Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В том случае, если патент будет получен на срок до 6 месяцев, то налог в полной с необходимо будет уплатить не позднее срока действия патента, тогда как в настоящее время налогоплательщик обязан уплатить налог полностью не позднее 25 дней после начала действия патента. В том случае, если патент будет получен на срок от 6 месяцев до календарного, то одну треть суммы налога необходимо будет… Читать ещё >

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

  • Введение
  • 1 Теоретические аспекты налоговой системы
    • 1.1 Понятие налоговой системы и ее назначение
    • 1.2 Структура и особенности налоговой системы РФ на современном этапе
  • 2. Анализ поступления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации
    • 2.1 Анализ динамики налоговых поступлений в РФ
    • 2.2 Анализ структуры налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
  • 3. Проблемы совершенствования налоговой системы
  • Российской Федерации
    • 3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ
    • 3.2 Основные пути совершенствования налоговой системы РФ
    • 3.3 Совершенствование налоговой системы РФ в условиях финансового кризиса
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Введение
  • Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена ее налоговая система.
  • Собираемость налогов напрямую зависит от эффективности системы налогового администрирования в стране.
  • Как известно, налоги являются наиболее важным источником пополнения доходов государства. От их формирования зависит, насколько благополучно будет развиваться экономика страны.
  • Что касается России, то можно отметить значительные проблемы в системе управления и контроля над сферой налогообложения. Эксперты в области налогообложения утверждают, что выбранная Правительством РФ налоговая система тормозит развитие рыночных отношений в стране.
  • Существует необходимость совершенствования форм и методов налогового контроля. В настоящее время требуется модернизация налоговой системы в целях создания комфортных налоговых условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития.
  • Все это обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
  • В данной работе рассмотрены проблемы налоговой системы России в настоящее время и отражаются пути ее совершенствования путем разрешения этих проблем.
  • Предметом исследования в данной работе является современное состояние и проблемы совершенствования налоговой системы РФ.
  • Объектом исследования является налоговая система РФ.
  • Цель работы заключается в исследовании налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования.
  • Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

— изучено понятие налоговой системы и ее назначение;

— изучена структура и особенности налоговой системы РФ на современном этапе;

— проведен анализ динамики налоговых поступлений в РФ ;

— проведен анализ структуры налоговых доходов консолидированного бюджета РФ;

— выявлены проблемы современной налоговой системы РФ;

— сформулированы основные пути совершенствования налоговой системы РФ.

Методологической и информационной основой исследования являются научные статьи, нормативные и методические документы Министерства по налогам и сборам РФ, статистические данные Госкомстата РФ, а также фактические материалы, полученные в ходе изучения практики налогообложения в Российской Федерации.

В работе используется общеэкономический системный метод исследования, а также специальные инструменты, такие как сравнительный и статистический анализ.

1 Теоретические аспекты налоговой системы

1.1 Понятие налоговой системы и ее назначение

В настоящее время многие авторы отмечают, что в науке о налогах до сих пор недостаточно разработано понятие «налоговая система».

Так, например, Назаров В. Н. утверждает, что понятие «налоговая система» следует отнести к дискуссионным вопросам и актуальному предмету исследования в сфере налогов. С одной стороны, термин «налоговая система» является очень распространенным и постоянно используется. И в то же время авторы мало где раскрывают, что они понимают под налоговой системой. Путем анализа содержания и выводов можно сделать вывод о том, что разные авторы различное содержание вкладывают в термин «налоговая система» или применяют этот термин для обозначения различных общественных отношений. Об этом может свидетельствовать отсутствие единства в дефинициях, предлагаемых разными исследователями. В таблице 1.1 представлены трактовки понятия «налоговая система» с точки зрения различных авторов.

Таблица 1.1 — Научные трактовки категории «налоговая система»

Автор

Трактовка понятия

И.И. Кучеров

Определяет налоговую систему как основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов, и выделяет в структуре налоговой системы «определенные обособленные подсистемы (составы)»: состав налогооблагающих субъектов (налогооблагающий состав); систему налогов и сборов; состав налогоплательщиков (налогооблагаемый состав); систему органов налогового администрирования; систему органов, обеспечивающих налоговую безопасность

И.А. Майбуров

Налоговая система — это основанное на определенных принципах целостное единство основных ее элементов, находящихся друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Такими элементами являются: нормативная правовая база сферы налогообложения, совокупность налогов и сборов, плательщики налогов и сборов, механизм налогового администрирования

А.В. Толкушкин

Налоговую систему определяет как совокупность налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов ее построения

В.Н. Иванова

Рассматривает налоговую систему как сложное правовое, социально-экономическое и политическое явление общественной жизни, в которой можно выделить следующие образующие ее элементы: юридическую конструкцию налога как первооснову формирования налоговой системы (выделена из системы налогообложения, с тем чтобы подчеркнуть особую роль правовой категории как системообразующего элемента); систему налогообложения государства, формирующуюся на основе объединения юридических конструкций всех установленных и введенных налогов; нормотворческую деятельность представительных органов власти в сфере налогообложения; систему налоговых органов;

налоговый контроль; налоговую политику государства; налоговую культуру населения государства

Э.Д. Соколова

Налоговая система является составной частью публичного сектора финансовой системы и включает все налоги и сборы, а также органы, осуществляющие организацию их уплаты и налоговый контроль

С.Г. Пепеляев

Налоговая система — это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения. К существенным условиям С. Г. Пепеляев относит: принципы налогообложения; порядок установления и введения налогов; систему налогов; порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней; права и обязанности участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность участников налоговых отношений; способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений. Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом

Понятие «налоговая система» в России было впервые введено Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118−1. Согласно ст. 2 Закона «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».

На наш взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.

Несмотря на отсутствие общепринятого определения «налоговая система» анализ налоговых систем государств показывает, что, несмотря на их различие, они имеют в своем составе (структуре) сходные элементы, хотя в разных сочетаниях.

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

1) виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований;

2) субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

3) органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;

4) законодательная база (налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за уплатой налогов налогоплательщиками.

Взаимодействие этих элементов представлено на рисунке 1.1.

Согласно схеме все элементы налоговой системы должны функционировать строго в соответствии с нормами и правилами, формируемыми нормативно-правовой базой. Между субъектами налоговой системы проявляться определенная подчиненность.

Все известные в настоящее время налоговые системы можно классифицировать. Классификации налоговых систем в зависимости от различных показателей представлены на рисунке 1.2.

В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно подразделить следующим образом:

либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской Америки;

умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;

жестко фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.

В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:

подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран — США, Канады, Великобритании, Австралии;

умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы — Германии, Франции, Италии и др.;

косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран — Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана; к этой же группе относится и налоговая система России.

Рисунок 1.1 — Состав элементов налоговой системы Рисунок 1.2 — Основные классификации налоговых систем В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются следующим образом:

централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;

умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;

децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить так:

прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;

регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны.

нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.

Назначение налоговой системы воплощается в функциях, которые она выполняет. Состав и содержание функций налоговой системы представлены на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 — Состав и содержание функций налоговой системы Таким образом, с помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

1.2 Структура и особенности налоговой системы РФ на современном этапе

Согласно законодательству Российской Федерации, налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения:

1) федеральный (на уровне РФ);

2) региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения);

3) местный (на уровне муниципальных образований).

Структура налоговой системы РФ представлена на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4 — Структура налоговой системы РФ На рисунке 1.4 видно, что в состав налоговой системы РФ также входят элементы, указанные в предыдущем пункте работы.

Для целостной характеристики российской налоговой системы необходимо подробно проанализировать каждый из указанных ее элементов.

Рассмотрим каждый из элементов более подробно.

Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

1) виды налогов и сборов;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;

4) права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

7) порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

Субъектами налогов являются:

1) организации (юридические лица);

2) граждане (физические лица), на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины).

Управленческую деятельность государства и местных органов по налоговому планированию, формированию и совершенствованию системы налогов и сборов, контролю за соблюдением налогового законодательства и соблюдением прав и обязанностей участников налоговых отношений осуществляют налоговые администраторы.

Налоговые администраторы — это государственные и местные органы, которым законодательно предоставлены соответствующие полномочия по осуществлению налогового процесса.

В первую очередь, это законодательные органы федерального и регионального уровня и представительные органы местного самоуправления, осуществляющие в пределах своей компетенции принятие соответствующих законов по формированию и совершенствованию налоговой системы, а также определяющие уровень налоговых поступлений на очередной финансовый год. Выработку налоговой политики на длительную и ближайшую перспективу, разработку законопроектов в области налогообложения осуществляют исполнительные органы власти.

Контроль за исполнением налогового законодательства, за своевременной и полной уплатой налогов, законностью использования предоставленных налогоплательщикам прав, планирование налоговых поступлений и их распределение между бюджетами разных уровней осуществляют соответствующие уполномоченные федеральные, региональные и местные органы.

К числу специально образованных налоговых администраторов относятся ФНС России и ее территориальные подразделения. В число других налоговых администраторов входят: ФТС России и ее территориальные подразделения (таможенные органы), Минфин России и финансовые подразделения РФ и муниципальных образований, органы внутренних дел, Счетная палата РФ.

Соответствующее законодательство и, прежде всего НК РФ, четко прописывают права и обязанности каждого из этих органов в области налогового администрирования.

Официальное определение налога дано в первой части НК РФ. В соответствии с гл. 8 НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Рассмотрим виды налогов действующих в России в настоящее время. На рисунке 1.5 представлена классификация налогов действующих в России в настоящее время.

Рисунок 1.5 — Классификация налогов действующих в России В свою очередь налоги по уровню бюджетов можно также классифицировать. Такая классификация представлена на рисунке 1.6.

Рисунок 1.6 — Классификация налогов РФ по принадлежности к уровню власти Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами РФ и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти РФ определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов.

Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.

Исключительные особенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты, т. е. разделение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Данная классификация приведена на рисунке 1.7.

Как видно из приведенных на рисунке 1.7 данных, в российской налоговой системе преобладают налоги, уплачиваемые юридическими лицами.

Однако следует отметить одно важное обстоятельство. Конкретные налогоплательщики — юридические лица уплачивают гораздо меньше налогов, чем вообще установлено в НК РФ, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число организаций. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог и т. п. При этом акцизы на отдельные виды товаров, плательщиками которых формально являются юридические лица, фактически (а не номинально, как другие косвенные налоги) уплачивают непосредственно потребители, т. е. физические лица.

Рисунок 1.7 — Классификация налогов РФ по субъектам уплаты По характеру собирания и использования российские налоги можно классифицировать, как представлено на рисунке 1.8.

Характеризуя классификацию налогов РФ по источнику обложения, следует, прежде всего, подчеркнуть, что она относится исключительно к налогам, уплачиваемым юридическими лицами, поскольку источник уплаты налога у физических лиц может быть только один — доход.

Рисунок 1.8 — Классификация налогов РФ по характеру собирания и использования Все источники обложения подразделяются на четыре вида, при этом большинство налогов уплачивается до распределения организацией балансовой прибыли, т. е. за счет увеличения издержек или снижения прибыли. Тем самым уменьшается облагаемая база по налогу на прибыль.

Таким образом, используя классификацию налоговых систем описанную в пункте 1.1 российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

2. Анализ поступления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации

2.1 Анализ динамики налоговых поступлений в РФ

На основании отчетных статистических данных проведем анализ поступивших в бюджетную систему РФ налоговых доходов.

Рассмотрим динамику налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период 2011;2013 гг. представленную в таблице 2.1

Таблица 2.1 — Поступление налогов в бюджетную систему РФ Источник: Росстат. Финансы России. 2014. Государственные финансы. Консолидированный бюджет Российской Федерации, с. 24

Вид бюджета

Темп, %

млрд. руб.

Консолидированный бюджет Российской Федерации

10 959,3

11 327,2

103,3

в том числе:

федеральный бюджет

5166,2

5368,0

103,9

консолидированные бюджеты

субъектов Российской Федерации

5793,1

5959,2

102,9

На основании представленных данных можно констатировать, что общая величина налоговых поступлений в 2013 г. увеличилась, составила 11 327,2 млрд руб. по сравнению с 2012 г. Увеличение абсолютной суммы налоговых поступлений произошло по всем видам бюджетов. Темп роста поступлений в консолидированный бюджет РФ за этот период составил 103,3%, в том числе: за счет роста поступлений в федеральный бюджет на 3,9% и консолидированные бюджеты субъектов РФ на 2,9%.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2014 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 10 539,4 млрд. рублей, что на 12,3% больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. Наибольший прирост поступлений наблюдался в федеральный бюджет 16,5%. Оперативные данные по сбору налогов представлены на рисунке 2.1 и 2.2.

Рассмотрим более подробно в разрезе основных налогов выявленную тенденцию. На рисунке 2.3 отображена динамика поступлений по видам налогов. На рисунке видно, что за рассматриваемый период произошел рост поступлений по всем видам основных налогов. Наибольшее увеличение поступлений наблюдается по налогу на добавленную стоимость в январе-октябре 2014 г. Поступило налогов на сумму 1816,3 млрд руб., что на 16,9% больше аналогичного периода 2013 года. Вторым по наибольшему темпу роста поступлений является налог на прибыль в сравнении с аналогичным периодом 2013 года в январе-октябре 2014 г. рост составил 15,6%. НДПИ вырос на 14,7%.

Наименьший темп роста поступлений наблюдается по акцизам за рассматриваемый период он составил 4,7%. Более наглядно выявленные тенденции представлены на рисунке 2.4.

Рисунок 2.1 — Поступления по уровням бюджета за январь-октябрь 2013;2014гг.

Рисунок 2.2 — Динамика поступлений по уровням бюджета за январь-октябрь 2013;2014гг.

Рисунок 2.3 — Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-октябрь 2013;2014гг. Источник: ФНС РФ. Налоговая аналитика. http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

Рисунок 2.4 — Динамика поступлений по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-октябрь 2013;2014гг.

Также интересно проанализировать динамику поступлений по налоговым платежам в консолидированный бюджет РФ по основным видам экономической деятельности и субъектам РФ. Динамика поступлений по налоговым платежам в консолидированный бюджет РФ по основным видам экономической деятельности представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2 — Поступления по налоговым платежам в консолидированный бюджет РФ по основным видам экономической деятельности Источник: Росстат. Финансы России. 2014. Государственные финансы. Поступление и задолженность по налоговым платежам в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности, с. 46

Вид экономической деятельности

Поступление налоговых платежей и сборов

Темп роста, %

Всего, млрд. руб.

10 952,6

11 322,6

103,3

из них:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

43 315,2

45 092,7

104,1

добыча полезных ископаемых

3 138 065,8

104,4

обрабатывающие производства

1 971 231,5

2 137 088,2

108,4

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

331 498,4

119,8

строительство

605 855,3

586 861,8

96,9

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

1 295 643,9

1 145 575,2

88,4

гостиницы и рестораны

67 737,9

75 553,8

111,5

транспорт и связь

796 189,9

706 159,3

88,7

финансовая деятельность

492 066,4

541 872,9

110,1

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

1 025 285,7

1 121 027,9

109,3

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

295 690,9

342 376,2

115,8

образование

208 726,1

245 990,9

117,9

здравоохранение и предоставление социальных услуг

169 894,2

202 412,7

119,1

Из таблицы 2.2 видно, что по видам экономической деятельности наблюдается как рост, так и снижение налоговых поступлений. Лидерами по приросту объемов налоговых поступлений являются: производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 19,8%, здравоохранение и предоставление социальных услуг — 19,1%, образование — 17,9%. Сокращение объемов налоговых поступлений произошло в таких отраслях как: оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, строительство.

Рассмотрим динамику налоговых поступлений по регионам РФ. Данная динамика представлена в таблице 2.3. В таблице 2.3 регионы расположены по степени убывания темпа роста налоговых поступлений.

Таблица 2.3 — Поступления по налоговым платежам в консолидированный бюджет РФ по регионам РФ Приложение к сборнику (информация в разрезе субъектов Российской Федерации), 2014 г.

В млрд. руб.

Регион

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Темп роста, %

(2013 г. к 2012 г.)

Российская Федерация

7662,9

9719,6

10 958,2

11 325,9

103,4

Северо-Западный федеральный округ

766 510,1

960 791,0

1 029 453,2

1 182 217,3

114,8

Северо-Кавказский федеральный округ

96 846,1

106 057,1

121 311,5

136 268,4

112,3

Южный федеральный округ

350 850,7

411 108,6

486 685,8

513 260,0

105,5

Приволжский федеральный округ

1 185 020,5

1 511 660,9

1 775 808,0

1 858 737,8

104,7

Сибирский федеральный округ

677 124,8

885 594,7

1 016 746,2

1 038 564,0

102,1

Уральский федеральный округ

2 540 286,6

3 067 145,2

2 766 578,6

2 813 896,8

101,7

Центральный федеральный округ

315 246,0

373 325,7

3 365 593,7

3 406 793,3

101,2

Дальневосточный федеральный округ

766 510,1

960 791,0

396 015,6

376 115,6

95,0

Из таблицы 2.3 видно, что не во всех регионах наблюдается рост объемов налоговых поступлений за период 2012 — 2013 гг. Так в Дальневосточном федеральном округе объемы налоговых поступлений сократились на 5%.

Наибольший рост налоговых поступлений наблюдается по Северо-Западному и Северо-кавказскому федеральным округам. Наиболее наглядно динамика объемов налоговых платежей представлена на рисунке 2.5.

Помимо показателей поступления налоговых платежей в бюджетную систему России, не менее важно количество неуплаченных налогов. Из таблицы 2.4 видно, что за период 2012 — 2014 гг. наблюдается негативная тенденция по росту общей задолженности по налоговым платежам, так задолженность за этот период выросла на 14,1%. в том числе по местным налогам на 47,2%, по налогам со специальным налоговым режимом на 37,3%, по региональным налогам на 24,2%, по федеральным налогам на 10,3%.

За рассматриваемы период тенденцию к снижению имели только налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами и остальные федеральные налоги и сборы.

Так задолженность по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами снизилась на 9,8%, а задолженность по остальным федеральным налогам на 6,6%

Рисунок 2.5 — Динамика поступлений налоговых платежей по регионам РФ Таблица 2.4 — Задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему России по видам налогов Источник: Росстат. Финансы России. 2014. Государственные финансы. Задолженность по налогам и сборам, администрируемым Федеральной налоговой службой, в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам налогов, с. 52

Вид налогов

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Темп роста, %

(2014г. к 2012 г.)

Всего

675,3

728,1

770,3

114,1

в том числе:

по федеральным налогам и сборам

553,2

591,6

610,2

110,3

из них:

налог на прибыль организаций

160,8

174,9

165,6

103,0

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

303,9

318,4

332,6

109,4

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

33,5

44,7

60,9

181,8

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

5,1

4,6

90,2

остальные федеральные налоги и сборы

48,8

47,4

45,6

93,4

по региональным налогам и сборам

77,8

83,7

96,6

124,2

по местным налогам и сборам

26,7

32,5

39,3

147,2

по налогам со специальным налоговым режимом

17,7

20,3

24,3

137,3

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 декабря 2014 г. составила 831,3 млрд. рублей. По сравнению с 1 января 2014 г. она увеличилась на 7,9%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых — на 18,2%, налогу на добавленную стоимость — на 13,0%, налогу на прибыль организаций и акцизам — сократилась соответственно на 14,3% и 9,9%.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 декабря 2014 г. составила 338,6 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2014 г. на 2,9%.

Рисунок 2.6 — Динамика задолженности по налоговым платежам в консолидированный бюджет РФ, млрд. руб.

Особый интерес представляет динамика налоговых поступлений по Оренбургской области, представленная в таблице 2.5.

Из таблицы 2.5 видно, что за анализируемый период в общем объем налоговых поступлений вырос на 12,1%. В основном по всем видам налоговых поступлений наблюдается прирост объемов, исключение составили акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимыми на территории РФ, ЕНВД для отдельных видов деятельности, а также ЕСХН.

Самый большой прирост поступлений 1223,2% составил по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения.

Вторым по величине темпов прироста налоговых поступлений стал налог на игорный бизнес, он вырос на 133,7%. Далее следует сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, его прирост составил 100,7%.

Таблица 2.5 — Показатели исполнения консолидированного бюджета Источник: Министерство финансов Оренбургской области. Оперативная информация об исполнении консолидированного и областного бюджета. Показатели исполнения консолидированного бюджета на 1 января 2013, 2014 и 2015 годов. http://www.minfin.orb.ru

В млн. руб.

Поступления в бюджет

Исполнение на 1января 2013 года

Исполнение на 1января 2014 года

Исполнение на 1января 2015 года

Изменения 2014 г. к 2012 г. в %

В сумме

Всего

112,1

7 314

из них:

Налог на прибыль организаций

111,0

2 722

Налог на доходы физических лиц

113,1

2 567

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимыми на территории РФ

97,1

— 130

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

118,7

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

4,1

1223,2

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

84,3

— 131

Единый сельскохозяйственный налог

99,8

Налоги на имущество физических лиц

139,2

Налоги на имущество организаций

125,7

1 621

Транспортный налог

102,7

Налог на игорный бизнес

1,5

3,7

3,4

233,7

1,9

Земельный налог

107,0

Налог на добычу полезных ископаемых

138,2

Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

0,7

0,8

1,4

200,7

0,7

Наибольшее сокращение объемов поступлений произошло по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Так темп роста объемов поступлений по данному налогу в 2014 году составил всего 84,3%, что на 15,7% меньше чем в 2012 году. Поступления по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимыми на территории РФ сократились на 2,9%, т. е. темп роста составил 97,1%, а темп роста поступлений по единому сельскохозяйственному налогу составил 99,8%, что на 0,2% меньше чем в 2012 году.

Таким образом, в целом работу по исполнению консолидированного бюджета, как РФ, так и Оренбургской области за рассматриваемый период можно оценить позитивно.

2.2 Анализ структуры налоговых доходов консолидированного бюджета РФ

Особый интерес вызывает анализ структуры налоговых поступлений.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-ноябре 2014 г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых — 23,5%, налога на доходы физических лиц — 20,1%, налога на прибыль организаций — 18,8%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) — 17,8%.

В январе-ноябре 2014 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов на сумму 9987,4 млрд. рублей (88,3% от общей суммы налоговых доходов), региональных — 731,1 млрд. рублей (6,5%), местных — 189,9 млрд. рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом — 405,8 млрд. рублей (3,6%).

Рисунок 2.7 — Структура налоговых платежей в январе-ноябре 2014 года в консолидированный бюджет РФ по видам экономической деятельности, в % к итогу Рисунок 2.8 — Структура налоговых платежей в январе-ноябре 2014 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации Рассматривая структуру налоговых поступлений по видам экономической деятельности отметим, что Рисунок 2.9 — Структура налоговых поступлений по видам экономической деятельности за 2013 год На рисунке 2.9 видно, что половина всех собираемых налогов приходится на отрасль добычи полезных ископаемых — 30,4% и обрабатывающие производства — 19,9%.

Таким образом, анализ структуры начисленных налогов по РФ за последний год показал, что бюджет формируется преимущественно за счет федеральных налогов (налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц).

3. Проблемы совершенствования налоговой системы Российской Федерации налоговый платеж бюджетный

3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ

В настоящее время экспертами в области налогообложения выделяются следующие проблемы налоговой системы РФ. Отмечается, что система не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является не эффективной и не экономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.

Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, делает налоговую систему не экономичной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.

Концентрация основных сумм налоговых платежей в федеральном бюджете, внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные образования регионов в их экономическом развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога и пользу бюджета региона. Более того, законодательство не способствует этому в той его части, что множество субъектов налога как производителей товаров уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.

На современном этапе принятые и используемые налоговые федеральные законы, законы и нормативно-правовые акты не соответствуют в полном объеме конституционным нормам. В этом плане необходимо выполнить анализ по согласованию норм Конституции РФ и налогового регулирования и наметить пути их решения.

В настоящее время налоговая система РФ совсем не отвечает потребностям в инновационном развитии страны.

Таким образом, в настоящее время система налогообложения работает недостаточно эффективно, не полностью выполняется фискальная функция, почти не выполняется стимулирующая, распределительная и социальная функции.

3.2 Основные пути совершенствования налоговой системы РФ

Рассмотренные в предыдущем пункте проблемы налоговой системы РФ позволяют наметить следующие пути ее совершенствования.

Необходимо внести изменения в положения первой и второй части НК РФ, дополнив их специальным налоговым режимом, который содержал бы в себе льготный режим для налогообложения организации, которые осуществляют инновационную деятельность в сфере высоких технологий. Он бы полностью освободил данные организации от уплаты НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также реализацию результатов НИОКР.

Налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой. Для эффективного функционирования налоговой системы необходимо решить ряд задач, которые являются первостепенными, в частности, необходима оптимизация налога на доходы физических лиц, так, как во всех странах, которые добились успеха в экономике, существует прогрессивная шкала подоходного налога. Несмотря на максимальные ставки налога в развитых странах существует равномерное распределение доходов, которое обеспечивается прогрессивной шкалой, что является одним из обязательных условий экономического развития любой страны. Высокое неравенство доходов губительно для экономического роста, а долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения и российский опыт это подтверждает. Другим существенным резервом может стать повышение налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний. К примеру, сумма дивидендов (около80 млрд руб. в год), полученных десятком акционеров 15 крупнейших российских металлургических компаний, почти вдвое превысила фонд оплаты труда160 тыс. работников этих компаний, а так как эти компании зарегистрированы за рубежом (в основном на Кипре), дивиденды ушли туда же и налогами в нашей стране почти не облагались.

В коренном совершенствовании нуждается налог на добавленную стоимость. Во-первых, необходимо упростить методику расчёта НДС хотя бы для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС. Более половины дел в арбитражных судах связаны именно с этим налогом, в связи с этим, необходимо совершенствование налоговой базы по НДС следующим образом.

За налоговую базу следует принимать не реализацию продукции, а входящую в неё добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию и налоги и легко может быть определена по данным бухгалтерского учёта. При этом счета-фактуры сохраняются, но они теряют свою значительную роль для российских производителей, работающих на внутреннем рынке. Во-вторых, необходимо отменить или существенно снизить ставку возмещения НДС при экспорте сырья, что позволит сохранить в бюджете сотни млрд. руб. Например, данная мера существует в Китае.

Налоговое администрирование тоже нуждается в существенных изменениях, например, полезной мерой могло бы стать упрощение налоговой отчётности. На сегодняшний день общий объём деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до80 страниц, ведь на каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных. Объём налогового отчёта можно сократить до 1 — 2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. Если информацию о предприятии и налогах поместить на одной странице, сразу будет видно, кто создает добавленную стоимость и даёт людям работу, а кто занимается перепродажей; кого надо проверять, а кого можно и не проверять.

На сегодняшний день в отчётах, которые сдаются, содержится очень много информации, которая не представляет ценности. А упрощение налогового учёта — это одно из важнейших направлений совершенствования налоговой системы в части улучшения положения налогоплательщиков. Особенно актуально это для ведения упрощенной системы налогообложения, которую в настоящее время применяют, в основном, предприятия малого и среднего бизнеса, которые должны стать основой развития экономики в посткризисном пространстве.

Ещё одним немаловажным направлением в совершенствовании налоговой системы может стать снижение налогов на производителей товаров широкого потребления и на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда внутри страны и не могут выдержать конкуренцию с контрабандной и контрафактной продукцией, заполонившей нашу страну. Для указанных предприятий надо сделать Россию оффшорной зоной, налоговой «гаванью». Тогда несырьевое развитие нашей страны станет реальностью, а на российском рынке будет больше российских товаров (одежды, обуви, мебели, глянцевых журналов, бытовой техники и т. п.). Сегодня налоговые поступления от вышеуказанных предприятий ничтожны. Ещё более ничтожными будут потери бюджета, если снизить на них налоговую нагрузку.

Так же одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, — отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг.

Таким образом, приоритеты и направления налоговой политики в настоящее время требуют создания единой и согласованной налоговой системы. Целью совершенствования налоговой системы должны быть достижение её стабильности, развитие налогового федерализма, направленного на обеспечение доходов федерального, региональных и местных бюджетов.

При реализации предложенных мер, налоговая система будет наиболее рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов.

3.3 Совершенствование налоговой системы РФ в условиях финансового кризиса

В настоящее время Правительством Российской Федерации предложен ряд основных мер по совершенствованию налоговой системы РФ планируемых к реализации в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов.

Так в частности распоряжением Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-p Правительство РФ утвердило антикризисный план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, которым в целях поддержки малого и среднего предпринимательства предлагается:

1. Увеличение в 2 раза предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства:

— для микропредприятий — с 60 до 120 млн. рублей;

— для малых предприятий — с 400 до 800 млн. рублей;

— для средних предприятий — с 1 до 2 млрд. рублей.

2. Для УСН: предоставление права субъектам РФ снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» с 6% до 1%.

3. Для ПСН:

расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения;

предоставление права субъектам РФ снижать в 2 раза максимальный р потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем год дохода (с 1 млн руб. до 500 тыс. руб.).

4. Патент для самозанятых граждан: установление возможности уплаты самозанятыми гражданами налога в связи с применением патентной системы налогообложения обязательных платежей по страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей по принципу «одного окна», а также введение особого порядка исчисления и уплаты НДФЛ и страховых взносов в государстве внебюджетные фонды для самозанятых граждан, осуществляющих определенные приносящей доход деятельности без привлечения наемных работников и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

5. Для ЕНВД: предоставление права субъектам РФ снижать ставки налога налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, с 15% до 7,5%.

6. Налоговые каникулы.

Налоговые каникулы предусмотрены в ФЗ № 477 от 29.12.2014 «О внесении изменений в статью 346 и главу 26 второй части Налогового кодекса Российской Федерации» (вступил в силу 1 января 2015).

Закон принят с целью способствования вовлечению в экономику физических лиц, осуществляющих в настоящее время неофициальную предпринимательскую деятельность без привлечения наемных работников.

Закон разработан в целях поддержки субъектов малого предпринимательства и предусматривает:

* наделение субъектов Российской Федерации правом предоставлять 2-х летние «налог каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимать перешедших в течение двух лет со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения:

* внесение изменений в главу 26 «Патентная система налогообложения» Налогового кодекса РФ (далее — НК), предусматривающих применение патентной системы налогообложения самозанятыми гражданами и возможность уплаты ими (в зависимое срока действия патента) налога в связи с применением патентной системы налогообложения с их регистрацией в качестве индивидуальных предприниматель принципу «одного окна» ;

* «налоговые каникулы» применяются для тех ИП, которые работают в производственной, социальной и (или) научной сферах.

Налоговые каникулы для лиц, применяющих УСН. Изменениями предусмотрено предоставление субъектам Российской Федерации устанавливать для ИП «налоговых каникул» в виде налоговой ставки по УСН в размере 0 процентов, которые будут действовать в 2015 — 2020 годах.

Региональным властям РФ разрешается предоставлять в период с 2015 по 2020 годы двухлетние налоговые каникулы (ставка налога = 0% - п. 2 статьи 346 в редакции законопроекта) для индивидуальных предпринимателей, которые одновременно отвечают следующим критериям:

* зарегистрированы впервые;

* в течение двух лет со дня регистрации перешли на упрощенную (УСН) или патентную систему налогообложения.

При этом субъекты Российской Федерации вправе установить ограничения на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде:

* предельного размера доходов ИП;

* средней численности работников, нарушение которых является основанием для утраты права на применение налоговой льготы.

Налоговые каникулы для лиц, применяющих ПСН. В перечень налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения включены самозанятые граждане — физические лица (пункт 2 и подпункт 2 пункта 8 статьи 346 НК), не имеющие наемных работников. Указанные самозанятые граждане будут ставиться на учет налоговыми органами в упрощенном порядке — на основании заявления на получение патента и сниматься с учета в качестве налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей по истечении срока действия патента.

Дополнения, вносимые в статью 346 НК устанавливают, что патент, выдаваемый самозанятому гражданину, будет действовать только на территории того муниципал района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, который указан в патенте.

Изменениями также предусмотрено увеличение срока для уплаты налога в связи с применением патентной системы налогообложения.

В том случае, если патент будет получен на срок до 6 месяцев, то налог в полной с необходимо будет уплатить не позднее срока действия патента, тогда как в настоящее время налогоплательщик обязан уплатить налог полностью не позднее 25 дней после начала действия патента. В том случае, если патент будет получен на срок от 6 месяцев до календарного, то одну треть суммы налога необходимо будет уплатить через 90 дней после начала действия патента (вместо 25 дней как это предусмотрено в настоящее время). Остальные две трети суммы налога будут уплачиваться налогоплательщиком не позднее срока окончания действия патента, тогда как в настоящее время оставшуюся сумму налога налогоплательщик обязан уплатить не позднее 30 дней до окончания действия патента.

Помимо этого в 2015 году законодателями будет рассмотрен вопрос целесообразности введения моратория на повышение налоговой нагрузки на бизнес. По мнению спикера государственной думы, данная мера представляется оправданной, особенно в свете действующих экономических санкций.

Кроме того, в 2015 году будет решен вопрос о введении моратория на изменение налогового законодательства в целом.

Рассмотрим основные предложения по смягчению налоговой нагрузки.

Утверждены льготы по налогу на прибыль для участников свободной экономической зоны в Крыму. Федеральный закон № 379-ФЗ от 29 ноября 2014 года гласит, что ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0% и применяется в течение 10 лет. Ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов, не будет превышать 13,5%. Кроме того, участникам свободной экономической зоны предоставляются льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу.

Авиаперевозчикам предоставили льготы по НДС. В соответствии с Федеральным законом № 382-ФЗ от 29 ноября 2014 года российским авиаперевозчикам предоставляется право применять ставку НДС в размере 0% при оказании услуг по транзитной перевозке товаров воздушными судами с технической посадкой на территории РФ.

Крыму дали возможность снизить ставку по единому сельскохозяйственному налогу. В соответствии с Федеральным законом № 379-ФЗ от 29 ноября 2014 года законами Республики Крым и города Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена для всех или отдельных категорий налогоплательщиков. При этом в отношении периодов 2015 — 2016 годов ставка может быть уменьшена до 0%, в отношении периодов 2017 — 2021 годов — до 4%.

Организации социального обслуживания получат льготы по НДС и налогу на прибыль. Поправки в часть вторую Налогового кодекса РФ предоставляют налоговые льготы организациям, осуществляющим социальное обслуживание граждан. Документом предусмотрено освобождение от НДС услуг, которые предоставляются гражданам в организациях социального обслуживания. Кроме того, устанавливаются условия освобождения организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан, от уплаты налога на прибыль. Закон вступил в силу с 1 января 2015 года, и его положения будут применяться по 1 января 2020 года.

Крымским СМИ предоставлены преференции по уплате госпошлин. Федеральный закон № 381-ФЗ от 29 ноября 2014 года предусматривает предоставление льгот для отдельных категорий физических лиц и организаций в виде освобождения от уплаты госпошлины за совершение действий, касающихся регистрации СМИ, продукция которых предназначена для распространения в Крыму. Также временно отменяется госпошлина за предоставление лицензий на телевизионное вещание и радиовещание и на оказание услуг связи на территории Крыма.

Законодателями дополнен перечень расходов, по которым предоставляется социальный вычет. Согласно Федеральному закону № 382-ФЗ от 29 ноября 2014 года, вычет предоставят в сумме уплаченных плательщиком страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет в свою пользу, в пользу супруга, родителей или детей. В случае расторжения договора добровольного страхования жизни при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет.

Малые предприятия Крыма получили право на пониженную ставку налога по УСН. Федеральный закон № 379-ФЗ от 29 ноября 2014 года гласит, что законами Республики Крым и города Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена для всех или отдельных категорий налогоплательщиков. В отношении периодов 2015 — 2016 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 0%. В отношении периодов 2017 — 2021 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 4% в случае, если объектом налогообложения являются доходы и до 10%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Введены налоговые льготы для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития. Федеральный закон № 380-ФЗ от 29 ноября 2014 года предоставляет резидентам, предоставившим вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение НДС, договор поручительства управляющей компании, право на возмещение НДС в заявительном порядке. Также для резидентов ТОР устанавливается ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0%. При исчислении НДПИ резиденты приобретают право применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого и равного 0.

Тем не менее, на некоторые виды налогов ставки все же увеличатся.

Ставка налога на доходы физических лиц, полученные в виде дивидендов, увеличивается с 9 до 13%.

Увеличится акциз на сигареты. Согласно Налоговому кодексу, в 2015 году ставка должна была вырасти до 960 руб. плюс 9,5% от розничной стоимости (не менее 1,25 тыс. руб.). В 2016 году также меняется только адвалорная часть акциза — до 10%. В 2017 году предлагается установить специфическую часть акциза в 1350 руб. и адвалорную — 10,5%.

Индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, предполагает, что в 2015 году будет проведена индексация в 1,28 раза, в 2016;м — в 1,64 и в 2017;м — в 2,08 раза. Ускоренная индексация будет проходить до 2026 года, потом — только на инфляцию.

Минфин предлагает провести индексацию ставок платы за использование лесов в 1,05 раза в 2015 году, в 1,1 раза — в 2016 году и в 1,15 раза — в 2017_м.

Федеральным законом № 366-ФЗ от 24.11.2014 увеличивается налог на добычу полезных ископаемых и одновременно снижаются экспортные пошлины. В рамках закона предлагается поэтапно за 3 года сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты (в 1,7 раза за 3 года на нефть, 1,7 — 5 раз на нефтепродукты в зависимости от вида) с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раз). Также предусмотрено одновременное поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты.

Таким образом, приоритетом Правительства Российской Федерации в области налоговой политики в средне и долгосрочной перспективе является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. При этом Правительство Российской Федерации не планирует повышения налоговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе путем повышения ставок основных налогов. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода, в 2018 году.

Заключение

В ходе проведенного исследования было выявлено, что понятие «налоговая система» относится к наиболее сложным проблемам экономической науки. Данная категория широко используется в научных и учебных работах, особенно при рассмотрении вопросов налогов и налогообложения. Однако, несмотря на значительное количество доктринальных формулировок данного понятия, до сих пор, как отмечалось в литературе, отсутствует единое научно обоснованное понимание ее сущности, что, по мнению некоторых исследователей, лежит в основе отказа законодателя от закрепления этого понятия в НК РФ.

В то же время выяснение содержания понятия и выработка соответствующей дефиниции налоговой системы как научной категории были бы очень полезны для построения механизма правового регулирования налогов. Это позволило бы выделить элементы налоговой системы, определить место и роль каждого элемента и взаимосвязи элементов внутри налоговой системы и отграничить элементы налоговой системы от внешних факторов, влияющих на налоговую систему. А это, в свою очередь, создало бы научную базу для эффективного нормативного закрепления правового регулирования налогов.

Совокупность установленных налогов не может в полной мере характеризовать налоговую систему страны, поскольку она представляет собой достаточно сложное образование. Перечень включенных в нее налогов отражает только одну из ее сторон. Понятие «налоговая система» намного шире и включает в себя также законодательство о налогах и сборах и государственные органы, обеспечивающие ее функционирование.

В данной выпускной квалификационной работе, в соответствии с поставленной целью, проведен анализ современной налоговой РФ и предложены рекомендации по ее совершенствованию.

По своей общей структуре, принципам построения и перечню российская система налогов в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

Из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе России, фактически четыре налога — налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на доходы физических лиц (НДФЛ), а также таможенная пошлина играют решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы. При этом их доля в сумме уплачиваемых в консолидированный бюджет страны налогов из года в год увеличивается.

В налоговой системе РФ существует достаточно большое количество проблем. В связи с этим в последнее время наблюдается негативная динамика роста задолженности по налоговым платежам.

Для решения всех этих проблем необходимо как можно лучше привести в действие налоговые механизмы. Все это позволит преобразовать нынешнею налоговую систему. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса.

В целом можно подвести итог, что налоговая система — это форма проявления налоговых отношений между государством и субъектами налогообложения. Налоговая система — это один из самых эффективных инструментов экономической политики государства. Российская система налогообложения с течением времени изменялась. В силу изменения политических, экономических и социальных требований, трансформировались и функции налоговой системы. В настоящее время налоги из простого инструмента пополнения государственного бюджета стали главным регулятором всей экономики государства, влияя на ее структуру, пропорции, темпы развития и общие условия функционирования.

Список использованных источников

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014). http://www.consultant.ru/popular/nalog1/;

2. Федеральный закон от 29.12.2014 N 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (29 декабря 2014 г.);

3. Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 N 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году»;

4. Брызгалин А. В. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Установление, введение и отмена налогов // Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М. В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. С. 324 — 325.

5. Брызгалина А. В. Налоги и налоговое право // Под ред. А. В. Брызгалина. М., 2012. — 307 с.;

6. Горский И. В. Налоговая политика России начала XXI века // Налоговый вестник. 2012. — 105 с.;

7. Журнал все для бухгалтера № 4 Июль-август 2013 г. Статья «Проблемы налоговой политики Российской Федерации на 2013—2015 годы»;

8. Иванова В. Н. О системном подходе к пониманию правовых категорий «юридическая конструкция налога», «система налогообложения» и «налоговая система» // Законодательство и экономика. 2004. N 6. Июнь.;

9. К чему следует готовиться налогоплательщикам в 2015 году. [Электронный ресурс] http://www.klerk.ru/buh/articles/407 844/#sel=12:4,12:16

10. Кучеров И. И. Налоговое право России: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. — 71 с.;

11. Мамрукова О. И. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / О. И. Мамрукова. — 8 е изд., перераб. — М.: Издательство «Омега-Л», 2010. — 310 с.: ил., табл. — (Высшее финансовое образование);

12. Назаров В. Н. О понятии «налоговая система» и его правовом содержании. Электронный ресурс, 2009. http://www.juristlib.ru/book_3837.html;

13. Налоги и налогооблажение: учебник [Электронный ресурс]; Региональный финансово-экономический инс-т. — Курск, 2010. — 356 с.;

14. Налоги и налогообложение. Под ред. Майбурова И. А. 4-е изд. — М.: 2011. — 558 с;

15. Налоговая аналитика. [Электронный ресурс] http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

16. Налоговая нагрузка на бизнес повышается: новые платежи, которые ждут бизнес в 2015 г. [Электронный ресурс] http://planetasmi.ru/blogi/comments/33 930.html

17. Проект ОННП РФ на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 [Электронный ресурс] http://sfr.bujet.ru/sfr/253 414/

18. Сборник научных трудов научно-практической конференции: «Проблемы совершенствования системы налогообложения в Российской Федерации». — М.: Издательство МЭСИ, 2013. — 164 с.;

19. Соколова Э. Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. М.: Юриспруденция, 2007. с. 29.

20. Финансы России. 2014: Стат.сб./ Росстат. — М., 2014. — 357 c.

21. Налоговые каникулы и другие льготы для малого бизнеса на 2015;2020 годы. [Электронный ресурс] advocatshmelev.narod.ru

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой