Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономический механизм формирования свободных экономических зон на Северном Кавказе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При разработке новой модели могут ставиться задачи создания СЭЗ не только анклавного характера, но и СЭЗ, способных к максимальной интеграции в экономику страны. Усилия также должны быть направлены на привлечение научно-технического потенциала исследовательских центров, находящихся вне СЭЗ. Кроме этого, необходимы особые формы органов управления зон, предусматривающие в соответствующих случаях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Условия и предпосылки создания свободных экономических зон в условиях экономики традиционного типа
    • 1. 1. Анализ мирового опыта создания и функционирования свободных зон в процессе реформирования национальной экономики
    • 1. 2. Проблемы и тенденции формирования свободных экономических зон в России -}. *

    Глава 2. Анализ возможностей СеверногЪ’Кавказа по формированию свободных экономических зон 59 2.1 .Оценка уровня адекватности географического положения и экономических условий Северного Кавказа требованиям свободных экономических зон 59 2.2.Возможные формы создания свободных экономических зон на Северном Кавказе и анализ их инвестиционной привлекательности

    Глава 3. Экономические и организационно-правовые аспекты механизма создания зон свободного предпринимательства 120 3.1.Финансово-налоговый механизм привлечения инвестиций в свободные экономические зоны 120 3.2.0собенности организационно-правовой базы создания и функционирования зон свободного предпринимательства

Организационно-экономический механизм формирования свободных экономических зон на Северном Кавказе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что совершенствование механизма управления внешнеэкономической деятельностью в условиях перехода страны к рыночной системе хозяйствования, безусловно, повлияет на повышение эффективности внешнеэкономической сферы, способной стать фактором оздоровления и последующего развития российской экономики.

Становление рыночной экономической системы в стране, переход к новым методам государственного управления, формирование адекватной законодательной базы, стремление России укрепить свое положение в качестве полноправного субъекта международных экономических отношений обусловили необходимость планомерного решения задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и международном плане.

Процесс трансформации хозяйства страны сопровождается изменением геополитической и экономической ситуации, углублением экономического кризиса, снижением эффективности системы управления экономикой. Преодолеть внутренний кризис и обеспечить полноценную интеграцию Российской Федерации в систему мирохозяйственных связей, на наш взгляд, возможно при реализации концепции углубления международных связей и участия в международном разделении труда через механизм свободных экономических зон.

В ходе выработки новой концепции внешнеэкономической стратегии Российской Федерации, в условиях децентрализации внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом, остро стоит вопрос обеспечения целенаправленного воздействия на подсистемы федерального и регионального уровней управления, содействующие формированию прогрессивной структуры внешнеэкономических связей.

Одно из важных направлений решения такой задачи является реализация региональных преимуществ (природных, производственных, транспортных, кадровых и других) через внешнеэкономическую деятельность в процессе создания свободных экономических зон. Многие из преимуществ территорий центр полностью реализовать не может, поскольку они конкретны и противоречивы. У регионов потенциально для этого больше возможностей.

Такой подход не означает, что интересы Федерации отодвигаются на второй план. Центр реализует «свой» эффект, получаемый на более высоком уровне и в больших масштабах — эффект общегосударственной кооперации.

В России уже накоплен определенный опыт создания свободных экономических зон в рамках краев, областей и регионов. Однако как показала практика, в функционировании свободных экономических зон каких-то заметных положительных результатов пока не достигнуто. Во многом это объясняется тем, что проблему пытались решить методом проб и ошибок. Чтобы внести изменения, нужен глубокий анализ противоречий и проблем, мешающих позитивному решению вопросов. Необходима научная и практическая работа по выбору организационно экономических решений, системы регуляторов и инструментов формирования и функционирования СЭЗ.

Это и определило актуальность темы исследования, научную и практическую значимость проблемы.

Степень изученности проблемы. Опыт функционирования зарубежных и отечественных СЭЗ широко освещается в нашей научной литературе. Изучению проблем внешнеэкономической деятельности страны, формированию и развитию свободных экономических зон посвящены работы Л. И. Абалкина, О. Б. Богачева, О. Т. Богомолова, Л. Б. Вардомского, В. А. Дергачева, В. И. Замятина, Р. И. Зименкова, Ю. П. Калмыкова, В. Е. Рыбалкина, В. А. Савина, Е. И. Сафронова, Н. В. Смородинской, И. П. Фаминского, А. Г. Шаповальянца, В. М. Штульберга и других.

Из трудов иностранных специалистов, работавших над этими проблемами мы можем назвать работы таких ученых как Абдул Рахман али Абдул Рахман, С. Ватанабе, Ду Синхуа, Занг Тхань Тунг, Ли Хао, Ли Чженьвэнь, Линь Ецинь, Р. Лоуренс, Сюй Цзыцэ, Цай Жэньцюнь, Хунсюнь Дэн, Чан Сюцзэ, Гэ Сяоюй, Л. Янг и другие.

Вместе с тем, новые проблемы, возникшие в сложившейся социально-экономической ситуации в стране, особенно после августа 1998 года, а также настоятельная необходимость поиска решений вывода из кризиса депрессивных территорий требуют дальнейшей разработки вопросов формирования механизмов экономического роста с помощью инструмента свободных экономических зон.

Актуальность темы

необходимость осмысления теоретических проблем и существующего опыта функционирования СЭЗ на территории Российской Федерации, стремление разработать организационные элементы стратегии создания СЭЗ в рамках концепции экономического роста территорий и субъектов Федерации — все это обусловило выбор темы диссертации, ее цель, задачи и направления исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка организационно-экономических основ выбора наиболее эффективных путей формирования свободных экономических зон на Северном Кавказе.

Цель исследования обусловила постановку следующих основных задач:

— проведение анализа мирового опыта создания и функционирования свободных экономических зон и их хозяйственного механизма;

— выявление места и роли свободных экономических зон в развитии экономики России и Северного Кавказа;

— оценка уровня адекватности географического положения и экономических условий Северного Кавказа требованиям свободных экономических зон;

— анализ инвестиционной привлекательности экономики субъектов Северо-Кавказского метарегиона для иностранных и отечественных инвесторов;

— определение наиболее приемлемых структур СЭЗ, обеспечивающих адаптацию к конкретным экономическим особенностям развития Северного Кавказа;

— обоснование предложений по созданию особого финансово-налогового механизма регулирующего бюджетные взаимоотношения субъектов Северного Кавказа и Российской Федерации, исходя из особенностей планируемых СЭЗ;

— разработка рекомендаций по формированию эффективного организационно-правового механизма функционирования СЭЗ.

Предметом исследования является организационно-экономический механизм создания и функционирования свободных экономических зон, рассматриваемый во взаимосвязи с особенностями развития экономики и задачами создания условий экономического роста депрессивных территорий.

Объектом исследования является экономика Северного Кавказа в целом, а также республик, краев и областей, входящих в состав Северо-Кавказского метарегиона.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составляют современная экономическая теория, труды ученых-экономистов в области современной рыночной экономики и внешнеэкономической деятельности, законодательные и нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.

В процессе исследования использовались методы экономического анализа, статистических группировок, системного и сравнительного анализа.

Эмпирической базой исследования послужили научные исследования российских и зарубежных ученых, материалы Госкомстата Российской Федерации, республик, краев и областей Северного Кавказа.

Научная новизна результатов диссертационной работы состоит в еледующем:

1. На основе анализа опыта создания и функционирования свободных экономических зон в развитых и развивающихся странах, а также в Российской Федерации определены особенности механизма адаптации свободных экономических зон к условиям Российской Федерации;

2. Разработан инструментарий и выполнена оценка уровня адекватности географического положения и экономических условий Северного Кавказа требованиям свободных экономических зон;

3. Предложен к применению механизм трехуровневой системы создания свободных экономических зон на Северном Кавказе;

4. Обоснованы предложения по созданию условий для привлечения инвестиций и формированию структуры свободных экономических зон на Северном Кавказе;

5. Разработаны предложения по совершенствованию механизма межбюджетных отношений субъектов Северного Кавказа и Российской Федерации, исходя из особенностей планируемых СЭЗ;

6. Разработаны рекомендации по формированию эффективного организационно-правового механизма функционирования СЭЗ на Северном Кавказе.

Практическая ценность диссертации заключается в комплексе предложений, направленных на максимально возможное использование преимуществ свободных экономических зон в конкретных условиях экономики Северного Кавказа, минимизацию существующих инвестиционных рисков, повышение эффективности экономики как в самих зонах, так и на остальной территории Северного Кавказа, развитие новых форм и методов хозяйствования, базирующихся на использовании передового зарубежного опыта.

Реализация предлагаемых мер будет способствовать повышению уровней технического развития различных регионов Северного Кавказа и увеличению вклада отдельных субъектов Федерации в общенациональную экономику.

Апробация и реализация результатов работы: основные результаты исследования докладывались на научных конференциях, проведенных в Инстит-цуте социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской Академии наук. Предложения диссертанта по совершенствованию правовой защиты иностранных инвестиций были направлены в Министерства экономики субъектов Северного Кавказа.

Публикации. Основные положения и результаты научных исследований по тематике диссертации были опубликованы в 5 работах общим объемом 2,3 печатных листа.

Заключение

.

В настоящее время концепция свободных зон успешно используется во многих странах с переходной экономикой.

Существуют две концепции подхода к определению целесообразности создания свободных экономических зон в регионе:

1. СЭЗ — это специально выделенные территории, на которых применяется определенный режим деятельности, так называемый «территориальный подход» ,.

2 Режим, который представляет некоторые льготы компаниям независимо от их местоположения на территории страны, в той мере, насколько их деятельность соответствует установленным критериям, так называемый «режимный подход» .

Процесс создания «анклавов экономического роста» в России был начат в 1990 году. В период с 1990 по 1992 г. г. было принято около 40 нормативно-правовых актов по СЭЗ.

На практику создания СЭЗ в России с самого начала стали оказывать влияние противоречивые интересы. С одной стороны, политика федеральных властей отличалась непоследовательностью, отражая отсутствие четкого представления о механизме роли зон в осуществлении общегосударственного интереса. С другой стороны, идея СЭЗ использовалась администрациями разных уровней в качестве инструмента лоббирования дополнительных полномочий и привилегий, а не как инструмент создания эффективной экономики.

Особый интерес представляет создание в России первого оффшорного института — зоны экономического благоприятствования в Республике Ингушетия.

В стратегии и тактике реализации проектов СЭЗ имеется существенная диспропорция, не учитывающая фактор сложившейся промышленно — производственных структуры и связей предыдущего периода. Невостребованная на нынешнем этапе область экономических взаимоотношений, обуславливаемая дореформенным понятием экономический район, на наш взгляд, может внести дополнительный импульс в тенденции формирования СЭЗ в России, как инструмента реформирования национальной экономики.

В формирования СЭЗ, необходим учет следующих экономических уровней:

Федеральный уровень. Создание и развитие СЭЗ на стратегически важных, общегосударственных направлениях и объектах. В этот уровень могут быть включены СЭЗ, расположенные на крупнейших транспортных узлах общефедерального уровня.

Уровень экономического района. Создание и развитие СЭЗ в интересах экономического района. Примером такого уровня может служить СевероКавказский метарегион.

Административный уровень (субъект Российской Федерации). Этот уровень предполагает создание свободных зон в области, крае или республике Российской Федерации оказывающих влияние, прежде всего, на экономику самого субъекта федерации.

Оценка уровня адекватности географических и экономических условий региона, претендующего на реализацию стратегии СЭЗ, предполагает анализ следующих условий: общее географическое положениеудобство транспортного сообщенияналичие определенного качества трудовых ресурсовразвитие инфраструктурыналичие земельных участков или технических площадейналичие достаточных энергетических ресурсовразвитие, в достаточной степени, рыночной инфраструктуры.

Особое значение для решения вопроса о форме создаваемой СЭЗ имеет оценка организационных условий создания СЭЗ. Требования, связанные с организационно-экономическими условиями, в основном оказывают влияние на специализацию СЭЗ. Причем, организационный фактор деятельности.

СЭЗ, может стимулировать не только существующее производство в том или ином регионе, но и оказывать влияние на развитие его структурных связей.

Оценка привлекательности СЭЗ будет не полная, если не будут учтены геополитические, этнокультурные и исторические факторы, а так же степень политической стабильности.

Следует обратить внимание на три крупных направления специализи-ции экономики Северного Кавказа в целом: топливно-энергетические отрасли, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность.

При рассмотрении динамики внешнеторгового баланса республик и краев Северного Кавказа можно сделать вывод, что наибольший внешнеторговый оборот имеет субъекты, которые связаны с международными транспортными узлами (Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Дагестан) и Ингушетия (где создана СЭЗ).

Можно констатировать, что, несмотря на нестабильность Северного Кавказа с криминальной точки зрения, общий объем иностранных инвестиций в экономику метарегиона имеет тенденцию к росту. Это показывает привлекательность Северного Кавказа для иностранного капитала и свидетельствует о возможности создания концепции развития свободных экономических зон, адекватных современным условиям состояния экономики Северного Кавказа.

Международная практика свидетельствует, что свободные экономические зоны в большинстве случаев обычно представляют собой небольшие по территории анклавы с особо благоприятными условиями для привлечения иностранного капитала, слабо связанные с национальными рынками соответствующей страны и, прежде всего, ориентированные на экспорт.

В свете проблем, проявляющихся в ходе рыночного реформирования российской экономики, стало очевидным, что подобная модель не в состоянии в полной мере отвечать требованиям экономической ситуации в стране и субъектах федерации. Поэтому требуется внесение существенных корректив в направлении ориентации операций свободных экономических зон не столько на достижение внешнеэкономических целей, сколько на выполнение национальных общеэкономических задач. Хотя экспортная ориентация зон, несомненно, выгодна для экономики, но вместе с тем на современном этапе необходимо выбрать направление, при котором зоны, во-первых, будут обслуживать внутренний рынок Северо-Кавсказского метарагиона путем участия в импорте товаров и технологий и, во-вторых, содействовать ускоренному развитию экономики регионов своего расположения.

Учитывая существенное снижение роли централизованного государственного финансирования, СЭЗ могут явиться эффективным инструментом аккумуляции как внутренних, так и внешних финансовых ресурсов.

Свободные экономические зоны нельзя рассматривать в качестве чисто географических понятий. Являясь в большей степени экономическими образованиями, СЭЗ могут быть различными по масштабам и могут создаваться как в приграничных и прибрежных районах, так и во внутренних районах Северного Кавказа. Создаваемые в свободных зонах условия должны быть благоприятными не только для иностранных инвесторов, но и для отечественных предпринимателей желающих вложить средства в экономику метаре-гиона.

Необходима унификация основных элементов хозяйственного механизма СЭЗ: таможенного и валютного регулирования, управления системами налогообложения и ценообразования.

Учреждение свободных экономических зон не может обойтись без заинтересованности региональных и местных властей.

Исходя из экономических задач и специфических черт того или иного региона, зоны могут иметь как комплексный (многоотраслевой), так и специализированный характер. Конкретная специализация зоны очень часто выявляется лишь в ходе ее развития. Необходимо решение вопроса о целесообразности сочетания специализации зон с разнообразными формами промышленной и инвестиционной кооперации.

Эффективность и жизнеспособность свободных экономических зон зависят от критической массы размещенных в них предприятий, а также от того, в какой степени эти предприятия могут обеспечивать рынок друг для друга, что даст возможность задействовать особый экономический механизм СЭЗ. Поэтому следует обратить внимание в значительной степени на функциональную (включающую в себя предприятия), а не на географическую (зональную) форму зон.

СЭЗ вполне способны стать чем-то средним между хозяйственной системой субъекта федерации и экономикой всей Федерации. В этой связи, более целесообразно определять местонахождение и границы СЭЗ с учетом экономических факторов, а не политико-административных и этнических соображений.

С экономической точки зрения, открытие СЭЗ создает три группы проблем: взаимные связи СЭЗ с внешним рынком, с экономикой Северного Кавказа и России, и характер внутреннего регулирования деятельности зон.

Проблемы первой группы не представляют большой сложности и в их разрешении накоплен богатый мировой опыт.

Гораздо сложнее выбрать форму связей СЭЗ. Проекты конкретных зон должны быть подогнаны под специфические потребности и цели территории, желающей прибегнуть к этому инструменту развития. Размеры Северного Кавказа, емкость его внутреннего рынка, экономический и технологический потенциал, богатство природных ресурсов, наличие квалифицированной рабочей силы, относительно слабый уровень интеграции в мировую хозяйственную систему, наличие значительного числа безработных — эти другие факторы позволяют утверждать, что создаваемые на Северном Кавказе свободные экономические зоны будут в значительной степени отличаться от зон, существующих в других странах (например, от стран с открытым типом экономики, стран с высокой занятостью или технологически неразвитых).

При разработке новой модели могут ставиться задачи создания СЭЗ не только анклавного характера, но и СЭЗ, способных к максимальной интеграции в экономику страны. Усилия также должны быть направлены на привлечение научно-технического потенциала исследовательских центров, находящихся вне СЭЗ. Кроме этого, необходимы особые формы органов управления зон, предусматривающие в соответствующих случаях представительство как государственных органов Российской Федерации и субъектов Северного Кавказа, так и иностранное участие. Следовательно, специфические условия, существующие в настоящее время на Северном Кавказе, обуславливают своеобразие моделей управления создаваемых свободных экономических зон, которые будут в значительной степени отличаться от классических.

Исходя из предложенных принципиальных опорных требований к созданию свободных экономических зон на Северном Кавказе и учитывая географические и экономические условия метарегиона мы предложили возможным создание здесь следующих форм СЭЗ:

1) свободные порты и аэропорты;

2) зоны свободного предпринимательства;

3) свободные рекреационные зоны;

4) свободные приграничные зоны, связанные с государственной границей России;

• 5) оффшорная зона в Республике Ингушетия.

При этом мы предлагаем разделение данных зон на имеющие статус: федерального уровня, уровня экономического района и уровня субъекта федерации.

К зонами федерального уровня мы предлагаем отнести свободные порты и аэропорты — свободный порт г. Новороссийск, свободный порт г. Махачкала, свободный аэропорт Минеральные-воды, свободный аэропорт г. Махачкала.

К свободными экономическими зонами, которые могут быть созданы на уровне экономического района, т. е. Северо-Кавказского метарегиона Российской Федерации, на наш взгляд, можно отнести зоны свободного предпринимательства, сформированные на базе комплекса взаимосвязанных предприятий расположенных во всех субъектах Северного Кавказа.

Прежде всего, к таковым можно отнести предприятия машиностроения и нефтепереработки.

Имеются весьма существенные предпосылки для создания свободной предпринимательской зоны, охватывающей машиностроительный потенциал всех субъектов Северного Кавказа. Предприятия, включенные в данную зону могли бы сосредоточиться на производстве следующих видов продукции:

• радиоэлементная база продукции бытового назначения и производство на ее базе готовой продукции;

• производство радионавигационного оборудования;

• малое судостроение;

• возобновляемая энергетика;

• производство оборудования и машин для переработки сельскохозяйственной продукции;

• производство оборудования и машин для строительной индустрии;

• производство оборудования и машин для нефтепереработки.

Зона свободного предпринимательства охватывающая данные производства может быть создана по типу концерна или крупной финансово-промышленной группы. Создание подобной зоны свободного предпринимательства решает целый ряд проблем:

1) они являются внутренней составной частью национальной экономики и участвуют в решении ее проблем;

2) каждое предприятие зоны одновременно будет являться точкой роста и может содействовать ускоренному развитию экономики регионов своего расположения;

3) решается вопрос заинтересованность региональных и местных властей в развитии этих производств, т.к. они обеспечат существенный рост занятости;

4) создается возможность сочетания специализации зон с разнообразными формами промышленной и инвестиционной кооперации;

5) высокая критической массы размещенных в них предприятий позволит обеспечивать рынок друг для друга, что даст возможность задействовать особый экономический механизм СЭЗ;

6) данные производства имеют базовую инфраструктуру, людские ресурсы и в полной мере обеспечены энергоресурсами имеют выход к местным и международным коммуникационным каналам, а также способны поддерживать активные связи с остальной экономикой субъекта федерации и страны;

7)создается возможность для крупномасштабных иностранных инвестиций;

8)существенно расширяется емкость рынка сбыта для продукции данной зоны свободного предпринимательства, практически она равна масштабам Северо-Кавказского метарегиона.

Возможной формой свободной предпринимательской зоны уровня экономического района может служить зона, связанная с переработкой нефти. Перспективность подобной структуры связана с интересом инвесторов к регионам крупных запасов добычи и транспортировки нефти, каковым является Северный Кавказ.

К свободным экономическим зонам уровня отдельного субъекта Федерации на Северном Кавказе нами отнесены свободные рекреационные зоны и приграничные зоны. Курортным территориям необходимо придать статус эколого-экономического района и создать здесь режим особой финансово-экономической деятельности предприятий курортного комплекса и рекреа-ционно-туристического хозяйства.

Особым видом зон, которые при хорошей подготовке можно практиковать на Северном Кавказе являются приграничные зоны. Предлагается проект создания приграничных свободных эколого-экономических зон между районом г. Сочи и Республикой Абхазия, а также торговых зон между приграничными южными районами Дагестана и Республикой Азербайджан.

Классифицируя факторы привлекательности указанных свободных экономических зон для иностранных инвесторов можно указать на достаточную привлекательность таких параметров как наличие сырьевой базы, развитой промышленной и транспортной инфраструктуры, дешевизну трудовых ресурсов, достаточную развитость рыночной инфраструктуры. Вместе с тем, для привлечения иностранных инвесторов предполагается создание условий для сферы процедурного и экономического регулирования и в частности: налогового, валютного, таможенного режима и правовой защиты инвесторов.

В финансово-налоговом механизме предлагаемой нами трехуровневой системы можно использовать разные системы стимулирующих факторов.

Для зон уровня экономического района нами предлагаются льготы в зависимости от специфических особенностей свободной производственной зоны. Можно предложить следующие льготы:

— 50% скидка на прибыль предприятий;

— 100% скидка с налога на добавленную стоимость при продаже продукции машиностроительных и приборостроительных предприятий на экспорт;

— освобождение импортеров технологий, деталей, узлов и отдельных блоков для сборки продукции машиностроения и приборостроения от таможенных пошлин и увеличение таких пошлин на готовую продукцию аналогичных производств;

— 50% скидка с налога на прибыль при продаже строительных материалов;

— 100% скидка с налога на имущество;

— налоговые скидки с налога на прибыль предприятиям за каждого дополнительно принятого на работу человека;

Льготная налоговая политика в финансовом отношении создает проблемы для федерального бюджета несущего бремя трансфертов для депрессивных регионов Северного Кавказа. Средства, не собранные по линии региональных налогов, ложатся грузом на федеральный бюджет. Федеральная казна несет двойную нагрузку. Нами предложена схема, согласно которой субъекты федерации, участвующие в создании СЭЗ будут заинтересованы в пополнении Федерального бюджета:

Рассмотренные в диссертации, процессы организации управления, показывают, что очень многое зависит от типа зоны. В каждой зоне создается Комитет по развитию СЭЗ. Комитет тесно работает с правительством субъекта и с президентами СЭЗ по вопросам, связанным с функционированием СЭЗ. При этом важно, чтобы в структуре управления были предусмотрены органы, координирующие не только производственную, но и финансовую сферу. Комитет не должен подменять функции подразделений местной администрации и не имеет права вмешиваться в хозяйственную и иную деятельность резидентов СЭЗ, если она не противоречит установленному в зоне экономико-правовому режиму. Комитет лишь создает условия для их эффективной работы. В этой связи необходимо правильно разделить функции государства, региональной администрации и Комитета по развитию СЭЗ. Вопрос степени участия государственных органов России и субъектов Федерации в контроле за деятельностью СЭЗ играет важную роль. Все вопросы управления свободными экономическими зонами должны быть разработаны в специальных государственных правовых актах Российской Федерации и субъектов Северного Кавказа — участников СЭЗ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдул Рахмаи али Абдул Рахмаи. Анализ эффективности инвестиций в свободных экономических зонах: Автореферат диссертации кандидата экономических наук / Центросоюз России. Московский университет потребительской кооперации. М., 1995. — 23 е., граф
  2. Л. Калининградская свободная экономическая зона: хозяйственные и геополитические параметры и перспективы развития // Вестник научной информации / Институт международной экономики и политики исследований РАН. М., 1996. — № 4. — С. 31−47.
  3. О.Д. Финансовые отношения в свободных экономических зонах: Автореферат диссертации кандидата экономических наук / Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. СПб., 1994. — 17 с.
  4. Алексеев А- Вардомский Л. Свободная экономическая зона «Шереметьево» // Внешняя торговля. М., 1993. — № 1. — С. 45−48.
  5. В. О законодательной базе создания и функционирования СЭЗ в России // Внешняя торговля. 1995. — № 1. — ст. 26 — 28.
  6. А. Свободная экономическая зона Шереметьево // Внешняя торговля. 1993. — № 1. — ст. 45 — 48
  7. В. О законодательной базе создания и функционирования СЭЗ в России // Внешняя торговля. М., 1995. — № 1. — С. 26−28
  8. М.П. Специфика правового регулирования предпринимательской деятельности в условиях СЭЗ // Региональные аспекты формирования рыночных мотивационных механизмов. Калининград, 1993. — С. 104−108.
  9. Н.И. Влияние свободных экономических зон на развитие международного сотрудничества / Киевский торгово-экономический университет. Киев, 1994. — 7 с.
  10. С. Необходим закон о свободных экономических зонах // Экономист. 1994. — № 2. — ст. 51 — 54
  11. Е. Иностранный частный капитал // Свободная мысль. — М., 1996.- № 9.
  12. А. Совместные с зарубежными странами свободные экономические зоны: постановка проблемы // Внешняя торговля. М., 1994. — № 2/3. -С.39−40.
  13. Бюрго Ж.-М. Свободные зоны как средство экономического развития // Регион: экономика и социология. Новосибирск, 1996. — № 1. — С.51−58.
  14. ВардомскийЛ. Внешнеэкономические интересы России и Калини-градской области // Внешняя торговля. М., 1994. — № 11. — С. 15−17.
  15. Вардомский JL Приморский край: через международное сотрудничество к рынку // Внешняя торговля. М., 1994. — № 5. — С. 28−29.
  16. Внешнеэкономические связи Мексики // Внешняя торговля. М., 1995.-№ 5.-С. 28−30.
  17. К.- Молев В. В интерьере свободной зоны // Азия и Африка сегодня. М., 1993. — № 5. — С. 22−27.
  18. И.В.- Сутырин С.Ф.- Харламова В. Н. Внешнеэкономические связи Санкт-Петербурга и ленинградской области: проблемы и тенденции //Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5, Экономика. -СПб., 1994. -Выпуск 2. С. 3−8.
  19. С.- Воронина JI- Макарова Н. Зона свободного предпринимательства на юге России // Внешняя торговля. М., 1994. — № 7/8. — С. 2123.
  20. С.- Воронина JL- Макарова Н. Зона свободного предпринимательства на Юге России // Внешняя торговля. М., 1994. — № 7/8. — С. 2123.
  21. И. Опыт создания свободной зоны // Внешняя торговля. -М., 1991.-№ 9.-С. 32−34.
  22. Гражданский кодекс РФ. Часть первая // Российская газета. 1994. — № 238 — 239. — ст. 2−6
  23. С.Н. Хозяйственно-юридический механизм специальных экономических зон КНР // Государство и право. М., 1992. — № 3. — С. 118−129.
  24. А.- Максимов В.- Шишков А. Свободные экономические зоны: какими им быть? // Внешняя торговля. М., 1995. — № 6. — С. 2−4.
  25. В. Специальные экономические зоны сегодня // Проблемы Дальнего Востока. М., 1991. — № 3. — С. 13−17.
  26. И. Реальность и иллюзии свободных зон // Мегаполис = Megapolis. М., 1991.-№ 4.-С. 10−13.
  27. В.А. Стратегия развития СЭЗ в постсоветском пространстве (проект ЕВРАГЕИТ) // Известия Русского Географического общества. -СПб., 1995. -Вып.4.
  28. В.А. Шеннон приглашает к посадке: (Опыт создания свободной экспортно-промышленной зоны) // Внешняя торговля. М., 1994. -№ 1. — С. 37−39.
  29. В.А.- Кухарская Е. Одесский регион: время становления открытой экономики // Внешняя торговля. М., 1994. — № 7/8. — С. 19−20.
  30. С. Правовые аспекты понятия Свободная Экономическая Зона // Государство и Право. — 1997. — № 5. — ст. 115−121
  31. С. Законодательство, определяющее статус и режим хозяйственной деятельности в СЭЗ РФ // Юрист. 1996. — № 9. — ст.43 — 48
  32. С.А. Свободная промышленная зона Шэннон в Ирландии // Бюллетень иностранной коммерческой информации. М., 1989. — № 103. -С.2.
  33. Ду Синхуа. Иностранный капитал в КНР И Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. М., 1993. — № 3. — С. 55−60.
  34. Л.В. Южнокорейские инвестиции в России // Вестник Дальневосточного отделения РАН. Владивосток. — 1996. — № 6. — ст. 56 — 66
  35. В. Сквозь тернии к успеху // Международная жизнь = Intern. Affairs. М., 1993. — № 11. — С. 26−29.
  36. С. Предпринимательские зоны и занятость: опыт местных властей США // Экономика и жизнь. 1994. — № 8. — ст.15 — 17
  37. В.И. Свободные экономические зоны: Опыт, проблемы создания и развития. Учебное пособие для слушателей «Менеджмент-центра». Государственная Академия управления им. С.Орджоникидзе. М., 1993. — 33 е., табл.
  38. С. Предпринимательские зоны и занятость: опыт местных властей США // Экономика и жизнь. М., 1994. — № 8. — С. 15 прил.
  39. Р.И. СЭЗ опыт США // США: Экономика. Политика. Идеология. — М., 1995. — № 8.
  40. Р.И. ОПИК и прямые инвестиции американских компаний в СНГ // США: экономика, политика, идеология. М., 1996. — № 12.
  41. Р.И. Свободные экономические зоны опыт США // США: Экономика. Политика. Идеология. — 1995.- № 8. -ст.35 — 45
  42. Е.В.- Комкова Е.Г.- Барановский К. Ю. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА): проблемы и перспективы // США: Экономика. Политика. Идеология. М., 1995. — № 5. — С. 84−93.
  43. Ред. Ивченко В. В. Проблемы управления в эксклавном регионе России. Калининград. 1996 .
  44. Ю. Специальные экономические зоны Китая // Экономика и жизнь. М., 1990. — № 47. — С. 16.
  45. Ю.П. Финансовый механизм регулирования экономики КНР // Финансы СССР. М., 1990. — № 6. — С. 71−76.
  46. Редкол.: Китченко В. Г. и др. Актуальные проблемы правоохранительной деятельности: Калининградская Высшая школа МВД РФ / Министерство внутренних дел Российской Федерации. Калиниградская высшая школа. -Калиниград, 1995, 173 с.
  47. Е.Б. СССР и Япония: совместное предпринимательство на советском Дальнем Востоке: научный доклад / РАН СССР. Дальневосточное отделение института экономических исследований.-Хабаровск, 1990 19 с.
  48. С.И. Проблемы оценки экономической эффективности деятельности СЭЗ в современных условиях // Внешнеэкономические связи России. М., 1993. — Выпуск 10. — С. 64−67.
  49. Н. Специальные экономические зоны: опыт и перспективы //Вопросы экономики. М., 1991. — № 10. — С. 107−114.
  50. В.П. Перспективы развития свободных экономических зон в России и критерии их эффективности // Проблемы статистического анализа рыночных процессов. М., 1993. — С. 41−46.
  51. Э.Г. Ориентиры внешнеэкономической деятельности: (Национальная экономика и предприятия в системе мирохозяйственных связей). М.: Экономика, 1992. — 207 с.
  52. В.Г. Некоторые проблемы привлечения иностранного капитала в экономику России // США: Экономика. Политика. Идеология. М., 1992. -№ 11.-С. 48−56.
  53. И.Н. Некоторые организационно-правовые аспекты иностранных инвестиций в СЭЗ // Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов Института Государства и Права РАН и Московской государственной академии. 1994. — ст. 67 — 72
  54. Ле Тхань Лыонг. Создание и функционирование свободных экономических зон в условиях Социалистической Республики Вьетнам: Автореферат диссертации кандидата экономических наук / Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. М., 1995. — 21 с.
  55. Ли Хао. Модель особой экономической зоны Шеньчжень: (опыт КНР) // Проблемы теории и практики управления. М., 1989. — № 4. — С. 78−81.
  56. Ли Чженьвэнь- Грецков А. Специальные экономические зоны Китая: успехи и проблемы // Экономика советской Украины. Киев, 1990. — № 6. -С. 81−84.
  57. Линь Ецинь. Особые экономические районы в Китае // Вестник Ленинградского Университета. Сер. 5, экономика. 1990. — Вып.2. — С. 97−99.
  58. С.В.- Речко Г.Н.- Фридан Ю. А. Европейский Союз (программа ТАСК) Кузбассу // Регион: экономика и социология. — Новосибирск, 1995. -№ 1.- С. 59−76
  59. Р. САДСТ как страховой полис // Лат. Америка. М., 1993. -№ 11. -С. 19−21.
  60. Л.В. Теоретические аспекты рыночных отношений в Украине: (На примере зон свободного предпринимательства) // Организация и регулирование экономики. Киев, 1993.-Выпуск. 10.-С. 11−14.
  61. Э.Д. Зоны свободной торговли в практике международных экономических отношений // Бюллетень иностранной коммерческой информации. М., 1995. — № 95. — С. 1, 2, 8.
  62. С. Опыт КНР в создании СЭЗ // Информационный бюллетень. / РАН. Институт Дальнего Востока. М., 1993. — № 7. — С. 54−69.
  63. С. Свободные экономические зоны в переходной экономике КНР и России // Российский экономический журнал. М., 1993. — № 7. -С. 80−87.
  64. Э.И. Свободные экономические зоны в Китае // Проблемы механизма рыночного хозяйствования. М., 1992. — С. 104−110.
  65. Е. Как организованна зона экономического благоприятствования «Ингушетия» // Проблемы теории и практики управления. М., 1996. -№ 3.~С. 74−78.
  66. B.C. Реформирование регионального управления в Китае: опыт свободных зон: Научно аналитический обзор / РАН. ИНИОН. — М.: ИНИОН, 1994. — 59 с. — (Сер.: Региональное управление и местное самоуправление).
  67. A.A. Цены в экономическом механизме свободной экономической зоны : Автореферат диссертации кандидата экономических наук / Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. СПб., 1994. — 16 с.
  68. П.М. Формирование открытой экономики в Китае: региональные проблемы // Мировая экономика и международные отношения. М., 1994. -№ 3.- С. 96−104.
  69. П.М. Стереотипы поведения иностранных инвесторов в свободной экономической зоне // Дело и право. М., 1994. — № 3. — С. 23−37.
  70. П.М. Свободные экономические зоны: тенденции мирового опыта И Финансовый бизнес. -М., 1994. № 3. — С. 29−34.
  71. О.П. и др. Кронштадт свободная экономическая зона = Kronstadt — free tradezone / СПб.: АО «Иван Федоров», 1994. — 143 е., схем.
  72. В.Ю. Свободная зона «СОФРИ» в Чили // Бюллетень иностранной коммерческой информации. М., 1992. — № 60. — С.8.
  73. Международная конвенция по упразднению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.) Приложение 1. Относительно Свободных зон.// Право и экономика .- 1995 .- № 8 .- с. 127
  74. А. Свободные таможенные зоны: состоится ли премьера? // Правила игры = Fair play. М., 1994. — № 3. — С. 49−57.
  75. Новое в изучении Китая / Всесоюзнная Ассоциация китаеведов, Институт Дальнего Востока АН ССР. М., 1990.
  76. И.Ю. Свободные экономические зоны в России: Возможности и реальность // Экономика и жизнь. М., 1995. — № 24. — С. 12.
  77. Об инвестиционной деятельности в РСФСР: Закон РСФСР от 26.06.1991 г. // Правовые вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности СЭЗ 4 4 Алтай 44. Сборник нормативно-правовых документов. Часть 1.- Барнаул. 1992. — с.62−72
  78. Об иностранных инвестициях в РСФСР: Закон РСФСР от 04.07.1991 г. // Правовые вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности СЭЗ 44 Алтай Сборник нормативно-правовых документов. Часть 1.- Барнаул. 1992. — с.75−96
  79. О особой экономической зоне в Калининградской области: Закон РФ от 22.01.96 г. // Российская газета. 1996. — 31.01. — ст. 4
  80. О свободной экономической зоне в Казахской ССР: Закон КССР от 30.11.1990 г. // Закон. 1992. — № 11.-ст. 28−31
  81. О свободной экономической зоне в Республике Кыргызстан: Закон РК от 16.12.1992 г. // Ведомости ВС РК. 1993. — № 3. — ст. 90
  82. О зонах свободной торговли: Закон Турецкой Республики от 06.06.1985 г. № 3218 // Закон. 1992. — № 11. — ст. 42 — 44
  83. Об учреждении свободной экономической зоны (СЭЗ): Закон Республики Корея от 01.01.1970 г. № 2180 // Закон. 1992. — № 11. — ст. 39 — 42
  84. О свободной экономической зоне Шеньчжень: Закон КНР 1985 г. // Закон. 1992. — № 11. — ст. 34
  85. О создании свободной экономической зоны в районе г. Бреста: Постановление СМ Республики Беларусь от 26.02.1992 г. // Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1992. — № 6. — ст. 95
  86. О создании зоны свободной торговли Шереметьево: Указ Президента РФ от 10.12.1992 г. № 1527 // Справочная правовая система АРБТ. Энциклопедия Российского Права. Федеральный выпуск январь 1998. — № 9815. — Выпуск № 23.
  87. О льготном налогообложении участников эколого-экономической зоны «Горный Алтай» Постановление Верховного Совета республики. Алтай от 7.10.93г. // Ведомости Верховного Совета республики Алтай, — Горно-Алтайск, 1994. — № 5 — С. 22−23.
  88. О зонах свободной торговли: Закон «3218 утвержден 6 июня 1985 г., опубликован 15 июня 1985 г.// Закон. М., 1992. — № 11. — С. 42−44.
  89. Об учреждении Свободной экономической зоны (СЭЗ): Закон № 2180 принят 1 января 1970 г. // Закон. М., 1992. — № 11. — С. 39−42.
  90. С.Г. Зоны свободного предпринимательства: текст лекций / Санкт-Петербург, ун-т экономики и финансов. Кафедра экономики промышленного производства и инноваций. Спб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 1994. — 79 с.
  91. Д. Калининградская область перспективы свободной экономической зоны // Экономист. — М., 1994. — № 3. — С. 86−90.
  92. В.А. О зонах с преференциальным режимом на территории России // Бюллетень иностранной коммерческой информации. М., 1996. -№ 26. -С. 1−4.
  93. В. Первая оффшорная зона начала действовать в России // Внешняя торговля. М., 1995. — № 1. — С. 29−30.
  94. И.Б. Правовое положение оффшорных компаний. Москва, 1995.
  95. Е.И. «Макиладорас»: современные особенности и тенденции развития // Лат. Америка. М., 1989. — № 5. — С. 34−44.
  96. Положение о специальных экономических зонах провинции Гуандун: Утверждено на 15-м заседании ПК ВСНП пятого созыва 26 авг. 1980 г. // Закон. М., 1992. — № 11. — С. 32−38.
  97. Положение о Администрации С Э 3 Алтайского края (СЭЗ «Алтай») // Закон 1992. № 4. — с.15−17
  98. Положение о Экспертном совете СЭЗ Алтайского края (СЭЗ «Алтай») // Закон 1992. № 4. — с. 18−19
  99. Положение о Совете СЭЗ Алтайского края (СЭЗ «Алтай») // Закон .- 1992. № 4. — ст.22−24
Заполнить форму текущей работой