Финансовое планирование (расчет и анализ бюджетов организации)
Одним из показателей, отражающих финансовую независимость организации, является ее платежеспособность, а именно возможность погашать финансовые обязательства перед кредиторами. Платежеспособность — это один из внешних факторов финансовой устойчивости и экономической независимости организации. Под финансовой устойчивостью понимается полная обеспеченность оборотных активов долгосрочными источниками… Читать ещё >
Финансовое планирование (расчет и анализ бюджетов организации) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Финансовое планирование (расчет и анализ бюджетов организации)
Оглавление Введение Глава 1. Теоретические основы планирования и бюджетирования деятельности организации
1.1 Сущность планирования и бюджетирования
1.2 Значение финансового планирования для управления финансами компании
1.3 Бюджетирование внутрифирменного планирования как инструмент финансового менеджмента Глава 2. Расчет и анализ бюджетов организации
2.1 Анализ финансового состояния предприятия
2.2 Анализ движения денежных потоков предприятия
2.3 Направления повышения эффективности использования денежных средств предприятия Заключение Список использованной литературы
Введение
Грамотное планирование и бюджетирование — обязательный фактор экономической стабильности фирмы и достижения ею рыночного успеха.
Целью данной курсовой работы является изучение планирования и бюджетирования в системе финансового управления предприятия в целях повышения его эффективности.
Исходя из цели курсовой работы, мы ставим перед собой следующие задачи:
· изучить теоретические основы планирования и бюджетирования деятельности организации;
· охарактеризовать воздействие планирования и бюджетирования на систему финансового менеджмента системообразующей компании;
· проанализировать основные пути повышения эффективности планирования и бюджетирования компании.
Объектом исследования курсовой работы является организация.
Предметом исследования является система планирования и бюджетирования компании.
Теоретической и методологической основой исследования послужили нормативно-правовые акты, научные труды отечественных и зарубежных авторов, а также издания периодической печати и интернет-ресурсы.
Информационная и статистическая основа исследования — финансовая отчетность и сложившаяся практика планирования и бюджетирования предприятия.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые разбиты на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Научная новизна полученных результатов состоит в комплексном исследовании теоретических положений и разработке практических рекомендаций относительно усовершенствования планирования и бюджетирования.
Результаты исследования могут быть использованы для усовершенствования системы планирования и бюджетирования в крупных нефтяных компаниях.
Глава 1. Теоретические основы планирования и бюджетирования деятельности организации
1.1 Сущность планирования и бюджетирования Планирование — это процесс моделирования вариантов развития компании на определенный период, ее оценки, сравнения, а также выбора и разработки промежуточных и конечных показателей реализации плана.
На предприятии должны разрабатываться четыре группы взаимосвязанных планов:
Основные направления деятельности:
1. Стратегия развития на 10 — 15 и более лет;
2. Планы развития предприятия на 3 — 5 лет, содержащие перспективы совершенствования производства, перехода на новые технологии, новые виды продукции и т. п.:
· План НИР;
· План диверсификации;
· Ликвидационный план.
3. Тактические планы, регламентирующие текущую деятельность предприятия и вытекающие из планов его развития:
· План маркетинга;
· Финансовый план;
· Производственный план;
· План закупок;
· Бизнес-план.
4. Планы, программы, проекты, носящие целевой характер:
· Разработка новой продукции;
· Снижение издержек;
· Экономия ресурсов (материальных, энергетических, трудовых, финансовых и т. п.).
Важное условие реализации планов — их адаптивный характер: они должны быть достаточно гибкими и приспосабливаться к изменениям факторов внешней среды и периодически корректироваться в соответствии с изменением целей и стратегии предприятия.
Финансовое планирование — процесс анализа финансовой и инвестиционной политики, прогнозирование результатов и воздействие на экономическое окружение коммерческой организации и принятия решений о допустимом уровне риска и выборе окончательных вариантов финансовых планов Гаврилов, А. А. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: Учебное пособие / А. Н. Гаврилов, А. А. Попов. — М.: КНОРУС, 2011. — 608 с.
Целями финансового планирование являются:
· максимизация прибыли;
· максимизация продаж;
· максимизировать будущую выгоду владельца компании.
Выделяют 4 основных вида финансового планирования:
· Нацеленное только на прошлое — реактивное;
· Приспосабливающееся только к настоящему — инактивное;
· Предпринимательский тип: предпочитающее смотреть только в будущее — преактивное;
· Ориентированное на взаимодействие лучших идей планирования — интерактивное.
В данной таблице представлены цели, содержание, достоинства и недостатки видов планирования:
Таблица 1
Вид планирования | Цели планирования | Достоинства | Недостатки | ||
Реактивное | Четких целей нет. Когда проблема уже видна начинается поиск. | Исследует проблему с точки зрения ее развития в прошлом и осуществляется по принципу «сверху вниз» | Обращается к прошлому опыту организации, сохраняет преемственность целей, сохраняет традиции. | Не используется гибкий подход, рассматривается как простая единица, а не как система, не соблюдается принцип участия. | |
Инактивное | Разработка множества вариантов путей развития. | Воспринимает существующие условия как приемлемые, характерная черта — инертность. | Осторожность в планировании хозяйственной деятельности. | Хорошо работает только в стабильных условиях, неспособно приспосабливаться к изменениям. | |
Преактивное | Проектирование будущего на основе поиска оптимальных решений | Направлено на изменения в будущем и стремиться их ускорить. Осуществляется по принципу «сверху вниз». | Учитывает факторы внешней среды, а также адекватно ее оценивает. | Не использует в достаточной степени накопленный опыт, слишком большое увлечение новыми методами исследований. | |
Интерактивное | Проектирование будущего, разработка множества альтернатив. | Предполагает, что будущее подвластно контролю. | Максимально мобилизирует творческие способности участников планирования, основывается на принципе участия. | Предполагается что будущее должно быть спланировано со 100% вероятностью, что в реальной жизни не достижимо. | |
Теперь перейдем к стадиям финансового планирования:
Первая стадия — стратегическое планирование, оно наиболее долгосрочно по сравнению с остальными видами планирования, а также создает предпосылки для более детального планирования.
Второй стадией является перспективное планирование. Границы между стратегическим и перспективным планированием довольно размыты, установки, которые сделаны в стратегическом планировании, получили экономическое обоснование именно в процессе перспективного планирования. Перспективные финансовые планы разрабатываются на 3 и более года, а также определяют важные показатели, связаны с постановкой целей и задач организации.
Третьей стадией является бизнес-планирование. В современных условиях составление бизнес-плана является приоритетным для каждой коммерческой организации.
А. Бизнес-планом является подробный четко структурированный и тщательно подготовленный документ, который описывает к чему стремится предприятие, как оно продолжает добиваться поставленных целей и какого будет производственное и финансовое положение предприятия после реализации целей;
Б. Бизнес-план призван ответить на три ключевых вопроса:
· какого текущее состояние бизнеса предприятия?
· какого желаемое состояние бизнеса предприятия в среднесрочной и долгосрочной перспективе?
· каков наиболее эффективный путь достижения поставленных целей?
В. Различают:
· Бизнес-план действующего предприятия;
· Бизнес план проекта (создание нового предприятия, внедрение новых технологий на действующем предприятии, разработка новой продукции и подготовка к ее выпуску);
· Бизнес-план финансового оздоровления предприятия (санации, выхода из неплатежеспособности).
Г. Основными пользователями бизнес-плана являются:
· менеджеры, управляющие, директора, Совет директоров;
· собственники имущества предприятия (учредители, государственные члены трудового коллектива предприятия);
· кредиторы (банки, инвестиционные фонды, страховые компании и др.).
Разделы бизнес-плана:
· Возможности предприятиярезюме или краткий обзор и резюме проекта (составляется в последнюю очередь);
· Виды продукции и услуг;
· Рынки сбыта продукции. Конкуренция;
· План маркетинга (стратегия маркетинга);
· План производства продукции (производственная деятельность);
· Организационный план;
· Юридический план (правовое обеспечение деятельности предприятия);
· Оценка рисков и страхование;
· Финансовый план;
· Стратегия финансирования.
Краткая характеристика разделов бизнес-плана:
· Возможности предприятия (компании);
· Краткое описание деятельности предприятия и рынка, где реализуется продукция или предполагается ее реализация.
· Чем характерен бизнес предприятия и каковы его конкурентные преимущества?
· Необходимый размер инвестиций, ожидаемые доходы, перспективы для инвестора.
2. Виды продукции и услуг;
· Номенклатура предлагаемых продукции и услуг;
· Потребности покупателей в данной продукции (настоящие и потенциальные);
· Регулярность реализации продукции и степень изменчивости спроса на нее;
· Цены на предлагаемые продукцию и услуги;
· Преимущества продукции (услуг) предприятия по сравнению с аналогичными товарами конкурентов.
· Рынки сбыта продукции. Конкуренция;
· Оценка потенциальной емкости рынка;
· Оценка потенциальной суммы продаж;
· Прогноз объемов работ.
3.1. Оценка конкурентов;
— Крупнейшие производители аналогичных товаров, объемы продаж, доходы, внедрение новых технологий, разработка новых видом продукции и т. п.;
— Основные характеристики продукции конкурентов: назначение, уровень качества, свойства товара, его дизайн, мнение покупателей о продукции;
— Цены на продукцию конкурентов и какова их политика цен;
— Организация и стоимость рекламы продукции у конкурентов.
4. План маркетинга;
· Цели и стратегии маркетинга;
· Ценообразование;
· Схема распространения товаров;
· Методы стимулирования продаж;
· Организация послепродажного обслуживания клиентов;
· Реклама;
· Формирование общественного мнения о предприятии и его продукции.
5. План производства;
5.1. Производственная база:
· наличие производственных площадей, оборудования;
· рост производственной базы (сроки, источники финансирования).
5.2. Поставщики материально-технических ресурсов;
· репутация поставщиков и опыт работы с ними;
· возможность расширения поставок;
· стоимость расширения ресурсов.
5.3. Организация контроля качества продукции;
5.4. Оценка возможных издержек производства и их динамика на перспективу;
6. Организационный план;
6.1. Организационная структура предприятия;
6.2. Рабочая сила:
· Потребность в кадрах по профессиям;
· Форма привлечения к труду (постоянная работа, совместительство);
· Заработная плата по профессиям.
6.3. Управленческий персонал:
· Общие сведения об исполнительных работниках и руководящем персонале;
· Система стимулирования труда (материальные и моральные стимулы).
6.4. Кадровая политика предприятия;
· Принципы отбора сотрудников;
· Принципы найма (трудовой договор, контракт, испытательный срок и т. п.);
· Система профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
· Система продвижения работников по службе.
7. Юридический план (Правовое обеспечение деятельности предприятия);
7.1. Дата создания и регистрации;
7.2. Реквизиты предприятия;
7.3. Учредительные документы;
7.4. Форма собственности;
7.5. Наиболее значимые пайщики (акционеры) предприятия;
7.6. Для акционерного общества:
· количество разрешенных к выпуску акций;
· количество выпущенных и обращающихся акций;
· стоимость одной акции.
7.7. Копии лицензий на все виды деятельности предприятия;
7.8. Копии соглашений и договоров с другими организациями по данным видам деятельности;
7.9. Изменения в законодательстве, которые могут оказать влияние на деятельность предприятия (патенты, контракты, договора на аренду и т. п.);
8. Оценка рисков и страхование;
· Перечень возможных рисков с указанием ожидаемого ущерба;
· Организационные меры по профилактике и нейтрализации указанных рисков;
· Программа страхования от рисков.
9. Финансовый план обобщает все выше рассмотренные разделы бизнес-плана и представляет их в стоимостном выражении.
Состав (документы) финансового плана:
· Объем продаж (объем реализации);
· Движение денежных средств;
· Таблица (смета) доходов и расходов;
· Баланс;
· График безубыточности (прибыльности).
10. Стратегия финансирования.
· Размер средств, необходимых для реализации предлагаемого проекта;
· Источники получения необходимых средств (собственные и заемные);
· Ожидаемые строки возврата вложенных средств и получения дохода инвесторами;
· Величина ожидаемого дохода.
Четвертой стадией планирования является текущее финансовое планирование (бюджетирование). Чтобы система финансового планирования была эффективной, необходима разработка годового бюджета.
Бюджетом называют количественное выражение централизованно устанавливаемых показателей плана предприятия на определенный период.
В бюджетировании применяются более точные методы расчетов по сравнению с перспективным планированием. В бюджетировании применяются конкретные цифровые показатели и сроки совершения операций на предстоящий год финансово-хозяйственной деятельности компании.
Этапы процесса бюджетирования:
· Анализ инвестиционных возможностей коммерческой организации;
· Прогнозирование последствий текущих решений;
· Оценка результатов, которые достигла коммерческая организация;
· Подробное обоснование выбранного варианта из всех возможных.
Пятой стадией финансового планирования является оперативное финансовое планирование. Оно является более подробным, чем перспективное планирование. Составление оперативных планов необходимо для реализации стратегических и тактических решений, а также для обеспечения стабильной работы всех служб коммерческой организации.
1.2 Значение финансового планирования для управления финансами компании В условии жесткой конкуренции и рыночной экономики повышается актуальность и значимость финпланирования. В настоящий момент существует четко выраженная зависимость коммерческих организаций от качественного финансового планирования. Компания не способна развиваться без четко разработанных финансовых планов и должного контроля за их исполнением. Во всех крупных компаниях финансовое планирование является одним из самых важных инструментов.
Финансовое планирование базируется на следующем принципе: достичь превышения доходов над расходами. Это и является чертой, которая выделяет финансовые ресурсы на фоне других денежных средств.
Но, данная задача финпланирования — это всего маленькая часть того, что включает в себя эта широкая область. Наиболее подробно финансовое планирование разобрано в SAP, эта программа помогает привести в порядок всю финансовую деятельность, непрерывно следить за потоком денег в организации, позволяет образовывать резервы и увеличить доходность бизнеса.
В нашей стране компании имеют большой опыт плановой и прогнозной работы. Но в современных условиях в российских компаниях часто используются теории, которые утратили свою экономическую актуальность, что приводит к кризису менеджмента.
С сожалением можно сказать, что в некоторых российских организациях не уделяют достаточного внимания финпланированию. Принятые руководством решения не обосновываются соответствующими расчетами. Также и планы составляются только на короткий промежуток времени 3 месяца, что создает барьер развития для бизнеса и акцентируется на текущих проблемах организации. Таким компаниям следует уделить большое внимание организационному аспекту финансового планирования и еще большее значение перспективному и стратегическому планированию.
Современные технические достижения и имеющийся мировой опыт позволяют совершенствовать планирование на предприятии и превратить его в четко разработанный и научно обоснованный документ.
Обычно в качестве объекта планирования рассматривают только движение финансовых ресурсов, но при определении объектов финпланирования необходимо исходить из сущности назначения финансов. Что дает основание отнести к объектам финпланирования:
· Движение финансовых ресурсов;
· Финансовые отношения, возникающие при формировании и распределении финансовых ресурсов;
· Стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов Гаврилов, А. А. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: Учебное пособие / А. Н. Гаврилов, А. А. Попов. — М.: КНОРУС, 2011. — 608 с.
Финансовые ресурсы являются денежными поступлениями и доходами, которые находятся в распоряжении компании и предназначены для осуществления затрат по расширенному воспроизводству, выполнения обязательств перед государством и финансирования прочих расходов.
Финансовые ресурсы представляют собой часть денежных средств, образующуюся в процессе распределения и создания общественного продукта, а также направленную на использование фондов денежных средств.
Движение финансовых ресурсов и их границы определяются финансовыми отношениями, то есть взаимоотношения между предприятием и государством, а также другими предприятиями и кредитной системой. Финансовые отношения должны отражать оптимальный вариант использования ресурсов, также должны быть стабильными на длительный период между государством и предприятием.
При распределении финансовых ресурсов формируются стоимостные пропорции. Стоимостные пропорции — это соотношения между:
· собственным и заемным капиталом;
· оборотными и внеоборотными активами;
· объемом финансирования расширенного производства;
· текущих затрат и других расходов.
Пропорции влияют на экономическую деятельность предприятия и потому должны быть экономически обоснованы.
Таким образом, в процессе финпланирования дается обоснование стоимостных пропорций и рациональных отношений, а также движению финансовых ресурсов и на основе всего этого определяются финансовые показатели на плановый период.
Существуют две основные группы, которые объединяют в себе финансовые планы:
· централизованные планы (общегосударственные);
· децентрализованные (планы коммерческих и некоммерческих организаций).
Финансовые планы различаются в зависимости от организационно-правовых форм:
· хозяйственных товариществ;
· хозяйственных обществ;
· производственных кооперативов;
· унитарных предприятий.
Это деление необходимо, так как организационно-правовые формы оказывают большое влияние на финансовые отношения, методы формирования доходов организации, а также их использование, но это не формальное деление.
Финансовые планы можно квалифицировать по сферам, в зависимости от роли и места в производстве субъектов хозяйствования:
· сфера материального производства;
· непроизводственная сфера.
Такое деление позволяет нам рассмотреть группы по их назначению и содержанию, а также более обоснованно подойти к установлению формы финпланов, определению и направлению источников доходов.
Финансовые планы компаний показывают процессы, образования, использование и распределение первичных доходов. Финансовый план определяет размер и направление использования денежных средств, определяет планируемую прибыль.
На структуру каждого финплана влияют вид деятельности и отрасль хозяйства организации.
Долгосрочные цели, которые определяются руководством предприятия в ходе стратегического планирования, являются основой финпланов. Выбор более эффективных способов достижения долгосрочных целей происходит по ходу разработки финансовой стратегии. Учитывая стратегические цели, плановые данные и объем реализуемой продукции разрабатываются годовые планы. Корректировка планов происходит в процессе оперативного финансового планирования. Также следует отметить, что все планы должны быть связанны во времени.
Система финпланирования служит для согласования между собой целей и возможностей предприятия, а также ресурсов, которыми оно располагает.
Чтобы финпланирование было успешно организовано, необходимо наличие четырех тесно связанных между собой компонентов.
Первое — это методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения финансовых планов. Методологическая и методическая база составляет аналитический блок процесса финпланирования.
Второе — это внутренняя и внешняя информация о деятельности компании (экономическая информация, учетная информация, информация фондового рынка, политическая информация), она является основой информационного блока.
Третье — процесс финпланирования осуществляется через систему управления и организационную структуру, которые составляют организационный блок.
Организационная структура включает:
· структурные подразделения, ответственные за исполнения финпланов;
· службы аппарата управления и их функции.
Четвертое — использование программно-технических средств, которые составляют программно-технический блок.
1.3 Бюджетирование внутрифирменного планирования как инструмент финансового менеджмента Бюджетирование в компании является нормой для зарубежных компаний и теперь становится нормой и в нашей стране.
В России бюджетирование часто путают с казначейским бюджетированием, то есть регламентом управления денежными средствами, который используется в операционной деятельности компании, но бюджетирование является элементом менеджмента и ориентируется на управление предприятием, представляет собой именно методологию учета, контроля и планирования денежных потоков и финансовых результатов. Из этого следует, что казначейская функция находится на втором плане в бюджетировании.
Предприятие не может осуществлять эффективную работу без бюджетирования. Также как и с бюджетированием, не синхронизированным с динамикой развития бизнеса.
Бюджетирование решает многие управленческие задачи, наиболее значимыми являются:
· Планирование операций, которые обеспечивают достижение целей предприятия;
· Координирование структурных подразделений;
· Оперативное отслеживание и анализ отклонений фактических результатов деятельности предприятия и его подразделений;
· Контроль за расходом материальных и финансовых ресурсов;
· Стимулирование менеджеров центров финансовой ответственности к достижению целей своих структурных подразделений.
Пять шагов на пути бюджетирования:
· Определить финансовую структуру компании (составить перечень подразделений, для которых будут формироваться бюджеты;
· Выбрать виды необходимых бюджетов;
· Определить формат бюджетов и технологию их составления;
· Определить процедуру оценки, анализа и контроля исполнения бюджетов;
· Распределить функции, обязанности, сферы ответственности и формы взаимодействия между участниками бюджетного процесса Крутик, А. Б. Основы финансовой деятельности предприятия [Текст]: Учеб. пособие / А. Б. Крутик, М. М. Хайкин. — СПб.: Бизнес-пресса, 2012. — 448 с.
Таблица 2 Центры финансовой ответственности
Объект | Менеджер | Тип центра | |
Компания | Президент | Центр инвестиций | |
Фабрика | Директор фабрики | Центр прибыли | |
Департамент продаж | Директор по продажам | Центр доходов | |
Производство | Технический директор | Центр затрат | |
Склад | Начальник склада | Центр затрат | |
Таблица 3 Бюджеты в общей системе планирования
Контур планирования | Долгосрочное планирование | Среднесрочное планирование | Оперативное планирование | |
Вид и состав планов | Долгосрочный финансовый план. Все предприятие. Бюджетные рамки: 1 год, 2 год, 3 год, 4 год, 5 год. | Годовой бюджет. Все предприятие, Бюджетные рамки: I квартал, II квартал, III квартал, IV квартал. | Бюджет на месяц. Подразделение предприятия. Целевые показатели: годовой бюджет и корректировка бюджета. | |
Содержание планов | Определяет направление и стратегии деятельности компании в целом. Формирует общие цели при минимальном числе конкретных данных. | Конкретизирует цели на предстоящий год. Формирует контрольные показатели и определяет ресурсы, необходимые подразделениям. | Включает перечень конкретных платежей и расходов в рамках лимитов и нормативов, утвержденных в годовом бюджете. | |
В рамках систем бюджетирования ключевые показатели деятельности и нормативы обеспечивают взаимосвязь бюджетов со стратегическими и оперативными целями предприятия.
Ключевой показатель деятельности — это показатель деятельности, характеризующий ключевые аспекты деятельности предприятия или его центра ответственности, выполнения бизнес-процесса, используемым менеджерами предприятия для принятия управленческих решений в ходе планирования, организации, стимулирования и контроля.
При формировании текущего финансового плана следует анализировать следующие факторы:
· цены на продукцию, при которых она может быть реализована за заданное время;
· объемы реализации продукции, возможные при этих ценах;
· объемы производства продукции, обеспечивающие заданные объемы реализации;
· суммарная маржинальная прибыль предприятия, получаемая при выбранных ценах и объемах продаж, маржинальная рентабельность, рентабельность активов и собственного капитала.
Полученная информация дает возможность руководству компании увидеть:
· сколько денег приносит на предприятие каждый продукт;
· хватает ли суммарной маржинальной прибыли на покрытие косвенных затрат предприятия;
· на сколько необходимо увеличить цены или объем продаж для достижения безубыточного уровня функционирования;
· какова величина допустимых скидок по видам продукции.
Бюджет — финансовый план, который подробно раскрывает приток и отток средств в течение определенного планируемого периода времени.
Основными бюджетами, которые составляются в обязательном порядке являются: бюджет движения денежных средств, прогноз баланса, бюджет доходов и расходов.
Прогнозом баланса или бюджетом по балансовому листу является прогноз соотношения активов и пассивов. Он составляется на основе данных БДР и БДДС. Он позволяет рассчитать показатели финансовой устойчивости, ликвидности и рентабельности компании.
Бюджет доходов и расходов — это бюджет, который показывает соотношение затрат, которые предполагается осуществить в плановый период предприятию, с доходами в этот период.
Базой для БДР являются:
· бюджет продаж;
· бюджет производства;
· бюджет производственных запасов;
· бюджет прямых затрат на материалы;
· бюджет прямых расходов на оплату труда;
· бюджет амортизационных отчислений;
· бюджет коммерческих и управленческих расходов.
Назначение формата БДР:
· Сопоставление изменения доходов и расходов по периодам времени;
· Сопоставление изменения доходов и расходов и по отдельным структурным подразделениям компании;
· Оценка рентабельности производства;
· Установление лимитов условно-постоянных затрат по отдельным структурным подразделениям компании;
· Установление нормативов и контроль за их соблюдением по отдельным структурным подразделениям компании.
Разработка формата БДР:
· Четко определить все основные статьи бюджетного формата: доходов и затрат;
· Разделить все виды издержек на две основные категории: прямые (переменные) затраты и постоянные (условно-постоянные, накладные) расходы.
Составление БДР:
· Определить общий оборот компании, его динамику на предстоящий бюджетный период на базе имеющихся прогнозов сбыта, предоставляемых планово-экономической службой или отделов сбыта;
· Определить норматив резерва, для расчетов с бюджетом по общему обороту в виде фиксированного на весь бюджетный период процента от общего оборота, который может быть различным для разных видов деятельности в зависимости от специфики хозяйственной деятельности;
· Определить какие виды издержек относятся к прямым затратам, а какие — к постоянным.
При постановке бюджетирования норматив резерва может быть определен для предприятия двумя методами:
· На основе фактической доли невозмещаемого НДС и других платежей за отчетный период в общем обороте компании и переносе этой доли на предстоящий бюджетный период;
· Корректировкой на предстоящий бюджетный период фактически сложившегося норматива с учетом вероятных изменений ставок платежей, порядка или условий их существования.
Составление формата БДР для компании:
· Определить состав, структуру всех текущих затрат;
· Разделить расходы на группы: прямые и накладные;
· Группы расходов распределить на категории, выделив условно-постоянные и условно-переменные;
· Выделить критические затраты, устанавливаемые в качестве лимитов БДР;
· Определить нормативы лимитов на прогнозируемый период.
Для того, чтобы бизнес не обанкротился необходимо в любой момент времени находиться в состоянии платить по своим счетам, оплату которых по каким-либо причинам нельзя отсрочить. Для этого нужно, чтобы у вас всегда были деньги: на расчетном счету, в кассе, то есть бизнес всегда должен иметь положительное конечное сальдо бюджета движения денежных средств.
Бюджет движения денежных средств является финансовым документом, отражающим движение платежных средств (включая движение денежных средств компании, финансовые инструменты и взаимозачеты) по направлениям поступлений и выбытий платежных средств компании. С помощью БДДС анализируются, планируются и учитываются сроки и объемы совершения конкретных выплат и поступлений денежных средств, а также направление денежных потоков.
Назначение БДДС:
· Показывает потребность во внешнем финансировании;
· Обеспечивает сбалансированность поступлений денежных средств и их списание по бюджетным периодам.
Форматы БДДС:
Форматы БДДС различаются в зависимости от специфики деятельности компании, но во всех случаях статьи БДДС взаимосвязаны с форматом БДР, планом капитальных затрат и кредитным планом.
Технология составления БДДС:
· Необходимо установить объем средств, необходимых компании для финансирования инвестиционных затрат, то есть дополнительных расходов на предстоящий бюджетный период. Таким образом, определяется нижняя граница внешнего финансирования;
· Определить пополнение оборотных средств и дополнительные текущие затраты;
· Основываясь на прогнозе конечного сальдо, который был получен, устанавливается, как сильно реальные расходы больше минимального уровня внешнего финансирования.
Разработка формата БДДС:
· Определить наиболее важные показатели, которые будут установлены в БДДС в качестве целевых;
· Установить три вида источников денежных средств:
· от операций;
· внешнее финансирование;
· прочие источники.
3) Детализировать статьи источников денежных средств каждого вида с выделением наиболее важных позиций;
4) Определить использование денежных средств по трем основным направлениям:
· на оплату текущих расходов;
· на оплату капитальных и других инвестиционных затрат;
· прочие расходы.
5) Детализировать статьи использования денежных средств каждого вида с выделением наиболее важных позиций.
Этапы составления БДДС:
· бюджет поступлений от реализации продукции;
· бюджет прочих поступлений;
· бюджет закупок материалов;
· бюджет платежей по оплате труда;
· бюджет выплат по общепроизводственным расходам;
· бюджет выплат по общехозяйственным расходам;
· бюджет налоговых платежей;
· бюджет выплат по финансовой деятельности;
· сводный бюджет движения денежных средств.
Глава 2. Расчет и анализ бюджетов организации
2.1 Анализ финансового состояния предприятия Проведя анализ существующего финансового состояния организации можно увидеть, что за три года большая часть показателей имеет тенденцию к снижению. Такие как коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности. Снижение данных показателей произошло за счет снижения собственных средств и увеличения краткосрочных обязательств в 2013 г. На конец года произошли существенные изменения в этих группах средств, как в абсолютной сумме, так и в структуре. Увеличение внеоборотных активов составило 131 314 тыс. руб. или 2,49%, увеличение оборотных активов 198 845 тыс. руб. или 13,57%.
В рассматриваемый период наблюдается постоянный рост дебиторской задолженности ее величина дебиторской задолженности возросла на 309 222 тыс. руб., и на 14,67% на конец отчетного периода, что значительно снижает размер собственных оборотных средств. В структуре оборотных активов произошло уменьшение денежных средств на 101 289 тыс. руб. с одновременным снижением удельного веса на 0,89% в структуре оборотных средств.
Примеры факторов, которые могут возникнуть при реализации бюджета:
· в зависимости от погодных условий изменяется спрос и цены на продукты. Но одновременно с ростом или сужением рынка сбыта изменяются цены на прямые материалы: при росте спроса и цен на продукты растут цены на материалы и наоборот;
· рост цен на материалы;
· росте цен на энергоносители;
· хорошая рекламная кампания приводит к росту объема продаж.;
· возможна также ситуация, когда поставщики потребуют полного расчета за сырье в течение месяца и т. п.
Таблица 4 — Основные экономические показатели деятельности предприятия
Управленческий баланс организации на начало планируемого года, руб | ||
Активы | ||
Текущие активы | ||
Денежные средства | 300.000 | |
НДС по приобретенным ценностям | 600.000 | |
Дебиторская задолженность | 5.400.000 | |
Предоплаченные материалы | 600.000 | |
Запасы материалов для продукта № 1 | 150.000 | |
Запасы материалов для продукта № 2 | 300.000 | |
Запасы материалов для продукта № 3 | 180.000 | |
Запасы материалов, всего | 630.000 | |
Запасы готовой продукции продукта № 1 | 192.000 | |
Запасы готовой продукции продукта № 2 | 288.000 | |
Запасы готовой продукции продукта № 3 | 186.000 | |
Запасы готовой продукции, всего | 666.000 | |
Всего текущих активов | 8.196.000 | |
Постоянные активы | ||
Земля | 440.000 | |
Основные средства, первоначальная стоимость | 14.616.000 | |
Накопленная амортизация | (1.752.000) | |
Основные средства, остаточная стоимость | 12.864.000 | |
Итого активов | 21.500.000 | |
Капитал и обязательства | ||
Текущие обязательства | ||
Предоплаченные продукты | 600.000 | |
Задолженность поставщикам и подрядчикам | 5.820.000 | |
Задолженность по зарплате | 600.000 | |
Задолженность перед бюджетом: | 300.000 | |
по НДС | ||
по налогу на прибыль | 180.000 | |
по страховым взносам | 30.000 | |
по прочим налогам | 90.000 | |
Долгосрочные обязательства (банковский кредит) | 3.900.000 | |
Собственный капитал | ||
Уставный, резервный капитал | 4.040.000 | |
Нераспределенная прибыль | 6.240.000 | |
Всего собственный капитал | 10.280.000 | |
Итого капитала и обязательств | 21.500.000 | |
Анализируя основные технико-экономические показатели, можно сделать вывод, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом значительно увеличилась реализация продукции (с 819 883 до 1 057 649 тыс. руб.), т. е. темп прироста составил 28,99%.
Эффективное использование оборотных средств оказывает активное влияние на финансовые результаты и финансовое состояние организации. Высвобождаемые материальные и денежные ресурсы являются дополнительным внутренним источником дальнейших инвестиций, способствуют повышению финансовой устойчивости организации, и ее платежеспособности. Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой показателей.
Скорость оборачиваемости оборотных средств исчисляется с помощью следующих показателей:
· Скорость оборота (коэффициент оборачиваемости) — количество оборотов, которое совершают за анализируемый период оборотные средства и их отдельные элементы.
Ко = В / об, (1)
где: Ко — коэффициент оборачиваемости оборотных средств;
В — выручка от реализации продукции;
Соб — средняя стоимость оборотных активов за анализируемый период.
Ко2013 = 6 714 574 / 1 564 884,5 = 4,3
Ко2012 = 6 019 260 / 1 010 742,5 = 5,6
Количество оборотов совершенных оборотными средствами за 2013 год составило 4,3 оборота, что по сравнению с 2012 годом снизилось на 1,3 оборота.
· Коэффициент загрузки оборотных средств — показывает, сколько оборотных средств, приходится на 1 рубль выручки от реализации продукции.
Кзос = об / В, (2)
Кзос2013 = 1 564 884,5 / 6 714 574 = 0,23
Кзос2012 = 1 010 742,5 / 6 019 260 = 0,17
Распределение имеющихся ресурсов и управление затратами помогает получить в будущем более высокие показатели выгоды и являются ключевыми обязанностями финансовых менеджеров.
1. Оценим динамику изменения рентабельности оборотных средств в основной деятельности:
Ро2012 = 5 792 757 / 1 465 462 = 3,95
Ро2013 = 6 455 823 / 1 664 307 = 3,88
ДРо = Ро2013 — Ро2012 = 3,95 — 3,88 = 0,07
Тпр(Ро) = ДРо /Ро2012 * 100% = 0,07 / 3,95 * 100% = 1,77%
Рентабельность оборотных средств в основной деятельности увеличилась на 1,77%, на каждый рубль оборотных средств было получено больше прибыли от продаж в среднем на 7 коп.
2. Оценим динамику изменения общей рентабельности оборотных активов:
Рб2012 = 5 997 419 / 1 465 462 = 4,09
Рб2013 = 6 672 655 / 1 664 307 = 4,01
Изменение общей рентабельности оборотных активов:
ДРб = Рб2013 — Рб2012 = 4,01 — 4,09 = -0,08
Тпр(Рб) = Д Рб / Рб2012 * 100% = -0,08 / 4,09 * 100% = -1,96%
Общая рентабельность оборотных активов снизилась на 1,96%, на каждый рубль оборотных активов в среднем приходилось в отчетный период меньше балансовой прибыли на 8 коп.
· Оценим динамику изменения экономической рентабельности оборотных активов:
Рэ2012 = 4 779 500 / 1 465 462 = 3,26
Рэ2013 = 5 313 297 / 1 664 307 = 3,19
Изменение экономической рентабельности оборотных активов:
ДРэ = 3,19 — 3,26 = -0,07
Тпр(Рэ) = -0,07 / 3,26 * 100% = -2,15%
Экономическая рентабельность оборотных активов снизилась на 2,15%, на каждый рубль оборотных активов в среднем приходилось в отчетный период меньше чистой прибыли на 7 коп.
За анализируемый период произошло снижение общей и экономической рентабельности, что требует более глубокого анализа финансовой политики организации, с целью объективной оценки снижения эффективности использования собственного капитала.
Фондоотдача в отчетном периоде повысилась на 1,4 руб., что свидетельствует об эффективности использования основных средств измеряемой величиной продаж, приходящееся на единицу стоимости средств.
Затраты на 1 руб. выпускаемой продукции снизились на 0,24 коп.
Рентабельность производства увеличилась с 4,8% до 5,4%.
Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции. Прибыль — это положительный финансовый результат деятельности предприятия.
В ходе анализа таблиц, мы видим, что прибыль в 2011 году выросла по сравнению с 2010 годом на 35 352 тысяч рублей (с 125 983 до 161 335) или на 28,1%.
На практике для решения вопросов по анализу экономических возможностей предприятий, применяется оценка финансовой устойчивости бизнеса, показывающая его способность обеспечивать производственный процесс: собственными оборотными средствами, долгосрочными кредитами, краткосрочными кредитами. Задачей анализа финансовой устойчивости является определение обеспеченности предприятия запасами, собственными и заемными средствами, а также соотношение между собственными и заемными средствами. Такой анализ проводится на основании финансовой отчетности. Использование этого анализа дает возможность выявить излишки или недостаток средств, которые используются в формировании запасов, и позволяет решить, сможет ли предприятие покрыть собственные производственные затраты.
Наличие достаточного количества собственных оборотных средств позволяют предприятию проводить независимую экономическую политику, тогда как потеря собственных и заемных оборотных средств чревата самыми серьезными последствиями Артеменко, В. Г. Анализ финансовой отчетности [Текст]: учеб. пособие / В. Г. Артеменко. — М.: Издательство «Омега — Л», 2010. — 272 с.
Направление оборотных средств на погашение кредиторской задолженности ведет к сокращению объема финансовых средств, которым располагает предприятие. Их значительное сокращение может привести к кризису производственной деятельности.
Может ли предприятие производить инвестирование средств в инновационную деятельность без потери оборотных средств? Это возможно, если инновационная деятельность будет осуществляться за счет прибыли, полученной предприятием. Фактически предприятие за счет прибыли должно увеличить оборотные средства на величину индекса инфляции, а потом проводить инвестирование инновационных программ, выходящих за рамки организационных или технологических инноваций по замене сырья, материалов на более эффективные.
Состояние оборотных средств предприятия — это показатель его финансового положения, поэтому предприятие заинтересованно в организации наиболее рационального использования оборотных средств.
Таблица 9 Расчет финансовых показателей
Коэффициент | Значение | |
Покрытия | Кпокрытия 2013 г.= 47,65 Кпокрытия 2012 г.=73,81 | |
Быстрой ликвидности | Кб.л 2013 г.=8,71 Кб.л 2012 г.=14,54 | |
Абсолютной ликвидности | Ка.л. 2013 г.= 56,17 Ка.л. 2012 г.= 87,44 | |
Оборачиваемости дебиторской задолженности | К об. ДЗ 2013 г.= 8,52 К об. ДЗ 2012 г.=12,7 | |
Обновление материально-технической базы предприятия, которая является частью его основных фондов, является одним из условий увеличения выпуска продукции, получения прибыли, повышения заработной платы. При приобретении новых основных фондов необходимо рассматривать их следующие основные показатели: стоимость; производительность; экономичность; надежность.
В рыночных отношениях наиболее важным является эффективность использования основных фондов. Приобретение высокоэффективных основных фондов — это путь предприятия к стабильной работе, сохранению его ниши на рынке, привлечению квалифицированных кадровых ресурсов.
Эффективное использование основных фондов зависит от применяемых инновационных технологий, организации непрерывно-поточного производства на базе наибольшей концентрации производства, выбора оптимального вида сырья, его подготовки, равномерной, ритмичной работы предприятия, проведения мероприятий, повышающих производительность труда. Эффективное использование основных фондов предусматривает своевременное техническое перевооружение предприятия, обновление его основных средств. Модернизация производства — это комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств на основе инновационных решений. Это, в свою очередь, предполагает повышения уровня автоматизации производства, замену устаревшего и изношенного оборудования на новое и более производительное. К модернизации производства относят все виды работ, которые меняют технологический процесс, повышают нагрузки на оборудование.
С целью определения влияния величины объемов продаж на прибыль предприятия прибыль предшествующего периода умножают на изменение объемов продаж.
Объем выручки от реализации продукции предприятия в 2013(отчетном) году составил 537 634 тыс. руб.
Сначала определим объем продаж в базисных ценах (537 634/1,2). Он составил 448 028 тыс. руб.
В этом случае изменение объема продаж в анализируемом периоде составило 100,15%, т. е. произошло увеличение объемов реализованной продукции на 0,15%. Под воздействием данного роста объемов реализации продукции прибыль от продаж увеличилась на сумму: (16 878 * 0,15%) = 2 597 тыс. руб.
Индекс изменения цен реализации продукции рассчитывают путем соотношения объемов реализации в отчетном периоде к индексу изменения реализационных цен.
Современные экономико-математические методы позволяют учитывать риски с достаточно высокой точностью. Чем выше эта точность, тем ниже вероятность возникновения хозяйственного риска, а значит и выше эффективность хозяйственной деятельности.
2.2 Анализ движения денежных потоков предприятия Торговые предприятия для осуществления своей деятельности, кроме основных фондов, располагают оборотными фондами и фондами обращения.
К оборотным фондам относятся запасы инвентаря, топлива, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, упаковочных материалов, тары. К фондам обращения относятся запасы товаров, находящихся на торговых предприятиях, а также денежные средства в кассе, на расчетном счет, в расчетах. Оборотные фонды и фонды обращения имеют стоимостную оценку.
Оборотные средства — это денежные средства, вложенные в оборотные фонды и фонды обращения.
Оборотные средства предназначены обеспечивать непрерывность процесса обращения. В сфере товарного обращения происходит кругооборот средств, и для того, чтобы он был непрерывным и обеспечивал выполнение плана товарооборота, средства должны находиться одновременно в товарной и денежной форме. На первой стадии кругооборота в сфере товарного обращения оборотные средства переходят из денежной формы в товарную: Д. — Т. От этой стадии зависит своевременность перехода товаров из сферы производства в сферу обращения.
Вторая стадия связана с продажей товаров потребителям, при которой товарная форма превращается в денежную: Т — Д. Эта стадия является конечной в движении оборотных средств и она имеет место лишь в том случае, если торговое предприятие закупило товар по количеству, качеству и ассортименту в соответствии со спросом населения.
Оборотные средства торгового предприятия классифицируют по трем принципам: организации, характеру использования, источнику формирования.
По принципу организации оборотных средств подразделяют на нормируемые и ненормируемые Артеменко, В. Г. Анализ финансовой отчетности [Текст]: учеб. пособие / В. Г. Артеменко. — М.: Издательство «Омега — Л», 2010. — 272 с.
Нормируемые оборотные средства определяются финансовым планом торгового предприятия, к ним относятся:
· в общественном питании — денежные средства, средства в запасы сырья и продуктах, топливе и прочих активах;
· в заготовительных организациях — средства, вложенные в заготовительную продукцию, заготовительную тару, денежные средства и прочие активы;
· на производственно-бытовых предприятиях торговли — средства. Вложенные в запасы сырья, готовые изделия, незавершенное производство, материалы и топливо;
· на сельскохозяйственных подсобных предприятиях — средства, авансированные в незавершенное производство, семена, молодняк животных, производственные запасы, денежные средства.
На норму нормируемых приходится подавляющее большинство оборотных средств, среди которых основную часть занимают оборотные средства товара.
Величина оборотных средств торговых предприятий зависит от объема и скорости товарооборота. Задача предприятий и организаций торговли состоит в том, чтобы найти пути наиболее эффективного использования оборотных средств. Эффективность использования оборотных средств характеризуется прежде всего их оборачиваемостью .
2.3 Направления повышения эффективности использования денежных средств предприятия В последние годы интерес к оценке стоимости компании увеличивается, и теперь данная тема актуальна не только для профессиональных оценщиков, а также и для ученых, руководителей и менеджеров компаний и других лиц. Данная тема широко освещается в средствах массовой информации за рубежом и в России. Также существуют издания, которые являются базовыми для всех, кто стремится овладеть техникой оценки компании. Авторы этих изданий — это Асват Дамодаран, Том Коупленд, Тим Колер, Джек Муррин и другие. В России оценка стоимости компании не так широко изучена, однако есть авторы, которые ей занимаются — это Грязнова А. Г., Федотова Н. А., Щербаков В. А., Щербакова Н.А.
Степень платежеспособности предприятия, на конец и на начало периода — абсолютная. На конец периода происходит увеличение собственного оборотного капитала, что делает предприятие более платежеспособным, чем на начало периода Крутик, А. Б. Основы финансовой деятельности предприятия [Текст]: Учеб. пособие / А. Б. Крутик, М. М. Хайкин. — СПб.: Бизнес-пресса, 2012. — 448 с.
Причиной является уменьшение внеоборотных активов (А1) на ~10%, на фоне менее значительного снижения капитала и резервов (П3) на ~2%.
В данной ситуации, не требуется производить изменений, так как степень платежеспособности — абсолютная.
Анализ имущества
* Определение соотношения долей иммобилизированных (внеоборотных) и мобилизированных (оборотных) активов На начало периода внеоборотные активы в 1,79 раза больше оборотных активов. На конец периода отношение внеоборотных активов к оборотным составляет 1,38. Это положительная тенденция.
* Определение величины доли материальных оборотных средств Доля материальных оборотных активов на начало периода составляет 0,28% от общей величины активов. На конец периода доля материальных оборотных активов составляет 0,36%.
* Определение величины доли дебиторской задолженности со сроком погашения менее года и более года На начало периода доля дебиторской задолженности больше года составляет 13,5% от общего имущества, а доля дебиторской задолженности меньше года 17,2%. На конец периода доля дебиторской задолженности больше года составляет 10,0% от общего имущества, а доля дебиторской задолженности меньше года 20,0%.
* Определение величины доли свободных денежных средств предприятия в наличной, безналичной формах и краткосрочных финансовых вложений На начало периода доля денежных средств составляет 4,6% от общего имущества, а доля краткосрочных финансовых вложений 0,23%. На начало периода доля денежных средств составляет 3,2% от общего имущества, а доля краткосрочных финансовых вложений 8,5%.
* Достаточность величины доли наиболее ликвидных активов для погашения 20% величины доли краткосрочных обязательств Условие на начало и на конец периода выполняется. На начало периода уровень НЛА больше КСО в 7,15 раза выше, на конец периода в 4,3 раза.
* Структура запасов предприятия На начало периода запасы состоят на 30,4% из расходов будущих периодов и на 69,6% из сырья и материалов. На конец периода запасы состоят на 29,6% из расходов будущих периодов и на 70,4% из сырья и материалов.
* Определение соответствия значения коэффициента имущества производственного назначения нормальным ограничениям Ким=Креал/Кобщ*100 < 50% (3)
На начало и на конец периода условие выполняется. На начало периода 47,5%, а на конец периода 44,5%.
* Оценка эффективности использования имущества через динамику коэффициентов рентабельности и оборачиваемости Коэффициент рентабельности
ROE=Пр/СК (4)
На на начало периода Коэффициент рентабельности составляет 0,09, на конец периода 0,065.
Коэффициент оборачиваемости пассивов О=В/(П3+П4+П5) (5)
На начало периода коэффициент оборачиваемости пассивов равен 0,13, на конец периода 0,15.
Анализ балансограммы на начало и на конец периода анализируемого периода показал, что доля производственного имущества к концу периода немного уменьшилась при небольшом сокращении оборотной и внеоборотной частей. Уменьшение внеоборотных средств положительно характеризует изменения за период. Наиболее ликвидных активов достаточно для покрытия всех краткосрочных обязательств с запасом. Величина запасов почти не изменилась. Коэффициент имущества производственного назначения находится в пределах нормы, но у верхней границы, за период он улучшился Крутик, А. Б. Основы финансовой деятельности предприятия [Текст]: Учеб. пособие / А. Б. Крутик, М. М. Хайкин. — СПб.: Бизнес-пресса, 2012. — 448 с.
В данной ситуации, не требуется производить изменений, так как состав имущества имеет удовлетворительную структуру.
Анализ капитала
* Определение соотношения долей собственного и заемного капитала На начало периода доля собственного капитала составляет 81% от всего капитала, соответственно заемный капитал 19%. На конец произошло увеличение размера заемного капитал, 19% от всего капитала. Доля собственного капитала составляет 78,5% от всего капитала.
* Определение величины доли перманентного оборотного капитала На начало периода доля перманентного капитала составляет 91,5% от всего капитала. К концу периода произошло уменьшение ПК до 86,2% от всего капитала.
* Структура заемного капитала предприятия
44% заемного капитала состоит из краткосрочных обязательств, соответственно 56% составляют долгосрочные обязательства. На конец периода произошло увеличение доли
Краткосрочных обязательств до 65%. За период произошло увеличение заемного капитала на 2,5%.
* Структура капитала предприятия В состав капитала предприятия входит: бессрочный капитал, срочный капитал, немедленные обязательства. На начало периода это соотношение составляет 81%/11%/8%. На конец периода 78,5%/13,5%/8%.
* Определение величины доли кредиторской задолженности Кредиторская задолженность на начало периода составляет 43% от заемного капитала и 8% от всего капитала предприятия. За период произошло снижение доли КЗ в ЗК до 36,3%, а доля во всем капитале не изменилась.
* Структура нормальных источников формирования основных и оборотных производственных фондов Нормальные источники формирования основных и оборотных производственных фондов состоят из собственного капитала, долгосрочного заемного капитала и краткосрочного заемного капитала. На начало периода соотношение составляющих в нормальных источниках формирования составляет 88%/11,5%/0,5%. На конец периода 85%/8%/7%.
* Оценка эффективности использования капитала через динамику коэффициентов рентабельности и оборачиваемости пассивов Коэффициент рентабельности
ROE=Пр/СК (6)
На начало периода Коэффициент рентабельности составляет 0,09, на конец периода 0,065.
Коэффициент оборачиваемости пассивов
О=В/(П3+П4+П5) (7)
На начало периода коэффициент оборачиваемости пассивов равен 0,13, на конец периода 0,15.
Анализ балансограммы предприятия на конец и на начало периода показал, что собственный капитал составляет основную часть всего капитала предприятия и значительно превышает долю заемного капитала. Доля перманентного капитала положительна, но к концу периода уменьшается. За период не произошло изменений по доли обязательств немедленного погашения. Произошло качественное ухудшение нормальных источников формирования, за счет увеличения краткосрочного заемного капитала. Эффективность использования капитала по показателю рентабельность собственного капитала увеличилась. Оборачиваемость пассивов снизилась. Произошло незначительное ухудшение капитала за период Артеменко, В. Г. Анализ финансовой отчетности [Текст]: учеб. пособие / В. Г. Артеменко. — М.: Издательство «Омега — Л», 2010. — 272 с.
Увеличение краткосрочного заемного капитала негативно влияет на структуру предприятия.
Проблема:
В данной ситуации, требуется увеличить выручку предприятия и расплатиться с краткосрочными заемными средствами.
Анализ финансовых результатов
* Определение соотношения долей прибыли и себестоимости продукции предприятия Отношение прибыли к себестоимости на начало периода 0.988, а на конец периода 0,58. Анализ балансограммы предприятия на конец и на начало показал, что при незначительном уменьшении выручки произошло значительное уменьшение прибыли. Увеличение доли себестоимости продукции в выручке. В данной ситуации, требуется уменьшение себестоимости продукции.
Анализ вероятности банкротства
* Достаточность денежных средств и приравненных средств, а также материальных оборотных средств для погашения краткосрочных обязательств НЛА+(З+НДС) >П5 (8)
Условие на начало и на конец периода не выполняется. На начало периода уровень НЛА+(З+НДС) в 1,57 раза ниже, на конец периода в 1,13 раза ниже.
* Достаточность денежных средств и приравненных средств, а также продаваемой части материальных оборотных средств для погашения краткосрочных обязательств НЛА+(З+НДС) -(РБП+ТО+ЗНП)>П5 (9)
Условие на начало и на конец периода не выполняется. На начало периода уровень НЛА+(З+НДС)) -(РБП+ТО+ЗНП) в 1,55 раза ниже, на конец периода в 1,1 раза ниже.
* Достаточность дебиторской задолженности со сроком погашения менее года для погашения кредиторской задолженности
(ДЗ<1)>КЗ (10)
Условие на начало и на конец периода выполняется. На начало периода уровень ДЗ<1 в 2,2 раза выше, на конец периода в 2,58 раза.
* Определение степени вероятности банкротства На начало периода НЛА+(З+НДС) попадает в диапазон 0.75*П5 и ниже, следовательно степень вероятности банкротства высокая. На конец периода НЛА+(З+НДС) попадает в диапазон 1−0.75*П5, следовательно степень вероятности банкротства средняя.
Вероятность банкротства предприятия, на начало периода — высокая, а на конец — средняя. На конец периода происходит увеличение наиболее ликвидных активов, что делает степень вероятности банкротства более низкой, чем на начало периода.
Причиной является значительное увеличение наиболее ликвидных активов за счет роста краткосрочных финансовых вложений, в 38 раз, на фоне незначительного роста краткосрочных обязательств, в 1,67 раза.
В данной ситуации, требуется повышение оборачиваемости оборотных активов, в частности увеличение запасов.
Состояние оборотных средств предприятия — это показатель его финансового положения, поэтому предприятие заинтересованно в организации наиболее рационального использования оборотных средств.
Обновление материально-технической базы предприятия, которая является частью его основных фондов, является одним из условий увеличения выпуска продукции, получения прибыли, повышения заработной платы. При приобретении новых основных фондов необходимо рассматривать их следующие основные показатели: стоимость; производительность; экономичность; надежность[5, C. 16].
В рыночных отношениях наиболее важным является эффективность использования основных фондов. Приобретение высокоэффективных основных фондов — это путь предприятия к стабильной работе, сохранению его ниши на рынке, привлечению квалифицированных кадровых ресурсов.
Эффективное использование основных фондов зависит от применяемых инновационных технологий, организации непрерывно-поточного производства на базе наибольшей концентрации производства, выбора оптимального вида сырья, его подготовки, равномерной, ритмичной работы предприятия, проведения мероприятий, повышающих производительность труда. Эффективное использование основных фондов предусматривает своевременное техническое перевооружение предприятия, обновление его основных средств. Модернизация производства — это комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств на основе инновационных решений. Это, в свою очередь, предполагает повышения уровня автоматизации производства, замену устаревшего и изношенного оборудования на новое и более производительное. К модернизации производства относят все виды работ, которые меняют технологический процесс, повышают нагрузки на оборудование Крутик, А. Б. Основы финансовой деятельности предприятия [Текст]: Учеб. пособие / А. Б. Крутик, М. М. Хайкин. — СПб.: Бизнес-пресса, 2012. — 448 с.
Финансовое состояние находится в достаточно хорошем положении, большее количество финансовых показателей находится в абсолютном состоянии. По вероятности банкротства произошло улучшение ситуации, степень вероятности банкротства за период изменилась с высокой на среднюю. Но так же есть и негативные тенденции, произошло снижение выручки за период, что отразилось на некоторых параметрах.
Финансовый анализ деятельности предприятия имеет важное значение. С его помощью определяется стратегия и тактика развития, составляются планы, принимаются, и контролируется выполнение важных управленческих решений, выявляются резервы и оцениваются результаты деятельности. Одним из основных показателей финансового анализа выступает анализ ликвидности и платёжеспособности юридического лица.
планирование бюджетирование финансы
Заключение
В заключении, можно сказать, что в условии жесткой конкуренции и рыночной экономики повышается актуальность и значимость финансового планирования, оно базируется на следующем принципе: достичь превышения доходов над расходами.
В нашей стране компании имеют большой опыт плановой и прогнозной работы, но в современных условиях в российских компаниях часто используются теории, которые утратили свою экономическую актуальность.
Все предложения направлены на повышения эффективности сложившейся практики планирования и бюджетирования компании.
Одним из показателей, отражающих финансовую независимость организации, является ее платежеспособность, а именно возможность погашать финансовые обязательства перед кредиторами. Платежеспособность — это один из внешних факторов финансовой устойчивости и экономической независимости организации. Под финансовой устойчивостью понимается полная обеспеченность оборотных активов долгосрочными источниками формирования. Предприятие считается платежеспособным, если его денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, временное финансирование других предприятий) и дебиторская задолженность способны погасить краткосрочные обязательства. Чтобы оценить платежеспособность той или иной организации необходимо владеть тремя относительными показателями, разница между которыми состоит в наборе ликвидных активов, используемых для покрытия краткосрочной задолженности.
Текущая платежеспособность (ликвидность) — это возможность своевременно погашать долги. Фактически ликвидность является важнейшей характеристикой финансового благополучия организации и выступает как один из показателей банкротства. В нормально функционирующем предприятии, где нет помех для производства, имеет место так называемое финансовое равновесие. Оно возможно при обязательном соблюдении следующих условий:
· организация должна покрывать хотя бы издержки, возникающие в процессе извлечения дохода от использования предоставленного капитала;
· организация всегда должна быть платежеспособной, чтобы соблюдалось требование ликвидности.
Для успешного управления любым предприятием необходимо обеспечивать его выживаемость в рыночных отношениях и непрерывно повышать уровень благосостояния, который зависит от роста доходности и рентабельности организации при сохранении уровня его ликвидности и платёжеспособности.
Необходимо восстановить доверие инвесторов и к макроэкономической устойчивости российской экономики, и к политике институциональных изменений. К обоим направлениям относится, в частности, решение долгосрочных проблем пенсионной системы. Их острота определяется, во-первых, тем, что долго обсуждавшиеся изменения в пенсионной системе, вступающие в силу в 2015 г., не решают проблему старения населения; во-вторых, замораживанием на два года накопительной системы, еще более усугубляющим долгосрочные дисбалансы. Инвесторы хорошо понимают, что без энергичных мер по их устранению пенсионные проблемы в будущем придется решать за счет повышения налогов, что дополнительно ослабляет их стимулы вкладывать средства в российскую экономику. Конкретные подходы к проведению действенной пенсионной реформы предлагались неоднократно.
Финансовый анализ деятельности предприятия имеет важное значение. С его помощью определяется стратегия и тактика развития, составляются планы, принимаются, и контролируется выполнение важных управленческих решений, выявляются резервы и оцениваются результаты деятельности. Одним из основных показателей финансового анализа выступает анализ ликвидности и платёжеспособности юридического лица.
1. Артеменко В. Г. Анализ финансовой отчетности [Текст]: учеб. пособие / В. Г. Артеменко. — М.: Издательство «Омега — Л», 2010. — 272 с.
2. Артюшин В. В. Финансовый анализ. Инструментарий практика [Текст]: Учебное пособие. — М.: Юнити-Дана, 2012.— 121 с.
3. Бариленко В. И. Анализ финансовой отчетности [Текст]: Учебное пособие / В. И. Бариленко. — М.:КНОРУС, 2013. — 432 с.
4. Васильева Л. С. Финансовый анализ [Текст]: Учебник / Л. С. Васильева. — М.: КНОРУС, 2011. — 544 с.
5. Гаврилов А. А. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: Учебное пособие / А. Н. Гаврилов, А. А. Попов. — М.: КНОРУС, 2011. — 608 с.
6. Ионова А. Ф. Финансовый анализ [Текст]: учебник / А. Ф. Ионова, Н. Н. Селезнева.— М.: Проспект, 2011.— 623 с.
7. Крутик А. Б. Основы финансовой деятельности предприятия [Текст]: Учеб. пособие / А. Б. Крутик, М. М. Хайкин. — СПб.: Бизнес-пресса, 2012. — 448 с.
8. Любушин Н. П. Анализ финансового состояния организации [Текст]: Учебное пособие / Н. П. Любушин. — М.: Эксмо, 2010. — 256 с.
9. Позднякова В. Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий [Текст]: Учебник / В. Я. Позднякова. — ИНФРА — М, 2009. — 617 с.
10. Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами [Текст]: Учебное пособие / Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. — М.: Юнити-Дана, 2012.— 640 с.
11. Сосненко Л. С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие / Л. С. Сосненко, Е. Н. Свиридова, И. Н. Кивелиус. — М.: КНОРУС, 2009. — 256 с.
12. Теплая Н. В. Оценка бизнеса [Текст]: учебное пособие / Н. В. Теплая; Сургутский государственный университет ХМАО — Югры.— Сургут: Издательский центр СурГУ, 2009.— 192 с.
13. Турманидзе Т. У. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 225 с.
14. Бородина Е. И. Финансовый анализ в системе менеджмента организации // Экономический анализ: теория и практика. — 2009. — № 22. — С.37−46.
15. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. Н. Барышниковой. — М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2012, С. 759−787
16. Епифанова Н. П. Бизнес-планирование в бюджетировании. Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина. Методическое издание. 2009.
17. Мусатова Е. Е., Разработка основных бюджетов. Финансовое планирование. Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина. Методическое издание. 2009.
18. Быков Н. М. .Бюджетирование на предприятии. Учебное пособие. 2011. 96 стр.
19. Дамодаран А., Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов / Асват Дамодаран; Пер. с англ. — 5е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.С.35−111,201−291,356−425, 628−724;
20. Добровольский, Б. Карабанов, П. Боровков, Е. Глухов, Е. Бреслав. Бюджетирование. Шаг за шагом. Учебник. 2011. 480 стр.