Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономическая сущность и значимость себестоимости в деятельности предприятия

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применение позаказного метода калькулирования требует соблюдения следующего условия: продукт производится отдельной партией в строго определенных количествах, т. е. должны быть соблюдены отличия в количестве, виде, размере или качестве продукта, что влечет различия затрат каждой партии производимой продукции. При этом любая попытка усреднить затраты по двум или более партиям приведет к ошибочному… Читать ещё >

Экономическая сущность и значимость себестоимости в деятельности предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Производство продукции (работ и услуг) связано с определенными затратами или издержками. В процессе производства продукции затрачивается труд, используются средства труда, а также предметы труда. Все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, образуют себестоимость продукции. Себестоимость — важнейший показатель эффективного использования производственных ресурсов.

Цель учета затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции заключается в своевременном, полном и достоверном определении фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, исчислении фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции, контроле за использованием ресурсов и денежных средств.

Формирование издержек производства и обращения, их учет имеют большое значение для предпринимательской деятельности организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления организацией.

В условиях рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно — хозяйственной деятельности предприятия. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

Управление себестоимостью продукции предприятий — планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявления резервов ее снижения.

В современных условиях усиливаются роль и значение системы бухгалтерского учета. Одним из наиболее емких участков бухгалтерского учета являются учет затрат на производство и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказанных услуг.

Целью данной курсовой работы в теоретической части является раскрытие экономической сущности и значимости себестоимости в деятельности любого предприятия.

В практической части курсовой работы следует решить задачи:

1. составить бухгалтерский баланс малого предприятия на конец февраля (представить в Приложении);

2. составить журнал регистрации хозяйственных операций за месяц, выполнить необходимые расчёты к операциям;

3. по данным баланса на конец февраля (на начало марта) открыть счета бухгалтерского учёта и отразить на них хозяйственные операции, подсчитать обороты и сальдо;

4. составить оборотную ведомость за месяц по синтетическим счетам;

5. составить баланс на конец марта;

6. провести анализ динамики и структуры имущества и источников финансирования имущества (составить сравнительный аналитический баланс предприятия), сделать выводы по полученным данным;

7. провести анализ ликвидности;

8. заполнить приходный и расходный кассовые ордера, платёжное поручение по любой из приведённых операций по выбору (представить в Приложении);

9. расчёты, проведённые для определения сумм по ряду хозяйственных операций, должны быть приведены полностью со всеми необходимыми пояснениями в виде бухгалтерских справок, подписанных главным бухгалтером (бухгалтером).

1. Понятие себестоимости. Экономическая сущность себестоимости

1.1 Понятие и функции себестоимости Себестоимость — это совокупность всех денежных затрат по изготовлению товаров и услуг в зависимости от специализации производственной деятельности. Данный показатель включает следующие расходы: покупку сырья, материалов, топлива, использование основных производственных фондов (машины и оборудование), оплату труда работников, а также другие затраты, которые могут быть связаны с производством и реализацией готовой продукции. Экономика предприятия./ Кантор Е. Л., Маховикова Г. А., Кантор В. Е.: СПб, 2009 г., стр.34

Себестоимость — важнейший показатель бухгалтерской отчетности, поскольку предоставляет данные о фактических производственных издержках. Кроме того, себестоимость может быть рассчитана как величина затрат, которая приходится на единицу изготовленной продукции. Посредством этого устанавливается конечная цена производителя на товары и услуги, которые он поставляет на потребительский рынок. Чем выше затраты, тем выше стоимость единицы товара, поскольку она заведомо включает и транзакционные издержки (т. е. издержки по доставке) и «накрутку» производителя за выполнение работ, и величину оплаты труда рабочим за произведенную деятельность.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

1. учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

2. база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

3. экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций в реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

4. определение оптимальных размеров предприятия;

5. экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

1.2 Виды себестоимости Себестоимость продукции, работ и услуг: бухгалтерская и налоговая/ под редакцией Г. Ю. Касьянова: АБАК, 2009 г., стр.48

Для целей учета, анализа и планирования в зависимости от места возникновения затрат, роли в процессе производства и реализации продукции выделяют различные виды себестоимости. По принципу возникновения затрат в процессе хозяйственной деятельности предприятия и последовательности их формирования различают цеховую себестоимость, производственную и полную себестоимость:

Под цеховой себестоимостью понимают затраты цеха на изготовление продукции. Для целей анализа может определяться себестоимость продукции (услуг) участка, смены, бригады;

Производственная себестоимость включает цеховую себестоимость и общезаводские затраты, а также затраты на управление предприятием. К затратам на управление относятся:

1) содержание работников аппарата управления, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности;

2) эксплуатационные расходы по содержанию зданий, помещений, сооружений;

3) затраты на командировки;

4) оплата услуг связи, вычислительных центров;

5) оплата консультационных, аудиторских, информационных услуг;

6) содержание и обслуживание технических средств управления;

7) затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (представительские расходы).

Полная себестоимость продукции включает производственную себестоимость и внепроизводственные расходы, т. е. расходы, связанные с процессом реализации продукции.

Полная себестоимость определяется по формуле:

С пол = ФЗС (1+0,03),

где 0,03 — расходы, не связанные с производством, в долях единицы, ФЗС — фабричная себестоимость.

ФЗС = С цех (1 +б оз. р),

где С цех — цеховая себестоимость, б оз. р — общезаводские расходы в долях единицы.

Для определения суммы таких расходов составляется смета по типовой для РФ номенклатуре статей расходов: расходы на тару и упаковку готовой продукции; расходы на транспортировку (расходы на доставку продукции до станции отправления, оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных организаций); комиссионные сборы (отчисления, уплачиваемые посредническим организациям в соответствии с договорами и установленными нормами); прочие расходы по сбыту. В зависимости от цели (планирования, учета, анализа) могут использоваться следующие разновидности себестоимости: себестоимость валовой, товарной или реализованной продукции, себестоимость сравнимой товарной продукции.

Из общей величины себестоимости товарной продукции может быть выделена себестоимость сравнимой товарной продукции. К ней относится продукция, изготовлявшаяся в прошлом году и изготавливаемая в данном периоде. Все вышеперечисленные виды себестоимости продукции принимают форму: плановой, расчетной и отчетной (фактической) себестоимости.

Плановая себестоимость отражает максимально допустимую величину затрат на следующий плановый период. Она включает только те затраты, которые при данном уровне техники и технологии, организации производства и труда являются для предприятия необходимыми. Плановую себестоимость определяют по плановым прогрессивным нормам и нормативам использования оборудования, трудовых затрат, расхода материальных и энергетических ресурсов.

Расчетная себестоимость используется в технико-экономических расчетах по обоснованию различных проектов внедрения новой техники, инвестиционных проектов.

Отчетная (фактическая) себестоимость отражает степень выполнения плановых заданий по снижению себестоимости на основе сопоставления плановой величины себестоимости по отдельным составляющим с фактическими. Фактическая себестоимость может отличаться от плановой. Экономия, т. е. снижение фактической себестоимости по сравнению с плановой, свидетельствует о лучшем использовании всех видов ресурсов. Эти достижения будут зафиксированы при разработке плановых заданий на следующий период. Превышение фактической себестоимости над плановой возникает при ухудшении работы предприятия и требует тщательного анализа причин, приведших к такой ситуации. Все перечисленные виды себестоимости отражают текущие затраты предприятия на производство всего объема продукции. В основе их формирования лежит группировка затрат по экономическим элементам.

1.3 Структура себестоимости по статьям калькуляции и элементам затрат Большую роль в планировании, учете и калькулировании себестоимости, а также в ценообразовании играет структура себестоимости. Под структурой себестоимости понимается соотношение различных элементов или статей затрат в общей сумме затрат на производство и реализацию продукции.

Структура себестоимости может определяться на основе классификации затрат по экономически однородным элементам и статьям калькуляции.

Структура себестоимости по статьям калькуляции: Бухгалтерский учет: конспект лекций/ Фролова Т. А. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г., стр. 106

1) Материалы, прочее (комплектующие, полуфабрикаты, агрегаты, узлы и т. д.)

2) Топливо, энергия, идущая на производство

3) Амортизация основных производственных фондов (ОПФ, или 2-я группа основных средств: оборудование, станки, техника и т. п.)

4) Основная заработная плата основного персонала (оклад, тариф)

5) Дополнительная заработная плата основного персонала (надбавки, доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам в размерах, предусмотренных действующим законодательством; калькулируются как процент от п.4)

6) Отчисления на социальные мероприятия (пенсионный фонд, фонд безработицы, фонд социального страхования, фонд платы за несчастные случаи; начисляется процентом от основной заработной платы)

7) Общепроизводственные расходы (ОПР: расходы на сбыт, внутрипроизводственные затраты, ФОТ служащих и прочее (например, ремонт: закупка паркета, клея, ламината, штукатурки и т. д.); калькулируется как процент от п.4)

8) Командировочные расходы — стоимость билетов, суточные, оплата жилья

9) Работы сторонних организаций (контрагентов)

10) Административные расходы — расходы на содержание аппарата управления Структура себестоимости по элементам затрат:

I Материальные затраты:

1) Сырье, материалы, комплектующие изделия и т. д.;

2) Топливо, энергия;

3) Общепроизводственные затраты.

II Оплата труда — заработная плата:

1) основного производственного персонала;

2) вспомогательного производственного персонала (обслуживание оборудования и т. п.);

3) интеллектуального персонала;

4) служащих (руководство, менеджеры, бухгалтеры и т. п.);

5) младшего обслуживающего персонала.

III Отчисления на социальные мероприятия.

IV Амортизация основных средств.

V Прочее (накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией; маркетинговые расходы и т. п.)

2. Методы определения себестоимости продукции Правильное исчисление себестоимости продукции имеет важное значение: чем лучше организован учет, чем совершеннее методы калькулирования, тем легче выявить посредством анализа резервы снижения себестоимости продукции. Методика расчета себестоимости зависит от степени готовности продукции. Объектами калькулирования себестоимости являются отдельные виды продукции, работ, услуг, продукция (работы, услуги) конкретного подразделения, вся товарная продукция предприятия.

Объекты калькулирования могут измеряться в натуральных единицах (штуках, тоннах, килограммах и т. д.), укрупненных натуральных единицах (100 пар обуви), условно-натуральных единицах (по содержанию полезного вещества, в пересчете на 100% спирт), стоимостных единицах (затраты на рубль товарной продукции), трудовых единицах (нормо-часах), условных единицах (тонна/км).

На предприятиях применяются шесть методов калькулирования себестоимости и учета затрат на производство: попроцессный (простой), попередельный, позаказный, нормативный, поиздельный и пооперационный. Бухгалтерский (финансовый) учёт: учебное пособие. Ч. 1/ Лукьянова С. А. Издательство Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, 2011 г.

Попроцессный (простой) метод калькулирования применяется на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию, не имеющих полуфабрикатов и незавершенного производства. На этих предприятиях все производственные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей выработанной продукции (работ, услуг). Себестоимость единицы продукции исчисляется путем деления суммы производственных расходов на количество единиц продукции.

Попередельный метод калькулирования используется в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства. Как правило, это производства, где применяются физико-химические и химические методы переработки сырья, и процесс получения продуктов состоит из нескольких последовательных технологических стадий. В этих случаях объектом калькулирования становится продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов. Сущность попередельного метода состоит в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства. Передел — часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону. В результате на выходе из последнего передела имеем не полуфабрикат, а готовый продукт.

Позаказный метод предполагает учет производственных затрат и калькулирование по индивидуальному продукту или группе однородных продуктов, т. е. в качестве объекта калькулирования выступает отдельный заказ. Данный метод калькулирования используется в тех отраслях, где единица продукции обладает определенными свойствами и легко идентифицируется. Это индивидуальные и мелкосерийные типы производства, к которым в первую очередь относятся предприятия машиностроения. Аналогично организуется учет в строительстве, типографиях, издательствах, рекламных и консалтинговых компаниях, ремонтных организациях, работающих на заказ и предоставляющих услуги в соответствии с требованиями покупателей.

Применение позаказного метода калькулирования требует соблюдения следующего условия: продукт производится отдельной партией в строго определенных количествах, т. е. должны быть соблюдены отличия в количестве, виде, размере или качестве продукта, что влечет различия затрат каждой партии производимой продукции. При этом любая попытка усреднить затраты по двум или более партиям приведет к ошибочному определению себестоимости каждой партии. Организация позаказной системы калькулирования себестоимости продукции на предприятии включает следующие этапы: а) планирование затрат производства в целом по предприятию и в разрезе отдельных заказов; б) учет затрат по заказам; в) анализ фактической себестоимости заказа.

Нормативный метод учета универсален во всех отраслях промышленности и предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Фактические затраты определяются алгебраическим сложением затрат по нормам и отклонениям от них. Этот метод характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т. е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат, которая используется для определения фактической себестоимости продукции, оценка брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях.

Поиздельный метод основан на систематизации прямых затрат на конкретные виды продукции, производимой на специализированных предприятиях или в цехах предприятий машиностроительного комплекса. Объектами калькулирования в данном случае служат отдельные виды запасных частей, не проходящие стадии сборки.

Пооперационный метод (activity based costing — АВС метод) — новый и пока еще не используемый отечественными предприятиями. Он основан на распределении всех косвенных расходов по отдельным видам работ (операциям). В этой ситуации предприятие рассматривается не как имущественный комплекс, а как набор процессов, создающих конкретный товар.

3. Планирование себестоимости. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: Учебник/ Керимов В. Э.: Дашков и К, 2010 г, стр. 123

При планировании себестоимости продукции предусматривается возможное ее снижение и достижение в результате этого оптимального уровня затрат на производство и роста накоплений.

Планирование себестоимости может быть текущим и перспективным. Перспективный план разрабатывается на несколько лет. При текущем планировании (на год) уточняются перспективные планы на основе данных плановых смет и калькуляции затрат на производство. Промышленные предприятия, выпускающие разнообразную продукцию, планируют снижение себестоимости сравнительной продукции и величину затрат на 1 руб. товарной продукции. Плановый уровень затрат на производство рассчитывается в такой последовательности.

Сначала определяют изменение уровня затрат в планируемом периоде под влиянием ряда факторов и с учетом результатов анализа себестоимости товарной продукции в базисном году. По себестоимости в базисном году и запланированного объема производства товарной продукции в оптовых ценах предприятия. Задания по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции устанавливаются в процентах к предыдущему году. Сравниваемая товарная продукция, запланированная к выпуску, оценивается по плановой и среднегодовой себестоимости предшествующего года.

Экономия по плану снижения себестоимости — это разность между среднегодовой стоимостью товарной продукции за предшествующий год и плановой себестоимостью. Отношение этой экономии к среднегодовой себестоимости товарной продукции предшествующего года показывает величину планового снижения себестоимости сравнимой товарной продукции.

При выпуске значительной доли несравнимой товарной продукции используется показатель на 1 руб. товарной продукции, который рассчитывается как частное от деления себестоимости всей товарной продукции предприятия на объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия. Этот показатель используется также при определении динамики затрат по несравнимой продукции. Однако для повышения его достоверности необходимо при расчете учитывать изменение объема производства продукции, ее состава, ассортимента и качества.

При разработке смет затрат и составлении плановой калькуляции себестоимости товарной продукции используют результаты анализа расходов вспомогательных цехов, на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховых и общезаводских расходов, расходов на подготовку и освоение производства и т. п.

Смета затрат на производство по вспомогательным цехам — это вся совокупность затрат этих подразделений, которые включаются в себестоимость товарной продукции исходя из направления использования на основе баланса распределения работ и услуг вспомогательных цехов.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, как цеховые, так и общезаводские, рассчитываются по утвержденным на предприятии нормативам (по каждому элементу и статье затрат). Планы по труду, материально-техническому снабжению и услугам материально-технического снабжения служат базой для расчета сметы цеховых расходов. При ее составлении заработная плата вспомогательных рабочих, затраты на вспомогательные материалы и стоимость вспомогательных подразделений распределяются по соответствующим статьям сметы. Затем рассчитываются амортизационные отчисления.

Внепроизводственные расходы включаются отдельной статьей в полную себестоимость товарной продукции, а в общую смету затрат — по соответствующим элементам. На завершающей стадии планирования себестоимости составляется сводная плановая калькуляция себестоимости товарной продукции.

себестоимость бухгалтерский ликвидность имущество

4. Учет хозяйственных операций ООО «Свет» (3 вариант)

4.1 Краткие сведения о предприятии Малое предприятие ООО «Свет» выполняет работы и услуги производственного характера. Предприятие имеет одно производственное подразделение и офис аппарата управления. Вспомогательное производство отсутствует.

Амортизация основных средств начисляется линейным способом. Ускоренный метод начисления амортизации не применяется.

Учёт всех затрат ведётся на счёте 20 «Основное производство» (без применения счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы»).

Учёт реализации ведётся по моменту отгрузки продукции и передаче услуг покупателям.

Предприятие производит начисление следующих налогов и платежей:

1. Предприятие ежеквартально производит начисление налогов по следующим ставкам:

Таблица 1

Виды налогов

Ставка в %

Налог на имущество предприятия

2,2

Налог на прибыль

Льгот по налогам предприятие не имеет.

2. Отчисления по социальному страхованию и обеспечению производятся по следующим ставкам:

Таблица 2

Отчисления по социальному страхованию и обеспечению в части:

Ставка %

Отчисления в фонд социального страхования (ФСС)

2,9

Отчисления в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

5,1

Отчисления на обязательное пенс. страхование (ОПС)

Отчисления на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ) на производстве

1,0

Таблица 3. Остатки по счетам Главной книги, в руб.

Номер и наименование счёта

ВАРИАНТ 3

на 1 января 2014 г.

на 1 февраля 2014 г.

на 1 марта 2014 г.

01 Основные средства

02 Амортизация ОС

04 Нематериальные активы

05 Амортизация нематериальных активов

07 Оборудование к установке

08 Вложения во внеоборотные активы

10 Материалы

20 Основное производство

50 Касса

51 Расчётный счёт

60 Расчёты с поставщиками (кредиторская задолженность)

62 Расчёты с покупателями и заказчиками (дебиторская задолженность)

66 Краткосрочные кредиты банка

68 Расчёты по налогам и сборам

68/1 Расчёты по НДФЛ

68/2 Расчёты по НДС

68/3 Расчёты по налогу на прибыль

68/4 Расчёты по налогу на имущество

69 Расчёты по социальному страхованию

70 Расчёты по оплате труда

80 Уставный капитал

82 Резервный капитал

84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

97 Расходы будущих периодов

99 Прибыли и убытки

Таблица 4. Расшифровка счета 90 «Продажи» на 01.03.2014 г.

№ п/п

Субсчета к счету 90

ВАРИАНТ 3

Д

К

Выручка (90−1)

Себестоимость продаж (90−2)

НДС (90−3)

Прибыль (убыток) от продаж (90−9)

ИТОГО:

4.2 Журнал регистрации хозяйственных операций за март 2014 г.

Таблица 5

№ п/п

Дата

Наименование документов и содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Д-т

К-т

01.03

Выписка из р/с Платежные поручения № 65−68

Перечислены с р/с:

а) НДФЛ б) НДС в) Налог на прибыль г) Налог на имущество Итого перечислено:

68.1

68.2

68.3

68.4

02.03

Выписка из р/с Поступило на р/с от заказчика в погашение задолженности за выполненные работы

05.03

Выписка из р/с Платежное поручение № 69

Перечислены с р/с платежи по социальному страхованию

09.03

Выписка из р/с Приходный к/о № 34

Получено с р/с в кассу:

а) для выдачи з/п б) на командировочные расходы Итого получено:

10.03

Платежная ведомость № 7

Расходный к/о № 23

Выдана из кассы з/п за февраль

10.03

Ведомость депонированной з/п Депонируется неполученная в срок з/п

76.4

10.03

Расходные к/о №№ 24, 25

Выдано из кассы Иванову И. И. на командировочные расходы

10.03

Расходный к/о № 26

Зачислена на р/с депонированная з/п

13.03

Акт приемки-передачи здания Введено в эксплуатацию и принято на учет завершенное строительством здание гаража

08.4

15.03

Акт приемки-передачи оборудования Передано оборудование в монтаж

08.4

16.03

Выписка из р/с Платежное поручение № 70

Перечислено в погашение задолженности поставщику по счету № 110 за материалы

16.03

Требование № 122

Отпущены со склада и израсходованы материалы для производства работ

17.03

Счет № 57

Предъявлен заказчику счет за выполнение работы

90.1

19.03

Выписка из р/с Поступило на р/с от заказчика в погашение задолженности за выполненные работы

21.03

Требование № 123

Израсходованы материалы на общехозяйственные нужды

21.03

Счет редакции газеты № 11

Принят к оплате счет редакции газеты за публикацию рекламы

22.03

Выписка из р/с Платежное поручение № 71

Оплачена публикация рекламы в газете

22.03

Счет поставщика № 44

Приходный ордер склада № 01

Акцептован счет поставщика за поступившие материалы

23.03

Выписка из р/с Платежное поручение № 72

Оплачен с расчётного счёта компьютер

23.03

Акт приемки-передачи № 30

Приобретен и введён в эксплуатацию компьютер по первоначальной стоимости

08.4

08.4

23.03

Авансовый отчет № 15

Списаны фактические расходы Иванова И. И. по командировке

24.03

Приходный к/о № 35

Возвращена в кассу сумма аванса по командировочным расходам Иванова И.И.

24.03

Требование № 124

Отпущены со склада и израсходованы для производства работ материалы

26.03

Счет № 58

Предъявлен заказчику счет за выполненные работы

90.1

27.03

Выписка из р/с Платежное поручение № 75

Погашен краткосрочный кредит банка

30.03

Справка бухгалтерии № 1

а) начислена амортизация ОС б) начислена амортизация НА (СПИ = 5 лет)

30.03

Ведомость распределения з/п Начислена з/п работникам предприятия

30.03

Ведомость распределения з/п Произведены отчисления страховых взносов:

— в ФСС, 2,9%

— в ПФР, 22%

— в фед. фОМС, 5,1%

— на страхование от НС и ПЗ, 1%

Итого:

69.1

69.2

69.3

69.4

1571,8

2764,2

30.03

Расчет бухгалтерии

Списаны:

а) расходы будущих периодов, относящиеся к текущему месяцу б) расходы на продажу, относящиеся к реализованным работам

90.2

31.03

Справка о персонале организации Удержан из начисленной з/п НДФЛ

68.1

31.03

Справка бухгалтерии № 2

Начислен налог на имущество

68.4

31.03

Справка бухгалтерии № 3

Списана фактическая производственная с/с реализованных работ (незавершенного производства нет)

90.2

31.03

Справка бухгалтерии № 4

Определена и списана прибыль от реализации оказанных услуг

90.9

31.03

Справка бухгалтерии № 5

Начислен налог на прибыль, 20%

68.3

4.3 Расчеты к журналу хозяйственных операций Справка бухгалтерии № 1

Таблица 6. Начисление амортизации НА (патента) за март 2014 г.

Вид объекта НА

(в группировке по нормам амортизации)

Срок полезного использования, месяцев

Норма амортизации

(месячная)

Первона-чальная ст-ть НА

Сумма амортизации

III группа

(от 3 до 5 лет вкл.)

512 = 60

Справка бухгалтерии № 2

Начисление налога на имущество Н/о база = средняя стоимость имущества за квартал (январь, февраль, март) Ставка налога на имущество = 2,2%

Ср. стоимость имущества. = (110 000 + 140 250 + 160 000 + (160 000+70000+27 100−2750)) / 4 = 166 150 руб.

Сумма налога на имущество = 166 150 • 2,2% * ј = 914 руб.

Таблица 7.

Сумма, руб.

Бух. проводка

Дебет

Кредит

68.4

Справка бухгалтерии № 3

Таблица 8. Фактическая производственная с/с реализованных работ

Виды затрат

Корр. счет

Сумма, руб.

Амортизация основных средств

Амортизация нематериальных активов

Материальные затраты

Заработная плата сотрудников

Отчисления страховых взносов, 30%+1%

Командировочные расходы

Налог на имущество

Расходы будущих периодов

Итого:

*

Незавершенного пр-ва на 01.03 = 15 800 руб.

Незавершенного пр-ва на 31.03 нет Фактическая производственная с/с = 15 800 + 144 566 = 160 366 руб.

Справка бухгалтерии № 4

Таблица 9. Выявление финансового результата от продажи:

Хоз. операции

Сумма, руб.

Выручка от продаж

Фактическая производственная себестоимость

Коммерческие расходы

Отражена прибыль от реализации

Справка бухгалтерии № 5

Начисление налога на прибыль Н/о прибыль = 60 500 + 109 934 = 170 434 руб.

Ставка налога на прибыль = 20%

Сумма налога на прибыль = 170 434 • 20% = 34 087 руб.

Таблица 9. Начисление налога на прибыль

Сумма, руб.

Бух. проводка

Дебет

Кредит

68.3

4.4 Счета главной книги за март 2014 г.

Активные счета Счет 01 «Основные средства»

Дебет Кредит

Сн 240 000

Расход:

Поступление:

Об. по Д-ту 97 100

Об. по К-ту ;

Ск 337 100

Счет 04 «Нематериальные активы»

Дебет Кредит

Сн 48 000

Расход:

Поступление:

Об. по Д-ту ;

Об. по К-ту ;

Ск 48 000

Счет 07 «Оборудование к установке»

Дебет Кредит

Сн 70 000

Расход:

Поступление:

Об. по Д-ту ;

Об. по К-ту 70 000

Ск ;

Счет 08 «Вложения во внеобротные активы»

Дебет Кредит

Сн 70 000

Расход:

Поступление:

Об. по Д-ту 97 200

Об. по К-ту 97 100

Ск 70 000

Счет 10 «Материалы»

Дебет Кредит

Сн 60 000

Расход:

Поступление:

Об. по Д-ту 28 320

Об. по К-ту 53 000

Ск 35 320

Счет 44 «Расходы на продажу»

Дебет Кредит

Сн ;

Расход:

Поступление: 2000

Об. по Д-ту 2000

Об. по К-ту 2000

Ск ;

Счет 20 «Основное производство»

Дебет Кредит

Сн 15 800

Расход:

Поступление:

Об. по Д-ту 144 566

Об. по К-ту 160 366

Ск ;

Счет 50 «Касса организации»

Дебет Кредит

Сн 300

Расход:

Поступление:

Об. по Д-ту 28 500

Об. по К-ту 28 400

Ск 400

Счет 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»

Дебет Кредит

Сн 70 000

Расход:

Поступление:

Об. по Д-ту 272 300

Об. по К-ту 102 000

Ск 240 300

Счет 51 «Расчетные счета»

Дебет Кредит

Сн 190 500

Расход:

Поступление:

Об. по Д-ту 102 200

Об. по К-ту 179 200

Ск 113 500

Счет 71 «Расчёты с подотчётными лицами»

Дебет Кредит

Сн ;

Расход:

Поступление:

Об. по Д-ту 1200

Об. по К-ту 1200

Ск ;

Счет 97 «Расходы будущих периодов»

Дебет Кредит

Сн 30 000

Расход:

Поступление:

Об. по Д-ту ;

Об. по К-ту 15 000

Ск 15 000

Пассивные счета Счет 02 «Амортизация основных средств»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн 80 000

Увеличение: 27 500

Об. по Д-ту ;

Об. по К-ту 2750

Ск 82 750

Счет 05 «Амортизация нематериальных активов»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн 16 000

Увеличение: 800

Об. по Д-ту ;

Об. по К-ту 800

Ск 16 800

Счет 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн 60 000

Увеличение:

Об. по Д-ту 64 100

Об. по К-ту 57 420

Ск 53 320

Счет 68 «Расчёты с бюджетом по налогам и сборам»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн 18 800

Увеличение:

Об. по Д-ту 25 866

Об. по К-ту 41 851

Ск 41 851

Субсчет 68.1 «Расчёты по НДФЛ»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн 3100

Увеличение: 6850

Об. по Д-ту 3100

Об. по К-ту 6850

Ск 6850

Субсчет 68.2 «Расчёты по НДС»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн 8800

Увеличение:

Об. по Д-ту 8800

Об. по К-ту ;

Ск ;

Субсчет 68.3 «Расчёты по налогу на прибыль»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн 4800

Увеличение:34 087

Об. по Д-ту 4800

Об. по К-ту 34 087

Ск 34 087

Субсчет 68.4 «Расчёты по налогу на имущество»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн 2100

Увеличение: 914

Об. по Д-ту 2100

Об. по К-ту 914

Ск 914

Счет 69 «Расчёты с внебюджетными фондами по страховым взносам»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн 7900

Увеличение: 16 802

Об. по Д-ту 7900

Об. по К-ту 16 802

Ск 16 802

Счет 69.1 «Расчёты с ФСС тариф 2,9%»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн ;

;

Увеличение: 1571,8

Об. по Д-ту ;

Об. по К-ту 1571,8

Ск 1571,8

Счет 69.2 «Расчёты с ПФР тариф 22%»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн 7900

Увеличение: 11 924

Об. по Д-ту 7900

Об. по К-ту 11 924

Ск 11 924

Счет 69.3 «Расчёты с фед. ФОМС тариф 5,1%»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн ;

;

Увеличение: 2764,2

Об. по Д-ту ;

Об. по К-ту 2764,2

Ск 2764,2

Счет 69.4 «Расчёты по страхованию от НС и ПЗ тариф 1%»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн ;

;

Увеличение: 542

Об. по Д-ту ;

Об. по К-ту 542

Ск 542

Счет 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн 27 200

Увеличение:

Об. по Д-ту 34 050

Об. по К-ту 54 200

Ск 47 350

Счет 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн ;

Увеличение: 200

Об. по Д-ту ;

Об. по К-ту 200

Ск 200

Счет 80 «Уставный капитал»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн 380 000

Увеличение:

Об. по Д-ту ;

Об. по К-ту ;

Ск 380 000

Счет 82 «Резервный капитал»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн 60 000

Увеличение:

Об. по Д-ту ;

Об. по К-ту ;

Ск 60 000

Счет 84 «Нераспределенная прибыль»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн 24 200

Увеличение:

Об. по Д-ту ;

Об. по К-ту ;

Ск 24 200

Счет 99 «Прибыли и убытки»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн 60 500

Увеличение: 109 934

Об. по Д-ту 34 087

Об. по К-ту 1 099 347

Ск 136 347

Активно-Пассивные счета Счет 90 «Продажи»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн ;

Увеличение: 272 300

Об. по Д-ту 272 300

Об. по К-ту 272 300

Ск ;

Счет 90.1 «Выручка от продаж»

Дебет Кредит

Уменьшение:

Сн 413 000

Увеличение: 272 300

Об. по Д-ту ;

Об. по К-ту 272 300

Ск 685 300

Счет 90.2 «Себестоимость продаж»

Дебет Кредит

Сн 289 500

Расход:

Поступление:

Об. по Д-ту 162 366

Об. по К-ту ;

Ск 451 866

Счет 90.3 «НДС от продаж»

Дебет Кредит

Сн 63 000

Расход:

Поступление:

Об. по Д-ту ;

Об. по К-ту ;

Ск 63 000

Счет 90.9 «Прибыль (убыток) от продаж»

Дебет Кредит

Сн 60 500

Расход:

Поступление: 109 934

Об. по Д-ту 109 934

Об. по К-ту ;

Ск 170 434

4.5 Оборотный баланс за март 2014 г.

Таблица 10

Наименование счетов

Остаток на 1 марта

Оборот за март

Остаток на 1 апреля

Д-т

К-т

Д-т

К-т

Д-т

К-т

Основные средства

Амортизация основных средств

Нематериальные активы

Амортизация нематериальных активов

Оборудование к установке

Вложения во внеоборотные активы

Материалы

Основное производство

Расходы на продажу

Касса

Расчётный счёт

Расчёты с поставщиками (кредиторская задолженность)

Расчёты с покупателями и заказчиками (дебиторская задолженность)

Краткосрочные кредиты банка

68.1

Расчёты по НДФЛ

68.2

Расчёты по НДС

68.3

Расчёты по налогу на прибыль

68.4

Расчёты по налогу на имущество

Расчёты по социальному страхованию

Расчёты по оплате труда

Расчёты с подотчетными лицами

Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами

Уставный капитал

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

90.1

Выручка от продаж

90.2

Себестоимость продаж

90.3

НДС от продаж

90.9

Прибыль (убыток) от продаж

Расходы будущих периодов

Прибыли и убытки

Итого

Равенство

Равенство

Равенство

4.6 Анализ бухгалтерского баланса Таблица 11.

Сравнительно-аналитический баланс ООО «Свет» за январь-март 2014 года

Показатели бухгалтерского баланса

Код строки баланса

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес, %

Изменение (+,-)

на 01.01.14

на 31.03.14

на 01.01.14

на 31.03.14

аюсолютное (руб.)

относительное (в %)

уд. веса, п.п.

1. Внеоборотные активы

44,84

46,78

+73

25,64

1,94

2. Оборотные активы

55,16

53,22

+56

16,17

— 1,94

БАЛАНС

+129

20,42

;

3. Капитал и резервы

73,54

79,01

+136

29,37

5,47

4. Краткосрочные обязательства

26,46

20,99

— 7

— 4,48

— 5,47

БАЛАНС

+129

20,42

;

Вывод по результатам анализа.

За 1-й квартал 2014 года стоимость активов ООО «Свет» возросла на 20,42% (на 129 тыс. руб.) с 631 до 760 тыс. руб.

Факторы роста стоимости активов:

— прирост внеоборотных активов на 25,64% (на 73 тыс. руб.), который произошел из-за приобретения нового оборудования;

— прирост оборотных активов на 16,17% (на 56 тыс. руб.), который произошел из-за увеличения дебиторской задолженности и увеличения остатков материально-производственных запасов.

Увеличение активов объясняется ростом суммы источников финансирования имущества ООО «Свет» на 20,42% (на 129 тыс.уб.).

Факторы роста суммы источников финансирования:

— прирост собственного капитала на 29,37% (на 136 тыс. руб.) за счет прибыли, полученной по итогам 1-го квартала 2014 года.

В составе имущества ООО «Свет» по состоянию на конец 1-го квартала 2014 года оборотные активы, доля которых составила 53,22%, и внеоборотные активы, доля которых составила 46,78% практически равнозначны. В составе оборотных активов преобладает дебиторская задолженность — 31,62% от валюты баланса, а в составе внеоборотных активов преобладают основные средства — 33,46% от валюты баланса.

В структуре источников финансирования имущества ООО «Свет» по состоянию на конец 1-го квартала 2014 года преобладает доля собственного капитала — 79,01%. Это говорит о том, что предприятие обладает высоким уровнем финансовой независимости от внешних источников финансирования своей деятельности.

Для проведения анализа ликвидности актив и пассив разбивают на 4 группы.

А1 — денежные средства, строка 1250;

А2 — финансовые и другие оборотные активы, строка 1230;

А3 — запасы, строка 1210;

А4 — материальные внеоборотные активы, строка 1150.

П1 — кредиторская задолженность, строка 1520;

П2 — краткосрочные заемные средства, строка 1510;

П3 — долгосрочные обязательства, строка 1410+1450;

П4 — собственный капитал и резервы, строка 1300.

Баланс будет считаться абсолютно ликвидным при выполнении условий: А1 П1, А2 П2, А3 П3, А4 П4.

В таблице представлено деление показателей актива и пассива баланса ООО «Свет» по данным бухгалтерского баланса на 31.01.2013 г.

Таблица 12. Предварительная оценка ликвидности имущества ООО «Свет» за 1 квартал 2014 г.

Актив

Сумма, тыс.руб.

Пассив

Сумма, тыс.руб.

Платежный излишек (недостаток), тыс.руб.

31.12.2013г.

31.03.2014г.

31.12.2013г.

31.03.2014г.

31.12.2013г.

31.03.2014г.

А1

П1

— 46

А2

П2

— 5

А3

П3

А4

П4

ИТОГО

ИТОГО

;

;

Результаты анализа показали, что на 31.03.2014 г. года баланс ООО «Свет» не является абсолютно ликвидным, тогда как в течение 1 квартала 2014 г. в организации возник платежный недостаток по наиболее ликвидным активам в сумме 46 тыс. руб., что привело к нарушению ликвидности бухгалтерского баланса.

Расчет относительных показателей ликвидности.

1. Коэффициент абсолютной ликвидности (L1):

2. Коэффициент промежуточного покрытия (L2):

3. Коэффициент полного покрытия (текущей ликвидности) (L3):

Результаты расчетов приведены в таблице.

Таблица 13. Динамика относительных показателей ликвидности бухгалтерского баланса ООО «Свет» за 31.12.2012;31.01.2013г.

Наименование показателей

Значение

Изменение (+,-)

Нормативное значение

31.12.13г.

31.03.14г.

L1: коэффициент абсолютной ликвидности

1,515

0,713

— 0,802

0,2−0,7

L2: коэффициент критической ликвидности (промежуточного покрытия)

1,844

2,213

0,368

> 1,5

L3: коэффициент текущей ликвидности (полного покрытия)

2,084

2,525

0,441

> 2,0

Результаты анализа показали, что коэффициент абсолютной ликвидности на 31.03.2014 г. удовлетворяет нормативу (1,704 > 0,2), что говорит о достаточности денежных средств и денежных эквивалентов для покрытия 71,3% наиболее срочных обязательств.

Коэффициент критической ликвидности на 31.03.2014 г. также удовлетворяет нормативному значению (2,213 > 1,5), поэтому соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей является оптимальным.

Коэффициент текущей ликвидности на 31.03.2014 г. удовлетворяет нормативному значению (2,525 > 2). При этом в 1 квартале 2014 г. произошло увеличение показателя текущей ликвидности с 2,084 до 2,525, поэтому можно сделать вывод о том, что платежеспособность предприятия ООО «Свет» в краткосрочной перспективе находится на достаточно высоком уровне, несмотря на наличие платежного недостатка по наиболее ликвидным активам.

Заключение

Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Себестоимость отражает затраты предприятия на производство и сбыт продукции, выраженные в денежном измерении. Кроме этого, в себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

Для комплексного анализа себестоимости продукции применяются специальные показатели, которые позволяют рассчитывать и анализировать затраты предприятия на весь объем произведенной товарной продукции, затраты на производство конкретного вида продукции, а также затраты предприятия на получение выручки.

С целью упрощения расчетов и для систематизации данных все затраты предприятия классифицируются. Причем данная классификация является универсальной для всех промышленных предприятий, могут изменяться лишь некоторые статьи в зависимости от специализации предприятия.

Систематическое снижение себестоимости обеспечивает рост прибыли предприятия, дает государству дополнительные средства для дальнейшего развития общественного производства.

Список используемой литературы Нормативно правовые документы:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ).

2. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. Утв. приказом Минфина РФ 94н 31 октября 2000 г. (ред. от 08.11.2010 N 142н).

3. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина РФ от 02 июля 2010 г. N 66н (ред. от 4 декабря 2012 г. N 154н).

Научная литература и учебные пособия:

1. Бухгалтерский учет: конспект лекций/ Фролова Т. А. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.

2. Бухгалтерский (финансовый) учёт: учебное пособие. Ч. 1/ Лукьянова С. А. Издательство Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, 2011 г.

3. Себестоимость продукции, работ и услуг: бухгалтерская и налоговая/ под редакцией Г. Ю. Касьянова: АБАК, 2009 г.

4. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: Учебник/ Керимов В. Э.: Дашков и К, 2010 г

5. Экономика предприятия./ Кантор Е. Л., Маховикова Г. А., Кантор В. Е.: СПб, 2009 г.

Приложение 1

Приложение 2

Расчет показателей финансовой независимости и финансовой устойчивости ООО «Зима» за 2012;2013 гг.

1. Коэффициент финансовой активности (U1):

< 1 (+); < 1 (+)

< 1 (+)

2. Коэффициент финансовой независимости (U2):

> 0,5 (+); > 0,5 (+)

> 0,5 (+)

3. Коэффициент маневренности собственных средств (U3):

> 0,1 (+); > 0,1 (+)

> 0,1 (+)

4. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами (U4):

> 0,1 (+); > 0,1 (+)

> 0,1 (+)

5. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами (U5):

> 0,6 (+); > 0,6 (+)

> 0,6 (+).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой