Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические основы отбора задач по математике для старших классов различного профиля обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о том, что накоплен большой материал по вопросам обучения учащихся решению задач. Вместе с тем, вопросы выбора задач для иллюстрации применения теории на практике (отбор задач, предлагаемых классу в начале изучения темы и для самостоятельного решения при закреплении материала, для домашней работы и для… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
    • 1. 1. О понятии «задача»
    • 1. 2. Различные подходы к классификациям математических задач
    • 1. 3. Дидактические функции математических задач
  • ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТБОРА ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КЛАССАХ РАЗЛИЧНОЙ ПРОФИЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
    • 2. 1. Принципы индивидуализации и дифференциации обучения
    • 2. 2. Особенности обучения математике в условиях профильной и уровневой дифференциации обучения
    • 2. 3. Принципы отбора задач для изучения определённой темы курса математики старших классов
  • ГЛАВА III. МЕТОДИКА ОТБОРА ЗАДАЧ ПО НЕКОТОРЫМ ТЕМАМ КУРСА МАТЕМАТИКИ СТАРШИХ КЛАССОВ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ
    • 3. 1. Применение производной к исследованию функций
    • 3. 2. Многогранники
    • 3. 3. Результаты педагогического эксперимента

Методические основы отбора задач по математике для старших классов различного профиля обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее время в связи с дифференциацией обучения появились школы и классы различного профиля обучения. Курс математики претерпевает при этом серьёзные изменения. Они касаются как содержания, так и методов и форм преподавания. В новых, изменившихся условиях нужно обновление исследований по наиболее важным проблемам. К таковым несомненно относится проблема отбора задач по математике. В умении решать разнообразные задачи проявляется, как известно, неформальное владение учащимися теоретическим материалом. Учитель математики постоянно сталкивается с проблемой отбора задач как при подготовке к отдельному уроку, так и к серии уроков по той или иной теме. Важно делать это в соответствии с принципами, которые помогут учителю в условиях дифференциации обучения добиться желаемого уровня овладения учебным материалом школьниками, а также помогут развить их способности, учитывая при этом склонности и индивидуальные особенности учащихся.

Изучение вопросов, связанных с дифференциацией и индивидуализацией обучения отнюдь не новое явление для отечественного образования. Например, обсуждению этих вопросов было уделено серьёзное внимание уже на Всероссийских съездах преподавателей математики в 1911 — 1914 годах.

Всесоюзный съезд работников народного образования, проходивший в декабре 1988 года в Москве, стал отправным пунктом новой реформы школьного образования. Одной из её главных задач была названа дифференциация и индивидуализация обучения. Разработкой концепции дифференцированного обучения и проблемами, связанными с дифференцированным обучением математике, занимались многие известные исследователи (М.И. Башмаков, В. Г. Болтянский, Г. Д. Глейзер, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, И. М. Смирнова, М. В. Ткачёва, Н. Е. Фёдорова и др.). Примерно в тот же период были написаны пробные учебники по математике для гуманитарных и технических классов.

Психологические аспекты дифференциации обучения рассматривались в исследованиях Л. В. Занкова, В. А. Крутецкого, Н. Ф. Талызиной и др.

С педагогических позиций занимались исследованием дифференциации и индивидуализации обучения Ю. К. Бабанский, И .Я, Лернер, М. Н. Скаткин, И. Э. Унт и др.

В методике преподавания математики довольно полно разработаны вопросы обучения учащихся решению математических задач. В методических исследованиях выявлены роль и место задач в процессе обучения математике, охарактеризованы этапы решения задачи (Г.Д.Глейзер, Ю. М. Колягин, В. А. Оганесян, Н. А. Терешин, Е. Н. Турецкий, Л. М. Фридман и др.), систематизированы приемы поиска решения задачи.

Г. Д.Балк, М. Б. Балк, Ю. М. Колягин, В. И. Крупич, В. И. Мишин, Д. Пойа,.

A.А.Столяр и др.), проанализированы внешняя и внутренняя структура задачи (В.И.Крупич).

В различных исследованиях содержатся психологические характеристики процесса решения задач (Л.Л.Гурова, З. И. Калмыкова,.

B.А.Крутецкий, Я. А. Пономарев, З. И. Слепкань и др.), рассмотрены фазы мыслительного процесса при решении задач (Н.А.Менчинская), выделены обобщенные приемы умственной деятельности (З.И.Калмыкова, Ю. Н. Кулюткин, А. Ф. Эсаулов и др.), рассмотрены возможности педагогического управления мыслительной деятельностью учащихся (З.И.Калмыкова, В. А. Крутецкий, З. И. Слепкань и др.).

Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о том, что накоплен большой материал по вопросам обучения учащихся решению задач. Вместе с тем, вопросы выбора задач для иллюстрации применения теории на практике (отбор задач, предлагаемых классу в начале изучения темы и для самостоятельного решения при закреплении материала, для домашней работы и для проверки усвоения знаний), методические принципы теоретически обоснованного подбора комплекса задач для обеспечения качественного усвоения программного материала не нашли должного освещения. В то же время дифференциация обучения ставит перед методикой преподавания математики новые задачи. Остро стоит вопрос о преподавании математики в классах различной профильной направленности. Действующие учебники не всегда учитывают индивидуальные особенности учащихся, специфику профильных классов, их различия и общие черты.

При этом учителя, не имея теоретических разработок для учёта этих особенностей, при работе в разных профильных классах не всегда могут в полной мере использовать имеющиеся возможности как прежних, так и новых учебных пособий. Поэтому весьма актуальным является исследование методических положений, позволяющих выбирать задачи для эффективного обучения математике в классах различного профиля обучения.

Проблема исследования состоит в том, чтобы на основе анализа психолого-педагогических и методических закономерностей усвоения математических знаний разработать теоретическое обоснование основ методики отбора задач и их практическую реализацию в старших классах различной профильной направленности.

Объект исследованияпроцесс обучения математике в старших классах различного профиля обучения.

Предмет исследования — методические основы отбора задач по математике в условиях профильной дифференциации обучения.

Цель исследования состоит в разработке методических основ отбора задач по математике для старших классов различного профиля обучения.

Гипотеза исследования состоит в том, что применение разработанных методических основ позволит учителю отбирать задачи по математике таким образом, что они обеспечат усвоение программного материала с достаточно высоким качеством учащимися различных профилей обучения на уровне, соответствующем их индивидуальным особенностям и запросам.

Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования потребовали решения ряда конкретных задач:

1. Провести сравнительный анализ различных подходов к определению понятия «задача» и её функций в обучении.

2. Исследовать сущность и структуру математических задач.

3. Изучить состояние теории и практики обучения школьников старших классов в условиях профильной дифференциации обучения.

4. Исследовать теоретические закономерности, на основании которых возможно определить критерии отбора задач для классов различного профиля обучения.

5. Разработать и проверить различные методические подходы к отбору задач и определить наиболее приемлемый из них.

Теоретико-методологической базой диссертационного исследования явились концепция дифференцированного обучения (В.Г. Болтянский, Г. Д. Глейзер, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев, Ю. М. Колягин, Г. Л. Лу-канкин, И. М. Смирнова, М.В. Ткачёва), концепция личностно ориентированного образования, исследования по теории познания.

Для решения поставленных задач потребовалось использовать следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической и математической литературы, работ по истории методики преподавания математики, школьных программ, учебников и учебных пособийизучение опыта работы отечественной и зарубежной школ по проблеме дифференциации и индивидуализации обученияобобщение собственного опыта работы автора в школеанкетирование, интервьюирование, тестирование учащихсяпедагогический эксперимент по проверке основных теоретических положений исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём разработаны общие принципы отбора математических задач и даны методические основы отбора задач для изучения отдельных тем по математике с учащимися старших классов различного профиля обучения.

Практическая значимость исследования состоит в подборе различных типов задач для методического обеспечения изучения математики в старших классах различной профильной ориентации.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались автором и обсуждались на научной сессии МПГУ по итогам научно-исследовательской работы за 2000 год (март 2001 г.), на кафедре методики преподавания математики МПГУ (май 2002 г.) — публиковались в сборнике материалов по методике преподавания математики «Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и вузе» (МПГУ-2000), в межвузовском сборнике научных трудов Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского (2000, 2001).

Внедрение выдвинутых в исследовании положений, методических рекомендаций осуществлялось в ходе работы в школе-гимназии № 7 города Химки Московской области и в НОУ «Средняя общеобразовательная «Пироговская школа» «ЦАО г. Москвы.

ВЫВОДЫ.

1. В числе прочих проблем, возникающих перед учителем при изучении каждой темы математики, стоит и проблема теоретически обоснованного отбора задач.

2. Отбор задач по изучаемой теме осуществляется более продуктивно при следовании принципам, выделенным в параграфе 3 главы II.

3. При отборе задач по математике наилучший эффект достигается при приоритетном соблюдении различных принципов, а именно, тех, которые в большей степени соответствуют специфике профиля класса.

4. Отбор математических задач для классов различного профиля обучения каждому учителю был бы облегчён при наличии пособий, содержащих серии задач, содержание и сложность которых уже соориен-тированы на классы различного профиля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненная диссертационная работа посвящена исследованию ряда проблем, связанных с отбором задач по математике для классов различного профиля обучения.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование показало, что первоначально выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась. Систематическое и целенаправленное применение разработанных методических основ позволяет отбирать задачи по математике таким образом, что выбранные последовательности или совокупности задач обеспечивают усвоение програмного материала с достаточно высоким качеством, учащимися различных профилей обучения на уровне, соот-ветсвующем их индивидуальным особенностям и запросам.

В результате проведения теоретического и экспериментального исследования, соответствующего цели и задачам диссертации, получены следующие основные выводы и результаты:

1. Установлено существование в психологической и педагогической литературе различных подходов к определению понятия «задача», что обусловлено как его сложностью и многоаспектностью, так и разнообразием сфер и целей использования и применения задач.

2. Выделены три основных подхода при классификации задач, связанные: а) со структурой задачиб) с мыслительной деятельностью решающего задачу субъектав) с функциями, которые выполняют задачи.

3. Установлено, что математические задачи способны выполнить все необходимые в учебном процессе функции при их грамотном использовании. Одним из необходимых условий при этом является правильный, теоретически обоснованный с учётом психолого-педагогических и методических закономерностей, отбор задач.

4. Дифференциация и индивидуализация являются важнейшими условиями для получения высоких результатов обучения. Их важность обусловлена естественными различиями индивидуальных особенностей учащихся, социальными условиями, запросами общества.

5. Систематическое и целенаправленное применение принципов, сформулированных в параграфе 3 главы II, к отбору задач для классов различного профиля обучения, приводило к более успешному овладению учебным материалом учащимися этих классов, что можно считать подтверждением гипотезы исследования.

6. С учётом выявленных в ходе исследования закономерностей усвоения математического материала и анализа учебной деятельности школьников в классах различного профиля обучения были теоретически разработаны и экспериментально проверены методические основы отбора математических задач для обеспечения прочного усвоения програм-ного материала, сущность которых состоит в следующем: чёткое определение уровня знаний (соответствующего требованиям к математической подготовке учащихся различного профиля обучения и отражённым в программах по математике для соответствующих профилей обучения), которого должны достичь учащиеся после прохождении темы, в том числе определение «критериальных» задач, которые должны решать учащиеся в результате изучения указанной темы;

— фиксирование уровня знаний учащихся в самом начале изучения темы;

— выявление имеющихся у учащихся пробелов в знаниях, умениях и навыках, необходимых для успешного усвоения темы, и постепенное устранение этих пробелов;

— уточнение путей и способов устранения таких пробелов исходя из профиля и уровня класса, а также из имеющихся в распоряжении учителя дидактических, технических и других средств, а также количества уроков, отводимых на данную тему;

— отбор задач в соответствии с принципами, выделенными в третьем параграфе второй главы, для достижения целей, поставленным при изучении темы, т. е. задач, в процессе решения которых учащиеся овладевают определёнными «критериальными» действиями, ведущими к достижению умения решать задачи заданного уровня (критериальные задачи);

— постоянный контроль качества усвоения материала по результатам решения выделенных промежуточных критериальных задач;

— фиксация достижения намеченного уровня знаний, в том числе по успешному решению учащимися критериальных задач.

7. Опыт работы в школе, объективная необходимость практического осуществления принципов дифференциации и индивидуализации обучения подсказывают нужность создания пособий, ориентированных на классы различной специализации и содержащих разнообразные задачи с соответствующей тематикой и уровнями сложности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алгебра и начала анализа: Учебн. для 10−11 кл. средн. шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1993.-254 с.
  2. Алгебра и начала анализа: Учебн. для 10−11 кл. средн. шк. / А. Н. Колмогоров, A.M. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др.: Под ред. А. Н. Колмогорова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 320 с.
  3. Алгебра и начала анализа: Учебн. пособие для 10−12 кл. веч. (смени.) шк. и самообразования / Г. Д. Глейзер, С. М. Саакян, И.Г. Вяль-цева, А. С. Алексеев: Под ред. Г. Д. Глейзера. 5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1989.-431 с.
  4. А.Д. Общий взгляд на математику. В кн.: Математика, ее содержание, методы и значение. М., 1956. — T. I, — с. 47.
  5. А.Д. и др. Геометрия для 9−10 классов: Учебн. пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики / А. Д. Александров, А. Л. Вернер, В. И. Рыжик. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1988.-480 с.
  6. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX века. М.: Педагогика, 1990, — 608 с.
  7. И.И. Начала анализа и математические модели в естествознании и экономике: Книга для уч-ся 10−11 кл. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 80 с.
  8. И.И., Фрибус Е. А. Занимательные задачи по математике. М.: Владос, 1999. — 207 с.
  9. И.И., Фрибус Е. А. Старинные задачи: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994. — 128 с.
  10. М.Б., Балк Г. Д. Поиск решения. М.: Детская лит., 1983. — 143 с. — («Знай и умей»).
  11. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990.
  12. М.И. Алгебра и начала анализа: Учебн. для 10−11 кл. средн. шк. М.: Просвещение, 1991. — 352 с.
  13. В.Г., Глейзер Г. Д. К проблеме дифференциации школьного образования // Математика в школе. 1988. — № 3 — с.9−13.
  14. В.М. Методика преподавания математики в средней школе. М.: ГУПИМП РСФСР, 1951. — 504 с.
  15. В.М. Ошибки в математических рассуждениях: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1967. — 190 с.
  16. А.В. О понятии математической задачи // Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и вузе: Сборник материалов по методике преподавания математики. М.: МПГУ, 2000, с.34−36.
  17. А.В. Критерий проблемности при отборе задач // Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 2 / Под ред. Ю. А. Дробышева и
  18. И.В. Дробышевой. Калуга: КГТТУ им. К.Э. Циолковского5 2000, с.92−98.
  19. А.В. Принципы отбора задач // Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3 / Под ред. Ю. А. Дробышева и И. В. Дробышевой. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2001, с. 17−19.
  20. И.П. Методика формирования готовности учащихся старших классов к решению нестандартных математических задач: Дисс. .канд. пед. наук. М.: 1996. — 187 с.
  21. А.Б. Обучение решению задач по математике: Учебн. пособие для пед. ин-тов по физ.-мат. спец. Минск: Вышейшая школа, 1988.-254 с.
  22. Н.Я., Мордкович А. Г. Производная и интеграл: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976. — 96 с.
  23. Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ для 10 класса: Учебн. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики / Н. Я. Виленкин, О.С. Ивашев-Мусатов, С. И. Шварцбурд. 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1992. — 335 с.
  24. Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ для 11 класса : Учебн. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изучением курса математики. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1990. — 288 с.
  25. Г. М., Гусев В. А. Прикладные задачи на экстремумы в курсе математики 4−8 классов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985.- 144 с.
  26. Возрастная и педагогическая психология / Под ред.М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
  27. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  28. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса / Под. ред. В. В. Давыдова и др. М., 1975.- 113 с.
  29. А.В. Математика и искусство: Кн. для тех, кто не только любит математику или искусство, но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки. 2-е изд., дораб. и доп. — М.: Просвещение, 2000. — 399 с.
  30. Вопросы перестройки обучения математике в школе. / Под ред. А. И. Гибша. М., 1963. -310 с.
  31. Выготский J1.C. Умственное развитие детей в процессе обучения. Сборник статей. M.-JI.: ГУГТИ, 1935. — 133 с.
  32. M.JI. и др. Углублённое изучение курса алгебры и математического анализа: Метод, рекомендациии, дидакт. материалы: Пособие для учителя / M.JI. Галицкий, М. М. Мошкович, С. И. Шварцбурд. -2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1990. — 352 с.
  33. Геометрия: Учебн. для 10−11 кл. средн. шк. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1993. — 207 с.
  34. П.Ю. Сборник задач по математике на сообразительность: Пособие для учителей. — М.: Учпедгиз, 1960. — 224 с.
  35. Г. Д. Геометрия: Учебн. пособие для 7−10 кл. веч. (сменн.) шк. и самообразования. 12-е изд. — М.: Просвещение, 1992. -352 с.
  36. Г. Д. Каким быть школьному курсу геометрии // Математика в школе. 1991. — № 4. — С. 68−71.
  37. Г. Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. М.: Педагогика, 1978. — 104 с.
  38. .В. Математика и математическое образование в современном мире. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  39. .В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. М.: Просвещение, 1982. — 144 с. — (Б-ка учителя математики).
  40. Н.К. О введении фуркации в ст. кл. ср. шк. / Сов. пед-ка. 1958. — № 6. — С.12−37.
  41. Э.Г., Скопец З. А. Задача одна решения разные. — Киев: Рад. шк., 1988. — 173 с. — (Серия «Когда сделаны уроки»).
  42. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  43. Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  44. JI.JI. Психологический анализ решения задач. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976. 327 с.
  45. А.А. Пособие к решению задач по высшей математике. — изд. 3-е, стереотипн. Минск.: Изд. БГУ, 1973. — 532 с.
  46. В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: Дисс. .докт. пед. наук. М.- 1990. 364 с.
  47. В.А., Матросов B.JL, Насыбулина А. К. Обучение математике и целостное формирование личности ученика // Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина к 120-летию основания университета. Серия: естественные науки. М.: Прометей, 1993. — С. 38−47.
  48. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  49. В.А. Об аналогиях в планиметрии и стереометрии // Математика в школе. 1995. -№ 6.- С. 16−18.
  50. М.А. Процесс обучения // Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. — 303 с.
  51. И.Я. Рассказы о решении задач. М.: Детгиз, 1957. -128 с.
  52. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: Учебное пособие для пед. ин-тов / Под ред. М. Н. Скаткина. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  53. Дифференцированное обучение по направлениям: Материалы первой научно-практической конференции. М.: Лаб. проблем управления школой НИИ школ, 1989. — 170 с. W
  54. Н.А. Формирование обобщенных умений по решению некоторых классов творческих задач: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1979.- 197 с.
  55. Г. В. Переформулировка задачи // Квант. 1974. — № 1. -С. 21−23.
  56. Г. В., Потапов М. К., Розов Н. Х. Пособие по математике для поступающих в вузы. 2-е изд., перераб. — М.: Наука, 1970. — 640 с.
  57. Г. В. и др. Дифференциация в обучении математике // MLLL- 1990.-№ 4.-С.15−21.
  58. И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991.-231 с.
  59. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приёмов учебн. деятельности: Кн. для учителя. —
  60. М.: Просвещение, 1990. 128 с.
  61. И.К. Система познавательных задач по учебному предмету // Советская педагогика. 1981. — № 9. — С.49−55.
  62. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  63. Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа: Учебн. пособие для 10−11 кл. средн. шк. / Б. М. Ивлев, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын, С. И. Шварцбурд. М.: Просвещение, 1990. — 48 с.
  64. Задачи по математике. Начала анализа: Справ, пособие / Вавилов В. В., Мельников И. И., Олехник С. Н., Пасиченко П. И. М.: Наука, 1990.-608 с.
  65. Г. И. Руководство к решению задач по математическому анализу. 4-е изд. — М.: Высшая школа, 1966. — 460 с.65а. Зив Б. Г. и др. Задачи по геометрии для 7−11 классов. М.: Просвещение, 1991. — 171с. — (Б-ка учителя математики).
  66. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости-М.: Педагогика, 1981. 200 с.
  67. З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся // Вопросы психологии. 1961. — № 2. — С.41−50.
  68. .С., Рузин Н. К., Столяр А. А. Методы обучения математике: Некоторые вопросы теории и практики / Под ред. А. А. Столяра — Минск: Народная асвета, 1981. 191 с.
  69. К концепции школьного математического образования // Математика в школе. 1989. — № 2. — С.20−30.
  70. Г. Введение в дифференциальную психологию учения / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1967. — 176 с.
  71. А.Н. Современная математика и математика в современной школе // Математика в школе. 1971. — № 6. — С. 13−15.
  72. Ю.М. Задачи в обучении математике. М.: Просвещение, 1977. — 4.1: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. — 108 с.
  73. Ю.М. Задачи в обучении математике. М.: Просвещение, 1977. — 4. II: Обучение математике через задачи и обучение решению задач. — 142 с.
  74. Ю.М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы: Дисс.. д-ра пед. наук. М.- 1977. -398 с.
  75. Ю.М., Оганесян В. А. Учись решать задачи: Пособие для учащихся VII-VIII кл. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
  76. Ю.М., Ткачёва М. В., Фёдорова Н. Е. Профильная дифференциация обучения математике // Математика в школе. 1990. — № 4. — С.21−27.
  77. Концепция развития школьного математического образования // Математика в школе. — 1990. — № 1. С.2−13.
  78. .А., Ахадов А. А. Удивительный мир чисел: (Ма-тем. головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  79. Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7−9 классов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 239 с.
  80. Н.Ф. Экспресс-методика диагностики регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности подростков / Под ред. О. А. Конопкина, В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО-Экопсицентр РОСС, 2000. — 1 Юс.
  81. В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач: Дисс. д-ра пед. наук. М.- 1992. — 395 с.
  82. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  83. В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976.-303 с.
  84. А.С. Развитие математической деятельности учащихся и роль задач в этом развитии // Математика в школе. 1966. -№ 6.-С. 19−21.
  85. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. -М.: Педагогика, 1970. 231 с.
  86. Р., Роббинс Г. Что такое математика. Элементарный очерк идей и методов. M.-JI.: ОГИЗ, 1947. — 664 с.
  87. B.C. Сборник конкурсных задач по математике с решениями. 3-е изд. — Л.: Судостроение, 1966. — 592 с.
  88. А.Ф. Классификация личностей / Под ред. М. Я. Басова, В. Н. Мясищева. 2-е изд.: М.-Петроград: Госиздат, 1923. — 368 с.
  89. Г. Г. Современный урок математики методы преподавания: Метод, пособие для преп. ПТУ. — М.: Высшая школа, 1989. — 88 с.
  90. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 2 т.
  91. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  92. Н.С. Кадетский монастырь Собр. соч.: В 12 т. — М.: Правда- 1989. — 2 т., с.46−78.
  93. И. Процесс и структура человеческого учения / Пер. с чешек. Р. Е. Мельцера. М.: Прогресс, 1970. — 86 с.
  94. Н.И. О важнейших предметах воспитания / МШ. -1977. № 2. — С.42−44.
  95. Математика: Лекции, задачи, решения: Уч. пос. / В. Г. Болтянский, Ю. В. Сидоров, М. И. Шабунин и др. Минск: ООО «Попурри», 1996.-640 с.
  96. Математические диктанты для 5−9 классов: Кн. для учителя / Е. Б. Арутюнян, М. Б. Волович, Ю. А. Глазков, Г. Г. Левитас.-М.: Просвещение, 1991.-80 с.
  97. Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследование мышления в советской психологии. 1966, с. 15−27.
  98. Н.А. Проблемы учения и умственного развитияшкольников // Избр. психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -218 с.
  99. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учебн. пособие для пед. ин-тов / А. Я. Блох, Е. С. Канин, Н. Г. Килина и др.- Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1985.-336 с.
  100. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учебн. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Я. Саннинский. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
  101. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. / А. Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др.- Сост. В. И. Мишин. М.: Просвещение, 1987. — 416 с.
  102. Методика преподавания математики в средней школе: Частные методики: Учеб. пособие для физ.-мат. фак. пед. ин-тов / Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, Е. Л. Мокрушин и др. М.: Просвещение, 1977. — 480 с.
  103. В.П. Сборник геометрических задач, применённый к курсам гимназий, реальных училищ и других средних учебных заведений. Задачи алгебраической геометрии. М.- 1913. — 262 с.
  104. Т.Н. Система творческих задач курса алгебры 6−8 (79) классов и методика ее использования: Дисс.. канд. пед. наук. — М.- 1989.-251 с.
  105. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепед. подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  106. В.А. Психология решения школьниками творческих задач. Киев: Раданська школа, 1983. — 159 с.
  107. Т.Д. Обучение поиску решения задач по алгебре и началам анализа в старших классах средней школы: Дисс. канд. пед. наук. Кутаиси, 1987. — 186 с.
  108. А.Г. Алгебра 6(7). Экспериментальный учебник. — М.: Авангард, 1995. 169 с.
  109. А.Г. Беседы с учителями математики. М.: Школа-Пресс, 1995. — 272 с. — (Б-ка журнала «Математика в школе»).
  110. К.И., Семушин А. Д. Функции задач в обучении // Математика в школе. 1971. — № 3. — С. 15−17.
  111. И.Л., Семенов Е. Е. Учимся рассуждать и доказывать: Кн. для учащихся 6−10 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  112. Обреимов. Математические софизмы. Спб.: Ф. Павленков, 1884.-92 с.
  113. Общая психология: Учебн. для пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- Под ред. А. В. Петровского. — 3-еизд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1968. — 463 с.
  114. А.Л. Развитие у учащихся способности наблюдать и анализировать // Математика в школе. — 1982. № 5. — С. 15−17.
  115. С.Н., Потапов М. К., Пасиченко П. И. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств: Справочник. — М.: Изд-во МГУ, 1991.-144 с.
  116. В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
  117. Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев: Раданська школа, 1980. — 143 с.
  118. Планирование обязательных результатов обучения математике / Л. О. Денищева, Л. В. Кузнецова, И. А. Лурье и др.- Сост. В. В. Фирсов. — М.: Просвещение, 1989. 237 с. — (Б-ка учителя математики).
  119. А.В. Геометрия: Учебник для 7−11 кл. сред. шк. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1992. — 383 с.
  120. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1972. — 239 с.
  121. Поисковые задачи по математике (4−5-е классы): Пособие для учителей / А. Я. Крысин, В. Н. Руденко, В. И. Садчикова и др.- Под ред. Ю.Колягина. М.: Просвещение, 1979. — 95 с.
  122. Д. Как решать задачу / Пер. с англ. В. Г. Звонаревой и Д.Н.Белла- Под ред. Ю. М. Гайдука. М.: Учпедгиз, 1959. — 207 с.
  123. Д. Математика и правдоподобные рассуждения / Пер. с англ. И.А. Вайнштейна- Под ред. С. А. Яновской. 2-е изд., испр. — М.: Наука, 1975.-463 с.
  124. Д. Математическое открытие: Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание / Д. Пойа- Пер. с англ. В.С.Бермана- Под ред. И. М. Яглома. 2-е изд., стереотип. — М: Наука, 1976. — 448 с.
  125. В.В., Шарыгин И. Ф. Задачи по стереометрии. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. — 288 с. -(Б-ка матем. кружка).
  126. Программно-методические материалы: Математика. 5−11 кл. Тематическое планирование / Сост. Г. М. Кузнецова. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 192 с.
  127. Процесс обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 125 с.
  128. Психологическое содержание понятия «задача» // Вопросы психологии. 1970. — № 6. — С. 75−85.
  129. Психология одарённости детей и подростков / Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.- Под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Академия, 1996.-407 с.
  130. Психология одарённости детей и подростков / Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т.М.Марютина- Под ред. Н. С. Лейтеса. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Academia, 2000. — 322 с.
  131. В.Н. Психология и кибернетика. — М.: Педагогика, 1971.-234 с.
  132. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. — 271 с.
  133. У.Р. Познание и мышление. Моделирование на уровне информационных процессов. М.: Мир, 1968. — 400 с.
  134. Роль и место задач в обучении математике / Научно-исследовательский институт школ Министерства Просвещения РСФСР. -М., 1973.-Вып. I. -234 с.
  135. A.M., Шапиев К. Ш. Элементы математического анализа: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972. — 278 с.
  136. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. / АПН СССР- Сост. и авт. коммент. К.А.Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. М.: Педагогика, 1989. — Т.2. — 322 с.
  137. Н.А. Сборник геометрических задач на вычисление. -М., 1909.- 100 с.
  138. В.И. 25 000 уроков математики: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. 240 с.
  139. С.М. и др. Задачи по алгебре и началам анализа для 1011 классов. М.: Просвещение, 1990. — 256 с. — (Б-ка учителя математики).
  140. Г. И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение, 1995. — 240 с. — (Б-ка учителя математики).
  141. Сборник задач по математике для поступающих во втузы: Учебн. пособие / В. К. Егерев, Б. А. Кордемский, В. В. Зайцев и др.- Под ред. М. И. Сканави. 6-е изд., стер. — М.: Высшая школа, 1993. — 528 с.
  142. Сборник: Основные направления производственного обучения в средней школе. 2-е изд., перер. и дополн. М.: ПН РСФСР, 1963, с.5−19.
  143. Связь обучения с трудом в средней школе с дифференцированным обучением / Под ред. М. А. Мельникова. М.: АПН РСФСР, 1962. -244 с.
  144. С.И. Нестандартные текстовые задачи в обучении младших школьников математике: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1982. — 221 с.
  145. Е.Е. Размышления об эвристиках // Математика в школе. 1995. — № 5. — с. 39−41.
  146. К.А., Соколов А. Н. Логический анализ форм научного поиска / Под ред. В. И. Стрельченко. Л., Наука, 1986. — 121 с.
  147. З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике: Метод, пособие. Киев: Раданська школа, 1983. — 192 с.
  148. И.М. В мире многогранников: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 1995. 144 с.
  149. И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: Монография. М.: Прометей, 1994. — 152 с.
  150. И.М. Научно-методические основы преподаания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: Дисс.. доктора пед. наук. М., 1995. — 364 с.
  151. И.М. Геометрия: Учебн. пос. для 10−11 кл. гуманитарного профиля. М.: Просвещение, 1997. — 159 с.
  152. И.М., Смирнов В. А. Геометрия: Учебн. пос. для 1011 кл. естественно-научного профиля обучения. М.: Просвещение, 2001.-239 с.
  153. С.К. Пособие по математике для поступающих в вузы. М.: Учебный центр «Ориентир» при МГТУ, 1996. — 152с.
  154. У.У. Прелюдия к математике. Пер. с англ. М.Л. Смолян-ского и С. Л. Романовой. Рассказ о некоторых любопытных и удивит, областях математики с предварит, анализом математ. склада ума и целей математики. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1972. — 192 с.
  155. А.В. Решение нестандартных задач как средство воспитания интереса к математике // Роль и место задач в формировании системы основных знаний. М.: НИИ школ, 1976, с. 51−60.
  156. Сочинения Жуковского, т. 6- 1885.
  157. А.В. Комплексные упражнения по математике с решениями. 7−11 классы. X.: ИМП «Рубикон», 1995. — 240с.
  158. А.А. Педагогика математики. 3-е изд. — Минск: Вы-шейшая школа, 1986.-414 с.
  159. В.Я. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1991. — 367 с.
  160. .М. Проблемы индивидуальных различий. Способности и одарённость. Психология музыкальных способностей // Избр. труды в двух томах. Том I. М.: Педагогика, 1985, с. 14−222.
  161. .М. Ум полководца. М.: Педагогика, 1990. — 207 с.
  162. Н.А. Методическая система работы учителя математики по формированию научного мировоззрения учащихся: Дисс. в форме научного доклада. доктора пед. наук. М., 1991. — 44 с.
  163. Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
  164. И.А. О плане учения Великого Князя Наследника Александра Николаевича, составленного В.А. Жуковским. // Журнал министерства Народного Просвещения. Новая серия. Часть 22. Июль. — 1909.
  165. Э.Л. Вопросы преподавания алгебры (Психология алгебры) / Пер. с англ. А. С. Долговой / Под ред. И. К. Андронова, Д. Л. Волковского. М.: Учпедгиз, 1934. — 192 с.
  166. Труды 1 Всероссийского съезда преподавателей математики. Том 1 Общие собрания. Том 3 — Секции. — СПБ.- 1913. — 603 е.- - 114 с.
  167. С.И. Поиски решения задачи. М.: Просвещение, 1969.-280 с.
  168. Унт Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. 192 с.
  169. Г. М. Основы математического анализа. 6-е изд., стереотип. — М.: Наука. Главная ред. физ-мат. лит-ры, 1968. — Т. 2. — 440 с.
  170. JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л.М.Фридман- Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1977. — 207 с.
  171. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 224 с. — (Психол. наука — школе).
  172. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о педагогической психологии.-М.: Просвещение, 1983. 160 с.
  173. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  174. Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1989.- 192 с.
  175. JI.M. и др. Изучение личности учащихся и ученических коллективов: Кн. для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. М.: Просвещение, 1988. — 207 с. — (Психол. наука -школе).
  176. Ч. Прием построения системы подзадач, решаемых общим способом // Математика в школе. — 1993. № 5. — С. 11−13.
  177. А.Я. Педагогические статьи / Под ред. Б. В. Гнеденко. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 204 с.
  178. М.С. Основные черты методики обучения алгебре в восьмилетней школе. В сб.: Вопросы перестройки обучения математике в школе / Под ред. А. И. Гибша. М., 1963.
  179. Г. В. Анализ математической задачи // Математика в школе. 1993. -№ 4.-С. 61.
  180. Шабунин и др. Алгебра и начала анализа: Дидактические материалы для 10−11 кл. 3-е изд. — М.: Мнемозина, 2000. — 251 с.
  181. И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учебн. пособие для 10 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1989. -252 с.
  182. И.Ф., Голубев В. И. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учебн. пособие для 11 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1991.-384 с.
  183. К.У. Сборник задач по математике: Пособие для учителей 8−10 классов. 3-е изд. — J1.: Государственное учебно-педагогическое изд-во министерства просвещения РСФСР, ленинградское отделение, 1956. — 212 с.
  184. Д.О., Ченцов И. Н., Яглом И. М. Избранные задачи итеоремы элементарной математики. Арифметика и алгебра. 4-е изд., исправ. — М.: Наука, 1965. — 456 с.
  185. П.К. Сборник задач, предлагавшихся на конкурсных экзаменах при поступлении в специальные высшие учебные заведения. Петроград- 1918. — 424 с.
  186. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания / Под. ред. Г. С. Костюка, П. Р. Чаматы. Киев- 1961.- 153 с.
  187. П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. -255 с.
  188. А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. JL: изд-во ЛГУ, 1979. — 200 с.
  189. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая шк., 1972.-216 с.
  190. И.С. Восприятие и понимание учащимися чертежа и условия задачи в процессе её решения // Применение знаний в учебной практике школьников. М., 1961.
  191. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с. — (Б-ка учителя. — Воспитание и обучение).
  192. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  193. Learning mathematics. Q.E.Lapointe, N.A.Mead, J.M.Askew. -The International Assessment of Educational Progress, Educational Testing service, 1992.- 158 p.
  194. Mathematics. Cole W.L., Haubher M.A., Sparks J.M., W.G.Quast / Coordinating Author E.R.Duncan. Boston: Houghton Mifflin Company, 1983.-486 p.
  195. Ross Honsberger. More mathematical morsels. The Mathematical association of America, 1991. — 237 p.
Заполнить форму текущей работой