Зарождение и укрепление экономического союза СНГ
Сегодня уже можно с уверенностью говорить, что ЕАЭС — лучший образец реальной экономической интеграции на постсоветском пространстве, имеющий к тому же прекрасные перспективы. Белорусский Президент Александр Лукашенко заявил: «Новый союз — это олицетворение «счастья». А глава Казахстана Нурсултан Назарбаев, который первым выдвинул идею Евразийского союза более двадцати лет тому назад, чеканно… Читать ещё >
Зарождение и укрепление экономического союза СНГ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Российский университет дружбы народов
Юридический институт
Реферат
на тему:
Зарождение и укрепление экономического союза СНГ
Выполнил Бабаянц Э.Э.
Студент группы ЮЮ-108
Преподаватель Козьменко В.М.
Москва 2015 г.
1. Распад СССР и создание Содружества Независимых Государств
2. Интеграционные процессы в странах Содружества Независимых Государств
3. Экономическое сотрудничество
4. Укрепление Содружества Независимых Государств сегодня Заключение Список литературы
Содружество Независимых Государств (СНГ) является уникальным внешнеполитическим, а также внешнеэкономическим межгосударственным образованием. СНГ — плод развала СССР. Причины распада СССР были достаточно неоднозначны. Мнения политиков по данному вопросу несут общий характер.
СНГ стало мостом между прошлым и будущим в развитии стран бывшего СССР. Большинство граждан бывшего СССР привыкли жить в тесном взаимоотношении с другими странами, входившими в состав СССР, и не были готовы разрывать такие взаимоотношения.
Россия же, став прямым приемником СССР и взяв на себя всю ответственность за её распад, можно сказать, возглавила вновь сложившуюся организацию.
Распад СССР разрушил экономические отношения с бывшими республиками. Но при этом Россия продолжала поставлять сырье в страны бывшего союза и всячески помогала странам ближнего зарубежья.
Страны Содружества Независимых Государств богаты природными ресурсами, что приводит к развитию экономического потенциала.
Общей закономерностью интеграционных процессов во всех странах является их последовательное восхождение от зоны свободной торговли через таможенный союз и единый внутренний рынок к валютно-экономическому союзу.
1. Распад СССР и создание Содружества Независимых Государств
С распадом СССР в 1991 году на карте мира вместо одного большого союза, появляется пятнадцать государств. После того как государства получают суверенитет они начинают строить свою политику по своему национальному признаку и выбирают новый путь развития. Таким образом, страны перестают поддерживать взаимоотношения со странами бывшего союза и в некоторых случаях дело доходит даже до военных действий.
Причины распада СССР были достаточно неоднозначны. Мнения политиков по данному вопросу несут общий характер.
Исходя из этого можно выделить следующие причины:
· Авторитарный характер советского общества — жесткий контроль за деятельностью общества.
· Господство одной идеологии — запрет на взаимоотношения с гражданами стран, не входящих в состав СССР; введение цензуры, что в дальнейшем повлияло на негодование граждан в желании быть свободными.
· Неудачные попытки реформирования советской системы - что способствовало экономическому кризису, а также усугублялось неуплатой налогов союзными государствами.
· Всеобщий дефицит — отсутствие продуктов питания и товаров первой необходимости, из-за чего иногда даже происходили стычки между населением.
· Экстенсивная экономика — наличие на рынке однообразного товара низкого качества.
· Неправильное распределение финансов государства — чрезмерная трата бюджета государства на оснащение вооружения и оборонительной системы страны.
· Снижение цен на нефть — произошло резкое снижение цены на рынке ресурсов.
· Конфликты между союзными государствами — желание государств развивать свою национальную культуру и идеологию самостоятельно, то есть быть суверенными.
· Моноцентризм принятия решений Москвой — нежелание союзных государств подчиняться центральному аппарату.
После распада СССР сложилась достаточно сложная ситуация, в которой государства бывшего СССР не смогли существовать без центрального аппарата правления, в связи с этим возникла необходимость формирования такой организации как Содружество Независимых Государств. В него входили все те же государства, которые были в составе СССР, за исключением некоторых суверенных стран Прибалтики. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств было подписано 8 декабря 1991 года в Вискулях (резиденции Белорусского правительства в Беловежской пуще) руководителями Республики Беларусь, РСФСР и Украины. 21 декабря 1991 года к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в городе Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. Также в состав СНГ вошла Грузия, но в 1993 году перешла в другую организацию — НАТО. Так как участие в этих двух организациях одновременно запрещено, то Грузии пришлось покинуть СНГ. К концу 1993 года в составе СНГ сформировались две неофициальные группы государств. Одна из них (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) выступала за большую координацию и расширение сотрудничества в области внешней политики, обороны, валютной политики, экономики транспорта. Другая группа (Туркменистан и Украина) выражала интерес к ограниченному сотрудничеству, делая упор на защиту своих национальных интересов.
Распад СССР разрушил экономические отношения с бывшими республиками. Россия продолжала обеспечивать их ресурсами, но оборот падал и чтобы не прервать эти экономические взаимоотношения 13 декабря в городе Ашхабаде состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом конференции стало заявление, в котором страны проявили свое желание вступить в организацию на условиях того, что первая обеспечит равноправие участников бывшего Союза. После окончания конференции в Ашхабаде, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил продолжить обсуждение по данной тематике в Алма-Ате для развития отношения и принятия совместных решений, которые помогут быстрому укреплению нового союза.
На встрече в городе Алма-Ате присутствовали представители 11 государств: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины.
Заключение
м данной конференции стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, содержанием которой стали цели и принципы Содружества Независимых Государств. Важнейшим заключением данной Декларации явилось, то что взаимодействие участников содружества «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». http://base.spinform.ru/ Также были утверждены командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, закреплялось уважение к созданию статуса безъядерного или нейтрального государства, таким образом, в документе были описаны задачи по созданию единого экономического пространства.
Следующим и немаловажным аспектом стало то, что СНГ — организация, которая стала наследником СССР. Алма-Атинская встреча стала важным событием в строительстве Содружества на постсоветском пространстве, так как она утвердила процесс создания суверенных государств, ранее бывших республик СССР.
22 января 1993 г. в Минске на Совете глав государств был утвержден устав СНГ, который вошел в силу только через год после его принятия. Организационная структура СНГ включает в себя Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентскую ассамблею СНГ, Исполнительный секретариат Содружества, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны государств СНГ, органы отраслевого сотрудничества.
Одно из главных задач для развития экономических взаимоотношений страны видели в развитии таможенного сотрудничества, а именно осуществление бестарифной торговли между странами СНГ.
Договор о создании Экономического союза был подписан 24 сентября 1993 году в Москве. Настоящий договор был обусловлен необходимостью создания документов, закрепляющих договоренности, а также требованием республик проводить скоординированную финансовую, кредитно-денежную и валютную политику.
Денежная реформа 1993 года была направлена на укрощение инфляции, а также введение в обращение купюр нового образца. Страны СНГ использовали рубль в качестве платежного средства во внутреннем денежном обороте. В связи с экономическим кризисом, вспыхнувшим в России, постепенно страны СНГ стали выходить из рублевой зоны.
В ходе реализации поставленных целей и задач возникли некоторые проблемы: у России сложились непростые отношения с Украиной из-за Крымского полуострова, где находился черноморский флот России. Наиболее братские взаимоотношения стали складываться у России с Республикой Беларусь. Страны бывшего СССР, ставшие участниками ООН, стали отдаляться от России. Тем не менее, Россия старалась принимать участие в решении проблем данных государств и мирным образом отрегулировала все взаимоотношения между республиками СНГ. Для этого был подписан ряд документов для укрепления сотрудничества, регулирования отношений и поддержания коллективной безопасности.
2. Интеграционные процессы в странах Содружества Независимых Государств
В 1991 году положение СССР стало критическим, все шло к развалу Советского Союза. Ситуация не могла нагнетаться, что в итоге могло привести к так называемой междоусобной войне, мнение многих государств тоже сходилось к тому, что надо «расходиться», чтобы не испортить взаимоотношения между странами вовсе. Основой экономического документом Содружества Независимых Государств является Договор о создании экономического союза 24 сентября 1993 года. Данный документ предусматривал прохождение следующих этапов: свободная торговля, таможенный союз и единый рынок.
На сегодняшний день становление союза заключается:
· Свободная торговля, в которой отменены взаимные пошлины.
· Формирование таможенного союза, в котором действует единый тариф.
· Внедрение в жизнь элементов общего рынка.
Умение большинства существующих международных объединений говорит нам о том, что наиболее эффективно и полно использовать потенциал государств можно только путем поэтапного усиления всесторонней, в первую очередь, экономической, интеграции, приводящей к созданию единого экономического пространства, для стран СНГ важность полноценной интеграции обусловливается еще и тем, что от этого зависит конкурентоспособность участников на мировых рынках. Опять-таки в области экономики организация функционирует значительно ниже своих возможностей. Страны Содружества Независимых Государств богаты природными ресурсами, что приводит к развитию экономического потенциала. Подобный рынок дает организации превосходство перед другими странами и организациями, что позволяет ей занять достойное место. Немаловажным фактором выступает и географическое положение стран СНГ, по их территории проходят кратчайшие морские и сухопутные пути из Европы в Азию. Однако эти возможности используются крайне нерационально, а неразвитость интеграции как способа хозяйствования не позволяет до настоящего времени эффективно использовать природные богатства, материально-технические, научно-исследовательские и кадровые ресурсы для экономического роста отдельных стран и Содружества в целом. Развитие современных объединительных процессов в сфере рыночной экономики имеет общие для всех стран объективные закономерности. Они определяют основные направления и стадии интеграции независимо от того, происходит ли она в рамках Европейского Союза или Содружества Независимых Государств. Общей закономерностью интеграционных процессов во всех странах является их последовательное восхождение от зоны свободной торговли через таможенный союз и единый внутренний рынок к валютно-экономическому союзу.
Можно выделить, с определенной степенью схематичности, следующие направления и стадии этого движения:
· Создание зоны свободной торговли.
· Образование таможенного союза.
· Формирование единого рынка.
· Организация валютного союза.
· Создание Экономического союза. С. Н. Бабурин. Территория СНГ: становление единого правового и экономического пространства. Вестник Межпарламентской Ассамблеи. № 3, 1998.
Главные цели формирования, создания и развития стратегии Содружества Независимых Государств, в первую очередь, следует подготовить программу борьбы с бедностью, то есть попытаться стратегически занять, обеспечить и попытаться заинтересовать свой народ в работе. Затем облегчить взаимоотношения, чтобы дать возможность развиваться экономическому рынку.
В отношении межгосударственной политики на рынке труда предполагается, во-первых, облегчить управление трудовой, миграционной и образовательной политики. Во-вторых, интегрировать общий рынок труда. В-третьих, объединить усилия на формирование правового поля единого рынка труда. В-четвертых, активизировать работу по созданию на территории Содружества межгосударственной системы оперативного обмена информацией о состоянии национальных рынков труда, наличии свободных рабочих мест и должностных вакансий. В-пятых, развивать сеть предприятий и организаций, наладить обмен профессионалами, делится опытом, для качественного осуществления рабочего процесса.
В сфере промышленной политики предполагается:
· Признать необходимым на межгосударственном уровне координировать действия по структурной перестройке промышленных комплексов СНГ.
· Разработать общую концепцию структурной перестройки и развития промышленного комплекса.
· Обозначить приоритеты и скоординировать усилия по созданию современных производств и развитию отраслей экономики в странах Содружества.
· Определить в странах Содружества «головные» предприятия-производители.
· Стимулировать экономическими методами технологическое обновление и модернизацию производства, переход к более высоким технологическим укладам.
В области научно-технического сотрудничества целесообразно:
· Создать единые научно-технические комплексы.
· При закупке или создании научных технологий не брать за основу зарубежные технологии.
· Для поддержания научных технологий создать межгосударственные центры с единым финансовым центром из специальных фондов.
· Поддерживать промышленные взаимоотношения между государствами для качественного их развития.
· Обмениваться дебютантами, то есть свободно вовлекать в процессы студентов и начинающих специалистов.
Главным аспектом эффективного взаимодействия стран Содружества для выхода из экономического кризиса является стабильное инвестиционное вложение для стабилизации и развития национальных экономик. Однако межгосударственное инвестирование в экономике Содружества, находящееся на начальном этапе, недостаточно. Только крупные межгосударственные инвестиционные проекты могут запустить реальную интеграцию в СНГ. К ним можно отнести, например, межгосударственный инвестиционный проект «Трансазийский коридор развития». Сегодня страны Содружества отчетливо осознают, что вхождение в мировое экономическое сообщество, способность достойно отвечать на вызовы современности, связаны с эффективностью их коллективных, а не одиночных действий. Поодиночке странам СНГ сложно выдержать конкуренцию с ведущими мировыми финансовыми центрами и региональными объединениями, особенно в условиях либерализации финансовых потоков. Еще труднее будет отвоевать достойное место в мировой валютно-финансовой системе. Слабое развитие институтов рынка, диспропорции базовых отраслей экономики, незащищенность национального производителя, неконкурентоспособная продукция накладывают определенные ограничения на методы, формы и сроки полноценного участия в мирохозяйственных связях. Поэтому настройка механизмов взаимодействия в рамках региональной организации подготовит и облегчит полномасштабное, но чреватое негативными последствиями встраивание в мировое хозяйстве.
экономический интеграционный независимый государство
3. Экономическое сотрудничество
Исследование современной мировой экономики показало существование двух основных направлений в интеграционном процессе:
1. Объединение большего количества стран под одной организацией, что даст большее влияние ведущих государств в данной организации и сделает их мощнее по отношению к другим объединениям.
2. Совершенствование форм и путей реализации мировой экономической интеграции, о чем свидетельствуют частые встречи, проводимые в этом направлении.
Экономическое сотрудничество между странами СНГ несет одно из самых важных аспектов этого Содружества. Нельзя выделить из всех направлений организации что-то более важное, так как все в этом сотрудничестве несет значимый характер, поскольку эта организация считается международной, и она не вправе действовать не по профессиональным принципам.
К направлениям деятельности Содружества можно отнести:
· Экономическое сотрудничество.
· Сотрудничество в сфере финансов.
· Гуманитарное сотрудничество.
· Общеполитическая и социальная сфера.
· Сотрудничество в сфере межгосударственного обмена научно-технической информации.
· Сотрудничество в сфере безопасности.
· Правовое сотрудничество.
· Межрегиональное и приграничное сотрудничество.
· Межпарламентское сотрудничество.
· Сборник аналитических материалов Исполкома СНГ.
Что касается экономического сотрудничества, организация разделена на множество аспектов, что помогает ей действовать эффективно. В область экономической деятельности входят:
· Сельское хозяйство.
· Таможенный союз.
· Торговля.
· Промышленность.
· Информация и связь.
· Космос.
· Строительство крупных заводов.
В целях реализации условий о начале деятельности экономического союза в 1994 году был подписан договор о создании зоны свободной торговли. Документ предусматривает отмену таможенных пошлин, устранение преграды для свободного перемещения товаров и услуг, управление торгово-экономической политики, унификацию законодательства стран СНГ. Зона свободной торговли повлияла на формирование единого Таможенного союза.
Таможенный союз выступал как самостоятельный субъект международного права. Союзники решились образовать общую таможенную территорию, на которой установили общий таможенный тариф, включающий в себя главный аспект документа беспошлинную торговлю.
С образованием Таможенного союза формируется Таможенный совет, в функции которого входят разработка и рассмотрение основных направлений таможенной политики стран Содружеств. Штаб-квартира Совета по таможенным делам располагается в Москве.
4. Укрепление Содружества Независимых Государств сегодня
Россия на сегодняшний день находится в тесных взаимоотношениях со странами СНГ, в особенности с Казахстаном и Белоруссией, так же у Российской Федерации были хорошие взаимоотношения с Украиной до 2013 года. Несмотря ни на что Россия всячески пытается оказать помощь Украине, на что власти последней обвиняют именно Россию в «гражданской войне». Я полагаю, что следует обратить внимание на деятельность того политического лидера, который, по сути, выступил инициатором создания ЕврАзЭС — Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева, подчеркнув его личный внушительный вклад в процессы интеграции на постсоветском пространстве и его многочисленные инициативы по повышению качества сотрудничества между Российской Федерацией и Республики Казахстан. Уже сейчас Нурсултан Назарбаев широко признан в мире как инициатор и последовательный поборник международной интеграции, процессов политического сближения разных стран в интересах взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности. Из истории можно вспомнить, после того как пришло решение о расформировании СССР, президент Казахстана предложил иную политическую идеологию, заключающуюся в том, чтобы все страны получили суверенитет, но как раньше центром оставалась Москва.
Представители Казахстана и Белоруссии — это Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко, а также президент России Владимир Путин, взяли на себя все силы для укрепления и создания более выгодных условий продолжения действующего союза. Одним из самых успешных на сегодняшний дней решений — это создание Евразийского Экономического Союза по инициативе президента Казахстана. Главной задачей является создание межгосударственного антикризисного плана и мер по дальнейшему развитию торговых и инвестиционных связей между странами-членами СНГ. Так же это дает возможность привлечь зарубежные государства. Эта новая организация сплачивает весь экономический рынок стран СНГ и предлагает комфортные условия для взаимодействия не только стран союзников, а так же для стран-клиентов.
Это, в первую очередь, зона свободной торговли. Организация уже начинает партнерские взаимоотношения с Китаем, Египтом, Турцией, Индией, Чили, Монголией, Израилем, Лаосом. Рассматривается возможность создания зон свободной торговли с Новой Зеландией, Швейцарией, Исландией, а также с Вьетнамом. Это даст огромный толчок для стран ЕАЭС. Итоги последних проведенных конференций показали, что этот союз начал успешно свое существование, и Евразийский экономический союз имеет реальные шансы стать ядром экономической интеграции постсоветского мира.
Главными задачами сообщества являются:
* Свободная торговля, установление таможенного тарифа, а также и нетарифного регулирования.
* Широкий масштаб капиталовложения и также увеличения и стабильности капитала.
* Единый финансовый рынок.
* Закрепление за организацией единой стабильной валюты, что позволит лучше подстраиваться под определенный период экономического пространства.* Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки.
* Создание общей стандартизированной системы таможенного регулирования.
* Подготовка и исполнение межгосударственных целевых программ.
* Согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.
* Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕАЭС с целью создания общего правового пространства в рамках сообщества.
За небольшой промежуток времени существования ЕАЗС, даже при наличии нерешенных задач и проблем, организация доказала, что как аппарат для решений и достижения важных целей ЕАЗС состоялся, и в целом за короткий период были выполнены и достигнуты положительные результаты.
Насколько мы знаем, не одна организация не может существовать без нормативно-правовой базы и ЕАЭС не стал исключением, так же увеличилось значение данной организации формировании торгово-экономических отношений СНГ, что привило к объемному товарообороту между участниками и так же между новыми партнерами.
Сегодня уже можно с уверенностью говорить, что ЕАЭС — лучший образец реальной экономической интеграции на постсоветском пространстве, имеющий к тому же прекрасные перспективы. Белорусский Президент Александр Лукашенко заявил: «Новый союз — это олицетворение «счастья». А глава Казахстана Нурсултан Назарбаев, который первым выдвинул идею Евразийского союза более двадцати лет тому назад, чеканно назвал новое образование «благом». Поставленные задачи выполняются за короткий срок, что лишний раз свидетельствует нам об эффективности этой организации. Россия на сегодняшний день находится в оккупации санкций, не одно государство, которое входит в ряды НАТО и ЕС, не может вести экономические взаимоотношения с Российской Федерацией, все страны ожидали падения государства, но произошло иное, Россия начинает развивать свое хозяйство, а страны СНГ — остаются партнерами несмотря ни на что.
Большое количество граждан из стран постсоветского государства ежегодно приезжают в Россию, это еще раз говорит о хорошем взаимоотношении стран СНГ. Большой процент составляют именно трудовые мигранты, то есть они уверены, что их нахождение в государстве не вызовет отрицательный характер. Несмотря на это, большинство мигрантов приезжают в Россию из Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Армении. Это сказывается за счет невысокого уровня развития данных стран, таким образом зарабатывать им помогают страны Содружества, в частности Россия. Если брать на сегодняшний день деятельность правительственного аппарата СНГ, то мы потратим огромное количество времени на прочтение всей информации, так как государства в конкретный период поняли, что совместное существование и введение четко сформулированных правовых норм может им обеспечить стабильность и перспективное будущее. Нельзя сказать, что в аппарате правления должностные места распределены между лицами определенной национальности или представителями разных государств. Конечно, мы можем заметить, что важные посты занимают преимущественно представители России, Казахстана и Белоруссии. Но все государства, входящие в эту организацию, несут немаловажную роль в работу данного союза.
Заключение
На сегодняшний день мы можем увидеть, что главы государств переносят на неопределенный срок встречи, которые должны проходить на высшем уровне. Подобное несерьезное отношение к проводимым саммитам может насторожить граждан государств. По сути страны СНГ переживают все-таки ряд серьезных проблем из-за глобального кризиса, в частности, это гражданская война на Украине. Но и тяжелые периоды должны сплачивать государства, как это было во второй Мировой Войне. Так же мы можем наблюдать за террористической группировкой ИГИЛ, которая воссоединила некоторые государства, так как они пережили одно горе.
Хочется, чтобы союз Содружества Независимых Государств не просто продолжал свое существование, а также развивался и укреплялся.
Модель СНГ навсегда означает отказ от самостоятельной европейской политики, а чуть позже и от любой самостоятельности во внешнеполитических и внешнеэкономических делах. Между двумя крупными организациями часто возникают противоречивость и конкурентная борьба за геополитические и геоэкономические влияния.
Объединение стран бывшего СССР по европейскому образцу должно проходить единовременным развитием механизмов интеграции с европейским обществом. Этот процесс должен протекать по схеме конвергентного, а не параллельного или конфронтационного движения. Это достаточно долгий и трудный путь, если мы вспомним из истории становления европейского сообщества. Это путь развития системы «снизу», то есть с фундамента. Таким же образом зарождалась и наша постсоветская система.
Для Содружества Независимых Государств нет границ, она ведет свою работу во всех направлениях. Но самое главное, что можно выделить в работе организации — это стабильное развитие, дружеское взаимодействие и отсутствие разногласия между странами союзниками.
1. Агапова Т. А. Макроэкономика, 4-е изд. «ДиС-МГУ», Учебник, 2001
2. Астапов К. Л. Формирование единого экономического пространства в государствах — участниках СНГ, Н.С., 2005
3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. М., Юрайт, 2000
4. Макконелл К. Экономикс: принципы, проблемы и политика, Пер. с анг., «Инфра-М» Учебник, 1997
5. Бляхман Л. Россия и СНГ: уроки первого десятилетия. Российский Экономический Журнал, № 8, 2003. — М: «Финансы и Статистика»
6. Зиядуллаев Н. Ж. Современная экономическая ситуация в СНГ. Экономист, № 1, 2004. — М: «Медиа-Пресса»
7. Зиядуллаев Н. Экономика стран содружества в условиях глобализации. Итоги развития экономики стран-членов СНГ в 2001 г. Вопросы Экономики, № 3, 2004. — М: Изд-во НП «Редакция журнала Вопросы Экономики» .