Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа: XVIII — начало XX века
Общественная форма проживания и землепользования, изначально присущая русскому народу, долгое время носила у казаков Северного Кавказа военный характер и отличалась от крестьянских внутренней организацией и выполняемыми функциями. Изначально в казачьей общине существовали две распорядительные инстанции: войсковой Круг и станичный сбор (сход), решавшие важные военные и бытовые дела. Казачий круг… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Образование северокавказского казачества
- 1. 1. Появление порубежного казачества на Северном Кавказе
- 1. 2. Складывание казачества в военную организацию
- 1. 3. Служба и военный быт казаков
- Выводы
- Глава II. Система, содержание, принципы, методы военно- 44 патриотического воспитания казаков Северного Кавказа
- 2. 1. Принципы и содержание военно-патриотического воспитания
- 2. 2. Религиозно-нравственное воспитание
- 2. 3. Боевые традиции казаков: место и роль в военно-патриотическом 62 воспитании
- 2. 4. Эстетические средства военно-патриотического воспитания
- Выводы
- Глава III. Образовательные учреждения и военное образование 86 казаков Северного Кавказа в системе военно-патриотического воспитания
- 3. 1. Военно-патриотическое воспитание в образовательных учреждениях казаков
- 3. 2. Военное образование и боевая подготовка у казаков
- Выводы
Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа: XVIII — начало XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Современное общественное развитое Российской Федерации, совершенствование всех форм государственности выявило необходимость обновления системы патриотического воспитания. Главной задачей в этой связи является формирование личности, способной служению высоким духовным идеалам, жертвенности, проявлению бескорыстной любви к своей Родине. Именно поэтому рассмотрению проблематики поиска активных путей и форм государственно-патриотического воспитания требуется новый, более качественный подход, основанный на многовековой истории Российского государства и традициях народов, его населяющих.
Среди славных патриотических традиций России, представляющих основу для воспитания чувства патриотизма у молодежи, почетное место занимает система воспитания подрастающего поколения у казаков. Сама жизнь заставляла их вести вооруженную борьбу за свое существование, участвовать в сражениях за землю русскую, оберегать Родину от внешних врагов. Этот особый уклад жизни выработал у казаков и своеобразную систему воспитания, направленную на формирование и развитие высоких морально-нравственных и физических качеств личности.
В условиях активизации национального самосознания и вовлечения казачества Северного Кавказа в социально-экономическую и политическую жизнь региона возникла острая потребность его самореализации в деле подлинного служения Отечеству. Одной из составляющей такого участия казаков, не выходящей за рамки конституционного поля, является деятельность их объединений в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Этот факт заставляет нас обратить свое внимание на сложившуюся у казаков систему военно-патриотического воспитания, вычленения из неё элементов, способных интегрироваться в модель современного общества и пригодных к условиям сегодняшнего дня. Обобщение исторического опыта казачества по воспитанию воинов-патриотов, анализ свойственных ему противоречий и исторических уроков приобретают определенную теоретическую значимость и практическую ценность.
Рассматривая проблему военно-патриотического воспитания казачества, ее содержание, специфику и практику реализации как предмета специального историко-педагогического исследования, можно констатировать ее недостаточную исследованность и присутствие в научной литературе. Вместе с тем, в отечественной исторической и педагогической литературе имеется значительное количество научных трудов и разработок, в той или иной мере освещающих различные аспекты истории, этнографии казачества, а также специальных исследований в области этнического воспитания и военного образования, способствующих в методологическом плане раскрыть данную проблематику. Их многоплановость и содержание позволят сгруппировать и охарактеризовать исследования по следующим направлениям.
Историко-этнографическое. История российского казачества с точки зрения историко-этнографического анализа данной проблемы представляет большой научный и практический интерес, ее изучение имеет глубокие корни в дореволюционной историографии и тесно переплетается с новейшими исследованиями в области становления и развития русско-кавказских отношений. Фундаментом научных представлений о возникновении казачества, его развития как социального образования заложили российские историки конца XVIIIначала XX вв.: В. Броневскои, И. А. Бирюков, В. О. Ключевский, М. А. Караулов, И. Д. Попко, В. А. Потго, А.И. Ри-гельман, С. М. Соловьев, В. Сухоруков, Е. П. Савельев, Г. А. Ткачев, Ф. А. Щербина и др. В свете новейших изысканий проблемы казачества отмечаем работы таких ученых, как Ю. Бромлей, H.H. Великая, JI.H. Гумилев, Л. Б. Заседателева, С. А. Козлов, И. Л. Омельченко и др.
Педагогическое. Монографии и диссертационные исследования, посвященные методологическому анализу педагогической проблемы. При рассмотрении данной проблематики в исследовании автор опирался на труды отечественных дореволюционных и современных педагогов: Ю. К. Бабанского, Б. Т. Лихачева, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, И. Ф. Харламова и др.
Историко-педагогическое. Работы, посвященные теоретическому осмыслению положений, традиций и закономерностей истории педагогики, таких авторов как А. П. Астапенко, H.A. Константинов, E.H. Медынский, В. В. Макаев, В. Г. Прянникова, А. П. Певнев, С. Р. Чеджемова. и др.
Этнопедагогическое. По проблемам исследования народной педагогики: B.C. Виноградова, Г. Н. Волкова, А. Измайлова, Е. Е. Хатаева и др. Среди специальных изысканий по истории просвещения и развития педагогической мысли у казаков Северного Кавказа выделяем исследование.
A.B. Григорьевой, раскрывающее педагогическую культуру северокавказского казачества, Е. М. Перовой, рассматривающей гражданско-правовое воспитание казаков Северного Кавказа.
Военно-педагогическое. Представителей военной школы в педагогической науке: A.B. Барабанщикова, В. И. Вдовюка, В. И. Лутовинова,.
B.В. Макарова, C.B. Марзоева, Л. В. Рощина, Ю. В. Рунаева, С. Н. Шапки и ряда других ученых. Определенный интерес для нас представляет социально-философское исследование Ю. В. Рунаева, затрагивающее смежные вопросы исследования.
В целом анализ степени разработанности проблемы показал, что в отечественной историко-педагогической и этнографической литературе отсутствует целостное специальное исследование круга вопросов, посвященных военно-патриотическому воспитанию казаков Терека и Кубани в дореволюционный период.
С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы общие и специфические тенденции, условия и факторы развития системы и методов военно-патриотического воспитания казаков Северного Кавказа. Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.
Объект исследования: педагогическая культура казачества Северного Кавказа.
Предмет исследования: система военно-патриотического воспитания казачества Северного Кавказа в XVIII — начале XX вв.
Задачи исследования:
1. Выявить социально-исторические условия и факторы, оказавшие заметное влияние на особенности возникновения и становления системы военно-патриотического воспитания северокавказского казачества.
2. Исследовать педагогическую культуру казачества, показать положительную роль семейно-общинных и воинских традиций в формировании особо значимых качеств у казаков.
3. Провести анализ теории и практики воинского воспитания и обучения казаков Северного Кавказа, рассмотреть систему их боевой подготовки, показать целостность учебно-воспитательного процесса, определить основные этапы становления и развития казачьих образовательных учреждений в дореволюционный период.
4. Обосновать и разработать практические рекомендации, способствующие более глубокому изучению и переосмыслению историко-педагогического опыта дореволюционного казачества, изыскать возможности его использования в современных воспитательных системах, в деле подлинного возрождения казачества.
Методологическая база исследования основывалась на общей теории познания, важнейших философских положениях о социально-исторической сущности воспитания, признании приоритета общечеловеческих ценностей, творческо-критическом отношении к духовному наследию прошлого.
В работе над диссертацией использовались следующие принципы научного познания: общенаучный принцип объективности в подборе и оценке изучаемых фактов, всесторонности изучения явлений и процессов, принцип историзма, принцип целостности изучения историко-педагогических явлений.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: эмпирические (изучение традиций и обычаев казаков, сбор источниковедческих сведений о терских и кубанских казаках, затрагивающих вопросы их воспитания, подбор и тщательный анализ историко-этнографической, историко-педагогической, этнопедагогической и философской литературы по исследуемой тематике, произведений устного народного творчества) — сравнительно-сопоставительного анализаисторической реконструкции и экстраполяцииобобщения и систематизации полученных результатов.
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена его концептуальностью, теоретической и практической значимостью: предпринята попытка объективного освещения проблемы казачества, его истории, духовно-бытовой культуры на основе анализа малоизученных фактов и новых данныхк такому сложному явлению как военно-патриотическое воспитание применен комплексный подход и определена его гуманистическая направленностьраскрыты слабо освященные в отечественной военно-педагогической науке вопросы военно-патриотического воспитания в армии дореволюционной России на примере казачьих формированийрассмотрена возможность использования форм и методов военно-патриотического воспитания в современном педагогическом процессе. Теоретическая значимость исследования: дан историко-ретроспективный анализ проблемы воспитания патриотизма как основополагающего направления в вопросах формирования настоящего гражданского общества и преодоления кризисных явлений современностиопределена актуальность данной проблемы в современном образовательном процессе, в процессе военно-патриотического воспитания в целях укрепления морально-психологического климата в Вооруженных Силах Россиив рамках этнически неоднородного северокавказского казачества синтезирована и реконструирована система военно-патриотического воспитания, рассмотрены ее основные элементы, раскрыта сущность и структура воспитательного процесса, определены основные факторы, оказывающие влияние на формирование казака — воина-патриотав сравнительно-сопоставительном аспекте проанализирована проблема военно-патриотического воспитания в исследуемый период в воспитательных системах народов Северного Кавказа, а также иных казачьих образований России.
Практическая значимость исследования заключена в значительном расширении и систематизации наших сведений о сущности патриотического воспитания на Северном Кавказе, обогащении воспитательной практики формирования патриотического сознания современной молодежи традиционными формами и методами патриотического воспитания, присущими Российскому казачеству. Теоретические положения и выводы автора могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по истории и культуре казачества в современном образовательном процессе Северо-Кавказского региона. Отдельные элементы исследования могут быть использованы как в общеобразовательной школе, так и кадетских корпусах, суворовских училищах.
Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена избранным методологическим подходом к решению исследуемой проблемы, широкой источниковедческой базой, соответствием исследования применяемым теоретико-методологическим принципам, целям и задачам диссертационной работы.
Организация и этапы исследования. Исследование проведено в три этапа:
1997 — 1999 гг. — знакомство с проблемой, определение основного направления научного поиска.
1999 — 2001 гг. — сбор и изучение научной литературы по проблеме, оценка ее состояния, определение методологии и задач исследования, анализ первоисточников.
2001 — 2003 гг. — систематизация и обобщение собранных материалов, формулирование основных теоретических положений и выводов, их апробирование, научное и литературное оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Решение проблемы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, формирование гражданского общества невозможно без учета накопленного опыта и традиций народов нашей страны.
2. Система военно-патриотического воспитания казачества Северного Кавказа возникла как закономерное историко-педагогическое явление под влиянием социально-объективных и субъективных факторов, главным из которых, на наш взгляд, является выполняемая в интересах государства социально-политическая функция.
3. Сложившаяся у казачества система военно-патриотического воспитания представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов. Наиболее значимыми в этой системе являются религиозно-нравственное и военно-физическое воспитание, направленные на формирование у казаков высоких духовно-нравственных и физических качеств личности.
4. Реконструкция модели военно-патриотического воспитания казачества, учет ее элементов позволят ей интегрироваться в современную социокультурную общность, отождествляющую себя с российским казачеством, будет способствовать процессу его подлинного возрождения и установлению гармоничных межнациональных отношений на Северном Кавказе.
Апробация и внедрение результатов.
Полученные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедр гуманитарных и социальных наук, военной педагогики и психологии Северо-Кавказского военного института внутренних войск МВД России, на межвузовском ежегодном научно-теоретическом семинаре «Актуальные, проблемы преподавания гуманитарных наук в свете современных требований» (Владикавказ, СКГТУ, 2002, 2003), на XXIX и XXXI научных конференциях студентов и молодых ученых Вузов Юга России (Краснодар, 2002, 2004), всероссийской научной конференции по проблемам военной реформы в России (Екатеринбург, 2002), всероссийской научной конференции по проблемам патриотического воспитания в России (Екатеринбург, 2003).
Таковы основные выводы, рекомендации и предложения, реализация которых потребует значительного времени, усилий, а также напряженного творческого поиска, в работе по воспитанию подрастающего поколения.
Переосмысление традиций культуры народов России, восприятие ее фундаментальных ценностей позволит решить многие назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, нравственного, политического и иного характера.
Благодаря формированию и развитию у молодежи таких важнейших социально значимых качеств как гражданская зрелость, любовь к Родине, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, намного возрастут ее возможности к активному участию в решение важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности, в том числе в деле защиты Отечества.
Успешное решение выше указанных задач благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением России, а с ней и казачества.
Заключение
.
Одним из самобытных разделов в истории отечественной педагогической мысли является воспитательный опыт казаков Северного Кавказа. Казачество как часть русского народа имеет богатейшую историю, свой неповторимый национальный колорит, основой которого является самоотверженное служение Родине. Казаки, являясь носителями духа свободы и воли, веками вели вооруженную борьбу на границах русского государства, отстаивая его независимость и интересы. Казачество в свое генезисе прошло несколько стадий, эволюционизируя от беглых бунтарей, нередко подрывающих устои Российского государства, к замкнутой корпоративной группе, наделенной дарованными государством правами и обязанностямивоенному сословию являющемуся опорой дореволюционного режима России. Право на самобытную организацию общественного устройства и источник своего жизнесуществования — землю, казачество отрабатывало пожизненной военной службой. Особый уклад жизни выработал у казаков своеобразную шкалу мировоззренческих ценностей, определяющих приоритетные направления во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в подготовке подрастающего поколения. В традиционном воспитании казаков доминирующим считалось военно-патриотическое воспитание молодежи. Основой воспитательной системы казаков являлись религиозно-нравственные и военно-патриотические традиции, передаваемые из поколения в поколение, уходящие корнями в духовные ценности русского народа.
В вооруженных силах царской России конца XIX века казачьи войска занимали особое место, являясь наиболее подготовленными и боеспособными частями российской армии, по своим профессиональным качествам не только не уступающие регулярным кавалерийским и пехотным формированиям, но и превосходившие их. Этому способствовала целостная система обучения и воспитания казаков.
По «положению» казак со дня своего рождения и до глубокой старости находился под неусыпным контролем местных властей и воспитывался в духе самопожертвования за «престол, царя и Отечество».
Военно-патриотическое воспитание казака осуществлялось с самого раннего детства. Семья, социальная среда, государственные институтывот те субъекты, которые оказывали целенаправленное воздействие на становление личности казака, формируя идеал человека: труженик, семьянин, воин, гражданин.
Семья оберегала вековые воспитательные и культурные традиции, использовала присущие только казачеству методы и приемы педагогического воздействия на ребенка. Казаки всем укладом семейной жизни стремились воспитывать в детях чувство долга перед семьей и Отечеством, уважение к старшему и ближнему, отвращение к злу и неправде, умение жить в гармонии с самим собой и природой, радоваться малейшей удаче и достойно преодолевать трудности, ценить семейное счастье, дружбу, мир и порядок.
Казачья семейная педагогика наполнена обрядами и ритуалами приобщения ребенка к казачьему образу жизни. Для родителей главной целью являлось воспитать из мальчика воина, из девочки — достойную супругу казаку, способную стойко переносить длительные отлучки мужа или сына, самостоятельно вести хозяйство, воспитывать детей. Родители с самого раннего детства начинали готовить сыновей к службе, собирали деньги на обмундирование и оружие, на покупку боевого коня. И считалось величайшим позором, если сделать этого не удавалось. Порой семья разорялась, но юноша уходил на службу полностью экипированным и подготовленным.
В семье осуществлялось военно-физическое, умственное, религиозно-нравственное, эстетическое воспитание, хотя систематизированных научных знаний семья не давала. Эмпирические знания приобретались детьми в процессе трудовой деятельности, общения, в непосредственных беседах с родителями и старшими, в играх, упражнениях на сообразительность и находчивость.
Игры, как правило, были связаны с воинской тематикой, с подражанием своим старшим. Скачки, стрельбы, борьба — вот те элементы, которыми были наполнены игры у казаков малолеток. Приобретая различные формы и сюжеты, игры способствовали развитию у казаков таких качеств как ловкость и сноровка, физическая закалка и смекалка, терпение и выносливость, выдержка и самообладание.
Полученные в процессе исследования результаты свидетельствуют о том, что воспитание в семье было начальным этапом приобщения молодого поколения к полноценной казачьей жизни, национальной культуре, системе нравственных ценностей. Оно поддерживалось всем укладом станичной жизни.
Общественная форма проживания и землепользования, изначально присущая русскому народу, долгое время носила у казаков Северного Кавказа военный характер и отличалась от крестьянских внутренней организацией и выполняемыми функциями. Изначально в казачьей общине существовали две распорядительные инстанции: войсковой Круг и станичный сбор (сход), решавшие важные военные и бытовые дела. Казачий круг являлся высшим органом самоуправления казачьих станиц, проявлением демократизма, так как в основу функционирования власти у казаков было положено выборное начало, а не «божье помазание». И Круг, и станичный сход, выполняя управленческие функции, приучали молодежь решать все свои проблемы на основе взаимоуважения и взаимопонимания, формировали качества гражданина. Общественный характер воспитания у казаков заключался в том, что наряду с семьей педагогическое воздействие на подрастающее поколение оказывали казачьи объединения и все население станицы. С детства казачат приучали уважительно относиться к мнению не только родителей, но и всех старших, прислушиваться к их советам, выполнять их поручения и просьбы.
Важное значение для воспитания подрастающего поколения имел пример старших. Слушая рассказы взрослых о былых делах, или встречая возвратившихся с войны или службы казаков, казачата стремились подражать им в лучшем, перенимали манеру поведения, осознавали свою принадлежность к казачьему роду.
Обычаи, созданные всем укладом станичной жизни, религиозно-нравственные заветы, воплотившиеся в «Кодексе казачьей чести», соблюдались строго и носили характер местного закона.
Еще с малых лет казачатам вкладывался смысл их высокого предназначения, находивший свое продолжение в опеке местных властей и в специфическом образовании: сочетавшим в себе элементы военной и гражданской школы. Атаманы отделов, станиц не только интересовались делами подрастающего поколения, но и несли персональную ответственность за положение дел, касающихся воспитания и образования казаков.
В «Правилах о порядке управления школами в казачьих войсках», принятых во второй половине XIX века, учителям предлагалось целенаправленно готовить детей к военной службе. Уже с первого года обучения будущие казаки приучались к воинским ритуалам и атрибутике. Ежедневно после окончания занятий и перед роспуском по домам, учащиеся должны были заниматься строевой подготовкой: совершать построение, маршировать строем и по одиночке, отрабатывать навыки обращения к старшим по чину и др. В праздничные и выходные дни ученики строем отправлялись в церковь на литургию, а также в составе отдельных формирований присутствовали на станичных смотрах и встречах высокого начальства. Строевая подготовка способствовала развитию у казаков таких качеств как дисциплинированность, внимательность, точность и аккуратность.
Послеобеденное время в казачьих школах, как правило, отводилось под физическую подготовку, которая занимала в станичном обучении особое место и включавшая в себя отработку навыков владения оружиемфехтование деревянными шашками и пиками и т. д. Для этой цели, в каждом поселке при местной школе создавался «гимнастический городок», где казаки отрабатывали необходимые навыки на различных спортивных снарядах. На занятиях школьники, кроме общеобразовательных предметов, занимались изучением огнестрельного оружия (его материальной части и практического применения). Приобретенные в школе знания закреплялись и доводились до совершенствования в период начальной военной подготовки в станицах. При этом станичный атаман лично отвечал за подготовку призывного состава. В целях обучения казаков основным навыкам военной службы, в станичной канцелярии определялись инструкторы, которые на сборах, созываемые не менее 5 раз в году, проводили практический и теоретический курс обучения молодого поколения.
По достижению призывного возраста, молодых казаков зачисляли в подготовительный разряд. Теперь главным занятием для них являлась подготовка к службе в строевых частях. Казаки приготовительного разряда за три года до выхода на службу изучали уставы, наставления, оружие и его боевое применение, проходили курс ведения боя в пешем порядке и конном строю, учились преодолевать сложные препятствия, овладевали приемами джигитовки и рубки лозы. Немало времени отводилось на обучение лошадей, на которых казакам предстояло служить. Полученные знания закреплялись на сборах в военно-полевых лагерях. Для этой цели от регулярных частей армии откомандировывались наиболее подготовленные офицеры, способные на высоком профессиональном уровне проводить занятия. Учебная программа сборов была максимально приближена к тому, чему обучали в действующей армии. Как правило, в конце сборов проводилось полковое учение, и объявлялся строевой смотр. Приобретенные умения и навыки оценивала специальная комиссия, состоящая из представителей командования казачьих войск и стариков станиц, откуда были родом призывники. После окончания лагерных сборов происходило жребье-метание и определялось, кому из казаков предстояло идти на службу в первоочередные полки.
Таким образом, на службу казак являлся «конно, при оружии», обладая уже необходимыми моральными и боевыми качествами, полученными в процессе становления казака воина.
Подготовка офицерских кадров для казачьих войск осуществлялась, как в традиционных военно-учебных казачьих заведениях таких, как Новочеркасский кадетский казачий корпус, Ставропольское юнкерское казачье училище, так и в военно-учебных заведениях царской России. Военно-учебные казачьи заведения способствовали не только подготовке командных кадров для казачьих войск, но и формировали широкую прослойку казачьей интеллигенции.
Таким образом, военно-патриотическое воспитание казачество достигло своей системной целостности тогда, когда произошло органичное соединение собственно патриотического воспитания, осуществляемого в семье, общине с военно-профессииональным воспитанием, предполагающим овладение военными знаниями, умениями и навыками, и формирования высоких морально-боевых и психологических качеств, необходимых для защиты Отечества.
Автор согласен с мнением, что казачество в том виде, в каком оно существовало в предреволюционное время, представляет собой анахронизм средневековья. Идея возрождения былых казачьих войск в чистом виде с земельным фондом и привилегиями в начале третьего тысячелетия выглядит сомнительно и утопично, но то духовное наследие, которое дошло до наших дней нуждается во внимании и переосмыслении.
Исходя из результатов проведенного исследования, тематики патриотического воспитания, существовавшего у северокавказского казачества, можно выделить следующие перспективные направления, столь необходимые для подлинного возрождения казачества, воспитания у молодежи чувств патриотизма и гражданственности.
1. Обновление содержания гуманитарного образования в школе и вузах: переориентации его на воспитание патриотического сознания россиян, любви к Родине, гражданственности, с учетом социально-экономических и этнокультурных особенностей регионов России.
2. Обогащение содержания и методов воспитательной деятельности проводить на основе традиционных мировоззренческих, духовно-нравственных ценностей казачества: патриотизме, православии и гражданственности.
3. Воспитывать у подрастающего поколения толерантное отношение к культурным ценностям путем введения в гуманитарные учебные курсы образовательных учреждений разделов о традиционной духовной культуре как народов России, так и казачества, как наиболее яркого представителя культуры межнационального общения.
4. Определять личностное отношение к любой идеологии, религии и культуре, основываясь на чувстве национального самосознания молодежи, в контексте российской гражданственности. Воспитывать у представителей нового поколения россиян веротерпимость и чувство уважения к согражданам нашей страны.
5. С учетом национальной доктрины безопасности России, для воспитания у подрастающего поколения чувств гражданственности и патриотизма, ввести в содержание учебного плана по физическому воспитанию и ОБЖ адаптированную к современным условиям учебно-воспитательную систему дореволюционного казачества.
6. Военно-патриотическое воспитание детей и молодежи осуществлять в процессе возрождающейся практики юнармейского движения (детских и юношеских военных сборов и игр). Ввести обучение основам военного дела в учебный план общеобразовательной школы. Способствовать развитию детских и юношеских самодеятельных объединений военнопатриотической направленности. Содействовать организации при школах и военкоматах допризывной подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил России, используя при этом лучшие традиции северокавказского казачества.
6. В целях воспитания патриотизма, гражданственности, культуры межнационального общения в учреждениях дошкольного образования возродить издание необходимой для этого детской литературы.
7. Для регионов традиционного проживания казаков целесообразно возрождение кадетских казачьих школ, национально-культурных казачьих клубов и центров гражданско-патриотического воспитания, как на базе учреждений дополнительного образования, так и с использованием учреждений культуры.
8. Опыт использования военно-патриотических традиций казачества должен быть проанализирован, переработан и творчески использован на современном этапе реформирования Российской Армии.
9. В работе по патриотическому воспитанию активно использовать положительный воспитательный потенциал духовенства многоконфессиональной России.
Список литературы
- Абаза К.К. Казаки: Очерки из истории казацкого быта. СПб., 1880.516 с.
- Алмасов Б.А. Памятка. Вып.1. Ессентуки, 1992. 64 с.
- Антология педагогической мысли Северной Осетии / Сост. Э. К. Каргиев и С. Р. Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993. 416 с.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIV XVII вв. М.: Педагогика, 1985. 366 с.
- Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: Педагогика, 1985. 487 с.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.: Педагогика, 1987. 602 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX вв. М.: Педагогика, 1990. 607 с.
- Ариаднова JI.A. Социально-функциональное и региональное в морали казачества. Ставрополь, 1993. 52 с.
- Аронов A.A. Растить патриотов. М.: ДОСААФ, 1988. 67 с. Ю. Аронов A.A. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников. Дис.. д-ра пед. наук. М., 1990. 521 с.
- Ауский С. Казаки. Особое сословие. М.: OJIMA ПРЕСС, 2002.447 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988. 479 с.
- Барабанщиков A.B. Педагогические основы обучения советских воинов. Дис.. д-ра пед. наук. М., 1968. 746 с.
- Барабанщиков A.B. Военно-патриотическое воспитание молодежи. М., 1983. 127 с.
- Барабанщиков A.B. и др. Основы военной психологии и педагогики. М., 1988. 269 с.
- Баратов Н. Ставропольское казачье юнкерское училище, 1870 -1897: Памятка о двадцатисемилетии его жизни и деятельности. Тифлис, 1898. 124 с.
- Безотосный В. Кто такие казаки // Родина, 2004, № 5. С. 7 14.
- Безотосный В. Вихорь атаман // Родина, 2004, № 5. С. 43 — 48.
- Бирюков Ю. Гордые песни // Родина, 2004, № 5. С.135 137.
- Бирюков И.А. Астраханские казаки: Исторические очерки и рассказы: географические, экономические и служебные сведения о войске. Астрахань, 1904. 211 с.
- Болбас B.C. О понятиях и терминах этнопедагогики // Педагогика, 2001, № 1. С.41−45.
- Бондарев В.П., Маслов А. Г. Терское казачье войско: из века в век 1577 2003. Владикавказ-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. 121 с.
- Валеев И.И. Патриотическое самовоспитание учащихся. Уфа: Госкомиздат, 1991. 68 с.
- Великая Н. Трепак и Лезгинка // Родина, 2004, № 5. С.135 137.
- Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика советского офицера. М.:ВПА, 1981. 168 с.
- Венков А. Донская армия // Родина, 2004, № 5. С. 90 93.
- Виноградов B.C. Народная педагогика (Отрывки и наброски). Иркутск: Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества, 1926. 30 с.
- Волков А.П. Подготовка молодежи к защите Родины: проблемы и пути их решения (1985 1991 гг.), М.: ГААВС, 1992. 63 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. 168 с.
- Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. М.: Педагогика, 1990. 282 с.
- Вырелкин В.П. Философские проблемы возрождения казачества // Социально-политический журнал, 1994, № 6. С.210 214.
- Гоголь Н.В. Тарас Бульба. М.: Советская Россия, 1980. 150 с.
- Гордеев A.A. История казаков: В 4-х т., Т I. М.: Страстной бульвар, 1992. 176 с.
- Григорьева A.B. Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа: исторический аспект, современные проблемы. Дис.. канд. пед. наук. Пятигорск, 1999. 150 с.
- Губарев Г. В. Книга о казаках: (отрывки из книги) // Военно-исторический журнал, 1992, № 2. С. 80.
- Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Просвещение, 1957.78 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. Т. I, М.: Просвещение, 1978. С. 78.
- Дзагурова Г. Т. Под российскими знаменами. Владикавказ: Ир, 1992. 146 с.
- Драгомиров М.И. Избранные произведения. М., 1956. 713 с.
- Егоров М. Пики, шашки, шаровары, кушаки . Обмундирование степовых и кавказских казачьих войск в начале XX в. // Военно-исторический журнал, 1993, № 3. С. 84 89.
- Закон Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» // Российская газета, 1991, 9 мая. С. 2 3.
- Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» // Российская газета, 1995,19 мая. С. 3.
- Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» // Российская газета, 1998,2 апреля. С.З.
- Заседателева Л.Б. Казачество как социально историческое и этнографическое явление в истории России. М., 1974. 118 с.
- Заседателева Л.Б. Вдоль по Тереку по Реке // Родина, 2004, № 5. С. 104 110.
- Золотов В.А., Пронштейн А. П. Казачий словарь справочник. М., 1992. 361с.
- Казачество // Большая Советская Энциклопедия: В 30 т., T.II. М.: изд-во «Советская Энциклопедия», 1973. С.175 176.
- Казачество: Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества: Отр. из кн., изд. в Париже в 1927 г. // Дон, 1992, № 1 2, С. 216 — 239.
- Казачество // Советская военная энциклопедия. М., 1977. Т.4, С.32−35.
- Казачество // Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф. А., И. А. Ефрон: В 82-х т., Т.13. СПб.: Типо-Литография И. А. Ефрона, 1895. С.882 894.
- Казачьи войска: (Краткая хроника казачьих войск и иррегулярных частей) (репринт, изд.) Б.м.: АО «Дорваль», 1992. 462 с.
- Караулов М.А. Очерки казачьей старины. Вып.1. Владикавказ. 1910. 59 с.
- Караулов М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем: памятка терского казака. Владикавказ, 1912. 384 с.
- Кислицина И.Г. Культура казачества. Материалы V Международной конференции. Ростов н/Д.: изд. «Логос», 1995. С. 83.
- К истории русского казачества на Северном Кавказе в XVI в. Публ. Документов. Подготовил к печати и предисловие С. А. Козлова // Советский архив, 1989, № 2/С.86 87.
- Козлов С.А. Пополнение вольных казачьих сообществ на Северном Кавказе в XVI XVII вв. // Современная этнография, 1990, № 5. С. 47 -56.
- Константинов H.A., Медынский E.H., Шабаев М. Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. 340 с.
- Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе//Народное образование, 1991, № 11,12.
- Концепция воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1998. С. 16.
- Концепция военно-патриотического воспитания молодежи // ОБЖ, 1998, № 7. С.4−10.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Красная Звезда, 2003, № 120. С. 5.
- Корчин М.Н. Донское казачество (из прошлого). Ростов н/Д.: Ростов.обл. кн. изд-во, 1949. 238 с.
- Кострюков И.Т. Новочеркасское казачье юнкерское училище (1869 1910). Новочеркасск, 1910. С. 11 — 13.
- Кравцов И. Очерки о начале терского казачьего войска. Харьков, 1882. 80 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994. 124 с.
- Краснов П. Казаки, их прошлое, настоящее и возможное будущее // Кубань, 1990, № 9. С.47−51.
- Краснов П. Картины былого Тихого Дона: Из истории Донского казачества // Дон, 1993, № 2. С.200 255.
- Краснов П. О воспитании донского юношества // Военный сборник, 1899. С.420−423.
- Кром М. Сколько лет патриотизму? Родина, 1997, № 10. С.18−27.
- Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.
- М.: Родное слово, 1990. 254 с.
- Кукушин В.С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и Этнопсихология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 448 с.
- Куценко И.Н. Кубанское казачество. Краснодар, 1990. 383 с.
- Кучеров В.Е. Историко педагогические тенденции патриотического воспитания офицеров Российской армии (XVIII — начало XX вв.). Дис. .канд. пед. наук. М., 1998. 199с.
- Лаврентьев М. Казачьи памятки // Россияне, 1995. С.105−107.
- Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало ХХвека.): Учебное пособие. М.: Форум, 1998. 584 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1992. 528 с.
- Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983. 51 с.
- Лобов О.Н. Памятка кадета. Новочеркасск, 1995. 56 с.
- Лола М. О кубанском казачестве. Ростов н/Д. Краснодар: Сев-кавказкнига, 1926. 102 с.
- Лукичев П.Н., Скорик А. П. Социально-психологический феномен казачества // Свободная мысль, 1995, № 8. С.42−51.
- Лутовинов В.И. Патриотизм: история, современность и будущее России. М.: НИЕВ, 1997. 141 с.
- Лутовинов В.И., Радионов Е. Г. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: проблемы и направления их решения. М.: ВУ, 1995. 200 с.
- Лутовинов В.И. Современное понимание российского патриотизма // Обозреватель, 1998. № 7. С.44−45.
- Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи будущее России: Пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. 206 с.
- Макаев В.В. Жизнь и педагогическая деятельность Д.Д. Семенова. Тбилиси: изд-во ИПН МН Груз. ССР, 1956. 172 с.
- Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема. Дис. .докт.филос.наук. M.: АОН, 1990. 320 с.
- Макаров В.В. Отечество и патриотизм: логико-педагогический анализ. Саратов: СГУ, 1988. 160 с.
- Марзоев C.B. Теория и практика патриотического воспитания: содержание, принципы, технологии. Дис. .канд.пед.наук. Владикавказ, 2000. 174с.
- Маркс К. Стенька Разин // Молодая гвардия, кн.1, 1926. 107 с.
- Медынский E.H. История русской педагогики до Великой Октябрьской революции. М.: Учпедгиз, 1938. 512 с.
- Мякотин В. Казачество //Энциклопедический словарь: Изд-во Брокгауза и Ефрона. СПб., 1895. T. XV-a. С.581 582.
- Найн А .Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика, 1995, № 5. С. 44−49.
- Нарочинский А.Л. История народов Северного Кавказа (конец XVIII 1917 г.). М.: Наука, 1988. 659 с.
- Омельченко И.Л. Терское казачество. Владикавказ: Ир, 1991.301 с.
- Основы военно-патриотического воспитания / Под ред. Л. А. Бублика, Ю. С. Васютина, А. Н. Вырщикова и др. М.: Просвещение, 1988. 191 с.
- Охремчук С.И. Жить Родине служить // Педагогика, 2001, № 2. С.3−9.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Под ред. Э. Д. Днепрова и пр. М.: Педагогика, 1991.660 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX вв. / Под ред. Э. Д. Днепрова и пр. М.: Просвещение, 1991. 448 с.
- Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: Современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика, 2002, № 5. С. 41−47.
- Патриотизм // Философский словарь / Ред. И. Т. Фролов. М.: Наука, 1986. С. 358.
- Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии: Учебное пособие / под ред. С. Л. Рыкова. Москва: ВУ, 1997. 290 с.
- Певнев А.П. Кубанские казаки (пособие по истории для учащихся школ, гимназий, лицеев Краснодарского края). Краснодар, 1995. 54 с.
- Перова Е.М. Гражданско-правовое воспитание народов юга России в XIX начале XX веков. Дис.. канд.пед.наук. Владикавказ, 2004. 123 с.
- Пиотровский Б.В. История народов Северного Кавказа с древнейших времен и до конца XVIII в. М.: Наука, 1988. 544 с.
- Писарев С. Трехсотлетие Терского казачьего войска, 1577 -1877. Владикавказ, 1881. 112 с.
- Поборина М.Ю., Мигалев Я. М., Кадыгроб H.A., Бережная И. А. Развитие народного образования на Кубани (начало XIX XX вв.). Краснодар: изд-во КГУ, 1993. 30 с.
- Платонов O.A. Русская цивилизация. М., 1995. 132 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь психологических терминов. М., 1991.87 с.
- Поликарпов B.C. История нравов России. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. 578 с.
- Попка И. Черноморские казаки: В их гражданском и военном быту. Спб., 1858. 292 с.
- Попко И. Терские казаки с стародавних времен: Истор. очерк. Спб., 1880.516 с.
- Потто В.А. Два века Терского казачества (1577 1801). В 2 т.- Т. I. Владикавказ, 1912. 116 с.
- Потто В.А. Два века Терского казачества (1577 1801). В 2 т.- Т. И. Владикавказ, 1912. 247 с.
- Прилуцкий В.В. Правовые аспекты и практика военно-патриотического воспитания советских школьников в 20 30-е гг. XX в. // Право и образование, 2001, № 1. С.75−82.
- Прянникова В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1994. 449 с.
- Психология и педагогика / Под ред. A.A. Радугина. М.: Центр, 1996. 334 с.
- Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993. 93 с.
- Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика, 1995, № 5. С. 87 90.
- Ржевуский А. Терцы: сборник исторических, бытовых, географических и статистических сведений о терском казачьем войске. Владикавказ, 1888. 287 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1. 608 с.
- Рунаев Ю.В. Военно-патриотические традиции казачества: история и современность. Дис. .канд. филос. наук. М., 1994. 250 с.
- Савельев Е.П. Казаки история, (репринт, изд.) Владикавказ, 1991.442 с.
- Савельев Е.П. Древняя история казачества. М.: Вече, 2002.464 с.
- Словарь русского языка. В 4 т., Т. III. / Под ред. А.П. Евгенье-вой. М, 1984. С.ЗЗ.
- Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А. В. Суворова и М. И. Драгомирова. М.: Русский путь, 2000. 184 с.
- Слободин В.П. Особенности военного образования донских казаков в годы гражданской войны в России (1917−1922 гг.) // Право и образование, 2001, № 1. С.83−91.
- Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников. М.: Молодая гвардия, 1959.160 с.
- Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности / Избр. соч. в 5-ти т., Т. I. Киев.: Радянская школа, 1979. 224 с.
- Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1980. 175 с.
- Сухомлинский В. А. Письмо Г. Н. Волкову от 6 февраля 1967 / Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. С. 162.
- Сухоруков В. Историческое описание земли Войска Донского: Публ. По тексту изд. 1834 г. / Подгот. и коммент. Н. Коршикова и В. Королева//Дон, 1990, № 6. С.143−151.
- Ткачев Г. А. Казаки и туземцы в Терской области: по поводу толков о казачьем многоземелье и занижение туземцев. Владикавказ, 1910. 37 с.
- Ткачев С.С. Военно-патриотическая работа в учебных заведениях профессионально-технического образования. М.: Высшая школа, 1988. 88 с.
- Ткачев Е. На сопках Маньчжурии: Терское казачество на фронтах Первой мировой войны // Кавказская здравница. 1994. 20 22 апреля. С. 4.
- Толстой Л.Н. Казаки. Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во, 1977. 159 с.
- Традиция // Большая Советская Энциклопедия: в 30 т.- Т 26. М.: изд-во «Советская энциклопедия», 1977. С. 135.
- Трескин Д.Н. Курс военно-прикладной педагогики. Дух реформ русского военного дела. Киев, 1909. 112 с.
- Трофимова Ю. Терские казаки: история, традиции, нравы. Пятигорск, 1993. 36 с.
- Трухачев Ю.Д. Из истории образования в Ставропольском крае // Труды Ставропольского пед. института. Ставрополь, 1994. С. 94 96.
- Тхоржевский С.И. Стенька Разин. Петербург, 1923. С. 14.
- Устав Союза казаков: Принят на Учредительном Большом круге Союза казаков 30 июня 1990 г. М., 1990. С. 8.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / Собр. соч. М. Л., 1948, Т.П. С.69−166.
- Фрадкин Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М.: Сфера, 1995. 162 с.
- Футорянский Л.И. Социально-экономическое развитие казачества Дона и Северного Кавказа в конце XIX начале XX в.в // Вопросы исторической науки Северного Кавказа и Дона. Грозный, 1980, Вып. II. С.120−145.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие М.: Юрист, 1997.301 с.
- Хатаев Е.Е. Этнопедагогика Северного Кавказа. Владикавказ: изд. СОГУ, 2000. 116 с.
- Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Вел. Окт. соц. рев.) М.: Просвещение, 1986. 432 с.
- Чернозубов Ф. Очерки терской старины. Из смутного времени. Предки 1-го Кизляро-Гребенского генерала Ермолова полка Терского казачьего войска в составе рати стрелецкого головы Василия Хохлова при разгроме под Астраханью. Владикавказ, 1912. 26 с.
- Шапка С.Н. Психолого-педагогические принципы подготовки офицерских кадров для службы в войсках специального назначения. Дис. .канд.пед.наук. Владикавказ, 2002. 173 с.
- Центральный государственный военно-исторический архив, Ф.1329, Оп.1, Ед.хр.10, JI.56.
- ЦГВИА, Ф.330, Оп.92, Ед. хр.675, Кор.6821. С. 62.
- ЦГВИА, Ф.330, Оп.92, Ед. хр.707, Кор.6823. С. 97.
- ЦГВИА, Ф.330, Оп.92, Ед. хр.14б, Л.9.
- ЦГВИА, Ф.1329, Оп.1, Ед. хр.7, Л.2.
- Российский государственный военный архив, Ф.39 456, Оп.1, Д.64а, Л.28.
- Центральный государственный архив Республики Северная Осетия Алания, Ф.20, Оп.1, Д. 515, Л.1,1об.
- ЦТ, А РСО-А, Ф.13, Оп.1, Д. 978, Л.23,24,203.
- ЦГА РСО-А, Ф.2, Оп.1, Д. 135, Л.1 -48.
- ЦГА РСО-А, Ф.54, Оп.1, Д. 101, Л.2.
- ЦГА РСО-А, Ф.54, Оп.1, Д. 108, Л.2.
- ЦГА РСО-А, Ф.54, Оп.1, Д. 120, Л.6.
- Государственный архив Ростовской области, Ф.46, Оп.1, Д. 975, Л.29−30.
- ГАРО, Ф.341, Оп.1, Д. 49, Л.5
- Государственный архив Краснодарского края, Ф.5, Оп.1, Ед. хр. 1, Л.12.
- ГАКК, Ф.1537, Оп.1, Д. 105, № 35.
- ГАКК, Ф.454, Оп.1, Д. 1063, № 64.
- ГАКК, Ф.456, Оп.1, Д. 56, Л.1,2.