Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности старших подростков к профессиональному самоопределению в условиях предпрофильной подготовки в системе «Школа-вуз»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышению эффективности подготовки школьников к профессиональному самоопределению должна способствовать профилизация старшей школы. При этом свой первый профессиональный выбор школьники должны сделать еще в основной школе, в связи с чем и возникла необходимость организации предпрофильной подготовки. Понятие «предпрофильная подготовка» появилось в 2002 г. Концептуальные основы профилизации старшей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методические основы предпрофильной подготовки старших подростков и практика ее реализации
    • 1. 1. Теоретические основы предпрофильной подготовки старших подростков как средства их профессионального самоопределения
    • 1. 2. Опыт подготовки подростков к профессиональному самоопределению в образовательных учреждениях России и за рубежом
  • Выводы
  • Глава II. Организационно-содержательное моделирование предпрофильной подготовки как средства профессионального самоопределения старших подростков
    • 2. 1. Содержание, формы и методы предпрофильной подготовки как средства профессионального самоопределения старших подростков в системе «Школа-вуз»
    • 2. 2. Организационно-содержательная модель предпрофильной подготовки старших подростков в системе «Школа-вуз»
    • 2. 3. Экспериментальная проверка эффективности модели
  • Выводы

Формирование готовности старших подростков к профессиональному самоопределению в условиях предпрофильной подготовки в системе «Школа-вуз» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема профессионального самоопределения школьников — одна из тех педагогических проблем, пути решения которой зависят от социально-экономической и политической ситуации в стране, что делает ее неизменно актуальной на протяжении десятилетий. Решению этой проблемы посвящены труды С. И. Вершинина, М. Р. Гинзбурга, С. С. Гриншпун, А .Я. Журкиной, Е. А. Климова, В. А. Полякова, Н. С. Пряжникова, И. Д. Чечель, С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной и др. В современной ситуации ее актуальность еще более возросла, в связи с переходом на профильное обучение в старшей школе.

Роль школы в формировании готовности выпускников к профессиональному самоопределению оценивается исследователями не очень высоко. По данным Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО (1997;1999), половина старшеклассников не связывает выбор профессии со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда- 46% ориентированы при выборе профессии на поддержку со стороны взрослых — родителей, родственников, 67% не имеют представлений о научных основах выбора профессии (165).

Повышению эффективности подготовки школьников к профессиональному самоопределению должна способствовать профилизация старшей школы. При этом свой первый профессиональный выбор школьники должны сделать еще в основной школе, в связи с чем и возникла необходимость организации предпрофильной подготовки. Понятие «предпрофильная подготовка» появилось в 2002 г. Концептуальные основы профилизации старшей школы и предпрофильной подготовки изложены в трудах Ю. И. Дика, А. А. Кузнецова, П. С. Лернера, А. А. Пинского, В. А. Полякова, Н. Ф. Родичева, М. В. Рыжакова, И. А. Сасовой, А. В. Хуторского, С. Н. Чистяковой. Первый опыт организации предпрофильной подготовки в школах в рамках эксперимента Минобразования РФ показывает, что она осуществляется по индивидуальным моделям, созданным на эмпирической основе для условий конкретных школ. И воепроизвести этот опыт не всегда возможно. Можно предположить, что, во-первых, понятие «предпрофильная подготовка» будет уточняться по мере развития теории и практики, во-вторых, массовая общеобразовательная школа не может собственными силами эффективно осуществлять ознакомление школьников с достаточно широким спектром видов профессиональной деятельности из-за ограниченности кадровых и материально-технических ресурсов. Взаимосвязь школы с другими образовательными учреждениями, в том числе с вузами, в решении задач предпрофильной подготовки предусмотрена Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (67), рекомендациями директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием по организации предпрофильной подготовки (118). Различные аспекты довузовской подготовки школьников исследованы достаточно полно Е. Б. Алексеевой, Н. М. Бабаевой, О.Н. Викар-чук, Т. М. Дерендяевой, М. С. Капелевичем, JI.H. Мазаевой, Н. М. Самаркиной, Е. В. Степановой, В. М. Федоровым, Д. Е. Филипповым. Однако вопросы предпрофильной подготовки в этих работах не затронуты.

В последние годы, наряду с подготовительными отделениями и курсами, все большее распространение получают образовательные структуры «Школа-вуз», которые функционируют в различных формах: профильные школы и классы, лицеи и гимназии при вузах. Именно эти структуры наиболее высоко востребованы всеми субъектами образовательного процесса (учащимися, родителями, педагогами школ и вузов). Различные аспекты их деятельности были объектом исследований В. Ф. Глушкова, А. В. Маркова, Н. Д. Тунгусовой, Н. В. Гусельниковой, А. Н. Ярыгина и др. В трудах М.М. Зинов-киной, Р. Т. Гареева исследовано развитие творческого мышления старшеклассников в системе «Школа-вуз» на основе креативных технологий.

Анализ теории и сложившейся практики работы систем «Школа-вуз» с точки зрения их роли в профессиональном самоопределении старших подростков показывает, что их деятельность направлена, главным образом, на подготовку абитуриентов к сдаче вступительных экзаменов и адаптации к образовательному процессу вуза. Содержание обучения ориентировано на углубление знаний только по профилирующим предметам вуза. Не уделяется достаточного внимания формированию личностных качеств, необходимых для осознанного профессионального выбора. Таким образом, в системах «Школа-вуз», как правило, решаются задачи профессиональной ориентации старшеклассников, но не их профессионального самоопределения.

Однако возможности систем «Школа-вуз», в частности, факультетов довузовского образования (ФДО), значительно шире. Эти структуры располагают кадровым потенциалом и материально-технической базой для пред-профильной подготовки школьников. В то же время и теоретические исследования, и реальная практика осуществления предпрофильной подготовки учащихся основной школы в системе «Школа-вуз» практически отсутствуют.

Таким образом, существует противоречие между: необходимостью формирования готовности школьников к профессиональному выбору на этапе предпрофильной подготовки, возможностью организации предпрофильной подготовки старших подростков в системе «Школа-вуз», высокой востребованностью этой формы подготовки всеми субъектами образовательного процесса и неразработанностью теоретических, организационно-педагогических и методических аспектов такой подготовки.

Это противоречие обусловило выбор темы нашего исследования: «Формирование готовности старших подростков к профессиональному самоопределению в условиях предпрофильной подготовки в системе «Школа-вуз».

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования готовности старших подростков к профессиональному самоопределению в процессе предпрофильной подготовки и пути их реализации в системе «Школа-вуз».

Объект исследования: предпрофильная подготовка старших подростков.

Предмет исследования: формирование готовности старших подростков к профессиональному самоопределению в процессе предпрофильной подготовки в системе «Школа-вуз».

Гипотеза исследования: предпрофильная подготовка в системе «Школа-вуз» будет способствовать формированию готовности старших подростков к профессиональному самоопределению, если:

— структура и содержание поэтапной предпрофильной подготовки направлены на ознакомление школьников с различными сферами профессиональной деятельности, методами самопознания и личностного самоопределения, включают практические пробы на рабочих местах;

— обоснованы педагогические условия предпрофильной подготовки старших подростков в системе «Школа-вуз»;

— формы и методы предпрофильной подготовки обеспечивают деятель-ностное освоение ее содержания и формирование социально значимых знаний и умений обучающихся;

— психолого-педагогическая поддержка старших подростков осуществляется на основе мониторинга их личностного развития и учебно-методического обеспечения, включающего диагностический комплекс и комплекс средств организации самостоятельной практической деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1.Выявить проблемы реализации предпрофильной подготовки в различных образовательных структурах на основе анализа теории и имеющейся практики.

2.0пределить педагогические условия, способствующие формированию готовности старших подростков к профессиональному самоопределению в условиях предпрофильной подготовки в системе «Школа-вуз».

3.Обосновать критерии отбора и разработать содержание предпрофильной подготовки старших подростков в системе «Школа-вуз».

4.Разработать организационно-содержательную модель предпрофильной подготовки старших подростков в системе «Школа-вуз».

5. Произвести отбор форм и методов предпрофильной подготовки старших подростков и их психолого-педагогической поддержки и разработать необходимое учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

В работе использовались следующие методы исследования: анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы и учебно-методической документации (рабочих программ, учебников, учебных пособий), изучение и обобщение массового и передового педагогического опытапедагогическое наблюдение, анкетирование учащихся, педагогов школ и вузов, тестированиеэкспертиза учебно-методических материаловформирующий педагогический эксперимент.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции профессионального самоопределения молодежи, непрерывного образования, профильного обучения на старшей ступени общего образования, педагогические и психолого-педагогические исследования по периодизации и диагностике развития личности, ее самореализации и самоопределению, личностно-ориентированному образованию, по дифференциации и индивидуализации образовательных процессов, по различным аспектам деятельности образовательных структур «Школа-вуз», по проектированию и управлению педагогическими системами, социологические исследования по проблемам профессионального самоопределения молодежи.

Экспериментальная база исследования: факультет довузовского образования Московского государственного индустриального университета (ФДО МГИУ) и факультеты: автомобильный, экономики, менеджмента и информационных технологий, школы №№ 1929, 1934, 1998, 1043, 1987, 1858, 924 города Москвы. Экспериментом было охвачено 354 школьника, 49 родителей, 12 директоров и завучей школ, 38 студентов, 12 преподавателей МГИУ.

Исследование осуществлялось в три этапа:

На первом этапе (2001 — 2002 гг.) изучалась научная и научнометодическая литература по проблеме исследования, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт подготовки старших подростков к профессиональному самоопределению. Уточнялись предмет и объект исследования, выдвигались положения гипотезы. Выявлялись педагогические условия подготовки старших подростков к профессиональному самоопределению в системе «Школа-вуз».

На втором этапе (2002;2003 гг.) проводилась работа по разработке содержания предпрофильной подготовки, ее форм и методов, организационной модели, разрабатывалось учебно-методическое обеспечение, подбирался диагностический инструментарий для проведения мониторинга готовности старших подростков к профессиональному самоопределению.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) проводился формирующий эксперимент, в ходе которого проверялась гипотеза, проводилась диагностика готовности старших подростков к профессиональному самоопределению в системе «Школа-вуз». Проводилась экспериментальная проверка разработанной модели предпрофильной подготовки. Обсуждались и обобщались результаты исследования, проводилась их обработка, теоретическая интерпретация, формулирование выводов, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в:

— уточнении содержания понятия «предпрофильная подготовка» в аспекте усиления ее социальной функции и деятельностного подхода;

— определении педагогических условий, способствующих формированию готовности старших подростков к профессиональному самоопределению в условиях предпрофильной подготовки в системе «Школа-вуз»: координация и коррекция взаимодействия всех участников образовательного процесса, создание открытой образовательной среды с включением объектов социума, психолого-педагогическая поддержка обучающихся на основе мониторинга, возможность поэтапного освоения содержания по индивидуальному учебному плану и завершения обучения на различных этапах по выбору обучающегося, разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

— обосновании критериев отбора и разработке содержания предпро-фильной подготовки, направленных на ознакомление школьников с различными сферами профессиональной деятельности, включая практические пробы на рабочих местах («рабочие пробы»), а также освоение методов самопознания и личностного самоопределения;

— обосновании и разработке организационно-содержательной модели предпрофильной подготовки в системе «Школа-вуз», отражающей поэтапное формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению на основе индивидуальных учебных планов и возможность завершения обучения на каждом этапе с определенным результатом — построением варианта образовательного маршрута;

— отборе форм и методов предпрофильной подготовки, обеспечивающих деятельностное освоение содержания и формирование социально значимых знаний и умений обучающихсяразработке методики мониторинга готовности учащихся к профессиональному самоопределению и их психолого-педагогической поддержки.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании педагогических условий, критериев отбора содержания и разработке организационно-содержательной модели предпрофильной подготовки старших подростков в системе «Школа-вуз», способствующих поэтапному формированию их готовности к профессиональному самоопределению.

Практическая значимость исследования.

Разработанное содержание и созданные на его основе учебный план и рабочие программы предпрофильной подготовки, обоснованные формы и методы предпрофильной подготовки, ее организационно-содержательная модель и разработанное учебно-методическое обеспечение, включающее диагностический комплекс (анкеты для школьников, учителей, родителей, директоров и завучей школ, тесты, сводная таблица самоанализа в электронной форме), рабочие программы по учебным курсам, методические рекомендации для преподавателей, лабораторно-практические работы, а также методы мониторинга и психолого-педагогической поддержки обучающихся могут найти применение в процессе предпрофильной подготовки в общеобразовательных школах, колледжах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, на факультетах довузовского образования, в системе повышения квалификации работников образования.

На защиту выносятся:

Уточненное понятие «предпрофильная подготовка» как система социальной, педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы в условиях муниципальной образовательной и социальной среды, содействующей их первоначальному профессиональному выбору и построению индивидуальных образовательных маршрутов на основе изучения мира профессий, муниципального рынка труда и образовательных услуг, а также собственных интересов, способностей и возможностей в дея-тельностной форме.

Педагогические условия предпрофильной подготовки старших подростков в системе «Школа-вуз», способствующие формированию готовности старших подростков к профессиональному самоопределению: координация и коррекция усилий всех участников образовательного процесса, создание открытой образовательной среды с включением объектов социума, психолого-педагогическая поддержка обучающихся на основе мониторинга, возможность поэтапного освоения содержания по индивидуальному учебному плану и завершения обучения на различных этапах по выбору обучающегося, разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Организационно-содержательная модель предпрофильной подготовки в системе «Школа-вуз», отражающая поэтапное формирование готовности старших подростков к профессиональному самоопределению по индивидуальному учебному плану и возможность завершения обучения на различных этапах по выбору обучающегося.

Содержание предпрофильной подготовки, направленное на ознакомление школьников с различными сферами профессиональной деятельности, включая «рабочие пробы», а также с методами самопознания и личностного самоопределения.

Формы и методы предпрофильной подготовки и ее учебно-методическое обеспечение, позволяющие реализовать деятельностный подход к освоению содержания и формирование социально значимых знаний и умений обучающихсяметодика мониторинга готовности учащихся к профессиональному самоопределению и их психолого-педагогической поддержки.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях по проблемам довузовского образования в МГИУ, на методических советах в школах №№ 1934, 1929, 1998,1043 г. Москвы, семинарах и курсах повышения квалификации преподавателей ФДО МГИУ, на Ученом совете Центров социально-профессионального самоопределения, технологического и экономического образования ИСМО РАО (2004 г.), на конференции молодых ученых ИОСО РАО (2004 г.), Международной конференции по технологическому образованию школьников (Москва, 2004 г.), на Y Международной научно-практической конференции «Механизмы внедрения новых направлений науки и технологий в системе образования» (Москва, 2004 г.).

Внедрение результатов исследования: организационно-содержательная модель предпрофильной подготовки, ее методическое обеспечение (содержание, формы, методы, учебно-методическое обеспечение) используются в практике работы ФДО МГИУ и школ №№ 1929, 1934, 1998 города Москвы, учебно-методическое обеспечение — в МУК № 1 г. Ноябрьска и Московском автомобильном колледже при АМО ЗИЛ, курс «Делопроизводство на компьютере» — в Гимназии № 2 Балашихинского района Московской области.

Выводы

1. Проведенный в первой главе анализ результатов теоретических исследований и первого года эксперимента Минобразования и науки РФ по предпрофильной подготовке, практики подготовки школьников к профессиональному самоопределению, в том числе в системе «Школа-вуз» и изучение базовой модели предпрофильной подготовки позволили обосновать критерии отбора содержания предпрофильной подготовки как средства профессионального самоопределения старших подростков в системе «Школа-вуз».

Показано, что содержание предпрофильной подготовки должно обеспечивать информационную поддержку профессионального самоопределения учащихся, причем не только в содержательном аспекте (ознакомление с пятью сферами профессиональной деятельности по Е. А. Климову и состоянием рынка труда и образовательных услуг в регионе), но и в процессуальном (формирование умений самостоятельного поиска информации), поэтому важнейший критерий отбора содержания предпрофильной подготовки — его ориентация на обучение самостоятельной работе с информацией по вопросу профессионального самоопределения.

Вторым критерием отбора содержания является взаимосвязь с предметными знаниями по основным образовательным областям БУПа общеобразовательной школы, причем эта взаимосвязь должна реализовываться через актуализацию предметных знаний в самостоятельной личностно значимой для учащихся деятельности в контексте профессионального самоопределения.

Содержание предпрофильной подготовки должно способствовать социальной защищенности школьников, и это тоже является критерием отбора содержания. Показано, что этот критерий может реализовываться через включение в предпрофильную подготовку «рабочих проб», под которыми мы понимаем допрофессиональную технологическую подготовку по специальностям, востребованным на местном рынке труда, а также формирование социально значимых знаний и умений, необходимых для успешной самореализации в любой профессиональной сфере и в повседневной жизни (коммуникативные, самопознания, самообразования, умения работать в коллективе).

Анализ результатов современных исследований психологов показывает, что трудности в формировании готовности старших подростков к профессиональному самоопределению обусловлены недостаточным развитием у них необходимых личностных качеств. Поэтому важным критерием отбора содержания является его направленность на развитие личностных качеств, актуальных для выбора профиля обучения и профессионального самоопределения. Этот критерий реализуется через организацию мониторинга развития школьников на основе диагностики и самодиагностики, психолого-педагогического консультирования.

На основании раскрытых выше критериев был произведен отбор содержания (номенклатура учебных курсов) и разработан учебный план предпрофильной подготовки на ФДО МГИУ.

При выборе форм и методов обучения основными требованиями мы считаем личностно-ориентированный и субъектно-деятельностый подходы (принцип «обучение в конкретной деятельности»), создание на занятиях проблемных ситуаций. Основная форма занятий — лабораторно-практические работы с обязательным оформлением отчета в электронном виде. Показали свою эффективность и такие формы занятий как посещения библиотек, музеев, лабораторий, круглые столы, лекции-беседы, самостоятельный поиск информации, выступления с сообщениями по теме, составление отчетов об экскурсиях. Целесообразно использование накопительной системы оценивания достижений учащихся (аналог портфолио).

2. Одна из выявленных нами проблем реализации предпрофильной подготовки — ее учебно-методическое обеспечение. В качестве учебной литературы по элективным курсам используются учебные пособия для факультативов, кружковой работы, научно-популярная литература и справочные издания.

Поэтому необходимым педагогическим условием реализации предпрофильной подготовки в системе «Школа-вуз» является разработка учебно-методического обеспечения. Обоснованы требования к учебно-методическому обеспечению (обеспечение деятельностного подхода к обучению, ориентация на широкое применение современных информационных компьютерных технологий).

Основными компонентами учебно-методического обеспечения являются средства руководства самостоятельной познавательной и практической деятельностью школьников (компьютерные обучающие программы, журналы лабораторно-практических работ, средства компьютерной диагностики и самодиагностики, информационные базы данных на электронных носителях).

3. Учитывая неготовность старших подростков к принятию решения и вообще к ситуации выбора, важное педагогическое условие предпрофильной подготовки в системе «Школа-вуз — возможность поэтапного освоения содержания по индивидуальному учебному плану и завершения обучения на различных этапах по желанию обучающегося. Для построения организационносодержательной модели предпрофильной подготовки, обеспечивающей это условие, разработанное содержание мы структурировали на основе блочно-модульного подхода. Особенностью предложенной структуры является то, что содержание каждого блока дает возможность учащемуся завершить его с определенным результатом — попыткой построения варианта образовательного маршрута. Такой подход обеспечивает постепенную подготовку школьника к принятию решения.

Завершив обучение в первом блоке — лектории, то есть пройдя первый этап подготовки, учащийся на основании полученных знаний о себе, мире профессий, на основе тестирований, самоанализа личностных и деловых качеств делает первую попытку построения образовательного маршрута, определяет свои профессиональные предпочтения, склонности к определенному виду деятельности (начинает заполнять сводную таблицу результатов самоанализа). Основной результат — первоначальное самоориентирование и попытка построения образовательного маршрута, решение вопроса о продолжении своей предпрофильной подготовки на ФДО.

Второй блок модели предпрофильной подготовки состоит из следующих модулей: информационный, образовательный (3 факультатива), консультационный, учебно-методический комплекс. Целью этого блока является подготовка каждого слушателя к принятию решения о профессиональном самоопределении, к построению своего индивидуального образовательного маршрута и учебно-методическое обеспечение этих процессов.

Особенность 2-ого блока модели в том, что внутри его слушатель может построить индивидуальный учебный план, который позволит ему либо продолжить подготовку к поступлению в вуз данного профиля, либо получить допрофессиональную подготовку по специальности, востребованной на местном рынке труда («рабочая проба»).

Третий блок — заключительное построение индивидуального образовательного маршрута. Занятия третьего блока проводятся в малых группах (6−7 человек). Содержание занятий заключается в обсуждении результатов самоанализа учащихся и их сопоставлений с базой объективных данных о каждом учащемся, подготовленной педагогами и психологом.

Психолого-педагогическая поддержка обучающихся реализуется во всех трех блоках, соответствующих всем этапам предпрофильной подготовки, на основе мониторинга личностного развития учащихся (наблюдение, тестирование, анкетирование, самоанализ) — постоянных консультаций психологов, педагогов, медиковприменения форм и методов обучения, способствующих формированию личностных качеств, важных для профессионального самоопределенияразработки соответствующего учебно-методического обеспечения (диагностический комплекс, средства руководства самостоятельной познавательной и практической деятельностью, процессом самоанализа).

4. Эффективность разработанной нами организационно-содержательной модели мы оценивали по динамике готовности школьников к профессиональному самоопределению, которую рассматривали как устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности школьника, позволяющую осознанно и самостоятельно осуществлять стратегию и тактику профессионального выбора. Для оценки готовности использовались 3 критерия — когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-практический и соответствующие им показатели (С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина).

Эксперимент показал значительную положительную динамику готовности старших подростков к профессиональному самоопределению по всем показателям, соответствующим трем вышеупомянутым критериям. У школьников существенно вырос уровень знаний о профессиях, о привлекающей профессии (ее содержании, требованиях с ее стороны к человеку, потребности в ней на рынке труда), объективность самооценки.

Изменились мотивы выбора профессий в направлении уменьшения значимости внешней стороны профессии и возрастания интереса к ее содержаниюнаблюдается изменение рейтинга в сторону таких критериев привлекательности профессии как наличие способностей к ней, удовлетворение от труда в данной области, возможность развивать свои способности.

Особенно важно, что возросла деятельно-практическая активность школьников к профессиональному самоопределению: активность во время групповых и индивидуальных консультацийспособность к самореализации и пробе силсамостоятельность в построении индивидуального маршрута получения профессии, его анализе и корректировкеготовность к самостоятельному поиску необходимой информации для построения индивидуального маршрута.

Нами отмечается положительна динамика в развитии личностных качеств, важных для профессионального самоопределения: уверенность в себе, самостоятельность в принятии решений, объективность самооценки, настойчивость, целеустремленность, коммуникативные способности.

Показателем эффективности модели является тот факт, что при завершении обучения на факультете довузовского образования выбор сделали все школьники, только двое испытывали сомнения в окончательности выбора своей будущей профессиональной деятельности.

Об объективности сделанного школьниками выбора можно судить на основе сопоставления результатов определения сфер профессиональных и предметных интересов школьников с самостоятельным выбором ими конкретной профессии.

Эксперимент подтвердил также целесообразность предложенного нами поэтапного формирования готовности старших подростков к профессиональному самоопределению на основе индивидуальных учебных планов и возможности завершения обучения на различных этапах по выбору обучающегося.

Наш опыт показал, что такая модель позволяет наиболее полно учесть личностные интересы старших подростков и дать возможность построить вариант образовательного маршрута, не проходя полного курса предпрофильной подготовки.

Заключение

1. На основе анализа педагогических исследований теории и практики формирования готовности старших подростков к профессиональному самоопределению на этапе предпрофильной подготовки выявлены проблемы ее практической реализации в следующих аспектах: содержание предпрофильной подготовки, ее кадровый потенциал, обеспечение учебной литературой элективных курсов, состояние учебно-материальной базы, уровень развития личности старших подросткови предложено определение предпрофильной подготовки в такой формулировке: предпрофильная подготовка представляет собой систему социальной, педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы в условиях муниципальной образовательной и социальной среды, содействующей их первоначальному профессиональному выбору и построению индивидуальных образовательных маршрутов на основе изучения мира профессий, муниципального рынка труда и образовательных услуг, а также собственных интересов, способностей и возможностей в деятельностной форме.

2. Выявлены и обоснованы педагогические условия предпрофильной подготовки старших подростков в системе «Школа-вуз», способствующие формированию готовности их к профессиональному самоопределению, которые заключаются в следующем: координация и коррекция усилий всех участников образовательного процесса, создание открытой образовательной среды с включением объектов социума, психолого-педагогическая поддержка обучающихся на основе мониторинга, возможность поэтапного освоения содержания по индивидуальному учебному плану и завершения обучения на различных этапах по выбору обучающегося, разработка учебно-методического обеспечения.

3. На основе обоснованных критериев отбора содержания предпрофильной подготовки старших подростков в системе «Школа-вуз» разработано ее содержание, отраженное в учебном плане и рабочих программах по курсам, обеспечивающее ознакомление школьников с различными сферами профессиональной деятельности, методами самопознания и личностного самоопределения и включающее «рабочие пробы». Отобраны формы и методы обучения на основе личностно-ориентированного и субъектно-деятельностного подходов, создания на занятиях проблемных ситуаций. Основная форма занятий — лабораторно-практические работы с обязательным оформлением отчета в электронном виде. Показали свою эффективность и такие формы занятий как посещения библиотек, музеев, лабораторий, круглые столы, лекции-беседы, самостоятельный поиск информации, выступления с сообщениями по теме, составление отчетов об экскурсиях. Целесообразно использование накопительной системы оценивания достижений учащихся (аналог портфолио).

Обоснованы требования к учебно-методическому обеспечению (обеспечение деятельностного подхода к обучению, ориентация на широкое применение современных информационных компьютерных технологий). Основными компонентами учебно-методического обеспечения являются средства руководства самостоятельной познавательной и практической деятельностью школьников (компьютерные обучающие программы, журналы лабораторно-практических работ, средства компьютерной диагностики и самодиагностики, информационные базы данных на электронных носителях).

4. Для реализации отобранного содержания разработана и экспериментально проверена организационно-содержательная модель предпрофильной подготовки старших подростков в системе «Школа-вуз», которая отражает блочно-модульную структуру содержания предпрофильной подготовки, обеспечивающую поэтапное формирование готовности их к профессиональному самоопределению. Особенностью модели является то, что содержание каждого отдельного блока дает возможность учащимся завершить его с определенным результатом — попыткой построения варианта образовательного маршрута.

Разработанная модель предусматривает психолого-педагогическую поддержку старших подростков в процессе предпрофильной подготовки на основе мониторинга личностного развития учащихся (наблюдение, тестирование, анкетирование, самоанализ) — постоянных консультаций психологов, педагогов, медиковприменения форм и методов обучения, способствующих формированию личностных качеств, важных для профессионального самоопределенияразработки соответствующего учебно-методического обеспечения (диагностический комплекс, средства руководства самостоятельной познавательной и практической деятельностью, процессом самоанализа).

5. Результаты эксперимента подтвердили возможность эффективного формирования готовности старших подростков к профессиональному самоопределению в системе «Школа-вуз» в условиях предпрофильной подготовки по индивидуальным учебным планам при выполнении обоснованных педагогических условий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 288с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335с.
  3. О.Е. Профессиональная ориентация в предпрофильной подготовке школьников (медицинские профессии)// Профильная школа.-2004.-№ 2 (март-апрель) С.44−47.
  4. А. Понять природу человека/ Пер. с нем. Е. А. Цыпина. СПб.: Гуманитар. Агентство «Акад. проект», 2000. — 253с.
  5. Г. Й. Тесты IQ/Г.Й. Айзенк- Пер. с англ. Н. А. Кириленко. -М.: ООО «Изд-во ACT»: ООО «Изд-во Астрель», 2003. 255 с.
  6. Э.А. Зарубежный опыт профильного обучения в старшей шко-ле//Профильное обучение в условиях модернизации школьного обучения: Сборник научных трудов/ Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2003.-С.101−110.
  7. .Г. Человек как предмет познания. JL: Изд. ЛГУ, 1968. — 338 с.
  8. Е.Б. Социальная адаптация сельской молодежи к получению высшего технического образования (на примере Республики Саха (Якутия)): Автореф. дис. .канд. пед. наук: (13.00.01)/Е.Б. Алексеева- М., 2003.- 24с.
  9. Ш. А. Личность воспитывается личностью// Учитель. 1999. -№ 2. — С.4−7.
  10. Е. Суровый «профиль» российского образования// Петербуг-ский Час Пик. № 45- 06.11.2002.
  11. Н.М. Влияние индивидуально-психологических особенностей учащихся раннеюношеского возраста на их адаптацию к обучению в вузе: Автореф. дис. .канд. пед. наук: (19.00.07)/Н.М. Бабаева- СПб., 2001.- 19с.
  12. И., Тратнек М. Как учитель может стать партнером своих учеников в рамках продуктивного обучения // Школьные технологии.-2000.-№ 4.- С.103−111.
  13. Дж. Карьера: способности и выбор: Тесты/Дж. Барретт- Пер. с англ. Ю. Р. Соколова. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. — 204 с.
  14. Дж. Проверь свои возможности: Тесты/ Дж Барретт, Дж. Вильяме- Пер. с англ. Г. Г. Кривошеиной. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. — 208 с.
  15. М.И. Что такое продуктивное обучение// Школьные технологии. 2000. — № 4.- С.4−12.
  16. М.И. Мастерская продуктивного обучения как средство индивидуального развития, профессиональной подготовки и социальной адаптации молодежи Санкт-Петербурга// Школьные технологии. 2000. — № 4.-С.34−65.
  17. Белая книга Российского образования. М.: Изд-во МЭСИ, 2000. 334с.
  18. Бем И., Шнейдер И. Условия включения продуктивного обучения в систему средних школ Берлина // Школьные технологии. 2002. — № 2. — С. 18−25.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  20. П.П. Педология /Под ред. В. А. Сластенина, М.: ВЛАДОС, 2000.-287с.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464с.
  22. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С.23−34.
  23. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: «Норинт», 2002.-1456с.
  24. В. Брак по расчету, или за кем право определять профессиональное призвание выпускника?/В. Вашков// Учительская газета: Электрон, ресурс.- режим доступа: http://www.ug.ru/01.38/t8.htm
  25. С.И. Педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе: Автореф. дис. .д-ра пед. наук: (13.00.01)/С.И. Вершинин- ИОСО РАО. -М., 1997.-43с.
  26. О.Н. Совершенствование системы довузовской подготовки абитуриентов в условиях модернизации высшего профессионального образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук: (13.00.08)/0.н. Викарчук- Тольятти, 2000.-21с.
  27. А.П. Система непрерывного образования: реальность и перспективы. Ташкент: Укитувчи, 1983. — 159 с.
  28. А.И., Филимонов В. А. Профильное обучение: варианты решения//Профильная школа.-2004.- № 2 (март-апрель). С.39−41.
  29. Встречи в Сочи//Профильная школа.- 2003.- № 2.- С.6−9.
  30. Выготский J1.C. Проблема возрастной периодизации детского психического развития// Вопросы психологии. 1972. — № 2.- С. 11- 18.
  31. JI.C. Педагогическая психология/ JI.C. Выготский- Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991.- 479 с.
  32. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965.-51с.
  33. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема// Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 19−26.
  34. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 43−52.
  35. В.Ф. Теоретические основы довузовской подготовки учащихся в системе «Технический вуз школа»/ Автореф. дис.. д-ра пед. х наук: (13.00.08)/В.Ф. Глушков.- СПб.: РТПРГПУ, 1997.- 37с.
  36. Е.Ф. Формирование профессионального самоопределения подростков в условиях открытой (сменной) общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук: (13.00.01)/ Е. Ф. Горбунова.- Новокузнецк, 2002.-25с.
  37. С.С. Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии// Школа и производство. 1995.- № 2.- С. 17−19.
  38. С.С. Развитие самостоятельности учащихся при подготовке к выбору профессии// Школа и производство. 1994.- № 6−1995.- № 1−2- № 6.-С.88−91.
  39. М.П. Рекомендации по организации профильного обучения в сельской школе: Методические рекомендации.- М.: Изд-во ИСПС РАО, 2004.- 48с.
  40. Н.В. Преемственность допрофессиональной подготовки учащихся старших классов в системе «Школа-вуз»: Автореф. дис.. канд. пед. наук: (13.00.01)/Н.В. Гусельникова.-Новосибирск, 2000.-17с.
  41. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТЕР, 1996.- 544 с.
  42. Т.М. Технология довузовской подготовки как средство развития готовности абитуриентов к учебной деятельности в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук: (13.00.08)/Т.М. Дерендяева.- Калининград, 2000.-17с.
  43. Диалог будет продолжен// Профильная школа.- 2003. № 2.- С. 10 -12.
  44. И.В. Формирование личности старшеклассника.-М.: Педагогика, 1989.- 189с.
  45. О. К вопросу о профилизации школы.// Высшее образование в России. 2002.- № 5. — С. 46−54.
  46. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск.: Изд. Белар. ун-та, 1976.- 175с.
  47. Д.С., Рыбкина Т. И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения//Профильная школа.-2004.- № 3 (май-июнь).-С.6−11.
  48. Т.Е. Формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению: Автореф. дис. .канд. пед. наук: (13.00.01)/Т.Е. Ефимова.- Челябинск, 2003.-21с.
  49. Закон РФ «Об образовании"// Бюлл. Госкомвуза России. 1996. — № 2. -С.2−60.
  50. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Москва, Кремль, 22 августа 1996 года.- № 125-ФЗ.-66 с.
  51. Закон РФ «Федеральная программа развития образования». Москва, Кремль, 10 апреля 2000 года.-№ 51-ФЗ. Электрон, ресурс.- режим доступа: http://www.ed.gov.ru/ntp/fb/fpro/develedii/644/
  52. М.М., Гареев Р. Т., Андреев С. П. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ (РТВ и Ф -ТРИЗ): Учебное пособие. М.: МГИУ, 2004. — 364 с.
  53. Г. П. Непрерывное образование веление времени. М.: Знание, 1988.- 63 с.
  54. И.Н. Педагогическое руководство профессиональным самоопределением учащихся сельскохозяйственных классов: Автореф. дис. .канд. пед. наук: (13.00.08)/И.Н. Иванова. Екатеринбург, 1998.-21.
  55. М.С. Концептуальные основы довузовской подготовки: Автореф. дис. .канд. пед. наук: (13.00.01)/М.С. Капелевич.-Калининград, 2001.-22с.
  56. А.В. Ориентация личности в мире ценностей// «Magister», международный психолого-педагогический журнал. 1998. — № 4. — С.37−50
  57. Е.А. Введение в психологию труда: Учеб. для студентов вузов. -М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. 349с.
  58. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 509с.
  59. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. -М.: Знание, 1983. 95с.
  60. Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. — 158с.
  61. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-209с.
  62. Кон И. С. Психология юношеского возрастаем. :Просвещение, 1979.-176с.
  63. Г. Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению лицеистов: Автореф. дис. .канд. пед. наук: (13.00.01)/Г.Г. Коннычева. Саратов, 2001.-17 с.
  64. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образова-ния//Приложение к приказу Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783.
  65. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. — 24с.
  66. Концепция непрерывного образования//Народное образование.- 1989.-№ 10.- С.8−23.
  67. Г. Психология развития.- СПб и др.: Питер, 2000.-987с.
  68. Критерии и показатели готовности школьников к профессионально-му самоопределению. Методическое пособие/научные редакторы: Чистякова С. Н. д.п.н., профессор, Журкина А. Я. — д.п.н., профессор. М.: Филология ИОСО РАО, 1997.- 80с.
  69. Н. Не хочу жениться, а хочу учиться//Московский еженедельник «Работа сегодня». № 35.- 09.09.2002.
  70. Н.Б. Образовательные цели продуктивных школ//Школьные технологии.- 2000.- № 4.- С.68−72.
  71. С.П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. -1985.- № 3. С. 23−30.
  72. К. Что такое школа-вуз/ К. Кудрявцева// Утро: Электрон. ресурс.- режим доступа: http://www.utro.ru/articles/life/2000/08/08/2 000 080 804 191 045 120.shtml
  73. А.А. Элективные курсы по информатике//Профильная школа.-2004.- № 1 (январь-февраль).- С.26−29.
  74. Е.С. Связь социальной психологии с другими науками. В книге «Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия/ Сост. А. Л. Свенцицкий.-СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  75. Е. Профориентация: эффективность и качество//Высшее образование в России.- 2002. № 3.- С.24−31.
  76. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1981. 584с.
  77. О.М. Стать продуктивным педагогом// Школьные технологии. -2000.-№ 4.-С.116−118.
  78. О.М. Образовательные цели продуктивных школ // Школьные технологии. 2000. — № 4. — С.68−72.
  79. Л.Н. Преемственность довузовской и вузовской подготовки как фактор формирования мотивов профессиональной педагогической деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук: (13.00.08)/Л.Н. Мазаева- Ярославль, 1997.-18с.
  80. A.M. Вузы культуры в системе непрерывного библиотечного образования// Седьмая международная конференция и выставка «LIBCOM-2003»: Электрон, ресурс.- режим доступа: www. gpntb.ru/libcom3/index4.clm?n=tez/2/doc 10
  81. О.А. Система «Школа-вуз» (УМЦ ДП)/О.А. Малышева: Электрон, ресурс.- режим доступа: www.sstu.ru/sstu/win/fakultet/dn vus. htm
  82. А.В. Педагогические условия развития одаренности учащихся лицейских классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук: (13.00.01)/А.В. Марков.- М., 1997.-26с.
  83. А. Самоактуализация. В книге «Психология личности». Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и А. А. Пузырея. М.: МГУ, 1982.- С. 108−118.
  84. М. О профильном обучении/ЛГруд.- 13.11.2002.
  85. Межшкольный учебный комбинат как центр профессиональной ориентации и социальной адаптации молодежи, Ноябрьск: Комитет по образованию г. Ноябрьска ЯНАО, 2004.- 34с.
  86. О.Е. Педагогические условия подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в процессе изучения курса «Культура профессионального выбора»: Автореф. дис. .канд. пед. наук: (13.00.08)Ю.Е. Меркурьева.- Екатеринбург, 2000.-19с.
  87. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Тренинг «Ценности»: Электрон, ресурс.- режим доступа: www.azps.ru
  88. И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сью-пера// Вопросы психологии. 1975.-№ 5.- С.110−122.
  89. В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии: Учебное пособие. -М.: МГУ, 1981.- 84с.
  90. Моя профессиональная карьера. Пособие для учащихся/ научные редакторы: Чистякова С. Н. д.п.н., профессор, Журкина А. Я. — д.п.н., профессор. М, 1993.- 78с.
  91. А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании// Классный руководитель.- 2000. № 3.- С.34−39.
  92. Л.А. Профильное обучение в специализированных и заочных школах России//Профильная школа.- 2004.- № 3 (май-июнь).- С.25−27.
  93. Об утверждении Типового положения о межшкольном учебном комбина-те//Школа и производство.- 2000.- № 4.- С.9−12.
  94. С.И. словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. 21-е изд., перераб. И доп. — М.: Рус.яз., 1989.-924с.
  95. В.Г. Образование взрослых: состояние и прогнозирование его развития// Гуманизация образования. 1995. — № 4. — С. 24−28.
  96. Основные итоги семинара-игры «Экспериментальные программы предпрофильной подготовки в 9-х классах»: Электрон, ресурс.- режим доступа: http://minobr.sakha.ru/iro/
  97. Отечественный опыт профильного обучения.//Профильная школа. -2003.- № 1 (июль-август). С.35−40.
  98. А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. М.: Альянс Пресс, 2004. — 312 с.
  99. А.А. Предпрофильная подготовка в 9-х классах: на пороге экс-перимента//Профильная школа. 2003.- № 1 (июль-август).- с.41−48.
  100. Г. В. Опыт реализации компетентностного подхода в школе сельского профиля//Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: Сборник научных трудов/Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2003.- С.240−245.
  101. ЕЯ., Стефанова Е. С., Либеров А. Ю. Профильное обучение и социализация личности//Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: Сборник научных трудов/ Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2003.- С.37−43.
  102. С. Профиль завтрашнего дня// Школьное обозрение. 2002.-№ 6. — С.2.
  103. Продуктивное обучение в практике образовательных учреждений/ Материалы научно-методического семинара, Кемерово: ИОСО РАО, 1997.-104с.
  104. Профессиональное самоопределение молодежи: Концепция (сообщение)/ В. А. Поляков, С. Н. Чистякова (руков.), С. А. Волошин, А. В. Губин, В. В. Журавлев, А. Я. Журкина, Н.С. Пряжников// Педагогика. 1993. — № 5.- С. 3337.
  105. Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: Сборник научных трудов/ Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского.-М.: ИОСО РАО, 2003.-368с.
  106. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/ Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т. М.- Воронеж, 1996. -253с.
  107. Н.С. Активные методы профессионального самоопределения: Учеб. пособие/Н.С. Пряжников- Моск. гор. психол.-пед. ин-т, АНО «Центр «Развивающее образование». М.: МГППИ, 2001. -85с.
  108. Д.Я. Теория личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1996. — 478с.
  109. С. Большая перемена//Наша общерегиональная газета. № 31 .04.09.2003 (Гос. университет — Высшая школа экономики).
  110. М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению: Автореф. дис. .д-ра пед. наук: (13.00.01)/М.В. Ретивых- Магнитогор. гос. пед. ин-т. -Чебоксары, 1998.-38с.
  111. Н.Ф. Профильная ориентация школьников смысл ообразую-щий элемент предпрофильной подготовки./УПрофильная школа.- 2003. — № 2 (сентябрь-октябрь). — С.20−23.
  112. Рубинштейн CJI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 423с.
  113. В.В. Школа развивающего обучения В.В. Давыдова: проблемы и перспективы проектирования образовательной практики// Изв. Рос. Академии образования. 2000. — № 2. — С.70−78.
  114. С.Ю. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению с учетом региональных особенностей: Автореф. дис. .канд. пед. наук: (13.00.01)/ С.Ю. Рубцова- М., 2003.-25с.
  115. М.В. Профильное обучение в зарубежных странах// Профильная школа.-2003.- № 1 (июль-август). С.49−56.
  116. И.В. Формирование готовности младших подростков к профессиональному самоопределению в условиях развивающего обучения: Автореф. дис. .канд. пед. наук: (13.00.01)/И.В. Рябцева- Кемерово, 2003.-22с.
  117. Н.М. Педагогические условия довузовской подготовки учащихся (на базе юридического института): Автореф. дис. .канд. пед. наук: (13.00.01)/Н.М. Самаркина- Оренбург, 1999.-22с.
  118. Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. -М.: Народное образование, 2002. 176с.
  119. О.В., Сергушин Е. Г. Формирование социально-профессионального самоопределения в условиях педагогической модели гражданского общества//Дополнительное образование. 2002.- № 1.- С.49−52.
  120. Е.А. Выбор педагогических технологий для урока информатики: Электрон, ресурс.- режим доступа: www.informatika.moipkro.iii/p2/seroshtan.htm
  121. В., Малахова Н., Вершинин В. Чем лучше работает сельская школа, тем быстрее пустее село. Есть ли выход из этой парадоксальной ситуации?// Директор школы. 2002. — № 1.- С.7−13.
  122. Т. Играй и выигрывай. Родительское собрание. Рубрика «ОТРОЧЕСТВО»: Электрон, ресурс.- режим доступа: http://www.rodsobr.ru/issue.php72003-l -13
  123. В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития// Вопросы психологии.- 1996. № 5.- С.38−50.
  124. И.П., Ткаченко Е. И. Современный учащийся НПО. Всероссийское социологическое исследование. М.:Издательский центр АПО, 2002.-45с.
  125. С.В. Географическое образование в лицейских классах при ПТУ как звено единого образовательного процесса в системе «Школа-ВУЗ»: Электрон, ресурс.- режим доступа: http://www.psu.ru/pub/xxi/1 6 26. rtf
  126. Е.В. Формирование системы управления довузовским образованием: Автореф. дис. .канд. эк. наук: (05.13.10)/Е.В. Степанова- СПб., 1998.-18с.
  127. .У. Педагогическая психология: от теории к практике. Пер. с англ. М.: ОАО Издательская группа «Прогресс», 2002. — 572с.
  128. Г. Ч. Выбор профиля обучения на этапе предпрофильной подготовки/ЯТрофильная школа. 2004, — № 3 (май-июнь).- С.46−48.
  129. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8−11 кл./Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной.-М.: Просвещение, 2000.- 191 с.
  130. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Знание, 1975−198 с.
  131. Н.Д. Реализация идеи непрерывного образования в системе «ШКОЛА ВУЗ»: Автореф. дис.. канд. пед. наук: (13.00.01)/Н.Д. Тунгусо-ва.-Архангельск, 2002.- 22с.
  132. В.М. Проектирование содержания и системы оценки качества довузовской подготовки по физике в условиях технического университета: Автореф. дис. .канд. пед. наук: (13.00.08)/В.М. Федоров- Воронеж, 1998.-24с.
  133. Д. Теории К. Роджерса, А. Маслоу/ Личность и личностный рост: В 4 вып./ Д. Фейдимен, Р. Фрейгер. М.: Изд-во Рос. Открытого унта, 1994.-65 с.
  134. Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов/Сост. Л.М. Семенюк- Под ред. Д. И. Фельдштейна.- 2-е изд., доп. -М.: Ин-т практической психологии, 1996. 302 с.
  135. А.В. Педагоги и учащиеся УПК Пензы о пользе подготовки к труду// Школа и производство, — 2000.- № 5.- С. 7 10.
  136. Д.Е. Социально-педагогические условия функционирования системы управления довузовского образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук: (13.00.01)/Д.Е. Филиппов- Челябинск, 1999.-19с.
  137. В.М. Предпрофильное обучение: взгляд министра //Учительская газета 18.02.2003.
  138. В.М. Говорят, что переход на профильное обучение в старшей школе следует осуществить уже в предстоящем учебном году, не ожидая результатов эксперимента.// Учительская газета. № 26 -25.06.2002.
  139. В.М. Уроки дает история// Высшее образование в России. 2002.-№ 5.-С. 3−8.
  140. Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 15 июня 2002 года. 1500 респондентов. Выпуск от 26.06.2002. Петрова А. С. Профориентация: Электрон, ресурс.- режим доступа: http://bd.fom.ru
  141. В. Человек в поисках смысла/ Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.-366с.
  142. П.С., Лабренцева Е. Ю. Особенности продуктивного обучения в профессиональной школе// Школьные технологии. 2000.-№ 4.- С.23−25.
  143. Т.П. «О ходе эксперимента по предпофильной подготовке учащихся 9-х классов в Краснодарском крае»// Профильная школа. -2003.- № 2 -С.26−31.
  144. А.Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников М.: ИОСО РАО. 2002. — 96 с.
  145. К. Наши внутренние конфликты- Невроз и развитие личности. Собрание сочинений, т. З/Пер. с англ. А. Боковикова, В. Старовойтова. -М. :Смысл, 1997.-694с.
  146. А.В. Индивидуализация и профильность обучения в старшей школе// Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: Сборник научных трудов/Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2003. — С. 18−29.
  147. И.Д. Подготовка педагогического и управленческого персонала к введению профильного обучения//Профильная школа. 2003.- № 2 (сентябрь-октябрь) — С. 17−19.
  148. И.Д. Профессиональное самоопределение учащихся инновационных учебных заведений/И.Д. Чечель, — М.: Респ. ИПК.- 1995, — Ч.1.- 164с., 4.2. -126с
  149. С.Н. О принципах профильного обучения и проблемах их реализации // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: Сборник научных трудов/Под ред. Ю. И. Дика, А.В. Хуторско-го.-М.: ИОСО РАО, 2003.- С.10−14.
  150. С. Н. Лернер П.С., Родичев Н. Ф., Титов Е. В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога.-М.: Новая школа, 2004.-112с.
  151. С.Н. О концепции профильного обучения// Авторитетное мнение: Электрон, ресурс.- режим доступа: (http://www.prosv.ru/club/club 1 -4.shtml), 2001.
  152. С.Н. Как помочь выпускникам школы стать конкурентоспособными на рынке труда //Школа и производство. 2000.- № 5.- с.2−6.
  153. Т.И. Методика личностного и профессионального самоопределения детей-сирот: Метод. пособие/Т.И. Шалавина, Л. С. Кочкина, — Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. 132с.
  154. В.П. Формирование профессионально важных личностных качеств учащихся в процессе гуманизации общего среднего образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук: (13.00.08)/В.П. Шинкаренко.- Тольятти, 2002.-23с.
  155. . Оценка проекта или школа продуктивного обучения// Школьные технологии. 2000.- № 4.- С.96−102.
  156. П.Г. Очерки по философии образования. М.: Пед. центр «Эксперимент», 1993. — 154с.
  157. В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970. — 288 с.
  158. Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте//Вопросы психологии. 1971. — № 4.-С.16−18.
  159. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./Общ. ред. И предисл. А. В. Толстых. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1996.-340с.
  160. Э. Детство и общество. СПб.: ЛЕНАТО, ACT, Фонд «Универ-ститская книга», 1996. — 592с.
Заполнить форму текущей работой