Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конкуренция и экономический анализ

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое — совершенствование технических характеристик товаров; второе — улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества… Читать ещё >

Конкуренция и экономический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Факультет инновационных технологий обучения КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Конкуренция и экономический анализ Выполнила студентка группы № БТ-11−3-1.

Наумова Наталья Александровна Иркутск.

ВВЕДЕНИЕ.

1. МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.

1.1 Конкуренция и ее виды.

1.2 Место конкуренции в экономике.

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

2.1 Содержание и задачи экономического анализа.

2.2 Информационная база экономического анализа.

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОАО «Сибмонтажавтоматика».

3.1 Оценка стоимости капитала.

3.2 Состав, структуры и динамики оборотных активов и основного.

капитала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием — рынок.

По определению рынок — это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение — это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.

Конкуренция занимает главенствующее положение в экономике любого государства, но имеет самые различные формы. Значение конкуренции в экономике, какой-либо страны определяется уровнем экономического развития страны, её положением и влиянием в международной сфере рыночных отношений.

Человек совершает те или иные разумные действия только в том случае, если им движут определенный мотив, интерес, например, желание избежать опасности, ответственности, получить благо и т. д. Экономика не является исключением. Немногие люди согласны трудиться только потому, что они испытывают удовольствие от самого процесса труда. Чаще всего ими движут другие мотивы, главным из которых является добывание средств к существованию. Основным же стимулом предпринимателя является не обеспечение жизненных элементарных потребностей, а получение максимально возможной прибыли. Возможность получения прибыли отдельно взятым предпринимателем чаще всего ограничивается другими лицами, производящими те же товары, выполняющими работы того же типа, оказывающими аналогичные услуги. В результате между ними возникает соперничество за потребителя их продукции, за более выгодные условия производства и реализации товара, т. е. в конечном итоге за более высокую прибыль. Это соперничество и является конкуренцией.

Таким образом, конкуренция — это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции.

Цель моей курсовой работы: выяснить понятие и сущность конкуренции, определить ее виды, и то, как они влияют на развитие экономики в целом.

1. МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.

1.1 Конкуренция и ее виды Конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание — закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность — монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определенных показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

Количество фирм, поставляющих товары на рынок;

Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

Дифференциация товаров;

Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен). Ценовая конкуренция происходит, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трех условиях:

Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;

Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;

Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т. д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое — совершенствование технических характеристик товаров; второе — улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой — «качество» — это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путем рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция путем сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т. е. в процессе его эксплуатации.

По отраслевой принадлежности различают внутрии межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Совершенная конкуренция — это такое состояние рыночной системы хозяйствования, когда:

на рынке множество покупателей и продавцов и ни одна группа этих агентов рынка не может влиять на положение и изменение рыночной конъюнктуры;

для продажи предлагаются одинаковые, однородные товары и услуги;

ни один из участников рынка не знает о рынке больше, чем остальные, так что все продавцы и все покупатели имеют о рынке одинаковую и полную информацию;

покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

продавцы действуют независимо друг от друга;

покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его, не испытывая никаких затруднений.

Несовершенная конкуренция — это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при которой нарушается хотя бы один из указанных выше признаков совершенной конкуренции:

количество фирм на рынке может сократиться вплоть до одной, и сами фирмы представляют собой уже не мелкие, а крупные предприятия;

характер товарной продукции может быть разнородным или даже уникальным;

предприятия уже не имеют равного доступа к информации;

при выходе на рынок и выходе из него приходится преодолевать препятствия, барьеры.

При характеристике конкуренции возникает потребность найти такой метод, который позволил бы легко и просто определить ее характер, не прибегая к сложному анализу указанных выше признаков. Такой метод в экономической науке существует: это характер реакции спроса цены на изменение спроса и предложения. Если товаропроизводитель продает товаров столько, сколько он хочет и может продать, а рыночная цена остается неизменной, то на рынке имеет место совершенная конкуренция, а сам товаропроизводитель является совершенным конкурентом. Если же фирма увеличивает количество товаров, поставляемых на рынок, и цена падает, то на рынке имеет место несовершенная конкуренция.

На рынке совершенной конкуренции цена — это заданная величина: отдельно взятый агент ранка никакого прямого влияния на цену не оказывает. Если продавец запросит более высокую цену, покупатели перейдут к его конкурентам. Если же он запросит более низкую цену, он не удовлетворит весь спрос, так как доля его товара на рынке не велика. Не в состоянии изменить цену и покупатель. Приспособление к рынку в условиях совершенной конкуренции выразится в объеме продажи и объеме покупок.

На рынке несовершенной конкуренции товаропроизводитель стремится удержать падение цены при увеличении объема продаж, и иногда это ему удается, но основная тенденция динамики цены — понижение.

Средствами свободной конкурентной борьбы являются рост объема продаж, повышение эффективности производства, научно-технический прогресс, силовые методы воздействия на конкурента, промышленный шпионаж, изменение уровня цен и прочее.

Монополистическая конкуренция — имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

Монополистическая конкуренция — это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Монополистическая конкуренция — самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

Основные характеристики монополистической конкуренции:

относительно большое число некрупных (мелких) фирм;

эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Неценовая конкуренция — главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.

1.2 Место конкуренции в экономике Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.

Конкуренция — общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов:

креативное (созидательное) — поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;

приспособленческое — учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;

обеспечивающее (гарантирующее) — поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.

Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.

В промышленно развитых странах, где рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. Прежде всего выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.

Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1%), что им можно пренебречь.

Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка.

Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. В силу специфического положения таких монополий в экономике России единственной силой, способной им противостоять является государство. Поэтому, государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики, ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений. Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности федеральных органов власти и местных администраций по регулированию естественных монополий приводит к ценовым диспропорциям на услуги их отраслей между регионами, к разрыву межрегиональных связей. При отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов и высокой дифференциации цен и тарифов между отдельными потребителями деятельность ряда регионов страны в едином экономическом пространстве осложняется.

Для стимулирования конкуренции на монопольном рынке мировая практика предлагает использовать следующие меры: расширить практику конкурсного отбора в отраслях естественных монополий на региональном уровне на стадии организации торгов за право быть поставщиком определенного вида услуг, поскольку в настоящее время это право достаточно часто определяется в результате сговора хозяйствующих субъектов без участия региональных властей; ускорить становление системы сбора и распространения коммерческой информации, создание специализированных региональных информационных систем, которые облегчат доступ новых участников на региональные рынки.

С самого начала, конкуренции отводилась не только функция рыночного регулирования, но и стимулирующая роль. Иначе говоря, она рассматривалась как фактор развития, совершенствования производства и качества производимой товарной массы. Хотя физиократы, основываясь на своей теории естественного порядка, не рассматривали купечество и промышленников как производительный класс, А. Смит преодолел эту ограниченность, что и позволило классикам расширить «функциональные возможности» конкуренции, придав ей роль производительной силы и фактора общественного развития или прогресса, понимаемого с тех пор, как рост общественного благосостояния.

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

2.1 Содержание и задачи экономического анализа Содержанием экономического анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выяснения слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Анализ должен представлять собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывать возможные перспективы развития его дальнейшей производственной деятельности в выбранной области хозяйствования.

Основная цель проведения экономического анализа — повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели: оценивают результаты работы за прошедшие периоды; разрабатывают процедуры оперативного контроля за производственной деятельностью; вырабатывают меры по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и в его финансовых результатах; вскрывают резервы повышения результативности деятельности; разрабатывают обоснованные планы и нормативы.

В процессе достижения основной цели анализа решаются следующие задачи:

1) изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях;

2) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов, которое достигается в первую очередь осуществлением обстоятельного ретроспективного (текущего) анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Затем выделяются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность данного предприятия. Особое внимание обращается на анализ хозяйственной деятельности за текущий период, который является в то же время и предплановым. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах;

3) объективное и всестороннее изучение выполнения установленных планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству продукции. Анализ проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и для выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на процесс производства;

4) поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта достижений науки и практики;

5) определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Объективная оценка деятельности предприятия способствует росту производства, повышению его эффективности, и наоборот;

6) прогнозирование результатов хозяйствования;

7) исследование коммерческого риска;

8) сравнительный анализ маркетинговых мероприятий;

9) подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений, связанных с корректировкой текущей деятельности и разработкой стратегических планов.

В конкретных условиях могут ставиться и другие локальные цели, которые будут определять содержание процедур анализа финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, общее содержание аналитических процедур определяется как спецификой работы предприятия, так и выбранным видом анализа (перспективный, оперативный и т. д.).

Содержательная сторона анализа включает следующие элементы (процедуры):

— постановка конкретных задач анализа;

— установление причинно-следственных связей;

— определение показателей и методов их оценки;

— выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наиболее существенных;

— выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и стимулирование положительных.

Перед экономической наукой в целом и перед анализом в частности на разных этапах развития общества и производства выдвигались новые задачи, смещались акценты. Этот процесс будет происходить и в дальнейшем.

2.2 Информационная база экономического анализа Успешное выполнение программы экономического анализа, достоверность используемых показателей во многом зависит от источников информации.

Имеется двоякая связь предмета экономического анализа с информацией. С одной стороны, анализ выступает как потребитель информации, с другой — как ее источник. В переработанном и обобщенном виде информация используется руководителями и специалистами для принятия управленческих решений. Кроме того, предмет анализа выполняет также контрольные и распорядительные функции по отношению к самой информации, вызывая изменение ее объема, содержания, качества, адреса и цели использования.

Для анализа используют научно-техническую, административно-правовую и экономическую информацию.

Все источники данных для анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные.

К плановым относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.

К учетным источникам относятся: бухгалтерский учет и отчетность; статистический учет и отчетность; оперативный учет и отчетность; выборочные учетные данные.

В бухгалтерском учете и отчетности находят наиболее полное отражение и обобщение хозяйственные средства и хозяйственные операции. Методами сплошного и непрерывного наблюдения, строгого документирования, систематизации на счетах, группировки в балансе и других отчетных формах достигается объективная количественная характеристика хозяйственных операций, обобщенная характеристика всей совокупности средств хозяйства по составу и размещению, по источникам образования и целевому назначению. Своевременный и полный анализ бухгалтерской отчетности позволяет принять необходимые меры по улучшению деятельности предприятия.

Особое значение для всех пользователей отчетными данными имеет пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. В них находят отражение важные сведения (на начало и конец отчетного периода) о нематериальных активах по их отдельным видам, об основных средствах (по основным группам), арендованным основным средствам, о видах финансовых вложений, о дебиторской и кредиторской задолженности, об уставном, резервном и добавочном капитале, о количестве акций акционерного общества (полностью оплаченных, неоплаченных, оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, его дочерних и зависимых обществ); о составе резервов предстоящих расходов и оценочных резервов; об объемах реализованной продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынка сбыта; о составе издержек производства и обращения, о прочих внереализационных доходах и расходах; о любых выданных и полученных обязательствах и платежах.

Бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и перечисленные выше дополнительные данные могут служить информационной основой для экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий и других коммерческих структур. На их основе можно судить о выполнении обязательств, прежде всего, перед акционерами, инвесторами, покупателями, а также о возможных финансовых затруднениях, ведущих порой к нестабильному финансовому состоянию.

Информационная ценность бухгалтерской отчетности повышается, если учетное хозяйство предприятия было предварительно проверено аудиторской службой, так как аудитор в ходе проверки и по завершению ее обязан проанализировать состояние бухгалтерского учета, установить соответствие хозяйственно-финансовых операций действующим законам и подзаконным актам; установить правильность постановки учета и достоверность бухгалтерской отчетности.

Данные статистического учета, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей.

Оперативный учет и отчетность, применяемые на отдельных участках хозяйственной деятельности предприятий, обеспечивают более быстрое по сравнению со статистикой и бухгалтерией получение соответствующей информации. Для текущего анализа такая информация неоценима. Так, невозможно обойтись при текущем анализе товарооборота без оперативных данных о ежедневной выручке за проданные товары.

Однако не все явления общественной жизни находят отражение в системе учета. Например, в годовых отчетах нет характеристики качества земельных угодий, работы бригад и звеньев, производительности труда по профессиям и т. д. Часть данных может быть получена только с помощью специальных наблюдений. Сбор необходимых данных ведется по заранее разработанному статистическому бланку исходя из программы исследования. Статистический бланк (формуляр) может иметь списочную или карточную форму. При небольшом количестве вопросов по каждой единице наблюдения используется списочная форма бланка. В остальных случаях лучшие результаты обеспечивает карточная система. Наблюдение может быть сплошным (что очень трудоемко) и выборочным (когда обследуется только часть изучаемой совокупности). Для изучения социологических проблем можно использовать анкетное обследование.

Способ отбора единиц при выборочных наблюдениях зависит от характера исследования. Он может быть механическим, случайным, типическим и гнездовым. Для анализа сельскохозяйственного производства целесообразно использовать механическую или случайную выборку. Типическая выборка обеспечивает высокое качество статистического материала при решении конкретных вопросов организации производства. Гнездовую выборку можно применять при изучении специфических явлений общественной жизни.

Бланки по каждой единице наблюдения заполняет исследователь или по его поручению специальный работник. Степень полноты охвата изучаемой совокупности определяется организационным планом исследования.

Выборочные учетные данные помогают углубить и детализировать показатели отчетности. За последние годы количество форм отчетности значительно сокращено. В этих условиях получают распространение эпизодические выборки, наблюдения, углубленные проверки. Выборочные данные следует рассматривать как источник учетного характера, поскольку их получают из текущего бухгалтерского учета и первичной документации.

К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность:

— официальные документы — законы, указы Президента, постановления кабинета министров, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия;

— хозяйственно-правовые документы — договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации;

— решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия;

— материалы изучения передового опыта, приобретенные из разных источников информации (радио, телевидение, газеты и т. д.);

— техническая и технологическая документация;

— материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотографии и т. п.);

— устная информация, которая получена во время встреч с членами коллектива или представителями других предприятий.

Комплексное использование перечисленных источников информации и правильное их сочетание в процессе экономического анализа позволяет всесторонне изучать работу предприятий и полнее выявлять резервы их экономического и социального развития.

Данные годовых, квартальных и месячных отчетов и балансов, показатели статистической и оперативно-технической отчетности характеризуют результаты работы предприятия в целом за год, по отдельным периодам и видам работ.

Для анализа работы цехов, участков, бригад и других коллективов используют производственные отчеты, данные бухгалтерских регистров и первичные документы.

Потребность в конкретных источниках информации зависит от анализируемых объектов, предмета изучения, цели и задач, периода проведения анализа. Чем полнее и разнообразнее информация, тем глубже и действеннее выводы и предложения по повышению эффективности производства.

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОАО «СИБМОНТАЖАВТОМАТИКА».

3.1 Оценка стоимости капитала.

Имущества — материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности, а пассив баланса — источники средств образования.

Таблица 1.

Оценка стоимости капитала.

Отклонение.

тыс. руб.

% к итогу.

тыс. руб.

% к итогу.

тыс. руб.

% к итогу.

Актив.

1. Недвижимое имущество.

6,90.

8,64.

18,84.

2. Текущие активы в т. ч.

93,10.

91,36.

— 9895.

— 6,92.

2.1 Запасы в т. ч.

26,20.

46,23.

67,40.

— сырье, материалы.

25,18.

42,89.

61,57.

— готовая продукция.

0,89.

2,86.

205,79.

— расходы будущих периодов.

0,13.

0,48.

254,31.

2.2. НДС по приобретенным ценностям.

0,64.

— 982.

— 100,00.

2.3. Дебиторская задолженность.

47,44.

37,20.

— 18 684.

— 25,63.

2.4. Денежные средства.

18,82.

0,78.

— 27 780.

— 96,06.

2.5. Прочие оборотные активы.

0,00.

0,02.

Валюта баланса.

— 7898.

— 5,14.

Пассив.

1. Источники собственных средств.

2,13.

2,84.

26,50.

2. Заемные средства в т. ч.

97,87.

97,16.

— 8765.

— 5,83.

2.1. долгосрочные обязательства.

;

;

;

;

;

;

2.2. краткосрочные обязательства в т. ч.

97,87.

97,16.

— 8765.

— 5,83.

2.2.1 заемные средства.

;

;

;

;

;

;

2.2.2 кредиторская задолженность в т. ч.

97,87.

97,16.

— 8765.

— 5,83.

— поставщикам.

91,26.

95,25.

— 1395.

— 0,99.

— по оплате труда.

0,99.

1,14.

9,74.

— в внебюджетные фонды.

0,12.

0,003.

— 184.

— 97,35.

— по налогам и сборам.

0,76.

0,76.

— 58.

— 4,95.

2.2.3 прочие краткосрочные пассивы.

4,73.

0

— 7275.

— 100,00.

Валюта баланса.

— 7898.

— 5,14.

Недвижимое имущество на конец года увеличилось на 1997 тыс. рублей, что составляет 18,84% от его величины на 2010 год, произошло сокращение текущие активы на 9895 тыс. рублей, что составляет 6,92% по отношению на 2010 год, причем уменьшение текущих активов произошло за счет уменьшение дебиторской задолженности и денежных средств и за счет увеличение запасов.

На 2010 года доля недвижимого имущества составляла в общем, итоге 6,9%, а также текущие активы 93,1%, на 2011 год структура актива баланса изменилась, причем уменьшение текущих активов говорит об улучшении финансового состояния, т. к. увеличились производственные запасы, и уменьшилась дебиторская задолженность.

Источники собственных средств на 2010 год составляли 2,13%, а на 2011 год — 2,84% или увеличились на 867 тыс. руб., что составило 26,5% по отношению к 2010 году, заемные средства соответственно уменьшились — 8765 тыс. руб., или на 5,83% по отношению к 2010 году уменьшилась кредиторская задолженность на 5,83% в сравнении к 2010 году поставщикам, своим работникам.

Для характеристики финансовой зависимости предприятия от заемных средств определим финансовые коэффициенты:

Коэффициент независимости, где Исс — источники собственных средств, тыс. руб.

Валюта баланса — сумма по балансу, тыс. руб.

Нормативный коэффициент независимости равен 0,6.

Рассчитаем способом цепных подстановок:

Коэффициент независимости ниже нормативного, значит, обязательства предприятия не будут покрыты собственными средствами, но к концу года приблизился к нормативному значению.

Коэффициент финансовой устойчивости.

где.

? заем. ср-в — сумма заемных средств, т. руб.

Нормативный коэффициент финансовой устойчивости равен 1.

Коэффициент финансовой устойчивости ниже нормативного, значит предприятие финансово неустойчивое, но к концу года финансовое состояние улучшилось.

В текущем году предприятие не привлекало дополнительно заемных средств.

Определим оценку стоимости собственного капитала = сумма чистой прибыли / средняя сумма собственного капитала Средняя сумма собственного капитала за 2010 г = (3272 + 1990) / 2 = 2631 тыс. руб.

Средняя сумма собственного капитала за 2011 г = (4139 + 1789) / 2 = 2964 тыс. руб.

Оценка стоимости собственного капитала 2010 г. = 1282 / 2631 = 0,4873 * 100 = 48,73.

Оценка стоимости собственного капитала 2011 г. = 2350 / 2964 = 0,7928 * 100 = 79,28.

3.2 Состав, структуры и динамики оборотных активов и основного капитала.

Особое внимание уделяется изучению состояния, динамики и структуры основных средств, так как они имеют большой удельный вес в долгосрочных активах предприятия.

Особенно тщательно необходимо проанализировать изменения состава и динамики оборотных активов как наиболее мобильной части капитала, от состояния которых в значительной степени зависит финансовое состояние предприятия.

Таблица 2.

Динамика структуры оборотных активов и основного капитала.

Вид средств.

Наличие средств, тыс. руб.

Структура средств, %.

Откл.

Откл.

1. Внеоборотные активы.

1.1. Основные средства.

84,60.

15,40.

1.2. Незавершенное строительство.

— 1633.

15,40.

— 15,40.

Итого.

100,00.

100,00.

;

2. Оборотные активы.

2.1. Запасы в т. ч.

28,14.

50,61.

22,47.

— сырьё, материалы.

27,05.

46,95.

19,90.

— готовая продукция.

0,95.

3,13.

2,18.

— расходы будущих периодов.

0,14.

0,52.

0,39.

2.2. НДС по приобретенным ценностям.

— 982.

0,69.

0,00.

— 0,69.

2.3. Дебиторская задолженность.

— 18 684.

50,96.

40,72.

— 10,24.

2.4. Краткосрочные финансовые вложен.

0,00.

7,80.

7,80.

2.5. Денежные средства.

— 27 780.

20,21.

0,85.

— 19,36.

2.6. Прочие оборотные активы.

0,00.

0,02.

0,02.

Итого.

— 9895.

100,00.

100,00.

;

Из таблицы 2 видно, что за анализируемый период сумма основного капитала увеличилась на 18,8% (12 599 / 10 602 * 100 — 100). Значительно выросла сумма основных средств. Сумма и доля незавершенного строительства значительно уменьшились, что следует оценить положительно.

Наибольший удельный вес в оборотных активов имеют запасы на 2010 г. — 28,14%, а на 2011 г. — 50,61% и дебиторская задолженность в 2010 г. — 50,96%, а в 2011 г. — 40,72%. Однако в составе запасов значительно увеличилась доля сырье, материалы в связи с увеличением выпуска продукции. Сокращение дебиторской задолженности свидетельствует об улучшении финансовой ситуации на предприятии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Когда мы ассоциируем конкуренцию с развивающейся экономикой, мы часто забываем, как много изменений произошло в государствах, занимающих ведущие позиции в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усиление конкуренции с другой, связаны с известным экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны. Наиболее конкурентоспособные сегодня отрасли экономики Японии, такие как электроника и машиностроение, развились благодаря усилению внутренней конкуренции. В то же время развитие большой части экономики этой страны, в частности химической промышленности, розничной торговли и сферы финансовых услуг, сдерживается ограничениями конкуренции.

Даже в Соединенных Штатах, где в течение XX века отмечен самый высокий рост конкуренции, огромные сектора экономики до недавнего времени были подчинены строгому регулированию. В то же время телекоммуникация, транспорт, энергетика и другие области экономики являются яркими примерами мощи конкуренции, обусловливающей постоянные инновации и беспрецедентно быстрые темпы их развития.

Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

Конкуренция — определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в ее условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

Анализ конкурентоспособности России дает весьма нерадостный результат. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышения конкурентоспособности страны теперь поставлена на самом высоком уровне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ конкуренция рыночный капитал Алексеева А. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А. И. Алексеева, Ю. В. Васильев [Текст]. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 529 с.

Баканов М. И. Теория экономического анализа / М. И. Баканов [Текст]. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 416 с.

Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: учебник / И. Т. Балабанов [Текст]. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 340 с.

Банк В. Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В. Р. Банк, С. В. Банк [Текст]. — М.: Проспект, 2011. — 344 с.

Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Т. Б. Бердникова [Текст]. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 215 с.

Васильева Л. C. Финансовый анализ: учебник / Л. C. Васильева, M. B. Петровская [Текст]. — М.: КНОССРТ, 2009. — 544 с.

Гиляровская Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л. Т. Гиляровская и др. [Текст]. — М.: Проспект, 2011. — 360 с.

Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. Пособие / Н. П. Любушин. 3-е изд., перераб. и доп. [Текст]. — М.: Юнити-Дана, 2009. — 448 с.

Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А. Д. Шеремет [Текст]. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 415 с.

Шеремет А. Д. Методика финансового анализа: учебник /А. Д. Шеремет [Текст]. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 456 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой