Электрооборудование грузовых электроподъемников
В помещении мойки деталей, где пожар может возникнуть из-за образования взрывоопасной смеси воздуха с парами горючих жидкостей, не допускается применять открытый огонь. В сварочном отделении загорание возможно при коротком замыкании проводов электросварочных аппаратов, появлении искр и брызг, расплавленного металла, поэтому провода должны быть защищены от механических повреждений; сгораемые… Читать ещё >
Электрооборудование грузовых электроподъемников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1 Общая часть
1.1 Назначение грузовых подъемников
1.2 Классификация грузовых подъёмников
1.3 Электрооборудование грузовых подъемников
2 Специальная часть
2.1 Выбор рода тока и величины напряжения для привода грузового подъёмника
2.2 Расчет мощности и выбор электродвигателя для привода грузового подъёмника
2.3 Расчёт механической характеристики электродвигателя АИР100L8
2.4 Электрическая схема грузопассажирского подъемника, описание работы подъемника
3 Охрана труда и техника безопасности
3.1 Техника безопасности при работе с подъёмниками
3.2 Электробезопасность при эксплуатации электрооборудования грузовых подъёмников
3.3 Противопожарная безопасность Список литературы
Введение
грузоподъемник привод ток мощность электродвигатель
Современное состояние строительства гражданских и промышленных зданий было бы невозможно без технически совершенных подъемно-транспортных машин. Работа промышленных предприятий, портов, железнодорожных узлов невозможна без механизации процесса подъема и перемещения грузов. Основное назначение подъемно-транспортных машин — подъем и перемещение грузов. В настоящее время в связи с развитием техники, совершенствованием производственных процессов на предприятиях народного хозяйства подъемно-транспортные машины имеют большое значение. Развитие многих отраслей промышленности, транспорта и строительства связано с развитием и совершенствованием подъемно-транспортных машин.
Подъемно-транспортные машины являются эффективными средствами механизации на крупных промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте, выполняя наиболее трудоемкие процессы по перемещениям различного рода грузов. По способу и методу перемещения они бывают: передвижные, самоходные, прицепные, самоподъемные, стационарные и приставные. Из них наиболее востребованными считаются башенные передвижные и стреловые самоходные краны. В свою очередь и передвижной класс данных кранов разделяется на виды по конструкциям ходовых устройств: шагающие, рельсовые и железнодорожные. Кроме различий по классификации и основным признакам, вышеперечисленные виды грузоподъемных машин различаются по уровню маневренности поворота, конструкции грузозахватного элемента и рабочего оборудования.
Современные грузоподъемные машины и механизмы подразделяются на две группы по диапазону температуры окружающего воздуха, во время которой они остаются в работоспособном состоянии. Первая группа, это машины общего назначения. Они могут действовать при температуре от +40 до -45?С. Вторая группа — это машины специального назначения. Они изготовлены для использования в микроклиматических районах, где температура -60?C и до +60?С В наши дни грузоподъёмным устройством едва ли можно кого-то удивить. Различные виды современного транспортирующего оборудования так прочно вошли в нашу жизнь, и так часто встречаются, что кажутся делом обыденным. Грузоподъёмные устройства заняли своё законное место в современных аптеках, супермаркетах, магазинах и ресторанах. Грузоподъёмник стал незаменимым оборудованием на крупных складах и промышленных предприятиях.
1 Общая часть
1.1 Назначение грузовых подъемников
Подъемники грузовые используются в строительстве, на производстве, а также в складских помещениях и торговых центрах. Иными словами, везде, где существует необходимость перемещения различных грузов.
Грузовые подъёмники — это незаменимое оборудование, которое позволяет поднимать груз, при монтажных работах, общестроительных, ремонтных, складских, а так же любых других работах, которые связанны с поднятием груза на определенную высоту. Они предназначены, как для помещений, так и для внешних работ. С помощью грузового подъёмника, груз поднимается на любую высоту без всякого усилия. Использование подъемников в магазинах и супермаркетах позволяет оперативно доставлять новинки в торговый зал или на склад магазина. Очень удобны в использовании грузовые подъемники для кафе, ресторанов и гостиниц. Весьма полезны они и на складе любого производственного предприятия.
Можно выделить несколько типов грузовых подъемников:
шахтные подъемники (идеальны для использования снаружи здания), консольные подъемники (самый распространенный тип, который предназначен для малогабаритных грузов), двухмачтовые (разработаны для подъема объемных грузов), платформенные (актуальны в ситуациях, когда требуется поднимать грузы исключительно в горизонтальном состоянии), гидравлические (бесшумные, используются в жилых помещениях), строительные подъемники (используются при строительно-монтажных работах), кран-балки (применяются на заводских складах и в цехах), тали (поднятие/опускание и перемещение подвешенных грузов), конвейеры (непрерывное перемещение грузов).
Высочайшая надёжность, лёгкое и плавное передвижение грузоподъемника, удобство при эксплуатации — преимущества грузовых подъёмников.
Для обеспечения полной безопасности работающего персонала грузовые подъемники должны соответствовать всем требованиям по качеству и надежности.
1.2 Классификация грузовых подъёмников
Подъемное оборудование представлено широким спектром устройств различного вида.
В каждом случае при выборе вида и конструкции грузоподъемного устройства необходимо учитывать:
— специфику механизации погрузочно-разгрузочных операций;
— вес и габариты перемещаемого груза;
— требования к сохранности перемещаемого груза;
— соответствие производительности устройств, работающих совместно;
— возможность дополнительного ускорения процесса;
— и другие факторы.
В настоящее время появилось много разнообразных подъемников:
Грузовой подъемник — строительный подъемник, предназначенный для подъема грузов на этажи строящегося, ремонтируемого здания, сооружения.
Фасадный подъемник (бывшая люлька) — строительный подъемник, подвешенный на канатах и предназначенный для подъема рабочих при производстве работ по отделке фасадов зданий.
Мачтовый подъемник — подъемник с несущей конструкцией в виде мачты и боковым размещением грузонесущего устройства.
Шахтный подъемник — подъемник с несущей конструкцией в виде шахты, внутри которой перемещается грузонесущее устройство.
Стационарный подъемник — подъемник, устанавливаемый стационарно возле возводимого сооружения и перебазируемый с разборкой на узлы.
Подъемник с креплением к фундаменту (зданию) — стационарный подъемник, закрепленный к фундаменту и/или сооружению.
Свободно стоящий подъемник — стационарный подъемник, установленный без каких-либо креплений к фундаменту и сооружению.
Мобильный подъемник — подъемник, устанавливаемый стационарно и пере базируемый с одного места установки на другое без разборки в прицепе за тягачом.
Передвижной подъемник — подъемник, установленный на рельсовом ходу для передвижения вдоль фасада возводимого сооружения.
Канатный подъемник — подъемник с канатным приводом для подъема грузонесущего устройства Реечный подъемник — подъемник с реечным приводом для подъема грузонесущего устройства.
1.3 Электрооборудование грузовых подъемников
Электрооборудование грузовых подъемников должно соответствовать предъявляемым предписаниям нормативных документов. Электрооборудование подъёмников и проводка всегда рассчитываются под характеристики подъемника по току, напряжению. Также во внимание должны приниматься условия эксплуатации грузовых подъемников, места установки. От источника питания на подъемник питающее напряжение подается через распределительный щит с ручкой отключения питания.
Распределительный щит оборудуется замком, чтобы была возможность его закрыть в отключенном состоянии. От источника питания на подъемник питающее напряжение выбирается не более 380 В. Для управления подъемником, его освещения и цепей сигнализации питающее напряжение выбирается не более 220 В.
Для проведения ремонтных работ и освещения от переносок питание должно быть не более 42 В. Для понижения напряжения должны применяться только трансформаторы. Все металлические элементы грузового подъемника, такие как каркасы, корпуса, кожухи, ограждения заземляются в обязательном порядке нулевым проводом. В качестве дополнительной повышающей меры может быть применено повторное заземление нулевого провода как того предписывают правила устройства электроустановок.
В нулевом проводе не должно быть лишних элементов, которые могут привести к размыканию цепи переменного тока. Для надежного заземления грузонесущего устройства предписывается использовать для этого одну из жил кабеля, подводящего питание. Дополнительно можно использовать в качестве заземляющих элементов стальную жилу кабелей, допускается использовать стальные канаты подъемника.
Привод грузового подъемника должен включаться вместе со снятием механического тормоза или включение электродвигателя должно немного опережать разблокировку тормоза. Отключение привода электродвигателя должно совпадать с включением механического тормоза. При этом должна быть полностью исключена возможность самопроизвольного включения электродвигателя привода после подачи напряжения питания. Включение электродвигателя привода должно производиться двумя последовательными автоматами.
Определены случаи, когда выключение двигателя грузового подъемника и задействование механического тормоза должны происходить одновременно. Это должно происходить во всех случаях токовой перегрузки двигателя привода, при коротком замыкании в цепи питания подъемника или в цепях сигнализации и управления, при пропадании напряжения по одной из фаз, при срабатывании системы безопасности.
Питающий кабель грузонесущего устройства подъёмника должен выдерживать все механические нагрузки, возникающие в процессе работы. Питающий подвесной кабель оснащается устройством для гашения колебаний кабеля при работе. На провода и разводку питающих кабелей наносится маркировка на основании электрических схем.
Органы управления оборудованием на шкафах и щитах всегда монтируются с надписями для обслуживающего персонала. При открывании двери щита или шкафа на двери шкафа всегда вывешивается электрическая принципиальная схема управления подъемником.
Цепи дежурного освещения и системы безопасности подключаются к автомату силовой цепи грузового подъемника. В кабине грузового подъемника должно быть расположено освещение рабочего места, звуковая сигнализация, двусторонняя связь рабочего со специалистами, а также возможность подключения переносной лампы.
2 Специальная часть
2.1 Выбор рода тока и величины напряжения для привода подъёмника
Электропривод подъемника должен удовлетворять следующим требованиям:
— замыкание токоведущих частей электрического устройства привода тормоза (электромагнита и т. п.) на корпус не должно вызывать самопроизвольное включение этого привода и снятие механического тормоза при остановленном подъёмнике и не должно нарушать наложение механического тормоза после отключения электродвигателя;
— у подъёмника с номинальной скоростью более 0,71 м/с должна быть обеспечена возможность движения кабины с пониженной скоростью не более 0,4 м/с.
Электропривод переменного тока при питании электродвигателя непосредственно от сети должен удовлетворять следующим требованиям:
— снятие механического тормоза должно происходить одновременно с включением электродвигателя или после его включения;
— отключение электродвигателя должно сопровождаться наложением механического тормоза;
— цепь главного тока электродвигателя должна прерываться двумя независимыми электромагнитными аппаратами, один из которых может быть концевым выключателем.
«Правила устройства электроустановок» рекомендуют начинать процесс выбора рода тока с двигателей переменного тока. Для привода механизмов, не требующих регулирования частоты вращения, независимо от их мощности, рекомендуется применять электродвигатели синхронные или асинхронные с короткозамкнутым ротором.
Для нерегулируемого привода выбор типа двигателя прост. Двигатели переменного тока проще по конструкции, стоимость их ниже, обслуживание тоже требует меньших затрат. При повторно-кратковременном режиме работы с частыми пусками и торможениями рационально использовать двигатели повышенного скольжения.
Электрический привод подъёмника состоит из электродвигателя, комплекта аппаратуры для управления и промежуточной передачи от двигателя к рабочему механизму. Применяют электродвигатели кранового и металлургического типов, а также общего назначения. Крановые электродвигатели имеют высокую механическую прочность, перегрузочную способность и меньший момент инерции ротора за счет малого его диаметра. В каталогах указываются номинальные данные двигателей при ПВ, равном 15, 25, 40, 60 и 100%.
Выбирается электропривод: металлургический АД с КЗ ротором. Так как для подъёмника не требуется регулирование скорости в больших пределах, режим работы повторно-кратковременный (S3).
2.2 Расчет мощности и выбор электродвигателя для привода грузового подъёмника
Таблица 1- Исходные данные
№ | Параметры | Буквенное обозначение | Ед. измерения | Числовое значение | |
Грузоподъемность | Gh1 | кг | |||
Скорость движения кабины | х | м/с | 0,5 | ||
Вес кабины | G0 | кг | |||
Коэффициент загрузки кабины | г | ; | 0,7 | ||
Диаметр канатоведущего шкива | D | м | 1,1 | ||
Передаточное число | i | ; | |||
К.П.Д. системы | ; | 0,57 | |||
Количество этажей | nэ | ; | |||
Высота этажа | h | м | |||
Приведенный к валу двигателя маховой момент: GD2пр= 1,3GD2дв
Вес поднимаемого груза с учетом загрузки подъёмника:
Gh= гGh1.
Gh= 0,7 * 600= 420 кг (1)
Вес противовеса:
Gпр = G0 + 0,5*Gh. (2)
Gпр= 800+0,5*420 = 1010 кг.
Тяговое усилие при полностью загруженном подъёмнике, стоящем на первом этаже, где,
G = Gh+ G0 (3)
G = 420 + 800 = 1220 кг,
F = G — Gпр (4)
F = 1220 — 1010 = 210 кг Тяговое усилие на предполагаемых остановках выше первого этажа:
F`k = (G — k? Gh) — Gпр, (5)
где k — порядковый номер предполагаемой остановки.
Получаем:
F1 = (1220 — 1*210) — 1010 = 0 кг
F2 = (1220 — 2*210) -1010 = -210 кг
F3= (1220 — 3*210) -1010 = -420 кг Моменты, соответствующие тяговым усилиям, кг*м,
Мс.д= FD/2i? = Fkд (при F>0); (6)
Мс.д=210*1,½*71*0,57= 2.85
Mс.г = FD ?/2i= Fkг (при F<0), (7)
где (индексы: д — двигательный; г — генераторный)
kд = D/2i? (8)
kд= 1,1/(2*71*0,57)= 0,013;
kг= D?/2i (9)
kг= 1,1*0,57/(2*71)= 0,0044
По формулам 6 и 7
Mс.д1 = 210*0,013 = 2,73
Mс.г1 = -210*0,0044 = -0,924
Время ускорения и замедления подъемника t1= 1,6 с.
Суммарное время ускорения и замедления за полный рейс :
t`1 = t1*(k + 1) (15)
t`1 = 1,6*(3 + 1)= 4,8 с.
Время равномерного движения подъемника между предполагаемыми остановками:
t2 =[h (hэ — 1) — S1]/хk, (16)
где S1 = (х/2)t1k (17)
S1 = (0,5/2)*1,6*3 = 0,8 м,
t2 = [4(3 — 1) -0,8] / 0,5*2 = 7,2 с.
Время равномерного движения подъемника вверх:
t`2 =t2k (18)
t`2 = 7,2*3= 14,4 с.
Время равномерного движении подъемника вниз:
t`3 = [h (hэ — 1) — S2]/х, (19)
где S2 = (х/2)t1 (20)
S2 = (0,5/2)1,6 = 0,4 м,
t`3 = [4(3 — 1) -0,4]/0,5 = 15,2 с.
?t1 = t`1 + t`2 + t`3 (21)
?t1 = 4,8 + 14,4 + 15,2 = 34,4 с.
Время открывания и закрывания дверей с ручным приводом и включение двигателя t4 = 12с, за полный рейс :
t`4 = t4(k + 1) (22)
t`4 = 12*(1 + 1) = 24 с.
Время выгрузки и загрузки подъемника принимаем равным t5 = 10 с. За полный рейс :
t`5 = 2t5E (23)
t`5 = 2*10*2 = 40 с.
Время остановок подъемника за полный рейс:
?t2 = t`4 + t`5 (24)
?t2 = 24 + 40 = 64 с.
Время полного рейса подъемника:
T` = ?t1 + ?t2 (25)
T` = 34,4+ 64 = 98,4 с;
Продолжительность включения двигателя:
ПВ = (?t1/T)*100 (26)
ПВ = (34,4/98,4)*100 = 35%
Среднеквадратичный момент двигателя при ПВ = 35%
Mэ = vt2(Mс.д12+ Mс.д22+ Mс.д32— Mс.г12— Mс.г22)+t`3* Mс.д12/?t1 (27)
Mэ= v7,2*(2,962 — 0,772) + 15,2*2,962 / 34,4 = 1,87 кГ * м;
при ПВ = 40%
Mэ= 1,87v35/40 = 1,75 кГ * м.
Скорость двигателя:
n = 60хi/рD (28)
n = 60*0,5*71/3,14*1,1 = 617 об/мин.
Мощность на валу двигателя:
P = Mэn/975 (29)
P = 1,75 * 617/975 = 1,11 кВт.
Максимально возможный момент на валу двигателя.
Mмакс = Fмаксkд=1,5*F6kд (30)
Mмакс = 1,5*175*0,013= 3,41 кГ * м.
По полученным значениям расчётной мощности выбираем двигатель АИР100L8
Общие сведения электродвигателя:
Электродвигатели асинхронные типа АИР 100 L8 У3 общего назначения предназначены для привода механизмов и машин в условиях умеренного климата У категории размещения 2 по ГОСТ 15 150–69.
Окружающая среда не должна содержать взрывоопасных смесей, токопроводящей пыли и паров веществ, разрушающих изоляцию и конструкцию электродвигателей.
Электродвигатели АИР 100 L8 У3 изготавливают для поставок внутри страны по ТУ3325−169−5 806 720−2002.
Структура условного обозначения: АИР 100 L8 У3:
АИР — обозначение серии;
100 — высота оси вращения (габарит), мм;
L — установочный размер по длине станины (третья длина);
8 — число полюсов;
У — климатическое исполнение по ГОСТ 15 150–69;
3 — категория размещения.
Условия эксплуатации электродвигателя:
Температура окружающего воздуха:
— от -45 до +40°С для климатического исполнения У2;
— от -10 до +50°С для климатического исполнения Т2.
Относительная влажность:
— 100% при 25 °C для исполнения У;
— 100% при 25 °C для исполнения Т.
Степень защиты электродвигателя — IР54.
Степень защиты кожуха вентилятора со стороны входа воздуха не ниже IР20 по ГОСТ 17 497–87.
Условия эксплуатации в части воздействия механических факторов внешней среды М1 по ГОСТ 17 516–90.
Технические данные на электродвигатель:
Электродвигатели изготавливаются на номинальное напряжение 220, 380 и 660 В частотой 50Гц, со схемами соединения обмотки статора «треугольник» или «звезда» .
Предельные отклонения напряжения питания от -5 до +10%, частоты тока ±2,5% то номинальных значений.
Номинальный режим работы — S1 по ГОСТ 183–74.
Средний уровень звука электродвигателей АИР, работающих без нагрузки, не должен превышать значений, нормируемых для класса 2 по ГОСТ 16 372–93.
Класс вибрации электродвигателей АИР по ГОСТ 20 815–93:
— 1,12 мм/с2 для электродвигателей АИР 63, АИР 71 и АИР 80;
— 1,8 мм/с2 для электродвигателей АИР 90.
Требования безопасности — по ГОСТ 12.1.003−83, ГОСТ 12.1.012−90, ГОСТ 12.1.019−79, ГОСТ 12.2.007.0−75 и ГОСТ 12.2.007.1−75.
Исполнение электродвигателей АИР по способу монтажа IM 1081, IM 2081 по ГОСТ 2479–79.
Таблица 2 — Паспортные данные двигателя АИР100L8
№ | Параметры | Единицы измерения | Числовое значение | |
Номинальная мощность Рном | Квт | 1,5 | ||
Номинальная скорость Вращения nном | Об.мин | |||
КПД двигателя з | % | |||
Cosц | ; | 0,73 | ||
Пусковой ток I1п | А | |||
Номинальный момент Мном | Нм | 1,6 | ||
Максимальный момент Мmax | Нм | 1,6 | ||
Массаm | кг | 31,3 | ||
Скольжение % | S | |||
Ток ротора, А | Iр | 1,7 | ||
2.3 Расчёт механической характеристики электродвигателя АИР100L8
Определим номинальную угловую скорость:
щном =2Пnном/60 (31)
щном = 2*3,14*746/60=78,1 рад/с
Определим скорость идеального холостого хода, номинальные момент и скольжение:
щ0=2Пѓ1/р (32)
щ0= 2*3,14*50/4=78,5 рад/с
Мном = Рном/щном (33)
Мном = 1500/157=9, 5 Н*м
Sном=(щ0 — щном)/ щ0 (34)
Sном= (78,5−78,1)/78,5=0,006
Полученных данных достаточно для приближенного постороения рабочего участка механической характеристики асинхронного двигателя по двум точкам — номинальной (щном, Мном) и холостого хода (щ0, 0). Для получения полной механической характеристики продолжим расчет.
Определим критический момент асинхронного двигателя:
Мк=лмМном (35)
Мк= 2,2*19,10= 42.02 Н*М и по формуле
Определим критическое скольжение:
Sк = Sном(лм+? лм-1) (36)
Sк = 0,006 (2,2+v2,2І-1) = 0,02
Поставим найденные значения в формулу, получим
М=2Мк/(S/Sк+Sк/S) (37)
М= 2*42/(S /0,02+0,02/ S)
Задаваясь рядом значений S от 1 до 0, определим соответствующие значения момента:
Таблица 3- Данные механической характеристики
Скольжение | 0,8 | 0,6 | 0,4 | 0,2 | 0,11 | |||
щрад/с | 31,4 | 62,8 | 94,2 | |||||
М, Н*М | 1,68 | 2,1 | ||||||
Рисунок 1- Механическая характеристика двигателя АИР100L8
2.4 Электрическая схема грузопассажирского подъемника, описание работы подъемника.
Грузовые подъемники рассчитаны на питание от внешней электросети трехфазного переменного тока частотой 50 Гц и напряжением 380/220 В. Сеть должна иметь нулевой глухозаземленный провод. При междуфазовом напряжении 380 В двигатели подъемника соединяются звездой и подключаются на это напряжение. Цепи управления, освещения, сигнализации, а также катушки тормозных электромагнитов подключаются на напряжение 220 В между фазовым и нулевым проводами. При междуфазовом напряжении 220 В обмотки двигателей соединяются треугольником, а все электрические цепи подъемника подключаются на междуфазовое напряжение 220 В.
Подъемник МГП-1000 работает в четырех режимах: монтажном М, испытательном И, эксплуатационном Э и режиме ревизии Р. Режим выбирается универсальным переключателем 5/ и тумблером S6, установленными в шкафу управления, находящемся на опорной раме подъемника. В монтажном режиме управление осуществляется с временно устанавливаемого монтажного пульта; в испытательном — с временного пульта, находящегося вне подъемника; в эксплуатационном — с пульта, стационарно установленного в кабине; в режиме ревизии — с пульта, временно закрепляемого на крыше кабины. Для привода грузоподъемного механизма кабины применен асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором.
При эксплуатации универсальный переключатель S1 устанавливают в положение Э — Эксплуатация, чем подготавливается цепь линейного пускателя К1. В целях безопасности в цепь этого пускателя включены контакты следующих аппаратов: кнопок S2 Стоп и S3 Пуск управления линейным пускателем, конечных выключателей S7 и S9, контролирующих закрытие дверей кабины, S10, блокирующего доступ к ограничителю скорости; 1S11, 2S11 и 3S11, контролирующих целостность и степень натяжения грузовых канатов балансирного устройства S12, контролирующего целостность каната ограничителя скорости перемещения кабины, а также S13, контролирующего закрытие дверей нижнего ограждения (шахты) кабины.
Основной аппарат управления в режиме эксплуатации — универсальный переключатель S8, имеющий рукоятку с самовозвратом ее в нулевое положение. Этот переключатель имеет по одному положению рукоятки в обе стороны от ее нулевого положения, служащие для перемещения кабины вверх и вниз.
Для подъема кабины рукоятка переключателя S8 устанавливается в положение П — подъем. Срабатывает пускатель К 2.1 Вверх, снимается тормоз Y 1 и включается двигатель М 1 на подъем, кабина движется вверх. Крайнее верхнее положение кабины ограничено конечным выключателем S19, отключающим катушку К 2.1. Если тот выключатель не срабатывает через 200 мм хода кабины, вступает в действие выключатель S15 аварийного отключения линейного пускателя К1. Этот выключатель зашунтирован цепочкой S17 — К 2.1, позволяющей включить линейный пускатель К1 только для опускания кабины.
Для остановки кабины при ее подъеме или спуске рукоятку переключателя S8 возвращают в нулевое положение, при этом в двигатель Ml и магнит тормоза ток не подается. Кабина затормаживается и останавливается.
Для спуска кабины переключатель S8 устанавливают в положение С. Срабатывает пускатель К2.2 Вниз, включается двигатель Ml на спуск, снимается тормоз и кабина движется вниз. Крайнее нижнее положение ограничено конечным выключателем S20, который отключает катушку К2.2. Если этот выключатель не срабатывает через 200 мм хода кабины, начинает действовать выключатель S17 аварийного отключения на катушку линейного пускателя К1. Этот выключатель также зашунтирован цепочкой S15—К2.2, позволяющей включить линейный пускатель К1, но только для последующего подъема кабины.
В цепь пускателя К 2.2 Вниз включен контакт конечного выключателя S16, контролирующего действие ловителей при аварийной ситуации. При срабатывании этого выключателя отключается пускатель К2.2, в результате чего отключается двигатель Ml с одновременным наложением тормоза.
В режиме испытаний И, которые проводятся каждый раз после очередного монтажа, универсальный переключатель S1 устанавливают в положение И, к коробке зажимов шкафа через штепсельный разъем 1Х-1 и IX-2 подсоединяют дистанционный пульт для испытаний и подъемником управляют с этого пульта, находящегося на земле. Основной аппарат управления на этом пульте — кнопки 3S22 Вверх и 4S22 Вниз, заменяющие переключатель S8, установленный на пульте управления в кабине.
Кнопка 2S22 обеспечивает отключение линейного пускателя К1 в аварийных случаях, т. е. ее функция аналогична функции кнопки S2, установленной на пульте управления в кабине. Дальнейшая работа схемы при управлении с пульта для испытаний аналогична ее работе при управлении с пульта в кабине. После испытаний пульт и кабель отсоединяют от схемы.
В режиме ревизии Р универсальный переключатель S1 в шкафу управления устанавливают в положение Э, а тумблер S6 на пульте управления в кабине — в положение Р Ревизия. С помощью многожильного кабеля в коробке зажимов кабины подсоединяют пульт для ревизии (двухкнопочный пост управления), который устанавливают на крышке кабины. Кнопка 2S5 включает линейный пускатель К1, самовозвратная кнопка 3S5 управляет движением кабины вниз, а замок 1S5 с ключом служит для отключения линейного пускателя К1 в аварийном случае, но им пользуются вместе с кнопкой 2S5. Работа кнопочных выключателей, ограничивающих и блокирующих перемещение кабины в этом режиме, аналогична работе в режиме эксплуатации.
Электрическим оборудованием подъемника обеспечивается освещение кабины, звуковая сигнализация с помощью сирены, вентиляция кабины с помощью электровентилятора, ремонтное освещение и двусторонняя телефонная связь машиниста подъемника с рабочими, находящимися на этажах строящегося здания.
3 Охрана труда и техника безопасности
3.1 Техника безопасности при работе с подъёмниками
Рядом с подъемником устраивают площадку для складирования материала. Материал подают на площадку кранами, погрузчиками, автомашинами. Проходы для рабочих и проезды для машин должны быть свободными от материала и мусора. Ширина проездов при одностороннем движении должна быть не менее 4 м. Площадка около подъемника должна быть ровной и нескользкой. Проходы между штабелями строительных материалов устраивают шириной не менее 1 м. 1 каждом штабеле хранят только однородные материалы.
Площадь, над которой находится поднимаемый грузонесущий орган, является опасной зоной. Находиться людям в этой зоне запрещается. Размеры опасной зоны ограничиваются максимальными конструктивными размерами подъемнике в плане и страховочной площадью на случай падения поднимаемых грузов. Размеры страховочной площади зависят от максимальных размерен в плане подъемника плюс у4 высоты подъема груза, но не менее 7 м. С увеличением высоты подъема пропорционально возрастают и размеры страховочной площади. Опасную зону ограждают. На ограждении вывешивают предупредительные плакаты и знаки.
Электропроводку, уложенную на уровне земли и на высоте до 2,5 м, заключают в стальные трубы. Рубильник подъемника помещают в запирающийся ящик. При работе ночью зону работы и подъемник освещают.
На строительной площадке должен быть комплект противопожарных средств: огнетушители, бочки с водой, пожарные ведра, ящики с песком, багры, ломы, лопаты, топоры.
Рабочие, обслуживающие подъемник, должны быть в спецодежде. Спецодежда должна плотно облегать тело, свисающие концы убирают. Женщины работают в комбинезонах или шароварах и беретах; волосы заправляют под головные уборы. Работать в косынках и шарфах запрещается.
Запрещается работать при ветре свыше 6 баллов (12,4 м/с) и температуре ниже —25° С.
При загрузке подъемника учитывают, что масса съемных грузозахватных приспособлений и тары входит в величину грузоподъемности машины. На каждом подъемнике на видном месте вывешивают плакаты, на которых указывают номинальную грузоподъемность машины, массу наиболее часто поднимаемых грузов и допускаемое количество грузов, которые может поднять подъемник. Также на подъемнике должны быть предупреждающие плакаты по технике безопасности. Эти же плакаты должны быть и на местах разгрузки.
Грузонесущий орган грузовых подъемников ограждают с трех сторон, а в тех случаях, когда клеть загружают и разгружают с двух сторон, ее ограждают по бокам (по направлению разгрузки и выгрузки), а с третьей стороны устанавливают закрывающиеся на запор дверки или съемное ограждение. Высота ограждения должна быть такой, чтобы при загрузке грузонесущего органа мелким штучным грузом борта возвышались над этим грузом не менее чем на 100 мм. Если на платформу должны выходить люди, то высота ограждения должна быть не менее 1000 мм. Если выход людей на платформу исключен, то высоту ограждения делают не менее 500 мм.
Все расположенные на грузонесущем органе грузы, которые могут съехать или скатиться (тачки, бочки), фиксируют. Грузонесущий орган подъемников, оборудованных механизмами для горизонтального перемещения груза, фиксируют от самопроизвольного горизонтального перемещения.
Груз укладывают на грузонесущем органе подъемника равномерно, его габариты не должны выступать за габариты грузонесущего органа.
Не разрешается устанавливать на платформу груз в несколько ярусов. Последовательность загрузки платформы определяется очередностью разгрузки. При подъеме длинномерных грузов их концы должны свисать с поддерживающей петли или стропа не менее чем на 1 м. Запрещается загружать вместе длинномерные грузы разной длины.
Листовые материалы поднимают на огражденной платформе. Высота ограждения должна быть не. менее 2/3 высоты поднимаемого груза.
Битум поднимают в тех же емкостях с широким дном и узким горлом, с крышкой, в которых его разогревают на земле.
При подаче груза в оконный-проем автоматически должен отключаться двигатель механизма подъема. Если подъемник не обеспечивает подачу груза в оконный проем и выход людей на платформу невозможен, то на этажах устраивают выносные площадки с перилами высотой 1 м. Со стороны подъемника ограждение должно быть съемным.
Рабочие, находящиеся при разгрузке на выносной площадке, должны иметь из круглой стали крюки длиной не менее 1,8 м для подтягивания груза. Конец крюка, находящийся в руках рабочего, должен быть гладким, без загиба.
При работе грузопассажирских подъемников проводник следит, чтобы не происходило ложных остановок или открывания дверей кабины.
Во время вынужденной остановки кабины между этажами. на Длительное время (например, при прекращении подачи электроэнергии) пассажирам запрещается выходить через люк на крышу подъемника до прибытия рабочих, которые должны обеспечить безопасную высадку людей, если на подъемнике нет устройств для аварийного перемещения кабины самим машинистом.
Ключи от машинного отделения хранятся у проводника. Входить в машинное отделение во время работы подъемника запрещается. Нельзя оставлять незапертой дверь машинного отделения.
При необходимости пребывания людей под кабиной (например, для осмотра механизма выдвижной платформы) положение кабины должно быть зафиксировано выдвижными пальцами, которые находятся на ее каркасе.
3.2 Электробезопасность при эксплуатации электрооборудования грузовых подъёмников
В соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» все мотористы электродвигателей, а следовательно, машинисты подъемников, должны иметь квалификационную группу не ниже второй, а обслуживающие указанные машины электромонтеры не ниже третьей. Лица, относящиеся ко второй квалификационной группе, должны знать устройство электроустановок: отчетливо представлять опасность электрического тока; знать основные требования техники безопасности в объеме, необходимом для безопасного производства работ, выполняемых по данной должности; иметь общее представление о назначении и применении защитных средств; уметь практически оказывать первую помощь.
Опасность выполнения работ на электроустановках состоит в том, что при прикосновении к частям установки, находящимся под рабочим напряжением, человека поражает электрическим током. При поражении электрическим током различают электрические травмы (наружные поражения тканей) и электрический удар (поражение внутренних органов человека).
Прикосновение человека к токоведущим частям может быть однополюсным, когда касаются к одному проводу (одной фазе), и двухполюсным, когда прикасаются к двум проводам (двум фазам). Двухполюсное прикосновение более опасно, так как человек находится под полным линейным напряжением.
Для защиты персонала, обслуживающего электрооборудование строительных подъемников, применяют защитное заземление и защитные средства.
Защитное заземление служит для защиты человека от поражения током при переходе напряжения на нетоковедущие части электроустановок в результате порчи изоляции. Защитному заземлению подлежат корпуса*электродвигателей, защитных панелей, выключателей, кнопок.
Человека, пораженного электрическим током, необходимо быстро освободить от действия тока. Для этого следует отключить ту часть установки, которой коснулся пострадавший. Если установку отключить невозможно, то пострадавшего отделяют от токоведущих частей, используя сухую одежду и любой другой непроводящий материал. При однофазовом включении человека можно освободить или отделить от земли (например, с помощью сухой доски, веревки).
Если пострадавший находится на высоте, следует предупредить его падение.
Меры первой помощи зависят от состояния пострадавшего после освобождения его от тока. Если пострадавший потерял сознание или длительное время находился под током, ему нужно обеспечить полный покой до прибытия врача. Если пострадавший находится без сознания, но дышит, пострадавшего удобно укладывают, расстегивают на нем одежду, создают приток свежего воздуха и немедленно вызывают врача. При отсутствии у пострадавшего признаков жизни немедленно вызывают врача и до его прибытия непрерывно делают искусственное дыхание.
3.3 Противопожарная безопасность
Очаг загорания или взрыв могут возникнуть в результате неосторожности при подъеме опасных грузов, неправильного обращения с огнем, нарушения правил техники безопасности при работе с легковоспламеняющимися материалами и грузами.
Для обеспечения противопожарной безопасности машинист должен уметь обращаться с опасными грузами и пожарным инвентарем, находящимся на кране и в местах его работы, технического обслуживания и ремонта.
На кране установлен углекислотный огнетушитель, к которому приложены правила пользования им. На пунктах грузопереработки и на объектах, где ведутся монтажные работы, должны бы противопожарные щиты с набором необходимого при тушении огня оборудования.
Заправляют краны топливом при неработающем двигателей выключенном зажигании. В зоне заправки крана топливом запрещается курить или пользоваться открытым огнем. Наливать бензин и другие виды топлива можно только в герметически закрывающиеся емкости при помощи насосов. Нельзя наливать и переносить топливо ведрами. Топливо и смазочные материалы должны храниться в несгораемых помещениях, в том числе заглубленных в землю.
Ветошь и прочие обтирочные материалы хранят в закрытом металлическом ящике. В случае работы крана вблизи огнеопасных грузов на выхлопную трубу надевают искрогасительную сетку. Категорически запрещается хранить в кабине легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин) и применять внутри кабины паяльную лампу. Для подогрева двигателя при его запуске зимой необходимо пользоваться горячей водой, заливаемой в радиатор, и подогретым маслом, которым заполняется картер. Применять Для этой цели открытый огонь (например, факел) запрещается.
Во время эксплуатации крана должна быть исключена течь горюче-смазочных материалов, а также жидкости из гидросистемы.
При возникновении пожара машинист должен немедленно приступить к ликвидации очага загорания, при необходимости отвести кран в безопасное место, вызвать сам или через стропальщика пожарную команду и сообщить о пожаре руководителю объекта.
При пожаре на электрическом кране нужно, прежде всего, отключить рубильник, подающий напряжение на кран. Если пожар угрожает аварией, машинист обязан покинуть кран.
Противопожарные мероприятия должны выполняться также в местах ремонта и технического обслуживания кранов. Расстанавливать краны на стоянках следует с учетом возможности независимого выезда любого из них в безопасное место. В закрытых помещениях просвет между кранами, подлежащими техническому обслуживанию или ремонту, должен быть не менее 1,5 м. Нельзя устанавливать краны по окончании смены или при технической обслуживании и ремонте в местах, предусмотренных для передвижения транспорта и прохода людей, эвакуации имущества.
Запрещается производить ремонт кранов, топливные баки которых наполнены горючим, а картеры маслом. В помещениях для стоянки, обслуживания и ремонта запрещается заправлять краны топливом.
Кроме того, в этих помещениях запрещается: — ставить краны без предварительного слива топлива из баков, имеющих течь; - оставлять открытыми отверстия топливных баков; - хранить бензин, керосин и другое топливо (за исключением топлива в баках кранов), порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов, краски, лаки, кислоты, карбид кальция, баллоны со сжатым газом.
По окончании каждой смены или при выезде крана на место работы в месте его стоянки должна производиться уборка мусора, отходов; разлитые масло и топливо следует немедленно убирать с помощью песка или опилок.
Использованные песок, опилки, обтирочные материалы должны собираться в специальные ящики с крышками, установленные вне помещения; для отработанного масла предусматриваются бочки, которые хранят также вне помещений на участке.
В помещении мойки деталей, где пожар может возникнуть из-за образования взрывоопасной смеси воздуха с парами горючих жидкостей, не допускается применять открытый огонь. В сварочном отделении загорание возможно при коротком замыкании проводов электросварочных аппаратов, появлении искр и брызг, расплавленного металла, поэтому провода должны быть защищены от механических повреждений; сгораемые конструкции экранируют, сварочный аппарат и баллоны с газами отделяют от источников огня. В малярном отделении должна работать приточно-вытяжная вентиляция; применение открытого огня не допускается, загустевшие краски подогревают паром. Пожарная профилактика в шиноремонтном отделении должна предусматривать меры по ограничению запасов хранения ремонтных материалов применению вентиляции и электрооборудования во взрывобезопасном исполнении.
Список литературы
1. Белов, М. П. Автоматизированный электропривод типовых производственных механизмов и технологических комплексов / М. П. Белов, В. А. Новиков, Л. Н. Рассудов. — М.: ACADEMA, 2010.-576с.
2. Капунцов, Ю. Д. Электрооборудование и электропривод промышленных установок / Ю. Д. Капунцов, В. А. Елисеев, Л. А. Ильяшенко. — М.: Высшая школа, 1979.-359с.
3. Ключев, В. Н. Электропривод и автоматизация общепромышленных механизмов / В. И. Ключев, В. М. Терехов. — М.: Энергия, 2009.-350с.
4. Коробко, А. В. Проектирование электротехнических устройств: учебное пособие / А. В. Коробко — Ульяновск: УлГТУ, 2009.-96с.
5. Елисеев, В. А. Справочник по автоматизированному электроприводу / В. А. Елисеев, А. В. Шинянский. — М.: Энергоатомиздат, 2011.-616с.
6. Крупович, В. И. Справочник по проектированию автоматизированного электропривода и систем управления технологическими процессами // В. И. Крупович, Ю. Т. Барабин, М. П. Самовер — М.: Энергоатомиздат, 2008.-416с.
7. Низэ, В. Э. Справочник по средствам автоматики / В. Э. Низэ, И. В. Антика — М.: Энергоатомиздат, 2008.-504с.
8. Орлов, А. И. Электротехнический справочник: Т.3 / А. И. Орлов, В. Г. Герасимов, В. А. Латунцов, [ и др.] - М.: Энергоатомиздат, 2009.-616с.
9. Ахромеев, Ш. П. Приводы робототехнических систем: серия «Робототехника и ГАП», кн.2 / Ш. П. Ахромеев — М.: Высшая школа, 2009.-176с.
10. Богословский, А. П. Электрооборудование кранов / А. П. Богословский — М.: Машиностроение, 2011.-310с.