Роль рыночных инструментов в повышении эффективности использования земельных ресурсов региона
Выявлены региональные особенности перераспределения земель сельскохозяйственного назначения между юридическими и физическими лицами, занимающимися сельскохозяйственным производством, заключающиеся в том, что низкая рентабельность и убыточность основной массы предприятий, занятых производством сельскохозяйственной продукции, и, как следствие, их ликвидация и снижение площадей закрепленных за ними… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретико-методические основы исследования земельных отношений
- 1. 1. Земельные ресурсы как экономическая категория
- 1. 2. Земельно-имущественный комплекс как объект управления
- 1. 3. Экономические аспекты законодательных основ функционирования земельно-имущественного комплекса
- 2. Анализ современного состояния системы управления земельными ресурсами региона
- 2. 1. Анализ структуры земельных ресурсов региона и динамика ее изменения
- 2. 2. Анализ региональной правовой и институциональной составляющих системы управления земельными ресурсами
- 2. 3. Экономическая оценка региональных земельных ресурсов и методы ее определения
- 3. Система государственного регулирования платного землепользования как фактор повышения эффективности использования земельных ресурсов в Республике Татарстан
- 3. 1. Структура и динамика рынка земельных отношений в Республике Татарстан
- 3. 2. Совершенствование методики определения земельного налога как механизма налогообложения земельных участков
- 3. 3. Методика определения уровня развития регионального земельного рынка
Роль рыночных инструментов в повышении эффективности использования земельных ресурсов региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Преобразования системы земельных отношений последних пятнадцати лет ограничивались преимущественно перераспределением земель и формированием многообразия форм собственности на землю, тогда как вопросы рационального и эффективного использования земель в ходе земельной реформы отошли на второй план. Все это привело к сокращению продуктивных земель, снижению их плодородия и уменьшению производства сельскохозяйственной продукции, ухудшению экологической обстановки. Проблема формирования качественно новой структуры экономики, отличающейся меньшей степенью зависимости от особенностей природной среды остается нерешенной. При наличии значительных природных богатств увеличился разрыв в показателях уровня жизни отдельных слоев населения.
Одним из условий устойчивых темпов социально ориентированного экономического роста становится обеспечение субъектам хозяйствования реальных экономических выгод от использования земельных ресурсов и выравнивание влияния на финансовые результаты предприятий-землепользователей резко дифференцированной продуктивности естественных факторов.
В свою очередь развитие природных систем с необходимостью включает меры регионального регулирования, ключевым элементом которого является познание и использование рентных отношений как основы формирования действенной системы налогообложения. Игнорирование роли рентных платежей в воспроизводственном процессе привело к отказу от экономически целесообразной платы за природные ресурсы, к нерациональному использованию земельных ресурсов, к тяжелым экологическим последствиям.
Проблему управления земельно-имущественным комплексом со стороны государства необходимо рассматривать в аспекте поиска наиболее эффективных и адекватных его специфике способов и инструментов прямого управления и косвенного регулирования движением и использованием земельных ресурсов. Все это создает возможность формирования государственной системы управления земельно-имущественным комплексом региона и позволяет органам власти разрешать противоречия между интересами субъектов хозяйствования, возникающие по поводу распоряжения, распределения и перераспределения, использования, сохранения и улучшения земельных ресурсов.
Общей предпосылкой целенаправленного решения всего комплекса проблем формирования действенного механизма разработки природных ресурсов, достижения баланса интересов государства, общества и землепользователя, наполнения бюджетов всех уровней, повышения социальных индикаторов является совершенствование научно-методических и прикладных аспектов отношений по поводу использования земельных ресурсов на макрои мезоэкономических уровнях. Недостаточная разработанность теоретических и методических основ регионального управляющего воздействия на отношения по поводу использования земельных ресурсов в российских регионах предопределили выбор темы диссертационного исследования, его значимость в теоретическом и практическом аспектах.
Степень научной разработанности проблемы. Отдельные аспекты земельных отношений в постиндустриальном обществе рассматриваются в трудах многих зарубежных исследователей. Среди них работы У. Викри, Л. Харриса, Ж. Тиссе, Ш. Гоэца, Дж. Вундерлиха, Д. Р. Фусфельда, Э. Клейтон, Р. Дорфмана, К. Кейзена, Т. Щитовского, Р. Гуда, Дж. Тобина, Ф. Модильяни, У. Бомола, Р. Солоу, А. Кана и др.
Проблемы земельных отношений глубоко исследованы в трудах отечественных экономистов — А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева, А. Н. Челинцева, В. С. Немчинова, К. В. Островитянова и др. Целый ряд выдающихся ученых-экономистов советского периода во главе с Н. П. Федоренко и Т. С. Хачатуровым выдвинули метод оценки земельных ресурсов, основанный на рентном подходе исходя из доходов отраслей, использующих земельные ресурсы. Взаимосвязь между рентными отношениями и направлением структурных преобразований в российской переходной экономике исследуется в работах С. М. Меньшикова,.
B.И.Данилов-Данильяна, С. Ю. Глазьева, Д. С. Львова, А. А. Арбатова, А. В. Мухина, А. Ю. Ретеюм и др.
В литературе рыночного периода отечественной экономики этим проблемам посвящены труды таких ученых как А. Д. Арзамасцев, Ахмадеев М. Г., В. Р. Беленький, А. А. Варламов, С. Н. Волков, А. П. Воронцов, А. А. Грязнова, П. Ф. Лойко, Б. И. Ломакин, Н. В. Комов, А. В. Краснов, В.Е.Коптев-Дворников, Е. А. Минина, А. З. Родин, Д. В. Федоткин, В. М. Шорин и другие.
Уровню развития рыночных отношений в системе земельно-имущественного комплекса России посвящены труды В. А. Горемыкина, А. А. Алпатова, В. И. Ресина, В. П. Кухтина, А. А. Левова.
Вопросам разработки и формирования принципов, лежащих в основе системы административного и рыночного регулирования экономических отношений земельно-имущественного комплекса региона посвящены работы.
C.А.Боголюбова, Р. Т. Нагаева, В. В. Жабина, А. И. Суслова. Изучению современного зарубежного опыта регулирования и управления земельно-имущественными отношениями посвящены труды В. И. Назаренко, В. В. Безбах, С. Н. Волкова.
Вместе с тем, остается значительный круг вопросов, связанных с необходимостью изучения региональных особенностей и инструментария управления и регулирования земельных отношений с целью повышения эффективности использования земельных ресурсов региона.
Цель и задачи исследования
Цель диссертации состоит в научном обосновании представлений о механизме функционирования рынка земельных ресурсов региона и в разработке практических рекомендаций по формированию региональных инструментов его регулирования на современном этапе развития российской экономики.
В соответствии с указанной целью в диссертации были поставлены следующие основные задачи:
— проанализировать и обосновать содержание процесса управления земельно-имущественными отношениями как системы взаимосвязанных элементов;
— разработать механизм регулирования земельно-имущественными отношениями посредством мер прямого и косвенного государственного воздействия;
— выявить особенности современного этапа реформирования земельно-имущественных отношений в российских регионахобосновать приоритетность мер прямого государственного регулирования в обеспечении конкурентных преимуществ региона и формировании адекватной институциональной среды рынка земельных ресурсов на современном этапе;
— уточнить методику определения и прогнозирования эффективной ставки земельного налога с учетом степени загрязненности сельскохозяйственных земель, объема правомочий его правообладателей и результатов экономической деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
— разработать методику определения уровня развития земельного рынка региона.
Объектом исследования выступает механизм функционирования регионального рынка земельных ресурсов.
Предмет исследования составляют экономические и управленческие отношения, возникающие на уровне региона по поводу функционирования рыночных инструментов, направленных на повышение эффективности использования земельных ресурсов.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области изучения теории земельных отношений и их влияния на уровень развития экономики региона, анализа и прогнозирования развития земельного рынка и земельно-имущественного комплекса региона.
В процессе исследования были использованы методы диалектического и системного анализа, методы научной абстракции и сравнения, статистических наблюдений, экономико-математические методы при расчете средних величин, группировке экономических показателей.
Информационную базу исследования составили законы и постановления Правительства Российской Федерации, законодательные акты и постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, данные Государственного комитета по статистике Российской Федерации, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан, материалы периодической научной печати, нормативные и методические материалы по исследуемой проблеме.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке и научном обосновании методических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию рыночных механизмов повышения эффективности использования земельных ресурсов региона, что конкретизируется в следующих положениях:
По специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (5. Региональная экономика):
1. Уточнено содержание процесса управления земельно-имущественными отношениями как системы организации, планирования, стимулирования, координации, контроля трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов, как совокупности взаимосвязанных процессов, что позволяет ориентировать производственную деятельность землевладельцев и землепользователей на запросы потребителей, осуществлять гибкое регулирование и своевременные изменения на микроуровне, адекватные воздействию внешней среды, сформировать и реализовать конкурентные преимущества землевладельцев и землепользователей, обеспечивающих рациональное использование и сохранение земельных ресурсов региона.
2. Разработан механизм регулирования земельно-имущественными отношениями посредством мер прямого и косвенного воздействия на землевладельцев и землепользователей, направленных на реализацию приоритетных направлений земельной политики применительно к региональным условиям.
3. Выявлены особенности современного этапа реформирования земельно-имущественных отношений в российских регионах, заключающиеся в становлении многоукладного хозяйства, в формировании экономических и институциональных предпосылок для перераспределения прав собственности между хозяйствующими субъектами в пользу собственников среднего и крупного капитала.
4. Обосновано, что приоритетность в обеспечении конкурентных преимуществ региона и в формировании эффективной институциональной среды российского рынка земельных ресурсов на восстановительно-компенсаторном этапе экономического роста принадлежит мерам прямого государственного влияния, которые предполагают разработку единых требований в соответствии с установленными принципами, учитывающими коммерческие интересыобеспечение выполнения регионами обязательств, вытекающих из законодательных актов Российской Федерации и межрегиональных соглашенийвыработку принципов и норм региональной политики федерального центра, соответствующих содержанию институциональной среды земельного рынкаиспользование институтов частно-государственного партнерствасоздание препятствий для использования рынка земельных ресурсов при проведении противоправных сделокобеспечение защиты законных интересов землевладельцев и землепользователей в ходе реорганизационных процедур.
По специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (13. Землеустройство):
5. Дополнена методика определения и прогнозирования эффективной ставки земельного налога на основе величины кадастровой стоимости земельного участка с учетом степени загрязненности сельскохозяйственных земель, объема правомочий его правообладателей и результатов экономической деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
6. Разработана методика определения уровня развития земельного рынка региона, заключающаяся в оценке потенциально возможного объема поступлений в бюджет доходов от повышения эффективности использования земельных ресурсов региона.
Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что на основе выявленных тенденций и методик появляется возможность совершенствовать методы, инструменты и формы государственного управления и регулирования земельно-имущественного комплекса региона в целях повышения эффективности использования региональных земельных ресурсов.
Разработанная автором методика определения степени развитости земельного рынка Республики Татарстан предоставляет возможность определить расчетным путем как фактический, так и потенциально возможный для вовлечения в рыночный оборот объем земельных ресурсов региона. Не менее важное практическое значение имеет возможность определения потенциального объема поступлений в бюджет Республики Татарстан доходов от повышения эффективности использования земельных ресурсов и сравнения его с фактически получаемым сегодня доходом бюджета территории.
Полученные результаты исследования, выводы и предложения использованы в работе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, а также в деятельности ряда органов государственного и муниципального управления, что подтверждается актами и справками о внедрении.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в материалах всероссийских, региональных, межвузовских научных конференций, в том числе на VI Международной научно-практической конференции «Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие» (август, 2008, Пенза), VII Международной научно-практической конференции «Стабилизация экономического развития Российской Федерации» (октябрь, 2008, Пенза), на ежегодной межвузовской научно-практической конференции в Казанском Государственном Университете (Казань, 2008 г.) и других.
Теоретические и практические результаты исследования автора нашли отражение в десяти опубликованных статьях, общим объемом 3,2 п.л., в том числе в журналах «Российское предпринимательство» и «Экономический вестник Республики Татарстан», входящих в перечень научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Российской Федерации.
Структура работы. Диссертация изложена на 158 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, включающего 100 наименований и 13 приложений, содержит 10 таблиц, 3 схемы и 15 рисунков.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения:
1. Разработана классификация рынков земельных ресурсов в зависимости от основных, на наш взгляд, признаков, лежащих в основе их функционирования, которая свидетельствует о том, что такое разнообразие и специфика классификационных признаков и их характеристик не свойственная ни одному из известных товарных рынков или рынков услуг. Так, рынок земельных ресурсов характеризуется ярко выраженным локальным признаком. Специфические особенности присущи и признаку конкуренции на рынке земельных ресурсов. С позиций этого признака рынок земли характеризуется несовершенным типом конкуренции, преимущественно олигополистической или монополистической формой ее проявления, ограниченным числом покупателей и продавцов, уникальностью каждого участка и невозможность его копирования или тиражирования. Рынку земельных ресурсов присущи также и ограниченность механизмов контроля над ценами, наличие элементов неценовой конкуренции, высокие входные барьеры на земельный рынок с точки зрения объемов капиталовложений, а также низкая эластичность, когда на колебания спроса и цен предложение на рынке адекватно не реагирует.
Огромным разнообразием в отличие от других типов традиционного товарного рынка отличается инструментарий рынка земельных ресурсов. К инструментарию рынка земельных ресурсов можно отнести сделки по купле-продаже, аренде, земельные доли и паи, аукционы, коммерческие конкурсы, инвестиционные конкурсы, открытые и закрытые торги, закрытые тендере, аукционы на право аренды, конкурсы на право аренды, выкупы арендованного муниципального участка. При этом сделки носят, преимущественно, частный, скрытый характер, а публичная информация ограничена, недостоверна и не носит исчерпывающего характера.
В связи с чем, проблему управления земельно-имущественным комплексом со стороны государства необходимо рассматривать в аспекте поиска наиболее эффективных и адекватных его специфике способов и инструментов прямого управления и косвенного регулирования движением и использованием земельных ресурсов.
2. Предложено определить «земельно-имущественный комплекс» региона как тройственную составляющую, включающую в себя природно-территориальный ресурс хозяйственной деятельности в качестве главного фактора производства, товарные характеристики в социально-экономических отношениях региона, а также как объект управления при реализации многообразия форм собственности.
Данная классификация характеристик понятия «земельно-имущественного комплекса» региона позволяет раскрыть его основные составляющие в рамках принятой методики построения проводимого исследования. Так, исходя из традиционных характеристик первых двух составляющих понятия «земельно-имущественного комплекса» региона естественным образом вытекает объективная необходимость его классификации как объекта управления при реализации многообразия форм собственности. Теоретические основы этой составляющей вытекают из положений экономической теории и теории расширенного воспроизводства о том, что содержание земли относится к затратам, непосредственно влияющим и определяющим все без исключения виды производства. Все это создает возможность формирования государственной системы управления земельно-имущественным комплексом региона и позволяет административным органам реализовывать инструменты и механизмы управления отношениями между заинтересованными сторонами, возникающими по поводу распоряжения, распределения и перераспределения, использования, сохранения и улучшения земельных ресурсов. Главной особенностью этой системы является то, что возникает возможность сформировать административно-экономический механизм, позволяющий регулировать любые административные, социальные и рыночные запросы, сохраняя за обществом в лице государства преимущественные права собственника земельных ресурсов в вопросах регулирования земельно-имущественных отношений.
3.Уточнено содержание процесса управления земельно-имущественными отношениями как системы организации, планирования, стимулирования, координации, контроля трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов, как совокупности взаимосвязанных процессов, что позволяет сформировать и реализовать конкурентные преимущества землевладельцев и землепользователей, обеспечивающих рациональное использование и сохранение земельных ресурсов региона.
4. Разработан механизм регулирования земельно-имущественными отношениями посредством мер прямого и косвенного воздействия на землевладельцев и землепользователей, направленных на реализацию приоритетных направлений земельной политики применительно к региональным условиям.
5. Выявлены региональные тенденции современного этапа реформирования земельно-имущественных отношений, заключающиеся в формировании экономических и институциональных предпосылок для перераспределения земельной собственности сельских жителей в пользу среднего и крупного капиталов. В результате чего произошло изменение структурного строения земельно-имущественного комплекса всей страны и ее регионов.
6. Определены специфические особенности формирования земельно-имущественного комплекса в Республике Татарстан, заключающиеся в выраженной динамике сокращения доли государственной собственности в структуре земельного фонда республики и увеличение доли граждан и юридических лиц. Все это свидетельствует о том, что состояние земельного фонда республики является категорией динамической, а не статической, постоянно меняющейся в процессе активного функционирования рынка земельных отношений.
7. Выявлены региональные особенности перераспределения земель сельскохозяйственного назначения между юридическими и физическими лицами, занимающимися сельскохозяйственным производством, заключающиеся в том, что низкая рентабельность и убыточность основной массы предприятий, занятых производством сельскохозяйственной продукции, и, как следствие, их ликвидация и снижение площадей закрепленных за ними сельскохозяйственных земель, привели к тому, что собственники земельных долей как участники этих предприятий, осуществляя права собственника по распоряжению этими землями, сдавали земельную долю в аренду другому производителю сельскохозяйственной продукции, в большинстве случаев которыми являлись крестьянские (фермерские) хозяйства. Кроме того, собственники земельных долей выходили из действующих сельскохозяйственных предприятий со своей долей с целью организации крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства. Собственники земельных долей предпочитают сдавать их в аренду, а не вносить их в уставной капитал сельскохозяйственных предприятий по причине экономической нестабильности последних.
8. Обосновано, что приоритетность в обеспечении конкурентных преимуществ региона и в формировании эффективной институциональной среды российского рынка земельных ресурсов на восстановительно-компенсаторном этапе экономического роста принадлежит мерам прямого государственного влияния.
9. Рассчитаны результаты применения в Республике Татарстан доходного метода оценки стоимости земель населенных пунктов при оценке приносящих доход земельных участков. В основу доходного метода положено то обстоятельство, что стоимость земель, в которые вложены определенные средства на создание структуры улучшений, отражает также и сумму ожидаемого в будущем дохода, который будет приносить данный вид земель. Все это складывается из сумм приведенных (капитализированных) поступлений будущих выгод (рентных доходов) к моменту полного износа произведенных улучшений на земле. При определении цены необходимо учитывать также то обстоятельство, что инвестиции в земельные участки будут производиться в течение длительного периода времени с учетом всех внешних и внутренних экономических и инвестиционных факторов, а рентные платежи в форме земельного налога и арендной платы будут приводиться к современной стоимости путем капитализации и дисконтирования.
Вполне очевидно, что применение этого метода может приносить положительные результаты и качественные характеристики оценки земельных ресурсов только при условии стабильного развития экономики региона и ее достаточно точном прогнозировании. Именно поэтому данный метод был выбран в качестве одного из основных методов оценки земельных ресурсов Республики Татарстан как региона высокоразвитого с социально-экономической точки зрения и имеющего прогрессивные оценки в прогнозировании развития региональной экономики.
10. По результатам экономического анализа определено, что основным регулирующим инструментом государственного управления земельно-имущественными отношениями в Республике Татарстан являются предоставление участков в аренду. Как свидетельствуют данные официальной статистики площадь земельных участков, привлеченных в рыночный оборот в различных формах реализации составляет всего 13,6% от совокупного земельного фонда Республики. Исходя из динамики и структуры сделок с земельными ресурсами за прошедшие три года наблюдается активизация сделок, связанных с арендой государственных и муниципальных земель. Так, если в 2005 году таких сделок было совершено на общую величину 228,7 тыс. га, то в 2008 году эта величина выросла до 681,8 тыс. га или почти в 3 раза, что свидетельствует о росте заинтересованности населения и юридических лиц развитии различных форм предпринимательской деятельности, фермерства, строительства, общей активизации экономической деятельности в Республике.
11. Установлена прямая зависимость между инвестиционной привлекательностью земель сельскохозяйственного назначения и удельным весом сельскохозяйственных земель, находящихся в частной собственности, в общем объеме земель сельскохозяйственного назначения. Данное обстоятельство вполне объяснимо с экономической точки зрения, так как частный собственник в наибольшей степени, чем государственный собственник, заинтересован в формировании, сохранении и развитии рыночных или экономических методов как ведения хозяйства, так и регулирования земельно-имущественных отношений.
Эффективное использование инструментария земельного рынка республики привело к закономерному росту инвестиционной привлекательности земельных ресурсов и как следствие активизация инвестиционных процессов в земельно-имущественном комплексе Республики. Как свидетельствуют представленные данные в Республике Татарстан инвесторами используется 1527,2 тыс. га сельскохозяйственных земель, что составляет 37% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения в республике. Ведущее место по этому показателю принадлежит Елабужскому (87,4%), Сармановскому (83,3%), Камско-Устьинскому (83%), Заинскому (73,7%), Кайбицкому (790%), Апастовскому (66,9%), Алькеевскому (65,8%), Чистопольскому (56,6%), Зеленодольскому (56,7%) и Алексеевскому (56,5%) районам. При этом аналогичные показатели других районов республики существенно отстают от вышеперечисленных районов и составляют в пределах 2−26%. При этом в указанных районах самые высокие показатели удельного веса сельскохозяйственных земель, находящихся в частной собственности, в общем объеме земель сельскохозяйственного назначения. Так, в Алексеевском районе доля сельскохозяйственных земель, находящихся в частной собственности составляла 45,5% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения, в Алькеевском районе этот показатель составляет 40%, в Апастовском — 61,3%, Елабужском — 71,3%, Заинском — 50%, Зеленодольском — 47,3%, Кайбицком — 60,5%, Камско-Устьинском — 66,3%, Сармановском — 63,5%, Чистопольском — 62,8%. В то время как в других районах республики этот показатель существенно ниже уровня перечисленных районов.
13. Уточнена методика определения степени развитости земельного рынка Республики Татарстан, заключающаяся в определении потенциально возможного объема поступлений в бюджет Республики Татарстан доходов от повышения эффективности использования земельных ресурсов.
Таким образом, учитываемый при расчетах объем земельного фонда Республики составлял в 2007 году 5006,6 тыс. га. Исходя из проведенных нами расчетов совокупный объем земельных участков, вовлеченных по всем видам сделок в оборот земельного рынка Республики Татарстан, составлял 923,9 тыс. га, что составляет менее 20% от потенциально возможного для вовлечения в рыночный оборот объема земельных ресурсов Республики. При этом как мы уже отмечали выше оптимальная доля вовлеченных в рыночный оборот земель от общих объемом земельных ресурсов должна приближаться к 50%, что может обеспечить должный уровень эффективного использования сельскохозяйственных и городских земель и соответствующую эффективность инструментов земельных арендных отношений. Кроме того, соблюдение этого соотношения способствует возникновению и поддержанию необходимого уровня конкуренции на рынке земельных ресурсов.
В целях проводимого исследования представляется целесообразным рассчитать потенциально возможный исходя из оптимальной 50% доли вовлеченных в рыночный оборот земельных ресурсов в соответствии с приведенной выше структурой этих земель и применяемой для каждой из этих категорий арендной платы. Это позволит определить потенциально возможный объем поступлений в бюджет Республики Татарстан доходов от повышения эффективности использования земельных ресурсов и сравнить его с фактически получаемым сегодня доходом бюджета территории. Рассчитаем процентное соотношение или удельный вес в каждом из этих видов земель промышленности, транспорта, связи, строительства и иного специального назначения, земель сельскохозяйственного назначения и земель под объектами торговли, общественного питания, бытового и сервисного обслуживания. На основании полученных данных представляется возможным определить расчетным путем, применяя средние размеры арендной платы за использование государственных и муниципальных земель в Республике Татарстан, объемы денежных средств, получаемых бюджетом территории по каждой категории земель государственной и муниципальной собственности.
Таким образом, проведенные расчеты показывают, что при активизации механизмов аренды только государственных и муниципальных земельных ресурсов на рынке земельных ресурсов Республики до оптимальных объемов позволит дополнительно привнести в бюджет территории свыше 263 млрд. рублей доходов, которые могут быть использованы на дальнейшее социально-экономическое развитие региона.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (от 30.11.1994 № 51-ФЗ).
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая (от 26.01.1996 № 14-ФЗ)
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья (от 26.11.2001 № 146-ФЗ).
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая (от 31.07.1998 № 146-ФЗ).
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая (от 05.08.2000 № 117-ФЗ).
- Земельный Кодекс Российской Федерации. В редакции Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ.
- Федеральный Закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-Ф3.
- Федеральный Закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07. 2001 № 101-ФЗ.
- Федеральный Закон «О землеустройстве» от 18.06. 2001 № 78-ФЗ.
- Федеральный Закон «О государственном земельном кадастре» от 2.01.2000 № 28-ФЗ.
- Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-Ф3.
- Федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ.
- Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 № 154-ФЗ.
- Федеральный Закон «О плате за землю» от 11.10.1991 № 1738−1 (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 № 176-ФЗ).
- Федеральный Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 № 2118−1.
- Федеральный Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В ред. Федерального закона от 07.07.2003 № 113-Ф3.
- Федеральный Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 №>74-ФЗ.
- Федеральный Закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 10.01.2003 № 15-ФЗ.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной кадастровой оценке земель» от 25.08.1999 № 945.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» от 08.04.2000 № 316.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении стандартов оценки» от 06.07.2001 № 519.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном земельном контроле» от 19.11.20 002 № 833.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» от 07.08.2002 № 576.
- Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002−2007 годы)».
- Земельный кодекс Республики Татарстан // Республики Татарстан. — 15 августа 1998 г.
- Закон Республики Татарстан «О приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Татарстан» от 6 августа 2003 года № 28-ЗРТ.
- Закон Республики Татарстан «Об оценке земли» от 20 октября 2000 г.
- Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий» от 17 сентября 2001 г. № 653.
- Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков. Утверждены распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 № 56
- Методические рекомендации по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков. Утверждены распоряжением Минимущества России от 10.04.2003 № 1102-р.
- Государственный доклад «О состоянии и использовании земель Республики Татарстан в 2005 году». Казань. Управление Роснедвижимости по Республике Татарстан, 2006.
- Государственный доклад «О состоянии и использовании земель Республики Татарстан в 2006 году». Казань. Управление Роснедвижимости по Республике Татарстан, 2007.
- Государственный доклад «О состоянии и использовании земель Республики Татарстан в 2007 году». Казань. Управление Роснедвижимости по Республике Татарстан, 2008.
- Аграрная экономика: состояние, тенденции, перспективы. М.: РАГС, 2004.
- Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития. -М.: Наука, 1993.
- Аксанов В.А., Краснов A.B. Земельные отношения в Республике Татарстан. Состояние и пути реформирования — Казань.: Цент инновационных технологий, 2003. 145 с.
- Алпатов A.A., Федоткин Д. В. Переоформление прав на землю: Практическое пособие. — М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2005. 256 с.
- Алпатов A.A. Анализ эффективности землепользования. М.: «Экономико-правовой бюллетень», 2005, № 1.
- Арзамасцев А.Д., Гущина О. Г., Самойленко В. Г., Ощепков Г. С. Экономика агропромышленного комплекса: управление земельными ресурсами в регионе. — Йошкар-Ола, 2002. — 178 с.
- Бакиров Н.Б. Земельный кадастр Татарстана: прошлое, настоящее, будущее. Казань.: Цент инновационных технологий, 2002. — 213 с.
- Беленький В.Р., Лойко П. Ф. Многоукладное землепользование России: концепция земельных преобразований и управления земельными ресурсами. М.: «Былина», 2001. 254 с.
- Варламов A.A., Волков С. Н. Повышение эффективности земли. М.: Агропромиздат, 1991. -233 с.
- Вехи Российского землеустройства. Время, события, люди. М., 2000.
- Волков С.Н. Землеустройство в условиях земельной реформы (экономика, экология, право). — М.: «Былина», 1998.
- Волков С.Н., Карцев Г. А., Родин А. З., Спиридонов В. Ф. Концепция современного землеустройства. (Теоретические и методические основы землеустройства в условиях перехода к новым земельным отношениям). М., 2001.
- Воронцов А.П. Кадастровая оценка земли. М.: «ИКФ-М», 2001. 622 с.
- Горемыкин В. А. Экономика недвижимости. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 804 с.
- Горемыкин В. А. Современный земельный рынок России. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. 624 с.
- Горемыкин В.А. Экономика недвижимости. М.: Высшее образование, 2006.51 .Государственное регулирование АПК и земельных отношений в России: Сб. статей / Под ред. проф. Киселева C.B. М.: ТЕИС, 2005.
- Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2003 г. — М.: 2004.
- Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2001.
- Дулыциков Ю.С. Региональная политика и управление. М.: РАГС, 1998.
- Жабин В.В., Суслов А. И. Земельный рынок: За и против. М.: «ЭРФОЛЬГ-А», 2002. 72 с.
- Землеустроительная наука и образование XXI века. Под общей редакцией С. Н. Волкова, А. А. Варламова. М.: «Былина», 1999.
- Иохансен JL Очерки макроэкономического планирования. — М.: Прогресс, 1982.
- Кистанов В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 584 с.
- Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации. М.: Издательство «Юрайт-Издат», 2002.
- Комов Н.В. Управление земельными ресурсами России: Российская модель землепользования и землевладения. М.: РУССЛИТ, 1995.
- Комов Н.В. Российская модель землепользования и землеустройства. М. -2001.- 622 с.
- Комов Н.В., Родин А. З., Карцев Г. А., Спиридонов В. Ф., Волков С. Н., Емельянов Т. А., Мирошниченко С. Г., Фадеев A.A. Схема землеустройства административного района. М.: Издательство «Юни-пресс», 2002.
- Концепция развития земельных отношений в сельском хозяйстве Российской Федерации. M.: РАСХН, 1999.
- Коптев-Двориников В.Е., Цыпкин Ю. А. Оценка земель сельскохозяйственных предприятий. — М.: ЮНИТИ, 2001. 119 с.
- Краснов A.B. Мухаметгалиев Ф. Н. Организационно-экономические аспекты реформирования организаций аграрной сферы. Казань.: Центр инновационных технологий, 2003.
- Крутик А.Б., Горенбургов М. А., Горенбургов Ю. М. Экономика недвижимости. СПб.: Издательство «Лань», 2001. —480 с.
- Кухтин П.В. Методология управления земельно-имущественным комплексом региона. 2003.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. 3-е изд. -М.: Экономика, 1998.
- Лойко П.Ф. Земельный потенциал мира и России: пути глобализации его использования в XXI веке. М., 2000. 341 с.
- Ломакин Б.И. Экономический механизм регулирования земельных отношений в условиях аграрной реформы. Саранск: Изд. Мордовского ун-та, 1999.-59 с.
- Людвиг фон Мизес. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. М.: Экономика. 2000. — 876 с.
- Макконнелл K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2006. — Гл.29.
- Маршалова A.C., Новоселов A.C. Основы теории регионального воспроизводства. -М.: Экономика, 1998.
- Минина Е.А. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения // АПК: экономика и управление. — 2005.-№ 2.
- Миско K.M. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методические аспекты исследования). -М.: Наука, 1991.
- Многоукладная аграрная экономика и российская деревня / Под ред. Е. С. Строева. -М.: Колос, 2001.
- Обзор сельскохозяйственной политики. Российская Федерация. ОЭСР, 1998.
- Оценка недвижимости / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М., 2002. 492 с.
- Планирование землепользования: правовые проблемы (на опыте Российской Федерации и Федеративной Республики Германии). — Иркутск: ИГ СО РАН, 1999.
- Региональные аспекты экономики, управления и права в современном обществе. Межвузовский региональный сборник статей. Вып. З Йошкар-Ола.: МарГУ, 2005. — 560 с.
- Ресин В.И. Экономика недвижимости. М.: Издательство «Дело», 2000. — 328 с.
- Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. — 2-е издание. СПб.: Питер, 2006.
- Рынки факторов производства в АПК России: перспективы анализа. — М.: АПЭ, 2002.
- Сельская экономика. Учебник / Под ред. проф. С. В. Киселева. М.: ИНФА-М, 2008. — 572с. — Учебники экономического факультета МГУ им М. В .Ломоносова).
- Сай С. И. Методы и модели управления земельно-имущественным комплексом крупного города. М. 2001.8 9. Сельскохозяйственная политика России: Технический доклад Всемирного банка, 2002.
- Собственность на землю в России: История и современность / Под общ. ред. Д. Ф. Аяцкова. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). 2002. — 592 с.
- Строкова О.Г. Преобразование и регулирование земельных отношений в аграрном секторе экономики. — М.: Диалог-МГУ, 1999.
- Фридман Д., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. М.: Дело, 1995.
- Харрисон Г. С. Оценка недвижимости. М., 1994.
- Хромов П.А. Очерки экономики докапиталистической России. М.: Издательство «Наука», 1998.
- Чаянов A.B. Крестьянское хозяйство. -М.: Экономика, 1989.
- Черемных O.A., Пустуев A.JL, Жапаров К. Ж., Михневич А. О. Земельные отношения в аграрной сфере региона. М.: Издательство ГУП «Агропресс», 2003.
- Широкалова Г. А. Субъективная оценка экономической реформы // АПК: Экономика, управление. 2000. — № 12. — С. 10−15.
- Шорин В.М. Земельные ресурсы и их качественная оценка. Йошкар-Ола.: МарГУ, 1999. — 264 с.
- Штульберг Б.М., Введенсикй В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000.
- ЮО.Шнипер Р. И., Новоселов A.C. Региональные проблемы рынковедения.
- Экономический аспект. — Новосибирск: Наука, 1993.