Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Таможенная политика в системе экономической политики государства — сущность, этапы, результаты: На примере России XIX в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-шестых, значительная, и, пожалуй, основная часть исследований посвященных разработке и введению отдельных тарифов в XIX веке, что само по себе важно, но не всегда дает представление в целом о таможенной политике того или иного периода6 В этих работах внимание концентрируется на конкретных тарифах и их влиянии на ту или иную отрасль хозяйства, и упускаются из вида другие важные аспекты… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Раздел I. Теоретические и практические аспекты обоснования таможенной политики
  • Глава I. Роль таможенной политики в стратегии развития экономики России
    • 1. 1. 1. Таможенная политика и социально-экономическая стратегия Российского государства в XIX веке
    • 1. 1. 2. Основные функции и организация таможенной системы
  • Глава II. Идеологи таможенной политики и их роль в формировании ее конкретных направлений
    • 1. 2. 1. Протекционисты и фритредеры дореформенной эпохи
    • 1. 2. 2. Влияние взглядов государственных деятелей на проведение таможенной политики в пореформенный период
  • Раздел Л. Практические механизмы и формы реализации таможенной политики
    • Глава III. Тарифная политика как тактика проведения таможенной политики государства
    • 2. 3. 1. Направленность тарифной политики России в первой половине XIX века
    • 2. 3. 2. Осуществление тарифной политики во второй половине XIX века
  • Глава IV. Воздействие таможенной политики на состояние российской экономики
    • 2. 4. 1. Таможенная политика и внешняя торговля
    • 2. 4. 2. Тарифная политика и развитие транспорта
    • 2. 4. 3. Формирование промышленных отраслей под влиянием таможенной политики 153. 2.4.4 Взаимовлияние развития аграрной сферы и таможенной политики

Таможенная политика в системе экономической политики государства — сущность, этапы, результаты: На примере России XIX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Интерес к экономической истории России, особенно XIX в. обусловлен тем, что в течение этого периода можно проследить важнейшие этапы как консервации существовавших в стране социальноэкономических отношений, так и перемен в них, и их результатов. В этот период возникла необходимость изменений во многих сферах общественной жизни страны, вызванная как внутренними противоречиями, выявившимися уже к началу XIX века (крепостническое хозяйство и необходимость развития промышленных отраслей, природные богатства страны и нерациональность их использования, натуральный характер экономических связей и потребности расширения внутреннего рынка и т. п.), так и внешними условиями (включение страны в военные союзы и ведение войн, расширение международных хозяйственных связей и попытки сделать их более эффективными и т. п.). Ощущалась внутренняя потребность перемен в политической сфере и системе государственной власти в целях приближения к созданию основ конституционного государственного устройства по типу европейских стран. В социально-экономической сфере необходимость перемен была вызвана, прежде всего, нерациональностью крепостнических порядков и растущим недовольством ими. В экономической сфере все более настоятельной была необходимость развития промышленных отраслей, изменения на этой основе народнохозяйственной структуры и развития внутреннего рынка, отвечающего потребностям тех времен, что в свою очередь, позволяло осуществить включение страны во внешнеторговые связи на совершенно иных началах.

Все это вызывало необходимость выявления новых приоритетов в экономической политике государства.

Одним из таких приоритетов, игравших в экономической политике России XIX в. принципиальную роль, была выработка и реализация таможенной политики. В ней, так или иначе, отражались происходившие в стране перемены, экономическая ситуация и ее динамика. Именно в этот период таможенная политика как один из важнейших государственных институтов закономерно обрела новое качество. Новое качество таможенной политики было обусловлено, прежде всего, тем, что она стала составной частью государственной экономической политики, способствовавшей (на разных этапах в разной мере) ослаблению натуральных и развитию рыночных отношений, расширению внутреннего рынка, усилению внимания к финансовым проблемам страны и укреплению государственного бюджета. Кроме того, на таможенной политике отразились социальные процессы, протекавшие в стране, связанные с ослаблением крепостного права и его последующей отменой. Повышение геополитической роли России, расширение территории и внешнеэкономических связей придавало новый импульс таможенной политике российского государства.

Актуальность исследования таможенной политики, проводимой в XIX веке, связана также с необходимостью выявления ее роли в развитии в тот период рынка, с одной стороны, и влияния становления рынка на таможенную политику, с другой. Комплекс аналогичных проблем остается актуальным и в настоящее время.

Важность анализа таможенной политики России XIX в. определяется также тем, что в этот период были сформулированы остающиеся принципиальными до сих пор основные концептуальные подходы к российской таможенной политике. Причем некоторые из них были апробированы в практике таможенной политики того времени.

Таможенная политика России в XIX в. осуществлялась с помощью тарифной политики как важнейшей ее части. Тарифная политика постоянно совершенствовалась и была направлена на выработку принципов, выбор и изменение таможенных тарифов, и решение с их помощью на протяжении всего исследуемого периода широкого круга внутренних и внешних экономических проблем.

Теоретические основы таможенной политики, заложенные в XIX веке и мало востребованные в советское время, в современных условиях рыночной трансформации экономики России и вхождения страны в мировое хозяйственное пространство вызывают и теоретический и практический интерес.

Актуальность темы

объясняется и недостаточной ее изученностью. Необходимо отметить, что, несмотря на значительный интерес, проявляемый в научной литературе к означенной теме, многие теоретические, методологические и практические аспекты проблемы остаются нерешенными. Современных специальных экономических исследований, посвященных развитию таможенной политики России в XIX в. практически нет. В имеющихся работах таможенная политика в основном рассматривается как носящая обособленный, самостоятельный характер, слабо связанная с общей стратегией развития страны. Более того, таможенная политика часто отождествляется с тарифной политикой, а иногда и только с принятием того или иного тарифа. Остается не рассмотренной сложная совокупность прямых и косвенных воздействий таможенной политики на состояние различных отраслей и структуру народного хозяйства, на общественные отношения в стране, и их обратное влияние на таможенную политику.

Теоретический и практический опыт развития таможенной и ее важнейшей части — тарифной политики XIX в. может быть учтен и использован в современной России.

Степень разработанности проблемы. Анализ имеющейся литературы позволяет констатировать, что существует обширный пласт преимущественно исторических работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных этой теме.

Классификация этих работ позволяет выделить следующие их группы. Во-первых, исследования экономической истории России, в которых косвенно рассматриваются проблемы таможенной политики.1.

Во-вторых, работы, рассматривающие таможенную политику исключительно с позиций деятельности отдельных императоров или государственных деятелей и т. п.2.

В-третьих, работы обзорноописательного плана, дающие информацию о таможенной, а по существу о тарифной политике, и происходящих во внешнеэкономической деятельности России событиях, но не всегда вскрывающих их суть.3.

В-четвертых, ряд работ, посвященных специально таможенной политике XIX — начала XX вв., рассматривающих ее отдельные функции и, прежде всего, фискальную.4.

В-пятых, ряд современных работ, анализирующих таможенную политику XIX века с точки зрения взглядов современных исследователей на экономико-политические процессы, происходящие в стране в настоящее время.5.

1 Исаев А. А. Народное богатство и таможенная политика. Кн. У1. СПб., 1909; Миронов Б. Н. Внутренний рынок России во второй половине XIX в. Л., 1981; Рожнов Н. А. Экономическое развитие России в первой половине XIX века // История России в XIX в. СПб., 1907; Устройство финансового управления и контроля в России в историческом их развитии. СПб., 1895- Общая заметка по тарифному вопросу за границею и в РоссииЛященко П. И. Экономическая история СССР. М., 1947; Гиндин И. Ф. Государственный банк и экономическая политика царского правительства (1861−1892). М., 1960.

2 Государственный совет в России в особенности в царствование императора Александра 1. Ярославль, 1892- Финансовое положение России. Взгляд на государственное хозяйство Николая 1. Лейпциг, 1881- Сивков К. Экономическая и финансовая политика Николая 1. М., 1913; Сыромятников Б. Сперанский как государственный деятель и политический мыслитель. М., 1940.

3 Семенов А. В. Изучение некоторых сведений о российской внешней торговле. 4.1−3. СПб., 1859- Обзор внешней торговли по европейской и азиатской границам за 1802 — 1807- 1812−1915 гт. СПб., 1802−1917;

4 Арнольд К. Мнение о системе тарифа в России. СПб., 1816. Колесов В. Таможенная политика 70-х гг. и в новейшее время. СПб., 1891- Соболев М. Н. Таможенная политика России во второй половине XIX века. Томск, 1911.

5 Глазьев С. Ю., Львов Д. С., Фетисов Г Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М., 1992; Куприянова Л. В. Таможенно — промышленный протекционизм и российские предприниматели (40−80-е годы XIX века). М., 1994.

В-шестых, значительная, и, пожалуй, основная часть исследований посвященных разработке и введению отдельных тарифов в XIX веке, что само по себе важно, но не всегда дает представление в целом о таможенной политике того или иного периода6 В этих работах внимание концентрируется на конкретных тарифах и их влиянии на ту или иную отрасль хозяйства, и упускаются из вида другие важные аспекты таможенной политики, такие как ее общее влияние на стратегическую направленность развития экономикистепень ее ориентированности на внешние или внутренние потребности страны, улучшение финансовой и социальной ситуации, экспортно-импортные приоритеты, организацию таможенной системы и др.

Наглядность и кажущаяся определенность влияния таможенного тарифа на отдельные экономические явления приводит к тому, что в литературе его анализ часто подменяет исследование таможенной политики в целом. В то же время следует иметь в виду, что частые смены тарифов на протяжении XIX века уже сами по себе свидетельствуют об их неоднозначности, непостоянстве, внутренней противоречивости.

В последнее время в отечественной литературе наблюдается рост интереса к проблеме развития отечественной таможенной политики, ее корней, специфики и современных тенденций развития. Кроме ряда публикаций в периодической литературе, увидевших свет в последние годы, 7 вышла из печати документальная публикация Н. М. Блинова «История русской таможенной службы», выпущен сборник документов и материалов по таможенной политике «Таможенное дело России».

6 Бутовский А. И. О запретительной системе и о новом тарифе. СПб., 1858- Соболев М. Н. Таможенная политика России во второй половине XIX века. Томск, 1911.

7 Ванин М. Переходный период российского импорта // Ведомости. № 41 (364). 7 марта 2001; Давидьянц А. Плоды тарифных льгот в Кузбассе // Экономика и жизнь. № 8. Февраль, 2000. С.31- Жук Р. Металлолом меняет форму и содержание. Экспортные пошлины повышены на 50% // Коммерсант. № 197. 20 октября 2000. С.7- Временный порядок ввоза товаров на территорию Калининградской области и вывоза товаров с территории Калининградской области / распоряжение ГТК РФ // Экономика и жизнь. № 46. Ноябрь 1998. С. ЗБекетов Б. Надежда России не в «инвестициях», а в грамотной протекционистской политике //.

Эти исследования позволяют по-новому осмыслить таможенную политику России XIX в., однако, многие аспекты проблемы остаются дискуссионными или все еще недостаточно изученными. Отсутствуют работы по данной теме, носящие комплексный характер, исследующие сущность, этапы и результаты таможенной политики в рамках экономической политики государства в целом.

Актуальность, а также недостаточность разработанности проблемы, отсутствие ее комплексных исследований определили цель и задачи диссертации.

Цель исследования заключается в выявлении специфики таможенной политики в XIX — начале XX вв. как части общей экономической политики государства, влияющей на такие ее стороны, как состояние внутреннего рынка, структуру народного хозяйства, внешнеэкономические связи, принципы включения страны в мировое хозяйство, развитие отдельных отраслей, социальную ситуацию в стране.

Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи исследования:

— рассмотреть особенности таможенной политики в XIX в., определяемые соответствующими направлениями государственной стратегии на разных этапах развития страны;

— исследовать социально-экономические факторы, воздействующие на выбор варианта таможенной политики, в связи с чем, рассмотреть особенности развития протекционизма и фритредерства и их взаимосвязи в российской национальной таможенной политике;

— исследовать принципы и функции тарифной политики как важнейшей составляющей таможенной политики;

Независимая газета. 01.11.2000. С. 3- Витт М. Слабые равных прав не получат // Экономическая газета. № 18 (343). Май. 2001; Азаров Ю. Таможня хочет доверия. Э. и Ж. № 50. Декабрь 2001. С. 1.

— провести анализ этапов принятия таможенных тарифов на протяжении XIX века, выявить уровень их обоснованности как важного инструмента экономической политики государства и ее влияния на структуру народного хозяйства;

— провести анализ деятельности идеологов и практиков таможенной политики, определить их место и роль в ее формировании и осуществлении, дать характеристику их взглядов,.

— выявить основные этапы формирования таможенной системы и ее место в институциональной структуре российского государства;

— сформулировать уроки таможенной политики XIX века для современного этапа реформирования России.

Объектом исследования является таможенная политика как составная часть экономической политики России в XIX веке.

Предметом исследования являются основные направления и этапы развития таможенной политики России в XIX в., характеризующие генезис и особенности становления российской таможенной политики в исследуемый период, ее содержание и особенности как одной из важнейших составляющих экономической политики государства.

Методологической основой диссертационного исследования является обобщение ряда теоретических положений различных экономических школ, использование концепций отечественных исследователей по вопросам разработки и проведения таможенной политики. В процессе анализа изучаемых материалов и научной литературы применялись методы политэкономического, историко-логического, причинно-следственного, структурно-функционального анализа.

В диссертации использовались следующие группы источников:

— труды ученых-экономистов России и ведущих зарубежных стран XIX — начала XX вв.;

— монографии, учебники, учебные пособия, курсы лекций, материалы периодической печати, в которых рассмотрены проблемы развития таможенной политики и национального хозяйства России в рассматриваемый период, а также мемуарная литература;

— законодательные и нормативные акты российского правительства изучаемого периода, правовые материалы, статистические сведения по означенной проблеме.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем синтезированы три аспекта формирования и реализации таможенной политики в XIX веке — политико-экономический (значимость и противоречивость роли таможенной политики в экономической стратегии государства) — народнохозяйственный (влияние таможенной политики на формирование таможенной системы и отраслевую структуру народного хозяйства) — взгляды теоретиков таможенной политики на формирование и реализацию ее конкретных направлений. На этой основе получены следующие результаты:

— таможенная политика России на протяжении XIX в. исследована как целостный феномен, представляющий органическое единство экономических, социальных и политических аспектов в их неразрывной связи и взаимодействии;

— выявлена принципиальная роль таможенной политики в регулировании социально-экономического развития страны, заключающаяся в том, что на разных этапах реализации экономической стратегии государства таможенная политика позволяет найти способы и механизмы защиты и стимулирования национального хозяйства, противостоя излишней либерализации или смягчая закрытость экономики;

— уточнен и дополнен категориальный аппарат, отражающий содержание таможенных отношений (таможенная политика, таможенная система, таможенная инфраструктура, тарифная политика и т. д.);

— обоснован вывод об относительности противопоставления протекционизма и фритредерства в России на разных этапах исследуемого периода, поскольку проведение протекционизма или фритредерства практически осуществлялось не как абсолютная направленность таможенной политики, а только как ее преобладающая тенденция;

— доказано на примере борьбы фритредеров и протекционистов России начала XIX в., что экономические интересы основных социальных сил общества определяют их идеологическую ангажированность, превращая в отдельные периоды крепостников-помещиков во фритредеров-либералов, а прогрессивную буржуазию — в протекционистов-консерваторов;

— показано, что в ряде случаев оказывал отрицательное воздействие на национальную экономику России политизированный и в силу этого не всегда последовательный характер таможенной политики, поскольку игнорировались реальные интересы страны при создании преференций одним государствам и дискриминации других;

— обосновано положение о неправомерности отождествления таможенной и тарифной политики, поскольку функции таможенной политики в реализации общей экономической стратегии государства шире тех, которые выполняются тарифной политикой, выступающей механизмом реализации таможенной политикидана этапизация тарифной политики, исходя из колебаний таможенной политики, переходов от протекционизма к фритредерству и наоборот;

— раскрыто содержание и дан анализ проходившего в XIX в. процесса становления таможенной системы, включая весь комплекс ее структурных элементов (функции и институциональная иерархия таможенной службы, включая органы, обосновывающие введение и смену тарифоворганизация таможенной инфраструктурытаможенная статистика и т. п.);

— обоснована позиция, согласно которой таможенная политика XIX в. явилась важным фактором переориентации хозяйственной направленности страны на Восток;

— структурированы и обобщены взгляды теоретиков и практиков таможенной политики, исследованы их настоятельные (не всегда удачные) попытки повлиять на практику проведения таможенной политики в изучаемый период (смягчение фискальной направленности таможенной политики, учет мнения предпринимательских слоев при установлении таможенных тарифов, правовое закрепление принимаемых решений и т. д.).

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть учтены при выработке и реализации таможенной политики в современной России. Материалы исследования могут быть использованы: в преподавании курсов экономической теории, экономической истории, истории экономической мысли России в высших и средних учебных заведениях, в разработке спецкурсов, учебно-методических пособий, посвященных основным направлениям темыв практическом воплощении в жизнь наиболее актуальных идей, положений и разработок идеологов таможенной политики изучаемого периода по вопросам формирования и осуществления таможенной политики в системе рыночного хозяйства XIX — начала XX вв.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования и его результаты обсуждались в Институте экономики РАН, отдельные положения диссертации докладывались на кафедре экономической теории РЭА им. Г. В. Плеханова, сообщались на Плехановских чтениях 2001 г., организованных Российской экономической академией им. Г. В. Плеханова.

Положения диссертации использовались автором при чтении спецкурса «Таможенная политика российского правительства в XIX веке» на кафедре общественных наук МИИГАиК (Университет геодезии, г. Москва) и на кафедре экономической теории РЭА им. Г. В. Плеханова.

По теме диссертации автором опубликовано 9 работ общим объемом 58 п. л., в том числе в Институте экономики РАН изданы монографии «Русские экономисты XIX века о протекционизме и свободе торговли (таможенная политика)». М., 2000; Таможенная политика России XIX века: теоретики и творцы. М., 2002; Таможенная и тарифная политика России XIX века. М., 2002.

Заключение

.

Уроки российской таможенной политики XIX века остаются во многом актуальными и для современной России.

Таможенную политику не следует рассматривать как обособленную часть экономической сферы страны, выполняющей одну какую-либо заданную функцию. Таможенная политика является органической и важнейшей частью стратегии общественного развития страны, поскольку она связана с решением социально-экономических, политических и геополитических проблем. Результативность таможенной политики XIX века это убедительно иллюстрирует.

Таможенный тариф является одним из принципиальных регуляторов экономической деятельности государства, тактическим инструментом решения стратегических задач, стоящих перед ним на том или ином временном отрезке. Отношение к выбору и обоснованию тарифа, а также основная направленность тарифной политики XIXначала XX вв. это подтверждает.

Протекционизм и фритредерство, т. е. оба направления реализации таможенной политики, как правило, не могут проводиться строго изолированно. И хотя XIX век преимущественно прошел под знаком протекционизма, при практической реализации протекционистского курса влияние фритредерских настроений всегда учитывалось, а в принятии экономических решений, в частности, при установлении определенных тарифов на конкретные товары и виды деятельности на различных этапах устанавливались даже вполне фритредерские ставки.

Таким образом, о протекционизме или фритредерстве можно говорить только как об общей тенденции реализации экономической стратегии, а не как об ее абсолютной направленности.

Таможенная политика, прежде всего, должна определяться национальными интересами государства, и при давлении на отечественную таможенную политику со стороны других государств должен учитываться комплекс социально-экономических факторов (пограничные интересы, традиционные связи, долгосрочные перспективы, возможности привлечения инвестиций и т. п.) и должен находиться адекватный ответ по другим направлениям внешнеэкономической деятельности.

Убедительное подтверждение этого тезиса продемонстрировала Россия в XIX веке, переориентировав свои внешнеэкономические связи в большей мере, чем раньше, на Восток, отвечая на нарушающее ее национальные интересы давление европейских государств.

С помощью тарифной политики может быть решен комплекс экономических, социальных и политических задач, а не только, как иногда считается, ее «главная» задача — фискальная, в целях наполнения бюджета. На протяжении XIX века это неоднократно доказывалось. Фискальная функция таможенной политики часто преобладала в тот период и определялась экономической политикой государства, стремящегося решить финансово-бюджетные проблемы. Однако их решение могло быть только кратковременным, поскольку фискальная направленность таможенной политики вела к сдерживанию развития многих сфер хозяйства а, в конечном счете, в целом снижала темпы развития страны, делала это развитие односторонним.

XIX век показал, что отсутствие опоры на массовые социальные силы и «общественное мнение», по словам М. М. Сперанского, при выборе стратегии развития, и ее составной части, таможенной политики, не ведет к позитивным результатам. Выбор вариантов развития должен быть не только «национальным, но и народным». Для этого в процессе выбора должны шире использоваться общественные силы — консолидация предпринимательских кругов по типу действия русских экспортеров начала.

XIX в., публичные обсуждения таможенных проблем в печати как в «Духе журналов», органе крайних фритредеров и т. п. Этого было недостаточно и в XIX веке. Такой подход не находит практического осуществления и в настоящее время.

Реализация таможенной политики невозможна без развития инфраструктуры во всех ее видах и проявлениях («на суше и на море»), организации самого таможенного дела, включая таможенные и охранительные службы, развитие всех видов транспорта в их взаимодействии друг с другом. Современная Россия (в ее новых границах) столкнулась с этим ровно также, как и Россия XIX — начала XX вв., причем прошлое показало роль для экономики страны транзита, непосредственно связанного с таможенной политикой. В настоящее время, как представляется, транзитному направлению таможенной политики не придается должного значения.

Уже в XIX веке в России наблюдались примеры взаимопроникновения бизнеса и власти. На примере проведения таможенной политики были хорошо видны негативные результаты этого процесса. В настоящее время и этот урок позапрошлого века остается невостребованным.

На протяжении всего XIX века российское правительство демонстрировало стремление к преодолению экономической отсталости страны путем постоянного вмешательства в ее экономическую жизнь, в том числе, путем использования таможенной политики и таможенного тарифа как конкретного ее регулятора. Однако позитивный результат либо не достигался, либо оказывался краткосрочным. Между тем, уже тогда было ясно, что регулирующая деятельность государства должна создавать социально-экономические, законодательно-правовые, морально-этические и т. п. условия развития экономики. Это неоднократно подчеркивали Н. С. Мордвинов, О. П. Козодавлев и С. Ю. Витге.

Во многом ситуация повторяется и в настоящее время — необходимые условия не создаются, а государство или уходит из экономики или вмешивается в нее нерационально.

Уже в XIX веке было теоретически осознанно, что контрабандный провоз товаров в Россию и их вывоз из нее, также как и утечка валюты, на что указывал П. А. Валуев, связаны как с несовершенством общей стратегии развития страны, так и ее таможенной политики и применяемых тарифов. Данное положение для Российского государства и его экономики было и остается постоянным, не поддающимся решению. Применяемые и тогда и ныне административные и судебные меры, оставаясь непродуманными и не комплексными, не помогают делу.

Важнейшими принципами объективности и адекватности таможенной политики, как показал XIX век, является, во-первых, всемерное развитие ее научных основ и, во-вторых, законодательная поддержка принимаемых решений.

В XIX — начале XX вв. особое внимание уделялось первому принципу. Руководителями ведомств, определяющих таможенную политику, были мудрые государственные деятели, которые одновременно являлись высококвалифицированными теоретиками проведения таможенной и тарифной политики.

Важным уроком XIX века является умелый в то время выбор внутри страны пунктов, через которые осуществлялись внешнеэкономические связи. В настоящее время перед страной стоит все та же проблема. Однако эффективные решения не принимаются. Плохо просчитаны и не используются возможности многих регионов, сохраняется неэффективная со всех точек зрения, заимствованная из арсенала централизованной экономики, ориентация на Центр, что деформирует таможенную политику, удорожает ее реализацию, негативно сказывается на экономике в целом.

Единственная концепция, которую Россия современная в полном объеме переняла от России XIX — начала XX вв. — ориентация экспорта на сырьевые ресурсы страны. Как и тогда, сейчас это делается, прежде всего, в угоду наполнению государственного бюджета. Но, если тогда во внешнеэкономической политике все-таки учитывался экспорт товаров обрабатывающих отраслей, в качестве важнейшего показателя и прежде всего обоснованной таможенной политики, то теперь главный макроэкономический показатель для России — цена на ее нефть на мировых рынках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. Стоит ли поощрять российскую промышленность. М., 1866.
  2. С.С. Валуевы. Орел, 1913.
  3. А. Обзор правительственных мероприятий по развитию в России металлургической промышленности. СПб., 1879.
  4. М.М. О таможенном покровительстве промышленности. Киев, 1891.
  5. Е.А. История государственного хозяйства России в XIX веке. СПб., 1913.
  6. Е. (ред.). Исторический очерк всемирной торговли и значение ее для цивилизации // Книжный Вестник. СПб., 1863, № 13.
  7. С.С. Хозяйственные итоги истекшего 45-летия и меры к хозяйственному подъему. Т.1. СПб., 1902.
  8. А.А. Торгово-промышленная Россия. СПб., 1899. Блиох И. С. Финансы России в XIX столетии. История-статистика. СПб., 1882.
  9. А. О применении систем охранительной и свободной торговли. М., 1868.
  10. М.И. История царствования Александра I и Россия в его время. Т.1. СПб, 1869.
  11. Я.Я. По вопросу о нашей торгово-промышленной политики. СПб., 1883.
  12. .Ф. Финансовая политика и таможенное покровительство. СПб., 1904.
  13. Н.Х. Полицейское право. Киев, 1873−1877.
  14. В.А. Краткий очерк истории русской торговли. М., 1910.
  15. Г. В. Итоги финансового хозяйства с 1892—1903 гг.. СПб., 1904. Бутовский А. И. О запретительной системе и о новом тарифе. СПб., 1857.
  16. А. Статистические таблицы Российской империи. СПб., 1863. Варадинов Н. История Министерства внутренних дел. В 2-х ч. Спб., 1859.
  17. Ф.Ф. Очерк русской морской истории. СПб., 1875. 4.1. Вильсон И. Объяснения к хозяйственно-статистическому атласу европейской России. 4-е изд. СПб., 1869.
  18. С.Ю. Национальная экономия и Ф. Лист. Киев., 1889. Он же. Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов. Киев.1883.
  19. Ю.А. Заметки о хозяйственном положении России. М., 1862.
  20. Ф. Беседы о торговле зерном. Киев, 1891. Гартман Г. О торговых интересах России. СПб., 1857. Гневушев A.M. Политико-экономические взгляды Мордвинова. Киев., 1904.
  21. А. Свобода торговли и протекционизм. СПб., 1876. Гольдберг И. А. Таможенная политика по отношению к нашему настоящему тарифу. СПб., 1884.
  22. В.К. Записка о взимании таможенных пошлин звонкою монетою // Труды комиссии Высочайше утвержденной для пересмотра системы податей и сборов. Т. Х1У. 4.2. СПб., 1869.
  23. Государственная внешняя торговля в разных ее видах. СПб., 18 131 825.
  24. Государственная внешняя торговля в разных ее видах. СПб., 1855.
  25. К. О свободе международной торговли. В 2-х ч. М., 1860.
  26. А.Н. Прямые и косвенные налоги. СПб., 1893.
  27. С.И. Итоги торговли и промышленности России в царствование императора Николая I. СПб., 1890.
  28. Н.Я. Сборник экономических и политических статей. СПб., 1890.
  29. Н.Ф. Очерки пореформенного общественного хозяйства. СПб., 1893.
  30. Н. Государственное хозяйство. Пг., 1915.
  31. Г. А. Эпоха великих реформ. СПб., 1907.
  32. Г. Покровительство отечественной промышленности или свобода торговли. Исследование тарифного вопроса. М., 1903.
  33. Довнар-Заколпский М. В. Русский вывоз и мировой рынок. Киев, 1914.
  34. Для немногих. Сборник случайных заметок. Исторический очерк таможни и ее деятельности. СПб., 1875.
  35. С.М. Защитная торговая система России. СПб., 1894.
  36. Д. Заметки о тарифе на перевозку пассажиров и вообще о коммерческой части предприятия железных дорог // «Журнал Главного управления путей сообщения». № IV. СПб., 1864.
  37. Н. Н. Граф Н.С. Мордвинов. Его взгляды на современные ему экономические задачи русской жизни. Вязники, 1910.
  38. Заседания Высочайше учрежденной Комиссии для общего пересмотра таможенного тарифа. (Стенографические отчеты). 4.1. СПб., 1890.
  39. И.И. Русский флот. СПб., 1912.
  40. В. О значении политэкономии для каждого. Киев, 1905. Зубов С. Влияние двух последних тарифов на нашу мануфактурную промышленность. М., 1869.
  41. И.И. Падение крепостного права в России. СПб., 1882. Исаев Г. С. Роль текстильной промышленности (1760−1860). JI., 1970. Исторический обзор развития мануфактурной промышленности. СПб., 1914.
  42. Исторический очерк развития железных дорог в России с их основания по 1897 год. Вып.1. СПб., 1898.
  43. К. О влиянии пошлин на промышленность. СПб., 1887. Канкрин Е. Ф. Очерки политической экономии и финансов. СПб., 1894.
  44. Он же. Экономия человеческих обществ и состояние финансов // Библиотека для чтения. Т. 76, 1846, май. 4.2.
  45. И.И. Сведения о международной хлебной торговле. СПб., 1889.
  46. А.А. История России XIX века. М., 1909. Кислинский Н. А. Наша железнодорожная политика (по материалам архива комитета министров) Т.1. СПб., 1902.
  47. Г. И. К закрытию порто-франко на Дальнем Востоке. Благовещенск, 1908.
  48. П.Л. Главнейшие реформы, проведенные Н.Х. Бунге. Киев, 1901.
  49. И.Н. Таможенная политика России за последнее время. СПб.,
  50. Э.Б. О выгодах свободной торговли. В 2-х ч. СПб., 1817. Краткий очерк внешней торговли России. 1862−1872 гг. СПб., 1874. Кулишер И. М. Очерки по истории таможенной политики. СПб., 1903.
  51. Он же. Хлебные пошлины и их влияние на народное хозяйство. СПб., 1904.
  52. A.M. Анализ государственных податей. СПб., 1862. Личный состав департамента таможенных сборов и учреждений таможенного ведомства. СПб., 1903.
  53. К.И. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886. Лукашевич Ф. А. Очерки промышленности и торговли в России. Харьков, 1877.
  54. А. Основные черты социальных и экономических отношений России в эпоху Александра I. М., 1912.
  55. Материалы для истории и статистики железной промышленности России (внешняя торговля и тариф). СПб., 1896.
  56. Материалы по статистике хлебной торговли. СПб., 1899. Вып. 1−5. Менделеев Д. И. Заветные мысли. СПб., 1905. Он же. Толковый тариф. СПб., 1891.
  57. С.Д. Порто-франко и колонизация Приамурского края русским населением. СПб., 1908.
  58. В.Г. Развитие русской железнодорожной сети. Доклад на заседании Вольно-экономического общества 2 / III 1898 г. СПб., 1898.
  59. Г. Статистическое обозрение внешней торговли России. Т.1−2. СПб., 1850.
  60. Нейман-Спалларг Ф. К. Протекционизм и всемирное хозяйство. Одесса, 1896.
  61. А. Основы финансовой науки и политики. М., 1909. Никольский И. Г. О внешних таможенных пошлинах. М., 1865. Новиков Н. Н. Протекционизм. СПб., 1890.
  62. Н. Средства к подъему производительных сил России. СПб., 1883.
  63. Ив. Амурский край в коммерческом, промышленном и хозяйственном отношениях. СПб., 1865.
  64. О внешних влияниях на промышленность России. М., 1886.
  65. О Мариинском водном пути. СПб., 1908.
  66. Обзор внешней торговли России (ежегодное издание). СПб., 1802−1917.
  67. Обзор различных отраслей мануфактурной промышленности России. В 3-х т. СПб., 1862−1865.
  68. Обозрение главнейших отраслей мануфактурной промышленности в России. СПб., 1845.
  69. И. Обозрение экономической статистики России. СПб., 1849.
  70. Общий тариф для всех портовых и пограничных таможен Российской империи. СПб., 1822.
  71. Общий таможенный тариф по европейской торговле. СПб., 1891.
  72. Общий тариф для всех таможен России и Царства Польского. СПб., 1819.
  73. Е.К. Несколько слов о кяхтинской торговле чаем. СПб., 1856.
  74. В.Я. Обзор состояния русской промышленности за последние 10 лет. СПб., 1872.
  75. Першке С Л. Русская нефтяная промышленность: ее развитие и современное положение в статистических данных. Т. 1,2. Тифлис, 1913.
  76. В.И. (ред.). Сборник сведений по истории и статистике внешней торговли России. T.I. СПб., 1902.
  77. П.И. Что дал Менделеев науке и русскойпромышленности. СПб., 1912.
  78. В. Нефть и нефтяная промышленность. СПб., 1884.
  79. А. Влияние железных дорог на сельское хозяйство, промышленность и торговлю. СПб., 1896.
  80. М.Х. Биографический очерк. СПб., 1910.
  81. В. Прямые и косвенные налоги. СПб., 1906. Сафонов А. Об устройстве в России железных дорог // Сын Отечества. СПб., 1839. Т.9.
  82. Сборник исторических материалов. Вып.1. СПб., 1876. Сборник распоряжений по таможенному ведомству. 1870−1880 гг. СПб., 1881.
  83. Сборник свёдений и материалов по ведомству Министерства финансов. Т.Ш. № 10. СПб., 1865.
  84. Сборник сведений по истории и статистике внешней торговли. СПб., 1902. Т.1.
  85. Сборник статистических сведений о России. Кн.1 // Заблоцкий М. П. Сравнительное обозрение внешней торговли (1824−1848). СПб., 1851. С.123−183.
  86. Сборник узаконений и распоряжений по Таможенному устройству в Средней Азии. СПб., 1901.
  87. Свод законов Российской Империи. СПб., 1892. Т.6 // Уставы таможенные.
  88. А.В. Изучение исторических сведений о российской внешней торговле и промышленности с половины XVIII -го столетия по 1858 год. СПб., 1859. В 3-х ч.
  89. В.И. Либеральные планы в правительственных сферах в царствование Александра I. В 2-х т. Т.1. М., 1910. Т.2. М.-1912.
  90. С. Вопросы русской промышленности. Одесса, 1896.
  91. Д.Н. Сперанский. СПб., 1910. Сивков К. Экономическая и финансовая политика Николая I // В кн.: Три века. Т.6. М., 1913.
  92. М.Н. Таможенная политика России во второй пол. XIX века. Томск, 1911.
  93. Спасский П.Х.(ред.) История торговли и промышленности в России. Т.1,2. СПб., 1911-Т.З. СПб., 1914.
  94. П. Историческое и систематическое место русской кустарной промышленности // Мир Божий. 1898. № 4. Отд.2.
  95. Он же. Торговая политика России. СПб., 1913. Сухомлинов М. И. История Российской Академии. СПб., 1882. Табурно И. П. Эскизный обзор финансово экономического состояния России за последние 20 лет (1882−1901). СПб., 1904. Тариф 1857 года. СПб., 1857.
  96. JI.B. О производительных силах России. Пер. с фр. Ч.1.М., 1854. -331 е.- Ч.2,отд.1. М., 1857. -454 е.- Ч.2,отд.2-е. СПб., 1858.
  97. П. Современная система внешней торговли России. Таможенная система и тариф. СПб., 1883.
  98. Д. А. (ред.). Историко-статистический обзор промышленности России. Т.1. СПб., 1883.
  99. Он же. Обзор развития главных отраслей промышленности и торговли за последние десять лет. Вып. 1. СПб., 1876.
  100. Торгово-промышленная Россия. СПб., 1899.
  101. Туган-Барановский М.И. О значении экономического фактора в истории // Мир Божий. СПб., 1895. № 12. -С.101−118.
  102. Он же. Очерк развития мануфактур в России. М., 1912.
  103. Туган-Барановский М. И. Состояние нашей промышленности за последнее десятилетие и виды на будущее // Современный мир, СПб., 1910. № 12.-С.27−53.
  104. Ф.М. Александр и Сперанский. СПб., 1910.
  105. Усов. Отчет по исследованию внешних границ с Персией и Афганистаном. СПб., 1894.
  106. Уши некий А. О значении мануфактурной промышленности в России и об охранительной системе. СПб., 1858.
  107. A.M. М.М.Сперанский. Харьков, 1910.
  108. Ю.Д. Стадии экономической эволюции. СПб., 1907.
  109. И.Ф. Витте и финансы России. Париж, 1895.
  110. А.И. Железнодорожное хозяйство. М., 1910.
  111. Он же. (ред.). Влияние урожаев и хлебных цен на разные стороны экономической жизни. СПб., 1897.
  112. Н.Н. Протекционизм и свободная торговля. Пг., 1915.
  113. Шайкевич, А С. Протекционизм. М., 1895.
  114. Д.П. Путешествие по русским проселочным дорогам. СПб., 1842.
  115. М.А. Лесная торговля в Рижском порту. СПб., 1894.
  116. П. Наше податное дело. СПб., 1903.
  117. А. О необходимости развития внутреннейпроизводительности в России. СПб., 1861.
  118. В.Г. Государственный совет в России в первый век его существования и деятельности (30.03.1801 -1901). Ярославль, 1903.
  119. Шульце-Геверниц Г. Очерки общественного хозяйства и экономической политики России. СПб., 1901.
  120. Он же. Торговая политика 80-х гг. (Пер с нем. Авилова). СПб., 1901.
  121. Экономические отношения Франции и России при Наполеоне // Журнал Министерства народного просвещения, 1912, ч.42, № 11, с. 54−93.
  122. М.А. О железнодорожных тарифах в России. СПб., 1889.
  123. Работы, изданные после 1917 года.
  124. . Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витге. М: ИЭ РАН, 1999.
  125. .В., Ганелин Р. Ш. С.Ю. Витте и его время. СПб., 1999. Андрюшин С.А. Банки Российской империи. Томск, 1996. Он же. Банковская система России: особенности эволюции и концепция развития. М., 1998.
  126. К.В. К вопросу об изучении таможенных книг // Проблемы источниковедения. Сб. 2-й / Ред. И. М. Троицкий. М- Л., АН СССР, 1936. С.71−90.
  127. Он же. Таможенные книги как источник экономической истории России//Проблемы источниковедения. Сб. 1-й. М- Л., 1933. С. 110−129.
  128. Л.Е. Теория экономического развития: факторы, закономерности, прогнозирование и стратегическое управление. Тула, 1998.
  129. В.И. Индустриальное развитие России до 1917 года. М., 1970.
  130. С.Я. К истории промышленной политики России в 20−50 г. XIX в. // Исторические записки. М., 1961. Т.69.
  131. Д.А. История финансов СССР. М., 1944.
  132. Н.Н. Экономическое развитие России со вт. пол. XIX века. Р./Д., 1925.
  133. Е.Н. Государственные экономические стратегии. М., 1998. Венгржиновская Е. А. История экономики России. СПб., 1998. Введенский P.M. Экономическая политика в конце ХУШ п./п. XIX века. М., 1984.
  134. В.И., Добрынина А. И., Журавлева Г. П., Тарасевич JI.C. (общ. ред.). Экономическая теория. М., 2000.
  135. С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. М., 1997.
  136. И.Ф. Государственный банк и экономическая политика царского правительства. М., 1960.
  137. Он же. Д. И. Менделеев о развитии промышленности в России // Вопросы истории. 1976. № 9. С.210−215.
  138. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М., 1993.
  139. Г. С. Экономическое развитие России во второй половине XIX- нач. XX в. М., 1995.
  140. Г. М. Из истории образования министерства торговли и промышленности // В кн.: Очерки по истории экономики и классовых отношений в России конца XIX нач. XX в. М- JI., 1964.
  141. Греков Б Д. История русского народного хозяйства. М., 1926.
  142. Е.В. Российская статистика внешней торговли. М., 1974.
  143. . Фритредерство и протекционизм. Материалы к лекциям // РЭЖ. 1997. № 2. С.96−103.
  144. Дневник Валуева. М., 1961. (в 2-х т.).
  145. Н.М. Генезис капитализма в России. М., 1955.
  146. Он же. Социально-экономическая история России. М., 1987.
  147. С.М. Сельское хозяйство и крестьянство России в период империализма. М., 1975.
  148. И.А. Нефть и уголь в энергетике царской России в международных сопоставлениях. М., 1999.
  149. Е.С. и др. История экономики России. СПб., 1996.
  150. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., 1995.
  151. Г. П., Юрьев В. М. Экономическая теория. Тамбов, 2000.
  152. В.Н. Основные течения экономической мысли в России в пореформенный период. М., 1956.
  153. П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1960. Зайцев А. Ф. Очерки из истории железнодорожных тарифов СССР. 4.1. М., 1925.
  154. В.З., Гайсанович А. И. Дореформенная экономика. Харьков, 1930.
  155. Э.Г. Водные пути России во второй половине ХУШ-Х1Х вв. М., 1982.
  156. Л.Б. Эволюция промышленного производства России (последняя треть XIX в.-30-е годы XX в.). М., 1994.
  157. Кругликов В.Ф.(ред.). Таможенное дело России: Сб. документов и материалов. М., 1997.
  158. Кулишер И М. История русского народного хозяйства. М., 1925. Он же. Основные вопросы международной торговой политики. Л., 1929.
  159. Л.В. Таможенно- промышленный протекционизм и российские предприниматели (40−80-е годы XIX века). М., 1994. Лангенбек В. История мировой торговли. М- Л., 1929.
  160. Л.М. Экономическая история и экономические концепции. Л., 1990.
  161. П.Г. Очерки по истории русской промышленности ХУП, ХУШ и начала XIX вв. М., 1947.
  162. Лященко П И. История народного хозяйства СССР. М., 1947. Маркова А.Н.(ред.) История экономической мысли в России. М., 1996. Материалы по истории крестьянской промышленности ХУШ и п/п XIX вв. М- Л., 1935. -427 с. Т.2. М- Л., 1950.
  163. Д.И. Заветные мысли. М., 1955.
  164. Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.
  165. .Н. Внутренний рынок России во вт. пол. ХУШ п/п XIX вв. Л., 1981.
  166. Он же. Социально-экономическое развитие России. 4.1,2, СПб., 1999. Мордвинов Н. С. Избранные произведения. М., 1945. Наумова Г. В. Русская фабрика. М., 1998.
  167. А.С. Внешняя торговля России во время Восточной войны 1853−1856 гг.М., 1971.
  168. Он же. Зерновое производство России во вт. пол. XIX в. М., 1974. Ноткин А.И.(ред.). Факторы экономического роста. М., 1980. Озеров И. Х. Очерк об экономической и финансовой политике России. Новосибирск, 1967.
  169. Окунь С Б. К истории таможенного тарифа 1850 года. Л., 1960. Осинцев О. В. Внешнеэкономическая деятельность и эволюция таможенной политики России. М., 1996.
  170. Пашков А.И.(ред.). История русской экономической мысли. 4.1. М., 1955.-755 е., 4.2. М., 1958.
  171. С.Н. Министры финансов России XIX века. М., 1995.
  172. А.П. Очерки истории финансов дореволюционной России. М., 2000.
  173. М.Н. Русская история в самом сжатом очерке. М., 1920.
  174. С.А. Внешняя торговля и внешняя торговая политика России. М., 1947.
  175. Н.Г. Основные вопросы экономики топливно-энергетической базы СССР. М., 1965.
  176. .Ф. Феодализм и народные массы. М., 1964.
  177. А.В. К вопросу о влиянии континентальной блокады на состояние торговли и промышленности в России. Л. Д934.
  178. Рожкова М.К.(ред.) Очерки экономической истории России п/п XIX века. М., 1959.
  179. П.Г. Утверждение капитализма в России. 1850−1880. М., 1978.
  180. В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX—XX вв. СПб., 1998.
  181. Н.Г. К вопросу о промышленном перевороте в России. М.1960.
  182. В. Граф Мордвинов и граф Канкрин. Пг., 1923.
  183. JI.C. Таможенная политика и промышленная революция 40−50 х гг. XIX века. Л., 1983.
  184. М.С. Обзор документальных материалов по истории обрабатывающей промышленности в 1864—1914 гг.. Л., 1962.
  185. С.И. Развитие промышленности в России в 1800—1861 гг.. (статистический обзор). М., 1995.
  186. Г. В. Менделеев. М., 1974.
  187. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1993.
  188. А.Я. торговая политика России в Средней Азии. Ташкент, 1974.
  189. В.Л. Н.Х. Бунге. Судьба реформатора. М., 1998. Струмилин С. Г. Промышленные кризисы в России // Проблемы экономики. 1939. № 5.
  190. Он же. Промышленный переворот. М., 1944.
  191. Твердохлебов. Сперанский и его деятельность в области финансов // Советские финансы. 1945. № 12. С.25−30.
  192. Т.М. Экономическая история России. М., 1998. Тихонов Б. В. Каменноугольная промышленность и черная металлургия России во второй половине XIX века. М., 1988.
  193. Туган Барановский М. И. Избранное. Русская фабрика в прошлом и настоящем. М., 1997.
  194. Л.В. Протекционизм и фритредерство в России в п./п. XIX в.// В кн.: Вопросы политэкономии / Труды кафедры политэкономии Московского финансового института. М., 1958. С.272−291.
  195. И.Г. Изолированное государство // Ограничение свободы торговли. М., 1926.
  196. В.И. История горнозаводской промышленности вт. пол. XIX века. Челябинск, 1989.
  197. Н.А. Великий русский ученый Д.И. Менделеев. М., 1959. Хромов П. А. Экономическое развитие России в XIX—XX вв. 1800−1917. М., 1950.
  198. Он же. Экономическая история СССР. М., 1982.
  199. Н.Н. Таможенная политика России до и после революции. М- Пг., 1924.
  200. Л.Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века. Проблемы торгово-промышленной политики Л., 1981.
  201. В.М. Очерки развития русской экономической мысли XIX -XX вв. Л., 1948.
  202. А. Н.И. Тургенев. М., 1925.1. Справочные издания.
  203. Ф.А., Эфрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1896. Венгеров С. А. Критико-библиографический словарь русских писателей и ученых. Спб., 1895.
  204. Россия. Энциклопедический словарь. Л., 1991.
  205. Русский биографический словарь. В 20-ти т. «Терра». М., 1999.
Заполнить форму текущей работой