Введение.
Развитие профессиональной компетентности преподавателя физической культуры колледжа
Эти же авторы отмечают тенденцию снижения уровня физической культуры общества и личности. Подобная ситуация имеет свои объективные основания ввиду того, что традиционная система физического воспитания складывалась под влиянием практических потребностей общества, например, в образовательных системах физическая культура определялась как средство формирования двигательных умений и навыков. При этом… Читать ещё >
Введение. Развитие профессиональной компетентности преподавателя физической культуры колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Концепция современного образования РК ставит ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под ключевыми компетенциями имеется в виду целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это в свою очередь предполагает наличие у преподавателя достаточно высокого уровня соответствующих компетенций, а также умения составлять ориентировочную основу деятельности — совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности.
Возросший в последнее время интерес государственной образовательной политики по отношению к физической культуре обусловлен осознанием значимости данного вида культуры в реализации потенциала личности в обществе, что подтверждается исследованиями и документами таких ученых, как В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Л. И. Лубышева, Ю. М. Николаев, В. А. Петьков, Г. М. Соловьев, В. И. Столяров и др.
Эти же авторы отмечают тенденцию снижения уровня физической культуры общества и личности. Подобная ситуация имеет свои объективные основания ввиду того, что традиционная система физического воспитания складывалась под влиянием практических потребностей общества, например, в образовательных системах физическая культура определялась как средство формирования двигательных умений и навыков. При этом ее роль в информативном, интеллектуальном, нравственном, эстетическом и социально-духовном воспитании только декларировалась. В результате произошло снижение потенциала физической культуры как важнейшей составной сферы общей культуры человека и его самостоятельной деятельности в ней, обеспечивающей самообразование и физическое самосовершенствование.
Цель исследования состоит в определении теоретических основ и психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры колледжа.
Объект исследования — профессиональная компетентность преподавателя физической культуры колледжа.
Предмет исследования — процесс развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры колледжа.
Гипотезу исследования составило положение о том, что процесс развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры колледжа будет эффективным, если:
определены ключевые компетенции данного специалиста в соответствии с тенденциями модернизации образования и современными требованиями государственного образовательного стандарта в области физической культуры;
— выявлена совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития профессиональной компетентности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
определить роль и место физической культуры в системе подготовки будущего специалиста;
провести теоретико-методологический анализ исследований, касающихся проблем профессиональной компетентности преподавателя физической культуры колледжа в контексте модернизации среднего профессионального образования;
выявить совокупность психолого-педагогических условий повышения профессиональной компетентности преподавателя физической культуры колледжа;
рассмотреть самообразование как фактор развития профессиональных компетенций преподавателя физической культуры колледжа в системе его непрерывного образования;
разработать модель самообразования специалистов в области физической культуры и педагогическую технологию построения их индивидуальных самообразовательных траекторий;
провести экспериментальную проверку модели самообразования, внедрить ее в учебный процесс и разработать практические рекомендации по ее использованию.
Методологическую основу исследования составляют базовые принципы системности, всесторонности, историзма, конкретности исследования, детерминизма, а также идеи о единстве теории и практики, сущности и явлении, форме и содержании. Они дополняются психолого-педагогическими положениями, определяющими механизм взаимодействия преподавателей и обучаемых как субъектов учебной деятельности; психолого-педагогическими, физиологическими закономерностями формирования знаний, умений и навыков.
Методологическими ориентирами исследования выступают системный, культурологический и личностно-деятельностный подходы.
Теоретическим фундаментом исследования являются: теории личности, деятельности и общения (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Б. Мудрик, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.); теории и технологии обучения (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Н. В. Кларин, В. В. Краевский, B.C. Леднев, Г. К. Селевко и др.), теории физической культуры и физического воспитания (В.А. Ашмарин, Ю. Ф. Курамшин, А. П. Матвеев, Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков, Н. И. Пономарев и др.), положения о теории физической культуры личности (В.К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Л. И. Лубышева, Г. М. Соловьев и др.) и технологии ее формирования (М.Я. Виленский, В. А Петьков, Г. М. Соловьев); психология спорта (Е.П. Ильин, А. Ц. Пуни, Н. Б. Стамбулова и др.), психология интеллекта и способностей (В.Н. Дружинин, Н. Ф. Талызина, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков и др.), социология образования и культуры (B.C. Барулин, А. С. Запесоцкий, Ж. Т. Тощенко и др.), спортивная, общая и возрастная физиология и психофизиология (Л.И. Губарева, Е. П. Ильин, Е. Б. Сологуб, А. С. Солодков и др.), а также работы, посвященные образованию в сфере физической культуры (М.Я. Виленский, В. Н. Курысь, Л. И. Лубышева, В. П. Лукьяненко, Г. М. Соловьев, Т.Е. Труфа-нова и др.).
Для решения поставленных задач, проверки исходных положений использовался комплекс методов, взаимно проверяющих и дополняющих друг друга: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы (историко-логический, сравнительно-сопоставительный, логический); поисковые исследования, обеспечивающие цель, задачи и гипотезу исследования, построение структуры целостного педагогического процесса, его технологических систем, микроструктур, цепочек, приемов, набора тестов; психолого-педагогические и социологические методы (опрос, анкетирование, наблюдения: прямые, косвенные, включенные, длительные, фиксированные); методы регистрационных обследований (документальное фиксирование, успеваемость, состояние динамики изменений профессиональной компетентности); экспериментальные методы (организация и проведение эксперимента, педагогических контрольных испытаний, анализ и коррекция хода исследования).
Опытно-экспериментальной базой исследования является опыт профессиональной деятельности преподавателей колледжей г. Костанай.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: уточнена и теоретически обоснована структура ключевых профессиональных компетенций преподавателя физической культуры; выявлено и разработано содержание организационно-педагогических условий реализации непрерывного образования в контексте развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры; теоретически обоснована педагогическая технология построения индивидуальной образовательной траектории, являющейся основой в модели самообразования, и детерминированы психолого-педагогические условия ее реализации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают реальные ориентиры и возможности для педагогического управления процессом формирования ключевых компетенций преподавателя физической культуры, отвечающих современным научным представлениям теории физической культуры.
Применение разработанной модели самообразования и индивидуальных образовательных траекторий, а также результатов исследования позволяет значительно повысить уровень профессиональной компетентности специалистов в области физической культуры.