Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Моделирование и оценка величины трансакционных издержек

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе российских экономистов с использованием метода «Затраты — выпуск» была выявлена взаимозависимость степени концентрации рынка и уровня трансакционных издержек. Доля трансакционных издержек в общих издержках определена на основе коэффициентов прямых затрат. Была выдвинута гипотеза о том, что рост трансакционных издержек какой-либо отрасли повлечет за собой рост концентрации в ней, то есть… Читать ещё >

Моделирование и оценка величины трансакционных издержек (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • 1. Понятие и оценка трансакционных издержек
    • 1.1 Сущность и особенности трансакционных издержек
    • 1.2 Подходы к проблеме измерения трансакционных издержек
  • 2. Российская практика управления трансакционными издержками
    • 2.1 Управление трансакционными издержками на промышленном предприятии в российских условиях
  • 2.2 Перспективы снижения трансакционных издержек Дальневосточного региона
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Измерение трансакционных издержек является одной из наиболее острых и многаспектных проблем развития неоинституциональной парадигмы. Со времен Рональда Коуза, описавшего их в своей работе «Природа фирмы», не утихают споры и противоборства исследователей относительно их измерения, в том числе методологических оснований и практического инструментария.

Противоречия в понимании трансакционных издержек, наблюдающиеся уже более 75 лет в экономической литературе, способствуют дальнейшему распространению методологического плюрализма в их измерении. Каждый автор использует трансакционные издержки в своем понимании и применяет сообразующиеся с задачами его исследования методы измерения. К сожалению, в ряде случаев трансакционные издержки становятся удобным инструментом обоснования необходимости реализации политических идей и новизны исследований. Накопленный теоретический и эмпирический материал требует систематизации, анализа методологических оснований, проверки правильности сделанных выводов и оценки достижения целей осуществленных измерений.

  • Актуальность выбранной мной темы обусловлена важностью оценки и снижения величины трансакционных издержек для повышения конкурентоспособности фирмы и экономики страны в целом.

Цель работы — исследование сущности трансакционных издержек, сложностей и подходов к их оценке.

Объектом исследования являются трансакционные издержки.

Задачи исследования: раскрытие понятия трансакционных издержек, моделирование величины, рассмотрение методов оценки издержек, а также некоторые особенности российской практики оценки трансакционных издержек.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе раскрыты понятие и особенности трансакционных издержек, перечислены подходы к их оценке. Во второй главе приведены примеры из российской практики анализа и учета трансакционных издержек.

  • 1. Понятие и оценка трансакционных издержек

1.1 Сущность и особенности трансакционных издержек Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30е годы в его статье «Природа фирмы». Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансформационных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

Теория трансакционных издержек показывает влияние трансакционных затрат на процесс принятия решений и на эффективность экономики в целом.

Трансакционные издержки — это ценность ресурсов (денег, времени, труда и т. п.), затрачиваемых на планирование, адаптацию и обеспечение контроля выполнения взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе. Классификация трансакционных издержек:

· издержки поиска информации — затраты времени и ресурсов на получение и обработку информации о ценах, об интересующих товарах и услугах, об имеющихся поставщиках и потребителях;

· издержки ведения переговоров;

· издержки измерения количества и качества вступающих в обмен товаров и услуг — затраты на промеры, измерительную технику, потери от остающихся ошибок и неточностей;

· издержки по спецификации и защите прав собственности — расходы на содержание судов, арбитража, органов государственного управления, а также затраты времени и ресурсов, необходимые для восстановления нарушенных прав;

· издержки оппортунистического поведения, под которым понимается недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или направленное на получение односторонних выгод.

В 1986 гг. профессорами Д. Уоллисом и Д. Нортом была впервые измерена общая доля трансакционных издержек в валовом национальном продукте США. Согласно полученным оценкам, доля в ВВП США трансакционных услуг, оказываемых частным сектором, увеличилась с 23% в 1870 г. до 41% в 1970 г., оказываемых государством — с 3,6% в 1970 г. до 13,9% в 1970 г., что в итоге составило рост с 26,6% до 54,9%. Расширение трансакционного сектора экономики авторы назвали «структурным сдвигом первостепенной важности». Здесь, по их мнению, лежит ключ к объяснению контраста между развитыми и развивающимися странами.

Издержки производства, в соответствии с новой институциональной экономической теорией, состоят из двух частей — трансформационных издержек, связанных с изменением или воспроизводством физических характеристик благ, и трансакционных издержек, отражающих изменение или воспроизводство «правовых», а в более общем плане — институциональных, характеристик.

Если представить экономику как систему жизнеобеспечения, то тогда трансакционные издержки можно рассматривать как издержки эксплуатации экономической системы. Определяя содержание понятия «трансакционные издержки» иногда используют аналогию, предложенную Кеннетом Эрроу: трансакционные издержки в экономической системе подобны феномену трения в мире физических объектов. Данная аналогия позволяет говорить о всеобщем распространении трансакционных издержек.

Понятие трансакционных издержек имеет ключевое значение в новой институциональной теории, поскольку институты объясняются не через призму конфликта классовых интересов, а с точки зрения возможностей экономии на трансакционных издержках. Для объяснения феномена трансакционных издержек наиболее существенны два момента: несовпадение экономических интересов взаимодействующих друг с другом агентов и феномен неопределенности. Неопределенность определяется не только через фрагментарность (и, как правило, искаженность) располагаемой индивидами информации, но и ограниченные возможности ее переработки, которыми они (агенты) обладают.

Проблемы трансакционных издержек, исследования их природы и оценки их величины являются актуальными в современной западной и российской экономической науке. Однако до сих пор не существует простого универсального метода, который позволил бы оценить трансакционные издержки для большого числа фирм без организации специальных масштабных исследований. Разработка и апробация такой методики является важной научной задачей. В частности, это позволит определить особенности трансакционных издержек у различных типов компаний и оценить их взаимосвязь с экономическими факторами.

Представители среднего бизнеса активно используют факторы экономии на трансакционных издержках и показывают эффективность на уровне крупных корпораций, которые, в свою очередь, для поддержания этого уровня вынуждены нести бремя огромных затрат.

Величина трансакционных издержек характеризуется высокой степенью неопределенности. Это обусловлено тем, что трансакция есть творческий, уникальный процесс, элементы которого заранее неизвестны в деталях. В частности, не может быть достоверно известна ценность ресурсов, необходимых для осуществления трансакции. Но главное состоит в том, что в данном случае отсутствует отлаженный механизм распределения общих трансакционных издержек между участниками социального взаимодействия. Сложность проблемы распределения трансакционных издержек между участниками взаимодействия заключается прежде всего в том, что индивиды имеют разные предпочтения в отношении одних и тех же ресурсов.

1.2 Подходы к проблеме измерения трансакционных издержек В экономической литературе можно найти два подхода к проблеме измерения трансакционных издержек. Первый из них — ординалистский? является доминирующим в современной экономической науке. Он основывается на положении, что на практике имеет значение лишь направление изменения уровня издержек. В данном случае исследовательская стратегия сводится к сравнению имеющихся альтернатив путем установления их относительной величины в пределах действующих институциональных соглашений. Такой подход исходит из предположения, что трансакционные издержки не поддаются прямому измерению, поскольку само понятие трансакционных издержек не имеет четкой однозначной трактовки в современной экономической науке.

Второй подход — кардиналистский? предполагает возможность прямого количественного измерения затрат на трансакции. Такая оценка была проведена некоторыми зарубежными экономистами — Г. Демсецем, Д. Нортом и Дж. Уоллисом, а так же отечественными специалистами — В. Л. Тамбовцевым, В. В. Радаевым, Р. И. Капелюшниковым, В. Е. Кокоревым, Т. П. Скуфьиной. Эти исследователи полагали, что существует ряд трансакционных затрат, которые невозможно измерить, однако другая часть издержек может и должна быть подвергнута количественной оценке. Такие попытки прямо оценить затраты на трансакции предпринимались и на макро-, и на микроэкономическом уровне.

Для российской экономики метод определения трансакционных затрат был предложен В. Л. Тамбовцевым. Он разделил такие издержки на имеющие производительный, то есть общественно полезный характер, и непроизводительные издержки, приводящие «к потерям в благосостоянии общества». Примером производительных издержек являются затраты на спецификацию и защиту прав собственности. Непроизводительные трансакционные издержки делятся на три группы затрат, связанных с: 1) получением доступа к ресурсам и правам собственности на них; 2) получением права на осуществление хозяйственной деятельности; 3) поддержанием деловых отношений и применением санкций.

Исходные данные для количественной оценки перечисленных видов издержек по предложенной методике могут быть получены из опросов предпринимателей, а также из анализа судебных дел по экономическим преступлениям.

Другой подход к оценке стоимости трансакций в российской экономике, основанный на сочетании макрои микроэкономических факторов, разработан В. Е. Кокоревым.

В соответствии с данным подходом, на макроуровне трансакционные издержки определяются динамикой товарооборота в национальной экономике, на микроуровне — долей накладных расходов фирм по отношению к остальным статьям себестоимости.

В деятельности современных экономических систем высока роль трансакционных издержек. По некоторым экспертным оценкам, в себестоимости готовой продукции трансакционные издержки оформления и реализации сделок составляют до 70%. По другим оценкам, доля трансакционных издержек в рыночной экономике составляет в среднем 50−60% чистого продукта.

Основная доля трансакционных издержек в развитых странах обусловлена увеличением количества потенциальных субъектов хозяйственных связей. Вместе с увеличением числа осуществляемых ими актов передачи прав собственности растет роль и количество труднодоступной информации, связанной с ними.

В то же время, в странах с переходной экономикой высокий уровень трансакционных издержек обусловлен также и тем, что в них до сих пор еще не отработан механизм взаимодействия между государственными органами и субъектами предпринимательства — не до конца сформированная институциональная среда переводит исследования в среду внутрифирменных трансакций. Обобщенные результаты измерения трансакционных издержек на микрои макроуровне представлены в таблице 1.

Таблица 1 Оценка величины трансакционных издержек

Источник информации

Величина трансакционного сектора

Удельный вес трансакционных издержек в совокупных затратах фирмы

Д. Уоллес и Д. Норт

54,7%

;

E.G. Furubotn, R. Richter

50−60%

;

Дж.К. Лафт

До 70%

;

М.Ю. Виноградова

;

От 1,5% до 15%

Л.В. Гусарова, И.В. Миргалеева

;

6,7%

С. Осмоловец

;

11,57%

Из таблицы видно, что в среднем величина трансакционного сектора составляет от 50 до 70%, а удельный вес трансакционных издержек в совокупных затратах фирмы — от 1,5 до 15%.

Классическое определение трансакционных издержек дал Т. Эггертссон: «В общих словах трансакционные издержки суть затраты, возникающие, когда индивиды обмениваются правами собственности на экономические активы и обеспечивают свои исключительные права». Р. Метьюз предложил следующее определение: «Фундаментальная идея трансакционных издержек в том, что они состоят из издержек составления и заключения контакта, а также издержек надзора за соблюдением контракта и обеспечения его выполнения в противоположность производственным издержкам, которые суть издержки собственно выполнения контакта».

Эти определения позволяют выделить три ключевые зависимости трансакционных издержек от параметров экономических систем. Согласно Т. Эггертссону, трансакционные издержки прямо пропорциональны количеству экономических агентов, заключающих контракты между собой. А в соответствии с определением Р. Метьюза, трансакционные издержки обратно пропорциональны количеству заключенных контактов и установленных норм, обеспечивающих выполнение данных контактов. Если под заключенными контрактами понимать формальные институты, а под нормами, обеспечивающими выполнение данных контрактов — неформальные институты, то можно моделировать на качественном уровне зависимость трансакционных издержек от основных институциональных параметров экономических систем.

В этом случае трансакционная функция будет иметь следующий вид:

С=В*Nл/(Fµ+Iн) (1)

где: С — трансакционные издержки фирмы; В — коэффициент пропорциональности, измеряемый в единицах издержек фирмы; N — количество экономически активных агентов (акторов), заключивших институциональные соглашения с фирмой; F — количество формальных институтов (контактов); I — количество неформальных институтов; л, µ, н — коэффициенты эластичности использования акторов, формальных и неформальных институтов для формирования институциональной среды.

Трансакционная функция демонстрирует, что уровень трансакционных издержек будет минимизирован при наименьших количествах формальных соглашений и неформальных институтов между фирмой и агентами. Если к формальным институтам можно отнести нормы составления контрактов, обеспечение выполнения контактов, контроля качества и защиты прав собственности, то к неформальным институтам следует отнести нормы, не получившие закрепление в формализованных контрактах. К трансакционным издержкам формирования формальных и не формальных институтов относится поиск информации, поиск покупателей и продавцов, подготовка переговоров и защита от оппортунизма. Конечно, в каждом конкретном случае набор формальных и неформальных институтов определятся сложившейся структурой институциональной среды. Наиболее корректный подход к доказательству вида трансакционной функции лежит в наборе необходимой статистической информации с дальнейшим уточнением коэффициентов эластичности и вида самой трансакционной функции. Разработка аналитического представления трансакционной функции позволяет прогнозировать развитие институциональной среды хозяйствующих субъектов, и, как следствие, обеспечивать разумное хозяйствование в реальном секторе экономики.

Обращая внимание на разработку данной проблемы в отечественной экономической науке можно выделить работу Скуфьиной Т. П. посвященную расчету трансакционных издержек потребительского рынка.

В работе российских экономистов с использованием метода «Затраты — выпуск» была выявлена взаимозависимость степени концентрации рынка и уровня трансакционных издержек. Доля трансакционных издержек в общих издержках определена на основе коэффициентов прямых затрат. Была выдвинута гипотеза о том, что рост трансакционных издержек какой-либо отрасли повлечет за собой рост концентрации в ней, то есть будет наблюдаться корреляция между долей трансакционных издержек и уровнем ее концентрации. Для ее проверки был проведен корреляционно-регрессионный анализ на основе данных о ее концентрации на различных продуктовых рынках. Было установлено наличие значимой связи между уровнями концентрации и трансакционных издержек. Наиболее сильной эта зависимость является для показателя удельного веса объема промышленной продукции, выпускаемой восемью крупными организациями.

Разработка данной модели позволяет проводить отраслевой анализ трансакционных издержек. Однако недостатком модели является ограниченность применения, т.к. ее состоятельность доказана только на потребительском рынке. Применительно к другим сегментам рынка модель может давать неточные результаты, но факт доказательства связи трансакционных издержек и уровня концентрации в отрасли позволяет проводить дальнейшие исследования. Все вышеперечисленные примеры указывают, что проблема количественной оценки трансакционных издержек не является в принципе неразрешимой. Для ее решения необходимо выполнение нескольких условий: во-первых, четкое определение понятия трансакционных издержек, позволяющее решить поставленную перед исследователем задачу; во-вторых, четкая классификация трансакционных издержек на уровне деятельности фирмы; в-третьих, выбор метода для получения эмпирических данных. Таким образом, на микрои макроуровне возможно провести количественный учет трансакционных издержек.

2. Российская практика управления трансакционными издержками

2.1 Управление трансакционными издержками на промышленном предприятии в российских условиях Интерес к вопросу об управлении трансакционными издержками на предприятии возник ещё в 20 веке, когда и началось становление институциональной теории, одним из положений которой стало признание издержек, возникающих непосредственно при заключении сделок между субъектами хозяйственных отношений, то есть трансакционных издержек.

Именно сокращение трансакционных издержек ведёт к повышению эффективной деятельности организации в целом. Поэтому выявление исходного способа управления трансакционными издержками в сфере промышленных услуг, а также определение основных проблем их измерения и нахождение наиболее эффективного пути их сокращения и предопределяют актуальность проблемы управления трансакционными издержками на предприятиях, оказывающих промышленные услуги, в условиях российской экономики.

Отделение трансакционных издержек в определённую группу позволяет в значительной степени облегчить управленческую деятельность промышленного предприятия и оценить степень использования эффективных управленческих механизмов. Таким образом, необходимым действием для эффективного управления трансакционными издержками является выделение наиболее распространённых трансакций, которые связаны непосредственно с деятельностью предприятий, оказывающих промышленные услуги.

Как известно, необходимость трансакционных издержек заключается в обеспечении непрерывного продвижения производства того или иного предприятия. Сюда относятся обмен информацией и материалами и иными ресурсами, которые самостоятельно, по сути, не приводят к получению какой-либо готовой продукции или блага. Поэтому необходимо знать основные виды таких затрат и уметь создавать план, благодаря которому будут произведены все необходимые операции на предприятии посредством минимальных затрат. Оптимизировать издержки можно с помощью выявления и устранения излишних трансакций, стабилизации работы самого предприятия, а также автоматизации ручного труда.

Среди трансакционных издержек, возникающих на промышленных предприятиях средних размеров, выделяются такие, как:

· логистика: поток материалов и комплектующих — заказ, исполнение их перемещения и подтверждение. Такой процесс управления трансакциями производится с помощью «непроизводственного персонала» с различной специализацией: приём и отправление материалов и продукции, введение и обработка информации, учёт;

· снабжение: поставка предприятию достаточного для непрерывной работы количества таких ресурсов, как рабочая сила, материалы, комплектующие и производственные мощности. В данный процесс включены структурные единицы, которые ответственны за планирование, закупки, контроль и отбор персонала, а также лица, которые отвечают за прогнозирование и производственные графики;

· качество: контролирование качества и подтверждение успешного выполнения запланированных трансакций. Создание необходимых методик и форм отчетности, передача и анализ данных;

· модернизация: изменения в информационной системе предприятия, следующие после совершенствования технологий или переоценки внутренних процедур. Такие трансакции характерны для информационных подразделений. Частично процесс модернизации связан и с закупками, контролем качества, введением и обработкой информации. При этом при внедрении изменений в «модель» выпускаемого продукта, каждый раз необходимо вносить поправки в спецификацию материалов и комплектующих, в графики поставок и т. д., что ведёт к дополнительному росту количества трансакций.

Для промышленных же предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, выделяется следующая классификация трансакционных издержек:

· общехозяйственные трансакционные издержки, которые возникают в случае исполнения обязательных нормативных требований;

· трансакционные издержки, образующиеся при процессе осуществления хозяйственной деятельности:

o на внутреннем рынке;

o в случаях внешнеторговых операций: поиска информации, подготовки и ведения переговоров, заключения внешнеторговых сделок, наблюдения за исполнением договора, прохождения процесса таможенного оформления, принуждения контрагента к исполнению условий договора;

o внутрифирменные трансакционные издержки, которые связаны непосредственно с управлением внутренней деятельностью предприятия.

В соответствии с приведенной классификацией рекомендованы следующие действия для оценки трансакционных издержек:

· Чтобы оценить данные издержки, при формировании и утверждении учётной политики организации на год, бухгалтеру нужно отметить новые аналитические счета в отношении трансакционных издержек;

· Что касаемо договоров, то бухгалтеру необходимо создать аналитику по трансакционным издержкам по определённым счетам. Однако для данного процесса не подходит план счетов бухгалтерского учёта по причине того, что в различных ситуациях предприятие самостоятельно избирает по аналитике какого счёта будут рассчитываться данные затраты;

· Происходит формирование отчёта о прибылях и убытках предприятия, являющегося наглядным для изучения и анализа трансакционных издержек;

· Производится расшифровывание по таким строкам:

o Коммерческие расходы

o Управленческие расходы

o Представительские расходы

o Внереализационные расходы

· Подсчитываются валовые трансакционные издержки за год;

· Определяется совокупное количество контрактов, которые заключило предприятие в течение года. В данном случае выделяются трансакции сделок (договоры купли-продажи, поставки и др.) и трансакции управления (договор доверительного управления имуществом, поручительства, агентский договор и др.);

· Исчисление средней величины трансакционных издержек за год посредством деления валовых трансакционных издержек на количество контрактов, которое заключило предприятие в течение года;

· В результате, осуществляется анализ выходных данных.

Следующий этап — рассмотрение и выявление наиболее оптимального способа уменьшения трансакционных издержек. Выделяются 3 основных способа эффективной оптимизации трансакционных издержек предприятия, оказывающего промышленные услуги: анализ трансакций со стороны их необходимости и различных методов осуществления, затем стабильность предприятия и избежание лишних нововведений и совершенствований, а также автоматизация и объединение программных комплексов различных подразделений фирмы. Однако стоит помнить и об отрицательных последствиях, к которым могут привести предпринятые непродуманные попытки сокращения затрат. К примеру, автоматизация лишних трансакций. Бывают ситуации, в которых для снижения затрат труда фирмы производят заказ дорогостоящего программного обеспечения и соответствующей компьютерной техники, что в дальнейшем приводит в большинстве случаев к тому, что в процессе разработки программы значительная часть процедур была впервые анализирована и упрощена. Когда же программа была запущена, стало очевидно, что трансакции настолько упрощены, что вложения, которые были произведены в автоматизацию, стали нерентабельными. Таким образом, необходимо ещё раз отметить, что для наиболее эффективного управления трансакционными издержками на предприятиях, оказывающих промышленные услуги, нужно принимать обдуманные решения по поводу того, где и каким образом автоматизировать внутренние трансакции предприятия, а также как оптимально объединить различные блоки информационной структуры организации, и где необходимо проведение стабилизации работы какого-либо подразделения с целью получения рационального уровня издержек на долгосрочную перспективу. Также нужно находить подход к изучению проблемы управления трансакционными издержками не с точки зрения бухгалтерского учёта, а с экономическим пониманием и анализом.

Несмотря на отсутствие в России теоретических и практических основ для изучения трансакционных издержек предприятия и недостаточную разработанность методов оценки и измерения данного типа издержек, всё же предприятие должно стремиться к разработке и внедрению в структуре управленческого учёта функциональной классификации затрат, где за каждой группой издержек будет закреплён их подлинный источник образования.

трансакционный издержка конкурентоспособность экономический

2.2 Перспективы снижения трансакционных издержек Дальневосточного региона Конкурентоспособность России определяется многими факторами, к числу важнейших из которых относят экономию, достигаемую на снижении трансакционных издержек.

Последние обнаружили тенденцию к росту, что делает необходимым осуществить структурные преобразования российской экономики, в том числе в отношениях собственности. Создание мировых транспортно-логистических комплексов, которые могут быть представлены в виде холдингов, позволит снизить трансакционные издержки и повысить конкурентоспособность России, претендуя при этом на создание в Приморском крае «ворот» в сетевую мировую глобализирующуюся экономику.

Текущие проблемы таковы:

· Современная логистическая цепь российского Дальнего Востока представлена неэффективной организационно-правовой формой;

· Присутствие в транспортно-логистической цепи естественных монополистов объективно полагает низкую эффективность всего комплекса;

· Низкая пропускная способность логистического комплекса не формирует конкурентных преимуществ России на Дальнем Востоке;

· Снижение трансакционных издержек может достигаться созданием международного инвестиционного финансового холдинга, что позволит трансформировать трансакционные издержки в трансадминистративные в границах созданного транснационального финансового холдинга.

Задача государства предложить, стимулировать формирование такого социально-экономического механизма, который бы сводил трансакционные издержки участников рыночного обмена к минимуму.

Следует также принимать во внимание, что трансакционные издержки в настоящее время доходят до 50 процентов от общих суммарных издержек. Из этого следует сделать вывод, что конкурентоспособность российской экономики может повыситься, если эти издержки будут сокращаться вообще, и во внешней торговле, в частности.

Сетевая модель организации производства, распределения и обмена товарами и услугами позволяет в большей степени учитывать факторы сравнительных преимуществ национальных экономик. Растущие возможности углубления специализации позволяют снижать трансформационные издержки.

С высокой долей неопределённости в мировой торговле формируются новые транспортные узлы, «ворота», входы в мировую транспортную сеть. Россия как страна-транзитёр на протяжении последних двух десятилетий утрачивала свои конкурентные преимущества. Можно отметить следующие факторы.

Первые лежат в сфере неопределенности и риска для иностранных компаний в сфере непрогнозируемой экономической политики России, остававшейся долгое время неурегулированной и несопряжённой друг с другом таможенной, налоговой, инвестиционной и торговой политиками. В результате даже российские грузы стали перевозиться иностранными компаниями, либо обслуживаться российскими судами, которые, тем не менее, ушли под иностранную юрисдикцию. Поэтому крупнейшие порты России на Дальнем Востоке оказались незагруженными, не превратились в «ворота», узлы формирующейся глобальной сетевой экономической системы.

Вторая группа проблем лежит в отношениях собственности, производных от этих проблем в сфере сложившегося в российской экономической системе менеджмента. В результате приватизации был разрушен прежде единый транспортно-логистический комплекс. Железнодорожный транспорт, морские порты, единая энергетическая система стали дробиться на самостоятельные экономически независимые субъекты. Будучи монополистами эти вновь образованные хозяйственные сообщества вне сферы конкуренции. Основной доминантой их хозяйствования при отсутствии развитых институтов рынка стал поиск ренты, а не поиск прибыли.

Но порты, железнодорожный транспорт, компании, которые их обслуживают и часто являются аффилированными с ними, входят в транспортный комплекс. Реализуя концепцию поиска ренты, он объективно вызывают рост трансакционных издержек. Это обнаружилось в непропорционально возросших портовых сборах при низком качестве обслуживания, больших простоях под погрузкой-выгрузкой, технологической отсталости, отсутствии инвестиций в развитие портового хозяйства. Наконец, отсутствие возможностей для порта увеличения портовых мощностей в виду его стесненности и наступлении города. Если судьба порта Владивосток в этом отношении может быть предрешена, и он уже никогда не сможет удовлетворить потребности мировой сетевой торговли и стать мировым «воротами» глобальной экономики, то это не касается возможностей береговых зон с незамерзающими бухтами в Хасанском районе Приморского края. Но для этого следует вернуться к теории фирмы Р. Коуза. В этих исторически сложившихся условиях фирма могла бы быть представлена в форме многонационального финансового холдинга, в состав которого войдут все основные хозяйствующие структуры единого транспортно-логистического комплекса. Это позволит перевести трансакционные издержки в разряд внутрихолдинговых издержек, что позволит существенно их снизить. Снижение трансакционных издержек позволит повысить конкурентоспособность России как страны-транзитера. Россия слишком велика, чтобы превратиться в «ворота» глобальной экономики, что очевидно. Однако природно-географические условия Приморского края, близость границ с КНДР, Китаем, уже имеющаяся, хотя и недостаточно развитая транспортная, логистическая инфраструктура, статус города Владивостока как культурного, образовательного центра может стать решающим фактором для крупных иностранных инвесторов, в первую очередь, крупных логистических компаний уровня Maiers.

Заключение

Большой проблемой при анализе трансакционных издержек является их измеримость. Это очень актуальный вопрос для анализа трансакционных затрат, так как они в значительной части носят вероятностный или неформальный характер и не могут быть учтены в большинстве случаев как издержки, величину которых можно получить из бухгалтерской отчетности. Некоторые исследователи полагают, что затраты, относящиеся к трансакционными издержкам, в принципе неизмеримы. Однако данное утверждение опровергается пусть немногочисленными, но вполне убедительными попытками их измерения.

В развитых странах наблюдается тенденция снижения удельных трансакционных издержек, что детерминирует увеличение количества сделок, и поэтому объём совокупных издержек в экономике может расти. Однако в России вследствие существования неэффективных институтов, административных барьеров и ограничений средние трансакционные издержки остаются на недопустимо высоком уровне, что ограничивает объём и количество сделок, приводит к увеличению предельных издержек предприятий, подвергающихся их воздействию.

В работе было исследовано понятие трансакционных издержек, рассмотрены сложности и подходы к их оценке. Показано значение снижения данного вида издержек для увеличения конкурентоспособности компаний и экономики в целом, приведены некоторые аспекты оценки и управления трансакционными издержками в российской практике хозяйствования.

1. Виноградова А. В. Институциональная экономика: теория и практика. Учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. — 70 с.

2. Земцова Л. В. Институциональная экономика: учебное пособие / Л. В. Земцова. — Томск: Эль Контент, 2012. — 168 с.

3. Николаева Е. В., Плетнев Д. А., Лушников С. В. Сравнительный анализ трансакционных издержек крупных и средних корпораций в России// Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 9 (338). Экономика. Вып. 44. С. 62−68.

4. Силин В. В., Улицкая Н. М. Институциональная экономика. — М.: МАРТИТ, 2012. — 82 с.

5. Останин В. А. Снижение трансакционных издержек внешнеэкономической деятельности — фактор повышения конкурентоспособности экономики РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.dalost-inno.ru/html/library/Library22.pdf (дата обращения 14.07.2015)

6. Самоволева С. А. Совершенствование экспертизы инновационных проектов: учет трансакционных издержек [Электронный ресурс]. URL: http://riep.ru/lib/getfile.php?t=p&n=88 000 035 (дата обращения 10.07.2015 г.)

7. Симонов А. Ю. Проблема количественного измерения трансакционных издержек // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/01/5366 (дата обращения: 14.07.2015).

8. Тамбовцев В. Л. Расчет потерь общества от существования административных барьеров ведения хозяйственной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www.smb.ru/analitics.html?id=lost (дата обращения 11.07.2015 г.)

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой