Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика формирования умений продуцирования связного высказывания на основе интегративной модели анализа лирического текста у учащихся 6 класса общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация. Материалы исследования апробированы на кафедре теории и методики обучения русскому языку и литературе ОГУ, региональных конференциях в г. Орле (2009, 2011 гг.), районных, городских и областных методических объединениях учителей русского языка и литературы г. Орла и Орловской области, на городском и областном конкурсе «Учитель года 2009», в совместной экспериментальной работе ОГУ… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы развития связной речи учащихся 6 класса средней школы на основе поэтического текста
    • 1. 1. Учёт особенностей специфики лирики как рода литературы при обучении школьников написанию сочинения на основе связного поэтического текста
    • 1. 2. Психологический аспект обучения школьников сочинению
      • 1. 2. 1. Восприятие художественного произведения
      • 1. 2. 2. Возрастные особенности школьников
    • 1. 3. Понятие устной и письменной речи в психолингвистике
    • 1. 4. Методические основы обучения школьников сочинению
      • 1. 4. 1. Основы обучения школьников сочинению в методике русского языка
      • 1. 4. 2. Основы обучения школьников сочинению в методике литературы
      • 1. 4. 3. Пути интеграции методики преподавания русского языка и литературы
  • 2. Состояние сформированности умений продуцирования связного высказывания на основе анализа лирического текста у учащихся 6 класса общеобразовательной школы
    • 2. 1. Анализ программ по русскому языку
    • 2. 2. Анализ программ по литературе
    • 2. 3. Анализ учебников по русскому языку
    • 2. 4. Разработка диагностических заданий по развитию связной речи школьников 6 класса и 10 класса
    • 2. 5. Диагностика знаний, умений и навыков в области связной речи учащихся 6,10 классов
  • 3. Методика развития связной речи учащихся 6 класса при обучении русскому языку на основе связного поэтического текста
    • 3. 1. Типология развивающих упражнений по формированию связной речи
    • 3. 2. Формирование связной речи учащихся 6 класса общеобразовательной школы на основе поэтического текста
    • 3. 3. Статистические данные проведения формирующего эксперимента

Методика формирования умений продуцирования связного высказывания на основе интегративной модели анализа лирического текста у учащихся 6 класса общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное образование переходит на новый этап развития, когда главной целью становится формирование у школьника основных компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция, под которой традиционно понимают совокупность языковой, социокультурной и речевой составляющих. Порождение речи является самой трудной задачей для современного школьника, поэтому создание методической системы, направленной на формирование у ученика умения продуцирования речевого высказывания, определяет пути методического поиска.

Вопрос развития речи, как в устном, так и в письменном плане традиционно рассматривается с точки зрения многих наук: филологии, психологии, педагогики.

В основу нашей работы положены исследования в области особенностей литературного рода, как основы по работе над поэтическим текстом при написании сочинения на литературную тему (Л.Я. Гинзбург, А. Б. Есин, М. Ю Лотман, A.A. Потебня, В.Е. Хализев), в области педагогики, методики русского языка (В.В. Голубков, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженская, М.А. Рыбникова) и литературы (Л.С. Айзерман, О. Ю. Богданова, Т. А. Колганова, Н. В. Колокольцев, С. А. Леонов, Ю. А. Озеров, С.А. Смирнов), научные труды, в которых описываются психологические особенности восприятия лирики школьниками (Б.Г. Ананьев, Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия).

Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Е. В. Борзовой «Развитие умений диалогической речи учащихся 5−6 классов средней школы на функциональной основе (на материале английского языка)», Г. Г. Авдониной «Анализ художественного произведения и развитие речи учащихся старших классов с учетом элементов теории ораторского искусства», С. А. Никифоровой «Жанры устной и письменной речи учащихся и литературное развитие школьников 5−6 классов», А. В. Шуваевой «Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом», В. С. Антоновой «Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции содержания обучения в общеобразовательной школе» и др. Однако стоит отметить, что вопрос формирования умений продуцирования связного высказывания на основе анализа текстов различных родов словесности до настоящего времени остаётся дискуссионным, не разработана и методическая система упражнений, учитывающая интеграцию русского языка и литературы, что подтверждает актуальность диссертационного исследования.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена:

1) необходимостью формирования у учащихся не просто знаний, умений и навыков, а коммуникативной компетенции, составляющей которой является компетенция речевая;

2) сложностью природы рода литературы (лирики), предлагаемого школьникам для анализа и построения собственного монологического письменного высказывания;

3) недостаточной разработанностью методики обучения русскому языку на основе интеграции русского языка и литературы с целью развития речи школьников в рамках существующих концепций и программ.

Проведённое нами исследование теории и практики формирования у школьников навыка продуцирования текста на основе анализа лирики показало значимость данной проблемы и недостаточность её разработанности. Что также подтверждает актуальность диссертационного исследования.

Объектом исследования является процесс развития речи учащихся 6 класса.

Предмет исследования — методика формирования у школьников умений продуцировать письменное высказывание на основе анализа лирического текста.

В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что методика формирования умений продуцирования связного высказывания у учащихся 6 класса окажется действенной, если она будет опираться на интегративную бипредметную модель анализа лирического текста, учитывать специфику лирики как рода литературы и включать в себя систему упражнений, направленных на формирование коммуникативной компетенции.

Цель исследования — разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной методики формирования у школьников умений продуцировать письменное высказывание на основе анализа лирического текста.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы развития речи и пути формирования у школьников умений продуцирования текста в контексте современной методики, лингвистики, педагогики и психологии.

2. Выявить специфику лирики как рода литературы и необходимость учёта её особенностей при написании сочинения на основе анализа лирического текста.

3. Определить уровень сформированности у учащихся 6 класса навыка продуцирования текста посредством проведения констатирующего эксперимента и анализа его данных.

4. Проанализировать существующие типологии упражнений по развитию речи.

5. Разработать систему упражнений, направленных на формирование умений продуцирования связного высказывания на основе интегративной модели анализа лирического текста.

6. Экспериментально проверить и оценить эффективность предложенной методики формирования у школьников 6 класса умений продуцирования текста на основе бипредметной модели анализа лирического текста.

Методы исследования: анализ и синтез методической литературы по проблеме диссертационного исследованияанкетирование, беседа, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты, статистический метод обработки полученных результатов.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— теория анализа текста (М.Т. Баранов, Т. Г. Браже, В. В. Голубков, М. Г. Качурин, Н. О. Корст, Е. В. Квятковский, Н. И. Кудряшов, Т. Ф. Курдюмова, М. Р. Львов, В. Г. Маранцман, А. И. Ревякин, З. Я. Рез, JI.B. Тодоров, Ю. Н. Тынянов, ТЗ. Чирковская и др.);

— теория интеграции (JI.A. Артемьева, Г. И. Батурина, М. Н. Безрукова, A.C. Белкин, А. П. Беляева, М. А. Берулава, И. Г. Еременко, В.И. Заг-вязинский, М. И. Махмутов, Ю. Н. Ракчеева, Г. Н. Сериков, Ю. С. Тюников и др.);

— компетентностный подход в современном обучении русскому языку (Е.А. Быстрова, В. И. Капинос, С. И. Львова, Л. В. Черпанова);

— деятельностный подход в обучении (Е.С. Антонова, Т. М. Балыхина, Е. А. Быстрова, В. И. Капинос, H.H. Нечаев, Г. И. Резницкая и др.).

Научная новизна исследования заключается в том, что.

1) осуществлена методическая конкретизация теоретических и методологических исследований в области интеграции как синтезирующего явления в педагогической науке на основе анализа ведущих научных концепций;

2) определено интеграционное поле содержания работы по продуцированию собственного текста в программах по русскому языку и литературе;

3) выявлены способы интеграции русского языка и литературы в процессе формирования умений продуцирования связного высказывания;

4) разработана научно обоснованная и экспериментально проверенная методика формирования умений продуцирования связного высказывания на основе интегративной модели анализа лирического текста, включающей в себя интеграцию содержания обучения и интеграцию на основе дидактического синтеза;

5) предложена система работы по повышению уровня коммуникативной компетенции учащихся, ориентированная на двустороннюю природу текста как продукта и процесса речетворчества. С одной стороны, она предполагает формирование знаний у учащихся о категориальных признаках текста, видах, единицах текста, способах членения текста и развёртывания тематических предложений. С другой — она предусматривает овладение способами деятельности, формирующими умения прогнозировать, отбирать средства, адекватные содержанию, оценивать коммуникативные качества текста, совершенствовать написанное;

6) модернизирована типология упражнений профессора E.H. Пузанковой (упражнения на анализ готового языкового материалаупражнения на трансформацию языкового материалаупражнения на конструирование языкового материалана оценку языкового материала), на основе которой выстроена собственная система упражнений для учащихся 6 класса по развитию речи, направленная на формирование навыка продуцирования монологического высказывания на основе анализа поэтического произведения.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

1) определении взаимозависимости психологического развития школьника со степенью его готовности воспринимать, понимать и создавать текст;

2) создании модели интеграции учебных предметов, направленной на развитие речи учащихся;

3) разработке диагностических заданий, устанавливающих уровень сформированности операций анализа и синтеза на основе работы с текстом;

4) создании типологии упражнений, направленных на формирование умений продуцирования связного высказывания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что.

1) разработанная методика используется при анализе лирического произведения и позволяет формировать умения продуцировать текст на ином качественном уровне;

2) предложенная методика внедрена в практику работы учителей-словесников г. г. Орла и Железногорска;

3) научно-практические выводы могут быть учтены при создании программ по словесности, литературе, русскому языку, учебных пособий, дидактических материалов для учителей и учащихся.

Этапы исследования. Исследование носит теоретико-экспериментальный характер и проводилось в течение 5 лет (с 2006 по 2011гг.) в три этапа. В нём приняло участие 550 учащихся г. Орла Орловской области и г. Железногорска Курской области. Экспериментальной базой послужили МОУ гимназия № 39 им. Ф. Шиллера г. Орла и гимназия № 10 г. Железногорска. На первом этапе в 2006;2007 гг. была сформулирована тема исследования, проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, проведён констатирующий эксперимент с учащимися 6 и 10 классов, который показал несовершенство традиционной системы развития речи при подготовке школьников к написанию сочинения на литературную тему. Выбор этих классов был обусловлен рядом факторов. На наш взгляд, в 6 классе закладывается основа работы над связным текстом, а в 10 классе у учащихся должны быть сформированы умения продуцирования собственного речевого высказывания. В ходе констатирующего эксперимента, проведённого в 6 классе, нам удалось выявить некоторые недостатки традиционной системы обучения, которые отрицательно повлияли на сформированность названных выше умений у учащихся 10 класса.

На втором этапе (2008;2009 гг.) была разработана и экспериментально проверена система обучающих упражнений, был организован процесс обучения в соответствии с предлагаемой методикой.

На третьем этапе (2009;2011 гг.) завершилась опытно-экспериментальная работа, проводились итоговые срезы, сопоставлялись результаты обучающего эксперимента и формулировались выводы.

Апробация. Материалы исследования апробированы на кафедре теории и методики обучения русскому языку и литературе ОГУ, региональных конференциях в г. Орле (2009, 2011 гг.), районных, городских и областных методических объединениях учителей русского языка и литературы г. Орла и Орловской области, на городском и областном конкурсе «Учитель года 2009», в совместной экспериментальной работе ОГУ и гимназии № 39 г. Орла и ИСМО РАО по внедрению учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией С. И. Львовой, в рамках региональной экспериментальной площадки «Оптимизация гуманитарного образования в г. Орле и Орловской области». Основные идеи, положения и результаты проведённого диссертационного исследования содержатся в 5 публикациях по теме диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Для формирования у школьников умений продуцирования собственного высказывания необходима специально разработанная методика обучения русскому языку на основе бипредметного анализа лирического текста, включающая специально отобранный дидактический материал с лирическими произведениями и систему упражнений для работы с ним, построенную на основе принципа: от анализа текста через репродуцирование к самостоятельному продуцированию произведения.

2. Эффективность применения методической системы формирования коммуникативной компетенции школьников обусловлена необходимостью разработки путей интеграции русского языка и литературы:

— интеграция на основе содержания обучения (используются тождественные методы и приёмы обучения): а) интеграция на основе единого инструментария (лингвистического анализа текста) — б) рассмотрение общих лингвистических и литературоведческих понятий и терминовв) анализ употребления и функционирования единиц всех уровней языковой системы в художественном тексте, их изобразительно-выразительных возможностей;

— интеграция на основе дидактического синтеза (обучение строится на основе программ одной из дисциплин филологического цикла, на тех этапах обучения, когда изложить научные знания об относительно целостном филологическом явлении невозможно без привлечения материала смежной (родственной) дисциплины): а) с опорой на лингвистические понятияб) с опорой на литературоведческие понятия в процессе развития связной речи учащихся.

3. Созданная нами система упражнений на анализ готового языкового материала, трансформацию языкового материала, его конструирование и оценку направлена на формирование умений продуцировать собственное монологическое высказывание.

4. Использование предлагаемой методики приведёт к развитию речи учащихся, умению точно, правильно, логично излагать свои мысли как устно, так и письменно, и, следовательно, к формированию коммуникативной компетенции учащихся в целом.

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка.

Заключение

.

1. Изучение ключевых позиций учёных в области литературоведения позволило охарактеризовать лирику как особый род литературы, в ходе изучения которого ведущую позицию занимает функция активизации эмоционально-нравственных способностей учеников.

2. В результате анализа психологической литературы процесс восприятия был рассмотрен как многогранное явление, включающеё в себя особенности восприятия текста, человека человеком, зрительного, слухового и других видов данного психического процесса. Кроме того, нами рассмотрены особенности восприятия художественного текста, которые включают в себя учёт индивидуальных познавательных способностей самого ученика, его культурного уровня, своеобразия самого произведения.

3. Работа по формированию умений продуцирования связного высказывания рассмотрена с позиций целостной интегративной системы преподавания русского языка и литературы. В процессе проведённого методического исследования доказано, что работа по формированию умений продуцирования собственного высказывания даёт высокие результаты, если основана на интегративной бипредметной модели анализа лирического текста.

4. Анализ учебно-методической литературы позволил выявить интеграционное поле содержания программ по русскому языку и литературе, которое стало основой для построения собственной методической системы формирования умений продуцирования связного высказывания на основе интегративной бипредметной модели анализа лирического текста.

5. Констатирующий эксперимент основывается на выполнении школьниками системы диагностических заданий, предполагающей чтение, восприятие, интерпретацию, в единстве содержания и формы, анализ через систему ценностей автора и читателя, опыт творческой деятельности ученика (сочинение).

6. Наблюдение за учебным процессом, обобщение педагогического опыта, результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость разработки специальной методической системы развития связной речи школьников.

7. Для успешного формирования навыка продуцирования собственного текста (написания сочинения на литературную тему) у учащихся 6 класса необходимо использовать интегративные упражнения, основанные на учёте поуровневой структуры языка как системы, в основе которых лежит принцип единства изучения языка и обучения речи.

8. В рамках нашего исследования предложена собственная система упражнений, учитывающая как тип языковой деятельности учащихся, так и языковой уровень, на котором происходят преобразования. Упражнения разделены на четыре группы: на анализ готового языкового материала, на трансформацию языкового материала, на конструирование языкового материала, на оценку языкового материала.

9. Проведённый эксперимент доказал правильность исходных теоретических положений, эффективность разработанной методики формирования коммуникативной компетенции школьников 6 класса общеобразовательной школы на основе интегративной бипредметной модели анализа лирического текста.

10. Результаты эксперимента доказали эффективность предложенной интегративной методической системы и подтвердили гипотезу о том, что целенаправленная, систематическая и последовательная работа по развитию речи учащихся в процессе формирования навыка продуцирования письменного высказывания на основе интегративного бипредметного анализа лирического текста у учащихся 6 класса будет действенной, если учитывать специфику лирики как рода литературы и использовать в работе систему упражнений, направленных на формирование коммуникативной компетенции.

11. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для составления учебных программ и пособий по развитию речипри разработке курса методики преподавания русского языка и литературного чтения, спецкурсов и спецсеминаров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , JI. С. Школьник пишет сочинение. Текст. / JI.C. Айзерман. М.: Просвещение, 1977. — 64 с.
  2. , H.H. Формирование орфографических навыков. Текст. / H.H. Алгазина. М.: Просвещение, 1987. — 159 с.
  3. , Н.Г. Сочинение как основной вид творческой работы на уроках русского языка и развитие речи. Электронный ресурс. Режим доступа: http://cit.vvsu.m/MIRROR/Ucheba/urrus/ur metodkopilka.
  4. , Б.Г. Психология чувственного познания. Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. — 486 с.
  5. , Б.Г. О проблемах современного человекознания. Текст. /Б.Г.Ананьев. М.: Просвещение, 1977.- 380 с.
  6. , Б.Г. О соотношении способностей и одарённости. Текст. / Б. Г. Ананьев // Проблемы способностей и одарённости. М: Просвещение, 1962. — 136 с.
  7. , Б.Г. Психологическое тестирование. Текст. 2. Кн. Ч. 1. Психологическое тестирование. / Б. Г. Анастази. М.: Педагогика, 1982. -Кн. 1.-318 с.
  8. , И. Книга отражений. Текст. / И. Анненский. М.: Наука, 1979. — 103 — 103 с.
  9. Аристотель. Об искусстве поэзии. Текст. / Аристотель. М.: Просвещение, 1957. — 183 с.
  10. , Е. В. О реализации принципа преёмственности по русскому языку в начальной и средней школе. Текст. Е. В. Архипова // Русский язык в школе. 1998. — № 3. — 3 — 7 с.
  11. , В. В., Чеснокова, JI. Д. Русский язык: Теория: Учеб для 5−9 кл. общеобразоват. учеб заведений. Текст. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. М.: Просвещение, 1992. — 256 с.
  12. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. -252 с.
  13. , Т. М., Игнатьева О. П. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки. Текст. / Т.М., Балыхина, О. П. Игнатьева. М.: Из-во РУДН, 2006. — 195 с.
  14. , С. П. Принципы обучения. Текст. / С. П. Баранов. М.: МГПИ, 1975.-95 с.
  15. , В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста. Текст. / В. П. Белянин. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 123 с. — 28 — 29 с.
  16. , Т.Г., Корнилова, Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. Текст. / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. М: Просвещение, 1994.-68 с.
  17. , Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека. Текст. / Г. И. Богин. Калинин, 1975. — 184 с.
  18. , A.A. Восприятие и понимание человека человеком. Текст. / А. А Бодалев. М.: Московский университет, 1982. — 147 с.
  19. , JI. И. Личность и её формирование в детском возрасте. Текст. / Л. И. Божович. Изд. Питер, 2008. — 400 с.
  20. , Л. И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию. Текст. / Л. И. Божович // Известия АПН РСФСР. М.: Л., 1946. — Вып. 3. — 27 — 60 с.
  21. , Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Текст. Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — 23 — 25 с.
  22. , Ш. Социально-психологическое изучение ребенка. Текст. /Ш. Бюлер. М. — Л., 1931. — 151 с.
  23. , В.В. Стилистика. Текст. / В. В. Виноградов. М, Просвещение, 1963. — 126 с.
  24. , В.Н. О художественной прозе. Текст. / В. В. Виноградов.-М., Л., 1984. 114 с.
  25. , Е.А. Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для учителя. Текст. / Е. А. Влдавская. М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 127 с. — 5 — 6 с.
  26. Возрастные особенности младших подростков. Текст. / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967. — 360 с.
  27. , Л.С. Избранные психологические исследования. Текст. / Л. С. Выготский. М.: АПН РСФСР, 1956. — 123−125 с.
  28. , Л.С. Детская психология. Текст. Собр. соч.: В 6 т./ Л. С. Выготский. М.-.Просвещение, 1984. — Т.4. — 295 с.
  29. , Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте. Текст. / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1956. -389−496 с.
  30. , Л.С. Проблемы общей психологии. Текст. Собр соч.: в 6 т./ Л. С. Выготский. -М.: Просвещение, 1982. Т.2. — 316 с.
  31. , П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления. Текст. П. Я. Гальперин // «Вопросы психологии». 1966. — № 4. — 128 — 135 с.
  32. , П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 45 с.
  33. , M.JI. Древнегреческая хоровая лирика. Текст. / M.JI. Гаспаров. Азбука, 2000. — 480 с.
  34. , JI.A., Фудим, Э. Д. Уроки русского языка в 5 классе. Текст. / Л. А. Гдалевич, Э. Д. Фудим. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  35. , Л.Я. О лирике. Текст. / Л. Я. Гинзбург. М.: Л., 1964. -382 с.
  36. , В.В. Теория развивающего обучения. Текст. / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996 г., — 544 с.
  37. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. научн. тр. Текст. / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Зенгера. М., — 1981.- 157 с.
  38. , В. А. О развитии логического мышления учащихся 5−7 классов на занятиях по русскому языку. Текст. / В. А. Добромыслов. -М.: Учпедгиз, 1956. 63 с.
  39. , Т.К. Методические принципы развивающего обучения. Текст. Т. К. Донская / Развитие учащихся в процессе обучения русскому языку. Л.: ЛГПИ, 1984. — 20 — 34 с.
  40. , Т.М. Текст как иерархия коммуникативных программ (информативно-целевой подход). Текст. Т. М. Дридзе / Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. — 4−5 с.
  41. , А. В. Методы и приёмы преподавания русского языка с точки зрения развивающего обучения. Текст. A.B. Дудников // «Русский язык в школе». 1985. — № 4. — 34 — 41 с.
  42. , Е. Умеем ли мы проверять сочинение. Интернет ресурс. Режим доступа: http://lit. 1 September¦ru/articlef.php?ID=200 303 901
  43. , Н.И. Речь как проводник информации. Текст. / Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1982. — 160 с.
  44. , Н.И. Механизмы речи. Текст. / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
  45. , С.Ф. О диагностических заданиях, выявляющих обучаемость школьников родному языку // Материалы конференции по проблеме способностей. Текст. / Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1970. -3740 с.
  46. , A.B. Психология. Текст. / A.B. Запорожец. М.: Учпедгиз, 1953.-284 с.
  47. , И.А. К вопросу о восприятии речи. Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук (по психологии). М., 1961.
  48. , О.С. О психолингвистическом подходе к изучению текста. Текст. / О. С. Зорькина // Язык и культура Новосибирск, 2003, -208 с.
  49. , Н. «Я иду на урок» Электронный ресурс. — Режим доступа: http://lit. 1 september. m/articlef.php?ID=:200 403 204
  50. , П. Ф. Ещё раз о редактировании текста (на уроках русского языка). Текст. П. Ф. Ивченков// «Русский язык в школе» 1999. -№ 2. — 37−40 с.
  51. Избранные произведения- Текст. в 2 т./ И. М. Сеченов т.1. М. Л., 1952.- 188 с.
  52. Избранные психологические труды- Текст. в 2 т / В. А. Запорожец Т 1. -М, 1968,.- 71 с.
  53. Инновационное обучение: Стратегия и практика. Текст. / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Наука, 1994. — 203 с.
  54. , М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 316 с.
  55. , М.С. Человеческая деятельность. Текст. / М. С. Каган. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  56. Капинос, В. И, Сергеева, H.H., Соловейчик, М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5−7 классы. Текст. / В. И Капинос, H.H. Сергеева, М. С. Соловейчик. -М.: Просвещение, 1991. 342 с.
  57. , Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Текст. / Ю. Н. Караулов. М.: Наука 2002. — 263 с.
  58. , С. Теории личности. Текст. / С. Келвин, Холл, Линдсей Гарднер. М.: «КСП+», 1997. — 720 с.
  59. , Л. А. Вопросы теории речевого воздействия. Текст. / Л. А. Киселёва. Л.: ЛГПИ. 1978. — 133 с.
  60. , П.А. Принципы анализа поэтического текста. Метрика, ритмика, рифма, система рифмования, строфика, графика. Текст. / П. А. Ковалев.-Орёл, 2001.-51 с.
  61. , Е.И., Внукова, Е.А., Потапова, Л. И. Фестиваль педагогического открытия. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // festival. 1 September .ru/20 052 006/index.php?numbailic^311 512
  62. , M.B. Пришёл, увидел, описал. Обучение написанию сочинений разных жанров. Электронный ресурс. Режим доступа: http://wwv.ug.ru/issue/?action=topic&toid-7068
  63. Краткий психологический словарь. Текст. / Под общ. ред.
  64. A.B. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во полит, лит-ры, — 1985. -295 с.
  65. , В.А. К вопросу о природе способностей. // Материалы конференции по проблеме способностей. Текст. / Под ред.
  66. B.А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1970. — 3−6 с.
  67. , ЕС. Номинативный аспект речевой деятельности. Текст. / Е. С. Кубрякова. М.: Наука, 1986. — 156 с.
  68. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Текст. / Под ред. М. В. Гамизо. М.: Просвещение, 1982. — Вып. 3.-318 с.
  69. , A.A. Основы психолингвистики. Текст. / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 287 с.
  70. , A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. Текст. / A.A. Леонтьев. М.: Наука, 2010. — 312 с.
  71. Лидман-Орлова, П. К. Лингвометодические основы работы над лексикой при изучении частей речи. Текст. П.К. Лидман-Орлова / «Развитие речи на уроках морфологии». М.: Просвещение, 1979. — 11−15 с.
  72. , М.Ю. Структура художественного текста. Текст. / М. Ю. Лотман. Л.: Искусство — СПБ, 1998. — 33 с.
  73. , А.Р. Речь и мышление. Текст. / А. Р. Лурия. М., 1975.
  74. , М.Р. Школа творческого мышления: Текст. учебное пособие./ М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1993. — 84 с.
  75. , С.И. Основные тенденции развития школьного курса русского языка: Сб. науч. тр. Текст. / С. И. Львова. / «Образование в регионе: история, современность, перспективы». Орёл: ОГУ, 2001.
  76. , С.И. Развитие языковой догадки на основе анализа словообразовательных моделей слов. Текст. С. И. Львова. // «Русский язык в школе" — 1994, — № 3.-23−26 с.
  77. , С.И. Смысловой анализ как средство воспитания интереса к урокам русского языка. Текст. С. И. Львова // «Русский язык в школе». 1984, — № 2.-17−24 с.
  78. , С.И. Усиление внимания к смысловой стороне речи -условие эффективности обучения. Текст. С. И. Львова // «Русский язык в школе», — 1988, — № 5.-С. 25.
  79. , С.И. Функционально-семантический подход к обучению морфемике и словообразованию в школьном курсе русского языка. Текст.: -Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1993. — 41 с.
  80. , Е.И. Текст как средство формирования речевой компетенции учащихся на уроках русского языка. Электронный ресурс. -Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/articles/414 844/
  81. , М. И. Эпос, лирика и драма. К вопросу о классификации поэзии. Текст. / М. И. Мандес. Одесса., 1915. — 22 с.
  82. , В.Т. Речевые способности школьников и их развитие в процессе обучения. Текст. В. Т. Маранцман // «Русский язык в школе». 1994.- № 6.-41−43 с.
  83. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Текст. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др.: Под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. — 368 с.
  84. , В. С. Возрастная психология. Текст. / B.C. Мухина. -М.: Просвещение, 1997. 270 с.
  85. , Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. Текст. / Е. И. Никитина. 14 изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2005.- 156 с.
  86. О лирической поэзии. Текст. В 6 т. // Вл. С. Соловьев Собр. соч.: 2 изд. Спб, 1992 год. Т 6. — 234- 236 с.
  87. Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебному пособию для 5 кл. общеобразоват. учреждений. Текст. / Под ред. Разумовской. М.: Просвещение, 1996. — 144 с.
  88. Общая психология. Текст. / Под ред. В. В. Богословского, А. Т. Ковалёва, A.A. Степанова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981.-380 с.
  89. Основы методики русского языка в 4−8 классах: Пособие для учителя. Текст. / Под ред. A.B. Текучёва, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1983. — 287 с.
  90. , И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка Текст.: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  91. , Я. А. Психология творчества и педагогика. Текст. / Я. А. Пономарёв. М.: Педагогика, 1976. — 172 с.
  92. Потебня, А. А. Эстетика и поэтика. Текст. / A.A. Потебня. М.: Искусство, 1976. -440 с.
  93. , A.A. Теоретическая поэтика. Текст. / A.A. Потебня. -М.: Высшая школа, 1990. 344 с.
  94. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: (сборник статей из опыта работы): Пособие для учителей. Текст. / Сост. А. Н. Матвеёва. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  95. Проблемы научного творчества в современной психологии. Текст. / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1971. — 135 с.
  96. Программно-методические материалы: Русский язык. 5−9 классы. Текст. / Сост. Л. М. Рыбченкова. М: Дрофа, 2002. — 320 с.
  97. , Е. Н. Развитие языковой способности при обучении русскому языку. Текст.: дис. доктора пед. наук, М.: ИОСО. РАО. 1997. -390 с.
  98. , E.H. Методика развития языковой способности учащихся 5−7 классов средней школы. Текст. / E.H. Пузанкова. Орёл: ОГУ, 1998. — 107 с.
  99. , М.М. Методика обучения орфографии в школе. Текст. / М. М. Разумовская. М.: Просвещение, 1992. — 192 с.
  100. , М.М. Теоретические основы обучения орфографии в средней школе. Текст.: Дис. доктора пед. наук в форме научного доклада. -М., 1984.-34 с.
  101. , A.A., Психология и педагогика. Текст. / A.A. Реан, Н. В Бордовская., С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.
  102. Российская педагогическая энциклопедия Текст. в 2 томах. /Т. 2 (м-л).- М., 1999.-672 с.
  103. Русский язык. Практика. 6 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений // Т. К. Лидман Орлова, А. Ю. Купалова, С. Н. Молодцова идр.-
  104. Текст. / под. Ред. Г. К. Лидман -Орловой 12 изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2005.-284 с.
  105. , С.Л. Основы общей психологии. Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. — 325 с.
  106. , С.Л. Основы общей психологии. Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1950. — 266 с.
  107. Русский язык. 5−9 классы: Программы для общеобразовательных учреждений. Текст. / Сост. Л. М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2000. — 192 с.
  108. Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений // М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- Текст. /под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 9-е изд. Стериотип. — М.: Дрофа, 2005. -365 с.
  109. Русский язык: Энциклопедия. Текст. / Гл. ред. Ф. П. Филин. М.: Советская энциклопедия, 1979. — 432 с. — 368−369 с.
  110. , И.Е. Психология письменной речи учащихся. Текст.: автореф. дис. д-ра психол.наук. Киев, 1968. — 47 с.
  111. Словарь русского языка в Текст. 4-х т. / М.: Просвещение, 1985.
  112. , A.A. Процесс познания в обучении. Текст.: A.A. Смирнов. М.: МГУ, 1956. — 143 с.
  113. , Г. Я. От слова к тексту. Текст./ Г. Я. Солганик. -М.:.Просвещение, 1993. 190 с.
  114. , A.B. Методика преподавания русского языка в средней школе. Текст. / A.B. Текучёв. М.: Просвещение, 1980. — 606 с.
  115. , A.B. Некоторые вопросы теории преподавания грамматики. Текст. A.B. Текучёв / «Русский язык в школе». 1972. — № 2. -13- 21 с.
  116. , Я.В. Как писать сочинение. Текст.: учебное пособие/ Я. В. Темиз. М. 2003. — 128 с.
  117. , В. Русское стихосложение. Текст. / В. Томашевский. Метрика. — С. Пб., 1923. — 156 с.
  118. , Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. (Морф, аспект). Текст. / Л. А. Тростенцова. -М.: Педагогика, 1990. 142 с.
  119. , Л.П. Принципы обучения русскому языку. Текст. / Л. П. Федоренко. М.: Просвещение, 1973. — 160 с.
  120. , Н.М. О лингвистическом анализе и комментировании художественного текста. Текст. / Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 1975. -Вып. 1.- 137 с.
  121. , Ф.В. Философия искусства. Текст. / Ф. В. Шеллинг. -М.: Мысль, 1966. 345−349 с. пер. П. С. Попова.
  122. , Д.Н. Слово и образ. Текст. / Д. Н. Шмелёв. М.: Просвещение, 1964. — 82 с.
  123. , Э. Психология юношеского возраста. Текст. / Э. Шпрангер. Рига, 1994.
  124. , В. Дифференциальная психология и её методические основы. Текст. / В. Штерн. М.: Наука, 1998. — 335 с.
  125. , Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Текст. / Л. В. Щерба. ЛКИ. 2008. — 432 с.
  126. , Д. Избранные психологические труды. Текст. / Д. Эльконин. М.:Просвещение, 1989. — 468 с.
  127. , Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1989. — 369 с.
  128. , Д.Б., Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Текст. / Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова, М. Э. Боцманова, А. В Захарова. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  129. Эстетика. Философия. Критика. Текст. В 2 т./ Т. 2.: Шлегель Ф. М.: Искусство, 1983. — 61 с.
Заполнить форму текущей работой