Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление социально-экономической системой мезоуровня в условиях межрегиональной дифференциации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соответствие темы диссертации требованиям паспортов специальностей ВАК (экономические науки). Исследование выполнено по специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством — региональная экономикасоответствует пунктам 5.16. «Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровняхразработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности… Читать ещё >

Содержание

  • СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ МЕЗОУРОВНЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ На примере субъектов Южного федерального округа)
    • 08. 00. 05. — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  • Научный руководитель кандидат экономичих наук, в. н Гуртуев А. О
  • Нальчик
  • ОГЛАВЛЕНИЕ Стр
    • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ
    • 1. 1. Сущность и принципы управления развитием регионов
    • 1. 2. Методический инструментарий исследования и оценки разви- 18 тия территорий
    • 1. 3. Исследование факторов пространственного неравенства регио- 32 нов
  • ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА АСИММЕТРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РФ
    • 2. 1. Оценка уровня межрегиональной дифференциации социально- 42 экономического развития регионов РФ
    • 2. 2. Анализ развития социально-экономической системы Чечен- 54 ской Республики
    • 2. 3. Выявление ключевых проблем в системе управления регио- 73 нальным хозяйством
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 84 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ
    • 3. 1. Разработка методов повышения эффективности управления 84 социально — экономическим развитием региона
    • 3. 2. Оценка конкурентных преимуществ субъектов ЮФО
    • 3. 3. Разработка организационной модели адаптации и выхода из 107 кризиса региона

Управление социально-экономической системой мезоуровня в условиях межрегиональной дифференциации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономический спад 90-х годов XX века сильно повлиял на период роста: спад оказался очень разным по силе и структурным последствиям для региональных экономик, в связи с этим траектория роста оказалась дифференцированной по регионам. Претерпела изменения пространственная концентрация промышленности и сельского хозяйства, наблюдалось увеличение доли сектора услуг в структуре экономики регионов. Несмотря на попытки федеральных органов управления устранять асимметрию развития с помощью перераспределения финансовых ресурсов, экономическое неравенство регионов остается.

Фундаментальной причиной экономического неравенства является изученный в науке процесс концентрации экономической деятельности в местах обладающих конкурентными преимуществами, позволяющими снижать издержки бизнеса. К таким преимуществам в первую очередь относятся следующие факторы: богатство природными ресурсами и выгодное географическое положение, снижающее транспортные издержки, а во вторую очередь высокий человеческий капитал, агломерационный эффект, лучшая институциональная среда, связанные с деятельностью государства и общества.

Исследования пространственного развития показывают, что тенденции территориальной концентрации экономики в местах, обладающих конкурентными преимуществами, характерны для всех стран мира, независимо от уровня их развития. Разница в том, что в развитых странах, темпы роста региональных экономических различий невелики, их пик пришелся на начало XX века и был связан с бурным развитием индустриальной экономики. История развития экономики показывает, что в индустриальную эпоху важными факторами развития были обеспеченность минеральными ресурсами и географическое положение, а в постиндустриальную — институты и человеческий капитал. Поскольку роль тех или иных факторов со временем меняется (например, снижается зависимость от тех или иных видов природных ресурсов, но растет роль человеческо3 го капитала и институтов), лидерами становятся другие территории с иным набором преимуществ. Анализ исследований, от классиков — Дж. Фридмана, Ф. Броделя и др., до современных работ по региональной экономике А. Трейвиша, П. Кругмана и др., показывает, что дифференциация развития территорий остается, меняется его география.

Помимо смены ведущих центров роста в длительной перспективе, идет диффузия зон роста вокруг существующих центров, особенно от крупных агломераций на соседние территории. В России это наиболее явно проявляется в расширении зоны роста Московской столичной агломерации. В то же время влияние богатых ресурсодобывающих регионов на своих соседей, как правило, намного слабее.

Становится понятным, что списать проблемы неравенства на кризисные факторы невозможно, его причины намного глубже. Необходимо более глубокое рассмотрение природы пространственного неравенства, его связь с конкурентными преимуществами, которыми обладают регионы.

В связи с этим научные разработки, связанные с совершенствованием системы управления социально-экономическим развитием региона особенно актуальны. Все это обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. Поиски методологии построения и разработки эффективной модели региональной экономической политики, ориентированной на решение этой проблемы в отечественной науке приходятся на начало 90-ых годов. Проблема управления социально-экономическим развитием региона исследуется в работах многих российских учёных, в том числе Алиева В., Былова Г., Бабинцева В., Бондаренко Т., Виханского О., Гапоненко А., Гранберга А., Иванова П. М., Зайцева Л., Круглова М., Ляско В., Муратовой Л., Наумова А., Семёнова Ю., Соколовой М., Уколова В., Уткина Э., Фатхутди-нова Р., Штульберга Б. и др.

Среди зарубежных ученых исследование вопросов, связанных с проблемами регионального управления нашли отражение в работах Айзарда У., Ансоффа, Зиберта X., Друкера П., Мюрдаля Г., Карлофф Б., Ричардсона А., Пор4 тера М, Стрикленда А., Титмуса Р., Томпсона А., Хансена Э., Хикса Дж., Эр-роу К., Эрхарда J1. и др.

В итоге многолетних дискуссий и разработок в экономической литературе обоснованы сущностные вопросы стратегического управления, разработана система эталонных стратегий, имеется богатый опыт стратегического планирования конкретных организаций. Вместе с тем, недостаточная, как показывает практика, эффективность разработанных методик на региональном уровне обусловливает значимость и необходимость дальнейших исследований.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка методов устранения диспропорции межрегионального развития способствующих совершенствованию управления социально-экономической системой мезоуровня (субъекты РФ).

Цель исследования предопределила необходимость постановки и решения соответствующих задач:

— уточнить и обобщить сущность теоретических и методических положений оценки межрегиональной дифференциации социально-экономических систем регионов РФ;

— выявить особенности управления социально-экономической системой в условиях межрегиональной дифференциации развития;

— предложить адаптивный методический инструментарий оценки развития территорий;

— провести оценку уровня межрегиональной дифференциации социально-экономического развития регионов РФ;

— проанализировать состояние социально-экономической системы одного из наиболее отсталых субъектов Южного федерального округа и выявить ключевые проблемы в системе управления региональным хозяйством;

— предложить методы совершенствования управления социально-экономической системой субъекта ЮФО в условиях межрегиональной дифференциации;

— разработать адаптивную организационную модель вывода региона из кризиса.

Предметом исследования является совокупность организационных и экономических отношений, формирующих процесс управления развитием социально-экономических систем регионов РФ.

Объектом исследования является социально-экономическая система субъектов РФ, Южного федерального округа и Чеченской Республики.

Методологическая и эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование основано на фундаментальных разработках отечественных и зарубежных учёных-экономистов по проблемам теории управления региональным развитием, учитывает концепции, программы, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Южного федерального округа и Чеченской Республики. В ходе исследования использовались материалы органов государственной статистики, а также собственные разработки и расчёты автора.

Соответствие темы диссертации требованиям паспортов специальностей ВАК (экономические науки). Исследование выполнено по специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством — региональная экономикасоответствует пунктам 5.16. «Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровняхразработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления» 5.17 «Региональное стратегическое планирование, региональные программы развитияэкономические проблемы федерализмаэкономическая симметрия и асимметрия в развитии Российской Федерациипроблемы разграничения полномочий и предметов ведения и эффективность государственного управления в территориальном аспектеэкономические проблемы местного самоуправления».

Методы исследования. В диссертации, в рамках системного подхода, использовались различные методы и приёмы экономического исследования: монографический, сравнительный, графический, индексный, группировок, корреляционно-регрессионный, рас четно-конструктивный, логического и сравнительного анализаэкономической статистикимоделирования.

Научная новизна исследования заключается в разработке и совершенствовании методов управления выравниванием социально-экономического развития субъектов ЮФО. Конкретное приращение научного знания, основанное на комплексном подходе, характеризуется следующими положениями:

— обоснована система принципов и функций, инструментарий и этапы формирования и реализации методов управления развитием регионов;

— обобщены теоретические и методические подходы к формированию региональной политики управления территорией в условиях межрегиональной дифференциации развития;

— предложена методика оценки развития территорий на основе выделения базовых индикаторов, позволяющих дать характеристику социально-экономической системе на мезоуровне;

— проведена оценка уровня межрегиональной дифференциации социально-экономического развития регионов РФ на основе выделения базовых показателей социально-экономического развития территорий;

— выявлены ключевые проблемы в системе управления региональным хозяйством, на основе комплексного анализа социально-экономической системы;

— разработана перспективная организационная модель адаптации и выхода из кризиса региона, на основе методов формирования стратегии социально-экономического развития с использованием прогнозных расчетов, позволивших определить приоритетные направления развития региона.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость полученных результатов заключается в обосновании системы направлений развития и повышения эффективности функционирования региональной экономики.

Разработанные в диссертации методики и конкретные рекомендации могут быть использованы при разработке стратегии управления социально-экономическим развитием регионов Южного Федерального округа РФ.

Результаты исследования использованы в учебном процессе при разработке программ и учебных курсов по стратегическому управлению и региональной экономике.

Апробация результатов исследования. Разработанные в диссертации рекомендации и предложения использованы Министерством экономики Чеченской Республики при разработке концепции и программ регионального развития ЧР и внедрены в учебный курс.

Основные положения диссертационного исследования обсуждались на научно-практических всероссийских конференциях «Актуальные проблемы российской экономики», г. Нальчик (2008), «IX конференция молодых ученых КБНЦ РАН», «Современная преступность: состояние, проблемы, перспективы, противодействие», г. Нальчик (2009), «Проблемы и перспективы социально-экономического и научно-технологического развития южных регионов», г. Ростов-на-Дону (2009). Результаты также систематизированы в научных статьях, опубликованных в журнале «Известия КБНЦ РАН», входящих в перечень ВАК.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 8 публикациях общим объёмом 3,8 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 147 страниц и включает 23 таблицы и 27 рисунков. Список использованной литературы содержит 148 наименований.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Проведенные исследования в целом подтверждают главный «экономическое неравенство велико и усиливается. Региональные дисх^р-^ о порции обусловлены объективными факторами, отличающиеся во-перввдг-^^ печенностью ресурсами, выгодным географическим положением, во— вторых имеющие выраженный агломерационный эффект и поэтому имеют.

— Долгосрочный характер. Большую роль играет и высокая централизация экономических ресурсов в столице страны. Хотя рост экономического нер^-р^ нства регионов характерен для многих стран, но в России диспропорции кг>^.

—^Не велики и выросли за переходный период, поэтому общество не готово ^ каптироваться к новой ситуации. В регионах, не преодолевших сильный г^г-^.

Умышленный спад, негативные социальные последствия проявляются и рынке труда, и в доходах населения, и в дефиците социальных расходов.

-^экетов.

В ресурсно-экспортных регионах бюджеты получают больше налогх^^.

Ых доходов, что позволяет поддерживать социальную сферу, однако дом^т-*.

Жирование сырьевых отраслей не обеспечивает устойчивого роста занятости ваются отраслевые диспропорции заработной платы и неравенство.

-^еления.

Усилипо доходу. Выравнивающая политика государства показала себя te^j^ фективная, органы управления на региональном уровне требуют объемы перераспределяемых финансовых ресурсов. Однако перерос;

Феделение в очень больших масштабах замедляет экономический рост все^з страны, ведь ресурсы для помощи кризисным регионам изымаются у наибо^е* е развитых. Важнейшей задачей становится поиск оптимального балансу. ^^ сравнивающих и стимулирующих мер региональной политики.

Анализ распределения регионов по типам показывает важности ^ в первую очередь институциональных, факторов. Так, слабость нальных преобразований, проявляемая, в первую очередь, в сохрат^высокой доли государственной собственности на средства производи и, как следствие, в большинстве случаев — в низкой эффективности проъгъ зводства, во многих случаях объясняет отнесение региона к типам поведения, характеризуемым низкими уровнями жизни, инвестиций, либо неустойчивостью экономической ситуации.

При недостатке внешних (как иностранных, так и из других регионов) инвестиций высокая инвестиционная активность и низкий уровень жизни объясняются низкой долей доходов, направляемых на заработную плату и другие социальные платежи (через бюджет), при высокой норме сбережений и инвестиций.

Переход к рыночной экономике потребовал кардинальных изменений в экономической системе стратегического управления, создания нового подхода к проблемам развития регионов, разработки принципиально новой региональной политики. Однако, региональное стратегическое управление в России еще не получила должного и всестороннего обоснования. Главной причиной этого является, по нашему мнению, отсутствие регламентированных научно-обоснованных методов, способов и приемов формирования региональной экономической политики на местах.

Мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что. именно государство целенаправленно формирует рыночную среду, содействует динамизму и устойчивости роста с помощью присущих ему методов и механизмов стимулирования и других средств экономического регулирования.

Таким образом, стратегические проблемы тех или иных территорий, рассматриваемые в качестве объектов государственного регулирования, специфичны для каждого регионального образования. Это и развитие экономики традиционно сельскохозяйственных регионов, освоение новых регионов в преимущественно промышленном аспекте, особенно богатых природными ископаемыми или обладающими любыми другими преимуществами и т. д.

Имеющиеся специфические особенности (геополитическое положение района, его потенциальные возможности в области природных ресурсов, производственный и финансовый потенциал, состояние развития региональных товарных рынков, уровень развития рыночной инфраструктуры, налоговой политики, внеэкономических рисков) накладывают значительный отпечаток на показатели эффективности и степени риска капитальных вложений, обуславливают и дифференцированный подход к проблеме вложения капитала в экономику того или иного территориального образования.

Данные аналитической группировки по совокупному результативному показателю деятельности региональных экономик позволяют сделать ряд выводов:

— важнейшими факторами экономического роста и социально-экономического развития регионов являются общая численность и доля занятых в экономике (с учётом удельного веса безработных), фондовооружённость, уровень инвестиционной активности и воспроизводственной деятельности, структурный фактор (в виде, как соотношения, так и доли материального производства и сферы услуг, так и отдельных отраслей в региональной экономике);

— следствием более высокого экономического роста являются растущие среднедушевые доходы населения, более высокий уровень жизни в краях и областях Южного Федерального округа;

— Чеченская Республика, находясь в последней группе регионов ЮФО, характеризуется чрезвычайно низким уровнем производства ВРП на душу населения, значительно (в 2−3 раза) уступающим аналогичному показателю по сопредельным регионам ЮФО. Наряду с этим, в настоящий период крайне нерациональной является отраслевая структура хозяйства. Ключевыми отраслями хозяйственного комплекса Республики выступают промышленность, сельское хозяйство, строительство и сфера услуг. Более чем 98% промышленности Чеченской Республики (по объему производства) представлена нефтедобывающей отраслью. Среди отраслей экономики ЧР наибольшее значение имеют пищевая промышленность и промышленность строительных материалов. Незначительное развитие получили также электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, полиграфическая промышленность. Критически низкий уровень экономической активности в условиях отмеченных диспропорций в отраслевой структуре обусловливает экстремально-высокую безработицу в Республике, размер которой превышает 50% от общей численности экономически активного населения.

К настоящему времени восстановительный процесс начат во всех сферах жизнеобеспечения экономики и социальной сферы республики. В этой связи возникает необходимость осуществления комплекса мер по ускорению данного процесса и созданию экономической базы для перехода от режима восстановления к устойчивому социально-экономическому развитию республики.

На основе использования совокупности методов научного анализа нами предложены меры по социально-экономическому развитию региона, которые включают:

— перспективную организационную модель адаптации и выхода из кризиса региона, основанную на оценке конкурентных преимуществ Чеченской Республики в сравнении с другими субъектами ЮФО и прогнозных расчетах экономико-математической модели, позволивших выделить приоритетные отрасли и направления развития экономики;

— организацию эффективной системы территориального управления экономикой региона на основе разработки методов совершенствования стратегического управления социально — экономическим развитием региона.

Предлагаемая система позволит создать целостную систему стратегического сетевого планирования, максимально учитывать особенности социально-экономического развития различных регионов, объединить интересы субъектов Федерации, не нанося ущерба интересам страны в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Стратегическое рыночное управление. СПб.: Питер, 2002.
  2. Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики.//Вопросы экономики. 1997, № 6., с. 5.
  3. Л. Смена тысячелетий и социальные альтернативы.//Вопросы экономики. 2000, № 12, с. 35.
  4. Л. Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы.//Экономическая наука современной России. 2000, № 5, с. 53.
  5. Адухов А.- Реформирование экономики и взаимодействие центра и регионов Российской Федерации Вопросы экономики № 6
  6. А.И., Качерга А. И., Богаенко В. А. и др. Социальная инфраструктура: вопросы теории и практики. Изд-во «Наукова думка», К.: 1982, 230с.
  7. И. Стратегическое управление. Сокр. пер. с анг. -М.:Экономика, 1989. 260с.
  8. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. -М.:Экономика, 1989. 520 с.
  9. Б. Бутс, С. Дробышевский, О. Кочеткова и др. Типология российских регионов. М: 2002. — 860 с.
  10. М.Х., Мирзоева Ф. М., Тхамадоков А. А. Рынок труда и занятость населения: проблемы формирования и регулирования в регионе. Нальчик: КБГСХА. 2002. 31с.
  11. В.М. Проблемы информационной экономики и становление консультационной службы в АПК России. М.: Информагротех, 1997. — 140с.
  12. И. Способность и готовность населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги/ЛЗопросы экономики, № 4, 2004, с. 136.
  13. Я., Михеев В. Китай: социальные вызовы развитию//Общество и экономика, 2005, № 1, с. 101.
  14. Богачева О.- Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов Вопросы экономики № 6
  15. В. Труд и занятость в сельском хозяйстве.//Вопросы экономики, № 6, 2005, с. 72.
  16. JI.B. Формирование социальной инфраструктуры села. М. Совет России, 1987, с. 5.
  17. JI.B., Беликова Р. П., Мигачева JI.B., Филатова В. Д. Развитие социально-трудовой сферы села. Сб.науч.трудов «Социально-экономические проблемы развития АПК». М.: Экономика и информатика, 2000. — с.348−356.
  18. . О качестве занятости населения России/Юбщество и экономика. 2005, № 7−8, с.305−326.
  19. Бремя государства и экономическая политика (либеральная альтерна-тива)//Общество и экономика, № 10−11, 2002, с. 74.
  20. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., Проспект, 1999, 157с.
  21. В Пономаренко. Технология стратегического управления. // Бизнес Информ. 1999.-No3−4 — с. 84−88.
  22. В. May Экономическая реформа и политический цикл в современной России Вопросы экономики № 6
  23. В. Сенчагов Экономическая безопасность: состояние экономики, фондового рынка и банковской системы // Вопросы экономики № 6
  24. А.О. Человеческий капитал: Концептуальные основания и особенности проявления//США. Канада: экономика-политика культура. 2005, № 3, с.85−100.
  25. Ю.И. Безработица в Латинской Америке в условиях неолиберальных реформ//Социологические исследования. 2004, № 8.
  26. О.С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 1999. -360 с.
  27. А.С. // Стратегия компании от разработки до реализации// Журнал «Успешный бизнес», № 10 — 2004 г
  28. В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда//Вопросы экономики. № 1, 2006, с. 122−144.
  29. Гневко В. А,.Рохчина В. Е, Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы. СПб.: ИРЭ РАН, ИУЭ, 2004.
  30. Гневко. В. А, Рохчина В. Е. Интересы субъектов управления и хозяйствования в стратегическом развитии региона// Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы.-СПб.: ИРЭ РАН, ИУЭ, 2004.
  31. Н., Ореховский П. Реформы здравоохранения в постсоветской России: итоги и проблемы/Юбщество и экономика, № 6, 2005, с.55−87.
  32. М.В. Социально-экономическое положение регионов России. М.: Сатурн, 2001.
  33. А. Стратегия территориального социально-экономического развития России//Вопросы экономики. 2001.№ 9, с. 18.
  34. А., Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов. // Вопросы статистики. 1998. № 9. с.3−12.
  35. А.Г. и др. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. Издательство: Экономика. 2005. — 450 с.
  36. А.Г. Основы региональной экономики. М.-.ГУВШЭ, 2007, 495с.
  37. А.Г. Основы региональной экономики. Издательство: ГУ ВШЭ.-2005.-356 с.
  38. А.Г., Кистанов В. В. Государственно-территориальное устройство России Издательство: ДеКА. — 2007 256 с.
  39. Г. В. Управление региональной экономикой. — М.: Финансы и статистика, 2006. 176с.
  40. А.А. Регион в едином рыночном хозяйстве. Ростов н/Д, 1995.
  41. С.С. Каждому об управлении. М. Мысль, 1986, с. 32.
  42. В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов.- Регионология, 1991, № 2−3.
  43. B.C. Экономические условия развития федерализма в России. Ростов н/Д, 1998.
  44. С.А., Борисова Г. В. Развитие социального партнерства и изучение рынка труда учреждениями профессионального образования: пособие для руководителей образовательных учреждений. — СПб.: Изд-во ООО «Полиграф С», 2008, 176 с.
  45. С.А., Борисова Г. В. Социальное партнерство в профессиональном образовании и сфере занятости: методологические и организационные аспекты СПб.: Изд-во «Скифия», 2007, — 96 с.
  46. В.Г. Регионоведение (методология, политика, экономика). Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 1998. 320с.
  47. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах.- М.:Прогресс, 1966.
  48. . Деловая стратегия. Экономика, 1999. С. 16.
  49. А. Социально-экономические детерминанты демографической ситуации в России// Общество и экономика. 2001, № 9, с. 159.
  50. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Изд-во «Прогресс» 1978, с. 452, 455.
  51. А.А. Проблемы депрессивных и отсталых территорий в Российской Федерации. М.: Издание Государственной Думы, 2003. 81с.
  52. В.И., Селиверстов В. Е., Суспицын С. А. Концепция межбюджетных отношений в регионе//Регион: экономика и социология. 2006, № 3. С.21−34.
  53. JI.B. Социальная политика: штрихи к социологической концепции//Социологические исследования. 2005, № 2, с. 37.
  54. Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 01.05.1996. РГ, 10.07.1996.
  55. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ от 01.04.1996. РГ, 09.04.1996.
  56. Корнай Янош. Путь к свободной экономике. М., «Экономика», 1990.
  57. О.П., Трифилова А. А. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом. // 2006, № 4.
  58. Коробейников О.П.// Стратегическое поведение: от разработки до реализации// Журнал «Менеджмент в России и за рубежом"// 2002 г, № 3
  59. А.Б., Маркушевич О. Г. Планирование и организация предприятий в условиях рынка и конверсий. Часть 1. — СПб.: Из-во СПбУЭФ, — 2003 г, 156 с.
  60. О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов.//Вопросы экономики, 2002, № 4, с. 64.
  61. С.А. Социальные системы: Опыт структурного анализа. М.: Наука, 1996.- 191с.
  62. Е.С. Экономико-математическое моделирование. М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. 424 с.
  63. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики. М.: Экономика, 1998. 171с.
  64. В., Швецов А. Социальная разгрузка депрессивных территорий: северный вариант/ЛЗопросы экономики. 2001, № 11, с. 128.
  65. В.И., Мильнер А. И., Швецов А. И. Экономика и федера-лизм//Российский экономический журнал, 1994, № 10, 11.
  66. В.Н., Швецов А. И. Государство и регионы. Теория и практика регулирования территориального развития. М.: УРСС, 2003.
  67. В.В. Экономическое эссе. Теории, исследования, факты и политика. Пер. с анг. М.: Политиздат, 1990. — 415с.
  68. . Стратегическое управление современным предприятием, Спб, Вега, 2007. 176 с.
  69. .Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2003.
  70. А., Бастанжиева С. А. Проект Тасис «Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асси-метрии: основные цели и задачи/ЛРегион: экономика и социология, 1999. Спец.вып.
  71. Д.С., Гранберг А. Г., Егоршин А. П., Стратегическое управление: регион, город, предприятие. 603 стр., 2008−03−03, Издательство Экономика.
  72. В.А. Региональная экономика зарубежных стран / Институт макроэкономических исследований. М., 2008. 125 с.
  73. Н.А. Механизмы проведения государственной политики в социальной сфере (концепция)//Народонаселение. 2004, № 2, с. 18.
  74. О.Ю., Ткачева Е. В. Кейнсианство: политико-экономические грани.//Экономическая наука современной России. 2001, № 4, с. 162. V
  75. В. Инвестиции в человека: Экономическая наука и Российская экономика//Мировая экономика и международные отношения. 2005, № 9, с.29−40.
  76. Методические положения и организационные основы федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам России. Новосибирск, 1995.
  77. . Управление знанием — вызов XXI века.//Вопросы экономики, 1999, № 9.
  78. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2007. 345 с.
  79. Г. и др. Стратегический процесс. Пер. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 2008.
  80. С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механиз-мов//Общество и экономика. 2005, № 5, с. 12.
  81. Н.И. Региональная экономика и управление. Хабаровск, 2000.
  82. Налоговый кодекс Российской Федерации. Первая часть. М., Ось-89, 1999. 111с.
  83. Д., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий ка-питал//Вопросы экономики. 2008. № 2.
  84. П.М., Нестеров А. П. Менеджмент региональной системы. М.: ЮНИТИ-ДАНА 2008.
  85. П.М., Нестеров А. П. Региональная экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009, 447с.
  86. О совершенствовании механизма государственной поддержки развития регионов Российской Федерации. Постановление правительства РФ от 7.12.1996.-РГ., 19.12.1996 г.
  87. О федеральной поддержке особо нуждающихся депрессивных-и отсталых территорий Российской Федерации: проект федерального закона //Регион: экономика и социология, 2008. № 1.
  88. Ю., Мазарчук В. О специфике экономических институтов социальной сферы (теоретический аспект)//Вопросы экономики. 2005, № 5, с. 52, 55.
  89. Г. Социальная сфера. Методология анализа и управле-ния//Общество и экономика. 2006, № 9−10, с. 10.
  90. Г. И. Социология социальной сферы. Учебное пособие для высшей школы. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Академический Проект, 2003.- 143с.
  91. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. РГ, 11.06.1996.
  92. Е. Рыночная система воспроизводства: Развитие и нерав-номерность.//Мировая экономика и международные отношения. 2001, № 3, с. 16.
  93. А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. -СПб.: Из-во СПбУЭФ, 1993.- 108 с.
  94. И.В. Механизмы выравнивания территориальных и местных бюджетов в условиях формирования системы бюджетного федерализма в России./Материалы научной конференции «Проблемы комплексного регионального развития России». М., 1996. 15−16 мая.
  95. А. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: Эдиториал УРСС, 2005.
  96. В. Технология стратегического управления. // Бизнес Информ. 1999 г, -No3−4 с. 84−88.
  97. А. Эволюция структуры американской экономики //Вопросы экономики. 2005, № 11, с. 88.
  98. Региональная политика, направленная на снижение территориальных, экономических и социальных диспропорций в Российской Федерации: проект концепции.// Регион: экономика и социология, 2007, № 1.
  99. Региональная политика, направленная на снижение территориальных, экономических и социальных диспропорций в Российской Федерации: проект концепции.// Регион: экономика и социология, 2001, № 3.
  100. Региональная социально-экономическая ассиметрия и механизмы ее выравнивания./ Материалы межведомственного семинара.- Миннац России. М., ИНСАН. 1998. 160 с.
  101. Региональные кризисные ситуации и экономическая безопасность России. Под ред. Гранберга А.Г./ М., 1998. 145 с.
  102. Регионы России в переходный период. Доклад Экспертного института. -М., 1993.- 103 с.
  103. Реформирование России: мифы и реальность (1984−94). Институт социально-политических исследований РАН. М.: Академия, 1994. — 480 с.
  104. Российская Федерация. Законы. О вынужденных переселенцах: ФЗ от 19 февраля 1993 г. № 4530−1 //Ведомости съезда нар. деп. РФ и ВС РФ. -1993.-№ 12.-Ст.4274.
  105. В.Е. Социальное партнерство как фактор реализации стратегического выбора. В кн. Муниципальное управление: стратегический выбор муниципального образования. М.: Логос, 2002. -С. 56−59.
  106. А.Г. Моделирование экономических взаимодействий в территориальных системах. Новосибирск: Наука, 1983.
  107. В.Е., Бондман М. К., Гузнер С. С. Методологические основы разработки федеральной помощи депрессивным и отсталым регионам.// Регион: экономика и социология. 1996. — № 1.
  108. М., Пыхова И., Деженев А. Региональная экономика и закономерности ее развития. М.: Наука, 1985.
  109. А. Формирование национальной модели экономики в переходных обществах/Юбщество и экономика, 2001, № 11−12, с. 34.
  110. И. Социальная политика как фактор устойчивого разви-тия//Проблемы теории и практики управления. 2003. № 6, с.67−73.
  111. Социальная организация промышленного предприятия: соотношение планируемых и спонтанных процессов. Под ред. Н. И. Лапина. М., Academia, 2005, 912с.
  112. Социальная политика в период перехода к рынку: Проблемы и решения: Сб. статей/Под ред. А. Ослунда и М. Дмитриева: Моск. Центр Карнеги. -М., 1996, 168с.
  113. Социальное партнерство как инструмент управления стратегическим развитием муниципального образования. / Под ред. С. Н. Юрковой. М.:РНЦ ГМУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2003. -С. 317−346. (в соавт.)
  114. Социально-экономические модели (из мирового опыта). Под ред. К. И. Микульского. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2005. 911с.
  115. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. Под ред. К. И. Микульского. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2003, с. 757.
  116. Становление рыночных отношений в Дагестане. Тематический сборник. Дагестанский научный центр РАН, 1992.
  117. С.А. Анализ межрегиональных различий для выработки приоритетов государственного воздействия на региональное развитие.// Рос.экон.журн. 2001. — Вып.1.
  118. С.А. Региональное программирование и территориальные различия: возможности и ограничения.//Регион: экономика и социология, 2001, № 3. С.3−20.
  119. Н.Г. Доходы и социальные стандарты уровня жизни сельского населения//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005, № 2, с. 50.
  120. А., О. Романова, А. Куклин, В. Яковлев Экономическая безопасность как объект регионального исследования Вопросы экономики № 6
  121. Технология программно-целевого управления. Под ред. Г. М. Доброва. К.: Texnika, 1985,206с.
  122. Е.В. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2001. — 295с.
  123. Д. Программно-целевой подход к развитию сельских террито-рий//АПК: Экономика, управление. 2005, № 6, с. 21.
  124. Г. Л. Модели социальной иерархии. М.: Вузовская книга, 2000. 88с.
  125. Э. А. Денисов А.Э. Государственное и региональное управление. М.: Финансы и статистика, 2000.
  126. А. Общее и промышленное управление. Л.-М., 1924. 165с.
  127. Федеральный закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (№ 1734−1).
  128. Федеральный закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (№ 2118−1).
  129. Федеральный закон РФ от 8 декабря 1995 г., № 193. ФЗ. (в ред. Федеральных законов от 07.03.1997 № 47-ФЗ, от 18.02.1999 № 34-Ф3, от2103.2002 № 31-Ф3, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, от 10.01.2001 № 15-ФЗ, от1106.2003 № 73-ФЗ).
  130. Н.В., Кураков Л. П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Издательство: Пресс-Сервис. 20 003 — 160 с.
  131. Херман-Пилат К. Социальная рыночная экономика как форма цивили-зации//Вопросы экономики. 1999, № 12, с. 53.
  132. С.Н. Проблемы системной организации территориальных и хозяйственных отношений. М., УРСС, 1998. 192с.
  133. М.Ю., Ждан Г. В. Оценка инвестиционного потенциала и региональная инвестиционная политика//Регион: экономика и социология. -2000, № 2.
  134. Чжао Сяо Вэнь. Развитие волостных и поселковых предприятий в КНР и их роль в сельском хозяйстве.//Международный сельскохозяйственный журнал. 1993, № 5−6, с. 47.
  135. Л.А., Пронский В. Я., Прокопа И. В. Капитальные вложения в социальную инфраструктуру села: М.: Экономика, 1983, с. 7.
  136. С. Экономика социальной сферы. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
  137. .М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  138. Экономическое развитие России: региональный и отраслевой аспекты. Новосибирск: ИЭ и ОППСОРАН, 2000.
  139. B.C. Управленческие решения. М.: Дашков и Ко, 2002 zakazdiplom.ru № 7309
  140. Янг С. Системное управление организацией. Пер. с англ. М.: Сов. Радио, 1972.-220с.
  141. С. 1994 Spatial Variation in Canada’s Socio-Economic Well-Being: Analyzing 1991 Census Data to Determine Trends in Regionalism and Provincialism in Canada. Geography Department thesis, Wilfrid Laurier University.
  142. Economic Development: The Case of China- Patterns of Change in the Legal System and Socio-Economy. Haward Institute for International Development Publication. November 1998.
  143. Fan Gang, Xin Chunying. The Role of Law and Legal Institutions in Asian
  144. Jeffrey D. Sachs. Foreign Direct Investment in China: Issues and Problems. Institute for International Development Publication. March 2000.
  145. New Development Case Studies. Publication of Canada Land Resources Agency, July 2000.
  146. The Global Competitiveness Report. World Economic Forum. — Geneva, 21.05.1997.
Заполнить форму текущей работой