Экспедиция Мохамеда Али в Аравию
В приведенных выше источниках нет прямых указаний на то, что возникновение секты ваххабитов, перерастание ее в религиозно-политическое течение антиегипетского толка и, как следствие — поход Мохаммеда Али против государства ваххабитов — дело рук третьей стороны, но нет и доказательств обратного. Были ли египетские солдаты борцами за веру? Нет, и об этом прямо говорится в источниках — египетские… Читать ещё >
Экспедиция Мохамеда Али в Аравию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
1.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕГИПТА В XIX ВЕКЕ
2. ПРАВИТЕЛЬ МУХАММАД АЛИ
3.АРАВИЙСКИЙ ВАХХАБИЗМ
4. АРАВИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ МОХАММЕДА-АЛИ. ПЕРВЫЙ ЭТАП
5.АРАВИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ МОХАММЕДА-АЛИ. ВТОРОЙ ЭТАП ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ мохамед али экспедиция правитель ВВЕДЕНИЕ Изложенная ниже точка зрения не является бесспорной. На мой взгляд, исторический процесс далеко не так прост и прозрачен, как представляет обывателям официальная историческая наука. Есть вероятность, что изложенная ниже версия неправдоподобна, или верна частично. Вероятно также, что истинную, незамутненную ничем историческую правду вообще узнать невозможно. Как говорил польский писатель Ежи Лец: «Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда — в результате может вообще ничего не остаться», Лец, Станислав Ежи. Непричесанные мысли. — Пер. с польского Вл. Россельса. — М.: Книга, 1991. но то, что в историко-политическом процессе скрытые силы действуют подспудно, исподволь, тайно — подозрение, складывающееся из изложенного ниже фактического материала. «Историю пишут победители», Никонов А., Бей первым! Главная загадка Второй мировой.- говорил создатель НСДАП Артур Дрекслер, поэтому во всех процессах каждый здравомыслящий человек должен разбираться сам, и относиться с известным недоверием к официальной точке зрения.
Ситуация на современном Ближнем Востоке накалена до предела.
Государственные перевороты следуют один за другим, на территории вчерашних курортных зон базируются базы подготовки террористических боевиков, к власти приходят представители то одного, то другого религиозного течения. Многие политики отрыто обвиняют в региональной нестабильности США и администрацию президента Барака Обаму.
Тактика «цветных» революций, реализовывавших концепцию скрытого управления трансформацией через хаотизацию трансформируемого пространства, на Ближнем Востоке дала непредвиденный системный сбой. Свержение светских режимов приводит к власти единственно возможную в условиях Востока власть — национальную, арабскую. Это сила разной степени радикализма. По моему мнению, показательно, что национальные революции происходят именно в наше время. Данная работа, в известной мере, является ответом на вопросы о сущности революционных течений Ближнего Востока (в частности противостояния Саудитов и Османской империи в лице наместника Египта), их связи с политической борьбой и ее лидерами. В этом курсовом проекте на основании анализа исторических трудов я хотел бы показать, что известная негативная управленческая схема «divide et impera Разделяй и властвуй — принцип власти, к которому часто прибегают управленческие системы, руководящие массами, состоящими из разнородных элементов, согласно которому наиболее продуктивным методом управления подобной структурой является разжигание и использование вражды между ее частями.» активно применялась на Востоке в XIX веке при купировании могущества набирающих силу государств путем разжигания межрелигиозной розни.
Показательным для обозначенного периода объектом исследования, на мой взгляд, является Египет в период османского господства, и правление хедива Мухаммеда Али-паши по причине, что это характерный пример развитого восточного государства, попавшего под влияние другого государства. Такое сочетание характеристик и черт, аналогичных современным, дает беспрецедентную возможность продемонстрировать развитие Египта с точки зрения общего развития государственности в соотношении с религиозными течениями.
Независимость Египта началась с правления официального турецкого вассала — Мухаммада Али-паши (араб. — гНгП Ъбн ИЗФЗ, тур. Mehmet Ali Paєa). Его реформы в первой половине XIX в. в стали началом процесса модернизации страны.
Следовательно, эти реформы нужно рассматривать в качестве важнейшего рубежа в истории Египта. Албанец по происхождению, Мухаммад Али, положил конец мамелюкскому «сословию» и землевладению, модифицировал современную национальную армию и флот, положил основы современной промышленности, реформировал образование и судопроизводство, поземельные отношения, территориальное, административное и государственное устройство.
История Египта представленного периода основывается на исторической базе, в большей степени отраженной в приложенной библиографии. Историческими источниками по данной теме, относятся к письменной культуре, в них можно выделить несколько групп:
Летописные источники;
заметки путешественников, автобиографические записи и дневники европейцев, посетивших Египет;
путевые заметки путешественников из Российской Империи.
Из всех вышеперечисленных групп, летописная представлена только одним документом, но ценность его для изучения Египта этого периода приоритетна. «Египет под властью Мухаммада Али», четвертый том «Удивительной истории прошлого в жизнеописаниях и хронике событий» написанной выдающимся египетским историком-хронистом Абд ар-Рахманом аль-Джабарти. Это летописная запись является основным источником курсовой работы.
Абдаррахман аль-Джабарти (аль-Габарти) родился в 1756 г. в Каире, был потомственным улемом Улем (араб. ЪбгЗБээ — уляма — «знающий, учёный»; ед. ч. — араб. ЪЗбгээ — алим) — название авторитетных и признанных знатоков ислама.. (Хроника Аль-Джабарти говорит о влиянии и политическом весе шейхов и улемов, выступавших советниками эмиров в их междоусобных вйнах. Эмиры обычно прислушивались к доводам улемов Ал-Джабарти, Абд ар-Рахман, Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий, т. IV, рус. пер., с. 49.) Абдаррахман изучал в ал-Азхаре ханафитский мазхаб Мазхаб (араб. гРеИээ) — школа шариатского права в исламе., позже стал преподавателем этого мусульманского университета, высшего сословия мусульманского духовенства, играющего немаловажную роль в жизни мамелюкского Египта, единственной образованной прослойки страны, пользовавшейся непререкаемым авторитетом у всех слоев населения. Кроме всего прочего, во время французской оккупации Египта аль-Джабарти получил место в правлении дивана, учрежденного французской администрацией, а позже — пост при Мухаммаде Али, по приказу которого был впоследствии задушен по причине своего критического отношения к правителю.
Составленная Аль-Джабарти хроника представляет собой погодную запись событий с древнейших времен до 1821 г. современником большая часть событий, описанные Аль-Джабарти, была современна ему. Этот летописный труд насыщен литературными и историческими отступлениями, поэтическими отрывками.
Вторым по значимости источником по данному периоду может служить работа Антуана Бартелеми Клота (Клот-бея), «Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии», содержащая богатый материал о становлении сельского хозяйства и промышленности, торговли, армии, об организации управления, судебной системы Египта, этнографических, ботанических и биологических записей. Описание Клота стало основным и ценнейшим современным событиям свидетельством о правлении Мухаммеда Али, поскольку Клот-бей был его приближенным, видел его реформы и государственную политику изнутри, и давал ей положительные отзывы, в отличие от Аль-Джабарти. Врач из Франции Клот был не просто лейб-медиком, прожившим в Египте 18лет, занимавшем пост главного директора Медицинского управления, он был крупным государственным чиновником, он имел возможность собирать самые достоверные данные о состоянии египетского государства. Многолетние наблюдения легли в основу настоящей книги, которая в то время не имела аналогов на других европейских языках. В ней сосредоточено множество весьма интересных и важных сведений о разных сторонах жизни египетского государства и общества первой половины XIX века. Эту книгу можно назвать настоящим энциклопедическим справочником. Клот являлся ближайшим соратником паши, участником его реформ. В труде Клота содержится также обширное этнографическое исследование, раскрывающее подоплеку египетского национального колорита.
Источником по истории аравийского ваххабизма станет книга Иоганна Людвига Буркхардта «Путешествия по Аравии». Буркхардт получил образование на факультете права, истории и философии в университете Геттингена и Лейпцига, после чего вступил в организацию «Ассоциация по поддержке открытий во Внутренней Африке» в Лондоне.
«Ворота Африки» называли тогда Египет, поэтому Буркхардт решил глубже проникнуть в ислам и арабскую культуру: он изучил арабский язык, прошел курс восточной медицины, астрономии, химии, научился спать на голой земле и всячески закалился для походной жизни — прошел хорошую подготовку разведчика. Он досконально изучил Коран и комментарии к нему, и в Алеппо Алеппо (Халеб) (араб. НубуИхээ Халеб, лат. Beroea, арм. ??? Халеб, греч. БлЭррп, ВЭспйб) — город в Сирии., а, впоследствии и во всех мусульманских странах его даже принимали за мусульманского богослова, чем Бургхарт и пользовался, как настоящий шпион — он лгал, что не европеец, благодаря чему втирался в доверие к арабам, чтобы выведать нужную информацию.
Во время своих путешествий Буркхардт посетил Баальбек и Пальмиру, долину Оронт и Ливан, исток Иордана и озеро Хула. Он открыл древнюю Петру и Апамею. Два года Буркхардт собирал информацию о кочевниках-бедуинах, проживая в их среде как равный.
1.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕГИПТА В XIX ВЕКЕ Начиная со средних веков, Египет оказывается одной из немногих стран, перенявших достижения разных государств. «Египту как будто назначено носить на себе во всех отношениях особый отпечаток, и ничто в нем не должно походить на другие державы», — пишет Клот-бей. А. Б. Клот-Бей, Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии, глава VI, § 1. По его замечанию, общественное развитие Египта не следовало строго ни восточной, ни западной схеме. Клот заметил, что западные этносы сложились в результате ассимилятивно-завоевательных процессов, выдвинувших в элиты аристократий завоевателей, подготовивших появление среднего класса, стремящегося получить с ними равнее права и свободы. Египетский народ представляется Клотом в качестве вечного раба, покоряющегося посменно персам, грекам, сарацинам, мамелюкам, туркам и не стремящимся ни к свободе, ни к уравниванию прав с завоевателями. А. Б. Клот-Бей, Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии, глава VI, § 4
В позднем средневековье и раннем Новом времени Египет сочетает черты восточного и европейского политического государственного строя: высокий уровень развития бюрократического аппарата и большая роль государственной собственности на землю (близость с дальневосточными режимами) и отсутствие тотального государственного контроля в значительной автономии населения в решении частных вопросов (особенность и достижение ислама); высокое развитие городской культуры совмещался с присущим Востоку высоким уровнем товарно-денежных отношений и высоким престижем торгового и ремесленного классов, что ставило Египет в один ряд с европейскими странами. В Египте, и это достижение исламского мира, отсутствуют четко выраженные сословные касты, но здесь долгое время господствовала корпорация мамелюков, представляющая собой своеобразное военное сословие, выражавшее стремление закрепить свое господствующее положение наследственно, то есть оформить status quo официально, перейти в некоторое подобие европейского дворянско-аристократического класса, повысить материальную значимость, социальные права и законодательные функции.
Также Антуан Бартелеми Клот на основе своей теории психологии раба выделяет еще два класса турецкого общества: турецкий и арабский. Несмотря на то, что доминирующая в регионе мусульманская религия не предполагает никаких общественных расслоений, общественный строй Оттоманской империи также не имеет каст с исключительными правами, а Египте в силу историко-этнографических причин сложилось два сословия, называемых Клотом «поколениями» (видимо, тут он имеет в виду тот факт, что предполагаемая им психология раба передается по наследству): одно из них — турецкое, правящее, второе — арабское (египетское), осужденное на рабство и подчинение. А. Б. Клот-Бей, Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии, глава VI, § 1.
Хедив Хедив (хедива, хедиф) (перс. — господин, государь) — титул наместника султана Египта, существовавший в период зависимости Египта от Турции. Получение титула хедива,
означало передачу престола по наследство не старшему в роде,
а старшему сыну. Мохаммед Али, оставив первоначальное положение вещей, по Клот-бею, подготовил почву для его изменения в пользу «египетского"сословия: в отличие от всех османских наместников, Мохаммед Али постарался наладить образование арабских этносов европейскими науками, придать Египту европейский облик, причем, по замечанию того же Клота, в отличие от Императора Российской Империи Петра Первого Великого, это было не слепое копирование, а плавная модернизация с учетом национального образа. Клот-бей упоминает о военной форме, стилизованной под европейскую, но, в то же время, удобную и привычную для арабов. Вторым полезным приобретением для самосознания арабов были военные победы — народ, забывший вкус побед, «воинской славы, если позволено так выразиться, есть таинство, дающее прочную жизнь нациям». А. Б. Клот-Бей, Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии, глава VI, § 1. Кроме этого, Мохаммед Али привлек египтян к управлению государством, избрал из их числа большую часть мамуров, управителей областей, а также офицеров в армии. А. Б. Клот-Бей, Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии, глава VI, § 1.
Наполеон говорил: «Еще двадцать лет такого правления, как правление Мамелюков, и Египет лишится трети земель, удобных к обработке». А. Б. Клот-Бей, Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии, глава III, § 1 Мохаммед Али смог предотвратить последствия нерационального правления: он провел ирригационные каналы, остановив этим действие пустыни и усилил озеленение Египта. Чтобы остановить эпидемии, Мохаммед Али призвал европейских докторов, построил госпитали и медицинское училище. До правления этого хедива оспой страдали 30% детей в Египте: введение коровьей оспы Введение в Египет прививок коровьей оспы по методу английского врача Пьерсона. ликвидировало и эту причину египетских бедствий. Он устранил произвольную власть произвола местных «князьков», опиравшихся на разбойные шайки и племена, установив порядок, по заверениям Антуана Бартелеми Клота, больший, чем в некоторых европейских государствах. А. Б. Клот-Бей, Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии, глава III, § 1 Что же до правления мамелюков, то по трудам Джабарти и Клота можно сделать вывод, что это сословие действовало как временное оккупационное правительство, грабившее народ, препятствующее развитию науки, образования и здравоохранения и истощавшее ресурсы. Стоит ли удивляться, что народ Египта не поддержал этот режим бывших рабов?
2 июля 1798 г. в Египте высаживаются войска Наполеона Бонапарта. Аль-Джабарти, как и все египтяне, не знал планов Наполеона. Поэтому, комментируя в хронике причины его экспедиций, Джабарти повторял версию пропаганды французского правительства, будто армия Бонапарта оккупировала Египет, в целях защиты интересов французских граждан и оградить французских торговцев от угнетения мамелюкских чиновников Абд Ар-Рахман Ал-Джабарти, «Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий», том II.
Мамелюкские войска терпят поражение, и это ослабляет легитимность их притязаний, ознаменовывает начало новой эпохи для Египта. Молниеносное поражение пресловутого мамелюкского войска, произвело фурор в сознании египтян. Описывая произошедшее, Аль-Джабарти видит главную причину молниеносного поражения в междоусобных распрях мамелюкских беев, в их халатной военной самонадеянности и пренебрежении, а, значит — незнания по отношению к противнику — это следует из характеристик, данных Аль-Джабарти мамелюкским военачальникам. В одном из некрологов, посвященном одному из мамелюкских военачальников, Мурад-бею, Мамелюкские беи Али-Бей, Мурад-Бей, Ибрагим-Бей были бывшими рабами, куплеными на базарах, поэтому негативные качества имеют корни в их прошлом (А. Б. Клот-Бей, Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии, глава III, § 3). Аль-Джабарти характеризует его как «несправедливого и жестокого тирана», подозрительность и высокомерие которого стали, по мнению хроникера, основными причинами поражения Египта. С другой стороны, Аль-Джабарти высоко оценивает боеготовность наполеоновской армии: преимуществам строя «россыпью», умению расчленить войска противника, окружить его, отбивать кавалерийские атаки мамелюков, маневренности Абд Ар-Рахман Ал-Джабарти, «Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий», том II. Временная оккупация Египта французской армии и деятельность оккупационной наполеоновской администрации, вовлекло также часть наиболее образованных и деятельных представителей населения Каира в активную политическую деятельность, породило новые общественные силы, в результате чего появился новый удачливый и энергичный правителя Мухаммада Али. Французская оккупация Египта Наполеоном Бонапартом изменила страну и стала настоящим шоковым потрясением для египетского общественного сознания. Завоевание, а, впоследствии и освобождение от него перевернуло многие, казавшиеся вечными, представления египтян. Был развеян миф непобедимости мамелюков, их незаменимости в качестве защитников и господ Египта. Египтяне, видя преобразования французского правления, прониклись идеями западного мира, его прогресса, культуры и науки Французская оккупация Египта Наполеоном Бонапартом изменила страну и стала настоящим шоковым потрясением для египетского общественного сознания. Завоевание, а, впоследствии и освобождение от него перевернуло многие, казавшиеся вечными, представления египтян. Был развеян миф непобедимости мамелюков, их незаменимости в качестве защитников и господ Египта. Ал-Джабарти, «Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий», т. 3 Египтяне, видя преобразования французского правления, прониклись идеями западного мира, его прогресса, культуры и науки. В этой ситуации стала явственной мысль об отстранении архаичного правления мамлюков. Историческая ситуация сложилась благоприятно для появления нового национального лидера, способного сплотить нацию против европейской и мамелюкской угрозы. В этой ситуации стала явственной мысль об отстранении архаичного правления мамлюков. Историческая ситуация сложилась благоприятно для появления нового национального лидера, способного сплотить нацию против европейской и мамелюкской угрозы.
2. ПРАВИТЕЛЬ МОХАММЕД АЛИ Мухаммад-Али-паша был правителем Египта с 1805 по 1848 год. Он основал династию, правившую до 1952 год. Первое время был занят в торговле табачными изделиями, но кипучая энергия привела его в армию, где он с 1799 по 1801 год в качестве командира албанского отряда турецкой армии участвовал во франко-турецкой войне в Египте. На этой войне Мухаммад-Али научился тактике боевых действий Наполеона, увидел сделанные Бонапартом в Египте преобразования
и стал поклонником императора. Вместе с мамлюками албанский отряд Мухаммеда Али в 1804 г. вел успешную войну с турками, закончившуюся изгнанием последних из страны. Мухаммед Эльфи, глава мамелюков, был возвращен англичанами из Англии в Египет, но против него совместно выступили как Мухаммед Али, так и Осман Бадриси. Мухаммед Эльфи был разбит и бежал в пустыню. Победители вошли в Каир, но здесь уже произошло народное восстание. Французская оккупация и освободительная борьба подняли дух народа Египта. Население Каира взялось за оружие. Резиденция мамелюкского бея Османа Бадриси был взят штурмом, сам Осман бежал. В Каир возвратился османский Хуршид-паша, и Мохаммед Али был назначен его заместителем (каймакамом). После этого Мухаммед Али выступил в поход против мамлюков. Хуршид-паша и его янычары не смогли удержать власть над населением Каира, и в июле 1805 г. началось новое восстание, в результате которого Хуршид и его гвардия были изгнаны. Немедленно вернувшийся в Каир Мухаммед Али был провозглашен пашой Египта. Султану не оставалось ничего иного, как подтвердить этот выбор. Таким образом, в 1805 году, опираясь на антитурецкое движение Каирских восстаний с 1804 по 1805 год, пришел к власти и турецкий султан утвердил его пашой (наместником) Египта. Но у нового паши оставались еще старые враги, прежние хозяева египта — мамелюки. Fahmy, Khaled. All the Pasha’s Men. Mehmed Ali, His Army and the Making of Modern Egypt. Cairo; New York, 1997 Албанское войско при поддержке местного населения, стратегичесике таланты Мохаммеда Али оттесняли мамелюков от Каира. Но Великобритания в очередной раз решила направить историю по своему усмотрению — изгнанному Мухаммеду Эльфи была оказана помощь, и он возобновил борьбу с удвоенной силой. Тогда Мохаммед Али возобновил союз с Османом Бадриси, Эльфи был разбит и пленен. В Каире Мохаммед Али расправился с обоими мамелюками. лишившись своих вождей, мамелюки ушли в Верхний Египет.
Лишившись своих ставленников в Египте и надеясь на то, что народ и Мохаммед Али обессилены войной, Британия решила ввести свои 5-тысячные войска в Александрию, а также 2 тысячи английских десантников напали на город Розетту, но атака была отбита. Тогда на Розетту выступило 4 000 англичан, но их встретил сам Мохаммед Али. Британцы были разбиты, Мохаммед Али подступил к Александрии. Англичане заключили перемирие и бежали восвояси.
Но мамлюки не смирились, в 1809 и 1810 гг. дважды поднимали восстания против Мохаммеда Али, и оба раза были усмиряемы им. Уцелевшие мамлюки бежали, многие из них поселились в различных египетских городах, занялись занятиями мирной жизни. Но Мохаммед Али не хотел доверять им.
В 1811 году завершил упразднение статуса мамелюков и стал полновластным наместником в Египте, но этот вассалитет султаната был лишь формальным.
Мехмед-Али основал прочную власть в стране, доведенной до падения нравственном и физическом отношениях; утвердил единство там, где были анархия и междоусобицы. 1. А. Б. Клот — Бей, А. Б. Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии: сочинения: в 2 ч. с портр., картами и планами/А.Б.Клот-Бей.-СПб.: Типография штаба отдельного корпуса внутренней стражи, 1843 г. Глава III, § 1. Клот оправдывает средства, используемые Мохаммедом Али при достижении этих целей. Он пишет: «Нигде до такой степени не может цель оправдывать средства, как в странах варварских, где все склоняется перед деспотизмом, где самое имя прав народа неизвестно. И тот, кто ставит Мехмеду-Али в вину преходящие бедствия, навлеченные, по самому простому закону необходимости, исполнением предположений его, и притом бедствия, составляющие прямой результат долговременных страданий, от которых он принял на себя тяжкий труд освободить Египет, — тот, говорю, или лишен здравого смысла, или говорит против чувства 1. А. Б. Клот — Бей, А. Б. Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии: сочинения: в 2 ч. с портр., картами и планами/А.Б.Клот-Бей.-СПб.: Типография штаба отдельного корпуса внутренней стражи, 1843 г. Глава III, § 1.». О падении нравов среди мусульмансого Ближнего Востока говорит и Буркхарт: «Хотя они приветливы, гостеприимны, веселы и горды, они в то же время у всех на виду нарушают предписания Корана — пьют, играют и курят. Обман и вероломство перестали считаться преступлением у жителей Мекки; отлично зная, что их пороки вызывают сплетни, всякий из них сам громит порчу нравов, но никто не подает примера к исправлению» Буркхардт, Путешествия по Аравии./ Burckhardt J. L. Travels In Arabia, London: Henry Colburn, new Burlington Street, 1829.
Шейх Абд ар-Рахман Аль-Джабарти в своей хронике описывает Мухаммеда Али крайне критично (это — реакция на реформы паши), но даже он, говоря: «Нет силы и могущества, кроме как у Аллаха!», — признает за ним ряд неоспоримых достоинств. Аль-Джабарти описывает такие качества Мухаммеда Али как настойчивость, целеустремлённость, проницательность и решительность, незаурядные лидерские и организаторские качества. В то же время улем приписывает Мухаммеду Али склонность к несправедливости, завистливости и злобности, главным же обвинением нерасположенного к Мухаммеду Али хрониста является стремление последнего к абсолютной власти. Для Аль-Джабарти могущественный паша навсегда остался инородцем, руководствовавшимся эгоцентрическим взглядом на мир и культом собственной личности Ал-Джабарти, Абд ар-Рахман. Египет под властью Мухаммада Али (1806−1821). М.: Наука, Главная ред. вост. лит-ры, 1978 г.
Следует признать, что Мухаммед Али действительно энергичен, деятелен и целеустремлен. Он строит флот и организует торговлю тогда, кода в стране не производится корабельный лес, железо, медь, пеньку для плетения снастей; строит пригодные порты для мореходства. Для поднятия экономики государства Мухаммад Али в 1809 году запретил вакфы Имущество, которое в соответствии с исламским правом отторгалось государством или частным лицом на религиозные цели., ликвидировал землевладения мультазимов Мультазим — лицо, выкупившее право сбора феодального натурального налога ашара и некоторых других налогов. и мамелюков, сосредоточив, таким образом, всю земельную собственность в руках государства. Сосредоточив, таким образом, в своих руках всю государственную власть в Египетском вассалитете Османской Империи, Мухаммад-Али-паша стал диктатором, тираном Египта, и сам усмирял восстания, которыми прежде руководил. Закономерность исторической науки учит нас, что каждому диктатору для утверждения своего абсолютизма необходима маленькая победоносная война, и такая возможность хедиву скоро представилась.
3.АРАВИЙСКИЙ ВАХХАБИЗМ Поводом к войне между Египтом и Аравией послужила религия — вечный камень преткновения на Ближнем Востоке.
Ваххабизм — движение адептов Абд Аль-Ваххаба (араб. гНгП Ид ЪИП ЗбжеЗИ Ид УбнгЗд Вб гФСЭ ЗбКгнгнээ), называвшихся просто «салафитами», «мусульманами» или «единобожниками». Это учение возникло в условиях глубокого духовного кризиса аравийского общества. Причины самого восстания Ваххаба против ислама и Порты Джабарти видит в несправедливом суде, гонениях и унижениях, причиненных «босняку-проповеднику» (как называет Абд Аль-Ваххаба хронист) османским пашой Исмаил-беем. С этого, а не с духовных исканий, по мнению Джабарти, берет начало ваххабизм Абд Ар-Рахман Ал-Джабарти, «Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий», том II.
Абд аль-Ваххаб, считал ширком Ширк (араб.> ФСЯээ «шарик», товарищ) — буквально: присоединение к Аллаху товарищей, «равных» или поклонение кому-то вместо Аллаха, «многобожие» любые виды верований и поклонений, призывал бороться против оккультизма, колдовства, лжепророков, осуждал языческие наговоры, талисманы, амулеты. С другой стороны, ваххабизм восставал против официального «османского» ислама и призывал бороться с шиитами, вероотступниками, османским султанатом — «лжехалифами» и турецкими наместниками-пашами. Аль-Ваххаб выступал перед своими соплеменниками с резкой критикой распространенных среди бедуинов остатков древнейших верований, почитания фетишей — деревьев, скал, источников, камней; пережитков тотемизма; культа святых. Ислам был един лишь формально, фактически в Аравии существовали разнообразные племенные религии. У каждого арабского племени, в каждой деревне были свои сакральные фетиши, свои древние обряды и верования.
Вопросам морали отводилось в учении ваххабизма центральное место. Ваххабиты, выходцы из суровых аравийских пустынь, должны соблюдать строгость нравов, чтущую аскетизм. Ваххабизм запрещает пить вино и даже кофе, курить табачные изделия. Ваххабиты отвергают роскошь, запрещают песни и музыку, выступают против всех излишеств и половой распущенности. Название «ваххабиты» распространилось с легкой руки И. Букхардта, посещавшего Аравию в 1814—1815 гг. Буркхардт, Путешествия по Аравии./ Burckhardt J. L. Travels In Arabia, London: Henry Colburn, new Burlington Street, 1829
Ваххабиты XIX века боролись с пережитками бедуинских культов, сравнивали с землей гробницы, искореняли оккультизм.
Особым отношением пользовался у ваххабитов и Мухаммед, пророк и основатель ислама, которому Аллах, по мусульманской догме, поведал в откровении священные тексты Корана. Ваххабиты считали, что Мухаммед — обыкновенный человек, избранный Аллахом для пророческого мессианства. Но, по мнению аль-Ваххаба, его нельзя обожествлять, творить из него кумира, ему нельзя молиться, как Аллаху. Также нельзя обожествлять, делать местами паломничества и поклонения места, связанные с жизнью пророка. Также необходимо отметить, что проповеди ваххабитов были направлены против, «османского», по их мнению, официального ислама. Для них неприемлем мистицизм и дервишизм, формы религии, бытовавшие в Турции от века к веку. «Антиосманизм» ваххабизма уходил корнями в национализм арабов, их желание независимости, но был использован, в итоге, против усиления Мохаммеда Али и Саудитов.
С основоположником ваххабизма Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом в 1744 году вступили в союз эмир Аравии Мухаммед ибн Сауд и его сын Абд аль-Азиз. Аравию называли «Страна двух мечетей», говоря о Мекке и Медине, двух главных священных городах исламского мира. Современное название страны — Саудовская Аравия, происходит от имени правящей династии — династии Саудитов.
Заключение
союха Ваххаба с Саудитами стало началом государства Саудовская Аравия, где Саудиты послужили династической основой правления, а ваххабизм — государственной идеологией.
Так началась упорная борьба за объединение Аравии под знаменем Абд аль-Ваххаба. К середине 1780-х годов. Саудиды закрепили свое влияние по всей центральной территории Аравийского полуострова, Неджда. К 1786 г. ваххабиты доминировали в Неджде. Раздробленные междоусобные княжества Неджда стали теперь ядром образования крупного феодального теократического государства во главе с Саудитами. После смерти основателя религиозного течения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба в 1791 г., саудитские эмиры стали полноправными светскими и духовными патриархами. Эмираты объединились в крупнейшее по масштабам Аравии теократическое феодальное государство. Прогрессивное значение создания ваххабитского государства в Нежде заключалось именно в ослаблении феодальной анархии и раздробленности Аравии — ни целей создания нового общественного строя, ни выдвижения к власти новой общественной формации эта революция не преследовала. Победившие ваххабиты не смогли создать централизованного государства с какой-либо административной основой. Прежние феодальные правители оставались на своих местах — им нужно было лишь заявить о принятии ваххабитского учения и признать эмира ваххабитов своим правителем и духовным главой.
Свой первый набег ваххабиты совершили в 1786 году на прибрежную зону Персидского залива области Аль-Хасу. Так начался период ваххабитской оккупации за пределами области Неджд. После кончины Абд Аль-Азиза руководство над ваххабитами взял эмир Сауд. В 1803 году войска под его руководством захватили территории Бахрейна и Кувейта и внутренние области Омана. В апреле 1803 года ваххабитами занята Мекка, а в 1804 году была захвачена и Медина. Таким образом, к 1806 году под властью ваххабитов оказался весь Хиджаз (араб.>ЗбНМЗТээ) — сакральная для мусульман область запада Аравийского полуострова, место зарождения ислама, местонахождение священных городов Мекки и Медины.
Так в начале XIX века воинственные эмираты Саудиты, использующих политческие интриги и кровавые завоевания, присоединили к ваххабитскому государству Хиджаз. Завоевав Аравию, ваххабиты добились не только военного и политического государственного самоутверждения. Оккупировав священные для всех мусульман земли молодое государство ваххабитов стало претендовать и на лидерство в исламском мире религиозном плане. Набирающее силу ваххабитское государство, захватившее святыни Мекку и Медину заставило Порту волноваться за собственный авторитет и духовный престиж. Но Османская Империя, занятая внутренними междоусобицами, противостоянием с Российской Империей и балканскими войнами, сломить ваххабитов своими силами было бы непросто, поскольку Османская Империя не могла выделить большие армии для усмирения с ваххабитов, являвшихся идеологической, а теперь — и военной угрозой исламской Оттоманской Империи. Единственной реальной возможностью подавить ваххабизм было признано привлечение и Мухаммеда Али-пашу — могущественного наместника Турции в Египте.
4.АРАВИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ МОХАММЕДА-АЛИ.ПЕРВЫЙ ЭТАП План каирского паши (хотя Мохаммед Али большую часть времени проводил в Александрии, столичным городом всё же считался Каир) состоял из установления контроля над товарооборотом, укрепления личного авторитета, оккупации Йемена, а также при помощи правоверных призывов к освобождению Мекки и Медины вывести из египетского протектората воинов, поставивших его к кормилу власти, а теперь представляли неконтролируемую угрозу. К тому же Порта обещала наследный титул паши одному из отпрысков Мухаммеда Али.
Перед вторжением на Аравийский полуостров Мухаммед Али-паша укрепил приморские города Александрию, Розетту и Дамиету, а также сосредоточил в гавани Суэца транспортные и военные суда. При этом он осуществлял личный контроль и руководство строительными работами. В Суэцкой гавани на корабельных верфях трудилось несколько сотен рабочих, которые подготовили к марту 1810 года два десятка судов.
При подготовке к ведению оккупационных операций Мухаммед Али-паша, зачастую не стеснялся в выборе средств. Так, в 1811 г. начались массовые казни и экспроприация имущества мамелюков, в результате чего было захвачено большое поголовье дромадеров, лошадей, верблюдов, и другого скота, использованные впоследствии при оккупации Аравии; конкуренты на власть паши в лице знатных беев из числа мамелюков также были устранены результате ликвидации мамелюкского сословия. В 1811 г. подверглись ограблению и обложены огромной данью бедуины Авлад Али из Аль-Бухайры.
Необходимо отметить, что, по свидетельству хроники Аль-Джабарти Абд Ар-Рахман Ал-Джабарти, «Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий», том III, египетская армия Мохаммеда Али не была армией необученных дикарей, напротив, она была укомплектована албанскими, магрибинскими профессиональными наёмными воинами, неплохо вооруженными, оснащенными артиллерией. Многие из египетских командиров принимали участие в военных столкновениях с французской и английской армиями и были информированы в европейской военной тактике. Негативным фактором являлся невысокий моральный дух и низкая дисциплина в армии. Для похода на государство ваххабитов Муохаммеду Али была необходима реформа армии, для чего он привлек французских офицеров, оставшихся в Египте после поражения Бонапарта. Формирование войсковых соединений из наемных этнических отрядов становились все более неэффективным: отряды магрибинцев, черкесов, албанцев, мингрелов, боснийцев, держались особняком и разговаривали на своих языках, что крайне затрудняло единое командование. Создание национальной египетской армии стало не только вопросом подъема национального самосознания наода Египта, но и государственной необходимостью. Мохаммед Али, по совету военного советника, француза Жозефа Сэва, известного как Сулейман-паша, приступил к созданию регулярной армии, внедрению воинской повинности для феллахийских крестьян. Необходимо отиетить, что египтизация армии Египта, оказала огромное влияние на дальнейшую историю страны Fahmy, Khaled. All the Pasha’s Men. Mehmed Ali, His Army and the Making of Modern Egypt. Cairo; New York, 1997.
В месяц сафар (август) 1811 года несколько соединений египетских войск были отправлены на запад Аравийского полуострова, в Хиджаз, чтобы захватить при помощи морского десантирования и кавалерии во главе с сыном Мохаммеда Али Тусуном-пашой, которому 1 марта 1811 года было поручено руководство экспедицией, город-порт на побережье Красного моря Янбо. Абд Ар-Рахман Ал-Джабарти, «Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий», том IV
Захват Янбо сопровождался чудовищным насилием, убийствами и грабежом под эгидой борьбы с мамелюками. Египетские солдаты восстанавливали против себя население нечестивыми действиями. Отрубленные головы мамелюков в качестве трофеев отправлялись в Каир. Абд Ар-Рахман Ал-Джабарти, «Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий», том IV Грабеж и насилие в Янбо остановил только прибывший с конницей Тусун-паша.
При столкновении с ваххабитами между Янбо и Мединой, куда повел войска Тусун-паша, армия Египта, обратилась в хаотичное паническое бегство в Янбо. На примере разорения Янбо и этого поражения становится ясно видно, что большинство египетских солдат шли на эту войну не ради религиозной идеологи, а в целях грабежа и насилия. Необходимо также отметить, что в хронике Джабарти экспедиция Мохаммеда Али в Аравию скорее выглядит как национально-освободительная борьба против сословия мамелюков, чем религиозный поход против ваххабитов. По всей вероятности, это связано с тем, что мамелюки поддержали бы любое религиозное течение, противопоставляющее себя официальной идеологии Мухаммеда Али.
15 зу-л-када (20.XI.1812), Тусун-паша подошел с большим войском к Медине и 10-го зу-л-хиджжа 1227 года (летоисчисление у мусульман ведётся от Хиджры, то есть от даты переселения пророка Мохаммеда из Мекки в Медину 16 июля 622 года Anno Domini От Рождества Христова), это значит — крепость взята 15.XII.1812), крепость была взята, а правитель её сдался войскам паши. Здесь необходимо отметить, что Мохаммед Али с европейской расчетливостью после оккупации какой-либо области размещал в городах гарнизоны, назначал на пост вассала своих родственников и приближенных, верных лично ему, и только ему; одаривал вождей окружающих племен бедуинов, ослабляя тем самым моральную, а, значит, и материальную, поддержку ваххабитов.
На данном этапе войны Мухаммед Али решил лично возглавить египетскую армию в Аравии, и ночью 10 сентября 1813 г. он с новыми подкреплениями кавалерии и сафашийа отправился в Джидд. Его усилия направлены на укрепление своих позиций в Хиджазе. Он смещает шерифа Талиба, назначает на его место своего приближенного, подавляет е очаги сопротивления, одаривает бедуинских шейхов.
С этим временным этапом связан характерный эпизод хроники о Латифе, бывшем мамелюком у паши. Посланный в Порту с известием о взятии Медины, одаренный и обласканный там, Латиф наполнился гордыней и по возвращении лелеет честолюбивые замыслы, собирая вокруг себя недовольных пашой. В его среде был человек по имени Хасан-эфенди «Аль-Лаблаби Лаблаб — по-турецки означает „горох, разваренный и поджаренный, который лущат“». Этот Хасан-эфенди под видом дервиша проникал в дома знатных египтян, где вел пропаганду против режима Мохаммеда Али и подстрекал к перевороту. На примере Буркхардта сложно определить истинную национальность Хасана-эфенди В мае 1814 г. умер шейх Масуд, эмир ваххабитов, и его место занял его сын новый эмир Абдал-лах, возглавивший сопротивление оккупации египтян на севере.
Как было отмечено выше, Мухаммед Али укреплял оккупационный режим на в Асире и юге Хиджаза, лично управляя ликвидацией южной группировки ваххабитов, предпринимая неоднократные карательные экспедиции. 10 раби ал-аввал 1230 года (20 января 1815 года) в битве при Басале египтская армия нанесла сокрушительное поражение войскам ваххабитов, тридцатитысячное войсковое соединение которых с братом Абдаллаха Фейсалом во главе была полностью разбита. Это был критический удар могуществу ваххабитов. Мохаммед Ади занял Турабу.
На севере области Хиджаз египетской армеий командовал Тусун-бей. Он вел упорную и успешную кампанию с крупными силами Абдаллаха и весной 1815 года нанес ряд чувствительных поражений ваххабитам, вынудив их к заключению мира.
Условия договора оставляли Касым и Неджд под властью ваххабитов, область Хиджаз же переходила под правление Мохаммеда Али. Абдаллах признавал себя вассалом османского султана, подчинялся египетскому губернатору Медины, обеспечивал безопасность хаджа. Также Абдаллах возвращал сокровища, экспроприированные ваххабитами в Мекке, отказывался от религиозных инноваций. «Правителем Египта и хозяином его земель и шортов, равно как и городов Джидды, Мекки и светлой Медины — страны Хиджаза, — является Мухаммад 'Али-паша, и это благодаря Аллаху, который благодетельствует того, кого он пожелает; Лаз Мухаммад является катходой-беем, заместителем паши, и уполномочен вершить дела людей от имени своего господина», — пишет Джабарти в 1816 году.
5.АРАВИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ МОХАММЕДА-АЛИ.ВТОРОЙ ЭТАП После заключения мира Тусун-паша вернулся в Каир, где через год заболел чумой и умер. В этом же году Ибрахим-паша, старший сын Мохаммеда Али, вместе с большим количеством солдат — турок и магрибинцев, направлен в Хиджаз для возобновления военных действий против ваххабитов. В мае 1817 года Ибрахим-паша в области, называемой Мавтан, Область в Неджде между Мединой и Анейзой где между его войсками и ваххабитами «произошло сражение, в котором он истребил большое количество ваххабитов, взял пленных, захватил их палатки и пушки Абд Ар-Рахман Ал-Джабарти, „Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий“, том IV». 27 декабря 1817 получено сообщение, что египетские войска заняли город в «стране ваххабитов Называя так Аравию, Джабарти, видимо, забывает о том, что эта страна было родиной не только ваххабизма, но и ислама в целом.» (Аравии), также в 1817−18гг. взята крепость Шакра’а, Крепость на пути в Дар’ийу, столицу области Неджд Дарийю, Аль-Ваххабийю, оккупировав, таким образом, к 1819 г. весь Восточный Хиджаб. Египтяне овладели столицей саудовского государтсва, Абдаллах ибн Масуд ал-Ваххаби был пленен, отвезен в Стамбул и там казнен.
В отличие от своего отца, Ибрахим-паша не отличался ни дипломатизмом, ни политической дальновидностью. Проводя военные действия, он засыпал колодцы, выжигал деревни, вел политику жесткой оккупации. Подобная политика привела к тому, что пустынные племена не приняли Ибрахим-пашу как властелина и господство Египта в стране долгое время носило чисто формальный характер.
Результатом египетской оккупации большинство территорий Аравии официально вошло в состав Османо-Оттоманской империи; в действительности же Аравия теперь была под властью Мохаммеда Али.
Историческая мусульманская область Хиджаз стала египетской провинцией, суда Мухаммедом Али был назначен египетский паша. По усмотрению каирского хедива смещались и назначались шерифы Правители, ведущие свой род от пророка Мухаммеда Мекки, хотя власть их теперь и стала чисто номинальной.
Египетскими наместниками управлялся Неджд. Назначенного Ибрагимом-пашой эмира Машари, младшего брата казненного Абдаллаха ибн Масуда ал-Ваххаби, никто не принимал всерьез. Аравия была на грани разорения, голода и опустошения. Утихнувшие было во времена правления ваххабитов племенные раздоры свпыхивали с новой силой. В Касыме, Шаммаре и других областях местные княжеские кланы сохраняли относительную независимость и искали «золотую середину» между теми мятежными эмирами-ваххабитами из династии Саудитов, которые не сложили оружие и вели борьбу с оккупационными египетскими властями.
Стоило Ибрагим-паше покинуть Неджд, как там в 1820 году вспыхнул ваххабитский бунт, возглавленный одним из родственников казненного эмира. Бунт был подавлен. В 1821 году ваххабиты вновь восстали, и на этот раз восстание было более успешным. Руководство восстанием снова взял на себя родственник казненного эмира Абдаллаха ибн Масуда ал-Ваххаби, Турки, свергшего египетского наместника и восстановившего государство ваххабитов. Карательная экспедиция против взбунтовавшихся ваххабитов погибла от партизанских набегов, голода, эпидемий и жажды. Мохаммед Али-паша ограничил контролируемые районы Неджда районами Шаммара и Касыма. Вся остальная территория Неджда была очищена от египетских гарнизонов.
Восстанавливая границы своих прежние владений, ваххабиты очистили от египетского присутствия в 1827 году египтян Шаммару и Касым, а в 1830 году, вернули и Аль-Хасу.
В 1827 году антиегипетское восстание, возглавляемое шерифом, вспыхнуло в Мекке, но египтяне, сдавшие Неджд, подавили этот бунт и удержались в Хиджазе.
Сирийские и греческие события отвлекали внимание и силы Мохаммеда Али от Аравийского полуострова. Однако после оккупации Сирии он решил возвратить в свои владения область Неджд. Противовесом Турки Мохаммед Али выдвинул претендентом на престол эмира ваххабитов Машари ибн Халеда, овладевшего с египетской помощью в 1834 году с Рийадом, убившего эмира Турки и занявшего его место. Однако скоро сын и наследник Турки эмир Фейсал штурмом берет Рийад, расправляется с Машари и провозглашает себя новым эмиром ваххабитской Аравии.
Но Мохаммед Али решил не отдавать однажды завоеванного и во что бы то ни стало довести дело возвращения территорий до конца, сломить сопротивление Неджда и получить выход к Персидскому заливу.
В 1836 году огромное египетское войско с Хуршид-пашой во главе вторглось в пределы области Неджд. Длительное и упорное противостояние закончилось победой Египта. В 1838 году эмира Фейсала взяли в плен и отправили в Каир. Египетская армия вошла в Рийад, Аль-Хасу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенное выше исследование заставляет сделать следующие выводы:
1.Экспедиция Мохаммеда Али в Аравию еще раз указала как на негативные стороны египетского общественного сознания в целом и египетской армии — в частности — падение нравов, недисциплинированность, так и продемонстрировала целеустремленность и дальновидность Мухаммеда Али, его потенциал правителя и личности. Достойная оценка подходов современного ведения боя и тактики, а также применения артиллерии, делало честь Мухаммеду Али, на военном таланте тактика которого зиждились все победы Египта в той экспедиции.
2. Несмотря на «низкое» происхождение и долгую неграмотность, Мухаммед Али тонко разобрался в политической ситуации на Ближнем Востоке и правильно расставил приоритеты, необходимые как для развития Египта, упрочнения его влияния, так и стратегических возможностей ведения военных действий.
3.Очень опасный и коварный, а, главное — морально приоритетный противник в лице ваххабитского государства Саудитов и тяжелые природные условия заставили направить все возможные ресурсы провинции Египет на эту военную авантюру. Мухаммед Али верно оценил потенциал ваххабитов, что доказывает его широкомасштабная подготовка к ведению боевых действий.
4. Приобретение Мухаммедом Али репутации попечителя аравиийских святынь, веками считавшейся атрибутом власти сильнейшего мусульманского правителя, благоприятно подействовало на положение Египта на международной арене.
5. В приведенных выше источниках нет прямых указаний на то, что возникновение секты ваххабитов, перерастание ее в религиозно-политическое течение антиегипетского толка и, как следствие — поход Мохаммеда Али против государства ваххабитов — дело рук третьей стороны, но нет и доказательств обратного. Были ли египетские солдаты борцами за веру? Нет, и об этом прямо говорится в источниках — египетские солдаты в этом походе были грабителями, насильниками, головорезами и вообще морально неустойчивыми и недисциплинированными воинами. Поход против ваххабитов был несправедливым и захватническим. Кому он был выгоден? Кто хотел распрей в исламском мире и междоубиц в Османском государстве? Is fecit cui prodest. Сделал тот, кому выгодно (лат.) Турция вела с Российской Империей войну, и это было, безусловно, выгодно Наполеону Бонапарту. Поэтому сильнейший османский паша Мохаммед Али не был нужен союзу Великобритании и России. Великобритания — крупнейшая колониальная империя того времени уже тогда славилась методами закулисной борьбы, а возникновение ваххабизма связывают именно с пресловутым английским шпионом Хемфером, подстрекавшим Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба к антиосманской деятельности. О том, что подобные агенты влияния действительно существовали, говорит и Аль-Джабарти в упомянутом выше эпизоде с Хасан-эфенди Аль-Лаблаби. Многие английские шпионы, подобные Али-бею (Бадья-и-Леблих), выдавали себя за правоверных феллахов. Даже швейцарского путешественника Людвига Бургхарта при личной встрече Мохаммед Али принял за английского шпиона, Буркхардт, Путешествия по Аравии./ Burckhardt J. L. Travels In Arabia, London: Henry Colburn, new Burlington Street, 1829 что говорит о том, что подобные случаи имели место.
6. Учитывая пункт пятый и мнение Клот-бея, приведенное в главе первой «Основные тенденции развития Египта в XIX веке», заключающееся в том, что арабский этнос был всегда угнетаем, а основным носителем ислама в XIX веке была Оттоманская империя, ваххабизм мог рассматриваться правителями Великобритании (а за ней и самой Оттоманской империи) как опасная для господства Англии и Турции революционная идеология самосознания арабов. Поэтому одной из причин экспедиции Мохаммеда Али, помимо возможного ослабления самого хедива, устранения набирающего силу государства Саудитов, было подавление национальной арабской революции, направленной против господства колониальных держав.
7. Роль Мохаммеда Али в образовании египетской государственности неоспорима. По значимости его можно сравнить с такими историческими деятелями, как Петр Первый Великий и Иосиф Виссарионович Джугашвили-Сталин — Мохаммед Али так же, как они, не взирая на жертвы и не боясь глобальных ошибок, выводил страну из тупикового кризиса, падения нравов, экономического коллапса, политической зависимости и моральной апатии. Для построения сильного независимого государства Мохаммед Али, преодолел непонимание основного, раздробленного египетского социума и его сопротивление адаптации к новым условиям государства, выходящего на мировую арену, перестроил всю жизнь Египта, доведя его до европейского уровня, и заложил основы дальнейшего развития экономического, политического и общественного развития независимого египетского государства.
8. Данное курсовое исследование наглядно показывает связь исторической науки с личностью историка. Жизнь Джабарти совпала с описываемыми им историческими событиями: господство и падение мамелюкских беев, вторжение французских войск в Египет и правление Мухаммеда Али. При составлении хроники Джабарти подробно и последовательно описывает события, воспроизводит биографии египетских политических деятелей, при этом как бы не навязывает свою точку зрения. Но, тем не менее, подспудно Джабарти выражает отношение к происходящему, смещая акценты в сторону группировки.
Польза исторической науки, по мнению ал-Джабарти, заключается в ее назидательности, в том опыте, который люди приобретают в результате изучения событий прошлого и который помогает им избегать различных превратностей судьбы, погубивших ранее существовавшие народы, побуждает подражать хорошим примерам и избегать дурных поступков, а также учит презирать «бренную суетность» и стремиться к «вечному блаженству». Интерес к исторической науке является, по мнению ал-Джабарти, результатом естественного стремления человека узнать неизвестное. Вместе с тем он связан с желанием правителей познакомиться с жизнью и дятельностью их предшественников. Поэтому только правители и ученые могут проявлять интерес к истории. Такой взгляд на науку был результатом не только «аристократического» мировоззрения ал-Джабарти, но и следствием глубокого культурного упадка, наступившего в Египте при поздних мамелюках (XVII—XVIII вв.), и всеобщей неграмотности, делавших науку достоянием узкого круга лиц. «Со времени сотворения человека богом, — писал ал-Джабарти, — люди никогда не переставали изучать историю… Только нынешнее поколение относится к ней с пренебрежением, считая это пустым занятием и называя историю легендами древних народов. Ал-Джабарти, „Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий“, т. 1, стр. 5.»
БИБЛИОГРАФИЯ
Ал-Джабарти, Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий/ Ал-Джабарти, Абд ар-Рахман. Египет под властью Мухаммада Али (1806−1821). М.: Наука, Главная ред. вост. лит-ры, 1978 г.
А. Б. Клот — Бей, А. Б. Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии: сочинения: в 2 ч. с портр., картами и планами/А.Б.Клот-Бей.-СПб.: Типография штаба отдельного корпуса внутренней стражи, 1843 г.
Буркхардт, Путешествия по Аравии./ Burckhardt J. L. Travels In Arabia, London: Henry Colburn, new Burlington Street, 1829
Fahmy, Khaled. All the Pasha’s Men. Mehmed Ali, His Army and the Making of Modern Egypt. Cairo; New York, 1997.