Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимодействие учителя и ученика в музыкально-педагогическом процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мере осознания музыкально-педагогическим, сообществом необходимости систематизации* методов работы с учениками расширялась их номенклатура и уточнялась классификация. Однако чаще всего эти методы выводились из практики музыкально-исполнительского обучения, т. е. имеличисто эмпирическое обоснование (метод показа на рояле музыкального произведения или его фрагмента, метод художественных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
    • 1. 1. Исторический анализ проблемы методов обучения
    • 1. 2. Методы обучения в современной педагогике: определение, содержание- классификация
    • 1. 3. Пути и способы взаимодействия учителя и ученика в педагогической практике выдающихся пианистов
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОСОБОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ! УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Констатирующий эксперимент
    • 2. 2. Личностно-ориентированные системно-инвариантные блоки методов исполнительского обучения студентов в практике учебной работы на музыкальном факультете педвуза (методические основы)
    • 2. 3. Пути и способы взаимодействия учителя: и ученика в процессе исполнительского обучения на музыкальном факультете педвуза: формирующий. и контрольно-итоговый этапы экспериментальной работы

Взаимодействие учителя и ученика в музыкально-педагогическом процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В сложившейся на протяжении многих десятилетий практике музыкально-исполнительского обучения, проблема научно обоснованного применения способов взаимодействия учителя и ученика, т. е. методов обучения, не получила исчерпывающего освещения. Использование того или иного метода преподаваниячаще всего обусловлено художественными, и техническими задачами, лежащими на пути освоения музыкального произведения, реальными возможностями ученика по воплощению этихзадачу интуицией, и интеллектом педагога. Ведущим методом в такой работе испокон веков был репродуктивный метод, предусматривающий многократное повторение тех или иных технически сложных эпизодов или' всего произведения, в процессе реализации которого постепенновыкристаллизовывался^ художественный образ. Степень влияния педагога на кристаллизацию < этого образа в сознании ученика была различна' и во" многом зависела, от художественно-педагогических установок эпохи,. школы, творческого направления, господствовавшей парадигмы музыкального образования:

По мере осознания музыкально-педагогическим, сообществом необходимости систематизации* методов работы с учениками расширялась их номенклатура и уточнялась классификация. Однако чаще всего эти методы выводились из практики музыкально-исполнительского обучения, т. е. имеличисто эмпирическое обоснование (метод показа на рояле музыкального произведения или его фрагмента, метод художественных аналогий, метод прослушивания грамзаписей и т. д.).

Вместе с тем, не подлежит сомнению, что любая частная методика имеет методологическое обеспечение, базирующеесяна наиболее общих закономерностях учебного процесса. Таким методологическим основанием методов обучения музыкальному исполнительству является общедидактическая система способов взаимодействия учителя и ученика.

В общедидактическом ракурсе проблема методов обучения рассматривалась в разные периоды истории такими философами и учеными как Сократ, Платон, Я. А. Коменский, Ж.-Ж.Руссо, Ж. Л. Даламбер, К. А. Гельвеций, П. А Гольбах., Д. Дидро, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, С. И. Гессен, Дж. Дьюи, И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев.

Изучением этой проблемы в XX столетии занимались В. В. Зеньковский, Б. П. Есипов, Н. А. Константинов, Ю. К. Бабанский, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, В. В. Давыдов, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, В. В. Краевский, В. С. Леднев и др.

Методы музыкального воспитания и преподавания музыки рассматривались в работах Э. Б. Абдуллина, Л. Г. Арчажниковой, Б. Д. Критского, А. В. Малинковской, А. Н. Малюкова, Т. Г. Мариупольской, Е. В. Николаевой, Г. П. Стуловой. В. И. Петрушина, Г. М. Цыпина и др.

В педагогике музыкального исполнительства проблема методов обучения всегда была в центре внимания представителей российской школы пианизма: К. Н. Игумнова, А. Б. Гольденвейзера, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга, Г. Р. Гинзбурга, Я. И. Милыитейна, Л. Н. Оборина и др.

Вместе с тем, несмотря на высокие достижения в области подготовки исполнителей, массовая музыкально-педагогическая практика не имела до настоящего времени исчерпывающей, научно обоснованной системы методов обучения, опирающейся на общедидактические закономерности. В связи с этим возникает проблема: как, каким образом обеспечить адекватную проекцию общедидактической системы методов на специфику обучения музыкальному исполнительству?

Данная проблема сопряжена в исследовании также с проблемой исполнительского освоения студентами фортепианных произведений современных композиторов Китайской Народной Республики, представленность которых в академическом репертуаре музыкальных учебных заведений России весьма ограничена. Между тем, китайская композиторская школа в лице таких авторов как Ван Цзяньчжун, Хэ Люйдин, Ду Минсин, Чу Ванхуа, Ван Лисань, Чень Пейсюнь, преемственно связана с российской музыкальной культурой при неповторимом своеобразии национального колорита. Бесспорно, что более широкое освоение российскими музыкантами произведений названных композиторов будет способствовать продуктивному взаимодействию двух национальных культур.

Необходимость решения указанных проблем, вытекающих из противоречий между сложившейся практикой преподавания музыкально-исполнительских дисциплин и недостаточным научным обеспечением этого процесса, а также необходимостью расширения рамок академического репертуара путём включения в него музыки новых национальных композиторских школ, свидетельствует об актуальности избранной темы исследования.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки музыканта-исполнителя.

Предмет исследования — способы взаимодействия учителя и ученика в процессе профессиональной подготовки музыканта-исполнителя.

Цель исследования > — разработка теоретико-методической модели совершенствования путей и способов взаимодействия учителя и ученика в музыкально-исполнительском обучении.

Задачи исследования:

1. Провести исторический анализ проблемы методов обучения;

2. Проанализировать содержание и классификацию методов обучения в современной дидактике;

3. Выявить особенности взаимодействия учителя и ученика в педагогической практике выдающихся российских пианистов;

4. Разработать методику применения научно обоснованной системы методов исполнительского обучения студентов в практике учебной работы на музыкальном факультете педвуза;

5. Провести экспериментальную проверку эффективности разработанной модели исполнительского обучения студентов музыкального факультета педвуза.

Гипотеза исследования.

Качество и эффективность музыкально-исполнительскойподготовки студентов музыкального факультета педвуза могут быть существенно повышены за счет использования в процессе обучения личностно-ориентированных системно-инвариантных блоков методов обучения, в основу которых положены:

1. Системная организация. методов музыкально-исполнительского обучения в опоре на общедидактическую номенклатуру и классификацию методов;

2. Инвариантность, (неизменность) 1 структуры, при? вариативности содержания. блоков, подразумевающая обязательное присутствие в каждом блоке методов, релевантных соответствующим группам, общедидактических методов;

3. Личностно-ориентированная, индивидуально-избирательная «комплектация"' каждого блока методов в соответствии с названными выше условиями и личностными характеристиками учащихся.

Методологические основы исследования.

1. Философские и педагогические идеи мыслителей и педагогов прошлого (Платон, Сократ, Конфуций, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.) о способах взаимодействия учителя и ученика в процессе воспитания и обучения;

2. Теоретико-методическое наследие российских ученых, педагогов и общественных деятелей прошлого (М.В. Ломоносов, И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, В. Ф. Одоевский, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, В. В. Зеньковский и др.);

3. Концептуальные подходы современной педагогики и психологии в трудах российских и зарубежных ученых (В. А. Сластенин, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, В. В. Краевский, Л. А. Петровская, Б. Саймон, К. Роджерс, Ж. Пиаже, А. Маслоу и др.) — I.

4. Методологические установки, выработанные в русле российской музыкально-педагогической мысли (Б. В. Асафьев, В. 5.

Медушевский, Е. В. Назайкинский, Г. М. Цыпин и др1) — музыкально-педагогические исследования Э. Б. Абдуллина, Е. В. Николаевой, Л. А. Арчажниковой, Д. Б. Критского, Т. Г. Мариупольской, А. П. Юдина и др.;

5. Методические принципы корифеев российского фортепианного искусства (А.Г. Рубинштейн, Ф. М. Блуменфельд, К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, М. В. Юдина, Г. Р. Гинзбург, Я. И. Милыитейн и др.).

Методы исследования.

1. Изучение специальной литературы (история и философия педагогики, культурология, дидактика, общая и педагогическая психология, музыкознание, методика преподавания музыки);

2. Обобщение передового педагогического опыта;

3. Анализ личного педагогического опыта автора диссертации;

4. Педагогические наблюдения, анкетирование и опрос;

5. Опытно-экспериментальное исследование проблемы.

На защиту выносятся следующие положения;

1. Педагогический инструментарий преподавателей музыкально-исполнительских классов может быть существенно обогащен за счёт системного введения в музыкально-педагогический обиход методов обучения, производных от общедидактических методов обучения, но специфически трансформированных в соответствии со спецификой музыкального исполнительства;

2. Гарантией всестороннего развития профессиональных качеств учащихся-инструменталистов является инвариантность, (неизменность структуры) блоков используемых в обучении методов. Указанная инвариантность является не стереотипомили. штампом, фиксирующим: методы внутритого или иного блока, а принципом комплектации каждого блока путем, обязательного введения в него методов обучения, в полной мерепредставляющих всю гамму методов обучения, разработанных современными учеными-дидактами;

3. Вышеназванные системно-инвариантныеблоки методов обучения могут внести реальный, позитивный вклад в. музыкально-исполнительскую подготовку студентов педвузов? при условии их личностной ориентацииучитывающейиндивидуальные качества! учащегося, уровень, его: исполнительскойподготовки и степень творческого развития.

Новизна исследования.

1. Дано теоретико-методологическое обоснование психолого-педагогической концепции методов музыкально-исполнительского обучения;

2. Определен комплекс педагогических условий? эффективного применения разработаннойавтором* диссертации теоретическоймодели личностно-ориентированных системно-инвариантных блоков методов обучения;

3. Разработана и экспериментально проверена методика использования личностно-ориентированных системно-инвариантных блоков, методов обучения в системе музыкально-исполнительской подготовки студентов педвузов.

Теоретическая значимость исследования.

Проведен историко-теоретический анализ генезиса, сущности и функций категории «метод обучения» с позиций философии, психологии, дидактики и музыкальной педагогики;

Разработан и теоретически обоснован научный аппарат, обеспечивающий построение теоретической модели личностно-ориентированных системно-инвариантных блоков методов обучения в системе музыкально-исполнительской подготовки студентов педвузов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что организация процесса обучения в музыкально-исполнительских классах в соответствии с предложенными рекомендациями позволит активизировать учащихся и заметно повысить качество их музыкально-исполнительской подготовки. Разработанная в диссертации концепция может быть использована в ходе практических занятий в различных звеньях музыкально-исполнительского обучения. Материалы исследования могут быть внедрены в лекционную систему подготовки специалистов в высшей школе.

Научная достоверность определяется обращением' автора к широкому кругу научных источников, принадлежащих различным отраслям знаний (философия, психология, педагогика, музыкознание) — адекватностью методов исследования его задачам и особенностям изучаемого процесса, а также, результатами экспериментальной проверки.

Апробация результатов исследования происходила в ходе обсуждения промежуточных и итоговых результатов исследования на кафедре музыкальных инструментов Московского педагогического государственного университета в период с 2009 по 2011 гг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный автором диссертации исторический" анализ проблемы методов обученияпозволил сделать методологически важный вывод для исследования в целом о том, что главным вектором исторического развития мировой педагогики являлось преодоление догматизма в обучении, создание условий для максимального развития, умственных способностей и творческих сил учащихся.

Анализ содержания и классификации методов обучения в современной дидактике дал возможность проекцииобщедидактических методов* обучения на специфические методы музыкальноисполнительского обучения.

Особенности взаимодействия учителя и ученика в педагогической практике выдающихся российских пианистов показывают, что выбор того или иного метода обучения имел под собой эмпирическое обоснование, базировавшееся на неординарной педагогической интуиции и музыкальном интеллекте этих мастеров.

Исторический и теоретический анализ проблемы методов обучения в общей и музыкальной педагогике позволил разработать методику применения научно обоснованной системы методов исполнительского обучения студентов в практике учебной работы на музыкальном факультете педвуза.

Экспериментальная проверка разработанной модели исполнительского обучения студентов музыкального факультета педвуза доказала правомерность сформулированной во введении гипотезы исследования: качество и эффективность музыкально-исполнительской подготовки студентов музыкального факультета педвуза существенно повышены за счет использования в процессе обучения личностно-ориентированных системно-инвариантных блоков методов обучения, в основу которых положены:

4. Системная организация методов музыкально-исполнительского обучения в опоре на общедидактическую номенклатуру и классификацию методов;

5. Инвариантность (неизменность) структуры при вариативности содержания блоков, подразумевающая обязательное присутствие в каждом блоке методов, релевантных соответствующим группам общедидактических методов;

6. Личностно-ориентированная, индивидуально-избирательная «комплектация» каждого блока методов в соответствии с названными выше условиями и личностными характеристиками учащихся.

Таким образом, можно утверждать, что разработка теоретико-методической модели совершенствования путей и способов взаимодействия учителя и ученика в музыкально-исполнительском обучении успешно реализована и может быть рекомендована для широкого использования в практике музыкально-исполнительского обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие. -М., 1990.
  2. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983.
  3. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М., 1985.
  4. А.Д. 'Методика обучения игре на фортепиано. — М., 1961.
  5. А.Д. Русская Фортепианная музыка. — М., 1963.
  6. А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Киев, 1974.
  7. А.Д. История фортепианного искусства: в 3-х ч. — М., 1982, 1988.
  8. А.Д. Русские пианисты. — М. Л., 1948.
  9. Ю.Б. Дидактика практике (дидактика художественного образования). — М., 1996.
  10. А. Школа Леонида Николаева. — «Советская музыка», 1939, № 7
  11. Л.Г. Профессия учитель музыки. — М., 1990.
  12. Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие. -М., 1995.
  13. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. -М., 1977.
  15. Ю. К. Интенсификация учебного процесса. М., 1987.
  16. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
  17. С.П. Сущность процесса обучения. М.5 Просвещение, 1981
  18. Л. Л.В.Николаев — основоположник ленинградской пианистической школы. — В кн.: Л.В.Николаев. Статьи и воспоминания современников. Письма. — Л., 1979
  19. Л. Ф.М. Блуменфельд. В кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып.2.
  20. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. -Л., 1974.
  21. Л.А. Николай Григорьевич Рубинштейн: История жизни и деятельности. М.: Музыка, 1982
  22. Л.А. Путь к музицированию. Л., 1979.
  23. Л.А. Фортепианная педагогика., М.: «КЛАССИКА-ХХ1», 2007.
  24. И., Садовский Н., Юдин Э. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. — М., 1969.
  25. А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. М., 2008.
  26. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб.науч.тр. Вып. 1 10 / Под ред. А. Н. Малюкова. — М., 1997−2003.
  27. Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки, статьи, воспоминания // Вып. 1. М., Музыка, 1965
  28. Выбор методов обучения в средней школе. Под ред. Ю. К. Бабанского — М., 1981
  29. Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.
  30. Л.С. Психология искусства.— М-, 1997.
  31. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / Под ред. С. М. Хентовой. Л., 1966.
  32. И.Ф. Общая педагогика- выведенная из целей воспитания.— М^, 1955
  33. С. И. Основы педагогики. М.: Школа-пресс, 1995.
  34. .А. Основы общей дидактики. — М., Владос, 1999
  35. Гофман И- Фортепианная- игра: Ответы- на вопросы о: фортепианной технике. М., 1961.
  36. В.В. Виды обобщения в обучении: — М., 1972.
  37. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М., Просвещение, 1982
  38. А.Е. Педагогика: Хрестоматия.— М1, 1985-
  39. .П. Основы дидактики. М., Просвещение, 1967
  40. Зеньковский ВШ. Педагогика-- Париж-М-, 1996-
  41. Зотов Ю- Б. Организация современного урока. М., 1984.42.. Избранные педагогические сочинения. — М., 195 543- ИльинаЖА- Педагогика- М^, 1984
  42. История педагогики и образования / Под ред. Писку нова А.И. — М., 2001.
  43. П.Ф. Онтология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. — М., 1990.
  44. Г. М. У врат мастерства. М., 1977.
  45. Я.А. Великая дидактика. — М., 1955
  46. Константинов 11. А. и др. История педагогики. М-, 1982.
  47. Коротяев Б- И- Педагогика как совокупность педагогических теорий. М., 1986.
  48. А. О фортепианном искусстве.-М., 1965.
  49. А. И. Культура педагогического исследования. -Минск, 1992.
  50. В. В. Метод обучения как категория дидактики // Вопросы методов и организации процесса обучения. М., 1982
  51. В. В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977.
  52. В.В. Методология педагогической науки: Пособие для научных работников в области образования, учителей, аспирантов, студентов педагогических вузов. — М., 2001
  53. Л. С. Активизация учения: Сущность и содержание // Педагогика, 1994. № 1.. '
  54. Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О. В. Долженко. М., Высшая школа, 1986
  55. М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. М., 1899
  56. В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М., 1991. —, / д
  57. Леонтьев А. I I. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977.
  58. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М, 198 Г.. — .':' ¦' - < ¦
  59. И. Я. Проблема методов обучения и пути ее исследования: В сб.: Вопросы методов педагогических исследований. -М., 1973. .. ¦¦ у.
  60. И. Я. Проблемное обучение. М., 1974.
  61. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., Знание, 1980
  62. .Т. Педагогика: Курс лекций. М., ЮРАЙТ, 2000
  63. А. Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  64. М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М., 1975.
  65. Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. — М., 1963.
  66. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П. Р. Агутова.
  67. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции / Отв. ред. Абдуллин Э. Б. М., 1999.
  68. Я. Исполнительские и педагогические принципы К.Н.Игумнова. В кн.: «Мастера советской пианистической школы».
  69. Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства: Сборник статей. -М., Сов. композитор, 1983
  70. Музыкальное образование в прошлом и настоящем: историко-теоретические и методические аспекты: Межвузовский сб.науч.тр. / Ред.-сост. Г. М. Цыпин. Вып. 1 2. — М., 2003 — 2004.
  71. Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.
  72. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Заметки педагога. 5-е изд. -М., 1988.
  73. A.A. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М., 1980.
  74. JI.B. Статьи и воспоминания современников. Письма. -Л., 1979
  75. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1989.
  76. В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
  77. Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. М., 1967.81.' Очерки по истории педагогики. Изд. АПН, 1952
  78. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2002
  79. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., Просвещение, 1988.
  80. Педагогика: Большая современная энциклопедия. — Мн., «Современное слово», 2005
  81. И.Г. Как Гертруда учит своих детей. — М., 1963
  82. Н.И. Избранные педагогические сочинения. — М., 1985.
  83. М.Г. История педагогики: Учебное пособие. — М., 1998.
  84. И.П. Педагогика: Новый курс. Кн. 1. М., ВЛАДОС, 2003
  85. В. Г., Равкин 3. И. История образования и педагогической школы: Учебник-справочник. М., 1995.
  86. Д. Портреты пианистов. М., 1962
  87. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994.
  88. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. СПб, 1915
  89. С.И. Пианист и его работа. — Л., 1961.
  90. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.
  91. М.А., Кузьмина Е. Н., Родионов М. Л. Сравнительная педагогика: Курс лекций для студ. Пед. ин-тов. -М., Просвещение, 1978
  92. .А. Психология: учебник для педагогических вузов. М: Юрайт-Издат, 2005.
  93. И. Хроника моей жизни. Л., 1963
  94. Творческая педагогика накануне нового века: Материалы 1 научно-практической конференции. — М., 1997.
  95. Теоретико-методические аспекты музыкального образования: Межвузовский сб.науч.тр. / Ред.-сост. Г. М. Цыпин. Вып. 1 — 2. — М., 2003 -2004.
  96. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983.
  97. Теория и методика обучения игре на фортепиано. / Под общей редакцией А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. М.: «Владос», 2001
  98. H.A. История и теория музыкальной педагогики и образования: Учебное пособие: В 2-х ч. СПб., 1994.
  99. К.Д. Собр. соч. Т. 2. М., 1948i
  100. Е. Н. История профессионального музыкального образования в России (XIX XX века). — Екатеринбург, 2001.
  101. С.Е. Пианизм как искусство. М., 1965.
  102. И. Ф. Педагогика. М., 1990
  103. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод, очерков С. Ф. Егоров. М., Просвещение, 1986.
  104. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.
  105. А.П. Проблема содержания образования в отечественной музыкальной педагогике // Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт: Информационно-аналитический сборник: НИИВО.-М., 1993.
Заполнить форму текущей работой