Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Прогнозирование занятости в системе регулирования социально-экономического развития региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве методов регулирования занятости выступают методы социального страхования (стимулирование спроса на квалифицированную рабочую силу и обновление кадрового потенциалапрофессиональная подготовка и переподготовка кадров с учетом меняющегося спроса на трудовые ресурсы в интересах обеспечения конкурентоспособности экономикисодействие ускорению переливов рабочей силы по отраслям, территории… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методические основы прогнозирования занятости населения в регионе
    • 1. 1. Сущность, содержание и методы социально-экономического прогнозирования
    • 1. 2. Методические подходы к формированию систем прогнозирования занятости населения региона
    • 1. 3. Организационные основы прогнозирования занятости населения в регионе
  • Глава 2. Оценка состояния прогнозирования занятости населения в регионе
    • 2. 1. Состояние и динамика занятости населения в Чувашской Республике
    • 2. 2. Факторы, детерминирующие занятость населения Чувашской Республики
    • 2. 3. Прогнозирование и регулирование занятости населения Чувашской Республики
  • Глава 3. Направления развития механизма регулирования занятости населения региона
    • 3. 1. Формирование системы прогнозирования занятости населения региона
    • 3. 2. Алгоритм прогнозирования занятости населения региона
    • 3. 3. Применение стратегического подхода к разработке мер государственного регулирования рынка труда и занятости в регионе

Прогнозирование занятости в системе регулирования социально-экономического развития региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Состояние российского рынка труда, направления и перспективы его развития традиционно являются объектом повышенного внимания со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, что обусловлено рядом обстоятельств, среди которых — зависимость динамики макроэкономических показателей от характера трудовых ресурсов, высокая социальная значимость мер воздействия на трудовые отношения со стороны государства, непосредственное влияние уровня занятости на качество жизни населения. Повышение роли рынка труда и необходимость разработки качественно новой парадигмы его регулирования в современных условиях определяются последствиями мирового финансово-экономического кризиса, выход из которого отечественной экономики осложняется значительной территориальной дифференциацией стартовых условий, различиями природно-климатических условий, ресурсного потенциала, институционального контура отдельных территориальных образований, что обусловливает региональные особенности воспроизводства трудовых ресурсов и специфику мер регулирующего воздействия. Все это доказывает необходимость разработки государственной политики в области занятости, которая наряду с общерыночными законами должна учитывать особенности социально-экономических отношений и институциональной среды отдельных субъектов Федерации, что предполагает существенное повышение роли региональных органов власти в регулировании рынка труда и социального развития. При этом прогнозирование социально-экономического развития территориально-локализованных систем и их элементов, среди которых одним из ключевых выступает рынок труда, является основой для принятия стратегически важных решений, определяющих вектор регионального и общенационального развития.

Вместе с тем следует признать, что в современной России целостная система социально-экономического прогнозирования, адаптированная к условиям и потребностям государственного управления в условиях турбулентной среды и многополярного рыночного пространства, отсутствует. На федеральном уровне методы и модели социально-экономического прогнозирования получили свое развитие в связи с переходом к программно-целевому управлению, что нашло отражение в содержании организационной, методической, информационной, программной и кадровой составляющих. Однако на уровне субъектов Федерации используемые приемы прогнозирования не позволяют реализовать имеющийся потенциал мер регионального воздействия, что оказывает отрицательное воздействие на содержание и направления реализации государственных целевых программ, стратегий и концепций социально-экономического развития.

В общей системе прогнозирования методически слабо обоснованным представляется блок прогнозирования рынка труда и занятости. Предложенная Минэкономразвития РФ методика социально-экономического прогнозирования выделяет основные показатели состояния рынка труда и занятости, но при этом не раскрывает научные подходы, методы, инструменты, модели их прогнозирования, способы обеспечения взаимосвязи с другими параметрами социально-экономического развития. Балансовый метод остается ключевым методом прогнозирования. Вместе с тем эффективное решение задачи прогнозирования занятости населения обусловливает необходимость комплексного исследования закономерностей воспроизводства трудовых ресурсов, что предполагает всесторонний анализ демографических, миграционных процессов и макроэкономических тенденций. Отсутствие целостного аналитического инструментария социально-экономического прогнозирования, адаптированного к мезоэкономическому уровню, как свидетельствует анализ, стало причиной неэффективности ряда мер регулирующего воздействия на трудовые отношения в ряде российских регионов, что нашло отражение в отклонении фактических показателей от плановых. Проблемы неэффективности системы прогнозирования усугубляются несовершенством организационного механизма регулирования рынка труда и занятости. Закрепление отдельных функций управления за отдельными министерствами и их структурными подразделениями приводит к низкой результативности принимаемых мер. Согласно официальным данным, среднероссийские показатели уровня общей и регистрируемой безработицы в 2010 г. несколько снизились и составили в Российской Федерации 9,2 и 2,8%, в Чувашской Республике 12,4 и 3,7% соответственно (14 и 12 места среди регионов Приволжского федерального округа) 1. Однако возникшие в 90-е гг. XX в. диспропорции на рынке труда продолжают сохраняться, а в некоторых регионах существенно обострились.

Нерешенность проблемы разработки научно обоснованных прогнозов рынка труда как основы формирования эффективных мер регионального воздействия на социально-экономические процессы, отсутствие единого подхода к содержанию инструментов социально-экономического прогнозирования на мезоуровне применительно к современным условиям предопределили выбор темы исследования, а также ее актуальность в теоретическом и практическом аспектах.

Степень изученности проблемы. Методологической основой прогнозирования социально-экономических процессов выступают.

1 По информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики (данные выборочного обследования населения по проблемам занятости в среднем в январе-феврале 2010 г.) работы Дж.М.Кейнса, Н. Д. Кондратьева, В. В. Леонтьева, А. Маршалла, Дж.Ст.Милля, А. Оукена, А. Пигу, П. Самуэльсона, А. Смита, М. Фридмана и других экономистов.

Проблемы регионального стратегического планирования и управления, межрегиональных взаимосвязей, методологии и инструментария регионального социально-экономического развития рассматривались в течение длительного времени в ряде научных центров в России и за рубежом. Значительный вклад в исследования проблем социально-экономического прогнозирования в СССР и в России, в том числе в изучение проблем программно-целевого планирования в территориальном аспекте, внесли работы А. Г. Аганбегяна, М. М. Албегова, Э. Б. Алаева, А. О. Баранова, А. Г. Гранберга, В. В. Кистанова, П. А. Минакира, Н. Н. Некрасова, И. Д. Панфилова, О. С. Пчелинцева, А. Е. Пробста, В. И. Суслова, С. А. Суспицына, В. Л. Тамбовцева, Л. Н. Телепко,.

A.И.Чистобаева, Р. И. Шнипера и др. Фундаментальные подходы к проблемам формирования стратегических планов развития территориальных систем заложены в работах А. Э. Конторовича,.

B.В.Кулешова, Д. С. Львова, В. Л. Макарова, В. С. Немчинова, А. А. Петрова, Н. П. Федоренко, С. С. Шаталина и др. В практической области эти идеи в существенной степени дополнены работами Д. Л. Андрианова, М. К. Бандмана, В. Ю. Малова, В. Д. Маршака, В. Н. Павлова, И. Г. Поспелова, В. А. Цыбатова, В. П. Чичканова, А. А. Шананина, образующими базовый инструментарий регионального прогнозирования в современных условиях.

Ряд выдающихся результатов в области теории организации региональных хозяйственных систем, их взаимодействия и динамики был получен зарубежными исследователями, в том числе Р. Беннетом, К. Беттелхеймом, X. Босом, Р. Виднером, Р. Доре, И. Изардом, В. Кристаллером, М. Леви, А. Лешем, Г. Мюрдалем, Ф. Перро, М. Портером,.

Г. Стейнером, Я. Тинбергергенном, Дж. Фридменом, В. Шепердом, Г. Элиссоном, Т. Яда и др.

Существенные результаты по проблемам региональной политики в области прогнозирования и программирования социально-экономических процессов получены в трудах В. Г. Введенского, А. Л. Гапоненко, В. И. Клисторина, В. Н. Лексина, С. Н. Леонова, А. С. Маршаловой, В. И. Сыркина, А. Н. Швецова, Б. М. Штульберга и др.

Теоретической основой исследований в области региональной экономики, в том числе методологии комплексного развития, послужили труды российских экономистов: П. М. Алампиева, А. Д. Арзамасцева, Л. В. Канторовича, Н. Н. Колосовского, А. С. Новоселова, С. Г. Струмилина,.

A.И.Татаркина и др. Теоретико-методологические исследования социально-экономического развития регионов проводились Н. Г. Багаутдиновой, П. Я. Баклановым, С. Д. Валентеем, А. Д. Викторовым, М. В. Глазыриным, Л. К. Гуриевой, В. И. Дуженковым, С. В. Киселевым,.

B.В.Кулешовым, Е. А. Монастырным, К. И. Плетневым, Е. И. Царегородцевым, И. С. Цыпиным, В. В. Хоменко и др.

Изучению проблем использования трудовых ресурсов как фактора общественного воспроизводства посвящены труды отечественных экономистов: Е. Г. Антосенкова, Д. И. Валентея, Ф. М. Волкова, З. А. Грандберга, С. А. Кузьмина, Е. Л. Маневича, В. Ф. Онищенко, М. Д. Плинера, Б. Г. Рубина, М. Я. Сонина, И. С. Шаршова, В. Н. Ягодкина и др. Наиболее заметные исследования по прогнозированию занятости и рынка труда проведены В. С. Булановым, А. С. Семеновым, А. Я. Кибановым, Э. Н. Кузьбожевым, Ю. В. Красковским,.

Ю.С.Перевощиковым и др. Вопросы регулирования рынка труда на региональном уровне освещены в работах В. Н. Бобкова, О. И. Боткина, Н. А. Горелова, Л. А. Еловикова, С. А. Карташова, Ю. Г. Одегова, М. А. Осипова, Г. Г. Руденко, А. А. Сарабского и др.

Несмотря на значительное число исследований закономерностей развития региональной экономики, методов и механизмов управления и прогнозирования в территориальных образованиях различного уровня, сохраняется существенный разрыв между теорией социально-экономического прогнозирования развития субнациональных образований, с одной стороны, и потребностями региональной социально-экономической политики, требующими адаптации инструментальной базы к особенностям российской экономики, с другой стороны. В условиях посткризисного развития и роста степени неопределенности выявляются проблемы, решение которых требует дальнейшего совершенствования методики социально-экономического прогнозирования, ее адаптации к реалиям рынка труда в российских регионах. Все это обусловило выбор цели, задач и структуры исследования.

Цель диссертационной работы состоит в разработке и научном обосновании инструментов прогнозирования рынка труда, а также практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности системы мер регулирующего воздействия на содержание и направления социально-экономического развития региона.

Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:

Определить содержание системы прогнозирования занятости населения региона.

2. Систематизировать факторы, оказывающие существенное влияние на занятость в регионе, выявить степень корреляционной зависимости переменных.

3.Аргументировать систему индикаторов оценки рынка труда в рамках разработки прогнозов занятости в региональной экономике.

4. Разработать методику выявления и оценки изменений в социально-экономическом положении половозрастных групп населения региона.

5. Предложить алгоритм прогнозирования занятости населения региона с учетом факторов внешней и внутренней среды рынка труда.

6. Обосновать организационно-экономический механизм функционирования системы прогнозирования занятости населения в контексте реализации целевых программ развития региональной экономики.

7. Сформулировать комплекс методических и практических рекомендаций, направленных на повышение результативности целевых программ развития регионального рынка труда на основе применения инструментов прогнозирования занятости.

Объектом исследования выступают механизмы прогнозирования занятости в системе регулирования социально-экономического развития регионов.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе прогнозирования занятости в системе регулирования социально-экономического развития регионов.

Теоретической и методологической основой диссертациоиного исследования стали концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе, которая посвящена принципам социально-экономического прогнозирования и программирования, а также практические результаты внедрения системы программно-целевого управления социально-экономическим развитием Российской Федерации и ее регионов. Постановка и доказательство рабочих гипотез выполнялись с использованием методов классификации, экстремальных группировок, оптимизационного моделирования, методов динамических рядов, экспертных оценок и матричного анализа, структурно-функционального моделирования, балльно-индексных оценок, экономико-математического моделирования.

При разработке основных вопросов экономического прогноза реализован системный подход к исследуемой проблеме, что позволило обеспечить комплексность исследования и выявить направления рационализации и повышения эффективности управления на мезоуровне.

Информационной базой диссертационного исследования послужили материалы официальных федеральных и региональных статистических органов, Министерства регионального развития РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики (ЧР), Министерства здравоохранения и социального развития ЧР, общественных организаций, а также данные международных организаций, в частности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), специализированных аналитических зарубежных компаний — Standard&Poors, Dun and Bradstreet, Рейтингового агентства «Эксперт РА», монографии и статьи по всему комплексу проблем, данные бухгалтерской отчетности ряда российских производителей, материалы периодической печати и сети Интернет. В ходе подготовки диссертации были использованы результаты прикладных исследований по оценке эффективности систем прогнозирования социально-экономических процессов, проведенные с участием автора.

Нормативно-правовую базу представляют законодательные акты и подзаконные документы по вопросам социально-экономического программирования в Российской Федерации и в ее регионах. В ходе исследования использованы федеральные и региональные целевые комплексные программы, в том числе Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г. и др.

Содержание диссертационного исследования соответствует пункту 5. Региональная экономика: п. 5.14. Разработка перспектив развития региональных социально-экономических системпрогнозирование в региональных социально-экономических системахп.5.17. Региональное стратегическое планированиерегиональные программы развитияэкономические проблемы федерализмаэкономическая симметрия и асимметрия в развитии Российской Федерациипроблемы разграничения полномочий и предметов ведения и эффективность государственного управления в территориальном аспектеэкономические проблемы местного самоуправления Паспорта ВАК России специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».

Научная новизна результатов исследования состоит в обосновании теоретических основ и методических подходов к разработке и оценке прогнозов развития занятости населения региона как необходимого условия обеспечения взаимосвязи приоритетных целей развития субъектов Федерации, системы социально-экономических индикаторов и соответствующих им регуляторов мезоэкономических систем, что конкретизируется в следующих положениях:

1. Определено содержание системы прогнозирования занятости населения региона, трактуемой как совокупность методологических принципов, организационно-экономического механизма, методов и приемов разработки прогнозов в системе государственного регулирования социально-экономических процессов, направленной на согласование индивидуальных, групповых и общественных интересов в рамках разработки программ комплексного развития региональной экономики, реализация необходимостью предполагает выявление динамики регионального рынка труда в разрезе половозрастной и профессионально-квалификационной структур с учетом абсолютных (наличие природно-географических факторов) и относительных (наличие и состояние факторов производства) конкурентных преимуществ территориальных образований, что обеспечивает эффективное использование трудового потенциала региона и повышение качества жизни населения.

2. Систематизированы факторы, оказывающие существенное влияние на занятость в регионе, а именно: внутренние, определяющие предложение труда (динамика численности населения, трудоспособного населения и экономически активного населения, заработная плата, реальные доходы населения), и внешние, определяющие спрос на труд (динамика ВРП, инвестиционных расходовкапиталовооруженность трудачисленность предприятийинституциональная среда), а также определена степень корреляционной зависимости выявленных переменных.

3. Обоснована необходимость включения в используемую систему индикаторов оценкирынка труда при разработке прогнозов занятости в региональной экономике показателей численности трудоспособного и экономически активного населения, коэффициента эластичности, отражающего темп снижения населения трудоспособного возраста, динамики ВРП во взаимосвязи с инвестиционными расходами, что позволит повысить точность прогнозов и объективность оценки эффективности реализации программных мероприятий.

4. Разработана методика выявления и оценки изменений в социально-экономическом положении, оказывающих существенное влияние на демографические показатели и на показатели занятости основных половозрастных групп населения в региональной экономике, которая учитывает взаимозависимость уровня занятости и динамики мезоэкономических показателей (ВРП, объем производства, производительность труда, реальная заработная плата и среднедушевые доходы населения).

5. Предложен алгоритм прогнозирования занятости населения региона с учетом факторов внешней и внутренней среды рынка труда, который включает: определение целей и задач прогнозирования, анализ и выбор методов и моделей прогнозирования в соответствии с трактовкой рынка труда как подсистемы региональной экономической системы и оценкой влияния институциональных факторов на профессионально-квалификационную структуру трудового потенциала, анализ структуры и показателей занятости с учетом вектора и темпов социально-экономического развитиясоставление прогнозов развития трудовых ресурсовразработку мер регионального регулирующего воздействия с целью достижения прогнозных показателей.

6. Обоснован организационно-экономический механизм функционирования системы прогнозирования занятости населения в контексте реализации целевых программ развития региональной экономики, основанный на выделении соподчиненных макро-, мезои микроэкономических индикаторов (индикаторы, характеризующие уровень и структуру занятости) и предполагающий делегирование полномочий по прогнозированию рынка труда региональным институтам власти.

7. Сформулирован комплекс методических и практических рекомендаций, направленных на повышение результативности целевых программ развития регионального рынка труда на основе применения прогнозирования занятости, что обеспечит достижение разработанных индикаторов социально-экономического развития в рамках реализации инновационного, инерционно-поступательного и абсолютно-инерционного сценариев.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные научные положения и выводы могут стать: теоретико-методической базой для дальнейшего исследования прогнозирования занятости как инструмента устойчивого социально-экономического развития регионатеоретической основой при разработке региональных социально-экономических программ, направленных на эффективную реализацию трудового потенциала территориальных образований. Основные положения и выводы работы могут быть использованы в учебном процессе в преподавании курсов: «Региональная экономика», «Социально-экономическое прогнозирование», при разработке спецкурсов по проблемам государственного регулирования экономики.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на международных, региональных, межвузовских научно-практических и научно-методических конференциях в 2004;2010 гг.: научно-практической конференции «Проблемы повышения социальной эффективности деятельности потребительской кооперации в условиях глобализации» (Чебоксары, 2004) — научно-практической конференции «Перспективы развития и духовно-нравственные основы социально-экономической деятельности потребительской кооперации» (Чебоксары, 2005) — научно-практической конференции «Приоритеты вузовской науки в условиях инновационного развития общества» (Чебоксары, 2009) — научно-практической конференции «Инновационные подходы к модернизации современного общества» (Чебоксары, 2010) и др.

Имеется 6 публикаций по теме диссертации общим объемом 2,3 п.л. (авт. — 2,2 п.л.), в том числе статьи в журналах «Вестник Чувашского университета», «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция», которые входят в реестр журналов, рекомендованных ВАК России для опубликования материалов по кандидатским и докторским диссертациям.

Разработанные практические рекомендации внедрены и используются в деятельности Государственного учреждения «Центр занятости населения г. Чебоксары Государственной службы занятости Чувашской Республики», ООО «Теллев», а также в учебном процессе Чебоксарского кооперативного института (филиала) AHO ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», что подтверждено справками о внедрении. i t.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения, библиографии, включающей 134 наименования, и 23 приложений.

Выводы по главе 3.

1. Разработанная методика выявления и оценки изменений в социально-экономическом положении, оказывающих существенное влияние на демографические показатели и на показатели занятости в региональной экономике учитывает основные половозрастные группы населения.

Игнорирование этих изменений в социально-экономическом положении является недостатком большинства применяющихся прогнозов занятости. Предложенная методика основана на учете взаимозависимости уровня занятости и динамики макроэкономических показателей (ВРП, объем производства, производительность труда), которые отражаются в динамике реальной заработной платы и среднедушевых доходов населения.

Применение предложенной методики позволит преодолеть недостаток используемой в настоящее время при составлении прогнозов на рынке труда структуры баланса трудовых ресурсов, в котором не выделяются в качестве самостоятельной позиции данные о безработных (состоящих на учете в службах занятости и самостоятельно ищущих работу).

2. Алгоритм прогнозирования занятости населения региона основан на учете факторов внешней и внутренней среды рынка труда, должен включать следующие этапы:

1) определение целей и задач прогнозирования, в качестве которых могут выступать: определение общей динамики занятостиоценка сбалансированности рынка трудапрогнозирование структуры занятости по: предприятиям и организациям в зависимости от форм собственности, видам экономической деятельности, квалификации, статусу, половозрастным критериям и др.- прогноз распределения занятости по микротерриториям (муниципальным районам);

2) выбор инструментов и методов прогнозирования с учетом целей прогноза;

3) с учетом целей и задач прогнозирования, выбранных методов формируется алгоритм конкретного прогнозного исследования;

4) использование результатов прогнозов при формировании региональных концепций, стратегий, программ социально-экономического развития территории, содействия занятости населения, специальных мер по повышению занятости и сбалансированности рынка труда и др.

3. Формирование региональной системы прогнозирования занятости населения целесообразно проводить по двум направлениям: создание организационной структуры и распределение функций заказчиков, исполнителей и потребителей прогнозовразработка и повышение качества методологической основы прогнозирования.

В настоящее время отсутствует закрепление функций по комплексному прогнозированию рынка труда за каким-либо публичным институтом. В состав полномочий федеральных органов власти входит мониторинг состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда, но не разработка самого прогноза. Однако прогнозирование занятости, в нашем понимании, является составной частью прогнозирования рынка труда.

В соответствии с принципом разграничения полномочий органов государственной власти функции по прогнозированию рынка труда должны быть закреплены за региональными органами власти. Так, в Чувашской Республике функция прогнозирования рынка труда и занятости может быть закреплена за Минэкономразвития и торговли ЧР, которое может выступать как заказчик и потребитель прогнозов рынка труда и занятости, в отдельных случаях как исполнитель. Реализация предложенного механизма может повысить точность и объективность прогнозов занятости в регионе.

4. Сформулирован комплекс методических и практических рекомендаций, направленных на повышение результативности целевых программ развития регионального рынка труда на основе применения прогнозирования занятости.

I).

Мониторинг конъюнктуры российского рынка труда в целом, и рынка труда Чувашской Республики в частности, позволил констатировать принципиальные изменения конфигурации социально-трудовых отношений. По объекту базового эксперимента зафиксированы: неизбежное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, снижение качества трудового потенциала, нестабильность в кадрах в условиях экономической рецессии. Высокий уровень турбулентности рынка труда, характеризуемый в соответствии с классификацией И. Ансоффа как предупреждающий, предполагает необходимость активных действий со стороны региональных органов власти, которые могут быть эффективными только при условии опережения стратегического наступления уровня турбулентности. Это подтверждает необходимость использования программно-целевого метода, который предполагает разработку плана исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.

К числу конкретных целей разработки программы обеспечения занятости населения относятся следующие: сокращение темпов роста безработицыпрофилактика массовых высвобожденийсоздание условий для трудоустройства безработныхсмягчение социальных последствий безработицы путем оказания целевой социальной и моральной поддержки граждан на период вынужденной безработицыобеспечение социальных гарантий занятости молодежи, инвалидов, лиц «предпенсионного» возраста и других категорий населения из числа неконкурентоспособных граждансоздание условий для роста качества рабочей силысовершенствование работы службы занятости и др.

В качестве методов регулирования занятости выступают методы социального страхования (стимулирование спроса на квалифицированную рабочую силу и обновление кадрового потенциалапрофессиональная подготовка и переподготовка кадров с учетом меняющегося спроса на.

148 трудовые ресурсы в интересах обеспечения конкурентоспособности экономикисодействие ускорению переливов рабочей силы по отраслям, территории и видам занятости в интересах структурных сдвигов, роста производительности трудастимулирование труда, роста доходов, изменение трудовой мотивации) и социального вспомоществования (оказание социальной поддержки безработным, совершенствование их учета, привлечение к общественным работам).

Повышению спроса на труд способствуют поддержка и ускорение развития малого предпринимательстваорганизация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 леторганизация временного трудоустройства безработных граждан, ищущих работу впервые или испытывающих трудности в поиске работысодействие самозанятости населения. Адаптации предложения труда к содержанию социально-экономических отношений в регионе способствуют информирование населения и работодателей о положении на рынке трудасоциальная поддержка безработных граждансовершенствование организационных структур государственной службы занятости, развитие ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой базы.

Таким образом, при реализации программно-целевого метода управления занятостью населения в регионе могут быть получены прогнозные результаты в рамках реализации инновационного, инерциоргао-поступательного и абсолютно-инерционного сценариев развития.

Заключение

.

По результатам проведенного исследования сформулированы следующие выводы, отражающие степень достижения поставленных целей диссертационного исследования и его научную новизну:

1. Социально-экономическое прогнозирование региона определяется как составная часть системы управления региональным развитием на основе представления его в качестве вероятностной, научно обоснованной совокупности ожидаемых в перспективе мезоэкономических показателей. Методологической основой социально-экономического прогнозирования регионального развития выступает трактовка региона как многофункциональной и многоаспектной открытой системы, в которой взаимодействуют макро-, мезои микроэкономические процессы, что обусловлено наличием в структуре таксономической единицы экономических агентов разного уровня (субрегиональных, региональных, межрегиональных и национальных), участвующих в системе регионального воспроизводства. При этом методологический принцип системности применительно к социально-экономическому прогнозированию регионального развития предполагает определение региона одновременно как относительно автономное системное образование и как неотъемлемый компонент Российской Федерации. Следовательно, требование общей сбалансированности между потенциальными ресурсами региона и потребностями его дальнейшего развития при решении локальных, региональных и общегосударственных задач может быть обеспечено в рамках национального экономического пространства.

2. Система прогнозирования занятости является частью общей системы социально-экономического прогнозирования и основой для разрабатываемых мер прямого и косвенного регулирования экономики, формирования программ, планов, концепций и стратегий развития. В состав организационно-экономического механизма социально-экономического прогнозирования занятости входят: субъекты (служба или отдел, которые укомплектованы специально подготовленными кадрами, владеющими знаниями, навыками), методическое (состав прогнозных документов, порядок и сроки их разработки, технологии прогнозирования), информационно-программное и техническое обеспечение. Прогнозирование занятости предполагает реализацию функций прогнозирования: прогнозного обоснования, диагностики, проспекции.

Прогнозирование занятости населения региона выступает формой научного обоснования системы мер государственного регулирования социально-экономических процессов, направленных на повышение качества жизни населения, и предполагает определение динамики трудового потенциала региона в разрезе половозрастной и профессионально-квалификационной структур под воздействием демографических, социальных, производственных, природных, технологических, структурных, институциональных и иных факторов.

3. В настоящее время система государственного социально-экономического прогнозирования занятости полностью не сформирована. Используемые методические подходы на макрои мезоуровнях ориентированы на краткосрочный период (до 3 лет в рамках общего бюджетного процесса). Отсутствует нормативно-методическая база прогнозирования в части разработки среднесрочных и долгосрочных прогнозов, которые лежат в основе среднесрочных программ и концепций социально-экономического развития государства и отдельных регионов. В рамках составления социально-экономических прогнозов развития регионов определяются преимущественно базовые показатели занятости, при этом показатели соотношения рынка труда и рынка образовательных услуг не рассчитываются. Региональные социально-хозяйственные системы менее.

151 инерционны по сравнению с национальной макроэкономической системой, поэтому существуют значительные ограничения в использовании экстраполяционных методов прогнозирования, что предопределяет необходимость в адаптации методов и инструментов прогнозирования, состава показателей к процессу прогнозирования развития территориально-локализованных систем.

4. Корреляционно-регрессионный анализ позволил выделить следующие факторы, определяющие предложение рабочей силы: демографические факторы, в частности для Чувашской Республики — это динамика общей численности населения и численности лиц в трудоспособном возрастеэкономический фактор — уровень дохода. К факторам спроса на рабочую силу отнесены: уровень деловой активности, определяемый динамикой ВРП и инвестицийпоказатели доходовдинамика числа предприятий. На основе полученных моделей автором проведен расчет двух вариантов (оптимистичного и пессимистичного) прогноза основных показателей рынка труда.

Анализ исходных данных по прогнозам социально-экономического развития Чувашской Республики, разрабатываемым в период с 2006;2010 гг., свидетельствует, что приведенные показатели среднегодовой численности населения значительно занижены, особенно по пессимистичным сценариям. Более близким к фактическим данным оказались показатели прогноза 2011 г. и демографического прогноза Территориального органа по статистике в ЧР (Чувашстат).

5. В используемую систему индикаторов оценки рынка труда при разработке прогнозов занятости в региональной экономике показателей численности трудоспособного и экономически активного населения необходимо включить коэффициент эластичности, отражающий темп снижения населения трудоспособного возраста, динамику ВРП во взаимосвязи с инвестиционными расходами.

Выявленное завышение (занижение) исходных параметров для прогнозирования является результатом несогласованности информационной базы Минэкономразвития и торговли ЧР и Территориального органа по статистике по ЧРцеленаправленным изменением информации с целыо получения более выгодных параметров прогнозов. Прогноз не учитывает причинно-следственную связь между отдельными группами показателей (занятость как элемент трудового потенциала региона) и мезоэкономическими показателями, что снижает его качество. Ситуацию ухудшает недостоверность и противоречивость исходного статистического материала, на основе которого строится прогноз.

Это доказывает необходимость расчета коэффициента эластичности, отражающего темп снижения населения трудоспособного возраста, при составлении прогноза занятости населения численности трудоспособного и экономически активного населения.

6. Разработаная методика выявления и оценки изменений в социально-экономическом положении, оказывающих существенное влияние на демографические показатели и на показатели занятости в региональной экономике учитывает основные половозрастные группы населения.

Игнорирование изменений в социально-экономическом положении основных половозрастных групп населения, которые могут существенно повлиять как на демографические показатели, так и на показатели занятости, является основным недостатком большинства применяющихся прогнозов занятости. Предложенная методика основана на учете взаимозависимости уровня занятости и динамики основных макроэкономических показателей (ВРП, объем производства, производительность труда), которые отражаются в динамике реальной заработной платы и среднедушевых доходов населения.

Применение предложенной методики позволит преодолеть недостаток используемой в настоящее время при составлении прогнозов на рынке труда структуры баланса трудовых ресурсов, в которой не выделяются в качестве.

153 самостоятельной позиции данные о безработных (состоящих на учете в службах занятости и самостоятельно ищущих работу).

7. Алгоритм прогнозирования занятости населения региона основан на учете факторов внешней и внутренней среды рынка труда, должен включать следующие этапы:

1) определение целей и задач прогнозирования, в качестве которых могут выступать: определение общей динамики занятостиоценка сбалансированности рынка трудапрогнозирование структуры занятости по: предприятиям и организациям в зависимости от форм собственности, видам экономической деятельности, квалификации, статусу, половозрастным критериям и др.- прогноз распределения занятости по микротерриториям (муниципальным районам);

2) выбор инструментов и методов прогнозирования с учетом целей прогноза. Поскольку изменение внешних условий и повышение уровня турбулентности рыночной среды приводит к изменению траекторий трендовых моделей, что повышает ошибку прогнозов, при определении динамики занятости, структуры занятости по микротерриториям, половозрастным критериям и в некоторых других случаях могут применяться формализованные методы, в том числе статистические и экономико-математические модели. Однако при оценке баланса спроса и предложения труда, прогнозировании их динамики по отраслям и квалификационному составу, следует дополнять формализованные методы экспертными с целью диагностики рынка труда в отраслевом разрезе на предмет его соответствия технологическим и социально-экономическим стандартам;

3) с учетом целей и задач прогнозирования, выбранных методов формируется алгоритм конкретного прогнозного исследования, который включает выделение (или загрузку) исходной информации (по объекту прогнозирования, сценарным условиям) — формулировку конечной цели прогнозаретроспективный анализ исходной информации, выделение.

154 тенденций, факторов, установление взаимосвязейрасчет прогноза с учетом модели и выявленных связей, экспертных оценокпроверку полученных результатов прогноза на имеющиеся ограниченияоценку прогноза на достижение конечной цели с учетом ограничений (оценку достоверности полученных параметров, формирование нескольких возможных вариантов прогноза в рамках доверительного интервала) — верификацию прогноза;

4) использование результатов прогнозов при формировании региональных концепций, стратегий, программ социально-экономического развития территории, содействия занятости населения, специальных мер по повышению занятости и сбалансированности рынка труда и др.

8. Обоснован организационно-экономический механизм функционирования системы прогнозирования занятости населения в контексте реализации целевых программ развития региональной экономики.

Формирование региональной системы прогнозирования занятости населения целесообразно проводить по двум направлениям: создание организационной структуры и распределение функций заказчиков, исполнителей и потребителей прогнозовразработка и повышение качества методологической основы прогнозирования, то есть совокупности принципов, методов и инструментов прогнозирования в целях обеспечения преемственности прогнозов занятости и их взаимосвязи с прогнозами социально-экономического развития регионов.

Произведенный анализ состояния прогнозирования рынка труда и занятости позволил сделать вывод об отсутствии закрепления функций по комплексному прогнозированию рынка труда за каким-либо публичным институтом. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032−1 (ред. от 27.12.2009 г. Э67-ФЗ) «О занятости населения в Российской Федерации» статьей 15 закрепил за органами государственной службы занятости населения функции прогнозирования занятости в регионе. В состав полномочий федеральных органов власти входит мониторинг состояния и разработка прогнозных.

155 оценок рынка труда, но не разработка самого прогноза. Однако прогнозирование занятости, в нашем понимании, является составной частью прогнозирования рынка труда. Представляется, что в соответствии с принципом разграничения полномочий органов государственной власти функции по прогнозированию рынка труда должны быть закреплены за региональными органами власти. Так, в Чувашской Республике функция прогнозирования рынка труда и занятости может быть закреплена за Минэкономразвития и торговли ЧР, которое может выступать как заказчик и потребитель прогнозов рынка труда и занятости, в отдельных случаях как исполнитель. Реализация предложенного механизма повысит точность и объективность прогнозов занятости в регионе.

9. Сформулированный комплекс методических и практических рекомендаций на основе применения прогнозирования занятости направлен на повышение результативности целевых программ развития регионального рынка труда.

Мониторинг конъюнктуры российского рынка труда в целом, и рынка труда Чувашской Республики в частности, позволил констатировать принципиальные изменения конфигурации социально-трудовых отношений. По объекту базового эксперимента зафиксированы: неизбежное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, снижение качества трудового потенциала, нестабильность в кадрах в условиях экономической рецессии. Высокий уровень турбулентности рынка труда, характеризуемый в соответствии с классификацией И. Ансоффа как предупреждающий, предполагает необходимость активных действий со стороны региональных органов власти, которые могут быть эффективными только при условии опережения стратегического наступления уровня турбулентности. Это подтверждает необходимость использования программно-целевого метода, который предполагает разработку плана исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.

К числу конкретных целей разработки программы обеспечения занятости населения относятся следующие: сокращение темпов роста безработицыпрофилактика массовых высвобожденийсоздаиие условий для трудоустройства безработныхсмягчение социальных последствий безработицы путем оказания целевой социальной и моральной поддержки граждан на период вынужденной безработицыобеспечение социальных гарантий занятости молодежи, инвалидов, лиц «предпенсионного» возраста и других категорий населения из числа неконкурентоспособных граждансоздание условий для роста качества рабочей силысовершенствование работы службы занятости и др.

В качестве методов регулирования занятости выступают методы социального страхования (стимулирование спроса на квалифицированную рабочую силу и обновление кадрового потенциалапрофессиональная подготовка и переподготовка кадров с учетом меняющегося спроса на трудовые ресурсы в интересах обеспечения конкурентоспособности экономикисодействие ускорению переливов рабочей силы по отраслям, территории и видам занятости в интересах структурных сдвигов, роста производительности трудастимулирование труда, роста доходов, изменение трудовой мотивации) и социального вспомоществования (оказание социальной поддержки безработным, совершенствование их учета, привлечение к общественным работам). Повышению спроса на труд способствуют поддержка и ускорение развития малого предпринимательстваорганизация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 леторганизация временного трудоустройства безработных граждан, ищущих работу впервые или испытывающих трудности в поиске работысодействие самозанятости населения. Адаптации предложения труда к содержанию.

157 социально-экономических отношений в регионе способствуют информирование населения и работодателей о положении на рынке трудасоциальная поддержка безработных граждансовершенствование организационных структур государственной службы занятости, развитие ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой базы.

Таким образом, при реализации программно-целевого метода управления занятостью населения в регионе могут быть получены прогнозные результаты в рамках реализации инновационного, инерционно-поступательного и абсолютно-инерционного сценариев развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ Трудовой кодекс Принят Гос. Думой РФ 21 декабря 2001 г.- Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. (в ред. 267-ФЗ от 25 ноября 2009 г.) Электронный ресурс. //Справочно-информационная система «Гарант»
  2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032−1 (ред. от 27.12.2009 г. 367-ФЗ) «О занятости населения в Российской Федерации» Электронный ресурс. //Справочно-информационная система «Гарант»
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации» Электронный ресурс. //Справочно-информационная система «Гарант»
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 г. N 1193-р «Концепция действия на рынке труда на 2008 2010 годы» Электронный ресурс. //Справочно-информационная система «Гарант»
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» Электронный ресурс. //Справочно-информационная система «Гарант»
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» Электронный ресурс. //Справочно-информационная система «Гарант»
  7. Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год: одобрено на заседании Правительства Российской Федерации (протокол от 30 декабря 2009 г. № 42) Электронный ресурс. //www.gov.ru
  8. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» Электронный ресурс. //Справочно-информационная система «Гарант»
  9. Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» Электронный ресурс. //Справочно-информационная система «Гарант»
  10. Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8 «О стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г.» Электронный ресурс. // www.cap.ru
  11. Закон Чувашской Республики от 25.11.03 г. № 39 «О Комплексной программе экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003−2010 годы» Электронный ресурс. // www.cap.ru
  12. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 января 2010 г. № 17 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики» Электронный ресурс. // www.cap.ru
  13. Прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2012 г. Электронный ресурс. // www.cap.ru
  14. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2007 г. «Об утверждении Республиканской целевой программы демографического развития Чувашской Республики на 2008−2010 годы» Электронный ресурс. // www.cap.ru
  15. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2008 г. № 418 «О Республиканской целевой программедополнительной поддержки занятости населения Чувашской Республики на 2009 год"Электронный ресурс. // www.cap.ru
  16. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.11.2009 г. «Об утверждении Республиканской целевой программы снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год» Электронный ресурс. // www.cap.ru
  17. Приказ Госслужбы занятости Чувашии от 11 сентября 2008 г. № 35 «О ведомственной целевой программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2011−2013 годы» Электронный ресурс. // www.cap.ru
  18. Методические рекомендации к разработке долгосрочных прогнозов показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, 2007 Электронный ресурс. // www.gov.ru
  19. Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики (по материалам конференции, проведенной Советом Федерации совместно с институтом экономики РАН) / Абалкин Л. // Экономист. 1997. -№ 6. — С.7.
  20. А. Г., Гранберг А. Г. Экономико-математический анализ межотраслевого баланса СССР М.: Мысль. — 1968. — 357 с.
  21. А. Р. Рынок труда в сфере малого предпринимательства: особенности и проблемы развития/ А. Р. Алавердов// Современная конкуренция. 2008. — № 2. — С. 79−96.
  22. М.М. Краткосрочное прогнозирование регионального развития в условиях неполной информации. Москва: Издательская группа URSS.- 2001. — 160 с.
  23. Анализ структурных трансформаций занятости трудовых ресурсов в зонах рекреационной направленности / X. М. Яхъяев// Аудит и финансовый анализ. 2009. — № 2. — с. 369−372.
  24. И. В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов: учеб. пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. -212с.
  25. А. Д., Минуллина Н. В. Внедрение методики определения затрат для обучения специалистов агропромышленного комплекса Республики Татарстан // Вестник ТИСБИ. — 2004, № 4. — С. 46 — 51.
  26. Н. Г. Формирование промышленных кластеров на основе вертикально-интегрированных компаний как фактор устойчивого развития региональной экономики / Н. Г. Багаутдинова // Экономика и управление. 2009. — № 1.- С. 51−54.
  27. В. Б. Использование экономико-математических методов при планировании труда. М.: Экономика. — 1976.- 116 с.
  28. М. О., Коровкин А. Г., Полежаев А. В. Рынок труда в России и динамика изменения номинальной заработной платы // Ж. «Проблемы прогнозирования», № 6, МАИК НАУКА — ИНП РАН, 2000 г. — 16 с.
  29. И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь М., 1994. — 782 с.
  30. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 7-е изд., доп. — М.: Институт новой экономики, 2008.- 1472 с.
  31. Г. Типологизация, идентификация и диагностика кластеров предприятий: новый методологический подход / Г. Боуш // Вопросы экономики. -2010. № 3. — с. 121−131.
  32. М. М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учеб. пособие / М. М. Бутакова. М.: КНОРУС, 2008.- 168 с.
  33. В. С. Программно-целевые методы в развитии промышленности,— М.: Экономика, 2004.- 216 с.
  34. Д. И. Демография. М.: Высшая школа, 1997. — 246 с.
  35. Н. Л. Региональные особенности прогнозирования занятости населения (на примере Удмуртской Республики): Автореферат диссертации. Ижевск. — 2003. — 24 с.
  36. Н. Л., Осипов А. К. Прогнозирование рынка труда и занятости населения в регионе. Ижевск. — ИжГСХА. — 2003. — 199 с.
  37. Н. А. Экономика труда и социально-трудовая сфера: Проблемы теории и практики, новые подходы / Волгин Н. А. // Известия Академии труда и занятости. 1998. № 3−4. — С. 18.
  38. Н. А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. — М.: Экономика. 1998. — 176 с.
  39. Д. Организация и управление. М.: Дело, -1998. -332 с.
  40. В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда// Вопросы экономики. 2006. — № 1. — С. 122−143.
  41. А. С., Березина Н. С., Бокун И. Экономика и рынок труда: учебное пособие под общ. ред. А. С. Головачева. Мн.: Выс.шк. -1994г.-496 с.
  42. В. К. Структура общественного воспроизводства.- М.: Экономика, 1983.- 183 с.
  43. В. И. Пространственное развитие территорий на основе кластерных технологий //Менеджмент в России и за рубежом. 2008. — № 2. -С. 61−69.
  44. Демографический ежегодник России, 2009: статистический сборник / Федеральной службы гос. статистики Электронный ресурс.// www. gks. ru
  45. Демографическое развитие России: проект национальной программы и отзыв экспертов // Российская газета, № 32. 26.05.2006 — С. 9.
  46. А. С. Занятость населения и реструктуризация деятельности организации потребительской кооперации / А. С. Денежкин // Фундаментальные и прикладные исследования. — 2006. № 5. — С. 64.
  47. Ермакова-Сосновская Н. И. Формирование системы прогнозирования занятости населения в регионе: Автореферат диссертации. Краснодар, 2010 -24 с.
  48. А. В. Совершенствование форм и методов государственного регулирования занятости населения в условиях экономического кризиса: Автореферат диссертации. Краснодар, 2010 -24 с.
  49. В. Н., Безденежных Т. И. Управление занятостью населения на местном уровне: учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 192 с.
  50. Ю., Папсуева И. Трудовые ресурсы: как складывалась ситуация на региональных рынках труда накануне кризиса // Бизнес-журнал -2008.- № 21 22. — С. 60−65.
  51. . Деловая стратегия. Концепция, содержание, символы / Б. Карлофф. Уфа: Академия менеджмента- М.: Экономика, 1993. — 234 с.
  52. А., Утинова С. Факторы, детерминирующие занятость россиян// Человек и труд. 2003 — № 1, С. 58−61, № 2 С. 31−36.
  53. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.-494 с.
  54. В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. -Финансы и статистика. 2009. — 579 с.
  55. Л. П. Маркетинг рынка труда. Воронеж: Воронежский университет. — 1995. — 96 с.
  56. А. Е., Литовка О. П., Рохчин В. Е., Румянцев А. А. Экономика крупных городов: проблемы структурной перестройки / Спб.: Петербургкомстат, 1997.- 216 с.
  57. О. Эффективность региональной системы управления занятостью населения Воронеж. Изд-во ВГУ.- 2000.- 210 с.
  58. Н. Д. Проблемы предвидения// Экономика и математические методы. Т. XXIV. Вып. 2, 1988. С. 245−268.
  59. А. Г. Движение трудовых ресурсов: анализ и прогнозирование. М.: Наука, 1990 г. —208 с.
  60. А. Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. М.: МАКС Пресс, 2001 г. — 320 с.
  61. В. Г., Литвяков П. П. Баланс труда (Содержание и методика разработки) М.: Экономика. — 1970. — 287 с.
  62. Л. А. Повышение эффективности труда в новых условиях хозяйствования. -М.: Мысль. 1971. -218 с.
  63. Л. Э. Сущность и основные формы занятости при социализме // Проблемы формирования занятости. М. — 1972. — С. 11.
  64. . Н., Кушлип В. П., Яковец Ю. В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник /Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. В. Яковец. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. — 591 с.
  65. Т. Д., Коровкин А. Г., Полежаев А. В. Согласование спроса на рабочую силу и ее предложения: федеральный и региональный аспекты //165
  66. Ж. «Проблемы прогнозирования», № 3, МАИК НАУКА — ИНП РАН, 2000 г. — С. 16.
  67. Ю. Н., Крылов В. Е., Чернявский А. П. Экономическое прогнозирование: учеб. пособие/ Ю. Н. Лапыгин, В. Е. Крылов, А. П. Чернявский. М.: Эксмо, 2009. — 256 с.
  68. А. Л. Экономика труда: учебное пособие / А. Л. Мазин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 574 с.
  69. Т., Кейнс Д., Ларин К. Антология экономической классики/Мальтус Т., Кейнс Д., Ларин К. М. — 1993. — 486 с.
  70. В. А. Управление развитием отраслей региона / В. А. Мальцев: Теоретические основы: учебник. Н. Новгород, Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2009. — 325 с.
  71. В. А. Финансовый менеджмент: введение в управление капиталом. Курган, 1998. — 93 с.
  72. А. П., Рощин С. Ю. Оценка эффективности государственных программ на рынке труда: эмпирическое исследование факторов спроса и ограничений на оценку: Препринт УР 15/2008/04. — М.: ГУ ВШЭ, 2008. —28 с.
  73. П. А. Региональная экономическая политика. Стратегия развития Дальневосточного региона. Научный доклад. Хабаровск, 1997.-87 с.
  74. Т. Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Под ред. Морозовой Т. Г., Пикулышна А. В. М.: ЮНИТИ-ДАНА — 2000. — 318 с.
  75. Г. Мировая экономика. Проблемы и перспективы. М., 1958.- 160 с.
  76. Ю. Г. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): учебник / Ю. Г. Одегов- Г. Г. Руденко- Н. К. Лунева. М.: Альфа-Пресс, 2007. — 899 с.
  77. Т. Г. Прогнозирование потребности региона в кадрах с профессиональным образованием /Т. Г. Озерникова- Д. В. Марков// Современная конкуренция. 2008. — № 4. — С. 105−115.166
  78. Основы менеджмента: учеб. пособие / Г. Я. Гольдштейн. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997. 132 с.
  79. В. А. Рынок труда. Занятость. Безработица. М.: Изд-во МГУ, 2004. — 148 с.
  80. М. П. Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Беларуси //Труд и Рынок. — 1999. № 6. — 56 с.
  81. Р. Г. Отраслевые ориентиры стратегии экономического развития Центральной России / Р. Г. Погребняк- Л. Е. Жукова // Аудит и финансовый анализ. 2009. — № 3. — С. 19−25.
  82. А. А. Основные принципы прогнозирования социально-экономического развития федерального округа Электронный ресурс.// Электронный журнал «Проблемы современной экономики" — www. ni-economy.ru
  83. А. Е. Территориальное планирование и экономическая география. М. Наука. — 1975. — 156 с.
  84. О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития / О. С. Пчелинцев. — М.: Наука, 2004. — 258 с.
  85. В. Я. Моделирование социальных процессов: учебник /В. Я. Райцин. М.: Экзамен, 2005. — 189 с.
  86. О. Е., Прокопьева Т. Н. Социально-экономическое прогнозирование: Конспект лекций./ ЧКИ. Чебоксары. — 2002. — 84 с.
  87. Региональная экономика и управление: учебное пособие / Е. Г. Коваленко. СПб.: Питер, 2008. — 288 с.
  88. Региональная экономика. Основной курс: учебник /Под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2009. — 686 с.
  89. Региональная экономика: учебник для вузов / ред. Т. Г. Морозова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 526 с.
  90. Региональная экономика: учебное пособие для вузов / К. Н. Юсупов. М.: КноРус, 2008. — 231 с.
  91. Регионы России: социально-экономические показатели, 2009: статистический сборник Федеральной службы гос. статистики Электронный ресурс.// www. gks. ru
  92. Российская экономика в 2009—2010 годах: тенденции, анализ, прогноз / H.H. Райская// Вопросы статистики. 2010. — № 1. — С. 45−60.
  93. Российский рынок труда: путь от кризиса к восстановлению: доклад.: пер. с англ. / М. Рашад- Всемирный банк. М.: Весь Мир, 2003. — 281 с.
  94. Российский статистический ежегодник, 2009: статистический сборник Федеральной службы гос. статистики Электронный ресурс.// www. gks. ru
  95. Россия в цифрах, 2009: статистический сборник Федеральной службы гос. статистики Электронный ресурс.// www. gks. ru
  96. А. И. Экономика труда: учебник для ВУЗов. КноРус. -2010.-400 с.
  97. С. Ю. Влияние владения компьютерными технологиями на поиск работы, занятость и заработную плату: Препринт WP15/2007/04. — М.: ГУ ВШЭ, 2007. —52 с.
  98. Я. М., Другов М. А. Выбор профессии: по любви или по расчету? Препринт М., ГУ ВШЭ. — 2002. — С. 40.
  99. М. В. Отражение региональных взаимодействий в системе национальных счетов /М. В. Ряскова // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. -2009. № 1. — С. 26−40.
  100. Е. С. Политика занятости и адаптационный потенциал рынка труда в России/ Е. С. Садовая- М. Г. Хохлова// МЭиМО. 2009. — № 10.-С. 81−93.
  101. Дж. Рыночная экономика и Россия. М., 1994. — 331 с.
  102. П. Экономика: в 2 т. М.: «Алгол», ВНИИСИ. -1992.-590 с.
  103. Р. Т. Многофакторная модель анализа и прогнозирования уровня неопределенности Электронный ресурс.//
  104. Электронный журнал «Проблемы современной экономики" — www. m-economy.ru
  105. А., Кузнецов С. Методы прогнозирования экономической активности населения// Человек и труд. 2001. — № 9. -С. 45−49.
  106. В. В. Системный анализ и структурный синтез эффективности социально-экономического развития Чувашской Республики (период 1997—2004 гг., 1997−2005 гг., 1997−2006 гг.) / В. В. Смирнов II Аудит и финансовый анализ. — 2009. № 2. — С. 149−162.
  107. Т. JI. Демографическая ситуация как фактор развития рынка рабочей силы Электронный ресурс.// Электронный журнал «Проблемы современной экономики" — www. m-economy.ru
  108. А. Исследование о природе и причинах богатств народов (отдельные главы) Шедевры мировой экономической мысли. — М.: Наука. -1993.-570 с.
  109. П. И. Модель экономической динамики с учетом распределения фирм по размерам и заработным платам и распределения работников по накопленным активам и заработным платам/ П. И. Соколов // Аудит и финансовый анализ. 2008. — № 3. — С. 96−103.
  110. Т. И. Отраслевой рынок труда в России: математическая модель и экономическая интерпретация /Т. И. Солодкая- JI. А. Юрьева// Фундаментальные и прикладные исследования. 2008. — № 2. -С. 119−128.
  111. М. Я. Рынок труда. М., 1965. — 112 с.
  112. Статистический ежегодник Чувашской Республики, 2009: Стат. сборник/ Чувашстат. Чебоксары, 2009. — 490 с.
  113. Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации в 2010 году и на период до 2012 года Электронный ресурс.// www.gov.ru
  114. Труд в Чувашской Республике: статистический сборник /Территор. орган Федеральной службы гос. статистики по Чуваш.
  115. Республике. Чебоксары, 2009. — 152 с.169
  116. Труд и занятость в России, 2009: статистический сборник Федеральной службы гос. статистики Электронный ресурс.// www. gks. ru
  117. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, A.A. Мироедов: Под ред. Г. В. Гутмана. -М.: Финансы и статистика, 2001. 176 с.
  118. Условия труда и производственный травматизм в организациях Чувашской Республики, 2010: статистический сборник/Территор. орган Федеральной службы гос. статистики по Чуваш. Республике Электронный ресурс.// www. cap. ru
  119. , Э. Ф. Баранова. М.: Население и трудовые ресурсы // «Система моделей народнохозяйственного планирования» / Под ред. Н. П. Федоренко, Э. Ф. Баранова. М.: Наука, 1982 г. 20 с.
  120. Г. Г. Региональная экономика и управление: учебник / Г. Г. Фетисов- В. П. Орешин. М.: ИНФРА-М, 2008. — 526 с.
  121. М. Если бы деньги заговорили.- М.: Дело. 2002.157 с.
  122. В. В., Тарасов В. М., Хамидуллин Ф. Г., Хайруллов Д. С. Проблемы управления социально-экономическим развитием региона (монография)// Казань.: Изд-во «Фэн». 2004.- 192 с.
  123. А. И., Красовская О. В., Скагерщиков С. В. Территориальное планирование на уровне субъектов России. 2007. — 134 с.
  124. Чувашия в цифрах, 2010: статистический сборник/Территор. орган Федеральной службы гос. статистики по Чуваш. Республике Электронный ресурс.// www.cap.ru
  125. Р. Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование. -М.: Изд-во «Мир», 1979. 216 с.
  126. Экономика труда: учебник для вузов/ общ. ред. А. И. Архипов- общ. ред. Д. Н. Карпухин- общ. ред. Ю. П. Кокин. М.: Экономика, 2009. -558 с.
  127. Экономическая активность населения Чувашской Республики, 2010: статистический сборник/Территор. орган Федеральной службы гос. статистики по Чуваш. Республике Электронный ресурс.// www.cap.ru
  128. Экономическая активность населения, 2008: статистический сборник Федеральной службы гос. статистики Электронный ресурс.// www. gks. ru
  129. Классификация видов занятости1. Признак Виды занятости
  130. По статусу занятости (международная классификация) наемные работники- - работодатели- - лица, работающие за свой счет- - члены производственных кооперативов- - помогающие члены семьи- - работники, не классифицируемые по статусу.
  131. По принадлежности занятых к определенному классу и социальному слою рабочие- - инженерно-технические работники и служащие- - управленческий персонал- - предприниматели- - крестьяне.
  132. По территориальному признаку по регионам- - по областям- - экономическим районам и т. д.
  133. По профессионально квалификационному признаку — уровень образования- - стаж работы- - степень механизации труда и т. д.
  134. Предельные сроки, определенные Постановлением Правительства РФ, для формирования, согласования и утверждения прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
  135. Содержание действия Срок Получатель информации
  136. Уточненный прогноз До 10 декабря текущего финансового года Правительство РФ
  137. Количественные характеристики прогноза социально-экономического развития РФ
  138. Показатели численности населения Российской Федерации и Чувашской Республики за 1995−2008 гг.
  139. Показатели Годы 2008 г. к 1995 г., %1995 1996 1997 1998 1999 2000 200! 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
  140. Численность населения, тыс. чел.
  141. Российская Федерация 148 459.9 148 291.6 148 028.6 147 802.1 147 539.4 146 890,1 146 303.6 145 166.7 144 963.6 144 168.2 143 474.2 !42 753,5 142 221 142 008.8 95,7
  142. Чувашская Республика 1362,9 1344 1341,9 1339,2 1361.8 1334,2 1327,8 1319,5 1311,7 1305 1299,3 1292,2 1286,2 1282,6 94,1 150 000 148 000- Численность населения тыс. чел-Линейныйу = -554,25х + 149 733 = 0,9752
  143. Рисунок I Временной ряд, характеризующий динамику численности населения Российской Федерации# / # ^ # / / / / / / / /
Заполнить форму текущей работой