Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Тенденции и направления развития розничной торговли в Республике Беларусь

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Электронная торговля. Здесь скорее следует говорить о торговле, осуществляемой посредством ресурсов Интернет. В настоящее время электронная торговля в Беларуси только начинает развиваться. Для того чтобы приобрести товар, покупателю необходимо иметь компьютер, телефон и модем. Вряд ли здесь приходиться говорить о большой покупательской массе. Но все же компьютеризация белорусского населения… Читать ещё >

Тенденции и направления развития розничной торговли в Республике Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»

Кафедра коммерции и логистики Курсовая работа по дисциплине «Организация коммерческой деятельности»

Тенденции и направления развития розничной торговли в РБ Выполнил:

Студент 3 курса факультета Экономики и управления Специальности «экономист-менеджер» Группы Э-31

Швайликов О.В.

Руководитель: Грицкевич В.М.

Гомель 2015

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ

1. РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В НАРОДОХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РБ, ЗАДАЧИ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ

1.1 Роль и значение розничной торговли в экономике РБ

1.2 Стратегическое планирование развития торговой отрасли

2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РБ

2.1. Состояние розничной торговой сети

2.2 Развитие розничного ТО

2.3 Формы, методы розничной продажи товаров

2.4 Экономические результаты деятельности розничной торговли РБ в целом

2.5 СВОТ-анализ состояния розничной торговли РБ

3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РБ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В Республике Беларусь внутренняя торговля и общественное питание развиваются динамичными темпами в соответствии с изменением потребительского спроса, ростом требований к качеству товаров и культуре обслуживания. В отрасли осуществляется структурная перестройка товародвижения, формируются торговые сети, происходит развитие специализированных и фирменных магазинов, обновление материально-технической базы, развитие новых форм и методов продажи товаров, внедрение информационных технологий. При этом развитие внутренней торговли и общественного питания носит выраженную социальную направленность.

Несмотря на положительные тенденции в сфере торговли и общественного питания, остаются нерешенными многие вопросы. Еще недостаточно динамично развивается торговая инфраструктура. Не решены проблемы обеспечения субъектов торговли оборотными средствами, качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке страны. Существуют группы населения с низкими доходами, поэтому вопрос обеспечения доступности товаров и услуг требует особого внимания. В связи с этим актуальным является ускорение процессов развития торговой инфраструктуры, применение прогрессивных технологий продаж, повышение качества торгового обслуживания, что послужит целям наиболее полного удовлетворения покупательского спроса и повышения уровня жизни населения Республики Беларусь.

В основу Концепции реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011;2015 годы (далее — Концепция) положен проект Программы развития внутренней торговли и общественного питания на 2011;2015 годы, разработанной государственным научным учреждением «Институт экономики Национальной академии наук Беларуси» в соответствии с подпунктом 3.3.1 пункта 3 протокола заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. № 13, а также концепцией, одобренной Премьер-министром Республики Беларусь 30 ноября 2010 г. № 32/221−938.

В настоящей Концепции определены цели, задачи и приоритетные направления развития розничного товарооборота торговли и общественного питания, потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров, расширения и совершенствования инфраструктуры розничной и оптовой торговли, общественного питания, совершенствования технической и технологической политики, финансово-кредитного обеспечения торговых организаций, а также принципы государственного регулирования в сфере торговли и общественного питания. При этом определены важнейшие параметры развития торговли и общественного питания, разработаны мероприятия по выполнению концепции, утвержденные приказом Министра торговли Республики Беларусь от 29 декабря 2011 г. № 178 (далее — Мероприятия на 2011 — 2015 годы). (1)

Торговля — предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.

Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь, объектами — товары, а также связанные с их продажей работы и услуги.

Необходимость торговли как отрасли обусловлена следующими факторами:

* производство закономерно стремится к концентрации и специализации, выпускаются товары в узком ассортименте, в то же время покупатели рассредоточены по населенным пунктам и требуют товаров в широком торговом ассортименте. Следовательно, необходим обособленный посредник между производителями и потребителями;

* товаропроводящие отрасли освобождаются от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, что приводит к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

* ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшает время пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект;

* торговые организации ограничивают свою деятельность определенной территорией, изучают специфику спроса и потребностей населения и могут их удовлетворить наиболее полно;

* расширение торговой деятельности приводит к экономии живого и овеществленного труда, связанного с реализацией товаров.

Отсюда вытекает значимость и актуальность избранной темы.

Существуют следующие виды торговли: оптовая; розничная; общественное питание. Субъекты торговли вправе осуществлять один или несколько видов торговли в формах, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О торговле» от 26.11.2003 г., № 247−3.

Форма осуществления торговли — технология проведения операций и заключения сделки купли-продажи, применяемая субъектами хозяйствования с учетом направлений деятельности. Различают следующие формы осуществления торговли: комиссионная торговля; торговля на конкурсах; торговля на аукционах; торговля с использованием торговых автоматов; выездная торговля; посылочная торговля; биржевая торговля; торговля на ярмарке; электронная торговля; торговля на рынке.

В сфере торговли задействовано 18,5% занятого населения республики. В последние годы обозначилась устойчивая тенденция увеличения числа занятых в сфере обслуживания населения. Развитие внутренней торговли республики осуществляется на планомерной основе. На каждые 5 лет разрабатывается и утверждается Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь. Целью программы является реализация на потребительском рынке страны политики государства, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения Беларуси.

Целью курсовой работы является определение основных направлений развития розничной торговли Республики Беларусь на современном этапе.

Цель обусловила постановку следующих задач:

— раскрыть понятие и сущность розничной торговли;

— показать торговлю в сфере товарного обращения и её функции;

— определить виды торговли;

— выявить организационные формы торговли;

— исследовать влияние торговли на повышение эффективности общественного производства;

— показать направления развития торговли в Республике Беларусь.

Методологической основой курсовой работы явились Законодательные акты Республики Беларусь, официальные нормативные инструктивные материалы Минфина РБ, Министерства экономики РБ, научные труды, учебная литература и периодические издания по теме исследования. Применяемый в курсовой работе метод исследования есть метод сравнительного анализа.

1. РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В НАРОДОХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РБ, ЗАДАЧИ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ

1.1 Роль и значение розничной торговли в экономике РБ Элементы торговли возникли из натурального родового хозяйства и было это в глубокой древности. Известно, что обмен товарами существовал в Вавилоне за 4−6 тысяч лет до н.э. Почти 2,5 тысячи лет назад, как свидетельствуют исторические документы, выдвигались идеи о том, что государственную политику надо строить на «началах» товарообмена и денежного обращения. Ещё в IV веке до н.э. греческий мыслитель Аристотель описал ряд терминов и понятий торговли, таких как «товар», «стоимость», «потребительская стоимость», «деньги», которые до сих пор составляют основу теории и практики торговли.

Развитая экономика характеризуется значительной сетью торговли, которая связывает отдельных людей и страны и сильно зависит от специализации и сложного разделения труда.

Огромные сети, объединяющие людей, страны, существуют благодаря большой эффективности специализации. Только немногие из людей производят единичный готовый товар; каждый человек создает лишь крошечную часть того, что потребляется. В обмен на этот специализированный труд человек получает доход, достаточный для покупки в торговле благ со всего мира. Идея выгод от торговли является одной из центральных в экономике. Разные люди или страны стремятся к специализации в определенных областях, а затем к вовлечению в добровольный обмен того, что они произвели, на то, что им нужно, посредством торговли. Япония сильно повысила производительность труда с помощью специализации в производстве таких товаров, как автомобили и бытовая техника. Она экспортирует большое количество произведенных товаров, чтобы, заплатить за импорт сырья. Торговля обогащает все страны и поднимает уровень жизни каждого человека.

Торговля является крупной отраслью народного хозяйства любой страны и играет важную роль в ее экономической жизни; она осуществляет связь между производством и потреблением и доводит до потребителей продукцию промышленности и сельского хозяйства. Торговля оказывает существенное влияние на объем и структуру производства товаров, улучшение их ассортимента и повышение качества, стимулируя выпуск товаров высокого качества и соответствующего спросу населения ассортимента товаров.

Торговля активно воздействует на потребителей, воспитывает разумные потребности и их вкусы, широко пропагандирует новые товары. Она связана с денежным обращением и финансовой системой страны. Через торговлю реализуется основная масса товаров путем обмена их на денежные доходы населения, которые регулярно поступают в Госбанк.

Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала. Торговля является посредником в системе общественного воспроизводства. Как обособленная отрасль народного хозяйства торговля осуществляет обмен между сферами производства и потребления.

Обмен имеет две важнейшие стороны:

1-ю — торговую (коммерческую), представляющую собой смену формы стоимости (товарной на денежную);

2-ю — производственную (технологическую), представляющую собой движение товарной продукции до потребителей.

Торговля — особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических, технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена. Экономическая сущность торговли заключается в посреднической деятельности по продвижению товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи.

Таким образом, торговля — это вид хозяйственно-экономической деятельности, где объектом действия являются товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе доставки, хранения и подготовки товаров к продаже.

Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями торговли являются:

1.Реализация производственной, потребительской стоимости (товаров). Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая производство с потреблением.

2.Доведение предметов потребления до потребителей. Выполняя данную функцию, торговля организует пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение).

3.Поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным активным воздействием на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции.

4.Сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, расширения информационных услуг и так далее.

5.Маркетинг — разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение служб сервиса и другие.

Основные задачи, поставленные перед работниками торговли: наращивание объемов товарооборота, улучшение культуры обслуживания населения, повышение доходности работы торговых предприятий. Эти задачи неотделимы одна от другой. Их конечная цель — наиболее полное удовлетворение покупательского спроса потребителей.

Товарное обращение представляет собой обмен продуктов труда путем купли-продажи. Оно связывает производство и обусловленное им распределение с потреблением. Товарное обращение представлено торговлей и общественным питанием, материально-техническим обеспечением и сбытом, заготовками сельскохозяйственной продукции и сырья (рис. 1.1).

Рисунок 1.1 Отрасли товарного обращения Торговлю можно рассматривать в различных аспектах: как экономическую категорию, как отрасль экономики, как вид предпринимательской деятельности.

Как экономическая категория торговля выражает отношения обмена путем купли-продажи товаров посредством денег и может рассматриваться как своеобразная форма организации товарно-денежного обмена продуктами труда, характеризующаяся в условиях рынка конкуренцией и преследующая цели наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей. Торговля как форма товарного обращения осуществляет связь между производством и потреблением и представляет собой фазу расширенного воспроизводства.

Торговля как отраслевая экономическая система представляет собой крупное и важное подразделение экономики, включающее совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладающее общностью материально-технической базы, используемых кадров и торгово-технологического процесса. Ей присущи все внутренние и внешние свойства отраслевых систем. К внутренним свойствам относятся однородность и устойчивость, к внешним — обусловленность отраслевой системы и ее способность к адаптации.

Однородность торговли заключается в однородности получаемого ею конечного результата, охватывающего реализацию товаров народного потребления и удовлетворение потребности в этих товарах.

Под устойчивостью отраслевой системы обычно понимается подчиненность ее отдельных звеньев единым закономерностям развития и внутренняя гармоничность ее отдельных частей. Торговля обладает свойством устойчивости, она включает совокупность торговых организаций, предприятий и объектов, осуществляющих продвижение товаров от производства к потребителям, а также некоторую доработку товаров, т. е. продолжение процесса производства в сфере обращения (сортировка, расфасовка и упаковка, комплектование необходимого ассортимента товаров и т. д.). Нарушение отдельных элементов торгово-технологического процесса недопустимо, так как может вызвать ломку всего процесса продвижения товаров к потребителю и их реализации, что также свидетельствует об устойчивости системы.

Обусловленность отраслевой системы означает незначительную зависимость принимаемых отраслевых решений от небольших колебаний внешних параметров. Например, для торговли потребительской кооперации стремление к малой обусловленности выражается в создании такого комплекса объектов и связей, который обеспечивал бы надежность функционирования всей системы и непрерывность процесса реализации — выделение оптовой торговли. Конечно, при формировании отраслевых систем необходим компромисс в соблюдении требований специализации и малой обусловленности.

Торговля обладает также способностью к адаптации, т. е. стремлением к такому изменению условий внутренней и внешней среды, которое противодействовало бы снижению эффективности функционирования данной системы. При этом торговля как отраслевая адаптивная система вписывается в более общую систему (экономику в целом), в которой действуют другие отраслевые системы, и ее развитие должно согласовываться с их деятельностью.

Сущность торговли проявляется в ее функциях в системе общественно-экономических отношений. Торговля выполняет две функции: функцию удовлетворения платежеспособного спроса населения, реализации доли каждого индивида в национальном доходе в определенных предметах потребления, тем самым обеспечивая воспроизводство рабочей силы; функцию обмена товаров путем купли-продажи, смены форм стоимости или возмещения при обмене затрат общественного необходимого труда.

В процессе выполнения первой функции происходит реализация произведенных продуктов как потребительных стоимостей, в процессе выполнения второй — реализация их как стоимостей (обмен денежных доходов населения на предметы потребления). Главной является функция удовлетворения платежеспособного спроса населения. Выполняя свои функции, торговля обеспечивает производству возмещение затрат на изготовление товаров и получение прибыли, способствует непрерывности процесса воспроизводства.

В процессе доведения товаров от производства до потребления торговля изучает спрос населения, составляет заказы промышленности на производство товаров народного потребления, способствует укреплению связей между отдельными отраслями экономики.

Целевые функции торговли и всей экономики совпадают. В то же время торговля, являясь обособленной отраслевой системой, выполняет специфическую роль в общественном воспроизводстве.

1.2 Стратегическое планирование развития торговой отрасли В условиях рыночной экономики принципиально изменяется содержание и целевые установки деятельности торговых организаций, их экономическое поведение. Основной целью хозяйствования становится их прибыльная, рентабельная работа.

Непременным условием их деятельности является переход к созданию торгового ассортимента, ориентированного на удовлетворение запроса конкретных групп потребителей и приносящего прибыль от реализации.

Розничная торговая сеть - это совокупность розничных торговых предприятий и торговых единиц, размещенных и действующих на определенной территории для осуществления процесса продажи товаров населению.

В зависимости от характера торгового обслуживания розничную торговую сеть делят на стационарную, передвижную и посылочную.

Стационарная розничная сеть состоит из магазинов и мелкорозничной торговой сети.

Магазины преобладают в общей численности торговой сети и обеспечивают большую часть товарооборота.

Основной целью развития торговли и общественного питания на долгосрочный период будет являться создание условий для стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента, в первую очередь, отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения, при высоком уровне обслуживания, а также развития торговой инфраструктуры и увеличение сопутствующих услуг.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

создание эффективной системы товародвижения, обеспечение потребителей широким ассортиментом товаров и услуг;

оптимизация ассортиментной политики торговых организаций для более полного удовлетворения потребностей населения в товарах, стимулирование их приобретения, улучшения структуры потребления продуктов питания на душу населения;

обеспечение продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства;

оптимизация импорта, работа с производителями по освоению производства импортозамещающих товаров, достижение положительного сальдо во внешней торговле потребительскими товарами;

совершенствование организационных структур управления торговлей, в том числе за счет создания совместных предприятий и крупных торговых организаций, применяющих сетевые технологии;

повышение эффективности работы оптовой торговли в товароснабжении розничных торговых организаций и индивидуальных предпринимателей;

развитие конкурентной среды, в том числе за счет развития малого и среднего предпринимательства, и создание соответствующей инфраструктуры торговли;

обеспечение защиты прав потребителей, в том числе во взаимодействии с общественными объединениями.

