, 1982, № 2.
  28. В.А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или приемственность поколений// ОНС, 1996, № 3.
  29. В.В. Образ жизни советской молодежи: тенденции, перспективы, проблемы. М., 1988.
  30. Т. Женщины жертвы преступлений: проблемы и статистика. //Сборник «Сексуальные домогательства на работе"гМ., 1996.
  31. В. Потери и приобретения молодежи России в период проведения реформ//Диалог. 1998, № 8.
  32. П. Социология политики. М., 1993.
  33. С.Н. и др. Молодежь России: между бедностью и нищетой// Социс, 1991, № 9.
  34. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  35. Ю.Р., Ковалева А. И., Луков В. А., Ручкин Б. А., Шапко В.Т.Практикум по социологии молодежи. М.: Социум, 2000. — 296 с.
  36. Ю.Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. Изд. 2-е., доп.-Ек-г. 1997.
  37. Ю.Р., Шапко В. Т. Социология.Курс лекций для технических вузовгЕк-г. 1997.
  38. Ю. Можно ли побелить наркомафию?//Гермес. 1998, № 12.
  39. C.B. Молодежь в информационном обществе. М., 1990.
  40. C.B. Молодежная субкультура как специфическая часть культуры общества. Н. Новгород, 1991.
  41. Выготский Я. Сё Собр. Соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984.
  42. JI. С. Проблема возраста./ Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4. М.: Педагогика, 1984. — 433 с. 43 .Вовченко О. М. Тендерное равенство как социально-философская проблема. М.: Институт Молодежи, — 2000. — 195 с.
  43. O.A. Введение в тендерные исследования// Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай-96», М., 1997.
  44. O.A., Клименкова Т. А. Тендер и культура.//Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М.: ИСЭПН РАН, 1992.
  45. А. Наркотики в среде учащейся молодежи// Социс, 1990, № 9.
  46. А. Горькие плоды сладкой жизни// Социс, 1997, № 7.
  47. Гендерные аспекты социальной трансформации: Вып. 15 Демография и социологиягМ., 1996.
  48. Н. Россия без будущего? Наркомания и алкоголизм угрожают генофонду нациигМ., 1998.
  49. .И. Студенческая семья. М., 1988.
  50. С.И. Стабильность семьи. Социологический и демографический аспекты. Л., 1984.
  51. С.И. Семья и брак. Историко-социологический анализ. СПб., 1998.
  52. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в РоссиигСПб., 1996.
  53. И.С., Голосенко И. А. Социологические исследования проституции в России (история и современное состояние вопроса) гСПб., 1998.
  54. А. Как мы себя чувствуем. Здравоохранение долно относится к сфере безопасности, считает Юрий Шевченко//Независимая газета. 1999. 23 декабря.
  55. Е.А. Молодежь и реформы. Экономико-политический аспект//Молодежь и становления новой России. М., 1996.
  56. А. О наркомании среди подростков// Социс, 1990, № 2.
  57. Е., Ржаницына Л., Хоткина 3. Женщины на рынке труда// Общественные науки и современность. 1992, № 3.
  58. П.С. Субкультура/УКультурология. 20 век: Словарь. СП.б.: Университет, кн., 1997.
  59. Ю.Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры. Критический анализ^ Социс, 1989, № 6.
  60. C.B. Государственная семейная политика:принципы формирования и реалии//Семья в России. 1995, № 3−4.62 .Дармодехин С. В., Елизаров В .В. Проблемы семьи и социальной политики//Социально-политический журнал. 1994, № 9−10.
  61. И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерки истории и теории. М.: Наука, 1993.
  62. Декларация чувств. Резолюции. Сенека-Фоллз, 1848// Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
  63. И.Ф. Первые годы брака: проблемы становления молодой семьи. М., 1991.
  64. Для работающей молодежи//Профсоюзы. 1998, № 3.
  65. Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. М., 1993.
  66. Доклад о развитии человека за 1995 г. ООН, 1996 г.
  67. Доклад четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин 4−5 сентября 1995 года). М., 1996.
  68. Доминелли Д, Маклеод Э. Социальная служба с позиций феминизма. // Феминизм: перспективы социального знания. / Отв. ред. Воронина О. А. — M • ИНИОН-ИФ РАН., 1992.71 .Драговец В. Н. Политическая культура молодежи: опыт, проблемы формированиягМинск, 1987.
  69. . Группы, институты и массы: культурная репродукция и культурная динамика в сегодняшней России//Мониторинг ОМ, 1998, № 4.
  70. А.П. Сексуальные домогательства на работе. М., 1996.
  71. Г. С., Щипанова Д. Г. Протестный потенциал российской молодежи/ Научн.-исслед. центр при Ин-те молодежи. М., 1999.
  72. Женщина. Тендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999. — 368 с.
  73. Женщины России: проблемы адаптации и развитие в новых социально-экономических условиях: Сб.ст. Иваново, 1995.
  74. Женщины в меняющемся мире: Сб.ст.- Иваново, 1991.
  75. Женщины в обществе: Реалии, проблемы, прогнозы. М., 1991.
  76. Женщины в Российском обществе: Российский научный журнал. М., 1991. № 1,2.
  77. Женщины в СССР: Стат.сб.1991. М., 1992.81 .Женщины и социальная политика: (Гендерный аспект)/ Отв.ред. З. А. Хоткина.-М., 1992.
  78. Женщины России: Стат. сб. Госкомстат России. М., 1995.
  79. Женщины России: Стат. сб. М., 1995.
  80. Женский вестник. 1916, № 5−6.
  81. Женский вестник. 1916, № 7−8.
  82. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. М., 1990.
  83. Жизненные планы мол од ежиг Свердловск, 1966.
  84. Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение. Таллин. 1985.
  85. Г. Е. Социология образования. Ч. 1,2.- Екатеринбург, 1993−1995.
  86. Исследования. 1998, № 8. 97.3убок Ю. А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильногообществагМ., 1998. 9 8. Иконникова С .Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. JL, 1973.
  87. С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М., 1970.
  88. И.М. Молодежь как глобальная проблема человечества. Молодежная политика как императив XXI векагМ., 1998.
  89. И.М. О спасительной роли образования.-М., 1998.
  90. И.М. О молодежной политике российского политического центризмагМ., 1999.
  91. Исследование «Молодежь-99» проведено среди учащейся молодежи Москвы и Московской области. Руководители исследования А. И. Ковалева, В. А. Луков. Выборка многоступенчатая, квотно-гнездовая. Объем выборки 613 чел.
  92. Е. В. Насилие в отношении женщин поиски путей искоренения (из опыта Канады)//США:экономика, политика, идеология. 1996, № 3.
  93. Как создать кризисный центр для женщингМ., 1995. Юб. Каримский A.M. Контркультура и проблема человека//Проблемы американистики. 4.1. М., 1978.
  94. О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации// Социс, 1988, № 1.
  95. Н.М. Политическая и правовая культура. М., 1983.
  96. Т. А. Феминизм. //Современная западная философия. Словарь. -М.: Политиздат, 1991.
  97. А.И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. — 351с.
  98. JI.H. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.
  99. JI.H. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
  100. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  101. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1989.-348 с.
  102. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -255 с.
  103. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
  104. Кон И. С. Юность как социальная проблема. М.: Политиздат, 1967.
  105. A.A. Преступность в России и ее реальное состояние. Н. Новгород, 1994.
  106. Контркультура и социальные трансформации. М., 1990.
  107. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1989.
  108. Концепция женской занятости/Под. рук. д-ра экон. наук Л. С. Ржаницыной.-М., 1994.
  109. Концепция социальной защиты населения при переходе к рынкутМ., 1990.125 .Концепция федеральной семейной политики в России //Семья в меняющемся мирегМ., 1993. Вып.1.
  110. Л.Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования//Социол. исслед. 1994, № 2.
  111. Краткий словарь по социологии. М., 1988.
  112. В.К. Государственная молодежная политика: Состояние, проблемы, перспективы//Молодежная политика. 1997, № 135−137.
  113. В.К. К вопросу о законодательстве субъектов Россицской Федерации в сфере молодежной политики// Молодежная политика. 1995, № 92−95.
  114. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М.: ИФРАН, 1994.
  115. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М., 1990.
  116. Критика буржуазных теорий молодежи. М., 1982.
  117. Круг жизни. 17 сентября 1999 года, № 14.
  118. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России// Социс, 1993, № 9.
  119. Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России// Социс, 1994, № 6.
  120. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян//Социс, 1996, № 5.
  121. Е. Ф. Перспективы паритетной демократии в РоссиигМ., 1997. -46 с.
  122. Ю. Феномен власти в общественном мнении: парадоксы и стереотипы восприятия// Мониторинг ОМ. 1998, № 5.
  123. В., Прохоров Ю. Молодежь: криминальная активность и проблемы ресоциализации// Социс, 1994, № 8−9.
  124. Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. Психодиагностическая серия. Вып. 5. — М.: Мысль, 1992.
  125. Личность и ее ценностные ориентации. Вып. 1-М., 1969.
  126. В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социс. 1998, № 8.
  127. В., Родионов Е. О патриотическом воспитании молодежи/Юбозреватель. 1997, № 3−4.
  128. Р. Отдых и труд суть молодежной политики// Социальная защита. 1998, № 9.
  129. К. Диагноз нашего времени. У/Манхейм К. Диагноз нашего времени:: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.
  130. Нб.Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., т. 3.
  131. А.Д. Досуг молодежи// Социс. 1998, № 12.
  132. Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай-96». М.: МЦГИ, 1997.
  133. М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М., 1989.
  134. И. Демографическая война против РоссиигМ., 1999.
  135. Международные акты о правах человека: Сб. документов/Сост. и авт. вступ. ст. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М.: Норма — Инфра-М., 1998. -753 с.
  136. Методы сбора информации в социологических исследованиях/ Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова: в 2 Кн. М.: Наука, 1990.
  137. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями// Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.
  138. Молодежь и общество на рубеже веков/ Под науч. ред. И. М. Ильинского.-М.: Голос, 1999.
  139. Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?: Аналит. Доклад по заказу моек, представительства Фонда им. Ф. Эберта/ Рос. независ, ин-т соц. и нац. проблемгМ., 1998.
  140. Молодежь России: Тенденции, перспективы/Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М.: Мол. Гвардия, 1993.
  141. Молодежь и насилие: причины, формы проявления и методы предупреждения. Материалы российско-немецкого семинара, 21−23 марта 1994 г.-М., 1995.- 171 с.
  142. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы/ Рук. авт. кол., науч. ред. И. М. Ильинский. М.: Ин-т молодежи- Голос, 1999.
  143. Молодежь России: Поколенческий аспект (По материалам социологических исследований) гМ., 1997.
  144. Мид М. Пол и темперамент в трех примитивных обществах. Нью-Йорк, 1950.
  145. В.В. Государственная молодежная политика как часть социальной политики Российского государства: Вопросы теории и практики.-М.-Тула, 1996.
  146. В.Г. Методы измерения в социологии. М.: Наука, 1977.
  147. Пекинская декларация (Принята на 16-м пленарном заседании четвертой Всемирной конференции по положению женщин 15 сентября 1995 г.)//Женщина в российском обществе.1996, № 2.
  148. Платон. Государство. Соч. в 3-х тт., т. 3, ч. 1.
  149. По данным Петербургского женского кризисного психологического центра^Вестник ИЦ ИНФ, «Безопасность женщин», 1996, № 7.
  150. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика: Государственный доклад/ Гос. ком-т Рос. Федерации по делам молодежи- Рук. Авт. Кол. В. А. Луков, В.А.Родионов- Отв. Ред. В. А. Луков, Б. А. Ручкин. М., 1998. — 164 с.
  151. Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. Т. 2тМ.: МФФ, 1998. 266 с.
  152. Проблема ценностей в философии. М.: Наука, 1966.
  153. Проблемы. Стратегии. Действия. ИЦНЖФгМ., 1998.
  154. Программа и методические материалы по курсу: «Теория и методы социальной работы» М., 1997.
  155. Проблемы женской безработицы в России: материалы Федеральной службы занятостигМ., 1996.
  156. Д. Статистика. Безработных стало меньше//Независимая газета., 2000. И января.
  157. Н.М., Писклакова М. П. Обобщенная модель кризисного центра для женщин//Гендерные аспекты социальной трансформации. ML, 1996.
  158. Российская Федерация. Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в «Закон Российской Федерации о занятости населения в Российской Федерации», от 20 апреля № 36 ФЗ. 1996 // Рос.газ., 1996. 6 мая.
  159. Российская энциклопедия социальной работы/ Акад. проблем социал. работы МАИ- Ин-т социал. работы- Ассоциация работников социальных служб- Под ред. А. М. Панова и Е. И. Холостовой. М., 1997. Т.1. — 364с. Т.2.-405с.
  160. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования / Под ред. К. И. Никульского. М.: Наука, 1995. 95с.
  161. Российский статистический ежегодник, 1999.
  162. .А. Молодежь и становление новой России//Социол. исследования. 1998, № 5.
  163. .А., Гришина Е. А., Серикова H.A. Российская молодежь: десять главных проблем. М.: Издательство Института молодежи «Социум», 1999. -89 с.
  164. В.А. Молодежная политика в современной России//Диалог. 1998, № 9.
  165. Российская энциклопедия социальной работы/ Акад. проблем социальной работы МАИ- Ин-т социал. работы- Ассоциация работниковсоциальных служб- Под ред. А. М. Панова и Е. И. Холостовой. М., 1997. Т.1. -364с. Т.2.- 405с.
  166. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред. В.АДдова. Л.: Наука, 1979.
  167. Сборник Кодексов РФ 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез"Д997. — 638с.
  168. Словарь справочник по социальной работе/Под ред. Е. И. Холостовой.-М.: Юрист, 1997.- 424 с.
  169. Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  170. Е.Т. Прективные методы исследования личности. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  171. Социальная защита человека: региональные модели/ Центр социальной педагогики РАО- Отв. Ред. и сост. В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова. М.: Изд-во АСОиРРФ, 1995.- 186с.
  172. Социальная работа с семьей / Ин-т социальной работы Ассоциации работников социальных служб- Ред. кол.: С. В. Дармодехин и др.- Отв. ред. Т. В. Шеляг. М., 1995.-175 с.
  173. Социальная работа:/ Вопросы и ответы/ /Социально технолог, ин-т — Ин-т социал. работы- Ассоциация работников социальных служб- Алексеева Л. С., Гуслякова Л. Г., Бобкова П. В. и др. — М., 1997. — 233 с.
  174. Социальная феминология. Учебное пособие. Под ред О. А. Хасбулатовой.-Иваново: Издат. центр «Юнона», 1998. 200с.
  175. Социальные технологии поддержки экономически активных женщин: Сб. метод, материалов. Иваново, 1996.
  176. Социологический словарь/Пер. с англ. Под ред. С. А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1997. — 420 с.
  177. Социологический справочник / Под общей ред. В. И. Воловича. К.:
  178. Политиздат Украины, 1990. 382 с.
  179. Социолотический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Университетское, 1991. — 528 с.
  180. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор -академик РАН Г. В. Осипов. Издательская группа ИНФРА. M — НОРМА, 1998.-488 с.
  181. Справочное пособие по социальной работе / Алексеева J1.C. и др.- Отв ред. A.M. Панов, Е. И. Холостова.- М. Юрист, 1997.- 168 с.
  182. Т.С. Социальная работа с семьей: международные документы ООН и Российское законодательство: Материалы и практические занятия по курсу: «Теория и методы социальной работы» / Ин-т молодежи.- М., 1994.-35с.
  183. И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. Учебно-методическое пособие. М.: Институт молодежи, -1996.- 132 с.
  184. Теория и методика социальной работы: Учебник/ Моск.гос. социальный ун-т М-ва соц. защиты населения РФ.- М.: Союз, 1994. В 2 ч.
  185. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Рос. Гос. Социал. ин-т- Редкол.: Е. И. Холостова, В. И. Жуков, В. М. Сафронова. М.: РГСИ, 1992. — 316с.
  186. Е.М. Молодежь надеется на лучшее и мечтает о будущем//Диалог. 1998. № 10.
  187. Д.Н. Экспериментальные основы психологических установок// Психологические исследования:-М., 1966. С. 158.
  188. М. В защиту прав женщин. //Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.
  189. Федеральная программа содействия занятости населения на 1996−1997гг.?подходы и приоритеты/УЧеловек и труд. 1996. № 1.
  190. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.210 .Харчев А. Г. Социалистическая революция и семья//Социол. Исслед.1994, № 6.
  191. O.A. Опыт и традиции женского движения в России. -Иваново, 1994.
  192. З.А. Сексуальные домогательства на работе. М., 1996.
  193. З.А. Созидающий диалог: свобода быть собой // Мы. 1998. № 3(19).
  194. Ценности социальных групп и кризис общества/Отв. ред. Н. И. Лапин. -М. ИФАН, 1991.
  195. В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия. //СОЦИС, 1994, № 6.
  196. В.А. Телевидение и молодежь//Диалог. 1998. № 9.
  197. Т. Программы, препятствующие рождению детей, могут восприниматься как программы геноцида//НГ Религии, 2000. № 1.
  198. М. Предисловие к изданию 1972г.// Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1972.
  199. С.Н. Тендерные модели поведения: анализ школьных учебников // Сборник материалов международной научной конференции «Женщины России на рубеже XX—XXI вв.еков». Иваново, 1998.
  200. С.Н. К концепции социального конструирования детства // Социологический сборник, Вып. 5. М.: Социум, 1999.
  201. С.Н. Куда направить вектор научных исследований молодежи? // Методологические проблемы исследований молодежи. М.: Социум, 1998.
  202. С.Н. Определение границ перехода от детства к молодости и от молодости к взрослости // Молодежь 97: надежды и разочарования. М.: НИЦ ИМ, 1997.
  203. С.Н. Права ребенка в семье: тендерный аспект // Молодежная политика. 1998, № 162−163.
  204. С.Н. Роль родителей в конструировании современного детства: тендерный аспект.// Социологический сборник № 6.- М.: Социум, 2000.
  205. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2.
  206. Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. М.: 1994. — / Центр общечеловеческих ценностей/ в 3 т.
  207. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.228 .Ядов В .А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. 2-е изд. — М.: Наука, 1987.
  208. С. Структура системы ценностей/ АН СССР. М.: ИНИОН, 1990.1. Авторефераты диссертаций
  209. А.П. Ценности социальной группы и личности. Минск, 1992.231.0винова Ю. В. Культурное и социальное конструирование половых различий//Социокультурный анализ тендерных отношений. Саратов: СГТУ, 1998.
  210. Е.М. Социальные реальности детства в современном российском обществе. М., 1998.
  211. Т.Ю. Социокультурное наследование родительских аттитюдов. Саратов, 1998.
  212. М.А. Исторический опыт реализации молодежной политики государства и общества в условиях смены общественно-политической системы и социально-экономических реформ. Конец 1980-х 1990-е годы. -М., 1998.
  213. Rubin G. The Traffic in Women: Notes on the Political Economy of Sex// Toward an Anthropogy of Women. Ed. By R.Reiter. New York/ 1975.23 6. Scott J. Gender: a Useful of Historical Review. 1986. V.91. № 5.
  214. Lorber S., Farrel S. The Social Construction of Gender. Cambridge. 1991.
  215. Goffman E. Gender Displey//Stadies in the Antropology of Visual Communications. 1976. № 3.
  216. Hirdman Y. The Gender System// Moving on. New Perspective on the Womens Movement. Ed. By T. Andreasen & Aarus, 1991.
  217. Tuttle L. Encyclopedia of Feminism. Arrow Books, 1986.
Заполнить форму текущей работой