Характеристика деятельности вагонного ремонтного депо Инская
Результаты проверки дефектоскопом элементов колесных пар регистрируются в соответствующих графах журнала ВУ-53 и в специальных журналах. Клеймение деталей по результатам неразрушающего контроля не проводится. После дефектоскопирования колесных пар дефектоскопист наносит на наружной стороне диска с обеих сторон колесной пары меловую разметку «См» с указанием личного клейма дефектоскописта или… Читать ещё >
Характеристика деятельности вагонного ремонтного депо Инская (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Основы организации деятельности ВЧДр-Инская, как субъекта экономических отношений
1.1 Характеристика деятельности ВЧДр-Инская
1.2 Основы технологического процесса деятельности участка по осмотру и контролю подшипников методом неразрушающего контроля
2. Анализ финансово-экономических показателей участка по осмотру и контролю подшипников методом неразрушающего контроля
2.1 Определение структуры расходов осмотра и контроля подшипников методом неразрушающего контроля
2.2 Расчет трудовых показателей и фонда оплаты труда
2.3 Расчет прямых и косвенных материальных расходов на осмотр и контроль подшипников методом неразрушающего контроля
2.4 Расчет себестоимости, калькуляции затрат на осмотр и контроль подшипников методом неразрушающего контроля
3. Определение эффективности работ по осмотру и контролю подшипников методом неразрушающего контроля Заключение Список используемой литературы Введение Железнодорожный транспорт это ведущий в транспортной системе России. Его ведущее значение определяется двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над другими видами транспорта, совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных связей России с конфигурацией, а также пропускной и провозной способностью железных дорог. Российские железные дороги имеют не самую большую протяженность в мире, но работа и нагрузка, выполняемая ими, намного больше, по сравнению с другими странами мира. Из-за этого уделяется особое внимание состоянию железных дорог.
Вагонное хозяйство является одной из ведущих отраслей железнодорожного транспорта. Оно призвано обеспечивать содержание всего парка грузовых и пассажирских вагонов в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасность движения поездов.
Основными производственными подразделениями вагонного хозяйства являются вагонные депо, промывочно-пропарочные предприятия. Кроме того вагонное хозяйство располагает пунктами технического обслуживания вагонов (ПТО), пунктами подготовки вагонов к перевозкам (ППВ), ремонтно-экипировочными депо, контрольными пунктами автотормозов, контрольными пунктами автосцепного устройства и другими устройствами и сооружениями, обычно входящими в состав вагонного депо или участка, в территориальных границах которого они расположены.
Задачами вагонного хозяйства является поддержание грузовых и пассажирских вагонов в работоспособном состоянии, выполнение установленного плана ремонта вагонов, рациональное использование имеющихся технических средств, достижение наибольшей эффективности работы предприятий. На дорогах создана производственная база, обеспечивающих выполнение их в процессе эксплуатации.
Целью курсового проекта является: изучение планирования и организации осмотра и контроля подшипников методом неразрушающего контроля, анализ финансово-экономических показателей осмотра и контроля подшипников методом неразрушающего контроля и рассмотрение направления совершенствования работы участка.
1. Основы организации деятельности Вагонного ремонтного депо Инская, как субъекта экономических отношений
1.1 Характеристика деятельности вагонного ремонтного депо Инская Вагонное ремонтное депо — это предприятие, занимающееся ремонтов вагонов. Рассмотрим деятельность вагонного ремонтного предприятия на примере вагонного ремонтного депо Инская.
Вагонное ремонтное депо Инская входит в состав Новосибирского филиала ОАО «ВРК-1». Компания учреждена в июле 2011 года на базе предприятий входивших в Центральную дирекцию по ремонту грузовых вагонов — филиала ОАО «РЖД» начавшую свою деятельность в 2006 году.
Сегодня ОАО «ВРК-1» является признанным лидером Российского ремонтного рынка, и имеет способность оказывать полный комплекс услуг по ремонту всех видов грузовых вагонов и запасных частей на 40 объектах высокотехнологичного производства находящихся по всей сети железных дорог. депо контроль подшипник расход Профессионализм, широкий спектр услуг, качество и гибкая ценовая политика признаны собственниками подвижного состава оперирующими на Евразийском континенте.
Вагонное ремонтное депо Инская находится в Новосибирске, в Первомайском районе. Протяженность площади предприятия 800 м², площадь производственных цехов 123 000 м². Производственные мощности в расчетах: мощность колесно-роликового производственного участка по ремонту колесных пар 32 000 шт в год, а расчетная мощность депо составляет 3613 вагонов в год.
Преимущества вагонного ремонтного депо Инская: при любых ремонтах используется исправное технологическое оборудование, невысокие показатели простоя вагонов в починке, отличное свойство ремонтных работ вагонов .В состав вагонного ремонтного депо Инская входит 6 производственных участков: колесно-роликовый производственный участок, вагоносборочный производственный участок, ремонтно-заготовительный производственный участок, автоконтрольный производственный участок, участок по неразрушающему контролю, отдел главного механика.
Основная задача вагонного ремонтного депо Инская состоит в выполнении программы деповского, капитального ремонта вагонов.
Депо специализируется на ремонте полувагонов, это связанно с тем, что Западно-Сибирская железная дорога является погрузочным и основным грузом является каменный уголь.
Вагонное ремонтное депо Инская производит: капитальный ремонт — хоппер-дозатор, полувагон, крытый вагон, платформа универсальная, думпкар;
деповской ремонт — платформа фитинговая, платформа большегрузная, хоппер-зерновоз.
С повышением качества ремонта вагонов и увеличением межремонтного пробега с 110 тыс. км до 160 тыс. км, особое внимание уделяется вопросам, связанным с безопасностью движения поездов: проведение модернизации подвижного состава, дефектоскопии ответственных узлов и деталей, с применением самых современных методов и средств диагностики, повышение качества ремонта, а так же восстановление с помощью ресурсосберегающих технологий наиболее ответственных узлов и деталей.
В вагонном ремонтном депо Инская внедрены ресурсосберегающие технологии позволяющие восстанавливать надрессорные балки, боковые рамы, пятники, корпуса букс, резьбовую часть оси колесной пары.
Рис. 1 — Организационная структура вагонного депо
1.2Основы технологических процессов деятельности участка по осмотру и контролю подшипников методом неразрушающего контроля Все колесные пары, подаваемые в отделение для монтажа буксовых узлов, должны пройти дефектоскопирование на позиции неразрушающего контроля.
Проверку элементов колесных пар производят дефектоскописты по ультразвуковому и магнитному контролю, выдержавшие испытания и получившие удостоверение на право контроля дефектоскопами деталей вагонов. Дефектоскопист несет ответственность за выполнение и оформление результатов неразрушающего контроля. У колесных пар, которые подвергаются обыкновенному освидетельствованию, проверяют:
Магнитным дефектоскопом:
а) среднюю часть оси;
б) стопорные планки роликовых букс;
Ультразвуковым дефектоскопом:
а) обода, поверхность катания, приободная зона диска, гребень цельнокатаных колес;
б) шейки, предпоступичную, подступичную и среднюю часть оси КП, Вихретоковым дефектоскопом:
а) наружную поверхность обода;
б) приободную зону диска с внутренней стороны колеса у колесных пар с толщиной обода менее 40 мм;
в) переход от диска к ступице с внешней стороны колеса;
г) ступица и кромка ступицы.
д) гребень У колесных пар, которые подвергаются полному освидетельствованию, проверяют:
Магнитным дефектоскопом а) среднюю часть оси;
б) стопорные планки роликовых букс;
в) свободные наружные, внутренние и упорные кольца роликовых подшипников;
Ультразвуковым дефектоскопом а) шейки, предподступичные, подступичные и среднюю части оси;
б) внутренние кольца роликовых подшипников, насаженные на шейки оси;
в) обод, поверхность катания, приободная зона диска, гребень цельнокатаных колес;
Вихретоковым дефектоскопом:
а) ролики подшипника буксового узла б) приободную зону диска с толщиной обода менее 40 мм с внутренней стороны колеса;
в) переход от диска к ступице с внешней стороны колеса;
г) ступица и кромка ступицы.
д) гребень.
Результаты проверки дефектоскопом элементов колесных пар регистрируются в соответствующих графах журнала ВУ-53 и в специальных журналах. Клеймение деталей по результатам неразрушающего контроля не проводится. После дефектоскопирования колесных пар дефектоскопист наносит на наружной стороне диска с обеих сторон колесной пары меловую разметку «См» с указанием личного клейма дефектоскописта или «Брак». Производить ремонт, ревизию и подкатку колесных пар только при наличии меловой разметки о проведенном неразрушающем контроле.
2. Анализ финансово-экономических показателей участка по осмотру и контролю подшипников методом неразрушающего контроля
2.1 Определение структуры расходов осмотра и контроля подшипников методом неразрушающего контроля Деятельность колесно-роликового участка ВЧДр сопряжена с определенными видами расходов. Данные расходы группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды ;
материальные затраты, в том числе:
— материалы ,
— топливо,
— электроэнергия,
— прочие материальные;
амортизация;
прочие затраты.
По элементу «Затраты на оплату труда» отражаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующее начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
По элементу «Отчисления на социальные нужды» являются обязательные отчисления предприятий во внебюджетные социальные фонды. К ним относятся отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости и в фонды обязательного медицинского страхования .
Материальные затраты вагонного депо включают расходы на приобретение материалов и топливноэнергетических ресурсов, расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или подсобно-вспомогательными производствами и хозяйствами предприятия.
По элементу «Амортизация «является постепенное перенесение стоимости основных производственных фондов на стоимость продукции по мере износа. Сумма амортизационных отчислений зависит от стоимости
основных производственных фондов и норм этих отчислений. Норма амортизации — установленный размер ежегодных (ежемесячных) отчислений из доходов предприятия на образование амортизационного фонда.
По элементу «Прочие затраты» отражаются суммы расходов, не учитываемые в составе указанных выше элементов затрат.
Расходы в зависимости от их характера, а так же условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (расходы по обычным видам деятельности), и прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Ими также считаются расходы, осуществление которых связанно с выполнением работы и оказанием услуг.
В зависимости от отношения к производственному процессу расходы от обычных видов деятельности делятся на непосредственно вызываемые этим процессом (производственные) и общехозяйственные, т. е. расходы по обслуживанию производства и управлению. В свою очередь расходы, непосредственно вызванные процессом производства, подразделяются на специфические (прямые производственные) и общепроизводственные расходы. Специфические расходы в классификаторе группируются по видам деятельности, отраслевым хозяйством, укрупненным видом работ, которые представляют собой группы статей, объединенных по функциональному принципу.
2.2 Расчет трудовых показателей и фонда оплаты труда К данному курсовому проекту за основу взят штат, работающий в 4 смены по 2 человека в каждой. Каждый из работников имеет 6 разряд. График работы одной смены — день, ночь, 48ч, что в среднем составляет 176 часа в месяц.
Месячный должностной оклад или тарифная ставка определяется исходя из разряда, по которому работает сотрудник.
где — тарифная ставка;
— количество отработанных часов в месяц;
— тарифная ставкаого разряда в час:
;
176 часов*86,90 руб/час;
15 294,4 рублей.
Доплата за работу в ночное время. Ночным временем считается время с 22.00 предыдущих суток, до 6.00 последующих суток. За работу в ночное время начисляется 40% от тарифной ставки. При планировании заработной платы доплата за работу в ночное время определяется по формуле:
где — доплата в ночное время;
— средний годовой процент за работу в ночное время;
— количество часов за одну ночную смену;
— количество ночных смен в месяц.
=40%*86,9*11*8=3058,88 рублей.
Премия
где — премия;
— средний годовой процент доплаты премии;
— 10%;
=15 294,4*10%;
=1529,44.
Районный коэффициент В отдельных районах страны, правительством предусмотрена надбавка за тяжелые условия жизни. Для Западно-Сибирского региона районный коэффициент составляет 25%.
где — районный коэффициент;
= 25%*(15 294,4+3058,88+1529,44);
= 4970,68 рублей.
Заработная плата одного работника состоит из тарифной ставки, всех доплат и выплат:
— заработная плата одного работника;
;
рублей Годовой фонд заработной платы рассчитывается путем умножения заработной платы одного человека на количество человек в штате по четырем сменам и на 12 месяцев;
где, — годовой фонд заработной платы;
— количество работников 6 разряда;
— количество месяцев в году;
= ;
где, — количество работающих смен;
— количество работников, работающих в одну смену;
;
человек.
=;
рублей.
Доплата за работу в праздничные дни. На 2014 год приходится 14 праздничных дней.
где, — доплата работникам за праздничные дневные смены в год;
14- праздничных дней в году;
;
рублей.
где, — доплата работникам за праздничные ночные смены в год;
;
= 37 471,28 рублей.
;
где, — доплата работникам за праздничные смены;
;
=64 236,48 рублей.
Годовой фонд заработной платы участка неразрушающего контроля подшипников с учетом доплат за праздничные дни:
;
где, — годовой фонд заработной платы участка неразрушающего контроля подшипников с учетом доплат за праздничные дни;
;
= 2 423 162,88 рублей.
Профес-сия | Разряд | Числен-ность | Тарифная ставка | Доплата за ночное время | Премия | Районный коэффициент | Зарплата одного рабочего | Годовой ФЗП | |
Дефекто-скопист | 15 294,4 | 3058,88 | 1529,44 | 4970,68 | 2 358 926,4 | ||||
2.3 Расчет прямых и косвенных материальных расходов на осмотр и контроль подшипников методом неразрушающего контроля.
Расчет прямых материальных затрат.
Расходы на оплату труда рабочих, занятых деповским ремонтом, планируются по элементу зарплата.
Годовой фонд заработной платы рабочих определяется из штатного расписания:
где, Ф — годовой фонд заработной платы;
8 — количество сотрудников в штате,
;
302 895,36 рублей.
Отчисления на социальные нужды планируют в размере 26,2% от основной и дополнительной зарплаты по элементу социальные отчисления. Из них:
3,2% - социальное страхование;
20% - пенсионный фонд;
2,8% - медицинский фонд;
0,2% - взнос от несчастных случаев на производстве.
где, — отчисления на социальные нужды;
— процент отчислений;
;
= 634 868,67 рублей.
Расходы на материалы, планируются по элементу материалы.
Расходы определяются в соответствии с приказом министерства путей сообщения № 6 Ц. Составляется ведомость расходов на материалы. В курсовом проекте определим по формуле:
*;
где, — расходы на материалы;
0,25 — процент расходов в соответствии с приказов МПС № 6 Ц.;
;
рублей.
Расходы на запасные части принимаются за 3% от общей суммы расходов на материалы, планируют по элементу материалы:
;
где, — расходы на запасные части,
0,03 — процент от общей суммы расходов на материалы;
;
рублей.
Расходы на электроэнергию для производственных целей, планируют по элементу электроэнергия:
;
где, — сумма активных мощностей оборудования (для участка неразрушающего контроля, находящегося в колесно-роликовом участке -15 кВт/ч);
— действительный годовой фонд времени работы оборудования;
— коэффициент загрузки оборудования по времени (средняя загрузка оборудования 22 часа в сутки);
— цена 1 кВт/ч силовой электроэнергии;
где, 22 — средняя загрузка оборудования;
365- количество дней в году;
часов
;
;
за 1 кВт/ч.
;
рубля.
Общее количество отчислений на прямые расходы:
где Э — общее количество отчислений на расходы;
;
рублей.
Расчет общих материальных расходов:
Средняя оплата труда производственного персонала за непроработанное время. Время, не проработанное на производстве, оплачивается согласно трудовому законодательству: оплата очередных отпусков, оплата компенсации за неиспользованный отпуск, в случае увольнения. Планируется по элементу зарплата:
где, — заработная плата за непроработанное время;
;
рубля.
Расходы на отопление участка:
;
— расходы на отопление;
— объем участка (288 м3);
— цена за 1кВт;
— количество отапливаемых дней;
;
рублей.
Расходы на электроэнергию для освещения планируются по элементу материалы, и определяется по формуле:
;
где, — норма расхода электроэнергии на освещение (15 Вт/ч);
— площадь участка для освещения;
— средняя длительность освещения за год (2000 ч);
— цена 1 кВт/ч осветительной энергии;
;
= 72 м²;
;
рублей.
Общее количество отчислений на общие материальные расходы:
;
где, — общее количество отчислений на общие материальные расходы;
;
.
Расходы на общехозяйственные нужды:
Общая сумма амортизационных расходов по отчетной документации составляет 15 751 000 рублей, исходя из которой, на данный участок используется 3%, что составляет:
рублей.
Помимо амортизационных отчислений к общехозяйственным расходам необходимо отнести затраты на заработную плату административно управленческого персонала. Согласно отчетным документам депо, фонд оплаты труда в текущем году составляет 98 597 000 рублей (по всему депо). Процент административно управленческого персонала составляет 17% от фонда оплаты труда, что составляет 16 761 490 рублей. Так как доля затрат участка в общем объеме затрат составляет 3% от общих затрат депо, то необходимая сумма для расчетов составляет 502 844,7 рублей. Также необходимо учесть отчисления на социальное страхование (26,2%), что составляет 131 745,311 рублей. Общее количество затрат на заработную плату административно управленческого персонала составляет 634 590,011.
Общее количество отчислений на общехозяйственные расходы:
;
где, — количество отчислений на общехозяйственные расходы;
— количество затрат на заработную плату административно управленческому персоналу;
;
рублей.
2.4 Расчет себестоимости, калькуляции затрат на осмотр и контроль подшипников методом неразрушающего контроля Расчет себестоимости Себестоимость — издержки предприятия на выпуск единицы продукции. Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Снижение ее приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости, надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики. Все это и является предметом статистического изучения при анализе себестоимости.
Калькуляция затрат:
Показатели | |||
1.Объем работ | 128 000 штук | ||
2.Основные прямые расходы | 3 923 570,5 рублей | ||
3.Основные общие расходы | 4 963 001,6 рублей | ||
4.Основные общехозяйственные расходы | 1 107 120,01 рублей | ||
Итого | 9 985 558,18 | ||
;
;
.
;
;
рублей.
Расчетная цена определяется по формуле:
;
;
рубля.
Прибыль участка составляет сумму в размере 20% от суммы общих эксплуатационных расходов:
;
;
рублей.
Из этой прибыли 35% отчисляем в бюджет в виде налога на прибыль. Находим величину чистой прибыли, остающейся в распоряжении депо:
;
где, — чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;
H — отчисления в бюджет в виде налога на прибыль, 35% от балансовой прибыли;
;
;
;
;
.
Величина доходов получаемых депо от участка по осмотру и контролю подшипников методом неразрушающего контроля и диагностики:
;
;
.
3. Определение эффективности работ по осмотру и контролю подшипников методом неразрушающего контроля Рентабельность — это относительный показатель экономической эффективности деятельности предприятия. Данный показатель комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и других ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается, как отношение прибыли к активам или потокам, ее формирующим.
Рентабельность продукции или работ и услуг подразумевает, что в результате деятельности предприятие получает прибыль. Нерентабельное производство — это производство не приносящее прибыли. Отрицательная рентабельность — это убыточная деятельность. Уровень рентабельности определяется с помощью относительных показателей — коэффициентов. Показатели рентабельности можно условно разделить на два вида: рентабельность продаж и рентабельность активов.
Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли за определенный период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период. Формула рентабельности:
;
;
то есть 11% доходность на вложенные средства.
Рентабельность активов считается как отношение прибыли к средней стоимости активов предприятия.
Рентабельность активов — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Показывает способность активов компании производить прибыль. А также является индикатором доходности и эффективности деятельности компании, очищенным от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле:
где, — средняя величина активов за период, Активы компании согласно данным бухгалтерского баланса за анализируемый период составляют в среднем 210 553 572 рубля. Так как доля исследуемого участка составляет 3% от общих затрат предприятия, то стоимость активов приходящихся на организацию деятельности данного участка составляет 6 316 607,16;
;
.
То есть 21% доходности активов.
Следовательно, в результате проведенных расчетов участок по осмотру и контролю подшипников методом неразрушающего контроля и диагностики достигает точки безубыточности, имея при этом среднюю доходность 16%
Нужный уровень рентабельности достигается с помощью организационно-технических и экономических мероприятий. Повысить рентабельность — значит получить больший финансовый результат при меньших расходах. Порог рентабельности — это точка, отделяющая прибыльное производство от убыточного, точка, в которой доходы предприятия покрывают его переменные и условно-постоянные затраты.
Заключение
Целью курсового проекта являлось изучить и спланировать организацию осмотра и контроля подшипников методом неразрушающего контроля и диагностики.
В данной работе были рассмотрены следующие вопросы:
Изучена характеристика деятельности вагонного ремонтного депо Инская;
Изучены основы технологии деповского ремонта;
Определены эксплуатационные расходы;
Рассчитаны трудовые показатели и фонд оплаты труда;
Рассчитаны материальные затраты на осмотр и контроль подшипников методом неразрушающего контроля и диагностики:
Рассчитана себестоимость работ;
Определена эффективность работ по осмотру и контролю подшипников методом неразрушающего контроля.
Исходя из анализа себестоимости, труда и заработной платы, депо можно предложить ряд мероприятий по повышению экономической эффективности его деятельности. Коэффициент рентабельности допустимый, для продолжения работы в депо в том же режиме, но в скором будущем потребуется внедрения новых технологий. Так как, чтобы оставаться на экономическом рынке, необходимо совершенствоваться.
Список используемой литературы Вагонное хозяйство: Учебник для вузов ж.-д. транспорта / П. А. Устич, И. И. Хаба, В. А. Ивашов и др.; Под ред. П. А. Устича. — М.: Маршрут, 2003. — 560 с.
Гридюшко В.И., Бугаев В. П., Криворучко Н. Э. Вагонное хозяйство. — М.: Транспорт, 1988. -295 с.
Гибшман А. Б. Определение экономической эффективности проектных решений на железнодорожном транспорте. — М.: Транспорт, 1999. — 240 с.
Дмитриев В. И. Планирование работы подвижного состава на железной дороге. — М.: Трансжелдориздат, 1982. — 142 с.
Львов Д.С. / Рук. авт. колл. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 793 с.
Экономика и планирование железнодорожного транспорта: Учебник для техникумов / Под ред. И. В. Белова, М. Ф. Трихункова, Ю. Д. Петрова. — М.: Транспорт, 1984.
Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. трансп. / И. В. Белов. Н. П. Терешина, В. Г. Галабурда и др., Под ред. Н. П. Терешиной, Б. М. Лапидуса, М. Ф. Трихункова. — М.: УМК МПС России, 2001. — 600 с.
Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. трансп. / В. А. Дмитриев, А. И. Журавель, А. Д. Шишков и др.; Под. Ред. В. А. Дмитриева — М.: Транспорт, 1996. — 328 с.