Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование рыночной инфраструктуры для системы высшего образования: На примере Кемеровской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной литературе проблемы формирования, распределения и использования трудовых ресурсов, функционирования рынка труда, исследования его организационной инфраструктуры, активной государственной политики занятости, взаимодействия государственных и негосударственных служб занятости достаточно глубоко разработаны такими авторами, как А. Ананьев, Е… Читать ещё >

Содержание

  • J Глава 1. Инфраструктура как основа функционирования и развития рыночных механизмов в системе высшего образования
    • 1. 1. Теоретические основы рыночной инфраструктуры: понятие, виды, функции
    • 1. 2. Проблемы и особенности формирования рынка труда и рынка образовательных услуг системы высшего образования и адекватной им инфраструктуры
  • Глава 2. Формирование инфраструктурных элементов для системы высшего образования (на примере Кемеровской области)
    • 2. 1. Специфика функционирования регионального рынка труда
    • 2. 2. Региональные аспекты формирования рынка образовательных услуг высшей школы
    • 2. 3. Анализ и классификация формируемых инфраструктурных элементов рынка труда и рынка образовательных услуг
  • Глава 3. Обеспечение маркетингового взаимодействия вузов с участниками рынков образовательных услуг и труда через инфраструктурные элементы
    • 3. 1. Концептуальные основы становления маркетинга и развития каналов взаимодействия вуза с участниками рынков образовательных услуг и труда
    • 3. 2. Инфраструктурное обеспечение рыночных взаимодействий вуза
    • 3. 3. Организация региональных маркетинговых центров образовательных услуг высшей школы

Формирование рыночной инфраструктуры для системы высшего образования: На примере Кемеровской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К началу XXI века в общественном сознании большинства стран сложилось и укрепилось новое понимание роли образования, отвечающего на вызовы современности. Как в мировом сообществе в целом, так и в России в отдельности, реальное обеспечение стабильного функционирования и развития системы высшего образования становится одним из ведущих приоритетов государственной политики.

Актуальность модернизации и реформирования системы высшего образования и ранее осознавалось в обществе. Неоднократно готовились соответствующие документы и предпринимались попытки реализации программ реформирования (в качестве примера можно указать на «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране», подготовленные в 1987 году1, «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года», утвержденную в декабре 2001 года).

Целью модернизации высшего образования на современном этапе является создание механизма его устойчивого развития, обеспечения его сбалансированного соответствия высоким требованиям XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, интересам общества и государства. ¦ .

Для того чтобы устойчиво развиваться и занимать лидирующую позицию на формирующемся рынке образовательных услуг и рынке труда, готовя востребованных специалистов, высшие учебные заведения должны взять инициативу по тщательному.

I, 1.

1 Болотов В. Некоторые вопросы реализации образовательной политики России //Вестник аналитики, 2001. № 5 — с. 220. изучению и организации активного взаимодействия с участниками этих рынков с использованием инфраструктуры, которая является неотъемлемой частью любого рынка.

Рынок образовательных услуг находится в начальной стадии своего становления и не может быть отнесен в настоящее время к разряду развитых, а тем более цивилизованных и социально-ориентированных рынков. Для рынка образовательных услуг характерны стихийность становления и развития, во многом обусловленные отсутствием развитой инфраструктуры, а те ее элементы, которые уже существуют, действуют обособленно и не достаточно организованно.

На рынке труда также отсутствует адекватная его природе инфраструктура, призванная подготавливать работодателя и работника к установлению контакта, оказывать всестороннюю помощь в их взаимодействии с целью максимально возможного сокращения разрыва между спросом и предложением рабочей силы. Она не обеспечивает должной координации деятельности властных структур, систем занятости, образования и социальной защиты, общественных организаций и объединений работодателей. На рынке труда отсутствует достаточная по степени охвата и качеству показателей информация о спросе на рабочую силу, необходимая для организации работы по обеспечению занятости населения.

Особенность вуза как одного из субъектов рыночных отношений заключается в том, что ему для выполнения основной миссии предстоит одновременно активно работать на этих двух рынках и во многом обеспечивать их взаимодействие. Достижение этой цели в значительной степени будет зависеть от формирования для системы высшего образования инфраструктуры, обслуживающей как участников рынка образовательных услуг, так и рынка труда.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной литературе проблемы формирования, распределения и использования трудовых ресурсов, функционирования рынка труда, исследования его организационной инфраструктуры, активной государственной политики занятости, взаимодействия государственных и негосударственных служб занятости достаточно глубоко разработаны такими авторами, как А. Ананьев, Е. Антосенков, В. Белкин, О. Варфоломеева, Т. Заславская, Ю. Клещевский, С. Ковалев, И. Коротец, В. Костаков, М. Курбатова, Н. Ланшакова, О. Мариничева, И. Маслова, А. Никифорова, В. Павленков, И. Поварич, М. Поварич, В. Радаев, Э. Саруханов, А. Тучков, Г. Чертов и др.

За последнее время большое внимание стало уделяться вопросам формирования и развития рынка образовательных услуг, проблемам маркетинга высшего образования в условиях рыночной экономики. Этому направлению исследования посвящены работы таких авторов, как О. Абрамова, В. Антропов, А. Афоничкин, Е. Безгласная, В. Белов, О. Горелин, А. Егоршин, Д. Жильцов, Ю. Кириллина, А. Лавров, А. Панкрухин, О. Сагинова, Н. Сорокина, Г. Унтура, С. Филатов, О. Фокина, А. Щербаков, В. Щетинин и др.

Отдельным проблемам взаимодействия субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг посвящены работы Л. Бреслава, Б. Лисовика, И. Ломова, К. Скворчевского, А. Стариковой и др.

Однако, в проведенных исследованиях не нашли комплексного отражения проблемы и особенности формирования рыночной инфраструктуры для системы высшего образования. Достаточно слабо изучены вопросы согласованного функционирования инфраструктур рынка труда и формирующегося рынка образовательных услуг для развития системы высшего образования • в рыночных условиях. Эти обстоятельства определили выбор темы диссертационного исследования, её цель и основные задачи.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка концептуальных основ формирования рыночной инфраструктуры для обеспечения активного взаимодействия вузов с участниками рынков образовательных услуг и труда.

Реализация данной цели требует решения следующих задач, определяющих логику исследования. Необходимо:

— изучить теоретические основы рыночной О инфраструктуры;

— выявить проблемы и особенности формирования инфраструктурных элементов, а также степень соответствия их уровню развития рынков образовательных услуг и труда;

— исследовать региональные аспекты и факторы формирования и функционирования рынков образовательных услуг и труда;

— изучить и классифицировать инфраструктурные элементы рынков труда и образовательных услуг высшей школы;

— сформировать концептуальные подходы к становлению маркетинга и развитию каналов маркетингового взаимодействия вуза с участниками рынков образовательных услуг и труда с использованием инфраструктурных элементов;

— разработать конкретные схемы инфраструктурного обеспечения рыночных взаимодействий вуза. t.

Объект исследования — инфраструктурные элементы рынка труда и рынка образовательных услуг высшей школы на примере Кемеровской области.

Предмет исследования — совокупность отношений, складывающихся между участниками рынков труда и образовательных услуг высшей школы в процессе формирования и развития взаимосвязанного функционирования инфраструктурных элементов.

Методология и методика исследования. В диссертационном исследовании применены такие общенаучные методы, как системный, сравнительный, структурный анализ, синтез, экономико-статистические и социологические методы сбора и обработки информации.

Информационную и нормативно-правовую базу составили документы государственных законодательных органов Российской Федерации, статистические материалы Госкомстата Российской Федерации, статистические данные Кемеровского областного комитета государственной статистики, данные, опубликованные в средствах массовой информации, материалы международных, российских и региональных конференций.

Для получения информации, не учитываемой органами статистики, автором проведены специальные исследования: анкетный опрос покупателей образовательных услуг, работодателей, кадровых агентств и других инфраструктурных элементов.

Научная новизна исследования.

1. Автором введено разграничение понятий «инфраструктурный элемент» — «инфраструктурные элементы» -«развитая' инфраструктура». Инфраструктура рынка представляет собой своеобразное организационное обеспечение для выполнения функций, возложенных на неё рынком. Поэтому первичным признаком развития инфраструктуры выступает полнота выполнения этих функций. По мнению автора, инфраструктурный элемент представляет собой отдельный институт, обслуживающий рынок и выполняющий определенный набор функций по обеспечению нормального режима его функционирования. Для начальных стадий развития любого рынка характерно наличие лишь отдельных элементов инфраструктуры.

По мере развития рыночных отношений осуществляется становление все большего числа и видов специализированных учреждений (инфраструктурных элементов), обеспечивающих функционирование рынков. Инфраструктурные элементы по функциональному назначению подразделяются на отдельные группы, что чаще всего зависит от степени развития того или иного рынка. При этом существуют и такие инфраструктурные элементы, которые обслуживают одновременно несколько видов рынков.

И, наконец, для стадии развитого рынка характерна развитая многозвенная инфраструктура, способная выполнять в конкурентной среде все многообразие функций.

2. На основе описания, анализа и выделения существенных признаков формирования и функционирования произведена классификация инфраструктурных элементов рынка труда и рынка образовательных услуг высшей школы. Выделены три их группы по принадлежности к тому или иному рынку, и четырнадцать подгрупп по их функциональному назначению. Для рынка труда это: организации, занимающиеся трудоустройствоморганизации, осуществляющие повышение квалификацииорганизации, обеспечивающие переподготовку и.

• 1 ' • • социальную ! ¦ и.

• ¦ -. .- I. i I ' ¦ профессиональную адаптацию;

— организации, информирующие о спросе и предложении на рынке труда;

— организации, регулирующие деятельность участников рынка труда через прогнозирование спроса и предложения рабочей силы.

Для рынка образовательных услуг это:

— организации, занимающиеся профессиональной ориентацией и довузовской подготовкой;

— организации, обеспечивающие повышение доступности образовательных услуг;

— организации, осуществляющие общественную аккредитацию образовательных учреждений;

— организации, регулирующие деятельность образовательных учреждений;

— организации, осуществляющие информационно-аналитическое обслуживание.

Для рынка труда и рынка образовательных услуг это:

— организации, занимающиеся рекламно-информационной деятельностью;

— организации, осуществляющие исследовательские функции;

— организации, регулирующие и координирующие деятельность участников рынков;

— организации, стимулирующие функционирование и развитие участников рынков.

3. В соответствии с поставленными целями и задачами исследования автором сформированы концептуальные основы развития маркетинговых каналов взаимодействия вуза с участниками рынка труда и рынка образовательных услуг в рамках общей теоретической модели взаимодействия. Концептуально этот процесс осуществляется по трем основным направлениям: расширения используемых каналов коммуникацийуглубления каналов путем охвата специфических групп и широких контактных аудиторийразвертывания каналов на различные уровни функционирования рынков: локальный, региональный, окружной, федеральный.

4. Выделены три этапа становления маркетинга в вузе. На первом этапе зарождается новая функция вуза — сбытовая, через появление в его структуре новых служб — центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников. В дальнейшем эта функция может развиваться до уровня равноправной по отношению к другим базовым функциям вуза: организации учебного процесса, организации воспитательной работы, организации научно-исследовательской работы, экономике и финансам, международному сотрудничеству, материально-техническому обеспечению, профориентации. На втором этапе происходит качественное изменение: функции содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников, реализуемые на рынке труда, и профориентации, реализуемые на рынке образовательных услуг, уступают место более широкой и ёмкой функции маркетинга. От организации и развития сбыта вуз может перейти к организации и настройке всей своей деятельности на удовлетворение рыночных потребностей. В этом случае начинают активно применяться маркетинговые методы и механизмы. Однако на этом этапе маркетинг выступает еще равноправной функцией по отношению к базовым функциям высшего учебного заведения. И, наконец, на третьем этапе маркетинг может воздействовать на все другие базовые функции, и, поднимаясь вверх по управленческой иерархической лестнице, начинать выполнять координирующую роль, обеспечивая адекватные внешней среде маркетинговые стратегии поведения вуза.

5. Разработаны и предложены две обобщенные схемы маркетинговых коммуникаций, отражающих взаимодействие вузов с участниками рынка труда и рынка образовательных услуг через инфраструктурные элементы в рамках общей теоретической модели взаимодействия. Первая схема обеспечивает взаимодействие с покупателями на рынке образовательных услуг, а вторая. схема — с потребителями образовательных услуг на рынке труда. Для каждой схемы определены целевые сегменты, прямые, опосредованные и обратные связи.

Предложено создание нового инфраструктурного элемента, функционирующего как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг — регионального маркетингового центраразработаны механизмы его функционирования, выявлены рыночные ниши и основные виды оказываемых услуг.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что ее основные положения и выводы сформулированы в виде конкретных рекомендаций и могут быть использованы вузами в целях повышения эффективности использования рыночных инструментов на рынке образовательных услуг и рынке труда.

Предложенные концептуальные основы и схемы маркетингового взаимодействия вузов с участниками рынка образовательных услуг и рынка труда с использованием инфраструктурных элементов могут быть использованы I.

Министерством образования и науки Российской Федерации для дальнейшего внедрения.

Материалы диссертации могут быть применены в качестве учебного материала по экономике труда, некоммерческому маркетингу, экономике образования для университетской подготовки экономистов всех специальностей.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах, в том числе на научно-практическом семинаре «Организация и проведение маркетинговых исследований на рынке образовательных услуг» (г. Москва, 2002 г.) — на межрегиональной научно-практической конференции «Финансово-экономическая самодостаточность региона» (г. Кемерово, 2003 г.) — на региональной научно-методической конференции «Современное образование: инновации и конкурентоспособность» (г. Томск, 2004 г.) — на международной научной конференции «Наука и образование» (г. Белово, 2004 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация образования: проблемы, поиски, решения» (г. Оренбург, 2004 г.) — на Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы обеспечения качества университетского образования» (г. Кемерово, 2004 г.).

Публикации по теме исследования. Результаты исследования опубликованы в 13 научных работах общим объемом 11,3 п.л. (из которых 3,4 п.л. принадлежат лично автору). Из ниходна монография, одна статья и 11 тезисов докладов.

Отдельные разделы диссертационного исследования выполнены при поддержке грантов по проекту «Разработка модели взаимодействия участников рынка образовательных услуг и рынка труда в масштабе субъекта Российской Федерации с привлечением маркетинговых механизмов» (государственный контракт № 414 от 23 апреля 2003 г.)" а также по проекту «Разработка механизмов привлечения средств на возмездной основе в целях получения профессионального образования» (государственный контракт № 318 от 30 октября 2001 г.).

Заключение

.

В основе развития рыночной инфраструктуры лежит формирование отдельных ее элементов. Инфраструктурные элементы являются неотъемлемой частью рыночных отношений. Эффективное функционирование рынка невозможно без существования этих институтов. Каждый из них отвечает за оптимальное взаимодействие отдельных сфер рынка. Они отражают реальные экономические тенденции, существующие на рынке, обеспечивают процесс производства, распределения и потребления продукции (работ, услуг). Все элементы инфраструктуры взаимосвязаны и взаимозависимы.

Автором введено разграничение понятий «элемент инфраструктуры» — «инфраструктурные элементы» — «развитая инфраструктура». Для начальных стадий развития того или иного рынка характерно наличие лишь отдельных элементов инфраструктуры. По мере развития рыночных отношений осуществляется становление все большего числа и видов специализированных учреждений (инфраструктурных элементов), обеспечивающих функционирование рынков. И на конец, на стадии развитого рынка формируется и функционирует развитая инфраструктура.

С учетом поставленных целей исследования автором уточнено понятие рыночной инфраструктуры для системы высшего образования с точки зрения его взаимодействия одновременно с участниками рынка образовательных услуг и рынка труда. Под рыночной инфраструктурой для системы высшего образования автор понимает совокупность учреждений и организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное взаимодействие вуза с участниками рынка образовательных услуг и труда.

Обобщены и систематизированы функции инфраструктуры, представлены теоретические основы функционирования инфраструктуры рынка труда и рынка образовательных услуг.

Основными функциями рыночной инфраструктуры являются:

1) посредническая функция, заключающаяся в расширении возможностей производства по удовлетворению запросов покупателей, создании условий, при которых материальные блага, произведенные множеством предприятий, разбросанных на обширной территории, доступны в таком количестве и качестве, в таком месте и в такое время, которые удобны для потребителей;

2) информационно-аналитическая функция, заключающаяся в информационно-аналитическом обслуживании производителей и потребителей того или иного товара или услуги: о состоянии производства и потребления, конкуренции, цен, факторов, влияющих на нихв осуществлении сравнения и оценки выбора того или иного контрагента;

3) организующая функция, заключающаяся в планировании и организации взаимодействия участников того или иного рынка для обеспечения стабильной и эффективной совместной деятельности по формированию спроса и продвижению товаров и услуг на рынок с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли;

4) регулирующая функция, заключающаяся в создании гибких форм государственного и общественного регулирования и координации деятельности производителей и потребителей на том или ином рынке.

Выявлены общероссийские проблемы формирования рынка труда и рынка образовательных услуг и степень соответствия рыночной инфраструктуры уровню развития рыночных отношений на современном этапе.

Российский рынок труда не может быть отнесен в настоящее время к разряду гибких, а тем более цивилизованных и регулируемых рынков. Для него характерно стихийное формирование, становление и развитие, пока еще не сложилась единая инфраструктура адекватная рынку труда.

Российский рынок образовательных услуг находится на начальной стадии формирования, а вместе с ним лишь зарождаются отдельные элементы инфраструктуры.

Специфика функционирования регионального рынка труда увязана со структурой социально-экономической системы региона и направлениями ее реформирования. Проанализировано воздействие на него демографических и социальных факторов, выделены следующие специфические особенности регионального рынка труда: несбалансированность спроса и предложения рабочей силыдисбаланс между первичной подготовкой и формами вторичного обучениясохранение процесса неэффективного использования трудовых ресурсовотсутствие координации в процессах высвобождения и перераспределения человеческих ресурсов в результате продолжения структурных преобразований в базовых отраслях и на градообразующих предприятиях.

Формирующийся региональный рынок образовательных услуг представлен автором как открытая система. Исследованы региональные аспекты формирования спроса и предложения на образовательные услуги высшей школы — как первичные, базовые элементы зарождающегося нового вида рынка. Это позволило выявить наиболее значимые региональные особенности становления рынка образовательных услуг. Проанализирован импорт образовательных услуг в регион и его влияние на активизацию развития инфраструктурных элементов.

Впервые произведена классификация инфраструктурных элементов рынка труда и рынка образовательных услуг. Выделены три их группы по принадлежности к тому или иному рынку, и четырнадцать подгрупп по функциональному назначению. Проанализированы характеристики элементов каждой из подгрупп и их реальная наполняемость на примере Кемеровской области.

В соответствии с целями исследования автором сформулированы концептуальные основы развития каналов взаимодействия вуза с участниками рынка труда и рынка образовательных услуг в рамках общей теоретической модели взаимодействия.

Разработаны конкретные схемы маркетингового взаимодействия вузов с участниками рынка труда и рынка образовательных услуг через инфраструктурные элементы.

Обоснована необходимость нового инфраструктурного элемента, функционирующего как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг — регионального маркетингового центраразработаны механизмы его функционирования, выявлены рыночные ниши и основные виды оказываемых услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Экономика и социология труда: Учебное пособие для вузов /Адамчук В.В., Романов О. В., Сорокина М. Е. М.: ЮНИТИ, 1999.
  2. Ю. Студент: возможности личного роста //Высшее образование в России. 2002. — № 1. — с. 50 — 57.
  3. А.А. 1000 терминов рыночной экономики /Амбарцумов А.А., Стермиков Ф. Ф. М.: Крон-Пресс, 1993.
  4. Е.В. Подготовка менеджеров для научно-технической сферы: спрос и предложение //Маркетинг образования: проблемы и перспективы (тезисы докладов семинара (31 января 2002 года, г. Москва)) М.: Изд-во МЭСИ, 2002. — с. 4 — 9.
  5. М.В. Введение в маркетинговую концепцию управления муниципальным образованием /Артюхов М.В., Цукер А. А., Самойлова М. П. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2003.
  6. Д.З. Педагогический маркетинг в учреждении дополнительного образования / Ахметова Д. З., Хадиев М. М. //Организация и проведение маркетинговых исследований на рынке образовательных услуг. М., 2002. — с. 4.
  7. Г. Л. Маркетинг: Учебник для вузов / Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. М.: ОАО «Экономика», 1999.
  8. В. Вразрез со стандартами //Высшее образование в России. 2002. — № 2. — с. 100−103.
  9. Ю.Балыхин Г. Стипендия от заказчика /Балыхин Г., Романов П. //Высшее образование в России. -2002. — № 2. — с. 20.
  10. Безработица и самозанятость /Абакумова Н.Н., Воловская Н. В., Плюснина JI.K., Русинова А. В.: Отв. Ред. Удальцова М. В. -Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
  11. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России /Под ред. Емцова Р., Каммандера С., Коричелли Ф. М.: ИНФРА, 1995.
  12. С. Инфраструктура рынка труда / Бейсенов С., Мухамбетов Т. //Человек и труд. 1993. — № 1. — с. 180−181.
  13. Н.Белов В. Система оценки качества образования //Высшее образование в России. 2002. — № 1. — с. 44−49.
  14. И.К. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник -М., 1995.-е. 364.
  15. И. Средний класс на рынке образовательных услуг //Маркетинг образования: проблемы и перспективы. Тезисы докладов семинара М., 2002. — с. 16−18.
  16. С.В. Многофакторная модель процесса стабилизации экономики региона (на примере Кемеровской области): Кузбасская энциклопедия /Березнев С.В., Сурнин B.C. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.
  17. БИКИ, 03.06.2004. № 62 (8708). — с. 2 — 3.
  18. В. Некоторые вопросы реализации образовательной политики России //Вестник аналитики. 2001.- № 5. — с.218−227.
  19. Большой экономический словарь /Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Фонд «Правовая культура», 1994.
  20. О. «Кузбассэнерго» крупнейший донор и инвестор региона" //Энергетик. — 2004. — № 8 (93). — с. 1.
  21. В.И. Саморазвитие экономики региона как эндогенная основа ее устойчивого роста (на примере Кемеровской области) / Бувальцева В. И., Микельсон А. Ю., Сурнин B.C. Новосибирск: Изд-во СОРАН, 2002.
  22. В. Вузы в стратегии регионов /Буглаев В., Горленко О., Попков В. //Высшее образование в России. 2001. — № 11. — с. 1417.
  23. Т.Г. Особенности маркетинга в российской сфере образования / Бутова Т. Г., Григорьева Е. Г. // Маркетинг образования: проблемы и перспективы. Тезисы докладов семинара. М., 2002. — с. 36.
  24. Я. Система высшего образования в Бразилии //Высшее образование в России. 2000. — № 2. — с. 106−116.
  25. Я.Т. Региональная занятость и рынок труда: Основы теории, функционирования и прогнозирования. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000.
  26. В. Организационная структура российских вузов //Высшее образование в России. 2001. — № 5. — с. 5−11.
  27. П.В. Образовательный маркетинг в деятельности учителя (воспитательный аспект): методические рекомендации /Астрах. Гос. Пед. Ун-т, 2000.
  28. А.П. О факторах и условиях размещения капиталистической промышленности /Горкин А.П., Смирняшин Л. В. //Известия АН СССР, География. 1973, — № 1.
  29. Гохберг J1. Статистика образования: принципы модернизации /Гохберг JL, Ковалева Н. //Высшее образование в России. 2002. -№ 2.-с. 21−27.
  30. . Опыт интеграции образования, науки и производства /Дворкин Б., Дружкин А. //Высшее образование в России. 2002. -№ 1. — с. 38−43.
  31. А.И. Формирование российского рынка образовательных услуг / Добрынин А. И., Валиев Ш. З. //Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. -2001.-№ 3 (27).-с. 122- 133.
  32. А. О подготовке инженеров: бикорпоративная компонента /Дорофеев А., Лукьяшко А. //Высшее образование в России.-2000.-№ 1.-с. 106−113.
  33. А. Прогноз (о перспективах образования в России) //Высшее образование в России. 2000. — № 1. — с. 3−7.
  34. Д. Е. Высшая школа и условия ее хозяйствования в рыночной экономике. -М., 1999.
  35. Закон Кемеровской области «Об утверждении региональной целевой программы «Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области на 2005 2010 годы» //Кузбасс. — 2005. — 19 января. — с. 2.
  36. Занятость и безработица в Кузбассе за 1993 2001 гг. Статистический сборник. — Кемерово, 2002.
  37. И.Е. Труд, занятость, безработица. М.: Департамент труда и занятости правительства. — М., 1992.
  38. М. Безработица. Трудоспособных стало больше //Аргументы и факты Сибирь. 2004. — № 11. — с. 7.
  39. Инфраструктура и интенсификация производства. М.: Наука, 1980.
  40. С. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы) /Карташов С., Одегов Ю. М.: Финстатинформ, 1998.
  41. А. Экономика и занятость. М.: ИМЭИ, 1999.
  42. Ю.В. Маркетинг образовательных услуг //Высшее образование в России. 2000. — № 5. — с. 26−29.
  43. Ю.В. Маркетинговые коммуникации в области высшего образования /Ученые записки М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000.
  44. Ю.В. Продвижение образовательных услуг к потребителям //Высшее образование в России. 2001. — № 5. — с. 35−37.
  45. Ю.В. Сегментирование рынка образовательных услуг //Высшее образование в России. 2001. — № 3. — с. 30−33.
  46. Н. ГИФО: плюсы и минусы /Кликунов Н., Окорокова Г. //Высшее образование в России. 2002. — № 2. — с. 37−42.
  47. T.JI. Новый организационно-экономический механизм -решающая предпосылка развития образования //Высшее образование сегодня. 2001. — № 2. — с. 13.
  48. Е.А. Инновации и маркетинг в сфере образовательных услуг /Рос. Агентство по патентам и товарным знакам. М., 2001.
  49. И. По заказам предприятий /Коганов И., Фролов Н., Пушкин Н. //Высшее образование в России. 2000. — № 2. — С. 8081.
  50. М.Г. Экономика труда: Учебное пособие для вузов. -М.: Магистр, 1998.
  51. Р. Трудоустройство выпускников /Колосова Р., Разумова Т. //Человек и труд. 1994. — № 9.
  52. А. О понятии рынка труда //Вопросы экономики. 1998. -№ 1. — с. 33.
  53. С.А. Рыночная экономика и труд. -М.: Наука, 1993.
  54. Е. Методика разработки рекламной кампании вуза //Маркетинг. 2002. — № 4 (65). — с. 113−120.
  55. A.M. Маркетинг в системе высшего образования / Лавров A.M., Поликарпова Л. А., Хандрамай А. А., Эфендиев А. Г. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.
  56. М. На образовательном рынке //Высшее образование в России. 2001. — № 4. — с. 34−42.
  57. О.И. Проблемы трудоустройства выпускников КемГУ //Молодость Кузбасса. 2001. — № 2. — с. 56−60.
  58. И.М. Инфраструктура и размещение производства. //Экономическая география промышленности. Вып. 4−5. М., 1971.
  59. К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.1 /Макконнел К.Р., Брю С.Л.- М.: Республика, 1992.
  60. С. Кому вы нужны, выпускники? //Деловой Кузбасс -Новый век. 2002. — 15 июля. — № 5. — с. 6−8.
  61. И. Особенности российского рынка труда //Человек и труд. 1993.-№ 3.-с. 24.
  62. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие /Под ред. А. П. Егоршина Нижегор. Ин-т менеджмента и бизнеса, 2001.
  63. А.Ю. Саморазвитие экономики региона (на примере Кемеровской области) / Микельсон А. Ю., Сурнин B.C. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.
  64. А.Ю. Топливно-энергетический комплекс региона / Микельсон А. Ю., Ольницкий И. В., Русляков С. С. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
  65. Модернизация образования //Поиск. 2000. — 02 июня. — № 22.
  66. Молодые специалисты на рынке труда: проблемы, тенденции, перспективы //Деловой Кузбасс Новый век. — 2002. — 15 июля. -№ 5.-с. 9−13.
  67. С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16. -М.: «ИНФРА-М», 1999.
  68. А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения, 1991.
  69. Э.В. Стратегия материализации обслуживания в маркетинге услуг //Маркетинг в России и за рубежом. 2002. -№ 2.(28). -с. 66−71.
  70. Отчет (заключительный) по научно-исследовательской работе «Практико-экономические аспекты взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда на примере Кемеровской области" — гг. Кемерово Москва, 2003.
  71. Отчет по проекту: «Научное обеспечение системы содействия трудоустройству выпускников вуза в условиях региона». -Кемерово, Кемеровский госуниверситет, 2001.
  72. О.Ю. Маркетинг менеджмент рынка труда /Томск. Гос. Ун-т-Томск, 2000.
  73. А. Очерки политической экономии капитализма. М.: Прогресс, 1976.
  74. К.Р. Микроэкономика /Пиндайк К.Р., Рубинфельд Д. -М.: Экономика, 1992.
  75. Письмо Министерства образования России от 20.02.2003 № 17−5 ин/17−11.
  76. Н. П. Маркетинговая деятельность в образовательных учреждениях //Школ, технологии. 2001. — № 2. — с. 3−23.
  77. И.П. Рынок труда региона: проблемы функционирования и управления: Учебное пособие /Поварич И.П., Поварич М. Д. Кемерово: Кемеровский университет -Кемерово: ЮНИТИ ЛТД, 2002.
  78. И.П. Уровень безработицы и коэффициент напряжённости на рынке труда региона: тенденции и проблемы измерения / Поварич И. П., Поварич М. Д. //Региональный рынок труда в условиях структурных изменений экономики. -Кемерово, 1995.
  79. М.Д. Специфика занятости населения в городах Кузбасса /Поварич М.Д., Поварич И. П. //Региональный рыноктруда в условиях структурных изменений экономики (проблемы и опыт) Кемерово, 1995.
  80. JI.A. Инфраструктура рынка образовательных услуг /Поликарпова JI.A., Хандрамай А. А. /Материалы региональной научно-методической конференции «Современное образование: инновации и конкурентоспособность» Томск: ТГУСУР, 2004.
  81. Л.А. Модель маркетинговых исследований на рынке образовательных услуг /Поликарпова Л.А., Хандрамай А. А. /Материалы Международной научной конференции «Наука и образование» Белово, 2004.
  82. Кемеровского государственного университета Прокопьевск, 2004.
  83. В.Б. Теоретические основы маркетинга образовательных услуг /Урал. Гос. Проф.-пед. Ун-т М.: Издательский центр АПО, 2000.
  84. Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. М.: ТЕИС, 1999.
  85. Ф.Т. Рынок труда и профессиональное обучение в период экономической трансформации //Человек и труд. 1994. -№ 2.
  86. В.А. Управление отраслями инфраструктуры в системе региона: Межвузовский сборник. Ленинград, 1980.
  87. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. -М.: Госкомстат, 2002.
  88. Решение Минобразования и Минтруда России от 4 октября 1999 года (приказ № 463/175) «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда».
  89. М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов //Высшее образование в России. 1998. — № 4.
  90. Российский статистический ежегодник. 2001. М.: Госкомстат, 2002.
  91. Т.М. Инфраструктура рынка труда: факторы внешнего и внутреннего влияния //Вестник Омского университета. 1997. — Вып. 2. — с. 79 — 82.
  92. A.M. Проблемы развития сферы услуг //Соревнование двух систем. Исследования. Дискуссии. Обзоры. Информация. Том 6 М., 1973.
  93. А. Единый государственный экзамен: опыты и перспективы /Рыжкин А., Ефремова Н., Ковалев JI. //Высшее образование в России. 2002. — № 3. — с. 3−9.
  94. Рынок труда: Учебное пособие /Под ред. В. Буланова, Н. Волгина М.: Экзамен, 2003.
  95. Рынок труда и доходы населения: Учебное пособие /Под ред. Н. Волгина-М.: Филинъ, 1999.
  96. Э.Р. Управление занятостью населения: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
  97. В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования //Высшее образование в России. 2002. — с. 28−36.
  98. П. Университетский холдинг в трех измерениях //Высшее образование в России. 2001. — № 6. — с. 33.
  99. Е.Н. Специфика российского рынка труда. Неформальная занятость. М.: Наука, 1998.
  100. Скрытая безработица: размышляют ученые. Круглый стол //Человек и труд. 1995. — № 7 — с. 40.
  101. С. Оценка эффективности региональных программ содействия занятости населения //Экономист. 1997. — № 11.
  102. Н. Предпринимательский университет (Шведский опыт) //Высшее образование в России. 2002. — № 3. — с. 89−92.
  103. Социальная инфраструктура, повышение эффективности ее функционирования в условиях перехода к рыночным отношениям. -Ниж. Новгород, 1991.
  104. Социально-экономическое положение Кемеровской области в 2004 г.: Стат. сборник Кемерово, 2005.
  105. В.Н. Экономика инфраструктуры общественного производства: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1989.
  106. С.П. Региональная асимметрия: теория и практика (на примере Кемеровской области) Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
  107. А.В. Регулирование рынка труда объективная необходимость /Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 12−13 ноября 1998 г., Кемерово. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — с. 62−63.
  108. Толковый словарь рыночной экономики. М., 1993.
  109. А.В. Формирование и развитие маркетинга развернутого спектра образовательных услуг в государственном вузе: автореферат М., 2001.
  110. В.П. Инфраструктура товарного рынка. Серия «Учебники, учебные пособия» /Федько В.П., Федько Н. Г. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  111. С.А. Региональная конкуренция вузов //ЭКО. 2003. — № 7 (349).-с. 98- 101.
  112. О.И. Формирование и функционирование рынка образовательных услуг М., 1998.
  113. В.В. Некоторые аспекты управления трудовыми ресурсами /Халиулина В.В., Половинко B.C. / Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 12−13 ноября 1998 г., Кемерово. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — с. 138−140.
  114. В.В. Проблемы занятости в Кузбассе /Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 12−13ноября 1998 г., Кемерово. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — с. 60−62.
  115. А. Проектно-ориентированный университет /Хохлов А., Стронгин Н., Грудзинский А. //Высшее образование в России. -2002. № 2.-с. 3−11.
  116. М.А. Инфраструктура мегаполиса /Чернышев М.А., Новиков О. А. Ростов-на-Дону, 1995.
  117. И.Ф. Инфраструктура и эффективность общественного производства//Вопросы экономики. 1982.- № 7.
  118. Л.С. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. -М.: Наука, 1998.
  119. В.А. Обострение противоречий рынка труда в условиях финансового кризиса /Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 12−13 ноября 1998 г., Кемерово. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — с. 34−37.
  120. А.Ю. Экономическая сущность инфраструктуры при социализме //Управление отраслями инфраструктуры в системе региона. Ленинград, 1980. — с. 4−5.
  121. Д. Маркетинговые коммуникации образовательных услуг (на примере РГТУ) //Практический маркетинг. 2001. — № 3 (49). — с. 9−14.
  122. А.И. Формирование рынка образовательных услуг негосударственной высшей школы в переходной экономике. -Кемерово, 1997.
  123. Экономика: Учебник /Под ред. А. С. Булатова М/.БЕК, 1996.
  124. Экономическая теория: Учебник /Под общ. Ред. Акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича -М.: ИНФРА-М, 2001. 714 с.
  125. Экономический факультет 30 лет /автор составитель И. П. Поварич — Кемерово: ООО «Агентство рекламных форм», 2004.
  126. А. Система высшего образования Израиля в эпоху перемен //Высшее образование в России. 2000. — № 6. — с. 138 149.
  127. . Погода на завтра //Высшее образование в России. -2000. -№ 1.-с. 14−18.
Заполнить форму текущей работой