Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теория бухгалтерского учета

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организация и разработка систем автоматизированного учета, ориентированного на новые информационные технологии, сопряжены с рядом проблем методологического, организационного и технологического характера. Предприятие, решившее автоматизировать бух. учет, может пойти по одному из следующих путей: выполнить эту работу собственными силами; пригласить специалистов для изготовления программ сторонней… Читать ещё >

Теория бухгалтерского учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

КУНГУРСКИЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ Контрольная работа по дисциплине

" Теория бухгалтерского учета"

Выполнила: студентка группы БУ-31сз

III курса заочного отделения Шифр: 5 101

Зернина Елена

Проверил:

Кайнаева Л.П.

2006 г.

Введение

Общая характеристика бухгалтерского учета Регулирование и гармонизация бухгалтерского учета и отчетности на международном уровне

3. Учетные регистры

4. Машиноориентированная форма бухгалтерского учета Задания Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Заключение

Список литературы

Курс теории бухгалтерского учета, по существу, является фундаментальной научной основой прикладной бухгалтерии, формирующей и предающей пользователям системную, комплексную учетную информацию о состоянии экономики хозяйствующего субъекта. В деловых кругах бухгалтерию справедливо считают «азбукой и языком» хозяйственной практики. Такая высокая оценка бухгалтерского учета является позитивным признаком его особой значимости в информационной поддержке системы управления экономической деятельностью предприятия.

1. Общая характеристика бухгалтерского учета

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»: бухгалтерский учет как неотъемлемая часть системы управления организацией представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.

На современном этапе развития бухгалтерского учета в его структуре выделяют две составные части (подсистемы учета):

Финансовый учет;

Управленческий учет.

В системе управления хозяйственной деятельностью предприятия бухгалтерский учет выполняет ряд функций (рис. 1).

Рис. 1. Функции бухгалтерского учета.

Информационная функция — присуща бухгалтерскому учету, так как по своей сути учет — это система, осуществляющая сбор, измерение, обработку и передачу финансовой информации о хозяйственных процессах определенного предприятия (организации). Бухгалтерский учет является «поставщиком» информации различным объектам управления (внутренним и внешним пользователям).

Контрольная функция. В процессе сбора регистрации информации о фактах хозяйственной деятельности в системе бухгалтерского учета одновременно производится контроль законности совершенных операций, правильности документального оформления, логический и арифметический контроль. С помощью специальных приемов и способов осуществляют три вида контроля:

Предварительный — до совершения хозяйственной операции;

Текущий — во время совершения операции;

Последующий — после ее совершения.

Плановая функция. Процесс планирования требуется от системы бухгалтерского учета своевременного представления информации не только о текущих операциях, но и о предполагаемых изменениях, прогнозах (например, размер сомнительных долгов охарактеризует величину предполагаемого убытка и т. д.).

Обратной связи. Эта функция учета обеспечивает эффективность всей системы управления организацией, так как именно в бухгалтерском учете формируется отчетная информация, полученная после реализации того или иного управленческого решения. Эта функция позволяет контролировать соблюдение смет бюджетов, выявлять «узкие» места хозяйственной деятельности и скрытые резервы.

Аналитическая функция проявляется в том, что в системе бухгалтерского учета информация формируется по каждому объекту бухгалтерского учета и характеризует не только его наличие, но и движение. Только бухгалтерский учет может обеспечить аппарат управления подобной аналитической информацией.

Бухгалтерский учет выполняет свои функции на двух уровнях: на уровне регистрации фактов хозяйственной деятельности с целью получения данных для оперативного управления производственным процессом (аналитический учет) и на уровне обобщения информации в стоимостном выражении в регистрах бухгалтерского учета для отражения соответствующих данных в бухгалтерской отчетности (синтетический учет).

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике определяет то, что информация в системе бух. учета формируется для внешних и внутренних пользователей.

Цель бухгалтерского учета в отношении информации для внешних пользователей состоит в формировании данных о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Информация, сформированная исходя из этой цели, отвечает общим потребностям большинства заинтересованных пользователей. Это, однако, не означает, что в бух. учете формируется вся информация, которая может оказаться необходимой и достаточной для заинтересованных пользователей при принятии решений.

Пользователями информации, формирующейся в бух. учете, считаются юридические и физические лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию.

Основных пользователей информации бух. учета можно разделить на две группы:

1. Внутренние пользователи: руководители организации, структурные подразделения и отделы, собственники, работники предприятия.

2. Внешние пользователи: инвесторы, кредиторы, заказчики, органы власти и т. д.

В составе внешних пользователей выделяют:

ь Пользователей, имеющих прямой финансовый интерес: инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, акционеры;

ь Пользователей, не имеющих прямого финансового интереса: налоговые органы, органы по управлению экономикой, профсоюзы, органы статистики, аудиторские фирмы, общественность.

Состав пользователей бух. информации приведен на рисунке 2.

Поскольку интересы заинтересованных пользователей существенно различаются, бух. учет может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме. Информация, формирующаяся в бух. учете для внешних пользователей, удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей.

Цель бухгалтерского учета для внутренних пользователей состоит в формировании информации, полезной руководству организации для принятия управленческих решений.

Рис. 2. Состав пользователей бухгалтерской информации.

В отношении информации для внутренних пользователей следует учитывать, что ее состав для каждого представителя администрации определяется в зависимости от занимаемой должности и функций, выполняемых им. Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности. Собственников и владельцев больше всего интересуют прибыльность и ликвидность организации. Работников предприятия интересует стабильность и способность организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест.

Руководство организации заинтересованно в информации, представляемой внешним пользователям, и в разнообразной дополнительной информации, необходимой для планирования, анализа и контроля. При этом следует иметь в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении.

Для реализации поставленных целей при организации бух. учета предполагается, что:

имущество и обязательства организации учитываются обособленно от имущества и обязательств собственников этой организации и других организаций (допущение имущественной обособленности организации);

организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности организации);

выбранная организацией учетная политика применяется последовательно — от одного отчетного года к другому, в рамках одной организации, а также группы взаимосвязанных организаций (допущение последовательности применения учетной политики);

факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

При формировании информации в бух. учете интересы налоговой системы рассматриваются в качестве одних из многих интересов, определяющих содержание и представление этой информации. В отношении этих интересов задача бух. учета ограничиваться лишь подготовкой данных о деятельности организации, на основе которых возможно сформировать показатели, необходимые для налогообложения.

Формирование информации, удовлетворяющей потребности заинтересованных пользователей, обеспечивает руководство организации. Оно несет ответственность за информацию и предоставление ее заинтересованными пользователями.

Основными задачами бух. учета, сформулированными в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», являются:

ь формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бух. отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации), а также внешним (инвесторам, кредиторам и др.);

ь обеспечение внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

ь предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Решение поставленных задач позволит системе бухгалтерского учета обеспечить реализацию вышеуказанных целей по формированию информации, полезной широкому кругу пользователей.

2. Регулирование и гармонизация бухгалтерского учета и отчетности на международном уровне

Во многих странах мира бух. учет постоянно развивается и совершенствуется. К числу современных тенденций можно отнести разработку международной системы регулирования бух. учета и отчетности, создание которой ведется уже более четверти века и к настоящему времени не завершилось.

Необходимость в названной деятельности определилась расширяющимся международным сотрудничеством в экономической сфере и соответствующими информационными запросами различных групп пользователей финансовой отчетности. Современная мировая экономика все в большей степени приобретает черты интернациональной среды. Бух. учет не случайно называется «языком бизнеса». Очевидно, что для эффективного взаимодействия он должен быть понятен всем участникам.

Интернационализация бизнеса проявляется в создании современных производств продукции, деятельности на международных финансовых рынках, приобретении контрольных пакетов акций, слиянии и поглощении компаний одних стран другими, купле-продаже ценных бумаг на международных фондовых рынках и т. д. Участники названных процессов — инвесторы и кредиторы, желающие вложить имеющиеся у них свободные финансовые ресурсы в тот или иной бизнес. Без необходимой информации о характере деятельности компании за рубежом, ее финансовом положении и т. п. принятие решений по инвестированию и кредитованию было бы невозможным.

Следует отметить, что международные принципы и правила бух. учета не могут существовать вне системы. Для того чтобы они представляли собой элемент нормативного регулирования бух. учета, необходима их формализация и синтезация на соответствующей основе в виде системы, которую часто называют стандартами.

Среди предпосылок, создавших основу для эффективного функционирования всего процесса международной стандартизации бухгалтерского учета, можно выделить следующие:

Формирование в большинстве развитых стран мира национальных стандартов. На сегодняшний день в мире насчитывается более ста национальных систем бухгалтерского учета.

Отличия национальных систем друг от друга. Любая отчетная система может быть охарактеризована базовыми признаками: методами учета и оценки производственных запасов, начисления износа и его отражения в финансовой отчетности, составом отчетных форм и их содержанием, степенью законодательного регулирования бух. учета и т. п. Как свидетельствуют результаты исследований, определенные отличия в национальных учетных системах можно обнаружить практически по всем признакам.

Создание, функционирование и поступательное развитие транснациональных корпораций (ТНК), сконцентрировавших в себе значительные финансовые ресурсы и часто выступающих (явно или неявно) в лице международного инвестора или кредитора. Организационная структура ТНК основывается на контроле головной (материнской) компанией всех входящих в ТНК структурных подразделений, имеющих статус независимых юридических лиц. Контроль строится по системе участия. В международной системе правил со всей очевидностью проявляется необходимость составления консолидированной финансовой отчетности.

Создание во многих странах мира профессиональных бух. организаций. Так, в США разработка стандартов осуществляется целой системой организаций, из которых к настоящему времени наиболее видное положение занимает Комитет по стандартам финансового учета (FASB). В Великобритании существует Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW). В России с недавнего времени функционирует Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), одной их перспективных задач которого является разработка стандартов бухгалтерского учета и отчетности.

Создание международных финансовых институтов. К их числу можно отнести Международную финансовую корпорацию (МФК), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную федерацию фондовых бирж (МФФБ) и др.

Деятельность по гармонизации бух. учета в рамках Европейского экономического общества (ЕЭС), которая формирует директивы, являющиеся обязательными для применения всеми его членами. Первая директива ЕЭС была принята в 1968 г. и направлена на гармонизацию законов о компаниях.

Эти и другие предпосылки не только создали основу, но и обусловили необходимость международной стандартизации бух. учета. Рассмотрим особенности национальных учетных систем, указав причины и выяснив объективный характер отличий стандартов бух. учета и отчетности различных стран.

Национальные бухгалтерские стандарты: особенности и причины различий.

Национальные бухгалтерские стандарты складываются постепенно и исторически неизбежно впитывают в себя все особенности развития государства. Поэтому неудивительно, что каждой сформировавшейся системе национальных стандартов присущи свои отличительные черты.

Ключевой фактор — на какой круг пользователей в первую очередь ориентирована информационная система бух. учета. Так, в США и Великобритании широкое развитие получили фондовые и финансовые рынки. Частные инвесторы и кредиторы выступают в качестве главных участников этих рынков и формируют основные информационные запросы о деятельности фирм — объектов инвестирования и кредитования.

В Германии и Японии финансирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется через банковскую систему. Специфика бух. стандартов определяется, таким образом, потребностями названной группы пользователей.

Во Франции и Швеции большую роль в экономике финансировании компаний играет государство, что предполагает ориентацию системы учета на удовлетворение требований государственных органов.

Высокая инфляция, имевшая место в разное время во многих странах мира, также оказала влияние на развитие системы учета. Одна из основных особенностей состоит в том, что информация, содержащаяся в финансовой отчетности, будет полезна пользователю в случаи ее корректировки на индексы инфляции.

Особенности системы бух. учета определяются также уровнем развития национальной экономики. В развитых странах учетной системы достаточно сложны, но в месте с тем точнее отражают существующую экономическую реальность. В развивающихся странах, наоборот, учетные системы относительно просты.

По типу законодательных систем принято выделять две группы стран: страны континентального права и общего права. В-первых основой является законодательство, во-вторых — имевшие место судебные решения (прецеденты). Первые отличаются предписательностью законов («разрешено то, что разрешено»). В силу этого учетные правила достаточно жестко регламентированы. К таким странам относятся, например, Германия, Франция, Австрия. Для стран общего права характерен разрешительный подход («разрешено то, что не запрещено»). Учетные системы этих стран отличаются многовариантностью и гибкостью. Учетные правила в основном разрабатываются профессиональными организациями бухгалтеров. Такой подход используется в США, Великобритании, Канаде и ряде других стран.

Наряду с многообразием учетных систем их принято объединять по ключевым признакам в три группы (модели):

· британо-американская (Великобритания, США, Канада, Австралия и др.);

· континентальная (Германия, Австрия, Франция, Швейцария и др.);

· южноамериканская (Бразилия, Аргентина, Боливия и др.).

Первая модель ориентирована на нужды широкого круга инвесторов, отличается вариативностью; учет регламентируется профессиональными бухгалтерскими организациями.

Для второй модели характерны наличие более жесткого законодательного регулирования, более тесная связь с банками, являющимися основными поставщиками капитала; ориентация учета на государственные нужды, консерватизм учетной практики.

Третья модель признанна обеспечить учет в условиях высокой инфляции.

Проведенная систематизация национальных учетных систем еще раз подчеркивает важность и необходимость создания международной системы бух. учета, учитывающей достоинства и исключающей недостатки национальных стандартов. Международные правила бух. учета по аналогии с национальными целесообразно обобщить в систему, придав им формальный характер и единообразие, т. е. создав систему Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

МСФО: Цели и классификация

Распространение МСФО не преследует целей частичной или полной замены национальных стандартов бух. учета и отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards, IAS) представляют собой документы, определяющие взаимоприемлемые для бухгалтеров большинства стран принципы составления финансовой отчетности и предлагающие для их соблюдения варианты бух. учета различных объектов.

Рекомендательных характер стандартов является особенностью МСФО. Одна из основных целей их создания заключается в максимальной гармонизации различных стандартов финансовой отчетности и бух. политики в различных странах. В силу объективных обстоятельств МСФО приобретает все большее значение как средство «общения» между предприятиями различных стран, что может подталкивать национальной системы бух. учета к сближению. В случае необходимости на основе МСФО могут разрабатываться новые и детализироваться действующие национальные стандарты учета.

Существующую систему международных стандартов можно классифицировать по основным элементам финансовой отчетности, к которым МСФО относят: активы, обязательства, капитал, доходы и расходы. Ввиду того, что капитал определяется как разность между активами и обстоятельствами, нет необходимости выделять эту группу стандартов. Важную группу составляют стандарты, посвященные раскрытию учетной политики и представлению финансовой отчетности. Принимая во внимание, что действующая система МСФО постоянно совершенствуется и дополняется, в таб. 1 приведена классификация стандартов в редакции на момент написания учебника.

Таб. 1. Классификация международных стандартов финансовой отчетности

Группа стандартов

Номер и наименование стандарта

1. Раскрытия учетной политики и представления финансовой отчетности

МСФО 1. Представление финансовой отчетности.

МСФО 7. Отчеты о движении денежных средств.

МСФО 14. Сегментная отчетность.

МСФО 15. Информация, отражающая влияние изменения цен.

МСФО 21. Влияние изменений валютных курсов.

МСФО 22. Объединение компаний.

МСФО 24. Раскрытие информации о связанных сторонах.

МСФО 27. Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании.

МСФО 29. Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции.

МСФО 30. Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов.

МСФО 31. Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности.

МСФО 34. Промежуточная финансовая отчетность.

МСФО 35. Прекращаемая деятельность

МСФО 36. Обесценение активов.

2. Активов

МСФО 2. Запасы.

МСФО 4. Учет амортизации.

МСФО 16. Основные средства.

МСФО 17. Аренда.

МСФО 25. Учет инвестиций.

МСФО 28. Учет инвестиций в ассоциированные компании.

МСФО 32. Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации.

МСФО 38. Нематериальные активы.

МСФО 39. Финансовые инструменты: признание и оценка.

3. Обязательств

МСФО 12. Налоги на прибыль.

МСФО 20. Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи.

МСФО 26. Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам).

МСФО 37. Резервы, условные обязательства и условные активы.

4. Доходов

МСФО 8. Чистая прибыль и убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике.

МСФО 10. Условные события и события, произошедшие после отчетной даты.

МСФО 11. Договоры подряда.

МСФО 18. Выручка.

МСФО 33. Прибыль на акцию.

5. Расходов

МСФО 9. Затраты на исследования и заработки.

МСФО 19. Вознаграждения работникам.

МСФО 23. Затраты по займам.

Разработка МСФО осуществляется специально созданным для этих целей Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Основная цель Комитета — достижение унификации принципов бух. учета, используемых компаниями для составления финансовой отчетности во всем мире. Состав разрабатываемых Комитетом стандартов постоянно расширяется, содержание совершенствуется и дополняется.

Работа по гармонизации стандартов бух. учета ведется не только на международном, но и на региональном уровне. К региональным организациям относятся: Европейский союз; Африканский совет по бух. учету; Ассоциация бухгалтеров Южной Америки; Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Стран АСЕАН); Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанского регионов; Федерация европейских бухгалтеров.

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) было создано в 1957 г. Основной целью на момент создания было обеспечение свободного обращения товаров, разработка единых таможенных правил и гармонизация правовых законодательных актов. Наиболее важными директивами в области бух. учета являются 4-я директива «Об унификации форм отчетности и правил их аудирования» (25 июля 1978 г.) и 7-я директива «О принципах составления консолидированной отчетности» (13 июня 1983 г.). Директивы ЕЭС являются обязательными для исполнения компаниями европейских стран — членов ЕС.

Представители региональных бух. организаций участвуют в деятельности КМСФО, присутствуя на его заседаниях, избираясь в состав правления Комитета. За счет вовлечения в процессы создания МСФО широкого круга участников обеспечиваются условия достижения целей функционирования КМСФО.

Статус и роль системы МСФО определяется, таким образом, с одной стороны, участием региональных бух. организаций в деятельности КМСФО, с другой — влиянием международных стандартов на процессы гармонизации, совершенствования и развития систем национальных стандартов бух. учета.

3. Учетные регистры

Учетные регистры — различные формы (таблицы), предназначенные для ведения учетных записей.

Законом о бухгалтерском учете к учетным регистрам предъявляются следующие требования.

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обоснованно и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Исходя из этих требований, можно определить признаки, по которым классифицируются регистры бухгалтерского учета.

Все регистры классифицируются по нескольким признакам.

По характеру бухгалтерских записей регистры подразделяются на: регистры хронологической записи; регистры систематической записи; регистры комбинированной записи.

В регистрах хронологического учета записи проводятся в порядке совершения соответствующих хозяйственных операций. В систематических регистрах бухгалтерские записи группируются по какому-либо однородному признаку. Для таких регистров характерной особенностью является то, что в системном учете они отражаются не ежедневно, а по окончании определенного промежутка времени — неделя, декада, месяц. В комбинированных регистрах бухгалтерские записи делаются в хронологическом порядке, но относящиеся к отдельному виду операций. Записи по другим видам операций в этом случаи ведутся одновременно в других комбинированных регистрах.

Примером регистра хронологической записи является журнал хозяйственных операций или регистрационный журнал; примером регистра систематической записи — лимитно-заборная карта на материалы. Примером комбинированной записи — любой журнал-ордер.

По объему содержания регистры подразделяются на: регистры аналитического учета; регистры синтетического учета.

К регистрам аналитического учета относятся: расчетные ведомости по начислению заработной платы, лицевые счета, карточки складского учета и пр. Регистрами синтетического учета являются: мемориальные ордера, оборотные ведомости по синтетическим счетам, Главная книга и пр.

По форме построения регистры делятся на: регистры двусторонней формы; регистры односторонней формы; регистры шахматной формы.

В регистрах двусторонней формы все приходные операции записываются в лицевой части таблицы, все расходные — в правой части. Такая форма не всегда целесообразна, так как в приходной части может быть лишь одна операция, а в расходной — несколько записей. В регистре односторонней формы все операции записываются подряд по датам в графу прихода или расхода. Ежедневно выводится остаток. В регистрах шахматной формы по горизонтали записываются дебетуемые счета, а по вертикали — кредитуемые.

По внешнему виду регистры делятся на: книги, карточки, ведомости, магнитные носители (дискеты ПК, CD-диски и т. п.).

В форме книг ведутся такие регистры, как кассовая книга, Главная книга и т. п. Основным отличительным признаком книги, как бухгалтерского учетного регистра, является то, что листы в книге, как правило, пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью (сургучной или на бумажной облатке). Эти меры позволяют предотвратить внесение несанкционированных исправлений, а также фальсификации учетных данных (например, посредством замены одних листов другими).

На карточках традиционно ведется складской учет материально-производственных запасов, учет объектов основных средств и некоторых других видов активов. Недопущение несанкционированных исправлений в данном случае достигается ведением карточек учета в двух экземплярах — у материально-ответственного лица и в бухгалтерии. Кроме того, ведение карточек предполагает ведение книги регистрации, в которой в хронологическом порядке записываются номера, наименования имущества и иные реквизиты всех вновь заводимых карточек. Номер выбывшей карточки новой карточке не присваивается.

В виде ведомостей оформляется начисление амортизационных отчислений (объектов основных средств и объектов нематериальных активов), начисление заработной платы работникам организации и т. п.

По порядку ведения записей учетные регистры классифицируются на регистры ведущиеся: ручным способом; машинным способом.

Книги можно заполнять только вручную. Карточки и ведомости поддаются как машинной, так и автоматизированной обработке. При ведении карточек машинным способом необходимы дополнительные меры по предупреждению несанкционированного доступа к регистрам бухгалтерского учета и внесению в них исправлений.

Как уже отмечалось, при ведении учетных регистров машинным способом должна быть обеспеченна возможность перевода их на буманые носители.

Ошибки в учетных записях можно исправлять: корректурным способом; способом красного сторно; дополнительной проводкой.

Корректурный способ — это запись новой цифры и зачеркивание неверного числа (при ручной записи).

Способ красного сторно заключается в оформлении такой же записи с отражением цифр красным цветом чернил (при ручной записи) или заключением цифр в скобки (при машинном оформлении записей), означающим, что записанная красным цветом сумма исключается. При необходимости делается новая проводка обычным цветом чернил. Зачеркивание должно быть подтверждено записью на полях документа и заверено подписью ответственного лица (лица, оформившего проводку).

Способ дополнительной проводки используется, как правило в тех случаях, когда ошибки заключаются в том, что отражена сумма меньшая, чем следовало. Например, начислена амортизация по объекту основных средств в сумме 1000 руб. Следовало начислить в размере 2000 руб. В бухгалтерском учете ошибка может быть исправлена одним из следующих способов.

Корректурным способом.

№ записи

Наименование операции

Дебет

Кредит

Сумма

Начислена амортизация по объекту № 1

Зачеркнутое (Одна тысяча)

Способом красного сторно.

№ записи

Наименование операции

Дебет

Кредит

Сумма

Начислена амортизация по объекту № 1

Исправлена проводка № 19 — начислена амортизация по объекту № 1

(1000)

Начислена амортизация по объекту № 1

Способом дополнительной записи.

№ записи

Наименование операции

Дебет

Кредит

Сумма

Начислена амортизация по объекту № 1

Доначислена амортизация по объекту № 1

4. Машиноориентированная форма бухгалтерского учета

В связи с большими объектами учетной информации и высокой трудоемкостью учета в условиях ручной обработки данных практически невозможно обеспечить требования полноты, своевременности, достоверности информации, необходимой в принятии управленческих решений. Использование в бух. учете своевременных компьютеров, а также средств связи и коммуникаций способствует совершенствованию организации учетной работы, позволяет видоизменить технологию сбора, регистрации сообщений о хозяйственных событиях, обработки информации и ее предоставления пользователям.

Для создания учета как средство управления и регулирование жизненно необходимо использование компьютера, а также современных средств связи и коммуникаций. Происходят существенные изменения в организации учетной работы на предприятии, меняется технология получения и обработки первичных документов, сокращается трудоемкость преобразования учетных данных, возрастают творческие функции в деятельности учетного персонала за счет предоставления ему компьютерного сервиса.

Организация и разработка систем автоматизированного учета, ориентированного на новые информационные технологии, сопряжены с рядом проблем методологического, организационного и технологического характера. Предприятие, решившее автоматизировать бух. учет, может пойти по одному из следующих путей: выполнить эту работу собственными силами; пригласить специалистов для изготовления программ сторонней организацией или купить готовый программный продукт. В любом варианте важно определить пути рационального использования компьютеров или сетей компьютеров для организации автоматизированного учета на предприятии в целом и в его подразделениях, концепцию совершенствования формы учета для системы в целом и для отдельных участков работы.

Внедрение технологических средств приема-передачи, хранения и обработки информации, не нарушая основных принципов ведения учета, дает возможность совершенствовать формы представления информации, освободить бухгалтера от трудоемких, монотонных операций группировки данных, подсчета итогов, заполнения регистров бух. учета.

Это открывает новые горизонты аналитических и контрольных возможностей бух. учета, активного использования учетной информации в управлении. Группировка и обобщение документальных бух. данных осуществляется в учетных регистрах: карточках, книгах и т. п.

Особенности формы бух. учета зависят от технологического оснащения учетного процесса, сочетания аналитического и синтетического учета, способа ведения хронологической записи, составляемой отчетности и др.

Характерными особенностями современной компьютерной информационной технологии реализации журнально-ордерной формы бух. учета являются:

децентрализованная обработка учетных данных на автоматизированных рабочих местах (АРМ) бухгалтера;

ориентация на привычную для бухгалтера терминологию, сложившееся в бухгалтерии разделение труда, существовавшее до применения компьютеров: регистры аналитического и синтетического учета, журналы-ордера, листки-расшифровки, вспомогательные ведомости по дебету счетов, накопительные и группировочные регистры;

сохранение взаимосвязей между регистрами и системой их контроля, присущих журнально-ордерной форме счетоводства. Принципиальная схема журнально-ордерной формы бух. учета с применением ПЭВМ представлена на рисунке 3.

В настоящее время не существует общепринятого названия формы бух. учета, ориентированной на использование электронных вычислительных машин. В специальной литературе бытуют такие понятия, как таблично-автоматизированная, электронная, таблично-матричная, машино-ориентированная формы бух. учета.

В зависимости от объема учетной информации, структуры и размера предприятия, состава и конфигурации технического и программного комплекса обработки данных используются различные организационные формы учета, основанные на создании:

1. локальных (децентрализованных) автоматизированных рабочих мест бухгалтера;

2. совокупности взаимосвязанных АРМ бухгалтера, которые не объединены средствами компьютерной сети;

3. распределенной компьютерной сети, объединяющей автоматизированные рабочие места нескольких бухгалтеров, при необходимости и АРМ других служб управления.

Рис. 2. Особенности журнально-ордерной формы бухгалтерского учета с применением ПЭВМ

Локальные АРМ бухгалтера на базе персональных ЭВМ (ПЭВМ) применяются, как правило, в малых организациях, а также при недостаточном для удовлетворения нужд учетного персонала количестве компьютеров, отсутствие сети ЭВМ. Второй вариант автоматизированного учета характерен для средних организаций, оснащенных главным образом ПЭВМ. Третий вариант основан на применении средств комплексной автоматизации бух. учета, т. е. не только ПЭВМ, но и устройств сбора, регистрации и приема-передачи данных.

Независимо от способа организации машиноориентированные системы бух. учета аналогично системам, основанным на ручной обработки информации, обеспечивают выполнение всех стадий учетного цикла:

сбора и регистрации информации;

передачи данных;

группировки, накопления и хранения данных;

выдачи информации пользователям.

Задания

Задание 1

Составить баланс хозяйственного органа по состоянию на 1 января 2006 г.

На предприятии по состоянию на 01.01.06 г. имеются следующие виды средств и их источников:

Начальный баланс:

АКТИВ

ПАССИВ

№ счета

Наименование счета

Сумма

№ счета

Наименование счета

Сумма

Оборудование в цехах

Амортизация основных средств

Основные средства цехового назначения

Задолженность за материалы

Здания и оборудования складов

Задолженность поставщикам

Основные средства ЖКХ

Долг поставщику

Здание гаража

Краткосрочный кредит

10/1

Основные материалы

Краткосрочный заем

10/2

Покупные полуфабрикаты

Долгосрочный кредит

10/3

Топливо

Долгосрочный заем

10/4

Тара

Задолженность в бюджет

10/6

Прочие материалы

Задолженность по налогу на прибыль

10/8

Вспомогательные материалы

Задолженность в органы соцстраха

10/9

МПБ

Задолженность по зарплате

Незавершенное производство

Кредиторская задолженность

Готовая продукция

Прочие кредиторы

Товары отгруженные

Уставный капитал

Касса

Фонды предприятия

Денежные средства

Резерв предстоящих расходов

Расчетный счет

Прибыль

Валютный счет

Финансовые вложения

58/2

Ценные бумаги

Аванс у агента снабжения

Подотчетные лица

Прочие дебиторы

Расходы будущих периодов

Баланс

Баланс

Задание 2

По данным баланса:

1. открыть счета синтетического учета;

2. отразить на счетах хозяйственные операции;

3. подсчитать обороты и вывести конечные остатки по счетам;

4. определить сумму затрат, подлежащую включению в затраты на производство;

5. определит результат по продаже продукции, и списать его на счет финансовых результатов;

6. по данным об остатках и оборотах по счетам составить оборотную ведомость по синтетическим счетам, шахматную оборотную ведомость.

№ операции

Содержание хозяйственной операции

Сумма

Тип баланса

Проводка

Кредит

Дебет

1.

Поступил на предприятие безвозмездно новый станок

98/2

2.

Поступили:

— от базы снабжения 1 сталь листовая — 200 т.

— от базы снабжения 2 полуфабрикаты в кол. 434 шт.

10/1

10/2

3.

Отпущены в производство:

сталь листовая 208 т.

краска масляная 410 кг.

10/1

10/8

4.

Отпущены прочие материалы на цеховые нужды

10/6

5.

Отпущены вспомогательные материалы на общезаводские нужды 50 кг.

10/8

25/2

6.

Оплаченные счета:

— базы снабжения 1

— базы снабжения 2

— прочим

7.

Опущено в производство топливо, используемое для работы производственного оборудования

10/3

25/1

8.

Начислена заработная плата рабочим за изготовление продукции

9.

Начислена заработная плата рабочим, занятым обслуживанием производственного оборудования

25/1

10.

Начислена заработная плата цеховому персоналу

11.

Начислена заработная плата заводскому персоналу

25/2

12.

Начислен Единый социальный налог от заработной платы 26%

— рабочих основного произ.-ва;

— рабочих, обслуживающих производственное оборудование;

— цехового персонала;

— общезаводского персонала.

25/1

25/2

13.

Начислена амортизация основных средств:

— производственного назначения;

— общецехового назначения;

— общезаводского назначения.

25/1

25/2

14.

Включаются затраты на производство косвенные расходы:

— расходы по содержанию оборудования;

— общецеховые расходы;

— общезаводские расходы.

25/1

25/2

15.

Выпущена из производства готовая продукция

16.

Отгружена покупателем готовая продукция

17.

Расходы по отгрузке продукции.

18.

Поступила на расчетный счет выручка за проданную продукцию

90/1

19.

Списывается производственная себестоимость реализованной продукции.

90/2

20.

Начислен НДС по проданной продукции (18% в т. ч.)

18 167,8

90/3

21.

Списываются расходы на продажу

90/2

22.

Списывается результат от реализованной продукции

18 302,2

90/5

23.

Удержан НДФЛ из зарплаты у работников предприятия

24.

Получены деньги в кассу с расчетного счета для выдачи зарплаты

25.

Выдана из кассы зарплата

26.

Возвращена на расчетный счет не полученная зарплата

ИТОГО ПО ЖУРНАЛУ: 714 186

Оборотная сальдовая ведомость за январь

тыс. руб.

№ счета

Наименование счета

Сальдо на 01.01.06

Обороты за январь

Сальдо на 01.02.06

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Основные средства

;

;

;

Амортизация основных средств

;

;

;

10/1

Основные материалы

;

;

10/2

Покупные полуфабрикаты

;

;

;

10/3

Топливо

;

;

;

10/4

Тара

;

;

;

;

10/6

Прочие материалы

;

;

;

10/8

Вспомогательные материалы

;

;

;

10/9

МПБ

;

;

;

;

Незавершенное производство

;

;

25/1

Расходы по содержанию оборудования

;

;

;

;

25/2

Общезаводские расходы

;

;

;

;

Общехозяйственные расходы

;

;

;

;

Готовая продукция

;

;

Расходы на продажу

;

;

;

;

Товары отгруженные

;

;

Касса

;

;

Расчетный счет

;

;

Валютные счета

;

;

;

;

Финансовые вложения

;

;

;

;

58/2

Ценные бумаги

;

;

;

;

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

;

;

Расчеты по краткосрочным кредитам

;

;

;

;

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

;

;

;

;

Расчеты по налогам и сборам

;

;

20 607,8

;

108 135,8

Задолженности в органы соцстраха

;

;

;

Расчеты с персоналам по оплате труда

;

;

Расчеты с подотчетными лицами

;

;

;

;

Расчеты с дебиторами и кредиторами

;

;

Уставный капитал

;

;

;

;

Фонды предприятия

;

;

;

;

90/1

Выручка

;

;

;

;

90/2

Себестоимость продаж

;

;

;

;

90/3

НДС

;

;

18 167,8

;

18 176,8

;

90/5

Списывается результат от продажи

;

;

18 302,2

;

18 302,2

;

Резервы предстоящих расходов

;

;

;

;

Расходы будущих периодов

;

;

;

;

98/2

Безвозмездные поступления

;

;

;

;

Прибыль

;

;

18 302,2

;

399 280,2

Итого по журналу:

Задание 3

По данным баланса и расшифровки к счетам:

открыть счета аналитического учета к синтетическим счетам 60 «Расчеты с поставщиками подрядчиками» и 10 «Материалы»

отразить в системе аналитических счетов хозяйственные операции подсчитать обороты и остатки по аналитическим счетам по данным об остатках и оборотах на аналитических счетах составить оборотные ведомости по счетам аналитического учета к синтетическим счетам № 60 и № 10.

Итоги по ведомостям аналитического учета сравнить с соответствующими данными оборотной ведомости по синтетическим счетам и шахматной ведомости.

Ведомость аналитического учета к синтетическому счету: № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» тыс. руб.

№ п/п

Наименование поставщика

Сальдо на начало месяца

Обороты за январь

Сальдо на 01.02.06 г.

Дебет

Кредит

1.

База снабжения № 1

2.

База снабжения № 2

3.

Завод «Литейщик»

;

;

4.

Прочие

;

;

Итоги:

Ведомость аналитического учета к синтетическому счету: № 10 «Материалы» тыс. руб.

Ед. изм

Цена

Остаток на 01.01.06 г.

Обороты

Остаток на 01.02.06 г.

Дебет

Кредит

кол.

сумма

кол.

сумма

кол.

сумма

кол.

сумма

Сталь Лисовая 2 мм

т.

100,77

92,77

Полуфабрикаты

шт

;

;

Краска масляная

кг

Прочие

;

Топливо

;

Тара

Малоценные предметы

Итого:

;

;

;

;

;

;

Задание 4

По данным об остатках на счетах составить бухгалтерский баланс по состоянию на 1 февраля 2006 г.

АКТИВ

ПАССИВ

№ счета

Наименование счета

Сумма

№ счета

Наименование счета

Сумма

Оборудование в цехах

Амортизация основных средств

10/1

Основные материалы

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

10/2

Покупные полуфабрикаты

Краткосрочные кредиты и займы

10/3

Топливо

Долгосрочные кредиты и займы

10/4

Тара

Расчеты по налогам и сборам

108 135,8

10/6

Прочие материалы

69/1

Расчеты по соц. страхованию

10/8

Вспомогательные материалы

Задолженность по зарплате

10/9

МПБ

Кредиторская задолженность

Незавершенное производство

Уставный капитал

Готовая продукция

Фонды предприятия

Товары отгруженные

90/1

Выручка

Касса

Резерв предстоящих расходов

Расчетный счет

98/2

Безвозмездные поступления

Валютный счет

Прибыль

399 280,2

Финансовые вложения

58/2

Ценные бумаги

Расчеты с подотчетными лицами

Прочие дебиторы

90/2

Себестоимость продаж

90/3

НДС

18 167,8

90/5

Результат от продажи

18 302,2

Расходы будущих периодов

Баланс

Баланс

Заключение

Бухгалтер должен сохранять ровные деловые отношения с руководством, работниками предприятия и налоговыми органами, уметь владеть собой, ориентироваться и держать под контролем ситуацию. Профессиональная деятельность требует от бухгалтера умения брать на себя ответственность за результаты своей работы, честно и добросовестно выполнять свои обязанности, быть принципиальным и объективным при решении сложных спорных вопросов, не допускать нарушения законодательства, постоянно заботиться о повышении профессиональной классификации. Все эти морально-этические требования свидетельствуют о связи бухгалтерской профессии с нормами этики, психологией, социологией.

В современных условиях хозяйствования изменились требования к профессии «бухгалтер». Бухгалтер — это центральная фигура управленческого персонала, главный консультант директора фирмы, аналитик, финансист.

Итак, бухгалтер — это сложная, ответственная и престижная профессия. Бухгалтер должен обладать глубокими и разносторонними знаниями. И первый шаг в освоении профессии — изучение теории бухгалтерского учета.

Богатая И.Н., Хахонова Н. Н. Бухгалтерский учет. Серия «Высшее образование». 3-е издание, перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 год.

Захарьин В. Р. Теория бухгалтерского учета. Москва: ФОРУМ-ИНФРА.М, 2003 год.

Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. — Москва: ИНФРА-М, 1998 год.

Мизиковский Е. А. Теория бухгалтерского учета. Учебник. — Москва: Юристь, 2002 год.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой