Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление заемным капиталом предприятия на примере ОАО «Стойленский горно-обогатительный комбинат»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Товарная продукция, получаемая при переработке железорудного сырья, — агломерационная руда и агломерационный железорудный концентрат. ОАО «Стойленский ГОК» является успешным, стабильно развивающееся предприятие в составе Группы «НЛМК» — одной из самых эффективных сталелитейных компаний в мире. Организационная структура управления представляет собой организацию отдельных подразделений… Читать ещё >

Управление заемным капиталом предприятия на примере ОАО «Стойленский горно-обогатительный комбинат» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курсовая работа Управление заемным капиталом предприятия на примере ОАО «Стойленский горно-обогатительный комбинат»

1.Теоретическое обоснование управления заемными средствами на предприятии

1.1 Понятие и сущность заемного капитала

1.2 Источники финансирования и цели привлечения заемного капитала

1.3 Управление заемным капиталом

2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «СГОК»

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Организация финансовой работы

2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

3. Анализ управления заемным капиталом в ОАО «СГОК»

3.1 Анализ состава, структуры и динамики заемного капитала

3.2 Анализ показателей эффективности управления заемным капиталом

3.3 Рекомендации по совершенствованию управления заемным капиталом Заключение Список использованных источников Приложения финансовая работа управление заемный капитал

Управление заемными средствами — заемным капиталом — важно как для больших компании, где оборотные средства составляют более половины ее активов, так и для небольших, у которых главный источник финансирования — это краткосрочные обязательства.

В сегодняшний день привлечение заемных средств распространено на практике. С одной стороны, это показатель эффективного функционирования предприятия, с помощью которого восполнен дефицит финансовых ресурсов и который свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственного капитала. С другой стороны, есть риск, связанный с высоким уровнем процента за кредит. Несмотря на это, хозяйствующие субъекты, использующие кредит, в большинстве случаев находятся в более выигрышном положении, так как использование кредита повышает рентабельность собственного капитала.

Актуальность данной темы заключается в том, что на предприятиях объем заемных средств намного превышает объем собственного капитала. В связи с этим возникает необходимость управления привлечением и эффективным использованием заемного капитала, которая является одним из важнейших функций финансового менеджмента. Решения принимаемые в этой области (управление заемным капиталом) должны обеспечивать достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности.

Объектом исследования является ОАО «Стойленский горно-обогатительный комбинат».

Предмет исследования заемные средства предприятия.

Целью данной курсовой работы является: рассмотрение теоретических основ ценообразования, порядок установления цен в ОАО «СГОК», анализ влияния метода ценообразования на конечные цены предприятия и предложение направления совершенствования ценовой политики.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— описать теоретическое обоснование управление заемными средствами на предприятии;

— охарактеризовать организационно-экономическую деятельность ОАО «СГОК»;

— проанализировать управление заемными средствами в ОАО «СГОК».

В процессе написания курсовой работы использованы следующие методы научного познания: изучение и анализ литературы и документов, анализ и синтез, сравнение, классификация, моделирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному.

Теоретической и методической базой для подготовки курсовой работы является методическая и учебная литература, нормативные документы, законодательные акты. Таких авторов как, Савицкая Г. В., Абдукаримов И. Т., Артеменко В. Г., Шеремет, А.Д., Калинина А.П.

Информационная база исследования курсовой работы является бухгалтерская и финансовая отчетность за 2011;2013 гг.

В первой главе рассматриваются теоретические основы управления заемным капиталом предприятия.

Во второй проанализирована финансово-хозяйственная деятельность ОАО «СГОК». Описаны организация финансовой работы предприятия.

В третьей главе произведен анализ управления заемным капиталом на предприятии. Представлены рекомендации по совершенствованию управления заемным капиталом.

Работа изложена на 40 страницах машинописного текста, содержит 7 таблиц, 1 рисунок и 4 приложения. Библиография насчитывает 42 наименования.

1. Теоретическое обоснование управления заемными средствами на предприятии

1.1 Понятие и сущность заемного капитала

Как уже известно, финансовые ресурсы предприятия формируются за счет собственного и заемного капитала. В буквальном смысле слово «капитал» означает главный, основной, т. е. главная сумма. Капитал — это имущество, товары, активы в совокупности, которые используются для дальнейшего обогащения. При рассмотрении данной темы под капталом следует понимать ресурсы, которые используются для производства товаров или оказании услуг. Функционирование любого предприятия происходит с использованием этого капитала, но при недостаче собственных средств, предприятию приходится привлекать их из других организации. Их называют заемным капиталом.

Ковалев В.В. считает, что заемный капитал — это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности.

По мнению Борисова А. Б., заемный капитал — капитал, образуемый за счет получения кредитов, выпуска и продажи облигаций, получения средств по другим видам денежных обязательств. Рассмотрев работы разных авторов, я пришла к мнению, что понятия заемного капитала не сильно отличаются друг от друга.

Л.Л. Ермолович считает, что «заемный капитал — капитал, образуемый за счет банковского кредита и средств, полученных от продажи выпущенных облигаций».

В словаре-справочнике, составленном группой авторов А. А. Зайцевым, Ю. В. Одеговым, В. Г. Одеговым, Г. П. Елисеевым, В. С. Бавдей, приводится следующее определение заемного капитала: «Заемный капитал образуется за счет банковского кредита и средств от выпуска облигаций, эмиссии акций».

В.Б. Ивашкевич рассматривает заемный капитал как часть пассивного капитала и трактует его как «…часть стоимости имущества организации, приобретенного в счет обязательства вернуть поставщику или банку, другому заимодавцу деньги либо ценности, эквивалентные стоимости такого имущества».

Заемный капитал — это денежные средства, полученные в виде долгового обязательства. Главное его отличие от собственного капитала — наличие конечного срока и безоговорочный возврат суммы.

В сегодняшний день можно привести много вариантов к понятию «заемный капитал». В частности, это связано с особенностями сферы его использования. По мнению Н. В. Колчина, к ним относятся долгосрочные ссуды коммерческих банков, приобретение основных средств на основе финансового лизинга и инвестиционный налоговый кредит.

Это можно представить в виде рисунка 1.1.

Рисунок 1.1 Состав заемного капитала по Н. В. Колчину Все эти понятия указывают на то, что заемный капитал, прежде всего, характеризует объем обязательств организации. С появлением обязательств, появляется их срок погашения.

Заемный капитал может использоваться как для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов, так и для формирования краткосрочных финансовых средств в каждый производственный цикл.

Предприятиям часто приходится брать дополнительные денежные средства в долг, исходя из того, что без денег они просто не смогут вести свою деятельность, то есть по мере развития организации возникает потребность в привлечении заемных средств. Привлечение заемных средств является фактором успешного функционирования предприятия, может свидетельствовать о доверии кредиторов и повысить рентабельность собственных средств.

Но также при этом возникает кредиторская задолженность, организация обременяется финансовыми обязательствами. Для характеристики эффективности управленческих финансовых решении нужно учитывать величину и эффективность использования заемных средств. Величина заемных средств связана с источником привлечения заемного капитала, а эффективность их использования зависит от изначально поставленной цели привлечения заемного капитала.

1.2 Источники финансирования и цели привлечения заемного капитала

Источники финансирования предприятия делят на внутренние (собственный капитал) и внешние (заемный и привлеченный капитал).

Внутреннее финансирование (самофинансирование) предполагает использование собственных средств — уставного фонда, а также потока средств, формируемого в ходе деятельности предприятия, и, прежде всего, чистой прибыли и амортизационных отчислений. Внешнее финансирование предусматривает использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и граждан. Кроме того, оно предполагает использование денежных ресурсов учредителей предприятия.

Такое привлечение необходимых финансовых ресурсов часто бывает наиболее предпочтительным, так как обеспечивает финансовую независимость предприятия и облегчает в дальнейшем условия получения банковских кредитов.

Таким образом, внешнее финансирование означает, что капитал был предоставлен предпринимательской фирме из внешних источников. Метод финансирования — это совокупность способов привлечения инвестиционных ресурсов с целью финансирования деятельности предприятия. В научной литературе встречается такое понятие как «форма финансирования». Некоторые авторы эти понятия отождествляют с понятием «метод финансирования», однако формой финансирования следует признать внешние проявления сущности финансирования. Само понятие «финансирование» также можно определить как специфическую экономическую форму управления ресурсами в соответствии с интересами субъектов.

Наиболее приемлемой формой финансирования развития является проектное финансирование. Экономист О. Стен Рэнсен определяет проектное финансирование как финансирование отдельной экономической единицы, при котором кредитор исходит из того, что потоки наличности данной экономической единицы являются первичными источниками средств для погашения кредита, а ее собственные средства — обеспечением кредита.

С таким определением можно согласиться, поскольку с точки зрения инвестора главной целью проектного финансирования является организация займа или проекта, дающего выгоду как инвестору, так и поручителю, и в то же время в значительной мере освобождающего последнего от риска регресса на него. Финансирование проектов часто называют балансовым финансированием, при котором нехватка собственных средств участников проекта замещается банковским кредитом. Заемные средства привлекаются организацией на строго целевой основе. Правильно установленная цель является основным фактором эффективного использования этих средств. Заемный капитал может формироваться для следующих целей:

а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация);

г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;

д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.

1.3 Управление заемным капиталом

При привлечении заемного капитала руководство предприятия, прежде всего, должно оценить возможности использования данных денежных средств, так как, с одной стороны, заемный капитал позволяет существенно расширить масштабы бизнеса, а с другой — заемный капитал должен принести прибыль компании после того, как будут выплачены проценты инвесторам.

Управление заемным капиталом необходимо осуществлять на основании определенной стратегии, которая должна не только описывать, каким образом будут потрачены денежные средства, но и учитывать риски, которые могут возникнуть при использовании полученных денежных средств.

Перед тем, как привлечь денежные средства, необходимые для деятельности предприятия, необходимо изучить рынок заемного капитала, а также выбрать наиболее выгодный способ привлечения капитала. В зависимости от целей компании, заемный капитал может быть привлечен как с помощью кредитов, так и с помощью выпуска различных видов ценных бумаг, которые могут быть размещены на открытых торгах на отечественных или зарубежных рынках.

Кроме того, необходимо определить период времени, на который будет привлечен заемный капитал, так как на рынке могут присутствовать как «короткие», так и «длинные» деньги, «стоимость» которых может существенно отличаться.

При привлечении заемного капитала многие компании занимаются не только самостоятельным анализом, но и обращаются к независимым аудиторским компаниям, которые могут предложить наиболее выгодный способ привлечения денежных средств, а также выбрать наиболее эффективные методы управления заемным капиталом.

Управление заемным капиталом также подразумевает строгий контроль финансовой деятельности компании, благодаря которому, возможно, предприниматель сможет погасить свои задолженности в более короткие сроки или, наоборот, привлечь еще большие денежные средства.

В случае если компания привлекла заемный капитал, выпустив ценные бумаги, информация о финансовой деятельности предприятия должна публиковаться в открытых источниках информации.

Эффективность управления заемным капиталом компании определяется по целому ряду экономических показателей, которые включают в себе как различные виды издержек, так и различные виды прибыли, которые получит компания в определенный период времени.

В то же время, эффективность управления заемных средств характеризует такой показатель как финансовый леверидж, которые влияют на измерение коэффициента рентабельности собственного капитала. Финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показателем финансового левериджа является эффект финансового рычага. Посредством привлечения заемных средств организация получает возможность увеличения рентабельности собственных средств, что представляется весьма важным с точки зрения собственника, поскольку на каждый вложенный рубль собственных средств он получил дополнительно чистой прибыли.

Как раз данное явление и показывает сущность эффекта финансового рычага. Следовательно, эффект финансового рычага (ЭФР) — это приращение рентабельности собственных средств, получаемое при использовании заемных средств, при условии, что экономическая рентабельность активов фирмы больше ставки процента по кредиту.

Для расчета эффекта финансового рычага используют следующую формулу:

ЭФР =(1-Нп)*(Ра-Сск)*ЗК/СК (1)

где Нп — ставка налога на прибыль, в долях ед.;

Ра — рентабельность активов (отношение суммы прибыли до уплаты процентов и налогов к среднегодовой сумме активов), в долях ед.;

Сск — средняя простая ставка по кредиту, в долях ед.;

ЗК — среднегодовая стоимость заемного капитала;

СК — среднегодовая стоимость собственного капитала.

Приведенная формула расчета эффекта финансового левериджа позволяет выделить в ней три основные составляющие:

1. Налоговый корректор финансового левериджа (1-Нп), который показывает, в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.

2. Дифференциал финансового левериджа (Ра-Сск), который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит.

3. Коэффициент финансового левериджа (ЗК/СК), который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.

Налоговый корректор финансового левериджа практически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль устанавливается законодательно. Вместе с тем, в процессе управления финансовым левериджем дифференциальный налоговый корректор может быть использован в следующих случаях:

а) если по различным видам деятельности предприятия установлены дифференцированные ставки налогообложения прибыли;

б) если по отдельным видам деятельности предприятие использует налоговые льготы по прибыли;

в) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в свободных экономических зонах своей страны, где действует льготный режим налогообложения прибыли;

г) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в государствах с более низким уровнем налогообложения прибыли.

В этих случаях, воздействуя на отраслевую или региональную структуру производства (а, соответственно, и на состав прибыли по уровню ее налогообложения), можно, снизив среднюю ставку налогообложения прибыли, повысить воздействие налогового корректора финансового левериджа на его эффект (при прочих равных условиях).

Дифференциал финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемый активами предприятия (рентабельность активов), превышает средний размер процента за используемый кредит. Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.

В связи с высокой динамичностью этого показателя он требует постоянного мониторинга в процессе управления эффектом финансового левериджа. Этот динамизм обусловлен действием ряда факторов.

Прежде всего, в период ухудшения конъюнктуры финансового рынка стоимость заемных средств может резко возрасти, превысив уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия.

Кроме того, снижение финансовой устойчивости предприятия в процессе повышения доли используемого заемного капитала приводит к увеличению риска его банкротства, что вынуждает кредиторов увеличивать уровень ставки процента за кредит с учетом включения в нее премии за дополнительный финансовый риск.

При определенном уровне этого риска (а, соответственно, и уровне общей ставки процента за кредит) дифференциал финансового левериджа может быть сведен к нулю (при котором использование заемного капитала не даст прироста рентабельности собственного капитала) и даже иметь отрицательную величину (при которой рентабельность собственного капитала снизится, так как часть чистой прибыли, генерируемой собственным капиталом, будет уходить на формирование используемого заемного капитала по высоким ставкам процента).

Наконец, в период ухудшения конъюнктуры товарного рынка сокращается объем реализации продукции, а, соответственно, и размер валовой прибыли предприятия от производственной деятельности.

В этих условиях отрицательная величина дифференциала финансового левериджа может формироваться даже при неизменных ставках процента за кредит за счет снижения коэффициента валовой рентабельности активов.

В свете вышесказанного можно сделать вывод о том, что формирование отрицательного значения дифференциала финансового левериджа по любой из вышеперечисленных причин всегда приводит к снижению коэффициента рентабельности собственного капитала. В этом случае использование предприятием заемного капитала дает отрицательный эффект.

Коэффициент финансового левериджа является тем рычагом (leverage в дословном переводе — рычаг), который вызывает положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего его дифференциала.

При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового левериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала.

Иными словами, прирост коэффициента финансового левериджа вызывает еще больший прирост его эффекта (положительного или отрицательного в зависимости от положительной или отрицательной величины дифференциала финансового левериджа). Таким образом, заемный капитал — это денежные средства, полученные в виде долгового обязательства. Главное его отличие от собственного капитала — наличие конечного срока и безоговорочный возврат суммы.

Источники финансирования предприятия делят на внутренние (собственный капитал) и внешние (заемный и привлеченный капитал).

При неизменном дифференциале коэффициент финансового левериджа является главным генератором как возрастания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли.

Аналогичным образом, при неизменном коэффициенте финансового левериджа положительная или отрицательная динамика его дифференциала генерирует как возрастание суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансовый риск ее потери.

2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «СГОК»

2.1 Краткая характеристика предприятия

Объектом исследования является ОАО «Стойленский горно-обогатительный комбинат»

История предприятия начинается с декабря 1960 года. Постановлением Белгородского Совета народного хозяйства утверждено комплексное проектное задание строительства Стойленского рудника производительностью 4 млн. тонн железной руды в год.

По Уставу Общества руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом — Генеральным директором Общества. Генеральный директор Общества назначается Единственным акционером Общества сроком на 1 (один) год, если иное не определено решением Единственного акционера Общества. Генеральный директор Общества организует выполнение решений Единственного акционера Общества.

Основной вид деятельности предприятия является:

— добыча и переработка руды, в объемах, соответствующих требованиям рынка;

— организация новых видов производств конкурентоспособной продукции за счет использования передовых технологий и постоянного совершенствования технологических процессов, действующих в Обществе;

— достижение уровня цены и качества производимой продукции до конкурентоспособного на российском и зарубежном рынках;

— повышение удовлетворённости трудящихся предприятия, акционеров и других заинтересованных сторон за счет экономического роста Общества;

— рациональное использование всех видов ресурсов;

— предотвращение загрязнения окружающей среды;

— отгрузка готовой продукции «точно в срок»;

— постоянное повышение квалификации, профессиональной подготовки и сознательности персонала.

Товарная продукция, получаемая при переработке железорудного сырья, — агломерационная руда и агломерационный железорудный концентрат. ОАО «Стойленский ГОК» является успешным, стабильно развивающееся предприятие в составе Группы «НЛМК» — одной из самых эффективных сталелитейных компаний в мире. Организационная структура управления представляет собой организацию отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию. Структура управления ОАО «Стойленский ГОК» представления в приложении 1. Она является линейно-функциональной. Линейными руководителями являются: заместитель директора по производству, заместитель директора по капитальному строительству, заместитель директора по социальным вопросам и заместитель директора по коммерческим вопросам. Линейно-функциональная структура управления выбрана не случайно, поскольку является характерной для металлургической промышленности, а также для отраслей, производящих сырьевые материалы.

Финансовый отдел подчиняется непосредственно заместителю директора по социальным вопросам.

2.2 Организация финансовой работы

Для организации финансовой работы в ОАО «СГОК» есть финансовый отдел. Финансовый отдел ОАО «СГОК» не является самостоятельным структурным подразделением, но выполняет определенные функции в системе организации деятельности предприятия. Основным предназначением финансового отдела предприятия является организация движения ресурсов, способствующая эффективному хозяйствованию, максимизации получаемых доходов, своевременному и полному финансовому обеспечению его воспроизводственных нужд и осуществлению расчетов с финансовой системой государства и контрагентами. А также планирование финансовой деятельности предприятия.

В таблице 2.1 проанализируем денежные потоки предприятия в период с 2011 по 2013 год.

Таблица 2.1. Анализ денежных потоков на предприятии

Наименование показателя

За 2011 год

За 2012 год

За 2013 год

Изменения 2013 к 2011 (+;-)

Денежные потоки от текущих операций

Поступления

38 315 551

— 4 371 519

Платежи

20 205 173

Сальдо денежных потоков от текущих операций

18 110 378

— 7 736 238

Денежные потоки от инвестиционных операций

Поступления

Платежи

— 5 422 603

Сальдо денежных потоков от инвестиционных операций

— 31 084 049

— 6 988 646

— 4 048 359

Денежные потоки от финансовых операций

Поступления

— 1 855 179

Платежи

11 780 258

Сальдо денежных потоков от финансовых операций

— 10 826 307

— 16 792 208

— 17 184 775

Сальдо денежных потоков за отчетный период

— 2 117 021

— 2344

Финансовый отдел ОАО «СГОК» является частью единого механизма управления экономикой предприятия, а поэтому она тесно связана с другими службами предприятия. Такими как планово-экономический отдел, отдел кадров, ООТ и З, ОТК, бухгалтерией, финансовым отделом, юридическим отделом и общем отделом.

Финансовый отдел с имеет право требовать от всех служб предприятия действий, необходимых для качественной организации финансовых отношений и финансовых потоков. В ее компетенции находятся также и такие важнейшие характеристики деятельности предприятия, как его имидж, деловая репутация.

Денежные средства в 2013 году увеличились на 297 769 тыс. руб. и составляют все равно большое значение и поэтому нет необходимости привлечения заемного капитала. Рост денежного потока от текущей деятельности увеличивается в следствие увеличения поступления на 2 576 004 тыс. руб. и снижения выбытия на 151 841 тыс. руб.

Денежные потоки от инвестиционной деятельности увеличились в 2012 году вследствие увеличения поступления от инвестиционной деятельности на 22 391 930 тыс. руб.

Денежные потоки от финансовой деятельности снижаются за счет снижения поступлений на 896 486 тыс. руб. и увеличения платежей на 5 069 415 тыс. руб.

Основными поставщиками сырья в ОАО «СГОК» на сегодняшний день являются:

— электроэнергия — ООО «ИСКРЭН»;

— водоснабжение — Старооскольский водоканал.

Поставщиками оборудования являются:

— шахтные машины и оборудование — ООО «Курс» (Копейский завод машиностроения);

— запасные части и оборудование для технологического процесса на обогатительных фабриках — Германия;

Поставщиками финансовых ресурсов для ОАО «СГОК» является Сберегательный банк России.

Основным потребителем продукции ОАО СГОК является главный акционер предприятия Новолипецкий металлургический комбинат Другие потребители продукции предприятия:

— ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»;

— ОАО «Череповецкий металлургический комбинат»;

— ОАО «Западносибирский металлургический комбинат»;

— ОАО «Орско-Халиловский металлургический комбинат»;

— ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».

Основными потребителями продукции ОАО «Стойленский ГОК» на внешнем рынке являются Восточная Европа и металлургические предприятия СНГ.

2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Анализ финансового состояния предприятия является одним из ключевых моментов его оценки, так как служит основой понимания истинного положения предприятия. Финансовый анализ это процесс исследования и оценки предприятия с целью выработки наиболее обоснованных решений по его дальнейшему развитию и пониманию его текущего состояния.

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Результаты финансового анализа непосредственно влияют на выбор методов оценки, прогнозирование доходов и расходов предприятия, на определение ставки дисконта, применяемой в методе дисконтированных денежных потоков, на величину мультипликатора, используемого в сравнительном подходе. Для начала рассмотрим актив баланса ОАО «СГОК». Анализ актива баланса с 2011 по 2013 год можно увидеть в приложении 2.

Внеоборотные активы в 2013 году по сравнению с 2011 годом увеличились на 7 272 850 тыс. руб. и доля внеоборотных активов в валюте баланса в этом году увеличились на 0,76%, это произошло в основном за счет приобретения новых основных средств и нематериальных активов, а также за счет увеличения отложенных налоговых активов.

Увеличение доли внеобротных активов в валюте баланса говорит использовании денежных средств для внедрения нового оборудования. Оборотные активы в 2013 году по сравнению с 2011 годом также выросли на 95 454 395 тыс. руб., это произошло, потому что дебиторской задолженности и финансовых вложений увеличились и их доля в валюте баланса снизилась на 0,76%. Все эти изменения привели к увеличению активов на 102 727 245 тыс. руб.

После анализа актива баланса ОАО «СГОК» произведем анализ пассива баланса за три года показано в приложении 3.

В 2013 году собственный капитал увеличилась на 9 236 297 тыс. руб. и их доля в валюте баланса уменьшилась на 10,18%, потому что увеличилась прибыль, которая не была распределена в уплату налогов и не распределяется между акционерами в виде дивидендов, а повторно инвестируется в активы этой компании.

Снижение доли собственного капитала является отрицательным показателем деятельности предприятия, так как увеличиваются доли заемных средств. Долгосрочные обязательства увеличились на 525 422 тыс. руб., доля увеличилась на 0,41%.

Можно считать положительной характеристикой так как это долгосрочные активы не предполагают быстрого возвращения и их можно добавить к собственному капиталу. Краткосрочные обязательства в 2013 году по сравнению с 2011 увеличились на 56 526 тыс. руб., но их доля уменьшилась на 1,34%. Уменьшение доли краткосрочных обязательств ведет к увеличению кредитоспособности и эффективности работы предприятия.

В таблице 2.2. проанализируем использование оборотных средств предприятия в период с 2011 по 2013 год.

Таблица 2.2. Анализ использования оборотных средств ОАО «СГОК» за 2011;2013 гг.

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

Изменения значений 2012 года к 2011

Изменения значений 2013 года к 2012

Выручка от реализации продукции, работ и услуг, тыс. руб.

— 761 803

Средняя величина всех оборотных средств, тыс. руб.

Коэффициент оборачиваемости, число оборотов

1,47

1,31

1,11

— 0,16

— 0,20

Продолжительность одного оборота, дней

Выручка от реализации продукции в 2013 году увеличилась по сравнению с 2012 на 1 317 490 тыс. руб. Обойные активы также увеличиваются на 6 672 903 тыс. руб., т.к. увеличение оборотных активов значительно выше увеличения прибыли это привело к снижению оборачиваемости оборотных активов и увеличению продолжительности оборачиваемости оборотных активов.

Это говорит о том, что чтобы получить прибыль с одного предприятия необходимо чтобы прошло 54 дня. Увеличения продолжительности одного оборота оборотных активов снижает прибыльность предприятия. Важным в анализе деятельности предприятия является анализ финансового состояния.

Финансовое состояние предприятия — это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.

Проанализируем финансовое состояние ОАО «СГОК» в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Анализ финансовой устойчивости ОАО «СГОК» за 2011;2013 гг.

Наименование показателя

2011 год

2012 год

2013 год

Изменения значений 2012 года к 2011

Изменения значений 2013 года к 2012

Источники собственных средств, тыс. руб.

Основные средства и прочие внеоборотные активы, тыс. руб.

Наличие собственных оборотных средств, тыс. руб.

Долгосрочные кредиты и заемные средства, тыс. руб.

Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат, тыс. руб.

Краткосрочные кредиты и заемные средства, тыс. руб.

— 496 295

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат, тыс. руб.

Общая величина запасов, тыс. руб.

— 411 856

— 72 923

Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств, тыс. руб.

— 1 495 582

Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат тыс. руб.

Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов и затрат, тыс. руб.

Трехкомпонентный показатель

Анализ показал, что в каждый год предприятие имеет абсолютную финансовую устойчивость, которая показывает, что запасы и затраты полностью покрываются собственными оборотными средствами.

ОАО «СГОК» характеризуется высокий уровень платежеспособности. Т. е. предприятие может обеспечить все свои запасы собственными средства. К тому же в 2013 году произошло увеличение собственных средств на 6 807 235 тыс. руб. и снижение запасов на 72 923 тыс. руб.

Главными качественными и количественными критериями деловой активности предприятия является широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутации предприятия, степень выполнения плана по основным показателям хозяйственной деятельности, обеспечение заданных темпов их роста, уровень эффективности использования ресурсов (капитала) и уровень устойчивости экономического роста.

Для анализа платежеспособности предприятия необходимо провести анализ основных показателей деятельности предприятия представлен в приложении 4.

Проведя анализ основных показателей деятельности предприятия можно сделать вывод об частично положительной динамике в финансовом положении предприятия в 2013 году, поскольку наблюдается увеличение некоторых значений анализируемых показателей рентабельности. Виден рост рентабельности, что говорит о стабильности работы предприятия Таким образом, можно сделать выводы:

ОАО «Стойленский ГОК» является одной из самых эффективных сталелитейных компаний в мире.

Финансовая служба предприятия является частью единого механизма управления экономикой предприятия, а поэтому она тесно связана с другими службами предприятия В результате комплексной оценки и анализа финансового состояния ОАО «СГОК», можно сделать следующие выводы. Предприятию необходимо постоянно поддерживать конкурентоспособность своих товаров на рынке.

Для этого нужно удерживать низкую цену на продукцию, при высокой рентабельности реализованных товаров. Снизить себестоимости за счет: повышения производительности труда, внедрения новых технологий, снижения некоторых видов затрат.

Также необходимо снизить количество запасов сырья и материалов в результате организации более эффективной снабженческо-заготовительной и сбытовой деятельности, поскольку излишнее количество запасов свидетельствует о том, что средства не участвуют в процессе производства.

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.

Для улучшения финансового положения организации необходимо: следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям.

3. Анализ управления заемным капиталом в ОАО «СГОК»

3.1 Анализ состава, структуры и динамики заемного капитала

Анализ состава, структуры и динамики заемного капитала дает нам сведения о наличии заемных средств, об их составе, изменении. Анализ состава, структуры и динамики заемных средств целесообразно начинать с выяснения роли долгосрочных и краткосрочных источников финансирования в деятельности организации. Наличие в составе источников ее имущества долгосрочных заемных средств — явление, как правило, положительное.

Для анализа состава и структуры заемного капитала используется следующая таблица 3.1.

Таблица 3.1 Анализ состава и структура заемного капитала

Источник заемных средств

Изменения 2013/2011

Тыс. руб.

Структура (%)

Тыс. руб.

Структура (%)

Тыс. руб.

Структура (%)

абсолютное

доля

Долгосрочные кредиты и займы

;

99,9

99,9

99,9

Краткосрочные кредиты и займы

;

0,1

0,1

0,1

ИТОГО

;

В составе заемного капитала за 2013 год наибольший удельный вес занимают долгосрочные кредиты и займы. Так, например, к концу рассматриваемого периода удельный вес долгосрочных кредитов и займов составила 99,9%. Причем по сравнению с началом периода он увеличился на 99,9% или на 475 937 тыс. руб.

3.2 Анализ показателей эффективности управления заемным капиталом

В ходе своей деятельности предприятие практически всегда задается вопросом: насколько эффективно оно использует заемные ресурсы и имеет ли смысл их привлекать?

Эффективность использования заемного капитала характеризуется показателями: рентабельность заемного капитала и эффект финансового рычага.

Результаты анализа показателей эффективности использования заемного капитала приведены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 Показатели эффективности заемного капитала

Показатели

Отклонения

Чистая прибыль, руб.

— 4 280 540

Выручка, руб.

— 761 803

Величина заемного капитала, руб.

Коэффициент оборачиваемости заемного капитала

;

52,37

51,69

52,37

— 0,68

Рентабельность заемного капитала, %

;

106,06

86,21

106,06

— 19,85

Данные таблицы 3.2. свидетельствуют о том, что рентабельность заемного капитала в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 106,06%, а в 2013 году по сравнению с 2012 годом уменьшилась на 19,85%.

Положительный эффект финансового рычага возникает в случае, если экономическая рентабельность предприятия выше цены заемного капитала.

Разность между рентабельностью совокупного капитала и ценой заемного капитала позволяет повысить доходность собственного капитала, что приводит к повышению финансовой устойчивости предприятия.

При этом плечо финансового рычага (доля заемного капитала) может увеличиваться без значительного финансового риска. В случае отрицательного эффекта финансового рычага собственный капитал будет «проедаться», финансовая стабильность нарушается, что может привести к банкротству предприятия.

Рассчитаем эффект финансового рычага в таблице 3.3.

Таблица 3.3 Анализ эффекта финансового рычага

Показатели

Изменение

Валовая прибыль

— 2 743 661

Проценты к уплате, тыс. руб.

;

Прибыль после уплаты процентов до выплаты налогов, тыс. руб.

— 5 575 484

Налоги из прибыли

— 1 299 856

Чистая прибыль, тыс. руб.

— 4 280 540

Средняя сумма совокупного капитала, тыс. руб.

Собственный капитал, тыс. руб.

Заемный капитал, тыс. руб.

— 303 191

Соотношение заемного и собственного капитала

0,075

0,057

0,064

— 0,02

0,01

Рентабельность совокупного капитала, %

65,00

45,01

44,92

— 19,99

— 0,09

Рентабельность совокупного капитала после уплаты налогов, %

51,77

36,14

39,09

— 15,63

2,95

Номинальная цена заемных ресурсов, %

0,01

0,13

0,01

0,12

Уточненная средняя цена заемных ресурсов с учетом налоговой экономии,%

24,89

23,69

22,17

— 1,19

— 1,52

Эффект финансового рычага

2,91

1,56

1,94

— 1,35

0,38

По данным таблицы 3.3 видно, что за счет привлечения заемных средств предприятие снизило рентабельность собственного капитала в 2012 году на 15,63%. В 2013 году рентабельность собственного капитала увеличилась на 2,95%. Увеличение рентабельности собственного капитала является положительным фактором в деятельности предприятия. Поэтому руководству нет необходимости искать другие источники финансирования, так как расчет эффекта финансового рычага показал нам увеличение финансового риска предприятия в связи с высокой процентной ставкой за кредит. Другие пути и источники финансирования будут рассмотрены в следующей главе.

3.3 Рекомендации по совершенствованию управления заемным капиталом

Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения, нетрадиционных для народного хозяйства нашей страны методов финансирования обновления материальной базы и модификации основных фондов, субъектов различных форм собственности.

Согласно мнению многих исследователей для роста уровня качества жизни и финансовой устойчивости системы общества, пополнение ассортимента банковских услуг таким продуктом, как финансовый лизинг, будет позитивным как для упрочнения позиции банковской системы, так и для повышения уровня удовлетворенности ее клиентов.

Финансовый лизинг рассматривается как альтернативный кредитованию способ финансирования основных средств. Использование лизинга позволяет рационально использовать средства предприятия и быстро вернуть затраты на переоборудования производства. Лизинг содержит в себе одновременно свойства кредита, финансовоинвестиционной и арендной деятельности, которые неразрывны и образуют новую форму бизнеса.

Элементы этих и иных различных по своему характеру экономических отношений объединились в обязательную и неразрывную совокупность в лизинге и в сочетании со специфическими элементами, присущими только лизингу, обуславливают место лизинга в системе экономических отношений.

Ряд преимуществ, связанных со спецификой продукта, качественно выделяют операции финансового лизинга из общей группы аналогов — кредитных предложений. Среди достоинств такого продукта можно выделить три основных — обоюдно выгодных как для продавца услуги — банка, так и для ее потребителя — независимо от статуса физического или юридического лица.

Во-первых, финансовый лизинг предусматривает качество решения проблемы высокой стоимости кредита и риска его невозврата. В рамках такой операции объект лизинга не переходит во владение заемщиков по факту заключения договора — он остается собственностью продавца до момента полного погашения задолженности.

Так, банк становится собственником ликвидного оборудования и вправе распоряжаться им в случае неспособности клиентом оплачивать предусмотренную договором сумму, — без обращения в суд. Клиент же, со своей стороны, огражден от завышенной стоимости пользования оборудованием, поскольку с каждым годом его стоимость снижается (лизинг предусматривает учет амортизации) и, соответственно, оплата его финансовой аренды — тоже.

Во-вторых, качество договорной базы финансового лизинга намного проще, и не допускает, в отличие от кредитных договоров, учет интересов лишь одной стороны — регламентированные законодательством шаблоны однозначно трактуются и защищают права, как банковской организации, так и потребителя.

В частности значительно упрощена система сообщения: так, например, не нужно проводить целый ряд действий, чтобы в базы клиентского портфеля попала информация о смене адреса после переезда. Достаточно лишь направить официальный запрос в банк, предусмотрительно оставив себе копию.

И, в-третьих, финансовый лизинг обеспечит насыщение рынка таким востребованным продуктом, как кредитование на длительный срок: кредитный портфель банковских организаций получит динамику роста, что отразится на устойчивости и финансовой надежности системы в целом, а клиенты — получат возможность удовлетворения текущих потребностей в момент их возникновения, что обеспечит их оперативность развития предпринимательского сектора.

Таким образом, лизинг значительно дешевле банковского кредита. К тому же, получить в банке кредит на длительный срок — задача сложная.

За счет мобилизации и перераспределения финансовых ресурсов в форме финансового лизинга, он способствует инвестиционному процессу. При этом важен не только экономический, но и социальный аспект лизинга. Имущество, поставленное по лизингу, сразу же начинает работать, обеспечивая не только занятость работников, но и создавая мощный стимул для рабочих и руководства предприятия использовать его бережно, эффективно и с максимальной отдачей. В противном случае предприятие не сможет вернуть лизинговые платежи и лишиться всех преимуществ лизинга, которые позволяют экономить денежные средства и осуществлять новые инвестиции в производство. В нашем случае, по проведенным исследованиям, ОАО «СГОК» работает в условиях профицита свободных денежных средств, то есть существует не только за счет кредитов. В связи с этим, как нам кажется, лизинг в данном случае, является наиболее удобным и экономически оправданным средством, учитывая его преимущества над кредитом. Заемные средства являются частью оборотных средств, поэтому можно рассчитать экономию через такие показатели, как коэффициент оборачиваемости, период оборачиваемости и относительное высвобождение оборотных средств.

Коэффициент оборачиваемости — это финансовый коэффициент показывающий интенсивность использования (скорость оборота) определенных активов или обязательств. Коэффициенты оборачиваемости выступают показателями деловой активности предприятия. Чем больше коэффициент оборачиваемости активов, тем интенсивней используют активы в деятельности организации, тем выше деловая активность. Однако оборачиваемость сильно зависит от отраслевых особенностей.

Период оборачиваемости показывает средний срок, за который возвращаются в производство денежные средства. Иначе говоря, это длительность одного оборота средств.

Как раз эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств выражается в высвобождении, уменьшении потребности в них в связи с улучшением их использования, поэтому относительное высвобождение денежных средств это разность между потребностью оборотных средств, исчисленной исходя из плановой или фактический достигнутой оборачиваемости в отчетном году, и той суммой, с которой организация обеспечила выполнение производственной программы.

Для расчета экономии оборотных средств построим таблицу 3.4.

Таблица 3.4 Расчет показателей эффективности использования оборотных средств

Показатели

Изменение

Выручка, руб.

— 2 743 661

Средняя стоимость оборотных средств, руб.

Коэффициент оборачиваемости

0,66

0,51

0,45

— 0,15

— 0,06

Период оборачиваемости оборотных активов, дни

544,59

703,63

794,55

159,04

90,92

Ускорение оборачиваемости в отчетном году, дни

;

159,04

90,92

— 68,12

Относительное высвобождение оборотных средств, руб.

;

— 5 066 869

По данным таблицы 3.4 видно, что коэффициент оборачиваемости значительно снизился в 2013 году — 0,45 оборотов. Как раз это изменение позволило бы в 2013 году сэкономить 7 209 474 руб., сократив период оборачиваемости на 90,92 дней.

Таким образом, рентабельность заемного капитала в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 106,06%, а в 2013 году по сравнению с 2012 годом уменьшилась на 19,85%.

В составе заемного капитала за 2013 год наибольший удельный вес занимают долгосрочные кредиты и займы. Так, например, к концу рассматриваемого периода удельный вес долгосрочных кредитов и займов составила 99,9%. Причем по сравнению с началом периода он увеличился на 99,9% или на 475 937 тыс. руб.

За счет привлечения заемных средств предприятие снизило рентабельность собственного капитала в 2012 году на 15,63%. В 2013 году рентабельность собственного капитала увеличилась на 2,95%. Увеличение рентабельности собственного капитала является положительным фактором в деятельности предприятия.

Поэтому руководству нет необходимости искать другие источники финансирования, так как расчет эффекта финансового рычага показал нам увеличение финансового риска предприятия в связи с высокой процентной ставкой за кредит. Другие пути и источники финансирования будут рассмотрены в следующей главе.

Заключение

Заемный капитал — это денежные средства, полученные в виде долгового обязательства. Главное его отличие от собственного капитала — наличие конечного срока и безоговорочный возврат суммы.

Источники финансирования предприятия делят на внутренние (собственный капитал) и внешние (заемный и привлеченный капитал).

При неизменном дифференциале коэффициент финансового левериджа является главным генератором как возрастания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли. Аналогичным образом, при неизменном коэффициенте финансового левериджа положительная или отрицательная динамика его дифференциала генерирует как возрастание суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансовый риск ее потери.

ОАО «Стойленский ГОК» одной из самых эффективных сталелитейных компаний в мире.

Финансовая служба предприятия является частью единого механизма управления экономикой предприятия, а поэтому она тесно связана с другими службами предприятия В результате комплексной оценки и анализа финансового состояния ОАО «СГОК», можно сделать следующие выводы. Предприятию необходимо постоянно поддерживать конкурентоспособность своих товаров на рынке. Для этого нужно удерживать низкую цену на продукцию, при высокой рентабельности реализованных товаров. Снизить себестоимости за счет: повышения производительности труда, внедрения новых технологий, снижения некоторых видов затрат.

Также необходимо снизить количество запасов сырья и материалов в результате организации более эффективной снабженческо-заготовительной и сбытовой деятельности, поскольку излишнее количество запасов свидетельствует о том, что средства не участвуют в процессе производства. Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации. Для улучшения финансового положения организации необходимо: следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям.

Рентабельность заемного капитала в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 106,06%, а в 2013 году по сравнению с 2012 годом уменьшилась на 19,85%.

В составе заемного капитала за 2013 год наибольший удельный вес занимают долгосрочные кредиты и займы. Так, например, к концу рассматриваемого периода удельный вес долгосрочных кредитов и займов составила 99,9%. Причем по сравнению с началом периода он увеличился на 99,9% или на 475 937 тыс. руб.

За счет привлечения заемных средств предприятие снизило рентабельность собственного капитала в 2012 году на 15,63%. В 2013 году рентабельность собственного капитала увеличилась на 2,95%. Увеличение рентабельности собственного капитала является положительным фактором в деятельности предприятия. Поэтому руководству нет необходимости искать другие источники финансирования, так как расчет эффекта финансового рычага показал нам увеличение финансового риска предприятия в связи с высокой процентной ставкой за кредит. Другие пути и источники финансирования будут рассмотрены в следующей главе.

Коэффициент оборачиваемости значительно снизился в 2013 году — 0,45 оборотов. Как раз это изменение позволило бы в 2013 году сэкономить 7 209 474 руб., сократив период оборачиваемости на 90,92 дней.

Список использованных источников

1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая статьи 1- 453 от 30.11.1994. № 51-ФЗ.;Часть вторая, статьи 454 — 1109 от 26.01. 1996. № 14-ФЗ;Часть третья, статьи 1110 — 1224 от 26.11.2001. № 146-ФЗ;

2.Конституция Российской Федерации.- М: Юрайт-Издат, 2014

3.Абдукаримов, И. Т., Беспалов, М. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник / [В. И. Видяпин и др.]. — М.: Инфра-М, 2009. — 615 с.

4.Абрютина, М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: учебник / М. С. Абрютина. — М.: Дело и сервис, 2010. — 462 с.

5.Акулов В. Б. Эффект финансового рычага // Финансовый менеджмент № 2, 2002. — 78 c.

6.Александрович, Я. А. Рациональное использование ресурсов — важнейшее условие интенсификации производства [Текст]. Мн.:Беларусь, 1991.-246 с

7.Артеменко В. Г., Остапова В. В. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / В. Г. Артеменко, В. В. Остапова — М.: Омега-Л, 2012. — 436 с.

8.Бариленко, В. И. Анализ хозяйственной деятельности: учебник / В. И. Бариленко и др. — М.: Омега-Л, 2009. — 413 с.

9.Басовский, Л. Е., Басовская, Е. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие/ Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 364 c.

10.Беспалов, М. В., Абдукаримов, И. Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций: учебное пособие / М. В. Беспалов, И. Т. Абдукаримов, — М.: Инфра-М, 2012. — 320 с.

11.Богдановская, Л. А, Виногорова Г. Г. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности[Текст]. Мн.:Выш.шк., 1995.-363с.

12.Борисов, А. Б. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / под общ. ред. А. Б. Борисов. — М.: ФОРУМ, 2012. — 463 c.

13.Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология: Учеб. пособие / А. С. Вартанов. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 326 с.

14.Вахрушина, М. А. Управленческий анализ: вопросы теории, практика проведения: монография / М. А. Вахрушина, Л. Б. Самарина. — М.: Вузовский учебник, 2012. — 142 c.

15.Войтенко, Т. И. Словарь бухгалтерских терминов [Текст]. Киев, 2007. 350с.

16.Войтоловский, Н. В. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Н. В. Войтоловский и др. — М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. — 507 с.

17.Герасимова, В. И., Харевич Г. Л. Экономический анализ хозяйственной деятельности / В. И. Герасимова, Г. Л. Харевич. — Минск: Право и экономика, 2012. — 513 с.

18.Глушков, И. Е. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности: в помощь финансовому директору, главному бухгалтеру, бухгалтеру / И. Е. Глушков. — Новосибирск: Экор-книга, 2014. — 943 с.

19.Ермолович, Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / Л. Л. Ермолович и др. — Минск: Современная школа, 2010. — 800 с.

20.Завгородний, В. П. Бухгалтерский учет и аудит в системе управления предприятием [Текст]. 1997 г.-143 с.

21.Зайцев, А. А., Елисеев Г. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / А. А. Зайцев, Г. П. Елисеев и др. — М.: КноРус, 2009. — 687 с.

22.Зимин, Н. Е., Солопова, В. Н. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник / Н. Е. Зимин, В. Н. Солопова. — М.: КолосС, 2007. — 382 с.

23.Ивашкевич, В. Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]. Учебно — практ. Пособие. — Мн.: БГЭУ, 1997. — 325 с.

24.Ионова, Ю. Г. Экономический анализ: учебник / Ю. Г. Ионова и др. — М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012. — 426 с.

25.Калинина А. П. Комплексный экономический анализ предприятия / А. П. Калинина и др. — Санкт-Петербург: Лидер, 2010. — 569 с.

26.Ковалев, В. В., Волкова, О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. — М.: Велби, 2008. — 420 c.

27.Ладутько, Н. И. Учет основных средств и нематериальных акти-вов, [Текст]. Мн. Наука i тэхнiка, 1993.-101.

28.Лысенко, Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Д. В. Лысенко. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 318 c.

29.Любушин, Н. П. Экономический анализ: учебник / Н. П. Любушин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 575 с.

30.Маркарьян, Э. А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Э. А. Маркарьян. — М.: КноРус, 2014. — 550 с.

31.Мартынюк, Г. К. Анализ хозяйственной деятельности торговых организаций: учеб. пособие / Г. К. Мартынюк; Хабар. гос. акад. экономики и права. — Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2008. — 88 с.

32.Одинцов, В. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для нач. проф. образования / В. А. Одинцов. — М.: Академия, 2013. — 252 с.

33.Пласкова, Н. С. Экономический анализ: стратегический и текущий аспекты, российская и зарубежная практика / Н. С. Пласкова. — М.: Эксмо, 2010. — 702 с.

34.Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. для студ., обуч. по спец. «Бух. учет, анализ и аудит» / Г. В. Савицкая. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 534 c.

35.Савицкая, Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Г. В. Савицкая. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 301 c.

36.Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник / Г. В. Савицкая. — М.: Инфра-М, 2011. — 647 с.

37.Селезнева, Н. Н., Ионова, А. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: учебник / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 638 с.

38.Турманидзе, Т. У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник / Т. У. Турманидзе, — М.: Экономика, 2011. — 478 с.

39.Чечевицына, Л. Н., Чечевицын, К. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л. Н. Чечевицына, К. В. Чечевицын. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. — 368 с.

40.Шеремет, А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А. Д. Шеремет. — М.: Инфра-М, 2009. — 365 с.

41.Шеремет, П. Д. Бухгалтерский учет в рыночной экономике: Учебное пособие для бухгалтеров, менеджеров и аудиторов [Текст]. М.:Инфра-М, 1996.-272с.

42.Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А. Д. Шеремет. — М.: Инфра-М, 2009. — 415 с.

Приложение 1

Организационная структура управления ОАО «СГОК»

Приложение 2

Анализ актива баланса ОАО «СГОК» за 2011;2013 гг.

Наименование статей актива баланса

2011 год, тыс. руб.

2012 год, тыс. руб.

2013 год, тыс. руб.

Удельный вес в валюте баланса, %

Изменения значений 2012 года к 2011 году

Изменения значений 2013 года к 2011 году

2011 года

2012 года

2013 года

тыс. руб.

уд. вес %

тыс. руб.

уд. вес %

Внеоборотные активы

Нематериальные активы

0,002

0,001

0,004

— 391

— 0,001

0,002

Основные средства

35,64

40,41

38,21

4,78

2,57

Долгосрочные финансовые вложения

0,003

0,003

0,002

Отложенные налоговые активы

0,83

0,03

0,03

— 370 013

— 0,8

— 364 044

— 0,8

Прочие внеоборотные активы

3,94

3,6

2,92

— 0,34

— 1,02

Итого по разделу 1

40,41

44,04

41,17

3,63

0,76

Оборотные активы

Запасы

3,23

1,99

1,60

— 411 856

— 1,24

— 484 779

— 1,63

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

0,22

0,64

0,26

0,40

0,04

Дебиторская задолженность

11,75

7,66

18,45

— 1 267 027

— 4,09

6,70

Краткосрочные финансовые вложения

43,82

44,65

37,57

0,83

— 6,25

Денежные средства

0,57

1,02

0,94

0,45

0,37

Прочие оборотные активы

0,0004

0,002

0,006

0,0016

0,0059

Итого по разделу 2

59,59

55,96

58,83

— 3,63

— 0,76

БАЛАНС

100,00

Х

Х

Приложение 3

Анализ пассива баланса ОАО «СГОК» за 2011;2013 гг.

Наименование разделов и статей баланса

2011 год, тыс. руб.

2012 год, тыс. руб.

2013 год, тыс. руб.

Удельный вес в валюте баланса, %

Изменения значений 2012 года к 2011

Изменения значений 2013 года к 2011

2011 год

2012 год

2013 год

тыс. руб.

уд. веса %

тыс. руб.

уд. веса %

Капитал и резервы

Уставной капитал

0,01

0,01

0,005

— 0,005

Переоценка внеоборотных активов

0,84

0,72

— 3857

— 0,16

— 6174

— 0,28

Добавочный капитал

0,001

0,001

0,001

Резервный капитал

0,0003

0,0003

0,0002

Нераспределенная прибыль

92,04

93,79

93,25

1,76

1,21

Итого по разделу 3

93,04

94,64

82,86

1,6

— 10,18

Долгосрочные обязательства

Заемные средства

0,69

0,76

0,69

0,76

Отложенные налоговые обязательства

1,61

1,04

1,26

— 181 329

— 0,58

— 0,35

Итого по разделу 4

1,61

1,73

2,02

0,11

0,41

Краткосрочные обязательства

Заемные средства

0,001

0,001

0,001

0,001

Кредиторская задолженность

5,11

3,35

3,74

— 537 538

— 1,75

— 2644

— 1,37

Оценочные обязательства

0,24

0,28

0,27

0,04

0,029

Итого по разделу 5

5,35

3,63

4,01

— 496 295

— 1,71

— 1,34

БАЛАНС

Х

Х

Приложение 4

Анализ основных показателей деятельности ОАО «СГОК» за 2011;2013 гг.

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

Изменения значений 2012 года к 2011

Изменения значений 2013 года к 2012

Величина активов (валюта баланса), тыс. руб.

Капитал и резервы (средняя величина), тыс. руб.

Долгосрочные обязательства (ср. величина), тыс. руб.

Величина текущих активов, тыс. руб.

Выручка от реализации товаров, работ и услуг, тыс. руб.

— 761 803

Себестоимость реализации товаров, работ и услуг, тыс. руб.

Чистая прибыль, тыс. руб.

— 4 280 540

Рентабельность активов, %

51,77

36,14

39,13

— 15,63

2,99

Рентабельность текущих активов, %

86,88

64,58

66,52

— 22,29

1,94

Рентабельность собственного капитала, %

55,68

38,19

41,64

— 17,49

3,45

Рентабельность реализованной продукции, %

75,36

69,90

69,51

— 5,46

— 0,40

Рентабельность производств. деятельности, %

305,87

232,27

227,97

— 75,46

— 4,31

Рентабельность перманентного капитала, %

54,73

37,50

40,77

— 17,23

3,27

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой