Бизнес-диагностика в формировании стратегии развития предприятия
Ситуацию, сложившуюся в настоящее время на экономическом пространстве Российской Федерации, в целом можно охарактеризовать как благоприятную для отечественных предприятий многих, отраслей промышленности. Тенденции к импортозамещению, повышению инвестиционной активности, некоторое снижение налогового бремени, и другие факторы позволяют предприятиям упрочить свои позиции на рынке и увеличить… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Принципы и закономерности функционирования предприятия как системы
- 1. 1. Общая теория систем как методология исследования предприятия
- 1. 1. 1. Основные положения системного подхода
- 1. 1. 2. Этапы системных исследований
- 1. 2. Основные закономерности развития систем
- 1. 2. 1. Стадии развития системы
- 1. 2. 2. Равновесие и не равновесие как условия развития системы
- 1. 3. Предприятие как экономический субъект
- 1. 3. 1. Анализ современных теорий предприятия (фирмы)
- 1. 3. 2. Системный подход к исследованию предприятия
- 1. 3. 3. Характеристика синергетических процессов в системе предприятия
- 1. 1. Общая теория систем как методология исследования предприятия
- 2. 1. Особенности стратегического управления предприятием в современных условиях
- 2. 1. 1. Стратегическое планирование как основа стратегического управления. 53 2.1.2Основные подходы к определению оптимальной стратегии предприятия
- 2. 2. Внутренние факторы, влияющие на формирование стратегии предприятия
- 2. 2. 1. Типовой набор функциональных элементов хозяйствующего субъекта
- 2. 2. 2. Определение внутреннего потенциала предприятия
- 2. 3. Бизнес-диагностика на основе системного подхода к развитию предприятия
- 3. 1. Анализ зоны стратегических решений системы «предприятие»
- 3. 2. Стратегии развития подразделений предприятия
- 3. 2. 1. Анализ деятельности и развитие блока «Сбыт»
- 3. 2. 2. Выбор направлений развития блока «Производство»
- 3. 2. 3. Анализ деятельности вспомогательного блока
- 3. 3. Анализ синергетических эффекты при взаимодействии подразделений предприятия на примере компании «BBG»
Бизнес-диагностика в формировании стратегии развития предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие рыночных отношений в России в последние годы характеризовалось тенденциями к его структурированию, внутренней специализации предприятий, ростом конкуренции в отраслях промышленности. В результате этих процессов появилась возможность осуществить классификацию хозяйствующих субъектов исходя из особенностей их становления и развития. Кризис 1998 года стал своего рода протекцией для отечественных предприятий. Импортные товары стали недоступны широким слоям населения, и отечественная промышленность получила возможности укрепления рыночных позиций. Этот факт дал дополнительный импульс для развития отечественных предприятий, и изменил структуру рынка в их пользу.
Существующую ситуацию автор охарактеризовал бы, введя следующую типологию предприятий, составляющих в настоящее рыночное пространство РФ:
К первой группе можно отнести компании, собственниками которых являются, так называемые «олигархи». Эти компании относятся к разряду бывших гигантов советской индустрии, как правило, сырьевой или перерабатывающей промышленности. Эти предприятия развивались, как правило, за счёт крупномасштабных инвестиций различных финансово-промышленных групп. Они отличаются хорошо проработанной стратегией развития, развитой структурой организации и управления, постановкой и отладкой которых занимались преимущественно иностранные специалисты.
Вторую группу составляют предприятия, где основной пакет акций принадлежит иностранным инвесторам. Вливание иностранных инвестиций осуществлялось, как правило, по признакам специализации, т. е. в существующие предприятия сходной отрасли. Кроме того, иностранными компаниями было построено на территории РФ достаточно большое количество производственных предприятий «с нуля», когда, получив землеотвод, возводятся производственные и административные задания, завозится оборудование, технология, и начинается производство продукции, продаваемой под известными марками. Разработкой стратегии развития, организацией структуры и управлением в таких компаниях, соответственно занимаются иностранные менеджеры.
В третью группу можно объединить бывшие государственные предприятия разных отраслей, которые в результате приватизации формально перешли в собственность «трудового коллектива». Фактически, контрольный пакет акций оказался в руках администрации этих предприятий, и, соответственно, ожидать кардинальных перемен в связи со сменой собственника было бессмысленно. Уровень организации и стиль управления таких компаний, за редким исключением, достаточно низок. Эти предприятия сохранили пережитки и проблемы административного управления, не ориентированного на рынок и потребителя, и поэтому основной задачей новых собственников стала максимизация доходов от ещё имеющихся активов, в том числе сдача в аренду числящихся на балансе площадей.
Четвёртую группу составляют относительно новые предприятия с российским капиталом и менеджментом. На первоначальном этапе развития, в силу слабости конкурентной среды, владельцы этих предприятий сумели заработать сверхприбыли, и к сегодняшнему дню такие компании имеют в собственности значительные активы: здания, сооружения, земельные участки, известные торговые марки. Однако уровень организации и управления этими компаниями зачастую невысок, а стратегия развития формируется интуитивно, что существенно понижает их потенциал и подрывает надежды на будущее процветание.
К пятой группе относятся казённые государственные предприятия, специфика деятельности которых носит оборонно-стратегическое назначение. Они управляются государственными ведомствами и зависят от государственного заказа. Некоторым удаётся выйти на международный рынок третьих стран, где на вооружении стоит техника, изготовленная на этих предприятиях. Текущие ремонты и обслуживание приносит значительные валютные поступления, но усугубляющееся технологическое отставание России от промышленно развитых стран, при отсутствии серьезных инвестиций в научно-техническую сферу, скорее всего, в ближайшем будущем приведет к потере этих доходов. Даёт надежду появляющийся интерес со стороны государства, но платёжеспособность данного заказчика оставляет желать лучшего. С точки зрения постановки бизнес-процессов и организации структуры, у таких предприятий тоже могут возникнуть значительные осложнения. Все процессы жёстко регламентированы, а внутренняя информация закрыта. «Золотым запасом» является высококвалифицированный персонал, который, в связи с отсутствием должного финансирования и адекватной кадровой политики, плавно выбывает.
Из вышеизложенной типологии видно, что для позитивного развития предприятий третьей и четвёртой группы требуется разработка соответствующих стратегий. Отсутствие должным образом поставленных бизнес-процессов, подготовленного персонала и адекватного управленческого аппарата снижает продуктивность деятельности этих предприятий.
Таким образом, в настоящее время для эффективной деятельности российским предприятиям требуется обратить внимание на стратегию собственного развития, как рыночных институтов. Для разработки стратегии развития, как показывает отечественный и зарубежный опыт, целесообразно использовать инструменты системного подхода и системного анализа.
Проблемам стратегического развития предприятий и оптимизации их структур посвящены труды И. Ансоффа, В. М. Архипова, Е. П. Голубкова, В. А. Гончарука, В. С Ефремова, В. Ф. Кравченко, Дж. О’Шонесси, Е. Г. Ойхмана, А. Н. Петрова, М. Портера, Ю. Н. Тронина, Е. В. Шатровой. Вопросы системных исследований рассматривались Н. Винером Д. М. Гвишиани, Е. А. Ерохиной, Д. Касти, A.M. Кориковым,.
С.П.Курдюмовым, А. Маршалом, Дж. Нейманом, В. В. Павловцем, Г. Паском, И. Пригожиным, В. Е. Рохчиным, О. Уильямсоном, Г. Хакеном, М. Эйгеном, У. Р. Эшби и другими.
Работы этих авторитетных специалистов заслуживают пристального внимания. Продолжение научных исследований в этой области требует разработки методического f инструментария, систематизированного и сведённого к некоему алгоритму конкретных действий для успешного развития предприятий, применимого в практической деятельности. Значимость такого инструментария для теории и практики управления и определяет актуальность данного диссертационного исследования.
Целью диссертационной работы является разработка типовой модели проведения комплексной бизнес-диагностики предприятия, позволяющей идентифицировать проблемные участки, появляющиеся в ходе производственно-хозяйственной деятельности, и служащей базой для формирования оптимальной стратегии развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решались следующие задачи: формулирование принципов системного подхода, как инструментария, используемого при анализе сложных системисследование предприятия как сложной, открытой, самоорганизующейся системыопределение синергетического эффекта, как результата оптимального взаимодействия элементов системыобоснование принципиальных подходов к формированию стратегии предприятияобобщение стандартного набора элементов предприятия, покрывающих все сферы жизнедеятельности предприятияопределение методических подходов к процессу анализа и диагностики предприятийразработка модели комплексного анализа функционирования предприятияразработка алгоритма вычленения проблемных участков, мероприятий по их преодолению и рекомендаций по формированию стратегии развития предприятия на основе предложенной модели.
Объектом исследования являются коммерческие предприятия различных форм собственности, осуществляющие разработку стратегии развития для повышения эффективности функционирования в современных условиях.
Предметом исследования выступает совокупность теоретических, методических и практических вопросов, связанных с процессами стратегического управления, организационного проектирования и диагностики предприятий.
Теоретической и методической основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и зарубежных стран в области реорганизации бизнес-структур и развития предприятий.
Статистической базой исследования являются материалы государственных статистических органов РФ, зарубежных органов статистики, а также материалы, непосредственно собранные автором в ходе исследований на предприятиях Санкт-Петербурга.
Диссертационное исследование осуществлялось на основе общенаучных методов исследования — системного подхода, анализа и синтеза, методов логического моделирования.
Поставленные цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате проведенного в диссертационной работе исследования можно сделать следующие выводы.
1. Ситуацию, сложившуюся в настоящее время на экономическом пространстве Российской Федерации, в целом можно охарактеризовать как благоприятную для отечественных предприятий многих, отраслей промышленности. Тенденции к импортозамещению, повышению инвестиционной активности, некоторое снижение налогового бремени, и другие факторы позволяют предприятиям упрочить свои позиции на рынке и увеличить рентабельность. Вместе с этим, появление новых технологий и рост платежеспособного спроса приводят к ужесточению требований потребителей к номенклатуре и качеству продукции, ее цене и условиям поставки. Это, в свою очередь, приводит к росту рыночной конкуренции. Всё это заставляет менеджмент действующих предприятий уделять значительное внимание проблемам оптимизации внутренней структуры, а также формированию эффективных стратегий развития предприятий.
2. Исследования российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам оптимизации стратегий развития бизнеса, в последнее время уделяют значительное внимание системности в проведении подобных процессов. С точки зрения системного подхода, предприятие — это система, состоящая из некоторым образом связанных и управляемых элементов, производящая определенный продукт и потребляющая ресурсы. Такое понимание позволяет свести изучение предприятия к анализу системы, которой оно является, и, следовательно, подчиняется всем соответствующим законам развития систем. Системный подход к предприятию позволяет говорить о наличии в нем синергетических процессов самоорганизации и саморазвития. Применение инструментария системного подхода позволяет сделать резкий скачок в проведении комплексной диагностики хозяйствующих субъектов и разработке стратегий их развития, учитывающих синергетический эффект от взаимодействия внутренних подразделений.
3. Успешное функционирование предприятия на рынке может быть обусловлено наличием двух факторов. Во-первых, это стратегическая направленность поведения предприятия на рынке, налаженное стратегическое планирование. Во-вторых, оптимальная внутренняя структура предприятия, представляющая собой набор функциональных элементов, совместная деятельность которых направлена на реализацию стратегического плана и достижение общей стратегической цели. Оба этих фактора взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.
4. Будучи системой, предприятие может рассматриваться как совокупность подразделений — внутренних элементов. Внутренние функциональные элементы обладают собственными потенциалами, составляющими конкурентные преимущества конкретного предприятия. Потенциал совместного взаимодействия внутренних элементов (подразделений предприятия) может быть выше отдельных потенциалов на величину синергетического эффекта. Это цель, к которой должно стремиться каждое предприятие, так как именно совместный (результирующий) потенциал является потенциалом предприятия в целом, и определяет устойчивость его позиций на рынке.
5. Процесс разработки стратегии развития предприятий можно представить в виде следующих последовательных этапов действий: диагностика существующей ситуации, с целью выявления узких мест и проблемных участковвыработка управленческих решений, направленных на преодоление выявленных негативных факторов и участковреализация данных управленческих решений на практике, контроль эффективности принятых решений и реализованных мероприятий. Основой процесса разработки стратегии развития является формирование дерева целей предприятия.
6. Качественная комплексная бизнес-диагностика должна быть основана на принципе системного подхода к анализу предприятия. Это обусловлено тем, что деятельность всех элементов предприятия находятся во взаимной увязке, и «веерный» анализ, когда осуществляется попытка решить частную проблему без учета ситуации в комплексе, скорее всего, в лучшем случае приведёт к временному решению, а в худшем случае возможны даже необратимые негативные последствия.
7. Для осуществления процесса диагностики необходимо сведение элементов и связей хозяйствующего субъекта к виду системы, позволяющей сделать процесс диагностики комплексным и поэтапным. Сведение предприятия к системе возможно при помощи типовой, «эталонной» модели, предложенной автором исследования, которая позволяет осуществить преобразование реальных объектов изучения (функциональных подразделений предприятия и их взаимосвязей) в систематизированный вид, предполагающий возможность использования методического инструментария.
Предприятие рассматривается как сложная, открытая, развивающаяся система, содержащая в себе некоторый стандартный набор взаимоувязанных элементов. Система «Предприятие» — универсальная модель хозяйствующего субъекта, позволяющая на основе системного подхода вычленять «проблемные участки» компании и производить бизнес-диагностику, детализируя проблему до уровня очевидных решений.
Предложенный автором методический инструментарий сформирован на основе типовых решений, направленных на преодоление распространённых проблем, появляющихся на различных этапах цикла функционирования предприятия, в условиях современного российского рынка.
Применение предложенных инструментов бизнес-диагностики для разработки эффективной стратегии развития предприятия на ряде российских предприятий доказало свою эффективность.
Список литературы
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. — М.: Политиздат, 1985.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы / Учебно-методическое пособие. -М.: Финансы и статистика, 1998
- Алёшина И.В. Поведение потребителей: Учебное пособие для вузов. М. ФАИР-ПРЕСС, 1999.
- Ананькина Е.А., Данилочкин С. В., Даншючкина Н. Г. и др. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Н. Г. Данилочкиной. М.: ЮНИТИ, Аудит, 1998.
- Ансофф И.Х. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
- Архипов В. Стратегический анализ инвестиций в реальные активы предприятия //Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 5.
- Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования: Методологические проблемы.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.
- Ю.Балашов Е. П. Эволюционный синтез систем. М.: Радио и связь
- Н.Белопольский Н. Г. Основы производственно-хозяйственной энвироники. М:1990.
- Беляев А.А. Системология организаций. М: 2000.
- Бовыкин В.И. Новый менеджмент (управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления). М.: Экономика, 1997
- Бочкарев А., Кондратьев В., Краснова В., Матвеева А. и др. Семь нот менеджмента. Настольная книга руководителя. Издание третье, дополненное. М.: Эксперт, 1998.
- Вагнер Г. Основы исследования операций: В 3 т М.: Мир, 1973.
- Виноградова З.И. Метатеория менеджмента. М.: Дело, 1996.
- Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании). Пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 1996.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент 3-е издание — М.: Гардарика, 1998.
- Гаргтон JI. и Пирсон Д. Лидеры, делегирующие полномочия: формируются ли они? Хрестоматия «Управление обучением». М.: МЦДО «ЛИНК», 1996.
- Гвишиани Д.М. Теоретико-методологические основания системных исследований и разработка проблем глобального развития //Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник. М., 1982.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., М.: ЮНИТИ, 2000.
- Гибсон Д. Организации. Поведение. Структура. М: 2000.
- Гиг Дж., ван. Прикладная общая теория систем /Пер. с англ. М.: Мир, 1981.
- Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. 2-е изд., доп. и испр. М.: ТОО НПЦ Крылья, 1998
- Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. — М.: Финпресс, 1999.
- Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 3.
- Гончарук В.А. Развитие предприятия М.: Дело, 2000.
- Горбунов А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. Организация структуры. Консолидированный баланс. Налоговое планирование. М.: АНКИЛ, 1997.
- Григ Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. Пер. с англ. -М.: Мир, 1981.
- Гудушаури Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. М.: Тандем, ЭКМОС, 1998.
- Дейл М. Самообучающиеся организации. Хрестоматия «Управление обучением». М.: МЦДО «ЛИНК», 1996.
- Джонсон Д. Процессы управления стратегическими изменениями. Хрестоматия «Управление изменением». М.: МЦДО «ЛИНК», 1996.
- Диалектика познания сложных систем /Под ред. B.C. Тюхтина. М., 1988.
- Дракер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. -М.: Технол. шк. бизнеса, 1994.
- Дракер П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
- Дружинин В.В., Конторов Д. С. Проблемы системологии. М., 1976.
- Ерохина Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход
- Кравченко А.И. Социология менеджмента: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.
- Кокорева Т.А. Системный анализ. СПб: 1994.
- Коуз Р. Природа фирмы // Фирма, рынок и право. М., 1993.
- Кравченко В.Ф. Организационный инжиниринг. -М., 1999.
- Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса М.:1986.
- Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Пер. с англ., т. 1. М.: Прогресс, 1981.
- Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива /Пер. с фр. — СПб.: Наука, 1996.
- Лега В.В. Элементы анализа управления. Харьков: Основа, 1990.
- Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. М.: Фин-пресс, 1997.
- М. Субботина, http://www.smideas.ru
- Марка Д.А., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования
- SADT). Пер. с англ. М., 1993.
- Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993.
- Масленченков Ю.С., Тронин Ю. Н. Финансово-промышленные корпорации России: организация, инвестиции, лизинг — М.: ООО «Издательско-консалтинговая компания „ДеКа“, 1999.
- Менар К. Экономика организаций. М., 1996.
- Мескон МЛ., Альберт М- Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. /Под ред. Л. И. Евенко. — М.: Дело, 1998.
- Мильнер Б.З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1998
- Минцберг Г. Школы стратегий. — СПб.: Питер. 2000.
- Михайлова Е.А. Стратегический менеджмент и стратегический маркетинг: проблемы взаимосвязи и взаимопроникнования //Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 2.
- Моисеев Н.Н. Модели экологии и эволюции. М., 1983,
- Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990
- Моисеева Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Кн. 1, 2. М • Внештопгиздат, 1993.
- Ефремов B.C. Стратегическое управление в контексте организационного развития // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 1. //
- Жук И. Н. Улучшение и проектирование альтернативные методологии изменения страховых компаний // Страховое дело. — 2001. — № 2 //.
- Забелин П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. 2-е изд. М.: Информационно-внедренческий центр „Маркетинг“, 1998.
- Забелин П.В. Основы корпоративного управления концернами. -М.:"ПРИОР», 1998.
- Забелин П.В. Основные стратегические соответствия между сферами бизнеса диверсифицированных организаций в шоу-бизнесе. Материалы 2-й международной конференции «Малое и среднее предпринимательство в России», апрель, 1998. М.: «Луч».
- Ивлев В.А., Каменнова М. С., Попова Т. В. Методологический подход к реорганизации деятельности предприятия // Открытые системы, 1996, № 2.
- Искусственный интеллект: Кн.1 Системы общения и экспертные системы: Справочник / Под. ред. Э. В. Попова. М.: Радио и связь, 1990.
- Исследование операций: В 2 т. / Под редакцией Дж. Моудера, С. Элмаграби. М.: Мир, 1981.
- Как уцелеть среди акул (Опередить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки). Деловая стратегия (концепция, содержание, символы). Пер. с англ. / Б. Карлоф. Уфа: Акад. менеджмента. М.:Экономика, 1993.
- Калянов Г. Н. Консалтинг при автоматизации предприятий: Научно-практическое издание. Серия «Информатизация России на пороге XXI века». М.: СИНТЕГ, 1997.
- Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990.
- Касти Дж. Большие системы: связность, сложность, катастрофы. М., 1982
- Квейд Э. Анализ сложных систем. М.: Советское радио, 1969.
- Квинн Д.Б. Управление стратегическими изменениями. Хрестоматия «Управление изменением». М.: МЦДО «ЛИНК», 1996.
- Костюк В.Н. Изменяющиеся системы. М., 1993.
- Оптнер C. J1. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем: Пер. с англ. М., 1969.
- Кравченко В.Ф. Организационный инжиниринг. М., 1999.
- Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства. М.: Изд-во МГУ 1990.79.0 у.е.н А. Как осуществлять стратегию. Хрестоматия «Управление изменением». М.: МЦЦО «ЛИНК», 199 680.0'Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М.: МТ Пресс, 1999.
- Павловец В.В. Оценка бизнеса. Системный подход.
- Пивоваров И. С. Стратегический менеджмент холдинга. СПб: Печатный Двор, 1994.
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Опыт лучших компаний. Пер с англ. М., 1986.
- Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.
- Портер М. Стратегия конкуренции. — М., Изд-во Вильяме, 1997.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Пер. с англ. М., 1986
- Прогностика. Терминология: Сборник рекомендуемых терминов. Вып. 92. — М.: Изд-во АН СССР. Комитет научно-технической терминологии. 1978.
- Пугачев В. П. Руководство персоналом организации: Учебник. — М.: Аспект Пресс, 1999.
- Пью Д. Понимание организационных изменений и управление ими. Хрестоматия «Управление изменениями». М.: МЦЦО «ЛИНК», 1996.
- Пью Д., Мэйби К. Стратегии управления сложными изменениями. Курс профессионального диплома по менеджменту «Управление развитием и изменением». Книга 10. Открытый университет Великобритании. Пер. с англ. М.: МЦДО «ЛИНК», 1995.
- Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997.
- Режабек ЕЯ. Становление понятия организации. Ростов н/Д, 1991.
- Реструктурирование предприятия. М.: «Дело», 1996.
- Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес процессов. Пер. с англ. / Под ред. Н. Д. Эриашвили. М.: КНИТИ, 1997.
- Румянцева 3 П Саломатин Н. А., Акбердин Р. З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие. М • ИНФРА-М 1996.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
- Серпилин А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия //Проблемы теории и практики управления — 2000.- № 6.
- Смирнов Э.А. Теория организации и бизнес процессов. М, 2000.
- Система. Симметрия. Гармония /Под ред. B.C. Тюхтина, Ю. А. Урманцева. М., 1988.
- Системный анализ в экономике и организации производства /Под общ. ред. С. А. Валуева, В. Н. Волковой. JL, 1991.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1980.
- Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. — М.: Перспектива, 1995.
- Таранов П.С. Золотая книга руководителя. М.: Агентство «ФА-ИР», 1998.
- Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб., 1996.
- Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. Пер с англ. / Под ред. В. Т. Рысина. М.: Прогресс, 1988.
- Юб.Уотсон Д., Мейон-Уайт У. Системные концепции и стратегия вмешательства. Курс профессионального диплома по менеджменту «Управление изменением». Книга 3. Открытый университет Великобритании. Пер. с англ. М.: МЦДО «ЛИНК», 1993.
- Уткин Э.А. Бизнес-реинжиниринг. Обновление бизнеса. М.: Тандем, 1998.
- Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают.-М.:Прогресс, 1987.
- Хаммер Майкл, Чампи Джеймс. Реинжениринг корпорации: манифест революции в бизнесе. —СПб.: Изд-во СПГУ, 1997.
- Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. Пер. с нем. / Под ред. А. А. Турчака. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Ш. Хубка В. Теория технических систем. Пер. с нем. М.: Мир, 1987.
- Чарльз С. Сноу, Реймонд Е. Майлз и Генри Дж. Коулмен мл. Управление сетевыми организациями XXI века. Хрестоматия «Управление изменениями». М.: МЦЦО «ЛИНК», 1996.
- Эванс Д., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993. Экономическая кибернетика. 4.1. Основы теории хозяйственных систем. Л., 1974.
- Экономика предприятия /Под ред. В. Я. Хрипача./— Минск: Экономпресс 2000.
- Экономика фирмы. Словарь-справочник /Под ред. В. К. Скляренко, О. И. Волкова. — М.: ИНФРА-М, 2000.
- Юлдашев Р.Т., Тронин Ю. Н. Российское страхование: системный анализ понятий и методология финансового менеджмента. — М: АНКИЛ, 2000.
- Юлдашев Р.Т., Тронин Ю. Н. Системный анализ базовых понятий предметной области «российский страховой менеджмент» //Страховое дело. 1999. -№ 12.
- Юксвяров Р.К. и др. Управленческое консультирование: теория и практика. М.: Экономика, 1988.
- Ю.Н. Тронин. Менеджмент и проектирование фирмы. М 2002 г.
- Ackoff R.L. A Concept of Corporate Planning. -N.Y.: John Wiley and Sons, 1979.
- Bettis Richard A. and Willian K. Hall. Strategic Portfolio Management in the Multibusiness Firm. California: Management Review, 1981.
- Day G.S. Marketing’s contribution to the strategy debate. Journal of the Academy of Marketing Science 20(4), 1992.
- Lynch J.E. Only connect: the role of marketing and strategic management in the modern organization. Journal of Marketing Management 10,1994.