Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономический механизм создания новых рабочих мест в условиях реструктуризации угольной отрасли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения работы и результаты исследования докладывались на научных семинарах кафедры ОУГП Ml ГУ (2000;2002 гг.) — на научной конференции «Международные научные исследования и глобальные проблемы национальной безопасности в XXI веке» (17−20 мая 1999 г.) — на научных семинарах, проводимых в рамках «Недели горняка-2000» и в Федеральном Государственном унитарном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. AHA™3 и
  • ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, СВЯ ЗАННЫХ С СОЗДАНИЕМ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ В УСЛОВИЯХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
    • 1. 1. Теория и практика регулирования рынков труда с помощью механизмов создания рабочих мест (отечественный и зарубежный опыт)
    • 1. 2. Тенденции высвобождения трудовых ресурсов и обеспечения их занятости
    • 1. 3. Основные итоги реализации территориально-отраслевых программ создания новых рабочих мест
  • Выводы по главе
  • Глава 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СОЗДАНИЯ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ
    • 2. 1. Методические подходы к построению механизмов создания новых рабочих мест
    • 2. 2. Анализ функционирования существующего механизма создания новых рабочих мест в ходе реструктуризации угольной отрасли
    • 2. 3. Разработка структуры организационно-экономического механизма и этапы его реализации
  • Выводы по главе. g^
  • Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА
    • 3. 1. Методы и модели рационального распределения средств государственной поддержки угольной отрасли на федеральном уровне
    • 3. 2. Методы и модели отбора и планирования реализации инвестиционных проектов на муниципальном уровне
    • 3. 3. Методы организации социально-экономического мониторинга результативности создания новых рабочих мест
  • Выводы по главе. ^^
  • Глава 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА
    • 4. 1. Совершенствование расчетов объемов средств государственной поддержки угольной отрасли на реализацию программ местного развития
    • 4. 2 Апробации организационно-экономического механизма на муниципальном уровне на примере Кизеловского угольного бассейна
    • 4. 2 Оценка состояния и перспективного функционирования предприятий, созданных для стабилизации положения на рынках труда
  • Выводы по главе. ^q

Организационно-экономический механизм создания новых рабочих мест в условиях реструктуризации угольной отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Опыт и динамика реализации программы реструктуризации угольной промышленности России (1994;2002 гг.), в частности, процесса закрытия убыточных и неперспективных организаций отрасли в 24 угледобывающих регионах и 79 крупных шахтерских поселениях (локальных углепромышленных территориях) выявили широкий спектр проблем и социально-экономических последствий, возникновение которых прогнозировалось, но в значительно меньших объемах.

При структурных преобразованиях угольной отрасли на локальных территориях протекали два процесса большой социальной значимости: сокращение занятости при ликвидации рабочих мест на особо убыточных и неперспективных угольных предприятиях и создание новых рабочих мест для трудоустройства высвобожденных работников в других секторах экономики. Последний процесс на различных этапах реструктуризации осуществлялся в рамках отраслевой программы диверсификации угольного производства и «Программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» (ПМР), финансируемых с долевым участием средств государственной поддержки угольной промышленности.

Действующий механизм обеспечения новыми рабочими местами высвобожденных работников отрасли, в условиях сильного влияния градообразующего фактора угледобывающих предприятий на экономику территорий, позволил в рамках реализации ПМР создать порядка 30,0 тыс. новых рабочих мест. Это, в определенной мере, снизило социальную напряженность в наиболее острый период реструктуризации (1996;1999 гг.) и сформировало базовые условия для диверсификации экономики углепромышленных территорий.

Вместе с тем, учитывая, что этот механизм формировался эмпирическим путем в условиях противоречивых тенденций структурной перестройки, смены приоритетов ее проведения и сокращения средств государственной поддержки, на заключительном этапе реструктуризации стало очевидно, что резервы существующего механизма близки к исчерпанию.

В связи с этим должны быть разработаны научно обоснованные методы и инструменты компенсации негативных социальных последствий реструктуризации отрасли. Поэтому актуальной научной задачей является разработка организационно-экономического механизма создания новых рабочих мест, который обеспечит долговременную занятость высвобожденных работников в условиях структурной перестройки отрасли и диверсификации экономики бывших шахтерских городов и поселков.

Цель работы состоит в разработке организационно-экономического механизма создания новых рабочих мест на локальных углепромышленных территориях в условиях реструктуризации угольной отрасли.

Основная идея исследования — создание конкурентоспособных новых рабочих мест для обеспечения долговременной занятости высвобожденных работников угольной отрасли.

Объект исследования — процесс создания новых рабочих мест на локальных углепромышленных территориях, обусловленный ликвидацией неперспективных и особо убыточных угольных предприятий при реструктуризации отрасли.

Предметом исследования являются методы и инструменты регулирования процесса создания новых рабочих мест на локальных углепромышленных территориях в ходе реструктуризации угольной отрасли.

Научные положения. разработанные лично соискателем, заключаются в следующем:

1. Управление процессом создания новых рабочих мест в условиях реструктуризации угольной отрасли необходимо осуществлять на основе рационального распределения средств государственной поддержки, отбора и планирования реализации инвестиционных проектов, комплексной оценки результативности создания новых рабочих мест для трудоустройства высвобожденных работников.

2. Принятие решений по управлению процессом создания новых рабочих мест следует осуществлять с использованием предложенной системы экономико-математических моделей, включающей оптимизационную модель распределения средств государственной поддержки между получателями (органами местного самоуправления), с учетом приоритетности инвестирования этих средств для конкретных территорий, и динамическую модель отбора и планирования реализации инвестиционных проектов, обеспечивающую создание максимального количества рабочих мест при выделяемых объемах финансирования.

3. Социально-экономический мониторинг результативности создания новых рабочих мест должен базироваться на комплексной экспертной оценке перспективности функционирования созданных предприятий и производств, включающей факторные оценки уровня их финансового, производственного, маркетингового, социально-экономического и инвестиционного потенциалов.

Новизна исследований:

1) предложена структура организационно-экономического механизма создания новых рабочих мест в условиях реструктуризации угольной отрасли, включающая все функции управления;

2) предложен новый интегральный критерий приоритетности выделения средств государственной поддержки для локальных углепромышленных территорий, на основе которого разработана оптимизационная экономико-математическая модель, учитывающая не только потребность в средствах, но и потенциальные возможности получателей средств по надежной и эффективной реализации проектов;

3) предложена динамическая экономико-математическая модель отбора и планирования реализации инвестиционных проектов создания новых рабочих мест на муниципальном уровне, отличающаяся возможностью формирования сбалансированных долгосрочных программ создания новых рабочих мест при ограниченном бюджетном финансировании структурной перестройки угольной отрасли;

4) обоснованы принципы организации социально-экономического мониторинга результативности создания новых рабочих мест, позволяющие осуществлять оценку их долгосрочности и конкурентоспособности на основе предложенной комплексной оценки перспективности созданных предприятий (производств), с учетом их финансового, производственного, маркетингового, социально-экономического и инвестиционного потенциалов.

Научное значение работы заключается в разработке методических принципов построения организационно-экономического механизма создания новых рабочих мест на локальных углепромышленных территориях и разработке методов и инструментов для его реализации в ходе реструктуризации отрасли.

Практическое значение работы состоит в повышении эффективности управления процессом создания новых долговременных и конкурентоспособных рабочих мест на основе предложенного организационно-экономического механизма за счет рационального распределения средств государственной поддержки на федеральном уровне, научно обоснованного отбора инвестиционных проектов на муниципальном уровне и социально-экономического мониторинга результативности создания новых рабочих мест для трудоустройства работников, высвобождаемых в ходе реструктуризации угольной промышленности.

Достоверность научных положений подтверждается:

• использованием представительного объема исходной информации по формированию и реализации ПМР;

• корректным использованием методов статистического анализа, экономико-математического моделирования и экспертных оценок;

• анализом предпроектной и проектной документации по созданию новых рабочих мест в рамках ПМР;

• положительными результатами апробации предложенного организационно-экономического механизма при формировании программ местного развития шахтерских городов Кизеловского угольного бассейна Пермской областиранжировании 59 муниципальных образований по предложенному интегральному критериюоценке перспективности предприятий, созданных в рамках реализации ПМР, на основе социально-экономического мониторинга результативности создания новых рабочих мест.

Реализация выводов и рекомендаций. Результаты работы используются Государственным учреждением «Соцуголь» при формировании годовых объемов финансирования ПМР и анализе результативности созданных новых рабочих мест на локальных углепромышленных территориях. Кроме того, результаты исследования были использованы Ассоциацией шахтерских городов России при формировании территориальных социально-экономических программ содействия занятости в шахтерских городах Кизеловского угольного бассейна Пермской области (гг. Гремячинск, Губаха, Кизел, Чусовой).

Апробация работы. Основные положения работы и результаты исследования докладывались на научных семинарах кафедры ОУГП Ml ГУ (2000;2002 гг.) — на научной конференции «Международные научные исследования и глобальные проблемы национальной безопасности в XXI веке» (17−20 мая 1999 г.) — на научных семинарах, проводимых в рамках «Недели горняка-2000» и в Федеральном Государственном унитарном предприятии «Центральный научно-исследовательский институт экономики и научно-технической информации угольной промышленности" — на заседаниях экспертного совета Государственного учреждения «Соцуголь» (2001;2002 гг.).

Основные выводы и рекомендации диссертации заключаются в следующем:

1. Реструктуризация угольной промышленности, сводившаяся на первом этапе, в основном, к выполнению технических работ по ликвидации неперспективных и особо убыточных организаций отрасли, привела к росту социальной напряженности в угольных регионах и муниципальных образованиях, резкому снижению занятости населения. Для смягчения негативных социальных последствий реструктуризации угольной отрасли необходимо совершенствование методов и инструментов управления процессом создания новых рабочих мест для трудоустройства высвобожденных работников угольной отрасли.

2. Разработан организационно-экономический механизм создания новых рабочих мест, включающий: методы и модели рационального распределения средств государственной поддержки на федеральном уровнеметоды и модели отбора и планирования реализации инвестиционных проектов на муниципальном уровнесоциально-экономический мониторинг результативности создания новых рабочих мест для трудоустройства работников, высвобождаемых в ходе реструктуризации угольной промышленности.

3. Определены этапы реализации предложенного организационно-экономического механизма:

I — определение потребности в новых рабочих местах для трудоустройства работников угольной отрасли;

II — определение потребности в финансовых ресурсах для создания новых рабочих мест;

III — распределение средств государственной поддержки между получателями на федеральном уровне;

IV — отбор инвестиционных проектов и организация их финансирования на муниципальном уровне;

V — социально-экономический мониторинг результативности создания новых рабочих мест.

4. Предложен интегральный критерий определения приоритетности выделения средств государственной поддержки для локальных углепромышленных территорий, учитывающий как оценку состояния локальных рынков труда, так и инвестиционную активность получателей средств и наличие у них перспективных инвестиционных проектов.

5. Распределение средств государственной поддержки на создание новых рабочих мест целесообразно осуществлять на федеральном уровне на основе предложенной оптимизационной экономико-математической модели, учитывающей рейтинг локальных углепромышленных территорий.

6. Отбор инвестиционных проектов для создания новых рабочих мест на муниципальном уровне целесообразно осуществлять с учетом системы приоритетов, основным из которых в условиях ограниченного бюджетного финансирования является величина средних удельных затрат на создание одного рабочего места по проекту, реализуемому в конкретном секторе экономики.

7. Программу реализации инвестиционных проектов на муниципальном уровне следует формировать на основе разработанной динамической экономико-математической модели по критерию максимизации общего количества новых рабочих мест.

8. Разработаны методические положения по организации социально-экономического мониторинга результативности создания новых рабочих мест, включающие определение факторных оценок финансового, производственного, маркетингового, социально-экономического и инвестиционного потенциалов предприятий, созданных для обеспечения занятости высвобождаемых работников.

9. Полученные значения укрупненных средних затрат на создание одного рабочего места используются в ГУ «Соцуголь» при анализе предпроектной и проектной документации на объекты ПМР на стадии заключения договоров с получателями средств, а также при экспертизе документации органами государственной экспертизы на всех уровнях: федеральном (Главгосэкспертиза России) — отраслевом (Управление государственной отраслевой экспертизы ГУ «Соцуголь») — региональном (вневедомственные органы Главгосэкспертизы).

10. Использование разработанного организационно-экономического механизма создания новых рабочих мест при формировании и реализации в 2002 году «Программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» на федеральном и муниципальном уровнях позволило в условиях ограниченного бюджетного финансирования рационально распределить и использовать средства государственной поддержки угольной отрасли, направляемые на долевое финансирование инвестиционных проектов для создания новых рабочих мест.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате выполненных в диссертационной работе исследований автором решена актуальная научная задача разработки организационно-экономического механизма создания новых рабочих мест в углепромышленных муниципальных образованиях, что имеет существенное значение для совершенствования методов государственного регулирования и управления реструктуризацией угольной промышленности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».
  2. Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 26, ст. 3033.
  3. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 25, ст. 2343.
  4. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 19 апреля 1991 г. № 1032−1). Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1915.
  5. Основные направления реструктуризации угольной промышленности России. Журнал «Уголь», № 11, М., 1995, с.3−7.
  6. Основные принципы государственной поддержки ликвидации особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России. М.: Межведомственная Комиссия по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов РФ, 1999.
  7. Основные принципы диверсификации производства в угольной промышленности России для трудоустройства работников закрываемых шахт и разрезов. Журнал «Уголь», № 2, М., 1995, с.3−5.
  8. Л.И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. М.: Мысль, 1973.-327 с. W
  9. А.С. Опыт и уроки реструктуризации угольной отрасли России. Экономическая наука современной России, № 1, 2001, с. 5973.
  10. Большой экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна 4-е изд. доп. и перераб.-М., Институт новой экономики. 1999−1248с.
  11. Британские угольные бассейны: социальный аудит. Опубликован на русском языке «Компанией за угольные регионы», сентябрь 1997.
  12. Т., Коробейников А., Нечаев В., Пыткин А. Стратегия социально-экономического развития Пермской области / Под общей редакцией докт.экон. Наук А. Н. Пыткина. Пермь, 1999.
  13. Бюллетень Кизеловского угольного бассейна. Кизел: Уральский фонд социально-экологического мониторинга углепромышленных территорий, 2002.
  14. A.M., Рожков А. А., Попов В. Н. Оценка социально-экономических последствий структурных преобразований в углепромышленных регионах. Изд-во ТАНЭБ, Владивосток, 2002, 205 с.
  15. Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест. -Министерство труда и социального развития РФ, М., 1999
  16. Государственная политика на российском рынке труда. Реалии и перпективы / Сборник статей. Под общей редакцией Л. Ю. Ельцовой, -М.: 2001.•
  17. Ю.Г., Карташова Л. П., Ефимова Г. А. Направления усиления социальной защищенности шахтеров в условиях реструктуризации отрасли. Информационный сборник «Экономика угольной промышленности», № 5−6, М., ЦНИЭИуголь, 1996, с.44−49.
  18. К. Ю. Организационно-экономический механизм ликвидации особо убыточных угольных шахт: Автореферат дисс. канд. экон. наук / МГГУ. Москва, 1999. — 22 с.
  19. В.Д., Рожков А. А. Опыт создания новых рабочих мест в ходе реструктуризации угольной промышленности Украины. Журнал «Уголь», № 3, М., 2002, с. 49−51.
  20. В.Д., Рожков Н. И. Экономическое реформирование и диверсификация производства в угольной промышленности Китая в процессе ее динамичного развития. «Уголь», № 6, 1999, с. 71−75.w
  21. Законодательная база и правовое обеспечение реструктуризации угольной промышленности. Сборник № 1 «Система социальной защиты работников угольной промышленности». Под общей ред. В. Н. Попова. М., 1998, 332 с.
  22. Законодательная база и правовое обеспечение реструктуризации угольной промышленности. Сборник № 2 «Программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков». Под общей ред. В. Н. Попова. М., 1998,282 с.
  23. Н.Б. Стратегия инвестиционной политики угольной промышленности России. Изд-во ООО «Недра Коммюникейшнс» ЛТД, М., 2000,178 с.
  24. М.Э. Методы выявления угольных монотерриторий с высоким уровнем безработицы и оценки потребности в финансовых ресурсах для создания новых рабочих мест. М.: ЦНИЭИуголь, 2001.
  25. М.Э. Разработка методических положений по оценке и управлению процессом занятости населения локальных углепромышленных территорий. Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. ЦНИЭИуголь, М., 2002.
  26. С.Л. Опыт реструктуризации угольной промышленности за рубежом. М.: Изд. Академия горных наук, 2001.
  27. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 2000.
  28. Е.М., Орлова Е. А., Керимов М. Э. Михель В.Е., Рожков А. А. Проблемы разработки социально-экономической политики развития индустриальной территории. Препринт / Институт экономики УрО РАН. Екатеринбург, 2002. — 48 с.
  29. О.А. Территориально-отраслевые программы обеспечения занятости высвобождаемых работников угольной промышленности. В сборнике докладов «Теория и практика управления горнопромышленными проектами». МГТУ, «Неделя горняка-2000», М., 2000, с. 189−194.
  30. Г. Л. Проектирование экономического механизма функционирования угольной промышленности в условиях реструктуризации отрасли. Дис. на соиск. учен. степ. докт. экон. наук, М., МГТУ, 1994.
  31. Ю.Г. Организационно-экономический механизм регулирования развития химического комплекса старопромышленного региона: Автореферат дис. на соиск. учен, степ. канд. экон. наук / Институт экономики УрО РАН. -Екатеринбург, 2000, 25 с.
  32. В.Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия: социально-экономическая ситуация, право, статистика. В 5 т., 12 кн. Изд-во «Эдиториал УРСС», М., 2000.
  33. В.Я. Актуальные вопросы развития городов России и подходы к решению проблем «шахтерских» городов. В сб. «Реструктуризация угольной промышленности и местное развитие», Фонд «Реформуголь», М., 1999, с. 140−153.32.
Заполнить форму текущей работой