Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование системы услуг дополнительного профессионального образования в условиях рынка труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформирована совокупность эндогенных и экзогенных свойств, определяющих ценность руководителя и специалиста. Проведенной в независимых группах экспертизой сформирован обобщенный показатель ценности работника и определены статистически достоверные весовые коэффициенты для каждого из компонентов этого показателя. Прослежена динамика каждого из упомянутых свойств и обобщенного показателя под… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и организационные проблемы становления рынка труда
    • 1. 1. Эволюция централизованной плановой экономи- 12 ки и необходимость реформирования системы управления трудом
    • 1. 2. Теоретическая сущность и особенности развития 37 кадрового потенциала в рыночной экономике
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Диагностика рынка труда как основа 49 формирования сферы образовательных услуг
    • 2. 1. Концепции развития рынка труда и его специфики
    • 2. 2. Исследование взаимодействия субъектов рынка 56 труда и сферы образовательных услуг
    • 2. 3. Классификация и анализ системообразующих факторов российского рынка труда как основы организации комплекса образовательных услуг
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Методические основы формирования системы образовательных услуг в профессиональной переподготовке специалистов
    • 3. 1. Принципы и методы создания кадрового потенциала предприятий и его измерения
    • 3. 2. Методические основы формирования образова- 118 тельных услуг в профессиональной переподготовке специалистов
    • 3. 3. Измерение и оценка социально-экономической 127 эффективности инвестиций в человеческий капитал в системе переподготовки специалистов
  • Выводы по третьей главе

Формирование системы услуг дополнительного профессионального образования в условиях рынка труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К настоящему времени разрушена централизованная плановая экономика и адекватная ей система воспроизводства кадров. Отсюда — острая необходимость в анализе ситуации и пересмотре всей политики в области образования и подготовки персонала или, иными словами, в сфере оказания образовательных услуг.

В сегодняшней России объем и структура потребности в специалистах выглядит совершенно иначе, нежели в плановой экономике советского типа и не совпадает с установившейся в развитых странах мира.

Более того, от работников требуются качества характера, а также знания и навыки, отличные как от декларировавшихся в советское время, так и от формируемых сегодня зарубежными учебными заведениями. Точка зрения о нехватке студенческого образования на всю трудовую жизнь и необходимости построения современной системы непрерывного обучения стала у нас общепризнанной.

В стране создалась ситуация, когда, с одной стороны, существует открытая (не говоря уже о скрытой) безработица, а с другой — ощущается дефицит в работниках ряда профессий. Наблюдается структурная безработица — одна из самых тяжёлых и труднопреодолимых.

Стоит упомянуть, что промедление с решением этих задач чрезвычайно опасно. Оно приведёт к дальнейшему разрушению высшей школы, угасанию отечественной науки, интеллектуальной деградации общества. Как следствия — развал производства, социальные конфликты, превращение России в третьестепенное государство.

По существу речь идет о необходимости реформы всей образовательной системы и отладки механизма непрерывной подготовки кадров, адаптированного к условиям рынка и отвечающего требованиям оптимизации занятости.

Эта многоплановая проблематика наиболее успешно изучалась в последние годы в работах В. П. Галенко, Б. М. Генкина, Ф. С. Исмагилова, С. А. Карташова, К. Г. Кязимова, П. Н. Новикова, Ю. Г. Одегова, В. А. Похвощева, Ф. Т. Прокопова, В. В. Томилова, Д. С. Чернейко, а также авторского коллектива учебника «Экономика труда и социально-трудовые отношения» (МГУ, 1996) под редакцией Г. Г. Меликьяна и Р. П. Колосовой. Указанные труды опирались, с одной стороны, на работы зарубежных авторов, внесших существенный вклад в исследование человеческого капитала и его влияния на экономический рост — Г. Беккера, Л. Брю, Э. Денисона, Д. Кендрика, Г. Макконела, Р. Смита, Л. Турроу, Т. Шульца, Р.Эренберга. С другой стороны, положительное влияние на нынешние изыскания оказали научные результаты, полученные в прежние годы отечественными исследователями как зарубежной — Ю. В. Васильчук, В. С. Гойло, Р. И. Капелюшников,.

B.И.Марцинкевич, Г. Е. Скоров, В. Б. Супян, так и советской экономики в части образовательного потенциала общества и его роли в экономическом развитии страны. К последней группе авторов относятся А. И. Анчишкин, Л. Б. Бреслав, В. А. Жамин, Е. Н. Жильцов, Г. А. Егиазарян, Ю. М. Ипатов, В. Е. Комаров, С. Л. Костанян,.

C.Г.Струмилин.

Однако переходный характер процессов упомянутой сферы, сочетающей элементы старого и нового, постоянно ставит множество неизвестных ранее проблем. Мало изученными, в частности, являются вопросы социально-экономической эффективности, организации и управления комплексом услуг дополнительного профессионального образования применительно к различным категориям персонала.

Перечисленными обстоятельствами как раз и определяется актуальность избранной темы.

Предмет и объект исследования.

Предметом исследования выступает функционирование формирующейся системы услуг дополнительного профессионального образования и оценка ее социально-экономической эффективности в условиях современной России.

Объектом исследования послужила отечественная сфера дополнительного профессионального образования безработных граждан и незанятого населения из числа специалистов во взаимосвязи с возникающим рынком труда.

Цель и задачи исследования

.

Цель исследования заключается в разработке механизма формирования системы услуг дополнительного профессионального образования в условиях рынка труда, способствующего совершенствованию стратегии реформирования образования в контексте оптимизации занятости.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

— рассмотрение причин возникновения и особенностей формирования российского рынка труда в связи с возможностями его регулирования;

— выявление, классификация и оценка системообразующих факторов рынка труда как основы организации комплекса образовательных услуг;

— построение моделей состояния рынка труда;

— изучение специфики управления и организации рынка образовательных услуг и профессиональной переподготовки;

— определение особенностей человеческого капитала в российской экономике;

— разработка принципов и методов воспроизводства кадрового потенциала предприятий и его измерение;

— создание методики определения ценности работников (в первую очередь — руководителей и специалистов) с использованием, в случае целесообразности, метода экспертных оценок;

— сравнительный анализ компонентов системы профессионального образования, определение их функций в современной структуре формирования кадрового потенциала и оценка с этих позиций существующих технологий подготовки специалистов;

— разработка подхода и, на его базе, методики оценки социально-экономической эффективности образовательной деятельности.

Научная новизна исследования.

Диссертация представляет собою исследование новых, малоизученных проблем, имеющих важное теоретическое и практическое значение для эффективной организации и регулирования рынка услуг дополнительного профессионального образования. По сравнению с имеющимися в этой области работами, автором достигнуты следующие результаты и сформулированы приводимые ниже выводы:

— Показано, что характерной для российского рынка труда является структурная безработица, связанная с общей экономической ситуацией и моральным износом человеческого капитала. Сегментация рынка и его анализ выявили не существенность различий в уровнях безработицы в зависимости от пола, и весьма существенную зависимость от профессиональной принадлежности, образования и возраста.

— Построены макроэкономическая модель и балансовое уравнение для различных социальных групп, описывающие их динамику с учетом общего состояния экономики и инвестиционной активности.

Разработана микроэкономическая модель состояний для множества специалистов одной профессии и описаны факторы, определяющие интенсивность переходов. Получены соотношения для определения среднего количества безработных и пропускной способности учебных заведений дополнительного профессионального образования. Указанные соотношениясуть основы регулирования взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.

Сформулированы особенности человеческого капитала, а также его износа и развития. Выявлены основные факторы, определяющие износ. Осуществлена классификация инвестиций в человеческий капитал.

Сформирована совокупность эндогенных и экзогенных свойств, определяющих ценность руководителя и специалиста. Проведенной в независимых группах экспертизой сформирован обобщенный показатель ценности работника и определены статистически достоверные весовые коэффициенты для каждого из компонентов этого показателя. Прослежена динамика каждого из упомянутых свойств и обобщенного показателя под воздействием возрастной эволюции работника. Установлено, что тенденции зависимости этого показателя от возраста совпадают с аналогичными тенденциями в американской экономике.

Определено, что наиболее подходящим объектом для оценки экономического эффекта обучения (переподготовки) является учебная группа. Выведено выражение полного (личного и фирменного) экономического эффекта курса обучения, в том числе переподготовки. Сформулировано условие экономической целесообразности прохождения определенного курса обучения. — Выявлено, что в наибольшей степени задачам переподготовки отвечает блочно-модульная система учебных планов. В организации процесса переподготовки важную роль играет технология «Датотека», содержащая существенные для решения поставленных задач психологический и проектный разделы. Информационная, методологическая и теоретическая основы исследования.

В качестве источников информации при написании диссертации использовались: нормативные и законодательные актыгосударственные, федеральные и региональные программы занятостиданные государственной статистики (Госкомстата и Минтруда РФ, Службы занятости населения Санкт-Петербурга) — результаты обследований слушателей Учебно-методического центра Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу (УМЦ ДФГСЗН по СПб), проведенных авторомнаучные публикации по проблемам занятости и рынка профессионально-образовательных услуг.

В ходе написания диссертационной работы использовались как общенаучные методы исследования — логический и сравнительный анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход, так и специальные — экономико — математические и статистические.

Само исследование базируется на современном уровне развития и выводах экономической науки, нашедших свое отражение в трудах ее ведущих представителей по проблемам человеческого капитала и экономики образования.

Практическая значимость исследования подтверждается функционирующей на его базе системой профессиональной переподготовки взрослого населения Санкт-Петербурга, в том числе.

— разработкой и внедрением оригинальных учебных курсов и программ в УМЦ ДФГСЗН по СПб. К их числу относятся участие в:

— проекте МОТ «Развитие модульных учебных программ в Санкт-Петербурге»;

— российско-британской программе по переподготовке военнослужащих, уволенных и увольняемых в запас;

— российско-шведской программе «Первая Датотека в Санкт-Петербурге»;

— программе содействия занятости населения Санкт-Петербурга.

Апробация работы.

Положения и выводы диссертации докладывались на:

— Международном семинаре «Социальные аспекты военной реформы в России: переподготовка и трудоустройство увольняемых военнослужащих.» 23−25 апреля 1999 г. Москва.

— Международной научно-практической конференции «Рыночная экономика и стратегия безопасного развития личности» 14 октября 1999 г. Санкт-Петербург.

— Первой региональной научно-практической конференции по модульному обучению в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.2−3 июня 1999 г. Санкт-Петербург.

— Третьей межрегиональной научно-практической конференции по дополнительному профессиональному образованию при Минобразовании РФ. 15−17 марта 2000 г. Санкт-Петербург.

— Первом международном конгрессе по занятости в XXI веке. 2728 сентября 2000 г. Киев.

Научно-практической конференции по актуальным проблемам развития экономики, управления и высшего профессионального образования. 15 января 2001 г. Санкт-Петербург. Первой международной научно-практической конференции «Национальная экономика и тыл вооруженных сил: проблемы и перспективы». 27−28 февраля 2001 г. Санкт-Петербург. Международной конференции «Инвестиции — 2001: новые реалии — новые возможности СевероЗапада России». Круглый стол «Инвестиционные проекты в области образования и профессиональной подготовки кадров». 15−17 февраля 2001 г. Санкт-Петербург. Кроме того, содержание работы отражено в семи публикациях, общим объемом 2,23 п.л.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

1. Установлено, что ценность работника изменяется с его возрастом в связи с развитием конкретных «ценностных» свойств.

2. Определены набор и содержание эндогенных и экзогенных качеств, характеризующих ценность руководителя и специалиста. Сформирован обобщенный критерий ценности руководителя и специалиста в зависимости от уровня этих параметров.

3. Проведенной в двух группах экспертизой, выявлены ранги и весовые коэффициенты для каждого из компонентов обобщающего показателя (критерия). Описан характер изменений каждого из частных компонентов в зависимости от возраста работника. Отмечено, что тенденции такой зависимости критерия совпадают с тенденциями динамики дохода руководителей и специалистов в США. Выводы экспертизы состоятельны. Полученные в обеих группах результаты с высокой вероятностью принадлежат к одной генеральной совокупности, а конкордация, характеризующая согласованность мнений экспертов, достаточно высока и значима.

4. Показано, что существовавшая система формирования кадрового потенциала базировалась на системе «вузы — ИПК», где ведущая роль отводилась вузам, дававшим фундаментальное образование. Имевшая место в вузах тенденция постоянного дробления специальностей на всё более узкие себя не оправдала. ИПК отводилась роль поддержания знаний руководителей и специалистов на уровне требований научно-технического прогресса, т. е. устранения особой формы морального износа человеческого капитала. С требованиями рынка направленность их деятельности не согласовывалась.

5. Отмечено, что изменения, связанные с формированием рынка и появлением открытой безработицы, коренным образом изменили ментальность определённых социальных групп и обеспечили эговключённость обучаемых в процесс переподготовки.

6. Установлено, что блочно-модульная система учебного плана переподготовки в наибольшей степени отвечает её задачам. Значительные веса психологической составляющей и проектной части в курсах, в первую очередь, в технологии «Датоте-ка», формируют активную жизненную позицию обучаемых и существенно усиливают их адаптацию к деятельности в конкурентной среде. Сказанное подкрепляется показателями трудоустройства выпускников УМЦ ДФГСЗН СПб.

7. Проиллюстрировано, что важное место в деятельности УМЦ занимает переподготовка бывших военнослужащих и членов их семей. При этом в мотивации прихода на переподготовку вопрос обеспечения средств существования играет не единственную роль. Наряду с ней стоит перспектива быстрого карьерного роста.

8. Показано, что наиболее высок процент успешного трудоустройства у старших офицеров (несмотря на возраст). Это объясняется высоким уровнем фундаментального образования и накопленным опытом работы с персоналом.

9. Обосновано, что экономический эффект человеческого капитала состоит из двух частей: личной, получаемой носителем человеческого капитала, и общественной, получаемой фирмой или национальной экономикой.

10. Выявлено, что измерение эффекта (личного) образования строится как капитализированная рента, где её роль играет дополнительный доход, обеспечиваемый этим образованием. В России такой подход в большинстве случаев неприемлем.

11. Доказано, что сделка найма по характеру напоминает акт аренды. При этом работодатель получает право использования человеческого капитала (знаний и навыков) и в ограниченном объёме — распоряжения. Заработная плата может рассматриваться неким подобием арендной платы или лизинговых платежей.

12. Продемонстрировано, что при оценке человеческого капитала оказывается продуктивным использование аппарата оценки недвижимости.

13. Сформулировано условие экономической целесообразности получения определённого курса обучения.

14. Установлено, что единственный объект, по которому может быть наиболее точно и доказательно определена общественная экономическая эффективность курса обучения, — учебная группа.

15. Получено выражение для определения общественного экономического эффекта курса обучения или переподготовки.

16. Предложен подход, позволяющий построить дифференциальный закон распределения рентабельности интеллектуального труда.

17. Выведено выражение для подсчета полного экономического эффекта прохождения курса обучения, в том числе, переподготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Экономические реформы в конце двадцатого века, шедшие в России и равные по своей значимости революции, создали ряд новых проблем, срочное решение которых было крайне необходимо. Одной из таких проблем оказалась неизвестная в плановой экономике проблема безработицы. Ее решение требует системы мероприятий, образующих в совокупности управление занятостью. Для проведения названных мероприятий необходимо осуществление ряда исследований, в том числе и теоретического характера. В их комплексе важное место занимают изыскания экономического характера. Они, а именно — экономические аспекты управления занятостьюсоставляют предмет настоящего исследования. Возникающие в данной связи задачи разбиваются на две группы: первая связана с особенностями формирования рынка труда, втораяс измерением и оценкой человеческого капитала, образующего кадровый потенциал предприятия. Как раз в соответствии с таким подходом и построена настоящая работа. Вследствие ее выполнения получен ряд результатов как теоретического, так и практического характера. К их числу можно отнести следующее:

1. Откорректирована и обновлена применяемая терминология. В частности, предложеноуточненное определение занятости, учитывающее, в том числе, и российскую специфику. Введены понятия прямых и сопряженных инвестиций в человеческий капитал.

2. Сформулированы и обоснованы особенности рабочей силы как товара, отличные от ранее принятых. Показана принципиальная разница между характером сделки купли-продажи товара или услуги и сделки найма, вытекающие из особенностей рабочей силы как товара.

3. Охарактеризованы особенности человеческого капитала и его принципиальные отличия от физического.

Человеческий капитал: а) не существует вне материального носителяб) в процессе эксплуатации в общем случае возрастает без специальных затрат на этов) зависимость человеческого капитала от величины инвестиций носит случайный характермогут иметь место высочайшие параметры человеческого капитала при нулевых инвестициях.

4. Выявлены основные факторы, определяющие моральный износ человеческого капитала. Показано, что такой износ человеческого капитала носит особый характер. Одновременно с моральным износом человеческого капитала идет не требующий инвестиций процесс его наращивания, связанный с приобретением на рабочем месте новых знаний и навыков.

5. Показано, что важнейшей причиной структурной безработицы является моральный износ человеческого капиталатехнологическая безработица вследствие замены труда капиталом для российского рынка труда нехарактерна. Установлено, что ни одна из распространённых в зарубежной экономической науке моделей рынка труда для современной российской экономики неприемлема.

6. Уточнены принципы организации управления рынком труда и в соответствии с этими принципами упорядочены перечень и формулировки функций управления.

7. На основании проведённого анализа и сопоставления сегментов рынка труда показано, что:

— различия между уровнями безработицы мужчин и женщин, представителей разных профессиональных групп, а также социальных групп с различным уровнем образования, -статистически несущественны.

— между возрастом безработных и уровнем безработицы существует высокая отрицательная корреляция, характеристики которой с годами убывают.

8. Разработана микроэкономическая модель состояний внутри множества специалистов одной профессии, и описаны факторы, определяющие интенсивность переходов. Получены соотношения для определения среднего количества безработных и пропускной способности заведений по переподготовки специалистов.

9. Выявлены и описаны факторы, определяющие особенности российского рынка труда и формирования вынужденной безработицы.

10. Составлен набор эндогенных и экзогенных качеств, формирующих ценность руководителя и специалиста, и даны определения этих качеств. Показано, что ценность работника изменяется с его возрастом в связи с развитием тех или иных ценностных свойств. Сформирован обобщенный критерий ценности руководителя и специалиста в зависимости от уровня соответствующих качеств.

11. Проведенной в двух группах экспертизой, установлены ранги и статистически достоверные весовые коэффициенты для каждого из компонентов обобщающего показателя (критерия), и описан характер изменений каждого из частных компонентов с возрастом работника. Отмечено, что тенденции зависимости от возраста этого критерия совпадают с тенденциями динамики дохода руководителей и специалистов в США.

12. Продемонстрировано, что новации, связанные с формированием рынка и появлением открытой безработицы, коренным образом изменили ментальность определённых социальных групп и обеспечили эговключённость обучаемых в процесс переподготовки.

13. Разъяснено, что задачам переподготовки в наибольшей степени отвечает блочно-модульная система учебного плана. Значительные веса психологической составляющей и проектной части в курсах переподготовки, в первую очередь в технологии «Датотека», формируют активную жизненную позицию обучаемых и существенно усиливают их адаптацию к деятельности в конкурентной среде.

14. Показано, что важное место в деятельности УМЦ занимает переподготовка контингента военнослужащих. При этом в мотивации прихода на переподготовку вопрос обеспечения средств существования играет не единственную роль. Наряду с ней стоит перспектива быстрого карьерного роста. Процент успешного трудоустройства наиболее высок у старших офицеров.

15. Обосновано, что при оценке человеческого капитала оказывается продуктивным использование аппарата оценки недвижимости.

16. Установлено, что измерение эффекта (личного) образования строится как капитализированная рента, где её роль играет дополнительный доход, обеспечиваемый этим образованием. В России подобный подход в большинстве случаев неприемлем, т. к. оплата интеллектуального труда значительно ниже, чем физического.

17. Определено, что экономический эффект человеческого капитала состоит из двух частей: личной, получаемой носителем человеческого капитала, и общественной, получаемой фирмой или национальной экономикой.

18. Установлено, что единственный объект, по которому может быть наиболее точно и доказательно определена общественная экономическая эффективность курса обучения, -учебная группапредложено выражение для определения общественного экономического эффекта курса обучения или переподготовки.

19. Выведено выражение для полного экономического эффекта прохождения курса обучения, в том числе переподготовки.

20. Сформулировано условие экономической целесообразности осуществления определённого курса обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. и др. Безработные устраиваются //Известия. 2000.14 авг.
  2. А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики. М.: Экономика, 1973.
  3. А. И. Яременко Ю.В. Темпы и пропорции экономического развития. М.: Экономика, 1967.
  4. З.В. Занятость в социалистической экономике глазами Запада. М.: Экономика, 1989.
  5. Г. Человеческий капитал. Главы из книги //США: Экономика, политика, идеология. 1993.№ 11,12.
  6. Г. Экономический анализ и человеческое поведение. Т.1 //THESIS. 1983. Вып.1.
  7. А. и др. Разрушение машиностроительного и научного потенциала России становится необратимым //Финансовые известия. 1995. № 52.
  8. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1974.
  9. Г. В. Человеческий капитал фирмы //Вестник СПбГУ. Сер.5.1999. Вып.1.
  10. Л.Б. Технико-экономическое обоснование средств, освоения Мирового Океана. Л: Судостроение, 1982.
  11. Л.Б. Экономические модели в судостроительном производстве. Л: Судостроение, 1984.
  12. Л.Б., Трачук А. В. Инфляция в постсоветской России. СПб.: ЭЛМОР, 1998.
  13. И. Квалификация рабочей силы ведущий компонент производительных сил //МЭМ0.1999. № 10
  14. П. Рабочая сила реформ //Эксперт. 2000. № 30.
  15. Ю.А. Научно-техническая революция и рабочий класс при капитализме: Углубление противоречий и проблемы классовой борьбы. М.: Наука, 1980.
  16. А. Три года на качелях. Что дальше? //Русский экономический журнал. 1995. № 4.
  17. А., Сахарова Н. Психологические особенности включения взрослых в образовательную деятельность //Новые знания. 1999. № 2.
  18. Э. Место человека в новейшем производстве и проблема технического трудовытеснения в развитых странах //МЭМО. 1998. № 5.
  19. В. Российская экономика в 1999 году //Экономист. 1999. № 12.
  20. .М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов.М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
  21. В. Интеллектуальный капитал //МЭМО. 1998. № 11.
  22. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. М.: ИНФРА-М- Норма, 1996.
  23. Э. Исследование различий в темпах экономического роста. М., Прогресс, 1971.
  24. П. Производство бытовой электроники скоро исчезнет с экономической карты России// Финансовые известия. 1995. 6 июня.
  25. В.А., Егиазарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда. М.:Экономика, 1968.
  26. Л. Статистическое оценивание. М.: Статистика, 1976.
  27. Занятость, трудоустройство, профессиональное обучение: Сборник трудов НИО РУЦ. Вып.2. /НИО РУЦ. М., 1996.
  28. Т.С. Отраслевые проблемы эффективности труда корпуса линейных руководителей. Автореф. канд. дисс./ЛИЭИ, Л., 1976.
  29. С. и др. Профессионально-квалификационный аспект рынка труда: методология анализа и прогнозирования //Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда Санкт-Петербурга. 1997. № 3−4.
  30. Е. и др. Безработица и мобильность рабочей силы в С.-Петербурге (анализ тенденций 1995 первой половины 1996 гг.) //Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда С.-Петербурга. 1996. № 2.
  31. Е. и др. Политика занятости: сценарий экономического роста //Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда С.Петербурга. 2000. № 1−2.
  32. Ю.М. Экономико-управленческая подготовка руководящих работников и специалистов отраслевых НПО, НИИ, КБ (Методология, эффективность, совершенствова-ние)/ЦНИИ «Румб». Л., 1985.
  33. Ф.С. Профессиональный опыт специалиста в организации и на рынке труда /Ур О РАН. Екатеринбург, 1999.
  34. Р.И. Новое в буржуазной теории занятости //Критика буржуазных теорий ГМК: проблемы «смешанной экономики». М.:Наука, 1984.
  35. Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы. М.: Наука., 1981.
  36. Р.И. и др. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации //Общество и экономика. 1993. № 9,10.
  37. С.А., Дановский С. Л. Социальная динамика безработных в городе Москве //Социологические исследования. 1998. № 12.
  38. С.А., Одегов Ю. Г. Рынок труда. Проблемы формирования и управления.М.: Финстатинформ, 1998.
  39. Качество трудового потенциала: Социально-экономический аспект. Киев: Наукова думка, 1986.
  40. Д. Совокупный капитал США и его формирование. М.:Прогресс, 1978.
  41. В.Е. Экономические основы подготовки специалистов в СССР. М.: Академиздат, 1959.
  42. Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения /Под ред. К.Г. Кязимова/НИО РУЦ. М., 1994.
  43. Концепция реформирования законодательства о занятости населения в Российской Федерации //Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда С.-Петербурга. 2000. № 3.
  44. Я. Дефицит. М.: Наука, 1990.
  45. С.Л. Предмет и метод экономики образования /МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1976.
  46. К.Г. Профессиональная подготовка безработных. М.: Изд. Центр АПО, 1999.
  47. С.Б. Управление транспортными предприятиями в условиях перехода к рынку/ ГМА им. адм. С. О. Макарова. СПб, 1997.
  48. А.Я. Введение в рыночную экономику. Лекции //Социалистический труд. 1991. №№ 2−12. Человек и труд. 1991. №№ 1−4.
  49. . Рынок труда и профессионально-образовательные услуги //Новые знания. 2000. № 2.
  50. .С. Рынок труда и занятость: воззрения отечественных экономистов 20−80-х годов. С-Пб: Литера плюс, 1997.
  51. И. Е. Первая Санкт-Петербургская датотека// Новые знания. 2001. № 1.
  52. Т. Крутимся помаленьку. Российский рынок труда всё сильнее опутывается сетью неформальных отношений //Эксперт 2000. № 30
  53. В.И. Образование в США: Экономическое значение и эффективность. М.: Наука, 1967.
  54. В.И., Соболева И. В. Экономика человека: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 1995.
  55. Методические указания к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР. М.: Экономика, 1980.
  56. А. Экономический рост и кадровый потенциал России //Общество и экономика 2000. № 5−6.
  57. Р. Теории развития: новые модели экономического роста (вклад человеческого капитала) //Вопросы экономики. 2000. № 9.
  58. О занятости населения в Российской Федерации. Закон РФ (от 17 июля 1999 года № 175-ФЗ). М.:Б.и., 1999.
  59. О предприятиях и предпринимательской деятельности. Закон РФ. //Норма. 1991. № 1.
  60. О программе содействия занятости населения Санкт-Птербурга на 2000 год и бюджете Государственного фонда занятости населения на 2000 год: Закон Санкт-Петербурга. СПб: Б.и., 1999.
  61. Е.В. Маркетинг услуг. СПб: Питер, 2000.
  62. Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. М.: ТЕИС, 1999.
  63. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения Российской Федерации в 1999 году: Информационно-аналитическая записка/ Минтруд РФ.М., 2000.
  64. Реальные результаты работы в Ленинграде центров переподготовки/ АО «Центр САОП «Пресс Прогноз»: СПб, 1999.
  65. Резолюция о статистике экономически активного населения, занятости и неполной занятости, принятая 13-й Международной конференцией статистиков труда/ Международное бюро труда. Женева, 1985.
  66. Российский статистический ежегодник: Стат. Сборник/ Госкомстат России. М., 1999.
  67. Россия на пороге XXI века: Научно-практическое пособие / Под. ред. Щегорцова В.А./ РГАТиЗ. М., 2000.
  68. А. Нас распирает чувство хозяина //Общая газета. 2000. № 26.
  69. Г. Е. Развивающиеся страны: образование, занятость, экономический рост. М.: Наука. 1971.
  70. Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике/ СПб ГИЭА, СПб, 2000.
  71. С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982.
  72. С. Г. Эффективность образования в СССР //Народное образование. 1962. № 6.
  73. В.Б. Образование в США: состояние и приоритеты развития //США и Канада. 2000. № 1.
  74. Тенденции экономического развития России за 9 месяцев 1995 г. //Вопросы экономики. 1995. № 11.
  75. В.В., Сотникова Л. Н. Маркетинг рабочей силы: Учебное пособие. СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 1997.
  76. В., Ломова И. Методология разработки модульных курсов. //Новые знания. 2000. № 2.
  77. В., Ломова И. Особенности менеджмента переподготовки военнослужащих по направлению «Информационные технологии» //Новые знания.2001.№ 2.
  78. Труд и занятость в России: Стат. сб /Госкомстат России. М., 1999.
  79. Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998−2000 годы //Российская газета. 1998. 1, 2 сент.
  80. Е. Экономика России не хочет выздоравливать. //Финансовые известия. 1995. 13 ноября.
  81. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993.
  82. С. Спад производства ускорился, запасы готовой продукции растут//Финансовые известия. 1995. 20 июля.
  83. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования. СПб: Наука, 1999.
  84. Д. Профессиональное образование в современном обществе //Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда С-Петербурга. 1999. № 1−2.
  85. Д.С. Государственное регулирование рынка труда: парадигма занятости или парадигма безработицы //Вестник Спб ГУ. Серия 5. 2000. Вып 2.
  86. Д.С. Как искать мастера //Эксперт. 2000. № 30.
  87. Д.С. Формирование рынка труда: опыт, проблемы. СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 1999.
  88. В.А., Чураков В. Я. Максимов М.В. Занятость в системе антикризисных мер /РГАТиЗ. М., 1999.
  89. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов /Под ред. А. С. Булатова. М.: БЕК, 1994.
  90. Экономика труда и социально-трудовые отношения /Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М.: ЧеРо МГУ, 1996.
  91. Р.Д., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: ЧеРо МГУ, 1996.
Заполнить форму текущей работой