Эффективное производство и справедливое распределение
Осуществляя процесс индивидуального труда, человек решает одновременно три задачи, обусловленные его потребностями: что должно быть получено в результате труда, сколько и для удовлетворения каких именно потребностей. Очевидно, что в самой постановке третьей задачи содержится отношение распределения ожидаемых результатов между многочисленными потребностями человека. В процессе общественного труда… Читать ещё >
Эффективное производство и справедливое распределение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время в условиях рыночной экономики, когда характерна экономическая нестабильность, когда развитие сменяется периодом кризисов и катаклизмов, от предприятий требуется повышение экономической эффективности производства, а, следовательно, и справедливое распределение доходов.
Эффективность производства и справедливое распределение относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития общественного производства в целом и каждого предприятия в отдельности. В наиболее общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественное соотношение двух величин — результатов деятельности и затрат. Проблема повышения эффективности производства занимает в жизни предприятия центральное место. Сущность проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов.
В рыночной практике встречаются самые различные формы проявления экономической эффективности. Социальная эффективность отражает решение конкретных социальных задач (например, улучшение условий труда, охрану окружающей среды и т. д.). Обычно социальные результаты тесно связаны с экономическими, поскольку основу всякого прогресса составляет развитие материального производства.
Цели данной курсовой работы: разобрать проблемы эффективного производства и справедливого распределения и возможен ли между ними компромисс.
Задачами данной курсовой работы являются рассмотрение основных теоретических аспектов экономической эффективности предприятия и справедливого распределения, выявление проблем сочетания повышения эффективности и справедливости и проведение анализа эффективности деятельности предприятия, с помощью показателей и методов оценки эффективности производства.
Глава 1. Теоретические аспекты категорий эффективность и справедливость
1.1 Понятие эффективности производства. Показатели и методы оценки
Эффективность производства — важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимается степень использования производственного потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного производства. Чем выше результат при тех же затратах, тем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства. Обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда. [5, 112c].
Эффективность производства — это показатель деятельности производства по распределению и переработке ресурсов с целью производства товаров. Эффективность можно измерить через коэффициент — отношение результатов на выходе к ресурсам на входе или через объёмы выпуска продукции, её номенклатуры.
Суть проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в том, чтобы на каждую единицу трудовых, материальных и финансовых ресурсов добиваться существенного увеличения объёма производства продукции. Это, в конечном счете, означает повышение производительности общественного труда, что и является критерием повышения эффективности производства.
Необходимость и возможность повышения эффективности производства обусловливается как совокупностью постоянно действующих факторов, так и рядом особенностей современного этапа развития предприятия. [3,17−20c].
Проблема эффективности в целом не нова, она существует в той или иной интерпретации с периода возникновения материального производства и отражает взаимосвязь производственных отношений определенного способа производства. В условиях формирования рыночных отношений, когда результаты работы одних субъектов рынка зависят от четкости и слаженности работы других субъектов, проблема эффективности становится определяющей.
Рис.1.Виды эффективности производства.
Итак, залог успеха деятельности любого предприятия кроется в постоянном повышении эффективности производства, систематическом анализе производственной деятельности, разработке и внедрении мероприятий нацеленных на повышении эффективности производства.
Рассмотрим систему показателей эффективности производства.
Система показателей эффективности производства должна давать всестороннюю оценку использования всех ресурсов предприятия и содержать все общеэкономические показатели. Очень важно, чтобы расчеты эффективности производства велись непрерывно: на стадиях проекта плана, утверждения плана, по мере его выполнения.
В системе показателей эффективности производства не все из них имеют одинаковую значимость. Есть главные и дополнительные (дифференцированные) показатели. Если первые принято называть обобщающими, то вторые являются функциональными, характеризующими какую-либо определённую сторону деятельности.
Обобщающие показатели в основном выражают конечные результаты производства и выполнение стратегических заданий. Функциональные показатели используются для анализа и выявления резервов эффективности, устранения узких мест в производстве.
Действенная, мобилизующая роль показателей эффективности производства во многом определяется методологией их расчета.
Следует заметить, что, ориентируясь только на темпы роста как на показатель, характеризующий эффективность производства, можно упустить главный фактор эффективности — интенсификацию производства, т.к. высокие темпы роста могут быть достигнуты и за счет экстенсивных факторов, т. е. в результате дополнительных капитальных вложений на расширение производства (новое строительство, обновление оборудования, реконструкция предприятий), хотя использование средств и внутренних резервов производства при этом может оставаться на низком уровне.
Однако было бы ошибочно из сказанного делать вывод о непригодности показателя темпов роста для оценки эффективности производства и отдельных технико-экономических показателей.
В среде экономистов велась дискуссия о том, с помощью какого показателя можно наиболее объективно определять эффективность производства. Предлагались различные формулы, но каждая из них имела свои положительные и отрицательные стороны, достоинства и недостатки. И поскольку ни один из предлагаемых показателей не может выступать в качестве универсального, для оценки эффективности производства была введена система показателей, в которой показатели оценки и планирования повышения экономической деятельности были объединены в четыре группы:
Обобщающие показатели экономической эффективности производства.
Показатели эффективности использования труда.
Показатели эффективности использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений.
Показатели эффективности использования материальных ресурсов.
Показатели экономической эффективности должны представлять собой систему оценок, охватывающую всю деятельность предприятия и состоящую из обобщающих показателей:
— темпы роста выпуска продукции
— общая рентабельность и её рост
— затраты на 1ед. продукции, производство чистой продукции на 1ед. затрат К группе показателей эффективности использования живого труда можно отнести следующие:
темп роста производительности труда;
доля прироста объёма производства в результате роста производительности труда;
относительная экономия живого труда.
Следующей группой функциональных показателей являются показатели использования производственных фондов и капитальных вложений. Сюда могут быть отнесены такие показатели:
фондоотдача;
прирост оборотных средств к приросту товарной продукции;
производство чистой продукции на 1 единицу среднегодового объема оборотных средств;
относительная экономия основных производственных фондов;
относительная экономия оборотных средств;
оборачиваемость оборотных средств;
прирост оборотных средств к приросту товарной продукции;
удельные капитальные вложения на единицу вводимой производственной мощности;
удельные капитальные вложения на единицу прироста продукции;
срок окупаемости капитальных вложений.
Перечисленные показатели отражают уровень использования средств производства в одном производственном цикле, частично или полностью переносящих свою стоимость на готовую продукцию. В связи с этим использование средств производства существенно влияет на уровень эффективности. Последние три показателя характеризуют эффективность капитальных вложений, направляемых на увеличение выпуска продукции.
Следующей группой функциональных показателей являются показатели использования материальных ресурсов:
относительная экономия материальных затрат;
снижение удельного расхода материалов.
материальные затраты на 1 единицу товарной продукции.
Вывод: здесь были приведены показатели эффективности производства, которые необходимы для оценки эффективности производства предприятия. На основании данных показателей управление предприятием должно совершенствовать управление производством предприятия в целях повышения эффективности производства.
1.2 Отношение производства к распределению. Понятие распределения. Распределительная справедливость
Распределение — одна из фаз (стадий) общественного воспроизводства, связующее звено между производством и потреблением. В процессе распределения выявляется доля (пропорция) производителей в реализации и использовании совокупного общественного продукта и национального дохода. Этому предшествует распределение средств производства по отраслям народного хозяйства и предприятиям, а также распределение членов общества по различным родам производства. Ведущую, определяющую роль в единстве составных элементов процесса воспроизводства играет производство. [4, 102c]
К. Маркс отмечал, что «…в процессе производства члены общества приспособляют продукты природы к человеческим потребностям; распределение устанавливает пропорцию, в которой каждый индивидуум принимает участие в произведенном… Распределение определяет отношение (количество), в котором продукты достаются индивидуумам» .
Каждый способ производства обусловливает и свои собственные формы распределения. «Структура распределения, — писал К. Маркс, — полностью определяется структурой производства. Распределение само есть продукт производства — не только по содержанию, ибо распределяться могут только результаты производства, но и по форме, ибо определенный способ участия в производстве определяет особую форму распределения, форму, в которой принимают участие в распределении» .
Вывод: будучи обусловлено характером производства, распределение в свою очередь оказывает активное воздействие на него. Оно может, например, способствовать росту производства или тормозить его, обеспечивать преимущественное развитие одних отраслей и сдерживать развитие других, изменять соотношение между производительным и личным потреблением путём увеличения доли продуктов, идущих в производительное потребление, и уменьшения доли продуктов, идущих в личное потребление, и наоборот.
Распределение в экономической системе выступает либо как момент самого производства, либо как акт, следующий непосредственно за актом производства. Содержанием отношений распределения является функция установления долей, или пропорций, в соответствии с которыми произведенный продукт поступает в распоряжение субъектов его производства.
Осуществляя процесс индивидуального труда, человек решает одновременно три задачи, обусловленные его потребностями: что должно быть получено в результате труда, сколько и для удовлетворения каких именно потребностей. Очевидно, что в самой постановке третьей задачи содержится отношение распределения ожидаемых результатов между многочисленными потребностями человека. В процессе общественного труда посредством распределения решается еще одна общественно важная задача: на удовлетворение чьих именно потребностей должен быть направлен создаваемый продукт. В обществе, основанном на товарном производстве, возникает иллюзия, заключающаяся в том, что функции распределения продукта полностью реализуются в процессе товарного обмена. На этой иллюзии строятся рыночные теории, которые вообще обходятся без анализа отношений распределения, подменяя его анализом обмена между собственниками факторов производства. Факторы, определяющие законы распределения продуктов труда и товарного обмена, не тождественны. Факторами распределения являются:
— способы участия людей в производстве, их основной характеристикой является степень свободы соединения людей со средствами производства;
— распределение людей в системе функционального разделения труда;
— отношения принадлежности производительных сил, применяемых в процессе производства.
Вывод: справедливость в распределительных отношениях не означает уравнения. Она заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход, и, чтобы ни одна группа людей не пребывала в нищете при чрезмерной роскоши других.
Концепция распределительной справедливости имеет дело со справедливостью в экономических отношениях между членами общества: со справедливостью в совместной производственной деятельности, в торговле потребительскими товарами, в предоставлении общественных благ. Данные формы обмена дают возможность получения взаимной выгоды. При этом распределительная справедливость — это справедливость структур, оказывающих влияние на распределение соответствующих выгод между индивидами с учетом их усилий, альтернативных издержек и затрат ресурсов.
Распределительная справедливость составляет один из аспектов социальной справедливости. Она относится к тому, в какой мере доля благ, получаемая членами социальной группы, отвечает нормам справедливости [13, 216−219c]. (напр., в сфере бизнеса — это доля от прибылей фирмы, которую получает каждый ее работник).
Вывод: нормы распределительной справедливости являются всеобщими, потому что они могут быть применены в любой ситуации, вовлекающей любых участников и любые типы благ.
1.3 Эволюция взглядов на эффективное производство и справедливое распределение
Альфред Маршалл (1842−1924) — один из ведущих представителей неоклассической экономической теории, лидер кембриджской школы маржинализма. Маршалл признает, что в современной ему экономике «распределение национального дивиденда плохое». Но если допустить «равное распределение национального дохода, — пишет он, — …доходы народных масс — хотя они, конечно, значительно возрастут разово вследствие устранения всех неравенств — и близко не поднимутся даже временно к уровню, предсказываемому социалистическими ожиданиями золотого века.
Неравномерность богатства… серьезный дефект в нашем экономическом устройстве. Любое уменьшение его, достигнутое средствами, которые не подрывают мотивов свободной инициативы,. было бы, по-видимому, явным общественным достижением".
Важным течением в неоклассической науке стала теория благосостояния. Значительный вклад в нее внести Г. Седжвик и А. Пигу.
Генри Седжвик (1838−1900) в своем трактате «Принцип политической экономии» утверждал, что частная и общественная выгоды не совпадают, что свободная конкуренция обеспечивает эффективное производство богатства, но не дает справедливого распределения его. Система «естественной свободы» порождает конфликты между частными и общественными интересами. Конфликт возникает и внутри общественного интереса: между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений. [8, 61−67].
Артур Пигу (1877−1959). Главный труд «Экономическая теория благосостояния». В центре его теории — понятие национального дивиденда (дохода). Он считал национальный дивиденд показателем не только эффективности общественного производства, но и меры общественного благосостояния. Пигу поставил задачу — выяснить соотношение экономических интересов общества и индивида в аспекте проблем распределения, используя понятие «предельный чистый продукт».
Пигу вошел в историю экономической мысли как мыслитель, завершивший создание неоклассической теории благосостояния.
Джон Бейтс Кларк (1847−1938) — основатель американской школы маржинализма, внесший заметный вклад в формирование неоклассической экономической теории конца XIX в.
Наиболее значимы его труды «Философия богатства» (1886) и «Распределение богатства» (1899), в которых ему удалось углубиться в наиболее популярные в ту пору маржинальные идеи и обозначить неординарные положения: «Распределение общественного дохода» регулируется общественным законом, который «при совершенно свободной конкуренции» может обеспечить каждому фактору производства создаваемую им сумму богатства.
Главная заслуга Кларка состоит в разработке концепции распределения доходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства, которую в экономической литературе называют законом предельной производительности Кларка.
По мнению ученого, этот закон имеет место в условиях свободной (совершенной) конкуренции, когда мобильность всех хозяйствующих субъектов способствует достижению параметров равновесия экономики.
Кларк решил сосредоточиться на принципе убывающей предельной производительности однородных, т. е. обладающих одинаковой эффективностью, факторов производства. Это означает, что при неизменной капиталовооруженности предельная производительность труда начнет снижаться с каждым вновь привлеченным работником и, наоборот, при неизменной численности работающих предельная производительность труда может быть выше только благодаря возросшей капиталовооруженности. [7, 75−77с].
Вывод по главе: связь справедливого распределения и эффективного производства заключается в том, что структура распределения полностью определяется структурой производства. Распределение — это продукт производства — не только по распределяемому предмету, так как распределяться могут только результаты производства, но и по форме, так как определенный способ участия в производстве определяет особые формы распределения, те формы, в которых люди принимают участие в распределении. Распределение продуктов есть лишь результат этого распределения, которое заключено в самом процессе производства и которое определяет структуру производства.
Глава 2. Создание эффективного производства и справедливого распределения
2.1 Оценка эффективности деятельности предприятий
Принимать обоснованные и эффективные управленческие решения в быстро меняющейся бизнес-среде становится все сложнее. Опыт работы с предприятиями различных отраслей промышленности показывает, что успешное решение проблем зависит от двух составляющих: ситуационного анализа сложившегося положения дел и моделирования сценариев развития бизнеса.
Если качество продукции определяется строгим соблюдением технологии его изготовления, то результат управления предприятием не в меньшей степени зависит от соблюдения правильной технологии управления. По сути, это технологии создания определенного порядка и правил принятии эффективных решений. Они помогут настроить механизм работы компании, раскрыть ее внутренние возможности действия и решения проблем по-новому. Такой подход направлен на осуществление прогрессивных изменений в компании как организации.
Сегодня нужна тонкая настройка такого сложного организма, как предприятие, выявление реальных проблем и действительных причин. Важно понять, что в прежней системе неэффективно и что изменить. Для этого нужен подход комплексный, системный, охватывающий все предприятие и его взаимосвязи как единый организм и разнообразный инструментарий с умением и навыками работы с ним.
Прежде всего речь идет о двух основных направлениях подготовки аналитической информации для управления и планирования прибыли и финансами компании в условиях динамичной внешней среды.
Ситуационный анализ:
Аналитическая составляющая включает пять модулей, каждый из которых позволяет исследовать ситуацию на предприятии с различных точек зрения, а в совокупности они дают комплексное представление о сложившемся положении дел.
Начинать можно с изучения «Карты проблем компании», полученной в результате анкетирования ее специалистов. Она дает внутренний срез проблем на базе субъективной оценки ситуации. С помощью балльной оценки опрос позволяет выявить основные проблемные области — производство, оборудование, технологии, маркетинг-сбыт, сырье и материалы, оборотные средства — и упорядочить их по степени важности.
Оценка ситуации глазами специалистов имеет существенное значение для диагностики сложившейся ситуации. Результаты опроса показывают, что многие проблемы лежат на поверхности. Специалисты воспринимают их на уровне опыта своей деятельности. Но поскольку эти проблемы не обсуждаются в компании открыто, потенциал специалистов для изменения ситуации остается невостребованным. А это важная особенность технологии управления.
Финансовый анализ предприятия:
Технология финансового анализа раскрывает негативные тенденции в прибыли, механизм движения финансовых средств внутри компании и с ее внешней средой и помогает понять, какие проблемы требуют незамедлительного разрешения. Он отвечает на вопрос, что происходит с финансами, как они движутся, где заморожены. Это позволяет определить проблемные области в работе компании и увидеть слабое звено в цепочке сбыт — снабжение — производство.
Провести диагностику финансового положения, понять, зарабатывает ли компания собственные средства для финансирования текущей деятельности, в чем заключается потенциал будущей доходности и каковы возможности финансирования ее роста.
Такой подход отличается от традиционного тем, что вскрывает главную причину, порождающую финансовые проблемы, финансовые диспропорции и структурный дисбаланс, а не описывает отдельные показатели.
Разбалансировка механизма работы предприятия происходит очень медленно, годами. Диспропорции приводят к ограничению подвижности и гибкости реагирования на изменение ситуаций. Предприятие не может приспособиться к изменениям во внешней среде и в результате работает неэффективно. Со временем наступает критическая ситуация, когда развившийся дисбаланс дает о себе знать. Тогда наступает момент, когда нужно что-то делать и вносить изменения в систему работы, а это затрагивает всю компанию, не только ее финансы.
Финансы лишь отражают проблемы в экономике и реальной сфере производства, снабжении и сбыте. За финансовыми трудностями скрываются снижение доходов и рост затрат. Для их диагностики служит другой инструментарий, матричный метод анализа и ряд других, высвечивающие экономику предприятия и степень эффективности управления ресурсами и результатами не с привычной традиционной точки зрения.
Анализ и оценка производственно-хозяйственной деятельности:
Матричная модель компании позволяет комплексно и быстро провести анализ и получить оценку эффективности работы компании, разложив экономическую цепочку создания стоимости. Дает качественную характеристику результатов деятельности и помогает понять, какой ценой достигаются результаты, то есть насколько «здорова» компания с экономической точки зрения, сбалансирован ли ее рост и наступили ли его границы.
Такой анализ отражает качество и методы работы, в том числе в отдельных службах предприятия, и позволяет оценить результаты принимаемых решений и действий руководителей различных уровней, меру контроля и управления ресурсами и процессами и помогает выявлять первые признаки неэффективной работы предприятия при кажущемся благополучии отдельных показателей.
Анализ себестоимости выпускаемой продукции, оказываемых услуг:
Многофакторная модель финансового результата позволяет измерить в денежном выражении влияние изменений внутренних (отдачи, производительности ресурсов) и внешних факторов (цен продуктов и ресурсов) на прибыль, установить причины падения доходов и роста затрат, а также проанализировать, как с помощью различных стратегий управления воздействовать на прибыльность компании. Она помогает глубоко вникнуть в процесс образования прибыли и увидеть системные причины падения доходов и роста затрат.
Оценка эффективности изготовления (технологии) отдельного продукта (услуги):
Модель финансового результата по продукту и по всей номенклатуре позволяет вникнуть в экономику производимого продукта, проанализировать процесс его производства не только с точки зрения стоимостной оценки, но и на основе данных о количественном использовании ресурсов, объема продуктов и времени. При этом можно рассчитывать влияние различных факторов на прибыль, а именно: изменений цен ресурсов и продуктов; объемов производства в натуральном выражении; издержек; производительности.
Смысл этого аналитического инструментария состоит в оценке эффективности производства отдельного продукта для того, чтобы понять, что с ним делать дальше. Полученная информация даст ответ на вопросы: какой продукт и как мы производим? Приносит ли это доход? Стоит ли производить эти продукты дальше? Как, например, только разрезав и попробовав яблоко, вы видите, что у него внутри, и решаете: съесть его, отправить в компот либо выбросить. По сути, выявление факторов, повлиявших на эффективность производства продукта, и есть вкусовые ощущения, которые вы испытываете в случае с яблоком. Но это лишь начало главного процесса моделирования программы производства и сбыта, после которого и принимаются решения о производстве тех или иных продуктов. 15, 91−99c].
Вывод: Работать с приведенными моделями и расчетами необходимо, чтобы своевременно корректировать сложившиеся представления о действительности с реальным положением дел. Главное — работать с выверенной экономической информацией и грамотно интерпретировать результаты полученных расчетов.
2.2 Проблемы сочетания повышения эффективности и справедливого распределения
Анализ нужен не ради самого анализа, а для того, чтобы моделировать развитие бизнеса, конкретной ситуации на неделю, месяц, год. Чтобы понимать, на какой продукт изменять объемы выпуска, а какого снижать, какие продукты производить. Как мы позиционируем себя на рынке.
На следующем этапе важно выстроить реальную экономическую модель предприятия с правильными пропорциями, разрабатывать на ее основе различные сценарии развития и реализовать ее на практике.
Моделирование вариантов развития бизнеса — это действенный инструмент, помогающий сделать управление предприятием эффективным и результативным. Его применение на практике помогает специалистам изменить способ взаимодействия между службами, говорить на одном языке и вырабатывать совместное (не общее и не единое для всех) понимание и решение проблем.
Оптимизация программы производства и сбыта продукции на основе ее моделирования — это способ управления доходами и затратами предприятия.
Технология моделирования программы производства и сбыта включает следующие этапы.
Первый состоит в анализе сложившейся продуктово-ассортиментной программы в разрезе продуктовых групп по методу сумм покрытия и построении экономической модели предприятия в виде структуры доходов и затрат по каждому продукту или группам продуктов.
Второй — в согласовании и принятии экономических и финансовых критериев доходности отдельных продуктов с точки зрения предприятия и их продаваемости на рынках. Определение на их базе выгодного для предприятия ассортимента и разработке мероприятия по выводу убыточных продуктов из программы.
На третьем этапе проверяют потенциальные возможности и ограничения производственных мощностей для выпуска больших объемов самой доходной продукции и их реализации на рынках.
На четвертом — рассчитывают количественные параметры (объем выпуска и цены) выбранного ассортимента (оптимальную программу производства и быта). Составляют бюджеты общепроизводственных и общехозяйственных расходов, занимаются их оптимизацией.
На пятом — расписывают план производства по рынкам сбыта с учетом производственных мощностей.
Чтобы действительно управлять программой производства и связанными с ней издержками, нужно дифференцированно подходить к результатам деятельности всего предприятия, то есть по отдельным продуктам, группам продуктов, клиентам, рынкам и рыночным сегментам и т. д. Здесь возникает проблема определения стратегии продаж: продавать и планировать к выпуску больше того продукта, который прибыльнее. [15, 91−99c].
После тщательного изучения ситуации с каждым продуктом и его положения на рынке можно подумать и о возможностях оптимизации доходов и затрат на производство. Для этого нужно заглянуть немного вперед и поставить практическую задачу: как сделать продукты более доходными? Как сделать убыточный продукт доходным?
Но что действительно тревожит — это снижение зарплат, которое уже происходит. Ведь в реальном секторе экономики, в коммерческих компаниях они состоят из стабильной части и стимулирующей — всякие бонусы, премии, надбавки. И в тех сферах, где ощущаются трудности сбыта продукции, сворачиваются долгосрочные проекты, начали снимать стимулирующие надбавки. Но основную часть зарплаты пока все равно платят. Тем не менее снижение доходов начинает носить довольно системный характер. [16, 48−53c].
Решить эти вопросы можно с помощью методов финансово-экономических расчетов, которые позволяют учесть разнообразные взаимосвязи между доходами и затратами и проследить влияние принятых решений об изменении объемов, цены и переменных издержек на доходность продуктов и всего предприятия.
Смысл моделирования сводится к поиску таких решений об изменении объемов выпуска и цены продукта, а также возможностей снижения цен и тарифов на электроэнергию (или при условии роста цен на сырье и тарифов на энергоресурсы), которые позволят увеличить доходность каждого продукта.
Расчеты по моделированию производственной программы предприятия помогут установить важные финансово-экономические зависимости и использовать их при принятии управленческих решений; построить экономическую модель компании и на ее основе разрабатывать различные варианты.
Проводя такие расчеты, руководитель сможет не только постоянно получать информацию о доходности продуктов и пороге прибыли для всего предприятия, но и в реальном режиме времени узнавать, будет ли в краткосрочном периоде достигнут этот рубеж. Ежемесячное наблюдение за «поведением» запланированных и фактических издержек и выручки, а также сравнение запланированной и фактической величин прибыли позволят определить, покроет ли накопленная выручка от оборота накопленные издержки в краткосрочном периоде. С другой стороны, такой анализ дает возможность предварительно узнавать о сокращении сбыта, рассчитывать его влияние на доходы предприятия и своевременно принимать соответствующие меры (до наступления потерь).
Совместное обсуждение результатов моделирования поможет сформировать политику сбыта: выявлять допустимые пределы загрузки мощностей, чтобы приспосабливаться к конъюнктурным и сезонным колебаниям спроса и находить дополнительные возможности для предприятия.
Логическая последовательность шагов позволяет установить реальное положение дел и понять главную причину выявленной проблемы. Кроме того, такой подход проводится с точки зрения эффективности отдельных управленческих решений, принятых в снабжении, производстве, сбыте, и их влияния на конечные результаты деятельности компании (доходность и ликвидность), а также политику финансирования. В конечном итоге это помогает оценить эффективность работы команды менеджеров предприятия.
Другая особенность — обсуждение полученной информации в команде специалистов компании, руководителями основных служб (сбыт, снабжение и производство), использование ее как языка общения, что способствует обучению и позволяет использовать потенциал специалистов для разрешения проблем. Работа с аналитической финансово-экономической информацией предполагает умение увидеть за цифрами и показателями реальные процессы и складывающиеся в реальной жизни тенденции.
Две составляющие технологии управления взаимосвязаны, они высвечивают разные грани работы компании и дополняют друг друга. Для каждого модуля разработаны отдельные программы, которые помогают отрабатывать отдельные блоки. Их синтез проявляется в подготовке на их основе системы отчетов для руководства (ежемесячный, ежеквартальный, годовой, а при необходимости и недельный) и позволяет наладить и упорядочить аналитическую работу. Со временем их можно автоматизировать при правильной постановке задачи самими специалистами предприятий. Предлагаемые технологии управления предприятием — один из элементов эффективной работы руководителя. [15, 91−99c].
Вывод: Самое главное — важно настроить механизм работы предприятия на саморегулирование. Иначе говоря, в первую очередь необходимы дисциплина финансов, оптимизация финансовых схем и потоков, реальное моделирование денежных потоков и, наконец, система сквозного финансового планирования.
2.3 Варианты сочетания эффективного производства и справедливого распределения
Можно спорить, когда начался российский кризис, гадать, когда он закончится. Но уже сейчас извлечь уроков можно более чем достаточно, в том числе и в социальной политике.
Важнейшим ее изъяном в докризисные годы был постоянно увеличивающийся в России разрыв в уровне и качестве жизни между различными общественными и региональными группами населения.
По сути, страна разделилась на два основных сектора. Первый — примерно 30 процентов населения, связанных с экспортными отраслями (нефть, газ, металлы) и обслуживающими их банками, финансовыми компаниями. У них есть собственная сеть учреждений образования и здравоохранения. Второй сектор — оставшиеся 70 процентов населения, которые слегка улучшили свое материальное положение за счет «крошек с барского стола», но так и остались без комфортабельного жилья, качественного образования и эффективной медицины. Об этом, в частности, говорят экстремально низкие показатели средней продолжительности жизни и международных сопоставлений качества общего и профессионального образования. И несмотря на обилие бюджетных ресурсов, доля ВВП, направляемая на развитие человеческого капитала, в России в 1,5−2 раза меньше, чем в развитых странах.
Такого рода негативные социальные тенденции говорят о том, что в нашей стране так и не выстроился адекватный перераспределительный механизм, обеспечивающий баланс между реализацией двух основополагающих общественных институтов: social safity ne и рынок.
В чем суть первого из них?
В русском переводе это — «сетка социальной безопасности». Это означает, что любой член общества может рассчитывать на ту или иную форму поддержки в случае его попадания в сложную жизненную ситуацию. Речь идет и о тарелке бесплатного супа, и о ночлежке для бомжа, и о бесплатном и доступном всеобщем качественном медицинском обслуживании. Фактически наличие полноценной «сетки социальной безопасности» и есть главный признак функционирующего «социального государства» .
Если мы объективно посмотрим на социальное положение в России, то очевидно, что упомянутая «сетка» имеет многочисленные зияющие дыры. Вот только некоторые из них. Во-первых, недоступность даже самого элементарного медицинского обслуживания (половина работающих людей не посещает врачей из-за очередей или невозможности оплатить прием). Во-вторых, степень удовлетворения потребности в высокотехнологичной медицинской помощи — не более 20 процентов. В-третьих, 2 миллиона детей не посещают школу, не меньшее их число может быть отнесено к безнадзорным. В-четвертых, отсутствует страхование по безработице. В-пятых, фактически деградировало обязательное пенсионное страхование. В-шестых, так и не создана система медико-социальной реабилитации инвалидов.
Казалось бы, латание всех этих дыр несовместимо с рыночными принципами и должно происходить в рамках чисто бюджетных подходов. Однако это не так. Многие из социальных проблем можно закрыть умелым использованием страхования. Но даже чисто бюджетные подходы необходимо объединять с современными механизмами обеспечения эффективности государственных расходов, что вполне соответствует рыночным принципам. Попытаемся показать это на нескольких примерах.
То, что миллионы людей лишаются работы и (или) заработка из-за сокращенного рабочего времени, административных отпусков и тому подобных неприятных вещей, — прямой и неизбежный результат нашей экономической политики последних лет. Крепнущая экспортно-сырьевая примитивизация российской экономики вкупе с ее сверхмонополизацией создала два флюса на рынке труда.
Первый — это раздутые штаты в компаниях, получающих легкие деньги. При 100-процентной рентабельности можно позволить себе содержать многочисленный, хорошо зарабатывающий, но по сути бесполезный «офисный планктон». Но когда рентабельность быстро снижается, судьба этих ни в чем не повинных людей очевидна — они оказываются на улице. Причем это в своей массе молодые и малоквалифицированные (несмотря на дипломы о высшем образовании) люди, которым придется довольно круто менять свою жизнь.
Второй флюс — миллионы безнадежно, морально и технически устаревших рабочих мест (реликтов советской экономики), на которых невозможно получать сколько-нибудь приличную зарплату, сосредоточенных главным образом в российской провинции и в моногородах. Если до кризиса они держались только благодаря крошкам с экспортно-сырьевого стола, то сейчас у них нет шансов на выживание. И тут ничего не поделаешь: этот балласт давно надо было сбросить.
Но если еще пару лет назад ликвидация двух этих флюсов могла пройти относительно безболезненно с социальной точки зрения, то сейчас — хотим мы того или не хотим — это уже стало происходить, что называется, по факту. Поэтому оказание административного давления на работодателей с тем, чтобы они не увольняли персонал, лишь загоняет проблему вглубь. Платить нечем и не из чего, деньги дешевеют, люди в любом случае будут недовольны. А кормя их пустыми обещаниями, мы просто лишаем их выбора, возможности найти выход из тяжелой ситуации, которая неизбежно будет только усугубляться. Результатом станет еще большая озлобленность и вероятность стихийного развития событий.
А вот что надо сделать, так это предложить уволенным массированные государственные программы поддержки, которые должны быть несопоставимы по размеру с тем, что выделяется на данный момент. Задача очевидна: если государство все-таки решится использовать самое эффективное оружие для противостояния кризису — освобождение предпринимательской инициативы, — то успеха не будет, если бизнесу не будет предложен необходимый человеческий капитал.
Тут как раз для государства и открывается огромное поле для деятельности. Речь идет о крупной перестройке системы образования, которая должна спасти нашу молодежь от невостребованности и профессионального прозябания. Надо, к примеру, сделать высшее образование (и бакалавриат, и тем более магистерскую степень) привилегией только наиболее продвинутых школьников, которые поступят в вузы, дающие реально конкуренто-способную подготовку. Но это не социальная трагедия для остальных. Мощная и обновленная система учреждений начального и среднего профобразования должна подхватывать всех остальных, давая им возможность стать высокооплачиваемыми и уважаемыми профессионалами — рабочими, техниками, медсестрами, спрос на которых будет всегда, а тем более в посткризисные времена.
Речь идет, конечно, и об обеспечении перелома в состоянии здоровья нации, продолжающем ухудшаться. А это потребует вывода объема бюджетного финансирования на уровень не менее 6 процентов ВВП. [17, 23−28c].
Вывод: Именно реализация масштабных социальных программ способна соединить в один син-энергетический поток усилия двух важнейших институтов нашего общества: бизнеса и государства.
Заключение
экономический эффективность справедливость распределение
На современном этапе развития обеспечение стабильной работы предприятий является задачей первостепенной важности для управляющих всех уровней. Важнейшей качественной характеристикой производства на всех уровнях является — эффективность производства.
В настоящей работе исследованы методы расчетов показателей эффективности производства предприятия. Здесь, даются характеристики показателей эффективности производства, которые необходимо применять при оценке эффективности производства предприятия. На основании расчетов данных показателей управление предприятием должно корректировать процессы производства, совершенствовать управление производством предприятия в целях повышения эффективности производства.
Снижение издержек производства, рациональное использование материальных ресурсов, достижение более высоких экономических показателей и, прежде всего повышение производительности труда и эффективности производства, и на этой базе снижение себестоимости — наиболее важные и актуальные задачи работников управления производством. Для их решения большое значение имеет совершенствование управления и повышение справедливости в распределении доходов в целях повышения его эффективности, овладение методами эффективного управления производством, а также расчеты и сравнение показателей эффективности производства предприятия.
Необходимым условием разрешения поставленных задач является научный поиск, анализ, обобщение практики и обоснование такой системы управления предприятием, которая могла бы обеспечить повышение эффективности производства и насыщение рынка высококачественными товарами, доступными для массового потребителя.
Библиографический список
1 Башков В. З. Общая экономическая теория/В.З.Башков. М: «Издательство ПРИОР» Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. 243 с.
2 Джолдасбаева Г. К. Как повысить эффективность производства//Вопросы экономики. 2007. № 1. 17−20 с.
3 Эдмунд С.Фелпс. Распределительная справедливость /Итуэлл.Дж. Экономическая теория/Дж.Итуэлл. М.: Инфра-М, 2004. 931с.
4 Камаев В. Д. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов / 4е изд., перер. и доп./В.Д.Камаев ВЛАДОС, 2000.
5 Луговой О. Ю. Микроэкономика: учеб. пособие/О.Ю.Луговой. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2000. 184с.
6 Мицек С. А. Производственная функция, распределение доходов и экономический рост //Финансы и кредит. 2008. № 29. с.75−77
7 Новикова В. Возможно ли справедливое распределение доходов?//Экономист. 2006. № 4. с.61−67
8 Прокофьев В. Распределительная справедливость и современные социальные реалии// http://ethicscenter.ru/f/3.html
9 Чепурин М. Н. Курс экономической теории: учебник — 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание/М.Н. Чепурин. Киров: «АСА», 2004. 832 с.
10 Эффективность производства//http://abc.informbureau. com/html/ yooaeoeaiinou_idiecaianoaa.html
11 Выбор методов и моделей оценки эффективности// http://www.ecsocman.edu.ru/evjur/msg/326 690.html
12 Процесс достижения наибольшей эффективности функционирования организаций// http: //vuzlib.net/beta3/html/1/5987/6015/
13 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов/ А.Смит. Петрозаводск: Петроком, 1993. 320с.
14 Маркс К. Капитал// К. Маркс, Ф. Энгельс// соч. 2-е издание. Т1. 510с.
15 Уварова Г, Анташов В. Технология решения проблем предприятия// Экономика бизнеса. 2008. № 37.91−99с.
16 Гонтмахер Е. Проблемы на финансовом рынке вынуждают компании сокращать работников// Российская газета. 2008. № 4765.48−53с.
17 Гонтмахер Е. Заштопать сетку безопасности// Российская газета. 2009. № 4865. 23−28с.