Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теория и методика обучения компьютерному прогнозированию в процессе академической подготовки менеджеров туризма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема исследования определяется возрастающими потребностями туристской отрасли в научно-обоснованных решениях задач по анализу собственной деятельности и отсутствием психолого-педагогических исследований в данной области, выделяющих перспективные направления в процессе подготовки менеджеров туризма, а также необходимостью качественного уровня обучения информационным технологиям будущих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. L Теоретические подходы к проблемам использования информационных технологий в учебном процессе
    • 1. 1. Проблемы глобальной информатизации общества и задачи системы образования
    • 1. 2. Интеллектуальные обучающие системы, как перспективное направление в использовании средств новых информационных технологий в процессе обучения
    • 1. 3. Психолого-педагогические аспекты использования информационных технологий в учебном процессе
    • 1. 4. Теоретические основы эффективности обучающего воздействия информационных технологий постановка учебной задачи)
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА II. Методические основы обучения компьютерному прогнозированию
    • 2. 1. Анализ и общая характеристика учебной деятельности, основанной на применении новых информационных технологий
    • 2. 2. Математический аппарат, положенный в основу методики компьютерного прогнозирования
    • 2. 3. Характеристика учебных программ, реализующих обучение студентов компьютерному прогнозированию
    • 2. 4. Обучение студентов сравнительному эксперименту на базе методов компьютерного прогнозирования
    • 2. 5. Итоги опытно-экспериментальной работы

Теория и методика обучения компьютерному прогнозированию в процессе академической подготовки менеджеров туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из целей совершенствования системы образования туристской отрасли является приведение в соответствие направлений социально-экономического развития туризма и профессионального туристского образования.

Успешность развития туристской отрасли во многом определяется состоянием системы подготовки и повышения квалификации специалистов, в частности — менеджеров туризма. В последнее десятилетие практически во все сферы деловых отношений между людьми интенсивно внедряются количественные методы анализа результатов профессиональной деятельности, основанные на использовании математического аппарата и опирающиеся на средства новых информационных технологий. В полной мере это касается развития сферы туристского бизнеса.

Привитие специалистам в процессе их профессиональной подготовки статистических способов исследования приводит к новому качественному уровню развития любой области деятельности. Знание статистики становится необходимым для успешной деятельности. Туризму необходим статистический аппарат для упорядочения накопленных данных, их анализа, выработки подходов к прогнозированию и развитию туристской науки.

Персональные компьютеры становятся непременным атрибутом самых различных технических комплексов. Это относится и к современным системам управления, регистрации и контроля за формированием и распределением туристического продукта, основной задачей которых является сбор, обработка и интерпретация информации, возникающей в процессе деятельности туристских организаций.

Приоритетными направлениями профессионального туристского образования является информатизация учебного процесса, широкое внедрение психолого-педагогических разработок, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания, повышение уровня практических работ, включение в их организацию педагогические формы экспериментально-исследовательских методов, применяемых или предлагаемых к применению в туристской отрасли.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью в информационном обществе формирования профессионально активной личности, имеющей навыки статистического способа исследования, также потребностью включения организационных форм и статистических методов анализа экспериментальных данных, основанных на использовании возможностей средств новых информационных технологий для широкого применения в профессиональной практической деятельности менеджера туризма.

Возрастающая потребность туристской отрасли в научно-обоснованных методах анализа собственной деятельности, необходимость качественного уровня обучения информационным технологиям будущих менеджеров туризма, и отсутствие психолого-педагогических исследований в данной области обусловили выбор темы данного исследования.

Проблема исследования определяется возрастающими потребностями туристской отрасли в научно-обоснованных решениях задач по анализу собственной деятельности и отсутствием психолого-педагогических исследований в данной области, выделяющих перспективные направления в процессе подготовки менеджеров туризма, а также необходимостью качественного уровня обучения информационным технологиям будущих менеджеров туризма, помогающего им решать всевозможные задачи в области их профессиональной деятельности. Несмотря на широкое внедрение различных форм и методов компьютерного обучения студентов в различных науках, существует серьезный пробел в области разработки предметных методик обучения, способствующих системной компьютерной подготовке отраслевых специалистов, коими являются менеджеры туризма.

Объект исследования: профессиональная академическая подготовка менеджеров туризма.

Предмет исследования: обучение методам компьютерного прогнозирования в процессе академической подготовки менеджеров туризма.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику обучения компьютерному прогнозированию для формирования у менеджера туризма представлений о научных основах современных статистических способов исследования, а также умений и навыков осуществления экспериментально-исследовательской деятельности в профессиональной практике.

Гипотеза исследования: обучение будущих менеджеров туризма компьютерному прогнозированию будет способствовать повышению эффективности их профессиональной подготовки, если: g в учебный процесс будут включены специализированные учебные программы и методики обучения с применением методов компьютерного прогнозирования, основанные на способах статистической обработки и анализа информации, с использованием средств новых информационных технологийg будет разработана система индивидуальных заданий, основанная на компьютерном прогнозировании результатов коммерческой деятельности предприятий туристской отраслиg будут разработаны комплексы задач из сферы туристской деятельности и способы их решения с помощью статистических методов, реализуемых посредством информационных компьютерных технологий.

Задачи исследования:

1. Обосновать возможность обучения студентов компьютерному прогнозированию в процессе их профессиональной подготовки.

2.Разработать содержание учебной программы по компьютерному прогнозированию.

3.Выявить и экспериментально проверить методы, обеспечивающие студентов статистическим способам исследования в процессе обучения их компьютерному прогнозированию.

Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: изучение и анализ философской, научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблематике исследованиясравнительный анализ учебных программ и зарубежного опыта в области преподавания информационных технологий в гуманитарных вузахэкспериментальное преподавание, наблюдение за ходом учебного процесса и деятельностью студентов.

Методологической основой исследования послужил системный подход к познанию явлений и процессов педагогической деятельности, который получил развитие в работах педагогов В. И. Жолдака, В. А. Кальней, М. С. Кагана, В. А. Кабачкова, В. М. Коротова, Б. Т. Лихачёва, А.А. Остапец-Свешникова, В. Д. Чепика, С. Е. Шишова. Использование компьютерной техники в образовании анализировали И. Н. Антипов, Е. С. Богат, А. П. Ершов, В. Османьска-Фурманэк, А. А. Кузнецов, В. Г. Разумовский, И. В. Роберт и др. Профессиональный аспект представляют работы теоретиков и практиков туризма И. В. Зорина, В. А. Квартальнова, B.C. Преображенского. Философские доводы отражены в трудах Е. А. Бодиной, С. А. Козловой, К.В. Ку-лаева и др.

Этапы исследования:

1 этап (1993;1995 г. г.) — проведен теоретический анализ педагогической, психологической, философской и специальной литературы по проблеме исследования, обоснование актуальностиопределено общее направление исследования.

2 этап (1997 — 1998 г, г.) — определены проблема и предмет исследования, его цель и задачисформирована гипотезаразработана программа эксперимента, критериально-оценочный аппаратпроведен эксперимент, осуществлен анализ его результатов.

3 этап (1998 — 1999 г. г.) — проведено обобщение результатов исследования, уточнение выводов, оформление диссертации.

Опытно-экспериментальная работа по данному исследованию проводилась в рамках эксперимента по обучению студентов 2 курса Российской международной академии туризма методам компьютерного прогнозирования, в рамках курсовой работы по курсу «Программное обеспечение». Всего в нашем исследовании принимали участие около 150 студентов, а также отдельные этапы эксперимента проводились среди студентов экономико-гуманитарного факультета Московского государственного института электронной техники.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования заключается: в обосновании эффективности обучения компьютерному прогнозированию в процессе профессиональной подготовки менеджеров туризмав разработке содержания обучения компьютерному прогнозированиюв выявлении эффективных методов обучения студентов компьютерному прогнозированию, обеспечивающих развитие у них статистических способов исследованиям в разработке методических рекомендаций по использованию компьютерного прогнозирования на основе использования интеллектуальных обучающих систем в процессе профессиональной подготовки менеджеров туризма.

Практическая значимость исследования определяется: подготовленной программой и методическими рекомендациями по методам компьютерного прогнозирования в пакете Microsoft Excelразработкой структуры и содержания курсовой работы, входящей в программу по курсу «Программное обеспечение» .

На защиту выносятся: 1. Обоснование возможностей использования интеллектуальных обучающих систем в обучении методам компьютерного прогнозирования с целью повышения эффективности профессиональной подготовки студентов — будущих менеджеров туризма.

2. Содержание учебной программы, формирующей у студентов необходимые знания и навыки в области статистического анализа данных, с использованием интеллектуальных обучающих систем.

3. Совокупность методов, обеспечивающих обучение у студентов статистическим способам исследования в процессе обучения компьютерному прогнозированию, включающая решение специальной системы разнообразных задач, индивидуальных заданий, курсовых работ и технологического подхода к их организации.

Достоверность, обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются:

— логикой исходных методологических позиций автораиспользованием системного подходаопорой на данные современной педагогической наукиразнообразными источниками педагогической, технической, туристской информации;

— сравнительным анализом данных, полученных с помощью независимых различных методов педагогического исследования, адекватных его предметуцеленаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опыта;

— комплексным характером поэтапного педагогического экспериментаподтверждением концептуальной непротиворечивости использования методов, соответствующих задачам и специфике этапа исследовательской работы;

— подтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством обсуждения основных положений, хода и предварительных итогов исследования на заседаниях кафедры «Информационных технологий и туристского программирования», на Научно-практических конференциях «Актуальные проблемы туризма'99», г. Воскресенск, г. Сергиев Посад, г. Серпухов, 1999 год.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное экспериментально-теоретическое исследование позволило поставить и наметить решение одной из важных проблем педагогики: поиск оптимального сочетания двух аспектов компьютерного обучения профессионально-воспитательного и технологического аспектов. При этом в качестве фундаментальной основы решения данной проблемы был рассмотрен деятельностный подход к учению как к процессу целенаправленного приобретения и накопления знаний, обуславливающий творческое развитие личности.

Профессионально-воспитательное начало педагогического процесса компьютерного обучения представляется в контексте самоутверждающего принципа креативной ориентации педагогики и психологических принципов — мотивации, самоактуализации, саморазвития и роста личности, раскрывающих человеческий потенциал.

Вышеуказанная проблема нами рассмотрена в контексте дея-тельностного подхода педагогов-исследователей JI.C. Выгодского, C.JI. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, на основании развития теории программированного обучения и теории формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной, а также в контексте принципов личностно-ориентированного обучения педагогики креативной ориентации (Е.И. Пассов, А.Г. Алейников). Общение, как ключевое средство личностно-ориентированной направленности, является основополагающим при обучении в искусственной среде. Оно обуславливается интерактивным диалогом между компьютером и обучаемым.

В этой связи в диссертационном исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Выявить теоретические подходы к проблемам использования информационных технологий в учебном процессе профессиональной подготовки менеджеров туризма.

2. Провести анализ научно-педагогических особенностей в постановке учебной задачи и ее теоретической и практической значимости для профессиональной подготовки менеджеров туризма.

3. Предложить методические основы обучения методам компьютерного прогнозирования с применением интеллектуальных обучающих систем.

В ходе исследования обоснованы следующие положения:

• Личностно-ориентированное обучение, заложенное в профессионально-воспитательной модели компьютерного образования, учитывает научно-обоснованную отраслевую деятельность, мотивацию обучения, перспективность компьютерных средств обучения.

• Профессионально-ориентарованное компьютерное обучение обеспечивает: самоактуализацию и творческое развитие обучаемого, подчеркивает индивидуализацию при ведущей роли личностного аспекта.

• В основе воспитательного аспекта компьютеризации обучения лежит удовольствие, получаемое от использования персональных компьютеров. Само удовольствие вызывается «отзывчивостью» компьютера. Компьютеры отвечают мгновенно и недвусмысленно, что и доставляет удовольствие. Этот положительный эффект работы с машиной побуждает к дальнейшим контактам при решении новых, поставленных перед обучаемым задач и повышает общую культуру процесса общения со средствами высоких технологий.

• Показана актуальность применения математических методов планирования и анализа экспериментальных данных. С одной стороны проблем в туристской отрасли, требующих использования разнообразных статистических методов очень много, а с другой стороны в туристских учебных заведениях нет компьютерных учебных курсов по практическому использованию опыта применения компьютерной техники в сфере туристской деятельности.

В диссертационном исследовании материал изложен в такой последовательности. Вначале выделены основные аспекты использования средств новых информационных технологий на данном этапе в обществе в целом. Выделены проблемы глобальной информатизации общества и задачи системы образования по использованию в процессе обучения перспективных разработок базирующихся на перспективных средствах компьютерных технологий. Рассмотрены педагогические основы внедрения информационных технологий в учебный процесс профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Отмечено, что психолого-педагогические аспекты использования информационных технологий являются определяющим фактором при планировании внедрения компьютерных технологий в процесс обучения. Далее проведен анализ и дана общая характеристика учебной деятельности, основанной на применении новых информационных технологий. Отражены теоретические основы эффективности обучающего воздействия информационных технологий. Отстаиваится тезис о важности постановки учебной задачи для повышения эффективности использования компьютерной техники.

Предлагается методика обучения методам компьютерного прогнозирования с применением интеллектуальных обучающих систем, как перспективному направлению регулирования деловых отноше.

104 ний в туристской отрасли.

Главная роль в диссертационном исследовании отводится интеллектуальным обучающим системам, как перспективному направлению в использовании средств новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки менеджеров туризма.

В заключении выделены принципы планирования сравнительного эксперимента, как основополагающего направления применения возможностей интеллектуальных обучающих систем, на базе методов компьютерного прогнозирования.

Обосновывая единство закономерностей научного исследования и проблемного обучения, в диссертационном исследовании отмечается наличие внутреннего разногласия между ними. Это различие проявляется при рассмотрении соотношения научного исследования и проблемного обучения с логико-психологической точки зрения. Как известно, в процессе обучения встречаются примеры учебных проблем, специально поставленных преподавателем в форме проблемной задачи. Логический и дидактический анализ таких задач, почти всегда позволяет вычленить специфические особенности учебной и научной проблемы.

В отличие от научного исследования в учебном процессе возникает большое количество проблем, от простейших до научных, от стихийно возникающих по ходу усвоения до проблем, которые преподаватель специально, особыми методическими приемами ставит перед обучаемыми.

Конечно, никто не требует от специалистов туристской отрасли, чтобы они сделались одновременно специалистами в области вычислительной техники, а также полностью овладели математическими методами анализа. Речь идет о некоторой элементарной грамотности, которая позволила бы приблизиться к компьютеру и по новому взглянуть на организацию делового процесса. Это поможет ус.

105 пешно, с пониманием дела взаимодействовать с соответствующими специалистами, глубоко понимающими свои проблемы.

Должна произойти интеграция «туризм + компьютеры + математические методы + педагогика и психология». При такой интеграции можно рассчитывать на эффективность, качество и востребованность профессиональной подготовки менеджеров туризма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М., 1974. — 244 с.
  2. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. — 182 с.
  3. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977. -254 с.
  4. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. Основы). М., 1982. — 192 с.
  5. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. — 191 с.
  6. Базовый курс информатики: Программа, требования к уровню знаний и умений, примерное поурочное планирование, диагностические тесты. М. 1998. — 44 с.
  7. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. СПб., 1997. — 400 с.
  8. А.И. Состояние и перспективы развития программированного обучения. М., 1966. — 27 с.
  9. В.П. Теория учебника. М., 1988. — 160 с.
  10. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. — 192 с.
  11. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. — 144 с.
  12. С.А., Гейн А. Г., Гргорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманит. факультетов педвузов. Екатеринбург, 1995. — 144 с.
  13. В.М. Эффективность обучения. М., 1976. — 191 с.107
  14. .Н. Концептуальные положения и принципы информатизации сферы образования//Педагогическая информатика, 1998., № 3. С. 8−13.
  15. .Н. Приоритетное преподавание информатики как основа информатизации общества и достижения нового качества образования/Бюллетень «Проблемы информатизации высшейшколы», 1997, № 1. С. 38−45.
  16. Введение в научное исследование по педагогике./Под ред. В.И.
  17. . М., 1988. — 237 с.
  18. Е.П. Информатика актуальное направление развития советской науки//В сб. «Кибернетика. Становление информатики». — М., 1986. — С. 38−44.
  19. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1968. — 353 с.
  20. Н. Кибернетика и общество. М., 1958. 200 с.
  21. Н. Творец и робот. М., 1966. 103 с.
  22. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты). М., 1995. — 220 с.
  23. Э.А. Анализ временных рядов. М., 1997. — 55 с.
  24. JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. М., 1982. -т. 1. — 487 е.- т.2. — 504 е.- т.З. — 367 е.- т.4. — 432 е.- т.5. — 369 е.- т.6. — 397 с.
  25. И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1940. — т.1. — 292 с.
  26. .С. Философия образования для XXI века. М., 1998. 608 с.
  27. Д.Ж., Стенли Д. Ж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976, 495 с.108
  28. О.Я. Готовимся к выпускным экзаме-нам//Информатика и образование, 1995, № 6. С. 57−61.
  29. Н.К. Методология и методы педагогики как науки. -М., 1968. 44 с.
  30. А.В. Информатика фундаментальная и прикладная// Информатика и образование, 1998, № 6. С. 27−30.
  31. С.В. Информационные технологии и реформа образовательного процесса в вузе//Тезисы докладов 6-й Всероссийской конференции «Информатизация образования 98″, ч.2. — Курск, 1998. — С. 30−33.
  32. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности „Информатика“.1. М., 1996. 24 с.
  33. В.В. Виды общения в обучении. М., 1972. — 424 с.
  34. А.И. Самосовершенствование личности. Р.-Д., 1977. -123 с.
  35. А.П. Введение в теоретическое программирование. (Беседы о методе). М., 1977. — 288 с.
  36. А.П. Как учить программированию//Микропроцессорные средства и системы, 1986 № 1. С. 23−29.
  37. А.П. Компьютеризация школы и математическое образо-вание//Математика в школе, 1989, № 1. С. 14−30.
  38. Ершо. з А. П» Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре//Информатика и образование, 1987, № 6. С. 3−11.
  39. А.П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепция, состояние, перспективы)//Информатика и образование, 1995, № 1. С. 3−19.
  40. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. 166 с.109
  41. Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. -М., 1963. 510 с.
  42. В.И. Методология и методика дидактических исследований. М., 1982. — 160 с.
  43. В.И. О современной трактовке дидактических принципов//Сов. педагогика, 1978, № 10. С. 66−72.
  44. Я.Н. О чем спрашивают на вступительных экзаме-нах//Информатика и образование, 1994, № 2. С. 59−60.
  45. JI.B. Дидактика и жизнь. М., 1968. — 175 с.
  46. Идеи эстетического воспитания. Антология: В 2 т. М., 1973. -т.1. — 407с.- т.2. — 368 с.
  47. Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие. М., 1984. 230 с.
  48. Информатика: Учебник/Под ред. Н. В. Макаровой. М., 1997. -786 с.
  49. В.А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе. М., 1999, 314 с.
  50. В.А. Экзаменационные задачи//Информатика и образование, 1996, № 5. 123−127 с.
  51. В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды. В 5 т. М., 1998. — т.1. — 192 е.- т.2. — 256 е.- т.З. — 384 е.- т.4. — 312 е.- т.5. — 248 с.
  52. В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. М., 1997, 212 с.
  53. Кибернетика. Становление информатики. М., 1986. — 190 с.
  54. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России.1. М., 1995. 328 с.110
  55. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. — 222 с.
  56. JI. Проблемы теории обучения. М., 1986. — 176 с.
  57. Е.Я., Сыченков И. А. Основы оптимизации учебного процесса в вузе. М., 1987. — 128 с.
  58. Ю. Психологическая теория решений. М., 1979. -504 с.
  59. О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография. М., 1999. — 328 с.
  60. П.В. Диалектика как логика и теория познания. М., 1973. 324 с.
  61. Ю.Л. Экзамен по информатике в университе-те//Информатика и образование, 1997, № 2. С. 46−47.
  62. В.В. Информационные процессы в природе, обществе и технике. Чебоксары, 1997. — 51 с.
  63. Кравченко Г. Г, Цалюк В. З. Выбор программных средств для изучения в курсе информатики//Информатика и образование, 1998, № 7. С. 93−99.
  64. Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: Монография.1. М., 1996. 176 с.
  65. Т.В. Психология технического мышления. М., 1975. — 303 с.
  66. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970. — 114 с.
  67. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. — 54 с.
  68. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений.1. М., 1970. 231 с. 1.l
  69. Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М., 1970. — 261 с.
  70. Ч. Основы общей дидактики. М., 1986. — 367 с.
  71. Г. М. Диалог и мышление. Минск, 1983. — 190 с.
  72. М. Временные ряды. М., 1981. — 155 с.
  73. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М., 1966, 523 с.
  74. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991. — 86 с.
  75. А.А. Педагогическое общение. М., 1996.- 93 с.
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. -304 с.
  77. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. 185 с.
  78. И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должныбыть. М., 1996. — 120 с.
  79. И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970. 685 с.
  80. .Т. Педагогика. М., — 1996. — 462 с.
  81. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. М., 1985. — 158 с.
  82. Н.В. Методология обучения новым информационным технологиям (для вузов экономического профиля). СПб., 1992. 135 с.
  83. М. Методологические основы дидактики. М., 1987. -221 с.
  84. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. — 208 с.
  85. М.И. Проблемное обучение. М., 1975. — 367 с.
  86. Е.И., Бондаревская В. М. Зарубежные концепции программированного обучения. Киев, 1964. — 170 с.112
  87. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987. — 223 с.
  88. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988. — 192 с.
  89. Моделирование педагогических ситуаций.//Под ред. Ю.Н. Ку-люткина и Г. С. Сухобской. М., 1981. — 120 с.
  90. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1996 — 130 с.
  91. A.M. Профессиональное образование России. М., 1997 — 253 с.
  92. В. Процесс обучения. М., 1962. — 171 с.
  93. Основы дидактики//Под ред. Б. П. Есипова. М., 1967. — 472 с.
  94. Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986. -303 с.
  95. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. — 255 с.
  96. А.И. Информатизация как тенденция развития современного общества. М., 1992. — 70 с.
  97. Г. С. Искусственный интеллект. М., 1988. — 278 с.
  98. А.Ф. Некоторые вопросы педагогической на-ук//Советская педагогика, 1953, № 5. С. 33−43.
  99. Психология и педагогика. Курс лекции//Под ред. К.А. Альбуха-новой, Н. В. Васиной и др. М., 1998. — 320 с.
  100. Психология и педагогика: Учеб. пособие//Под ред. А.А. Раду-гина. М., 1999. 256 с.
  101. Психология. Словарь//Под общ. Ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 492 с.
  102. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования.-М., 1994. 205 с.113
  103. М.А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. Новосибирск, 1977. — 221 с.
  104. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего обра-зования//Высшее образование в России, 1994, № 2. С.30−38.
  105. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М., 1986.- 150 с.
  106. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984. -96 с.
  107. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969. — 133 с.
  108. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. 343 с.
  109. Н.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М., 1977. — 64 с.
  110. А.В. Информатика и искусственный интеллект. М., 1991. — 125 с.
  111. ПО.Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии.
  112. М., 1930. 240 с. Ш. Фридман JI.M. О механизмах решения арифметических задач/вопросы психологии, 1967, № 2. — С.79−88.
  113. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М., 1997. — 512 с.
  114. X. Мотивация и деятельность. В 2 т. М., 1982. -т.1. — 406 е.- т.2. — 351с.
  115. Н.Г. Избранные педагогические произведения.1. М., 1953. 772 с.
  116. В.Д. Проблемы системного анализа профессиональной деятельности. М., 1982. — 185 с. Пб. Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности. — Ярославль, 1979. — 91с.114
  117. П.Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. М., 1981. -208 с.
  118. С.Е. Государственные стандарты общего среднего образования: опыт, проблемы, перспективы. М., 1997. 214 с.
  119. В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978. — 271 с.
  120. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1979. — 351 с.
  121. А.Ф. Психология решения задач. М., 1972. — 216 с.
  122. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М, 1978. — 391 с.
  123. И.С. Развивающее обучение. М, 1979. — 144 с.
  124. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. 317 с.
  125. Levin R., Rubin D. Statistics for Management. Prentice-Hill, 1.c., 1991. 290 c.
Заполнить форму текущей работой