Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Имидж офицера-руководителя современных Вооруженных Сил Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объективная потребность российского общества в создании новых Вооруженных Сил, модернизации системы подготовки и воспитания военных кадров предполагает особое внимание в военно-социальном управлении личности офицера — военного профессионала, патриота, защитника Отечества. Назрела настоятельная необходимость оптимизации процесса военно-профессиональной социализации личности офицера. Данный процесс… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. Теоретико-методологические основы социологического анализа имиджа офицера-руководителя в воинском подразделении
  • Раздел II. Социальные характеристики имиджа офицера-руководителя Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях
  • Раздел III. Приоритетные направления совершенствования имиджа офицера-руководителя Вооруженных Сил Российской Федерации

Имидж офицера-руководителя современных Вооруженных Сил Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объективная потребность российского общества в создании новых Вооруженных Сил, модернизации системы подготовки и воспитания военных кадров предполагает особое внимание в военно-социальном управлении личности офицера — военного профессионала, патриота, защитника Отечества. Назрела настоятельная необходимость оптимизации процесса военно-профессиональной социализации личности офицера. Данный процесс характеризуется рядом противоречий и негативных тенденций, связанных с социальным статусом кадровых военнослужащих в современном российском социуме, с личной примерностью и авторитетом командного состава среди подчиненных1. Неслучайно одним из приоритетов в деятельности военного ведомства Президент России назвал подготовку высококлассных военных специалистов, владеющих современной техникой и глубоко мотивированных в отношении избранной ими военной профессии2. Это обусловливает актуальность и практическую значимость научного анализа процесса формирования имиджа офицера-руководителя воинской части, составляющего основу его авторитета в воинском коллективе и во многом определяющего эффективность его руководства.

Осуществляемая перманентно на протяжении последних десятилетий военная реформа, проводимая в условиях социального кризиса российского общества, низкая эффективность обеспечения социальных, духовных и профессиональных потребностей военнослужащих привели к ряду негативных явлений в офицерской среде. Среди них — деградация нравственных ценностей института военной службы, ориентация значительной части офицерского.

1 По данным Главной военной прокуратуры, сегодня каждое четвертое преступление в Вооруженных Силах РФ совершается офицерами. Это самый высокий показатель за последние пять лет. Причем старшие офицеры: полковники и генералы — в основном были замешаны в коррупционных преступлениях. Только в 2008 г. за коррупционные преступления к уголовной ответственности было привлечено более 500 офицеров, в том числе свыше 350 — старших, из которых 117 командиров воинских частей и 20 генералов. Причиненный ущерб превысил 2 млрд. рублей. (См.: Независимое военное обозрение. 2009. 1−3 февраля).

2 См.: Линия роста// Красная звезда. 2011. 18−22 марта. состава на утилитарно-прагматический компонент в профессиональной деятельности, незаинтересованность в обучении и воспитании подчиненных, отсутствие стремления к профессиональному и личностному самосовершенствованию1. Указанные явления обусловили существенные проблемы, связанные с авторитетом командиров5 в воинском коллективе, привели к формированию негативного образа офицерского состава среди значительной части военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Именно поэтому в системе современного военно-социального управления важное место занимает сформированный в воинском коллективе имидж офицера-руководителя, во многом определяющий характер специфических военно-социальных отношений в звене «начальник — подчиненный». .

Данное обстоятельство обусловило необходимость социологического исследования ключевых социальных характеристик итипологических особенностей имиджа офицеровгруководителей, наделенных всейполнотой административной власти по отношению к подчиненным и ответственных перед обществом и государством за все стороны жизнии деятельности возглавляемых ими подразделений;

Таким образом, актуальность социологического анализа имиджа офицера-руководителя Вооруженных Сил обусловлена следующими обстоятельствами:

— возрастанием социальной значимости авторитета и социализированных личностных качеств офицера-руководителя в современной системе военно-социального управления;

— недостаточной теоретической и практической разработанностью феномена имиджа офицера-руководителя в социологической литературе;

1 В настоящее время в иерархии ценностей военной-службы на первом месте для офицерского состава стоит возможность решения жилищной проблемы. Систематически профессионально самосовершенствуются лишь 57% офицеров. Опрос проводился по всеармейской репрезентативной выборке Научноисследовательским центром (социологическим, ВС РФ) в 2010 г. Опрошено 1200 офицеров.

— отсутствием социологических методик, позволяющих комплексно оценить имидж офицера-руководителя, выявить факторы, способствующие и препятствующие его формированию в военно-социальной среде в современных условиях;

— необходимостью социологического изучения влияния имиджа офицера-руководителя на управляемость и эффективность функционирования воинских подразделений;

— востребованностью научно обоснованных рекомендаций, по изучению, оценке и целенаправленному формированию имиджа офицера-руководителя органами военно-социального управления на современном этапе модернизации военной организации государства.

Степень научной разработанности проблемы. При выявлении' междисциплинарного толкования понятия «имидж» и специфики социологического подхода к изучению данного феномена использовались разработки зарубежной и отечественной социологии и социологии управления.

Научную литературу по проблеме исследования можно классифицировать по следующим направлениям.

Первое направление представлено трудами П. Бергера, П. Бурдье, М. Вебера, И. Гофмана, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, Т. Лукмана, Р. Мертона, Дж. Мида, П. Сорокина и другими, содержащими концептуальные основы социологического изучения социальных отношений, а также работами Н. Лумана и Т. Парсонса, в которых описаны универсальные модели структурно-функционального и системного анализа1. Идеи и взгляды названных ученых позволяют определить социальную сущность, место и роль имиджа субъекта управленческой деятельности" в системе социальных отношений.

1 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995; Бурдье П. Социология политики. М, 1994; Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избр. произв. М., 1990; Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни: пер. с англ. А. Д. Ковалева. М, 2000; Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995; Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: тексты. M.: Изд-во Моск. ун-та, 1994; Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб., 2007; Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. М, 2006; Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002; Работы M. Вебера по социологии, религии и культуре. М.: ИНИОН, 1991; Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006 и др.

Второе направление составляют работы зарубежных ученых, предметом изучения которых является феномен имиджа в рыночных социально-экономических условиях. Среди зарубежных авторов, занимающихся исследованием имиджа личности, выделяются такие ученые, как Ф. Баури, П. Берд, П. Вейл, П. Чисхольм, Б. Швальбе и др. Проблемами формирования корпоративного имиджа, имиджа учреждения, организации занимались А. Дейян, Б. Карлоф, X. Маккей, М. Мескон, Ф. Роджерс, Ф. Хедоури, Ли Якоккаимиджу политика посвятили свои исследования С. Блэк, Ф. Дейвис, Джо Мак-Гиннес1.

Третье направление образуют труды отечественных ученых, в которых раскрываются практические аспекты формирования и функционирования имиджа личности, внимание концентрируется на разработке универсально эффективных приемов самопрезентации субъекта социальной деятельности. К нему же относятся работы, посвященные исследованию атрибутов, функций и механизмов конструирования имиджей политических деятелей, организаций, А институтов, руководителей, педагогов и образовательных учреждений .

Четвертое направление включает работы представителей научно-прикладной отрасли человековедения — имиджелогии, которая определяется как возникающая на стыке социологии, психологии, философии и ряда других наук.

1 См.: Баури Ф. А. Паблик рилейшнз, или Стратегия доверия. М., 2001; Берд П. Продай себя! Тактика совершенствования Вашего имиджа. Минск: Амалфея, 2004; Блэк С. PR: международная практика. М., 1997; Вейл П. Искусство менеджмента. М., 2006; Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. М., 2003; Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж: книга для политиков и бизнесменов, мужчин и женщин. М., 1997; Дейян А. Реклама. М., 2002; Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991; Ли Якокки. Карьера менеджера, 1984.

2 См.: Алыпшуллер А. Суперменеджер: имидж и самопрезентация: практическое пособие по имиджелогии. М.: Феникс, 2004; Ананьева С. Е. Формирование имиджа руководителя в государственной службе: автореф. дис.. канд. социол. наук. М., 1996; Змановская Е. В. Руководство по управлению личным имиджем. М., 2005; Иванько Т. А. Имидж педагога: методические рекомендации. В. Новгород, 2002; Ивлева Э. К. Имидж и управление: (рабочая книга руководителя). Новосибирск, 1999; Малаканова O.A. Имидж политического института как предмет социологического исследования: автореф. дис.. канд. социол. наук. Самара, 1999; Марченко Г. И. Имидж в политике. М.: Владос, 1997; Панфилова А. П. Имидж делового человека. М.: ИВЭСЭП, 2007; Политический имидж: «секреты» манипуляции массовым сознанием: сб. науч. ст. / ред.-сост. Е. В. Шмелева. СПб.: ГЦРОС, 2000; Шепель В. М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера. M, 2000; Он же. Коммуникационный менеджмент. М.: Гардарики, 2004; Он же. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски. М.: Финстат. 2005; Он же. Менталитет руководителя. Управленческое мышление. М.: Нар. обр., 2010. дисциплина, изучающая закономерности формирования, функционирования и управления имиджем личности, организации1.

Пятое направление охватывает труды военных ученых, рассматривающих различные аспекты системы социального взаимодействия- «личность военнослужащего — военно-социальная среда"2. В них предметом изучения выступают главным образом общие закономерности и тенденции процесса социализации личности военнослужащего как представителя специфической социально-профессиональной группы, осуществляющего военно-профессиональную деятельность в определенных социокультурных условиях, а также общие принципы и методы научного анализа личности военного руководителя.

В ракурсе диссертационного исследования особое значение приобретают работы конца XX— начала XXI в., освещающие различные аспекты и структурные элементы имиджа как отдельных категорий военнослужащих, так и Вооруженных Сил в целом3.

1 См.: Горчаков В. Г. Прикладнаяимиджелогия: учеб. пособие. М.: Академический Проект, 2007; Дьячкова Э. К. Имиджелогия для руководителя. Новосибирск, 1998; Почещов Г. Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук: Ваклер, 2000; Романов A.A., Ходырев A.A. Управленческая имиджелогия. Тверь: ТГСХА: ТИЭМ, 1998; Имиджелогия-2005: феноменология, теория, практика: материалы Третьего международного симпозиума по имиджелогии / под ред. Е. А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2005; Имиджелогия 2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга: материалы Четвертого международного симпозиума по имиджелогии / под ред. А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2006; Политическая имиджелогия: (коллективная монография) / под общ. науч. ред. Л. Г. Лаптева, Е. А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2006; Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: Культура и спорт, 1994; Он же. Профессия имиджмейкер. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

2 См.: Беляев А. М. Военная социология в России на рубеже XIX—XX вв.еков: генезис метода и становление этических норм: автореф. дис.. д-ра социол. наук. М.: ВУ, 2003; Веремчук В. И. Социализация курсанта в процессе обучения в высшем военно-морском учебном заведении: автореф. дис.. канд. социол. наук. M.: ВУ, 1999; Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил Российской Федерации: военно-теоретический труд / рук. авт. кол. В. П. Суставов. М.: ВУ, 1997; Кибакин М. В. Социальная терпимость российских военнослужащих: сущность, состояние, пути формирования. М.: ВУ, 2001; Ковалевский В. Ф. Философско-социологический анализ проблем военной профессионализации: автореф. дис.. д-ра филос. наук. M.: ВПА, 1982; Кузьменко Ю. А. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления. M.: ВПА, 1990; Образцов КВ., Соловьев С. С. Человеческий фактор армии // Политическая социология. Mi, 2002; Пшшонский А. Г., Примаков B.JI. Социализация личности и ее особенности в условиях воинской службы: теоретико-методологические основы социологического анализа. М.: ВУ, 1998.

3 См.: Бондаренко В. Ф. Социология военного управления: учеб. пособие. М., 2009; Давыдов Д. Г. Социально-психологические особенности имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации в молодежной среде: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2005; Ефремов И. И. Авторитет как феномен общественной жизни и его проявление в Вооруженных Силах: (социально-психологический анализ): автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 2005; Жукова П. И. Имидж Российской Федерации как фактор ее национальной безопасности: автореф. дис.. канд. полит, наук. М.: ВУ, 2010; Кужилин В. Ф. Руководящий военно-кадровый потенциал Вооруженных Сил Российской Федерации: методология социологического исследования, состояние, формирование и реализация: автореф. дис.. д-ра социол. наук. М., 2004; Лапшов В. А. Формирование.

Отдавая должное теоретической глубине, обстоятельности и разносторонности научных исследований, посвященных проблеме имиджа, следует отметить, что специальных социологических исследований, в которых с современных позиций раскрывались бы социальная сущность и содержание имиджа офицера-руководителя Вооруженных Сил, не имеется. Нет характеристики основных компонентов рассматриваемого феномена, описания и анализа его основных функций в военно-социальной среде. Требует научной разработки и уточнения терминологический аппарат, раскрывающий особенности процесса формирования и функционирования имиджа офицера-руководителя.

Актуальность проблемы и ее недостаточное теоретико-прикладное изучение определили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объектом исследования является имидж офицера-руководителя современных Вооруженных Сил.

Предметом исследования выступают социальные характеристики и факторы формирования имиджа офицера-руководителя воинской части Вооруженных Сил, его влияние на эффективность управления воинскими подразделениями.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе социологического анализа описать социальные характеристики и факторы формирования имиджа офицера-руководителя воинской части современных Вооруженных Сил, его влияние на эффективность управления воинскими подразделениями.

Цель обусловила задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к исследованию феномена имиджа. профессиональной культуры офицеров Российской армии: основы социологического исследования: автореф. дис.. д-ра социол. наук. М., 1999; Мармаза С. А. Информационный фактор в военно-социальном управлении: (социально-философский анализ): автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 2006; Прудников A.A. Политические технологии как фактор формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации: автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 2004; Скок A.C. Социальные технологии в системе управления военной организацией: на примере ВС РФ: автореф. дис.. д-ра социол. наук. М., 1997; Тшюшев P.M. Методологическая культура военно-управленческой деятельности: автореф. дис. д-ра филос. наук. M.: ВУ, 1997; Философско-методологические проблемы управленческой деятельности военных кадров: учеб. пособие / под общ. ред. П. В. Петрия. М.: ВУ, 2006; Имидж армии — имидж России / под ред. Е. А. Петровой, В. П. Делия. М.: РИЦ АИМ, 2006.

2. Сформулировать социологическое определение понятия «имидж офицера-руководителя» и разработать концептуальную модель его основных компонентов.

3. Проанализировать современное состояние имиджа офицера-руководителя воинской части Вооруженных Сил и определить приоритетные факторы его формирования.

4. Выявить и описать социальные типы имиджа офицера-руководителя воинской части современных Вооруженных Сил.

5. Исследовать влияние имиджа офицера-руководителя воинской части современных Вооруженных Сил на морально-психологическое состояние военнослужащих по призыву, их мотивацию к воинскому труду.

6. Разработать комплекс рекомендаций органам военного управления по формированию имиджа офицера-руководителя в процессе модернизации военной организации государства.

Основная гипотеза исследования. Эффективность управленческой деятельности офицера-руководителя непосредственно зависит от социальных характеристик его имиджа, сложившегося в воинском подразделении. Современный имидж офицеров-руководителей воинских частей не в полной мере обеспечивает их личностный авторитет в воинских коллективах, что снижает эффективность управления воинскими подразделениями.

Частные гипотезы исследования:

1. Имидж офицера-руководителя влияет на отношение к нему подчиненных, воздействует на их морально-психологическое состояние и отношение к воинскому труду.

2. Формированию позитивного имиджа офицера-руководителя не придается должного значения, что негативно сказывается на эффективности его управленческой деятельности.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются фундаментальные положения социологии управления, военной социологии, социальной психологии о роли личности руководителя в ю современной системе социального управления. Автор опирается на методологию системного и структурно-функционального анализа, а также на концепции современных социологов-, занимающихся изучением различных аспектов управления социальными системами и процессов военно-социального управления. .

Диссертационное исследование основано на принципах междисциплинарного подхода. В диссертации использованы социально-философский, социологический и социально-психологический подходы, теоретико-прикладные разработки в области имиджелогии.

Эмпирической базой диссертационной работы1 являютсярезультаты социологического исследования, проведенного автором в 2009;2011 гг.1, официальные статистические данные общероссийских опросов общественного мнения и результаты исследований Научно-исследовательского центра (социологического, Вооруженных .Сил Российской Федерации). По проблеме исследования изучены официальные документы и статистические данные, опубликованные в средствах массовой информации, монографическая литература, материалы теоретических и научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов».

Достоверность и научная обоснованность /гезультатов исследования обеспечиваются теоретическим и методологическим обоснованием сущности и содержания имиджа офицера-руководителяприменением комплексной научно обоснованной социологической методики изучения исследуемого феноменадостоверностью и валидностью используемых данных, репрезентативностью выборкикомплексным использованием релевантных количественных и качественных методов сбора первичной социологической информациикорректным применением математико-статистических методов обработки и.

1 Объем выборки: экспертный опрос — 64 человека (должностные лица Главного управления по работе с личным составом ВС РФ, Главного командования Сухопутных войск, профессорско-преподавательский состав Военного университета), массовый опрос — 1172 военнослужащих, проходящих военную службу по призыву во всех военных округах, видах Вооруженных Сил и родах войск (сил). анализа данных социологического исследования и их соотнесением с результатами других исследований.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке и обосновании модели формирования имиджа офицера-руководителя Вооруженных Сил. В процессе реализации цели и задач исследования в диссертации были получены следующие результаты, имеющие научную новизну:

— систематизирован социологический понятийно-категориальный аппарат в предметно-объектной области исследования, предложены социологическое определение понятия «имидж офицера-руководителя» и концептуальная модель его основных компонентов;

— создана и апробирована авторская методика социологического исследованияи оценки, имиджа офицера-руководителя, его влияния на эффективность управления воинскими подразделениями;

— исследованы социальные характеристики современного имиджа офицеров-руководителей воинских частей, выделены основные факторы его формирования в воинском подразделении;

— разработаны* процедуры и приемы типологизации имиджа офицера-руководителя;

— исследовано влияние имиджа офицера-руководителя на эффективность управления воинскими подразделениями;

— определены основные направления совершенствования имиджа офицера-руководителя и разработаны рекомендации органам государственного и военного управления в данной сфере.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении теоретических представлений о сущности, содержании, механизме формирования имиджа современного офицера-руководителя, что позволяет совершенствовать методологию исследования данного феномена и деятельность органов государственного и военного управления в данной области. Материалы и выводы исследования способствуют интеграции современных отраслей гуманитарного знания: социологии, социологии управления, психологии, имиджелогии, военной социологии, что позволяет на научной основе оптимизировать процесс управления в воинских коллективах, совершенствовать подготовку офицерских кадров, к данному виду деятельности.

Практическая значимость исследования обеспечивается разработкой и апробацией методики социологического исследования и оценки имиджа офицера-руководителя, которая может использоваться органами военного управления как методическая" база для изучения и оценки профессионально важных качеств офицерского составаформулированием научно обоснованных рекомендаций органам государственной власти и военного управления по формированию позитивного имиджа офицера в. современных условияхвозможностью использовать результаты исследованияв качестве информационно-аналитического материала, необходимого для принятия управленческих решений в процессе подготовки будущих офицеров в ввузах. Результаты данного исследования применимы также для подготовки учебных программ, семинаров и учебно-методических пособий в рамках преподавания курсов социологии управлениясоциологии личности, военной социологии, имиджелогии. •.

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Вобъектно-предметную область диссертационного исследования входят субъекты и объекты управления военно-профессиональной деятельностью, а также способы и результаты управленческого воздействия на сознание и поведение членов воинских подразделений, что соответствует формуле специальности 22.00Ю8— «Социология управления»: Содержание диссертации соответствует пунктам Паспорта научной специальности, определяющим область исследований по специальности 22.00.08 — «Социология управления»: изучение условий управленческого взаимодействия офицеров-руководителей с подчиненным личным составом в ходе реорганизации и модернизации Вооруженных Сил соответствует п. 6.

Факторы, детерминирующие управленческое поведение индивидов в социальных институтах и организациях" — анализ личностных качеств и стилей руководства офицеров-руководителей, их влияния на результативность деятельности воинских подразделений соответствует п. 9 «Содержание, функции и структура культуры управления. Влияние управленческой культуры на реальное поведение людей" — исследование влияния имиджа офицера-руководителя на морально-психологическое состояние военнослужащих отвечает содержанию п. 15 «Проблемы эффективности управленческой деятельности" — описание ценностных ориентаций, мотивов военно-профессиональной деятельности офицерского состава армии и флота согласуется с предметным полем п. 24 «Ценности, мотивы и ориентации личности в системе управления" — создание и апробация методики, позволяющей оценивать сформированный в воинском подразделении имидж офицера-руководителя, соответствует п. 30 «Методы сбора, анализа и оценки социальной информации в системе управления».

Апробация исследования. Теоретические положения и аналитические выводы диссертационного исследования обсуждались на кафедре социологии Военного университета, с членами экспертного сообщества и должностными лицами органов государственного и военного управления.

Основные положения диссертации прошли апробацию в выступлениях на научно-практических конференциях военно-научного общества слушателей и курсантов Военного университета (2009;2011 гг.), на X международной научной социологической конференции студентов и аспирантов «Наша социология: исследовательские практики и перспективы» (РГГУ, 2011 г.), в статьях, опубликованных в научных журналах. Наиболее важные результаты исследования изложены в форме научных сообщений на конференциях, статьей в научных и информационно-аналитических изданиях общим объемом 4,8 п.л., в том числе три публикации помещены в изданиях, рекомендованных в перечне ВАК.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Социологическое определение имиджа офицера-руководителя и концептуальная модель его формирования в воинском подразделении.

Изучение существующих теоретико-методологических подходов к исследованию феномена имиджа позволяет рассматривать имидж офицера-руководителя как его социальный образ, отражающий присущие и приписываемые ему индивидуально-личностные, статусные и профессионально-управленческие качества, характеристики и во многом обусловливающий социальные установки подчиненных по отношению к нему как руководителю военно-социальной организации. Имидж офицера-руководителя детерминирован как социокультурными особенностями военной организации, так и ценностно-ориентационными и социально-установочными предрасположенностями личности. Имидж офицера-руководителя составляет фундамент его авторитета в воинском коллективе и является одним из ключевых факторов эффективности военно-социального управления.

2. Методика социологического анализа социальных характеристик и факторов формирования имиджа офицера-руководителя в воинском подразделении, представляющая собой исследовательскую технологию, включающую комплекс методов сбора и анализа социологической информации.

В качестве основных этапов создания и реализации методики можно выделить: (1) теоретико-методологический (системное описание на основе разработанных общенаучных и социологических подходов социального феномена имиджа офицера-руководителя, специфики его проявленияпостроение концептуальной исследовательской модели) — (2) процедурно-методический (выделение в ходе эмпирической интерпретации и операционализации основного понятия необходимых и достаточных индикаторов для получения качественных и количественных характеристик имиджа офицера-руководителя), (3) организационно-технологический (выбор и осуществление адекватной стратегии исследования) — (4) предметноаналитический (реализация процедур, средств и методов обработки эмпирической информации, анализ и интерпретация данных).

3. Социальные характеристики и типология современного имиджа офицеров-руководителей воинских частей Вооруженных Сил.

Анализ результатов социологических исследований свидетельствует, что в современных условиях для значительной части офицеров-руководителей воинских частей характерен имидж, не обеспечивающий их личностный авторитет в воинских коллективах. Количество командиров, обладающих востребованным максимально функциональным типом имиджа («Оптимальный»), сформированного в воинских подразделениях военнослужащих по призыву, на момент проведения исследования было недостаточным — 50%. Это в значительной мере снижает эффективность управления воинскими подразделениями. Данное обстоятельство обусловливает необходимость выработки и реализации управленческих решений по совершенствованию имиджа современных офицеров-руководителей.

4. Приоритетные направления совершенствования имиджа офицера-руководителя в воинском подразделении, выработанные с учетом специфики данного социального явления и важнейших задач по модернизации Вооруженных Сил.

Комплексная система целенаправленного формирования и совершенствования имиджа офицера-руководителя в воинском подразделении представляет собой рефлексирующую и регулирующую деятельность органов государственного и военного управления по созданию и поддержанию таких условий взаимодействия системы «офицер-руководитель — военно-социальная среда», при которых обеспечиваются самосовершенствование и самореализация личностно-деловых качеств офицера-руководителя в рамках профессиональной деятельности.

Результаты исследования значимости ценностей военной службы приведены в таблице 5.

Заключение

.

Современный этап строительства Вооруженных Сил России, принимая во внимание важность и объем задач, стоящих перед ними в новых условиях внутриполитической и международной обстановки, требует кардинального совершенствования всей системы военно-социального управления, подготовки и комплектования кадрового состава армии. Особое внимание при этом обращается на формирование в Вооруженных Силах высокоинтеллектуального, грамотного, квалифицированного, сознательного и идейного офицерского корпуса — гаранта их боеспособности и боеготовности. Вместе с тем практика показывает, что в настоящее время в офицерской среде существуют кризисные явления, дисфункционально сказывающиеся на эффективности управления воинскими подразделениями. Командный состав воинских частей часто оказывается неадекватным требованиям военной организации. Многие командиры характеризуются слабо развитыми личностными, моральными и профессионально важными качествами, применяют не эффективные приемы и методы работы по обучению и воспитанию подчиненных. В конечном итоге все это приводит к несоответствию офицеров-руководителей институциональным нормам военной субкультуры.

Необходимость совершенствования процесса управленческого взаимодействия командных кадров с подчиненным личным составом, придания этой деятельности научных основ актуализировала поиск адекватных показателей управленческой эффективности офицеров-руководителей Российской армии. Теоретико-методологический анализ, проведенный автором настоящей работы, его эмпирическая проверка и подтверждение в ходе исследования, позволили обосновать возможность использования в качестве. такого показателя имидж офицеров-руководителей.

При анализе теоретико-методологических подходов к изучению имиджа личности было установлено, что в условиях полипарадигмальности современной социологии и многосторонности, как самого объекта, так и теоретических подходов его представления, наиболее целесообразным при исследовании имиджа офицера-руководителя является использование интегративного теоретико-методологического подхода. Использование данного подхода способствует достижению более высокого соответствия конструируемой познавательной модели многообразию изучаемого объекта и позволяет рассматривать офицера-руководителя как субъекта и объекта формирования имиджакак результат взаимного действия личности офицера, воинского коллектива и военно-социальной среды.

Авторское понимание социального феномена имиджа офицера-руководителя, принимая во внимание ранее разработанные и получившие признания теоретико-методологические подходы, выражено в следующем определении: имидж офицера-руководителя — его социальный образ, отражающий присущие и приписываемые ему индивидуально-личностные, статусные и профессионально-управленческие качества, характеристики и во многом обусловливающий социальные установки подчиненных по отношению к нему как руководителю данной военно-социальной организации. Имидж позволяет офицеру-руководителю эффективно функционировать в системе социальных связей и отношений в конкретной военно-профессиональной группе и военно-социальной организации в целом, обуславливает управленческие достижения и социальный успех.

На основе анализа различных подходов, концепций, теорий, современных научных парадигм, их классификации и типологизации, разработана авторская теоретическая концепция исследуемого явления, проведена ее теоретико-экспериментальная проверка и апробация на примере командиров воинских частей. Вооруженных Сил РФ. Реализация методики социологического исследования позволила выявить современное состояние социальных характеристик имиджа офицеров-руководителей и его типы, а также осуществить их описание, что позволило разработать направления, А целенаправленного воздействия органов государственного и военного управления по формированию позитивного имиджа командного состава армии и флота. Результаты исследования говорят также о том, что верно была выбрана теоретическая и методическая модель.

Основными содержательными аспектами предложенной концептуальной модели имиджа офицера-руководителя выступили:

— генетический, в котором представлены субъективные и объективные. источники формирования имиджа личности;

— структурный, представляющий совокупность взаимодействующих между собой элементов: личности офицера, воинского подразделения и военно-социальной среды;

— функциональный, раскрывающий функции имиджа офицера-руководителя.

Теоретико-экспериментальная проверка и апробация авторской концепции была проведена в процессе обследования командиров воинских частей всех видов и родов Вооруженных Сил, что в свою очередь позволило.

— сформулировать выводы о состоянии изучаемого явления, его структуре, основных факторах и наиболее вероятных тенденциях изменения при сохранении существующих условий.

Данные проведенного социологического исследования позволили установить, что в представлении военнослужащих по призыву в наименьшей степени у офицеров-руководителей воинских частей развиты такие личностные качества как стойкость, выдержка, самообладание и ум, понятливость. Это находило свое отражение, прежде всего, в превышении должностных полномочий командирами, а также в их нежелании вникать в потребности.

— подчиненных и своевременно удовлетворять их. Нередко некоторые командиры проявляют аморальные поступки, что обуславливается неразвитостью у них следующих качеств: тактичность, справедливость, отзывчивость. В профессиональном плане значительное количество офицеров-руководителей не являются образцом для подражания среди подчиненных, проявляют непунктуальность. ¦

Широко распространен среди командиров авторитарный стиль руководства, что в мирных условиях военной' службы нередко ухудшает удовлетворенность подчиненного личного состава взаимоотношениями в коллективе.

Все это сказывается на имидже офицеров-руководителей, в результате чего в воинских подразделениях формируется тот или иной его тип.

В ходе исследования было установлено, что доля командиров, имеющих оптимальный максимально функциональный тип имиджа («Оптимальный») в настоящее время недостаточна и составляет 50%. Еще у, половины командного состава в воинских коллективах сложились два типа имиджа — «Проблемный» (30%) и «Нереферентный» (20%), обладатели которых в силу развитости личностных, моральных и профессионально важных качеств вместе с невсегда эффективным стилем управленческого воздействия осуществляют военно-социальное управление в рамках занимаемой должности с меньшей результативностью, обуславливают недостаточную заинтересованность подчиненных в надлежащем исполнении функциональных обязанностей.

Проведенное комплексное военно-социологическое исследование позволило подтвердить, основную гипотезу о влиянии имиджа офицера-руководителя на морально-психологическое состояние личного состава, на отношение подчиненных к командиру и их удовлетворенность военно-служебной деятельностью.

Вместе с тем в настоящее время формирование имиджа офицеров-руководителей не выделяется в виде самостоятельного направления работы органов государственной власти и военного управления по военному строительству и укреплению обороноспособности государства. Отсутствие к этой деятельности должного внимания приводит к низкой результативности функционирования воинских коллективов.

Формирование имиджа как важного компонента функциональной деятельности командного состава Вооруженных Сил происходит под влиянием объективных и субъективных факторов. Объективные факторы формирования имиджа офицеров-руководителей представлены главным образом группами общесоциальных и институционально-организационных.

Факторы, общесоциального, уровня обусловлены глобальными и региональными" процессами изменения внутриполитической и международной ситуации, связанной с ликвидацией биполярного мира и прямого противостояния' двух политических систем, объективно обернувшимися: на начальном этапе реорганизации российского общества снижением потребности в укреплении государственной военной мощиэкономическими процессами становления рыночных отношений в России, собственно состоянием государственной экономикии военно-социальной политики, способностью, поддерживать ее бюджетный сектор.

Институционально-организационные факторы формирования имиджа. офицеров-руководителей связаны с институциональными особенностями развития военной организации России и спецификой социокультурных отношений, как традиционных для офицерского корпуса армии и флота, так и возникших в период перехода Вооруженных Сил: к новому перспективному облику. Во многом эти отношения* носят характер национальной: ментальности, выражают культурные традиции народа и ратный опыт многих поколений, его защитников. Вместе с тем, все чаще их основу составляют, активно привносимые в военную среду и ранее чуждые русскому воинству прагматические ценности, материальной выгоды- «удобных» должностей и мест службы, карьеризма (в отрицательном смысле этого слова) и т. д. Под воздействием: институционально-организационных факторов происходит нормативноезакрепление: конкретных требований к различным параметрам? армейских и флотских командиров в отношении функциональнонеобходимых свойств и характеристик личности.

Действие: факторов^ детерминирующих имидж офицеров-руководителей на частно организационном уровне, как правило, ограничено условиями выполнения: ими-конкретных военно-профессиональных и специальных задач с учетом особенностей вида Вооруженных Сил и рода войск, а также принятой организационной культурой.

Субъективные факторы формирования имиджа офицеров-руководителей армии и флота связаны, прежде всего, с их потребностями, установками, ценностными ориентациями, их социальными, социально-демографическими и социально-психологическими. В определенной степени эти факторы определяют стабильность внутренних процессов, способствующих формированию устойчивых мотивационных основ профессионального поведения личности.

Эмпирический анализ выделенных групп факторов позволил сделать вывод о том, нто состояние ряда из них обусловливает негативное влияние на формирование основных социальных характеристик имиджа офицеров-руководителей и существенным образом снижает эффективность военно-социального управления, функционирования в военной организации в целом.

Признание социальной обусловленности имиджа офицеров-руководителей предполагает принципиальную возможность его формирования. При этом формирование имиджа может носить как индивидуальный характер самостоятельной деятельности личности, направленной на профессиональное самосовершенствование и самовыражение, так и характер целенаправленной и организованной деятельности, осуществляемой в одностороннем порядке на уровне конкретных должностных лиц и формальных структур в рамках их полномочий и компетентности. Последнее дает основание рассматривать деятельность по формированию имиджа в качестве одной из составляющих социального управления, а сам имидж командного состава в качестве объекта целенаправленного управленческого воздействия.

Оценка реального состояния имиджа командиров воинских частей, в совокупности с выявленными негативно влияющими факторами его формирования в воинском коллективе обусловили важность и необходимость разработки — направлений целенаправленной деятельности органов государственного и военного управления по формированию позитивного имиджа офицеров-руководителей в современных условиях.

Целенаправленная деятельность органов государственного и военного управления по формированию имиджа офицеров-руководителей ВС РФ представляет собой динамичные целенаправленные воздействия на военно-социальную среду и личность, в целях способствования ее позитивному самосовершенствованию и самовыражению в процессе воинской деятельности — и управленческого взаимодействия с подчиненным личным составом.

Наиболее актуальными направлениями деятельности органов государственного и военного управления по формированию имиджа офицеров-руководителей в современных условиях выступают:

— личностное, непосредственная личностная структура офицера-руководителя. Реализация социопроектных усилий в этом направлении осуществляется в русле разработки и внедрения человековедческих технологий оптимизации личностной жизнедеятельности;

— средовое, целостная совокупность общесоциальных, институциональных и организационных условий человеческой жизнедеятельности. Суть технологий, разрабатываемых в рамках данного направления, заключается в создании оптимальных условий для осуществления социально-управленческой деятельности офицера-руководителя.

В рамках социально-средового направления определены наиболее актуальные пути оптимизирующих усилий:

— на общественно-государственном уровне: а) воспитание граждан в духе идейно-нравственных ценностей военной службыб) обеспечение устойчивого репутационного статуса российского офицера и престижа его военной службыг) создание комплекса социально-экономических, материально-бытовых и правовых условий жизнедеятельности офицеров и членов их семей.

— обеспечение устойчивости институционально-организационного комплекса, действующего на уровне института военной службы. Разработаны основы проектирования и внедрения комплексной технологии регулирования социального поведения офицера, включающей в себя различные образования — экономические, политические, правовые, социокультурные, педагогические, организационно-управленческие, ориентирующие, ритуально-символические, эстетические, и методы социальной регуляции — отбор, предписывание и контроль на уровне формальной и неформальной организаций.

Направления целенаправленной деятельности органов государственного и военного управления по формированию позитивного имиджа офицеров-руководителей выступили концептуальной1 основой,. для выработки практических рекомендаций с целью эффективного управленческого воздействия на его социальные характеристики.

По4 результатам диссертационного исследования разработаны практические предложения и рекомендации, объединенные в зависимости от степени компетентности и объема полномочий* субъектов военно-социального-управления в три основные группы:

Первая группа рекомендаций предназначена для органов государственного управления. На данном уровне рекомендуется:

• Министерству связи и массовых коммуникаций РФ сосредоточить усилия государственных СМИ. на формирование позитивного общественного отношения к институту военной1 службы, повышение престижа профессии офицера. В этих целях в СМИ предполагается:

— пропаганда героического прошлого армии и флота, информирование общественности о подвигах современных офицеров;

— проведение патриотических информационно-рекламных компаний, направленных на формирование в общественном сознании образа офицера как защитника интересов народа, российского Отечества и мира;

— распространение интервью и выступлений представителей высшего государственного и военного руководства по вопросам модернизации Российской армии;

• предусмотреть систему мер, направленных на поддержку частных СМИ, участвующих в формировании позитивного имиджа Вооруженных Сил;

• ВЦИОМ организовать ежемесячный мониторинг общественного мнения по вопросам современного строительства Вооруженных Сил с целью подготовки обоснованных предложений руководству страны по реализации государственных программ формирования позитивного имиджа Вооруженных Сил и офицерского состава армии и флота;

• совершенствовать систему военно-патриотического воспитания молодежи с учетом опытареализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы», расширение сети клубов, организаций исторической и патриотической направленности в средних и в высших учебных заведениях;

• законодательно обеспечить повышение социального > статуса российского офицера, соответствующего современному этапу развития общества, задачам модернизации военной организации государства;

• обеспечить реализацию комплекса социальных гарантий офицерского состава и членов их семейсоздать Концепцию формирования позитивного имиджа Вооруженных Сил, включающую в качестве обязательных компонентов те характеристики, которые делают военную службу привлекательной для современной молодежи;

•* формировать государственную идеологию военной службы, особенно верность конституционному долгу, неукоснительное соблюдение военной присяги И| следование лучшим традициям Российской армии.

Вторая группа рекомендаций* предназначена для различных звеньев военно-социального управления Министерства обороны Российской Федерации. Предлагается:

• - разработать и принять Кодекс чести российского офицера, отражающего! духовно-нравственные ориентиры* профессиональной деятельности кадровых военнослужащих, социально-нравственные ценности их ратного труда;

• в рамках «Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года» разработать и внедрить Комплексную программу совершенствования патриотической, культурно-нравственной и правовой подготовки офицеров-руководителей;

• разработать типовые социокультурные модели личности будущего офицера-руководителя;

• Управлению пресс-службы и информации МО РФ продолжить совершенствование и насыщение информацией Интернет-сайта МО РФ (www.mil.ru);

• Научно-исследовательскому центру (социологическому, ВС РФ) осуществлять мониторинг вопросов личной примерности командиров подразделений и воинских частей с целью подготовки обоснованных предложений руководству Минобороны для принятия необходимых кадровых решений;

• Главному управлению по работе с личным. составом ВС РФ создать систему социологического обеспечения деятельности органов военного управления по формированию позитивного имиджа офицеров-руководителей;

• в проекты новых общевоинских уставов, наставления и инструкции по морально-психологической подготовке войск заложить основные положения имиджирования как научно обоснованного и технологически апробированного процесса разработки и формирования позитивного имиджа командного состава Вооруженных Сил;

• внедрить в программу подготовки и повышения квалификации командного состава армии и флота спецкурс «Формирование позитивного имиджа офицера-руководителя в воинском подразделении». В целях обеспечения качества преподавания данного курса привлечь профессиональных специалистов: социологов, психологов, педагогов, имиджмейкеров и др.

Третья группа рекомендаций адресуется непосредственно личности офицера-руководителя. Она включает освоение и внедрение в практику повседневной жизни офицера-руководителя апробированных человековедческих технологий, ориентированных на: а) самосбережение и саморазвитиеб) сохранение и поддержание здоровьяв) формирование системы индивидуально-личностных и профессионально-управленческих качествг) мастерское владение технологией самопрезентации.

Рекомендации в области научно-исследовательской работы адресуются научно-исследовательским организациям. Для расширения научно-исследовательской деятельности по проблеме формирования позитивного имиджа офицеров-руководителей предлагается:

• разработать типовые методики социальной диагностики формируемого в воинских подразделениях имиджа командного состава;

• разработать социальные технологии и рекомендации органам государственного и военного управления, направленные на совершенствование имиджа командных кадров.

Реализация предложенных рекомендаций может существенно скорректировать формируемый в воинских коллективах имидж офицеров-руководителей в сторону повышения его функциональности в современных условиях реформирования российских Вооруженных Сил.

Рассмотренные проблемы и направления формирования имиджа офицеров-руководителей Вооруженных Сил РФ далеко не исчерпывают всего комплекса вопросов, касающихся сущности, содержания и механизмов решения глобальной задачи — подготовки полноценного командного состава армии и флота, модернизации системы военно-социального управления. Они представляют собой лишь одну из попыток социологического изучения этого процесса, характерных особенностей его протекания в условиях современного российского общества и его военной организации. Дальнейшее продвижение вперед в исследовании имиджа различных категорий военнослужащих представляется весьма полезным.

Практика управления процессом формирование имиджа офицеров-^ руководителей, постоянно выдвигает новые теоретические проблемы, которые требуют внимательного анализа, решения, выработки практических рекомендаций. А его эффективность в новых условиях функционирования Вооруженных Сил определяется не механическим набором тех или иных конкретных действий, а их системой, охватывающей нормативно-правовые,. материально-финансовые, социально-организационные и идейно-воспитательные меры.

В заключении необходимо подчеркнуть, что деятельность органов государственного и военного управления по формированию позитивного имиджа офицеров-руководителей Российской армии является важным условием, обеспечивающим эффективность функционирования кадрового потенциала военной организации государства и укрепления обороноспособности страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аверченко J1.K. Практическая имиджелогия: Новосибирск: СибАГС, — 2007.
  2. Т.З. В поисках имиджа: (Как стать телезвездой). М.: Добрая книга, 1995.
  3. И. Имидж и этикет делового человека: Изложение спецкурса. М.: Энн, 1996.
  4. В.Н., Левчик Д. А., Устименко C.B. Воюют надписи: Имидж кандидата и способы его актуализации / Ин-т социальных и политических технологий. М., 1995.
  5. Американская социологическая мысль: Тексты. / Под В. И. Добренькова. Mr. Изд-воМГУ, 1994.
  6. . O.A. Ораторское искусство и деловое общение. М.: Новое знание, 2002.
  7. У., Смит О. Б., Пизи М.Дж. Воспитай своего лидера. Как находить, развивать и удерживать в организации- талантливых руководителей. М.: Вильяме, 2002.
  8. Ф.А. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. М., 2001.
  9. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
  10. П. Продай себя! Тактика^ совершенствования Вашего имиджа. Минск: Амалфея- 2004.
  11. Р. Развитие Я- концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  12. К. Конкретный и конкурентный PR: Прямое и эффективное руководство для специалистов по PR, имиджу и рекламе. М.: ЭКСМО, 2004.
  13. Блэк С. PR: международная практика. М., 1997.
  14. . В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург, 2000.
  15. . Символический обмен и смерть. М.: «Добросвет», 2000.
  16. . Система вещей. М.: Рудомино, 2001.
  17. .П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. М.: ИНФРА-М, ИМИДЖ-Контакт, 2001.
  18. Большая Советская Энциклопедия. 1970−1977.
  19. Большой современный толковый словарь русского языка/ Ефремова Т. Ф., 2006.
  20. Большой толковый социологический словарь. М., 2001.
  21. В.Ф. Социология военного управления. М. 2009.
  22. Г. В. Психология делового общения: М.: ИНФРА-М, 2008.
  23. Р.Н. Этика деловых отношений. М.: Финансы и статистика, 2001.
  24. Браун JL Имидж путь к успеху. СПб.: Питер, 2000.
  25. В., Тильке М. История костюма. М.: Эксмо, 1996.
  26. Булгари М. PiR в Интернет. Паблисити, имидж, реклама, паблик рилейшинз. СПб.: ATA «БОЛГАР», 1999.
  27. Булыгин Ю. Е. Организация социального управления (основные понятия и категории). Словарь-справочник. М.: «Контур"', 1999.
  28. П. Социология политики. М, 1994.
  29. Л.И. Теория и практика деловых отношений. М., 2006.
  30. А. Стратегия саморегулирования, или как стать хозяином своей жизни. М.: Эксмо-Пресс, 2002.
  31. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  32. М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избран. Произведения. М., 1990.
  33. М. Хозяйство и общество. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2010.
  34. П. Искусство менеджмента. М., 2006.
  35. В. И. Деловая репутация: личность, культура, этика, имидж делового человека. М., 1996.
  36. Э.А. Имидж против имиджа. М., 2005.
  37. М.Б. Имидж делового человека: внешность. СПб.: Политекс, 2000.
  38. H.H. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств1 человека как бойца. СПб, 1907.
  39. H.H. Наука о войне. О социологическом изучении войны. Париж, 1938.
  40. В.Г. Прикладная имиджеология. М.: Академический Проект, 2007.
  41. М.К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: методология и методы. М., 2009.
  42. Е.Г. Имидж лидера. Технология создания и продвижения. Тренинговая программа. М.: Инфра-М, 2007.
  43. И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Инфра-М. 1990.
  44. Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил Российской-Федерации: Военно-теоретический труд / Рук. авт. кол. В. П. Суставов. М.: ВУ, 1997.
  45. И.Г. Имидж фирмы. Екатеринбург, 1997.
  46. .П. Политика и ее имиджи. М., 1988.
  47. Гурев’ич П. С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М.: Искусство, 1991.
  48. Ф. Ваш абсолютный имидж. Книга для политиков и бизнесменов, мужчин и женщин. М., 1997.
  49. Р. Установка на успех. Персональный определитель потенциала устойчивости. СПб.: Питер, 2002.
  50. Ф. Реклама: М.: ЮНИТИ, 2002.
  51. Джи Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение. М.: «Центр», 1999.
  52. Добреньков В. И, Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 1. Теория- и методология. М.: ИНФРА-М- 2003. XXII.
  53. Д.М. Паблисити и паблик рилейшнз. М.: Филинъ, 1996.
  54. Э.К. Имиджелогия для руководителя-. Новосибирск, 1998. Дэвис Ф: Полная уверенность в себе. Минск: Попурри, 2002.
  55. Ф. Создай себе имидж. М: ООО «Попурри».-1998.
  56. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М, 1995.
  57. Л.Г. Военная социология и управление социальными процессами в СА и ВМФ // Актуальные проблемы развития военной социологии в условиях перестройки армии и флота. М., 1990:
  58. За профессиональную армию. Идеи Шарля де Голяи их развитие в XX. веке / Российский военный сборник. М: ВУ.,. 1997.59- Зборовский Г. Е. Костина Н.Б. Социология управления: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004.
  59. Т. А. Имидж педагога: методическме рекомендации. Великий Новгород, 2002.
  60. Ивлева Э: К. Имидж и управление: (Рабочая книга руководителя). Новосибирск, 1999.
  61. А., Кадацкий В., Никифоров К., Пихоя Л. Отзвук слова: Из опыта работы спичрайтеров первого президента России. М.: ИМА-Пресс, Группа Компаний «Никколо-М», 1999.
  62. Имидж армии — имидж России (коллективная- монография). М.: РИЦ АИМ, 2006.
  63. Имидж лидера: Психол. пособие для политиков / Е. Абашкина и др.- Отв. ред. Е. В. Егорова-Гантман.-М.:0-во «Знание» России, 1994.
  64. Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков /Абашкина Е. и др.- отв. ред. Егорова-Гантман Е.В. М., 1994.
  65. Имидж руководителя: Представителям сторон соц. партнерства в Москве. М.: Учеб.-исслед. центр Моск. Федерации профсоюзов, 1999:
  66. Имиджелогия 2004: состояние, направления, проблемы. Материалы Второго международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е. А. Петровой. М.: 2004.
  67. Имиджелогия 2005: феноменология, теория, практика. Материалы Третьего международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е. А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2005.
  68. Имиджелогия 2006: актуальные проблемы социального. имиджмейкинга. Материалы Четвертого международного симпозиума поимиджелогии / Под ред. А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2006.
  69. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  70. СМ., Сентер А. Х., Брум Г. М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М.: Вильяме, 2000,
  71. А .Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2007.
  72. A.C. Основы имиджелогии и делового общения: учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  73. Н.И. Формула успеха, или философия жизни эффективного человека. М.: АСТ-пресс, 2002.
  74. Колоскова Мария. Внутренний имидж руководителя компании // Научно-практический журнал Персонал-микс. 2003. — № 6.
  75. А.И., Тюрина И. О. Социология управления: фундаментальный курс. М.: Академический Проект, 2005.
  76. С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М.: «Экзамен», 2004.
  77. И. Создай свой имидж. СПб., 1997.
  78. А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: Учебное пособие для вузов. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008.
  79. Ф.А. Имидж бизнесмена. М.: Ось-89, 1996.
  80. Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М.: Ось-89, 2002.
  81. .В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления. М., 1990.
  82. Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
  83. С. Е. Ситников А.П. Россия: стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информационные технологии и кризисные ситуации. М.: КГ «Имидж-Контакт», 2001.
  84. Я. Роль руководителя в управлении трудовыми коллективами. М., 1978.
  85. Г. Как завоевать престиж. (Настольная книга бизнесмена). М.: Агентство «ФАИР», 1998.
  86. Г. Психология народов и масс. СПб.: «Макет», 1995.
  87. К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000-
  88. К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000.
  89. Ли Якокки. Карьера менеджера. 1984.
  90. Э.Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах. СПб.: Речь, 2002.
  91. И.П., Литвинов И. И., Меньчуков А. В. Стиль исполнения управленческой должности. М., 2003.
  92. Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб., 2007.
  93. Лучшие психологические тесты. Сборник психологических тестов. Методика личностного дифференциала. СПб., 1997.
  94. Мак-Гиннес Д. Как продавали президента в 1968 году. М., 1969.
  95. Н. Государь. Минск, 1998.
  96. Г. В. Состояние межличностных отношений в воинских коллективах Вооруженных Сил Российской Федерации // Военно-социологические исследования. 2010. № 2.
  97. В.Г. Стиль социально-управленческой деятельности командира и основные пути его совершенствования. М., 1997.
  98. A.C. Исследование систем управления: учебник для вузов. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005.
  99. В.М. «Я» как личностная характеристика государственного служащего // Имидж госслужбы. М., 1996.
  100. Г. И., Носков И. А. Имидж в политике. М.: Владос, 1997.
  101. В.Ф. Имидж: Психология сознания. М.: Ника-Центр, 2002.
  102. Р.К. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT, Хранитель, 2006.
  103. М. Основы менеджмента. М.: Дело, 1993.
  104. A.A. Образ компании. М.: Типография «Новости», 2001.
  105. O.A. Эффективные переговоры. Практическое пособие для деловых людей. М.: Издательский дом «ИНФРА-М», 2008.
  106. Д. Новый государь. Новая версия Макиавелли для двадцать первого века. М.: Николо М, 2003.
  107. И. Я и мой имидж. М.: Яуза, 1997.
  108. Новая армия России. М., 2010.
  109. В .К., Передня Д. Г. Имидж современной российской армии глазами молодежи// Социологические исследования. 2006. № 11.
  110. Общая социология. Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. М., 2002.
  111. Д. Подготовка командного состава сухопутных войск США // Военный вестник. М., 1990. № 12.
  112. Основы современного социального управления: теория и методология / под редакцией В. Н. Иванова. М., 2000.
  113. А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. М.:Академия нар. хоз-ва при Правительстве РФ, 1998.
  114. А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-JI, 2007.
  115. А.Ю. Я Ваш имиджмейкер и готов сформировать Ваш профессиональный имидж. М.: Дело, 2004.
  116. Т. О социальных системах. М.: Академический Проект, 2002.
  117. Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М, 1996.
  118. В. М. Профессиональный имидж. Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2001.
  119. A.C., Кизимова Т. Г., Пронченко А. Г. Имидж делового человека. М.: Приор, 1997.
  120. Ф. И. Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1989.
  121. Е.Б. Механизмы функционирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия. М., 2003.
  122. Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002.
  123. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. М.: Эксмо, 1992.
  124. А. Г. Примаков B.JI. Социализация личности и ее особенности в условиях военной службы. М.: ВУ, 1998.
  125. Политическая имиджелогия (коллективная монография) / Под общ. науч. ред. Л. Г. Лаптева, Е. А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2006.
  126. .Ф. Социальная политология и история. М., 1979.
  127. Постижение военного искусства: Идейное наследие А.Свечина. М.: Русский путь, 2000.
  128. Г. Г. Имидж и выборы. Имидж политика, партии, президента. Киев: АДЕФ-Украина, 1997.
  129. Г. Г. Имидж: от фараонов до президентов: Строго воображаемых миров в мифе, сказке, анекдоте, рекламе, пропаганде и паблик рилейшнз. Киев: АДЕФ-Украина, 1997.
  130. Г. Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев: Изд-во «АДЕФ-Украина», 1998.
  131. Г. Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. Изд-во: РА Губерникова, 1995.
  132. Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 2000.
  133. Г. Г. Профессия: имиджмейкер. Киев: ИМСО МО Украины, 1998.
  134. B.JI. Социализация офицера в условиях военной службы (на примере Вооруженных Сил РФ). М.: ВУ, 2000.
  135. А. Имидж как инструмент управления // Информация и бизнес, 2002. № 2.
  136. Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная эпистемология. М.: Институт востоковедения РАН, 1999.
  137. Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002.
  138. A.A., Ходырев A.A. Управленческая имиджелогия. Тверь: ГЕРС, 1998.
  139. Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М., 1998.
  140. С., Брэберн Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях / Пер. с англ.
  141. Д.М. Рогозина, М.В. Рассохиной- Под ред. Г. С. Батыгина. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.
  142. A.A. Стратегия. Военный Вестник. М., 1927.
  143. С. Рекламирование вооруженных сил в США, Германии, Франции // Зарубежное военное обозрение. М., 1993. № 3.
  144. В.В. Социология войны. М.: «Ось-89», 1998.
  145. В.В., Дерюгин Ю. В. Социология армии. М., ИСПИ РАН, 1996.
  146. A.C. Социальные технологии в системе управления военной организацией. Монография. М.: Военный университет, 1997.
  147. A.C. Социальные технологии: теоретические и методические ~ основы проектирования и внедрения. М.: АПС, 1996.
  148. A.C. Технологические основы военно-социологического исследования. М., 1996.
  149. Современная американская социология. М., 1994.
  150. А.Ю. Личностно-ориентированный стиль в структуре военно-социального управления// Социологические исследования. 2010. № 5.
  151. Е.А., Сорина Н. А. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. М.: Гном-Пресс, 2002.
  152. П.А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006.
  153. Социологическая энциклопедия. М.: Мысль, 2003.
  154. М. Имидж мужчины: Пособие для преуспевающего мужчины. М.: Лик пресс, 1998.
  155. П.С. Эмоции ума. Книга всемирных рекордов интелллекта. Мысли, микро-эссе, афоризмы. В 2-х т. Симферополь, 1997. Т.1.
  156. Г. Н., Греков Н. В. Репутация. Этикет, Бизнес. Омск, 1993.
  157. Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. М., 2007.
  158. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Израиль, 1994.
  159. И. А. Имидж как программирование поведения. Рязань: Новое время, 1997.
  160. О. А. США: реклама и общество. М.: «Мысль», 1974.
  161. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М., 2002.
  162. Философско-методологические проблемы управленческой деятельности военных кадров: учеб. пособие / под общ. ред. П. В. Петрия. М.: ВУ, 2006.
  163. С.С. Социология организаций. М.: Гардарики, 2001.
  164. С.С. Социология. М.: Наука, 1994.
  165. М.В. Собр. соч. Т.З.
  166. Ю.А. Социальный статус военнослужащего. М.: ВУ 1997.
  167. Ф.И. Маска и душа М., 1997.
  168. Ф.И. Имидж фирмы: технология управления. М.: Академический проект, 2006.
  169. Шарль де Голь. На острие шпаги. М., 2006.
  170. В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М.: ЮНИТИ, 1997.
  171. В.М. Коммуникационный менеджмент. М.: Гардарики, 2004.
  172. В.М. Менталитет руководителя. Управленческое мышление. М.: Народное образование, 2010.
  173. В.М. Профессия имиджмейкер. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  174. В.М. Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера. М.: Дом педагогики, 2000.
  175. В.М. Управленческая этика М.: Экономика, 1989.
  176. В.М. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски. М.: Фин-стат. 2005.
  177. В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М.: Искусство, 1988.
  178. П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005.
  179. В.Н. Социология и общество: Научное познание и этика науки. М.: ЦСПиМ, 2010.
  180. Шюц А. Структура Повседневного мышления // Социологические исследования, 1988. № 2.
  181. Энциклопедический социологический словарь/ под ред. Осипова Г. В. М.: ИСПИРАН, 1995.
  182. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», 2001.
  183. Boorstin D.J. The Image or What Happened to the American Dream. N.Y.: Atheneum, 1961.
  184. Boulding, K.E. The Image: Knowledge and Life in Society. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1956.
  185. Cooley C.H. Human Nature and the Social Order. N.Y.: Free Press, 1956.
  186. Crozier M. The bureaucratic phenomenon. L., 1964.
  187. Homaiis G. Contemporary theory in sociology / Handbook of modern sociology. Chicago, 1964.
  188. International encyclopedia of the social sciences. N.Y., 1968.
  189. Mead G.H. Mind, Self, and Society. From the Standpoint of a Social Behaviorist. Chicago: The Universtity of Chicago Press, 1934.
  190. Osgood Ch., Suci G., Tannenbaum P. The Measurement of Meaning. Urbana, 1957.
  191. Parsons T. Social Structure and Personality, N.Y., Free Press, 1964.
  192. Parsons Т., Bales R. F. Family, socialization and interaction process. Glencoe. III.: The free press, 1956.
  193. Schutz A. The Phenomenology of the Social World, 1932.
  194. Sullivan A.J. Toward a Philosophy of Public Relations: Images // Information, Influence, and Communication, 1961.
  195. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft: Grundriss der verstehende Soziologie.- 5., rev. Aufl.- Tubingen: Mohr, 1980. Kap. III. Die Typen der Herrschaft.
Заполнить форму текущей работой