Роль НДС в формировании доходов бюджета Российской Федерации
Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому, страны его подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести… Читать ещё >
Роль НДС в формировании доходов бюджета Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость
1.2 Экономическое содержание НДС
1.3 Основные элементы налога на добавленную стоимость
2. РОЛЬ НДС В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Общая характеристика доходной части государственного бюджета РФ
2.2 Доля НДС в доходной части бюджета России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Регулирование процесса формирования и расходования денежных фондов реализуется через финансовую политику. Одним из важнейших инструментов осуществления финансовой политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.
Косвенное налогообложение, имеющее многовековую историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога — налога на добавленную стоимость (далее НДС).
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, добавленной к стоимости приобретённых сырья, работ и услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.
Налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента её образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.
Становление системы косвенного налогообложения в процессе историко-экономического развития общества и зарубежный опыт в области косвенного налогообложения заслуживают должного изучения.
Одно из ведущих мест в системе косвенного налогообложения отводится налогу на добавленную стоимость, так как удельный вес НДС в доходной части бюджета составляет значительную долю.
В начале 90-х годов в России начались рыночные преобразования.
Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества. Особое внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За годы своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации.
В настоящее время, НДС — один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. Как известно, НДС является одним из самых значимых налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями.
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении значимости НДС в формировании доходной части бюджета.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть сущность НДС;
— проанализировать его в формировании доходной части бюджета;
— сделать выводы и предложения по проблемным вопросам, которые необходимо решать.
1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году.
Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.
Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому, страны его подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 — в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.
Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы.
Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную сложность налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.
Во-вторых, постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.
В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.
В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах. Плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (электроэнергию, рекламу, транспорт). Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны. Однако общей для всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализуемой продукции. Прежде всего, это освобождение направлено на поощрение и стимулирование к развитию мелкого бизнеса.
Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 300% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%.
Тем более с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.
Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28%. Сейчас основная налоговая ставка 18%, применяемая ко всем остальным операциям, также 10%-пониженная ставка, применяемая при реализации товаров социальнозначимых продовольственных товаров, а 0% является специальной ставкой, которая применяется в основном по экспортируемым товарам и услугам.
1.2 Экономическое содержание НДС Экономическую сущность и механизм его действия. НДС взимается с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределительного цикла и заканчивая продажей продукции потребителю. В научной литературе экономическое содержание НДС обычно представляют как форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и распределения и определяемой как разницу между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Добавленная стоимостьэто стоимость, которую производитель в обрабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения добавляют к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые были приобретены для создания нового изделия или оказание услуги.
К тому же, добавленную стоимость можно представить как сумму заработной платы (ЗП) и получаемой прибыли (П) как основных элементов, входящих в состав добавленной стоимости, а также некоторых элементов затрат налогоплательщиков, связанных не посредственно с его производственным циклом. Добавленная стоимость, также можно представить как разницу между выручкой от реализации товаров, работ, услуг (РП) и производственными затратами (МЗ).
Таки образом, добавленную стоимость можно сформировать на четыре формулы для расчета суммы НДС:
1)НДС = Ст * (ЗП + П); (1)
2)НДС = Ст * ЗП + Ст *П; (2)
3)НДС =Ст * (РП — МЗ); (3)
4)НДС = Ст * РП — Ст * МЗ, (4)
где Стставка налога.
В первом и во втором — Сумма налога, исчисленная по каждому из механизмов для конкретного промежутка времени (налогового периода), может получаться различной. Это объясняется тем, что при использовании различных механизмов исчисления НДС значения ЗП, РП, П и МЗ не совпадают между собой. В частности, в третьем механизмео произведенной в течение определенного периода времени продукции, а в четвертом механизмео реализованной продукции за тот же период.
Порядок исчисления налога на добавленную стоимость определяется ст. 166 и 173 НК. Для того чтобы овладеть методикой исчисления НДС, необходимо различать следующие понятия:
1)НДСбНДС, подлежащий уплате в бюджет;
2)НДСрНДС по реализованной (переданной) продукции (товарам, работам, услугам) и другим облагаемым операциям;
3)НДСв-НДС, подлежащий вычету (налоговые вычеты).
НДСб = НДСр — НДСв = НБ * Ст — НДСв, (5)
где Стставка налога, НБналоговая база.
При исчислении налога могут быть использованы различные механизмы, важным становится законодательное установление порядка исчисления НДС. Наибольшее распространение в мире получил четвертый механизм расчета налога, применяется он и в нашей стране. На практике использование данного метода связано с тем, что он позволяет применить ставку налога непосредственно при сделке, поскольку не требуется определения собственно добавленной стоимости, а ставка применяется к ее компонентам (реализованной продукции и затратам).
1.3 Основные элементы налога на добавленную стоимость Основные элементы налога на добавленную стоимость является:
1)Субъект налогообложения (плательщик НДС) в соответствии со ст. 143 НК признаются: организации; индивидуальными предпринимателями; лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ) не являются организации и ИП, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, единого налога по упрощенной системе налогообложения, а также переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по тем видам деятельности, которые подлежат обложению ЕНВД.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика: НК предусматривает право организаций и ИП освободиться от исполнения обязанностей налогоплательщика, критерием такого освобождения выступает объем выручки от реализации.
Согласно ст. 145 НК организации и ИП могут освободиться от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций и ИП без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.
2) Объектом налогообложения НДС признается следующими операциями:
— реализация произведенных (приобретенных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг, осуществляемая на территории РФ, в том числе и на безвозмездной основе;
— передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для основных нужд внутри предприятия от одного структурного подразделения другому, расходы на которые не принимаются к вычету, в том числе и на безвозмездной основе;
— выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
— ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Согласно ст. 39 и п. 1 ст.146 НК к реализации товаров (работ, услуг) для целей обложения НДС относятся:
— продажа товаров (работ, услуг) одними организациями другим организациями и физическим лицам, т. е. передача права собственности на них на возмездной основе, в том числе если товар не отгружается и не транспортируется;
— выдача заказанных изделий, т. е. передача производителем заказчику продукции, которая изготовлена на «давальческой» основе;
— продажа товаров на комиссионных началах и на аукционах;
— обмен товаров (работ, услуг) на другие товары (работ, услуг);
— передача безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другими организациями или физических лиц, в том числе своим работникам;
— передача имущественных прав;
— реализация предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства (в соответствии с порядком, определяемом Гражданским процессуальным кодексом РФ);
— передача товаров (работ, услуг) по соглашениям о предоставлении отступного или новации.
К объектам обложения НДС не признаются:
— операции, которые в соответствии с п. 3 ст.39 НК не признаются реализацией товаров, работ, услуг (передача имущества и имущественных прав правопреемниками организации и т. п.);
— передача на безвозмездной основе жилых домов, санаториев, электрических сетей, детских садов и т. п.
— передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
— выполнение работ (услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных законодательством случаях;
— передача на безвозмездной основе объектов основных средств органами государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждением, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
— операции по реализации земельных участков (долей в них).
— передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).
— передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
— операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами указанных игр, в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи.
Место реализации является основным элементным инструментом, применяемым для избежания двойного налогообложения или ухода от обложения НДС. В основу этого положены три принципа:
1)принцип территориальности означает, что облагаются налогом операции, которые совершены на территории данной страны независимо от того, осуществляются ли они организациями (предпринимателями данного или иностранного государства;
2)принцип назначения, означает, что товары пересекают границы и облагаются косвенными налогами в стране потребления, налог на экспортируемые товары не взимается;
3)принцип равенства, означает, что в пределах одного государства идентичные товары облагаются налогом одинаково, т. е. НДС не должен влиять на выбор форм и методов ведения бизнеса, а также на выбор товаров потребления.
Для определения объекта обложения НДС важно правильно установить место реализации товаров (работ, услуг) согласно ст. 147 и 148 НК, так как по содержанию налога им должна быть именно территория РФ (Рисунок -1). Если местом реализации работ (услуг) по одному из перечисленных критериев признается РФ, то операции по реализации таких работ, услуг облагаются НДС.
Осуществление ряда операций на территории РФ согласно ст. 149 НК не подлежит обложению НДС, кроме того, в соответствии со ст. 150 НК ввоз некоторых товаров на территорию РФ также освобождается от налогообложения.
Рисунок — 2. Операции, не подлежащие обложению НДС Все операции, не подлежащие налогообложению, можно условно подразделить на четыре укрупненные группы: социально значимые (реализация медицинских товаров/услуг, услуг детских дошкольных учреждений, услуг в сфере образования и искусства и т. п.); экономические (реализация товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, реализация необработанных алмазов и т. п.); не создающие добавленной стоимости (страховая деятельность, игорный бизнес и т. п.); льготируемые (операции, осуществляемые организациями, использующими труд инвалидов, религиозными организациями и т. п.).
Рисунок 3 — Условия признания территории РФ местом реализации.
А также не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения):
1.Предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в РФ;
2.Реализация (потребление для собственных нужд), не подлежащая к налогообложению:
· медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации
· медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.
· услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и федеральных учреждений медико-социальной защиты;
· услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях;
· продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям;
· услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;
· услуг по перевозке пассажиров: городским пассажирским транспортом общего пользования, морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, маршрутки) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;
· ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей;
· почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению «уполномоченного органа» ;
· услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;
· монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа Российской Федерации или иностранного государства (группы государств);
· долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, за исключением базисного актива финансовых инструментов срочных сделок, подлежащего налогообложению налогом на добавленную стоимость.
· услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним;
· услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и профессиональных образовательных программ (основных и дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
· ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций;
· работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ ;
· услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение;
· товаров, помещенных под таможенную процедуру магазина беспошлинной торговли;
· товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации
· услуг, оказываемых некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства
· работ (услуг) по производству кинопродукции, оказываемых организациями кинематографии, прав на использование;
· услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;
· работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах, а также лоцманская проводка;
· услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, а также по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий;
· лома и отходов черных и цветных металлов;
· исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
3.Не подлежат налогообложению НДС (освобождаются от налогообложения) на территории РФ следующие операции:
1) реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения) (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ)
2) реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (исключением брокерских и посреднических услуг)
3) осуществление банками банковских операций (исключением инкассации), в том числе: привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады; размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет; открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц, в том числе банковских счетов, служащих для расчетов по банковским картам, а также операции, связанные с обслуживанием банковских карт; осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; кассовое обслуживание организаций и физических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации; по исполнению банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии), а также осуществление банками и банком развития — государственной корпорацией следующих операций: выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент-банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала; получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, в которых банк является страхователем и выгодоприобретателем;
4)осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации;
5)реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке;
6)оказание услуг по страхованию, соцстрахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.
7)проведение лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, организация тотализаторов и других основанных на риске игр;
8) реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа; реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками; реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт; реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям;
9)реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности;
10)внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (работ, услуг);
11)передача товаров (работ, услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением «подакцизных» товаров;
12) реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий;
13)оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
14)операции займа в денежной форме, а также в оказании финансовых услуг по предоставлению займов.
15)выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития;
16)выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
17)услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей;
18) проведение работ (услуг) по тушению лесных пожаров;
19)реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции,
20) реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них;
21)передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир;
22)передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей;
23) операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и кредитных договоров, а также по исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки;
24)проведение работ (оказание услуг) резидентами портовой особой экономической зоны в портовой особой экономической зоне;
4.Не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией:
1) товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации
2) материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);
3)культурных ценностей, приобретенных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, культурных ценностей, полученных в дар государственными и муниципальными учреждениями культуры;
4)всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
6) товаров, произведенных в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора;
7) технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
8) необработанных природных алмазов;
9) товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств;
10) валюты РФ и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением коллекционирования), а также ценных бумаг;
11) продукции морского промысла, выловленной и переработанной рыбопромышленными предприятиями РФ;
12) судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов;
13) товаров, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, перемещаемых в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства;
3)Налоговая база по НДС рассчитывается налогоплательщиками самостоятельно. Определяется налогоплательщиком в общем случае как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная в рыночных ценах, с учетом акцизов и без включения в них НДС.
Налоговая база по НДС определяется с учетом направлений реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных им на стороне товаров (работ, услуг), видов деятельности налогоплательщика и специфики отдельных операций в соответствии со ст.153- 162 НК. Возможные варианты определения налоговой базы в зависимости со содержания облагаемых НДС операции представлены в таб.1(Приложение 1).
Принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения:1)для целей налогообложения применяется цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. 2) рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.3)налоговые органы вправе проверять правильность применение цен только по следующим сделкам:
§ между взаимосвязанными лицами;
§ по товарообменным (бартерным) операциям;
§ по внешнеторговым сделкам;
§ при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени;
В случае отклонения цен, применяемых налогоплательщиком вышеуказанных ситуациях, более чем на 20% рыночной цены идентичных или однородных товаров, налоговый орган имеет право корректировать объем реализации до уровня рыночных цен, доначислив при этом налог и пени.
Налоговыми агентами по НДС признаются: 1) организации и индивидуальные предприниматели (вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС), состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) иностранных лиц, не состоящих на учете в РФ; 2) арендаторы федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества на территории РФ; 3) покупатели (получатели, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) имущества при реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну; 4) органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию на территории РФ конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации имущества банкротов), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству.
Моментом определения налоговой базы играет важную роль в исчислении НДС. Согласно ст. 167 НК РФ учетная политика для целей налогообложения НДС является единой для всех налогоплательщиков, и моментом определения налоговой базы признается наиболее ранняя из следующих дат:
· день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав;
· день оплаты, частной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав.
Следует отметить, что моментом определения налоговой базы является товар отгрузки на день или передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты (частной оплаты), также возникает момент определения налоговой базы. При этом они сначала начисляется НДС с суммы полученных авансов (оплаты предстоящих поставок), затем ещё разс реализации (отгрузки), а ранее начисленный НДС с оплат предстоящих поставок принимается к вычету после отгрузки соответствующих товаров (ст. 167 и 172 НК).
Помимо этого, по отдельным операциям существует ещё ряд особенностей при определении момента реализации, которые изложены в таблица 2 (Приложение 2).
4)Налоговые ставки по НДС предусмотрены ст. 164 НК: основные (учетные) 10%-пониженная, 18%- основная, 0%-специальная; расчетные 18%/118%, 10%/110%. Наиболее распространенной является: 1) основная ставка НДС, равная 18%, принимаемая ко всем остальным операциям; 2) 10% -пониженная ставка НДС, принимаемая при реализации социально-значимых продовольственных товаров, отдельных товаров для детей и медицинского назначения, научно-образовательных изданий; 3) 0% -специальная ставка, принимаемая в основном по экспортируемым товарам и соответствующим услугам.
налог добавленный стоимость бюджет Рисунок 4 — Ставки НДС По ставке 0% производится налогообложение:
· товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров;
· услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
· товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;
· драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство (при определенных пп.6 п. 1 статьи 164 НК РФ условиях);
· товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами;
· построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.
По ставке 10% производится налогообложение:
· продовольственных товаров;
· товаров для детей;
· периодических печатных изданий, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;
· медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.
В остальных случаях применяется ставка 18%.
5)Налоговый период при расчетах НДС устанавливается как квартал.
6)Порядок исчисления налога определяется ст. 166 и 173 НК РФ. Сумма НДС, как и большинства других российских налогов, определяется налогоплательщиком самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (НДСбюдж), определяется по итогам каждого налогового периода как общая исчисленная сумма налога, уменьшенная на величину налоговых вычетов (НДСвыч) и увеличенная на сумму налога, подлежащего восстановлению (НДСвосст). Общая исчисленная сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке (Ст) процентная доля налоговой базы (НБ); а при производстве и реализации продукции, которая облагается по разным ставкам, общая исчисленная сумма НДС представляет собой результат сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, исчисляется по формуле:
НДС бюдж = ?НБ * Ст — НДС выч + НДС восст (6)
Следует иметь в виду, что если величина налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую исчисленную сумму налога с учетом восстановленного НДС, то в этом налоговом периоде НДС в бюджет не уплачивается, а указанная разница подлежит возмещению или зачету налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 176 НК.
В частности, указанные суммы НДС могут быть:
· приняты к вычету при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет (ст. 171, 172 НК);
· включены в стоимость приобретаемых товаров, работ, услуг (п. 2 ст. 170 НК);
· отнесены на затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (п. 5 ст. 170 НК);
· покрыты за счет собственных источников предприятия или ИП.
Согласно ст. 169 НК счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Налогоплательщик обязан составить счетфактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетовфактур, книги покупок и книги продаж. Условия и размеры восстанавливаемого НДС представлены в таблице 3. (приложение 3).
7)Порядок возмещения НДС налогоплательщику (порядок и сроки уплаты) установлен ст. 176 НК. НДС уплачивается налогоплательщиком по месту своего учета по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. Роль НДС В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Общая характеристика доходной части государственного бюджета РФ Анализ баланса бюджетной системы Российской Федерации показывает, что доходы бюджетной системы страны характеризуются следующими показателями (таблица 4).
Таблица 4- Доходы государственной бюджетной системы страны.
Показатели | ||||||
ВВП, млрд.руб. | 38 824,3 | 72 638,1 | ||||
Доходы бюджетных страны (всего), млдр.руб. | 13 743,8 | 17 553,5 | 20 586,7 | 24 828,4 | 27 965,7 | |
% в ВВП | 35,4 | 39,1 | 38,5 | 38,3 | 38,5 | |
в том числе: | ||||||
Доходы федерального бюджета РФ, млрд.руб. | 8305,4 | 11 068,6 | 11 779,9 | 12 705,9 | 14 091,8 | |
% к ВВП | 18,5 | 20,7 | 20,1 | 19,6 | 19,4 | |
Резервный фонд, млрд. руб. | 1830,5 | 775,2 | 1658,5 | 2810,1 | ||
% к ВВП | 4,71 | 1,72 | 3,1 | 3,42 | 3,87 | |
Фонд национального благосостояния, млрд.руб. | 2695,5 | 2604,3 | 2659,9 | 2668,7 | ||
% к ВВП | 7,13 | 4,8 | 4,1 | 3,7 | ||
Сумма денежных средств дохода федерального бюджета РФ, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (3−5), млрд.руб. | 12 904,9 | 14 539,3 | 16 042,7 | 17 585,8 | 19 570,6 | |
% к ВВП | 30,34 | 28,42 | 27,12 | 26,92 | ||
В таблице 1показаны доходы государственного бюджета в 2010 г. составили 30,34% ВВП, а в 2014 г. прогнозируется около 27,0% ВВП, что свидетельствует о снижении налоговой нагрузки на российскую экономику.
2.2 Доля НДС доходной части бюджета России Прогнозируемые изменения в структуре налоговых доходов представлены в таблица 5.
Таблица — 5 Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2011;2015 гг. (% к итогу)
Налоговые доходы | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |
Налог на прибыль организаций | 3,2 | 3,2 | 3,7 | 3,7 | 3,8 | |
НДС | 30,5 | 30,1 | 33,9 | 35,4 | 36,2 | |
Акцизы | 2,6 | 3,2 | 4,7 | 5,6 | 5,9 | |
НДПИ | 18,9 | 20,4 | 19,5 | 19,4 | 18,6 | |
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 43,8 | 42,1 | 37,2 | 35,0 | 34,5 | |
Прочие налоговые доходы | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,9 | 1,0 | |
В сумму налоговых доходов включены таможенные пошлины, что отличатся от трактовки налоговых доходов в действующей редакции Бюджетного кодекса. Источник: Пояснительная записка к Проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Как видно из представленной таблицы бюджетные проектировки предполагают заметное увеличение доли косвенных налогов: доли НДС с 30,1% в 2012 г. до 36,2% в 2015 г. и доли акцизов с 3,2 до 5,9%. Столь значительное увеличение доли акцизов связано, прежде всего, с индексацией ставок отдельных видов акцизов в рассматриваемый период. Рост поступлений НДС в соответствии с материалами пояснительной записки связан в том числе с заложенным в прогнозе ростом доли начисленного налога в ВВП и ростом его собираемости. В то же время прогнозируется снижение доли доходов от внешнеэкономической деятельности с 42,1% в 2012 г. до 34,5% в 2015 г. Это обусловлено, прежде всего, снижением средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, прогнозируемым снижением цены на нефть марки «Юралс» и соответственно уменьшением объемов вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, установлением льготных ставок вывозных таможенных пошлин для месторождений сверхвязкой нефти и на нефть Приразломного месторождения, снижением средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением России в ВТО. На фоне прогнозируемого снижения цен на нефть доля НДПИ также будет 11постепенно снижаться с 20,4% в 2012 г. до 18,6% в 2015 г. Бюджетными проектировками предусмотрено некоторое увеличение доли налога на прибыль с 3,2 до 3,8%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана.
Так же можно отметить, что НДС занимает одно из основных мест в отечественной налоговой системе. Он являются наиболее предпочтительными для бюджета именно благодаря своей высокой доходности. Тем более он включаются в цену товара, следовательно, платятся незаметно для потребителей. Косвенные налоги имеют ряд недостатков: они находятся в обратной пропорциональной зависимости от платежеспособного спроса населения (имеют регрессивный характер); требуются большие расходы на взимание этих налогов (например, содержание таможенных органов); предполагают широкое вмешательство государства в предпринимательскую деятельность; мобилизация косвенных налогов сопровождается рядом проблем, в частности проблемой собираемости НДС.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что любой налог настолько хорош, насколько хороша его собираемость. В большинстве стран делается чересчур много для внедрения новых экономически необоснованных налоговых обязательств и слишком мало для повышения собираемости НДС и использования современных автоматизированных систем и методов проверки. В этом свете, основные усилия следует направить на совершенствование законодательства и процедур, требующих больших накладных расходов и в то же время мало, что дающих для увеличения платежей в бюджет.
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. — М.: Юрист, 2010.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) [Электронный ресурс].
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2010) [Электронный ресурс]
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.06.2012) [Электронный ресурс].
5.Налоги и налогообложение: учебник для студентов взузов, И. А. Майбурова.- 4 издание.- М. ЮНИТИДАНА, 2010. 559 с.
6.Налоги и налогообложение: Учебник/ Под ред.Д. Г. Черника. М.: МЦФЭР, 2005
7.Налоговая политика России: проблемы и перспективы/ Под ред.И. В. Горского. М.: Финансы и статистика, 2003
8. Все налоги и сборы. — Москва: изд. «Экономика и право», 2010.
9.Романовский М. В., Врублевская О. В. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2010.
10.Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие — СПб.: Питер, 2011.
11.Морозова Ж. А. Налоговый аудит: практическое руководство / Ж. А. Морозова. — М.: Статус-Кво97, 2009. — 290 с.
12.Налог на добавленную стоимость [Электронный ресурс]. — М. ,. — Режим доступа: www. dist-cons.ru
13.Стародубцева И. В. НДС. Сложные моменты: учебник / И. В. Стародубцева.- М.: Налог-Инфо, 2009. — 141 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1 — Определение налоговой базы по НДС.
Определение налоговой базы по НДС | |||
№ п/п | Содержание операции | Налоговая база | |
Реализация товаров (работ, услуг), в том числе: по товарообменным (бартерным) операциям; на безвозмездной основе; при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства; при передаче товаров (работ, услуг) при оплате труда в натуральной форме | Стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. В налоговую базу не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг): длительность производственного цикла изготовления, которых составляет свыше 6 месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки товаров (работ, услуг); которые облагаются по налоговой ставке 0% в соответствии с п. 1 ст. 164 НК; которые не подлежат налогообложению | ||
Реализация товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством | Стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы предоставляемых субвенций (субсидий) или льгот при определении налоговой базы не учитываются | ||
Реализация имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС | Разница между ценой реализуемого имущества, определяемой в соответствии со ст. 40 НК, с учетом НДС и акцизов, и остаточной стоимостью реализуемого имущества (с учетом переоценок) | ||
Реализация сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (кроме подакцизных товаров), а также автомобилей, закупленных у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС | Разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 40 НК, с учетом НДС и ценой приобретения указанной продукции, автомобилей | ||
Реализация услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) | Стоимость обработки сырья, переработки, иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без НДС | ||
Реализация товаров (работ, услуг) по срочным сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором срока по указанной в этом договоре цене | Стоимость товаров (работ, услуг), указанная в договоре, но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК, действующих на дату реализации, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без НДС | ||
Реализация новым кредитором, получившим требование, финансовых услуг, связанных с уступкой требования, вытекающего из договора реализации облагаемых НДС товаров (работ, услуг) | Величина превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования | ||
Осуществление предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров | Сумма дохода, полученная в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров | ||
Передача товаров, выполнение работ или оказание услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций | Стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без НДС | ||
Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления | Стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов на их выполнение | ||
Ввоз товаров на таможенную территорию РФ | Сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам) | ||
Ввоз товаров на таможенную территорию РФ в случае, когда в соответствии с международным договором РФ отменены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых на территорию РФ товаров | Сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на их доставку до границы РФ и подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров) | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 2 — Особенности момента определения налоговой базы по отдельным операциям.
Содержание операции | Момент определения налоговой базы (реализации) | |
1. Реализация налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складного хранения с выдачей складного свидетельства | День реализации складного свидетельства | |
2. Уступка новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договоров реализации товаров, работ, услуг | День уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства | |
3. Приобретение денежного требования у третьих лиц; передача имущественных прав налогоплательщиками | День уступки требования или использования обязательства должником | |
4. Передача прав, связанных с заключением договора, арендных прав | День передачи имущественных прав | |
5. Реализация товаров, работ, услуг для собственных нужд | Последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0% | |
6. Выполнение строительномонтажных работ для собственного потребления | Последнее число месяца каждого налогового периода | |
7. Передача товаров, работ, услуг для собственных нужд | День совершения указанной передачи | |
8. Получение налогоплательщиком — изготовителем оплаты частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовление которых составляет более 6 месяцев (по перечню, утверждаемому Правительством РФ) | По выбору налогоплательщика: день их оплаты (частичной оплаты); день отгрузки (передачи) указанных товаров, работ, услуг (при наличии раздельного учета осуществляемых операций) | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица 3 — Условия восстановления НДС, ранее принятого к вычету налогоплательщиком.
Условия восстановления НДС | Размер восстанавливаемого НДС | Примечание | |
1. Передача имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевые фонды кооперативов | НДС, ранее принятый к вычету, а по основным фондам и нематериальным активам — в сумме, пропорциональной остаточной (балансовой стоимости без учета переоценки | Восстановленная сумма НДС указывается в документах, оформленных при передаче, но не включается в стоимость имущества (активов, прав), а подлежит налоговому вычету у принимающей организации | |
2. Дальнейшее использование товаров (работ, услуг) и имущественных прав для осуществления операций, при которых суммы НДС учитываются в их стоимости, в частности при переходе на упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, а также при их передаче правопреемнику при реорганизации юридических ли | НДС, ранее принятый к вычету, а по основным фондам и нематериальным активам — в сумме, пропорциональной остаточной (балансовой стоимости без учета переоценки | Восстановленная сумма НДС не включается в стоимость имущества (активов, прав), а учитывается в составе прочих расходов | |
3.При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Не применяется при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога | НДС, ранее принятый к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой стоимости без учета переоценки | Сумма НДС подлежит восстановлению в налоговом периоде, предшествующему переходу на указанный режимы | |
4. В случае перечисления покупателем авансов, т. е. сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих подставок товаров (выполнения работ, оказание услуг), передачи имущественных прав | НДС, ранее принятый к вычету в отношении авансов | Сумма НДС подлежит восстановлению в налоговом периоде, в котором суммы НДС по приобретенным товарам (работ, услугам), имущественным правам подлежат вычету в порядке, установленном НК РФ, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующих сумм авансов, полученных налогоплательщиком | |