Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Графическая модель газеты «Известия»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное нами сравнение позволило выявить следующие закономерности трансформации графической модели газеты «Известия». С приходом новых технологий и снижения стоимости производства газета стала тяготеть к большому использованию цветовых эффектов. Так же период начала нового столетия отличается использованием в газете коллажей, линеек разнообразных по форме, начертанию и цветовому исполнению… Читать ещё >

Графическая модель газеты «Известия» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оглавление ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ

1.1 Понятие и сущность термина «графическая модель СМИ»

1.2 Главные элементы графической модели печатного издания: дизайн и верстка ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГАЗЕТЫ «ИЗВЕСТИЯ»

2.1 Общая характеристика газеты «Известия»: история и современность

2.2 Анализ графической модели газеты «Известия»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ

Изменения в обществе, появление новых технологий, интеграция СМИ в глобальную сеть и конвергенция коммуникаций рождают появление новых изданий. Многие из них повторяют удачные варианты западных моделей, другие пытаются пройти собственный, непохожий ни на кого путь. Развитие периодики в России связано с изучением основных типологических характеристик каждого издания, поиска своего читателя, изменением графической модели.

Уровень визуальной информации газет на современном этапе высок. Данный факт позволяет дизайну стать ведущим типологическим признаком периодической печати. Современные дизайнерские решения печатного издания строятся на основе графической модели, которая призвана объединить различные художественные элементы в одно целое для удобства работы редакции и адекватного восприятия информации аудиторией.

В настоящее время газета — это, прежде всего, визуальное СМИ. Наравне с журналистами полноправными авторами издания считаются дизайнеры, фотографы, художники, верстальщики. Важную роль при создании номера играет не только текст, но и иллюстрации, фотографии. Все большую популярность приобретает инфографика как одно из средств выразительности. Теперь дизайн газеты — это индивидуальный облик, который создаётся с учётом потребности аудитории. Дизайнерские подходы открывают принципиально новый потенциал в удовлетворении запросов потребителей.

Актуальность темы

исследования связана с увеличением тенденции влияния графического аспекта на современные печатные СМИ и возрастающей ролью дизайна в развитии печатных средств массовой информации. Издатели стараются применять комплексные подходы к созданию контента, выбирать только качественные иллюстрации, создавать неповторимый стиль. Кроме того, графическая модель газеты эволюционирует с течением времени, но, вместе с тем, она должна оставаться узнаваемой, чтобы не терять свою целевую аудиторию.

Объектом исследования в работе служит графическая модель газеты «Известия», предмет — особенности графической модели газеты «Известия».

Цель исследования — определить особенности графической модели СМИ на примере газеты «Известия».

При реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение понятию «графическая модель СМИ»;

2. Выявить основные элементы графической модели печатных изданий;

3. Охарактеризовать газету «Известия»;

4. Проанализировать графическую модель газеты «Известия»;

5. Определить тенденции и перспективы развития графической модели газеты «Известия».

Научная значимость данного исследования заключается в систематизации существующих теоретических подходов к изучению методологических основ моделирования печатных СМИ, определению роли дизайна в газете, их графической модели в создании структуры печатной прессы.

Эмпирической базой исследования являются номера газеты «Известия» за период 1917;2014 гг., детальному анализу подверглись выпуски издания за последнее полугодие 2014 года, январь 2015 года, а также номера, датированные 2005 и 2010 годом.

В работе были применены такие методы исследования как дедукция, индукция, описание, сравнение, сопоставление, а также метод контент-анализа.

Исследуя состояние СМИ на современном этапе, мы прибегли к изучению работ таких ученых как: Е. Л. Вартановой, Б. И. Есина, С. Г. Корконосенко, Р. П. Овсепяна, Е. П. Прохорова. В работе над первой главой, которая посвящена графической модели, дизайну и вёрстке СМИ, были проанализированы работы А. П. Деева, П. М. Керженцева, С. Н. Срединского, И. Н. Табашникова, которые одними из первых выявили значение графической модели СМИ. Среди зарубежных авторов можно выделить работы М. Картера, К. Фроста и Т. Хэроуэрра.

Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ

1.1 Понятие и сущность термина «графическая модель СМИ»

Термин «графическая модель СМИ» появился не сразу. Одним из первых кто заговорил об этом явлении, был Д. Георгиев. Тогда он определил это понятие как графическая концепция и включил в него такие компоненты: «тематическая структура, стиль графического оформления, композиция полосы, принципы оформления специальных страниц и рубрик, постоянные графические элементы, размер полосы, колонки и межколонных пробелов, шрифтовое оформление заголовков, композиция заголовков, текстовые шрифты, внутреннее оформление материалов, оформление рекламы, границы между материалами и воздух в газете, оформление рисунков и фотоиллюстраций, оформление деталей и специфичных для газеты публикаций».

В дальнейшем И. Н. Табашниковым предложен термин «композиционно-графическая модель». «Композиционно-графическое моделирование преследует главным образом практическую цель — придать стабильность структуре содержания и внешнему облику газеты, устранить случаи необдуманного, произвольного подхода к организации и оформлению материалов, облегчить работу над выпуском газеты в редакции и типографии». «Качественные изменения в графическом облике издания начинаются с того момента, когда редакция переходит от импровизации к системному представлению о газете и ее дизайне. Это выражается в создании композиционно-графической модели», — говорит Л. М. Ныркова.

«Макетируя полосы и развороты, дизайнер руководствуется программой, заложенной в модели — художественном проекте издания, рассчитанном на более или менее длительный период времени (год, пять, десять лет)" — пишет С. И. Галкин.

Итак, понятие графической модели многообразно, и нет единого подхода к этому термину. Так что же такое графическая модель СМИ? Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что графическая модель — это некий свод норм, приёмов, и правил оформления СМИ прежде всего для удобочитаемости.

Фирменный стиль СМИ — набор цветовых, графических, словесных, типографских, дизайнерских постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров, исходящей от предприятия информации, ее внутреннего и внешнего оформления.

Графическая модель должна включает в себя четыре составные части:

1. структура издания (размещение рубрик, разделов);

2. размерные стереотипы (объём номера, количество колонок и их ширина, кегль шрифта, формат полосы, поля, и другие характеристики номера);

3. типовые макеты (примеры вёрсток отдельных полос);

4. стандартные операции оформления (всё, что касается фирменного стиля).

Для начала необходимо рассмотреть структуру издания, его композицию.

Как уже говорилось раннее, графическая модель напрямую зависит от концепции СМИ. Композиция издания также опирается на тематико-жанровые факторы.

Структура печатных СМИ включает в себя:

1. размещение разделов, рубрик в газете или журнале и связи между ними,

2. последовательность расположения, порядок следования основных разделов и постоянных рубрик издания по номерам (временной аспект);

3. размещение и организация их в номере (пространственный аспект) в зависимости от значения, актуальности и оперативности; установление соответствующих жанровых, размерных и других пропорций в зависимости от типа издания и его традиций.

Композиция отдельных полос определяется сеткой. Печатное СМИ, которое создано на базе сетки, легче воспринимается читателем, так как его дизайн строится на законах пропорции.

1.2 Главные элементы графической модели печатного издания: дизайн и верстка

В условиях современности печатные СМИ конкурируют не только между собой, но и с такими коммуникационными каналами как: телевидение, интернет, и недавно пришедший мобильный контент, где аудитории предоставлено весьма много визуальных элементов (фото, картинки, видео). Периодика создается в условиях единства текста, и изображения. Задача издания прежде всего привлечь внимание к себе, сделать восприятие информации лёгкой и комфортной, а затем способствовать лояльности аудитории.

Два термина — «вёрстка СМИ» и «дизайн СМИ» — понимаются в некотором смысле как синонимы. Остановимся на их принципиальных различиях. Вёрстка издания прежде всего сам процесс, а дизайн — скорее результат. Если оформление издания может быть не продуманным, то дизайн — никогда, так как для него «характерно моделирование предмета, художественно-графическое проектирование его, что позволяет проверять, предлагать и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргонометрических, антропометрических и других решений». Порядок и системность — вот что главное в дизайне. Газетный, журнальный дизайн должен быть изначально функциональным, своеобразной визитной карточкой издания. Знакомство аудитории с газетой начинается с внешнего вида, как театр начинается с вешалки. Если читателю уже знакома манера подачи материалов, то он без труда может навигационно ориентироваться по изданию. Нет формы без содержания, как нет и содержания без формы, они находятся в тандеме, взаимосвязи, и представляют неразрывное единство друг с другом. Проблему этого единства в СМИ призвана решить графическая модель, которая закрепляет форму издания на определённый период, как бы создавая «лицо» газеты или журнала, при этом оставляя место для творчества в оформлении (заголовки, развёрстка фото, компоновка отдельных материалов).

Композиция номера включает в себя размещение основных рубрик в издании, связь между ними, последовательное расположение, размещение разделов в зависимости от оперативности и актуальности материалов.

Узнаваемость издания зависит, прежде всего, от качественно составленного макета СМИ. Макет включает в себя все: композицию номера, отдельные полосы, колонтитулы, подписи к фотографиям. От правильности сформированного макета зависит облик издания в целом. Обновлять и изменять его, конечно, можно и нужно, дабы постоянно оставаться на гребне волны периодики, но главное не перестараться: слишком кричащий дизайн может оттолкнуть аудиторию.

Таким образом, функции дизайна уже не ограничиваются визуализацией типологических и содержательных характеристик издания, созданием индивидуального облика и указанием на целевую аудиторию. Дизайн становится главной экспериментальной площадкой формирования новой модели взаимодействия «газета-читатель».

Роль типографики в дизайне периодического издания не ограничивается подбором текстовых шрифтов. Она также важна при создании логотипа, так как логотипы СМИ в основном состоят из букв.

Гордон в «Книга про буквы от, А до Я» выделяет понятие «графическая рифма». Это некие повторяющиеся элементы, задающие ритм надписи или знака. Рифму может создавать точный повтор, зеркальное отражение, общая для нескольких элементов горизонталь или вертикаль, не повторяющиеся, но похожие формы и т. д. Работает графическая рифма точно так же, как поэтическая: она легко считывается и легко запоминается, делая знак узнаваемым.

Художественно-образные иллюстрации значительно повышают уровень оформления издания. Иногда вместо привычных фотографий на полосе вдруг появляется нарисованный портрет самого героя материала, или отношение к событию. Здесь важно не перейти тонкую этическую грань, т. к неумело поданный рисунок может легко разрушить стилистическое единство издания. Карикатура, как форма художественно-образной иллюстрации, является одной из первых, на что обратит внимание читатель. Поэтому нужно тонко чувствовать жанр и стиль карикатур и рисунков.

Информационная графика (таблицы, графики) определяется прежде всего уместностью. А нужен ли график в данной публикации, если да, то данная иллюстрация обеспечит наглядное представление материала, и послужит прекрасным оформительским средством. Инфографика в периодике должна быть простой и понятной аудитории. Любая иллюстрация должна удовлетворять двум требованиям: соответствовать тематике и быть профессиональной по качеству.

Одной из важных характеристик полос с иллюстрацией является процентное соотношение площади полосы и площади изображения. В иллюстрированных изданиях допускается от 30% до 70% изображения. В определённых случаях изображение занимает целый разворот. Один из вариантов оформления полосыэто запечатка фона под обрез, причем на этом фоне могут быть размещены как текстовые фрагменты, так и изображения. Существуют визуально-декоративные элементы оформления: врезки, подложки, буквицы, стрелки, рамки, линейки, и т. д. Все они призваны привлекать внимание читателя, например, к основной мысли страницы. Благоприятное впечатление о странице создаётся путём непрерывного воздействия всех страниц, при помощи одних и тех же стилистических приёмов.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГАЗЕТЫ «ИЗВЕСТИЯ»

графический газета печатный композиция

2.1 Общая характеристика газеты «Известия»: история и современность

Газета «Известия» одна из старейших, за свою почти столетнюю историю претерпевала изменения в названиях от «Изв?стія Петроградскаго Сов? та Рабочихъ Депутатовъ» 1917 год до нынешнего лаконичного «Известия» с 1991 года.

Первый номер газеты вышел в феврале 1917 года в Петербурге, где на первой полосе было напечатано обращение к населению Петрограда и России от Совета рабочих депутатов, которое содержало в себе призыв: «Вс? вм? ст?, общими силами будемъ бороться за полное устраненіе стараго правительства и созывъ учредительнаго собранія, избраннаго на основ? всеобщаго равнаго, прямого и тайнаго избирательнаго права».

В июне 2011 года газета «Известия» перешла в ведение ООО «Айньюс». Издание «Известий» входит в состав холдинга «Национальная Медиа Группа». Помимо газеты холдингу принадлежат ТРК «Петербург-Пятый канал», РЕН ТВ, «Русская Cлужба Новостей».

С апреля 2011 года главным редактором газеты является Александр Малютин, а председателем совета директоров ОАО «Известия» — Арам Габрелянов, генеральный директор холдинга «Ньюс медиа-Рус», заместитель генерального директора ЗАО «Национальная Медиа Группа» .

В этот непростой для газеты год созревает конфликт между руководством и частью коллектива.

В итоге, всего лишь 40% коллектива продолжило работать в издании, занимаясь работой сайта. За выход бумажной версии газеты стала отвечать «служба принта», в состав которой входило 20−25 человек.

7 июня 2011 года заработал обновленный сайт газеты. Оптимизированы некоторые алгоритмы работы портала, а так же добавлены новые опции. Произошло реструктурирование тематических блоков, отдельной рубрикой была вынесена новостная лента.

На сайте создана специальная рубрика «Интервью», где издаются эксклюзивные публикации с представителями бизнеса и политики.

7 июня 2011 года в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге бумажная версия газеты «Известия» начала выходить в непривычном для отечественного рынка, но широко распространенном в мире формате — 310×578 миллиметров (D2). С 5 июля 2011 года газета «Известия» полностью перешла на новый формат во всех регионах распространения — в России и регионах, странах СНГ и Европе.

В 2012 году, в канун своего 95-летия газета поменяла формат, обновила оформление газеты, подачу материалов и метод работы журналистов. Статья после «из-под пера» сначала поступает на сайт газеты, а потом уже публикуется в печатной версии.

Таким образом, достигается интерактивность. Наглядно видно: кто читает, как комментируют, сколько «репостят».

В своих материалах журналисты используют только актуальную информацию.

В год великих перемен, «Известия» впервые за последнее десятилетие разворачивают обширную рекламную кампанию (радио-реклама анонсов свежих выпусков в метро, стильный ролик на телеканалах).

" Известия" выпускаются в печатном и в электронном виде с понедельника по пятницу. Объем печатного варианта газеты составляет 8 полос. Пятничный московский выпуск выходит с приложением «Неделя», объём которого составляет 40 полос.

Тематика газеты — освещение событий, которые происходят в России и за рубежом, аналитика и комментарии, обзор вопросов бизнеса и экономики, событий культурной и спортивной жизни.

Тираж 150 850 экземпляров в России, и 28 000 в странах СНГ. Известия занимают одно из ведущих положений среди печатной периодике в стране.

По данным TNS Gullup Media возрастная аудитория газеты колеблется от 25 до 64 лет, в основном это средневозрастная группа (см. рис. 1). Молодёжная аудитория газеты составляет порядка18%.

Рисунок 1 — Возрастная характеристика аудитории газеты «Известия»

Газета освещает общественно-политическую жизнь страны, поэтому ориентирована как на женскую, так и на мужскую аудиторию, выделяя с небольшим отрывом женщин — 51%, не намного оставляя позади мужчин — 49%.

В газете «Известия» существуют следующие основные рубрики:

1. Россия — новости,

2. деловые новости,

3. мнения,

4. культура и спорт.

В данной классификации российские новости занимают три полосы, остальные рубрики по одной. Исходя из этого, можно отметить, что газета пытается охватить практически все области жизни россиян, сохраняя при этом свой статус общественно-политического издания.

Газета «Известия» с момента своего существования претерпела несколько изменений: от смены собственников — до изменения внешнего вида. Развитие современных технологий позволило использование в качестве средства выразительности цвета. Кроме того, для издания характерно наличие фотографий высокого качества и уровня съемки. Все это, несомненно, находит свое отражение в общей графической модели издания.

2.2 Анализ графической модели газеты «Известия»

Газета «Известия» выходит форматом D2 (310 на 578 миллиметров) с 2011 года. С переходом на этот удобочитаемый формат издание обвинили в сходстве с The Wall Street Journal, дизайн которой был похож на отечественное издание. В «Известиях» применена шестиколончатая модель вёрстки, стремящаяся к симметрии, текст обтекает фото, а заголовочные комплексы построены аккуратными прямоугольниками.

Развороты в полном объеме практически не используются, материалы, как правило, помещаются на одну полосу, а текст в таких случаях часто принимает форму латинской буквы U. Поддерживает этот принцип тематика статей, а также их соразмерность. Каждый материал не вступает между собой в соперничество. Статьи выставлены очень грамотно по отношению друг к другу, не вступая между собой в соперничество.

Рассмотрим графическую модель газеты «Известия» на примере выпусков за второе полугодие 2014 года. Постоянные элементы

Среди постоянных элементов графической модели газеты «Известия» мы можем отметить:

· Название газеты, ее логотип;

· Количество колонок;

· Шрифты;

· Размерность шрифтов (кегль);

· Цветовое решение

«Театр начинается с вешалки, а газета начинается с заглавия», — утверждала Э. А. Лазарева. С мнением автора трудно не согласится, так как именно название, выступающее как центральный заголовок, привлекает к себе внимание в первую очередь. В печатных СМИ, особенно тех, которые насчитывают многолетнюю историю, название газеты представляет собой узнаваемый бренд. Поэтому логично, что именно ему уделяется особенное внимание.

Логотип, который одновременно является названием газеты, существует в «Известиях» с момента основания. Он не претерпевал существенных изменений, так как таким образом редакция подчеркивает его аутентичность, а также позволяет создать ориентир своей целевой аудитории.

Конечно, выделяться среди другой массы периодической печати газете «известия» позволяет ее логотип, который одновременно является фирменным знаком и оригинальной и неповторимой этикеткой издания. Шрифт логотипа полужирный, с засечками, не меняется вот уже почти 100 лет. Среди особенностей мы можем также отметить, что логотип газеты «Известия» первым в России признан Роспатентом «общеизвестным» товарным знаком".

Заглавие включает в себя логотип, над логотипом располагается «чердак» с анонсом главных событий в области политики, культуры и спорта. В оформлении главного анонса дизайнерами используется голубая подложка, которая выступает как средство привлечения внимания. Под заглавием разделённой полужирной линией размещена экономическая информация о курсе рубля по отношению к доллару и евро, а так же стоимость золота и акции. Первая полоса посвящена анонсу наиболее значимых новостей в номере. Как правило, печатается самое начало материала, а дальше идет ссылка с указанием страницы в самой газете.

Такой подход позволяет решить сразу несколько задач:

Во-первых, таким образом достигается взаимодействие с аудиторией, так как ей предлагается в одном месте ознакомится сразу со всеми наиболее значимыми новостями. Во-вторых, ежедневный тираж газеты обязывает ее авторов быть нацеленными на актуальность. Размещая наиболее значимые новости на первой полосе, у читателя складывается полноценное впечатление об информированности.

В-третьих, в условиях бешенного ритма мегаполиса, у человека не так много времени, чтобы перелистывать издание и искать интересующую его информацию. Такое расположение статей позволяет вычленять главные события за короткий промежуток времени.

Вторая полоса издания демонстрирует читателю новости, которые были анонсированы на первой странице, но уже в более развернутом виде. На второй полосе также располагаются выходные данные газеты — еще один необходимый и обязательный элемент любого печатного средства массовой информации. Выходные данные газеты занимают подвал шести колонок.

Газетная полоса верстается в шесть колонок, ширина каждой из которых составляет 45 мм. По мнению исследователей, именно такое количество колонок для ежедневной газеты является оптимальным.

Среди постоянных элементов графической модели издания нами были отмечены также шрифты. Шрифты в «Известиях» занимают основную площадь и являются оригинальным выражением стиля газеты. Следует также обратить внимание на то, что в современной газете, которая выходит ежедневно, шрифт должен быть удобочитаем, а также хорошо восприниматься при беглом просматривании материала. Поэтому дизайнерами ведутся непрерывные поиски для улучшения гарнитуры. Не секрет, что размер самого шрифта является залогом не только успешных продаж, но и при грамотном его использовании позволяет экономить место. Однако не следует забывать, что слишком узкие буквы могут сливаться, а широкие не обеспечат сохранения драгоценного места на полосе.

Очевидно, что шрифты в газете нужны для набора текста либо для его выделения, для оформления заголовков и т. д. В соответствии с данными свойствами их можно классифицировать на:

1. текстовые,

2. заголовочные,

3. выделительные.

«Известия», будучи изданием федерального уровня и амбициозного характера, применяет для набора так называемый фирменный (монопольный) шрифт. Использование оригинальных гарнитур поднимает престиж изданий и вызывает доверие аудитории к подаваемой информации.

Итак, газета «Известия» применяет следующие гарнитуры шрифтов:

1. IzsfPro ,

2. PT DIN Condensed Cyrillic,

3. IzvestSans,

4. IzvestSansHeadline,

5. IzvestLightTitling,

6. IzvestSansLight.

Как мы видим из самих названий, шрифты создавались специально для данной газеты, поэтому и названия получили согласно фирменному наименованию СМИ.

Для набора текстов в статьях применяется 9 кегль. Величина пробела между строк равна величине пробела между словами, что способствует удобочитаемости. Удобочитаемость — залог успеха печатного издания.

Но все эти изобразительные средства были бы неэффективными, если бы в издании отсутствовала лаконичная и строгая верстка, которая является постоянной в каждом номере.

В газете «Известия» на разных полосах применяются разные виды вёрстки. Среди наиболее популярных нами были выделены:

1. Горизонтальная;

2. Вертикальная;

3. Ломаная верстка;

4. Ассиметричная.

Для горизонтальной верстки характерно размещение текста прямоугольниками, которые растянуты по горизонтали. В данном случае полоса расчленена на три «этажа», одна публикация занимает свой этаж. Публикации объединены друг с другом по смыслу, так как все они относятся к одной рубрике «Культура» К этой полосе применён вид ассиметричной вёрстки, что делает полосу динамичной и привлекательной, при этом восприятие информации не нарушается. В основном, в издании используется постоянный тип вёрстки, где количество равных по размеру колонок одинаково. Такой тип вёрстки особенно удобен для газет с очень плотным графиком. «Прямоугольники» при необходимости можно быстро переверстать, заменить один материал другим.

Однако при всей кажущейся простоте этот вид верстки требует от верстальщика и дизайнер высшего пилотажа своего профессионального мастерства. Неумелое использование вёрстки может привести к скучному однообразию газеты.

А вот вторая полоса «Известий» уже свёрстана по вертикали, с ассиметричным принципом, где текст принимает форму строгих прямоугольников.

У ломаной верстки есть свои положительные стороны. Во-первых, она придаёт материалам издания различную форму. Во-вторых, предоставляет возможность их выделить. Ломаную вёрстку используют, когда необходимо интересно и разнообразно оформить полосу или номер целиком.

Однако при такой верстке необходимы точные расчеты при создании макета номера. Несомненно, работа верстальщика усложняется и требует дополнительного времени, чего ежедневная газета не может себе позволить. А самое главное, вёрстка подобным образом усложняет зрительное восприятие материалов в номере, делает газету пёстрой. Поэтому применение ломаной верстки в современной Российской периодике сужается и становится неактуальной. Если в середине прошлого века её охотно применяли в самых различных изданиях (от областных до центральных газет), то теперь большая часть газет перешли к простой лаконичной верстке.

Такая трансформация обусловлена еще и развитием современной техники и средств связи. Находясь в сети Интернет, человек постепенно привыкает к перемещениям между «окнами». Виртуальная реальность задает свои принципы верстки. Кроме того, такое матричное деление позволяет сделать композицию стройнее. Создателям номера приходится учитывать множество нюансов, поэтому ими выбираются из общей массы доступных средств выделения лишь несколько. В противном случае существует опасность не соответствия формату издания.

Линейки. В издании используются 2 вида линеек — тонкая и двойная. Тонкая линия служит разделителем материалов друг от друга, двойная используется в заголовке рубрики. Линейки образуют некие рамки, которые обрамляют текст, что придает полосе красивый и законченный вид.

Согласно современным тенденциям развития графического дизайна, существует некоторое тяготение к четкости и лаконичности, которая может проявляться в виде простых элементов. Не следует забывать, что печатное издание, в отличие, например, от онлайн-версии, обладает ограниченным спектром инструментов выразительности. Поэтому использование линеек здесь весьма оправдано.

Отметим также, что создателями графического макета выбрано всего две разновидности линеек. Это позволяет сохранить строгость линий и лаконичность всего текста, а также выдержать общий строй публикаций. безусловно, редакторами выделяются рубрики как основополагающие элементы издания, на которое они хотя обратить внимание. Поэтому для достижения этой цели выбраны двойные линии.

Тонкие линейки применяются, когда необходимо выделить текст среди основной массы. Такое выделение не обязательно может быть связано с повышенной значимостью материала. Зачастую, наоборот, небольшую информацию необходимо оформить в отдельный текст, создав тем самым обрамляющую рамку. Вследствие чего, материалы становятся разделенными и воспринимаются читателем именно как разные, а не включенные в одну тему. Заголовки. Развитие заголовочного комплекса в печатной периодике продолжает активно развиваться. Оригинальный заголовочный комплекс заставляет эффективнее подавать информацию. Заголовки в газете играют одну из основных ролей. Благодаря им читатель узнает о теме публикации и принимает решение о том, читать ли ему статью дальше или нет. Конечно, журналисты пытаются привлечь как можно большее внимание к тексту, поэтому выбирают яркие и броские заголовки, призванные удержать внимание читателя любой ценой. Так же заголовки могут быть элементом рекламы или PR.

Скучные и незаметные заголовки, пусть даже они будут нести большую информативную и смысловую нагрузку, неинтересны читателю. Конечно, здесь речь идет обо всем издании в целом и о его позиционировании на рынке. Качественные издания, наоборот, стараются выбирать для публикации емкие и не кричащие заглавия, которые бы отражали дальнейшую суть.

Среди особенностей заголовков газеты «Известия» необходимо отметить, что на первой полосе, как правило, выделяется только один ведущий заголовок, который, по сути, является центральной новостью номера (см. Приложение 3). Он размещается сразу после названия издания. Такое местоположение связано с тем, что газета обычно лежит в киоске печатной продукции свернутой, поэтому читателю доступна для обозрения только его шапка. От того, на сколько будет выделен заголовок на первой странице зависят продажи газеты, а, следовательно, ее популярность и рейтинги.

При формировании заголовка в газете учитывается не только его стилистическая окраска и лексика, так же они могут быть выделены другим шрифтом. Чем сенсационнее заявление, тем крупнее заголовок и тем больше он выделяется среди прочих. Так, на странице иногда бывает всего один-два заголовка. В газете «Известия» традиционно две верхние статьи, которые, по мнению редакции, являются наиболее значимыми по своей тематической направленности, имеют наиболее крупный шрифт, все остальные на полосе (развороте) по размеру значительно меньше.

Являясь средством выразительности и частью графической модели СМИ, заголовки в газете «Известия» обращают на себя внимание читателя, поскольку выделены полужирным шрифтом, размер букв увеличен в несколько раз, а восприятию текста не мешают другие составные элементы.

Однако разговор о газетном заголовке был бы не полным, если бы не отметили и лексические их особенности. Лексика, грамматика и синтаксис, а вернее, их видоизменения — все это неотъемлемая часть общего информационного пространства газетной полосы. Многие заголовки строятся в виде вопросов, либо в виде устойчивого выражения, фразеологизмов.

Заголовки в газете набраны полужирным рубленым шрифтом, выключка — влево. Заголовки набираются на белом фоне, сами буквы в заголовке черного цвета, без наложения друг на друга. Все заголовки строгие и лаконично вписываются в колонки.

Лид. Лид оформляется курсивом, оригинальным шрифтом «Известий». Отметим, что в данном издании эта часть графической модели не является средством выразительности. Лиды, хотя и набираются курсивом, не сильно отличаются от всего текста. Очевидно, что перед создателями номера не ставится задача акцентирования на них внимания. Кроме того, лид плавно переходит в сам текст, он ничем не выделяется и не содержит дополнительных конструктивных элементов. Часто лид может состоять всего из одного-двух предложений.

Подложки. Используются крайне редко при оформлении каких-либо выносных материалов, сводных таблиц, а также в анонсе на первой полосе издания. В основном используется пастельная цветовая гамма, что позволяет уравновесить элементы композиции. Подложки используются для выделения материала среди остальной массы газетной периодики, их целью является привлечение внимания читателя путем контраста с монохромным изображением.

Иллюстрации. «Известия» умело используют функцию иллюстративности, используя зависимые от текста фотографии, в среднем 1−2 фотографии на полосе (реже 3−4), в зависимости от количества материалов, расположенных в тексте. Коллажи, карикатуры и подобные рисованные элементы изданием не используются, ещё раз подчёркивая свою направленность и нацеленность на аудиторию.

Иллюстрации на сегодняшний день играют одну из главных ролей, поскольку позволяют создать предварительный образ публикации, усилить ее воздействие. От того, где и как располагаются иллюстрации, а также их размер говорит о всем стиле издания. Газета все больше воспринимается аудиторией как средство передачи невербальной информации, увеличивается функция визуализации газетных материалов.

Верстка в этом случае становится не просто совмещением текстов на одной странице, а настоящим произведением искусства, где иллюстрация становится полноправным партнёром текста.

На первой странице, которая по праву может считаться лицом издания, размещается фото, занимающее 1/3 полосы. Яркие образы привлекают внимание читателя, а также помогают настроиться на публикацию. Отметим также, что часто фотографии могут выбираться с учетом их неоднозначного толкования, тем самым позволяя читателю сделать свои выводы. Например, в материале, посвященном созданию единого стиля службы МВД России, было размещено фото, на котором располагались две автобусные таблички с надписями «Милиция» и «Полиция».

Заметим, что фотографиям на полосе отводится треть общей печатной площади. Таким образом, мы можем сделать вывод, что газета «Известия» уделяет достаточно большое внимание иллюстративному материалу. Но, вместе с тем, фотографии в материалах не отвлекают внимание от фактов в тексте, а, наоборот, дополняют их.

Чтобы проанализировать тенденции развития издания, нам представилось возможным сделать сравнительный анализ основных составляющих частей графической модели газеты «известия». При анализе использовались номера издания, выходившие в 2000, 2010 и в 2015 году. Результаты исследования представляют собой сравнение номеров газеты на предмет видоизменения составных частей графической модели, появления новых элементов в издании, утрачивание старых и неактуальных.

В отличие от выпусков предыдущих лет, в иллюстрациях используется цвет, при этом шапка и тексты остались черного цвета. Это объяснимо большим количеством иллюстративного материала на полосе, а значит, применение цвета в других элементах было бы явным перебором. Фирменными цветовыми решениями, в отличие от тонового многообразия десятилетней давности, стали сине-красный с небольшими вариациями в оттенках и красно-коричневый с вариациями в сторону оранжевого. Универсальное сочетание цветов дает возможность использовать максимально большее количество поступающих в редакцию фотографий. И действительно, небо на большом количестве снимков затрагивают синий/голубой спектр, а цвет лиц должен соответствовать оттенкам розового.

В современном варианте газеты применяются так называемые рубрики полос. Многие издания с успехом используют этот прием расширенной навигации. Здесь рубрики дали возможность презентовать материалы более ярко, приучить специфичного читателя к тем темам, которые редакционная коллегия стремится освещать в газете, акцентировать внимание на действительно важных общественно-политических вопросах. Расположенные в колонтитуле рубрики выполняют функцию приветствия читателя в преддверие заголовка.

Таблица 1 — Сравнение графической модели газеты «Известия»

Критерий сравнения

2000 год

2010 год

2015 год

Логотип

не изменялся

не изменялся

не изменялся

Шрифт

«советский» шрифт

создан уникальный шрифт «Известия»

модернизирован уникальный шрифт «Известия»

Цвет

черно-белое

использование большого количества разнообразных цветов

использование нескольких цветов (черный, белый, голубой, песочный)

Подложки

нет

есть, много, разных цветов, на разных страницах

есть в шапке, иногда в инфографике

Колонки

Лид

много, разнообразны по стилистическому оформлению и размещению

в едином стиле с общей публикацией, выделение полужирным курсивом

в едином стиле с общей публикацией, выделение курсивом, состоит из 1−2 предложений, может отсутствовать

Врезки

много, большие по объему

2−3 на странице, выделены в рамку или на подложке

1−2 на странице, выделены курсивом

Верстка

ломаная

вертикальная, ломаная

горизонтальная, вертикальная

Заголовки

много, разнообразные по начертанию и выделению

много, выделены цветом, иногда на подложке

2−4 на полосе, выделение при помощи полужирного начертания, верхний заголовок ведущий

Линейки

много, разностилевые

много, разноцветные, разностилевые, горизонтальные и вертикальные

одинарные и двойные, черно-белые

Анонс на первой полосе

перечисление материала в колонке слева

перечисление материала номера в колонке справа

Начало текста с указанием продолжения на странице

Иллюстрации

несколько на полосе, черно-белые

на полосе 4−6 штук, небольшого размера, цветные

2−3 на полосе, одна доминирует, общий объем иллюстраций — 1/3 полосы

Коллажи

используются редко

частое использование

никогда

Инфографика

нет

нет

да

В газете, за исключением небольших материалов, перестали публиковаться материалы без фотографий, поскольку в настоящее время, с приходом цифры, затруднений с передачей фотоматериалов в работу не представляется затруднённым. Несомненно, статья, в которой есть фотоиллюстрации, воспринимается аудиторией как более правдивая. К тому же фотография несёт в себе эмоциональный акцент, подтверждающий семантику текста.

Проведенное нами сравнение позволило выявить следующие закономерности трансформации графической модели газеты «Известия». С приходом новых технологий и снижения стоимости производства газета стала тяготеть к большому использованию цветовых эффектов. Так же период начала нового столетия отличается использованием в газете коллажей, линеек разнообразных по форме, начертанию и цветовому исполнению. Кроме того, первая полоса представляла собой некий микс разноплановых сообщений, среди которых не всегда удавалось выделить главную новость. Иллюстрации могли использоваться частично, а их фрагменты перекрывать названия самой газеты. Однако такой стиль не прижился и вскоре создатели «Известий» отказались от такого принципа применения фотографий.

Среди особенностей трансформации графической модели отметим также тяготении к простоте и лаконичности. К 2015 году издание оставило только два вида линеек, а верстка преобладает горизонтальная прямоугольная. Цвет подложек также сократился до двух — голубого и песочного. Современные «Известия» выглядят конструктивными с четко обозначенными границами.

Основываясь на результатах проведенного нами исследования, мы можем предположить, что в дальнейшем возможны изменения графической модели путем ее упрощения. Как мы видим из представленной таблицы, в современном ежедневном издании практически отсутствует необходимость в лидах и врезках. Осмелимся предположить, что в будущем «Известия» могут совершенно от них отказаться, освободив место для заголовков.

Полагаем, что иллюстрации будут увеличиваться в размере. Возможно, на первой полосе доля занимаемого изображения будет увеличена до Ѕ полосы. Параллельно будет усилено требование и к самому содержанию фото. Не исключена замена фотографий на инфографику. Среди прочих тенденций можно выделить также уменьшение цветового содержания. Возможно, в качестве тонового оформления подложки будет оставлен какой-либо один оттенок. Подводя некоторые итоги, отметим, что газета «Известия» и ее графическая модель изменяются в соответствии с новейшими требованиями как в дизайне, так и в издательском деле. Грамотная редакционная политика позволяет «Известиям» занимать лидирующие позиции среди других печатных средств массовой информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие современных средств коммуникации внесло в издательское дело значительные коррективы, вызвав тем самым перемены в способах ведения бизнеса и построения отношений между читателем и производителем контента. На прилавках появились красочно оформленные новые газеты и журналы. С развитием сети Интернет борьба за читателя значительно усилилась. Некоторые издания выходят из игры, не сумев предложить современному читателю востребованный продукт. Другие же, напротив, интегрируют в издательский процесс новейшие формы и методы воздействия на аудиторию.

Появление новых технологий наряду с общей глобализацией и изменением общества приводит к видоизменениям не только содержательной составляющей, но внешнего вида печатных изданий, к числу которых относятся также и газетные издания. Они вынуждены бороться за свою аудиторию с такими мощными визуальными каналами как телевидение и Интернетом, изменяя свой облик, чтобы аудитория могла получать информацию не только через текст, но также посредством изображения.

Кроме того, на структуру СМИ влияет также графическая модель, опыт применения которой активно развивается в настоящее время. Среди современных тенденций необходимо отметить появление единой графической модели печатного средства массовой информации, которая в целом облегчает работу редакции. Графическая модель СМИ призвана регулировать размещение всех необходимых для восприятия материала компонентов (размерные характеристики, иллюстрации, заголовки, шрифт, цвет, графические элементы, кегль, линейки, верстка и т. д.).

Заметим, что на современном этапе развития печатных средств массовой информации такие, как заголовки, фотографии и цвет оказывают максимальное влияние. Среди общих основных тенденций наблюдаются повышенная иллюстративность, максимальные использования цвета, инфографика, удобное и стройное расположение материала. Все это приводит к появлению новых типов дизайна. Создание графической модели СМИ напрямую зависит от информационной составляющей, при формировании которой происходит ее наполнение иллюстрациями.

Создав объективную методику для анализа графической модели издания, мы смогли оценить уровень графического дизайна газеты «Известия». Так же была дана общая характеристика издания, проведён анализ целевой аудитории, тиража.

Использование графической моделей даёт возможность конкурировать изданию за счёт грамотного подхода к дизайну, удобной подачи информации, гармоничного использования иллюстраций, что ведёт к росту тиража.

Применение графической модели позволит уменьшать затраты на время и силы коллектива редакции на выпуск номера, а читателю — ориентироваться по рубрикам. Единые варианты верстки позволяют быстрее готовить газету к выходу в печать за счёт имеющихся готовых модулей по заранее выверенной схеме, что становится особенно актуально для ежедневной газеты.

Однако на данном этапе развития печатных СМИ читателю необходимы визуализация и конкретика. Отсюда большое внимание не только к самому содержанию материалов, но и к качеству печати, а также визуальному оформлению. Если внешний вид газеты или журнала не привлекает внимание, его вряд ли купят.

Газета «Известия» за свою многолетнюю историю подвергалась изменениям несколько раз. Неизменной составляющей остался лишь логотип издания. Газета стала более выразительной и структурной благодаря использованию оформительских элементов и отказа от несовременных принципов создания макета. Поменялись шрифты и кегли набора текстов. Внутренняя структура издания тоже изменилась, если раньше на полосе стояли огромные материалы, то сейчас редакция стремиться уменьшать их размеры. Моделирование оформления представляет собой одну из форм научной организации работы редакции. Модель избавляет журналистов от повторяющихся рутинных процессов при выпуске номера, стабилизирует планирование, позволяет учесть необходимые эстетические требования при разработке внешнего вида издания.

Цветовая палитра, являясь одним из наиболее узнаваемых компонентов графического облика, подтверждает тот факт, что именно цвета часто выступают в качестве визуальной параллели между материалом и аудиторией.

Среди тенденций развития графической модели СМИ необходимо отметить тяготении к наиболее лаконичному и четкому расположению материала на полосе, а также удалению некоторых элементов. Например, среди аутсайдеров в скором времени могут оказаться лид и врезки. Их место займут иллюстрации и инфографика.

Увеличение скорости течения жизни предъявляет требования к новым формам подачи информации. Современному читателю в условиях быстро меняющегося общества необходимо получение актуальной информации в кротчайшие сроки. Безусловно, все это не может не отражаться на средствах массовой информации и на их графической модели. Поэтому печатные СМИ будут использовать инфе выразительные средства для своего позиционирования, стремясь к лаконичности, простоте и геометрическим интуитивно понятным формам.

1. «Изв?стія Петроградскаго сов? та рабочихъ депутатовъ». — № 1. — 28 февраля 1917 года.

2. Вартанова Е. Л. Современная медиаструктура. Средства массовой информации постсоветской России. — М., 2002;

3. Ворон, Н. И. Иллюстрация в газете и журнале. Дизайн периодических изданий. Под ред. Э. А. Лазаревич. 2-е изд. — М., 2004.

4. Галкин, С. И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. — М.: Изд-во Моск. унта, 1984

5. Галкин, И. С. Художественное конструирование газеты и журнала: учебное пособие — М., 2007.

6. Гарсиа М. Современный дизайн газет. Третье издание М. 2004;

7. Георгиев, Д. Режиссура газеты. — М., 1979.

8. Гордон Ю. Книга про буквы от, А до Я. — М., 2006.

9. Деев А. П. «Вечерняя Москва» делается так. — М.: Журналист, 1931.

10. Дизайн газеты и журнала. — М., 2003.

11. Есин Б. И. История русской журналистики (1703−1917). — М., 2000;

12. Есин Б. И. Русская газета и газетное дело в России: задачи и теоретико-методологические принципы изучения. — М., 1981;

13. Картер М. Современный дизайн газет. Профессиональная журналистика. Информационное агентство США. Москва, 1995.;

14. Керженцев П. М. Газета. Ее организация и техника. М., 1919;

15. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2001;

16. Кубанова А. З. Газетный заголовок современной региональной прессы. — Пятигорск, 2005.

17. Лазарева Э. А. Заголовок в газете. — Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989

18. Лобин А. М. Художественно-техническое оформление изданий. — М., 2011.

19. Ныркова, Л. М. Как делается газета. — М., 1998.

20. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики. М., Изд-во МГУ, 1999;

21. Панкратов, Ф. Г Рекламная деятельность Ф. Г. Панкратов, Ю. К. Баженов, В. Г. Шахурин. — М., 2001.

22. Прохоров Е. П.

Введение

в теорию журналистики. М., 2000;

23. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2000.

24. Скоробогатько, В. В. Восемь бесед о газетном дизайне. — М., 2003.

25. Скоробогатько, В. В. Дизайн и верстка печатных изданий. Справочник журналиста. — М., 2008.

26. Срединский С. Н. Основы газетного дела — СПБ, 1918;

27. Табашников И. Н. Газета делается по модели. Москва, 1980;

28. Табашников, И. М. Газета и дизайн. — Тюмень: Софт-Дизайн, 1994.

29. Фрост К. Дизайн газет и журналов. М.: «Университетская книга» 2008;

30. Харроуэр Тим. Настольная книга газетного дизайнера. — Воронеж: Комсомольская правда, 1999.

31. Херлберт, А. Принципы модульного проектирования. — М., 1984.

32. Хэрроуэр Т. Настольная книга газетного дизайнера. Воронеж, «Комсомольская правда», 2007.

33. Чихольд Ян. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера. — М.: Студия Артемия Лебедева, 2011.

34. Шпикерман, Э. О шрифте. — М., 2005.

35. Heinold E.W. Bucher und Buchmache. — Heidelberg: Mьller Verlag, 2001.

36. Lupton E. Indie Publishing: How to Design and Publish Your Own Book. — Princeton: Architectural Press, 2008. Электронные ресурсы

37. Дизайн и верстка: базовые элементы — режим доступа: http://voxfree.narod.ru/journ/journ_60 109.html

38. Дубина Н. Композиция газетной полосы // КомпьюАрт — 2006. — № 3 — режим доступа: http://www.compuart.ru/article.aspx? id=16 026&iid=735

ПРИЛОЖЕНИЕ

Способы оформления текста газеты «Известия»

U-образное расположение текста

U-образное расположение текста

Верстка газеты «Известия»

Прямоугольная верстка «этажи» (горизонтальная) Вертикальная верстка Ломаная верстка

Заголовки газеты «Известия»

Лиды газеты «Известия»

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой