Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Советская поэма 60-70-х годов о Великой Отечественной войне (идейно-эстетические и жанровые особенности)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одна из важных задач работы — установить, чем отличается современная поэма о войне от поэмы военного времени как в плане идейно-эстетическом, так и жанрово-стилевом.В ее задачи входит определение нового качества современной поэмы, при этом необходимым является выявление традиций А. Твардовского, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Антокольского и других поэтов. Одной из задач также является… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ .З"*
  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ЖАНРА ПОЭМЫ И ТРАДИЦИЙ И НОВАТОРСТВА В
  • СОВРЕМЕННОМ СОВЕТСКОМ ЖТЕРАТУРОВЕДЕНЙИ
    • 1. Проблема жанра поэмы
    • 2. К проблеме традиций и новаторства
  • ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРИЩИПОВ ПОЭМЫ ВОЕННЫХ ЛЕТ В СОВРЕМЕННОЙ СОВЕТСКОЙ ПОЭМЕ
  • Часть I. Основные черты и тенденции поэмы периода
  • Великой Отечественной войны
  • Часть II. Идейно-эстетические особенности современной советской поэмы о Великой Отечественной войне
    • I. Тема и образ памяти как основа гуманизма в современной поэме о Великой Отечественной войне
    • 2. Категория героического в историческом и философском содержании борьбы советского народа с фашизмом
    • 3. Углубление гуманизма в связи с концепцией мира и человека
  • ГЛАВА III. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СОВЕТСКОЙ ПОЭМЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
    • I. Лиро-эпическая поэма
    • 2. Лирическая поэма
    • 3. Лирико-драматическая поэма

Советская поэма 60-70-х годов о Великой Отечественной войне (идейно-эстетические и жанровые особенности) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одна из важных задач работы — установить, чем отличается современная поэма о войне от поэмы военного времени как в плане идейно-эстетическом, так и жанрово-стилевом.В ее задачи входит определение нового качества современной поэмы, при этом необходимым является выявление традиций А. Твардовского, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Антокольского и других поэтов. Одной из задач также является исследование темы о войне и мире, о мире после войны. Война стала нашей историей, и чем дальше мы отстоим от нее во времени, тем больше возможностей постичь ее и осмыслить философски, глубоко, всесторонне, обобщить пережитое. И в этом также актуальность теш, подтвержденная жизнью.

Обращаясь к военному прошлому, поэты пишут о мире, о его теперешнем и будущем развитии, поворачивая тему в плане философского осмысления жизни. Ключевой позицией, как мне кажется, и должно быть философское осмысление жизни через поэму о войне. Точкой отсчета.

I.Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи.-М., 1972, т. З, с. 279. должен быть в первую очередь А. Твардовский, его поэмы, Это прежде всего «Василий Теркин» и «Дом у дороги». «Дом у дороги» , — пишет Л. Н. Таганов, — отчетливее и основательнее, чем какое-либо другое произведение Твардовского, обозначил его переход от войны к миру, выразил саму психологию изменений в методе и стиле поэта, запечатлевая эти изменения в полную художественную силу" .''" .

А.Твардовский поднял на огромную высоту три святых слова: от2 ветственность перед павшими." Эту ответственность чувствуют и современные поэты, отдавая дань, долг памяти о войне в своих поэмах.

Современная поэма развивает традиции лиро-эпического жанра военных лет. При выявлении этих традиций важно определить, какие тенденции поэмы военных лет сегодня, быть может, уже ассимилируются, а какие развиваются, являя новое качество в 50, 60, 70-е годы. Важно показать накопление идейно-эстетического и художественного опыта. Поэма о войне — действенное и плодотворное, вечно живое наследие. Важно проследить, как развивался и обогащался сам жанр поэмы, в каких конкретных разновидностях предстали в наши дни общие особенности поэмы как жанра. В процессе решения этой задачи мы старались выделить и рассмотреть те стилевые средства /своеобразие сюжета, композиции, образности, лексики и так далее/, — в которых нашли свое конкретное художественное выражение особенности жанра и художественного метода.

Рассмотрение поэмы и с точки зрения историко-литературной, и с точки зрения использования ее как средства воспитания и идеологической борьбы, то есть, исследование литературного процесса и литературных явлений нашей эпохи — 60−70-ых годов — представляет собой.

1.Таганов Л. Н. Великая Отечественная война в советской поэзии 4070-ых годов.-Иваново, 1978, с. 26.

2.Наровчатов С. Ради жизни на земле.-Литературная газета, 1975, 7 мая, № 19, с. 5. актуальную литературоведческую задачу. Что же касается поэмы о Великой Отечественной войне, то актуальность ее изучения еще больше усиливается в связи с тем, что вокруг жанра поэмы в настоящее время идут оживленные дискуссии. Осмысление опыта развития современной советской поэмы, природы ее новаторских достижений может помочь решению спорных вопросов и развитию современной поэмы.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют труды классиков марксизма-ленинизма, материалы ХХ1У, ХХУ, ХХУ1 съездов КПСС, основополагающие документы партии и правительства по вопросам литературы и искусстваметодологические исследования наших ведущих советских ученых: А. М. Абрамова, А. С. Бушмина, Ю. Я. Барабаша, В. И. Гусева, И. К. Кузьмичева, Д. С. Лихачева, Е. П. Любаревой, А.И.Мет-ченко, Г. Н. Поспелова, А. И. Павловского, А. Н. Соколова, М.Б.Храпчен-ко и других. В работе учтены материалы научных дискуссий по теме диссертации, все ценное, что содержится в критической литературе, монографиях и диссертациях по аналогичным проблемам и темам. Методология исследования строится как на историческом, так и на теоретико-литературном подходе к проблеме.

Научная новизна работы обусловлена как самим материалом, который еще недостаточно исследован, так и подходом к нему. Многонациональная советская поэма 60−70-ых годов о Великой Отечественной войне рассматривается в ее идейно-эстетическом и жанровом своеобразии, что позволяет выявить существенные тенденции и закономерности развития лиро-эпического жанра в современной поэзии в их соотношении с художественным опытом и традициями поэмы военных лет.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования предпринятого анализа и сделанных на его основе обобщений в вузовских лекционных курсах, спецкурсах и спецсеминарах, на занятиях в общеобразовательной школе и на подготовительном отделении гуманитарных факультетов.

Структура работы обусловлена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная советская поэма существенно видоизменилась и «в чистом виде», как воплощение эпоса, не встречается. Поэма представляет собою синтезирующий род, она включает в себя эпос, лирику, драму, нередко опирается на публицистику и документ. Синтез родовых начал отражает новое жанровое образование. Происходит не разрушение жанра, а его развитие и обогащение.

При рассмотрении и анализе современных поэм мы не можем не отметить уязвимости стремления выделить в качестве ведущей одну из родовых доминант. При всем существующем многообразии жанровых форм нами проанализированных: а/ лиро-эпических с сюжетной основой /" Кровь и пепел" Ю. Марцинкявичюса, «Фронтовая радуга» С. Наровчатова / и с опорой на публицистику и документ /" Сердце и дневник" С. Смирнова, «В полный рост» Е. Евтушенко, «Двести десять шагов» Р. Рождественского/- б/ лирических /сюжетно-лирическая «Снегопад» Д. Самойлова и «Чайная», поэма-цикл «Alter ego» А. Межирова, лиричес-ки-балладная «Четыреста» Ю. Кузнецова/- в/ лирико-драматических /" Голоса Сталинграда" М. Каноата, «Былина о неизвестном солдате» Ф. Сухова/, — нельзя не констатировать факта наличия в большинстве поэм преобладания лиро-эпической основы. Современная поэма представляет собой своеобразный лирический эпос, об этом свидетельствуют.

— I вовсе рассмотренные нами произведения. Неоспорим и факт усиления философского начала в современной советской поэме на тему Великой Отечественной войны.

Каждой из этих поэм присущи свои сюжетные особенности: пове-ствовательность, фабульность /" Сердце и дневник" С. Смирнова/, эпи-зация лирического сюжета /" Снегопад" Д. Самойлова/, хроникальность /" Двести десять шагов" Р. Рождественского /, фрагментарность, сюжет мысли / «В полный рост» Е. Евтушенко, «Голоса Сталинграда» М. Каноата/.Ряд произведений создан на документальной основе, в результате влияния прозы 60-х годов / «Сердце и дневник» С. Смирнова/,.

Дяя современной советской поэмы, несмотря на размытость, тран-сформированность жанрообразующих признаков, остаются характерными ее основные качества: героическое, воспевающее начало, приподнятость над уровнем повседневной жизни. Характерными являются также широта обобщений, глобальность, масштабность видения, историзм, аналитичность.

Новым завоеванием лиро-эпоса стало углубленное исследование состояния души героев, психологизм, социальная заостренность проблем и тем. Это жанр глубокого, серьезного содержания, затрагивающий и решающий глобальные, масштабные проблемы мира и человека. И, как на один из самых на наш взгляд, важных ее признаков, надо указать на двуплановость поэмы. Два пласта времени исследуют авторы: время историческое и современное.

Таким образом, поэма, действительно, интересный и перспективный значительный жанр, развивающийся в лучших традициях лиро-эпоса периода Великой Отечественной войны. Отталкиваясь от уже выявленных основных тенденций жанра поэмы периода войны, мы можем констатировать, что современная советская поэма продолжает жанровые традиции поэмы военных лет: лирико-публицистическое освоение темы, эпическую масштабность изображаемых характеров и событий, выявляет драматическую и вместе с тем героическую сущность времени. Но если в поэмах периода войны главным все же было прославление героев, изображение победных боев, то сейчас осмысляются не только бои победные, но и горечь утрат, тяжесть поражений. Остро звучит, как мы уже писали, тревога за человека и судьбу мира, антивоенный и гуманистический пафос.

Для современной поэмы характерно сочетание реалистического стиля с возвышенной многозначительной символикой./М.Каноат «Голоса Сталинграда» /, проза взаимодействует с поэзией в поэмах М. Ка-ноата, О.Шестинского.Обращение к документу сочетается с художественным вымыслом: С. Смирнов «Сердце и дневник», Е. Евтушенко «В полный рост» .Но и символика, и лирико-философские обобщения, лирические и публицистические отступления, условность, романтика — все подчинено выражению правды истории, имеют реальную почву — саму действительность.

Так, Ф. Сухову присущ живописно-изобразительный стиль, приподнятость, песенность, поэтическая масштабность образов, философичность. С. Смирнову, С. Наровчатову присущи разговорные интонации, аналитичность, порой, описательность, наряду с патетичностью, приподнятостью и возвышенностью. Для их произведений характерно тяготение к конкретности, простоте, естественности.

Символико-романтическая приподнятость, обобщенность, условность, сказочные формы, фантастические элементы сочетаются с конкретными реалистическими картинами в поэмах Ю. Кузнецова, Ю. Марцинкяви-чюса, Ф.Сухова.Романтический стиль в сочетании с реалистическим представлен в поэме Р. Рождественского «Двести десять шагов» .Очень сильны в современных поэмах народно-поэтические фольклорные традиции, использование народных сказаний, иносказаний, причитаний, частушек, плачей и так далее /поэмы Ю. Кузнецова, Е. Евтушенко/.

Все это говорит о неисчерпаемых эстетических и художественных возможностях метода социалистического реализма, о его жанровом и стилевом многообразии, о широте и богатстве поэтических средств, используемых современными художниками для воплощения правды жизни, раскрытия духовного мира советского человека, современной действительности.

Итак, мы проследили варьирование родового начала за счет жанровых разновидностей и возможностей других родов. На основании проведенного исследования приходим к основному выводу: основа поэмы-эпическое повествование, сюжет. Этот сюжет может быть событийно-повествовательным, ассоциативным, может строиться по принципу «интеллектуального монтажа» .

Современная советская поэма на тему Великой Отечественной войны — это большая стихотворная, синтетическая, лиро-эпическая в целом форма, с доминантой лирического способа изображения действительности и соответственно лирически-сюжетной организацией художественно-временного пространства. Лирическое начало присутствует во всех типах поэм. Оно особенно сильно представлено в поэмах поэтов-фронтовиков.

Они, прошедшие войну, пропускают через призму своего личного восприятия, через лирический субъект события Великой Отечественной войны, что, естественно, ведет, на наш взгляд, подчинению эпоса и драмы лирике, лирической родовой доминанте творчества. На наш взгляд, этот факт играет неоспоримо важную роль в причинно-следственной связи трансформации лиро-эпоса, «большой повести поколенья», то есть, иными словами, в усилении лиризации современной советской поэмы на тему Великой Отечественной войны. Современные поэты высказывают, показывают правду о войне, войне солдатской в первую очередь.

О Великой Отечественной войне с каждым годом мы узнаем все больше. И надеемся, что свое слово о ней скажет новое, совсем еще юное поколение поэтов. И каждое новое произведение о войне дополнит святую народную партийную правду о войне, о той войне, на которой «решалась судьба первого в мире социалистического государства.» ''" .

I. О 30-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941;1945 годов /Изложение постановления ЦК КПСС/.- Правда, 1975, 9 февраля, № 40.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. И.Ш.Арманд.-Полн.собр.соч., 5-ое изд., т.49,с.54−57.
  2. В.И. Война и российская социал-демократия.-Полн.собр. соч., т.26, с.13−23.
  3. В.И. Доклад о работе ВЦИК и Совнаркома.-Полн.собр.соч., т.40, с.87−110.
  4. В.И. Задачи союзов молодежи: Речь на III Всероссийском I съезде РКСМ 2 октября 1920 года.-Полн.собр.соч., т.41,с.298−318.
  5. В.И. Набросок резолюции о пролетарской культуре.-Полн. собр.соч., т.41, с. 462.
  6. В.И. О коммунистической нравственности.2-ое изд., доп.-М.:Полит, лит.-ра, 1975.-277 с.
  7. В.И. От какого наследства мы отказываемся.-Полн.собр. соч., 5-ое изд.-М.:Полит.лит., 1963, т.2,с.505−550.
  8. В.И. Памяти Герцена.-Полн.собр.соч., т.21, с.255−262.
  9. В.И. Первоначальный вариант статьи:Очередные задачи советской власти.-Полн.собр.соч., т.36, с.127−164.
  10. В.И. Речь на широкой рабоче-красноармейской конференции. -Полн. собр. соч., т.41, с.120−121.
  11. В.И. Социализм и война.-Полн.собр.соч., т.26, с.307−350.
  12. В.И. Денные признания Питирима Сорокина.-Полн.собр.соч., т.37, с.188−197.
  13. К. и Энгельс ш. Введение.:йз рукописного наследства К.Маркса.-Сочинения.2-ое изд.-М.:Полит, лит., 1958, т.12,с.709−738.
  14. К. и Энгельс Ш. Манифест коммунистической партии.-Сочинения.2-ое изд., т.4, с.419−459.
  15. К. и Энгельс ш. Об искусстве.3-е изд.-М.?Искусство, 1976, т.1,-574 е., т.II.-719 с.
  16. К. и Энгельс Ф. Фейербах.-Сочинения.2-ое изд.-М.: Полит. лит., 1955, т. З, с.15−78.
  17. Документы КПСС и Советского государства.
  18. В Центральном Комитете КПСС./Постановление ЦК КПСС о 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне I941−1945 гг./- Правда, 17 июня, 1984, с. 1.
  19. ХХ1У съезд КПСС.:Стенографический отчет.-М.:Полит.лит., 1971. 594 с.
  20. Материалы Ш съезда КПСС.-М.:Политиздат, 1976.-254 с.
  21. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. :Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 года.-М.:Политиздат, 1977.-32 с.
  22. Пленум ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 г.:Стенографический отчет.-М.?Политиздат, 1983.-218 с.
  23. Программа Коммунистической партии Советского Союза.-М.: Политиздат, 1976.-144 с.
  24. Шестой съезд писателей СССР, 21 июня 1976 года.?Стенографический отчет.-М.?Советский писатель, 1978.-696 с.
  25. Работы руководящих деятелей КПСС и Советского правительства.
  26. Ю.В. Учение К.Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в Советском Союзе.- В ж.?Коммунист,№ 3, 1983, с.9−23.
  27. Л.й. Великий подвиг советского народа.Речь на торжественном собрании в Кремлевском Дворце съездов, посвященном 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.8 мая 1975 года.-М.?Политиздат, 1975.-23 с.
  28. Л.й. Ленинским курсом.Речи и статьи.-М.?Полит.лит., 1972, т. З, -535 с.
  29. Л.й. Малая Земля.-М.?Политиздат, 1978.-131 с.
  30. М.И. Все для войны, все для победы.'Статьи и речи.-Л.: Лениздат, 1943.-144 с.
  31. М.:Госполитиздат, 1957.-300 с.
  32. A.B. О пролетарской культуре.-Собр. соч. в 8-ми томах.-М.:Худож.лит., 1967, т.7, с.199−200.
  33. М. Зоя.-В кн.:Стихотворения и поэмы в 2-ух томах.-М.: Худож.лит., 1970, т.1, с.148−193.
  34. Ф. Восемнадцатая веснатПоэмы и стихи.-М.:Воениздат, 1968, с.3−36.
  35. Ф. Вечный огонь.- В кн.:Поэмы и стихи.-М.:Воениздат, 1972, с.28−60.
  36. П. Сын.- Собрание соч. в 4-х томах.-М.:Худож.лит., 1971, т.2, с.40−62.
  37. М. Полет сквозь бурю.-В кн.:Дорога.Избранные стихи.-М.: Худож. лит., 1964, с.236−259.
  38. Берггольц 0. Твой путь.- В кн.:Собр. соч. в 3-ех томах. -Л.:Худож.лит., 1973, т.2, с.107−121.
  39. Берггольц 0. Февральский дневник.-В кн.:Собр.соч. в 3-х томах. -Л.:Худож.лит., 1973, т.2, с.51−59.
  40. Берггольц 0. Ленинградская поэма.-В кн.:Собр.соч. в 3-х томах. -Л.:Худож.лит., 1973, т.2, с.63−72.
  41. Берггольц 0. Памяти защитников.-В кн.:Собр.соч. в 3-х томах.
  42. Л.?Худож.лит., 1973, т.2, с.97−104.
  43. Ю.Васильев С. Достоинство.-Поэма.-М.:Детская лит., 1975, с.5−62.
  44. П. Младший лейтенант Вегин.-Зимняя почта. Стихотворения и поэмы.-М.?Современник, 1978, с.101−105.
  45. П. Нике Самороссийская.-Зимняя почта. Стихотворения и поэмы.-М.:Современник, 1978, с.114−123.
  46. П. Планета Жени Рудневой.-Зимняя почта. Стихотворения и поэмы.-М.?Современник, 1978, с.106−113.
  47. С. Одна навек.-Избранное.-М.?Советская Россия, 1972, с.305−331.
  48. Воронько П. Станция Мамина.-Дороги памяти. Стихи и поэмы.-М.: Сов. писатель, 1978, с.109−117.
  49. П. Солдатский клад.-Дороги памяти. Стихи и поэмы.-М.: Сов. писатель, 1978, с.101−108.
  50. П. Слово о полку Ковпаковом.Стихи и поэмы.-М.:Воен-издат, 1965, с.59−61.
  51. Гамзатов Р. Последняя цена.-Новый мир, 1975, № 2, с.12−25.
  52. А. Бессмертник.-Приволье.Стихи и поэма.-Пермь.?Пермское кн. изд.-во, 1972, с.71−106.
  53. Н. Иди, сержант!-М.?Сов.писатель, 1963, с.7−31.
  54. Н. Меч победы.-Стихи, поэмы, песни.-М.?Воениздат, 1975, с.7−26.
  55. Дудин М. Дорога гвардии.-Поэмы.-Л.?Лениздат, 1975, с.45−49.
  56. М. Костер на перекрестке.-Поэмы.-Л.?Лениздат, 1975, с.19−38.
  57. Дудин М. Цветам цвести.-Поэмы.-Л.?Лениздат, 1975, с.50−61.425.дудин М. Песня Вороньей Горе. Клубок. Стихотворения и поэмы. -Л.?Сов. писатель, 1978, с.214−239.
  58. М. Песня дальней дороге.-Время.Стихотворения.1964−1967гг.-М.:Сов.Россия, 1974, с.105−120.
  59. М. Четверть века’спустя.-Собрание сочинений в 3-х томах. Стихотворения и поэмы 1961−1976 г.-Л.:Худож.лит., 1977, т.2, с.239−244.
  60. Е. В полный рост.Книга стихов и поэм.-М.?Современник, 1977, с.105−126.
  61. В. На уровне сердца.-Иволга.Лирика и поэмы.-М.:Сов. Россия, 1979, с.180−222.
  62. В. Пулковский меридиан.-Собрание соч. в 4-х томах.-М.: Худож.лит., 1965, т.1, с.472−502.
  63. Е. Суд памяти.-Поэма.-М.:Современник, 1973.-142 с.
  64. Е. Даль памяти.-Поэма.-М.:Современник, 1977.-116 с.
  65. М. Голоса Сталинграда.-Душанбе.:Ирфон, 1975, с.5−53.
  66. . Памяти брата.-Дыхание земли. Стихи и поэмы.-Л.:Сов. писатель, 1977, с.81−104.
  67. С. Александр Матросов.:Поэма.-Собр.соч. в 4-х томах.-М.:Худож. лит., 1976, т. З, с.266−312.
  68. Кугультинов Д. Бунт разума.-М. .-Современник, 1973, с.13−155.
  69. Кузнецов Ю.Дом.-Край света за первым углом.-М.?Современник, 1976, с.112−139.
  70. Кузнецов 10. Четыреста.-Край света за первым углом.-М.:Современник, 1976, с.9−14.
  71. А. Варшавский шлях.Записная книжка.?Библиотека:Огонек, № 4, 1974.:Стихи и поэма.-М.?Правда, 1974, с.20−31.
  72. Луконин М. Обугленная граница.-Необходимость.-М.?Советский писатель, 1969, с.78−85.
  73. Максимов М. Голубые огни.-М.?Сов.писатель, 1965, с.99−120.
  74. Марцинкявичюс Ю. Кровь и пепел. Героическая поэма.-М.:Худож.лит., 1966, с.5−213.
  75. А. Утром.-В сб.:Лирика фронтовых лет.-Новосибирск.: Западно-Сибирское кн. изд., 1975, с.141−142.
  76. A. «Alter ego» -Очертанья вещей.-М.?Современник, 1977, с.30−52.
  77. С. Фронтовая радуга.- В ж.?Октябрь, № 4, 1979, с.3−25.
  78. А. Россия.-Собр.соч. в 4-х томах.-Л.?Худож.лит., 1979, т.2, с.477−505.
  79. Расул Рза. Тысяча четыреста восемнадцать.-В сб.?Пунктиры времени. Стихи и поэмы.-М.?Сов. писатель, 1978, с.148−222.
  80. Р. Реквием.-Радар сердца.-М.?Худож.лит., 1971, с.191−213.
  81. Р. Двести десять шагов.- Комсомольская правда, 1978, 17 декабря, с.1−4.
  82. Д. Снегопад.-Времена.Книга поэм.-М.?Советская Россия, 1983, с.61−69.
  83. Д. Чайная.-Времена.Книга поэм.-М.?Советская Россия, 1983, с.3−12.
  84. М. Из стихов о Лизе Чайкиной.-Стихи и пьесы.-М.?Худ. лит., 1957, с. I38−151.
  85. М. «28» -Стихи и пьесы.-М.?Худож.лит., 1957, с.109−121.
  86. К. Чужого горя не бывает.-Вьетнам, зима семидесятого. Книга стихов.-Вьетнам-Москва I970-I97I.-M.?Современник,!971,с.5−28.
  87. С. Сердце и дневник.-М.?Советская Россия, I973, c. I-I08.
  88. Ф. Былина о неизвестном солдате.-М.?Молодая гвардия, 1972, с.50−108.
  89. Ф. Земляника на снегу.-Светло красуйтесь.-М.?Современник, 1974, с.81−102.
  90. А. Василий Теркин.-Собрание сочинений в пяти томах. -М. :Худож. лит., 1966, т.2, с.121−349.
  91. А. Дому дороги.- Стихотворения и поэмы.-М.:Худ. лит., 1971, с.466−513.
  92. Н.С. Слово о 28 гвардейцах.-Собр.соч. в 7-ми томах. -М.:Худож.лит., 1974, т.2, с.271−281.
  93. Н.С. Киров с нами.-Собр.соч. в 7-ми томах.-М.:Худож. лит., 1974, т.2, с.266−270.
  94. В. Седьмое небо.-М.:Современник, 1972, с.7−194.
  95. Шестинский 0. А под небом есть земля.- В кн.:А под небом есть земля.:Стихи и поэмы 1970−1972.-Л.?Советский писатель, 1973, с.45−71.
  96. Шестинский 0. Тридцать лет.-В кн.:А под небом есть земля.: Стихи и поэмы 1970−1972 гг.-Л.:Сов. писатель, 1973, с.37−44.
  97. Шестинский 0. Одиссея Михаила Петрова.-Устои.-М.:Молодая гвардия, 1978, с. 94−127.
  98. Л. Горислава.-Сердцебиение.Стихи, поэма.-М.?Современник, 1979, с.105−139.
  99. С. Несмолкшая тишина.-М.:Воениздат, 1975, с.5−31.
  100. С. Следом за легендой.-Синева России. Новые стихи.-М.: Советский писатель, 1976, с.88−101.5.Книги.
  101. Х.Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны.Проблематика.Стиль.Поэтика.2-ое изд., перераб. и доп.-М.:Советский писатель, 1975.-559 с.
  102. Бахтин M. Эстетика словесного творчества.-М.?Искусство, 1979.-422 с.
  103. Барабаш Ь, Вопросы эстетики и поэтики.4-е издание.-М.?Современник, 1983.-416 с.
  104. А.Т. Жанровые разновидности русской советской поэмы 1917−1941 гг.?Опыт типологической характеристики.-Киев. Вища школа, 1979.-199 с.
  105. А.Н. Историческая поэтика.-Л.?Худож.лит., 1940.-648 с.
  106. В.В. Сюжет и стиль.Сравнительно-историческое исследование. -М. ¡-АН СССР, 1963.-192.
  107. C.B. Стих и образ.Размышления о современном стихе. -Л. ¡-Советский писатель, 1968.-159 с.
  108. И.Ф. Партийность искусства и социалистический реализм. -М.?Искусство, 1974.-168 с.
  109. П.С. Александр Твардовский.?Семинарий.-Л.?Учпедгиз,-251 с.
  110. П.С. Новаторство, традиции, мастерство.-Л.?Советский писатель, 1973.-336 с.
  111. Л.Я. О лирике.2-ое изд., доп.-Л.:Сов.писатель, 1974.-407 с.
  112. К. Художественный образ и его историческая жизнь.-М.: Искусство, 1970.-519 с.
  113. И. Вера Инбер.-М.:Сов.писатель, 1961. 195 с.
  114. И. Николай Тихонов.-М.:Сов. писатель, 1952.-280 с.
  115. И. Современная лирическая поэзия.-М.:Знание, 1971.-48 с.
  116. И.Л. Три грани лирики.Современная баллада, ода и элегия.-М.:Сов. писатель, 1975.-407 с.
  117. В.И. В середине века.О лирической поэзии 50-х годов.-М. :Сов. писатель, 1967.-299 с.
  118. В. Огненный мост.:Книга о поэзии.-М.:Московский рабочий, 1970.-216 с.
  119. Е.С. Сюжет и действительность.Искусство детали.-Л.: Сов. писатель, 1981.- 432 с.
  120. А.Г. Современная советская поэма.-Минск.:БГУ, 1981.176 с.
  121. В.М. Байрон и Пушкин.-Л.?Наука, 1978.-423 с.
  122. В.М. Народный героический эпос.-М.-Л.?Гослитиздат, 1962.-435 с.
  123. В.А. Индивидуальные стили и стилевые течения в русской советской поэзии 60-х годов.-М.?МГУ, 1973.-116 с. 5.42.Зайцев В. А. В. И. Ленин в современной советской поэзии.-М.: Знание, 1970.-44 с.
  124. В.А. русская советская поэзия.1960−1970-е годы./Стилевые поиски и тенденции/.-М.?МГУ, 1984.-176 с. 5.44.Зайцев В. А. Советская поэзия последних лет.-М.?Знание, 1968.-72 с.
  125. Л.И. Современная советская проза о Великой Отечественной войне.-М.:Наука, 1979.-200 с.
  126. Д.Д. Русская советская лирика 1917- начала 1930 годов. Типологические аспекты.-Рига.:ЛГУ, 1981.-123 с.
  127. A.C. Стих и время.-М.:Наука, 1966.-404 с.
  128. A.A. Драма как эстетическая проблема.-М.:Наука, 197I. -223 с.
  129. В.П. Современная советская поэма.-Рига.:3инатне, 1982. -228 с.
  130. А.П. Поэтический словарь.-1VI.:Сов.энциклопедия, 1966.-375 с.
  131. Концепция человека в эстетике социалистического реализма.-М.:Мысль, 1977.-261 с.
  132. Корман Б.0. Изучение текста художественного произведения.-М.: Просвещение, 1972.-112 с.
  133. А. Новаторство и традиции в русской советской поэзии 20-х годов.-Киев.-Киевский университет, 1967.-376 с.
  134. Л. Не оставляя линии огня.-М.?Современник, 1975.-319 с.о.64.Лавлинский Л. Сердца взрывная сила.-М.?Советский писатель, 1972.-319 с.
  135. И.И. Поэтический мир Юстинуса Марцинкявичюса.-М.: Сов. писатель, 1980.-247 с.
  136. Луговской В. Раздумье о поэзии.-М.?Сов.писатель, 1960.-278 с.
  137. А.Н. Поэтический эпос революции.-Л.?Наука, 1975.-207 с.
  138. Е.П. Михаил Светлов.-М.?Сов.писатель, 1960.-244 с.
  139. Е.П. Советская романтическая поэзия.2-ое изд., доп. -М.?Высшая школа, 1973.-318 с.
  140. Н.Р. 0 поэтическом поиске.Об эпическом и лирическом начале в современной русской поэзии.-Киев.?Наукова думка, 1977.-176 с.
  141. А. Идущим вослед.-М.?Сов.писатель, 1969.-927 с.
  142. Е.М. Происхождение героического эпоса.-М.?Издат. вост. лит., 1963.-462 с.
  143. Актуальные проблемы/.-М.?МГУ, 1983.-230 с.
  144. А. Ритмы времени /Этюды о русской советской поэзии наших дней/.-М.?Худож.лит., 1973.-528 с.
  145. А. русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны.-Л.:Наука, 1967.-277 с.
  146. В.Я. Русский героический эпос.2-ое изд., исправл.-М.: Худож. лит., 1958.-664 с.
  147. И. Студия стиха.-М.:Сов.писатель, 1962.-346 с.
  148. Т.Н. Заметки о лирике.-Л.:Сов.писатель, 1977.-223 с.
  149. В.Д. Реализм лирической поэзии.Становление реализма в русской лирике.-М.:Наука, 1975.-368 с.
  150. А.Н. Очерки по истории русской поэмы ХУП1 и первой половины XIX века.-М.?МГУ, 1955.-692 с.о.89.Таганов Л. Н. Великая Отечественная война в советской поэзии 40−70-х годов.-Иваново, 1978.-177 с.
  151. Л.Н. Долгое эхо войны.-Ярославль.:Верхне-Волжское кн. изд., 1983.-158 с.
  152. .В. Традиции и новизна.-М.:Худож.лит., 1981.-287 с-
  153. Н.П. Жанры эпической прозы.-Л.:Наука, 1982.-185 с.
  154. И.Л. О структуре «большой формы» в лирике Н.А.Некрасова /"Рыцарь на час"/.-В сб.?Н. А. Некрасов и его время. Межвузовский сборник.-Калининград.?Калининг.гос. ун.-т, 1979, выпуск 1У, с • •
  155. Н. Свидетели истории /0 дневниках и записных книжках писателей-участников Великой Отечественной войны/.-В ж.:Нева, 1970, № 12, с.160−167.
  156. Белая Г. Стиль памяти.Проблема традиции в наших спорах.-В ж.: Новый мир, 1983, № 9, с.227−234.
  157. В.Г. Разделение поэзии на роды и виды.-Полн.собр. соч. в 13 томах.-М.:АН СССР, 1954, т.5, с.7−67.
  158. В.Г. Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души».-Полн.собр.соч. в 13 томах.-М.:АН СССР, 1955, т.6, с.410−433.
  159. И. О поэтическом.-В ж.:Новый мир, 1959,№ 2,c.I7I-I88.
  160. Т.С. Споры о жанре поэмы в современной советской критике.Научные доклады высшей школы /Министерство высшего и среднего специального образования СССР/.-В ж.?Филологические науки, 1974,
  161. I/.-M.¡-Высшая школа, с.3−12.
  162. Выходцев П. В борьбе за развитие национальных традиций.-В кн.: русская советская поэзия. Традиции и новаторство.1917−1945.-Л.: Наука, 1972, с.6−61.
  163. Выходцев П. С. Проблема традиций и новаторства.-В кн.:Русская советская поэзия. Традиции и новаторство /1946−1975/.-Л.:Наука, 1978, с.3−20.
  164. Гладышева 0. В своем краю и на своей земле.-В ж.:Волга, 1976, № I, с.168−173.
  165. Дементьев В. Человек на войне.-В ж.:0ктябрь, 1962, № 1,с.187−194.
  166. Денисова И. Поэзия В.Федорова.-В кн.:Беззаветно служить красоте. -М. ¡-Современник, 1978, с.59−104.
  167. И. Судьбы хозяин.-В кн.:Нет мне покоя. Поэзия С.Васильева. -М.: Советский писатель, 1976, с.116−126.
  168. Зайцев В.А.О стилевых тенденциях в лирике фронтового поколения.-Вестник МГУ.Сер.?Филология, 1974, Р I, с.3−17. 6.45.Зайцев В. А. Поэма наших дней.-Вестник МГУ.Сер.УП, 1964,№ 5, с.3−15.
  169. Зайцев В. А. Поэт и время.-Вестник МГУ.Сер.X.Филология, 1967, № I, с.3−17.
  170. Зайцев В. А. Современная советская поэма о Великой Отечественной войне /жанрово-стилевые искания и тенденции/.-Вестник МГУ.Сер. Филология, 1975, № 3, с.3−13.
  171. Карпов А. Советская лирическая поэма 20-х годов.-В ж.: Филологические науки, 1973, № 5,с.3−5.
  172. С.А. 0 времени и о себе.-В кн. .-Маяковский и проблемы новаторства.-М.:Наука, 1965, с.51-I01.
  173. Кожинов В. Поэтический мир Ф.Сухова.-В ж.:Наш современник, 1973, № 3, с.181−184.
  174. Ю.В. Система южных поэм Пушкина.Структура конфликта в романтической поэме. Романтическая поэма в целом.-В кн.:Поэтика русского романтизма.-М.:Наука, 1976, с.31−174.
  175. А.И. На собственной основе.-В ж.:Новый мир, 1978, № 9, с.243−256.
  176. Михайлов А. Пленительная власть традиций.-В ж.:Знамя, 1968, № 9,0.243−275.
  177. Е. Из истории советской поэмы военных лет.-Ученые записки Саратовского ун.-та им. Н. Г. Чернышевского.-Саратов.?Сарат. гос. ун.-т, 1955, т.53, с.91−124.
  178. В.И. И жизнь времен соединим.-В ж.?Знамя, 1973,№ 7, с.234−237.
  179. К.Г. О формах выражения авторского сознания в лирической поэзии.-В кн.?Русская советская поэзия и стиховедение /материалы межвузовской конференции/.-М.?Просвещение, 1969, с.22−48.
  180. Г. Н. К вопросу о поэтических жанрах.-Доклады и совещания филологического факультета.-М.?МГУ, 1948, № 5, с.58−64.
  181. Н. Классическое наследие, революция и наша современность.-В ж.?Дон, 1965,№ 3,с.159−164.
  182. Ростовцев Ю. Когда приходит поэт.-В ж.?Аврора, 1977, № 8,с.6769.
  183. Субботин А. Диапазон поэмы.-В ж.?Урал, 1978,№ 7,с.155−163.
  184. А.Н. Полн.собр.соч. в 15-ти томах.-М.?Гослитиздат, 1950, т.14.?Рассказы, очерки и статьи.1941−1944 гг.-432 с.
  185. Е. Поэзия поколения, созревшего на войне.-В ж.?Новый мир, 1943, № 9, с. 109.
  186. А. На фронт ушедшие из школ.-В ж.?Звезда, 1972,№ 5, с.219−222.
  187. Л. Осмысляя военную тему.-В ж.?Новый мир, 1975,№ 5, с. 261−268.
  188. Л.М. Диалектика сюжета и фабулы.-В кн.?Вопросы сю-жетосложения.-Выпуск 2.¡-Даугавпилсский пединститут.-Рига.?Звайг-зне, 1972, с.5−17.
  189. Н.Г. 0 поэзии.Сочинение Аристотеля.-В кн.: Полн.собр.соч. в 15-ти томах.-М.?Гослитиздат, 1949, т.2.?Статьи и рецензии I853−1855 гг., с.263−288.
  190. Л.П. Жанровые разновидности русской советской поэмы 1929−1936 годов.-Авт.дис. на соиск. уч.ст.канд.фил.наук.-М.?МГУ, 1977.-18 с.
  191. Л.М. Идейно-нравственные проблемы и художественное своеобразие современной советской поэмы о Великой Отечественной войне /60−70-е годы/.-Автореферат дис. на соиск.уч.ст.канд.фил. наук.-М.:М0ПИ, 1980.-25 с.
  192. Т.С. Советская поэма 1965−1975 /К вопросу о типологии жанра/.-Автор.дис. на соиск.уч.ст.канд.фил.наук.-М.?МГУ, 1977.-28 с.
  193. А.П. Проблема характера в лирике 60-х годов.-Авто-реф.дис. на соиск.уч., ст.канд.фил.наук.-М. ¡-МГУ, 1973.-21 с.
  194. Т.А. Своеобразие и функции сюжета в советской поэме 60-х годов.-Автор.дис.на соиск.уч.ст.канд.фил.наук.-м.:МГУ, 1975.-- 20 с.
  195. Н.Л. Художественное своеобразие поэмы А.Т.Твардовского: Василий Теркин как народной книги.-Автореф.дис. на соиск. уч.ст.канд.фил-.наук.-М. -.МГУ, 1980.-16 с.
  196. Карягин Л. Некоторые эстетические проблемы современной драмы.
  197. Автор.дис. на соиск. уч.ст.канд. искусствовед.-М.?Институт истории искусства, 1964. 18 с.
  198. Л.Е. Лирический цикл в русской поэзии 1840−1860 годов. -Автореф. дис. на соиск.уч.ст.канд.фил.наук.-Л.:Ленингр.гос.пед. ин.-т, 1977.-12 с.
  199. Ю.А. Жанры современной поэмы /на материале русской советской поэмы 1956−1964 годов/.-М.:Моск.пед.ин.-т, 1967.-16 с.
  200. В.В. Проблема художественных традиций в современной • лирической поэзии 50-х нач. 70-х гг.-Автореферат дис. на соиск.уч. ст.канд.фил.наук.-Л., 1978.-24 с.
  201. П.М. Проблемы композиции современной советской поэмы.-/Композиция поэмы А. Т. Твардовского: За далью даль/.-Автореф.дис. на соиск.уч.ст.канд.фил.наук.-М.:Моск.гос.пед.ин.-т, 1973.-16 с.
  202. Сахновский-Панкеев В. А. Актуальные проблемы теории драли /Конфликт, композиция и театр/.-Автореф.дис. на соиск.уч.ст.канд.фил. наук.-Л.:Лен.гос.ин.-т театра, музыки и кинем., 1973.-33 с.
  203. С.А. Проблема традиций и новаторства в русской советской лирике 60-х начала 70-х годов.-Автореф.дис. на соиск.уч.ст. канд.фил.наук.-М.:МГУ, 1978.-28 с.
Заполнить форму текущей работой