Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формы налогового контроля и пути совершенствования его в соответствии с налоговым законодательством

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во всех других случаях требование налогового органа предоставить при камеральной проверке дополнительные документы не будет соответствовать НК РФ. При обнаружении ошибок в налоговой декларации (расчете) и/или противоречий (несоответствий) между сведениями, имеющимися в представленных документах, налоговый орган будет вправе требовать от налогоплательщика в течение пяти дней сделать необходимые… Читать ещё >

Формы налогового контроля и пути совершенствования его в соответствии с налоговым законодательством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства Контрольная работа по дисциплине: Налоги и налогообложение Екатеринбург 2013

  • 1. Теоретическая часть. Формы налогового контроля и пути совершенствования его в соответствии с налоговым законодательством
    • 1.1 Формы налогового контроля
      • 1.1.1 Камеральная налоговая проверка
      • 1.1.2 Выездная налоговая проверка
    • 1.2 Совершенствование практики осуществления налогового контроля
  • 2. Практические задачи
    • 2.1 Ответы на вопросы со ссылкой на статью налогового кодекса
      • 2.1.1 Каков исковой срок давности хранения первичных бухгалтерских документов для налоговых расчетов
      • 2.1.2 Может ли предприятия получить отсрочку по уплате НДС, налога на прибыль, если на предприятии в налоговом периоде произошел пожар
      • 2.1.3 Что такое пеня
      • 2.1.4 Каков порядок и условия предоставления инвестиционного налогового периода
      • 2.1.5 Какие налоги и сборы относятся к федеральным
  • Список используемой литературы
    • Приложение

1. Теоретическая часть. Формы налогового контроля и пути совершенствования его в соответствии с налоговым законодательством

1.1 Формы налогового контроля

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.

Под формами финансового контроля понимают отдельные проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий.

Форма налогового контроля выражает содержание контрольного процесса. Выбор конкретной формы зависит от уровня развития налоговой системы и организации налогового контроля, а также от решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей контрольной работы.

Существует достаточно обширная классификация контрольных действий по форме, методам и видам. Кроме того, в различных источниках представлены характеристики налогового контроля с точки зрения элементов, направлений, задач и целей. Обратимся к наиболее часто встречающейся классификации налогового контроля в зависимости от временного характера.

Форма налогового контроля может быть предварительной (предшествующей), текущей и последующей.

Налоговый контроль

Основные задачи

Положения НК РФ

Предшествующий (предварительный)

Профилактические мероприятия по разъяснению налогового законодательства с целью его правильного применения

Текущий

Контрольные мероприятия, проводимые в процессе исполнения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах с целью предотвращения налогового правонарушения

Камеральные налоговые проверки (ст. 88 НК РФ)

Последующий

Контрольные мероприятия в последующие периоды с целью выявления нарушения законодательства о налогах и сборах

Выездные налоговые проверки (ст. 89 НК РФ)

Налоговый кодекс указывает на следующие разновидности налоговых проверок:

— камеральная налоговая проверка;

— выездная налоговая проверка.

Также может проводиться встречная налоговая проверка, не названная прямо в ст. 87 НК РФ. Встречная налоговая проверка фактически представляет собой не отдельный вид налоговой проверки, а лишь истребование документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). В ходе встречной налоговой проверки документы истребуются у любых лиц. При этом встречная налоговая проверка проводится только в случае необходимости получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора) при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.

1.1.1 Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка — это проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком (налоговым агентом, плательщиком сбора), служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ). Камеральные проверки проводятся как в отношении организаций, так и в отношении физических лиц. Камеральная налоговая проверка является формой текущего налогового контроля и позволяет налоговым органам оперативно реагировать на нарушения налогового законодательства.

Общие правила проведения камеральной налоговой проверки:

1. Проводится только по месту нахождения налогового органа.

2. Проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без специального решения руководителя налогового органа.

3. Проводится на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком, и документов налогового органа либо имеющихся у налогового органа.

При этом по общему правилу при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ).

В исключение из этого правила налоговый орган может истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие:

— право налогоплательщика на получение налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);

— право на возмещение НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ);

— правомерность применения налоговых вычетов (ч. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ);

— а также документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

Во всех других случаях требование налогового органа предоставить при камеральной проверке дополнительные документы не будет соответствовать НК РФ. При обнаружении ошибок в налоговой декларации (расчете) и/или противоречий (несоответствий) между сведениями, имеющимися в представленных документах, налоговый орган будет вправе требовать от налогоплательщика в течение пяти дней сделать необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, но не вправе истребовать дополнительные документы (п. 3 ст. 88 НК РФ). Предоставление таких документов — право, а не обязанность налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ).

4. Конкретный период, который может быть охвачен камеральной налоговой проверкой, в НК РФ не определен. Однако из содержания ст. 88 НК РФ следует, что камеральная налоговая проверка может проводиться только на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) за соответствующий период, охваченный декларацией.

5. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченным должностным лицом налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и прилагаемых к ней документов (п. 2 ст. 88 НК РФ).

6. В случае обнаружения в документации ошибок или противоречий налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием в течение пяти дней дать необходимые пояснения или установить срок для внесения соответствующих исправлений (п. 3 ст. 88 НК РФ).

И лишь после соблюдения указанной процедуры, если после представления налогоплательщиком пояснений налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, в установленном порядке составляется акт налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ).

В приложении к данной работе содержится полная схема проведения камеральной налоговой проверки.

1.1.2 Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка — это налоговая проверка, осуществляемая налоговыми органами на основе изучения и оценки первичных документов, документов бухгалтерского и налогового учета, а также иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, по месту нахождения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. Помимо места проведения выездная проверка отличается сущностью вопросов проверки, объемом проверяемых документов, проверяемым периодом времени деятельности плательщика, порядком назначения выездной налоговой проверки, кругом участников данной проверки, порядком проведения отдельных мероприятий налогового контроля, документальным оформлением результатов выездной проверки.

Общие правила проведения выездной налоговой проверки:

1. Проводится в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (организаций, их филиалов и представительств, индивидуальных предпринимателей).

2. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

3. Выездная проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

4. Выездная проверка проводится по одному или нескольким налогам.

5. Частота проведения налоговых проверок: не может проводиться в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

6. Глубина выездной налоговой проверки, т. е. временной период деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, который может быть охвачен налоговой проверкой, составляет 3 календарных года, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. 7. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. *89.6)

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и акта выездной налоговой проверки. Результаты проверки оформляются в итоговом документе проверки — акте выездной налоговой проверки.

1.2 Совершенствование практики осуществления налогового контроля

налоговый камеральный проверка федеральный

Анализ названных схем уклонения от уплаты налогов физическими лицами дает нам право сказать, что неэффективность института налогового контроля за расходами физических лиц исходит:

— из отсутствия налогового контроля за доходами физических лиц, оказывающих финансовое содействие другим лицам в приобретении дорогостоящего имущества, передающих наличные денежные средства по договору займа;

— из лояльного отношения государства к регистрации юридических лиц;

— из невозможности государства на своей территории осуществлять полную налоговую юрисдикцию, используя и территориальный, и резидентский принципы налогообложения.

Необходимость совершенствования форм и методов налогового контроля вытекает также из того, что практически каждая вторая проверка заканчивается безрезультатно.

Можно отметить, что важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

— системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

— использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

— форм и методов налоговых проверок.

Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:

— увеличение количества совместных проверок с органами федеральной службы налоговой полиции;

— повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;

— проведение перекрестных проверок;

— использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии законодательных норм.

Данный перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговой инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.

2. Практические задачи

2.1 Ответы на вопросы со ссылкой на статью налогового кодекса

2.1.1 Каков исковой срок давности хранения первичных бухгалтерских документов для налоговых расчетов

Ответ: Сроки хранения первичных документов для целей бухгалтерского учета — не менее 5 лет. Для налогового учета этот срок установлен в 4 года.

Обоснование:

Для целей бухгалтерского учета в соответствии с ч.1 ст. 29 НК РФ первичные учетные документы подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Такой же 5-летний срок хранения первичных бухгалтерских документов установлен и в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденном приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558.

Для целей налогового учета в силу пп.8 п. 1 ст.23 Налогового кодекса документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, должны храниться в течение четырех лет.

2.1.2 Может ли предприятия получить отсрочку по уплате НДС, налога на прибыль, если на предприятии в налоговом периоде произошел пожар

Согласно ст. 64 гл. 9 НК РФ (часть первая) (с изменениями на 23 июля 2013 года) (редакция, действующая с 1 октября 2013 года) Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, на основании причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Поскольку пожар является технологической катастрофой, ответ — да, предприятие может получить отсрочку по уплате НДС, налога на прибыль, если на предприятии в налоговом периоде произошел пожар.

2.1.3 Что такое пеня

ПЕНИ — установленная ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 23 июля 2013 года) (редакция, действующая с 1 октября 2013 года) (Глава 9, ст.75)

2.1.4 Каков порядок и условия предоставления инвестиционного налогового периода

1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа.

5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;

6) включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .

2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

1) по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 1 настоящей статьи, — на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этих подпунктах целей;

2) по основаниям, указанным в подпунктах 2−4 пункта 1 настоящей статьи, — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;

3) по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, — на сумму кредита, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .

3. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

4. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

5. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение 30 дней со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

6. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения платежей по соответствующему налогу, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита в срок, не превышающий срок, на который в соответствии с договором предоставляется инвестиционный налоговый кредит, порядок и срок погашения начисленных процентов, указание на способ обеспечения обязательств, ответственность сторон. Если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 23 июля 2013 года) (редакция, действующая с 1 октября 2013 года) (Глава 9, ст.66)

2.1.5 Какие налоги и сборы относятся к федеральным

1)Налог на добавленную стоимость

2)Акцизы

3)Налог на доходы физических лиц

4)Единый социальный налог

5)Налог на прибыль организаций

6)Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

7)Водный налог

8)Государственная пошлина

9)Налог на добычу полезных ископаемых Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 23 июля 2013 года) (редакция, действующая с 1 октября 2013 года) Раздел VIII. Федеральные налоги (Главы 21−26, статьи 143−346)

Список используемой литературы

1. Журнал «Бухгалтерский бюллетень», 2011, N 12 (Ю.Е.Яковлева Аудитор);

2. Журнал «Все для бухгалтера», 2012, N 19 (Ю.М.Лермонтов);

3. Журнал «Налоговый вестник», 2011, N 7 (О.В.Родина);

4. Перов, А.В. «Налоги и налогообложение», М.: Юрайт-Издат, 2011;

5. Сайт Федеральной Налоговой Службы РФ (http://www.nalog.ru/);

6. Информационная система «Помощник Бухгалтера» («Техэксперт»);

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изменениями на 23 июля 2013 года) (редакция, действующая с 1 октября 2013 года).

Приложение Схема «Камеральная проверка»

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой