Элементы управленческого учета
Положения по конкретным бюджетам детализируют информацию предыдущего положения, а также представляют в систематизированном виде порядок составления (возможно, и исполнения) отдельного бюджета. Положения по конкретным бюджетам включают формулировку цели и задач их составления, таблицу закрепления статей бюджета за центрами финансовой ответственности, определяют порядок бюджетного контроля… Читать ещё >
Элементы управленческого учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Предпосылки организации управленческого учета
2. Формирование внутренней организационной структуры
3. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции
4. Сметное планирование (бюджетирование)
5. Организация бюджетирования на предприятии Заключение Список литературы
В России широко распространено мнение, что учет — это нудная и достаточно формальная деятельность, создающая время от времени головную боль руководителю фирмы. Таким учет был сто лет тому назад, в настоящее время мир ушел далеко вперед в понимании и практическом использовании бухгалтерского учета.
Если на ранней стадии своего развития бухгалтерский учет и рассматривался как искусство записи, классификации и суммирования финансовых операций, то в настоящее время учет является системой измерения, обработки и анализа финансовой информации.
Сфера деятельности бухгалтера вплотную приблизилась к процессу принятия финансовых решений фирмы, и многие руководители крупных зарубежных корпораций начинали свою профессиональную карьеру в качестве бухгалтера.
С точки зрения использования бухгалтерской информации учет разделен на две составляющие: финансовый учет и внутрифирменный учет.
В отечественной литературе большое распространение получил термин «управленческий учет», который является синонимом внутрифирменного учета.
Финансовый учет включает в себя ведение записи операций и их обработку для последующего преобразования в финансовые отчеты. Основными потребителями информации при этом являются инвесторы, кредиторы, налоговая служба и другие правительственные организации, акционеры.
Управленческий учет ориентирован на потребление информации внутри фирмы:
1. информация об управлении издержками производства, планировании и контроле;
2.специальная информация для подготовки решений высшего управленческого персонала фирмы (например, при составлении планов долговременного развития фирмы, ценовой политики). Управленческий учет более субъективен, его эффективность определяется полезностью информации, которую бухгалтерская служба предоставляет руководителям фирмы. Значительная часть информации, содержащейся в отчетах и справках управленческого учета, имеет расчетный характер и ориентирована на решение задач конкретной фирмы.
Следует отметить, что управленческий учет состоит из следующих основных элементов: учет затрат на производство продукции и калькулирование ее себестоимости; планирование; контроль; анализ себестоимости продукции и финансовых результатов.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение элементов управленческого учета и как эти элементы реализуются в теории и практике российского учета.
Перед нами стоят следующие задачи:
1. выявить предпосылки для создания управленческого учета на предприятии;
2. рассмотреть существующие методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;
3. рассмотреть виды бюджетирования и его организацию на предприятии.
1. Предпосылки организации управленческого учета
Главным и неоспоримым аргументом в пользу необходимости управленческого учета является экономическая среда.
Процесс формирования рыночной экономики в России, пусть даже несколько затянувшийся и не совсем гладкий, тем не менее, уже привел к ощутимым результатам, а именно к совершенно иным условиям деятельности предприятий: появилась юридическая и экономическая самостоятельность, проявляющаяся в относительной свободе принятия решений при формировании производственной программы, выборе поставщиков, потребителей, посредников и других партнеров по бизнесу, ценообразовании, распределении продукции, ресурсов, доходов и т. д. Руководителям приходится принимать управленческие решения по самым разнообразным вопросам деятельности предприятия и нести риск и ответственность за оправданность каждого из них. Кроме того, конкуренты предприятия постоянно находятся в поиске более выгодных решений, стараются более эффективным способом удовлетворить потребителей, а потребители, в свою очередь, становятся все более осведомленными и придирчивыми.
Как правило, необходимость в управленческом учете «назревает», когда на предприятии формируется некоторый уровень управленческой культуры, а руководство предприятия начинает реально осознавать недостатки существующей системы управления, среди которых:
· отсутствие механизма планирования (бюджетирования) деятельности предприятия, позволяющего проводить предварительный сравнительный анализ принимаемых решений, рассчитывать плановые, экономически оправданные (в соответствии с внутренними нормами и нормативами предприятия) показатели затрат, прогнозировать результаты деятельности и обосновывать перспективные решения, проводить анализ отклонений фактических показателей от плановых и выявлять их причины;
· отсутствие «прозрачной» системы учета затрат, позволяющей не только определить их достоверную величину, но и проанализировать их по видам, статьям, местам возникновения, носителям, центрам ответственности и в других разрезах, необходимых для осуществления адекватного контроля деятельности и управления;
· несовершенство (с точки зрения решения управленческих задач) системы внутренней отчетности;
· отсутствие механизма оценки рентабельности направлений деятельности и отдельных продуктов;
· отсутствие процедур проведения анализа и принятия управленческих решений, связанных с вопросами формирования производственной программы, ценообразования, оценки инвестиционных проектов и т. д.;
· недостаточный уровень ответственности и мотивации персонала за снижение уровня затрат и повышение эффективности деятельности как своего подразделения, так и предприятия в целом;
· отсутствие четкого механизма управления подразделениями предприятия (системы контрольных показателей, регламента их планирования, получения отчетов, анализа и оценки, стимулирования). Впрочем, все эти перечисленные «типовые» недостатки еще не свидетельствуют о необходимости в срочном порядке заняться внедрением управленческого учета. Дело в том, что управленческий учет в той или иной степени присутствует на каждом предприятии.
В целом же организация на современных предприятиях управленческого учета не предполагает «постановку с нуля». Неразумно было бы отказываться от того положительного опыта планово-экономической и учетной работы, который уже имеет место на предприятии. Поэтому правильнее говорить не о постановке (организации), а о реорганизации системы управленческого учета. А чтобы реорганизация была проведена максимально эффективно, необходимо начать с «инвентаризации» — анализа системы управленческого учета в ее существующем виде.
2. Формирование внутренней организационной структуры
В случае наделения функциями управленческого учета работников предприятия принимается решение о разделении функций и создании организационной структуры. На предприятии может быть принят один из вариантов:
Первый вариант:
· создание специализированной службы либо самостоятельной, либо внутри бухгалтерии;
· включение групп по управленческому учету в состав разных структурных подразделений: бухгалтерии, планового отдела, финансового отдела и др.
Второй вариант структурной организации сложился в России в период социализма и характерен для большинства производственных предприятий. Бухгалтерия занималась преимущественно отражением операций на счетах и составлением внешней отчетности; в ее функции входил и контроль за сохранностью активов. Экономический анализ выполнялся либо работниками плановых отделов, либо специализированным отделом. Функция планирования делегировалась одноименному отделу или делилась между плановым, производственным и другими отделами.
В организационных структурах современных российских предприятий произошли изменения: функциями анализа, прогнозирования, планирования и даже бюджетирования стали также заниматься коммерческие и маркетинговые службы. Бухгалтерский учет потерял свойства рутинности и стабильности; нет ни одной должности, где изменения основ и деталей профессии были бы столь часты, противоречивы и в то же время сопряжены со значительной ответственностью. Бухгалтер стал заниматься планированием — составление учетной и налоговой политики вменены в его прямые функции.
Но все же характерным является стремление сохранить недавние исторические традиции. В практике бухгалтерий прослеживается нежелание заниматься работами сверх функций финансового бухгалтерского учета и расчета налогов. Лишь на немногих предприятиях главный бухгалтер старается участвовать во внутреннем менеджменте.
В организационной структуре типичного российского промышленного предприятия преобладают функции бухгалтерского и налогового учета. К управленческому учету имеют прямое отношение производственно-калькуляционная группа бухгалтерии и главный бухгалтер.
Включение групп по управленческому учету в состав разных отделов имеет недостатки, связанные с дублированием функций, потерей релевантной информации из-за не информированности (один не знает, что другому нужно). Такому типу организации присущи недостатки организационных структур бюрократического типа. Они связаны с недостаточностью горизонтальных связей, сложностями координации между работниками и реальной возможностью конфликтов.
Рассмотрим ситуацию, характерную для многих отечественных организаций: данные учета и отчетности формируются в бухгалтерии, их анализ для руководства осуществляет плановый отдел. Допустим идеальную картину, что в бухгалтерии собирается максимально возможная база данных. Будут ли превосходными результаты анализа, сделанного в плановом отделе? К сожалению, могут не быть из-за двух основных причин: 1) в плановом отделе не знают, что бухгалтерия располагает такой великолепной информацией; в бухгалтерии не догадываются, что плановикам нужна эта часть данных; 2) вмешивается поведенческий аспект. Главный бухгалтер и начальник планового отдела зачастую соперничают перед руководством в лидерстве и влиянии на информационном поле, поэтому имеет место скрытый саботаж в сроках передачи или содержании информации, что вредит как управлению бизнесом, так и управлению подразделениями организации.
Описанные причины говорят в пользу объединения работ по управленческому и финансовому учету.
Для западных бухгалтерий характерна структура, объединяющая группы финансового и управленческого учета. Это повышает эффективность информационного поля предприятия, а также квалификацию и статус бухгалтера.
В организационной структуре бухгалтерии сосредоточены функции по ведению финансового и управленческого учета. В частности, работники группы текущего бюджетирования и контроля не только выполняют работы по составлению разных видов бюджетов, но и осуществляют информационную поддержку их мониторинга. Функции по объяснению расхождений бюджетных и фактических показателей обычно выполняют опытные бухгалтеры, которых могут понять работники производственных подразделений. Дело заключается в том, что при функционировании бюджетного управления мотивация менеджеров и рабочих подразделений зависит от выполнения планов. На отклонения от запланированных показателей оказывают влияние множество факторов, поэтому суметь не только выделить их, но и разграничить их на контролируемые или неконтролируемые менеджером конкретного подразделения — по плечу только профессионалу.
Объединение в одном подразделении функций по подготовке информации и ее интерпретации позволяет снизить информационные потери, повысить релевантность информации.
управленческий учет калькулирование бюджетирование
3. Методы учета затрат на производство и калькулирования
себестоимости продукции
Калькулирование — это исчисление себестоимости произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. В процессе калькулирования исчисляют себестоимость:
· всего выпуска продукции, выполненных работ и оказанных услуг;
· отдельных видов продукции, работ, услуг, основного и вспомогательного производств, а также обслуживающих производств и хозяйств;
· полуфабрикатов, используемых для последующей переработки или продажи;
· продукции, работ, услуг отдельных подразделений;
· незавершенного производства.
Указанные показатели себестоимости используются для составления отчета о прибылях и убытках, управления себестоимостью продукции, определения цен на продукцию (работы, услуги), а также результатов деятельности организации и ее отдельных подразделений и т. п.
Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную, или фактическую, калькуляции.
Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимают совокупность способов (приемов) регистрации, сводки и обобщения в учетных регистрах данных о затратах на производство продукции и исчисления ее себестоимости (по всей продукции в целом, по видам продукции и единицам продукции).
В настоящее время применяются различные методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. В основу их классификации положены способы группировки затрат по отдельным объектам учета (отдельным видам продукции или группам однородных изделий, заказам, переделам, процессам) и способы калькулирования себестоимости продукции (нормативный способ, способы суммирования затрат, исключения стоимости попутной продукции из общей суммы затрат, пропорционального распределения затрат и др.).
В зависимости от этих признаков различают нормативный, позаказный, попередельный и попроцессный методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. В последнее время, наряду с названными, некоторые организации стали применять метод директ-костинга (сокращенной себестоимости продукции). Особенности каждого из этих методов рассмотрены в последующих параграфах данной главы.
Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции основан на использовании нормативного способа калькулирования себестоимости продукции.
Для использования нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции необходимо:
· составлять нормативные калькуляции по каждому виду продукции (работ, услуг);
· осуществлять учет изменений норм затрат;
· выявлять отклонения фактических затрат от нормативных и определять причины и виновников этих отклонений;
· фактическую себестоимость отдельных видов продукции (работ, услуг) исчислять прибавлением к нормативным затратам отклонений фактических затрат от норм и изменений, вносимых в нормы затрат.
Нормативные калькуляции в управленческом учете имеют многоцелевое назначение. В планировании они используются для расчетов плановой себестоимости продукции, сметы затрат на производство, определения цен продажи продукции, трансфертных цен, смет затрат по центрам ответственности. В учете нормативные калькуляции необходимы для оценки незавершенного производства и брака продукции, контроля за себестоимостью продукции, исчисления фактической себестоимости отдельных видов продукции и всей продукции в целом.
Количество и структура нормативных калькуляций зависят от сложности технологического процесса и уровня организации производства.
В массовых и крупносерийных производствах нормативные калькуляции составляются по деталям, узлам, цеховым машинокомплектам, полуфабрикатам, процессам сборки сборочных единиц, по изделиям. Во вспомогательных производствах они составляются по заказам на технологическое оснащение, изготовление типовых инструментов, на единицы ремонтной сложности, энергоносителей, транспортных работ, группы запасных частей и т. п.
Для составления нормативных калькуляций организация должна иметь соответствующую нормативную базу — нормативные документы технической подготовки производства, нормативы расхода производственных ресурсов, вспомогательную нормативную документацию.
К нормативным документам технической подготовки производства относят: спецификации наборов и узлов, показывающие, из каких деталей и узлов состоят машинокомплекты и изделия и в какой последовательности осуществляется процесс узлования; маршрутные листы, указывающие маршрут движения деталей, цехи-изготовители и цехи-потребители, цеховые списки деталей, изменения по маршрутным листам; карты раскроя материалов, подетальных и пооперационных норм расхода материалов и др. Указанные нормативные документы разрабатываются в основном техническими службами (главного технолога, главного конструктора, главного механика и др.).
Нормативы расхода производственных ресурсов включают нормативы, определяющие использование живого труда, предметов труда и средств труда.
Нормативами живого труда являются затраты рабочего времени на единицу продукции или работы, нормы выработки продукции в единицу времени, расценки для сдельщиков и тарифные ставки повременщиков, нормы обслуживания рабочих мест и оборудования, нормативы бюджета рабочего времени работников, нормативы численности ИТР и служащих и др.
По предметам труда разрабатываются нормы расхода сырья и основных материалов на производство единицы продукции (работ) или их слагаемых (г, кг, т), нормы расхода электроэнергии, пара, сжатого воздуха и других видов энергии для технологических целей и хозяйственных нужд, нормы расхода вспомогательных материалов на одно изделие, один машинокомплект, на 1000 руб. выпуска запасных частей и др.
По средствам труда разрабатывают нормы амортизационных отчислений, нормы съема продукции с единицы оборудования и с 1 м? производственной площади, нормативы часовой, сменной и суточной производительности станков, установок и агрегатов режимы работы оборудования в плановом периоде, нормативные коэффициенты использования оборудования по времени и мощности и др.
Нормы и нормативы использования производственных ресурсов разрабатываются совместно работниками технических служб планового отдела и бухгалтерии. При разработке этих норм:
· либо используют данные предыдущего периода,
· либо заново разрабатывают технически обоснованные нормы. В первом случае, по существу, нормы и нормативы не разрабатываются, а используются фактически сложившиеся в организации нормы расхода производственных ресурсов со всеми потерями и недостачами.
Разработка технически обоснованных норм и нормативов осуществляется на основе паспортных данных оборудования, отраслевых справочников, экспертных оценок, экспериментов, использования новейших достижений науки и техники.
При планировании общепроизводственных и общехозяйственных расходов целесообразно использовать нормативные коэффициенты этих расходов. Следует иметь в виду, что для непроизводственных расходов нормативный коэффициент должен исчисляться отдельно для переменных и для постоянных затрат.
Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов исчисляют делением планируемых переменных общепроизводственных затрат на планируемое количество машино-часов, нормо-часов трудозатрат или другое планируемое количественное выражение определенной базы.
Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов определяют отношением их планируемой величины к планируемому количественному выражению определенной базы (нормо-часы трудозатрат или др.).
Вновь разработанные нормы утверждаются руководителем организации или уполномоченными им лицами. На основе распорядительных документов соответствующие службы выписывают извещения об изменении норм и передают их в цехи, в отдел снабжения и экономические службы.
В извещениях указывают нормы до, и после изменения, основания для внесения изменений, дату введения новых норм, шифры структурных подразделений, использующих измененные нормы, шифры изделий, по которым изменены нормы, и другие данные. С изменениями, оказывающими влияние на оплату труда рабочих (норм времени и расценок), рабочие должны быть ознакомлены до введения новых норм.
Новые нормы обычно вводят с начала месяца, но они могут вводиться и в течение месяца. При значительном количестве изменений норм данные извещений целесообразно записывать в карточки (ведомости) учета изменений норм, открываемые на каждое изделие. Итоговые месячные данные по изменению норм используются для корректировки нормативной калькуляции изделий. Кроме того, данные указанных карточек используют для контроля за эффективностью произведенных изменений норм по основным направлениям технического прогресса, структурным подразделениям, видам продукции и т. п.
Для контроля за эффективностью мероприятий, обусловивших изменение норм, целесообразно составить классификатор причин изменений норм.
Отклонения от норм — это выявленная разница между фактическими и нормативными затратами. По содержанию отклонения делят на отрицательные (перерасход) и положительные (экономия)
Отрицательные отклонения возникают при нарушении технологического процесса производства продукции, недостатков в организации и управлении производством (при порче сырья и материалов, наличии брака, при сверхурочных работах и т. п.).
Положительные отклонения, как правило, являются следствием мер, направленных на повышение эффективности производства (при рациональном использовании отходов, устранении брака, совершенствовании технологии производства и т. п.). Положительные отклонения могут возникать при использовании заниженных норм, поэтому нормы периодически пересматривают и при необходимости — повышают.
Для учета отклонений от норм используют следующие способы: документирования, инвентарный, расчетный.
Способы документирования и инвентарный используют для учета отклонений по прямым переменным затратам. Расчетный способ применяется, как правило, для учета отклонений по косвенным переменным расходам.
Аналитический учет отклонений от норм осуществляется по местам возникновения затрат, причинам, видам выпускаемой продукции, статьям калькуляции.
Нормативный метод учета затрат на производство возник на базе американской системы «стандарт-кост», поэтому они имеют много общего. Вместе с тем они имеют и существенные различия.
1. Система «стандарт-кост» не регламентирована, она не имеет единой методики установления стандартов и ведения учетных реестров. Нормативный метод учета затрат регламентирован, разработаны общие и отраслевые стандарты и нормы.
2. В системе «стандарт-кост» текущий учет изменений норм не ведется, в то время как при нормативном методе текущий учет изменений норм осуществляется в разрезе причин и инициаторов.
3. При системе «стандарт-кост» косвенные расходы относят на себестоимость продукции в пределах норм, а выявленные отклонения фактических косвенных расходов от нормативных списывают на счета финансовых результатов. При нормативном методе косвенные затраты относятся на себестоимость продукции в сумме фактических расходов.
4. При системе «стандарт-кост» широко применяются идеальные или теоретические стандарты, в то время как при нормативном методе нормы затрат устанавливаются исходя из существующих производственных условий.
5. Текущий учет изменений норм и списание фактических сумм косвенных расходов на себестоимость продукции при нормативном методе обусловливают иной порядок оценки незавершенного производства и выпуска продукции, чем при системе «стандарт-кост».
При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ. Под заказом понимают изделие, мелкие серии одинаковых изделий или ремонтные, монтажные и экспериментальные работы. При изготовлении крупных изделий с длительным процессом производства заказы выдают не на изделие в целом, а на его агрегаты, узлы, представляющие собой законченные конструкции.
Заказы открывают в плановом отделе на основании договоров с заказчиками или по заявкам структурных подразделений организации. В заказе указывают, изделия или работы подлежащие выполнению, их объем, сроки исполнения, исполнителей и плановую себестоимость. Каждому заказу присваивается порядковый номер (шифр заказа).
Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа. Учет прямых затрат по отдельным заказам ведут на основании первичных документе; по учету выработки, расходу материалов и др., в которых обязательно указывают соответствующий шифр заказа. Косвенные расходы распределяют между отдельными заказами условно принятым в данном производстве или данной отрасли способом.
Позаказный метод используется в индивидуальных и мелкосерийных производствах (строительстве, производстве турбин, блюмингов, самолетов и т. п.). Кроме того, он широко применяется во вспомогательных производствах, особенно на ремонтных работах.
При позаказном методе все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания работ по заказу. Отчетную калькуляцию составляют только после выполнения заказа, время составления ее не совпадает со временем составления периодической отчетности.
При частичном выполнении заказов и сдачи их заказчикам частичный выпуск оценивают по плановой себестоимости данного заказа или по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции, технологии, условиях производства. В обоих случаях допускается условность оценки частичного выпуска заказа и незавершенного производства.
Законченные работы по заказу оформляют документами на приемку произведенной продукции или выполненных работ (актами, ведомостями и др.).
В индивидуальных производствах себестоимость произведенной продукции определяют суммированием затрат по статьям калькуляции. В мелкосерийном производстве фактическую себестоимость единицы продукции исчисляют делением общей суммы затрат на количество выработанных изделий.
По выполнении заказа фактические затраты по каждой статье калькуляции сравнивают с плановыми, выявляют отклонения по ним и выясняют причины и виновников отклонений для принятия решений по снижению себестоимости продукции (работ, услуг) в будущем.
Главная задача при использовании позаказного метода — повышение оперативности контроля за прямыми затратами, что возможно при внедрении основных элементов нормативного метода учета затрат (учета затрат по нормам и отклонений от норм) по всем операциям и работам, осуществляемым при выполнении заказов.
Попередельный метод предполагает учет затрат на производство не только по видам продукции и статьям калькуляции, но и по переделам.
Под переделом понимают совокупность технологических операций по выработке промежуточного продукта (полуфабриката) или готовой продукции (на последнем переделе). Так, в черной Металлургии переделами являются выплавка чугуна (доменный цех), выплавка стали (сталеплавильный цех), прокат (прокатный цех); в текстильной промышленности — выработка пряжи, изготовление ткани и ее крашение.
Этот метод применяют в производствах с комплексным использованием сырья, а также в отраслях промышленности с массовым и крупносерийным производством, где обрабатываемое сырье и материалы проходят последовательно несколько фаз обработки — переделов.
При комплексном использовании сырья или полуфабрикатов вырабатываемую продукцию различных сортов и марок переводят в условный сорт с помощью системы коэффициентов. При изготовлении из одного и того же вида сырья нескольких продуктов выделяют основной продукт. Остальные рассматривают как попутные и оценивают их по установленным ценам. Стоимость оцененной попутной продукции вычитают из общей суммы затрат на производство, а оставшиеся затраты относят на себестоимость основного продукта.
Различают бесполуфабрикатный и полуфабрикатный варианты попередельного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
При первом варианте, как уже отмечалось, ограничиваются учетом затрат по каждому переделу. В бухгалтерских записях движение полуфабрикатов не отражается. Их движение от одного передела к другому бухгалтерия контролирует по данным оперативного учета движения полуфабрикатов в натуральном выражении, который ведут в цехах. В соответствии с таким порядком учета затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость готового продукта.
При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими записями и калькулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого передела, что позволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях их обработки и тем самым обеспечивать более действенный контроль за себестоимостью продукции.
При попередельном методе используют важнейшие элементы нормативного метода — систематическое выявление отклонений фактических затрат от текущих норм (плановой себестоимости) и учет изменений этих норм. В первичной документации и оперативной отчетности фактический расход сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии и др. необходимо сопоставлять с нормативным. Использование элементов нормативного метода позволяет ежедневно осуществлять контроль за затратами на производство, закрывать причины отклонений от норм, выявлять резервы снижения себестоимости продукции.
Попроцессный (простой, однопередельный) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется в организациях со следующими признаками производственного процесса:
· массовый характер производства одного или нескольких видов продукции;
· краткий период технологического процесса;
· незавершенное производство отсутствует или оно незначительно. К таким организациям следует отнести организации добывающих отраслей промышленности (угледобывающей, нефтедобывающей и др.) промышленности строительных материалов, электро — и теплостанции и др. Широко применяется попроцессный метод в энергетических хозяйствах вспомогательных производств.
При попроцессном методе затраты учитываются по установленным статьям калькуляции по всему производственному процессу или, кроме того, по отдельным стадиям процесса производства. По окончании отчетного периода совокупные затраты по производственному процессу делят на количество единиц выпущенной продукции и исчисляют себестоимость одной калькуляционной единицы.
В зависимости от количества наименований выпускаемой продукции и наличия незавершенного производства применяются три варианта начисления себестоимости единицы продукции.
Первый вариант (самый простой) применяется в основном производстве тех организаций, где вырабатывается один вид продукции и отсутствует незавершенное производство, — в организациях угольной и горнорудной промышленности, при производстве строительных материалов и т. п., а также в энергетических хозяйствах вспомогательных производств. Себестоимость единицы продукции в указанных производствах определяют делением суммы затрат по производственному процессу на количество единиц выпущенной продукции.
В угольной промышленности, например, затраты по добыче и продаже угля, учтенные по всем стадиям технологического процесса (подготовительная выработка, выемка угля, погрузка в вагоны, транспортировка, порододоработка, сортировка и обогащение угля), делят на количество тонн добытого угля и определяют себестоимость одной тонны. В электросиловом хозяйстве вспомогательных производств затраты по нему делят на количество выработанной электроэнергии и определяют себестоимость 1 кВт ч.
Второй вариант применяют в тех производствах, где вырабатывается несколько видов продукции и отсутствует незавершенное производство, — на электростанциях, где одновременно вырабатывается электрои тепловая энергия, в организациях нефтедобывающей промышленности (добываются нефть и газ) и др.
При одновременной выработке или добыче различных видов продукции затраты, относящиеся к определенному виду продукции, учитывают по этому виду продукции. Общие для всех видов продукции расходы распределяют между видами продукции, установленными в организации способами.
Например, при добыче нефти и газа затраты по амортизации скважин, затраты на текущий ремонт подземного оборудования, на увеличение отдачи пластов, деэмульсию, перекачку и хранение нефти, стоимость потребленной электроэнергии относят на нефть, а расходы на сбор и транспортировку газа — на газ. Все остальные расходы по добыче нефти и газа распределяют между ними пропорционально массе валовой добычи нефти и газа.
Третий вариант исчисления себестоимости единицы продукции применяется в производствах с достаточно длительным периодом процесса производства и имеющих, поэтому незавершенное производство на конец отчетного периода — в организациях лесозаготовительной, торфяной промышленности и т. п.
Остатки незавершенного производства на начало, и конец отчетного периода оценивают установленным в организации способом (как правило, по нормативной себестоимости). Затем затраты отчетного периода корректируют на стоимость незавершенного производства на начало и конец отчетного периода и скорректированную сумму затрат делят на количество единиц выработанной продукции.
В некоторых организациях незавершенное производство пересчитывают по установленным коэффициентам в готовую продукцию. Себестоимость единицы продукции в этом случае определяют делением суммы затрат отчетного месяца на количество приведенных единиц.
Метод «директ-костинг» (себестоимость по прямым затратам) впервые начал применяться в Германии (в 30-е годы XX столетия). В 1953 г. он был рекомендован американской ассоциацией бухгалтеров для применения в США. В последние годы он широко применяется в большинстве развитых стран.
Вначале методом «директ-костинг» производственная себестоимость продукции исчислялась только по прямым переменным затратам. В процессе развития метода производственную себестоимость продукции стали исчислять не только по прямым, но и по косвенным переменным расходам.
В отечественной практике сокращенная или неполная производственная себестоимость продукции исчисляется только по переменным и условно-переменным затратам. Прямые переменные затраты сразу учитываются на счетах учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»). Условно-переменные расходы в течение месяца учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и по окончании месяца списываются на счета учета прямых переменных затрат (20, 23, 29). Постоянные расходы учитываются в течение месяца на счете 26 «Общехозяйственные расходы», с которого по окончании месяца списываются на счет 90 «Продажи». Это означает, что общехозяйственные расходы в производственную себестоимость продукции не включаются.
При исчислении сокращенной себестоимости продукции используют показатели маржинального дохода и остаточного дохода (прибыли от производства).
Маржинальный доход определяют, вычитая из выручки от продажи продукции или стоимости произведенной продукции сумму переменных затрат.
Показатель остаточного дохода или прибыли от производства исчисляют вычитанием из маржинального дохода постоянных затрат.
Показатели маржинального дохода и прибыли от производства имеют важное значение для управления себестоимостью продукции. Они показывают зависимость этих показателей от цен на продукцию, структуры выпускаемой продукции, величины переменных и постоянных затрат.
На основе анализа взаимосвязи «затраты — объем — прибыль» определяют критическую точку объема производства в единицах продукции или стоимости продукции.
Например, критическую точку объема производства в единицах продукции (X) определяют по формуле:
Х = П32 / (Ц — П31),
где Ц — цена единицы продукции.
Кроме того, на основе данных, получаемых методом «директ-костинг», обосновывают оптимальный объем производства продукции, целесообразность принятия отдельных заказов, цены на новую продукцию и т. п.
Наряду с отмеченными достоинствами методу «директ-костинг» свойственны некоторые недостатки. Исчисление и использование показателей сокращенной производственной себестоимости отдельных видов продукции и всей продукции в целом вызывает следующие негативные последствия. На счетах учета затрат на производство продукции (20, 23, 29) и выпущенной продукции («Готовая продукция», «Товары отгруженные») и соответствующих балансовых статьях («Готовая продукция», «Товары отгруженные», «Незавершенное производство») отражается неполная производственная себестоимость продукции (без общехозяйственных расходов), что соответственно уменьшает величину актива баланса и оказывает влияние на значение коэффициента текущей платежеспособности (величина этого важнейшего показателя уменьшается).
При традиционном порядке списания общехозяйственных расходов значительная их часть относится на счета учета капитальных вложений, непроизводственные нужды, расходы будущих периодов, целевого финансирования и поступлений, т. е. эта сумма не включается в себестоимость проданной продукции. При методе «директ-костинг» вся сумма общехозяйственных расходов списывается на счет 90 «Продажи» и тем самым существенно завышается себестоимость проданной продукции, что приводит к уменьшению прибыли, налога на прибыль и показателей рентабельности.
В сезонных производствах при выполнении работ долгосрочного характера общехозяйственные расходы при обычном порядке их списания входят в состав незавершенного производства (на счетах 20, 23 и др.). При втором же варианте они ежемесячно списываются на счет «Продажи». При отсутствии выпуска продукции за какой-либо месяц на счете «Продажи» отражаются только общехозяйственные расходы. Счет «Продажи» ежемесячно закрывается счетом «Прибыли и убытки». В этом случае организация становится убыточной.
К положительным моментам списания общехозяйственных расходов на счет «Продажи» следует отнести:
· упрощение порядка списания общехозяйственных расходов и калькулирования себестоимости отдельных видов продукции;
· уменьшение суммы налога на имущество в связи с уменьшением стоимости готовой и отгруженной продукции и незавершенного производства;
· улучшение показателей оборачиваемости оборотных активов и всего имущества организации в связи с уменьшением их вели чины в активе баланса;
· улучшение показателей рентабельности оборотных активов и всего имущества организации в связи с уменьшением их величины в активе баланса.
Следует отметить, что состав статей отчета по прибыли от производства при методе «директ-костинг» в значительной мере соответствует составу статей отчета о прибылях и убытках (форма № 2 квартальной и годовой бухгалтерской отчетности): выручка от продажи; себестоимость проданной продукции; валовая прибыль; коммерческие расходы; управленческие расходы; прибыль от продаж.
Показатели валовой прибыли, себестоимости проданной продукции, управленческих расходов формы № 2 соответствуют статьям маржинального дохода, переменных и постоянных затрат отчета о прибыли от производства. Различие состоит лишь в показателях «прибыль (убыток) от продаж» и «прибыль от производства», поскольку первый показатель исчисляется с учетом расходов на продажу, а второй — без учета этих расходов.
Использование данных по счетам 25 и 26 для калькулирования себестоимости продукции методом «директ-костинг» дает не совсем точные результаты. Для исчисления более точных показателей себестоимости продукции по данному методу необходимо из состава общепроизводственных расходов выделить реальные переменные косвенные расходы и присоединить их к прямым переменным расходам для определения совокупных переменных затрат.
Для получения данных о косвенных переменных расходах, учитываемых по счету 25 «Общепроизводственные расходы», целесообразно открыть к этому счету два субсчета.
25−1 «Общепроизводственные переменные расходы»;
25−2 «Общепроизводственные постоянные расходы».
На первом субсчете следует учитывать основную часть расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования (суммы амортизации по основным средствам, начисляемые в зависимости от объема продукции (работ), стоимость потребленного топлива, всех видов энергии, смазочных материалов, расходы по текущему ремонту оборудования и транспортных средств, внутризаводскому перемещению грузов и т. п.).
На втором субсчете учитывают ту часть расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, которая не зависит от объема производства (суммы амортизации по основным средствам, начисляемые способами, не связанными с объемом производства, часть прочих расходов и т. п.), а также все остальные расходы по обслуживанию, организации и управлению структурными подразделениями организации.
Конкретный перечень расходов, учитываемых на первом и втором субсчетах счета 25, определяется с учетом всех особенностей деятельности структурных подразделений и организации в целом.
По окончании месяца общепроизводственные переменные расходы следует списывать на счета учета прямых затрат, а общепроизводственные постоянные расходы — на счет 90 «Продажи».
Следует отметить, что во многих западных странах метод «директ-костинг» не рекомендуется использовать для составления финансовой отчетности и для налогообложения. Он применяется именно в управленческом учете для осуществления контроля, экономического анализа и принятия управленческих решений.
4. Сметное планирование (бюджетирование)
Бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.
Фактически бюджет предприятия представляет собой план в денежном выражении, принятый на один год, с разбивкой на четыре квартала. Как правило, бюджет разбивается на месяцы, а иногда — на недели.
Бюджет служит инструментом для управления доходами, расходами и прибылью предприятия.
Разработка бюджета состоит из следующих этапов:
· постановка задачи и сбор информации, необходимой для разработки бюджета;
· изучение и анализ имеющейся информации; обобщение и анализ фактических результатов прошлого периода; расчет научно обоснованных показателей деятельности предприятия; формирование бюджета;
· экспертиза и оценка проекта бюджета;
· принятие и утверждение бюджета.
Разработка бюджета предполагает участие квалифицированных специалистов разного профиля: экономистов, финансистов, бухгалтеров, юристов, специалистов в области налогового планирования, технологов и др.
Неправильно планировать производство только «сверху», начиная с утверждения годового бюджета. Планирование процесса только «снизу», т. е. с составления смет подразделений, цехов, также не даст положительных результатов: доходы могут оказаться сознательно заниженными, а расходы — завышенными из-за перестраховки отдела реализации и производственного отдела и др.
Формирование бюджета должно идти синхронно «сверху» и «снизу» при тесном взаимодействии руководства производственных подразделений и предприятия. Только в этом случае бюджет будет разработан с учетом максимального использования реальных производственных возможностей в целях удовлетворения желаемых результатов руководства предприятия.
Возможны три альтернативных варианта формирования бюджета: пессимистический, вероятностный и оптимистический.
При пессимистическом варианте преследуется минимальная цель при максимальном использовании имеющихся ресурсов. Вероятностный вариант ориентирован на достижение максимальных целей при умеренном использовании ресурсов. Оптимистический вариант предусматривает достижение максимальных целей при эффективном использовании ресурсов.
При формировании бюджета должны соблюдаться следующие требования:
1. бюджет является обобщающим планом в натуральных и стоимостных показателях;
2. бюджет должен быть сбалансированным по всем показателям;
3. производственные задания должны быть напряженными, но выполнимыми;
4. в разработке бюджета должны принимать участие лица, ответственные за его выполнение;
5. бюджет должен быть составлен с учетом существующих форм отчетности в целях обеспечения сопоставимости показателей;
6. изменения, вносимые в бюджет в течение бюджетного периода, должны обсуждаться и утверждаться лицами, ответственными за его составление и принятие.
Подготовленный проект бюджета должен быть согласован со всеми руководителями подразделений предприятия и представлен руководству предприятия на рассмотрение. После рассмотрения бюджет утверждается и становится обязательным для исполнения всеми службами предприятия.
Бюджетирование или сметное планирование предполагает разработку главного бюджета, бюджетов (смет) функций (направлений) деятельности, смет структурных подразделений.
Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы предприятия, состоящий:
· из плана прибылей и убытков;
· прогноза денежных потоков;
· бюджетного бухгалтерского баланса.
Главный бюджет состоит из двух частей: финансового бюджета и операционного бюджета.
В операционном бюджете деятельность предприятия планируется посредством специальных технико-экономических показателей, характеризующих стадии производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Конечная цель операционного бюджета — бюджетный отчет о прибылях и убытках, который строится на основе:
· бюджета продаж;
· сметы производственной себестоимости продукции;
· сметы коммерческих расходов;
· сметы общехозяйственных расходов.
Бюджет продаж представляет собой план, от которого зависят практически все экономические показатели предприятия: объем производства, выручка, себестоимость, прибыль и т. д.
На основе исследований, проведенных отделом маркетинга: о спросе на планируемую к выпуску продукцию, конкуренции на рынке, качестве и ценах, предполагаемых объемах продаж руководство предприятия принимает решение о выпуске продукции. Готовится бюджет продаж, который может быть скорректирован как производственными мощностями, так и ограниченным спросом.
После того как объем продаж установлен, разрабатывается производственный бюджет. Производственный бюджет является основанием для расчета закупки сырья и материалов, необходимых для производства продукции; трудовых затрат; общепроизводственных расходов. В соответствии с производственным бюджетом готовят сметы коммерческих расходов и общехозяйственных расходов.
Смета производственной себестоимости продукции рассчитывается на основании: сметы затрат на сырье и материалы; сметы по труду; сметы общепроизводственных расходов.
Смета затрат на сырье и материалы представляет собой совокупные затраты по всем видам сырья и материалов, которые планируется израсходовать на производство продукции в плановом периоде. Потребность в материалах принимается с учетом остатков складских запасов. Затраты планируются с вычетом стоимости возвратных материальных отходов.
Смета по труду. Цель данного документа — предоставление исчерпывающей информации о расходах на основную и дополнительную заработную плату персонала, занятого в производстве В смете определяется время в часах, необходимое для изготовления запланированного объема продукции. На основании установленных тарифных ставок и окладов, с учетом сложности и трудоемкости работ и квалификации работников определяются затраты труда в денежном выражении.
Смета общепроизводственных расходов представляет собой планируемые расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений; оплату труда работников, занятых обслуживанием производства, и др.
Смета коммерческих расходов представляет собой план расходов, связанных со сбытом продукции и услуг, включая упаковку, транспортировку, рекламу, заработную плату работникам отдела реализации и др. При составлении сметы следует иметь в виду, что часть расходов на продажу является постоянными расходами, т. е. не зависящими от объемов продаж (расходы на рекламу). Расчет сметы расходов на продажу готовит отдел продаж.
Смета общехозяйственных расходов. В смете рассчитываются плановые расходы на нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом. Как правило, в данном документе могут быть представлены следующие плановые расходы: административно-управленческие; по содержанию общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, консультационных и аудиторских услуг; другие управленческие услуги. Все эти расходы считаются условно-постоянными, так как они в целом не зависят от увеличения или уменьшения объемов производства.
На основании подготовленных смет рассчитывается план прибылей и убытков, который является последним шагом при подготовке операционного бюджета.
Бюджетный отчет о прибылях и убытках (план прибылей и убытков) включает в себя следующие показатели:
· выручка от реализации продукции;
· себестоимость реализуемой продукции;
· валовая прибыль (убыток) (выручка минус себестоимость);
· коммерческие расходы;
· общехозяйственные расходы;
· прибыль (убыток) от продаж («валовая прибыль» (убыток) минус коммерческие расходы, минус общехозяйственные расходы).
Российские нормативные акты допускают другой вариант формирования прибыли предприятия, при котором общехозяйственные расходы, подобно общепроизводственным, распределяются на себестоимость реализуемой продукции. Руководство предприятия само принимает решение о том, как формировать себестоимость продукции и, соответственно, реализационные цены и прибыль. Принятое решение фиксируется в учетной политике предприятия.
Во втором случае план прибылей и убытков будет иметь следующий вид:
· выручка от реализации продукции;
· себестоимость реализуемой продукции;
· валовая прибыль (убыток) (выручка минус себестоимость);
· коммерческие расходы;
· прибыль (убыток) от продаж (валовая прибыль (убыток) минус
коммерческие расходы).
Второй составной частью главного бюджета является финансовый бюджет. В конечном итоге он представляет собой бюджетный баланс активов и пассивов предприятия. Все количественные оценки доходов и расходов, представленные в операционном бюджете, в финансовом бюджете трансформируются в денежные. Основная цель финансового бюджета — отражение плановых источников поступления финансовых средств и пути их использования. Финансовый бюджет состоит:
· из сметы капитальных затрат;
· бюджета денежных средств;
· бюджетного бухгалтерского баланса.
Смета капитальных расходов представляет собой план по формированию источников инвестиционных ресурсов и направлениям капитальных вложений, связанных с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, земельных Участков; реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих предприятий и т. п.
Определение необходимости данных действий и привлечение источников финансирования капитальных вложений являются ключевой задачей управленческого учета.
Инвестиции влияют на все экономические показатели результатов производства: себестоимость продукции, прибыль, налогооблагаемую базу; соответственно должны с особым вниманием рассчитываться планируемые цены реализации продукции, денежные потоки, расчеты с инвесторами за предоставленные кредиты, налог на имущество и т. д. В основу сметы капитальных вложений при планировании привлечения инвестиций должен быть положен инвестиционный анализ предлагаемых проектов по реконструкции предприятия, внедрению новых технологий и пр. При условии привлечения дорогостоящих инвестиций и длительного периода окупаемости проекта кредиты могут оказывать весьма значительное влияние на финансовый бюджет и, соответственно, на экономику предприятия в целом.
Бюджет денежных средств. Этот документ представляет собой планируемые поступления денежных средств и различные платежи, которые необходимо осуществить в заданном планируемом периоде. При составлении бюджета выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки. Четко спланированный бюджет денежных средств обеспечивает предприятию достаточную кассовую наличность на любой момент.
Бюджетный бухгалтерский баланс представляет собой прогнозируемые остатки на бухгалтерских счетах на начало и конец планируемого периода, записанные в форме бухгалтерского баланса активов и пассивов.
Для составления этого документа используются данные всех ранее разработанных смет операционного и финансового бюджетов. При помощи бюджетного бухгалтерского баланса:
· рассчитываются все базы по налогам: на имущество, добавленную стоимость, на прибыль и др.;
· планируется дебиторская и кредиторская задолженности, в том числе просроченные;
· корректируются многие производственные и экономические показатели: себестоимость, цены реализации, управленческие расходы, расходы на продажу, выпуск продукции, реализация и др. в зависимости от поставленных задач и возможных результатов.
Рассмотрение бюджетного бухгалтерского баланса представляет собой последнюю фазу принятия или отклонения главного бюджета либо внесения необходимых изменений и корректировок.
Рассмотрение планового главного бюджета — это серьезное мероприятие, как для собственников предприятия, так и для потенциальных инвесторов. Не менее важен бюджет для руководства предприятия, так как он является программой, обязательной для выполнения.
До всех служб организации на основании утвержденного бюджета доводятся ежеквартальные и ежемесячные планы доходов и расходов.
Эффективность и обоснованность бюджетирования оценивается путем сопоставления плановых показателей с фактическими. Как правило, чем точнее планирование, тем меньше отклонений по всем показателям.
Существует два вида бюджетов — статические и гибкие.
Статический бюджет — это твердый план, в котором доходы и расходы планируются исходя только из заданного объема реализации. Исполнение бюджета контролируется по фактическим показателям без каких-либо корректировок.
Статический бюджет позволяет оценить только абсолютные показатели исполнения бюджета и отражает факт полученного результата
Статические бюджеты используются для внутрихозяйственных служб, в подразделениях, работа которых не зависит от объемов производства или реализации продукции. Статический бюджет как правило, предназначен для определенного уровня деловой активности предприятия, он не может использоваться для контроля затрат при изменении уровня активности. Провести детальный анализ результатов деятельности предприятия, используя статический бюджет, невозможно. Поэтому на практике чаще используется гибкий бюджет.
Гибкий бюджет предусматривает несколько альтернативных вариантов объема реализации и всевозможные корректировки затрат и доходов в зависимости от изменения объемов.
Сравнивая статический и гибкий бюджеты, можно сказать, что последний предоставляет более объективные данные для анализа выполнения плановых заданий. Гибкий бюджет можно использовать как для планирования, так и для анализа и оценки различных хозяйственных ситуаций в условиях возможных непредвиденных обстоятельств.
