Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Прибыль и рентабельность предприятия

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оптимальным дополнением к показателям прибыли и рентабельности явилось бы выделение удельного веса увеличения прибыли, полученного в результате снижения себестоимости. Такое дополнение ориентировало бы первичное звено на осуществление организационно-технических мероприятий, направленных на рост производительности труда, экономию и рациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии… Читать ещё >

Прибыль и рентабельность предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

" Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова"

Кафедра экономики и коммерции Курсовая работа По дисциплине «Экономика и организация производства»

На тему: «Прибыль и рентабельность предприятия»

Выполнил: студентка группы ТСП — 08

Асылгужина Ю. Р.

Проверил: Кучмий В. П.,

к.э.н, доцент Магнитогорск, 2012

Содержание Введение

1. Прибыль предприятия

2. Механизм формирования прибыли предприятия

3. Механизм налогообложения и распределения прибыли предприятия

4. Рентабельность предприятия, производства, продукции и продаж

5. Пути увеличения прибыли и рентабельности

5.1 Основные направления снижения издержек предприятия в условиях рыночной экономики

5.2 Пути повышения рентабельности Заключение Список использованных источников Введение Главной задачей предприятий в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Выполняя задачи, предприятия осуществляют свою главную цель — получение прибыли.

Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

1. Прибыль предприятия Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное положение, не исключающее банкротство.

В условиях рыночной экономики прибыль выступает в качестве основной цели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль является частью цены продукции, работ и услуг. Часть прибыли относится к финансовым ресурсам, а часть направляется на выполнение первичных обязательств перед бюджетом. Наряду с формированием прибыли, на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением.

Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли через налоговую систему позволяет наполнять доходную часть государственных бюджетов всех уровней, что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация принципа — «богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан» также тесно связано с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала.

Прибыль является экономическим показателем, который характеризует финансовые результаты предпринимательской деятельности. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Этот финансовый результат равен разнице между выручкой от реализации продукции, работ и услуг в действующих ценах и затратах на ее производство и реализацию.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют как зависящие от усилий предприятия факторы, так и не зависящие от них. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции и т. д.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджет в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения общественных потребностей, обеспечения выполнения государством его функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Прибыль представляет собой, выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющей собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе этой деятельности.

Прибыль предприятия можно подразделить на следующие виды:

1. По источникам формирования (прибыль от реализации продукции; прибыль от реализации имущества; прибыль от внереализационных операций);

2. По составу элементов, формирующих прибыль (маржинальная, балансовая (валовая), чистая прибыль);

3. По характеру налогообложения (налогооблагаемая, не подлежащая налогообложению);

4. По характеру использования (не распределенная, потребленная (распределенная);

5. По характеру инфляционной очистки (номинальная, реальная);

6. По рассматриваемому периоду (предшествующего периода, отчетного периода и планируемая прибыль);

7. По итоговому результату (положительная и отрицательная (убыток).

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг является основным видом прибыли предприятия. Прибыль от реализации имущества представляет собой доход от продажи изношенных или неиспользуемых видов основных фондов, а также излишне закупленных ранее запасов сырья, материалов и других видов материальных ценностей, уменьшенный на сумму затрат, понесенных предприятием в процессе обеспечения их реализации.

Прибыль от внереализационных операций формируется за счет доходов от паевого участия данного предприятия в деятельности других совместных предприятий; доходов от принадлежащих предприятию облигаций, акций и других ценных бумаг, а также доходов от ценных бумаг других предприятий в виде доходов и дивидендов; доходов по депозитным вкладам предприятий в банках; полученные штрафы, пени и неустойки.

Маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом переменных затрат.

Валовая (балансовая) прибыль — разность между чистым доходом от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Себестоимость реализованной продукции, кроме производственных затрат, также включает в себя величину сопутствующих платежей: налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств; плата за землю; акцизный сбор и т. д. Соответственно валовая прибыль уменьшается на эти сборы и платежи.

Операционная прибыль — это балансовая прибыль, откорректированная на разность других операционных доходов и операционных расходов.

Другие операционные доходы включают в себя доход от операционной деятельности предприятия, кроме дохода (выручки) от реализации продукции (который уже заложен в валовой прибыли):

— доход от аренды имущества;

— доход от операционной разницы курса;

— доходы от реализации оборотных активов (кроме финансовых инвестиций);

— возмещение ранее списанных активов и тому подобное.

Операционные расходы включают в себя расходы на ведение операционной деятельности предприятия, а именно:

— административные расходы (общехозяйственные расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия);

— расходы на сбыт (расходы на хранение, сбыт продукции, на рекламу, доставку продукции потребителям и т. д.);

— прочие операционные расходы (себестоимость реализованных производственных запасов, безнадежные долги, потери от операционной разницы курса, потери от обесценивания запасов, наложенные экономические санкции и прочие расходы, возникающие в процессе операционной деятельности предприятия (за исключением расходов, включенных в себестоимость продукции)).

Операционная прибыль является отражением эффективности основной деятельности предприятия и показывает, насколько успешным является производственная деятельности компании без учета влияния других факторов.

Прибыль от обычной деятельности — это операционная прибыль, откорректированная на величину финансовых доходов и финансовых расходов. Прибыль от обычной деятельности является прибылью подлежащей налогообложению (налогооблагаемой прибылью).

Финансовые доходы: доход от инвестиций в другие предприятия, дивиденды; проценты по займам, доход от неоперационной разницы курса и др.

Финансовые расходы: выплата процентов за ссудный капитал; потери от уценки финансовых инвестиций и необоротных активов, другие потери и расходы, не связанные с операционной деятельностью.

Чистая прибыль — это прибыль, которая поступает в распоряжение предприятия после уплаты налогов и платежей. Чистую прибыль предприятие использует по своему усмотрению в двух направлениях:

1. Фонд накопления (реинвестируемая прибыль) используется на развитие производства, создание резервного фонда, инвестирование в другие предприятия;

2. Фонд потребления используется для выплаты владельцам, акционерам, материальные поощрения персоналу по результатам работы, решения социальных проблем, благотворительность.

2. Механизм формирования прибыли предприятия Прибыль каждого предприятия формируется из таких источников:

— Прибыль от реализации продукции (предоставления услуг) — это прибыль от операционной деятельности предприятия. Данный вид прибыли отображает результат от основной деятельности предприятия на рынке и его профиля. Прибыль от реализации является разностью между выручкой от реализации продукции (без учета налога на добавленную стоимость и акцизного сбора) и полной себестоимостью продукции.

— Прибыль от продажи имущества — это прибыль предприятия от продажи материальных активов (основных фондов, запасов) и нематериальных активов, ценных бумаг и т. д. Прибыль от продажи имущества определяется как разница между ценой продажи и балансовой (остаточной) стоимостью объекта, который продается.

— Прибыль от внереализационных операций — это прибыль от совместной деятельности предприятий, проценты по приобретенным акциям, штрафы, которые выплачиваются другими предприятиями за нарушение договорных обязательств, доходы от владения долговыми обязательствами, роялти и т. д.

На каждом предприятие формируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль — основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель — валовая прибыль, а на ее основе — прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Оставшаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль» .

Балансовая прибыль (убыток) предприятия включает:

— прибыль от продаж;

— результат от операций с имуществом и финансовой деятельности;

— результат от внереализационных операций.

Прибыль от реализации товарной продукции определяется путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) затрат на производство и реализацию товарной продукции, включаемых в себестоимость продукции. Прибыль (или убыток) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера определяется аналогично, раздельно по всем видам деятельности, т. е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия. Прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества рассчитывается как разность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент, соответствующий индексу инфляции. Основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг. Прибыль от реализации имущества — это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия. Прибыль (или убытки) от внереализационных доходов и расходов определяется как разница между общей суммой полученных и уплаченных:

— штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;

— процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;

— курсовой разницы по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;

— прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;

— убытков от стихийных бедствий;

— потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;

— поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;

— прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.

Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле Пб = ± Пр ± Пи ± Пв. о, где Пр — прибыль (убыток) от продаж или от реализации продукции, выполнения работ и услуг;

Пи — прибыль (убыток) от операций с имуществом и финансовой деятельности;

Пв.о — доходы (убытки) от внереализационных операций.

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом. Валовая прибыль — часть валового дохода предприятия, фирмы, которая остается у них после вычета всех обязательных расходов.

Валовая прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли):

а) доход от долевого участия в деятельности других предприятий;

б) доход от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также от посреднических операций и сделок;

в) доход юридических лиц по государственным облигациям и другим государственным, ценным бумагам, а также доходы от оказания услуг по их размещению;

г) суммы прибыли, по которым установлены налоговые льготы.

После всех перечисленных корректировок валовой прибыли остается налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль. Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль, которая представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения. Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:

— отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);

— рентных платежей в бюджет;

— доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;

— доходов от казино, видеосалонов и пр.;

— прибыли от страховой деятельности;

— прибыли от отдельных банковских операций и сделок;

— курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля о отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;

— прибыли от производства и реализации производственной

— сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.

В результате на предприятии, остается так называемая чистая прибыль предприятия, т. е. прибыль, остающаяся в его распоряжении. Она определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт, налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой и прочих платежей.

3. Механизм налогообложения и распределения прибыли предприятия Налоговой базой для целей налогообложения признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Прибылью, подлежащей налогообложению, признается полученный налогоплательщиком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Доходы и расходы налогоплательщика для целей налогообложения учитываются в денежной форме, а доходы в натуральной форме учитываются исходя из цены сделки, предполагая, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю. Налоговая база по прибыли, облагаемой в особом порядке (отличной от ставки 24%), определяется налогоплательщиком отдельно.

Доходы, облагаемые по ставке в размере 24%, получаемые российскими предприятиями, в соответствии с Налоговым кодексом РФ подразделяются на доходы от реализации и внереализационные доходы и делятся в зависимости от видов деятельности на 10 групп (видов операций). При этом каждой группе должны соответствовать только взаимосвязанные доходы и расходы. Распределение доходов и расходов по видам деятельности (группам операций), согласно Налоговому кодексу РФ, вызвано тем, что по ряду операций предусмотрен особый порядок учета в целях налогообложения полученных убытков (они должны погашаться в будущем).

При определении доходов и расходов от реализации для целей налогообложения применяются два метода:

— метод начисления (по отгрузке) — доходы и расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав;

— кассовый метод — если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, без учета налога на добавленную стоимость, не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Кассовый метод увязывает момент возникновения доходов и расходов с фактическим поступлением (выбытием) денежных средств и (или) иного имущества. Предприятия с суммами выручки, превышающими указанный выше предел, должны в любом случае применять метод начисления, о чем указывать в учетной политике необязательно. Предприятия (организации), определяющие доходы и расходы по методу начисления обязаны распределять расходы по статьям «Расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства» и «Расходы по торговым операциям» на прямые и косвенные.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, подтверждением которых являются:

— первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

— аналитические регистры налогового учета;

— расчет налоговой базы.

Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные, сгруппированные по восьми укрупненным позициям:

1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном налоговом периоде, в том числе выручка от реализации:

— товаров (работ, услуг) собственного производства;

— имущества и имущественных прав;

— покупных товаров;

— основных средств;

— ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

— ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

— финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;

— финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся на организованном рынке;

— товаров (работ, услуг), обслуживающих производств и хозяйств (выделяется обособленно).

3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе расходы:

— на изготовление и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства;

— учитываемые при реализации имущества и имущественных прав;

— учитываемые при реализации покупных товаров;

— учитываемые при реализации основных средств;

— учитываемые при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

— учитываемые при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

— учитываемые при реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;

— учитываемые при реализации финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся на организованном рынке.

— понесенные обслуживающим производством и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).

Общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе, продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода.

4. Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:

— товаров (работ, услуг) собственного производства;

— имущества и имущественных прав;

— покупных товаров;

— основных средств;

— ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

— ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

— финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;

— финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся на организованном рынке;

— товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.

5. Сумма внереализационных доходов.

6. Сумма внереализационных расходов.

7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций.

8. Итого налоговая база за отчетный налоговый период.

Перечисленные выше виды доходов, расходов и прибыли (убытков) имеют свои особенности расчета и по ряду видов операций (групп) предусмотрен особый порядок учета в целях налогообложения полученных убытков. Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу, согласно Налоговому кодексу РФ. Налоговая ставка устанавливается в размере 24%, при этом сумма налога распределяется следующим образом: 7,5% зачисляется в федеральный бюджет; 14,5% - в бюджеты субъектов РФ; 2,0% - в местные бюджеты.

Налоговый кодекс РФ, наряду с общей налоговой ставкой в размере 24%, устанавливает специальные налоговые ставки для определенных видов доходов. Так, облагаются налогом по ставке 0% проценты по государственным и муниципальным облигациям (эмитированным до 20 января 1997 г. включительно); налогом по ставке 6% - дивиденды, полученные от российских организаций; налогом по ставке 15% - проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, дивиденды, полученные от иностранных организаций.

Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется лишь в той ее части, которая поступает в бюджеты разного уровня в виде налогов и других обязательных платежей. В соответствии с законодательством налогооблагаемая прибыль за вычетом всех налогов на прибыль, полученную от различных форм хозяйственной деятельности, называется чистой прибылью, которая остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.

Существует и более простой вариант использования чистой прибыли, когда не образуются плановые фонды накопления и потребления.

Чистая прибыль направляется на финансирование производственного развития предприятия, удовлетворение потребительских и социальных нужд, финансирование социально-культурной сферы, отчисления в фонд оплаты труда сверх заработной платы и др. Часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и т. д. Однако не вся величина чистой прибыли используется предприятием по собственному усмотрению. За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например налог на имущество предприятий, сбор за право торговли и т. п. Из чистой прибыли уплачиваются штрафы за несоблюдение требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил, а также взыскиваются штрафные санкции в случае утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды и другие платежи.

Нераспределенная прибыль присоединяется к уставному капиталу предприятия. Распределение и использование прибыли имеют особенности, обусловленные организационно-правовой формой предприятий (акционерные общества, кооперативы и т. д.).

4. Рентабельность производства, продукции, капитала и продаж Прибыль является абсолютным показателем, характеризующим деятельность предприятия. Относительное выражение этих показателей характеризует показатель прибыльности (рентабельности).

Различают три вида рентабельности:

— рентабельность производства;

— рентабельность продукции;

— рентабельность продаж;

— рентабельность капитала.

Рентабельность производства представляет собой отношение прибыли к себестоимости продукции (издержкам). Рентабельность производства в самом общем виде в отраслевой экономике определяют как:

где Р — рентабельность, %

П — сумма прибыли, руб.

ОФ — стоимость основных фондов, руб.

ОС — стоимость оборотных средств, руб.

Рентабельность продукции (продаж) выражается отношением прибыли к объему выручки от реализации. Она показывает, какую долю составляет прибыль в каждом рубле реализованной продукции и вычисляется по формуле:

где Ц — цена единицы изделия, руб.

Сп — полная себестоимость единицы данного изделия, руб.

Рентабельность продаж вычисляется как отношение чистой прибыли к выручке от всех видов продаж:

где, ЧП — чистая прибыль, руб.

В — выручка, руб.

Рентабельность капитала определяется отношением прибыли к объему применяемого капитала и вычисляется по формуле:

где, П — прибыль, руб.

К — объем применяемого капитала, руб.

Это основной параметр, интересующий собственника предприятия. Рентабельность капитала зависит от двух основных факторов — рентабельность продажи и скорости оборота капитала. Первый фактор определяется размером наценки, которая устанавливается продавцом. Она влияет на размер прибыли, получаемой при продаже каждой единицы товара. Ее увеличение повышает рентабельность продаж за счет роста цены. Второй фактор определяет, сколько раз за год обернется капитал, принося прибыль собственнику. Чем выше скорость оборота капитала, тем больше годовая масса прибыли.

Повышение цены товара для роста рентабельности продукции одновременно является фактором снижения объема продаж, роста времени реализации, замедления скорости оборота капитала и, соответственно, снижения его рентабельности.

К показателям, характеризующим результативность деятельности предприятия, относятся также:

— производительность труда — количество продукции в натуральном или денежном выражении, выпущенной за определенный период времени (как правило за год), приходящееся на одного работника;

— фондоотдача — годовой выпуск продукции в денежной форме, соотнесенный со стоимостью основного капитала (основных средств) предприятия. Обратный этому значению показатель — фодоемкость;

— материалоемкость — расход материала на единицу продукции или на рубль стоимости выпускаемой продукции.

Выбор стратегии установления цены во многом определяется отраслевыми особенностями, типом сложившегося рынка, степенью его монополизации. В разных отраслях объективно складывается разная средняя скорость оборота капитала разное соотношение основных и оборотных средств. Можно было бы предположить, что в отраслях с низкой скоростью оборота капитала, таких как судостроение, тяжелое машиностроение, доходность применения капитала будет более низкой, чем в отраслях с высокой оборачиваемостью активов, например в торговле, пищевой промышленности. Однако трудно представить, что предприниматели будут вкладывать капитал в отрасли, заведомо менее прибыльные, чем остальные.

5. Пути увеличения прибыли и рентабельности На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

— увеличение выпуска продукции;

— улучшение качества продукции;

— продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

— снижение себестоимости продукции за счет рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

— диверсификация производства;

— расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня материалов вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции и использование факторов производства.

5.1 Основные направления снижения издержек предприятия в условиях рыночной экономики Ценовая политика предприятия в условиях рыночной экономики является одним из важнейших элементов механизма конкурентоспособности. В условиях свободной конкуренции цена продукции выравнивается автоматически под действием законов рыночного ценообразования. В то же время каждый предприниматель стремится к получению максимально возможной прибыли. И здесь помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижение издержек производства.

В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

Так, значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда. Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращение численности административно-обслуживающего персонала.

Снижение трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них — механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологий не дадут должной отдачи без улучшения организации производства труда. Нередко предприятия (фирмы) приобретают или берут в аренду дорогостоящие оборудование, не подготовившись к его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраты на потребление средства не приносят ожидаемого результата.

Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.

Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда последнее значение экономии этих ресурсов, рациональное их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажным является повышения требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающего сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достигнуть путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки.

Существует также факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделий.

Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией и др.). Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретенные товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождения счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых сырья и материалов.

При производстве продукции значительным числом мелких серий издержки по складированию готовой продукции будут минимальными. Однако возрастут затраты на подготовку производства.

В сочетании с традиционными путями снижения затрат на производство продукции вновь возникшие факторы позволяют в комплексе довести величину издержек производства до оптимального уровня.

прибыль издержка рентабельность продажа

5.2 Пути повышения рентабельности Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным.

Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние — это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива (изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норма амортизации и т. д.). Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства. Задача экономического анализа — выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложение работников эффективность использования производственных ресурсов.

Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышения рентабельности продукции и отдельных изделий.

Оптимальным дополнением к показателям прибыли и рентабельности явилось бы выделение удельного веса увеличения прибыли, полученного в результате снижения себестоимости. Такое дополнение ориентировало бы первичное звено на осуществление организационно-технических мероприятий, направленных на рост производительности труда, экономию и рациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии, на лучшее использование основных фондов и производственных мощностей, а в итоге — на снижение затрат на производство продукции в целом. Это не исключало бы рост объема производства, в результате которого относительно уменьшается удельный вес условно-постоянных расходов в составе себестоимости продукции.

Заключение

Предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, то есть с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, то есть отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее банкротство.

Проблема безубыточного функционирования, расширенного воспроизводства, с одной стороны, убыточности и банкротства — с другой, многих отечественных компаний, банков, предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности являются как нельзя более актуальной. Только рост прибыли, нововведения обеспечивают финансовую основу самофинансирования рыночной деятельности фирмы, осуществляется ее расширенного воспроизводства.

Благодаря прибыли выполняются обязательства предприятия пред бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.

Список использованных источников

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012);

2. Электронная версия книги: Грищенко О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009;

3. Электронная версия книги: Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара — 4- е изд., перераб. и допол. — М.:ЮНИТИ — ДАНА, 2006;

4. Грибов В. П. Грузинов В.Д. Экономика организации (предприятия) — М.: Кнорус, 2008;

5. Финансы организаций (предприятий). Гаврилова А. Н., Попов А. А. — М.: Кнорус, 2008;

6. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. В. Я. Горфинкеля, Е. М. Куприянова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой