Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи
На ней изображена церемония открытия Олимпиады в Сочи, где была использована стилистика дымковской игрушки — народного промысла вятской земли. В ярких дымковских красках перед зрителями олимпиады предстала средневековая Русь. А творчеству дымковской росписи более 400 лет. Начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково. (Дети повторяют название). Так и назвали… Читать ещё >
Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Педагогический колледж № 6.
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи».
Выполнена студенткой: Фоминой Еленой Владимировной Руководитель: Судакова Марина Ивановна Москва 2014.
Оглавление Введение Глава 1. Декоративно-прикладное искусство как часть духовной культуры народа.
1.1 Истоки декоративно-прикладного искусства.
1.2 Виды декоративно-прикладного искусства Вывод по первой главе Глава 2. Развитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
2.1 Влияние народного промысла Дымковская игрушка на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Формы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста рисованию по мотивам Дымковской игрушки Вывод по второй главе Глава 3. Практическое исследование Вывод по 3 главе Заключение Список литературы Приложения Введение Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий их духовному оздоровлению представляется вполне закономерным. Народное искусство — это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю. В. Максимова определены особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного творчества. В исследовании Р. Н. Смирновой показано влияние ознакомления детей дошкольного возраста Хабаровского края с декоративным искусством народов Приамурья [1], [20], [21].
Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н.Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности[22].
Рисование играет важную роль в развитии дошкольников 5 — 6 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.
В изобразительной деятельности старших дошкольников находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по декоративному рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями.
На занятиях декоративной изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.
Специфика занятий декоративным рисованием позволяет эффективно развить у дошкольников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края.
Дети знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы. Особое внимание уделяется раскрытию учащимся художественной выразительности народного искусства. Декоративные рисунки выполняются на основе декоративной переработки, обобщения форм изображаемых с натуры объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и составления из них узоров, орнаментов. В процессе выполнения декоративных рисунков дошкольники начинают понимать тесную связь практического назначения предмета и его формы, материала, элементов украшения, учатся отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи от неудачного.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях и обучение декоративному рисованию поможет познакомить с народными традициями, заложить основы эстетического и нравственного воспитания.
Объект исследования: рисование детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам Дымковской игрушки.
Цель исследования: изучить формы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию по мотивам дымковской игрушки.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Изучить декоративно-прикладное искусство как часть изобразительного искусства.
Проанализировать декоративное рисование как вид изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать на практике занятия по рисованию по мотивам Дымковской игрушки и на основе результатов подготовить рекомендации по дальнейшей работе с данными детьми.
Методы исследования.
— теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы;
— наблюдения за деятельностью детей;
— анализ детских работ;
— фотосъемка.
Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав (2 теоретических и 1 практической), заключения, списка литературы (состоит из 22 источников) и приложений. Количество страниц работы составляет 43 страницы.
Практическая значимость Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что материалы работы можно предложить в помощь воспитателям ДОУ детского сада № 1427 в проведении занятий по обучению детей рисованию по мотивам Дымковской игрушки, для оформления уголка ИЗО в группе, для организации выставки «Детского творчества».
Глава 1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры.
1.1 Истоки декоративно — прикладного искусства Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. — «украшение»).
Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов — самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Исследования археологов раскрыли, и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX — XV вв., украшенную резьбой и росписью. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобками для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.
Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII — XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и профильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли — галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств[24].
Несмотря на идеологическое угасание язычества, крестьяне продолжали отмечать обрядовые весенние праздники. Над изготовлением магических фигурок народ трудился всю зиму, причем традиционно занимались этим женщины. Являясь символом плодородия, женщины могли на «тонком уровне» поспособствовать урожайности злаков и увеличению поголовья скота. Изготавливая глиняных свиней, коней, индюшек, коз, женщины как бы синхронизировались с процессами, происходящими в окружающем мире, подталкивая природу в нужную сторону, то есть в сторону увеличения плодородия. Расписная игрушка одновременно и продолжала древнюю традицию, и знаменовала своим появлением отход от мировоззрения предков. Магические фигурки приобрели функцию декоративных игрушек-свистулек; их лепили к обрядовому весеннему празднику, превратившемуся в 19-м веке в оживленную ярмарку «свистунью» (в литературе впервые упомянута в 1811) с ее яркими красками и пронзительными звуками свистков.
1.2 Виды декоративно — прикладного искусства Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
Керамика.
Гжельская керамика.
В старину мастера из Гжели хотели сотворить такую посуду, которая могла бы поспорить с дорогим фарфором и была бы неповторимой, запоминающейся. Они создали свой особый стиль росписи. Их цветы, птиц, зверей не спутаешь с другими. Гжельских мастеров вдохновила прохлада синих вечеров, голубизна неба и родные белоснежные просторы.
Родина фарфора с синей росписью — Раменский район Подмосковья. Гжель — название одного из сел, ставшее собирательным для нескольких сел и деревень округи, в которых занимались гончарным промыслом. В предшествующие столетия гжельский фарфор и майолика были многоцветными, но постепенно именно в полуфаянсе синий цвет становится классическим. Создается новый изобразительный язык торжества синего на белом. Секрет искусства Гжели в ее ярко выраженном сочетании синих узоров и белого фона, оригинальных приемах росписи и органичных формах изделий. Образы Гжели вызывают волнующее чувство соприкосновения с природой.
У каждого мастера свой почерк: мазок то уже, то шире, тонкая линия изгибается плавно или упруго, листочки то больше, то меньше. Вот почему даже в массовых изделиях Гжели не встретишь скучного однообразия росписи.
Кроме посуды гжельские умельцы делают мелкую скульптуру — сценки из жизни и пронизанные юмором композиции: здесь можно увидеть, как одна хозяйка доит корову, другая раздувает сапогом самовар, третья пряжу прядет да песни поет. Могут вылепить мастера петушков, коней и даже скульптурные сосуды. А сказочный рыба-кит, на спине которого расположился целый город, может оказаться масленкой или шкатулкой.
Традиции и новизна, красота и польза сочетаются в современных работах гжельских мастеров.
Скопинская керамика.
Город Скопин Рязанской области издавна славился гончарными изделиями. Из светлой глины здесь делали простую посуду без поливы, так называемые «синюшки». Полагают, что название промысла связано с птицей скопой, которая водится в здешних болотах.
Традиции древнего гончарного промысла отразились в произведениях скопинских мастеров. Здесь делали кувшины, кумганы, квасники, жбанчики, украшенные диковинными зверями и птицами, орлов с распростертыми крыльями, коней-свистулек, всадников, медведей-музыкантов. Изделия покрывали зеленой или коричневой глазурью.
Произведения отличает соединение скульптурных образов с формой сосудов. Поражает не только знание традиций древних славян, но и художественная фантазия, помогающая создавать живые образы и пластику.
Народное восприятие мира как единство природы и человека, формы живой и формы предметной получило отражение и в скопинских сосудах. Логика конструкции сочетается с изобразительностью. Разнообразные скульптурные изображения на месте ручек слиты с формой кувшина.
В скопинской керамике в равной мере активны объем и силуэт, поэтому формы монументальны и выразительны независимо от размера сосуда. рисование дымковский игрушка Русская глиняная игрушка.
Дымковская игрушка.
В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону «разбрасывали» яркие круги, клетки, крупные и мелкие горошины. Цвета: оранжевый, красный, зеленый, голубой, розовый, желтый, сиреневый и др. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще большую нарядность игрушки.
Барыни и кавалеры щеголяют своими нарядами, петухи и индюки своими пышными хвостами напоминают сказочные букеты, кормилицы хвастаются богатым семейством.
Радуют пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.
Каргопольская игрушка.
Жители русского Севера круглый жемчуг нарекли каргапольчиком. Так появилось название города Каргополя. Мастера народной глиняной игрушки живут здесь.
Изготавливается она также, как и дымковская. Но образы и роспись другие. Цвета ее не очень яркие, как и природа Севера. Тематика работ разнообразна: барыня, охотник, гармонист, танцующая пара и другие.
Мастера выбирали понравившиеся им цвета для росписи игрушки: красный, оранжевый, золотистый, желтый, коричневый, болотный малиновый и др.
Птицы с девичьими лицами, медведицы, играющие на гармониках, богатырские кони, сказочные Полканы. Веселый Полкан — богатырь со знаками солнца на груди — символ каргопольской игрушки. Это полуконь-получеловек, поэтому он наделен огромной силой. Вероятно, именно таким был в представлении наших предков богатырь, близкий к божеству древних славян Плихану или Полехану.
Каргопольский орнамент — это не просто геометрические узоры, а целый мир образов. Крест в круге — это солнце. Все элементы имеют древнее символическое значение. Подобные орнаменты можно увидеть на старинных вышивках и росписях.
Филимоновская игрушка.
Появилась в деревне Филимоново Тульской области. Местная глина очень пластична, фигурки из нее лепят, вытягивая форму, поэтому они такие стройные.
Самое удивительное происходит, когда темную синеватую глину ставят в печь. После обжига она становится белоснежной. Бери и раскрашивай. Наряд филимоновской игрушки связан со старинными символами-оберегами.
Узоры филимоновской игрушки радуют звонкой пестротой ярких полосок. Красная, зеленая, и наоборот, зеленая, красная. Фон желтый. Полоски повторяются, выстраивая выразительный ритм — «тигровость».
Полоски, крестики, круги, звездочки, солнышки, волнистые линии, точки, елочки сочетаются с гладко окрашенными частями.
Рябит в глазах полосатое трехцветье, привораживает игрушка особым орнаментальным узорочьем. Нарядно расписывают женские фигурки, причем не только полосами, но и розетками, треугольниками, цветами.
«Любота» — это знакомые образы — барыня и солдат, они слеплены парой, на одной «земле». Жених с невестой милуются, друг дружкой любуются и пляшут.
Все филимоновские звери — свистульки. Среди персонажей больше домашних животных, коней, собак, баранов, кур и петухов. Характерные черты этих животных: маленькая голова на длинной шее, гибкое тело, ноги-подставки и хвост-свисток.
Искренность и непосредственность, чувство живого есть в каждой вещи независимо от того, большая она или маленькая. Все пронизано красотой.
Вывод Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в жизни общества, так как оказывает на него всесторонне воздействие, является важным средством воспитания, формирования всесторонне развитой, гармоничной личности.
Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью социальной культуры. Эмоциональность, поэтическая образность его близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному. И основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего, а художественные произведения, созданные мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.
Дымковская игрушка отличается предельной простой и ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепития, ярмарочных гуляний, веселых каруселях продолжают жить вековые традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Особая красочность и нарядность ее дополняется ромбиками сусального золота, которые присущи только ей. Дымковская игрушка отличается пластической формой.
Глава 2. Развитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Влияние народного промысла Дымковская игрушка на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Эстетическое воспитание в детском саду является ежедневной работой во всех видах деятельности ребенка.
Решение вопросов эстетического воспитания лишь на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.
Выявление способностей у детей и правильное их развитие — одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.
Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начиная работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу — дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Дымковская игрушка, жизнерадостная по колориту, живая и динамичная по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам, поражает своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к «дымке», вызывают желание самим научиться так расписывать. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.
Эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом и основано на эстетическом переживании ребенка. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Он не равнодушен к прекрасным сочетаниям от нежных мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок. Это очень ценное качество, которое надо не только беречь, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием развития эстетического вкуса и художественного восприятия цвета у дошкольников.
Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
Знакомство с дымковской игрушкой помогает сформировать устойчивый интерес к лепке, рисованию.
Рисование на объемной игрушке намного труднее, чем на листе бумаги, придется немало потрудиться, чтобы дети правильно оформили свои работы. Хотя детские работы далеки от совершенства, им присущи все характерные признаки дымковской игрушки.
Работа по изготовлению игрушек способствует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она направлена на обогащение и развитие речи детей.
Очень точно об этом сказал В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Это мнение подтверждают исследования и наблюдения, согласно которым каждый ребенок изначально — кинестетик. Ощущения рук — его главная модальность восприятия. Новорожденный узнает мир «наошупь». Дети дошкольного возраста обучаются, начиная с умения работать руками, а это — в свою очередь способствует развитию мозга и дальнейшей обучаемости [23].
2.2 Формы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста рисованию по мотивам Дымковской игрушки Многие дошкольные образовательные учреждения работают над темой «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным творчеством».
Из всего многообразия русских народных промыслов именно «дымка», разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Работу необходимо начать с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает всё, и, прежде всего, то, что их окружает. Начинать нужно постепенно. Подобрать познавательную литературу о народном промысле «дымка», об особенностях дымковских узоров, об истории этого промысла, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.
Обучение детей необходимо начать с рассматривания дымковских игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях дымковской росписи.
Работу по обучению детей рисованию дымковских узоров необходимо проводить в следующей последовательности:
Познакомить детей с дымковской игрушкой.
Сформировать у детей навыки рисования дымковских узоров.
Реализации поставленных задач способствует составлению перспективного плана, который отражает последовательность работы.
Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.
Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объемные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное — нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.
Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки-горошины, прямая и волнистая линия и т. д.
Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.
Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.
Особое внимание стоит уделить обучению детей вертикальному движению кисти.
Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки — горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.
Работа по ознакомлению детей с дымковской игрушкой проводится на занятиях-беседах (организованной образовательной деятельности).
Первое занятие направлено на углубленное знакомство детей с дымковской игрушкой. Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушают рассказ воспитателя, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.
При рассматривании с детьми дымковских игрушек или иллюстраций, обращается внимание, во-первых, на особенности дымковской росписи (насколько она проста), во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи дымковских игрушек, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.
Целью рассматривания изделий дымковских мастеров и их иллюстраций является приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов дымковской росписи, а также понимание того, что узор украсил игрушку, сделал её нарядной.
На этом же занятии проходит знакомство детей с элементами данной росписи, дети учатся рисовать: прямую линию (держать кисточку вертикально от листа бумаги) и точку-горошину (тычком).
Все это вызывает у дошкольников интерес к дымковским игрушкам, чувство радости от встречи с прекрасным. После занятия они могут поделиться впечатлениями об увиденном и порадоваться своим первым положительным результатам.
Возможно, что на таком занятии не каждый ребенок справиться с поставленной задачей. Поэтому необходимо проводить с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Обведи элемент», в которой дети обучаются технике исполнения данных элементов, «Обведи и раскрась», которая помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в дымковской росписи. Вся индивидуальная работа проводится с учетом возможностей и способностей каждого ребенка.
На следующем занятии проходит знакомство детей с новыми элементамиволнистая линия, круги, а также закрепляется цветовая гамма. Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.
По ходу занятия необходимо следить за правильным положением кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т. д., поощрять детей. Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку поможет быстрее справиться с трудностями.
Далее проводятся занятия согласно перспективному плану:
Знакомство с дымковской игрушкой.
Волшебные лошадки.
Сказочные птицы.
Распишем наряды барышням[3].
Целью данных занятий является обучение технике рисования дымковской росписи тычком и кистью, знакомство с элементами росписи, роспись плоскостных силуэтов.
При знакомстве детей с тем или иным элементом необходимо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда, от занятия к занятию, дети будут рисовать отдельные элементы все более и более уверенно.
Не стоит забывать о том, что не все дети могут сразу проявить интерес к рисованию узоров, поэтому необходимо дать время заинтересоваться народной игрушкой, ее узорами и красотой.
Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки. Ведь наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их жизни, сознании.
На основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к родному краю, русской природе, нашему народному творчеству.
Целевые прогулки проводятся как предварительная работа по подготовке к занятию. Наблюдения можно организовать со всей группой детей в утренние или вечерние часы. Основным методом в процессе наблюдения является беседа.
Дети учатся не только наблюдать за объектами живой природы, но и зарисовывать их палочкой на земле, а впоследствии карандашами, красками на бумаге. Природа способствует умственному развитию детей, их восприятию и отношению к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса. Если приучить любоваться яркими красками природы (неба при закате и восходе, замысловатой формой снежинок, красотой ярко-желтых, красных осенних листьев и т. д.), у ребенка развивается художественный вкус, он глубже может познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Это поможет формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
У дошкольников неустойчивая память, недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому необходимо медленно двигаться от простого к сложному, первые элементы росписи начинать рисовать пальцем, а затем уже тычком и кистью. В процессе обучения технике рисования учить детей подбирать и сочетать цвета друг с другом соответственно белому фону.
Так постепенно можно переходить к творчеству. После того как технические навыки у детей будут сформированы, начать развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры, развивающие воображение, память, творчество, умение анализировать.
В течение обучения детей родителям необходимо демонстрировать выставки детских работ с целью показать им успехи их детей в освоении дымковской росписи.
На родительском собрании можно провести беседу с родителями на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», в которой показать значение воспитания эстетического вкуса в развитии личности ребенка. И поэтому первая задача семьи — развить у ребенка эстетическое восприятие всего окружающего мира.
На следующем родительском собрании рассказать об истории дымковской игрушки, ее мастерах, чтобы родители смогли понять и оценить всю красоту этих глиняных изделий, расписанных яркими красками. Такая предварительная работа с родителями поможет сильнее заинтересовать детей, так как родители, поняв важность этой работы, в свою очередь, дома могут рассматривать вместе с детьми иллюстрации, книги, рекомендованные им педагогом. Все это способствует развитию интереса и желания у детей самим научиться расписывать «дымковских» лошадок, птичек, барышень и наездников.
Эффективной формой работы с родителями станут домашние задания, в которых родители окажут неоценимую помощь, рисуя дома с детьми дымковские узоры и играя в дидактические игры.
С детьми проводятся различные по характеру типы занятий: занятия по сообщению детям новых знаний, целью которых является постановка перед детьми познавательных задач, расширение и уточнение знаний.
Эти занятия, занимая основное место в процессе обучения (так как дети на них знакомятся с историей развития и особенностями дымковской росписи, учатся рисовать элементы), проводятся в форме беседы или просто знакомства с новым элементом, обязательно с рассматриванием данного элемента на дымковских игрушках, иллюстрациях с изображением дымковских игрушек. В конце учебного года проводится вечер развлечения для родителей и детей, на котором подводится итог проделанной работы.
И хотя работы детей могут быть далеки от совершенства, их росписям будут присущи все характерные признаки «дымки», а главное — дети прикоснутся к искусству, искусству подлинно народному.
Красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям.
В ходе реализации задач необходимо отслеживать результаты детей. Для этого проводится промежуточная диагностика по определенным критериям анализа и оценки созданных детьми изображений, которая показывает рост интереса детей к народному творчеству, повышение художественной, творческой активности у детей.
Вывод Различные виды художественной деятельности, основа которых — народное творчество — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей. Народное декоративно-прикладное искусство помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства — симметрия и ритм.
В результате проводимых разных форм работы по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий дымковских мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этой игрушке, наблюдений в природе у детей может появиться устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, рука будет более «твердой», они смогут назвать все элементы дымковской росписи. Все это будет способствовать развитию их художественных и интеллектуальных способностей.
Занятия, проведенные о «дымке», дидактические игры по данному виду росписи дадут возможность детям узнать приемы рисования и научат составлять узоры на различных формах.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах, желаниях.
Глава 3. Практическое исследование по использование Дымковской игрушки в обучении декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста Цель практического исследования — выявить особенности и результативность серии занятий по декоративному рисованию по мотивам дымковской игрушки.
Работа проводилась в Государственном Бюджетном Образовательном Учреждении имени М. И. Цветаевой № 1619 детский сад № 1427. Было проведено наблюдение за детьми подготовительной группы (от 6 до 7 лет) на занятиях по рисованию.
Мы составили план работы, в который вошли:
— беседа о Дымковской игрушке;
— занятия по декоративному рисованию;
— дидактические игры;
— выставка детских работ для родителей;
— информационный материал о промысле для родителей.
Все запланированные формы работы были реализованы.
Занятие 1.
«Беседа о Дымковской игрушке».
Программное содержание: Расширять знания детей о народном искусстве. Рассказать историю дымковской глиняной игрушки; сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Продолжать воспитывать на народных традициях, прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров — умельцев. Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию в образ» изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами.
Анализ: в начале занятия — заинтересованность новым. Дети с удовольствием рассматривали изделия дымковских мастеров, обыгрывали игрушки. Простота используемых элементов позволила запомнить практически все их названия. В дальнейшем при рассматривании иллюстраций большинство детей безошибочно называли промысел и его основные элементы.
Занятие № 2.
«Элементы дымковских узоров».
Программное содержание: Познакомить детей с дымковской росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении узора на полосе, квадрате, круге. Упражнять в рисовании элементов дымковской росписи: кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением, в рисовании точек, черточек концом кисти. Развивать интерес к изучению народных промыслов, изделий народных мастеров.
Материалы: альбомный лист белого цвета, краска гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Анализ: дети работали старательно, сосредоточенно рисовали элементы росписи. Атмосфера на занятии была доброжелательной, было много положительных эмоций у детей при выполнении работы.
Занятие № 3.
«Узор для дымковской лошадки».
Программное содержание: Уточнить представления детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (веселая, праздничная).
Учить детей расписывать силуэты дымковских игрушек по мотивам народных декоративных узоров. Учить рисовать основные элементы узора, круги безотрывными линиями всем ворсом кисти, кольца одним круговым движением, точки, черточки концом кисти. Закреплять приемы рисования красками. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, оценивать их.
Материалы: Силуэты лошадки, краска гуашь разного цвета, баночки с водой, салфетки.
Анализ: дети охотно согласились расписать лошадку. Все рисовали самостоятельно, увлеченно, проявляя воображение и творчество. Маша А. не совсем справилась с техникой рисования; хорошо передали ритмичность в рисунке Ваня Н., Алеша Ш.
Занятие № 4.
«Узор для дымковской курицы».
Программное содержание: Учить детей расписывать силуэт игрушки по мотивам дымковского орнамента, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии). Упражнять в рисовании элементов дымковского узора. Учить выделять элементы украшения хвоста петуха, закрепляя умение составлять симметричный узор, оформляя середину и кайму. Упражнять в рисовании всем ворсом кисти и ее концом. Учить самостоятельно выбирать цвета узора. Вызывать положительный эмоциональный отклик, чувство восхищения произведениями народных мастеров.
Материалы: Силуэты петухов, краски гуашь разного цвета, баночки с водой, кисти, салфетки.
Анализ: дети охотно согласились расписать узорами петуха. Все старались правильно передать колорит и элементы росписи. Юля Г., не очень хорошо справилась с техникой рисования; очень красивый петух получился у Вани Н.
Занятие № 5.
«Украшение дымковской барышни».
Программное содержание: Учить равномерно, слитными линиями вертикальными и горизонтальными покрывать лист, в образовавшихся клетках украшать элементами декоративной росписи кругами, пятнами, точками, и штрихами по мотивам дымковской игрушки. Закреплять умение композиционно правильно располагать узор, использовать цвета характерные для дымковской росписи.
Материалы: Половина альбомного листа белого цвета, краска гуашь разного цвета, кисти, баночки с водой, салфетки, фигурки дымковских барышень.
Анализ: использование колорита росписи практически у всех детей правильное, все работали увлеченно, стремясь красиво и аккуратно украсить юбку. Красиво подобрали цвета Ваня Н. и Маша А., не справился с техникой рисования и элементами Андрей Г.
В результате проведённой практической работы, проводя анализ каждого занятия, мы пришли к следующим выводам: у детей формируется эстетическое восприятие и оценка Дымковской игрушки, появляется желание рисовать элементы росписи вне занятий, в уголке ИЗО растет уровень в овладении техникой декоративного рисования, развивается творчество в композиции узора и его цветовом решении.
Дидактические игры:
— «Парные картинки» Задачи: продолжить знакомить детей с дымковской игрушкой; выделять и называть элементы росписи; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память.
— «Декоративное домино» Задачи: знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы дымковской росписи; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать.
-«Собери целое» Задачи: закреплять знания детей о «дымке»; учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.
-«Найди пару» Задачи: продолжить знакомить детей с русскими народными росписями; выделять из них «дымку»; развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать[Пр.].
Эти игры помогут детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно, без помощи воспитателя научатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию смогут подбирать элементы росписи, цветовую гамму.
Вывод по практическому исследованию В результате практической работы была реализована цель в виде проведения разных форм работ по приобщению детей к дымковской росписи и обучению декоративному рисованию по ее мотивам. Проведенные занятия по декоративному рисованию способствует развитию у детей умений в рисовании элементов дымковской росписи; беседа по дымковской росписи, использование дидактических игр по декоративно-прикладному искусству подтверждают эффективность воздействия народного искусства на развитие детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
На современном этапе развития дошкольного образования уделяется большое внимание знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. В дошкольных образовательных программах реализуются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, в том числе, народной дымковской игрушки.
Именно занятия декоративным рисованием и ознакомление с народными промыслами могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в народном творчестве. Более «детскую» игрушку трудно придумать, но, разумеется, она только в отдельных образах может заинтересовать детей: конюхи, петухи, наездники, барыни и т. д.
Истоки творческих сил человека восходят к детству — той поре, когда творческие появления во многом непроизвольны и жизненно необходимы[3].
Первостепенное значение имеет сама потребность в художественном творчестве. Она возникает при особом эмоциональном отношении к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутреннее содержание. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желание выразить свои личные переживания в создаваемых им самим образах.
Анализ теоретического материала позволил нам выявить взаимосвязь использования Дымковской игрушки в развитии навыков и умений в декоративном рисовании.
Наша практическая работа была направлена на развитие умений в декоративном рисовании Дымки у детей старшего дошкольного возраста. Она заключалась в проведении серии занятий по декоративному рисованию по мотивам дымковской игрушки.
В ходе практической деятельности нами была отмечена положительная динамика в развитии умений детей в рисовании дымковских узоров.
Таким образом, проведённое нами исследование позволяет утверждать, что приобщение детей к народному искусству посредством Дымковской игрушки способствует развитию умений в декоративном рисовании детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.
Березина В.Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. — СПб.: Издательство Буковского, 1994. — 60 с.
Брофман В. В. Планы занятий по изобразительному искусству: Планы занятий по программе развития для старшей группы детского сада / В. В. Брофман. — М.: Просвещение, 1992. — 180 с.
Волчкова В.Н., Степанова Н. В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. — М.: ТЦ «Учитель», 2001 г.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: ACT, Астрель, Хранитель, 2008 г.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. — 120 с.
Гаврилова В.В., Артемьева Л. А. Декоративное рисование с детьми 5−7 лет. Рекомендации, планирование, конспекты занятий. — Волгоград: Учитель, 2010 г.
Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий. — М.: Скрипторий, 2008 г.
Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. — М.: Просвещение, 1997. — 220 с.
Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности — М.: Просвещение, 1995.
Губанова Н. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. -М.: Мозайка-Синтез, 2009 г.
Дзюба П. П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. — Р/н/Д.: Феникс, 2008 г.
Золотой фонд педагогики: В. А. Сухомлинский о воспитании. — М.: Школьная Пресса, 2003 г.
Доронова Т. Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. — М.: обруч, 2010 г.
Казакова Р.Г., Сайганова Т. И. Рисование с детьми дошкольного возраста. -М.: Сфера, 2009 г.
Коробицына Т.А., Кочкина Н. А. Организация занятий с детьми дошкольного возраста. — Архангельск: АО ИППК РО, 2010 г.
Лыкова И. А Изобразительная деятельность в детском саду планирование, конспекты, методические рекомендации.- Москва., Сфера, 2010 г.
Потемкина А. В. Как научить декоративному рисованию ребенка. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009 г.
Практическая психология образования / под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2008 г.
Русская глиняная игрушка / И. Я. Богуславская — Л.: Искусство, 1975. — 148 с.
Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Просвещение, 1973 г.
Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. — М. Педагогика, 1984.-96с.
Смирнова Е. О. Детская психология. — М.: Владос, 2008 г.
Cухолимский В. А. Сердце отдаю детям. Издание четвертое. Издательство «Радянська школа», киев 1973.
Тихонова М.В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. — СПб.: Детство-Пресс, 2005.
Приложение Конспект занятия по теме «Роспись дымковской игрушки"(Олешка) Цели и задачи:
* Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить рассматривать и выделять элементы узора (круг, полосы, украшения точками) .
* Учить видеть красоту глиняной игрушки, её выразительность, образность, яркость узора.
* Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании.
* Продолжать учить детей украшать дымковские игрушки узором, закрепить навыки построения композиции узора для украшения игрушек (расположение узора вертикальными рядами) .
* Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
* Совершенствовать навыки работы с гуашью.
* Закрепить цветосочетание характерное для дымковской росписи.
* Использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать всей кистью и концом) .
* Воспитывать интерес к народному творчеству.
Материал: готовые шаблонные рисунки дымковской игрушки олешки, гуаш, ушные палочки, тычки, салфетки, баночки с водой, кисточки, образцы элементов росписи, иллюстрации с дымковскими игрушками.
Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, иллюстраций. Разучивание стихов о дымковских игрушках, разучивание частушек. Предварительно рассказ о работе дымковских мастеров.
Ход занятия. Дети входят в зал, играет русская народная музыка.
Воспитатель: сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, в мир искусства, в мир сказки, где познакомимся с народным творчеством.
Велика Россия наша И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах На весь мир молва идет!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много здесь красивых игрушек.
Обратите внимание, какие они все красивые.
Вам нравятся?
Дети: Да.
Воспитатель: ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки?
Дети: дымковские (слайд 2, 3, 4).
Воспитатель: правильно, дымковские, а почему их так назвали?
Дети: потому что их сделали в селе Дымково (слайд 5).
Воспитатель: А почему село это назвали Дымково?
Дети: Потому что зимой, когда там топят печки, а летом, когда туман, село стоит как будто в дымке.
Воспитатель:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного, А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги, От капелек росы.
В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы.
Воспитатель: Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка. Из чего и как мастера ее делали?
Дети: Делали эту игрушку из глины, потом обжигали в печи, покрывали мелом разведенным на молоке (слайд 6).
Воспитатель: Но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядными, как же дымковские получались такими веселыми и нарядными?
Дети: Потому что дымковские мастера их расписывали яркими узорами.
Воспитатель: А какие элементы росписи использовали мастера?
Дети: Круги, полоски, точки, сетка, кольцо (слайд 7).
Воспитатель: молодцы, правильно отгадали, давайте в воздухе прорисуем каждый элемент дымковской росписи. Ребята, вы знаете, что все узоры мастера брали из окружающего мира. Давайте с вами подумаем, на что могут быть похоже они. (круг означает солнце, волнистые линии — воду, а пересечение прямых линий (ромб) — землю, точки — звезды) Воспитатель: Молодцы! А какие цвета использовали мастерицы для росписи игрушки?
Дети: Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый (слайд 8).
Воспитатель: а как можно одним словом назвать эти цвета?
Дети: нарядные, праздничные, теплые, яркие.
Физкультминутка Сегодня дымку мы узнали И немного мы устали.
Руки в кулачки сожмем, Кружочки рисовать начнем, Кисти наши разожмем, Краску лишнюю стряхнем, Плечи шире разведем, Спинки крепкие прогнем, Ладошки солнышку покажем, Весело ему помашем.
В руки кисточки возьмем И рисовать начнем Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравилось, как мы сегодня беседовали о дымковской игрушке, и я предлагаю вам стать настоящими дымковскими мастерами. Вы будете расписывать дымковскую барыню по своему желанию. Закройте глаза и подумайте, каким узором вы распишете свою барыню. Подумали, а теперь приступайте к рисованию: полоски мы рисуем кончиком кисти, точки ватными палочками, круги делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.
Когда работы будут выполнены, предложить детям оставить их на столах, чтобы просохли.
Выставка и анализ работ.
Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте попрощаемся с гостями и скажем всем спасибо.
Конспект занятия в старшей группе «Роспись коня по мотивам дымковской игрушки».
Задачи:
Приобщать детей к русскому народному творчеству; учить детей передавать в росписи элементы дымков кого орнамента.
Развивать чувство ритма, цвета, композиции. Воспитывать уважение к труду народных умельцев, вызвать положительный эмоциональный отклик, Ход занятия:
Педагог: Добрый день, мои друзья. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя — Россия.
Педагог: скажите, пожалуйста, чем богата наша Россия?
Дети: Есть в России высокие горы, полноводные реки, густые леса, поля, болота, полянки и маленькие овражки.
Педагог: А еще наша Россия богата русскими мастерами, которые с давних времен прославляют нашу Родину народными промыслами.
Педагог: Ребятки, скажите, пожалуйста, а какие народные промыслы вы уже знаете?
Дети: Хохлома, Городецкая роспись, Гжель, Дымка.
Педагог: Ребятки, у меня в руках волшебный клубочек, он приглашает нас на выставку дымковской игрушки, но прежде чем мы отправимся, давай те попросим клубочек указать нам дорогу, давайте скажем: «Ты катись, катись, клубочек, по горам и по долам, приведи ты нас, клубочек, на выставку к дымковским мастерам.
Вот мы с вами и на выставке. Ребятки, скажите, пожалуйста, а что вы уже знаете о Дымково?
Дети: Дымково — это большое село, которое расположено на берегу реки Вятка, а знаменито это село своими игрушками дымковскими.
Педагог: Ребятки, послушайте, чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
Там любили песни, пляски И в селе рождались сказки Вечера бывали длинные, А лепили там из глины.
Все игрушки не простые, А волшебно-расписные, Белоснежны как березки:
Кружочки, точечки, полоски, Простой, казалось бы узор, Но отвести не в силах взор.
Педагог: какая характерная отличительная особенность у дымковской игрушки?
Дети: Дымковская игрушка белоснежная, перед тем, как ее расписать, ее с начала белили мелом, разведенным в молоке.
Педагог: какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
Дети: круги, овалы, клетки, полоски.
Педагог: какие цвета брали для росписи игрушек?
Дети: желтый, синий, красный, зелёный Педагог: Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.
В ряд В шахматном порядке В клетку между линиями Вот сколько много дымковских игрушек мы рассмотрели, а объединяет их цвета красок и узоры.
Педагог: сегодня я предлагаю быть в роли мастеров из Дымково и расписать коня. А коня мы выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных и злых сил. Рисовать мы будем не кисточкой, а ватной палочкой (тычком). Я предлагаю вам подумать, каким узором вы будите расписывать коня. (Даю возможность подумать над предстоящей работой. Подумали? А теперь приступайте к работе.
Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, по этому они не похожи друг на друга, но каждая прекрасна по своему.
Дети работают.
Физкультминутка:
Конь меня в дорогу ждёт, Бьёт копытом у ворот На ветру кивает гривой, Пышной, сказачно — красивой.
На коня скорей вскачу Не помчу, а полечу Там за дальнею рекой Помашу тебе рукой.
Анализ детских работ:
Педагог: Ребята посмотрите на свои игрушки, какие они красивые.
Конспект занятия по рисованию «Укрась свою игрушку» (декоративное творчество). Индюки Программные задачи:
Образовательные:
1. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи кистью (кружок, точка, полоски, сетка, кольцо).
2. Продолжать учить детей украшать элементами декоративной росписи силуэты дымковских игрушек.
Развивающие:
1. Развивать глазомер, чувство цвета, формы, пропорций.
2. Развивать эстетическое восприятие, творчество.
3. Вызвать интерес к народной игрушке.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.
2. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе Словарная работа:
Активизация словаря: глиняные, свистулька.
Обогащение словаря: умельцы, дымковская, мастера, роспись.
Оборудование:
Предметные картинки, дымковские игрушки, готовые шаблонные рисунки дымковской игрушки, гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, баночки с водой.
Ход занятия:
Группа оформлена атрибутами «Дымковской игрушки».
Дети входят в группу.
Воспитатель: Проходите, ребята. Рассаживайтесь поудобнее.
Привлекаю внимание детей.
— Ребята посмотрите, вот на эту фотографию.
На ней изображена церемония открытия Олимпиады в Сочи, где была использована стилистика дымковской игрушки — народного промысла вятской земли. В ярких дымковских красках перед зрителями олимпиады предстала средневековая Русь. А творчеству дымковской росписи более 400 лет. Начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково. (Дети повторяют название). Так и назвали эти игрушки — дымковские (дети повторяют). Их можно узнать по этим красивым узорам. А вы знаете, что в этих элементах есть секрет: круг означает солнце, волнистые линииводу, а пересечение прямых линий (ромб) -землю. Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных предметов. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки. Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки, (показываю детям дымковские игрушки) .Дети как называются эти игрушки?
Дети: Дымковские.
Воспитатель: Правильно. А почему их так назвали?
Дети: Потому что их сделали в селе Дымково.
Воспитатель:
Дым из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое «Дымково «назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо сказки.
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.
Сами белоснежны, как березки, А на них яркие кружочки, клеточки, полоски.
Воспитатель: Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка. Мастера делали их из глины. Но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядными. Поэтому дымковские мастера стали их расписывать яркими узорами.
Воспитатель: А какие элементы росписи использовали мастера?
Дети: Круги, полоски, точки, сетка, кольцо.
Воспитатель: А какие цвета использовали мастерицы для росписи игрушки?
Дети: Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.
Воспитатель: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?
Дети: яркие, нарядные, веселые, праздничные.
Воспитатель: А вы хотели бы в Дымково попасть и стать мастерами.
Дети: Да.
Воспитатель: А ведь село стоит на берегу реки, на чем же можно отправиться туда?
Дети: на лодке.
(имитация движений, переплыть) Мы на лодочке плывём, На волнах качаясь.
Мы одним веслом гребём, Вторым помогаем.
Давай прыгай ты дружок побыстрей на бережок.
И быстрей шагаем.
Воспитатель: Вот мы и приплыли в село Дымково. Представим себе, что мы в дымковской мастерской, все тут есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку. У меня для вас есть фигурки игрушек «Курочки», которые не успели расписать мастера. Давайте им поможем. Садитесь по удобнее, закройте глаза и подумайте, как вы распишите свою фигурку, представьте что получится. Настроились? А теперь приступаем к работе.
Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку. Во время работы оказывается помощь, дается указание.
Готовые работы выкладывают на общий стол, дети их рассматривают.
Воспитатель: Вот наши «Курочки» и стали ненаглядными. И впрямь, на них не наглядеться! Даже на душе стало радостно.
Все «Курочки» не простые, А волшебно расписные.
Белоснежны как березки, Кружочки, клеточки, полоски. Простой казалось бы узор, Но отвести не в силах взор.
Спасибо вам за вашу работу, дорогие мастера!
После занятия, даю детям трудовое поручение.
— Ребята, каждый мастер после завершения работы, убирал своё рабочее место. Вы тоже мастера, поэтому не забудьте убрать рабочее место.
Конспект занятия по декоративному рисованию «Нарядная барышня».
(по мотивам дымковской игрушки).
Программные задачи: продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты кукол-барышень. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Знакомство с новыми видами народно-прикладного искусства. Прорисовывание всех элементов дымковской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности. Знакомство с дымковскими игрушками, их происхождением. Дидактические игры на цветной модели «Радуга» с целью упражнения в подборе гармоничных цветосочетаниях.
Материалы, инструменты, оборудование: заготовки с силуэтом кукол-барышень, краски, кисти беличьи № 1, № 3, салфетки бумажные, палитра, стаканчики с водой, образцы элементов дымковской росписи.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает на выставку: Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила (выставка дымковских игрушек). Кто мне скажет, что это за игрушки? Как вы это определили?
Есть в России город под названием Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называется Дымково. Это название село получило от того, что над крышами всех его изб почти постоянно вьётся дымок. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление глиняных игрушек — кукол, музыкальных инструментов, разных забав. Каждый день создавали мастера свои поделки и высушивали их в печке — чтобы глина быстрее сохла. Вот откуда получило село своё название. Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура — «Браня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.
Ребята, давайте рассмотрим игрушки и скажем, какими элементами украшены они, назовите их (круг, точка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок). Ребята, давайте в воздухе их прорисуем.
Дети рассаживаются за столы.
У меня есть одна знакомая барышня (показ дымковской Барышни), она очень красивая, но к сожалению сейчас очень грустит. Знаете почему? (Дети высказывают свои предположения). От того, что у неё нет подруг. Хотите ей помочь?
Воспитатель предлагает нарисовать детям Барышень — подруг, раскрасить заранее подготовленные силуэты.
Дети самостоятельно выполняют работу.
Перед работой детям предлагается пальчиковая гимнастика по выбору воспитателя. Можно предложить такую:
Мягкой кисточкой покрашу Стульчик Стол Кошку Машу.
(дети поочерёдно разминают пальчики сначала на одной руке, потом на другой) Красят домик маляры Для любимой детворы.
Если только я смогу, То им тоже помогу.
В конце занятия подводится итог: анализ работ. Обязательно обращается внимание на то, что все дети помогли Барышне-госте. Она стала весёлая и радостная.