Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономический рост, его типы и факторы. 
Институциональные факторы экономического роста

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономисты, придерживающиеся различных теорий, предлагают и другие пути стимулирования экономического роста. Так, некоторые из них настаивают на индустриальной политике, в результате которой правительство играло бы активную роль в создании структуры промышленности для стимулирования экономического роста. Также правительством могли бы быть приняты шаги для ускорения развития высокопроизводительных… Читать ещё >

Экономический рост, его типы и факторы. Институциональные факторы экономического роста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Глава 1. Экономический рост, его типы и факторы

1.1 Понятие экономического роста, графическая интерпретация

1.2 Показатели экономического роста Глава 2. Институциональные факторы экономического роста

2.1 Государственное регулирование экономического роста

2.2 Институциональные факторы экономического роста Глава 3. Анализ экономического роста в России

3.1 Проблемы экономического роста и его стимулирование Заключение Список источников

Сущность экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей. Разрешаться это противоречие может двумя основными способами: во-первых, за счёт увеличения производственных возможностей, во-вторых, за счёт наиболее эффективного использования имеющихся производственных возможностей и научно-технического прогресса. Проблема экономического роста и его темпов является одной из важнейших проблем макроэкономики, актуальна, и имеет огромный практический смысл, поскольку двумя основными целями изучения экономического роста являются: повышение материального благосостояния населения и поддержание национальной безопасности. Именно изучение экономического роста позволяет найти пути повышения уровня благосостояния населения, поддержания полной занятости, социальной защищённости безработных и нетрудоспособных, роста инвестиций в человеческий капитал, увеличения свободного времени у работающего населения, что важно для гармоничного развития личности, что, на мой взгляд, особенно важно для России в посткризисный период. На основе показателей экономического роста создаются условия для проведения социальных программ, ликвидации безработицы и бедности, развития науки и образования, решения экологических проблем.

Кроме того, изучение экономического роста позволяет понять причины различий в уровне жизни и темпах экономического роста как между различными странами за определенный период времени, так и внутри отдельно взятой страны в разные временные периоды; позволяет выявить факторы экономического роста и условия сохранения высокого уровня жизни в странах, уже достигших его. Так же благодаря изучению экономического роста становится возможным разработка мер государственной политики направленной на обеспечение и ускорение экономического роста, улучшения качества товаров и услуг, повышение их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках, на освоение новых технологий, позволяющих снизить затраты производственных ресурсов.

Далее в работе будут рассмотрены понятие экономического роста, типы и факторы экономического роста, институциональные факторы экономического роста, будет дано описание основных макроэкономических параметров экономического развития России в 2010;2012 годах и рассмотрены перспективы экономического роста в нашей стране в 2010;2012 годах.

Глава 1. Экономический рост, его типы и факторы

1.1 Понятие экономического роста, графическая интерпретация

Под экономическим ростом понимаются долговременные увеличения реального ВВП, или, говоря другими словами, скорость изменения объема реального ВВП за определенный период времени. Прежде всего, он означает количественное увеличение производственных ресурсов и объемов производимого продукта, т. е. прирост нового общественного продукта Журавлева Г. П. Экономика: Учебник.-М.; Юристъ, 2001. Однако эти количественные изменения тесно связаны с качественными преобразованиями, такими как:

· научно-технический прогресс, освоение новых технологий и производство новых товаров, позволяющих удовлетворять ранее не удовлетворённые потребности или удовлетворять их наилучшим образом

· улучшение структуры распределения производственных ресурсов по отраслям и регионам страны, интеграция в мировую экономическую систему

· увеличение отдачи от использования производственных ресурсов за счёт повышения управленческого мастерства, информационных технологий, использования эффективных мотиваций для стимулирования роста производства Экономический рост позволяет в определенном временном промежутке частично решить основную экономическую проблему — проблему ограниченности ресурсов, таким образом, позволяя человечеству удовлетворять все более широкий круг своих потребностей, улучшая материальное благосостояние население и создавая предпосылки для гармоничного развития личности.

Графически экономический рост может быть объяснен несколькими способами: через кривую производственных возможностей, через модель AD-AS.

В первом случае внимание уделяется проблеме ограниченности ресурсов в экономике в определенный период времени. В экономике любой страны все отрасли материального и нематериального производства можно разделить на две группы: производство инвестиционных товаров и производство потребительских товаров. Под инвестиционными товарами понимаются средства производства, то есть те товары, которые используются для производства потребительских товаров. К потребительским товарам относятся товары, работы и услуги, используемые для потребления, а не для производства. Для построения этого графика, по вертикальной оси отложим производство инвестиционных товаров, а по горизонтальной — производство потребительских товаров.

Рис. 1. Экономический рост через КВП Матвеева Т. Ю.

Введение

в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007

Потенциальный объем ВВП отражен всеми точками кривой КПВ1, а каждая точка кривой представляет собой определенное сочетание количеств инвестиционных товаров и потребительских товаров. Поскольку экономический рост означает увеличение производства продукции, то на графике это отражается сдвигом кривой вправо. Точки пунктирной кривой КПВ2 показывают новый потенциальный объем производства или новую границу производственных возможностей экономики.

При построении модели совокупного спроса и совокупного предложения, так же можно показать наличие экономического роста. Поскольку экономический рост показывает увеличение реального ВВП в долгосрочном периоде, значит, на графике его увеличение будет отражено через сдвиг вправо кривой долгосрочного совокупного предложения. Рассмотрим это на графике:

Рис. 2. Отражение экономического роста через модель AD-AS Матвеева Т. Ю.

Введение

в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007

Исходя из графика, мы видим, что при увеличении реального уровня ВВП с Y1 до Y2 и, как следствия, смещения кривой долгосрочного совокупного предложения LRAS вправо, уровень цен понизится с P1 до Р2.

Линия тренда также может служить отражением долгосрочного увеличения реального ВНП.

1.2 Показатели экономического роста

Важными показателями экономического роста в макроэкономике являются:

— экономический потенциал страны,

— экономическая мощь страны,

— уровень экономического развития страны.

Экономический потенциал страны представляет собой производственный аппарат (энергетические мощности, парк станков и оборудования, транспортная система, система связи и т. д.) в сочетании с трудовыми ресурсами определенной квалификации. Результативным выражением экономического потенциала служит максимально возможный объем производства материальных благ в стране. Важно отметить, что в отдельные периоды объем производства материальных благ может быть существенно ниже производственных возможностей, т. е. экономический потенциал может использоваться не на полную мощность. Во время экономических кризисов оказывается частично или полностью незагруженным производственный аппарат, наблюдается массовая безработица, то есть наблюдаются случаи недогрузки и простоев производственного оборудования.

Экономическая мощь страны характеризуется фактическим абсолютным объемом производства материальных благ. В отличие от экономического потенциала, который характеризует потенциально возможный объем производства, экономическая мощь определяется реально создаваемыми в стране материальными благами. Важнейшим показателем экономической мощи страны служит объем производимого валового национального продукта и национального дохода.

Достижение превосходства в результате экономического роста какой-то страны над другой страной по абсолютному объему производства материальных благ окончательно не решает ее влияния на мировые процессы. Об этом в конечном итоге свидетельствует уровень экономического развития. Под уровнем экономического развития страны понимается объем производства материальных благ в расчете на душу населения и, прежде всего, национального дохода. Например, Россию можно отнести к одному из самых экономически мощных государств, основываясь на показателях валового национального продукта. По данным Росстата в 2008 году Россия занимала четвертое место (ВВП по ППС 2,9 трлн. долларов США). В то же время по уровню производства продукции на душу населения Россия находится на 34-ом месте, (ВВП на душу населения по ППС составляет 20 350 долларов США), т. е. уровень ее экономического развития является очень низким. http://www.gks.ru/bgd/free/b0403/IssWWW.exe/Stg/d05/278vvp30.htm «О результатах международного сопоставления ВВП за 2008 год» Может быть и наоборот. Небольшая страна, например, Нидерланды или Финляндия, может иметь незначительный экономический потенциал и небольшую экономическую мощь, и одновременно достичь высокого уровня экономического развития, как например, Кувейт или Швеция.

Экономический рост может оцениваться также на основе стоимостных и натуральных показателей. К ним относятся:

1. темпы роста промышленной и сельскохозяйственной продукции, национального дохода и валового национального продукта;

2. уровень производительности труда;

3. производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в целом и в расчете на душу населения;

4. показатели научного и технического прогресса;

5. уровень жизни населения.

Так же одним из важнейших показателей экономического роста всегда была производительность общественного труда, притом труда живого. Она измеряется отношением выпуска продукции (в масштабах страны — национального дохода) к затратам живого труда:. Производительность труда наиболее концентрировано, комплексно характеризует экономический рост. Обратный ему показатель: — трудоемкость показывающий, сколько необходимо обществу затратить труда, чтобы произвести единицу продукции.

Показатель характеризует производительность капитала, или фондоотдачу. Обратный ему показатель — капиталоемкость продукции. Оба эти показателя проявляют себя достаточно сложно, поскольку предельная производительность капитала имеет тенденцию к снижению, а на производство единицы товара, следовательно, необходимо затрачивать больше капитала.

Показатель — отношение произведенного продукта к затратам природных ресурсов. Характеризует отношение человека к природным ресурсам, т. е., насколько производительно, рационально используются ограниченные ресурсы. Обеспечивая экономический рост, люди обязаны совершенствовать экономические процессы, характеризуемые указанными показателями.

Показатели экономического роста, основанные на линии «фактор производства — доход», являются показателями частными, то есть характеризующими только двухполюсные связи. Однако есть более синтетические показатели, в которых концентрируются все вышеприведенные показатели и ряд других: — отношение капитала к затратам труда. В нем отражаются и технический прогресс, и концентрация капитала, и его централизация, и интенсификация производства, и т. д. Этот показатель знаком в своем более традиционном названии — органическое строение капитала. Он является наиболее общим выражением и производительности труда. В среднем за последние 100 лет показатель возрастал на 1,5−1,7% в год.

Глава 2. Институциональные факторы экономического роста

2.1 Государственное регулирование экономического роста

Государство играет важную роль в регулировании экономического роста. Рассмотрим, какие способы государственного регулирования оказывают стимулирующее влияние на этот процесс.

Приверженцы разных экономических взглядов понятие «эффективная государственная политика» понимают по-разному. Вследствие этого у каждого направления экономической мысли интерпретация методов и инструментов, обеспечивающих условия для лучшего экономического роста, различная. Рассмотрим некоторые из таких интерпретаций.

Например, приверженцы «экономики предложения» особо выделяют причины, влияющие на повышение производственных возможностей экономики. А именно, предлагают снижать налоговое бремя, видя в нем способ, побуждающий производить сбережения и капиталовложения, стимулировать трудовые усилия и поощрять предпринимательские риски. Так, уменьшение налоговой ставки на доход от процентов будет способствовать возрастанию эффективности от сбережений.

В случае, если государство будет облагать подоходным налогом денежные средства, направляемые на выплаты процентов, то результатом окажется ограничение потребления и стимулирование сбережений.

Часть экономистов предлагают ввести единый налог на потребление вместо полной или частичной замены подоходного налога. Суть этого предложения заключается в поощрении сбережений и сдерживании потребления. Касательно капиталовложений, этими экономистами было сделано предложение уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций и, например, ввести налоговые льготы для инвестиций.

Сторонники другой теории — кейнсианцы связывают изучение экономического роста, беря в рассмотрение факторы спроса. Как правило, они видят причину низкого темпа экономического роста в несоответствующем уровне совокупных расходов, которые не могут обеспечить необходимый рост ВВП. Вследствие чего они являются приверженцами политики «дешевых денег» как мер стимулирования капиталовложений.

В случае потребности финансово-денежную политику можно использовать как инструмент для ограничения государственных расходов и потребления, чтобы возросший уровень капиталовложений не привел к инфляции. Следует отметить, что для кейнсианцев большее значение имеют краткосрочные цели, такие как сохранение высокого уровня реального ВВП, а также воздействие, оказываемое на совокупные расходы. Тогда как приверженцы «экономики предложения» краткосрочным перспективам предпочитают долгосрочные, уделяя большее внимание факторам обеспечивающим рост общественного продукта, полную занятость и полную загрузку производственных мощностей.

Экономисты, придерживающиеся различных теорий, предлагают и другие пути стимулирования экономического роста. Так, некоторые из них настаивают на индустриальной политике, в результате которой правительство играло бы активную роль в создании структуры промышленности для стимулирования экономического роста. Также правительством могли бы быть приняты шаги для ускорения развития высокопроизводительных отраслей, что содействовало бы переводу ресурсов из низкопроизводительных отраслей. Кроме того правительству следовало бы увеличить финансирование на фундаментальные науки и исследования, таким образом стимулируя научно-технический прогресс. Поскольку увеличение расходов на образование должно повлечь за собой повышение качества рабочей силы, что в свою очередь будет способствовать росту производительности труда.

Несмотря на трудности и множество различных способов стимулирования экономического роста большая часть экономистов сходятся в том, ускорение экономического роста представляется далеко непростой задачей, — и склонность к сбережениям, и капиталоемкость трудно поддаются регулированию.

Четкая экономическая политика государства, направленная на качественные изменения темпов экономического роста страны имеет следующие направления:

Фискальная политика — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе (например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости или борьба с инфляцией). http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/15 470 Сегодня фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. Универсальный набор мер, который состоит из прямых и косвенных финансовых путей регулирования экономики.

К прямым финансовым путям относят способы бюджетного регулирования. Из государственного бюджета оплачиваются:

· затраты на расширенное воспроизводство;

· развитие инфраструктуры и научные исследования и т. п.:

· расходы на содержание военно-промышленного комплекса и т. п.

· затраты на реализацию структурной политики;

· непроизводительные расходы государства;

Косвенными методами государство оказывает влияние на финансовые возможности производителей товаров и услуг увеличивает или уменьшает размер потребительского спроса. Большую роль в обеспечении экономического роста играет система налогообложения. Меняя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы предприятиям определённых отраслей, увеличивая или уменьшая необлагаемый минимум доходов и т. п., государство стремится поддерживать стабильных темпов экономического роста и избегая при этом резких взлетов и падений производства, поддерживая стабильную экономическую ситуацию в стране.

Одним из важных косвенных методов, который стимулирует накопление капитала, относится политика ускоренной амортизации. Разрешая возможность её применения, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, эти денежные средства направляются в амортизационный фонд, и могут быть использованы для модернизации существующих и приобретения новых средств производства. экономический рост институциональный россия Различают два вида фискальной политики государства по типу использования прямых и косвенных финансовых методов:

а) дискреционную б) недискреционную.

Дискреционная политика — это сознательное регулирование государством своих расходов и налогообложения в целях улучшения экономического состояния страны. http://www.ecopos.ru/diskreczionnaya-politika.php Существуют несколько проверенных на практике функциональных зависимостей между финансовыми переменными величинами.

Первая зависимость: увеличение государственных расходов вызывает рост совокупного спроса. Как следствие возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы взимаемых налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств.

Данные функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства для воздействия на экономический цикл. Например, при кризисе проводится стимулирующая политика экономического роста. В интересах роста ВНД Правительство увеличивает государственные расходы, снижает налоги. Важно отметить, что рост расходов сочетается с уменьшением налогов так, чтобы мультипликационный эффект государственных затрат был больше мультипликатора налогов. В итоге происходит уменьшение спада производства.

Другой вид фискальной политики — это недискреционная, или политика встроенных автоматических стабилизаторов. Автоматический стабилизатор — экономический механизм, который уменьшает реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Под редакцией Чепурин М. Н., Киселева Е. А. -Курс экономической теории 2002 год, с. 525 Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

На стадии подъема, безусловно, увеличиваются доходы организаций и населения. Однако при прогрессивных ставках налогообложения еще быстрее увеличиваются суммы налогов, что сокращает безработицу в текущий период, повышается благосостояние малообеспеченных семей. Таким образом, уменьшаются выплаты социальных пособий и других расходов государства. В результате снижается совокупный спрос, что служит причиной сдерживания экономического роста.

На стадии кризиса заметно сокращаются налоговые поступления и, следовательно, сумма изъятий из доходов организаций и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Это стимулирует покупательную способность населения и способствует преодолению кризиса.

Таким образом, можно сделать вывод, что налогообложение занимает важное место в финансовом регулировании макроэкономики, по этой причине совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов является одной из первостепенных задач фискальной политики государства.

Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:

— твердые, которые устанавливаются на единицу объекта, независимо от его стоимости;

— пропорциональные, т. е. единый процент уплаты налогов, независимо от размеров доходов;

— прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.

2.2 Институциональные факторы экономического роста

Для того, чтобы повысить уровень жизни населения страны, ускорить экономический рост, повысить производительность ресурсов, рассмотрим основные институциональные факторы экономического роста.

ь Стимулирование внутренних инвестиций и сбережений. Рост запаса капитала в экономике происходит с помощью инвестиций. Темпы экономического роста находятся в прямой зависимости от доли инвестиций в экономику. А в основе инвестиций лежат сбережения, т. е. чем больше население сберегает, тем больше оно сможет инвестировать.

ь Стимулирование иностранных инвестиций. Несмотря на то, что часть доходов фирм, созданных при участии иностранных инвесторов, уходит за границу, иностранные инвестиции увеличивают экономический потенциал страны, повышают уровень производительности и оплаты труда. Иностранные инвестиции можно разделить на два типа: прямые и портфельные. Прямые иностранные инвестиции — это инвестиции в капитал, которыми владеют и распоряжаются нерезиденты. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 9.07.1999 года № 160-ФЗ http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76 679 Портфельные, в свою очередь, финансируются иностранцами, но находятся под управлением производителей данной страны.

ь Стимулирование государственного образования. Образование, как известно, является инвестированием в человеческий капитал. В данном случае речь пойдет о проявлении внешнего эффекта. Образованный человек может выдвигать идеи, которые будут полезны для других людей, могут стать национальным достоянием. Особенно негативным влиянием обладает утечка мозгов, эмиграция ученых и квалифицированных кадров в развитые страны.

ь Стимулирование НИОКР. Научные исследования и разработки являются главным фактором ускорения темпов экономического роста. По прошествии времени, разработки переходят в категорию общественных благ и так же обладают положительным внешним эффектом. Для стимулирования инвестиций в научные исследования и разработки могут быть использованы такие финансовые инструменты, как гранты, снижение налогов, патенты для установления временных прав собственности на изобретения.

ь Защита прав собственности. Под правом собственности понимается возможность собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/16 842 Для того, чтобы люди хотели работать, сберегать, инвестировать, создавать они должны быть уверены в том, что их труды не будут украдены и все их права будут соблюдены. Поэтому стоить так же обратить внимание на политическую стабильность. Она важна для отношений внутри страны, но больше для привлечения иностранного капитала. А так же для защиты прав интеллектуальной собственности, как стимула технологического прогресса.

ь Стимулирование свободной торговли. Диверсификация производства и развитие международной торговли позволяют наиболее эффективным образом использовать ресурсы в условиях их ограниченности. Свободная торговля позволяет стране не производить всю продукцию самой, а покупать у других стран те виды продукции, которые они производят более эффективно. Так же это позволяет развивающимся странам пользоваться мировыми техническими достижениями.

ь Контроль за демографической ситуацией. Правительству необходимо следить за демографической ситуацией в стране, поскольку для обеспечения роста благосостояния темпы роста производства должны быть выше темпов роста населения. То есть большие темпы роста населения уменьшают возможности роста экономики, и наоборот.

Глава 3. Анализ экономического роста в России

3.1 Проблемы экономического роста и его стимулирование

По мнению специалистов Института Современного Развития, несмотря на то, что восстановление основных экономических показателей 2008 года в 2012 году, темпы развития Российской экономики замедляются. В настоящее время, в отличие от периода 2000 — 2008 годов, когда ВВП в среднем ежегодно увеличивался на 6,9% процента, в ближайшие три года, экономический рост согласно экспертным прогнозам вряд ли превысит 4%. А на дистанции до 2020 года в рамках наилучшего (инновационного сценария) составит не более 4,6 процента.

Надеяться на решение проблем за счёт конъюнктуры глобальных и внутренних рынков в ходе восстанавливающегося мирового цикла было бы недальновидно. На первых, например на газовом, серьёзно меняется конкурентная среда. В итоге экспорт (хотя и восстановился на докризисном уровне) вплотную подошёл к пределам своего расширения, при этом импорт начиная с середины 2010 года стабильно растёт. Товарооборот внутреннего потребительского рынка не сможет расти темпами «нулевых» годов в силу умеренной динамики доходов населения и текущего насыщения рынка потребительского кредитования. В настоящее время в экономике России сложилась ситуация, при которой внешний и потребительский спрос уже не могут выполнять функции драйверов развития, а инвестиции не могут и не готовы взять на себя эту роль. Хочется отметить и другие составляющие складывающейся в 2011 проблемной ситуации в экономике России:

· высокая по мировым меркам (8,8% в 2010 году, 3,2% за первые два месяца 2011 года) инфляция со значительной долей немонетарной составляющей

· негибкость рынка труда, сдерживающая усилия по снижению безработицы (6,9% в феврале 2010 года по методологии МОТ), всё более обнаруживающей структурный и застойный характер

· дефицитный бюджет при недофинансировании инвестиций (в лучшем случае они стабилизируются в ближайшие три года на уровне 3−3,5% ВВП) и достигнутых границах наращивания социальных расходов (более 11% ВВП)

· отложенные незавершённые структурные реформы

· избыточная роль государства в экономике (около 60% ВВП) при высоком уровне монополизма и низкоконкурентной рыночной среде.

· неудовлетворительный инвестиционный климат, выражающийся в низкой норме накопления (21,3% ВВП в 2009 году), оттоке капитала ($ 38,3 млрд. в 2010 году) и слабом интересе к России иностранных прямых и портфельных инвесторов (прямые зарубежные инвестиции упали в 2010 году в полтора раза к уровню 2009 года до $ 13−14 млрд.)

Добавление к этому перечню растущей неэффективности госрегулирования и управления перераспределением финансовых ресурсов лишь умножает аргументы в пользу необходимости перемен в российской экономической модели.

Существующая антикризисная политика правительства решает множество полезных и неотложных задач. Примеры тому — более чем кратный рост социальных выплат населению, поддержание на плаву банковской системы, сохранение работоспособности у «списочных» системообразующих предприятий. Однако в той мере, в какой она не позволяет «разгуляться» кризису и выполнить ему функцию «созидательного разрушения», она же «блокирует» ряд объективных стимулов к модернизации.

Иначе говоря, России нужна новая «модернизационная концепция развития», которая будет отличаться от существующей антикризисной не только и столько целями и объёмами приложения усилий, но прежде всего «технологически». Необходимо обновление экономических структур — это, прежде всего, область развития институтов и перезагрузка регулятивной среды для обеспечения экономического роста России по интенсивному пути.

На основе рассмотренного материала, можно сказать, что для обеспечения экономического роста необходимо решение следующих назревших проблем:

1) низкий уровень эффективности государственного управления.

В современной России серьезным препятствием экономическому росту является недостаточно сильная институциональная среда, Здесь можно отметить низкий уровень защиты прав собственности, так же оставляет желать лучшего функционирование судебной системы. Органы власти чрезмерно вмешиваются в деятельность хозяйствующих субъектов, что затрудняет развитие бизнеса. Государство не обеспечивает в настоящее время предоставление услуг высокого качества. Эффективных механизмов надзора за принятием основных решений по социально-экономическому развитию со стороны гражданского общества не существует;

2) отсутствуют условия и стимулы способствующие развития человеческого капитала.

Демографическую ситуацию в стране находится на таком уровне, что не может обеспечить естественного воспроизводства численности населения. Низкая по сравнению со странами Европы продолжительность жизни и высокий уровень смертности. Неэффективно используется миграционный потенциал. Всё вышеназванное не соответствует долгосрочным интересам страны и является угрозой национальной безопасности государства. Стоит отметить, что неблагоприятная демографическая ситуация в будущем может негативным образом отразится на формировании квалифицированных трудовых кадров страны, которые необходимы для роста интеллектуального и материального потенциала России, чтобы не допустить технологической зависимости нашей страны от иностранных держав.

Необходима модернизация образования, социальной сферы и здравоохранения результатом которой станет обеспечение соответствия государственных гарантий качественной медицинской помощи, новых образовательных стандартов и форм социальной поддержки.

3) Отсутствие серьёзной конкуренции и высокий процент нерыночного сектора экономики. Достаточно велик размер доли нерыночного сектора в различных отраслях экономики, отсутствует прозрачность деятельности отдельных субъектов естественных монополий, что не способствует формированию рыночной среды.

4) Реформы на региональном и муниципальном уровнях осуществляются неравномерно.

В настоящее время в России существуют ограничения на межрегиональное перемещение факторов производства, что связанно со следующими причинами: слабой развитостью жилищного рынка, капитала и транспорта. Это приводит к снижению эффективности экономических взаимосвязей между регионами страны. Следует уделить особое внимание развитию территорий, имеющих геополитическое значение и требующих специальных программ, с учётом особенностей этих территорий.

5) Существующий недостаточный уровень интеграции отечественной экономики в международные экономические отношения. Для современного этапа роста мировой экономики характерен растущий уровень глобализации. Для России здесь важна как величина внешнеторгового оборота, так и участие в мировых экономических процессах, вовлечённость российской экономики в мировые «цепочки» создания добавленной стоимости.

Современную Российскую экономику можно охарактеризовать низкой стадией диверсификации экспортных товаров, отсутствием эффективных методов использования своих конкурентных преимуществ особенно в области продукции наукоемких отраслей.

6) невысокая диверсификация отечественной экономики влечет за собой сильную зависимость от мировых цен на ключевые экспортные товары. Следует решать задачу по изменению структуры Российской экономики, снижать ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, и в первую очередь от конъюнктуры цен на топливно-сырьевые ресурсы. Для структуры российской экономики характерна низкая, менее 40% доля продукции предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП. При этом значительная часть предприятий малого бизнеса находится в «теневом» бизнесе, работая без регистрации и не платя налоги. Не налажены эффективные связи между наукой и производством, что препятствует отечественной экономике повысить свою конкурентоспособность в высокотехнологичных отраслях. Необходимо повышать уровень использования научно-технических разработок в производстве.

7) Существующие ограничения инфраструктуры для роста экономики.

Известно, что фундаментом экономики является инфраструктура, при этом темпы экономического роста прямо пропорциональны ее состоянию.

8) Правительство России берётся обеспечить финансирование фундаментальных исследований, научно-технических направлений, которые реализуются при поддержке государства в виде госпрограмм и проектов. Связать между собой поддержку государством развития венчурных инвестиций со страхованием инвестиционных рисков. Наряду с этим будут проводиться реструктуризация и ликвидация неэффективных производств, преобразование некоторых отраслевых научно-исследовательских институтов в инжиниринговые предприятия с эффективными финансово-экономическими, коммерческими и маркетинговыми структурами.

9) Особое внимание Правительство Российской Федерации будет уделять защите и соблюдению прав интеллектуальной собственности, созданию строгих и эффективно действующих мер в рамках выполнения государственной политики по защите авторских прав. Планируется закрепить законодательным порядком механизмы и способы включения в хозяйственную деятельность предметов интеллектуальной собственности, включая те, что получены за счет средств федерального бюджета. В ближайшее время планируется разработка и внесение на рассмотрение Закона о секретных изобретениях. Кроме того, нуждается в дополнениях и изменениях Патентный закон.

10) В последнее время экономический рост затрудняют не решённые проблемы развития в транспортной и энергетической отраслях. Принятие мер по реформированию естественных монополий, пока не дали существенных результатов роста инвестиций в данные сектора экономики.

Необходимо создать условия, обеспечивающие прозрачность деятельности естественных монополий и не допускающие необоснованного роста тарифов естественных монополий, контроль над эффективным расходованием выделяемых правительством средств.

Заключение

Главной целью экономического роста является рост благосостояния населения и увеличение национального богатства. Экономический рост расширяет возможности повышения уровня жизни, на его основе создаются условия для проведения социальных программ, ликвидации бедности, развития науки и НИОКР, решения экологических проблем. Благодаря экономическому росту создаются новые виды ресурсов, новые эффективные технологии производственных процессов, позволяющие увеличивать и диверсифицировать производство товаров и услуг. Однако сам по себе он не способен решить многие экономические и социальные проблемы. Для этого необходимо вмешательство государства и проведение Правительством правильной, эффективной политики.

По показателям экономического роста можно судить об экономическом потенциале и мощи страны, об уровне экономического развития.

Современная экономическая политика в России в последние годы неразрывно связана с целями экономического роста, под которым понимаются долговременные изменения реального объема национального производства, связанные с развитием производственных сил в долгосрочном интервале, увеличением, производительности труда, научно-техническим прогрессом, повышением экономического потенциала страны. России необходим экономический рост, прежде всего интенсивный и инновационный, который позволил бы ей сохранить и укрепить статус сильного участника коллективного экономического лидерства.

Для осуществления этих задач необходима модернизация образования, социальной сферы и здравоохранения, проведения реформ на региональном и муниципальном уровнях, повышение участия в мировых экономических процессах, осуществление финансирования фундаментальных исследований, совершенствование системы законодательных и правовых норм, повышение политической и экономической стабильности.

Список источников

Книжные источники:

1. Журавлева Г. П. Экономика: Учебник.-М.;Юристъ, 2001

2. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. 16-е издание. — М.: ИНФРА-М, 2007.

3. Матвеева Т. Ю.

Введение

в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007

4. Улюкаев А. В. Экономический рост в России: проблемы и перспективы — М.: 2001.

5. Учебник / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой / Курс экономической теории. — Киров: «АСА», 2002 год

6. Харвей Джек, Современная экономическая теория, М., Юнити, 2003.

Печатные издания:

7. Глазьев С. Формирование макроэкономических условий устойчивого экономического роста. Проблемы теории и практики управления. — 2007 — № 6 — С.8−18.

8. Курнышева И. Тенденции и перспективы экономического роста. Экономист. — 2007 — № 10 — С.13−20.а Законы:

9. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 9.07.1999 года № 160-ФЗ Электронные ресурсы:

10. http://www.consultant.ru

11. http://dic.academic.ru/

12. http://www.economy.gov.ru/minec/

13. http://www.ecopos.ru/

14. http://www.gks.ru/

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой