Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дидактические условия обучения учащихся 5-7 классов выполнению творческих проектов в образовательной области «Технология»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель исследования, заключающаяся в определении эффективности применения творческих проектов в образовательной области «Технология» позволила сформулировать ряд конкретных задач, состоящих в осуществлении научно-ретроспективного, психолого-педагогического анализа проектной деятельности учащихся, определении содержания творческих проектов и определении научно-педагогических требований к их отбору… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.Э
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Исторические предпосылки развития метода проектов в зарубежной и отечественной педагогической практике
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы деятельности учащихся при выполнении проектов
    • 1. 3. Анализ элементов творчества в процессе выполнения проектов
    • 1. 4. Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ВЫПОЛНЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
    • 2. 1. Дидактическая схема проектного обучения
    • 2. 2. Педагогическое руководство деятельностью учащихся при выполнении творческих проектов. ill
    • 2. 3. Методика проведения эксперимента
    • 2. 4. Оценка эффективности применения творческих проектов в процессе трудового обучения
  • Выводы

Дидактические условия обучения учащихся 5-7 классов выполнению творческих проектов в образовательной области «Технология» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Социальноэкономические реформы, осуществляемые в стране, привели к коренным преобразованиям во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования. В этих условиях особенно важно включить в приоритетные направления обучения подготовку учащихся к самостоятельной трудовой жизни.

Согласно Закону «об образовании» (ст. 14.п. 1), содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Решению этих важных проблем призвано помочь трудовое обучение, которое включено в образовательную область «Технология». В связи с этим возникла необходимость постановки на качественно новый уровень задачи основательного совершенствования всех звеньев системы трудового обучения и профессионального самоопределения школьников.

Концептуальные положения о содержании общего образования, методах обучения, разработанны в трудах Ю. К. Бабанского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера,.

B.C. Леднева, М. Н. Скаткина и других ученыхвопросам совершенствования трудового обучения посвящены работы П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, А. К. Бешенкова, Ю. К. Васильева, А. Г. Дубова, И. И. Иванова, В. А. Полякова, Д. А. Тхоржевского и других исследователейпсихологические аспекты трудовой деятельности изложены в работах Е. А. Климова, Н. Д. Левитова, К. К. Платонова, В. В, Чебышевой и их учеников.

Различные аспекты проблемы технического творчества учащихся рассмотрены известными психологами: Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, Л. В. Занковым,.

B.Н. Кабановой-Меллер, Т. В. Кудрявцевым, А. Н. Леонтьевым,.

C.Л. Рубинштейном, Н. Ф. Талызиной. Эти ученые подчеркивают, что творческое отношение к труду всегда было источником успеха в любом виде деятельности человека.

Развитие технического творчества школьников, как педагогическая проблема, нашла глубокое освещение в трудах педагогов-теоретиков П. Р. Атутова, Ю. К. Бабанского,.

С. Я. Батышева, А. И. Иванова, В. А. Полякова, А. Н. Прядехо, Т. И. Шамовой, И. Я. Лернера, Д. А. Эпштейна. В работах этих исследователей подчеркивается, что широкие возможности для Формирования технического творчества имеет обучение учащихся в школьных мастерских.

Анализ литературы по методике трудового обучения показал, что ранее выработанные и в течение ряда лет применяемые методы традиционного преподавания в нынешних условиях не могут в полной мере обеспечить необходимый потенциал интеллектуального оперевения, выражающийся в готовности учащихся к восприятию новых идей, знаний и технологий, а тем более к продуктивным новым разработкам. Соответственно необходим поиск новых методов, в большей степени обеспечивающие подготовленность учащегося к быстрой смене идей и технологий, свойственной современному обществу.

В то se время в современной педагогической и методической литературе не в полной мере исследованы вопросы организации трудового обучения в системе технологического образования. Действующие методики недостаточно эффективно используют потенциальные возмояности учебных заданий, способствующих Формированию компонента творчества в структуре личности. Подобные методики приводят к тому, что характер проведения уроков трудового обучения в подавляющем большинстве случаев репродуктивен. Результатом такой практики обучения становится преобладание у большинства обучающаяся только воспроизводящего мышления, не готового к быстрому и самостоятельному восприятию новых знаний и не обеспечивающего потенциал роста интеллекта, жизненно необходимого в современном обществе.

Анализируя отечественный и зарубежный опыт в области трудовой обучения школьников, можно сделать вывод: основой и ведущим методом технологической подготовки школьников для интеллектуального развития личности, в частности в 5−7 классах общеобразовательной школы, является инновационный метод проектов, применение которого направлено на Формирование у учащихся потребности и готовности к восприятию и самостоятельному получению новых знаний.

Вопросы содержания, отбора, методики выполнения творческих проектов являются в настоящее время объектом изучения, исследования в отечественной и зарубежной педагогической науке.

Историографию метода проектов можно проследить в работах Д. Дьюи, У. Х. Килпатрика, э. Коллингса, Л. Э. Левина,.

П.П. Блонского, В. П. Вахтерова, Б. В. Игнатьева,.

Б.Комаровского, С. Т. Шацкого и др.

Известно, что любая трудовая деятельность человека включает в себя следующие основные этапы: осознание проблемы, разработка идеи, вариативный подход к идее, выбор базового варианта, технологию выполнения, оценку. Логика построения деятельности при выполнении проекта соответствует общей структуре проектирования, поэтому метод проектов наиболее полно отвечает алгоритму преобразовательной деятельности и, по нашему мнению, наиболее оптимален для Формирования творческого компонента в деятельности школьников. Использование метода проектов позволяет вовлечь учащихся в поиск проблемы, способствует осознанию ее, помогает реализации своих идей в конкретных объектах.

Сущность метода проектов состоит в том, что в процессе организации учебно-трудовой деятельности учитель создает различные творческие ситуации, побуждающие школьников активизировать мыслительный аппарат и воплощать свои идеи в действительность.

Метод проектов, как основа общетрудовой подготовки в рамках образовательной области «Технология», включает в себя различные меры, способствующие развитию личности, организации эффективного сотрудничества с родителями и окружающей школьника микросредой, помогающие совершенствованию стиля и организации обучения. Метод проектов отражает новые требования, необходимые для работы в современных условиях, и ориентирует школьников на развитие следующих качеств личности: умения мыслить, выделять проблемы, получать, перерабатывать и использовать информацию, принимать решения, планировать свою работу, обучаться самостоятельно, делать выводы, проводить несложную исследовательскую работу, овладевать навыками сотрудничества.

Произведенный нами анализ различных материалов по вопросам внедрения метода проектов в обучение позволяет заключить, что данная проблема находится в стадии разработки. Отсутствуют научно обоснованные педагогические и методические рекомендации по применению проектного метода в трудовом обучении. Не разработаны дидактические вопросы содержания. Форм, средств и методов обучения выполнению творческих проектов в образовательной области «Технология» .

Таким образом, имеются противоречия между важностью проблемы, ее значимостью, с одной стороны, и неразработанностью ее педагогических основ с другой. Это объясняет необходимость и целесообразность осуществления исследования, направленного на определение дидактических условий обучения выполнению творческих проектов как одного из важнейших аспектов указанной проблемы.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы диссертации: «Дидактические условия обучения учащихся 5−7 классов выполнению творческих проектов в образовательной области «Технология» .

Объектом представляемого исследования является процесс трудового обучения учащихся 5−7 классов.

Предметом исследования выступает — содержание, методы и средства обучения учащихся выполнению творческих проектов.

Цель исследования — определение эффективности предложенных дидактических условий обучения учащихся выполнению творческих проектов.

Гипотеза исследования сводится к следующему: применение творческих проектов в трудовом обучении будет эффективным, если:

— определить содержание творческих проектов и дидактические требования к их отбору;

— выявить и разработать оптимальные дидактические условия для обучения учащихся выполнению творческих проектов, — обеспечить эффективное педагогическое руководство проектной деятельностью.

Задачи исследования:

1. Осуществить научный ретроспективный анализ рассматриваемой проблемы. f ' е с.<

2. Произвести психолого-педагогический анализ проектной деятельности учащихся. ч 3. Определить содержание творческих проектов и разработать научно-обоснованные педагогические требования к отбору объектов проектирования. 4. Выявить и обосновать дидактические условия обучения.

— стучащихся выполнению творческих проектов. ni-Op С С г Г о-i О.

А 5. Разработать дидактическую схему Проектного обучения, позволяющую реализовать в комплексе дидактические условия и педагогическое руководство. б. Провести экспериментальное обучение и выявить эффективность разработанных дидактических условий.

В соответствии с характером поставленных задач в диссертационной работе были применены следующие методы исследования ¦• методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделированиеметоды эмпирического исследования: изучение литературы, документовизучение результатов деятельности учащихся — наблюдениебеседаопросанкетированиеопытная работапедагогический эксперимент.

Для обработки экспериментальных данных применялись методики математической статистики.

Методологической основой исследования явились Фундаментальные работы ведущих ученых-дидактов.

Ю.К. Бабанского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера,.

М.Н. Скаткина, передовые идеи педагогических концепций зарубежных и отечественных педагогов, рассматривавших метод проектов в своих работах^ТД. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс, Л. Левин, С. Т. Шацкий и др), а также теория технологической подготовки учащихся (В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев) — у^ние о политехническом образовании (П.Р. Атутов, С. Я. Батышев, А. А. Васильев и др.) — психологическая теория о приоритете деятельности в развитии личности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.).

Организация исследования. Основной базой исследования явились средняя школа N1 г. Брянска, школа-гимназия N 28 г. Кирова, средняя школа N 31 г. Орска.

Научно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа:

— на первом этапе (1992;1993) был проведен теоретический анализ и оценка современного состояния проблемы, изучена психолого-педагогическая, методическая литература по теме исследования, анализировались школьные программы, изучался опыт проектного обучения за рубежом. В результате были определены предмет, объект, цель и задачи исследования;

— на втором этапе (1993;1994) был проведен констатирующий эксперимент, разработана дидактическая схема проектного обучения, методика выполнения творческих проектов, — на третьем этапе (1994;1996) был осуществлен эксперимент, произведен анализ, обобщение, статистическая обработка экспериментальных данных, подведены итоги диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

СОСТОИТ в :

— теоретическом обосновании зарубежного и отечественного опыта внедрения творческих проектов в трудовое обучение общеобразовательных школг.

•f — теоретической разработке модели J ' проектной деятельности;

— уточнении понятия «творческий проект» и определении его содержания;

— разработке комплекса научно-педагогических требований к отбору объектов проектирования;

— выявлении и обосновании дидактических условий обучения учащихся выполнению творческих проектов;

— разработке дидактической схемы проектного обучения, включающей в себя два взаимосвязанных блока: подготовительный (подготовка к выполнению проекта) и созидательный (выполнение проекта), в которых реализуются предлагаемые дидактические условия и педагогическое руководство проектной деятельностью, — теоретическом обосновании и экспериментальной проверке дидактических условий обучения учащихся выполнению творческих проектов в рамках образовательной области «Технология» и в традиционном трудовом обучении.

Практическая значимость исследования заключается в создании и использовании в практике трудовой подготовки методики проектного обучения, в разработке учебного пособия «Творческие проекты для учащихся 5−7 классов», где отражены основные вопросы организации проектного обучения. Теоретический материал исследования может быть использован при чтении лекций, проведении спецкурсов на технолого-экономических Факультетах педагогических вузов, в последующих исследованиях рассматриваемой проблемы.

На защиту выносятся :

— модель проектной деятельности учащихся, — содержание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования;

— дидактическая схема обучения выполнению проектов.

Достоверность результатов исследования уточнением теоретической концепции и условий ее на методологическом и прикладном репрезентативностью экспериментальных данных, количественного и качественного анализа.

Апробация и внедрение. Результаты исследования проверялись в ходе научно-экспериментальной работы. Основные положения диссертации были обсуждены на следующих конференциях и семинарах: международной научно-практической конференции «Технологическая подготовка учащейся молодежи: опыт, проблемы, перспективы» (Брянск, 1994 г.) — научно-практической конференции «Проблемы подготовки учителя технологии и предпринимательства «(Брянск, 1994 г.) — областной научно-практической конференции «Подготовка учащихся к трудовой жизни в условиях рыночной экономики средствами технологического образования» (Брянск, 1995 г.) — международном научно-практическом семинаре методистов технолого-экономических Факультетов и преподавателей технологии (Брянск, 1996 г.) — международной научно-практической конференции «Подготовка студенческой и учащейся молодежи к предпринимательству» (Брянск, 1996 г.).

Предлагаемая методика проектного обучения внедрена в средних школах г. Брянска, г. Кирова, г. Орска.

Теоретический материал исследования используется в курсе преподавания методики технологии и предпринимательства на творческих обеспечена реализации уровнях, сочетанием технолого-экономических Факультетах Брянского педуниверситета и Орского пединститута.

Диссертация содеряит в себе введение, две главы, заключение, список использованной литературы и прилояения.

Список литературы

включает 165 наименований. В прилояениях (всего б) помещен иллюстративный материал.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Во второй главе «Дидактические условия обеспечения эффективного обучения школьников выполнению творческих проектов» разработана дидактическая схема проектного обучения, позволяющая реализовать комплекс предложенных дидактических условий и педагогическое руководство проектной деятельностью. Приводится методика экспериментального обучения и результаты эксперимента.

Анализ содержания проектной деятельности учащихся позволил определить дидактическую схему проектного обучения, которая содержит в себе два взаимосвязанных блока подготовительный (подготовка учащихся к выполнению проекта) и созидательный (разработка проекта и изготовление изделия). Схема включает в себя проектное обучение, реализацию в нем комплекса дидактических условий и педагогического руководства.

Исследование содержания понятия «дидактические условия» позволило определить сущность данной педагогической дефиниции. Таким образом, определено содержание, наиболее эффективные методы и средства проектного обучения.

В основу содержания обучения школьников элементам проектирования был положен английский вариант проектного обучения «Дизайн по проекту и ремеслу», который ориентирует на осознание и понимание проблем, рациональный отбор информации и аргументированность решений при проектировании изделия.

Проведенное исследование показало, что специфика проектной деятельности требует включения в учебно-воспитательный процесс активных методов обучения. В связи с этим было определено, что, наряду с другими методами обучения, ведущими являются проблемный и исследовательский метод. Важно научить школьников самостоятельно исследовать проблемы, находить оптимальные пути их решения.

В качестве наиболее значимых средств проектного обучения в исследовании признаны традиционные и новые средства:

— дидактический раздаточный материал;

— наглядные пособия (таблицы, схемы, плакаты, стенд «Уголок проектов»).

— педагогические программные средства для ЭВМ.

Важным средством организации проектного обучения является учебно-материальная база. Проведенный эксперимент показал, что возможности, имеющихся в школьных мастерских позволяют осуществлять обучение школьников выполнению творческих проектов.

Мы считаем, что обеспечение определенных нами дидактических условий организации проектного обучения в целостности с педагогическим руководством, осуществляемым на высоком профессиональном уровне позволит более полно реализовать цели проектного обучения. Педагогическое управление данным процессом производится как сознательное управление сложными компонентами, составляющими проектное обучение-, психологическими, организационными, методическими. Рассмотрение компонентов позволило свести педагогическое руководство к следующему комплексу мероприятий:

— педагогическая диагностика;

— организация и подготовка учебно-материальной базы, — разработка дидактического материала;

— подбор творческих проектов с учетом вышеназванных психолого-педагогических требований;

— подготовка к урокам, — наблюдение за ходом работы учащихся, — оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование учебно-трудовой деятельности;

— поддержание рабочей обстановки в классе;

— анализ и обобщение отдельных работ учащихся и группы в целом;

— оценка учебно-трудовой деятельности,.

В ходе педагогического эксперимента была проверена эффективность дидактических условий применения творческих проектов в образовательной области «Технология». В качестве критериев эффективности определены следующие характеристики учебно-трудовой деятельности :

— оригинальность (новизна) выполненного задания;

— качество ,*.

— самостоятельность в работе, — время выполнения.

Основным критерием эффективности явился уровень сформированности творческого компонента в деятельности.

Количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы показал, что применение творческих проектов в трудовом обучении оказывает положительное влияние на эффективность практической деятельности учащихся. Нами было сделано предположение о том, что проектное обучение не только воздействует на выделенные критерии, но и опосредуется через уровень развития творческого компонента в деятельности.

Следует отметить, что данный параметр связан со всеми показателями практической деятельности учащихся. Наибольшая корреляционная связь обнаружена между уровнем развития творческого компонента и качеством, самостоятельностью, оригинальностью выполнения задания, в меньшей степени связь обнаружена со временем. Полученные данные подтверждают, что именно качество, оригинальность (новизна) и самостоятельность являются основными показателями творчества.

Результаты экспериментальной работы позволяют сделать ряд важных обобщений. Уровень развития творческого компонента составляет основу практической деятельности учащихся и является стимулирующим Фактором развития личности. Применение творческих проектов и проектного обучения в целом опосредуется через Формирование творческой деятельности и воздействуют на практическую подготовленность школьников. Таким образом, результаты эксперимента подтвердили, что количественные показатели выделенных критериев у учащихся экспериментальных классов выше, чем в контрольных.

Нами установлено, что на эффективность выполнения творческих проектов влияет наличие достаточно сильной мотивации. В ходе эксперимента были выявлены доминирующие мотивы, интересы, побуждающие учащихся к выполнению проектов. Приведенные числовые данные свидетельствуют о преимущественном проявлении социальной мотивации (82%).

Проведенное анкетирование, выявляющее интерес учеников к работе, показало, что значительная часть школьников (84%) положительно отнеслась к организации трудового обучения с применением творческих проектов и проявила желание продолжить работу в этом направлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Цель исследования, заключающаяся в определении эффективности применения творческих проектов в образовательной области «Технология» позволила сформулировать ряд конкретных задач, состоящих в осуществлении научно-ретроспективного, психолого-педагогического анализа проектной деятельности учащихся, определении содержания творческих проектов и определении научно-педагогических требований к их отбору, разработке дидактической схемы проектного обучения, педагогического руководства деятельностью школьников в процессе выполнения творческого проекта, интерпретации экспериментальных данных.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы-.

1. Исследование вопросов внедрения творческих проектов в обучение диктуется обстоятельствами, сложившимися в области школьной трудовой подготовки, обусловленными низкой ее эффективностью относительно социально-экономических потребностей общества. Изучение и анализ научно-теоретических и практических исследований в образовательной области «Технология» свидетельствует о важности разработки проблемы.

2. Ряд исследований по данной проблеме позволил определить подход к решению теоретических основ применения творческих проектов в образовательной области «Технология». Этот подход обеспечивает успешное осуществление предстоящей деятельностипроизведенный ретроспективный анализ метода проектов дал возможность установить, что в основу разработки организации проектного обучения могут быть положены передовые идеи, связанные с сутью метода проектов, а также Дальтон-плана, бригадно-лабораторного метода, комплексных программ, разработанных отечественными и зарубежными педагогами.

3. Психолого-педагогический анализ деятельности учащихся в процессе выполнения проектного задания, с позиций теории Д. И. Фельдштейна о социально-признаваемой и одобряемой деятельности как особого по своему психологическому содержанию типа деятельности, сенэитивного подростковому возрасту, позволил определить приоритетное направление трудовой деятельности.

4. В результате анализа проектной деятельности было установлено, что процесс выполнения проектов носит творческий характер. Психолого-педагогический анализ, выявление элементов творчества предоставили возможность разработать модель проектной деятельности учащихся.

5. В рамках исследования уточнено понятие «творческий проект.» Определено содержание проектных заданий для раздела «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения» .

6. Выделен и обоснован комплекс требований к отбору творческих проектов. Произведена классификация проектных заданий по уровням сложности в зависимости от конструктивно-технологических признаков. Функционального назначения.

7. На основе проведенных исследований установлен подход к решению проблемы разработки дидактических условий применения творческих проектов в образовательной области «Технология». Создание дидактической схемы проектного обучения, включающей в себя два взаимосвязанных блока (подготовительный, созидательный), позволило выявить дидактические условия, выраженные в определении содержания, наиболее эффективных методов и средств обучения выполнению творческих проектов.

8. В ходе исследования вопросов управления дидактическим процессом была выявлена специфика и раскрыты компоненты (психологический, организационный, методический) педагогического руководства проектной деятельностью.

9. Проведенное экспериментальное исследование доказало, что выдвинутая гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение и разработанные дидактические условия обучения учащихся выполнению творческих проектов является важным средством осуществления технологического обучения школьников, подготовки их к самостоятельной трудовой жизни, развития творческого потенциала личности. Результаты эксперимента показали возможность использования в массовых общеобразовательных школах разработанную дидактическую схему проектного обучения.

10. Исследование показало, что вопросы применения творческих проектов в образовательной области «Технология» и в практике традиционного трудового обучения требуют дальнейшего научного поиска. Необходимы исследования данной проблемы во всех разделах образовательной области «Технология». Перспективы дальнейшей исследовательской работы в этом направлении связаны с разработкой дидактических основ применения творческих проектов на других ступенях технологического образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Е. Обучение учащихся элементам конструирования в процессе трудового обучения (4−8 классы) / Под ред. канд. пед. наук. П. Н. Андрианова, — Науч. — исслед. ин-т труд. обуч. и проФориент. АПН СССР. — М.: 1972.- 102 с.
  2. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Казань: Изд-во Казанского университета 1988.
  3. п.Н. Дидактические основы развития технического творчества в трудовом обучении учащихся городских ШКОЛ. М.: 1976, 123 С.
  4. Д., Белова Л. Трудовая практика в школах Англии // Народное образование. 1985. — с. 85−86.
  5. В.М. Развитие технической творческой деятельности учащихся восьмилетней школы в процессе трудового обучения (на примерах занятий по техническому моделированию). Дисс. .канд. пед. наук. М.: 1967.- 317 с.
  6. П.Р., Поляков В. А. Исследование современных проблем трудовой подготовки подрастающего поколения // Сов. педагогика. 1983. — N 6. — С. 64−71.
  7. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. — 128 С.
  8. Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Избр. педагогические труды.- М.: Педагогика, 1989.-'-С. 282−318.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  10. С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  11. в.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  12. А.К. Трудовое обучение в школьных мастерских.- М.: Учпедгиз, 1963, — 187 с.
  13. А.К., Васильченко Е. В. Трудовое обучение-. Проб. учеб. пособие для 7 класса сред. шк. М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
  14. П.П. Как организованы школы в Западной Европе и Америке? М.: Просвещение. 1917. — 48 с.
  15. П.П. Новые программы ГУСа и учитель. М. •. Работник просвещения, 1925. — 32 с.
  16. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.- М.: Учпедгиз, 1963, — 348 с.
  17. Большая Советская Энциклопедия / Под ред. A.M. Прохорова. М.-. Сов. энциклопедия, 1973−1974.
  18. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983. 96 с. 20. Васильев Ю. К. Политехническая подготовка учителя средней школы. М.: Педагогика, 1978. — 176 с.
  19. В.П. Основы новой педагогики. М.: Изд-во Сытина, 1916. — 59 с.
  20. Л.С. Собрание сочинений в : 5-ти т. / Гл. ред. А.В. запорожец.-М.: Педагогика, 1984.
  21. Выполнение проектов в школьном курсе «Технология» на занятиях в учебных мастерских. Елабуга. Елабужский государственный педагогический институт. 1995. — 32 с.
  22. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во1. Моск. ун-та, 1976. 150 с.
  23. С.И. Метод проектов в информационных технологиях. Автореф. канд. пед. наук. М.- 1996. 16 с.
  24. В.В., Маркова А. К. Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982. — 246 с.
  25. Д. Дальтоновский лабороторный план. М., 1925, — 75 с.
  26. Д. Школа и общество. М.: Работник просвещения, 1925. — 127 с.
  27. Д. Школа и ребенок. М. — Пг.: Госиздат, 1923. — 69 с.
  28. Д. Школы будущего. Берлин: Госиздат, 1922. -179 с.
  29. М.А. Современные методы обучения. М.: Высш. шк., 1985. — 72 с.
  30. JI.B. Избранные педагогические труды / АПН СССР / М.: Педагогика, 1990. — 418 с.
  31. Занятия по техническому труду в школьных мастерских: 4−6 классы. Метод, разработки / под ред. А. Г. Дубова.- М.: Просвещение., 1992. 208 е.: ил.
  32. П.Ф. Комплексные технологические задания как средство эффективности трудовой подготовки учащихся 4−8 классов. Автореф. дисс.. канд. пед. наук М.: 1981.- 20 с
  33. .В. Дальтон-план и новейшие течения русской педагогической мысли, М. Кооп. изд-во «Мир», 1925. — 179 с.
  34. И.И. Структура процесса учения. М.: Педагогика, 1986. — 97 с.
  35. JI.М. и др. Творческие проекты для учащихся 5−7 классов по технологии обработки конструкционныхматериалов. Брянск: Иэд-во БГПУ, 1995. — 56 с.
  36. Использование метода проектов на уроках «Технологии» (трудового обучения) в школе: Методические рекомендации / Под ред. М. Б. Павловой / СПб, 1996, — 68 с.
  37. Л.Б. Об особенностях Формирования самоконтроля при производственном обучении // Вопросы психологии.-1961. N 2. — С. 5−16. ^
  38. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.
  39. М.: Просвещение, 1968.- 288 с.
  40. В.М., Поляков В. А., Ставровский А. Е. Основы методики трудового обучения. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
  41. И.П. Проблемы Формирования технического мышления. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 184 с.
  42. В.А. Трудовая подготовка школьников: приоритетные направления // Советская педагогика. 1990.- N 2.- С. 52−54.
  43. В.А., Капралова B.C., Поляков В. А. Основы методики трудового и профессионального обучения / Под ред.
  44. В.А.Полякова.-М.: Просвещение, 1987. 191 с.
  45. В.И. Дидактический материал и методические рекомендации для уроков труда в 4−8 классах. М.: Просвещение, 1971. — 216 с.
  46. В.И. Формирование элементов конструкторско-технологических знаний и умений у учащихся на занятиях в школьных мастерских. Дисс.. канд. пед. наук. М.: 1963. 274 с.
  47. В.И., Якиманская Н. С. Развитие технического мышления учащихся. М., 1964. — 96 с.
  48. .М. Единство диалектики, логики и теории познания. М.: Знание, 1963. — 206 с.
  49. В.X. Воспитание в условиях меняющихся условий. М.: Работник просвещения, 1930. — 88 с.
  50. В.X. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. л.: Брокгауз — Ефрон, 1925. — 43 С.
  51. В.X. Основы метода. М., Л.: Госиздат, 1928. — 115 с.
  52. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 197 С.
  53. и.К., Кулененок В. А. Объекты труда для 5 класса, -м.: Просвещение, 1992.-123.с.
  54. и.К., Кулененок В. А. Объекты труда 6 класс. M.: Просвещение 1992. 123 с.
  55. И.К., Кулененок В. А. Объекты труда 7 класс. M.: Просвещение, 1992. 136 с.
  56. Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. м.: Новая Москва, 1926. — 288 с.
  57. . Педагогика Дьюи. Баку, 1926.- 34 с.
  58. О.А., Фарапонова Э. А., Степанский В. И. Психологический аспект трудовой подготовки школьников // Школа и производство. 1989, — N 5. — С.11−12.
  59. В.В., Симоненко В. Д. Общественно полезный труд учащихся.- М.: Просвещение, 1990. 175 с.
  60. .И. Учение процесс творческий: Книга для учителя. Из опыта работы. 2-е изд., доп. и испр.-м.: Просвещение, 1989. — 159 с.
  61. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  62. В.В., Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики.
  63. М.: Просвещение, 1982. 319 с.
  64. Н.К. Педагогические сочинения. М. -. Педагогика, 1962. Т.10. 379 с.
  65. Т.В. Психология технического мышления. -М.: Педагогика, 1975. 303 с.
  66. А.А. Исследование проблем политехнической трудовой подготовки и профессиональной ориентации молодежи.- Таллин: Валгус, 1975. 314 с.
  67. Л.Э. Новые пути школьной работы (Метод проектов). М.: Работник просвещения, 1925. — 89 с.
  68. Н.Д. Психология труда. М. Педагогика, 1963. — 368 С.
  69. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. школа, 1991. — 583 с.
  70. Л.А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. ~ М.: Медицина, 1980.- 214 с.
  71. А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии. 1974. — 584 С.
  72. А.Н. Избранные психологические произведения : В 2-х т. М.: Педагогика, 1983.320 е., ил.
  73. П.С. и др. Трудовое начало школы /концепция трудового воспитания // Школа и производство. 1990. — N 2.- С. 14−17.
  74. И.Я. дидактические основы методов обучения.-М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  75. ЛиФеров Л. А. Творчество учащихся на уроках труда // Техническое творчество и опытническая работа в системетрудовой ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ: Межвуз. Сб. научных трудов. Смоленск, 1984. С. 7−19
  76. .Ф. Вопросы общей, педагогической, и инженерной психологии. -М. Педагогика, 1991.- 296 е.: ил. ~ Труды д.чл. и чл. кор. АПН СССР.
  77. Ю.М. Повышение эффективности Формирования знаний и умений учащихся по техническому труду / На материале обучения учащихся 5−7 классов работе на металлорежущих станках / Дис.. канд. пед. наук. М. 1973.
  78. И.Ю. Педагогические функции метода проектов и условия их реализации в сельских школах. Дисс.. Канд. пед. наук. М.- 1995. 165 с.
  79. Н.Т. Политехнический принцип в обучении трудовым действиям. Канд. диссертация, м., 1970. — 170 с.
  80. А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  81. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  82. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика. 1975. — 367 с.
  83. М.И. Современный урок. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  84. Методика трудового обучения с практикумом / Под ред. Д. А. Тхоржевского. М.: Просвещение, 1987. — 447 с.
  85. Методика трудового обучения и ОТД. Учебное пособие для студентов пед. инс-тов по спец. N 2120 «ОТД и труд"/А.С.Лында, Е. И. Влонк, А. Г. Дубов и др.- Под ред. Д. А. Тхоржевского.- 2-е изд. дораб. и доп.- М. Просвещение, 1982. 290 С.
  86. Методика Формирования трудовых умений и навыков учащихся 5−7 классов / Под ред. Качнева В. И. К.: Рад. школа, 1989. — 144 с.
  87. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
  88. Е.А. Психология Формирования общетрудовых политехнических умений. М. •. Просвещение, 1973. — 186 с.
  89. О.М. Опыт проектного обучения иностранному языку в средней школе (на материале Французского языка). АвтореФ.. канд. пед. наук. М. 1995. — 20 с.
  90. В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  91. И.Н., Малов C.JI. Психология производственного обучения: Метод, пособие М.: Высшая школа., 1990. — 207 С.: ИЛ.
  92. P.M. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн: М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  93. О школе будущего.- М.: Знамя, 1974. 62 с.
  94. Обучение конструированию на уроках труда, — М.: Просвещение, 1976. С. 3−6.
  95. С.И. Словарь русского языка. М.: Сов. энциклопедия, 1964. — 284 с.
  96. Организация общественно полезного, производительного труда / И. А. Сасова, П. Р. Атутов, 3.А.Клепинина и др. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  97. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1986. — 312 с.
  98. М.Б. Технология новый учебный предмет в школе. — Санкт-Петербург: типография СПб ЦНТИ, изд-во1. ЛИбра». 1992. — 141 С.
  99. Педагогика школы / Под ред.
  100. Г. И.Щукиной.- М.: Просвещение, 1977. 648 с.
  101. Педагогика школы / Под ред. И. Т. Огородникова. М.: Просвещение, 1978.- 430 с.
  102. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агенство, 1996. 638 с.
  103. Педагогика / Под ред. ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  104. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров: В 3 Т. М.: 1964. Т. 1. 832 С.
  105. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров: В 3 Т. М., 1965. Т. 2. 912 С.
  106. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970. — 264 с.
  107. Поляков В. А, Кальней В. А., Капралова B.C. Основы методики трудового и профессионального обучения. М. Просвещение, 1987. — 191 с.
  108. В.А. Трудовое воспитание. Экономическое воспитание и образование. Профессиональная ориентация: Педагогика. М.: Просвещение, 1988. — 286 с.
  109. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  110. В.В. Содержание и методы обучения учащихся 4−6 классов обработке материалов на станках. Дисс.. канд. пед. наук.-М.: НИИ ТО и ПО АПН СССР, 1987.
  111. М.М. Эксперимент в школе: организация и управление. М.: МГПИ им. Ленина, 1992. — 215 с.
  112. Проблемы современной дидактики.- М.: МП СССР, 1979. 65 С.
  113. Производительный труд школьников / Под ред. Полякова В. А. М.: Педагогика. 1986. — 186 с.
  114. А.Н. Формирование технического интереса и развитие творчества школьников / Под ред. П. Р. Атутова. Смоленск, 1977. 77 с.
  115. А.Н. Развитие технических интересов и способностей подростков: Учебно-методическое пособие. М.: НИИ труд, подгот. и профориент. АПН СССР, 1990. — 218 е., ил.
  116. Психологические вопросы трудового воспитания / Под ред. В. И. Войтко, В. А. Моляко. Киев: Радяньска школа, 1979.- 120 с.
  117. Психологические критерии качества знаний школьников. Сборник научных трудов / Под ред. Якиманской /.- М.: АПН СССР, 1990. 142 С.
  118. Психологические основы трудового воспитания школьников / Под ред. Э. А. Фарапоновой. М.: Педагогика, 1988. — 163 с.
  119. Психологические условия повышения качества трудовой и профессиональной подготовки молодежи / Под ред. А. Н. Леонтьева. Новосибирск.: НГПИ, 1989. — 125 с.
  120. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  121. В.Д. Развитие творческой деятельности в Физико-техническом кружке . АвтореФ. дисс. .канд. пед. наук. М.: 1959. 19 с.
  122. Э.В. Взаимосвязь творческого исполнительского компонентов деятельности учащихся на занятиях по техническому труду. Дисс.. канд. пед. наук.1. М.: 1984. 163 С.
  123. Г. В., Симоненко В. Д. Применение ЭВМ в графической подготовке студентов. Брянск: Изд-во БГПИ, 1992. — 87 с.
  124. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т.1.- М.: Педагогика, 1989. 320 с.
  125. В.Л. Контроль знаний учащихся.- М.: Педагогика, 1982. 218 с.
  126. П.С. Основы разработки творческих проектов: Книга для учителя технологии и предпринимательства. ~ Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета, — 1995.- 220 с.
  127. В.В. Методические основы системы отбора обьектов труда в трудовом обучении учащихся 5−7 классов. АвтореФ. дисс.канд. пед. наук. М.: 1988 .- 20 с.
  128. И.А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / Под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 1988.- 192 с. — (Б-ка учителя труда).
  129. И.А. / Экономическое образование: проблемы и пути решения // Школа.- 1995, — N 2 С. 66−72.
  130. И.А. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых условиях хозяйствования. Дис.. докт. пед.наук.-М.: НИИ ТО и ПО АПН СССР, 1990.
  131. Сборник документов по трудовому и профессиональному обучению. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  132. . В.П. Изготовление инструментов в школьных мастерских: Пособие для учителя: Из опыта работы.-3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. — 208 е.:1. ИЛ.
  133. В.Д., Корольский В. В. Общественно-полезный поизводительный труд учащихся. М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
  134. М.Н. Дидактика средней школы.-М.: Просвещение, 1982. 106 с.
  135. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М. Просвещение, 1985.-96 с.
  136. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М. .Педагогика, 1981. — 154 с.
  137. Словарь иностранных слов.- М.: Политиздат, 1982. 248 с.
  138. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980. — 1600 с.
  139. Ю.С. Уроки творчества. М. Педагогика, 1981.- 176 с.
  140. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. м.: Изд-во МГУ, 1975, — 343 с.
  141. Д.М. Проблема содержания труда учащихся 5−8 классов в школьных мастерских-. Дисс. .канд. пед. наук.- М.: 1963. 301 с.: ил.
  142. Творческие задачи по Физике. М.: Просвещение, 1966. — 155 с.
  143. В.Т. / О подборе объектов труда // Школа и производство. 1973. — N 2. С. 48−52.
  144. Г. В. Дифференцированные задания по техническому труду для учащихся 5−7 классов: Методическое пособие. М.: НИИ труд, подгот. и профориент. АПН СССР" 1991. — 94 С., ИЛ.
  145. Техническое творчество учащихся: Учеб. пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ по индустр,-пед.спец. / Ю. С. Столяров, Д. М. Комский, В.г. Гетта и др.- Под ред. Ю. С. Столярова, Д. М. Комского. М.: Просвещение, 1989. — 223 С.: ИЛ.
  146. Д.А., Гетта В. Г. Проблемное обучение на уроках труда.- Минск: Нар. асвета, 1986. 125 с.
  147. УШИНСКИЙ К.Д. ИЗбр. ПеД. СОЧ.- В 2-ХТ. Т.1.-М.: Педагогика, 1974. 584 с.
  148. О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения.-М.: Высшая школа, 1970. 301 с.
  149. Д.И. Проблемы возрастной ипедагогической психологии. М.: Международнаяпедагогическая академия, 1995. 368 с.
  150. Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков.-М.: Педагогика, 1982. 216 с.
  151. Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии.- м.: Международная педагогическая академия, 1994. 340 С.
  152. Формирование учебной деятельности школьников ./ Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой- Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР, Акад. пед. наук ГДР. М.: Педагогика, 1982.- 216., ИЛ.
  153. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога: кн. для учителя.- м.: Просвещение, 1987.-224 с.-' ил. (Психологическая наука-школе).
  154. В.В. Психология трудового обучения. М.: Высш. шк. 1983. — 239 с.
  155. А.Д. Трудовое воспитание школьников. Вопросы теории и методики.- М.: 1986. 101 с.
  156. В.Д. Психология производственного обучения. Ярославль, 1976. — 68 с.
  157. Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Педагогика, 1982. 209 с.
  158. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В > 2-х т. / Под ред. Н. П. Кузина и др. М.: Педагогика, 1980.т.1. 304 с.
  159. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. 14.: Педагогика, 1986. — 182 с.
  160. Экспериментальная программа образовательной области «Технология». м.: ВНИК «Технология», 1994. — 272 с.
  161. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989.- 554 с.
  162. И.Н., Малюта Н. Т., Рыбенцев В. Н. Сборник задач по техническому труду. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976. 172 е.: ил.
  163. Col lings E. An Experiment with Project Curriculum. N. J.: The Macmmi11 an Company, — 1923.
  164. Dewey D. My Pedagogic Grid. Wash., 1929. 184. Dewey. School and Society. — 1899.
  165. Doodd T. Design and Technology in School Curriculum. London, 1979. — 93 p.
Заполнить форму текущей работой