Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ценностные ориентации молодежи в содержании государственной информационной политики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воробьев В. В. Менеджмент в социальной информациологии. — М., 2005; Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов. — М., 2000; Идеология и практика информационной политики в современном российском обществе / Отв. ред. Маслюк С. Г. — М., 2004; Информационная политика: Учебник / Под общ. ред. Попова В. Д. — М., 2003; Киричёк П. Н. Медиакоммуникация и массовое сознание. — М., 2007; Маркелов К… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-информациологические основы формирования ценностных ориентаций
    • 1. 1. Концептуальные подходы к исследованию ценностных ориентаций
    • 1. 2. Информационно-коммуникативные механизмы трансформации ценностных ориентаций молодежи
    • 1. 3. Государственная молодежно-информационная политика как фактор формирования ценностных ориентаций
  • Глава 2. Политико-информациологический анализ ценностных ориентаций современной молодежи
    • 2. 1. Молодежные группы как субъекты публичной сферы
    • 2. 2. Формирование политических интересов молодежи средствами информационной политики
    • 2. 3. Влияние средств массовой информации и массовой коммуникации на ценностные ориентации молодежи

Ценностные ориентации молодежи в содержании государственной информационной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Общественные трансформации, происходящие в России с 90-х годов XX века, приводят к значительным изменениям в государственно-общественном устройстве, вызывают к жизни неотложные потребности информационно-коммуникативного характера, связанные с конечным успехом реформ и проводимой государством политики, в т. ч. молодежной.

Именно молодежь является наиболее мобильной частью социума, которая реагирует на все происходящие изменения. За годы рыночных преобразований российское общество существенно поляризовалось в социальном аспекте: налицо разобщенность между его членами, отсутствие единых базовых ценностных установок, изменение содержания ценностей, тиражируемых средствами массовой информации и массовой коммуникации (СМИ и МК). Именно они в условиях глобализации становятся универсальным средством межкультурного контакта и общения молодого человека с историческим, духовным и материальным опытом наций, поколений, государств.

Вовлекая личность в информационно-коммуникативные отношения, они трансформируют ценностные ориентации молодежи, предлагая определенную иерархию потребностей и готовые для усвоения ценностно-смысловые поведенческие образцы. Существующая государственная молодежная политика без опоры на государственную идеологию, на информационную политику не способна обеспечить формирование у молодежи общественно значимых ценностей.

Именно поэтому становится актуальным изучение реальных потребностей, способностей и возможностей представителей молодежи, их политических интересов, как активных участников и ответственных субъектов социального творчества. В этой ситуации обществу и государству необходимо добиться нейтрализации негативных проявлений в ценностной иерархии молодежи и мобилизовать усилия масс-медиа для формирования такой ценностной системы, которая могла бы обеспечить решение задач, поставленных в первом Послании Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию: «Это наши нравственные ориентиры и ценности, наши устои,.общее понятие о которых делает нас единым народом, Россией"1.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью:

— изучения потребностей, интересов и установок молодежи с целью формирования эффективной информационной политики в молодежной сфере;

— исследования информационно-коммуникативных механизмов трансформации ценностных ориентаций для учета их при формировании молодежно-информационной политики;

— поиска путей реализации политических интересов молодежи средствами информационной политики;

— необходимостью коррекции деятельности власти, СМИ и МК, других социальных институтов в формировании ценностной системы российской молодежи на основе единства молодежной и информационной политики.

Научно-практическая проблема данного исследования обусловлена противоречиями бурно протекающего процесса трансформации общественного строя, и, как следствие, смены ценностей, идеалов, мировоззрения российской молодежи в контексте объективной связи поколений, ментального единства прошлого, настоящего и будущего, отсутствием идентичности между глубинными и пропагандируемыми в СМИ и МК ценностями.

1 Основные положения Послания Президента РФ Федеральному Собранию. // «Российская газета» 2008 г., 6 ноября.

I 1 Научной задачей диссертации является применение к исследованию указанной проблемы методологической и методической базы социальной информациологии, в частности — политико-информациологического анализа, объясняющих и прогнозирующих процессы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи с целью формирования адекватной молодежно-информационной политики.

Степень научной разработанности темы. Исследуемая тема имеет междисциплинарный характер и охватывает теоретические положения философии, политологии, социальной психологии, теории массовых коммуникаций, журналистики и социальной информациологии.

К проблеме ценностей общества обращались отечественные религиозные философы XIX—XX вв. Бердяев Н. А., Ильин И. А., Соловьев B.C., Сорокин П. А., Флоренский П. А., Франк С. А. и др.1 В советский период труды по теории ценностей появляются в начале 60-х годов XX века, в числе которых исследования Арутюняна А. А., Архангельского JI.M., Дробницкого О. Г., Здравомыслова А. Г., Тугаринова В. П, Ядова" В.А. и др.

Различные аспекты воздействия средств массовой информации на ценностные ориентации выражены в нескольких теоретических направлениях. Проблема ценностно-ориентированного поведения личности рассматривается наукой в рамках поведенческого подхода,.

1 Бердяев Н. А. Русская идея. Судьба России. — М.: ЗАО «Сварог и К», 1997; Ильин И. А. Собр. соч. Аксиомы религиозного опыта. Исследование. Т. 2. — М., 2003; Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского // Сочинения в 2-тт. — М., 1988. — Т. 2- Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. — М., 2003; Франк С. А. Смысл жизни: Монография. — М., 1992.

2 Арутюнян А. А. Искусство принадлежит народу. — М.: Знание, 1969; Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. — М.: Знание, 1978; Дробницкий О. Г. Моральная философия. Избранные труды. — М.: Гардарики, 2002; Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М., 1986; Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. — JL: ЛГУ, 1960; Он же: Теория ценностей в марксизме. — Л.: ЛГУ, 1968; Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. — 1995. — № 3−4. представленного исследованиями Бодалева А. А., Выготского JI.C., Леонтьева А. Н. и др.1.

В политологии и политической философии проблема ценностей затронута в работах Анохина М. Г., Гаджиева К. С., Митрошенкова О. А.,.

Г).

Ольшанского Д.В., Панарина А. С., Соловьева А. И., Шестопал Е.Б." Социологическое направление, объектом которого являются ценностные ориентации малых групп и отдельных граждан, связано с трудами Бойкова В. Э., Горшкова М. К., Дилигенского Г. Г., Журавлевой Н. А., Соколова В. М., Тощенко Ж. Т. и др.3.

Большая часть работ социопсихологического направления связана с исследованием влияния социально-психологических факторов на эффективность информационного воздействия. Это работы Дридзе Т. М., Ольшанского Д. В., Уледова А.К.4 Факторы, воздействующие на изменение ценностных ориентаций, среди которых решающее значение имеют потребности и мотивации, рассматриваются в гуманистической психологии Маслоу А., 5 а также в парадигме мотивациочного.

1 Бодалев А. А. Психология общения: Избр. психол. тр. — М.: Ин-т практ. Психологии, 1996; Выготский JI.C. Психология. — М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000; Леонтьев А. Н. Современная психология мотивации. — М., 2002.

2 Анохин М. Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. — М., 1996; Гаджиев К. С. Политическая философия. — М., 1999; Митрошенков О. А. Политическая эпистемология. — М., 2004; Ольшанский Д. В. Политическая психология. — СПб., 2002; Панарин А. С. Искушение глобализмом. — М. 2002; Политические коммуникации /Под ред. А. И. Соловьева — М., 2004; Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии. — М., 2001; Шестопал Е. Б. Политическая психология. — М., 2002.

3 Бойков В. Э. Ценности нравственного сознания: опыт социологического изучения // Социология власти. — 2004. — № 2- Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ) 1992;2002 гг. — М., 2003; Дипигенский Г. Г. Люди среднего класса — М., 2002; Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. — М., 2006; Соколов В. М. Прикладные эмпирические исследования проблем нравственности // Социология власти. — 2004. — № 2- Тощенко Ж. Т. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа// Социс. — 2001. — № 6.

4 Дридзе Т. М. Социальная коммуникация и фундаментальная социология на рубеже XXI века. // Вестник МГУ. Социология и политология. — 1999. — № 4- Ольшанский Д. В. Политическая психология. — СПб.: Прин-Ди, 2002; Уледов А. К. Психосоциология как интегральная отрасль научного знания. — М., 1995.

5 Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 2001. управления, согласно которой система интересов и ценностей складывается в зависимости от потребностей.1.

В числе современных ученых, изучавших вопросы ценностей, отметим работы, значительно расширившие проблемное поле исследования сути и динамики ценностей: Гаман-Голутвина О. В, Леонтьев Д. А., Пантин В. И., Соколов А. В. и др.2.

На сегодняшний день в отечественной науке интерес в области изучения информационного влияния на ценностные ориентации представляют труды: Дилигенского Г. Г., Лапина Н. И., Лапкина В. В., Пантина В. И., Тощенко Ж. Т. и др.3.

Изучению важных для данного диссертационного исследования различных аспектов развития средств массовой информации и массовой о коммуникации, характера и механизмов их влияния на общественное сознание, на систему Ценностей современной российской молодежи свои работы посвятили: Анохин М. Г., Березин В. М., Грабельников А. А., Засурский И. И., Кисилев А. Г., Коновченко С. В., Комаровский B.C., Назаров М. М., Ненашев М. В., Прохоров Е. П., Свитич Л. Г, Соловьев А. И., 1 Федоркина А.П.4.

1 Захаров Н. И. Мотивадионное управление в социально-экономических системах. -М., 2000; Попов В. Д. Информациология и информационная политика. — М., 2001.

2 Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие // Вопросы философии. -1996.-№ 4.

3 Дплигенский Г. Г. Люди среднего класса. — М.: Ин-т фонда «Общественное мнение», 2002; Лапин Н. И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества. Отв. ред. Н. И. Лапин. — М., 1991; Лапкин В. В., Пантин В. И. Ценности постсоветского человека. // Человек в переходном обществе. Социологические и социально-психологические исследования. — М., 1998; Тощенко Ж. Т. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социс. — 2001. — № 6.

4 Анохин М. Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. — М., 1996; Анохин М. Г., Комаровский B.C. Политика: возможности современных технологий. — М., 1998; Березин В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации. — М., 2002; Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. — М., 2000; Засурский И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е. — М., 2001; Комаровский B.C. Государственная служба и СМИ (Курс лекций). — Воронеж, 2003; Коновченко С. В., Кисилев А. Г. Информационная политика в России. — М., 2004; Назаров М.М.

В соответствии с замыслом исследования необходимо было изучить основные подходы к определению понятий «информация» и «коммуникация», их свойств, роли в государственной молодежной политике. Такие подходы имеются в трудах отечественных и зарубежных исследователей — Атаманчука Г. В., Винера Н., Могилевского В. Д., Урсула А. Д., Шаркова Ф. И. и др.1.

В ходе анализа имеющихся научно-теоретических работ по молодежно-политической проблематике был сделан вывод о том, что в основном ее исследование ранее сводилось к нескольким базовым аспектам. Чаще всего в научных работах изучались процессы политической социализации молодежи в целом или некоторых отдельных ее групп, например, учащихся, студенчества2. В них рассматриваются различные проблемы социализации молодого поколения россиян.

Второй аспект, разработанный в отечественной научной мысли, связан с социально-экономическими и трудовыми аспектами положения л молодежи. В этих работах чаще всего анализируется социально.

Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. — М., 2003; Ненашев М. В. Вопросы читателя — ответы издателя. — М., 1989; Политические коммуникации. / Под ред. А. И. Соловьева. — М., 2004; Прохоров Е. П.

Введение

в теорию журналистики. — М., 2003; Свитич Л. Г. Феномен журнализма.

— М., 2000; Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я. Н. Засурского. — М., 2002; Федоркина А. П. Феномен сознания в контексте социального психоанализа. — М., 1997.

1 См.: Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. — М., 2004; Винер Н. Кибернетика и общество. — М., 2001; Могилевский В. Д. Методология систем. — М., 1999; Урсул А. Д. Природа информации. — М., 1968; Шарков Ф. И. Теория коммуникаций. — М., 2004.

2 См.: Владимирова JI.B. Политическая социализация учащейся молодежи: Автореф. дис.. канд. полит, наук. — М., 2001; Разуваев С. В. Политическая социализация студенческой молодежи в современных условиях (опыт социологического анализа): Автореф. дис.. канд. социол. наук. — Волгоград, 1999 и др.

См.: Белов ЕА. Молодежь на рынке труда: государственная политика занятости (региональный аспект): Автореф. дис.. канд. социол. наук. — Казань, 2000; Вавилина Н. Д., Винокуров С. Б. и др. Социальный мир молодежи. — Новосибирск, 1999; Гладченко А. А., Немировский В. Г. Социальный облик молодежи Красноярского края.

— Красноярск, 1995; Журавлев В. В., Родионов В. А., Цепляев А. Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность.

— М., 2002; Зубок Ю. А. Теоретические и прикладные проблемы социального развития экономическое положение молодежи в целом или ее отдельных групп, социальные ценности молодежи, интеграция в рыночную экономику, либо эффективность социальной политики государства в отношении молодых граждан.

В последние годы также появилось немалое число фундаментальных исследований, посвященных анализу социально-политических ориентаций молодежи, политических особенностей молодежной субкультуры и политической субъектности современной российской молодежи, молодежной политики Российского государства1.

При рассмотрении проблемы формирования государственной информационной политики в контексте движения России к информационному обществу автор основывается на трудах кафедры управления социальными и экологическими системами Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Ученые кафедры разрабатывают теорию социальной информациологии, принципы и методы формирования информационной политики в условиях перехода к информационному обществу, серьезное внимание уделяется изучению молодежи в обществе риска // Безопасность Евразии. — 2003. — № 3- Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодежи. — Оренбург, 1999; Константиновский Д. Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе (ориентации и пути в сфере образования от 1960;х гг. к 2000;му). — М., 1999; Лисовский В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья. — СПб., 2003 и др.

1 См.: Гусев В. Л. Молодежная субкультура в политической культуре общества: социально-философский анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — М., 2005; Добряев П. А. Студенческая молодежь как субъект политического процесса: теоретико-методологический аспект: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — Минск, 1993; Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика: Философия, история, теория. — М., 2001; Колтаков К. Г., Москвичев И. И., Рыков В. В. Актуальные проблемы изучения политической культуры студенческой молодежи. — Бийск, 1997; Кузина С. В. Влияние средств массовой информации на политическую социализацию учащейся молодежи: Автореф. дис.. канд. полит, наук. — М., 2008; Махмудов З. Ч. Молодежные общественные объединения России, история и социальная роль // Приоритеты развития России. — М., 2005; Степанова Е. Н. Политическая социализация молодежи как объект государственной информационной политики: Автореф. дис.. канд. полит, наук. — М., 2004 и др. механизмов воздействия коммуникативных процессов на психику российского социума, проблем взаимодействия власти, СМИ, общества.1.

В результате комплексного анализа научной литературы следует отметить, что существующие теории и разработки позволяют разрешить научные задачи, которые ставятся в данном диссертационном исследовании, но проблема комплексного воздействия на формирование общезначимых ценностей со стороны государства, СМИ и МК, гражданского общества на основе единства молодежной и информационной политики остается недостаточно изученной и требует нового осмысления и дальнейшей разработки.

Цель работы — выявление основных направлений трансформации ценностных ориентаций молодежи и роли информационной политики в их формировании.

Для достижения цели планируется решить следующие задачи: — осуществить теоретический анализ имеющихся концептуальных подходов к исследованию ценностных ориентаций молодежиобосновать необходимость разработки государственной молодежно-информационной политики как фактора формирования ценностных ориентаций;

1 Воробьев В. В. Менеджмент в социальной информациологии. — М., 2005; Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов. — М., 2000; Идеология и практика информационной политики в современном российском обществе / Отв. ред. Маслюк С. Г. — М., 2004; Информационная политика: Учебник / Под общ. ред. Попова В. Д. — М., 2003; Киричёк П. Н. Медиакоммуникация и массовое сознание. — М., 2007; Маркелов К. В. Информационная политика и общественный идеал. — М., 2005; Массовые информационные процессы в современной России / Отв. ред. Шевченко А. В. — М., 2001; Мухамедова Л. И. Политическая информациология как отрасль научного знания. — М., 2007; Попов В. Д. Информациология и информационная политика. — М., 2003; Он же: Тайны информационной политики: социокоммуникативный психоанализ информационных процессов. — М., 2006; Он же: Полет птицы Феникс (историко-коммуникативный анализ системы власти). — М., 2007; Он же: Парадигмы исследования информационных процессов. — М., 2008; Силкин В. В. Информация и коммуникация в системе государственной службы (социально-информациологический анализ). — Саратов, 2005; Социальная информациология. Словарь / Сост. Л. И. Мухамедова. — М., 2006; Шевченко А. В. Информационная устойчивость политической системы. — М., 2004.

— на основе политико-информациологического анализа выявить направленность ценностных ориентаций российской молодежи, осуществляемую современной государственной информационной политикой, определить содержание их изменений под воздействием информации и коммуникацииисследовать информационно-коммуникативные механизмы трансформации ценностных ориентаций молодежиобосновать необходимость единства информационной и молодежной политики и формирования интегрированной государственной молодежно-информационной политики как инструмента коррекции информационно-политических интересов молодежи и формирования ее ценностных ориентаций;

— изучить молодежные группы как субъекты публичной сферы;

— выявить пути формирования политических интересов молодежи средствами информационной политики.

Объект исследования: ценностные ориентации российской молодежи.

Предмет исследования: механизмы формирования ценностных ориентаций молодежи в содержании информационной политики.

Теоретико-методологические основы исследования. При написании данной работы автором использованы следующие направления научного анализа: социально-информациологический подход, дающий возможность применить в единстве синергетическую, немарковскую парадигмы, парадигмы рефлексивного и мотивационного управления, системный подход, позволяющий рассмотреть информационно-коммуникативную составляющую социума как единое целоесоциокоммуникативный метод, включающий совокупность различных аспектов (аксиологического, политического, социологического, социально-психологического) научного исследования явлений, имеющих коммуникативную природуполитикоинформациологический анализ, направленный на изучение политической информации и коммуникации, политических информационно-коммуникативных отношений, давший возможность рассмотреть молодежные группы как субъекты публичной сферы, исследовать их информационно-политические интересы, выявить влияние СМИ и МК на политические ценностные ориентации молодежи.

Автором осуществлен анализ парадигм и подходов, адаптированных к полю исследования из области политологии, журналистики, коммуникативистики, социальной психологии, социологии, обусловленных темой исследования и спецификой объекта. Основу данного анализа составляет единство информации и коммуникации, синкретизм социальной, социокультурной, социально-политической и социокоммуникативной трансформации, позволивший выявить информационно-коммуникативные механизмы формирования ценностных ориентаций молодежи и обосновать необходимость единства информационной и молодежной политики государства.

Эмпирическая база исследования представлена законодательными документами, регулирующими сферу молодежных, информационно-политических отношенийконцепциями и программами информационной и молодежной политикистратегией развития информационного общества в Российской Федерациизаконодательными и нормативными актами Астраханской области в сфере молодежной политикиматериалами федеральной и региональной периодической печативторичным анализом общероссийских социологических исследований: Института социологии РАН: «Молодежь новой Россииобраз жизни и ценностные приоритеты» (2007), «Социальная политика и социальные реформы глазами россиян» (2006), Фонда общественного мнения: «Духовность вчера и сегодня» (2006) и др., а также авторским экспертным опросом, проведенным в Астраханской области в 2006;2007 г. г. Верификация результатов исследования достигнута с помощью контент и интент-анализа региональных СМИ и МК, посвященных молодежным проблемам. В ходе исследования изучено более 300 номеров периодических изданий Астраханской области («Волга», «Комсомолец Каспия», «Горожанин», «АиФ-Астрахань»). Данные региональной прессы дополняются корреляционным анализом с общефедеральными масс-медиа.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Положения и выводы диссертации могут найти применение при выработке рекомендаций теоретического и прикладного характера в решении проблем воздействия средств массовой информации на общественное сознание молодежи.

Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в деятельности политических и государственных структур, а также средствами массовой информации, научными и практическими учреждениями информационной сферы при разработке основ государственной информационной и молодежной политики и уточнения роли СМИ и МК в формировании ценностной системы российской молодежи.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается применением общенаучных теоретико-методологических принципов и методов познанияположений и методов политологии, социологии, журналистики. В ходе исследования осуществлена проверка полученных данных, сопоставлены результаты с выводами других работ подобной тематики. Научные выводы и практические рекомендации автора основываются на разработках отечественных и зарубежных ученых, а также материалах общероссийских социологических исследований. При проведении контент-анализа обеспечено соблюдение требований к репрезентативности выборки и надежности инструментария.

Апробация результатов исследования. Положения, результаты и выводы диссертационного исследования обсуждены и апробированы на методологических семинарах, круглых столах в Астраханском государственном t университете и заседаниях кафедр информационной политики и управления социальными и экологическими системами ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации», представлены в докладах и выступлениях автора на международной научно-практической конференции, совместно проведенной Саратовским государственным социально-экономическим университетом и Астраханским государственным университетом «Стратегия и тактика социально-экономического развития общества» (Астрахань, 2004 г.) — межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие власти, СМИ и общества в реализации миграционной политики» (Астрахань, 2006) — международной научно-практической конференции «Образование, наука и практика в строительстве и архитектуре» (Астрахань, 2007 г.), городской научно-практической конференции работников образования и науки «Толерантность как норма жизни в многонациональном регионе» (Астрахань, 2008 г.), а также отражены в публикациях автора общим объемом 2,7 п. л.

Структура диссертации определяется общей концепцией, целью, задачами и логикой исследования, состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

В связи вышеизложенным представляется возможным сделать вывод, что в XXI веке только предстоит формировать действенную государственную молодежно-информационную политику (ГМИП), рассматриваемую нами как деятельность субъектов, обладающих способностью и возможностью оказывать воздействие на сознание, психику, поведение и деятельность молодых людей с помощью информации в интересах государства, молодежи и всего гражданского общества для обеспечения их творческого конструктивного взаимодействия. Формирование государственной молодежно-информационной политики требует решения комплекса сложных вопросов, значительных затрат и не может быть совершено одномоментно. Учеными ведется интенсивный поиск новых подходов к формированию ценностных ориентаций молодежи, воспитанию и возвышению его роли, в который включены философы, психологи, • социологи, журналисты и политологи.

В результате проведенного исследования данной темы в рамках социальной информациологии мы получили следующие результаты. Нами доказано, что ценности определяют образ жизнедеятельности молодежи во всех сферах социума в процессе социокультурного взаимодействия, а изменение систем ценностей и приоритетов происходит преимущественно под воздействием деструктивной информации, тиражируемой СМИ и МК, что свидетельствует об определенной дисфункции государственной информационной политики.

В процессе исследования выявлено, что причиной острого кризиса информационной культуры общества является преобладание в современных масс-медиа разрушающей нравственные ценности информации, продвижение в массовое сознание негативных ценностных образцов, что подрывает социально-психологическую устойчивость молодежи, как социальной группы.

Автором исследованы информационно-коммуникативные механизмы трансформации ценностных ориентаций, а также пути их формирования методами и средствами государственной молодежно-информационной политики (психологические механизмы адаптации, идентификации, рефлексии, мотивации, механизм социальной памяти, доверия — недоверия, коммуникативно-психологические механизмы «сопротивления» и «вытеснения», экстраверсии и интроверсии, аттрактивности, эмпатии, социокультурные механизмы хранения и передачи ценностей), и сделан вывод о том, что они формируются в процессе обучения и воспитания, преимущественно под воздействием СМИ и МК, что ставит перед государственной молодежно-информационной политикой и современными масс-медиа как инструмента ее реализации неотложную задачу выполнения ими воспитательной, образовательной и просвещенческой функций.

В результате исследования был сделан вывод о доминирующем значении духовности при реализации молодежной и информационной политики и обоснована необходимость разработки интегрированной государственной молодежно-информационной политики как фактора формирования общезначимых ценностей и коррекции информационно-политических интересов молодых людей.

Применение социально-информациологического подхода и его основных направлений: социокоммуникативного, политико-информациологического, информационно-аксиологического, позволяющих учитывать коммуникативную природу ценностей, информационно-коммуникативные основы их формирования, позволило расширить теоретико-методологическую базу исследования ценностных ориентаций.

Оценивая научную новизну результатов проведенного исследования, можно сделать вывод, что она состоит: в обосновании коммуникативной природы ценностей и информационнокоммуникативных основ формирования ценностных ориентаций молодеживо вскрытии причин отсутствия идентичности между глубинными и пропагандируемыми СМИ и МК ценностями, к ним автор относит отсутствие государственной идеологии, несформированность государственной информационной политики, разнополярность интересов государства, масс-медиа, социальных институтов во взаимодейстзии с молодежью и др.- в выявлении факторов, влияющих на трансформацию ценностных ориентаций молодежи и их типологизации (духовные, социально-экономические, политические, регионально-психологические) — в раскрытии оптимальных для современных условий информационно-коммуникативных механизмов формирования ценностных ориентаций средствами молодежно-информационной политики (психологические механизмы адаптации, идентификации, рефлексии, мотивации, механизм социальной памяти, доверия-недоверия, коммуникативно-психологические механизмы «сопротивления» и «вытеснения», экстраверсии и интроверсии, аттрактивности, эмпатии и др., а также социокультурные механизмы хранения и передачи ценностей) — в доказательстве необходимости снижения регрессивных тенденций в трансформации ценностных ориентаций посредством мобилизации духовного потенциала российских масс-медиа.

На основе полученных научных результатов и выводов, сформулированных в диссертации, оценки их научной новизны на защиту выносятся следующие положения:

1. Ценности определяют образ жизнедеятельности молодежи во многих сферах социума, а также формы социокультурного взаимодействия между молодыми людьми при обмене социальной информацией, а изменение систем ценностей и приоритетов в значительной степени происходит под воздействием тиражируемой СМИ и МК информации, разрушающей нравственные ценности и пропагандирующей индивидуалистические идеалы.

2. Сегодня состояние общества характеризуется острым кризисом информационной культуры, причиной которого является преобладание в современных масс-медиа деструктивных публикаций, передач, программ над конструктивными и нейтральными, из чего следует, что СМИ и МК могут подрывать его социально-психологическую устойчивость, создавая и продвигая в массовое сознание негативные ценностные образцы.

3. В целях нейтрализации регрессивных тенденций в трансформации ценностных ориентаций молодежи требуется мобилизация ресурсного потенциала российских масс-медиа для информационно-коммуникативного одухотворения молодежной политики государства.

4. К информационно-коммуникативным механизмам относятся: психологические механизмы адаптации, идентификации, рефлексии, мотивации, механизм социальной памяти, доверия-недоверия, коммуникативно-психологические механизмы «сопротивления» и «вытеснения», экстраверсии и интроверсии, аттрактивности, эмпатии и др., а также социокультурные механизмы хранения и передачи ценностей. Они формируются в процессе обучения и воспитания, что ставит перед масс-медиа задачу выполнения ими воспитательной и образовательной функций.

5. Инструментом коррекции информационно-политических интересов молодежи и формирования их ценностных ориентаций выступает интегрированная молодежно-информационная политика, которая нацелена на комплексную артикуляцию социальных, нравственных, морально-этических, политических и информационно-коммуникативных потребностей и интересов молодежи, выстраивание таких информационно-коммуникативных отношений, которые удовлетворяли бы интересам, с одной стороны — государства, а с другойразличных социально-психологических слоев молодежи, гражданского общества в целом.

Подводя общий итог, считаем, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, положения, выносимые на защиту, обоснованы. Кроме того, следует отметить, что изучение обозначенной проблемы не ограничивается рамками представленной работы, так как дальнейшие исследования в этом направлении будут продолжаться. Наиболее актуальным видится наравне с использованием опыта, накопленного к данному моменту западной и отечественной политической наукой, теорией журналистики, выработка принципиально новых методологических подходов к изучению этой проблемы на основе науки — социальной информациологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета от 28 сентября 2001 г. № 187.
  2. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 1999.
  3. Конституция Российской Федерации (с поел, измен, от 21 июля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. № 30 ст. 3745.
  4. Отраслевая целевая программа «Молодежь Астраханской области» на 2006 2009 годы (утв. Правительством Астраханской области 07.10.05 № 373 -П) // dmp.mgopu.ru/data/1613 .doc
  5. Положение молодежи в РФ: 1995 год: Доклад Государственного комитета РФ по делам молодежи Правительству РФ. — М.: Гос. комитет по делам молодежи, 1996.
  6. Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию. // «Российская газета» от 6 ноября 2008 г.
  7. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утв. Правительством Российской Федерации 18. декабря 2006 г. № Пр-1760-р) // www.mon.gov.ru/dok/prav/vosp/3318/
  8. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212) // Российская газета от 16 февраля 2008 г. № 34.
  9. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: Владос, 1994. 336 с.
  10. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  11. Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию. — М., 1999.
  12. А. Духовная культура как фактор формирования и развития ценностных ориентаций личности. Автореф. дис.. канд. филос. наук. — Фрунзе, 1985.
  13. .Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1968.
  14. Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2006. — 368 с.
  15. М.Г., Комаровский B.C. Политика: возможности современных технологий. -М., 1998.
  16. М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. -М., 1996.
  17. Н.П. Социально-информациологический подход к теории информационных войн: Монография / Под общ. ред. А. В. Шевченко. — М.: РАГС, 2007.-150 с.
  18. А. А. Искусство принадлежит народу. -М.: Знание, 1969.
  19. А. Базовые ценности: инструкции по применению. -СПб.: ТИД Амфора, 2006. 287 с.
  20. А.Г. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: МГУ, 1986.
  21. Г. В. Теория государственного управления. М., 2004.
  22. В.Г. Социальная информация. М., 1994.
  23. И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентации личности.- М.: МГУ, 1986.
  24. В.А., Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Модели синергетики и развитие человечества // Синергетика и образование / Отв. ред. B.C. Егоров. — М.: РАГС, 1997.
  25. Д. Грядущее индустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. / Д. Белл- Пер. с англ. под ред. Иноземцева В. Л. М.: Academia, 1999.-786 с.
  26. Е.А. Молодежь на рынке труда: государственная политика занятости (региональный аспект): Автореф. дис.. канд. социол. наук. -Казань, 2000.
  27. Н.А. Судьба России: Соч. / Н. А. Бердяев М.: ЭКСМО-Пресс- Харьков: Фолио, 2000. — 735 с.
  28. В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. -М.: РИП-Холдинг, 2003. 81 с.
  29. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 2003. — 256 с.
  30. А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. -М.: Институт практической психологии, 1996.
  31. А.А. О пространстве общения человека // Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. 4.1.-М., 2000.
  32. JI.B. Я-мир: (Механизмы и этапы формирования мировоззрения личности). Киев.: Выща школа, 1991.
  33. О.В. Социально-аксиологическая мотивация экономического поведения россиян: Монография. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005. — 157 с.
  34. С.К., Кураков Л. П., Лиферов А. П., Никандров Н. Д. Образовательное пространство России: проблемы интеграции. М.: Вуз и школа, 2004. — 464 с.
  35. Н.Д., Винокуров С. Б. и др. Социальный мир молодежи. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999.
  36. К.В. Социальный анализ СМИ России. — М.: Книга и бизнес, 2005. -64 с.
  37. Взаимодействие власти, СМИ и общества в реализации миграционной политики // Материалы межрегиональной научно-практической конференции / под редакцией Л. И. Мухамедовой. Астрахань, 2007. — 123 с.
  38. Н. Кибернетика и общество. М., 2001.
  39. И. Общество, культура, социология. Общ. ред. С. Н. Плотникова. М.: Прогресс, 1984.
  40. Ю.Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. Н. Тагил, 1995.
  41. Л.В. Политическая социализация учащейся молодежи: Автореф. дис.. канд. полит, наук. -М., 2001.
  42. Власть, граждане и СМИ. / Материалы экспертных опросов по ключевым проблемам российской политики в 2005—2006 гг. / Кн. 5. М.: Издательский дом «Хроникёр». 2006.
  43. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи.: Сб. науч. трудов. / АПН СССР. М. НИИОП, 1989.
  44. В.В. Менеджмент в социальной информациологии: Монография. -М.: Изд-во РАГС, 2005. 108 с.
  45. Г. Г. Молодежь в информационном обществе. М.: Молодая Гвардия, 1990.
  46. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997.
  47. Л.С. Психология. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  48. Т.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996.
  49. К. С. Политическая философия. -М., 1999.
  50. Ф.С. Проблема ценностей в современном российском обществе (социально-философский анализ). Автореф. дисс.. канд. философ, наук. Уфа, 2000.
  51. Гаман-Голутвина О. В. Идея развития в ценностном поле российского общества. // Ценностные основания государственной власти и управление России на рубеже веков. 4.2. — Ростов-на-Дону, 2000.
  52. Гегель Г. Ф. В. Феноменология духа. М., 1959.
  53. А.А., Немировский В. Г. Социальный облик молодежи Красноярского края. Красноярск, 1995.
  54. Е.В. Политический дискурс как механизм формирования государственно-гражданских отношений. Автореф. дисс.. канд. полит, наук. М., 2007. — 32 с.
  55. М.К. Российская идентичность в условиях трансформации. -М.: Наука, 2005.
  56. М.К. Трансформация ценностного сознания россиян. // Массовая коммуникация в современной России. Сб. науч. статей. / Под общ. ред. В. Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2003.
  57. А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2000.
  58. .А. Массовое сознание: опыт преодоления и проблемы исследования. -М., 1987.
  59. В.Л. Молодежная субкультура в политической культуре общества: социально-философский анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 2005.
  60. К.Х. Глобализация и проблемы устойчивости современного мира // Глобализация и философия. М., 2001.
  61. Г. Г. Люди среднего класса. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2002.
  62. Г. Г. К проблеме социального актора в России. // Куда идет Россия? Власть, общество, личность. / Под ред. Т. И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2000.
  63. О. Г. Моральная философия. Избранные труды. М.: Гардарики, 2002.
  64. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей. / Проблемы ценностей в философии. -М.-Л.: Наука, 1996.
  65. Духовные аспекты трансформации российского общества. / Отв. ред. Мозговая. М.: Изд-во РАГС, 2004.
  66. .А. Информационно-коммуникативная психосоциология. — М.: МПГУ, 2004. 343 с.
  67. Э. Социология. М.: Канон, 1995.
  68. В.А. Коммуникативный психоанализ государственной информационной политики. Автореферат дисс.. канд. полит, наук. М., 2008.
  69. В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. — М.: РАГС, 2002. — 656 с.
  70. М. В. Трансформация российского общества: специфика, процесс, будущее. М.: Мысль, 2001. — 246 с.
  71. В.В., Родионов В. А., Цепляев А. Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность. — М.: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии «Социум», 2002.
  72. Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. — М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2006. — 335 с.
  73. Журналистика и информационная политика. Сб. научно-методических материалов / Под общ. ред. Попова В. Д. М.: РАГС, 2003. — 159 с.
  74. И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е. -М., 2001.
  75. Н. И. Мотивационное управление в социально-экономических системах. М., 2000.
  76. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
  77. С.П. Проблемы социализации современной молодежи. -Оренбург: Дишур, 1999.
  78. Идеология и практика информационной политики в современном российском обществе. / Под общ. ред. С. Г. Маслюка. М.: Изд-во РАГС, 2004.-162 с.
  79. И.А. Собр. соч. Аксиомы религиозного опыта. Исследование. Т. 2. -М., 2003.
  80. И.Ю. Трансформация потребительского поведения населения в условиях формирования новых стандартов жизни. — М.: Экон-Информ, 2006. -18 с.
  81. И.М. Молодежь и молодежная политика: Философия, история, теория. М.: Голос, 2001.
  82. Иноземцев B. J1. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.
  83. Информационная политика: Учебник. Под общ. ред. В. Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2003. 463 с.
  84. Л.Г. Социология культуры. М: Логос, 1996.
  85. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997.
  86. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо: Алгоритм, 2004. -831 с.
  87. М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / Пер с англ. под науч. ред. Шкаратана О. И. М.: ГУ ВШЭ, 2000. -607 с.
  88. П.Н. Средства массовой коммуникации и информационная культура общества: Лекция. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 34 с.
  89. К.Г., Москвичев И. И., Рыков В. В. Актуальные проблемы изучения политической культуры студенческой молодежи. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997.
  90. B.C. Государственная служба и СМИ (Курс лекций). -Воронеж, 2003.
  91. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989.
  92. С.В., Киселев А. Г. Информационная политика в России. Монография. М.: РАГС, 2004. — 528 с.
  93. Д.Л. Динамика неравенства: Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования от 1960 к 2000 г. / Науч. Ред. ВН. Шубкин- Ин-т социологиии РАН. М.: Эдиториал УРССР, 1999.
  94. С.В., Синягина Н. Ю. О неформальных объединениях молодежи. М., Владос.2004. — 157 с.
  95. С.В. Влияние средств массовой информации на политическую социализацию молодежи. Автореферат дисс. .'. канд. полит, наук. М., 2008.
  96. Н. И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества. Отв. ред. Н. И. Лапин. М.: ИФАН, 1991.
  97. В.В., Пантин В. И. Ценности постсоветского человека. // Человек в переходном обществе. Социологические и социально-психологические исследования. М.: ИМЭМО РАН, 1998.
  98. Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
  99. А. Н. Современная психология мотивации. — М., 2002.
  100. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
  101. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции. // Современный социо-анализ. Сборник статей. М., 1998.
  102. У. Общественное мнение. Пер. с англ. Барчуновой Т. В. — М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. 382 с.
  103. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., СПб ГУП, 2000.
  104. В.В. Российское общество: трансформация целей, интересов, ценностей. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006. — 208 с.
  105. Ю.Н. Коммуникативные механизмы социальной регуляции и пути их оптимизации: Монография. / Под ред. Поспелова Д. В. М.: Изд-во «Центр гуманитарных исследований», 2001.
  106. Н. Власть / Пер. с нем. Антоновского А. Ю. М.: Праксис, 2001. -256 с.
  107. Н. Медиа коммуникации. Пер. с нем. / Глухов А., Никифоров О. — М.: Изд-во «Логос», 2005. 280 с.
  108. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / М. Маклюэн- Пер. с англ. Николаева В. Г. М.: Жуковский: КАНОН-пресс Ц: Кучково поле, 2003. — 464 с.
  109. К.В. Информационная политика и общественный идеал: Монография. -М.: Изд-во РАГС, 2005. 264 с.
  110. А.В. Трансформации макросоциальных систем в постсоциалистическом мире: методологический аспект. — М.: Ком Книга, 2006. 232 с.
  111. А. Мотивация и личность. СПб., 2001.
  112. Массовые информационные процессы в современной России. М.: Изд-во РАГС, 2002.
  113. З.Ч. Молодежные общественные объединения России, история и социальная роль // Приоритеты развития России. — М.: Изд-во РАГС, 2005.
  114. Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. М.: Наука- Физматлит, 1997.
  115. А.Ю. Политические ценности и ориентации и политические институты. //Россия политическая. / Под общ. ред. JL Шевцовой. — М.: Московский центр Карнеги, 1998. С. 136−194.
  116. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.
  117. О.А. Политическая философия. Эпистемология: Учебное пособие. — М.: «Перспектива», 2005. 192 с.
  118. Молодежь: будущее России / Отв. ред. И. М. Ильинский. М.: НИЦ при институте молодежи, 1995.
  119. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. — М.: Институт социологии РАН, 2007. — 95с.
  120. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск, 1989.
  121. С. Век толп / Пер. с фр. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. — 480 с.
  122. Л.И. Политическая информациология как отрасль научного знания: Лекция. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 22с.
  123. Л.И. Регионально-психологические факторы профессиональной подготовки управленческих кадров в системе образования. -М.: РАГС, 1998.
  124. Л.И. Современные проблемы управления образованием: социологический анализ. Монография. М., 1999.
  125. Л.И. Социальная коммуникация в трансформирующемся обществе: Лекция. -М.: Изд-во РАГС, 2007. 18 с.
  126. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. М.: Едиториал УРСС, 2002. -240 с.
  127. А.Ш. Роль социокультурных ценностей в формировании личности. Казань: РИЦ «Школа», 2004. — 164 с.
  128. А.В. Коммуникация и власть. Тюмень. Мандр и К, 2004. -136 с.
  129. Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с.
  130. Д.В. Психология масс. СПб. И др.: Питер, 2001. — 363 с.
  131. Опасности и риски развития молодежной среды // Россия на старте века / Под ред. В .Н.Кузнецова. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004.
  132. Основы теории коммуникации / Под ред. Василика. — М., 2005.
  133. A.M. Воздействие региональных средств массовой информации на мотивацию электорального поведения. Дисс.. канд. полит, наук. М., 2005.
  134. А.С. Искушение глобализмом. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 416 с.
  135. А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. — М.: Алгоритм, 2003. 560 с.
  136. Т. О структуре социального действия. М., 2002.
  137. Т. Системы современных обществ. -М., 1997.
  138. С.А. Трансформация политического поведения молодежи в транзитивной России: Монография. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2002. — 91 с.
  139. И.П. Рефлексивный механизм психологической готовности личности к самоопределению (на примере старшеклассников). Автореф. дисс.. канд. псих. наук. Улан-Удэ, 2004.
  140. Политические коммуникации / Под ред. Соловьева А. И. М., 2004.
  141. Н.Г., Зайцева С. В. Жанр телевизионного сериала в современной российской культуре. / Современные трансформации российской культуры. / Отв. ред. Кондаков И. В. М., 2005.
  142. В.Д. Судьбоанализ коммуникативной политики: Лекция. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 30 с.
  143. В.Д. В поисках экономической, информационной и идеологической трансформации. // Массовые информационные процессы в современной России: Очерки. / Отв. ред. А. В. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2002.-301 с.
  144. В.Д. Власть народ и информационная политика: проблема взаимодействия. — М.: РАГС, 2006. — 23 с.
  145. В.Д. Коммуникативно-ментальная идентичность в судьбе российских реформ: Учебное пособие. — М.: Изд-во РАГС. 2005. 57 с.
  146. В.Д. Социальная информациология наука XXI века (проблемы становления и развития). — М., 2004. — 92 с.
  147. В.Д. Социальная информациология и журналистика: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 336 с.
  148. В.Д. Социальный психоанализ в России: проблемы и перспективы. -М.: Из-во РАГС, 1997. 176 с.
  149. В.Д. Тайны информационной политики: социальный психоанализ информационных процессов. Монография. Изд. 2-е, доп. и переработ. М.: РАГС, 2006. — 300 с.
  150. В.Д., Федоров Е. С. Коммуникативные коды имиджа власти. М.: ИД «Камерон», 2004. — 72 с.
  151. Проблемы политических ценностей в условиях трансформации режима: Научный ежегодник Томского МИОН-2003 / Под ред. Щербинина А. И. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.
  152. Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: РИП- Холдинг, 2002. — 149 с.
  153. Психологический словарь / Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М.Г.-М., 2003.
  154. С.В. Политическая социализация студенческой молодежи в современных условиях (опыт социологического анализа): Автореф. дис.. канд. социол. наук. Волгоград, 1999.
  155. Региональные аспекты формирования толерантного сознания молодежи: проблемы и перспективы. // материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Под ред. Мухамедовой Л. И. Астрахань, 2003.
  156. Л.Г. Феномен журнализма. -М.: Икар, 2000. 250 с.
  157. В.В. Информация и коммуникация в системе государственной службы (социально-информациологический анализ): Монография. — Саратов, 2005.-185 с.
  158. Система ценностей человека как социокультурная реальность: Сборник научных трудов. Вып. 2. — Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2006. 256 с.
  159. Словарь прикладной социологии. / (Сост. Шульга К.В.).- Минск: Изд-во Университетское, 1984.
  160. В.И. Психоэкология. М., 2003.
  161. Современная западная социология: словарь / Сост. Давыдов Ю. Н. и др.-М.: Политиздат, 1990.
  162. Современная западная философия. Словарь. -М., 1991.
  163. Современные трансформации культуры. / Отв. ред. Кондаков И. В. М.: Наука, 2005.
  164. А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии: Учеб. для студ. ВУЗов: рекомендовано Мин. образования РФ / А. И. Соловьев. М.: Аспект Пресс 2003. 559 с.
  165. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
  166. Социальная информациология: словарь. Под общ. ред. В. Д. Попова. -М.: Изд-во РАГС, 2006. 172 с.
  167. Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Засурского Я. Н. М., 2002.
  168. И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство. Вопросы теории и методологии: Монография. М.: Институт молодежи, 1999, — 184с.
  169. Е.В. СМИ как инструмент формирования общественного мнения в процессе становления гражданского общества. Автореф. дис. канд. полит, наук. М., 2004.
  170. Г. Психология толп. М., 1998.
  171. Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI в. / Пер. с англ. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. — 670 с.
  172. Трансформация политических ценностей в реформируемом обществе: Монография /Блохина М.В., Григорьев Л. Г. и др. Тверь: ТГТУ, 2005. -120 с.
  173. И.В. Нивхи: Психологическая адаптация. Этническая идентификация: Монография. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2005. — 108 с.
  174. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1960.
  175. Д.Н. Теория установки. / Под ред. Надирашвили Ш. А. и Цаава В. К. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 448 с.
  176. У ледов А. К. Духовная жизнь общества. М.: Мысль, 1980.-271 с.
  177. А.К. Психосоциология как интегральная отрасль научного знания. -М.: Изд-во РАГС, 1995. 151с.
  178. А.К. Структура общественного сознания: теоретико-социологическое исследование. — М.: Мысль, 1968. -324 с.
  179. А.Д. Проблемы информации в современной науке. Философские очерки. М., 1975.
  180. А.И. Глобализация: процессы осмысления. М., 2001.
  181. А.П. Феномен сознания в контексте социального психоанализа. -М.: Изд-во РАГС, 1997. 168 с.
  182. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989.
  183. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Губского Е. Ф., Кораблевой Г. В., Лутченко В. А. М., 2003.
  184. П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М., 2003.
  185. С.А. Смысл жизни: Монография. — М.: Республика, 1992. 510 с.
  186. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  187. Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью. — М.: Ками: Академия, 1995. 245 с.
  188. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб., 2000.
  189. Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991. — 240 с.
  190. А.В. Трансформация ценностных ориентаций российского общества в средствах массовой информации. Автореф. дис.. каьд. полит, наук. — М., 2007.
  191. Т.В. Динамика мировоззренческих ценностей студенческой молодежи в процессе социализации (на примере Автономной Республики Крым). Автореф. дисс.. докт. социол. наук. М, 2005.
  192. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества. Отв. ред. Н. И. Лапин. М.: ИФАН, 1991.
  193. Ценностный мир XXI века: история, герменевтика, феноменология. / Гасилин В. Н., Устьянцев В.Б.и др. / под ред. Барыпжова В. П. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 2004. — 124 с.
  194. М.Б. Криминологические аспекты влияния насилия и жестокости в средствах массовой коммуникации на агрессивное поведение несовершеннолетних. Автореф. Дисс.. канд. юридич. наук.- Ставрополь, 2002.-20 с.
  195. Ф.И. Теория коммуникаций. Учебник 2-е изд. — М.: «РИП-Холдинг», 2005.
  196. Ф.И. Социальная коммуникация: истоки и парадигмы: Лекция. -М.: Изд-во РАГС, 2005. 26 с.
  197. А.В. Информационная устойчивость политической системы: Монография. -М.: Изд-во РАГС, 2004. 256 с.
  198. А.В. Психологические аспекты процессов формирования государственной информационной политики. Ставрополь, 1999.
  199. Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М.: О.Г.И. 2004.-286 с.
  200. И.И. Основы информациологии. — М., 2000.
  201. Э.А., Харитонов А. С., Шелепин JI.A. Немарковские процессы как новая парадигма // Вопросы философии. 1999. — № 4. С. 94 — 104.
  202. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984, т.5 — № 5.
  203. О.Н. Массовая культура как феномен переходных периодов: проецирование синергетического подхода на социокультурную практику // Теория и практика культуры. Вып. 2. М.: Изд-во РАГС. — 2004.
  204. А., Гельман В. Постсоветская политическая трансформация: наработки к теории // ОНС. 2001. — № 1.
  205. А.С. Голосование «против всех» в 1995—2003 гг.. //Россия и современный мир. 2004. — № 2.
  206. Базовые ценности русских на рубеже XXI века //Народное образование -2002.- № 5.
  207. В.И., Согомонов Ю. В. Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социс. 2003. — № 5.
  208. Е. Трансформация ценностей демократического государства (1995−1999) // Правозащитник. 2000. — № 3. — С.50−73.
  209. Т. Забитого человека воспитывать трудно // Народное образование. 2001. — № 4.
  210. М.И. Феноменология ценностных систем личности. // Вестник РГНФ. 1996. — № 1. — С. 137−147.
  211. Т.Г. Российские идентичности: образы и государство // Теория и практика культуры. Вып.2. -М.: РАГС, 2004.
  212. В.Э. Ценности нравственного сознания: опыт социологического изучения // Социальная справедливость: символы и реальность. Социология власти. Вестник Социологического центра РАГС, 2004. № 2. — С. 28−36.
  213. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995.- № 4.
  214. М.Э. Ценностные ориентиры современного российского общества: политологический аспект // Политическая наука: проблемно-тематический сборник. Вып. 3. 1999. — С.56−80.
  215. А.И. Социальные аспекты взаимоотношений СМИ и бизнеса в современной общественной ситуации // Вестник Московского университета. Сер. 10 Журналистика. — 2006. № 1. — С.47−70.
  216. М. Бюрократия получила послание. Что можно и чего нельзя делать государству? // Российская газета. 26 апреля. 2005.
  217. В.В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) //Социс. 2002. — № 1. — С. 96−105.
  218. Ю. Колыбельная кумир. На смену Павке Корчагину пришел Эжен де Растиньяк. // Российская газета. 3 ноября. 2004.
  219. Гаман-Голутвина О. В. Идея развития в ценностном поле российского общества // Ценностные основания государственной власти и управление России на рубеже веков. 4.2. Ростов-на-Дону. — 2000. — С.14−17.
  220. Гаман-Голутвина О. В. Ценностные ориентации политической элиты и населения. // Актуальные проблемы политики и политологии в России. М., 2000.-С. 15−33.
  221. Г. И. Образование — потенциал социокультурной трансформации российского общества // Социально-гуманитарные знания. — 2005.-№ 4.-С.84−96.
  222. М.К. Граждане новой России (К вопросу об устойчивости и изменчивости общенационального менталитета) // Россия и современный мир. 2005. — № 2. — С. 90−99.
  223. М.К. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик росссийской молодежи // Вестник РАН, 1998−1.68. № 6.
  224. М.К. Об устойчивости и изменчивости общероссийского самосознания // Вестник РАН. 2005. Т.75, № 11. — С. 1071−1076.
  225. М.С. Трансформация России: синергетические аспекты. //Социс. 2002. — № 3. — С.274−277.
  226. Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях рынка // Социс, 2003. № 4.
  227. Ю.А. Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи в обществе риска // Безопасность Евразии. 2003. — № 3.
  228. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. — № 4. — С.69.
  229. .Г., Клямкин В. В. Либерализация ценностей в сознании россиян // Полис. 1994. -№ 1,2.
  230. Н.И. Базовые ценности и социокультурная трансформация России // Ценности массового политического сознания. Социология власти. Вестник Социологического центра РАГС. 1999. № 4.
  231. Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. № 6. — С.3−17.
  232. В. В. Изменение ценностных ориентаций россиян // Полис. -2000.-№ 1.-С.84−85.
  233. В.В. Освоение институтов и ценностей демократии украинским и российским массовым сознанием (предварительные итоги) // Полис. 2005. — № 1. — С.50−60.
  234. В.В. Трансформация политических ценностей российских избирателей. Политическая наука. Динамика политического сознания и поведения. Сб. науч. трудов ИНИОН РАН. — 2002. — № 2.
  235. В.В. Ценностные размежевания и социально-политическая дифференциация в России // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 4. — С. 54−63.
  236. К.В. Журналистика и власть: этика взаимоотношений, резервы взаимодействия // Вестник Московского университета. Сер.10. Журналистика. 2004. — № 1.
  237. Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт. Серия: Развитие России. Аналитический вестник Совета Федерации. 2007. № 4 (321).-56 с.
  238. Наумова.Н. Ф. Жизненные стратегии человека в переходном обществе // Социс. 1995. — № 2.
  239. Т.В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания российской молодежи //Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2001. — № 1. — С. 63−75.
  240. В.В. Информационная политика в современной России // Соц. гум. Знания. 2005. — № 5.
  241. В.Д. Вызов трансмутации // Государственная служба. 2005. -№ 1.
  242. В.Д. Журналистика как политическая наука // Социология власти. Вестник социологического центра РАГС. — 2003. № 6.
  243. В.Д. Журналистика как ремесло и наука: опасность противопоставления // Социум и власть. 2004. — № 2.
  244. В.Д. Медиаэкология информационной политики // Государственная служба. -2004. № 4.
  245. Е.П. Массовое сознание как предмет социологического исследования // Вестник Московского университета. Сер. 10. 2006. № 1. -С.30−46.
  246. Т.А. Традиционные ценности в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 3. — С.279−291.
  247. З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социс. -2001.-№ 2.
  248. А.В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социс. 2003. — № 1. — С. 115−123.
  249. В.М. Прикладные эмпирические исследования проблем нравственности // Социальная справедливость: символы и реальность. Социология власти. Вестник Социологического центра РАГС, 2004. № 2.
  250. Г. А. Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2002. — № 3.
  251. .Т. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социс. — 2001. — № 6. С.3−15.
  252. В. Александр Солженицын: «Сбережение народа высшая изо всех наших государственных задач». // Московские новости. 2006 г. 28 апреля.
  253. Н.С. Ценностные ориентации как интегральный фактор социального знания // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2001. — № 2. — С. 30−40.
  254. Л.Д. Социальная справедливость в системе ценностно-мотивационного механизма // Социальная справедливость: символы и реальность. Социология власти. Вестник Социологического центра РАГС. 2004.-№ 2.-С. 96−102.
  255. А.В. Социально-информациологическая парадигма и информационная реальность // Государственная служба. — 2004. № 6.
Заполнить форму текущей работой