5. Организация бюджетирования на предприятии
Для постановки бюджетирования на предприятии и обеспечения его эффективного функционирования необходимо провести ряд подготовительных работ. Их совокупность составит организацию бюджетирования на предприятии.
Организация бюджетирования включает следующие основные группы работ:
· проектирование и утверждение финансовой структуры организации;
· разработка структуры генерального бюджета организации;
· утверждение бюджетной политики (или раздела в учетной управленческой политике);
· разработка регламентов бюджетирования.
Разработка финансовой структуры необходима для того, чтобы делегировать полномочия в части составления конкретных бюджетов менеджерам организационных звеньев системы управления предприятием.
Структурирование генерального бюджета организации осуществляется с целью закрепления статей за бюджетами и полномочий по их составлению и/или мониторингу за ответственными менеджерами. Разработка структуры генерального бюджета организации включает работы по формированию классификаторов бюджетов, бюджетных статей, наложению видов бюджетов и бюджетных статей на организационные звенья структуры управления предприятием или финансовой структуры. Осуществляется детальная проработка связей между всеми компонентами, в результате создается положение о бюджетной структуре и положения о конкретных бюджетах.
Положение о бюджетной структуре включает описание состава бюджетов, структуры бюджетных статей; оно закрепляет распределение статей по бюджетам, а также фиксирует полномочия по составлению и/или исполнению бюджетов за центрами финансовой ответственности.
Положения по конкретным бюджетам детализируют информацию предыдущего положения, а также представляют в систематизированном виде порядок составления (возможно, и исполнения) отдельного бюджета. Положения по конкретным бюджетам включают формулировку цели и задач их составления, таблицу закрепления статей бюджета за центрами финансовой ответственности, определяют порядок бюджетного контроля, бюджетный регламент. Бюджетный регламент включает: определение периода бюджетирования; срока возможной корректировки бюджета (например, по итогам первого месяца первого квартала корректируются плановые задания на третий месяц первого квартала и т. д.); схемы документооборота по составлению конкретного бюджета; графика документооборота с указанием кода и наименования документа, участников создания документа, адресов, количества и сроков представления документа; формы бюджетной таблицы.
В случае если используется гибкий подход к составлению бюджетов с помощью бухгалтерских проводок «о будущем» в бюджетной политике формируется специальный рабочий план счетов.
В организационно-техническом разделе учетной политики формируется специальный регламент, связанный с бюджетированием.
Процедурные регламенты бюджетирования включают определение временного периода (горизонта) бюджетирования, процедуры планирования и бюджетирования, форматы бюджетов, программу действий: кто, когда, что, в какой форме, кому, на основе чего? Что должен представить, от кого, …, что должен сделать с полученной информацией?
При «сшивании» бюджетов (особенно в условиях холдингов) возникают операции передачи внутрифирменных доходов и расходов, т. е. при планировании деятельности организации в целом, как и в бухгалтерском учете, нужно исключить внутризаводской оборот во избежание двойного счета.
Заключение
Управленческий учет — это система учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия.
В отечественной теории и практике были и есть: учет по видам затрат (в различных группировках), по центрам затрат и центрам ответственности, по объектам калькулирования; нормативный учет; система внутреннего хозяйственного расчета; система анализа, планирования и контроля.
Для принятия управленческих решений более эффективно использовать маржинальный подход, так как он лучше показывает влияние изменения объема производства продукции на величину прибыли.
В зависимости от специфики производства используют два основных метода калькулирования себестоимость единицы продукции: позаказный — для индивидуального и мелкосерийного производства и попроцессный — для серийного массового производства.
Позаказный и попроцессный методы калькулирования себестоимости можно использовать и при учете полных, и при учете переменных затрат, а также при нормативном методе учета затрат.
Процесс бюджетирования должен быть стандартизирован с помощью бюджетных форм, инструкций и процедур, которые систематизируются в положении о бюджетировании и положениях, о конкретных бюджетах. Составным элементом регламентов по бюджетированию является бюджетная политика или сопутствующий раздел в управленческой учетной политике.
Планирование одна из важнейших функций управления Оно имеет два основных типа деятельности, которые являются частью процесса управленческого контроля. Первый — программирование — процесс принятия решений по основным принимаемым программам, он включает в себя разработку долгосрочных планов. Второй — это разработка смет (бюджетов) — процесс планирования деятельности всей организации на последующий период, обычно год.
Смета (бюджет) денежных средств трансформирует доходы и расходы в поступления и выплаты наличных средств, облегчая тем самым финансовое планирование и формируя данные для подготовки прогнозных финансовых отчетов.
Новыми для нас являются и некоторые элементы систем управления, например «директ-костинг» (как подсистема управленческого учета), его учетные, аналитические и управленческие возможности.
Таким образом, одна из предпосылок становления российского управленческого учета — изучение, освоение и переосмысление богатого наследия отечественной учетно-аналитической и экономической школы, с одной стороны, и изучение, разумное применение и освоение западных теорий и методов управления — с другой.
Разумное сочетание старого и нового, своего и чужого — ключ к эффективному управлению современным предприятием
Основными факторами, которые будут в дальнейшем определять тенденции развития управленческого учета в нашей стране, являются углубление рыночных процессов и их законодательное закрепление.
1. Шевченко И. Г. Управленческий учет. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. — 112 с.
2. Управленческий учет: Краткий курс: Учебное пособие для высшей школы. — М.: Академический Проект, 2003. — 176 с.
3. Бахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. — М.: Финстатинформ, 2000. — 359с.
4. Гвишиани Д. М. Организация и управление. 3-е изд., перераб. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. — 332 с.
5. Деловое планирование (методы, организация, современная практика): Учеб. пособие / Под ред. В. М. Попова. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 368с.
6. Дpуpи K.
Введение
в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001. — 560 с.
7. Ивашкевич В. Б. Управленческий учет в информационной системе предприятия // Бухгалтерский учет. — 2000. — № 4. — 149 с.
8. Ивашкевич В. Б., Зайцев С. Н. Современные тенденции развития управленческого учета // Бухгалтерский учет. — 1996. — № 12. 150 с.
9. Карпова Т. П. Основы управленческого учета: Учеб. пособие. — М.: Инфра-М, 2002. — 392с.
10. Карпова Т. П. Управленческий учет: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2003. — 350с.
11. Ковалев В. В., Соколов Я. В. Основы управленческого учета. — СПб.: Лист, 1991. — 48 с.
12. Фатхундшов Р. А. Стратегический менеджмент: Учеб. для вузов. 3-е изд. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. — 416 с.