Журналистика и культура
Данное обстоятельство не должно влиять на уровень профессиональной культуры журналиста, несмотря на все способствующие этому факторы. Журналист постоянно должен соблюдать нормы этики, так как он обладает особенным влиянием на культурно — духовное состояние общества. Ведь профессия предоставляет право журналисту от имени общества вершить моральный суд над явлениями, привлекающими общественное… Читать ещё >
Журналистика и культура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Тема, выбранная мною для курсовой работы, была актуальна во все времена. Однако в 21 веке она имеет особенное значение, так как всё чаще говорят о падении нравственного уровня культуры индивида и деградации современного общества.
Данное обстоятельство не должно влиять на уровень профессиональной культуры журналиста, несмотря на все способствующие этому факторы. Журналист постоянно должен соблюдать нормы этики, так как он обладает особенным влиянием на культурно — духовное состояние общества. Ведь профессия предоставляет право журналисту от имени общества вершить моральный суд над явлениями, привлекающими общественное внимание Работа в журналистике предполагает знание правовых и этических аспектов данной профессии. Человек, функционирующий в этой среде, в первую очередь должен проверять достоверность передаваемой ему информации, уважать интересы своего собеседника и цивилизованно вести себя на публике.
Особенно часто наличие профессиональной культуры журналиста проверяется на встречах международного уровня. Такого рода мероприятия выявляют особенности поведения представителей данной профессии из разных стран.
Цель моей курсовой работы — охарактеризовать профессиональную культуру журналиста и выявить основные её компоненты.
Объект данной темы — деятельность журналиста, предмет — черты профессиональной культуры.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
· дать определение понятию «Культура»
· проанализировать понятие «профессиональная культура» журналиста;
· выявить составляющие элементы понятия «профессиональная культура»;
· определить, какое влияние оказывает культура журналиста на современное общество;
· рассмотреть профессиональную культуру региональных СМИ.
Задачи структурно определят курсовую работу: пять глав, каждая из которых решает одну из поставленных задач.
Тема профессиональной культуры СМИ всегда была в центре внимания зарубежных и отечественных исследователей. В современной научной литературе показаны разные способы определения сущности и специфики культуры журналиста, выявления нравственных аспектов функционирования СМИ и их роли в личной и общественной жизни в рамках познавательных задач определённой области.
Вопросы профессиональной культуры журналиста в своих научных разработках поднимают такие исследователи, как Д. С. Авраамов, В. В. Ворошилов, С. Г. Корконосенко, Г. В. Лазутина, В. М. Березин, Ю. В. Казаков и другие.
Новизна исследования заключается в том, что автором определены особенности региональной профессиональной культуры журналиста и конкретные механизмы её повышения.
Методы исследования включают анализ некоторых республиканских СМИ на наличие у них профессиональной культуры журналиста.
Как проявляется культура журналиста в его творчестве? Влияет ли она на общество? Этичен ли журналист в наше время по отношению к окружающим его людям? Какие кодексы морали ему следует соблюдать?
Глава 1. Понятие профессиональная культура журналиста в современном обществе газета профессиональный культура журналист
1.1 Понятие терминов «культуры», «профессиональной культуры»
Понятие термина культура предполагает множество определений в разных источниках.
Культура — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности. [1]
В учебном пособии А. Радугина понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. 2]
Большая советская энциклопедия гласит: культура — исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле термин «Культура» относят только к сфере духовной жизни людей. 3]
«Культура — это, прежде всего термин, который означает нечто, постоянно имеющее отношение к каждому человеку и ко всей общественной жизни», — пишет Д. Лалетин в учебнике «Культурология». 4]
Само слово «культура» появилось ещё в древнем Риме у Цицерона и обозначало оно возделывание, обрабатывание, воспитание, образование. Независимое же существительное «культура» стало употребляться в Европе с XVIII века. До этого оно звучало, к примеру, у Гегеля, но употреблялось в значении слова «образование». Данное понятие вошло в русскую речь лишь в 30-е годы XIX века в натурфилософском труде Данилы Михайловича Велланского. Культурология — относительно молодая наука, сложившаяся в особую научную дисциплину в ХХ веке.
Культура имеет множество различных направлений и автономных областей. Одно их самых распространённых разделений культуры происходит на народную, элитарную и массовую.
Народная культура — это самая древняя их культур, не имеющая четко определенных границ и включающая культурные пласты разных эпох: от глубокой древности до настоящего времени.
Элитарная культура — «высокое» творчество, создаваемое привилегированной частью общества или по её заказу. Чаще всего к данному направлению относят «высокую» живопись, литературу и музыку. Считается, что элитарная культура требует определённого уровня образования и хорошего вкуса.
Массовая культура — самая распространенная и популярная культура, преобладающая среди широких слоев населения в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, литература (массовая), средства массовой информации. Термин массовая культура появился в 19 веке. [1;74]
Помимо вышеизложенных направлений культуры, ещё одна составляющая данного понятия это субкультура, которая появилась сравнительно недавно.
Субкультура — часть культуры, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Подгруппы субкультуры[2;43]:
· музыкальные, связанные с жанрами музыки (хиппи, растафари, металлисты, панки, эмо-киды, готы, хипхоперы);
· арт-субкультуры, произошедшие из увлечений к разным видам искусства и хобби (отаку, фурри);
· имиджевые, делающие акцент на собственном стиле в одежде (эмо, бэггеры, видзюару кэй, моды, нудисты, стиляги, тедди-бои, милитари, фрики);
· индустриальные и спортивные (спортивные фанаты, индастриалы);
· контркультуры — течение отрицающие ценности доминирующей культуры (скинхеды, гопники, богемы).
Профессиональная культура — интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций — конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности. [5]
Любая профессиональная культура изучает конкретные условия реализации всеобщих моральных требований в зависимости от своеобразия социальной роли представителя определенной профессии. Профессиональная мораль относится и к обязанностям трудового процесса, и к его участникам, а так же взаимодействует с обществом в целом.
1.2 Профессиональная культура журналиста Некоторые специалисты по этике обосновывают само наличие особой морали у представителей таких профессий, как учёный, писатель, журналист, именно высоким удельным весом творчества и считают этот признак решающим.
И действительно, творческая деятельность постоянно ставит человека перед выбором. «Творить — значит делать выбор, отбрасывая неподходящие варианты», — говорит Лазутина. По сравнению с музыкантом или учёным в профессии журналиста помимо таланта и квалификации большое значение имею его личные качества, которые и предопределяют правильность сделанного им выбора. Самые главные их них — честность, ответственность и долг перед аудиторией. 6]
Культура в профессии журналиста — это нормы профессиональной нравственности тех, кто пользуется информационными средствами в своей деятельности, которая касается разных кругов общественности; в более широком смысле к этой сфере относятся так же редакции и издательства вместе с техническими центрами, поддерживающих работу журналистов.
Главная функция профессиональной культуры журналиста — регулирование его поведения.
«Высока ответственность журналиста за достоверность информации, так как в силу своих профессиональных обязанностей он выступает нравственным судьей по поводу действий всех ветвей власти, общества в целом и представителей других профессий не только в рамках законодательства, но и согласно профессиональным этическим нормам этих социальных групп», — пишет в своей статьей «Механизмы повышения нравственной культуры журналиста» Фарид Ахмадиев.
Нормы профессиональной морали журналиста—это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими организациями моральные требования. 7]
Структура профессиональной культуры журналиста включает в себя профессиональное сознание, самосознание и профессиональную деятельность. Выделяются два уровня профессиональной культуры журналиста:
1. уровень профессиональной идеологии (авторитарно-технократической, гуманитарной, информационно-познавательной и пр.);
2. уровень профессионального обыденного сознания. [8]
Задача журналиста, описанная в международных принципах профессиональной этики журналиста США — развивать право каждого гражданина на объективную информацию. Объективность достигается использованием максимального числа источников информации, проверкой фактов и описание, в котором они состоялись. Главная задача профессиональной морали — находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и людей, с которыми он сталкивается.
Есть такая точка зрения, что главным принципом профессиональной этики является руководство. На самом деле, специфика издания, рабочая атмосфера и взгляды начальства имеют большое влияние на сотрудников газет, телевидения или радио.
Помимо воздействия коллег на становление норм профессиональной культуры журналиста оказывает влияние и воспитание на примере лучших представителей профессии. Отсюда следует, что необходимо заставить уважать данную профессию, созданием положительного имиджа, удовлетворением основных обязанностей журналиста.
Основные нормы поведения журналиста закреплены в кодексе профессиональной этики, принятом на Конгрессе журналистов России 23 июня 1994 года в Москве. На международном уровне данный документ носит название «декларация принципов поведения журналиста», принятая международной федерацией журналистов на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25−28 апреля 1954 года.
Предыдущие исследования на данную тему помогли выявить составляющие элементы профессиональной культуры, которые способствовали разностороннему понятию данного термина. Составляющие данного понятия, по мнению М. В. Симкачевой [3;63]:
· Культура речи
· Культура творчества
· Журналистская культура
· Корпоративная культура
· Культура поведения во время сбора информации
· Коммуникативная культура Культура речи — правила произношения, манера общения, грамотность. Эта составляющая одна из главных характеристик, определяющих степень профессиональности телевизионных и радиопередач, их публицистическую и художественную полноценность. СМИ в значительной степени обусловливают нормы языка и общения, и тем более велика их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим традициям культуры.
Культура творчества — методика написания материала, творческий подход, мастерство, умственные способности, компетентность.
Журналистская культура — умение добывать ценные новости; способность увидеть интересную информацию там, где её никто не заметит; правильное использование предоставляемых фактов; соблюдение норм поведения журналиста, целью которого является формирование эстетических и духовных позиций современного общества.
Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены работниками отдельной редакции в процессе адаптации к внешней среде. «Большую роль в выполнении норм журналистской морали играет этический уровень руководителей средств массовой информации, главных редакторов изданий, духовно-культурные традиции коллектива», — пишет Фарит Ахмадиев.
Культура поведения во время сбора информации и проведения интервью — умение преподать себя с лучшей стороны и завоевать доверие собеседника своей образованностью, откровенностью и заинтересованностью в его информации.
Коммуникативная культура — знания в организационной области взаимодействия людей, позволяющие устанавливать контакт с деловыми партнерами, коллегами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату. Основные качества журналиста, обсуждаемые в коммуникативной культуре: вежливость, толерантность, тактичность, пунктуальность, скромность.
Помимо упомянутых основ профессиональной культуры журналиста, так же в составляющие данного понятия можно включить, такие виды культуры, как:
· Политическая культура
· Медиа-культура
· Социологическая культура
· Психологическая культура
· Правовая культура
· Филологическая культура Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Для журналиста — это передача данных, сведений, обобщённых материалов о событиях, фактах, явлениях, работе государственной власти в стране и за рубежом, о политической и боевой подготовке, а также умение преподнести данную информацию, не выходя за определённые границы. 4;51]
Медиа-культура — совокупность информационно-коммуникативных средств, выработанных человечеством в ходе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализация личности. 5;33]
Социологическая культура — для журналиста предполагает взаимодействие с обществом и умение располагать социальной информацией. В профессии журналиста — это социологические опросы, интервью, анкеты, исследования, эксперименты, анализ документов, содержащих социальную информацию.
Психологическая культура — культура, основанная на психологии как науке, на ее сознательном внутреннем освоении и превращении психологических знаний с профессиональной, правовой, нравственной культурой, с социологическими методами познания и отражения действительности. Психология формирует духовную сторону профессиональной культуры, нормы и ценности, которым следует журналист.
Правовая культура — характеризует уровень правосознания, включает знания журналистом норм, убеждений, установок, прав человека и правил взаимодействия общества, личности, государства, оформленных в виде законодательных актов и которыми пользуются исполнительная власть и должностные лица. 6;42]
Филологическая культура — предполагает постижение журналистом филологического знания и приобретение навыков пользования многообразием средств филологических наук, интерпретации художественного и публицистического текстов. Филологическая культура включает грамотность, умение правильно интерпретировать текст и анализировать с литературной точки зрения.
«Профессиональная культура журналиста стоит на уровне развития общества (или отстаёт от неё). Ни один из её компонентов не заменяется другим и все они необходимы, как условие профессиональной зрелости сотрудника СМИ». 6;44]
Сегодня невозможно представить свою жизнь без средств массой информации. Ежедневно мы читаем газеты, слушаем радио или смотрим телевизор, откуда можем получать свежую, актуальную информацию. Так как журналистика играет важную роль в формировании и функционировании общественного сознания в целом, сложилось понятие, что журналистика — это «четвёртая ветвь власти».
Журналист — идеолог, способный силой своего таланта давать отпор разрушительному влиянию бездуховности, воспитывать моральные ценности в человеке и отстоять в общественном сознании высокие принципы нравственности.
Влияние — это процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок. Если успешно воспользоваться влиянием, можно изменить мнений, установок, склонностей, убеждений и даже поведения. [10]
Эксперты утверждают, что культура СМИ воздействует на личность человека как отрицательно, так и положительно.
Позитивные моменты влияния СМИ на общество:
· служит для взаимного информирования властей и населения;
· повышают общую культуру населения;
· СМИ держат нас в курсе всех актуальных событий.
Помимо всего вышеперечисленного печать, телевидение и радио предполагают воспитание масс и формирование общественного мнения. Благодаря событиям, которые произошли за последние 20 лет в России, появились новые принципы в журналистике. Ей стали присуще такие новые черты, как самостоятельность, продажность, безответственность. Они негативно сказались на развитии современной прессы. В связи с данными обстоятельствами задача журналиста, о которой было сказано в предыдущей главе, передвинулась на задний план. Теперь основными принципами стали оперативность и удовлетворение желаний заказчика.
Таким образом, значительное число журналистов в наше время в большей степени заботятся о собственной выгоде. Именно поэтому профессиональная культура средств массовой информации стала деградировать, следовательно, и уровень воспитательного процесса снизился. К тому же высокопоставленные лица стали пользоваться возможностью формировать общественное мнение через СМИ, пропагандируя собственные взгляды на жизнь и свою деятельность.
Журналист — лицо, осуществляющее общественный долг. И этот долг заключается как раз в добросовестном исполнении своих обязанностей и в осуществлении профессиональных прав. Все эти права и обязанности даны журналисту лишь потому, что он выполняет общественный долг, потому что он находится не на государственной службе, а на службе у общества. Вот, почему важно разделять бизнес в области массовой информации и журналистику, как свободную профессию, государственную информационную политику и журналистику, как общественную профессию и общественное служение.
Глава 2. Профессиональная культура журналиста региональных СМИ (на примере газет «Казанские ведомости», «ПроГород», «Республика Татарстан»)
2.1 Критерии профессиональной культуры журналистов региональных СМИ
Критерии исследования | Газета «Казанские ведомости» | Газета «ПроГород» | Газета «Республика Татарстан» | |
Культура речи | «Лёгкий» и непринуждённый литературный язык без грамматических ошибок; форма «имя фамилия» употребляется без отчества. | Присутствие опечаток; легкий для восприятия стиль написания текстов; употребление имён высокопоставленных лиц без отчества. | Отсутствие грамматических и стилистических ошибок в тексте; использование литературного русского языка. | |
Культура творчества | Компетентность, образованность журналиста, начитанность. | Осведомленность, оригинальный творческий подход, высокий уровень образования автора. | Компетентность, особое проявление умственных способностей авторов в культурных и политических статьях; высокое мастерство. | |
Журналистская культура | Присутствие эмоционально-окрашенных слов в статьях, достоверность источников, наличие ссылок на использованные материалы. | Отчетливая позиция в каждой статье, наличие достоверных источников, объективная трактовка проблемы, оперативность. | Отсутствие эмоций и оценок в политических статьях, однако, их скрытое наличие в социальных и общественных текстах. | |
Коммуникативная культура | Вежливость по отношению к интервьюируемому и аудитории, постоянная поддержка связи с читателем. | Нейтральное отношение к разному мнению людей, с которыми работают, принятие различных точек зрений. | Корректность по отношению к наиболее острым темам сегодняшнего дня, интерактив. | |
Социальная культура | Наличие опросов, социологических исследований, статистики. | Постоянная взаимосвязь с читателем (совместное сотрудничество), постоянно поднимаемые острые социальные проблемы, опросы. | Присутствие социологических опросов, исследований, статистики, решение социальных проблем. | |
Правовая культура | Высокий уровень знания норм журналистского кодекса и прав человека. | Знание законов о СМИ и принятых деклараций, прав человека и других юридических норм. | Знание законов о СМИ и принятых деклараций, прав человека и других юридических норм. | |
На основе проделанной автором работы были выявлены определенные критерии для анализа таких республиканских СМИ, как «Казанские ведомости», «ПроГород», «Республика Татарстан» за последние три месяца. В результате были обнаружены следующие особенности профессиональной культуры журналиста в различных газетах.
В газете «казанские ведомости» встречается множество материалов, связанных с общественной и культурной жизнью общества. Автор с особой эмоциональностью описывает события, произошедшие в республике. Статьи на политические темы ограничены и скрывают какие-либо оценки пишущего материал. Однако стиль написания текстов о политической жизни страны довольно прост, поэтому читатель без особых затруднений может вникнуть в суть материала. Благодаря высокой образованности журналиста сразу выделяется большой словарный запас авторов, отсутствие грамматических и стилистических ошибок. Особенно проявляется начитанность авторов в статьях о культуре. Газета постоянно взаимодействует с читателем, проводя различные конкурсы, опросы и исследования. Помимо этого есть рубрика «Глас народа», где печатается точка зрения читателя или его интересная история из жизни. Газета не провоцирует национальные конфликты. Но и не пишет всю правду о том, что творится на улицах города. Доказательство тому проходящие в республике после выборов партии в госдуму и президента России митинги, о которых в газете информации не нашлось.
Другое не менее значительное республиканское СМИ «Республика Татарстан» тоже имеет высококвалифицированных специалистов. Об этом говорит стиль написания текстов и отсутствие ошибок. Язык некоторых статей достаточно сложен для читателя, так как имеется множество слов, значение которых известно лишь начитанным в этой сфере людям. В пример можно привести экономическую статью «Законы денег нам не писаны», где собрано множество непривычных для читателя слов и различных статистических данных. Также в газете наблюдается честность поднимаемых вопросов, актуальность проблем, рассматриваемых авторами («Почему элегантный возраст портит резюме», «Поиски „зебры“»), отсутствие экспрессии в статьях на политические темы, но скрытое наличие эмоций и оценок в других темах (советы, уменьшительно — ласкательные суффиксы, восклицательные знаки), знание авторами законов о СМИ и прав человека в целом.
Сравнительно молодая газета «ПроГород» отличается своей сенсационностью и честностью. Это можно понять, взяв любой номер данного издания. Так, в газете за 31 марта заголовок на первой полосе «Казанец создал „летающую“ доску и собирается на ней заработать», о чем ранее никто из местных СМИ не писал. В ней часто можно найти опечатки, но не грамматические или стилистические ошибки. Однако наличие оригинального творческого подхода превосходит все недостатки. В статьях присутствует отчетливая позиция автора и ссылка на надёжный источник. В основном в газете рассказывается об общественной жизни города, мало говорится о политике и о культурных мероприятиях. Газета под каждым материалом имеет множество качественных иллюстраций. Как и в предыдущих газетах, имена высокопоставленных лиц пишутся без отчества (Например: Владимир Путин). В данном издании авторам не принято ставить оценки и выражать свои эмоции по отношению к описываемой теме, даже скрытым способом, то есть риторическими вопросами, восклицательными знаками и так далее. Даже в статье о произошедшем в ОП «Дальний» случае автор не выражал ни сочувствия, ни ужаса данного события.
2.2 Культура СМИ в регионе Проанализировав несколько республиканских газет за определенный период времени, автором были обнаружены следующие особенности СМИ в республике Татарстан.
Во-первых, в местных изданиях очень часто затрагиваются темы национального и религиозного характера. Это связано с тем, что население республики Татарстан проповедуют две основные религии: православие и мусульманство. Также в силу исторических событий в регионе проживает множество различных национальностей, но в основном это татары и русские, что явно имеет определённое влияние на республиканскую прессу. Так, например, в газете «Казанские ведомости» за 5 апреля 2012 года четыре статьи всего номера посвящены культуре и религии. («Как хоронить мусульманина», «Вновь пришли Рахлинские сезоны»), а за месяц в данном издании насчитывалось около пятидесяти текстов, посвященных данной теме.
Во-вторых, качество изданий значительно ниже федеративных СМИ. Язык проще, ошибки делаются сравнительно чаще. Так, в газете «Молодёжь Татарстана» в номере за 7 марта было обнаружено 7 опечаток и одна ошибка. Информация в газеты поступает дольше и часто повторяет то, что написано в федеральных СМИ.
Кроме того, в республиканской прессе достаточно много «развлекательной программы» для читателя. В каждом издании есть конкурсы для читателей, кроссворды. Даже самые серьёзные газеты всегда найдут место для заманчивого конкурса. На данный момент в газетах проводятся такие конкурсы как «Большая деревня», «Фотовзгляд», «Вместе с газетой». СМИ в Татарстане всегда обращает внимание на реакцию читателя на какой-либо материал, что говорит о высокой интерактивности местной прессы. Раньше газета «Вечерняя Казань» получала около 4 тысяч писем за неделю. Правда, за последние два года эта цифра сократилась в 2 раза.
Таким образом, можно сказать о том, что местные издания на своих страницах публикуют только взвешенную, объективную, проверенную информацию, не гонятся за сенсациями и коллекционированием сплетен. Они пытаются сторониться поверхностного анализа и легкомысленных выводов, стараются соответствовать определённым нормам культуры СМИ и не нарушать законов или права человека.
Заключение
После выполнения теоретической части курсовой работы, где автором были рассмотрены понятия «культура» и «профессиональная культура журналиста», был проведён анализ таких республиканских СМИ, как «Казанские ведомости», «ПроГород», «Республика Татарстан» в период с 12 января 2012 года по 15 апреля 2012 года.
С помощью намеченных методов исследования были решены поставленные цели и задачи. Проделав всю работу, автор пришёл к следующим выводам:
· Термин «культура» имеет множество определений, совокупность которых может дать полное понятие данному обозначению;
· Профессиональная культура журналиста включает множество составляющих частей, каждая из которых играет определенную роль в формировании культуры журналиста;
· Профессиональная культура журналиста — это личностный аспект, поэтому каждый деятель этой профессии определяет для себя свои правила поведения, помимо этого выяснилось, что принципы одного журналиста могут совпадать с сотрудниками всей редакции, то есть одной газеты;
· Профессиональная культура СМИ республики Татарстан имеет значительное отличие от федеральных изданий и обладает определёнными особенностями, которые придают татарстанской прессе свою оригинальность.
Таким образом, я хочу отметить, что каждая региональная пресса имеет свои особенности в силу сложившихся исторических или географических обстоятельств. Наш регион отличается высоким уровнем образования, большим влиянием местной власти и смешанностью культуры разных национальностей. Каждый из вышеперечисленных факторов играет определенную роль в формировании профессиональной культуры журналиста.
Помимо региональных особенностей на культуру журналиста влияет новое эпоха времени, когда главным принципами являются мобильность, оперативность и сенсационность. Эти факторы имеют свое не всегда позитивное отражение в филологической, правовой, социологической и речевой культуре.
Результаты данного анализа можно будет использовать во всех областях журналистской науки. Особенно эти данные пригодятся в дальнейших исследованиях профессиональной культуры или этики журналиста и СМИ.
Список используемой литературы
1. Боголюбова, Л. Н. Обществознание: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. [Текст] / Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, К. Г. Холодковского. — М.: 2008. — с 250.
2. Левикова, С. И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. [Текст] / С. И. Левикова. — М.: 2004. — с 183.
3. Теория и методика современного журналистского образования. [Текст] / под редакцией Е. С. Дорощук. — К.: 2010 — с 127.
4. Кириллова Н. Медиа-культура. От модерна к постмодерну. [Текст] / Н. Кириллова. — М.: 2005. — с 445.
5. Сидоров, В. А. Политическая культура журналиста [Текст] / В. А. Сидоров СПб.: 2010. — с 141.
6. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-е изд. [Текст] / А. Б. Венгеров. — М.: 2000. — с 290.
7. Корконосенко С. Г., Ворошилов В. В. право и этика СМИ СПБ 1999 — с 304.
Список источников
1. Международные принципы профессиональной этики в журналистике США, 1983.
2. «Казанские ведомости». — 2012. — январь — апрель.
3. «ПроГород». — 2012. — январь — апрель.
4. «Республика Татарстан». — 2012. — январь — апрель.
.ur