Разработка плана мероприятий, связанных с празднованием 100-летия основания города Мурманска
Бизнес-планирование в проектной деятельности — явление новое в экономике России, несмотря на то, что многие понятия рыночной экономики уже вошли в деловую жизнь и практику. Необходимость составления бизнес-планов осознана на государственном уровне. Первым шагом в этом направлении была разработка инвестиционных программ предприятиями, находящимися в процессе приватизации: 15% уставного капитала… Читать ещё >
Разработка плана мероприятий, связанных с празднованием 100-летия основания города Мурманска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
В последние десятилетия в условиях кризисной экономики огромную помощь предпринимателям может оказать процесс планирования, который позволяет анализировать весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности.
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на будущее в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность их использования в процессе работы фирмы.
Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших сверху.
До недавнего времени большинство коммерческих фирм не имело официально принятых планов, не было и необходимого механизма планирования: различного рода норм и нормативов. Планирование подменялось разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства. Хотя практика часто ставит и таких руководителей в тупик.
Но принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.
Таким образом, разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности является важнейшей задачей при разработке проекта. Общепризнанной формой разработки стратегии и тактики является бизнес-план.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях рынка бизнес-планы необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам, желающим оценить перспективы и задачи, и, прежде всего тому, кто задумал проект, он должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность. Без бизнес-плана нельзя браться за коммерческую деятельность, так как возможность неудачи будет слишком велика.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает управление проектами, предметом — разработка бизнес-плана проекта.
Целью курсовой работы является изучение значения и порядка разработки бизнес-плана проекта
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
· раскрыть понятие бизнес-плана;
· изучить структуру и содержание бизнес-плана;
· определить место и роль бизнес-плана в управлении проектами;
· описать методы анализа финансовых расходов и результатов;
· проанализировать проблемы разработки бизнес-плана.
Проблема бизнес-планирования достаточно злободневна, она очень широко представлена в современной литературе. Учебные пособия под редакцией М. В. Новикова и Т. С. Бронниковой, И. И. Мазура, В. Д. Шапиро и Н. Г. Ольдерогге, И. Жарова и В. М. Попова, а также многих других авторов очень емко и доступно раскрывают тему бизнес-планирования.
При написании курсовой работы использовались методы анализа и синтеза информации, что позволило со всех сторон рассмотреть процесс разработки бизнес-плана проекта.
Глава I. Теоретические основы бизнес-плана проекта
1.1 Понятие бизнес-плана, цели и задачи Бизнес-план — это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые необходимо решить предприятию (компании), способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели предприятия и/или проекта в результате их достижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг. Мазур И. И. Шапиро В.Д. Ольдерогге Н. Г. Управление проектами.- М.: ОМЕГА-Л, 2009. С.57
Также можно использовать и короткое, но более емкое определение: бизнес-план — это план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Бизнес-план: понятие, цели и задачи, структура: Бизнес GiD.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства, он описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководитель собирается достигать свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы.
Хорошо разработанный бизнес-план помогает составлять перспективные планы развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.
Бизнес-план дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции, содержит ориентир развития проекта, а также служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Бизнес-план разрабатывается в первую очередь для собственников, заинтересованных в составлении бизнес-плана с точки зрения перспектив развития фирмы и кредиторов — обычно банков, для которых бизнес-план является обязательным документом, подтверждающим коммерческую привлекательность проекта.
Законодательство не закрепляет обязательность разработки бизнес-плана. Зарубежный опыт и пока еще небольшой опыт отечественных предприятий показывают, что составлять бизнес-планы заставляет сама жизнь. Благодаря бизнес-плану можно строить хозяйственные взаимоотношения с поставщиками сырья, материалов, топлива, оборудования, с посредниками в реализации собственной продукции предприятия, с фирмами, с которыми предполагается осуществлять кооперирование научно-технической, производственной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.
Бизнес-план можно составлять на несколько лет вперед, с его корректировкой и пересмотром по мере необходимости.
Для того, чтобы разработать бизнес-план, необходимо владеть информацией об идее и цели проекта, производственных возможностях, а также об объеме потенциального спроса. Цели и задачи разработки бизнес-плана просты и понятны: по тем сведениям, которые приводятся в бизнес-плане, потенциальный партнер по совместной деятельности или кредитор будет судить о состоянии дел и перспективах развития проекта в последующие несколько лет, а главное — реалистичности и перспективности проекта, а значит и целесообразности сотрудничества, исходя из условий, изложенных в бизнес-плане. Новиков Д. А. Управление проектами: организационные механизмы: Административно-управленческий портал
1.2 Структура бизнес-плана проекта Структура и содержание бизнес-плана проекта строго не регламентированы, однако при его подготовке следует обратить внимание на следующие условия:
· бизнес-план проекта должен быть профессиональным, так как по содержанию и внешнему виду судят о компетенции предпринимателя, разработавшего этот бизнес-план. Этот документ должен быть простым, понятным и доступным для пользования.
· бизнес-план проекта должен быть разделен на разделы и составлен таким образом, чтобы любой инвестор мог легко отыскать в плане интересующие его разделы, части, пункты. С этой целью необходимо предусмотреть функциональное подразделение каждой главы.
Для более полного и наглядного восприятия информации можно использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики.
· также следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана проекта — ознакомить с ним всех членов предпринимательского коллектива, тщательно проверить все финансовые расчеты. При возможности заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор.
Другими словами, ни один потенциальный инвестор не должен обнаружить какой-либо ошибки в бизнес-плане проекта.
· необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он содержит конфиденциальную информацию о бизнесе предпринимателя или группы предпринимателей.
· Оптимальным по структуре и содержанию считается бизнес-план проекта, включающий семь разделов.
Бизнес-план проекта, как и всякий документ, имеет общепринятую структуру, несмотря на то, что она строго не регламентирована. Рассмотрим каждый из пунктов, требующих расшифровки и необходимых для полноценного бизнес-плана проекта. Бизнес-план: понятие, цели и задачи, структура: Бизнес GiD
1. Резюме.
Первый и самый главный раздел — возможности фирмы. Краткая суть предложения или будущих задач. Подразумевает лаконичность, простоту и четкость изложения. Здесь же размещается информация, дающая представление о фирме и данные, характеризующие ее коммерческую деятельность. В резюме озвучиваются все направления деятельности, имеющееся или предполагаемое место на потребительском рынке. По каждому направлению выдвигаются цели и описываются пути их достижения. Также называются лица, ответственные за воплощение тех или иных установок.
2. Виды товаров (услуг).
В данном разделе представляют описания товаров и услуг, которые необходимо произвести. Необходимо четко разграничить основные направления и второстепенные. Этот раздел представляет товары и услуги «от, а до я», создавая правдивую и полноценную картину.
3. Рынки сбыта товаров (услуг).
Это один из серьезных разделов, входящих в структуру бизнес-плана проекта. Изучение рынков сбыта поможет четко определить свою нишу на потребительском рынке. В этом разделе бизнес-плана проекта оцениваются потенциальная емкость рынка, потенциальный объем продаж, реальный объем продаж. Без четкого понимания своей ниши на рынке сбыта, сложно выработать верный путь развития.
4. Конкуренция на рынках сбыта.
Без мониторинга состояния дел конкурентов невозможно добиться успеха. Изучение их методов работы помогает учиться на чужих ошибках и выискивать еще не активированные сильные стороны выбранных направлений деятельности. В этом разделе необходимо четко и связно оценить работу конкурентов, указав источники информации и названия фирм. Здесь же потребуется провести сравнительные анализ товаров и услуг, как по ценовым категориям, так и с точки зрения качества.
5. План маркетинга.
Это один из наиважнейших разделов в структуре бизнес-плана проекта. Здесь указываются цели и пути кратчайшего достижения поставленных целей. Вначале озвучиваются сегменты рынка и конкретные товары или услуги, которые нуждаются в продвижении, а также их потенциальная или имеющаяся значимость на потребительском рынке к моменту составления бизнес-плана. Затем в ход идет стратегия маркетинга. Определив соответствующий рынок и его возможности, необходимо определить стратегию сбыта и распределения. Также необходимо проанализировать соотношение цены и качества, себестоимость, уникальность товара (услуги), цены конкурентов. Одно помогает определить минимальную стоимость, другое показывает верхнюю и нижние ценовые планки.
6. Возможные риски.
Этот раздел крайне необходим при разработке бизнес-плана проекта. Риски делятся на хозяйственные, спровоцированные природными явлениями и спровоцированные человеческим фактором. Финансовый риск застрагивает сферу отношений с кредитодателями и инвесторами. Коммерческий риск находится в сфере реализации товаров и услуг. Производственный риск — связан с производством.
7. Финансовый план.
Этот раздел тоже является одной из важнейших вех в структуре бизнес-плана. Необходимо подробно описать планирование финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств. В этом разделе понадобится разработать пакет финансово-отчетных документов: оперативный план (отражает взаимодействие фирмы и целевых рынков по каждому конкретному товару), отчет доходов и расходов (поможет определить ожидаемую прибыль и вычислить предполагаемые расходы от продажи каждого товара), отчет движения денежных средств, балансовый отчет (итог экономической деятельности и финансовой деятельности фирмы за отдельно взятый период). Обычно используются временные отрезки длиною от месяца до года.
8. План производства.
Необходим лишь тем, кто собирается заниматься изготовление товаров. Здесь надо ответить на несколько таких вопросов: местом изготовления товара станет уже существующее предприятие или нет, месторасположение производства, требуемые производственные мощности, каковы основные средства и перспективы, будут ли затруднения при организации производства, источник добычи сырья и схема производственных потоков и так далее.
9. Пояснение по приложениям к бизнес-плану.
Не менее значимой частью бизнес-плана проекта является приложение. Здесь описываются особенности будущего бизнеса или уже существующего, проявившиеся в подотчетный период и не выявленные ранее. Сюда же прилагаются копии необходимых документов по предприятию, такие как договора, сертификаты, регистрационные свидетельства и прочее.
В заключение остается уточнить, что бизнес-план проекта является конфиденциальным документом, ведь помимо расчетов в нем заложена интеллектуальная собственность — креативные идеи, маркетинговые наработки и многое другое.
1.3 Место и роль бизнес-плана в управлении проектами Главная цель, которую преследует любой проект — это достижение максимума прибыли при минимуме затрат. Бизнес-план способствует решению этой задачи, определяя наиболее выгодные источники финансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение проекта. Бизнес-план сам по себе не гарантирует успеха, но может обеспечить немало важных и благоприятных факторов для проекта.
Вопросам разработки бизнес-планов проектов посвящено большое количество зарубежной и отечественной литературы, однако это не означает, что существуют единые, жестко установленные стандарты. Выполняя процедуры планирования, специалист оперирует набором «сухих» данных, однако сам процесс планирования, описание пути превращения идеи в осязаемую реальность требуют, наряду с высокой компетенцией, творческих способностей, в первую очередь, потому, что каждый проект в своем роде уникален. Другими словами, бизнес-план проекта скорее произведение искусства.
Бизнес-планирование в проектной деятельности — явление новое в экономике России, несмотря на то, что многие понятия рыночной экономики уже вошли в деловую жизнь и практику. Необходимость составления бизнес-планов осознана на государственном уровне. Первым шагом в этом направлении была разработка инвестиционных программ предприятиями, находящимися в процессе приватизации: 15% уставного капитала этих предприятий выставлялось на инвестиционный конкурс. Победитель инвестиционного конкурса обязывался реализовать инвестиционную программу, разработанную предприятием. Отдавая себе отчет в том, что эти инвестиционные программы далеко не тот бизнес-план, о котором мы говорим, тем не менее, составление этих программ заставило руководителей предприятий задуматься о том, какие инвестиции и под какие программы им необходимы для нормального функционирования предприятия, т. е. как привлечь инвестиционный капитал.
В целях развития инициативы частных инвесторов и более эффективного использования частных инвестиций президентом Российской Федерации издан указ «О частных инвестициях в Российской Федерации» № 70 от 20.01.96Указ о внесении изменений и дополнений в указ президента Российской Федерации от 17.09. 1994 г. № 1928 — СПС «Консультант Плюс», согласно которому ежегодно выделяются государственные инвестиции на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, при условии размещения этих средств на конкурсных началах. Согласно этому указу конкурсный инвестиционный проект должен иметь бизнес-план, заключение государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы.
Таким образом, значение бизнес-планирования в проектной деятельности резко возросло, и предпринимателям, всем без исключения, начиная от директоров крупных государственных предприятий, акционерных обществ и заканчивая представителями малого бизнеса необходимо знать и уметь составлять бизнес-план для того, чтобы их проекты привлекали будущих инвесторов.
Глава II. Методологические аспекты разработки бизнес-плана проекта
2.1 Процесс разработки бизнес-плана проекта Прежде чем приступить к разработке бизнес-плана проекта, необходимо получить весь комплекс необходимой информации. Бекетова О. Н. Бизнес-планирование (конспект лекций): Лекция 4. Общие рекомендации по составлению бизнес-плана
Первый шаг в подготовке бизнес-плана проекта предполагает определение источников нужной информации. Ими могут стать учебники по бизнес-планированию, правительственные учреждения (в том числе занимающиеся проблемами малого бизнеса), фирмы по управленческому консультированию и другие подобные организации, отраслевые издания, курсы по составлению бизнес-планов и т. д.
Вторым шагом работ над бизнес-планом проекта становится определение целей его разработки. Цели определяются тем перечнем проблем, которые призван разрешить бизнес-план.
Третий шаг — установление общей структуры создаваемого документа.
Четвертый шаг бизнес-планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана проекта. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом могут быть вовлечены экономисты широкого профиля (в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению.
Следующий, пятый шаг — это непосредственное написание бизнес-плана. Это очень ответственный и трудоемкий этап. Важное правило на этом этапе: необходимо самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и нет навыков такого рода работы. Помощь консультантов завершается на предыдущем этапе, когда внутренние и внешние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют ее первичную обработку.
Сегодня отечественные бизнес-планы создаются самими предпринимателями, часто с привлечением специальных компьютерных программ, таких, как отечественная Project Expert (которая весьма дорогая, цены на лицензированные программы колеблются от 55 до 200 тысяч рублей Магазин лицензионных программ), консалтинговыми фирмами, качественная продукция которых в зависимости от степени участия в планировании, проработки плана, и квалификации привлеченных сотрудников в среднем колеблется от 30 до 700 тысяч рублей.
На рынке консалтинговых фирм также действуют заведомо недееспособные фирмы, которые готовы составить бизнес-план срочно и по низкой цене, их продукция не выдерживает никакой критики.
Некоторые кредиторы настороженно относятся к самостоятельно составленным бизнес-планам, считая их кустарными и недостоверными. С учетом определенного недоверия инвесторов к самостоятельной работе отечественного предпринимателя оптимальным решением, по-видимому, является компромисс: предприниматель сам составляет бизнес-план, а заинтересованные структуры, либо консалтинговые фирмы производят его экспертизу и, если нужно, корректировку. Желательно привлечение специальных программных продуктов.
Когда все разделы бизнес-плана написаны, необходимо подготовить резюме основных идей бизнес-плана проекта.
Шестой этап завершает процесс бизнес-планирования, однако для улучшения плана полезно сделать еще один, седьмой шаг, который заключается в том, что предприниматель предлагает готовый бизнес-план для прочтения кому-нибудь из авторитетных, но незаинтересованных лиц, кто способен оценить его работу на основе конструктивной критики.
Таким образом, в целом работа по бизнес-планированию — это очень трудоемкий и достаточно длительный процесс, на который приходится тратить недели и месяцы. Различные специалисты по бизнес-планированию единодушны в том, что суммарное время, необходимое для этого, составляет около 200 часов.
2.2 Методы анализа финансовых расходов и результатов Анализируя отечественный опыт по вопросам составления бизнес-плана проекта, можно сделать вывод, что из всех его разделов наименее разработанным справедливо считается финансовый план.
Раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов.
1. Прогноз объемов реализации.
Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:
· первый год — данные приводятся помесячно;
· второй год — данные приводятся поквартально;
· третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
2. Баланс денежных расходов и поступлений.
Главная задача — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.
Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются:
· первый год — помесячно;
· второй год — поквартально;
· третий год — в целом за 12 месяцев.
3. Таблицу доходов и затрат.
Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль:
· первый год — помесячно;
· второй год — поквартально;
· третий год — в целом за 12 месяцев.
Среди анализируемых показателей выделяются доходы от продаж товаров, издержки производства товаров, суммарная прибыль от продаж, общепроизводственные расходы (по видам) и чистая прибыль.
4. Сводный баланс активов и пассивов предприятия.
Назначение — главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.
5. График достижения безубыточности.
Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки).
С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию.
Прогноз финансовых результатов предлагается составлять по форме, утвержденной распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве). При этом предлагается при разработке финансового раздела бизнес-плана исходить из того, что определение средств, необходимых для финансового развития предприятия, предполагает оценку этого плана как инвестиционного проекта. Это означает, что предусмотренные бизнес-планом затраты предприятия должны быть обоснованы их экономической эффективностью.
Прогноз финансовых результатов только тогда будет достоверным, когда достоверны сведения о перспективах роста основных производственных показателей, динамика которых была обоснована в других разделах бизнес-плана. Выручка от реализации продукции определяется исходя из прогнозных объемов продаж на планируемый год и прогнозных цен. Естественно, что из-за большого ассортимента выпускаемой продукции выручка от реализации может быть дана только в общей сумме, а не применительно к одному виду продукции, как это предусмотрено методикой Федерального управления по делам о несостоятельности.
Прогнозирование объемов продаж, затрат на производство реализованной продукции, результатов от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций, а также платежей в бюджет из прибыли должно учитывать возможности предприятия по изысканию дополнительных резервов роста производства и реализации продукции.
Такие дополнительные возможности могут появиться у предприятия уже на стадии реализации программы работ по разработке и реализации бизнес-плана, который составлен с учетом отраслевых особенностей предприятий топливно-энергетического комплекса.
Для реальной оценки дополнительных финансовых возможностей, выявленных в результате анализа финансово-хозяйственной деятельности общества, полезно эту оценку производить в нескольких вариантах.
Финансовый план является результирующей частью бизнес-плана. Содержит проектные данные о финансовых потоках, размерах инвестиций, объемах продаж, а также требования к инвестициям. Финансовый план разрабатывается, как правило, на 3−5 лет. Проект первого года расписывается помесячно, второго — поквартально, данные последующих лет даются в целом по годам. Если на первый год планирование осуществляется с привязкой к определенной группе показателей и специфике затрат первого года производства, то на второй — на основе результатов исследований емкости рынка и тенденций его изменения в целом. На третий — пятый годы финансовое планирование целесообразно осуществлять на основе моделей цен в процентном соотношении к объему продаж.
В финансовом плане должны найти отражение следующие вопросы: объем продаж и общая прибыль, процентное отношение доходов и расходов, общий объем инвестиций, использование собственных и заемных средств, их источники и сроки погашения задолженности, срок окупаемости вложений, сроки начала выплаты дивидендов, издержки производства и обращения.
Структура финансового плана состоит из плана доходов, плана расходов (кассового плана) и баланса первого (помесячно), второго (поквартально) и третьего (в целом за год) годов. На последние годы приводятся общие данные о доходах и расходах в соответствующем плане.
В плане доходов делается расшифровка динамики объема продаж, стоимости товара с учетом транспортных средств (издержки, непосредственно относимые на данный товар) и общей прибыли. Отдельно расшифровываются постоянные затраты, к которым относят аренду, страхование, амортизацию, управленческие затраты, затраты на маркетинг и сбыт.
План расходов содержит данные о динамике расходования и возмещении всего инвестированного капитала.
В расходы включаются покупка активов, выплата займов, приобретение оборудования (непроизводственного), инвентаря, а также убытки от хозяйственной деятельности (определенные в плане доходов).
Баланс отражает структуру активов и пассивов компании и соответствует отчетной форме № 1.
В целом в заключение необходимо отметить, что данный план является стандартным и предприятие может его самостоятельно изменять под собственные особенности, при этом оставляя все необходимые разделы.
2.3 Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес-плане проекта Анализ недостатков при осуществлении бизнес-проектов позволяет выявить типовые ошибки, которых можно было бы избежать, если подходить к разработке бизнес-плана проекта с полной самоотдачей и ответственностью.
Типовые ошибки можно отнести к проблемам формирования бизнес-плана, подобные ошибки условно разделяют на три группы: связанные с оценкой рыночных рисков реализации проекта, допускаемые при выборе методики расчетов по проекту, допускаемые при проведении финансово-экономических расчетов.
Рассмотрим особенности вышеназванных ошибок подробнееЖаров И. Бизнес-план и средства его создания: Корпоративный менеджмент:
1. Ошибки, связанные с оценкой рыночных рисков реализации проекта.
В данном блоке наиболее распространенным недостатком является непроработанность маркетинговой стратегии предприятия. Недостаточно полное исследование рынка и конкуренции приводит к тому, что объемы реализации продукции во многих проектах существенно завышаются по сравнению с реально возможными. Часто для обеспечения плановых объемов реализации предприятие должно занять монопольное положение на рынке запланированного продукта (обеспечить рыночную долю в 50−80%). Однако в плане маркетинга не разрабатываются мероприятия по завоеванию и удержанию подобной рыночной позиции. Кроме того, риск 2−3-х кратного сокращения объемов реализации продукции не учитывается при проведении расчетов по проекту: он не закладывается в норму дисконтирования, не проводятся сценарные расчеты, не оценивается чувствительность проекта к изменению исходных данных его реализации и др.
2. Ошибки, допускаемые при выборе методики проведения расчетов по проекту.
Ошибки данной группы допускаются, как правило, в проектах, посвященных реструктуризации или реорганизации предприятия (группы предприятий), а также в проектах организации производства нового продукта в многопродуктовых организациях. Главной ошибкой для таких проектов представляется использование метода чистых оценок эффективности деятельности предприятия вместо приростного или сопоставительного методов. В таких проектах происходит подмена результата реализации проекта планируемым совокупным результатом деятельности предприятия:
· в проектах реструктуризации и реорганизации результат реализации проекта (прирост дохода или экономию на затратах в результате внедрения проектных мероприятий) оценить достаточно сложно, поэтому разработчики в составе поступлений по проекту указывают запланированную выручку предприятия, а не реальный экономический эффект;
· в проектах организации производства нового продукта наиболее распространенной ошибкой является рассмотрение в качестве доходов по проекту не выручки от реализации данного конкретного продукта, а валовой выручки предприятия. При этом в качестве инвестиционных затрат в расчетах учитываются лишь затраты на освоение производства продукта в рамках проекта.
Такое несоответствие приводит к завышению показателей эффективности реализации проекта.
3. Ошибки, допускаемые при проведении финансово-экономических расчетов по проекту.
При проведении финансово-экономических расчетов по проекту ошибки в большей части связаны не с расчетом показателей эффективности, а с определением начальных условий его реализации.
Наиболее распространенной ошибкой расчетного характера является неправильное определение состава инвестиционных (единовременных) затрат по проекту. Разработчики проектов отождествляют инвестиционные затраты с капитальными вложениями (капитальным строительством, приобретением технологического оборудования) и, как правило, не включают в их состав прирост потребности в оборотном капитале, затраты, связанные с организацией сбытовой сети, подбором и подготовкой персонала, расходы на проведение НИОКР и другие составляющие, традиционно относимые к инвестициям (хотя финансируемые по перечисленным статьям мероприятия и предусмотрены другими разделами бизнес-плана проекта). Исключение данных статей инвестиционных затрат из расчетов можно объяснить условиями проводимых инвестиционных конкурсов, согласно которым размер государственной поддержки определяется в процентах от капитальных вложений, в связи с чем разработчики не акцентируют внимания на прочих затратах. Однако, инвестиционные затраты, не носящие капитального характера, также требуют финансирования и не учитывая их авторы существенно занижают потребность проекта в источниках финансирования.
4. Ошибки, связанные с оценкой источников финансирования и управлением задолженностью по проекту.
К числу ошибок данной группы относятся:
· превышение инвестиционными затратами суммарного размера привлекаемых источников финансирования проекта (включая реинвестируемую прибыль) — недостаток источников финансирования проекта;
· несоответствие графика привлечения источников финансирования графику инвестиций, приводящее к возникновению дефицита источников финансирования в некоторые интервалы планирования;
· невыплата процентов по привлекаемым на платной основе заемным средствам (отсутствие расчетов процентных платежей);
· погашение привлекаемых заемных источников финансирования не в полном объеме или с нарушением запланированных кредитными соглашениями сроков.
5. Ошибки при расчете амортизационных отчислений по проекту (данные ошибки допускаются в 90% проектов):
· реализация инвестиционного проекта, как правило, не связана с вводом в действие полностью новых предприятий. Практически каждый проект предполагает использование ранее введенных зданий и сооружений, частично — ранее введенного оборудования. Несмотря на это при разработке инвестиционного проекта в составе затрат не учитывается амортизация ранее введенных основных фондов, что ведет к завышению прибыли, получаемой от реализации проекта;
· амортизацию вновь приобретаемых (вводимых) основных фондов рассчитывается исходя из цены приобретения, а не исходя из балансовой (первоначальной) стоимости. Данная методическая ошибка приводит к тому, что в первоначальную стоимость основных фондов включается налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении объекта основных средств, и не включается стоимость доставки, установки и пуско-наладки оборудования.
Не в полном объеме определяется налоговая нагрузка проекта. В частности:
· не производятся расчеты налога на имущество;
· не учитывается НДС, принимаемый к зачету;
· не правильно определяется размер льгот по налогу на прибыль при формировании финансовых результатов: в то время как согласно действующему законодательству РФ в качестве льготы по налогу засчитывается сумма прибыли, направленная на погашение кредитов, привлеченных на инвестиционные цели, и выплату процентов по ним, после полного расходования амортизационного фонда на указанные цели, авторы инвестиционных проектов пренебрегают последним обстоятельством и независимо от наличия амортизационного фонда уменьшают налогооблагаемую прибыль на размер погашения кредитов и выплаты процентов по ним.
Перечисленные недостатки существенно искажают результаты реализации проекта. При проведении экспертизы пересчет проекта с устранением перечисленных ошибок приводит к получению негативных результатов, на основе которых проект, первоначально оцененный как высокоэффективный, может быть признан непривлекательным для вложения средств.
бизнес планирование финансовый
Глава III. Разработка бизнес-плана проекта, связанного с празднованием 100-летия основания города Мурманска
3.1 Описание проекта Город, заложенный почти 100 лет назад на краю российской земли, готовится встретить свой юбилей. За свою недолгую, по историческим меркам, жизнь он пережил многое: интервенцию, бомбежки, разрушение и возрождение. Сегодня Мурманскэто крупнейший северный порт мира, омываемый тёплым Гольфстримом. Это город суровых рыбаков и докеров. Это порт приписки всех российских атомных ледоколов.
Это город людей волевых, сильных телом и духом. В суровых условиях заполярья они работают, живут и любят. На таких широтах нигде в мире не живёт вместе столько людей — более трехсот тысяч человек, согревающих сердцами свой любимый город.
В рамках подготовки к празднованию 100-летия города Мурманска с июля 2012 года реализуется проект, посвященный юбилею этого северного города.
На сегодняшний день в Комплексный план включено 95 мероприятий по семи тематическим разделам на общую сумму 28,2 млрд. рублей. Из федерального бюджета — 13,2 млрд. рублей, из регионального — 2,8 млрд. рублей, и 3,2 млрд. рублей из местного бюджета. Свыше 9 млрд. рублей будет привлечено из внебюджетных источников.
В рамках подготовки к празднованию с июля 2012 года начались строительные работы по реконструкции пирса дальних линий морского вокзала. В рамках данного мероприятия предусмотрено создание инфраструктуры на базе морского вокзала для приема круизных судов и паромов, а также для обслуживания пассажиров. Активно проводятся работы по ремонту объектов внешнего благоустройства на территории Мурманска — отремонтирован ряд скверов, заменено уличное освещение, на центральных улицах установлены новые световые украшения.
Запланированы также реконструкция автодороги М-18 «Кола», гостинично-делового центра «Арктика», имущественного комплекса кинотеатра «Родина», капитальный ремонт помещений Мурманской городской клинической больницы скорой медицинской помощи, реконструкция помещений травматологии по ул. Книповича 4 под детскую стоматологическую поликлинику, строительство легкоатлетического манежа, реконструкция спортивных площадок, находящихся на придомовых территориях и другие.
События комплексного плана мероприятий, связанные с празднованием 100-летия основания г. Мурманска направлены, прежде всего, на формирование нового облика города, на создание благоприятных условий для полноценной и современной жизни мурманчан. Информационное агентство Мурманска и Мурманской области: Статься «На 100-летие Мурманска потратят более 28 млрд рублей».
Министерство экономического развития Мурманской области продолжает реализовывать План мероприятий по подготовке и проведению празднования 100-летия основания города Мурманска.
В план по представлению профильных исполнительных органов государственной власти Мурманской области и администрации города Мурманска внесены объекты транспортной и коммунальной инфраструктуры, спортивные, культурные, образовательные, социальные объекты, требующие реконструкции или планируемые к строительству в период до 2016 года.
Также сформирован культурно-просветительский блок, который определит торжественные, культурно-массовые, спортивные, конгрессно-выставочные, общественно значимые, рекламно-информационные и издательские мероприятия, социальные акции.
Как и планировалось, были увеличены средства областного и муниципального бюджетов, привлечены федеральные и внебюджетные средства для реализации этого плана. Исполнительным органам власти поручено сформировать аргументированные предложения по каждому их пунктов программы, требующих дополнительного финансирования и предполагающих включение в региональные долгосрочные целевые и федеральные целевые программы по отраслевому принципу. Министерство экономического развития Мурманской области
Таким образом, с 2012 года произошла масса событий, связанных с исполнением бизнес-плана, разработанного для проекта по празднованию 100-летия города Мурманска.
3.2 Содержание бизнес-плана проекта по празднованию 100-летия основания города Мурманска В связи с указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2011 г. N 385 «О праздновании 100-летия основания г. Мурманска» был разработан бизнес-план, затрагивающий социальную и культурную сферы жизни мурманчан.
Были выделены такие аспекты, как:
· Культурно-просветительская деятельность;
· Реконструкция, ремонтные и иные работы.
Ответственность за проведение мероприятий и работ была поделена между правительством Мурманской области, администрацией г. Мурманска, Минкультуры России, Минтранс России и Росморречфлотом.
Всего было выделено 7 453,7 млн руб., в т. ч. из федерального бюджета — 2 434,2 млн руб. Остальные средства предоставляются из регионального и местных бюджетов, а также из внебюджетных источников.
Власти города в течение 2014 года произвели закупки, приуроченные к намечающемуся юбилею столицы российского Заполярья. За 5 млн. рублей было приобретено 2 сценария документальных фильмов, посвященного этому северному Городу-герою.
Однако, в связи с огромными масштабами проекта, существует угроза несвоевременного выполнения некоторых мероприятий. Так, к примеру, к 2016 году планировалось расселить в благоустроенные квартиры население, проживающее в аварийных домах.
Но в конце февраля 2014 года федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ приостановил финансирование Мурманской области. Причиной послужила нерасторопность Кандалакши, Зеленоборского и Умбы. Там в срок до 31 декабря 2013;го не были завершены региональные программы по переселению 2012 года. Исправить оплошность в первые месяцы года текущего власти муниципалитетов не успели.
Оказалось, что такая нерасторопность может нарушить и выполнение программы по расселению ветхого фонда и в столице Заполярья. В Мурманске, к слову, до 100-летия (которое грянет в 2016;м) рассчитывали расселить более 300 аварийных домов. Причем 46 домов — за счет субсидий из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Всего же в городе требуется расселить 4736 жилых помещений. Построить взамен 175 тысяч «квадратов». Комсомольская правда: Статья «Деревяшки к 100-летию Мурманска все-таки останутся?»
Будет ли выполнен план к 2016 году? Покажет только время, так как в проектах подобного масштаба большое влияние оказывают непосредственно граждане, так или иначе задействованные в нем.
Не отстает и развитие социальной сферы. В рамках подпрограммы «Поддержка малого и среднего предпринимательства» государственной программы Мурманской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата», утвержденной постановление правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 557-ПП, Комитет развития промышленности и предпринимательства Мурманской области с 2014 года реализует мероприятие «Предоставление субсидий субъектам социального предпринимательства». Финансовая поддержка по вышеназванному мероприятию предоставляется следующим категориям заявителей:
1. обеспечивает занятость инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 лег, предшествующих дате проведения конкурсного отбора, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50%; а доля в фонде оплаты труда — не менее 25%; 2. предоставляет услуги в сфере образования, а именно осуществляет:
· проведение занятий направленных, на интеллектуальное и творческое развитие детей и молодежи (до 18 лет);
· предоставление услуг по присмотру за детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
· предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам;
3. предоставляет услуги социально незащищенным группам граждан 4. производит медицинскую технику, протезно-ортопедические изделия, а также технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов.
Таким образом, данная социально ориентированная программа является еще одним следствием реализации бизнес-плана проекта, посвященному 100-летию Мурманска.
На данный момент времени проект должен подходить к своему завершению, так как окончание проекта обозначено 2016 годом, до которого осталось не так уж много времени — около полугода.
Заключение
Бизнес-планирование является важнейшим инструментом рационального хозяйствования в рыночной. Бизнес-план предназначен, в первую очередь для:
· менеджеров фирм, для которых бизнес-план является руководящим документом, а сам процесс планирования приносит очевидные преимущества;
· собственников этих фирм, использующих бизнес-план как инструмент воздействия на менеджеров для достижения своих целей и реализации интересов;
· внешних инвесторов (кредиторов, покупателей акций), которым необходимо знать и контролировать перспективы отдачи от их вложений;
· других деловых партнеров (оптовых покупателей, поставщиков, государственных органов и т. д.).
За последнее время в России возник повышенный интерес к разработке бизнес-планов отдельных организаций и предприятий. Целью бизнес-плана является установление достаточно широких целей и стратегий деловой активности. Бизнес-план стратегически рассматривает вопросы разработки или приобретения новых продуктов, освоения новых рынков с целью достижения желаемых финансовых целей.
В процессе написания данной курсовой работы были решены следующие поставленные задачи:
· раскрыто понятие бизнес-плана;
· изучена структура и содержание бизнес-плана;
· определено место и роль бизнес-плана в управлении проектами;
· описаны методы анализа финансовых расходов и результатов;
· проанализированы проблемы разработки бизнес-плана.
Подводя итоги курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
1. Бизнес-план актуален как и для вновь создаваемых, так и для действующих проектов.
2. Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность проекта на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Среди основных проблем бизнес-планирования можно выделить:
1. Отсутствие единого стандартного формата бизнес-плана.
2. Недостаток информационного обеспечения.
3. Огромная проблема — гарантии будущих инвесторов.
4. Высокая стоимость разработки бизнес-плана.
5. Отсутствие гарантий в получении финансирования под бизнес-план.
В результате проведенного исследования становится очевидной необходимость развития бизнес-планирования в современных российских условиях, как повышающей эффективность предпринимательской деятельности и оказывающей на нее стабилизирующее влияние.
1. Указ Президента Российской Федерации от 1.04.2011 г. № 385 — СПС «Консультант Плюс».
2. Указ о внесении изменений и дополнений в указ президента Российской Федерации от 17.09.1994 г. № 1928 .- СПС «Консультант Плюс».
3. Постановление правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 557-ПП — СПС «Консультант Плюс».
4. Бекетова О. Н. Бизнес-планирование (конспект лекций): Лекция 4. Общие рекомендации по составлению бизнес-плана.
5. Бизнес GiD: [Бизнес-план: понятие, цели и задачи, структура (ред. от 5.03.2011 г.)].
6. Бизнес-план. Зарубежный и отечественный опыт / Под ред. Попова В. М. — Чебоксары, 2009, 356 с.
7. Жаров И. Бизнес-план и средства его создания: Корпоративный менеджмент.
8. Издательский дом ГЕЛИОН
9. Информационное агентство Мурманска и Мурманской области: Статья «На 100-летие Мурманска потратят более 28 млрд рублей» от 6.03.2014г.
10. Комсомольская правда: Статья «Деревяшки к 100-летию Мурманска все-таки останутся?».
11. Культин Н. Б. Инструменты управления проектами: ProjectExpert и MicrosoftProject. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012.-157 с.
12. Магазин лицензионных программ
13. Московское отделение PMI
14. Министерство экономического развития Мурманской области
15. Новиков Д. А. Управление проектами: организационные механизмы: Административно-управленческий портал.
16. Новиков М. В., Т. С. Бронникова Разработка бизнес-плана проекта Учебное пособие.
17. Полковников А. В. Управление проектами. — М.: Олимп-Бизнес, 2013. — 552 с.
18. Сайт по управлению проектами для начинающих
19. Сайт об управлении проектами в России и системах управления проектами
20. Управление проектами. / Под общ. ред. И. И. Мазура. — М.: Омега-Л, 2013. — 960с.
Приложение 1
РАСПОРЯЖЕНИЕ от 21 декабря 2011 г. N 2310-р.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 апреля 2011 г. N 385 «О праздновании 100-летия основания г. Мурманска» :
1. Утвердить прилагаемый план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 100-летия основания г. Мурманска (далее — план).
2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию мероприятий плана, осуществлять их финансирование за счет средств, предусматриваемых указанным органам в федеральном бюджете на соответствующий период.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в подготовке и проведении празднования 100-летия основания г. Мурманска.
4. Минкомсвязи России оказывать содействие правительству Мурманской области в освещении в государственных средствах массовой информации мероприятий плана.
5. Правительству Мурманской области ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, представлять доклад о ходе реализации плана в организационный комитет по подготовке и проведению празднования 100-летия основания г. Мурманска.
6. Федеральным органам исполнительной власти осуществить мероприятия по подготовке к празднованию 100-летия основания г. Мурманска зданий и сооружений, расположенных в г. Мурманске и закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении указанных органов