Приоритетными направлениями развития торговли и общественного питания для достижения основной цели станут:

формирование товарных ресурсов в соответствии с потребностью потребительского рынка республики, организация своевременных поставок производимых товаров по объему и ассортименту;

проведение ежегодных республиканских оптовых ярмарок по закупке продовольственных и непродовольственных товаров отечественного производства в необходимых объемах и ассортименте;

проведение маркетинговых исследований с целью изучения покупательских предпочтений и формирования заказов на производство потребительских товаров;

совершенствование экономических механизмов формирования стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров в целях бесперебойного обеспечения ими населения в межсезонные периоды;

взаимодействие производителей товаров с оптовыми и розничными организациями по вопросам ассортимента и качества товаров, улучшения условий поставки товаров, повышения эффективности работы оптовой торговли в товароснабжении розничной сети;

совершенствование складской инфраструктуры, внедрение сетевых принципов организации торговли и логистики, создание современных распределительных и оптово-логистических центров, развитие крупных торговых объектов и розничных сетей, расширение сети магазинов-складов;

формирование оптимального размещения розничной торговой сети, обеспечивающей территориальную доступность товаров и услуг во всех регионах республики;

привлечение инвестиций, в том числе иностранных, для строительства торговых объектов и объектов общественного питания, реконструкции действующих, внедрения прогрессивных технологий продажи товаров и оказания услуг;

развитие торговой инфраструктуры, применение современных технологий, разнообразных форм торгового обслуживания;

расширение сети объектов общественного питания, в том числе за счет открытия объектов быстрого обслуживания;

увеличение количества объектов придорожного сервиса;

развитие торговой деятельности под единым брендом, разработка фирменного стиля и собственных торговых марок;

применение активных форм торговли (ярмарок, выставок-продаж, распродаж товаров по сниженным ценам, дисконтных продаж, рекламных акций с вручением покупателям призов и подарков и иных форм), внемагазинных форм продажи товаров (торговля по образцам, в том числе через интернет-магазины, на аукционах, разносная, развозная и др.);

проведение модернизации и реконструкции рынков и создание на них необходимых условий для осуществления торговли производителями сельскохозяйственной продукции и физическими лицами;

постепенный перевод индивидуальных предпринимателей с рынков в современные специально оборудованные торговые центры;

автоматизация производственных процессов и технологий продаж, обслуживания покупателей, установка современного технологического оборудования, в том числе оснащение магазинов аквариумами и охлаждаемыми витринами для продажи живой рыбы;

развитие в торговле и общественном питании информационных систем, основанных на современных компьютерных технологиях;

оснащение магазинов и объектов общественного питания, платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карточек, и автоматизированными комплексами, предусматривающими учет движения товаров и денежных средств;

совершенствование технологий идентификации товаров;

развитие электронной торговли;

контроль за соблюдением субъектами торговли всех форм собственности требований законодательства и интересов покупателей, за качеством реализуемых товаров;

дальнейшая либерализация ценообразования, внедрение бонусных скидок, дисконтных карт;

осуществление комплекса мер по улучшению финансового состояния и обеспечению эффективной деятельности субъектов торговли.

Повышение качества обслуживания сельского населения будет осуществлено на основе реализации комплекса мер по развитию торговли в сельской местности в соответствии с мероприятиями Государственной программы устойчивого развития села на 2011 — 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 88, 1/12 739), Программой развития потребительской кооперации на 2011 — 2015 годы, утвержденной постановлением Правления Белкоопсоюза от 20 октября 2010 г. (протокол заседания № 21) и согласованной Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь. (1,С.9−11)

Основной тенденцией развития розничной торговли должно стать ее динамичное развитие и увеличение доли отрасли в ВВП.

Рост благосостояния населения повлечет ряд структурных преобразований, в первую очередь, смещение потребительского спроса в сторону непродовольственных товаров. Увеличится потребление сложнобытовой техники, мебели, телерадиотоваров, строительных материалов, одежды и обуви, товаров для спорта и отдыха, ювелирных изделий и других.

Улучшится также структура питания населения за счет увеличения потребления на душу населения более ценных в биологическом отношении продуктов (овощей, фруктов, ягод, рыбы и рыбопродуктов, и других продуктов).

Торговая сеть будет расширяться за счет реконструкции, а также строительства торговых объектов по следующим основным направлениям:

укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипери супермаркетов, и торговых центров, формирование крупных розничных торговых структур, работающих по технологии торговых сетей;

размещение в жилых кварталах городов магазинов шаговой доступности, применение понижающих коэффициентов к ставкам арендной платы при использовании под объекты торговли нежилых помещений первых этажей зданий.

Реализация наиболее крупных инвестиционных проектов будет осуществляться по перечню согласно приложению 2 к Мероприятиям на 2011 — 2015 годы. (Приложение № 1,2)

В зонах размещения торговых объектов предусматривается приоритетное выделение земельных участков для организации достаточного количества парковочных мест.

В крупных городах будут создаваться торгово-развлекательные комплексы, включающие, кроме магазинов, ресторанов и кафе, также объекты службы быта, проката, проведения досуга, кинотеатры, отели, спортивные, культурные и другие объекты.

Получит дальнейшее развитие сетевой принцип организации торговли, будут привлекаться крупные компании, занимающиеся созданием и эксплуатацией торговых сетей. Предполагается появление и развитие международных розничных сетей. В целях недопущения завоеваниями ими большей части рынка и защиты национальных торговых сетей необходимо принятие мер по антимонопольному регулированию розничной торговли. Одним из путей снижения влияния международных сетей должно стать развитие отечественных сетей, в том числе за счет слияния и поглощения мелких торговых организаций, в частности за счет франшизы.

Для развития отечественных торговых сетей будут привлекаться субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие право использования товарного знака либо фирменного наименования субъекта торговли, организовавшего торговую сеть, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).

Развитие фирменной торговли будет осуществляться по следующим основным направлениям:

создание магазинов, представляющих ассортимент нескольких производителей товаров определенной номенклатуры либо сопутствующих товаров;

открытие торговых сетей магазинов по продаже товаров известных брендов («Коммунарка «,» Спартак «,» Слодыч «,» Элема «,» Марко «,» Витязь «,» Горизонт «и др.);

открытие фирменных секций на торговых площадях магазинов иных собственников, создание которых позволяет удовлетворить спрос покупателя не только на продукцию одного производителя, но и одновременно предложить покупателю широкий ассортимент других;

открытие интернет-магазинов по продаже товаров отдельных брендов.

Дальнейшее развитие получат социально ориентированные розничные торговые объекты (дискаунтеры) с минимальными торговыми надбавками. Также развитие получат так называемые," социальные полки «, с размещением на них ассортимента товаров, реализуемых со скидками.

Субъекты малого предпринимательства будут вовлекаться в развитие торговой инфраструктуры малых и средних городских поселений, в том числе за счет предоставления им на конкурсной основе права торгового обслуживания.

Наряду с магазинными формами торговли предполагается дальнейшее развитие и других форм.

Широкое распространение получит дистанционная торговля, в том числе через интернет-магазины, с предоставлением возможности заключения договора розничной купли-продажи иными способами (телемагазины, по каталогам, почте и др.), что объясняется их преимуществами (более широкий ассортимент, потребителям удобно выбирать товар дома, отсутствие затрат на аренду торговых площадей и др., что позволяет применять более низкие цены).

В целях приближения товара к покупателю продолжится развитие мелкорозничной торговой сети, проведение ярмарок, выставок-продаж, расширенных продаж, сезонных и праздничных распродаж, распродаж товаров по сниженным ценам, школьных базаров, дегустаций, рекламных акций, будут приниматься иные меры, направленные на стимулирование спроса населения.

Еще одной тенденцией развития розничной торговли должно стать использование собственных торговых марок. Для развития этого направления необходимо взаимовыгодное сотрудничество с отечественными товаропроизводителями, в том числе в части лицензионного производства товаров известных брендов.

Предполагается широкое развитие оказания дополнительных видов торговых, бытовых и иных услуг населению в магазинах и в торговых центрах с торговой площадью свыше 1000 кв. метров (услуги парикмахерских (включая маникюр), граверные работы, подгонка и ремонт одежды, химчистка, подключение и ремонт сотовых телефонов, доставка продуктов, цветов, подарков на дом, садово-огородного инвентаря и минеральных удобрений садоводческим кооперативам, изготовление товаров по индивидуальным заказам и ряд других).

Получит дальнейшее развитие практика предоставления льготных потребительских кредитов гражданам на приобретение продукции отечественного производства.

Продолжится работа по упорядочению деятельности рынков, включая их поэтапное перепрофилирование в современные торговые центры. Рынки будут развиваться по пути создания условий для продажи сельскохозяйственной продукции ее производителями, а также предоставления возможности физическим лицам для продажи принадлежащих им вещей.

В результате прогнозируется уменьшение к 2015 году по сравнению с 2010 годом количества рынков на 30 единиц с одновременным увеличением торговых центров на 32 единицы, их площади на 29,6 тыс. кв. метров, количества торговых объектов в торговых центрах — на 1179 единиц.

Концепцией предусматривается выполнение прогнозных показателей по приросту количества магазинов, их торговой площади, количеству фирменных магазинов, количеству рынков и торговых мест на них, торговых центров, их торговой площади и количеству торговых объектов в них в разрезе областей и г. Минска согласно приложению 1 к Мероприятиям на 2011 — 2015 годы. (Приложение № 3)

Указанными прогнозными показателями предусматривается увеличение количества магазинов к 2015 г. до 39,2 тысяч единиц, их торговой площади — до 4427 тыс. кв. метров.

За пять лет планируется увеличить объем розничного товарооборота торговли через все каналы реализации, а также на душу населения — в 1,7−1,8 раза. Рост товарооборота будет обеспечиваться за счет увеличения производительности труда работников на 70 процентов.

За этот период число новых рабочих мест увеличится на 35,8 тыс. единиц. (1.С14−19).

В условиях рыночной экономики принципиально изменяется содержание и целевые установки деятельности торговых организаций, их экономическое поведение. Основной целью хозяйствования становится их прибыльная, рентабельная работа.

Непременным условием их деятельности является переход к созданию торгового ассортимента, ориентированного на удовлетворение запроса конкретных групп потребителей и приносящего прибыль от реализации.

Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала. Торговля является посредником в системе общественного воспроизводства. Как обособленная отрасль народного хозяйства торговля осуществляет обмен между сферами производства и потребления.

Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями торговли являются:

1.Реализация производственной, потребительской стоимости (товаров). Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая производство с потреблением.

2.Доведение предметов потребления до потребителей. Выполняя данную функцию, торговля организует пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение).

3.Поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным активным воздействием на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции.

4.Сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, расширения информационных услуг и так далее.

5.Маркетинг — разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение служб сервиса и другие.

Рисунок 1.2 Влияние торговли на эффективность общественного производства Торговля оказывает все возрастающее влияние на повышение эффективности общественного производства. Это в совокупности с изменением главных факторов экономического роста в экономике в целом и необходимостью перевода экономики на интенсивный путь развития требует существенного повышения эффективности данной отрасли.

Основные задачи, поставленные перед работниками торговли: наращивание объемов товарооборота, улучшение культуры обслуживания населения, повышение доходности работы торговых предприятий. Эти задачи неотделимы одна от другой. Их конечная цель — наиболее полное удовлетворение покупательского спроса потребителей.

2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РБ

2.1 Состояние розничной торговой сети Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. Обеспечение высокого уровня организации розничной торговой сети является важным условием роста социально-экономической эффективности торговли. Именно здесь завершается процесс обращения товаров и доведение их до покупателей.

От уровня организации и развития розничной торговой сети зависит качество торгового обслуживания населения, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность торговых предприятий.

Под торговым предприятием понимается имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания торговых услуг (имущественный комплекс включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.).

Предприятие розничной торговли — это торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего пользования. Розничная торговля представляет собой конечное звено в продаже товаров. В законодательстве имеется несколько определений розничной торговли: исходя из определения договора розничной купли-продажи; вида торговой сети; типа торговых предприятий и торговых объектов; включения продаж в розничный товарооборот и иные. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Одной из прогрессивных тенденций в развитии торговой сети является постоянное увеличение обеспеченности населения торговыми площадями.

Согласно статистических наблюдений в Республике Беларусь неуклонно растет количество объектов розничной (торговой) сети. Так в 2005 г количество объектов розничной (торговой) сети составляло 34,2 тыс. единиц, в 2010 г — 45,6 тыс. единиц, в 2013 г — 49,2 тыс. единиц. (11, с.18)

(Приложение № 4. Основные показатели розничной торговли Республики Беларусь) Количество объектов розничной торговой сети по Республике Беларусь выросло с 45 657 единиц в 2010 году до 49 228 единиц в 2013 году. Однако из них количество объектов розничной торговой сети, расположенных в сельских населенных пунктах в 2010 году 11 023 единиц, сократилось к 2013 году до 10 240 единиц. (11, с.26) (Приложение № 5. Объекты розничной (торговой) сети по типам).

Торговая площадь магазинов по Республике Беларусь в 2005 году составляла 2856 тыс.кв.м, в 2010 году — 3705 тыс.кв.м, в 2013 году составила 4504 тыс.кв.м. В расчете на 10 000 человек населения торговая площадь магазинов в 2005 году составляла 2966 кв. м, в 2010 году — 3908 кв. м, в 2013 году — 4757 кв.м.(11, с, 18)

Ни в одной из стран не установлена оптимальная норма обеспеченности торговыми площадями. В Республике Беларусь эта норма устанавливается исходя не из потребности, а из экономических возможностей. Количественная потребность в торговой сети определялась в основном ограниченным объемом и ассортиментом реализуемых товаров, поэтому развитие торговой сети осуществлялось по принципу разумной достаточности, которая понималась не с точки зрения покупателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это, по сути, означало остаточный принцип в развитии сети.

В условиях рынка необходимое количество розничной торговой сети будет определяться не товарооборотом и ассортиментом реализуемых товаров, а прежде всего потребностями населения.

В перспективе рост обеспеченности населения торговыми площадями будет происходить более быстрыми темпами за счет значительного расширения источников финансирования развития розничной сети (промышленных, совместных, коллективных, частных и иностранных предприятий).

Одновременно с количественным ростом розничной торговой сети и магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети. За 2010;2013 гг. средний размер торговой площади на 1 магазин в государственной торговле Беларуси увеличился с 92 до 98 м², на 01.01.2014 г. средний размер магазина в республике составил 98 м², т. е. в целом розничная торговая сеть остается крайне мелкой. Примерно 70% продовольственных магазинов имеют торговую площадь ниже минимальных размеров, предусмотренных номенклатурой типов магазинов.

Существенным тормозом в совершенствовании торгового обслуживания населения являются небольшие размеры магазинов. В мелких магазинах невозможно обеспечить широкий выбор товаров, внедрить прогрессивные формы продажи и обслуживания покупателей, достижения научно-технического прогресса. Экономические показатели таких магазинов как при строительстве, так и при эксплуатации, как правило, ниже, чем в крупных магазинах. Поэтому важнейшим направлением развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение и прежде всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров, супери гипермаркетов.

Расширение и укрупнение торговой сети обеспечивают возможность внедрения достижений научно-технического прогресса, более рационального использования торговых площадей, широкого применения современных технологических решений.

В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают вопросы рациональной специализации и типизации торговой сети, ее структурного упорядочения.

За последние годы произошли существенные изменения в структуре сети магазинов, что обусловило различные темпы роста количества торговых предприятий разной специализации.

В продовольственной торговле наблюдается тенденция преимущественного развития сети неспециализированных магазинов. Доля их в товарообороте республики составляет более 80%, в то время как численность специализированной торговой сети снизилась. В наибольшей мере требованиям, предъявляемым к группе магазинов с универсальным ассортиментом товаров, отвечают универсамы. Ускоренное развитие сети универсамов, супери гипермаркетов — одна из наиболее заметных тенденций в развитии продовольственной торговли.

В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование специализированной торговли. Темпы роста специализированной торговой сети за последние 10−15 лет значительно обгоняют темны роста универсальной торговой сети. В последние годы широко осуществлялись меры по расширению торговли товарами сложного ассортимента в крупных специализированных магазинах. Однако это направление нельзя рассматривать как абсолютно правильное. Оно должно сочетаться с необходимостью противодействия монополизму в реализации тех или иных товаров, создания условий для конкуренции в обслуживании покупателей.

Планирование развития и размещения розничной торговой сети является обязательным условием, которое обеспечивает соблюдение определенных пропорций между увеличением объема розничного товарооборота и ростом количества организаций розничной торговли, а также более полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах и повышение уровня торгового обслуживания в целом.

При планировании развития и размещения розничной торговой сети должны решаться следующие задачи:

обеспечение благоприятных условий для обслуживания населения;

повышение уровня технической оснащенности магазинов;

улучшение условий труда работников магазинов;

обеспечение рационального использования торговых площадей;

создание условий для рентабельной работы продавцов.

План развития и размещения розничной торговой сети разрабатывается как составная часть генеральных планов развития города в целом или его отдельного района. Это требует установления непосредственной связи между планом развития розничной сети и планами развития промышленности, жилищно-коммунального и культурно-бытового строительства.

Разработка плана развития и размещения розничной торговой сети по области, городу или району производится управлениями торговли с учетом заявок торговых организаций и предприятий. В потребкооперации такие планы разрабатывают райпо, а сводные по областям — облпотребсоюзы по согласованию с местными властями.

Специфика условий сельской жизни, различные размеры и сильная разбросанность населенных пунктов, малая плотность населения и его демографический состав определяют особенности построения и размещения сельской торговой сети. Её развитие предполагает создание на территории определённого сельского пункта комплексной системы торгового и оптового обслуживания, которая позволила бы сельскому населению приобретать всё необходимое на местах. В этой связи сельская торговая сеть должна быть тесно увязана с районными планировками и с сельским расселением, развитием агрогородков.

Различают несколько категорий сельских населенных пунктов:

райцентры (города, городские поселки, крупные сельские населенные пункты);

межхозяйственные центры (малые города, крупные села);

местные (кустовые) центры (центральные усадьбы сельскохозяйственных организаций, леспромхозов, агрогородков);

рядовые населенные пункты (деревни, бригады и др.).

Кроме них на селе имеется значительное количество нестационарных населенных пунктов (садоводческие товарищества, зоны отдыха и т. д.), поэтому основным принципом размещения сельской торговой сети является ее концентрическое (функциональное) или ступенчатое построение.

Наибольшее развитие получили такие типы магазинов, как «Универмаг», «Универсам», «Детский мир», «Товары повседневного спроса». Немаловажное место занимают современные типы магазинов «Современное домашнее хозяйство», «Техника», «Товары для приусадебного хозяйства», магазины-склады по торговле строительными и лесными материалами. Эти предприятия, как правило, размещаются вблизи вокзалов, автобусных станций, на магистралях. Широкое развитие получили торговые центры, преимущества которых на селе неоспоримы.

2.2 Развитие розничного ТО розничный торговля беларусь Развитие розничной торговой сети определяется состоянием производства товаров, материальным и культурным уровнем жизни населения.

В республике определились основные тенденции розничной торговой сети.

Розничная торговая сеть - это совокупность розничных торговых предприятий и торговых единиц, размещенных и действующих на определенной территории для осуществления процесса продажи товаров населению.

Одной из прогрессивных тенденций в развитии торговой сети является постепенное возрастание обеспеченности населения торговой площадью в расчете на 1000 жителей.

С развитием конкуренции в перспективе будет расти обеспеченность торговыми площадями за счет расширения сети совместных, коллективных и частных предприятий.

Важным направлением развития розничной торговой сети является ее качественное улучшение. Наблюдается укрупнение вновь строящихся универмагов, супермаркетов, торговых центров. В крупных магазинах создаются условия для более широкого выбора товаров, появляется возможность внедрять прогрессивные методы продажи товаров, прогрессивные технологии торговых процессов с использованием современной техники, оборудования. Экономические показатели таких магазинов, как правило, выше.

Укрупнение должно быть экономически обоснованным. Необходимо определить оптимальные размеры магазинов для различных по численности населенных пунктов. Решить проблему оптимизации размеров магазинов позволяет типизация розничной торговой сети.

Прогрессивным направлением развития розничной торговой сети является повышение ее оснащенности средствами механизации, широкое внедрение достижений научно-технологического прогресса и передового опыта. Магазины оснащаются современными видами холодильного, контрольно-кассового, весоизмерительного оборудования, торговой мебели.

Торговля с развитием рыночных отношений осуществляется в условиях конкуренции между государственными и негосударственными предприятиями. Это обязывает торговые предприятия вести детальную разработку приоритетных целей для обеспечения устойчивого развития. В части интенсификации использования розничной торговой сети целесообразно осуществлять реконструкцию, модернизацию действующих магазинов. Проводимая комплексная рационализация позволяет увеличить торговые помещения, улучшить их планировку, условия труда работников, создать удобства для покупателей.

Важным направлением для удержания конкурентных позиций является рациональная организация розничной торговой сети, обеспечивающая комплексный подход к обслуживанию населения, при которых они с наименьшими затратами могли бы приобрести в розничных торговых предприятиях все необходимые им товары и услуги.

Необходимо искать формы соединения торговой, производственной и культурной сфер.

Одним из важных направлений совершенствования розничной торговой сети является более эффективное управление розничной торговой сетью, которое предполагает создание рациональной модели торгового обслуживания.

Совершенствование розничной торговой сети позволит решить важнейшие социальные и экономические задачи.

Совершенствование розничной торговой сети позволит решить важнейшие социальные и экономические задачи

2.3 Формы, методы розничной продажи товаров Существует множество классификаций розничной торговой сети, основными из них являются:

В зависимости от организации торгового обслуживания различают стационарную, полустационарную, передвижную, посылочную, а также электронную торговую сеть.

Стационарная сеть является основой розничной торговой сети. Она представляет собой торговые помещения, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, прочно связанных фундаментом с земельным участком и подсоединенным к инженерным коммуникациям. Стационарная сеть представлена магазинами.

Магазин — это специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Преимущества стационарной розничной торговой сети:

· обеспечение более широкого ассортимента товаров;

· применение прогрессивных методов продажи и дополнительное обслуживание покупателей;

· обеспечение наилучших условий для хранения и сохранности товарно-материальных ценностей;

· создание оптимальных условий для подготовки к продаже, сортировки, обработки товаров;

· создание условий для механизации и автоматизации технологических процессов;

· обеспечение более высокой культуры обслуживания и создание условий труда для работников торговли.

Недостатки стационарной розничной торговой сети:

· относительная удаленность торговой сети от обслуживания населения;

· нет возможности быстро развертывать и перемещать торговые объекты;

· большие затраты на строительство и эксплуатацию сети.

Полустационарная торговая сеть включает мелкорозничную сеть (павильоны, киоски, ларьки, палатки) и торговые автоматы.

Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Павильон представляет собой оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение без торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого размешается товарный запас.

Ларек в отличие от киоска имеет дополнительную площадь для хранения товаров.

Торговый автомат-это техническое средство, предназначенное для автоматизации процессов продажи определенными товарами без участия продавца.

В торговой практике различают два вида полустационарной сети: замещающую и дополняющую сеть магазинов.

Необходимость сети первого вида вызывает, прежде всего, недостатком стационарной торговой сети, что характерно для новых жилых районов. Второй вид сети может применяться для развертывания уличной торговли с целью максимального приближения к покупателям.

Преимущества полустационарной розничной торговой сети:

· приближенность к обслуживаемому населению;

· имеет возможность быстро развертываться и перемещаться;

· на строительство и эксплуатацию сети не требуются большие затраты.

Недостатки полустационарной розничной торговой сети:

· узость ассортимента;

· трудности хранения товаров и контроля за соблюдением правил торговли;

· неудобства в работе продавцов;

· высокая трудоемкость торгово-технологического процесса (3, с. 289−293).

Передвижная торговая сеть предназначена для организации торговли в тех местах, где отсутствует сеть магазинов, автоматов, палаток, ларьков и подразделяется на развозную и разносную.

Средствами развозной торговли являются автомагазины, автофургоны, цистерны и автоцистерны, вагоны-магазины, судомагазины.

Автомагазин — специально оборудованный торговый объект, осуществляющий развозную торговлю и использующий в качестве транспортного средства автомобиль. Они широко используются для обслуживания сельского населения в тех поселениях, где отсутствует стационарная торговая сеть, а также в производственных условиях: на полевых станах, пастбищах и т. п.

Магазины-вагоны и магазины-суда используются для снабжения, соответственно, работников железнодорожного и водного транспорта, проживающих в населенных пунктах, где из-за малой численности населения строительство магазинов нецелесообразно.

Автоцистерны, а также цистерны для продажи молока и кваса используют и в городских условиях, особенно в районах новостроек, где сеть магазинов еще полностью не сформировалось.

Разносная торговля осуществляется вне стационарных розничных торговых предприятий путем непосредственного контакта продавца с покупателем в местах отдыха, на железнодорожных платформах, стадионах, в поездах, самолетах гражданской авиации, распространена при продаже цветов, газет, книг, мороженого и некоторых других товаров.

Посылочная торговля может, осуществляется как отдельными предприятиями розничной торговли (универмагами, книжными магазинами), так и предприятиями-изготовителями, оптовыми базами, оптово-торговыми фирмами через почту. Это удобная для населения форма продажа товаров, и в перспективе она должна получить широкое развитие. Выбор товаров при такой форме их продажи осуществляется по специальным каталогам, выполняющим рекламную роль и имеющим всю необходимую информацию. Удовлетворение индивидуального заказа населения должно осуществляться в достаточно короткие сроки, точно в соответствии с требованиями заказчика, наложенным платежам.

Электронная торговля. Здесь скорее следует говорить о торговле, осуществляемой посредством ресурсов Интернет. В настоящее время электронная торговля в Беларуси только начинает развиваться. Для того чтобы приобрести товар, покупателю необходимо иметь компьютер, телефон и модем. Вряд ли здесь приходиться говорить о большой покупательской массе. Но все же компьютеризация белорусского населения обуславливает появление виртуальных магазинов. В настоящее время широко распространена продажа в такой форме книг, компьютерной техники. Выгодность организации такой торговли заключается в том, что занятому покупателю или покупателю, не желающему тратить свое время на поиск нужного товара, предоставляются возможность несколько дороже, но приобрести нужный товар, не выходя из дома или офиса. В свою очередь, продавец может так организовать свою работу, что ему не понадобятся большие складские площади для хранения — достаточно несколько единиц каждого наименования товара и штат курьеров. Если заканчивается товар, а заказы поступают, курьеры сначала заезжают к поставщику за товаром, а затем к покупателю. Но следует отметить, что это скорее характерно для небольших фирм и поэтому различие в ценах на один и тот же товар бывает достаточно существенным. В то же время у покупателя всегда есть возможность просмотреть цены у разных продавцов, сравнить их и принять решение в пользу того или другого (4, с. 527−529).

В зависимости от типа здания предприятия розничной торговли можно подразделить на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные и торговые центры.

Отдельно стоящие магазины размещают в обособленных зданиях, построенных по специально разработанным для них проектам. Все помещения встроенного магазина располагаются в габаритах жилого здания или здания иного назначения.

Помещения встроенно-пристроенного магазина размещают не только в габаритах жилого здания, но и в объемах, вынесенных за эти габариты. Пристроенным называется магазин, ограждающая стена или стены которого являются общими или смежными со стенами жилого дома.

Торговый центр представляет собой комплекс предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, размещенных на одной территории, в границах которой должна быть расположена стоянка для автомашин.

Закладывая в качестве основания классификации место торгового обслуживания, мы устанавливали привязку к месту передачи товара покупателю, а не к месту заключения договора розничной купли — продажи.

Данный вид реализуется в следующих формах:

· непосредственная продажа товаров на дому у покупателя.

· телевизионная торговля.

· электронная торговля.

· торговля по каталогам, с помощью проспектов, буклетов и т. д.

Под продажей товаров на дому понимают, что физическое лицо, независимо от того, как его называют (коммивояжер, торговый агент, менеджер по продажам, и т. д.), обращается в квартиру, дом, офисное помещение и т. д. с предложением приобрести имеющийся у него товар. Но вместе с тем и предложение приобрести товар, и непосредственная передача товара происходят в месте нахождения покупателя.

К телевизионной торговле можно относиться как угодно, но она существует, и ее товарные обороты заслуживают уважения. В отличие от зарубежной телевизионной торговли, которая существует в виде специальных торговых каналов, отечественная занимает «эфирные ниши» на телевизионных каналах — например, телевизионные магазины «Спасибо за покупку», «Магазин на диване» и т. д. зрителю посредством демонстрации товара и знакомства с его характеристиками предоставляется возможность заказать понравившуюся вещь по телефону, которую доставят ему на дом. В настоящее время у нас преобладает телевизионная торговля ювелирными украшениями, косметическими средствами, спортивными тренажерами, кухонной утварью и, в определенной степени, одеждой.

Торговля по каталогу и с помощью проспектов, буклетов. Инструментами продаж в данном случае являются печатные издания, в которых представлены чаще всего фотоснимки, реже чертежи и схематические изображения, предлагаемых товаров. Каталоги представляют собой справочники, в которых приводятся перечень товаров, фотографии образцов (зачастую нескольких окрасок, цветов или моделей), их описание (технические характеристики, медицинские показания, данные испытаний и исследований, и т. д.), цена за единицу, возможные схемы скидок и т. д. То же можно сказать и о проспекте или буклете, с той лишь разницей, что каталог, как правило, посвящен: большей группе товаров — в отличие от проспектов или буклетов, на страницах которых может быть представлено от одного до десятка товаров. К каталогам прилагаются купонные книжки или вкладыши, которые заполняются покупателем и направляются продавцу. Может быть предусмотрена и возможность заказа товара по телефону. Товар будет либо доставлен покупателю курьерской службой, либо по почте. В проспектах также приводятся телефоны либо отрывные купоны.

Как уже отмечалось, продажа товаров по образцам является общей для торговли по месту нахождения торгового объекта и по месту нахождения покупателя.

При продаже товаров по образцам покупателю предоставляется, возможно, самостоятельно или с помощью обслуживающего персонала ознакомиться с демонстрируемыми образцами или предложенными описаниями товаров, выбрать и приобрести необходимые товары. Товары передаются покупателю после их доставки в указанное им место, если иное не предусмотрено договором розничной купли-продажи. Дело в том, что, по общему правилу, продавец, заявляющий, что он осуществляет продажу товаров по образцам, обязан предложить услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любыми видами транспорта, а также по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые не могут быть пущена в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов. Могут быть предложены другие услуги — по сборке, установке, подключению, наладке и сервисному обслуживанию. Если покупатель отказывается от этих услуг, то в этом случае и определяются иные условия договоры розничной купли-продажи — место, способы, время передачи товара и производства оплаты.

По размеру торговой площади выделяют магазины: мелкие — до 250 мІ, средние — от 251 до 1000 мІ, крупные — от 1001 до 5000 мІ и особо крупные — свыше 5000 мІ.

По методам продажи товаров различают предприятия с индивидуальным обслуживанием покупателей (через прилавок обслуживания), торгующие посредством самообслуживания, по образцам и др.

Продажа через прилавок — метод розничной продажи товаров, при котором продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковывает и отпускает товар.

Самообслуживание — метод розничной продажи товаров, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.

Продажа товаров по образцам — метод розничной продажи, основанный на свободном доступе и выборе товаров покупателем по образцам, выставленным в торговом зале, их оплате и получении соответствующих образцам товаров с возможной доставкой на дом (по желанию покупателя).

Продажа товаров с открытой выкладкой — метод розничной продажи, при котором товары «открыто» выложены в торговом зале и к ним обеспечен свободный доступ, но окончательное обслуживание требует «вмешательства продавца».

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров розничные торговые предприятия принято подразделять на виды (универсальные, комбинированные, специализированные, смешанные), которые с учетом целого ряда признаков (торговой площади, применяемых методов обслуживания и др.) в свою очередь подразделяются на типы (универсам, универмаг, гастроном и т. д.).

С учетом функциональных особенностей розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные.

По стационарности:

· стационарная (магазины);

· мелкорозничная (павильоны, ларьки, киоски);

· внемагазинная (по телефону, телевизионная, продажа на дому, по заказам);

· передвижная (развозная, разносная) По товарно-отраслевому профилю:

· смешанная (торговля продовольственными и непродовольственными товарами, т. е. смешанным ассортиментом товаров);

· специализированная (торговля товарами одной или двух-трех групп, или комплексом товаров);

· узкоспециализированная (отдельными подгруппами товаров и видами товаров);

· универсальная (торговля всеми группами или продовольственных, или непродовольственных товаров).

В зависимости от организационно-правовой формы розничные торговые предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, кооперативные и т. д.

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из целого комплекса взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций. Содержание и последовательность их выполнения зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.

Основными типами розничных торговых предприятий в настоящее время являются, например, следующие: универсам (супермаркет), гастроном, мини-маркет, универмаг, магазин «Промтовары», специализированные и комбинированные магазины и др.

Типы магазинов постоянно изменяются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Так, широкое распространение за рубежом и в некоторых городах Беларуси получили гипермаркеты — магазины самообслуживания с торговой площадью не менее 5000 мІ. В них представлено до нескольких тысяч наименований как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Высокая оборачиваемость товаров в гипермаркетах делает их доступными по цене.

Кроме того, существует развитая сеть магазинов — дискаунтеров, основная задача которых — продажа товаров по более низким ценам.

Снижение цен в магазинах — дискаунтерах достигается за счет уменьшения расходов, связанных с обслуживанием товаров. Этому способствует:

· сокращение числа посредников (поставки товаров в магазины сети осуществляются из единого распределительного центра);

· преобладание в ассортименте товаров с высокой оборачиваемостью (преимущественно продовольственных);

· применение самообслуживания;

· использование специальных стеллажей с небольшим количеством расположенных по высоте полок, позволяющих выкладывать товары в открытой транспортной таре;

· оптимизация численности персонала.

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:

· изучение покупательского спроса на товары;

· формирование ассортимента товаров;

· составление заявок на завоз товаров;

· оказание торговых услуг покупателям;

· рекламирование товаров и услуг.

Основными технологическими функциями являются:

· приемка поступивших товаров по количеству и качеству;

· хранение товаров;

· выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);

· внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;

· продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.);

· выполнение расчетов с покупателями.

Розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.

Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.

В настоящее время развитие розничной торговой сети идет в направлении создания эффективной конкурентной среды на рынке торговых услуг. Основополагающим элементом такой среды является широкое видовое и типовое разнообразие предприятий, форм и методов торгового обслуживания населения.

Таким образом, розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли и завершающим процессом товарного обращения.

Рисунок 2.1 Формы организации торговли

2.4 Экономические результаты деятельности розничной торговли РБ в целом В целом за 2013 год макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь по сравнению с соответствующим периодом 2012 года характеризовалась положительными значениями прироста ВВП (+0,9%), показателей оптовой торговли (+4,2%), увеличением розничного товарооборота (+18,2%), инвестиций в основной капитал (+7,4%), вводом в эксплуатацию жилья (+17,6%), реальных располагаемых доходов населения (+16,1%) и реальной заработной платы (+15,8%), замедлением инфляционных процессов (+18,3% против 59,2% в январе-декабре 2012 года). В то же время сужение основных экспортных рынков ведет к замедлению динамики промышленного производства Беларуси и, как следствие, невысоким темпам роста ВВП — 100,9% при прогнозе 108,5% на 2013 год. (12)

В розничной торговле ВВП вырос по сравнению с 2012 годом на 20% и составил 636 784,2 млрд.рублей. Значительно увеличились инвестиции в основной капитал и составили 209 574,6 млрд. рублей, по сравнению с 2012 годом — 154 442,4 млрд. рублей. (11, с. 16)

Розничный товарооборот составил 268 018,7 млрд. рублей, в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах 118,0%.

Розничный товарооборот на душу населения составил 28 313,8 тыс. рублей, по сравнению с 2012 годом увеличился на 32,4%. (11, с. 17)

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг в 2013 году составила 603 460,0 миллиардов рублей, по сравнению с 2012 годом увеличилась на 12,9%. Однако себестоимость реализованной продукции так же увеличилась и составила 485 760,1 миллиарда рублей, что на 14,3% больше 2012 года. В связи с этим прибыль в 2013 году снизилась и составила 22 709,9 миллиардов рублей. В 2012 году прибыль составляла 28 076,1 млрд.рублей. Рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг составила 4,7% и снизилась по сравнению с 2012 годом на 1,9%. (11, с. 214,215,216)

2.5 СВОТ-анализ состояния розничной торговли РБ

Преимущества

Недостатки

· Собственная социальная база

· Поддержка со стороны местных властей

· Организационное единство

· Системность

· Кадровый потенциал

· Научный потенциал

· Материально-техническая база

· Накопленный хозяйственный опыт

· Близость к источникам товаров

· Имидж социально-ориентированной организации

· Устаревшая организационная структура многих торговых организаций

· Сокращение собственных научно-исследовательских разработок и уменьшение деловых контактов с другими научно-образовательными учреждениями

· Недоиспользование возможностей брендов

· Еще не преодолены кризисные явления в торговле

· Отсутствие стабильных хозяйственных связей с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями

· Высокая конкуренция среди частных предпринимательских структур

Возможности

Угрозы

· Выход на новые рынки

· Расширение ассортимента товаров и услуг и повышение качества

· Адаптивность

· Возможность привлечения средств населения

· Рост спроса

· Сегментирование потребительского рынка

· Использование рыночных элементов хозяйствования

· Дешевая рабочая сила

· Недостаток инвестиций

· Устаревшее оборудование

· Ослабление позиций на рынке и наличие конкурентов

· Рост цен на коммунальные услуги

· Несовершенство законодательства

· Высокие процентные ставки

· Неблагоприятные демографические изменения

· Неподготовленность кадров

· Низкая зарплата

В результате анализа сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей организаций в розничной торговле можно сделать следующие выводы:

— организации в розничной торговле должны заниматься теми видами деятельности, в которых они наиболее успешны. Развитие по всем направлениям должно уступать место избирательному развитию, ориентации на свои конкурентные преимущества с учетом региональной специфики потребительского рынка и аграрного хозяйства;

— кооперативные объединения не должны показывать свои слабые стороны. Вместе с тем сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами внешней среды позволяет определить их стратегические ориентиры и создать эффективный механизм реализации и последующего контроля за выполнением стратегии.

Таким образом проведенный факторный анализ свидетельствует, что основным вопросом для розничной торговой сети остается преодоление кризисных явлений в ней и адаптация ее к рыночным условиям, так как не решены многие насущные проблемы экономики и не ликвидированы причины их породившие.

Вместе с тем розничная торговля обладает достаточно высоким внутренним потенциалом, чтобы справиться с этим.

3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РБ Розничная торговля — это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых организациях в отличии от оптовых организаций имеет свои особенности. Розничные торговые организации реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

В организациях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых организаций и повышение культуры торговли.

Рынок Республики Беларусь за последнее десятилетие претерпел значительные изменения. Весомый вклад в обеспечение населения товарами вносят малые предприятия и индивидуальные предприниматели. В стране действует более 49 тыс. торговых объектов, значительная часть которых принадлежит индивидуальным предпринимателям. В организациях торговли и общественного питания широко внедряются современные формы и методы обслуживания.

В наше время, когда торговые учреждения растут как грибы после дождя, а интернет-торговля приобретает все большее число почитателей, выиграть «битву» за покупателя можно лишь в том случае, если не только прирастать объемами продаж, но и повышать качество обслуживания.

Уровень оформления магазинов в последние годы вырос на порядок. Многие торговые фасады и витрины стали настоящим украшением городских улиц, расцвечивая их яркими красками днём и освещая вечером. Но в то же время стало труднее выделить свой магазин: для того, чтобы привлечь внимание покупателей, надо не просто соответствовать общему уровню, а иметь в оформлении отличительные детали и необычные, запоминающиеся элементы. В связи с возрастанием насыщенности площадями в торговых центрах особого внимания требует выделение «внутреннего» фасада и входа — ведь от этого напрямую зависит количество покупателей.

Перспективной является электронная коммерция, которая предполагает создание виртуального магазина в виде сервера, цель которого заключается в продаже товаров и услуг другим пользователям Интернета.

Виртуальный магазин имеет ряд преимуществ перед обычным магазином. Заглянувший в «торговый зал» сервера «покупатель» может спокойно «походить» по нему, щелкая мышкой, и получить исчерпывающую интересующую его информацию о товарах, лежащих на «полках» (отдельных страницах).

Продавец имеет возможность наилучшим образом описать и продемонстрировать качество своих товаров и услуг, а покупатель, не выходя из дома, может получить всю необходимую информацию. Выбрав товар в виртуальном магазине, покупатель может, перейдя по ссылке на другую страницу, заказать его и получить на него счет. При оплате заказанного товара можно пользоваться кредитной карточкой. Важным достоинством виртуального магазина является оперативность, так как он работает круглосуточно и способен быстро реагировать на запросы пользователя, для которого поиск информации занимает всего несколько секунд.

Виртуальный магазин может обслуживать покупателей со всего земного шара. При этом, как следует из мировой практики, обеспечиваются относительно низкие издержки, сокращаются затраты на персонал; затраты на организацию виртуального магазина ниже, чем простой торговой точки.

Особенность всемирной сети в том, что с каждым днем в ней появляются новые возможности и ниши. Правда, им сопутствуют новые проблемы и сложности. Поэтому интернет-маркетологи всегда находятся в поиске и ожидании, пытаясь быть впереди планеты всей.

Кроме сказанного можно отметить, что одним из основных направлений совершенствования деятельности торговых организаций является также совершенствование ее управления, так как в условиях рыночных отношений процесс управления формированием товарных ресурсов, другой хозяйственной деятельностью претерпел значительные изменения и подвержен влиянию различного рода факторов. Современные формы и методы управления, адекватные условиям рыночных отношений и реалиям экономической ситуации, требуют коренной перестройки взаимоотношений, характера связей в процессе управления деятельностью субъектов хозяйствования. Необходимость новой методологии построения и развития организационных структур управления в сфере обращения является одним из основных условий совершенствования ее деятельности в условиях развития рыночных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной работе можно сказать следующее.

Розничная торговля является важным звеном на рынке товаров, которое предназначено для обслуживания населения и оказания услуг покупателям.

Розничная торговля является основной отраслью деятельности потребительской кооперации. Поэтому ее совершенствование будет способствовать расширению сегмента рынка, а, следовательно, жизнеобеспечению функционирования кооперативных организаций как особых социально ориентированных хозяйствующих субъектов. На долю оборота розничной торговли приходится более 60% совокупного объема деятельности потребительской кооперации, поэтому экономический рост данного вида деятельности в основном определяет экономический рост всей системы.

Посредством реализации товаров и услуг через розничную торговую сеть реализуется и развивается долгосрочная кооперативная политика, направленная на преодоление бедности, безработицы и повышения качества жизни населения, проживающего в сельской местности.

Показатели работы розничной торговой сети выражают не только экономические отношения, возникающие на конечной стадии движения товаров из среды обращения в личное потребление населения, но и отражают уровень его жизни, пропорции и взаимозависимость между спросом и предложением товарного рынка и денежным обращением.

Торговля — дело непростое, и только тот, кто работает непосредственно в этой сфере, ежедневно сталкивается с проблемами, возникающими в процессе ее организации, может понять, что торговлю надо чувствовать, в торговле надо родиться. (14,с.51).

В наше время, когда торговые учреждения растут как грибы после дождя, а интернет-торговля приобретает все большее число почитателей, выиграть «битву» за покупателя можно лишь в том случае, если не только прирастать объемами продаж, но и повышать качество обслуживания.

Уровень оформления магазинов в последние годы вырос на порядок. Многие торговые фасады и витрины стали настоящим украшением городских улиц, расцвечивая их яркими красками днём и освещая вечером. Но в то же время стало труднее выделить свой магазин: для того, чтобы привлечь внимание покупателей, надо не просто соответствовать общему уровню, а иметь в оформлении отличительные детали и необычные, запоминающиеся элементы. В связи с возрастанием насыщенности площадями в торговых центрах особого внимания требует выделение «внутреннего» фасада и входа — ведь от этого напрямую зависит количество покупателей.

Кроме сказанного можно отметить, что одним из основных направлений совершенствования деятельности торговых организаций является также совершенствование ее управления, так как в условиях рыночных отношений процесс управления формированием товарных ресурсов, другой хозяйственной деятельностью претерпел значительные изменения и подвержен влиянию различного рода факторов. Современные формы и методы управления, адекватные условиям рыночных отношений и реалиям экономической ситуации, требуют коренной перестройки взаимоотношений, характера связей в процессе управления деятельностью субъектов хозяйствования. Необходимость новой методологии построения и развития организационных структур управления в сфере обращения является одним из основных условий совершенствования ее деятельности в условиях развития рыночных отношений. (8,с.7)

Весь спектр, сложных позитивных и негативных процессов, происходящих в экономической и социальной жизни, как страны, так и регионов, находит отражение в торговле. Однако за последнее десятилетие объемы ее торговой деятельности существенно сократились, и особенно по торговле непродовольственными товарами. Это связано с рядом объективных и субъективных причин, основной из которых является низкая конкурентоспособность большинства торговых организаций потребительской кооперации. Розничная торговля, выполняя значимые для общества задачи, в современный период испытывает множество проблем. Снижение покупательной способности населения, обострение конкуренции на потребительском рынке, вызванное количественным ростом торговых субъектов и другие причины препятствуют стабильному развитию торговли.

1. Концепция реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011;2015 годы.

2.Каплина С. А. Технология торговли / С. А. Каплина. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 441 с.

3.Виноградова, С. Н. Организация и технология торговли: Учебник/ С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова, С. П. Гурская и др.; Под общ. ред. С. Н. Виноградовой. — Мн.: Выш. шк. 2002. — 460 с.

4.Булатов, А. С. Организация и технология торговли: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 1997. — 816 с.

5.Юркова, И. Б. Проблемы и направления развития форм и методов розничной продажи товаров торговыми организациями потребительской кооперации / И. Б. Юркова // Потребительская кооперация. — 2008. — № 2 — С. 78 — 84.

6.Агапова, Т. А. Организация и технология торговли: Учебник/ Т. А. Агапова; Под ред. А. В. Сидоровича. — 2-е изд. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Дело и сервис, 1999. — 416 с.

7.Варфоломеев В. Продвигаем интернет-магазин / В. Варфоломеев // Товаровед и торговля. — 2009. — № 1−2. — С.70−72.

8.Ковалёва Н. В. Проблемы формирования и пути повышения эффективности использования товарных ресурсов в торговле / Н. В. Ковалёва // Бухгалтерский учёт и анализ. — 2008. — № 4. — С.3−7.

9.Метлицкий Н. Новым товарам — современные технологии продаж / Н. Метлицкий // Директор. — 2009. — № 7. — С.72.

10.Канаян К., Канаян Р. Идеи для входной зоны / К. Канаян, Р. Канаян // Товаровед и торговля. — 2009. — № 11. — С.32−37.

11. Статистический сборник. Розничная и оптовоя торговля в Республике Беларусь. нац.стат.комитет РБ 2014 год.

12. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА «Об итогах социально-экономического развития Республики Беларусь за 2013 год и мерах по повышению конкурентоспособности экономики.

13. Экономика предприятий торговли: учеб. пособие / Н. В. Максименко [и др.]; под общ. ред. Н. В. Максименко, Е. Е. Шишковой. — Мн.: Выш. шк. 2005. — 542 с.

14. Павлухин В. Торговлю надо чувствовать, в торговле надо родиться! / В. Павлухин // Директор. — 2009. — № 9. — С.50−51.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой